Павловский классицизм в архитектуре санкт-петербурга — романтический архитектурный стиль

Особняк П.П.Форостовского, Архитектор К.К.Шмидт 4-я линия Вас. О., д. 9

СПБ ТКУиК

Работа по истории СПБ

«Архитектурные стили

Санкт-Петербурга»

Выполняла:

студентка группы 9Т-21

Иванова Александра

Преподаватель:

Волочаева Т.В.

2009 год

Петровское Барокко (1697-1730г.)

Архитектурный и художественный стиль, одобренный Петром I и широко используемый для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге. Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг..

(время Петра и его непосредственных преемников) это был архитектурный стиль, в котором слились влияния итальянского барокко, раннего французского классицизма, немецкой и голландской гражданской архитектуры и ряда других стилей и направлений.

Таким образом, петровское барокко не является барокко в чистом виде, и этот термин достаточно условен. Вместе с тем он безусловно отражает подспудную, еще неявную архитектурную тенденцию Петровской эпохи и помогает объяснить дальнейшую эволюцию русской архитектуры к зрелому барокко сер.

XVIII столетия. Этому стилю свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.

В отличие от Нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве , Петровское барокко представляло решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали над российской архитектурой почти тысячелетие.

Его главные представители : Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Н.Микетти и Г.Матарнови — прибыли в Россию по приглашению Петра I.Каждый из этих архитекторов, работавших в Санкт-Петербурге, вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял.

Черты, присущие Петровскому Барокко

· Простота объемов (дома-шкатулки, в плане прямоугольник, внутренние помещения расположены анфиладой)

· Плоскостная трактовка фасадов (декоративные детали не отделяются от плоскости стены, основной элемент фасада – пилястры)

· Четкость и подчеркнутость вертикальных и горизонтальных элементов архитектурной формы

· Валюта как одна из немногих архитектурных деталей (крутой завиток с кружком в центре)

· Фигурная кровля с переломом

· Мелкая расстекловка окон

· Двуцветная раскраска фасадов

Церковь св.Симеона и Анны, (Моховая ул., 46), арх. М. Г. Земцов

Городская больница имени императора Петра Великого, арх. Л. А. Ильин, А. И. Клейн, А. В. Розенберг, Пискарёвский пр., 47, пл. Ленина

Меньшиковский дворец, арх. Джованни Марио Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель

Елизаветинское Барокко (середина XVIII века)

Стиль барокко достиг общественного признания и популярности в середине в середине XVIII века. Для этого периода характерно строительство дворцов, усадеб, храмов. Высокое барокко выражало абсолютизм и олицетворяло государственное могущество России.

Стиль «Елизаветинское барокко» характерен неисчерпаемым разнообразием декоративного убранства, пространственный размах и ясность планировочных решений, живописная пластика и напряжённая динамика форм. Для усиления рельефа стен, обогащения светотеневой игры масс использовались ордерные элементы — пилястры и трёхчетвертные колонны.

Контрастные цветовые сочетания в отделке зданий подчеркивали праздничную декоративность. В искусстве интерьера особенно наглядно проявилась тяга барокко к зрелищным эффектам. Начали возрождаться некоторые традиции древнерусского зодчества в 1740-1750 годах.

Так, авторы церковных зданий возвращались к центрическим крестово-купольным планам и пятиглавым завершениям. Были созданы первые пятиглавые храмы Петербурга по проектам П. А.Трезини.

Благодаря архитектору Франческо Бартоломео Растрелли, великому мастеру стиля «Елизаветинское барокко», были возведены императорские резиденции в городе и его окрестностях. В числе которых знаменитый Зимний дворец, а так же Воронцовский и Строгановский дворцы.

Черты, присущие Елизаветинскому Барокко

· Фасады насыщены элементами, которые разрушают плоскостность стен, и составляют единое целое: колонны на одну четвертую утоплены в стене.

· Неконструктивность некоторых архитектурных решений: мощные пучки колонн служат опорой легкого балкона.

· Игра света и тени за счет объемного декора.

· Широкие и высокие окна

· Большие парадные интерьеры с анфиладами внутренних помещений

· Двухсветные здания с окнами в два ряда

· Стены покрыты живописью, золоченой резьбой, зеркала украшают простенки

· Замысловатый узорный паркет

· Живописные плафоны

Смольный монастырь, Ф. Б. Растрелли

Воронцовский дворец, Растрелли Ф. Б., Садовая ул., 26

Зимний дворец – Эрмитаж, Растрелли Ф. Б., Кваренги Д., Фельтен Ю. М

Эклектика

Ранняя эклектика (историзм)

1820-е – 1850-е. Стиль возник как реакция на казарменное однообразие позднего ампира. Имел множество поднаправлений: неовизантийский стиль и неоренессанс Константина Тона, неоготика Александра Брюллова и Адама Менеласа, необарокко Андрея Штакеншнейдера, помпейский стиль Гаральда Боссе.

Поздняя эклектика

1850-е – 1890-е. Преобладающий стиль в «зафонтанной» (расположенной на правом берегу реки Фонтанки) части исторического центра.

В большинстве своем сводится к «штукатурной архитектуре»: лицевые корпуса доходных домов изукрашены разнообразнейшей лепкой – от древнерусских «полотенец» до ренессансных замковых камней с непременными мордами львов, держащих в пастях кольца.

Целиком зданиями в этом стиле застроены улицы Пушкинская и Рубинштейна. Коктейль из всех стилей и направлений. Крупнейшие зодчие: Павел Сюзор, Николай Бенуа, Александр Резанов.

Черты, присущие стилю Эклектика

· Сохраняется архитектурный ордер

· Существует богатый декор, заполняющий все поверхности постройки и экономная структура из красного кирпича.

· Объединяет различные стили: неоренессанс, необарокко, неоготика, помпейский стиль Геральда Боссе.

· Декор с богато украшенными наличниками, тонко проработанный декоративной лепниной.

· Имела некую индивидуальность от других стилей: пластичные формы, обилие текстиля, мягкость и удобство мебели, множество декоративных элементов.

Доходный дом Т. В. Макаровой —
Здание страхового акционерного общества «Русский Ллойд», Адмиралтейская наб., 6, Кольб А. Х. , Бергштрессер П. К

Дом Вонлярлярского, Английская наб., 36,Галерная ул., 37, Труда пл., 2, арх. Ефимов Н. Е., Быковский М. Д

Дом Г. Г. Кушелева — Дом В. А. Дембицкого, Белинского ул., 1, Фонтанки наб., 32х, арх. Купинский П. С

Модерн

1890-е – 1900-е. Архитектура эклектики представляла собой как бы искусство «прет-а-порте»: зодчие строили, выбирая элементы различных исторических стилей, словно пользуясь своеобразным конструктором Lego. Модерн – стиль «от-кутюр». Он подражает не искусству, а природе.

Лучшими образцами петербургского модерна являются особняки: прихотливый план, живописность силуэта, необычные проемы, причудливо извивающиеся элементы ограды (стиль «взбесившихся макарон»).

У крупнейших мастеров этого стиля Федора Лидваля, Василия Шауба и Алексея Бубыря важное значение имеют скандинавские мотивы – прежде всего, использование разных типов гранита. Другие представители направления: Александр фон Гоген, Василий Шене.

Черты, присущие стилю Модерн

· Свободная планировка, особые декоративные средства

· Ассиметрия основных и второстепенных объемов зданий

· Использование грубо-обработанного камня в облицовке фасадов

· Орнамент, содержащий элементы флоры и фауны

· Использование символов в декоративном оформлении

· Мозайка, майомика, витражи – металл

· Тесная связь экстерьера с интерьером

Ортопедический институт, Александровский парк, 5, Мельцер Р. Ф

Доходный дом В. В. Корелина, Лишневский А. Л

Классицизм

Ранний классицизм

1760-е – 70-е. Некая смесь барокко и классицизма, отсылающая к Франции Людовика XIV. За основу взята переосмысленная в эпоху Возрождения античная архитектура. В декоре используются элементы рококо. Главные архитекторы: Жан Батист Валлен-Деламот, Юрий Фельтен, Антонио Ринальди.

Строгий классицизм

1780-е – 90-е. Русская реплика традиций Андреа Палладио – человека, в конце XVI века заново придумавшего архитектуру древних греков и адаптировавшего стиль античных руин к актуальному строительству.

Первым в русскую столицу этот стиль принес Чарлз Камерон, но главный палладианец – Джакомо Кваренги. Административные здания с центральным многоколонным портиком и треугольным фронтоном, круглыми башенками-ротондами.

Дворцы-усадьбы с центральным корпусом и курдонером, образованным боковыми галереями. Главные архитекторы помимо Камерона и Кваренги: Иван Старов, Николай Львов.

Источник: http://MirZnanii.com/a/133196/arkhitekturnye-stili-sankt-peterburga

​Восхитительные архитектурные памятники Санкт-Петербурга – часть мирового искусства — Общенет

Здесь хорошо просматривается продуманная регулярность общей застройки, удивительная соразмерность всех городских ансамблей и гармоничность в стилевом многоголосии, несмотря на неброское природное окружение.

Именно этим и ценны для мирового искусства архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Архитектура зданий города насчитывает до пятнадцати разных стилей.

Но среди этого многообразия архитектурных стилей можно выделить основные: барокко — петровское и елизаветинское, классицизм, ампир, эклектику, модерн и конструктивизм.

*Барокко

С 16 до 18 века — расцвет времени абсолютизма и итальянского барокко. В нём торжествуют сложная криво линейность, динамика, пышность и причудливость. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга представляют этот стиль весьма разнообразно.

До Петра Первого архитектура на Руси называлась «русским узорочьем» и воплощалась чаще всего с византийской традицией в храмовом строительстве. Русское барокко — слияние двух этих стилей. Однако и московское, и петровское барокко отличаются не только друг от друга, но и в большей степени — от западноевропейского.

В этом можно убедиться, если сравнить архитектурные памятники Санкт-Петербурга петровской эпохи с центром любого старинного итальянского или французского города.

* Петровское барокко

Царь Пётр 1 активно приглашал архитекторов с Запада, и в результате немецко-голландско-итальянско-французского совместного творчества возник феномен этого петербургского стиля.

Шла Северная война, жилые здания капитально почти не возводились, только строились времянки из дерева на скорую руку.

Зато уже тогда появились сооружения, которые мы знаем: верфь, порт, крепость — с простой, немногословной, рациональной и сдержанной архитектурой, созданной под значительным влиянием голландцев и немцев.

Лепнины, портиков и колоннад не было, но фасады часто имели фронтоны, волюты, пилястры, а крыши — шпили, что подчёркивало все вертикали и горизонтали. Внутри здания чаще всего планировались с анфиладой. Уже тогда в зданиях обустраивались смывные туалеты и водопровод.

Храмовая и фортификационная архитектура была проста, но изящна: колокольня Петропавловского собора, храм Святого Пантелеймона, Петропавловская крепость с её Петровскими воротами, Летний дворец Петра Первого, Меньшиковский дворец, Двенадцать коллегий, Кикины палаты, Кунсткамера, Александро-Невская лавра, Итальянский дворец в Кронштадте.

Архитекторы той поры: М.Г. Земцов, Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Г. Маттарнови, Дж.М. Фонтана.

*Елизаветинское барокко

Елизавета Петровна — дочь Петра Великого была далека от отцовских строительных устремлений. Вся её эпоха применяла идеи западноевропейского барокко в более чистом его виде, поскольку империя под её руководством желала пышности, парадности и величия.

Архитектурные памятники Санкт-Петербурга 18 века наиболее ярко характеризуют общий стиль города. Возводились крупные соборы, храмы, усадьбы, дворцы, — всё более декоративно живописные и пластичные, с широкими парадными лестницами внутри, с двухсветными залами и анфиладами.

Интерьеры того времени были фантастически причудливы, с обилием лепки, резных украшений, с узорчатым паркетом и зеркалами. Усиленная барочная цветовая гамма сочеталась с ордерными вставками. Возобновилось строительство пятиглавых церквей, вернулись традиции резных золочёных иконостасов и русских храмовых убранств по византийским канонам.

И теперь мы можем приобщиться к пышности стиля, который хранят архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Эту эпоху венчает, конечно же, архитектор Б. Растрелли, но рядом творили и Ф.С. Аргунов, и С.И. Чевакинский, и А.В. Квасов, а также П. Трезини и А.Ф. Вист.

За двадцать лет до 1760 года в стиле елизаветинского барокко были построены Аничков, Строгановский и Воронцовский дворцы, Смольный собор, Екатерининский дворец в Царском Селе, Зимний дворец и Большой Петергофский, Морской собор и многое другое.

Читайте также:  Кольцевая автодорога санкт-петербург, протяженность кад

*Ранний классицизм

В эпоху Екатерины Великой в следующие двадцать лет петербургское строительство шло под знаком просвещённого абсолютизма и в стиле раннего классицизма.

Здания получались гармонически упорядоченные, с поступательным развитием простоты и величия одновременно — как визитная карточка необозримой страны.

Внешние проявления — античные ордера, монументальность, сдержанность, всё это содержат в классицистских постройках архитектурные памятники Санкт-Петербурга.

Теперешний Административный корпус РГПУ на набережной Мойки — бывший дворец графа Разумовского, который построили А.Ф. Кокоринов и Ж.Б. Валлен-Деламот, явился одним из первых ранне-классицистских зданий.

В его архитектуре просматриваются элементы коринфского и ионического ордеров, барельефы, аркады, но влияние барокко ещё заметно.

Парадный двор с монументальными воротами и высокой оградой подчёркивает торжественность здания.

Архитектурные памятники Санкт-Петербурга, список которых чрезвычайно длинен, представлены и другими творениями этих талантливых мастеров.

Это институт имени Репина на Университетской набережной, дом 17, а ранее здесь находилась Императорская академия художеств; корпус СПбГУ на Университетской набережной, дом 9, ранее — корпус для игры в мяч; Юсуповский дворец. Валлен-Деламот возвёл Висячий сад и Северный павильон Малого Эрмитажа.

Юрий Фельтен, ученик Растрелли, построил Училище для мещанских девиц, Большой Эрмитаж, Армянскую церковь, лютеранские церкви на Васильевском острове и храм Святой Анны на Кирочной, дом 8.

* Строгий классицизм

Полностью лишенные черт барокко здания, построенные после 1780 года, тоже относятся к екатерининскому классицизму. Они строго следуют классическим ордерам из Витрувия или Палладио — с прямоугольными симметричными компоновками, широким применением аркад, колоннад, фронтонов, портиков. Интерьеры украшали копии античных скульптур и многие элементы древних цивилизаций.

Первопроходцем этого петербургского стиля стал Ч. Камерон, тогда же творили В.И. Баженов, Д. Кварнеги, И.Е. Старов, Н.А. Львов. В их работах — гармония и композиционная завершённость, лаконичность и пропорциональность форм. Яркий пример — Таврический дворец.

*Павловский классицизм

Этот пятилетний период до 1801 года предъявляет слегка романтический вариант классицистской архитектуры, на которую явно повлиял готический стиль. Это, прежде всего Чесменский дворец архитектора Ю.М.

Фельтена — треугольной формы с готическими элементами в виде башенок, стрельчатых окон и зубчатых парапетов. Архитектурные памятники Санкт-Петербурга пополнились и южноевропейского вида Инженерным замком, где чистый классицизм — это главный и южный фасады с частью интерьеров.

Выглядит замок воинственно, мужественно, тяжёлые карнизы северного фасада напоминают рыцарские шлемы.

*Александровский классицизм

Предшественником русского ампира стал александровский классицизм, который часто с ампиром даже отождествляют. Александр Первый тоже часто приглашал иностранных архитекторов, особенно французских.

Поэтому здания этого периода отличают строжайшие дорические или тосканские ордеры и тяжёлые колонны. Появляются сфинксы и другие элементы египтизирующего стиля.

Сохраняются строгость линий, величественность, монументальность образа при простоте и ясности силуэта.

*Первый виток ампира

В этом стиле архитектурные памятники Санкт-Петербурга представлены зданием Горного института на Васильевском острове, выполненного по чертежам А.Н. Ворохнина. Каннелюры на дорических колоннах особенно хорошо подчёркивают стиль, похожий на античные храмы, во всяком случае, статуи Антея, Прозерпины и Геракла там присутствуют.

Ещё более знаменитое творение этого мастера — Казанский собор. Император Павел, который его задумал, хотел повторить ватиканский Собор Святого Петра, и в некоторых деталях сходство просматривается: в общей компоновке, в мощном центральном куполе, в вытянутой базилике и в отсутствии колокольни.

Во всяком случае, это настоящее украшение Невского проспекта.

* Высокий классицизм — поздний

Более всего в этом стиле поработал Том де Томон: здание Большого театра (к сожалению, сохранилось не полностью), дом графини Лаваль, Новая биржа и комплекс стрелки Васильевского острова (Ростральные колонны тоже).

Можно убедиться, что именно широко расставленные колонны здания Биржи добавляют пространства и гармонизуют композицию с невским простором. И само здание, и Ростральные колонны украшают аллегорические скульптуры. В тот же период вознеслось величественное здание Адмиралтейства — символ города на Неве — архитектора А.Д. Захарова.

Оно было достроено к предыдущему сооружению, от которого осталась только центральная часть со знаменитым шпилем архитектора И.К. Коробова. Фасады получились разнообразными, но очень ритмичными за счёт выступающих портиков и тосканских колонн (кстати, по центру колонны так и остались ионическими).

Таким образом, выстраивался ансамбль из Сенатской, Исаакиевской и Дворцовой площадей и Александровского сада. В то же самое время архитектор Кваренги построил Смольный институт — тоже в стиле высокого классицизма.

* Русский ампир

Приметы русского ампира — торжество победы над Бонапартом: при классических ордерных системах и прежней лаконичности форм появляются памятные колонны, триумфальные арки, архитектура вбирает в себя всё больше скульптуры, здания украшают орлы, лавровые венки, доспехи и прочая милитаристская символика. Самые знаменитые мастера этого направления — В.П. Стасов и К.И. Росси. Последний очень смело преобразил городское пространство, выстроив ансамбли Дворцовой площади со зданием Главного штаба, Сенатской площади с Синодом и Сенатом, Александрийскую площадь с театром.

фото из интернета

Источник: http://obshe.net/posts/id836.html

Архитектурные стили Санкт — Петербурга

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ СПБ НАЗВАНИЕ ГОДЫ ЧЕРТЫ ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ ЗДАНИЯ И АНСАМБЛИ

2 слайд Описание слайда:

РАННЕЕ БАРОККО 1703 – 1740-е годы.

Протестантский (голандско – немецкий) вариант барокко Черты: переломный скат крыши, колонны заменены пилястрами и лопатками, мелкая расстекловка окон, двухцветная расколяровка (излюбленное сочетание белое с красным) Заподноевропейская форма храма – колокольня со шпилем пристроена к основному объему Главные архитекторы: Доменико Трезини, Никколо Микетти, Андреас Шлютер, Жан Батист Леблон, Михаил Земцов, Петр Еропкин

3 слайд Описание слайда:

ПЫШНОЕ БАРОККО 1740-е – 1750-е годы. Русская вариация на тему католического (южноевропейского) барокко Черты: огромных размеров здания, пучки колонн, в декоре интерьеров – зеркала, резьба и позолота. Церквям возвращают традиционное пятиглавие. Главные архитекторы: Бартоломео Франческо Расстрели, Савва Чевакинский

4 слайд Описание слайда:

РАННИЙ КЛАССИЦИЗМ 1760-е – 1770-е годы. Некая смесь барокко и классицизма, отсылающая к архитектуре Франции Людовика XIV. Черты: за основу взята переосмысленная в эпоху Возрождения античная архитектура. В декоре используются элементы рококо. Главные архитекторы: Жан Батист Валлен- Деламот, Юрий Фельтен, Антонио Ринальди

5 слайд Описание слайда:

СТРОГИЙ КЛАССИЦИЗМ 1780-е – 1790-е годы.

Русская реплика традиций Андреа Палладио (архитектор 16 века, заново продумавший архитектуру античности и адаптировавший ее для нового актуального строительства) Черты: Административные здания с центральным многоколонным портиком и треугольным фронтоном, круглыми башенками – ротондами. Дворцы – усадьбы с центральным корпусом и курдонером, образованным боковыми галереями. Ведущие архитекторы: этот стиль принес Чарльз Камерон, но, главный палладианец – Джакомо Кваренги. Кроме них – Иван Старов, Николай Львов

6 слайд Описание слайда:

ПАВЛОВСКИЙ КЛАССИЦИЗМ 1769 – 1801 годы. Романтический вариант классицизма с элементами стилизации Средневековья и готики. Связан с увлечением Павла I временами крестовых походов. Главные архитекторы: Винченцо Бренна, поздний период Чарльза Камерона и Юрия Фельтена

7 слайд Описание слайда:

АМПИР 1801 – 1830-е годы. Позаимствован у наполеоновской Франции. Наследует архитектурные приемы императорского Рима, использует мотивы архаической Греции и Древнего Египта. Воплощает мощь Российской империи «золотой пушкинской поры».

Черты: массивные портики, военная эмблематика в декоре, стилизованный египетский орнамент (сфинксы). Архитекторы ампира мыслят не зданием, а едиными ансамблями. Основополагающий стиль центра Петербурга.

Главные архитекторы: Андрей Воронихин, Андреян Захаров, Жан Франсуа Тома де Томон, Карло Росси, Василий Стасов.

8 слайд Описание слайда:

РАННЯЯ ЭКЛЕКТИКА (ИСТОРИЗМ) 1820-е – 1850-е годы. Стиль возник как реакция на казарменное однообразие позднего ампира. Имел множество направлений: неовизантийский стиль и неоренессанс — Константин Тон, неоготика – Александр Брюллов и Адам Менелас, необарокко – Андрей Штакеншнейдер, помпейский стиль – Гаральд Боссе.

9 слайд Описание слайда:

ПОЗДНЯЯ ЭКЛЕКТИКА 1850-е – 1890-е годы. Преобладающий стиль в «зафонтанной» (расположенной на правом берегу реки Фонтанки ) части исторического центра.

Черты: в большенстве «штукатурная» архитектура, лицевые дома доходных домов изукрашены разнообразнейшей лепкой – от древнерусских «полотенец» до замковых камней с мордами львов, держащих в пасти кольца, Целеком в этом стиле застроены улица Пушкинская и ул. Рубинштейна.

Порой представляет собой коктейль всех стилей и направлений. Ведущие архитекторы: Павел Сюзор, Николай Бенуа, Александр Резанов

10 слайд Описание слайда:

МОДЕРН 1890-е – 1900-е годы. Архитектура эклектики сугубо авторская, индивидуальна как в выборе различных исторических стилей, так и вариантов их сочетания. Чаще всего модерн подражает природе.

Черты: прихотливый план, живописный силуэт особняков, необычные приемы, причудливо извивающиеся линии декора окон и оград, использование различных отделочных материалов (камней) Ведущие архитекторы: Федор Лидваль, Василий Шауба, Алексей Бутырь, Александр фон Гоген, Василий Шене.

11 слайд Описание слайда:

РЕТРОСПЕКТЕВИЗМ 1910-е годы. Стиль преобладающий в застройке Петроградской стороны и района Песков. Черты: соединяет элементы модерна с архитектурными течениями всех времен и веков. Архитектурные фантазии на тему классицизма, петровского барокко, древнерусской архитектуры, мусульманского зодчества. Главные мастера: Федор Лидваль, Владимир Щуко, Иван Фомин, Андрей Белогруд.

12 слайд Описание слайда:

КОНСТРУКТИВИЗМ 1920-е – 1930-е годы. Русский ответ на немецкий Bauhaus, архитектурная ветвь кубизма. Главная задача архитектора – выявить конструкцию объекта. В Ленинграде стиль прививался сложнее чем в Москве и получился чрезмерно монументальным. Главные архитекторы: Лев Руднев, Александр Гегелло, Григорий Симонов, Евгений Левинсон.

13 слайд Описание слайда:

СТАЛИНСКИЙ АМПИР 1930-е – 1950-е годы.

Архитектура стиля ампир переосмысленная с новой символикой Черты: множество колонн, монументальность форм, украшение скульптурой мощных тружеников и тружениц, символика СССР, живописные и мозаичные панно – все прославляет достижения советского народа. Цвет фасада чаще всего серый. Основные магистрали Московский проспект и проспект Стачек Архитекторы: Ной Троцкий, Валентин Каменский, Евгений Левинсон.

14 слайд Описание слайда:

СТИЛЬ ХРУЩЕВСКОЙ И БРЕЖНЕВСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ 1955 – 1985 годы. После хрущевского постановление «о борьбе с архитектурными излишествами» вступают в силу конструкторские бюро, просчитывающие «типовые» здания

15 слайд Описание слайда:

ПОСТСОВЕТСКАЯ ЭКЛЕКТИКА С 1990-х годов ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Собрать материал самостоятельно используя Интернет ресурсы и др. дополнительные источники информации Занести краткую информацию в таблицу. Для получения дополнительной отметки (выбор варианта): Подготовить презентацию по зданиям постсоветского периода Подготовить презентацию об одном из архитекторов и его проектах

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Читайте также:  Каменноостровский дворец в санкт-петербурге

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/arhitekturnie-stili-sankt-peterburga-1117469.html

Стиль ампир в архитектуре Санкт-Петербурга и сталинский ампир в Санкт-Петербурге

В начале XIX века строительство в Санкт-Петербурге достигает своего максимального размаха. Именно в это время в свою полную силу вступает поздняя стадия классицизма, известна еще, как поздний ампир.

В этот период стремительно развивается ампир в Санкт-Петербурге, в полной мере проявляясь, прежде всего, в архитектуре.

Здания Санкт-Петербурга в стиле ампир

Архитектура ампира в Петербурге в начале 19 века отличается своей величественностью и монументальностью. Перед архитекторами эпохи ампира возникли совершенно другие задачи: им необходимо было вписать новые здания в уже имеющееся пространство, правильно спланировать целые комплексы в городе и площади с прилегающими к ним ансамблями построек.

В Петербурге в стиле ампир в этот период были заложены комплексы Дворцовой, Адмиралтейской и Сенатской площадей.

Нельзя не заметить стилевые изменения, характерные для архитектурных памятников 19 века.

Архитектурное искусство этого исторического периода отличается своей строгостью, монументальностью, интересом к греческой классике.

Отмечается тесное переплетение скульптуры с архитектурой, теперь уже не являются редкостью скульптурные сооружения, которые органично вписываются в архитектурные возведения.

Преобладающими архитектурными постройками вначале 19 века были здания общественного значения, такие, как театры, министерства, ведомства, казармы, соборы, конные дворы. Дворцов и храмов, возведенных в эпоху ампира, известно совсем немного, они практически не строились.

Художественный стиль ампир в архитектуре Санкт-Петербурга ярко проявился также в широком применении ордерной системы. Прослеживается применение строгих геометрических форм при взведении большинства зданий того времени.

Излюбленным становится мотив триумфальной арки. Ярким примером применения этого ампирного элемента являются Московские триумфальные ворота.

Этот архитектурный памятник представляет собой монументальные 12-колонные ворота в виде портика, отлитые из чугуна с медными коваными деталями. Московские триумфальные ворота символизируют собой могущество и славу русской армии.

Тематика военного триумфа, характерная для этого архитектурного памятника периода ампира, подчеркивается скульптурными композициями из военных трофеев.

Все здания стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга отличаются своей торжественностью и парадностью. Они монументальны и строго симметричны, также архитектурным сооружениям того времени свойственной была лаконичность форм. Однако одновременно часто использовалась милитаристская символика Древнего мира – изображения орлов, лавровых листов и доспехов.

К числу памятников архитектуры в стиле ампир в Санкт-Петербурге также принадлежат здания Главного штаба, постройки Сената и Синода, Михайловский дворец и Александрийский театр.

В этом архитектурном направлении также построены два павильона в саду Аничкова дворца. Эти сооружения имеют два больших арочных окна, фигуры древнерусских воинов, ионические колонны – все это указывает на принадлежность построек к стилю ампир.

Кафедральный Исаакиевский собор стал последним наиболее ярким ампирным сооружением в Санкт-Петербурге. В проекте здания можно рассмотреть простые геометрические формы – треугольник, куб, квадрат, параболический купол, цилиндр. Использование этих элементов в процессе возведения конструкции позволило передать ее имперскую величественность и монументальность.

Внутри собор характеризуется красочным интерьером, снаружи здания нельзя не заметить богатый скульптурный декор. Исаакиевский собор сыграл большую роль в создании неповторимого облика Санкт-Петербурга не только XIX века, но и нашего времени.

Сталинский ампир в Санкт-Петербурге: характерные черты

Сталинский ампир в Санкт-Петербурге, прежде всего, проявился в том, что все сооружения возводились согласно установленному проекту планировки.

Наиболее ярким образцом ампирной архитектуры являются «сталинские высотки», представляющие собой массивные здания из кирпича или керамических блоков. Как правило, для облицовки таких домов использовались гранитные плиты.

Среди построек того периода в Петербурге, как и в других российских городах, были так называемые кировские дома, двух- и трехэтажные «немецкие коттеджи», и сооружения барачного типа.

Сталинский ампир в архитектуре Санкт-Петербурга представлен таким сооружением, как дом Советов, его строительство велось под руководством архитектора Ноя Троицкого.

В этом направлении также выполнен ансамбль Светлановской площади, состоящий из трех зданий.

Характерные черты стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга прослеживаются также в зданиях Казанского собора и Горного института, автором этих работ является талантливый архитектор того времени Воронихин.

Среди архитектурных памятников, принадлежащим к периоду сталинского ампира, находится еще и Александрийская колонна архитектора Монферрана, и здание Биржи Тома де Томона, Навские триумфальные ворота Стасова. Большой вклад в архитектурный облик того времени внесли работы талантливого архитектора Карла Росси.

Еще по теме не пропустите

Источник: http://domosedi.ru/blog/design/2308.html

Классицизм в архитектуре Петербурга Гаврилова Марина Юрьевна, Санкт-Петербург. — презентация

1 Классицизм в архитектуре Петербурга Гаврилова Марина Юрьевна, Санкт-Петербург<\p>

2 В годы 18 века начинается поворот европейской культуры, в т.ч. архитектуры, на путь классицизма. Свое название классицизм получил от латинского classicus- образцовый. В истории искусства классика- эпоха наивысшего развития античного искусства, время расцвета древнегреческих городов-полисов. Классицизм- художественный стиль, развивающийся путем творческого заимствования основ античности. В авангарде развития стояла Франция.<\p>

3 Концепция классицизма заключалась в использовании античных элементов, наполненных новым содержанием. Классицизм стимулировал археологические исследования.<\p>

4 Черты классицизма. 1. Четкость композиции, строгость. 2. Торжественность зданий. 3. Симметричность композиции.<\p>

5 Черты классицизма. 4. Важнейший элемент- портик- колоннада, расположенная у стены здания, завершенная фронтоном. 5. Использование светлых (пастельных тонов). 6. Создание ансамблей.<\p>

6 Черты классицизма. 7. Господство ордерной системы. Ордер- порядок, определенное сочетание несомых и несущих частей конструкции здания. 8. Использование скульптуры, созданной по античным образцам (квадриги, кентавры, статуи Аполлона). 9. В оформлении интерьеров также использовались античные мотивы и скульптура.<\p>

7 Ордерная система. Архитектурные ордеры существовали с древнейших времен, в Древней Греции они сложились в классическую систему. Классические ордеры – дорический, ионический и коринфский получили свои названия от областей Древней Греции ( Дорика, Ионика, Коринф).Планировочное и пространственное решения здания одинаковы для каждого ордера, различия заключаются в форме колонн и антаблементов, в определенном соотношении между несомыми и несущими частями здания.<\p>

8 Ордерная система. Архитектурные ордеры. А.Дорический.Б.Ионический. В.Коринфский. Несущие части колонны: 6- база, 5- ствол, 4- капитель. Несомые части: антаблемент ( 1-карниз, 2- фриз, 3- архитрав) и фронтон.<\p>

9 Ордерная система. А. Дорический ордер. Является самым простым, строгим, наиболее массивным, самый древний ордер. Его сравнивают с мужской фигурой, несущей тяжести. Он не имеет базы. Использован в здании Горного института, Конногвардейского манежа. Является самым простым, строгим, наиболее массивным, самый древний ордер. Его сравнивают с мужской фигурой, несущей тяжести. Он не имеет базы. Использован в здании Горного института, Конногвардейского манежа.<\p>

10 Ордерная система. Б. Ионический ордер. Имеет легкий характер, изящные пропорции, капитель с 2-мя завитками- волютами. Ионическую колонну сравнивают с грациозной женской фигурой. Использован в здании Академии наук, Публичной библиотеки и др. Имеет легкий характер, изящные пропорции, капитель с 2-мя завитками- волютами. Ионическую колонну сравнивают с грациозной женской фигурой. Использован в здании Академии наук, Публичной библиотеки и др.<\p>

11 Ордерная система. В. Коринфский ордер. Появился позже других, имеет изящные пропорции, капитель пышная в виде листьев аканта. Эту колонну сравнивают с фигурой молодой девушки. Использован в здании Александринского театра, Казанского собора, Михайловского дворца и т.д. Появился позже других, имеет изящные пропорции, капитель пышная в виде листьев аканта. Эту колонну сравнивают с фигурой молодой девушки. Использован в здании Александринского театра, Казанского собора, Михайловского дворца и т.д.<\p>

12 Классицизм имел длительную историю и прошел 3 этапа ( периода): 1. Ранний классицизм ( переходный период) годы. 2. Строгий (зрелый) классицизм годы. 3. Высокий классицизм ( ампир) годы.<\p>

13 1.Ранний классицизм ( переходный период) годы. Принципы классицизма с его ясностью и рационализмом сочетались с живописностью барочных форм, это переход от одного стиля( барокко) к другому стилю (классицизму). Важное место занимают творения архитекторов: Ринальди, Валлен- Деламота, Фельтена. Принципы классицизма с его ясностью и рационализмом сочетались с живописностью барочных форм, это переход от одного стиля( барокко) к другому стилю (классицизму). Важное место занимают творения архитекторов: Ринальди, Валлен- Деламота, Фельтена.<\p>

14 Ранний классицизм ( переходный период) годы. А. Ринальди, Мраморный дворец<\p>

15 В его становлении важную роль сыграло обращение к наследию великого итальянского зодчего Палладио. Эталоном русской классики стали: Старов, Кваренги, Баженов, Бренна, Львов. В его становлении важную роль сыграло обращение к наследию великого итальянского зодчего Палладио. Эталоном русской классики стали: Старов, Кваренги, Баженов, Бренна, Львов. 2.Строгий ( зрелый)классицизм годы<\p>

16 Строгий ( зрелый)классицизм годы И. Старов, Таврический дворец<\p>

17 Строгий ( зрелый)классицизм годы Баженов, Бренна, Инженерный ( Михайловский) замок<\p>

18 Строгий ( зрелый)классицизм годы Д. Кваренги, Конногвардейский Манеж<\p>

19 3.Высокий классицизм ( ампир) годы Прославлял могущество России, выражал патриотические чувства. В этот период усилилась тяга к торжественности, парадности, монументальности, на первый план выходит строительство крупных общественных зданий. Зодчие ампира: Воронихин, Монферран, Росси- мастер создания ансамблей.В этот период архитекторы увлекались строительством триумфальных арок, колонн и обелисков. Прославлял могущество России, выражал патриотические чувства. В этот период усилилась тяга к торжественности, парадности, монументальности, на первый план выходит строительство крупных общественных зданий. Зодчие ампира: Воронихин, Монферран, Росси- мастер создания ансамблей.В этот период архитекторы увлекались строительством триумфальных арок, колонн и обелисков.<\p>

20 Высокий классицизм ( ампир) годы А. Воронихин, Казанский собор<\p>

21 Высокий классицизм ( ампир) годы А. Захаров, Адмиралтейство<\p>

22 Высокий классицизм ( ампир) годы К. Росси, Михайловский дворец (Русский музей) К. Росси, здание Главного штаба<\p>

23 Высокий классицизм ( ампир) годы К. Росси, улица Зодчего Росси и Александринский театр<\p>

24 Высокий классицизм ( ампир) годы О. Монферран, Исаакиевский собор О. Монферран, Дом Лобанова- Ростовского<\p>

25 Высокий классицизм ( ампир) годы В. Стасов, Троицкий собор<\p>

26 Высокий классицизм ( ампир) годы Тома де Томон, Биржа<\p>

27 Проверочный тест I. дорическийионическийкоринфский база ствол капитель<\p>

28 Проверочный тест II. Узнай здание и назови архитектора<\p>

29 Проверочный тест III. Узнай здание и назови архитектора<\p>

30 Проверочный тест IV. Верите ли вы, что… Верите ли вы, что… 1. Колонна имеет 4 части? 2. Капитель- верхняя часть колонны? 3. Для классицизма свойственно создание ансамблей? 4. Портик- треугольник, образованный 3-мя скатами крыши? 5. Архитектура Петербурга заимствовала из Греции ордерную систему? 6. Колонна ионического ордера не имеет базы? 7. Колонну дорического ордера сравнивают с мужской фигурой? 8. Названия ордеров произошли от названий местностей Петербурга? 9. Классицизм родился в России? 10. Все колонны принадлежат к определенному ордеру?<\p>

31 Проверочный тест V. Выбери слова, относящиеся к классицизму. Выбери слова, относящиеся к классицизму. Петропавловский собор, база, Кикины палаты, Росси, люкарны, жемчужина, Растрелли, Строгановский дворец, колонна, пилястры, классицизм, Никольский собор, ионический, окна с мелкой расстекловкой, атланты, строгость, пышность, плафоны, обилие декора, Зимний дворец, Михайловский дворец, Биржа, барокко, ордер, Бренна, Кваренги, Чевакинский. Петропавловский собор, база, Кикины палаты, Росси, люкарны, жемчужина, Растрелли, Строгановский дворец, колонна, пилястры, классицизм, Никольский собор, ионический, окна с мелкой расстекловкой, атланты, строгость, пышность, плафоны, обилие декора, Зимний дворец, Михайловский дворец, Биржа, барокко, ордер, Бренна, Кваренги, Чевакинский.<\p>

32 Ключ к тесту дорически й иониче ский коринфск ий базанетдада стволдадада капите ль трапецие видная завитк и- волют ы листья аканта 1. Александринский театр, Росси 2. Михайловский замок, Баженов, Бренна 3. Биржа, Тома де Томон 4. Мраморный дворец, Ринальди I II III 1.Троицкий собор, Стасов 2.Арка Главного штаба, Росси 3.Михайловский дворец, Росси 4.Исаакиевский собор, Монферран<\p>

33 Ключ к тесту IV 1. Нет 2. Да 3. Да 4. Нет 5. Да 6. Нет 7. Да 8. Нет 9. Нет 10. Да Росси, база, колонна, классицизм, атланты, строгость, плафоны, Михайловский дворец, Биржа, ионический, ордер, Бренна, Кваренги Росси, база, колонна, классицизм, атланты, строгость, плафоны, Михайловский дворец, Биржа, ионический, ордер, Бренна, Кваренги V<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/602569/

Реферат: Классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга

Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство.

Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города.

К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры—настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.

Строительство новой столицы явилось для XVIII столетия не только громадным политическим, военным и народно-хозяйственным предприятием, но и великим общенародным делом, в том же смысле, в каком в XVI столетии национальным делом русского народа было созидание и укрепление Москвы.

Без видимой борьбы и полемики в России изменились общественные вкусы. За пять — семь лет русское барокко как господствующий стиль было сменено классицизмом; конец 1750-х — еще время расцвета первого, середина 1760-х — уже начало широкого распространения второго. Барокко уходило, не дожив до стадии упадка, не растратив своего художественного потенциала.

Классицизм был принят как система международной художественной культуры, в рамках которой развивался национальный вариант стиля. Растянувшаяся на столетия эпоха культурного одиночества русской архитектуры закончилась.

Среди причин, ускоривших утверждение классицизма в России, кроме увлечения образованного слоя российского дворянства рассудочными просветительскими утопиями были и причины практические, связанные с расширением круга задач зодчества.

Развитие промышленности и рост городов вновь, как и в петровское время, вывели на первый план проблемы градостроительства и множившихся типов зданий, нужных для усложнявшейся городской жизни.

Но для торговых рядов или присутственных мест неуместен жанр мажорно-праздничной архитектуры, за пределы которого барокко выйти не умело; великолепие дворца нельзя распространить на весь город. Художественный язык классицизма был, в отличие от барокко, универсален.

Его можно было использовать и при сооружении импозантнейших дворцовых построек и для «обывательских» жилищ, вплоть до скромных деревянных домиков на окраинах.

Перемены в круге архитектурных форм затронули, прежде всего, декор. По-новому было осмыслено отношение здания к городскому пространству. Однако каких-то принципиально новых схем классицизм не предложил. Различным функциям по-прежнему служили немногие варианты простых планов, уже использовавшиеся русским барокко.

Важно было то, что вместе с новым стилем окончательно утверждались новые методы творчества. Гармонизация произведения архитектуры, его частей и целого осуществлялась уже не при «размере-1 и основания» и не на строительных лесах (где сотрудники Растрелли по месту лепили или резали из дерева элементы декора), на работе над проектным чертежом.

Тем самым окончательно залеплялось разделение труда, сменившее былую «артельность».

Замысел и разработка формы, несущей образ, стали делом одного архитектора, выступающего в роли автора (хотя к этому не скоро привыкли за пределами профессии, из-за чего и осталось так много вопросов, связанных с авторством произведений раннего классицизма, включая крупнейшие, как Пашков дом и дворец Разумовского в Москве или Инженерный замок в Петербурге).

Для архитектурной формы, во всех деталях предопределенной проектом, образцами служили уже не столько здания, сколько их изображения, аналоги проектного чертежа. Нормы классицизма были сведены в строгую систему.

Все это вместе позволяло полно и точно осваивать стиль по чертежам и текстам теоретических трактатов, что было почти невозможно для барокко с его капризной индивидуальностью. Классицизм поэтому легко распространился на провинцию. Он стал стилем не только монументальных сооружений, но и всей городской ткани.

Последнее оказалось возможным потому, что классицизм создал иерархию форм, позволившую подчинить его нормам любые сооружения, выражая при этом место каждого в социальной структуре.

Талантливых и умелых архитекторов было немного, они не смогли бы проектировать все постройки во множестве городов. Общий характер и уровень архитектурных решений поддерживался благодаря использованию образцовых проектов, выполнявшихся крупнейшими мастерами. Их гравировали и рассылали во все города России.

Проектирование обособилось от строительства; это расширило влияние на архитектуру профессиональной литературы и книжности вообще. Возросла роль слова в формировании архитектурного образа. Связь его с образами историческими и литературными обеспечивала общепонятность для людей начитанных (просвещенный слой дворянства объединялся общим кругом чтения и книжных знаний).

Это сделало стиль равно отвечающим намерениям абсолютистской власти и идеям ее просвещенной оппозиции, вкусам богатейших, могущественных вельмож и ограниченных в средствах небогатых дворян

Петербургский классицизм был, прежде всего, стилем официальной «государственной» культуры. Его нормы основывались на укладе жизни императорского двора и крупного дворянства, они были предписаны государственным институтам. Здесь влияние народной «вне стилевой» культуры на профессиональную деятельность архитекторов не ощутимо.

Петербургский строгий классицизм сложился как завершенный вариант стиля в 1780-е гг. И.Е. Старов (1745-1808) и Джакомо Кваренги (1744-1817) были его типичными мастерами.

Их постройки отличала ясность композиционного приема, лаконичность объемов, совершенная гармония пропорций в пределах классицистического канона, тонкая прорисовка деталей.

Образы построенных ими зданий полны мужественной силы и спокойного достоинства.

Сурово торжествен созданный Старовым Таврический дворец (1783-1789). Отвергнув анфиладные системы барокко, мастер, в соответствии с рационалистической логикой классицизма, объединил помещения в функциональные группы.

Прием пространственной организации целого, где развитые боковые крылья, связанные переходами с мощным центральным объемом, образуют глубокий парадный двор, исходит от палладианских вилл.

Расположением парадных зал выделена глубинная ось композиции, однако, гигантская Большая галерея вытянута параллельно фасаду, что сняло элементарную простоту контраста.

Фасады освобождены от мелкого рельефа, членящего стену на филенки и лопатки, — зодчий уже не следует примерам французской архитектуры середины века, как-то делали петербургские мастера времени, переходного от барокко к классицизму (и как делал сам Старов в ранних произведениях).

Гладкие белые колонны решительно выступающих строгих дорических портиков впервые в русской архитектуре действительно несут антаблементы. Они выделяются на фоне интенсивно окрашенных гладких стен, прорезанных проемами без наличников. Контраст подчеркивает тектонику стены из оштукатуренного кирпича.

«Четырежды восемнадцать» колонн в двойных колоннадах Большой галереи имели греко-ионические капители (замененные потом Л. Русска на привычные римские) — один из первых для русского классицизма примеров обращения к эллинскому наследию.

Державин написал о здании Таврического дворца: «древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величественно». Дворец стал для современников идеальным эталоном крупного здания — петербургского, русского и вместе с тем европейского.

Его чертежи восторженно оценил Наполеон, особо отметивший Большую галерею и зимний сад, о чем сообщили Персье и Фонтен в тексте изданного ими увража «Лучшие королевские дворцы мира».

Так Зимний дворец, не смотря на весь растреллиевский блеск  своих форм и на бесспорно доминирующее значение этого здание в центре столицы, оказался в архитектурном отношении подчиненным зданию Главного Штаба.

Не потому, что классические (или «ампирные») формы этого последнего «сильнее» барочных форм дворца, а потому что Росси построил против Зимнего дворца не только какое-то новое большое сооружение, но и создал новое архитектурное целое, новый ансамбль, новое архитектурное единство.

В этом новом единстве, организованном по законам Росси, а не Растрелли, произведение последнего казалось включенным в новую композицию и в итоге подчиненным зданию Росси, а не наоборот, хотя не приходиться говорить о каком-либо формальном «превосходстве» Росси над Растрелли, Главного штаба над Зимним дворцом.

Так захаровское Адмиралтейство стало «держать» в своих монументальных руках весь пространственный организм центральных петербургских площадей. Так сравнительно невысокое здание Биржи притянуло к себе узловую точку этого центра, ранее находившуюся в высотном объеме Петропавловской крепости.

Так, далее, монументальные постройки Кваренги оказались включенными в новые ансамбли и подчиненными им: Государственный банк—в орбите архитектурного воздействия Казанского собора, Конногвардейский манеж—в ансамбле Сенатской площади, созданной Захаровым, Росси и Монферраном; Академия наук, Екатерининский институт, Мальтийская капелла также целиком подчинены новому архитектурному окружению. Произошло это не потому, что все эти здания, сооруженные выдающимися мастерами большой классической формы, менее значительны, чем-то, что раньше или позднее создавалось по соседству с ними, а потому, что по своей архитектурной природе они не были рассчитаны на организующую роль в ансамбле и на ансамбль вообще. Сопоставление Биржи, сооружавшейся по проекту Кваренги, с Биржей, построенной Томоном, наглядно демонстрирует различие этих двух архитектурных подходов к проблеме города: в одном случае—самодовлеющая архитектурная композиция здания, почти не считающаяся со своим будущие окружением, в другом—здание, компонующее городской ансамбль.

В период завершения пространственных композиции основных частей Петербурга, в течение первых десятилетий XIX века, как бы синтезируются архитектурные искания всего XVIII века, синтезируются и подчиняются новым формам, новому стилю, властно накладывающему свою печать на весь облик города.

К этому времени Петербург приобретает свой «строгий, стройный вид», по слову Пушкина.

И как бы мы ни оценивали в качественно-формальном отношении достижения позднего петербургского классицизма по сравнению с достижениями Растрелли, или Кваренги, или Ринальди, мы должны признать именно за этим, завершающим, периодом значение важнейшего градостроительного этапа в развитии Петербурга.


1. Д.Е. Аркин “Образы Архитектуры и Образы Скульптуры”
Москва  “Искусство”, 1990

2. А.В. Иконников “Тысяча лет Росской архитектуры”
Москва  “Искусство”, 1990

3. Компьютерная сеть Интернет

4. Большая Советская Энциклопедия

Источник: http://dodiplom.ru/ready/2994

Ссылка на основную публикацию