Памятник и.а. крылову в санкт-петербурге

Памятник И.А. Крылову

0 124

Фото памятника И. Крылову

Время: Памятник И. Крылову.

Стоимость: бесплатно.

Один из самых известных в России памятников великому русскому баснописцу И.А. Крылову находится в петербургском Летнем саду.

Уже при жизни Крылов считался народным поэтом, в связи с чем деньги на памятник было решено собирать всем миром. В 1845 году редакция «Петербургских Ведомостей» уведомила своих читателей о создании комитета по сбору денег на монумент Ивану Андреевичу. Через три года в кассе комитета находилась баснословная по тем временам сумма в 13 тыс. рублей.

Академия художеств объявила тендер на создание памятника, победителем которого стал скульптор П. Клодт.

Кроме статуи баснописца, скульптор решил разметить на гранитном пьедестале барельефы, изображающие сцены из самых знаменитых басен Крылова.

Помощь в создании барельефов Клодту оказал живописец А. Агин. Мастера лепили героев Крылова с натуры, в связи с чем в студии пришлось поселить множество животных, начиная от осла и заканчивая медведицей с медвежатами.

В 1854 году Клодт отлил статую в одной из петербургских литейных мастерских. Около года длилось обсуждение места установки памятника.

В Академию поступали предложения поместить монумент рядом с Университетом, Александро-Невской лаврой, Публичной библиотекой. Императору Николаю I эти варианты не понравились.

Сам Клодт считал, что памятник должен находиться в Летнем саду, где очень любил бывать поэт. В итоге царь и академики согласились с создателем скульптуры.

Весной 1855 года монумент был открыт. Иван Андреевич предстал перед петербуржцами присевшим на придорожный камень, в своей повседневной одежде. В руках баснописец держит гусиное перо и толстый журнал для записей. Клодт изобразил поэта без прикрас, таким, каким он был в жизни.

Высота гранитного постамента составляет 3,5 м., высота самой статуи – 3 м.

Монумент Крылову – первый памятник литератору, установленный в Северной столице. В 1865 году скульптура была обнесена бронзовой решеткой: вандалам приглянулись барельефы с изображением зверей.

В годы блокады памятник защитили бревенчатыми стенами, однако избежать повреждения снарядами не удалось. После Победы бронзовый монумент был полностью отреставрирован.

В наше время памятник И. А. Крылову – важная достопримечательность города на Неве, входящая в перечень объектов историко-культурного наследия России.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/pamyatniki/pamyatnik-i-a-krylovu/

Памятник Крылову / достопримечательности Санкт-Петербурга

Памятник баснописцу был установлен в 1855 году, он расположен рядом с главной аллеей Летнего сада и представляет собой бронзовую статую сидящего И. А.

Крылова, установленную на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми горельефами с изображением людей и животных — персонажей басен Крылова.

Монумент является первым в Петербурге памятником русскому литератору и одним из первых подобных памятников в стране. Автором памятника был скульптор П. К. фон Клодт, это была его последняя крупная работа.

Описание

В 1845 году, сразу же после смерти Ивана Андреевича Крылова (1768-1844), по предложению газеты «Санкт-Петербургские Ведомости» был образован Комитет по сбору средств на сооружение памятника русскому баснописцу. Комитетом за три года было собрано более 13 000 рублей в виде частных пожертвований.

В мае 1848 года Академией художеств был организован конкурс на лучший проект памятника, в котором участвовали А. И. Теребенев, Н. С. Пименов, И. П. Витали, П. К. Клодт и П. А. Ставассер. Лучшим был признан проект Петра Карловича Клодта, утверждённый 26 ноября 1849 года.

Весной 1854 года Клодтом была произведена отливка памятника и чеканка барельефов в Литейной мастерской Академии художеств. В работе над памятником скульптору помогал художник А. А. Агин.

Весной 1852 года Клодтом на рассмотрение Академии художеств была предоставлена большая модель памятника. После её утверждения в мае 1853 года была произведена отливка памятника Крылову в бронзе.

Вопрос о месте установки памятника обсуждался долго.

Предлагалось установить его перед Академией художеств, Публичной библиотекой, зданием Университета (Крылов был его почётным членом), в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры (здесь он был похоронен в 1844 году).

Все эти варианты были отвергнуты императором Николаем I. В итоге памятник И. А. Крылову решили установить в Летнем саду. Место это предложил создатель памятника П. К. Клодт.

Торжественное открытие памятника И. А. Крылову состоялось 12 мая 1855 года. Памятник вызывал не только добродушно-сентиментальные, но и язвительно-саркастические реакции современников.

Современник отмечали, что площадка у памятника баснописцу в Летнем саду стала одним из излюбленных мест у детворы.

В 1865 году, в целях защиты памятника от вандалов, вокруг него была сооружена художественная чугунная ограда.

Во время блокады Ленинграда монумент был укрыт мешками с песком и деревянными щитами, но, тем не менее, осколки снарядов повредили памятник и ограду. После войны памятник был отреставрирован.

Архитектура

Скульптура выполнена из бронзы, А. Крылов изображен в раздумьях сидящим на камне и держащим в руках раскрытую книгу. Пьедестал из темно-серого сердобольского гранита украшен бронзовыми горельефными композициями, исполненными Клодтом по рисункам художника А. А.

Агина (3) на сюжеты наиболее известных басен Крылова: «Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий».

Общая высота памятника 7,5 метров, из них 3 метра высота скульптуры и 3,5 метра высота постамента.

Литература и источники

1. Полное собрание сочинений И.А. Крылова. Ред., вступ. ст. и прим. В.В. Каллаша. Т. 1-4. Санкт-Петербург: Просвещение, 1904. — Т. 4. — С. 68.

2. Путеводитель по Санкт-Петербургу. Под редакцией Комиссии по Народному образованию. Санкт-Петербург: издание Санкт-Петербургского Городского Общественного Управления, 1903. — С. 76.

3. Архитектурный путеводитель по Ленинграду. А. А. Боровков и др. Москва: Стройиздат, 1971. — С. 86.

Источник: http://love-gorod.ru/saint-petersburg/obj/pamyatnik-krylovu

Памятник И. А. Крылову в Летнем саду

Неподалеку от входа в Летний сад с набережной Невы, слева от главной аллеи, среди густой зелени расположена детская площадка, в центре которой возвышается памятник, огражденный металлической решеткой. Краткая надпись на нем гласит: «Крылову. 1855».

И. А. Крылов изображен сидящим на камне и держащим в руках перо и тетрадь. Как пишется в «ПУТЕВОДИТЕЛЕ ПО С.-ПЕТЕРБУРГУ», фигура Крылова «жизненна и правдива». Данное впечатление передает поэт И. А. Майков в стихотворении «Крылов»:

С улыбкой доброю, с приветливостью взгляда,
Он, точно с старческой неспешностью речей,
Рассказывает нам, с своих высоких кресел,
Про нравы странные и глупости зверей,
И все смеются вкруг и сам он тихо-весел.

Этот памятник вызывал не только добродушно-сентиментальные, но и язвительно-саркастические реакции современников. Например, известный поэт-сатирик П. В. Шумахер откликнулся на открытие памятника следующими стихами:

Лукавый дедушка с гранитной высоты
Глядит, как резвятся вокруг него ребята,
И думает себе: «О милые ребята,
Какие ж, выросши, вы будете скоты!»

Скульптор П.К. Клодт изобразил Ивана Андреевича Крылова в обычной, будничной одежде, скопировав для большей точности просторный длиннополый сюртук, который баснописец носил в последние годы жизни.

Крылов сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг.

Все правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийся камень и задумался… А может быть, в этот момент рождается новая басня?

Да, прославленный русский баснописец изображен скульптором безо всяких прикрас, без внешних эффектов, но одухотворенное лицо и спокойная, полная достоинства поза говорят, что перед нами человек незаурядный, умный и талантливый.

Пьедестал в сравнении с трехметровой статуей невелик и с четырех сторон сплошь покрыт бронзовыми фигурами различных животных — героев басен Крылова.

Читайте также:  Музей железнодорожной техники, музей паровозов в санкт-петербурге: расписание, часы работы, цена билетов и адрес

На лицевой стороне пьедестала, справа от надписи и даты, изображены «проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка» с музыкальными инструментами, живо и образно воскрешающие в памяти басню Крылова «Квартет». Чуть выше — остромордая лисонька из басни «Лиса и виноград» с жадностью смотрит на упругие кисти винограда.

Занятно, обходя памятник и внимательно рассматривая бронзовый зверинец, вспоминать знакомые с детства басни. Вот известные всем «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Кот и Щука», «Осел и Соловей», «Свинья под Дубом»…

Фигурки животных помогают вспомнить названия басен, но они не говорят о том, кто скрыт за их образом.

«Звери мои за меня говорят», — заметил однажды Крылов. К этому можно добавить, что все животные в его баснях наделены характером, у каждого своя судьба. Они не только говорят и действуют по-человечьи, но и бичуют людские пороки и социальное зло.

Животные на памятнике в Летнем саду изображены очень правдоподобно, живо и выразительно, но их нельзя рассматривать как иллюстрации к крыловским басням, потому что «в лучших баснях Крылова нет ни медведей, ни лисиц, хотя эти животные, кажется, и действуют в них, — писал В.Г. Белинский, — но есть люди, и притом русские люди».

В зверях Клодта отсутствует иносказание, без которого немыслима басня. В них нет уподобления определенным людским характерам или общественным группам, то есть тому, чему истинная басня обязана своим эффектом.

Клодт был основателем анималистического жанра в русском искусстве и в своем творчестве твердо стоял на позициях реализма.

Прекрасно изучив животных, их анатомию, нравы и повадки, он любовно, правдиво и умело изображал зверей такими, какими видел в жизни.

Исполненные с большим техническим мастерством и тонким художественным чутьем, они — будь то маленькая юркая мышь, пучеглазая лягушка, свирепый лев или добродушный слон — очень выразительны и чрезвычайно похожи на живые оригиналы.

Крыловым было написано около двухсот басен, из них тридцать шесть показаны скульптором на пьедестале памятника. Бронзовые фигуры животных, изображенные горельефом, заполняют сплошь весь пьедестал, от них рябит в глазах, из-за этой тесноты порой нелегко разобраться в персонажах и сценах басен.

Фото Стариковой Юлии Анатольевны

Какова история создания памятника?

После смерти И.А. Крылова в ноябре 1844 года газетой «Петербургские ведомости» и некоторыми журналами был объявлен сбор средств на сооружение памятника великому русскому баснописцу. За три года было собрано более тринадцати тысяч рублей.

Подписка прошла успешно, и в мае 1848 года в конкурсе на создание проекта памятника приняли участие скульпторы Н.С. Пименов, А.И. Теребенев, И.П. Витали, П.К. Клодт, П.А. Ставассер. Совет петербургской Академии художеств одобрил проект Клодта. Памятник Крылову явился последней крупной работой прославленного скульптора-анималиста.

Ф.Зарецкий. Портрет скульптора Петра Карловича Клодта

Клодт вначале, на рисунке, изображает Крылова в римской тоге, с обнаженной грудью, сидящим на скале с книгой в руке. Однако в другом варианте Крылов представлен сидящим в кресле.

Это не случайно, ведь Клодт жил и творил во времена Гоголя, Пушкина, Белинского, когда во всех областях русского искусства высокопарный, идеализирующий стиль уступал место естественности, простоте и наметился поворот от идеальной красоты к жизненно прекрасному, индивидуально-характерному.

И, работая над проектом памятника Крылову, Клодт вдохновлялся не отвлеченными идеями, а правдой жизни.

Эскиз памятника и рисунки рельефов на сюжеты крыловских басен выполнил друг Клодта художник А.А. Агин, один из родоначальников русской реалистической иллюстрации, автор широко известных иллюстраций к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя.

Проект памятника великому русскому баснописцу в рисунке был утвержден советом Академии художеств 26 ноября 1849 года.

Длительную и трудоемкую работу пришлось проделать Клодту по лепке с натуры всех тех животных, изображения которых мы видим на пьедестале памятника.

На долгие четыре года обширная мастерская Литейного дома превратилась в настоящий зверинец, где в клетках и на привязи сидели разные звери, а другие, ручные и миролюбивые, свободно разгуливали в помещении и даже нередко заходили в жилые комнаты (квартира Клодта соединялась с мастерской переходом).

Царские егеря передали в «зверинец» Клодта прирученного волка, из Новгородской губернии брат скульптора прислал медведя с двумя медвежатами, художник А.П. Боголюбов подарил обезьянку-макаку с острова Мадейра, сам Клодт приобрел овцу с ягненком, осла, журавля, лисицу. Были и другие звери и птицы.

Впоследствии сын скульптора М.П. Клодт вспоминал: «Эти животные жили у нас как члены семьи.

И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком… Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками».

Волк только с виду казался страшным, на деле же был привязан к людям, любил лежать на крыльце, сторожа вход в мастерскую. В сумерки его легко можно было принять за собаку…

Клодт часто бывал на Мойке у немца Зама, содержащего большой зверинец, там делал этюды льва и других хищников. А чтобы понаблюдать за живым слоном, приходилось ездить в Царское Село. Когда все необходимые работы были закончены, Клодт передал своих животных в зверинец Зама.

Весной 1852 года скульптор представил совету Академии художеств большую модель и после ее одобрения приступил к формовке. В мае следующего года он сам отлил памятник в бронзе в академической литейной мастерской, которой он руководил в течение многих лет. Статуя баснописца была отлита целиком, а не по частям, что свидетельствует о мастерстве Клодта как бронзолитейщика.

Встал вопрос о выборе места установки памятника: одни полагали, что лучшим местом будет участок набережной Невы между Академией наук и университетом. Другие указывали на сквер у Публичной библиотеки, в которой баснописец проработал около тридцати лет. Третьи предлагали установить памятник на могиле Крылова в Александро-Невской лавре. Клодт же избрал Летний сад.

Старинный тенистый сад любили прославленные писатели, поэты, художники. По его аллеям гуляли А.С. Пушкин и В.А. Жуковский, поэт и переводчик Н.И. Гнедич, великий украинский поэт и художник Т.Г. Шевченко. Часто здесь бывал и И.А. Крылов. И как знать, не во время ли этих прогулок сочинены им многие басни.

Скульптор понимал также, что памятник Крылову всегда будет окружен детьми, а Летний сад особенно любим ими.

Была и еще одна причина для установки памятника в этом саду — традиция.

В далеком прошлом в Летнем саду устраивалось немало диковинных сооружений на потеху и удовольствие гуляющих. Еще в петровское время в саду на обширном прямоугольном газоне по проекту архитектора М.Г. Земнова был разбит зеленый лабиринт.

При входе в лабиринт стояла отлитая из свинца и позолоченная статуя великого баснописца древности Эзопа.

Самые различные животные — персонажи эзоповских басен, исполненные в натуральную величину из свинца, сверкая позолотой, в живых, естественных позах располагались в бассейнах, декорированных мхом, диким камнем и большими раковинами. Рядом стояли таблички с кратким изложением басен и пояснениями их иносказаний.

Эзоп и его золотой зверинец давно исчезли: фонтаны были разрушены наводнением 1777 года, и память о них сохраняется лишь в названии реки Фонтанки.

Спустя более полувека в Летнем саду снова появился памятник, на этот раз великому русскому баснописцу; на пьедестале монумента — бронзовый зверинец.

Памятник И.А. Крылову был открыт в мае 1855 года, к десятой годовщине со дня смерти баснописца. Через двадцать с лишним лет после открытия во избежание порчи бронзовых барельефов его обнесли металлической оградой, выполненной в стиле эклектики, вошедшей в моду в середине ХIХ века.

В 1966 году памятник был реставрирован.

Творчество великого русского баснописца И.А. Крылова любимо народом. Памятник ему, созданный П.К. Клодтом, на протяжении более столетия неизменно привлекает внимание посетителей Летнего сада. В этой популярности — проявление благодарности потомков баснописцу и скульптору.

Игра на Ксилофоне у памятника Крылову в Летнем Саду

Читайте также:  День основания петербурга тогда и сейчас

исполнитель Алексей Чижик

Легенды и мифы

Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком.

Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента.

Лепить животных Клодт предпочитал с натуры.

Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие.

По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком.

Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые — прямо в мастерской.

Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом.

Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка.

Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чуя присутствие волка и медведя.

Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую.

Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

По материалам В.В. Нестерова.

http://www.worldwalk.info/ru/catalog/484

Источник: http://urok-kultury.ru/pamyatnik-i-a-krylovu-v-letnem-sadu-sankt-peterburg/

Памятник Крылову | Культурный каталог Санкт-Петербурга. SPBMY.ru

В Летнем саду, на площадке перед “Чайным домиком”, стоит памятник великому русскому баснописцу И. А. Крылову, созданный скульптором П. Клодтом на частные пожертвования. Этот памятник – последняя крупная работа выдающегося скульптора.

Памятник Крылову был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года. Долгое время решался вопрос о месте установки памятника: сначала его хотели поместить возле Публичной библиотеки, где служил Крылов, потом – на Васильевском острове возле здания Университета, почетным членом которого баснописец был с 1829 года.

Многие считали целесообразным поставить памятник на Некрополе мастеров искусств, где прославленный баснописец был похоронен в 1844 году. После долгих спором самым удачным местом для памятника был признан Летний сад, любимое место прогулок Крылова, где он подолгу бродил, обдумывая сюжеты своих басен.

Кроме того, некоторое время Крылов жил по соседству с Летним садом, в доме Бецкого.

Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова.

Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен “Квартет”, “Лиса и виноград”, “Мартышка и очки” и многих других. Памятник окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов.

Ограда, выполненная в модном для середины 19 века стиле эклектики, была установлена через 20 лет после открытия памятника.

Как добраться

Памятник русскому баснописцу И. А. Крылову находится в Летнем саду.

Чтобы добраться до него, можно доехать до станции метро “Гостиный двор”, перейти на противоположную сторону Невского проспекта и идти по проспекту в сторону увеличения нумерации домов до пересечения с набережной реки Фонтанки.

Далее нужно свернуть на набережную реки Фонтанки и дойти до ее пересечения с набережной Кутузова. На набережной Кутузова находится один из двух входов в Летний сад. Второй располагается рядом с пересечением набережной Фонтанки и улицы Пестеля.

Историческая справка

1768-1844 гг. — годы жизни баснописца И. А. Крылова.
1853 г. – работа по созданию памятника была завершена.
1855 г. – в мастерской Академии художеств по модели скульптора П. Клодта был отлит памятник И. А. Крылову.

Легенды и мифы

Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком. Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры.

Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком.

Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые – прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции памятника.

Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чуя присутствие волка и медведя.

Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

Источник: http://katalog.spbmy.ru/?p=238

Памятник Крылову в Летнем саду

Ускользающий мир петербургских дворов и парадных (групповая экскурсия)

Дворы и парадные Санкт-Петербурга

В поисках самого яркого двора Петербурга

Какими людьми были Романовы?

Петроградская сторона снаружи и изнутри

Экскурсия на крышу Зингера (Дома Книги)

Империя братьев Нобель – сага о русских Рокфеллерах

Истории и легенды аптеки доктора Пеля

Истории и судьбы блокадного Ленинграда

Тайны Летнего сада

Путешествие в мир заброшенных усадеб

Понять величие Кронштадта

Знакомство с Гатчиной

Екатерининский парк: экскурсия для школьников

Путешествие в Павловск

Забытое прошлое островов Петербурга

По святым местам Северной столицы

Старинная квартира доходного дома

Загадки и контрасты Петропавловской крепости

Петергоф и Кронштадт за один день

Петропавловская крепость: тайны царской тюрьмы

Петербург в стиле хай-тек

Бродский и Довлатов в Ленинграде

Петергоф — резиденция Петра Великого

Неизвестное Царское Село

О чем говорят памятники

Экскурсия в квартиру Распутина на Гороховой

Символика масонского Петербурга

Старые паровозы и вагоны рассказывают…

Неизвестный Петергоф

Царское Село и Павловск за один день

Ораниенбаум: в гостях у знати

Десять святынь Петербурга

На встречу с Ладогой по «Дороге жизни»

Царское Село – резиденция трёх императриц

Царское Село — неофициальная столица Российской империи

Тайны Витебского вокзала

История трех старейших площадей Петербурга

Павловск. Царственная песнь его парков

Петроградская сторона. Между ангелом и бесом

Петербург как на ладони — 300 лет назад и сегодня

Экскурсия в жилую коммунальную квартиру

Террор в Петербурге. Репрессии vs. революции

Форты Кронштадта

Петроградка — от крепости до революции

Невидимый Петербург

Три парадные набережные Петербурга

Путешествие в Царское село

Архитектура площадей

Экскурсия-квест в Царском Селе

«Страсти» и достижения дома Романовых

Три площади петербургских

Утраченные достопримечательности Петербурга

«Люблю тебя, Петра творенье» — обзорная автобусная экскурсия

Императорские загородные усадьбы

Великие события и жители Большой Морской

По берегам Мойки

По берегам канала Грибоедова

Императорские резиденции. Город Ораниенбаум (Ломоносов)

Романтика петербургской Коломны

Ускользающий мир петербургских дворов и парадных (индивидуальная экскурсия)

Дети и детство в блокадном Ленинграде

Царское село, или неизведанный город Пушкин

Вокруг Казанского собора

Александр Блок и Петербург

Экологическая экскурсия по парку «Сергиевка» в Петергофе

По местам силы Петербурга

Герои города воинской славы

Петербург в стиле модерн

Петербург старый и новый: границы миров

Фото-экскурсия «Царское Село – отражение вкусов трёх императриц»

Фото-экскурсия «Петергоф — столица фонтанов»

Вокруг Сенной площади

Еврейский Петербург

Дворец Елисеевых

Особняки и дачи Каменного острова

Петербургское метро

Секреты дворов Петроградки

Императорские резиденции — Павловск: дворцово-парковый ансамбль

Императорские резиденции — Гатчина: дворцово-парковый ансамбль

Архитектура и легенды Исаакиевской площади

Архитектура петербургского модерна

Источник: http://www.GraffitiHostel.ru/ru/hostel/dostoprimechatelnosti/chto-posmotret-i-posetit/pamyatnik-krilovu

Памятник И. А. Крылову

Достопримечательности Санкт-Петербурга > Памятники Санкт-Петербурга > Памятник И. А. Крылову

Памятник известному русскому писателю И.А. Крылову установлен в Летнем саду не далеко от «Чайного домика» в 1855 году в Санкт-Петербурге.

Читайте также:  Неоготика и черты романтизма в архитектуре санкт-петербурга

Задумчивый Иван Андреевич изображен сидящем на достаточно высоком пьедестале высота, которого 3,5 м, в простой одежде – панталонах и длинном сюртуке, в руках у него раскрытая книга и перо.

На постаменте монумента изображены животные из известных басен писателя: «Мартышка и очки», «Квартет», «Кукушка и Петух»,«Слон на воеводстве» и др.

Крылов учился мало и образования к сожалению, не получил, но благодаря природному таланту и трудолюбию знал два иностранных языка, имел хорошие знания в области литературы, математике, музыке и стал просвещенным человеком своего времени. Творчество великого баснописца очень любимо в народе. Всего Крылов написал около 200 басен.

После кончины Крылова в 1845 году, издательство «Санкт-Петербургские ведомости» выступила с предложением о создании памятника.

В течение трех лет было собрано около 30 000 рублей, в основном из пожертвований почитателей таланта писателя. В 1848 году создается конкурс, в котором принимали все знаменитые скульпторы тех времен.

Предпочтение отдали проекту барона фон Клодта, прославившегося как автор знаменитых коней на Аничковом мосту.

Для изображения персонажей из басен на памятнике, Клодту позировали живые звери. Поэтому в помещении, где работал мастер, располагался целый зверинец: обезьяна, овца, лиса, журавль, осел, волк, и даже медведь.

Соседства с козлом скульптор не потерпел, поэтому его приводила соседская женщина, а чтобы сделать эскизы хищников мастер не редко бывал у немца Зама, у которого был на содержании большой зверинец, а посмотреть на слона он ездил в Царское Село. Благодаря тяжелой и длительной работе все животные выглядят очень выразительно и правдоподобно.

Всего скульптор отдал работе около пяти лет. При воплощении проекта памятника в жизнь незаменимым помощником Клодту стал художник А. А. Агин. Этот памятник стал последним знаменитым творением П. К. Клодта.

12 мая 1855 года представление памятника народу проходило в торжественной обстановке в Летнем саду.

Во время отечественной войны для сохранения памятника в целостности, монумент был огорожен деревянными щитами, но все равно пострадал и уже в 1945 году был восстановлен.

Памятник Крылову, созданный П.К. Клодтом, уже 160 лет украшает Летний сад и привлекает внимание всех почитателей таланта баснописца и скульптора.

Дата открытия: 1845-1855
Авторы: Клодт П. К.
Где находится: Летний сад
Ближайшие станции метро: Невский Проспект, Гостиный Двор

Источник: http://spb-voyage.ru/pamyatnik-i-a-krylovu/

Памятник Крылову | Памятники всего мира

Памятник Крылову был открыт в торжественной обстановке 12 мая 1855 года году близ главной аллеи Летнего сада в Санкт-Петербурге. Он представляет собой бронзовую статую сидящего баснописца.

В 1845 году, сразу же после смерти Ивана Андреевича Крылова, по инициативе газеты «Санкт-Петербургские Ведомости» был создан Комитет по сбору средств на сооружение памятника русскому баснописцу.

Комитетом за три года было собрано более 13 000 рублей в виде частных пожертвований. В мае 1848 года Академией художеств был организован конкурс на лучший проект памятника, в котором участвовали А. И. Теребенев, Н. С. Пименов, И. П. Витали, П. К. Клодт и П. А. Ставассер.

Лучшим был признан проект Петра Карловича Клодта, утверждённый 26 ноября 1849 года.

Первоначальный эскиз был выполнен в монументальных традициях античности: Могучий поэт в римской тоге с обнажённой грудью. Но на том же листе изображён вариант памятника, напоминающий тот, который находится в Летнем саду.

Весной 1854 года Клодтом была произведена отливка памятника и чеканка барельефов в Литейной мастерской Академии художеств.

На барельефах, помещённых на постаменте памятника Крылову, скульптор изобразил сцены из басен Крылова: «Лисица и виноград», «Лягушка и Вол», «Лев на ловле», «Ворона и Лисица», «Слон на воеводстве», «Петух и жемчужное зерно», «Вороненок», «Квартет», «Лев и Барс», «Мартышка и очки», «Волк и Журавль», «Белка», «Кукушка и Петух», «Демьянова уха», «Фортуна и Нищий». Создание памятника И. А. Крылова — последняя крупная работа скульптора П. К. Клодта. В работе над памятником скульптору помогал художник А. А. Агин.

Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком. Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры.

Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком.

Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые — прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции памятника.

Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чуя присутствие волка и медведя.

Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.

У мастера жили крупные хищники волк (прислали царские егеря) и медведь с медвежонком (были переданы братом скульптора). Особых хлопот Клодту такое соседство не доставляло. Животные спокойно уживались между собой.

Только волк постоянно охотился на кошек, а медведь пристрастился к спиртному, которым его угощали рабочие. Чтобы лепить с натуры льва, Клодт ходил в зверинец немца Зама на Фонтанке. Слона же скульптор наблюдал в зверинце в Царском Селе.

По окончании работы Клодт передал всех своих питомцев в зверинец Зама.

Из воспоминаний сына П. К. Клодта:

Эти животные жили у нас как члены семьи. И чего-чего только не было в обширных мастерских отца! Они наполнялись сплошным ревом, воем, блеянием, писком … Все это разношерстное общество жило бок о бок не только в клетках, многие свободно расхаживали по мастерской и по комнатам, и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками.

Весной 1852 года Клодтом на рассмотрение Академии художеств была предоставлена большая модель памятника. После её утверждения в мае 1853 года была произведена отливка памятника Крылову в бронзе.

Вопрос места установки памятника решался достаточно долго.

Предлагалось установить его перед Академией художеств, Публичной библиотекой, зданием Университета (Крылов был его почётным членом), в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры (здесь он был похоронен в 1844 году).

Однако Николаем I все эти варианты были отвергнуты. В итоге памятник И. А. Крылову решили установить в Летнем саду, где писатель часто проводил время. Этот вариант предложил создатель памятника П. К. Клодт.

В. В. Стасов писал о нём:

Крылов сидит перед нами на камушке, в ежегодном своём сюртуке и панталонах, отяжелевшим, добродушным разгильдяем, каким он на самом деле под конец жизни был, без прикрас и без малейшей идеализации…

Памятник окружен оградой, предназначенной для предотвращения порчи барельефов. Ограда, выполненная в модном для середины 19 века стиле эклектики, была установлена через 20 лет после смерти Крылова, в 1865 году, для защиты монумента от вандалов здесь была сооружена художественная ограда.

Во время блокады Ленинграда памятник был закрыт деревянными щитами из брёвен. Однако осколки снарядов всё равно повредили и сам памятник, и ограду вокруг него. В 1945 году щиты сняли, памятник Крылову восстановили.

1768-1844 гг. — годы жизни баснописца И. А. Крылова.

Памятник Крылову — Санкт- Петербург

Источник: http://foretime.ru/pamyatnik-krylovy/

Ссылка на основную публикацию