Старо-калинкин мост в санкт-петербурге

Старо — Калинкин мост Санкт -Петербурга

Предыдущий пост | Следующий пост

Старо- Калинкин мост находится в устье Фонтанки.

Он соединяет между собой Коломенский и Безымянный острова. Мост старый, заслуженный, типовой. Начну со старого анекдота… ))))

В «Корабелке» — Государственном морском техническом университете — рассказывают такой анекдот:

— Вы почему опоздали на лекцию?- Извините, профессор. Калинкин мост развели.Как говорится, можно смеяться. Построенный в 1788 году трехпролетный каменный Старо-Калинкин мост не разводится с конца восемнадцатого века…. )))С левого берега к мосту подходит Старо-Петергофский проспект ( котором я утром писал), недалеко от моста на набережную реки Фонтанки выходит улица Циолковского. На правом берегу находятся площадь Репина и Лоцманская улица. Ниже они будут.Скорее всего своё название мост получил по наименованию находившейся вблизи Калинкиной деревни (небольшой финской деревни, известной с XVII века).За время существования мост неоднократно менял своё название: Калинковский мост (1755 г.), Калинкинский мост (1758—1875 гг.), Калинкин мост (1763—1867 гг.), Большой Калинкин мост (1820—1925 гг.), с 1930-х гг. за мостом закрепилось современное название Старо-Калинкин мост.

Сам мост типовой (того времени). Проект адаптировали инженеры П. К. Сухтелен и И. К. Герард. Подобный мост через Фонтанку — мост Ломоносова

Первоначально мост почти ничем не отличался от других башенных мостов через Фонтанку, те же строгие пропорции, изящные купола над башенками, цепи, предназначенные для подъема центрального пролета. Все эти мосты были построены по типовому проекту — русло Фонтанки везде имеет примерно одинаковую ширину.В 1889-м архитектор М.И.

Рылло предложил проект реконструкции Старо-Калинкина моста, по которому башни решительно «сносились», мост расширялся и менялся до неузнаваемости. Городская управа проект Рылло утвердила, но тут вмешалась возмущенная общественность.

Выступления и статьи в печати достигли такого накала, что Комитет по переустройству мостов, зачастую не щадивший даже уникальные в художественном отношении мосты, вынужден был уступить.В 1965-м Старо-Калинкин мост был отреставрирован в полном соответствии с проектными чертежами, и теперь, гуляя по Эрмитажу, мы радостно узнаем его на картине художника К.Ф.

Кнаппе, написанной двести лет тому назад.

Таким же был и Аничков мост, пока его не расширили и не перестроили.Недалеко у нас есть Ново-Калинкин мост, но он через Обводный канал.

Раньше пространство вокруг было совсем иным.Тут начинаются Адмиралтейские верфи.Вид на Фонтанку.Как долго мост был разводным неизвестно, но уже на чертежах 1839 г. на средний пролет изображен постоянным, подкосной системы.

В таком же виде мост описан и в инвентарном списке 1880 года.»Н» — это год начала строительства. С обратной стороны буква «О». Окончание.

«Н. 1786. ГОДА.» (на левом берегу) и «О. 1788. ГОДА.» (на правом берегу).

В 1907—1908 гг. для прокладки трамвайной линии мост был расширен до 30 м, при этом сохранены гранитные башни и парапеты на опорах.Мост трехпролётный. Боковые пролеты одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролет перекрыт пологой циркульной аркой.

Ширина моста между перилами составляет 30 м, в том числе проезжей части — 23,39 м и тротуаров по 3,3 м; длина по створу между набережными – 65,6 мСтарая пожарная часть.Солнечные часы. В Калинкинском скверу у Лоцманской улицы.Вид на проспект Римского — Корсакова.А вот уже и «О».Цепи…Вид на Фонтанку и дом — стену ))) или утюг.

Вдали  Троицкий собор.

Вид на Дом — утюг, который может удивить

На этом все… основа инфы (С) Википедия.

Метки блога:

Источник: https://pantv.livejournal.com/709686.html

Старо-Калинкин мост в Санкт-Петербурге — Мостотрест

Старо-Калинкин мост перекинут через реку Фонтанку в створе Старо-Петергофского проспекта. Он соединяет Коломенский и Безымянный острова. 

Длина моста по задним граням устоев — 61,6 метров, полная ширина — 30,8 метров.  Это каменное трехпролетное сооружение, где средний пролет перекрыт пологой циркульной аркой, а боковые — каменными сводами коробовых очертаний.

Четыре гранитные башни выполнены в виде открытых беседок, состоящих из слабо рустованных колонок ромбического сечения. Их венчают круглые купола с шарообразными позолоченными урнами. На башнях установлены мемориальные доски, обозначающие даты начала и окончания строительства.

Перильные ограждения — металлические секции на гранитных тумбах — совпадают по рисунку с решетками набережной реки Фонтанки, на открылках – гранитные парапеты.

История моста

Своё название мост получил по наименованию находившейся вблизи Калинкиной деревни (небольшой финской деревни, известной с XVII века).

За время существования мост неоднократно менял своё название: Калинковский мост (1755 г.), Калинкинский мост (1758-1875 гг.), Калинкин мост (1763-1867 гг.), Большой Калинкин мост (1820-1925 гг.

), с 1930-х за мостом закрепилось современное название Старо-Калинкин мост.

С 1733 года здесь существовал деревянный мост. Длина моста доходила до 250 м. Мост имел подъемный пролёт с надмостными сооружениями для раскрытия его полотен в виде трехпролетных порталов с «журавлями».

В 1780-х годах началось строительство гранитной набережной реки Фонтанки, работами руководил инженер-полковник И.К. Герард. Согласно Генеральному плану переустройства Фонтанки, с 1782 по 1788 год было построено семь мостов: Симеоновский, Аничков, Чернышёв, Обуховский, Измайловский, Семеновский и, наконец, Калинкин.

Мосты возводились по типовому проекту, чьим создателем был французский архитектор Жан-Родольф Перроне. Строительством Калинкина моста руководили инженеры И.К. Герард и П.К. Сухтелен. Работы начались в 1786 году и завершились в 1788 году, о чем свидетельствуют памятные доски на башнях моста.

  Как и остальные типовые мосты на реке Фонтанке, Калинкин мост представлял собой трехпролетное каменное сооружение с деревянным двукрылым разводным пролетом в центре и каменными арками по бокам. Опоры моста — каменные, облицованы гранитом.

На опорах снизу были построены треугольные гранитные ледорезы, а сверху — четыре гранитные башни, в которых находились подъемные механизмы. Мост разводился вручную с помощью цепей.

Тротуары от проезжей части отделялись гранитными бордюрами, у въездов на мост были установлены гранитные обелиски с фонарями, а у парапетов на открылках моста — гранитные скамьи.

В 1892-1893 годах по проекту архитектора М.И. Рылло мост был частично реконструирован – его расширили до 15,2 метра, а средняя деревянная подъемная часть была заменена пологим каменным сводом. Были восстановлены гранитные башни над речными опорами.

Читайте также:  День основания петербурга тогда и сейчас

В 1907-1908 годах в связи с прокладкой трамвайных путей по мосту расширяется его проезжая часть с сохранением гранитных башен и гранитных парапетов на опорах.

В 1965 году по инициативе Ленмосттреста было решено восстановить исторический облик Старо-Калинкина моста, вернуть ему утраченный декор. Архитектор И.Н. Бенуа разработала проект реставрации на основе архивных материалов и изображений моста в живописи. Мосту были возвращены гранитные детали: скамьи на парапетах открылков моста, бордюры вдоль тротуаров и круглые обелиски на въездах.

В 1969 году позолочены металлические декоративные детали. В 1986-1987 годах по проекту архитектора В.М. Иванова воссозданы фонари и памятные доски на башнях.

С октября 2013 года по апрель 2014 года на мосту производился ремонт дорожного покрытия, трамвайных рельсов и коммуникаций.

Дополнительная информация

Старо-Калинкин мост — самый последний мост через реку Фонтанку, доступный для горожан и туристов. Дальше начинается завод «Адмиралтейские верфи», на территории которого река Фонтанка впадает в Финский залив. По набережной реки Фонтанки на мост приходят транспортные потоки с Садовой улицы.

Мост находится на учете Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.

Источник: https://Mostotrest-spb.ru/bridges/staro-kalinkin

Старо-Калинкин мост

Фото Старо-Калинкина моста

Старо-Калинкин мост раскинулся над Фонтанкой и соединяет Покровский остров с Адмиралтейским районом Санкт-Петербурга. Он получил название в честь небольшой финской деревни Каллины, располагавшейся рядом, но за время своего существования неоднократно менял его.

История Старо-Калинкина моста

Историческое название финской деревни, около которой впоследствии расположился мост, – Кальюла, но во время застройки Санкт-Петербурга ее название переиначили на русский манер – Каллина или Калинкина.

В 18 в. на стыке двух рукавов Фонтанки был построен деревянный мост, один из пролетов которого имел разводную конструкцию. Согласно архивным материалам, строительство было завершено в 1733 г., переправу назвали Калинковской.

В 1786-88 гг. инженеры Иван Геррард и Петр Сухтелен разработали проект новой конструкции переправы. Средний пролет оставили разводным – таким он оставался до конца 19 в. Когда именно мост перестали разводить, неизвестно, но сохранилась информация о том, что в 1880 г. конструкция его уже была цельной подкосного типа.

За последующие 100 лет мост ни разу не перестраивался, но в 1820 г. название было изменено на Большой Калинкин.

Художник Карл Кнаппе изобразил его в первозданном виде на одной из своих работ, которая сегодня хранится в Эрмитаже.

На картине отчетливо видно, что пешеходные зоны от проезжей части отделяли высокие бордюры из гранита, на въездах были установлены башни и обелиски, а около ограждений – скамейки на витых основаниях.

В 1889 г. архитектор Михаил Рылло предложил проект модернизации устаревшей переправы. Первоначальный проект Михаила Ивановича предполагал замену конструктивных частей переправы и демонтаж декоративных элементов, в том числе башен на въездах.

Пешеходную зону планировали вынести за пределы моста на металлических балках. Радикальная идея архитектора не была поддержана общественностью, и к разработкам вернулись только в 20 в., когда возникла необходимость протянуть по мосту трамвайную линию.

Для этого строителям следовало расширить проезжую часть и увеличить грузоподъемность конструкции.

Автору было предложено доработать концепцию, и он вернул гранитные башни на исходные места, но фигурные скамьи, обелиски и прочие предметы декора упразднил. В 1890 г. проект утвердили, а через 3 года новый мост был построен.

Очередная перестройка Старо-Калинкина моста состоялась в 1908 г. – проезжую часть снова расширили, пристроив гранитные своды. В 1965 г. переправа находилась в ведении «Ленмостотреста», руководство которого внесло предложение вернуть мосту исторический облик. Проект реконструкции разрабатывала Ирина Бенуа – инженер-архитектор. За основу она взяла полотно Карла Кнаппе.

В ходе реставрации строители восстановили гранитные парапеты, скамьи, обелиски. В 1969 г. на металлические элементы нанесли позолоту, а еще через 18 лет – воссоздали фонари и даже памятные доски.

Калинкин-мост сейчас

Современный Старо-Калинкин мост состоит из трех пролетов. Боковые перекрыты каменными сводами по типу коробов, а средний – пологой аркой. Ширина переправы равняется 30 м, из них тротуары занимают 6,6 м. Длина моста 65 м.

Башни выполнены в виде беседок, завершающихся сферическими куполами с позолоченными урнами. Ограждение представлено гранитными тумбами, между которыми монтированы металлические парапеты. На въездах установлены обелиски с фонарями, а на гранитных башнях – памятные доски, знаменующие даты начала и окончания строительства.

Достопримечательности рядом

Неподалеку от Старо-Калинкина моста можно увидеть:

  • площадь Репина на правом берегу Фонтанки – на ней установлен мраморный столб, указывающий дорогу на Петергоф и примерную дистанцию до него;
  • здание государственного архива Санкт-Петербурга, где хранятся не только городские архивы, но и документы, относящиеся ко временам дореволюционной Петербургской губернии;
  • мост Мало-Калинкин — чуть выше по течению Фонтанки.

Видео:

Как добраться:

Добираться до Старо-Калинкина моста удобнее на метро со стороны левого берега. Ближайшая станция «Нарвская».

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/mosty/staro-kalinkin-most/

Старо-Калинкин мост и площадь Репина (Калинкина площадь)

Старо-Калинкин мост пересекает Фонтанку у площади Репина, в начале старинной Петергофской дороги. Ныне является одним из двух сохранившихся до наших дней перекинутых через Фонтанку каменных мостов, украшенных башнями (раньше их было 7)

Мост получил свое название от располагавшейся в этих местах в XVII в.

финской деревни Кальоллы или Каллины, в XVIII веке переименованной на русский лад и ставшей Калинкиной.

Старым мост называют потому что он был построен еще в 1730-х годах и, соответственно, старше окрестных Мало-Калинкина и Ново-Калинкина мостов.

Первоначально мост был деревянным.

В современном виде мост был построен в 17831786 годах по проекту Петра Корниловича  Сухтелена и Ивана Кондратьевича Герарда, в ходе широких строительных работ по урегулированию и облицовки гранитом русла реки Фонтанки.

Был один из семи типовых башенных мостов через Фонтанку. После перестройки в середине XIX века только Старо-Калинкин и Чернышов мост сохранили свои знаменитые башни.

Читайте также:  Памятник на могиле а.с. даргомыжского в санкт-петербурге

Хотя сейчас как и у Чернышова моста эти башни исполняют чисто декоративную функцию, в то время как раньше в них находились разводные механизм, поднимающие на цепях среднюю деревянную двустворчатую часть моста. В середине XIX века среднюю часть мостов заменили сплошным перекрытием и цепные механизмы были убраны за ненадобностью. В таком виде эти два моста и сохранились до наших дней.

В XVIII веке Калинкин мост служил пограничным мостом у въезда в город. В связи с этим интересна история неразрывно связанной со Старо-Калиникиным мостом площади Репина, до революции носившей название Калинкиной площади.

В 1760-е годы по проекту русского архитектора Алексея Васильевича Квасова на берегах Фонтанки у городских застав создавались регулярные полукруглые площади. Площади перед Чернышовым, Семеновским, Обуховским мостами сохранились до наших дней. Предполагалось создать такую площадь и перед Старо-Калинкиным мостом. «Назначенная…

под № 3-м площадь всякому подъезжающему с Лифляндской стороны в город первою представится». — гласил царский указ 1766 года. Площади предполагалось придать единообразный парадный архитектурный облик. «Такою фасадою, какая от Комиссиии сочинена и Высочайшей (Императорской) апробации удостоится» — гласил тот же указ. И не удивительно.

Согласно тому же указу все эти площади у Фонтанки планировались « не для одного торга, а по примеру других Европейских городов и для украшения города».

Екатерина II с присущем ей умом была одна из первых, кто принципиально поставил вопрос о том, что в отличии от старинных русских городов, Петербургу больше к лицу не хаотичная застройка, а цепь завершенных ансамблей.

Но вопреки известной пословице, поставленный вопрос вовсе не включает даже половины его решения. Этому плану не суждено было стать реализованным, так как он отражал скорее общие представления о красоте, чем знание конкретно топографической ситуации.

Как и прочим вышеупомянутым окраинным площадям у Фонтанки, Калинкиной площади тоже полагалось стать полукруглой. Однако, этот план не был реализован.

Он требовал полной ломки исторической застройки Коломны; не понятно как с ним сочеталось бы извилистое русло реки Кривуши, неминуемо пересекающее предполагаемую площадь самым нерегулярным образом.

Поэтому в конце концов было решено сделать площадь треугольной, изменив соответствующим образом устье Кривуши, с 1790 года известной под именем Екатериненского канала (в наше время — канал Грибоедова). Правда, полностью треугольной площадь сделалась уже в первой трети XIX века с застройкой ее восточной части вдоль русла Екатериненского канала.

В 1952 году площадь была названа именем жившего здесь в 18821897 годах художника Ильи Ефимовича Репина. Здесь, в мансарде доходного дома Григорьева (наб. Канала Грибоедова № 135) им были написаны «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и другие знаменитые картины.

Впрочем, с площадью связано имя и еще одного великого деятеля русского искусства — Николая Васильевича Гоголя. Где-то здесь появлялся призрак главного героя знаменитой повести Гоголя «Шинель», бедного чиновника Акакия Акакиевича Башмачникова. Пытавшийся утихомирить призрак слабосильный будочник безусловно находился в подчинении местной съезжей части.

Здание съезжего дома на этом месте планировалось возвести еще в 1730-е годы. Однако, впервые оно было построено только в конце XVIII столетия и по обычаю того времени совмещало в себе как полицейский участок, так и пожарную часть.

В 18491851 годах здание было перестроено по проекту архитектора Рудольфа Андреевича Желязевича и приобрело привычный нам современный вид.

Дом сочетает в себе не один стиль, как большинство зданий той поры, а два — кирпичный промышленный и «неоренессанс» — стилизацию под дворцовую архитектуру Италии XIV-XVI вв, наиболее полно представленную во Флоренции.

Сквер посреди площади возник в 18741875 годах. Он был создан по проекту архитектора Ивана Александровича Мерца на средства местного жителя купца Ландрина.

Но уже в 1875 году сквер был передан в государственное ведение и стал содержаться на городские средства. В 1876 году в связи с проведением через площадь конной железной дороги, в Калинкин сквер перенесли верстовой столб.

До этого он стоял по другую сторону Старо-Калинкина моста, отмеряя начало Петергофской дороги и показывавший, что до Петергофа 26 верст. Перенеся столб за мост старую отметку 26 отставили. Таким образом, от Петербурга до Петергофа и поныне 26 верст.

Только вот одна верста не стандартная, а так называемая Коломенская — больше обычной версты на 178 метров, т. е. составляющая не 1067, а 1245 м.

Что касается обычной версты, то считается, что ее ввели в XVIII веке под названием путевая, а до этого верста была якобы в полтора, а то и в два раза больше. Однако, как доказал академик Янин, в северной Руси еще в XIII веке верста тоже была около одного километра.

Известно, что в 1241 году крестоносцы не дойдя до Новгорода 30 верст, грабили мирное население в районе Тесова в верховьях Луги, что и соответствует 30-35 км. А год спустя новгородцы во главе с Александром Невским гнали побежденных рыцарей по льду Чудского озера 8 верст.

Но ширина озера против Вороньего камня и есть около 8 км. Знаменитый Игнач-крест, возле которого не доезжая 100 верст до Новгорода, в 1238 году развернулись монголы, находился от Новгорода тоже примерно в 100 км.

Таким образом, вполне вероятно, что привычная нам 500-саженная путевая верста XVIII века была не новым изобретением, а обращением к древним севернорусским традициям. Что касается путевых верст, то еще в 1739 году на Петергофской дороге упомянуты уже обветшалые верствые столбы.

То есть вполне вероятно, что они были поставлены еще в петровское время. До 1770-х годов они были деревянными. В 1770-х годах по указу Екатерины II их заменили каменными.

Ныне вдоль Петергофской дороги, не считая вышеупомянутый столба на площади Репина, полностью сохранились 2 столба — один в Петербурге, на углу проспекта Стачек и улицы Трефолева, другой в Петродворце, на углу Санкт-Петербургского проспекта и Разводной улицы. Полагают, что автором проекта был французский архитектор Жан Валлен Деламот, спроектировавший аналогичные каменные «пирамиды» вдоль Царскосельской дороги.

Читайте также:  Экскурсия в кронштадт из санкт-петербурга

Даже увлекаясь строительством в Петергофе и в Ораниенбауме, императрица всегда была верна своей самой любимой царскосельской резиденции.

Однако, многое при ней было сделано и для Петергофской дороги.

В частности, решен вопрос об освоении участков дороги от Фонтанки до Таракановки (нынешняя Нарвская площадь) и от Таракановки до Красного кабачка.

Что касается первого участка (нынешний Старо-Петергофский проспект) то вплоть до 1760-х годов вдоль его северную части (до нынешнего Обводного канала) стояли домики Калинкиной деревни, в честь которой и получили свое имя Калинкины мосты и Калинкина площадь. Изначально это было селение дворцовых крестьян, связанных с окрестными военными верфями, а так же императорскими резиденциями Екатерингоф и расположенной в районе устья Фонтанки Петровской усадьбой со знаменитым Подзорным дворцом.

Но к середине века там стали селится так же купцы, военные, и даже придворные (например, известный своими мемуарами воспитатель Петра III Якоб Штелин).

Словом, это были те люди, которые с одной стороны хотели жить за городом, но которым по долгу службе надо было иметь постоянную связь с городом.

Поэтому в 1760-е годы, когда по приказу Екатерины II эти земли были розданы под земельные участки, их владельцами так же порой становились купцы и придворные.

Обращает на себя дом в стиле классицизма со сквериком на углу Старо-Петергофского проспекта и набережной Фонтанки, перед Старо-Калинкиным мостом. До революции дом был купеческим особняком.

Именно у него и стоял первоначально верстовой столб, впоследствии перенесенный за мост на Калинкину площадь (площадь Репина). На месте сквера с середины XVIII века до первых лет советской власти находился кабак.

Вероятно, он и стал поводом для народной песни:

С собой Катеньку возьму,

за Калинкин мост качну.

И, хотя в нашем случае речь идет об ассигнации, по крайней мере одной Екатерине судя по всему в этом кабаке довелось быть.

Именно в нем по преданию и останавливалась в 1762 году будущая императрица Екатерина II накануне свержения Петра III. На верстовом столбе еще до переноса его на площадь Репина была мемориальная доска в память об этом событии.

Уже в первые годы советской власти кабак был разобран и на его месте разбили сквер. Именно в этом доме герой повести Григория Белых и Л. Пантелеева «Республика Шкид», бывший беспризорник по кличке Кобчик сперва ходит мечтать, а затем встречает и свою первую любовь и первое разочарование.

В повести «Республика Шкид» «действует» и сам Старо-Калинкин мост.

Именно по нему перебежал шкидец Янкель (один из авторов повести, Григорий Белых) к зданию пожарной части на площади Репина, чтобы сообщить о пожаре в ШИКДе (Школе Социально-Индивидуального воспитания Имени Достоевского), расположенной на углу Старо-Петергофского проспекта и Курляндской улицы.

По Старо-Калинкиному мосту перебегали воспитанники ШКИДы («шкидцы») грабить рынок на Покровской площади (Ныне Площадь Тургенева). При разрухе первой половины 1920-х годов воспитанники ШКИДЫ жили впроголодь. Бывшие беспризорные не гнушались добывать себе хлеб всеми доступными им способами. Это даже попало в местный фольклор:

С Достоевского ухрял И по лавочкам шмонал.. На Английской у Покровки Стоят бабы, две торговки, И ругают напопад

Достоевских всех ребят.

Что касается Старо-Калинкина Моста, то после перестройки 1840 года он перестраивался трижды — первый раз в 1893 году, когда с него сняли старинные торшеры и памятные доски о датах его постройки (поначалу вообще хотели убрать весь архитектурный декор включая башни, но городское управление настояло на сохранности основных форм моста).

Второй раз мост был перестроен в 1907 году, будучи значительно расширен в связи с прокладкой трамвайных линий. В третий раз мост был перестроен в советское время. В ходе реставрации после повреждений времен Великой Отечественной войны, мосту были возвращены и памятные доски и старинные торшеры, такие, какими они были еще в XVIII веке.

Источник: http://www.nogardia.ru/articles/show/15/

Старо-Калинкин мост ⇒ Санкт-Петербург

дата событияисторическая справкаисточник

Санкт-Петербург от А до Я Реки каналы острова мосты набережные. Авт.-сост. А. И. Фролов. — СПб.: Издательство «Глагол» 2005 г стр. 161

Добавил: GradPetra

Санкт-Петербург от А до Я Реки каналы острова мосты набережные. Авт.-сост. А. И. Фролов. — СПб.: Издательство «Глагол» 2005 г стр. 161

Добавил: GradPetra

Алексей Ерофеев «Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов» стр. Глава 1302

Добавил: GradPetra

«ГОРОДСКИЕ ИМЕНА СЕГОДНЯ И ВЧЕРА Петербургская топонимика полный свод названий за три века. Издание 2-е переработанное и дополненное. «ЛИК» стр. 119

Добавил: GradPetra

Санкт-Петербург от А до Я Реки каналы острова мосты набережные. Авт.-сост. А. И. Фролов. — СПб.: Издательство «Глагол» 2005 г стр. 161

Добавил: GradPetra

Алексей Ерофеев «Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов» стр. Глава 1302

Добавил: GradPetra

Алексей Ерофеев «Петербург в названиях улиц. Происхождение названий улиц и проспектов, рек и каналов, мостов и островов» стр. Глава 1302

Добавил: GradPetra

«Реки каналы острова набережные мосты» Изд-во «Глагол» С-Пб 2005 г. стр. 161

Добавил: GradPetra

Санкт-Петербург от А до Я Реки каналы острова мосты набережные. Авт.-сост. А. И. Фролов. — СПб.: Издательство «Глагол» 2005 г стр. 161

Добавил: GradPetra

«ГОРОДСКИЕ ИМЕНА СЕГОДНЯ И ВЧЕРА Петербургская топонимика полный свод названий за три века. Издание 2-е переработанное и дополненное. «ЛИК» стр. 119

Добавил: GradPetra

«Реки каналы острова набережные мосты» Изд-во «Глагол» С-Пб 2005 г. стр. 161

Добавил: GradPetra

«Реки каналы острова набережные мосты» Изд-во «Глагол» С-Пб 2005 г. стр. 161

Добавил: GradPetra

«Реки каналы острова набережные мосты» Изд-во «Глагол» С-Пб 2005 г. стр. 161

Добавил: GradPetra

«Фонтанка»

Добавил: GradPetra

«Фонтанка»

Добавил: GradPetra

Смотреть весь текст.

Источник: http://history.gradpetra.net/most/0/3810.html

Ссылка на основную публикацию