Площадь искусств в санкт-петербурге

Площадь искусств

Площадь Искусств, расположенная в историческом центре Санкт-Петербурга, включена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Название связано с размещенными на ней учреждениями культуры и вполне отражает красоту и идеальные пропорции ее архитектурного ансамбля.

Историческая справка

В петровские времена на обширной территории, включавшей и современную площадь Искусств, был разбит фруктовый сад. Позднее сад предназначался для охоты, затем был преобразован в сад Летнего дворца императрицы Елизаветы (Третий Летний сад).

Площадь, носившая изначально название Михайловской, сформирована в начале XIX века.

Первым зданием, возведенным на заросшем пустыре в центре города возле Третьего Летнего сада, становится дворец, построенный в 1819-1825 годах для великого князя Михаила, младшего сына императора Павла.

Проектировал его русский архитектор итальянского происхождения Карл Иванович Росси, он же создал единый архитектурный комплекс, которому подчинил все окружающее пространство.

Создание городских архитектурных ансамблей являлось основной сферой деятельности зодчего, сумевшего придать Петербургу новое лицо в стиле высокого классицизма. Выдающееся градостроительное мастерство архитектора в высшей степени воплотилось в ансамбле Михайловского дворца.

Территория перед главным фасадом дворца была преобразована в площадь. Фасады всех зданий, выходящих на площадь, были спроектированы Карлом Росси.

Застройкой занимались другие архитекторы, но они были внимательны к идеям великого зодчего, обращаясь к его чертежам для поддержания единого стиля. По сравнению с великолепным дворцом остальные строения выглядят скромно.

Этим подчеркивается главная роль Михайловского дворца в ансамбле площади. По проекту Росси все фасады имели общие декоративные элементы, одинаковое расположение и оформление окон, этажность и высоту.

Чтобы связать усадьбу с основными магистралями города, изменили планировку близлежащих улиц. С Невским проспектом ее соединила Михайловская улица, проложенная в 1819-1825 годах.

Улица Большая Садовая была продлена от Невского проспекта до Марсова поля, а от Екатерининского канала (канал Грибоедова) до Фонтанки проложили Инженерную улицу.

При этом часть Садовой улицы переименовали в Итальянскую.

Карлу Росси принадлежит и планировка овального сквера на Михайловской площади, проект которой относится к 1826 году.

Композиция расположения деревьев и кустарников редких пород, выполненная в английском стиле, — с газонами, цветниками и дорожками, т.е. проект озеленения, – заслуга садовника Джозефа Буша. В дальнейшем городской садовник В.

 Визе внес изменения, заменив разросшиеся деревья в центре сквера клумбами, чтобы открыть вид на дворец с Невского проспекта.

В очередной раз сквер перед главным фасадом Михайловского дворца претерпел изменения в ходе масштабной реконструкции площади 1946-1950 годов. Тогда ликвидировали поздние пристройки, и облик зданий был приближен к замыслу Росси, а скверу придали четкую планировку и одновременно живописность, сблизившую его с Михайловским садом, который примыкает к парковому фасаду дворца.

Примерно в это же время (к 1950 году) с площади убрали трамвайные пути. Трамвай ходил с 1907 года, сменив конку. Линия конной железной дороги существовала здесь еще с 1860 года – одна из первых в Петербурге.

Площадь дважды меняла свое название. В начале 20-х годов прошлого века Михайловская площадь, как и Михайловская улица,  была переименована в площадь Лассаля в честь немецкого социалиста, бюст которому работы скульптора В. А. Синайского был установлен на Невском проспекте согласно ленинскому плану монументальной пропаганды. Название площадь Искусств она носит с 26 сентября 1940 года.

Летом 1957 года сквер украсил памятник А. С. Пушкину, который по праву считается одним из лучших. Его авторы (скульптор М. Аникушин и архитектор В. Петров) так органично вписали свое творение в архитектурный ландшафт, что создается впечатление, будто памятник стоял здесь со дня основания площади.

Последняя капитальная реконструкция 2001 года проводилась по проекту архитектора Ф. К. Романовского и включала в себя работы по ремонту коммуникаций, освещения, гранитному мощению тротуаров.

Достопримечательности площади Искусств

Площадь Искусств и сегодня сохраняет исторический облик и оправдывает свое название. По Инженерной улице на нее выходят:

Михайловский дворец

Михайловский дворец.

Архитектурный шедевр К. Росси. С 1898 года и поныне во дворце размещается Русский музей – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, крупнейший в мире музей национального изобразительного искусства. Музей учрежден в честь покровителя искусств и страстного коллекционера императора Александра III.

(подробнее про Михайловский дворец можно прочитать здесь).

Корпус Бенуа

Корпус Бенуа. Вид со стороны канала Грибоедова.

Назван в честь автора проекта архитектора Л. Н. Бенуа. Здание, изначально предназначенное для проведения художественных выставок, построено в 1919 году соавтором проекта архитектором С. О. Овсянниковым в стиле неоклассицизма.

В 1930-х годах было передано Русскому музею. В послевоенные годы был достроен специальный переход, соединивший корпус Бенуа и основное здание музея с сохранением отдельного входа со стороны канала Грибоедова.

В постоянной экспозиции представлено искусство ХХ века, часть залов отведена под временные выставки.

(подробнее про Корпус Бенуа можно прочитать здесь).

Этнографический музей

Этнографический музей.

Здание строилось специально для размещения этнографической коллекции Русского музея с 1900 по 1911 год архитектором В. Ф. Свиньиным в стиле неоклассицизма. Музейный фонд формировался с 1902 года путем сбора и хранения предметов обихода различных этнических групп и содержит около 500 тысяч экспонатов и материалов культурного наследия народов, населяющих Россию.

(подробнее про Этнографический музей можно прочитать здесь).

Михайловский театр

Михайловский театр.

Жемчужина в ожерелье архитектурного ансамбля, спроектированного Росси. Построен талантливым архитектором А. Брюлловым в 1831-1833 годах.

Своим названием театр обязан младшему брату императора Николая I – великому князю Михаилу, так как вначале предназначался исключительно для правящей семьи и ее гостей.

Позднее, открывшись для широкой публики, театр являлся третьим по счету императорским театром в Петербурге (после Мариинского и Александринского) и выполнял функцию дополнительной сцены.

В настоящее время, продолжая традиции Малого оперного театра, сочетает классические постановки оперных и балетных спектаклей с новаторскими экспериментами. Зрителям предоставляет редкую возможность «посетить заветный мир кулис» в составе экскурсии.

(подробнее про Михайловский театр можно прочитать здесь).

На противоположной стороне площади по Итальянской улице находятся не менее интересные в историческом и культурном отношении здания. Здесь расположены:

Филармония имени Шостаковича

Здание было построено для Дворянского собрания архитектором П. П. Жако в 1834-1839 годах. Ленинградская филармония, находящаяся здесь с 1921 года, даже в блокадные военные годы не прекращала концертную деятельность, поднимая дух защитников города. Тогда впервые прозвучала Седьмая симфония Д. Шостаковича. Сегодня – это обитель музыкальных традиций, главный концертный зал Санкт-Петербурга.

(подробнее про филармонию им. Шостаковича можно прочитать здесь).

Театр музыкальной комедии

На этом месте находился доходный дом Лазаревых, построенный архитектором Е. Т. Соколовым в 1799 году. Неоднократно перестраивался еще в XIX веке, а после сильного пожара в 1910 году инженеры И.

 Бальбашевский и А. Максимов выполнили внутреннюю перестройку под «Палас-театр».

Именно в этом здании размещался знаменитый Мюзик-холл Исаака Дунаевского, а с 1938 года – Ленинградский театр музкомедии.

(подробнее про Театр музыкальной комедии можно прочитать здесь).

Ежегодно все культурные учреждения, расположенные на площади, объединяют усилия для проведения Международного Зимнего фестиваля «Площадь искусств», который привлекает лучших российских и мировых исполнителей.

Другие здания, образующие площадь, также являются памятниками архитектуры и имеют интересную историю.

Рядом с Михайловским театром находится дом (пл. Искусств, дом 3), построенный К. Росси в 1820-е годы для графа П. В. Голенищева-Кутузова – генерал-губернатора Санкт-Петербурга, человека, причастного к убийству Павла I.

В советское время с 1924 по 1939 год в этом доме проживал знаменитый художник Исаак Бродский, ученик И. Е. Репина, основоположник нового течения в живописи – социалистического реализма.

В 1949 году в квартире, где прошли последние 15 лет жизни художника, был открыт музей его имени, который в настоящее время является одним из филиалов музея Российской академии художеств.

Посетить музей, где расположена внушительная коллекция картин Бродского и других художников, можно со среды по воскресенье. Здесь также часто проводят выставки современной живописи и вечера классической музыки.

Соседний дом Жако (пл. Искусств, 5), построенный в 1831 году с использованием фасада, спроектированного Росси, принадлежавший архитектору П. П. Жако, знаменит тем, что в начале прошлого века здесь находилось литературное кафе или арт-подвал «Бродячая собака» — центр культурной жизни Северной столицы того времени.

Кафе было зарегистрировано как клуб Общества интимного театра, учрежденного Мейерхольдом, а название обыгрывало образ художника как бездомного пса. Часто бывали в этом кафе Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, читали стихи Вениамин Хлебников, Сергей Есенин.

На волне интереса к Серебряному веку в истории Петербурга заведение вновь открылось в 2001 году.

По другую сторону площади расположился дом, построенный в 1831 году архитектором А. М. Болотовым для семьи графа М. Ю. Виельгорского (пл. Искусств, 4). Хозяин дома – композитор и музыкант.

Его дом становится своеобразным «маленьким храмом изящных искусств»: здесь собирались ценители музыки, многие произведения М. Глинки, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Шумана здесь прозвучали впервые в исполнении авторов. Салон посещали А. Пушкин, Ф. Тютчев.

Читайте также:  Последняя дуэль пушкина - история чести

Позднее дом продали, в нем разместилась кондитерская Кочкурова, где проходили встречи революционеров. С 1993 года часть помещений дома занимает гимназия, основной корпус которой находится в соседнем здании (пл. Искусств, 2).

Раньше здесь располагалась средняя школа, преобразованная в 1989 году в гимназию при Русском музее, и теперь ее ученики постигают основы искусства и науки. Фасад здания школы в 1947 году был реконструирован в стиле ансамбля площади по проекту архитектора А. А. Кедринского.

Вдоль всей Михайловской улицы от площади Искусств до Невского проспекта протянулось здание «Гранд Отель Европа», получившее в 2009 году в Лондоне награду World Travel Awards как самая роскошная гостиница Европы. Построено в 1873-1875 годах архитектором Л. Фонтана в стиле эклектики на месте двух зданий: доходного дома А. Рогова и отеля Клее.

Здание нарушило симметрию композиции Михайловской улицы и в среде архитекторов считается градостроительной ошибкой. Однако этот факт не помешал легендарным личностям нескольких эпох останавливаться в «Европе». Среди имен в почетной книге постояльцев: П. И, Чайковский и И. С. Тургенев, И. Штраус и К.

 Дебюсси, Бернард Шоу, Владимир Маяковский, король Швеции и королева Великобритании, звезды мирового кино и выдающиеся рок-музыканты.

Старейшую гостиницу культурной столицы не обошли вниманием и хранители петербургских легенд. Рассказывают, что некий наследник русского эмигранта, спрятавшего золото в одном из номеров гостиницы, приехал в Ленинград. Ему удалось поселиться в том же номере отеля «Европа».

Ночью он вскрыл паркет на полу и обнаружил массивную металлическую коробку, прикрученную болтами к перекрытию между этажами. Полночи ушло на выпиливание и, когда, наконец, поддался последний болт, — раздался невообразимый грохот.

Это рухнула люстра ресторанного зала нижнего этажа.

Гармоничная и красивая площадь Искусств с 2008 года приобрела неоновое сияние, которое дает специальная подсветка. Фасады зданий с тех пор радуют переливами цветов в праздничные дни. Ищущим вдохновение горожанам и гостям Петербурга музеи и театры, которыми так богата площадь, подарят незабываемые впечатления, а уютные кафе и сквер позволят отлично отдохнуть.

Где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/ploshhad-iskusstv/

Площадь Искусств

Площадь Искусств в Санкт-Петербурге.

Архитектурный ансамбль, сформированный Михайловским дворцом, Михайловским театром, домом Голенищева-Кутузова, театром музыкальной комедии, Российским этнографическим музеем, Большим залом Филармонии имени Д. Д.

Шостаковича и гостиницей «Европа» в первой половине XIX века по проекту К. И. Росси. В дальнейшем, застраивая площадь, другие архитекторы имитировали этот стиль и для фасадов своих зданий.

Интересные факты:

Первоначально, с 1834 года, площадь именовалось Михайловской или площадью Михайловского дворца — по центральному зданию всего архитектурного ансамбля. В советское время она сначала была переименована в честь немецкого социалиста Фердинанда Лассаля, а в 1940 году получила свое нынешнее название — площадь Искусств из-за обилия окружающих ее музеев, театров и филармонии.

В петровское время земля под современной площадью предназначалась для разбивки Третьего Летнего сада, позже здесь устраивали сад для охоты и сад Летнего дворца Елизаветы Петровны. Когда в 1823 году был в черновую окончен Михайловский дворец, К. И.

Росси составил также план преобразования прилегающей к нему местности путем выделения самой площади, создания улиц Инженерная и Михайловская, а также продления Садовой улицы до Марсова поля.

В 1827 году участок земли перед дворцом превратили в сквер, а с 1831 года началась дальнейшая застройка периметра новой площади другими зданиями и «обывательскими» домами. Росси лично спроектировал все фасады зданий, выходящие на площадь с Итальянской и Михайловской улиц.

В 1878 году на углу Михайловской площади террористом-народником был смертельно ранен шеф жандармов и начальник Третьего отделения Собственной его императорского величества канцелярии Н. В. Мезенцов.

С появлением первого общественного транспорта — «конки» — через Михайловскую площадь была проложена одна из ее линий, в 1907 году конную дорогу заменили трамваи.

В 1945—1951 годах была проведена масштабная реконструкция площади Искусств — зданиям вернули декоративное оформление в одном стиле, демонтировали трамвайные рельсы. В 1957 году, в честь годовщины смерти поэта по центру площади установили памятник А. С. Пушкину.

Культурно-досуговые учреждения, расположенные на площади, ежегодно проводят Международный Зимний фестиваль «Площадь Искусств», в котором принимают участие ведущие российские и мировые классические исполнители.

Площадь Искусств, в составе исторического центра Санкт-Петербурга, включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Туристу на заметку:

Культурные новости

Интересные достопримечательности Санкт-Петербурга:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/ensembles/arts-square/

Санкт-Петербург. Площадь Искусств

Материалы экскурсии частично предоставлены сайтом Visit Petersburg Площадь Искусств — одна из самых красивых площадей в городе, здесь сосредоточено большое количество архитектурных шедевров. Ансамбль этой площади создал знаменитый зодчий Карл Росси при возведении Михайловского дворца.

По его проекту были переделаны фасады выходящих на площадь зданий. Новая площадь в центре российской столицы получила название Михайловской. Здесь находится Государственный музей этнографии народов России. Здание было возведено по проекту архитектора В. Ф. Свиньина в 1900—1911 годах.

По плану Росси было отстроено здание, где сейчас размещается Малый театр оперы и балета, и мемориальный музей-квартира художника И. И. Бродского. Примечателен и дом № 13 по Итальянской улице, который также обращен к площади. В 1929 году там разместился «Мюзик-Холл», позже — Театр музыкальной комедии.

История этого театра во многом связана с замечательным композитором и всенародно любимым артистом И. О. Дунаевским.

Многое на площади Искусств напоминает о русской культуре XX столетия. В 1912 году в доме № 5 состоялось знаменательное открытие кабаре «Бродячая собака». Известные поэты, художники, артисты и музыканты собирались здесь на концерты, спектакли, поэтические чтения. В этом кафе часто бывали А. А. Ахматова, Н.

Гумилев, В. Э. Мейерхольд, О. Мандельштам, читали стихи В. Хлебников, В. В. Маяковский, С. Л. Есенин. В 1940 году площади дали современное название.

Оно связано с тем, что здесь располагаются различные учреждения культуры: Художественный музей, Театр оперы и балета, Театр музыкальной комедии, Большой зал филармонии.

Площадь Искусств — это удивительное место в Санкт-Петербурге, пронизанное атмосферой творчества и свободы духа. Прогулка по площади начинается с центра Михайловского сквера, где установлен памятник Александру Пушкину. Выразительная фигура классика вдохновляет на поэтический лад.

Чтобы осмотреть все достопримечательности площади искусств, необходимо обойти ее со всех сторон, и начать лучше всего с комплекса Михайловского театра и ближайших дворянских особняков и доходных домов.

Он включает в себя литературно-артистическое кафе «Подвал бродячей собаки», которое в начале XX века посещали ярчайшие представители Серебряного века. Интерес представляет и сам Михайловский театр.

В центре архитектурного ансамбля площади Искусств — великолепный Михайловский дворец, спроектированный и возведенным архитектором Карлом Росси. Сегодня в прекрасном здании размещаются экспозиции Русского музея.

Справа от дворца стоит нарядное неоклассическое сооружение — Российский этнографический музей. Музыкальное искусство на площади «представляют» театр музыкальной комедии и Санкт-Петербуржская филармония.

Большой зал филармонии вот уже более века считается одной из лучших и престижных концертных площадок мира.

  • Площадь Искусств за свою историю не раз меняла название. До XX века она называлась Михайловской — по дворцу, стоящему во главе ее архитектурного ансамбля, а в советские годы ее именовали в честь Фердинанда Лассаля — известного немецкого социалиста. Свое современное название площадь получила в 1940 году.
  • Дом № 3 на площади Искусств известен как дом Голенищева-Кутузова, возведенный в 20-е годы XIX века. Особняк в то время принадлежал генерал-губернатору Санкт-Петербурга. В начале XX столетия в нем жил художник Исаак Бродский. Сегодня в историческом строении действует музей-квартира, посвященный жизни и творчеству известного живописца.
  • Концерты в Санкт-Петербургской филармонии не прекращались и в тяжелые дни блокады. В частности, в 1942 году здесь была исполнена Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича. На тот момент в филармонии оставалось всего 15 музыкантов, и остальных участников оркестра пришлось прислать с фронта. Бессмертное музыкальное произведение транслировалось через все радиоприемники города, и все его жители, измученные блокадой, могли слышать симфонию, вселяющую в них надежду и силу.

Источник: https://mob.travel/tour/576

Санкт-Петербург. Площадь Искусств

Площадь Искусств — одна из центральных площадей города Санкт-Петербурга. Расположена между Инженерной и Итальянской улицами.

Читайте также:  Экскурсия по павловскому парку на механическом поезде в павловске

На площади расположены:

  • Михайловский дворец
  • Гранитные блоки, оставшиеся при строительстве Михайловского дворца
  • Гимназия при Государственном Русском музее
  • Дом Виельгорских
  • Дом Лазарева
  • Доходный дом Абамелек-Лазарева
  • Филармония им. Д.Д. Шостаковича
  • Здание Акционерного общества «Европейская гостиница»
  • Дом костёла Святой Екатерины
  • Дом Жако
  • Дом Голенищева-Кутузова
  • Михайловский театр
  • Михайловский сквер
  • Памятник А.С. Пушкину

Площадь Искусств (по материалам книги «Санкт-Петербург и пригороды: Путеводитель по культурно-историческим памятникам / Ю.Г. Иванов, О.Ю. Иванова, Р.А. Халхатов. — Смоленск: Русич, 2010. — 336 с.: ил. — (Памятные места России)»):

Замечательный архитектурный ансамбль — площадь Искусств (бывшая Михайловская), созданная по проекту К. Росси. Она состоит из трех основных частей: здания Русского музея (бывшего Михайловского дворца), площади со сквером перед ним и зданий, расположенных по ее периметру.

Композиционный центр площади — монументальный Михайловский дворец, возведенный в 1819-1825 гг. для великого князя Михаила Павловича — отсюда и его название.

Росси расположил главный дворцовый корпус в глубине парадного двора, отделенного от площади строгой, но красивой по рисунку чугунной оградой.

Центральную часть обращенного к ней фасада украшает грандиозный восьмиколонный портик, поднятый над оградой первого этажа, к которой ведет широкая лестница с бронзовыми изваяниями львов.

Боковые крылья оформлены торжественными колоннами и великолепным скульптурным фризом (44 барельефа, скульпт. В. Демут-Малиновский).

В ансамбле площади другие здания играют подчиненную роль. Их фасады Росси обработал подчеркнуто скромно, чтобы выделить главное сооружение — дворец. Непревзойденный мастер в создании архитектурных ансамблей, он связал площадь с Невским проспектом улицей Михайловской. Она позволяет обозревать дворец с главной магистрали Петербурга.

Центральную часть площади занимает овальный в плане сквер. В 1957 г. здесь открыли памятник гению русской поэзии — А. Пушкину. Скульптор М. Аникушин создал романтический и глубоко реалистический образ великого поэта. С возведением памятника ансамбль площади Искусств получил логическое завершение.

Источник: http://rus-towns.ru/sankt-peterburg-ploshhad-iskusstv/

Площадь искусств в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург известен всему миру как Город белых ночей, путешествуя по которому на каждом шагу можно видеть культурные памятки истории. Одним из таких достояний является Площадь Искусств, раскинувшаяся на Спасском острове.

История строительства

Задолго до возникновения Санкт-Петербурга нынешняя территория площади Искусств была заселена сначала финнами, потом шведами. Так было до тех пор, пока Петр I не подарил земли своей второй жене – Екатерине I. Она оценила подарок и возвела на участке «маленький домик», около которого расположился Третий Летний сад.

В период царствования Анны Иоанновны сад использовался для охоты. При Елизавете I близ этого места построили еще и Летний дворец, который Павел I, придя к власти в 1796 году, уничтожил.

На его руинах в 1823 году возвысился Михайловский дворец.

За время строительства новой резиденции площадь превратилась в неприметную строительную площадку, на которой по приказу Николая I в 1827 году началось насаждение и оформление Михайловского сквера как тогда говорили «по английскому стилю».

Вокруг этот мини-парк с редкими видами цветов и кустарников огородили чугунной решеткой. Руководителем и идейным автором выступил К. Росси. Примерно в это же время территорию сквера стали называть Михайловской площадью, а свое нынешнее название она получила лишь накануне войны — в 1940 году.

С середины XIX века и до нашего времени вокруг площади выстраивали новые архитектурные ансамбли, а в 2001 году была завершена реконструкция по оригинальному проекту Ф. К. Романовского.

Чем славится площадь Искусств?

За почти 200-летнюю историю площадь видела немало событий, как торжественных, так и траурных, здесь регулярно открывались множественные театры, музеи. Среди самых популярных событий:

  • Ежегодно, начиная с 2000 года, в начале зимы, расположенные на площади культурные заведения принимают Международный Зимний фестиваль «Площадь Искусств». На время проведения фестиваля площадь наполняется звуками классической музыки лучших российских, а также иностранных исполнителей.
  • В преддверии новогодних праздников 2008 года площадь засветилась яркими переливами цветов, которые дает специальная подсветка. С того времени стены зданий на площади динамично меняют окрас в праздничные дни.

Посещении площади заинтересует почитателей архитектуры XIX века. Здесь есть чем порадовать глаз ищущим вдохновения горожанам и гостям города. Кроме посещения памятников архитектуры здесь можно отлично отдохнуть, ведь многие здания давно превратились в современные музеи и кафе.

Источник: http://excava.ru/arts-square/

Площадь Искусств и Михайловский сквер в Петербурге

Ни один сквер Санкт-Петербурга не пользуется такой популярностью, как Михаловский. Музы всех искусств нашли приют на площади Искусств с небольшим приветливым сквером.

Здесь в трех музеях — Государственном Русском, Российском этнографическом и мемориальной квартире И. И. Бродского собраны сокровища русского изобразительного искусства.

К площади со сквером обращены Малый театр оперы и Санкт-Петербургская Академическая Филармония имени Д.Д. Шостаковича и Театр музыкальной комедии.

Сердце площади и сквера — памятник А. С. Пушкину; представляет собой идейную и композиционную доминанту, органически объединяющую все архитектурное окружение. Этот монумент — неотъемлема часть не только ансамбля площади, но всего Петербурга. Бронзовая фигура Пушкина помещена именно там, где он неоднократно бывал: на спектаклях в Михайловском театре и гостеприимном доме М. Ю.

Виельгорского, куда приходили известные петербургские музыканты, художники; бывал поэт и в доме Е. А. Карамзиной, и в Михайловском дворце. Кажется, порой, что Пушкин будто и не уходил с площади; он остался с новыми поколениями, приветствуя «племя младое, незнакомое». И это «племя» всегда спешит на встречу со своим любимым поэтом.

Неудивительно, что в сквере оживленно в любое время года.

Ранним утром первые экскурсионные автобусы привозят сюда туристов из разных стран мира. Многие, остановившиеся в Европейской гостинице, расположенной рядом с площадью, со сквера начинают знакомство с Петербургом.

Днем, особенно в летнее время, нелегко найти на аллее свободную скамейку. Выходя из залов музеев, посетители обязательно зайдут на зеленый островок отдохнуть, поделиться впечатлениями об увиденном.

Вечером, перед началом спектаклей и концертов, сюда стекаются любители симфонической музыки, оперы, балета.

 В яркий солнечный день или в белую петербургскую ночь площадь со сквером обретает волшебное очарование; она кажется картиной, написанной гениальным акварелистом в минуту высшего вдохновения.

 Зимой, когда вековые деревья забелены инеем, Михаловский сквер напоминает театральную декорацию.

В 1716 -1717 годах территория площади Искусств составляла часть Третьего летнего сада, а в 50-х годах XVIII века восточная часть участка только граничила с ним. И в последующие годы территория, то заметно поглощалась садом, то увеличивалась.

При постройке в самом конце XVIII столетия Михайловского замка — резиденции Павла I было увеличено количество оранжерей и теплиц, которые размещались на месте сегодняшней площади Искусств. После смерти Павла I этот участок забросили, он превратился в пустырь для свалки мусора, хотя по-прежнему находился в веден императорского двора.

Новая страница в истории района, занятого сквером началась с 20-х годов XIX века, когда архитектору К. И. Росси поручили построить в Санкт-Петербурге дворец с садом для брата Александра I — Михаила Павловича.

Указом от 14 мая 1819 года предписывалось снести оставшиеся оранжереи и парники, расчистить свалку, освободить место для будущего дворца.

Росси немедленно приступил к работе и со свойственным ему талантом и вкусом блестяще решил поставленную задачу, превратив постройку дворца в создание целостного обширного ансамбля, одного из лучших в Петербурге.

Михайловский дворец, возведенный в Санкт-Петербурге к 1825 году, сочетал столичную представительность и черты усадебной постройки, включавшей парадный двор, служебные флигеля, связанные между собой высокой чугунной оградой с тремя воротами Торжественная монументальная ограда отделяла парадный двор от площади, в центре которой Росси расположил сквер.

На плане ансамбля сквер имеет овальную форму, в которую вписаны густая сеть извивающихся дорожек и живописные группы деревьев и кустарников.

У исследователей творчества Росси нет единства мнений о том, кто был автором композиции сквера: одни считают, что она принадлежит архитектору А. А.

Менеласу, создавшему в то же годы Михайловский сад, другие предполагают, что это работа К. И. Росси, им выполненная и подписанная.

В 1828 году работы в сквере, вероятнее всего, еще не были завершены.

Поэтому на плане Шуберта зафиксирован сквер овальной формы с посаженными по периметру деревьями и кустарником, а средняя часть условно заштрихована в виде поляны.

В композицию ансамбля Михайловского дворца, включающую обширный сад, обращенный к Мойке и Фонтанке, и замкнутый сад парадного двора, сквер на площади внес свое особое звучание.

Читайте также:  Транспорт санкт-петербурга: поезда пригородного сообщения

В 1835 году утвердили застройку Михайловской улицы, Росси предложил, как показывают найденные чертежи, новый проект сквера, согласно которому сквер должен был состоять из двух симметричных частей с пейзажной планировкой.

Между ними проектировалась широкая площадка, открываемая перспективу на центральную часть дворца и портик на Невском проспекте, возведенный по проекту архитектора А. И. Руска. Посреди площадки Росси предлагал поместить великолепный фонтан с гранитным бассейном, чугунной колонкой и чашами.

Самое примечательное, что Росси предполагал декорировать фонтан десятью фонарями на золоченых кронштейнах и сгруппированных как завершение в центре верхней чаши. Для своего времени это была смелая идея органического сочетания воды и света

Созданная по замыслу Росси Михайловская площадь с первых же дней стала одним из центров культурной жизни Петербурга. 8 ноября 1833 года открылся построенный A. П.

Брюлловым Михайловский театр, в котором ставили балеты, водевили, устраивали концерты, выступали артисты итальянской оперы, французской оперетты, немецкой драмы.

Около пятидесяти лет на подмостках театра играла постоянная французская труппа, одна из лучших в Европе.

Стилистическую целостность ансамбля Росси нарушили уже в 1840-х годах, когда рядом с Дворянским собранием (Государственная филармония) построили особняк Л. Лазарева, в который впоследствии разместился театр музыкальной комедии.

Во второй половине XIX века ансамбль Михайловской площади подвергся новым изменениям. В 1870-х годах корпус вдоль западной стороны Михайловской улицы был приспособлен под гостиницу «Европейская». Несколько позднее, в 1890-х годах, изменилось и здание на ее противоположной стороне. Эти перестройки внесли в ансамбль Росси эклектичный налет.

Седьмого марта 1898 года к Михайловской площади и скверу направились многие петербуржцы. Они спешили на открытие вновь созданного общедоступного Русского музея, для размещения коллекций которого архитектор В. Ф. Свиньин реконструировал интерьеры Михайловского дворца.

В 1900 — 1911 годах по его же проекту строится Музей этнографии. В архитектурном облике музея ясно читаются мотивы классицизма, перекликающиеся со стилистикой россиевского ансамбля. Музей этнографии, деятельность которого развернулась в советское время, превратился в одну из крупнейших сокровищниц народного искусства, имеющих мировое значение.

В 1910 -1912 годах комплекс музейных зданий на площади увеличился. Архитекторы Л. Н. Бенуа и С. О. Овсянников соорудили западный корпус Русского музея. Стилистические искания второй половины XIX века сказались и на планировке сквера, который приобрел черты, свойственные архитектуре эклектики.

От россиевского замысли к концу века сохранилась лишь овальная форма плана. Система дорожек стала более измельченной. Сквер был густо засажен деревьями и кустарниками разных пород. Напротив входа с Михайловской улицы распланировали зеленый газон, украшенный клумбами из экзотических растений и лавровыми деревьями.

В сквере расставили скамейки на чугунных ножках, устроили две площадки для детских игр и две деревянные, шестигранные в плане, открытые беседки, украшенные резьбой; железная крыша их завершалась пинаклем — ажурным литым навершием В 1876 году со стороны Большой Итальянской улицы по ставили деревянную сторожевую будку с фронтоном на кронштейнах и двустворчатым окном, обращенным в сквер.

Прокладка вокруг сквера рельсовых путей конно-железной дороги нарушила его художественный облик, но вместе с тем это новшество способствовало оживлению сквера — получили возможность приезжать сюда на прогулку жители более отдаленных районов.

Замысел Рубанчика, проектировавший в 1934 году придать площади Лассаля дух Росси, стал одной из первых попыток музеефицировать замечательный городской ансамбль. Однако в то время еще не было условий для воплощения такого проекта в натуре.

Городу требовались здания со временного назначения. Особенно остро стоял вопрос О школах, поэтому совершенно естественным стало решение построить на площади школу. Проект ее разработал архитектор Н. А. Троцкий.

В 1936 году восточную сторону площади замкнули новым, лаконичным по очертаниям зданием, которое удачно вписалось в ансамбль.

Архитектурное, театральное и музейное окружение площади подсказало мысль о ее переименовании в площадь Искусств. В 1939 году открыли еще один музей — в квартире и мастерской художника И. И. Бродского.

В годы Великой Отечественной войны фашисты варварски бомбили и обстреливали площадь Искусств. Только на Русский музей они сбросили девять фугасных бомб, выпустили около сорока снарядов, отчего пострадали потолки и стены главного здания музея, раскололся надвое корпус Бенуа.

После войны на площади развернулись намеченные на 1940 год, но отложенные из-за войны работы по реставрации ансамбля, приближающие его к первоначальному виду. Общий проект выполнил архитектор И. Г. Капцюг. С 1945 года в течение шести лет дома, окружающие площадь, обрели ныне существующий вид. По проекту архитектора А. А.

Кедринского зданию школы придали облик, свойственный постройкам классицизма. Разобрали тамбур Филармонии, построенный в 1901 году и исказивший вид здания. К 1946 году была завершена реставрации Русского музея.

 Тогда же отсюда исчезло трамвайное кольцо, и площадь была заасфальтирована, превратившись в место, удобное для прогулок.

Архитекторы Е. И. Катонинын, В. Д. Кирхоглани и Н. В. Баранов разработали проект, благодаря которому стала возможна коренная реконструкция Михайловского сквера. Планировке его придали большую четкость и геометричность, сохранив прежнюю овальную форму.

Чтобы органичнее связать сквер пространством площади и открыть перспективу на здание Русского музея, сняли ограду. Композиция сквера построена на пересечении широкой поперечной, продольной и четырех диагональных аллей, связывающих симметричные части.

Поперечную аллею, как главную ось планировки, освободили от насаждений с целью открыть перспективу Невского проспекта на здание Русского музея. Тем самым советские архитекторы воплотили один из существенных элементов забытого замысла Росси, органически почувствовав художественную суть сложившегося ансамбля.

Посреди широкой аллеи распланировали прямоугольную площадку с клумбой и партерный газон. На пересечении диагональных аллей устроили игровые площадки для детей.

Повторяя очертания сквера, по его периметру была проложена прогулочная аллея. Проект реконструкции предусматривал сохранение прежних посадок. Высокие старинные деревья, расположенные на газонах между аллеями и по круговой дорожке, придают скверу живописным вид.

На маленьком зеленом островке площадью 1,5 гектара, в самом центре Санкт-Петербурга посажены самые разнообразные деревья: остролистые клены, вязы, березы, дубы, каштаны, серебристые ивы, лиственницы, липы. Не меньшим был ассортимент кустарников: кизильник, жасмин, жимолость, карагана древовидная, сирень, черемуха, калина.

Высокие, почти двадцатиметровые деревья при существующей планировке создают зрительное впечатление своеобразных зеленых кулис, обрамляющих перспективу, в глубине которой виден Михайловский дворец.

Источник: http://tourcentrum.ru/petersburg-ekskursii/dostoprimechatelnosti/mihajlovskij-skver

Ансамбль площади Искусств

Михайловский дворец

Градостроительные принципы мастеров русского классицизма начала XIX века А. Д. Захарова, А. Н. Воронихина и В. П.

Стасова, создавших ряд замечательных архитектурных ансамблей, получили дальнейшее развитие в работах по реконструкции отдельных районов Петербурга в 1820–1830-х годах.



Замечательной особенностью этих работ было стремление к ансамблевой застройке целых улиц и площадей, получивших в процессе строительства единый архитектурный облик. Лучший пример тому — ансамбль Михайловской площади (ныне площадь Искусств), созданный по замыслу К. И. Росси.



Коренная перепланировка территории, прилегающей к ныне существующей площади Искусств, оказалась возможной благодаря тому, что до 1820-х годов она была застроена лишь частично и притом деревянными зданиями оранжерей Третьего Летнего сада, не представлявших большой ценности.




Площадь Искусств — великолепный архитектурный ансамбль. Он слагается из трех основных частей: здания Государственного Русского музея (б.

Михайловского дворца) с его флигелями и садом, площади со сквером перед дворцом с домами по её периметру и Михайловской улицы, связывающей площадь Искусств с Невским проспектом.



Монументальное здание Михайловского дворца с величественным коринфским портиком на главном фасаде расположено в глубине парадного двора, отделенного от площади чугунной оградой. Дворец доминирует в ансамбле и является его композиционным центром.



Площадь в ансамбле играет подчиненную роль: это подчеркивается простотой архитектурной обработки фасадов жилых домов, ограничивающих её с трех сторон. К. И. Росси не применил колонн и пилястр на фасадах домов в кварталах, которые ограничивают площадь с запада и востока.

Более богато обработаны фасады жилых домов по Итальянской. Использование в их композиции ионических пилястр, объединяющих вторые и третьи этажи, как бы подготавливает к восприятию более нарядного и торжественного оформления улицы, ведущей к Невскому проспекту.

Обе её стороны Росси предполагал застроить тождественными по архитектуре зданиями.

Перспектива улицы замыкалась расположенным на противоположной стороне Невского проспекта, в глубине небольшой площади, портиком Перинной линии Гостиного двора.

В ансамбль площади входят здания Михайловского театра и Государственной филармонии (бывшего Дворянского собрания).

Овальный в плане сквер занимает территорию в 1,55 гектара. Первоначально он имел пейзажную планировку.

Рейтинг материала:

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/ansambl-ploshchadi-iskusstv

Ссылка на основную публикацию