Таинственные воды канала грибоедова

От Грибоедова до башни грифонов: самые жуткие и чудесные места Петербурга

Санкт-Петербург всегда притягивал путешественников. Туристы приезжали не только полюбоваться на шедевры архитектуры или на картины в Эрмитаже. В городе на Неве есть десятки мест, на которые, как рассказывают, наложены древние проклятья. Самые главные из них – в материале портала «МИР 24». 

«Гиблые» места

Одним из самых мистических мест Северной столицы стал Обводный канал. В XIX веке горожане прозвали его «Обвонным» и «канавой»: в искусственный водоем сливали промышленные отходы и сточные воды, поэтому вода в канале часто плохо пахла. Однако по-настоящему дурную славу он приобрел 1920-е годы.

Тогда строители обнаружили выложенные кругом гранитные плиты, расписанные неясными символами. Под плитами были обнаружены человеческие останки.

На место проведения работ вызвали археологов, которые определили, что захоронение было сделано в XI-ХII веках древними скандинавами и, вероятнее всего, являлось местом языческих жертвоприношений. Камни с непонятными надписями рабочие пустили на поребрик.

После этого Боровом мосте начались немотивированные самоубийства большого числа людей. Загадочные смерти имели место в 1923 (89 случаев), 1933 (107 случаев), 1943 годах, и т. д., повторяясь каждый третий год каждого десятилетия. К 1993 году количество самоубийств достигло 303 человек в год. 

Другое гиблое место – египетские сфинксы на Университетской набережной. Они появились в Северной столице более 180 лет назад и были установлены перед Академией Художеств. Древние легенды описывают сфинксов как хранителей своего родного города, однако ни в коем случае нельзя тревожить или отрывать от родного места.

Туристы  и прохожие давно обращали внимание как выражение их лиц меняется в течение дня: утром спокойное и миролюбивое, к вечеру оно сменяется на мстительное и зловещее.

Мифические существа загадочным образом притягивают смерть: считается, что утопленники со всей Невы выше по течению каким-то безошибочным курсом плывут именно к сфинксам.

Еще один канал, Грибоедова, снискал дурную славу из-за убийства императора Александра II. Софья Перовская, террористка и организатор убийства императора была казнена в марте 1881 года на Семеновском плацу. С тех пор призрак женщины с синим лицом с платочком в руках периодически пугает прохожих в холодном марте.

Призраки в храмах и на кладбищах..

Построенный на месте убийства царя храм Спаса-на-Крови считается домом еще одного призрака. Посетители храма неоднократно обращали внимание на загадочный блик на фотографиях из храма.

Этот эффект появляется практически на всех снимках из здания, что, как считается, свидетельствует о наличие в храме призрака. Кому  он принадлежит остается неясным.

Исследователи отмечают, что в годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. Возможно, посетителям является кто-нибудь из них.

Еще один призрак обитает в Исаакиевском соборе. Храм построен в 1818 – 1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана, строительство курировал император Николай I. По легенде, архитектору Монферрану было суждено умереть, как только храм будет достроен. С тех пор посетители видят странный тенеподобный силуэт. Как считается он принадлежит знаменитому зодчему.

Призраки в Петербурге, как и положено, обитают и на кладбищах, однако в Северной столице истории о неупокоенных душах приобретают особый ореол. Самым жутким признано Смоленское кладбище.

По одной из легенд, вскоре после революции священнослужителей со всего города арестовали, привезли на Смоленское кладбище, выстроили на краю заранее вырытой огромной могилы и предложили либо отречься от веры, либо ложиться в землю заживо. Все священники (рассказывают, что их было не менее 40) предпочли мученическую смерть.

Говорят, что еще в течение трех дней из могилы доносились стоны, а земля на этом месте шевелилась. Затем на могилу упал божественный луч, и все затихло. По преданию, души этих священников до сих пор бродят вдоль аллей кладбища, шепча молитвы.

Другая легенда Смоленского кладбища – добрая. Согласно преданию, молодая женщина Ксения, потерявшая супруга в совсем юном возрасте, раздала все свои средства и, облачившись в шинель мужа, отправилась странствовать.

Девушка ходила по городу и говорила встречным людям пророчества, которые сначала казались безумными, но всегда претворялись в жизнь. После смерти Ксении горожане стали приходить на ее могилу и просить о помощи, позже на этом месте была возведена часовня.

А сама женщина была причислена к лику святых и стала покровительницей Петербурга под именем Ксении Петербургской. Существует поверье ― если трижды обойти вокруг часовни и загадать желание, оно сбывается.

… в замках ..

Другое подходящее место для привидений – замки. В Михайловском замке, как считается, обитает один из самых высокопоставленных покойников – император Павел I. Ранее на этом месте здесь располагался Летний дворец императрицы Елизаветы, в котором 20 сентября 1754 года родился будущий правитель.

Павел I был человеком суеверным и решил построить замок здесь, чтобы смерть застала его там же, где он появился на свет. По злой иронии судьбы, императору было суждено прожить в своем творении всего 40 дней – в марте 1801 года Павел I был задушен заговорщиками в собственной спальне. Смерть сопровождали странные совпадения.

Надпись над воротами замка состоит из 46 букв, столько же лет было императору в день его смерти. С момента вступления Павла I на престол и до смерти прошло 40 месяцев и 6 дней. Как рассказывают очевидцы, призрак правителя остался во дворце и беспокойно блуждает по нему в поисках утешения.

Увидеть Павла можно, если в полночь прийти к замку и посмотреть в окна бывшей спальни императора.

.. музеях и парках

Эрмитаж славен не только своими котами, но и привидениями. Согласно легенде, время от времени по темным коридорам музея бродит еще один царственный призрак – императора Николая I.

Августейшая особа не ограничивает свое обитание стенами Эрмитажа и иногда появляется в доме на Марсовом поле – еще одном мистическом месте Северной столицы. Поймать этого призрака довольно сложно: днем музей наводняют туристы, а ночью музеи тщательно охраняются.

Подтвердить или опровергнуть существование призраков могут только служители, которые не хотят раскрывать все секреты Эрмитажа.

Другой подходящий дом для призраков – Кунсткамера. Сразу после революции 1917 года из коллекции исчез череп скелета французского великана. С той поры призрак исполина бродит в поисках своей головы.

Оживший император

Еще один гигант, которого, как утверждают, видели на улицах Петербурга – основатель города Петр I (его рост, напомним, составлял 2 метра 3 сантиметра). Жители Северной столицы неоднократно сообщали об ожившем «Медном всаднике» – самом знаменитом памятнике царю. Он стал главным героем одноименной поэмы А.С.

Пушкина. В основе сюжета лежит реальное историческое событие – страшное наводнение 1824 года, унесшее тысячи жизней. После случившегося люди стали проклинать «отца» Санкт-Петербурга, основавшего город в таком опасном для жизни месте.

Согласно легенде, дух Петра не выдержал обвинений, «ожил» и начал мстить горожанам. Поздние легенды связали эту способность императора с его постаментом. Он сделан из гром-камня – части древнего языческого святилища. Петр продолжает оживать и сейчас.

Ненастными осенними ночами, как рассказывают, он спрыгивает с коня, обходит свой город и возвращается обратно, принимая прежнее положение.

Шабаши на Марсовом поле и портал в ад

Мистический Петербург не ограничивается царственными призраками и странными смертями. В самом центре города расположено Марсово поле – грандиозный мемориальный комплекс северной столицы, расположенный на девяти гектарах в самом центре города.

Несколько веков назад на территории мемориала жили чухонские племена. Здесь проводились различные обряды, в частности, шаманы провожали умерших в Нижний мир – душу нужно было «переправить» туда на сороковой день после гибели, иначе она превращалась в злого духа и наносила вред живым.

Шаманы не только обеспечивали переход в Нижний мир, но и следили за уже упокоенными, чтобы те не вернулись обратно. Древние колдуны знались с нечистью, которая устраивала свои шабаши на берегах Невы.

Про легенде, на один такой шабаш попал живой человек, который сумел спасти свою жизнь только тем, что игрой на кантеле очаровал русалок и утопленников. Перед началом строительства Северной столицы чухонцы были изгнаны, а напоследок шаманы прокляли Марсово поле.

Легенды о «гиблом месте» быстро распространились и в народе, и при царском дворе: императрица Екатерина более ни разу не ночевала в построенном для нее дворце, а простые люди старались обходить это место стороной.

Читайте также:  План развития петербурга - идея создания открытого европейского города

Ничем не примечательный дом на углу Гороховой и реки Фонтанки стал знаменитым благодаря ротонде, галерею из шести бирюзовых колонн, изящной чугунной лестницей и куполом наверху. Многие считают, что ротонда – это портал в ад, через который дьявол проникает на Землю.

Ранее здание принадлежало графу Зубову, который устраивал в Ротонде собрания членов тайной масонской ложи. Рискнувшему заглянуть на собрание вольных каменщиков без спроса грозила моментальная старость, сумасшествие, а то и смерть.

Еще одна легенда, связанная с Ротондой гласит, что прямо под ней есть подземный ход, ведущий к Витебскому вокзалу, а если сесть в определенной позе на определенную ступеньку лестницы, можно увидеть появившуюся вдруг седьмую колонну.

Необыкновенная акустика ротонды также придает ей мистический ореол: если стоять лицом к любой стене и что-то тихо шепнуть себе под нос, слова разлетятся гулким эхом по всей площади, чтобы снова вернуться на то место, где были произнесены.

Не все так мрачно: башня грифонов, добрый Распутин и счастливое Семимостье

Другое магическое место Петербурга – башня грифонов на Васильевском острове. Это пристройка к дому аптекаря Вильгельма Пеля, построенного в 1730-х годах. В то время люди считали аптекарей кем-то вроде алхимиков. Народная молва быстро наделила загадочную башню сверхъестественными свойствами.

По одной версии кто-то из потомков Пеля, был чернокнижником и вылетал через трубу по ночам, превращаясь в ворона. По другой – в башне находится гнездо грифонов, невидимых человеческому глазу.

Пугающее сооружение притягивало любопытных петербуржцев, которые приходили к башне загадать сокровенные желания.

Еще одним излюбленным местом горожан и гостей Северной столицы стал дом, в котором был убит Григорий Распутин. Старец был знаменит своей недюжинной половой силой.

В дом по сей день пачками письма, адресованные Распутину, с просьбой помочь в личных вопросах. По дому, как рассказывают, бродит и сам покойный.

Призрак не проявляет агрессии и следит за порядком в доме, но иногда «хулиганит», прикасаясь к интимным местам жильцов и гостей.

Удачу в этих и других вопросах можно попытать и в другом месте. Семимостье – особенное место города, отсюда открывается вид на семь мостов северной столицы: Кашин, Смежный, Пикалов, Ново-Никольский, Старо-Никольский, Могилевский и Красногвардейский.

Точка, как ни странно, располагается на «гиблом» канале Грибоедова. По народному поверью, если загадать желание 7 июля, в 7 часов вечера, то оно непременно сбудется.

Не верящие в городские легенды скептики на этом месте смогут сделать живописные фотографии.

Практические магические советы на каждый день, самые загадочные истории со всего мира – в программе «Другой мир». 

ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ

Источник: https://mir24.tv/articles/16327881/ot-griboedova-do-bashni-grifonov-samye-zhutkie-i-chudesnye-mesta-peterburga

Призрак с канала Грибоедова

Городская легенда о призраке Софьи Перовской, который уже более ста лет наблюдают на одном из мостов Грибоедовского канала Санкт-Петербурга.

Грибоедовский канал, бывший Екатерининский канал

Санкт-Петербург давно завоевал славу мистического города. По мнению местных жителей, истинная мистическая сущность северной столицы открывается в тёмное время суток. Именно тогда в городе можно услышать странный шум в подворотнях, стоны и завывания призраков, а иногда и непосредственно увидеть одного из призраков среди бесчисленных улочек и каналов города.

Легенда об одном из таких призраков уже больше столетия живёт в Санкт-Петербурге. Речь идёт о знаменитой революционерке-террористке Софье Перовской. Говорят, что её призрак можно встретить в начале марта, в тихую, туманную ночь, на одном из мостов Грибоедовского канала. Встреча с этим призраком не сулит прохожему ничего хорошего.

Софья Львовна Перовская родилась в Санкт-Петербурге в 1853 году в небогатой, но дворянской семье. С ранних лет в ней проявился сильный характер. Уже в 17 лет Софья ушла из дома, отвергнув требование отца, не общаться с сомнительными личностями, переехав на год к своей подруге в Киев. Вернулась она только через год, добившись согласия отца, выдать ей паспорт.

Софья Перовская

Вернувшись, Софья активно включилась в революционную деятельность. Она получает диплом учительницы и заканчивает фельдшерские курсы. С 1872 года занялась “хождением в народ”.

Затем вступает в революционно-террористическую организацию “Народная воля”, которая главным виновником бед простого народа считала монархию. “Народная воля” не раз организовывала покушения на русских царей.

Одну из главных скрипок в таком покушении в 1881 году и сыграла Софья Перовская. Перед покушением на Александра II она сама разработала план расположения соратников, которые должны были метать бомбы в царя. Расчёт был таков: если не сработает первая бомба, тогда в действие вступит вторая, если и вторая попытка будет неудачной, наступит черёд для третьего бомбиста.

Всё произошло 1 марта 1881 года, около трёх часов дня на набережной Екатерининского канала (так он назывался до 1923 года). Когда на набережную въехал кортеж императора, возвращавшегося в Зимний дворец, хрупкая девушка, стоявшая около ограды Михайловского сада, махнула белым платком.

Это был знак боевикам “Народной воли”, Николая Рысакову, Игнатию Гриневицкому и Ивану Емельянову, занять свои позиции.

Первым бомбу в карету царя Александра II метнул Рысаков. Однако Александр II не пострадал, с недавнего времени его карета была бронированной. К тому же Рысаков метнул бомбу недостаточно точно, и она взорвалась в стороне кареты а не под ней. В результате взрыва погибло несколько стоявших на обочине горожан, в том числе один ребёнок.

Тем не менее экипаж Александра получил серьёзные повреждения и не мог продолжать дальнейшее следование. Если бы царь остался в карете, он смог бы избежать смерти, но не таков был этот сильный, волевой человек. Александр II лично захотел посмотреть в глаза своему убийце. Несмотря на все предостережения охраны, он вышел из кареты и направился к Рысакову, которого схватили полицейские.

На вопрос государя, кто он такой, Рысаков назвался мещанином Глазовым – в столице он проживал по подложным документам на эту фамилию.

После этого Александр стал осматривать место взрыва, хотя сопровождающие его настоятельно рекомендовали ему немедленно отправляться в Зимний дворец. Царь направился к парапету Екатерининского канала, не подозревая, что с каждым шагом приближается к своей собственной гибели, именно в этом месте стоял второй террорист Игнатий Гриневицкий.

Покушение на Александра II

Подождав, когда император подойдёт к нему на подходящее расстояние, Гриневицкий метнул вторую бомбу, примерно посередине между собой и Александром II. От взрыва пострадали оба, по сути им оторвало ноги.

Взрывная волна отбросила Александра II на землю. Из раздробленных ног хлестала кровь. Упавший император прошептал:

«Отвезите меня во дворец… Там я хочу умереть….»

От полученных ран, спустя час после покушения Александр II скончался. Вечером того же дня в тюремном госпитале скончался его убийца, Гриневицкий, он так и не назвал своего настоящего имени – его личность была установлена лишь месяц спустя.

Все участники террористического акта были опознаны и схвачены, в том числе и Софья Перовская. Суд был скорым и состоялся уже 10 марта. Все участники покушения на императора были приговорены к смертной казни. Приговор привели в исполнении через несколько дней. Цареубийц: Софью Перовскую, Андрея Желябова, Н.И. Кибальчич, Т.М. Михайлова и Н.И. Рысакова – повесили на плацу Семёновского полка.

На месте гибели императора сначала возвели часовню, в память об ужасном событии, когда пролилась кровь царственной особы. Затем вместо часовни была построена церковь удивительной красоты, которую так и назвали: Храм Спаса-на-Крови.

Храм Спаса-на-Крови

Церковь благополучно пережила Гражданскую войну и блокаду, и в мае 2004 года здесь прошло первое, спустя 70 лет богослужение.

В западной части храма, под специальной сенью до сих пор можно увидеть сохранённый фрагмент старинной набережной: часть решётки, плиты тротуара и булыжники мостовой, на которые упал, истекая кровью, царь.

Народная молва утверждает, что до сих пор, если подойти к этому мемориальному месту, можно уловить присутствие призрака невинно убиенного государя и услышать его стоны. Правда это или нет, трудно сказать – возможно, кому-то из посетителей храма, действительно удавалось здесь увидеть (или услышать) тень былого.

Александр II

Но нет никаких сомнений в том, что призрак Софьи Перовской действительно существует. Это давно известный и подтверждённый многим очевидцами факт, с конца 19-го века.

Сразу после казни, по городу поползли слухи, что Перовскую не повесили, так как её видели в Петербурге, люди так и говорили «жива она не жива, но только призрак ее появляется».

С тех пор близлежащий мост (к Храму Спаса-на-Крови) Екатерининского канала, пользуется дурной славой у петербуржцев.

Городская легенда гласит, что раз в год, в марте, когда на город ложится туманная, сырая ночь, а ветер и мокрый снег слепят глаза, можно повстречать призрачную фигуру хрупкой девушки. Лицо её посинело от удушья, на шее у неё красуется багровый след от веревки, а в руках она держит платочек, которым подавала сигнал бомбометателям. Горе тому, кто окажется в этот момент на мосту.

Читайте также:  Феодосий щедрин - основоположник культа женского тела в российской скульптуре

Взмахнёт платком размытая фигура девушки, и упадёт несчастный в воду, пойдёт ко дну, словно камень. А спустя несколько дней в канале найдут ещё одного утопленника…

Действительно ли бывшая террористка забирает жизни запоздалых путников или это просто ещё одна городская “страшилка” – трудно сказать. Мы, тем не менее, не советуем вам проверять правдивость легенды, подвергая риску свою жизнь.

Источник: https://IstoriiPro.ru/prizrak-s-kanala-griboedova/

Возвращение в Старый Петербург

Хотите увидеть Петербург, который помнит Пушкина, Достоевского, Грибоедова? Тогда приглашаем в полуторачасовое путешествие по его рекам и каналам — оно станет возвращением во времена имперского величия и славы города на Неве.

Осмотр с воды знаменитых на весь мир дворцов, замков и крепостей, а еще – настоящий эксклюзив- прогулка по каналу Грибоедова: такова программа экскурсии, которая, по отзывам туристов, заслуженно входит в топ самых зрелищных и интересных из всех прогулок на теплоходе, что предлагает Boattour.

Ну что, покупаем билет онлайн – и в путь?

Все начинается с Невы: описание маршрута

… А над Невой – посольства полумира,

Адмиралтейство, солнце, тишина…

В строках Осипа Мандельштама – все великолепие прибрежной архитектуры Невы, которое участники прогулки видят буквально с первых минут от старта теплохода.

Он идет мимо всех главных достопримечательностей парадного Петербурга – Петропавловской крепости, Ростральных колонн Стрелки Васильевского острова, Летнего сада и других.

Из Большой Невы – в Фонтанку

Поворот – и вот уже теплоход идет по Фонтанке – небольшой речушке, через которую, однако, архитекторы умудрились перебросить целых 15 мостов, самые старые из которых – Старо-Калинкин и Чернышев.

В маршруте вы сможете посмотреть дворцы петровских времен – Летнюю резиденцию императора с одноименным садом, Шереметьевский, Аничков. Совсем рядом с Аничковым дворцом расположен мост, что славится конными скульптурами, которые создал русский скульптор Пётр Карлович Клодт.

А теперь – обещанный эксклюзив!

От Фонтанки теплоход проследует через Крюков канал к каналу Грибоедова – прогулка по нему и есть та самая изюминка маршрута, которую мы предлагаем туристам.

Посмотреть на набережные канала с воды могут экскурсанты небольшого количества судоходных компаний из-за несоответствия габаритов их судов высоте переброшенных через канал Грибоедова мостов.

Теплоходы центра Боаттур имеют специальную конструкцию, которая позволяет им спокойно проходить даже под Казанским мостом – третьим по ширине, но самым низким из всех существующих в Санкт-Петербурге. При этом наши теплоходы вполне комфортны и безопасны, а также обеспечены всеми необходимыми удобствами.

Эта часть водной прогулки по старому Петербургу открывает редкие по красоте виды на Семимостье, Дом Книги, старинные православные храмы – Спаса-на- Крови, Николо-Богоявленский собор и другие.

Легендарная Мойка

Теплоход выходит на завершающую часть экскурсионного маршрута – по Мойке и Зимней канавке назад, в русло Невы. Набережная Мойки известна каждому россиянину еще со школьных уроков литературы: именно здесь, в доме номер двенадцать, прожил последние месяцы своей жизни Пушкин. Музей великого поэта, как и другие достопримечательности набережной, хорошо просматривается с борта теплохода.

Возвращение в акваторию Невы снова открывает замечательные виды на имперский Петербург: если вы в начале круиза что-то не успели запечатлеть на камеру – значит, сейчас самое время от души пощелкать фотоаппаратом или снять эффектный ролик на память.

Старый Петербург – незабываемое зрелище. Присоединяйтесь к группе: вас ждут уникальные впечатления!

Источник: https://boattour.ru/catalog/Vozvrashhenie-v-staryj-Peterburg-new

Энциклопедия Санкт-Петербурга

Предметный указатель / ГРИБОЕДОВА КАНАЛ

  • Грибоедова канал (вид с Пикалова моста)
  • Грибоедова канал (февраль 2008 г.)

Рубрикатор / Город и вода/Водоемы, водотоки, экологическая ситуацияГРИБОЕДОВА КАНАЛ (в 1766-1923 – Екатерининский канал). Длина – 5,0 км, наиб. ширина – 32 м, наиб. глубина – 3,2 м. Средний расход воды – 3,1 куб. м/с. Отличается извилистым, зигзагообразным руслом. Отходит от р. Мойки в районе Конюшенной пл. у Марсова поля, впадает в р. Фонтанку в нижнем ее течении у Мало-Калинкина моста (пересекает Крюков канал). Был сооружен на месте р. Кривуши (она же Глухой проток, Глухая, Черная), которая вытекала из болотистой местности между совр. Конюшенной площадью и пл. Искусств. В 1737 Комиссия о С.-Петербургском строении приняла решение соединить рр. Кривушу и Мойку каналом. В 1739 в ходе работ по осушению местности построен Конюшенный канал между Кривушей и Мойкой (впоследствии участок Г. к.). Строительство канала (в т. ч. работы по расчистке и углублению р. Кривуши, естественные изгибы которой были в основном сохранены) происходило в 1764-90. Работами по проведению канала, устройству набережных и мостов в разные годы занимались А. Н. Вильбуа (первый начальник строительства, разработчик доклада «Об очищении Глухой речки на пользу и украшение столицы»), И. М. Голенищев-Кутузов (автор проекта «О проведении канала для предотвращения жителей столицы от гибельных последствий наводнения», представленном еще имп. Елизавете Петровне), И. Н. Борисов, Ф.-В. Баур. Набережные канала были выложены тесаным камнем, ограждены чугунными решетками. Название получил в честь правящей имп. Екатерины II; 6 октября 1923 присвоено совр. название в честь писателя А.С. Грибоедова, жившего в 1816-18 в д. 104/25 на набережной канала. Первоначально являлся важной транспортной артерией СПб. Летом 1882 по каналу открылось пароходное движение от Марсова поля до Никольского рынка. В 1869 был разработан проект засыпки канала и устройства на его месте проспекта с двумя железно-конными путями и бульваров для прогулок (отвергнут городской думой в 1872). Вторично проект ликвидации канала и устройства нового проспекта с трамвайным движением выдвигался в 1904. В 1954-56 набережные от Мойки до Итальянской ул. облицованы гранитом. Через Г. к. перекинут 21 мост, в т. ч.: Театральный, Новоконюшенный, Итальянский, Казанский, Банковский, Мучной, Каменный, Демидов, Сенной, Кокушкин, Вознесенский, Подьяческий, Львиный, Харламов, Ново-Никольский, Красногвардейский, Пикалов, Могилевский, Аларчин, Коломенский, Мало-Калинкин. Для набережных Г. к. характерно чередование открытых и озелененных (напр., у Банковского и Львиного мостов) пространств.Лит.: Кудашев Б. М. По каналу Грибоедова: Путеводитель. СПб., 1997; Зуев Г. И. Вдоль канала Грибоедова. М.; СПб., 2006.А. Ю. ЧистяковАвторыЧистяков Антон ЮрьевичПерсоныБаур Федор ВиллимовичБорисов Иван НикифоровичВильбуа (Вильбоа) Александр НикитичГоленищев-Кутузов Илларион МатвеевичГрибоедов Александр СергеевичЕкатерина II, императрицаАдресаГрибоедова кан./Санкт-ПетербургИскусств пл./Санкт-ПетербургИтальянская ул./Санкт-ПетербургКонюшенная пл./Санкт-ПетербургКрюков кан./Санкт-ПетербургМарсово поле/Санкт-ПетербургМойка р./Санкт-ПетербургФонтанка р./Санкт-ПетербургБиблиографияКудашев Б. М. По каналу Грибоедова: Путеводитель. СПб., 1997Зуев Г. И. Вдоль канала Грибоедова. М.; СПб., 2006.Предметный указательКомиссия о Санкт-Петербургском строенииКалинкины мостыНикольский рынокТеатральный мостКонюшенные мостыИтальянский мостКазанский мостБанковский мостКаменный мостДемидов мостСенной мостКокушкин мостВознесенский мостЛьвиный мостХарламов мостНикольские мостыПикалов мостАларчин мостУпоминается в статьях (1)

hidden

ДЮКЕРЫДЮКЕРЫ (от нем. Duker — «сифон»), водопропускные сооружения на самотечной водоотводящей сети, устраиваемые при переходе через различного рода препятствия (реки, овраги, строения, дороги). Имеют U-образный профиль, работают полным сечением. Д
Источник: Город и вода

ru

Источник: http://www.encspb.ru/object/2855748034?lc=ru

Легенды петербургских мостов

Один из самых известных мостов Петербурга — это Троицкий мост. И именно с ним связана история об опасном полёте Валерия Чкалова. Знаменитый лётчик прибыл в Ленинград для службы в Краснознамённой истребительной авиаэскадрилье имени П. Н. Нестерова на Комендантском аэродроме.

Чкалов всегда славился своими виртуозными трюками, и, согласно легенде, в 1927 году он совершил полёт между опорами Троицкого моста, в то время называвшегося мостом Равенства.

Было это или не было, спорят до сих пор, но в 1940 году лётчик Евгений Борисенко повторил этот трюк для биографической ленты о Чкалове.

Небольшой каменный мост у Эрмитажа, который так часто фигурирует на туристических открытках, связан с довольно грустной историей. Именно его сделал местом печальной смерти девушки Лизы в опере «Пиковая дама» Пётр Чайковский. Как известно, в оригинальном произведении Пушкина такой эпизод вовсе отсутствует.

Однако композитор решил включить его в своё произведение, вдохновившись печальной историей о некой Юлии Петровой, которая закончила жизнь самоубийством из-за несчастной любви, сбросившись именно с Эрмитажного моста.

Теперь изображение этого моста используется в декорациях к опере, а его неофициальным названием стало «Мостик Лизы».

Читайте также:  Цветные мосты в санкт-петербурге: зеленый, синий, красный и желтый (певческий) мосты через реку мойку

Легенду про Большеохтинский мост знают практически все. Строительство моста началось в 1909 году и завершилось на удивление быстро: в конце октября 1911 года мост уже открыли. Это сооружение является настоящим инженерным чудом: его длина — 335 метров, ширина — 23,5, а масса всех металлоконструкций составляет 8920 тонн.

И если всем хорошо известны цифры подобных характеристик, то вот точного числа заклёпок не знает никто, а именно с ними и связана легенда моста. Говорят, что одну из заклёпок строители моста сделали из чистого золота — на счастье.

Заклёпка покрыта обычной краской и ничем не отличается от других, поэтому за более чем сотню лет существования моста ещё никто не смог её найти.

Самый узкий мост Петербурга — его ширина всего 1,8 метра — тоже имеет свою легенду.

Грифонов Банковского моста уж точно видели все — если не вживую, то на огромном количестве сувенирной продукции, а также на упаковках сладостей производства кондитерской фабрики имени Крупской.

В духе названия моста, грифоны обещают успех в финансовых делах: ходит поверье, что для того, чтобы ваши денежные дела улучшились, нужно оставить монетку одному из хранителей мостика.

Про Аничков мост ходит столько легенд и историй, что одному ему можно посвятить отдельный пост. Одна из них вполне может оказаться правдой — настолько логично её объяснение.

Только самые внимательные могли обратить внимание на то, что не все четыре коня подкованы: те, что смотрят в сторону площади Восстания, не имеют подков, в отличие от своих коллег, обращённых к Адмиралтейству.

А объясняется это довольно просто: в XVIII веке на Литейном проспекте располагались кузницы, поэтому подкованные лошади как бы «идут» от них, а неподкованные только направляются к ним.

Ещё одна грустная история связана с Египетским мостом. До того как принять свой современный вид, он был подвесным и крепился цепями. В 1905 году здесь произошёл крайне неприятный инцидент: в полдень через мост проходил эскадрон гвардейской кавалерии, навстречу которому двигались 11 саней с возницами.

Мост обрушился прямо на лёд и ушёл под воду. К счастью, серьёзно пострадавших не оказалось. Казалось бы, довольно легко найти рациональную причину произошедшего.

Однако в народе ходит поверье, что обрушение произошло ровно после того, как увидевшая в окно строй гвардейцев местная жительница крикнула: «Чтоб вы все провалились!»

Спас на Крови — место само по себе мрачное и загадочное, несмотря на всё своё великолепие. Неудивительно, что на относительно небольшом периметре сконцентрировано большое количество легенд.

Одна из них гласит, что до сих пор на мостике через канал можно увидеть силуэт девушки: в руке у неё белый платок, а на шее — ужасный шрам. Девушка эта не кто иная, как Перовская — участница заговора, повлёкшего за собой смерть императора Александра II.

Именно она дала народовольцу Гриневицкому сигнал бросить бомбу.

Литейный мост является чуть ли не рекордсменом по количеству печальных историй и легенд. Самая известная из них — о гигантском валуне, принёсшем огромное количество бед при строительстве моста.

Мистическим влиянием «обиженного» камня любители народного фольклора объясняли сопутствовавшие строительству трагедии: сначала затонул кессон, наткнувшийся на валун. Затем, через месяц, в новый кессон прорвался полужидкий грунт, из-за чего погибло пятеро.

Через год уже в другом кессоне произошёл взрыв, унёсший жизни 29 человек. А к тому времени, как строительство моста было закончено, за ним прочно закрепилась дурная слава.

Источник: https://www.fiesta.city/spb/live/legendy-peterburgskih-mostov/

Загадки храма Спаса на Крови

Петербургский храм Спаса на Крови, или Воскресения Христова, любят расшифровывать: здесь и символы, и загадки, и легенды. Церковь эта была заложена 18 октября 1883 года на месте убийства Александра ІІ.

Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне «Покажите мне Москву, москвичи…» поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови.

В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями.

А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России.

Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание.

Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров.
Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора. Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови «крестились» водой канала.

Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их… на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, «случайный прохожий», рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место.

Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола.

Советская власть, как известно, не щадила памятники церковной архитектуры и мозаики. Спас на Крови не был снесен, хотя решение о его разборке и было принято: он проходил в списках как объект, «не представляющий никакой художественно-архитектурной ценности».

Говорят, что в стенах уже были просверлены отверстия, приготовлены заряды взрывчатки. Но грянула война, и взрывников отправили на фронт.

Во время войны и Ленинградской блокады в храме находился — не много не мало — районный Дзержинский морг, и храм будто бы во второй раз оправдал свое название — «На Крови».

Чуть позже здание арендовал Малый Оперный театр, чтобы устроить там хранилище своих декораций.

Собор Спаса на Крови, или Воскресения Христова на Крови, построен, как известно, в память о трагической гибели российского императора Александра ІІ.

На этом месте 1 марта 1881 года в императора Александра Второго бросил бомбу террорист-народоволец Игнатий Гриневицкий.

Свидетельства этих событий хранятся в соборе до сих пор: внутри находятся камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II, плиты тротуара рядом и часть решетки Екатерининского канала

Удивительно, но даже пропорции храма Воскресения Христова символичны: высота его центрального сооружения — 81 метр, и это число было выбрано в напоминание о годе гибели государя Александра II – 1881. Второй по выcоте купол — 63 мeтра, символ возрaста убиенного императора.

Символика чисел вообще свойственна православию, и ее можно найти также в избранном зодчими количестве куполов и других деталях.
Двадцать красно-гранитных памятных табличек установлены в цоколе храма. На них обозначены деяния императора Александра II: основные события с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года.

Также на храме можно найти двуглавого орла, а на колокольне — гербы русских городов, губерний и уездов. Крест колокольни Спаса на крови венчает вызолоченная царская корона.

Коллекция мозаик Собора Спаса на Крови в Петербурге — одна из крупнейших в Европе.

Мозаиками покрыты более 7-ми тысяч квадратных метров здания храма, и изготовление этих шедевров задержало окончание работ над храмом и его освящение на десять лет! Среди изготовителей эскизов к мозаикам известнейшие русские мастера — Васнецов, Нестеров, Беляев, Харламов, Журавлев, Рябушкин. Мозаичный в Спасе на Крови даже иконостас.

Храм изначально строился как электрифицированный, и освещали его 1689 электроламп. Мозаики в таком освещении должны были смотреться по-особенному. Кроме этого технического новшества — электричества, в храме были и другие, например, в его разноцветные куполa искусно вмонтирована систeма молниeотвода.

Правда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й — год Октябрьской революции, 1941-й — год начала Великой Отечественной войны, 1953-й — год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.

Источник: http://russian7.ru/post/7-zagadok-spasa-na-krovi/

Ссылка на основную публикацию