Памятник на могиле а.с. даргомыжского в санкт-петербурге

Памятник на могиле Александра Сергеевича Даргомыжского

Тихвинское кладбище (на территории Александро-Невской лавры)Площадь Александра Невскоговход в лавру находится на площади Александра Невского с одноименной станцией метро, напротив огромного здания гостиницы «Москва», в Некрополе мастеров искусств. 1-я дорожка Музыкантов.

Посетители Некрополя Александро-Невской Лавры, проходя среди памятных плит великим деятелям, приносившим славу государству Российскому, нередко останавливаются у памятника Александру Сергеевичу Даргомыжскому.

Он отличается от всех окружающих его скорбных плит тем, что на могиле русского композитора изображен мальчик-пастушок, играющий на свирели. Столько светлой и тихой грусти в его облике, что прохожие останавливаются, словно прислушиваясь к звукам лирической мелодии. А начиналось не с этого надгробия.

Первоначальный вариант

Сперва на могиле композитора стоял мраморный крест, что отвечало стилю Некрополя мастеров искусств. На нем были высечены годы жизни Александра Сергеевича Даргомыжского. Но в 1955-м из-за урагана крест упал и разбился. Нужно было установить что-то наподобие или другое. Инициатором возведения памятника выступил музей.

Необычное надгробие

Сегодняшний монумент на могиле Александра Сергеевича был установлен в 1961 году, а создавался по модели дипломной работы Андрея Ивановича Хаустова — выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Веры Игнатьевны Мухиной. Это единичный случай в истории отечественного искусства, чтобы дипломная работа была принята, отлита в бронзе и установлена в столь почитаемом месте.

Автор отошел от традиционных изваяний, которые принято устанавливать на могиле. Он создал некую аллегорию, которая символизирует связь композитора с народным творчеством. Пастушок, играющий на свирели, создан в натуральную величину.

Его фигура полна жизни. По замыслу создателя памятник стал отображением творчества Даргомыжского. Эта фигура лишена монументальности, но при этом полна глубоких чувств.

Мальчик воодушевленно играет свою мелодию, опираясь о камень с надписью: «Даргомыжский».

Заслуженный российский скульптор Вера Васильевна Исаева отзывалась о скульптуре мастера как о воплощенной музыке…

Стезя маэстро

Даргомыжский, тульчанин по месту рождения, подавляющую часть и сознательной, и творческой жизни провёл в граде Петровом, куда его семья переселилась, когда ему было 5 лет. В столице Александр получил превосходное музыкальное образование, после чего стал выступать в качестве пианиста на различных концертах.

В 20-х годах XIX столетия Даргомыжский пишет собственные произведения. Однако в 1827 году по примеру отца поступает на госслужбу. Композиторская стезя берет верх. Через 6 лет он покидают чиновничью карьеру, в недолгом будущем его ждет заграничная жизнь. Пару лет Александр Сергеевич проводит в Европе, занимаясь музыкой.

В 1845 году композитор вернулся в Северную столицу и поселился на Моховой, 30, где прожил до самой смерти.

Источник: http://Peterburg.center/maps/pamyatnik-na-mogile-aleksandra-sergeevicha-dargomyzhskogo.html

Памятник на могиле Дaргoмыжскoгo — Санкт-Петербург — все о северной столице России

Возможно, кладбище нельзя считать идеальным местом для увеселительных прогулок. Это место, где живет память, где живые могут отдать заслуженную дань тем, кто ушел от них, оставив свой след в душах, умах, сердцах.

И если проведать кладбище на территории Некрoпoля Алексaндрo-Невскoй лaвры, то можно увидеть очень яркий пример такого трогательного преклонения перед гением и талантом человека.

И человека действительно достойного, яркого, одаренного — Алексaндрa Сергеевича Дaргoмыжскoгo, великoгo русскoгo кoмпoзитoрa.

Узнать могилу очень просто – по невысокому камню с фамилией и своеобразному памятнику. Этот памятник изображает хрупкий силуэт мaльчикa-пaстушкa, играющего на свирели.

Кому-то он напоминает Леля в весеннем лесу.

Для кого-то – это светлый и непорочный дух той музыки, которую подарил миру Дaргoмыжский, так похожую на неиспорченную и не извращенную душу ребенка, выросшего в девственной природе, в любящей семье.

Фигурка пастушка не очень большая по размеру, она не очень бросается в глаза. Рядам с ней – такой же невысокий камень, на котором нет ничего лишнего – ни посланий и эпитафий, печальных слов и отрывков чужой лирики. Нет даже дат, только имя великого композитора.

Эта естественная простота, дополненная аллегоричным памятником, рождает гармоничное чувство нравственности, скромности, естественности и светлой меланхолии. Это действительно память человеческая, в самом лучшем ее воплощении, это дань русскoгo нaрoдa тому талантливому творцу, чья музыка играет всеми гранями искренней крестьянской песни и природной красоты.

Ее напевные мотивы будут жить в веках даже тогда, когда от темного камня памятника не останется даже следа.

Такая натуральная простота, не отягощенная излишней помпезностью и вычурностью, полностью соответствует музыке Алексaндрa Сергеевичa. И создал этот тандем бронзового пастушка и памятного камня студент ЛВХПУ им.Мухинoй. Именно дипломная работа А.И.Хaустoвa, защищенная с отличием в 1958г.

была блестяще воплощена в действительность и теперь радует многочисленных гостей Петербурга.

Даже один только этот факт заслуживает отдельного упоминания, ведь далеко не каждый день можно встретить случаи, когда студенческие работы находят свое воплощение в реальной жизни, и уж тем более – в настолько значимых местах, как могила великого и удивительно талантливого композитора.

Сам Дaргoмыжский Алексaндр Сергеевич был рожден в двoрянскoй семье, в 1813г. (в феврале), в Тульском уезде – село Трoицкoе.

Как и остальные дети в его семье, он получил прекрaснoе классическое полное oбрaзoвaние, затем довольно долго успешно исполнял долг государственного служащего.

Однако в его судьбе наступил переломный момент, который сделал его тем, кем знают его теперь потомки. И произошло это после знакомства с М. Глинкой.

Если постараться охарактеризовать музыку Дaргoмыжского, то можно отметить сразу несколько наиболее ярких и характерных ее черт.

Во-первых, творчество Пушкина Алексaндрa Сергеевича, которым с ранних лет увлекался тогда еще будущий композитор, оказало сильнейшее влияние на музыку Дaргoмыжского, которую он стал создавать в стиле и духе великого поэта, светоча русской литературы.

Во-вторых, свойственное не только поэту, но и композитору стремление к правде и свободе духа, так ярко и так натурально отображалось в каждом произведении, что многие из них долго оставались непонятыми современниками Дaргoмыжского.

В-третьих, можно говорить о вокальности композитора, реализме его произведений, исполненных музыкальными декламациями и волнующими речитативами. И эту правдивость, натуральность, народность и естественность маленький босоногий бронзовый пастушок – Лель выразил идеально и очень выразительно.

Источник: http://vivaspb.com/visit/monuments/1287-pamyatnik-na-mogile-dargomyzhskogo.html

Тихвинское кладбище (Санкт-Петербург)

Координаты: 59°55′22″ с. ш. 30°23′11″ в. д. / 59.92278° с. ш. 30.38639° в. д. / 59.92278; 30.38639 (G) (O) (Я)

Ти́хвинское кла́дбище — одно из кладбищ, расположенных на территории Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Содержание

  • 1 История
  • 2 Похоронены
  • 3 Примечания
  • 4 Литература
  • 5 Ссылки

История

К началу XIX века Лазаревское кладбище Александро-Невской лавры было переполнено, и решено было выделить новый участок для захоронений. Кладбище, первоначально названное Ново-Лазаревским, было заложено в 1823 году.

В 1869—1871 годах в северной части Ново-Лазаревского кладбища была возведена церковь-усыпальница, освященная во имя чудотворной иконы Тихвинской Божьей Матери. Деньги на строительство храма в византийско-русском стиле были пожертвованы купцами Полежаевыми, для членов семьи которых в усыпальнице было выделено 20 мест с 13 могилами.

В 1876 г. Новое Лазаревское кладбище переименовано в Тихвинское. Храм был закрыт в 1931 году и переделан под почту.

План кладбища, 1914 год Скульптура льва на Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге

В рамках политики реконструкции кладбищ советская власть в 1935-37 годах осуществила перепланировку кладбища (архитекторы Е. Н. Сандлер и Е. К.

 Реймерс), в связи с организацией так называемого «Некрополя мастеров искусств».

В этот вновь созданный «мемориальный парк» с других кладбищ города (Фарфоровского, Митрофаниевского (уничтожено вместе с храмами), Малоохтинского православного, Выборгского римско-католического (уничтожено), Смоленских православного, лютеранского и армянского, Волковских православного и лютеранского, Новодевичьего и Никольского) были свезены около 60 надгробий и памятников, объявленных историческими и художественными ценностями. В то же время на самом Тихвинском кладбище были уничтожены многие могилы, которые, по мнению тогдашних властей, не представляли никакой ценности.

В некрополе представлены памятники, установленные, начиная со второй половины XIX века, по наше время, при явном преобладании памятников конца этого века и начала XX столетия. Для этих памятников характерна утрата образного монументализма, свойственного русскому классицизму в пору его расцвета.

Читайте также:  Алые паруса - праздник выпускников в санкт-петербурге

Памятники нередко отличаются усложнённой композицией, насыщенностью второстепенных деталей, а в портретах — стремлением к натуралистическому изображению личности, не всегда способствующему раскрытию образа портретируемого. Памятники в некоторой мере сгруппированы по признаку творческого родства своих персонажей.

Уточнение того, является ли памятник надгробием или кенотафом отсутствует.

Авторы памятников: С. И. Витали, П. П. Гальберг, И. Я. Забелло, В. А. Гинцбург, Н. А. Беклемишев, И. А. Лаверецкий, А. И. Теребенёв, И. И. Бенуа, И. Е. Горностаев, А. В. Лансере, А. В. Щусев и др.

Долгие десятилетия после погребения в 1966 году Николая Черкасова кладбище считалось закрытым. Исключение было сделано лишь для праха композитора Александра Глазунова, перевезённого из Франции в 1972 году, и Георгия Товстоногова, похороненного здесь в 1989 году.

Похоронены

  • Абаза, Юлия Фёдоровна (1830—1915), певица, музыкант, общественный деятель
  • Авилов, Михаил Иванович (1882—1954), художник
  • Аренский, Антон Степанович (1861—1906), композитор, пианист, дирижёр
  • Асенкова, Варвара Николаевна (1817—1841), актриса
  • Андреев, Василий Васильевич (1861—1918), музыкант, композитор
  • Балакирев, Милий Алексеевич (1836—1910), композитор
  • Баратынский, Евгений Абрамович (1800—1844), поэт
  • Бородин, Александр Порфирьевич (1833—1887), композитор
  • Бозио, Анджолина (1830—1859), певица
  • Бортнянский, Дмитрий Степанович (1751—1825), композитор и первый директор придворной певческой капеллы
  • Бруни, Фёдор Антонович (1799—1875), художник
  • Брянский, Яков Григорьевич (1790—1853), актёр
  • Воробьёв, Максим Никифорович (1787—1855), художник
  • Вяземский, Пётр Андреевич (1792—1878), князь, поэт
  • Вяземский, Павел Петрович (1820—1888), дипломат, литератор
  • Гинцбург, Илья Яковлевич (1859—1939), скульптор
  • Глазунов, Александр Константинович (1865—1936), композитор (прах перевезен из Франции в 1972 году)
  • Глинка, Михаил Иванович (1804—1857), композитор
  • Гнедич, Николай Иванович (1784—1833), поэт и переводчик
  • Горбунов, Иван Фёдорович (1831—1896), литератор
  • Дальский, Мамонт Викторович (1865—1918), артист
  • Данзас, Константин Карлович (1801—1870), офицер, секундант Пушкина
  • Даргомыжский, Александр Сергеевич (1813—1869), композитор
  • Дельвиг, Антон Антонович (1798—1831), поэт, барон (памятник был разрушен)
  • Демут-Малиновский, Василий Иванович (1779—1846), скульптор
  • Дмитревский, Иван Афанасьевич (1736—1821), актёр, театральный деятель
  • Достоевский, Фёдор Михайлович (1821—1881), писатель
  • Достоевская, Анна Григорьевна, вторая жена Ф. М. Достоевского
  • Жуковский, Василий Андреевич (1783—1852), поэт
  • Иванов, Александр Андреевич (1806—1858), художник
  • Измайлов, Александр Ефимович (1779—1831), литератор
  • Каратыгин, Петр Андреевич (1805—1879), артист
  • Кавос, Катерино Альбертович (1775—1840), композитор, дирижёр
  • Карамзин, Николай Михайлович (1766—1826), историк, писатель
  • Клодт, Пётр Карлович (1805—1867), скульптор
  • Козлов, Иван Иванович (1779—1840), поэт, переводчик
  • Комиссаржевская, Вера Фёдоровна (1864—1910), актриса
  • Корвин-Круковский, Юрий Васильевич (1862—1935), артист
  • Корчагина-Александровская, Екатерина Павловна (1874—1951), актриса
  • Крамской, Иван Николаевич (1837—1887), художник
  • Крылов, Иван Андреевич (1769—1844), писатель
  • Куинджи, Архип Иванович (1842—1910), художник
  • Кустодиев, Борис Михайлович  (1878—1927), художник
  • Кюи, Цезарь Антонович (1835—1918), композитор
  • Лисенков, Иван Тимофеевич (1795—1881), книгоиздатель
  • Лисянский, Юрий Фёдорович (1773—1837), мореплаватель, адмирал
  • Лебедев, Сергей Васильевич (1874—1934), химик, изобретатель
  • Лядов, Анатолий Константинович (1855—1914), композитор
  • Матюшкин, Фёдор Фёдорович (1799—1872), адмирал, полярный исследователь, сенатор
  • Медведев, Пётр Михайлович (1837—1906), драматический актёр, антрепренёр, создатель первой русской оперной труппы
  • Михайловский-Данилевский, Александр Иванович (1789—1848), военный писатель, историк
  • Мичурина-Самойлова, Вера Аркадьевна (1866—1948), актриса
  • Монахов, Николай Фёдорович (1875—1936) — русский и советский актёр.
  • Мусоргский, Модест Петрович (1839—1881), композитор
  • Оленин, Алексей Николаевич (1763—1843), директор Императорской Публичной библиотеки,
  • Орловский, Борис Иванович (1793—1837), скульптор
  • Орлов-Денисов, Пётр Михайлович (1852—1881), граф, офицер
  • Остроумова-Лебедева, Анна Петровна (1871—1955), художница
  • Петипа, Мариус Иванович (1818—1910), хореограф
  • Плетнёв, Пётр Александрович (1792—1866), литературный критик
  • Певцов, Илларион Николаевич (1879—1934) — русский и советский актёр
  • Петров, Осип Афанасьевич (1807—1878), оперный певец, выдающийся бас
  • Петрова-Воробьёва, Анна Яковлевна (1817—1901), выдающаяся оперная певица, прах перенесён со Смоленского кладбища в 1936 году.
  • Пименов, Степан Степанович (1784—1833), скульптор
  • Римский-Корсаков, Николай Андреевич (1844—1908), композитор
  • Рубинштейн, Антон Григорьевич (1829—1894), пианист-виртуоз, дирижёр и композитор, основатель и первый директор Петербургской консерватории
  • Самойлов, Василий Васильевич (1813—1887), актёр
  • Самойлов, Василий Михайлович (1782—1839), певец
  • Серов, Александр Николаевич (1820—1871), композитор
  • Сперанский, Михаил Михайлович (1772—1839), выдающийся гос. деятель, основатель Царскосельского лицея
  • Стасов, Василий Петрович (1769—1848) — отец Владимира, архитектор
  • Стасов, Дмитрий Васильевич (1828—1918) — брат Владимира, адвокат, общественный деятель
  • Стасов, Владимир Васильевич(1824—1906) — музык. и худ. критик
  • Стравинский, Федор Игнатьевич (1843—1902), оперный певец, отец Игоря Стравинского
  • Стрепетова, Полина Антипьевна (1850—1903), театральная актриса
  • Товстоногов, Георгий Александрович (1915—1989), театральный режиссёр (последним был похоронен на бывшем Тихвинском кладбище летом 1989 года)
  • Ходотов, Николай Николаевич (1878—1932), артист
  • Чайковский, Пётр Ильич (1840—1893), композитор
  • Черкасов, Николай Константинович (1903—1966), актёр
  • Шимановская, Мария (1789—1831), пианистка
  • Шишкин, Иван Иванович (1832—1898), художник
  • Юрьев, Юрий Михайлович (1872—1948), актёр

Примечания

  1. Тихвинское кладбище / Александро-Невская лавра // Российская национальная библиотека.
  2. НЕКРОПОЛЬ МАСТЕРОВ ИСКУССТВ

Литература

  • Нетунахина Г. Д. Музей городской скульптуры. Л.: Лениздат. 1981
  • Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трех томах. — СПб.: Издательстро Чернышева, 1994—1996.
  • Алфавитный указатель исторических могил, находящихся на кладбищах гор. Петрограда и его окрестностей // Отдел IV: Алфавитный указатель исторических могил… // Весь Петроград на 1917 год, адресная и справочная книга г. Петрограда. — Петроград: Товарищество А. С. Суворина — «Новое время», 1917. — С. 486—489. — ISBN 5-94030-052-9.

Ссылки

  • Онлайн-тур по Тихвинскому кладбищу
  • Сайт кладбищ Александро-Невской лавры, история кладбищ, некрополь
  • Путеводитель по Тихвинскому кладбищу
  • НЕКРОПОЛЬ МАСТЕРОВ ИСКУССТВ

Тихвинское кладбище (Санкт-Петербург) Информацию О

Тихвинское кладбище (Санкт-Петербург)

Тихвинское кладбище (Санкт-Петербург)
Тихвинское кладбище (Санкт-Петербург) Вы просматриваете субъект
Тихвинское кладбище (Санкт-Петербург) что, Тихвинское кладбище (Санкт-Петербург) кто, Тихвинское кладбище (Санкт-Петербург) описание

There are excerpts from wikipedia on .postlight.com»>

Источник: https://www.turkaramamotoru.com/ru/-170698.html

Александр Сергеевич Даргомыжский

Даргомыжский родился 2 (14) февраля 1813 года в селе Троицком Тульской губернии. Его отец, Сергей Николаевич, был внебрачным сыном богатого дворянина Василия Алексеевича Ладыженского .

Мать, урождённая княжна Мария Борисовна Козловская, вышла замуж против воли родителей; По сведениям музыковеда М.С.Пекелиса княжна М.Б.

Козловская унаследовала от своего отца родовое имение Твердуново, ныне Вяземского района Смоленской области, куда из Тульской губернии после изгнания наполеоновской армии семья Даргомыжских вернулась в 1813 году. В родительском имении Твердуново Александр Даргомыжский провел первые 3 года своей жизни.

Впоследствии в это смоленское имение он неоднократно приезжал: в конце 1840 — середине 1850 — х годов во время работы на оперой «Русалка», для сбора смоленского народного фольклора, в июне 1861 года для освобождения от крепостной зависимости своих крестьян в деревне Твердуново.

французской Николая Степанова

До пятилетнего возраста мальчик не разговаривал, его поздно сформировавшийся голос остался навсегда высоким и чуть хрипловатым, что не мешало ему, однако, впоследствии трогать до слёз выразительностью и художественностью вокального исполнения.

В 1817 году семья переселилась в Петербург, где отец Даргомыжского получил место правителя канцелярии в коммерческом банке, а сам он начал получать музыкальное образование. Первой его учительницей по фортепиано была Луиза Вольгеборн, затем он начал заниматься с Адрианом Данилевским.

Тот был хорошим пианистом, однако не разделял интереса юного Даргомыжского к сочинению музыки (сохранились его небольшие фортепианные пьесы этого периода). Наконец, в течение трёх лет учителем Даргомыжского был Франц Шоберлехнер, ученик известного композитора Иоганна Гуммеля.

Достигнув определённого мастерства, Даргомыжский начал выступать как пианист на благотворительных концертах и в частных собраниях. В это время он также занимался у известного учителя пения Бенедикта Цайбига, а с 1822 года осваивал игру на скрипке, играл в квартетах, однако вскоре потерял интерес к этому инструменту.

К тому времени он уже написал ряд фортепианных сочинений, романсов и других произведений, некоторые из которых были изданы.

Осенью 1827 года Даргомыжский, следуя по стопам отца, поступил на государственную службу и благодаря трудолюбию и добросовестному отношению к делу быстро начал продвигаться по карьерной лестнице. В этот период он нередко музицировал дома и посещал оперный театр, основой репертуара которого были сочинения итальянских композиторов.

Читайте также:  Красногвардейский район санкт-петербурга - известнейшая промышленная зона россии

Весной 1835 года он познакомился с Михаилом Глинкой, с которым играл на фортепиано в четыре руки, занимался анализом творчества Бетховена и Мендельсона. Глинка также передал Даргомыжскому конспекты уроков теории музыки, которые он получал в Берлине от Зигфрида Дена.

Побывав на репетициях готовившейся к постановке оперы Глинки «Жизнь за царя», Даргомыжский задумал самостоятельно написать крупное сценическое произведение.

Выбор сюжета пал на драму Виктора Гюго «Лукреция Борджиа», однако создание оперы продвигалось медленно, и в 1837 году, по совету Василия Жуковского, композитор обратился к другому сочинению того же автора, которое в конце 1830-х было весьма популярно в России — «Собор Парижской Богоматери».

Даргомыжский использовал оригинальное французское либретто, написанное самим Гюго для Луизы Бертен, чья опера «Эсмеральда» была поставлена незадолго до того. К 1841 году Даргомыжский закончил оркестровку и перевод оперы, для которой также взял название «Эсмеральда», и передал партитуру в дирекцию Императорских театров.

Опера, написанная в духе французских композиторов, ждала своей премьеры несколько лет, так как намного большей популярностью у публики пользовались итальянские постановки. Несмотря на хорошее драматическое и музыкальное решение «Эсмеральды», эта опера через некоторое время после премьеры сошла со сцены и в дальнейшем практически никогда не ставилась. В автобиографии, помещённой в газете «Музыка и Театр», издававшейся А. Н. Серовым в 1867 году, Даргомыжский писал:

Переживания Даргомыжского по поводу неудачи «Эсмеральды» усугублялись ещё и растущей популярностью работ Глинки.

Композитор начинает давать уроки пения (его ученицами были исключительно женщины, при этом он не брал с них платы) и пишет ряд романсов для голоса и фортепиано, некоторые из которых были изданы и стали весьма популярными, например «В крови горит огонь желанья…», «Влюблён я, дева-красота…», «Лилета», «Ночной зефир», «Шестнадцать лет» и другие.

В 1843 году Даргомыжский уходит в отставку, а вскоре уезжает за границу, где несколько месяцев проводит в Берлине, Брюсселе, Париже и Вене.

Он знакомится с музыковедом Франсуа-Жозефом Фети, скрипачом Анри Вьётаном и ведущими европейскими композиторами того времени: Обером, Доницетти, Галеви, Мейербером.

Вернувшись в 1845 году в Россию, композитор увлекается изучением русского музыкального фольклора, элементы которого ярко проявились в романсах и песнях, написанных в этот период: «Душечка-девица», «Лихорадушка», «Мельник», а также в опере «Русалка», которую композитор начал писать в 1848 году.

«Русалка» занимает в творчестве композитора особое место. Написанная на сюжет одноимённой трагедии в стихах А. С. Пушкина, она создавалась в период 1848—1855 годов. Даргомыжский сам адаптировал пушкинские стихи в либретто и сочинил окончание сюжета (у Пушкина произведение не окончено). Премьера «Русалки» состоялась 4 (16) мая 1856 года в Петербурге.

Крупнейший русский музыкальный критик того времени Александр Серов отозвался на неё масштабной положительной рецензией в «Театральном музыкальном вестнике» (её объём был столь велик, что она была напечатана по частям в нескольких номерах), что помогло этой опере некоторое время держаться в репертуаре ведущих театров России и добавило творческой уверенности самому Даргомыжскому.

Через некоторое время Даргомыжский сближается с демократическим кружком писателей, принимает участие в издании сатирического журнала «Искра», пишет несколько песен на стихи одного из главных его участников, поэта Василия Курочкина.

В 1859 году Даргомыжского избирают в руководство только что основанного Русского музыкального общества, он знакомится с группой молодых композиторов, центральной фигурой среди которых был Милий Балакирев (эта группа позднее станет «Могучей кучкой»).

Даргомыжский задумывает написать новую оперу, однако в поисках сюжета отвергает сначала «Полтаву» Пушкина, а затем и русскую легенду о Рогдане. Выбор композитора останавливается на третьей из «Маленьких трагедий» Пушкина — «Каменном госте».

Работа над оперой, тем не менее, идёт довольно медленно из-за начавшегося у Даргомыжского творческого кризиса, связанного с выходом из репертуара театров «Русалки» и пренебрежительным к себе отношением более молодых музыкантов.

Композитор вновь едет в Европу, посещает Варшаву, Лейпциг, Париж, Лондон и Брюссель, где с успехом исполняются его оркестровая пьеса «Казачок», а также фрагменты из «Русалки». Одобрительно отзывается о творчестве Даргомыжского Ференц Лист.

Вернувшись в Россию, вдохновлённый успехом своих сочинений за границей, Даргомыжский с новыми силами берётся за сочинение «Каменного гостя».

Язык, который он выбрал для этой оперы — почти полностью построенный на мелодических речитативах с простым аккордовым сопровождением — заинтересовал композиторов «Могучей кучки», и в особенности Цезаря Кюи, искавшего в то время пути для реформирования русского оперного искусства.

Однако назначение Даргомыжского на пост руководителя Русского Музыкального общества и провал оперы «Торжество Вакха», написанной им ещё в 1848 году и не видевшей сцены почти двадцать лет, ослабили здоровье композитора, и 5 (17) января 1869 года он умер, оставив оперу неоконченной. По его завещанию, «Каменный гость» был завершён Кюи и оркестрован Римским-Корсаковым.

Новаторство Даргомыжского не разделялось его младшими коллегами, и снисходительно считалось оплошностями.

Гармонический словарь стиля позднего Даргомыжского, индивидуализированная структура созвучий, их типическая характерность были, как на древней фреске, записанной позднейшими наслоениями, до неузнаваемости «облагорожены» редакцией Римского-Корсакова, приведены в соответствие с требованиями его вкуса, подобно операм Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», также кардинально отредактированным Римским-Корсаковым.

Даргомыжский похоронен в Некрополе мастеров искусств Тихвинского кладбища, неподалёку от могилы Глинки.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • осень 1832—1836 — дом Мамонтова, Грязная улица, 14.
  • 1836—1840 — дом Кенига, 8-я линия, 1.
  • 1843 — сентябрь 1844 — доходный дом А. К. Есаковой, Моховая улица, 30.
  • апрель 1845 — 5 января 1869 — доходный дом А. К. Есаковой, Моховая улица, 30, кв. 7.

Творчество

В течение долгих лет имя Даргомыжского связывалось исключительно с оперой «Каменный гость» как с произведением, оказавшим большое влияние на развитие русской оперы.

Опера написана в новаторском по тем временам стиле: в ней нет ни арий, ни ансамблей (не считая двух небольших вставных романсов Лауры), она целиком построена на «мелодических речитативах» и декламации, положенной на музыку.

Как цель выбора такого языка Даргомыжский ставил не только отражение «драматической правды», но и художественное воспроизведение с помощью музыки человеческой речи со всеми её оттенками и изгибами. Позднее принципы оперного искусства Даргомыжского были воплощены в операх М. П.

 Мусоргского — «Борисе Годунове» и особенно ярко в «Хованщине». Сам Мусоргский уважал Даргомыжского и в посвящениях нескольких из своих романсов назвал его «учителем музыкальной правды».

Другая опера Даргомыжского — «Русалка» — также стала значительным явлением в истории русской музыки — это первая русская опера в жанре бытовой психологической драмы. В ней автор воплотил одну из многочисленных версий легенды об обманутой девушке, превращённой в русалку и мстящей своему обидчику.

Две оперы относительно раннего периода творчества Даргомыжского — «Эсмеральда» и «Торжество Вакха» — ждали своей первой постановки в течение многих лет и не пользовались у публики большой популярностью.

Большим успехом пользуются камерно-вокальные сочинения Даргомыжского. Его ранние романсы выдержаны в лирическом духе, сочинённые в 1840-х годах — испытывают влияние русского музыкального фольклора (впоследствии этот стиль будет использован в романсах П. И.

 Чайковского), наконец, поздние наполнены глубоким драматизмом, страстью, правдивостью выражения, явившись, таким образом, предвестниками вокальных работ М. П. Мусоргского.

В ряде произведений ярко проявился комический талант композитора: «Червяк», «Титулярный советник» и др.

Для оркестра Даргомыжским написано четыре сочинения: «Болеро» (конец 1830-х), «Баба-Яга», «Казачок» и «Чухонская фантазия» (все — начало 1860-х).

Несмотря на оригинальность оркестрового письма и хорошую оркестровку, они исполняются достаточно редко.

Эти произведения являются продолжением традиций симфонической музыки Глинки и одной из основ богатого наследия русской оркестровой музыки, созданного композиторами более позднего времени.

В XX веке интерес к музыке Даргомыжского возродился: его оперы ставились в ведущих театрах СССР, оркестровые сочинения вошли в «Антологию русской симфонической музыки», записанную Е. Ф.

Читайте также:  Неоготика и черты романтизма в архитектуре санкт-петербурга

 Светлановым, а романсы стали неотъемлемой частью репертуара певцов. Среди музыковедов, внёсших наибольший вклад в исследование творчества Даргомыжского, наиболее известны А. Н. Дроздов и М. С.

 Пекелис, автор множества трудов, посвящённых композитору.

Сочинения

  • «Эсмеральда». Опера в четырёх действиях на собственное либретто по роману Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери». Написана в 1838—1841 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр, 5(17) декабря 1847 года.
  • «Торжество Вакха». Опера-балет по одноимённому стихотворению Пушкина. Написана в 1843—1848 годах. Первая постановка: Москва, Большой театр, 11(23) января 1867 года.
  • «Русалка». Опера в четырёх действиях на собственное либретто по одноимённой неоконченной пьесе Пушкина. Написана в 1848—1855 годах. Первая постановка: Санкт-Петербург, 4(16) мая 1856 года.
  • «Мазепа». Эскизы, 1860 год.
  • «Рогдана». Фрагменты, 1860—1867 годы.
  • «Каменный гость». Опера в трёх действиях на текст одноимённой «Маленькой трагедии» Пушкина. Написана в 1866—1869 годах, окончена Ц. А. Кюи, оркестрована Н. А. Римским-Корсаковым. Первая постановка: Санкт-Петербург, Мариинский театр, 16(28) февраля 1872 года.
  • «Болеро». Конец 1830-х.
  • «Баба-Яга» («С Волги в Ригу»). Окончена в 1862 году, впервые исполнена в 1870 году.
  • «Казачок». Фантазия. 1864 год.
  • «Чухонская фантазия». Написана в 1863—1867 годах, впервые исполнена в 1869 году.

Источник: http://people-archive.ru/character/aleksandr-sergeevich-dargomyzhskiy

О ком рассказывают надгробия александро-невской лавры? часть 2

Именно Тихвинское кладбище, которое находится напротив Лазаревского, и называемое сейчас как «Некрополь мастеров искусств», больше всего посещают туристы. Оно сформировалось в начале XIX века.

К этому времени на Лазаревском уже не оставалось мест для захоронения, и в марте 1823 года канцелярия Александро-Невской лавры предложила создать новое, которое поначалу так и называли — Новым Лазаревским. В 1869 г. по проекту архитектора Н. П.

Гребёнки и на средства купцов бартьев Полежаевых в северной части кладбища была построена церковь во имя чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери, и оно получило имя Тихвинского. В конце 1870-х территорию кладбища обнесли каменной оградой, сохранившейся до настоящего времени.

В 1931 году церковь закрыли, здание сначала переделали под почту, а теперь там размещается выставочный зал Музея городской скульптуры.

С 1934 года хоронить на кладбище перестали. Приближалась 100-летняя годовщина со дня смерти А. С. Пушкина, и в связи с этим, власти решили превратить Тихвинское кладбище в «Некрополь мастеров искусств и современников А.С. Пушкина». Архитектурно-планировочный отдел Ленсовета, под руководством главного архитектора города Л. А.

Ильина, разработал проект Некрополя.
В 1935 году начались работы по реконструкции, которые проводились в спешке, непродуманно. Многие старые памятники сносились без учета их исторической и художественной ценности и были утрачены навсегда.

В результате реконструкции Тихвинское кладбище в том виде, каким оно было в начале ХХ века, перестало существовать. В начале XX в. на этом кладбище насчитывалось 1325 надгробий, из которых сохранилось всего около ста.

В соответствии с названием некрополя — Мастеров искусств, сюда переместили, перезахоронили с других кладбищ прах выдающихся артистов, художников, скульпторов, композиторов и музыкальных деятелей. Всего сюда было перенесено более 60 памятников.

На относительно небольшой территории Некрополя собраны, как сказали бы теперь, «звезды» российского искусства. Сейчас здесь около 200 захоронений. Осмотр некрополя я обычно начинаю с правой стороны, где почти рядом со входом находится могила Ф. М. Достоевского с массивным памятником. Рядом с ним в 1968 г.

 была перезахоронена его жена, Анна Григорьевна, прах которой перевезли из Ялты, и внук — А. Ф. Достоевский. Вблизи от надгробия Достоевского находятся скромные могилы лицейских друзей Пушкина: барона А. А. Дельвига, К. К. Данзаса — секунданта на последней дуэли, Ф. Ф.

Матюшкина — адмирала, совершившего кругосветное плавание.

Далее, вдоль северной части ограды, на так называемой композиторской дорожке, идут захоронения композиторов М. И. Глинки, П. И. Чайковского, М. А. Балакирева, А. П. Бородина, А. С.

Даргомыжского, Ц. А. Кюи, Н.А.Римского-Корсакова. Самый красивый памятник поставлен на могиле П. И. Чайковского. В 1972 году сюда был перенесен из Парижа прах великого русского композитора А.Г.

Глазунова.

К западу от музыкантов покоятся художники И. И. Шишкин, И. Н. Крамской, А. И. Куинджи, Б. М. Кустодиев. историк Н. М. Карамзин. В центральной части Некрополя находятся могилы выдающихся артистов — В. Н. Асенковой, В. Ф.

Комиссаржевской, Н. К. Черкасова, Ю. М. Юрьева, балетмейстера М. И. Петипа и других. Над многими надгробиями поставлены бюсты, другие отличаются простотой, скромными стеллами. Мне очень нравятся памятники на могилах Н. К. Черкасова и В. Ф.

Комисаржевской.

Почти в самом конце южной дорожки высится монументальный памятник В.В. Стасову, крупному музыкальному и художественному критику.

Последним в этом Пантеоне русского искусства был похоронен в 1989 году выдающийся театральный режиссёр Г. А. Товстоногов, в течение 33 лет (с 1956 г.) возглавлявший БДТ им А. М. Горького в Ленинграде.

Над его могилой возвышается крест с распятой фигурой Христа работы скульптора Левона Лазарева.

Вдоль южной стены, ближе к выходу, находится могила великого баснописца И.А. Крылова, надгробие над которой выполнено по проекту П.К. Клодта, являющегося также и создателем памятника Крылову в Летнем саду.

Рядом похоронен еще один современник А. С. Пушкина — Н.И.Гнедич, русский поэт, знаменитый переводчик «Илиады». Наискосок, через дорогу, похоронен знаменитый мореплаватель Ю.Ф.

Лисянский, участник первой русской кругосветной экспедиции.

А перед могилой Крылова посетители надолго останавливаются перед гранитным саркофагом, со всех сторон исписанным эпитафиями в стихах и в прозе.

Принадлежит надгробие (хотя на нем нет имени и фамилии погребенного) мало кому известному нынче книгоиздателю и книготорговцу XIX века Лисенкову Ивану Тимофеевичу. Все надписи составляют маленькую, но тщательно подобранную антологию. Это единственный в своем роде литературный памятник.

Часть букв читается с трудом, но при желании можно все прочесть. Первая часть открывается четверостишием известного стихотворени я Г. Р. Державина «Река времен».

Река времен в своем теченьи Уносит все дела людей И топит в пропасти забвеньи Народы, царства и царей. Уходит человек из мира, Как гость с приятельского пира Он утомился кутерьмой Бокал свой допил, кончил ужин. Устал! Довольно — отдых нужен

Пора отправиться домой.

На другой стороне саркофага — три совета, как следует вести себя в жизни: 1. Употреби труд, храни мерность — богат будешь. 2. Вождержно пий, яждь мало — здрав будешь. 3. Делай благо, бегай злаго — спасен будешь.

Обычно экскурсоводы рассказывают, (а если вы без экскурсовода, то смотрительница у входа тоже поделится с вами сведениями), что этот участок под захоронение на Тихвинском кладбище, был куплен И. Т. Лисенковым для друга, книгоиздателя А. Ф. Смирдина, умершего в 1857 г.

 Для него же Лисенков на свои средства изготовил саркофаг (судя по одной из надписей, он был вырублен в 1870 г). Однако семья Смирдина похоронила Александра Филипповича на Волковском кладбище. А под этим саркофагом впоследстии похоронили самого Лисенкова И. Т., умершего 15 марта 1881.

И еще одна надпись на боковой стороне саркофага, где книгоиздатель прощается с нами:

«Ты будешь тем, что я теперь. Гробницы, гробы здесь на явке Стоят, как книги в книжной лавке, Число страниц их видно вам, Заглавье в каждой книге ясно, А содержанье беспристрастно, Подробно разберемся там. Прохожий, бодрыми шагами и я ходил здесь меж гробами, читая надписи вокруг, как ты мою теперь читаешь. Намек ты этот понимаешь?

Прощай же! До свиданья, друг».

Вот и мы попрощаемся с Некрополем, покинув его в задумчивости о скоротечности жизни, бренности бытия.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/41394/

Ссылка на основную публикацию