Николай некрасов и петербург, музей некрасова в петербурге

Музей-квартира Н.А. Некрасова

В 1946 году, по адресу Литейный, 36 в Ленинграде, в доме, где последние двадцать лет своей жизни прожил выдающийся русский поэт XIX Николай Алексеевич Некрасов, решением Совета Министров СССР был открыт его дом-музей. В народе это здание получило название «пяти Николаев» – в нем, согласно мемориальным доскам, в разные времена жили Чернышевский, Добролюбов, Пирогов, Фигнер, Некрасов.

При жизни поэта в его квартире располагалась редакция знаменитых литературных и общественно-политических журналов «Современник» и «Отечественные записки», выражавших передовые мысли демократии и революционного народничества. Редакцию посещали И. Тургенев, А. Островский, Ф. Достоевский, Н. Добролюбов и многие другие. В стенах этой квартиры зарождалась настоящая русская журналистика.

Усилиями мужейщиков были восстановлены приемная редакции, гостиная, кабинет поэта, а также спальня, в которой он скончался.

Выставочная часть занимает 570 кв. метров. Здесь можно увидеть черновики рукописей поэта, переведенные на различные языки мира труды, мемориальные вещи, автографы поэм и стихотворений Некрасова.

Среди них особый интерес представляют рукописи знаменитейших произведений Николая Алексеевича «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, Красный нос», дополненные иллюстрациями известных русских художников, выполненные еще при жизни поэта.

Все это позволяет наиболее полно представить и понять жизненный и творческий путь Некрасова.

Музей Некрасова в Санкт-Петербурге славится и рассказами его смотрительниц. Так, одна из старейших работниц экспозиции, рассказала о написании поэтом известнейшего стихотворения «Размышления у парадного подъезда».

Дело в том, что окна квартиры Некрасова выходили на красный кирпичный дом, в котором в то время проживал титулованный петербургский чиновник.

Однажды поэт, глядя в окно, увидел у парадного входа в этот дом некую сценку, которая и послужила основной для написания «Размышлений».

Экспозиция музея

В залах выставки демонстрируются портреты поэта и его друзей кистей знаменитейших художников – К. Маковскго, К. Горбунова, И. Крамского. Можно также увидеть редкие фотоснимки Николая Алексеевича.

Экспозиция музея повествует не только о жизни, но творческом пути самого Николая Алексеевича, но и о его именитых современниках. В частности, о супружеской паре, которые были редакторами «Современника» – Иван и Авдотья Панаевы.

Их комнаты были воссозданы в 1985 году. В них имеется литературная выставочная композиция, рассказывающая о деятельности «Современника» в эпохальное время отмены в России крепостного права.

Интерьер комнаты полностью отражает стиль, бывший очень популярным в первой половине XIX столетия.

Особая часть выставки отведена деятельности участниц движения за права женщин – сотрудницам журналов Николая Некрасова. Посетители музея-квартиры имеют возможность ознакомиться с публикациями их литературных произведений не только в рамках журналов, но и в отдельных изданиях.

Часть выставки получила название «половиной Краевского». Известный публицист и писатель А. Краевский вместе с дочерью были последними хозяевами этого дома. Теперь здесь можно познакомиться с экспозициями творчества современных художников, а также коллекционеров Петербурга.

Музей Некрасова в Санкт-Петербурге регулярно устраивает различные концертные программы, литературные вечера.

Именно здесь проходят научные собрания, на которых выступают известные литературоведы, писатели, поэты, критики, а также знаменитые «Некрасовские пятницы», где дискутируют исследователи творчества великого поэта.

Источник: https://samovar.travel/place/muzey-kvartira-n-a-nekrasova/

Петербург в произведениях Некрасова (стр. 1 из 5)

Cорок лет своей большой творческой жизни Николай Алексеевич Некрасов (1821—1878) провел в Петер­бурге. В этом городе сложилось мировоззрение поэта-гражданина, окрепла его “муза мести и печа­ли”. Здесь тридцать лет руководил он передовой русской журналистикой. В Петербурге же Некрасов скончался и похоронен.

За долгие годы труда, борьбы и напряженной творческой и журнальной работы Некрасов срод­нился с Петербургом:

Милый город! где трудной борьбою

Надорвали мы смолоду грудь…

О Петербурге Некрасов писал в разные периоды своей жизни. На глазах поэта менялся облик Петербурга.

Столица капитализировалась, те­ряла свой “строгий, стройный вид”, на ее окраинах вырастали фабрики и заводы, рядом с уютными дворянскими особняками строились огромные Доходные дома “под жильцов”, застраивались пустыри. Некрасивые, угрюмые дома с дворами-колодцами портили классические ансамбли.

Некрасов показал читателям не только красоту Петербурга, но и его глухие окраины, заглянул в темные сырые подвалы, ярко отразил соци­альные противоречия большого города.

Уже в раннем юмористическом стихотворении “Говорун” (1843) Некрасов писал:

Столица наша чудная

Богата через край,

Житье в ней нищим трудное,

Миллионерам — рай.

Здесь всюду наслаждение

Для сердца и очей,

Здесь всё без исключения

Возможно для людей

При деньгах — вдвое вырасти,

Чертовски разжиреть,

От голода и сырости

Без денег умереть…

И неизменно, когда Некрасов обращался к петербургской теме, он изображал два мира — миллионеров и нищих, владельцев роскошных палат и обитателей трущоб, счастливцев и несчастливцев.

“Петербург—город великолепный и обширный!—писал Некрасов в незаконченном романе “Жизнь и похождения Тихона Тростникова”.

— Как полюбил я тебя, когда в первый раз увидел твои огромные домы, в которых, казалось мне, могло жить только счастие, твои красивые магазины, из окон которых метались мне в глаза дорогие ткани, серебро и сверкающие каменья, твои театры, балы и всякие сборища, где встре­чал я только довольные лица… “Здесь,— думал я,— настоящая жизнь, здесь и нигде более счастие!” — и как ребенок радовался, что я в Петер­бурге. Но прошло несколько лет…

Я узнал, что у великолепных и огромных домов, в которых замечал я прежде только бархат и золото, дорогие изваяния и картины, есть чер­даки и подвалы, где воздух сыр и зловреден, где душно и темно и где на голых досках, на полусгнившей соломе в грязи, стуже и голоде влачат­ся нищета, несчастье и преступление.

Узнал, что есть несчастливцы, которым нет места даже на чердаках и подвалах, потому что есть счаст­ливцы, которым тесны целые домы…

И сильней поразили меня такие картины, неизбежные в больших и кипящих народонаселением городах, глубже запали в душу, чем блеск и богатства твои, обманчивый Петер­бург! И не веселят уже меня твои гордые здания и все, что есть в тебе блестящего и поразительного!..”.

Некрасов знал, что лучшие архитекторы мира работали в Петербурге. Они одели в гранит Неву, выстроили чудесные дворцы, создали неповто­римые ансамбли, украсили город великолепными парками с изумитель­ными решетками.

Но за этим парадным, пышным, нарядным Петербур­гом, Петербургом обеспеченных и сытых, начинался другой Петербург, где “каждый дом золотухой страдает”, где “мерзнут дети на ложе своем”, где трудно и тяжело бесприютным беднякам.

Многие поэты и писатели воспели непревзойденную красоту Петер­бурга. Но Некрасов сказал о нем новое слово. Великолепную северную столицу, один из красивейших городов мира, Некрасов увидел глазами петербургского бедняка и воспел ее как поэт революционной демокра­тии — с горячим сочувствием к несчастным и обездоленным, с ненавистью к сытым и праздным хозяевам жизни.

Творческое внимание поэта было неизменно приковано к “приютам нищеты”. С ними были связаны тяжелые годы трудной молодости поэта.

Некрасов приехал в Петербург из ярославской глуши в июле 1838 го­да, окрыленный радужными надеждами — учиться в университете и стать поэтом. Однако суровая действительность быстро развеяла эти мечты.

Отец, мечтавший о военной карьере для сына, узнав о его стремлении поступить в университет, лишил сына материальной помощи.

Юноша оказался в чужом для него городе один, без родных, без всяких средствк существованию.

Я отроком покинул отчий дом.

(За славой я в столицу торопился.)

В шестнадцать лет я жил своим трудом

И между тем урывками учился.

Начались тяжелые дни.

На себе самом испытал Некрасов холод, голод, бездомную жизнь петербургского бедняка: жил на окраинах, ночевал в ночлежках, голод­ный ложился спать и удивлялся потом, как не отнялась у него правая рука от вечной спешной работы.

“Господи! сколько я работал! Уму не­постижимо, сколько я работал, полагаю, не преувеличу, если скажу, что в несколько лет исполнил до двухсот печатных листов журнальной работы; принялся за нее почти с первых дней прибытия в Петербург”.

Это была трудная молодость разночинца-демократа, для которого органически чуждой оказалась поэзия “дворянских гнезд”.

Первые квартиры Некрасова в Петербурге не сохранились: сегодня на местах окраин и страшных трущоб, где он жил, раскинулись десятки новых проспектов, улиц, площадей, садов.

По приезде в Петербург Некрасов остановился сначала в дешевых номерах в Ямской (ныне улица Достоевского), недалеко от Кузнечного рынка. “Так и стал я проживать,— рассказывал позже Некрасов,— в какой-то грязной гостинице, шлифовал тротуары, да денежки спускал”.

Осенью того же 1838 года в “увеселительном заведении” на Итальянской улице (ныне улица Ракова) юноша встретился с преподавателем Духов­ной академии Д. И. Успенским, который не только пообещал подготовить его к экзамену по латыни, но и пригласил к себе жить. “Поселился у него на Охте. Подле столовой за перегородкой темный чулан был моей квартирой”.

На Охте, которая была тогда почти деревней, Некрасов прожил недолго. На заявлениях о приеме в университет от 14 июля и 4 сентября 1839 года он указал свой новый точный адрес:

“Жительство мое: Рождественской части 6-го квартала у Малоохтинского перевоза, в доме купца Трофимова”. Дом стоял на левом бе­регу Невы (набережная Большой Невы, 63; не сохранился). Здесь Некра­сов прожил около полугода.

(По тому же адресу, на глухой отдаленной окраине, где ютились бедняки, “близ Малоохтинского перевоза”, жил перед поступлением в университет и герой неоконченного романа Некра­сова “Жизнь и похождения Тихона Тростникова”.) Голодный, в дырявых сапогах, ходил Некрасов отсюда пешком через весь город на лекции в университет, куда был принят вольнослушателем.

Учиться было очень трудно. Как вольнослушатель, Некрасов не имел права на стипендию. Много времени отнимали поиски хоть какого-нибудь заработка.

Иногда удавалось достать грошовые уроки или переписку, а когда и их не было, он отправлялся либо на Сенной рынок, где за гроши или кусок хлеба писал крестьянам письма и прошения, либо шел в казначейство, где рас­писывался за неграмотных, получая за это несколько копеек. Губернское казначейство помещалось в доме № 76 по Екатерининскому каналу (ныне канал Грибоедова).

Сенная площадь (ныне площадь Мира) неузнаваемо изменилась за годы Советской власти. От некрасовского времени сохранилось только старинное здание гауптвахты (Садовая, 57).

На Сенную, тогда здесь был шумный грязный рынок, частенько при­ходили петербургские бедняки в надежде найти какой-нибудь случайный заработок. На площади иногда бывали ссоры и драки. Здесь мог видеть Некрасов сцены, описанные им позднее (1850) в стихотворении “Вор”:

Торгаш, у коего украден был калач,

Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач

И, бросясь от лотка, кричал: держите вора!

И вор был окружен и остановлен скоро.

Закушенный калач дрожал в его руке;

Он был без сапогов, в дырявом сюртуке;

Лицо являло след недавнего недуга,

Стыда, отчаянья, моленья и испуга…

Пришел городовой, подчаска подозвал,

По пунктам отобрал допрос отменно строгий,

И вора повели торжественно в квартал.

На Сенной же Некрасов был свидетелем жестоких наказаний кре­постных крестьян: по требованию господ над провинившимися или непокорными здесь совершали публичные экзекуции:

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашел я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: “Гляди!

Сестра твоя родная!”

Это небольшое стихотворение (1848)—не только яркая жанровая зарисовка, но и декларация молодого поэта. На всю жизнь Муза его становится родной сестрой страдающего русского народа.

Много углов, сырых и темных, переменил Некрасов в первые годы жизни в Петербурге. Некоторое время он жил в подвале на Васильевском острове (точный адрес установить не удалось). Н. В. Успенский пере­давал рассказ Некрасова: “Нанимал я квартиру на Васильевском острову, в нижнем этаже.

Денег у меня не было ни копейки… Лежа на полу на своей шинели (т. к. пришлось продать все скудное имущество), я сделал­ся предметом праздного любопытства уличных зевак, которые с утра до ночи толпились у моих окон. Хозяину дома это пришлось не по нраву, и он приказал закрыть окна ставнями.

При свете сального огарка я ре­шился описать одного помещика с женою… Так как хозяин отказал мне в чернилах, я соскоблил со своих сапогов ваксу, написал очерк и отнес его в ближайшую редакцию. Это спасло меня от голодной смерти”.

Этот эпизод описал Некрасов в рассказе “Без вести пропавший пиита”.

Источник: http://MirZnanii.com/a/354816/peterburg-v-proizvedeniyakh-nekrasova

Биография Н.А. Некрасова

Роль и место в литературе

Николай Алексеевич Некрасов – известный русский поэт, прозаик, критик, издатель XIX столетия. Литературная деятельность Некрасова способствовала развитию русского литературного языка.

Читайте также:  Старо-калинкин мост в санкт-петербурге

В своих сочинениях он использовал, как фольклорные традиции, так и новые речевые элементы. Поэт считается новатором в области литературных жанров.

Его народные, сатирические поэмы стали важным вкладом в золотой фонд русской литературы.

Происхождение и ранние годы

Некрасов появился на свет 10 декабря 1821 года в городе Немирове. Будущий поэт происходил из дворянской семьи, ранее богатой.

Отец – Алексей Сергеевич Некрасов, армейский офицер, небедный помещик. Он имел слабость к азартным играм и женщинам. Отец не мог служить хорошим моральным примером: имел жестокий буйный характер, типичный для крепостников. Плохо обращался с крепостными крестьянами, заставлял страдать жену и детей.

Мать – Елена Андреевна Некрасова (в девичестве Закревская), наследница зажиточного посессионера Херсонской губернии. Она была образованной и миловидной. Ей приглянулся молодой офицер Алексей Сергеевич, но родители были против брака. Тогда женщина решила выйти замуж без их согласия. Однако семейная жизнь с деспотичным мужем стала кошмаром.

Детство Николая Алексеевича проходило в родовом имении в деревне Грешнево. Он рос в большой семье. Кроме него, у родителей было еще 12 детей. Однако атмосфера не была благоприятной: отец постоянно измывался над крепостными, не уважал свою семью.

Шаткое материально положение вынудило Алексея Сергеевича занять должность исправника. Он разъезжал по окрестностям и выбивал недоимки с крестьян. Отец часто брал с собой на работу маленького Николая, возможно, чтобы показать, каким должен быть помещик.

Однако будущий поэт наоборот навсегда воспылал ненавистью к крепостникам и жалостью к простому народу.

Образование

Когда Некрасову было 11 лет, его отдали учиться в ярославскую гимназию. Там он пробыл до 5 класса. Учился он не очень хорошо, не ладил со школьной администрацией, которая была недовольна его сатирическими стишками.

В 1838 году отец отправил 17-летнего сына в Санкт-Петербург для поступления в дворянский полк. Однако Николай не разделял мечту отца о военной карьере. Повстречав приятеля с гимназии, который стал студентом, он тоже захотел учиться.

Поэтому Некрасов нарушает приказ отца и пробует поступить в Петербургский университет, но безуспешно. Он становится вольнослушателем лекций. Строгий отец не прощает сына и перестает его обеспечивать деньгами. Юный Некрасов теперь вынужден бороться за выживание.

Почти все время он тратил на поиски заработка. Случайно он нашел способ заработать – писал прошения за гроши.

Творчество

Прожив самостоятельно несколько лет в нужде, Некрасов понемногу стал из нее выбираться при помощи литературного таланта. Он давал частные уроки, печатал небольшие статьи в периодических изданиях.

Первые успехи вдохновили юношу — и он всерьез задумывается о литературной деятельности: пробует себя в поэзии и прозе.

Вначале Николай пишет в романтическом направлении, подражая лучшим представителям, что позже станет основой для разработки собственного реалистического метода.

В 1840 году при поддержке товарищей Некрасов выпускает первую книгу под названием «Мечты и звуки». Стихи были явным подражанием романтическим произведениям знаменитых поэтов.

Критик Белинский дал негативную оценку книге, хотя отметил, что стихи юного поэта «вышедшие из души». Не только критики, но и читатели не восприняли всерьез поэтический дебют Некрасова.

Это огорчило Николая так, что он сам скупал свои книги, чтобы уничтожить, как сделал когда-то знаменитый Гоголь.

После поэтической неудачи Некрасов пробует свои силы в прозе. В произведениях он отобразил личный жизненный опыт, поэтому образы получились правдивыми и оттого близкими народу.

Некрасов пробует себя в разных жанрах, в том числе и юмористическом: пишет балагурные поэмы и водевили.

Издательская деятельность тоже привлекала многогранного литератора.

Основные произведения

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» — очень важное произведение в творческом наследии Николая Некрасова. Написана она была в период с 1866 по 1876 год. Главная идея поэмы – поиск счастливого человека на Руси. Произведение отобразило правдивое положение народа в постреформенный период.

Из множества стихотворений Некрасова школьникам можно предложить для изучения произведение «В дороге». Это раннее сочинение Некрасова, однако в нем уже виден стиль автора.

Последние годы

В 1875 году у Некрасова обнаружили страшную болезнь – рак кишечника. Последние его работы – цикл стихотворений «Последние песни», посвященные жене. Не стало поэта 27 декабря 1877 года.

Хронологическая таблица (по датам)

Год (годы) Событие
1821 Год рождения Николая Некрасова
1824-1832 Годы детства в селе Грешнево
1838 Отказ от военной карьеры, неудачная попытка поступить в Петербургский университет.
1840 Первый поэтический сборник «Мечты и звуки»
1845 Стихотворение «В дороге»
1845-1865 Издательская деятельность
1865 Публикация первой части поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
1876 Четвертая часть поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
1877 Цикл «Последние песни»
1877 Не стало поэта

Интересные факты из жизни поэта

  • Николай Некрасов был очень критичен к собственному творчеству.
  • Поэт любил играть в карты, однажды проиграл большую сумму денег А. Чужбинскому. Как выяснилось, он жульничал с помощью длинных ногтей.
  • Поэт увлекался охотой, любил ходить на медведя.
  • Некрасов страдал от приступов меланхолии и депрессии, что плохо отобразилось на личной жизни.

Музей Николая Некрасова

Есть несколько музеев в честь Николая Некрасова: в Санкт-Петербурге, Чудово, в усадьбе Карабиха, где поэт проживал в период с 1871 по 1876 год.

Скачать биографию Некрасова (pdf)

Источник: http://spadilo.ru/biografiya-nekrasova/

Музей-усадьба Н.А. Некрасова

(продолжение) начало здесь.

Экскурсовод:

Приобретение усадьбы

«Мы находимся в охотничьем домике Некрасова. Я расскажу, когда поэт впервые приехал на новгородскую землю.

В 40-х годах 19 века начинающий литератор Николай Алексеевич Некрасов познакомился с таким же начинающим литератором Панаевым. У Панаева в Боровичском уезде была небольшая усадьба, и он стал часто приглашать к себе Некрасова.

Они совершали совместные походы в лес, занимались возрождением журнала «Современник». Именно тогда у Некрасова возникла мысль приобрести дом недалеко от Петербурга, где можно будет отдыхать, работать,  охотиться. Он объездил все окрестности Петербурга, но ничего подходящего найти не мог.

В 1870 году Николай Алексеевич узнал, что в окрестностях Чудова. где он неоднократно бывал, местные помещики выставили на продажу усадьбу и попросили её посмотреть.

Некрасов приехал со своей будущей супругой Фёклой Анисимовной Викторовой. Усадьба понравилась, и он решил её приобрести.

От Петербурга до Чудова по Николаевской железной дороге можно было добраться на 3,5 часа, это было по тем временам удобно и быстро.

До этого писателю приходилось отлучаться надолго в Ярославскую губернию, где у него было родовое имение Карабиха. которое он приобрел 1861 году.

Чудовская усадьба занимала огромную территорию, примерно 177 га. В центре 2-этажный дом, который не перестраивался и сохранился в прежнем виде до настоящего времени. На территории было много разных построек: хозяйственный двор, конюшня, псарня, яблоневый сад, дубовые и липовые аллеи.

Увлечение охотой

С 1871-го по 1876-й год Некрасов приезжал сюда, когда открывался сезон охоты. А происходило это почти круглый год. В осенне-зимний период обязательно была охота на медведя. Более 40 лет своей жизни Некрасов увлекался охотой. Отец с детства приучал сына к лесу, и тот о лесе много знал, хорошо держался в седле, метко стрелял. Охота для него была делом привычным.

Когда современники обвиняли поэта, человека верующего, в жестокости по отношению к животным, он объяснял свою страсть тем, что охота спасала его от хандры и депрессии. Он был человеком замкнутым, постоянно погружённым в себя, охота помогала ему жить и творить.

Сестра поэта, Анна Буткевич, говорила, что охота для него была не забавой, а возможностью знакомиться с жизнью русского народа. На охоте его всегда сопровождали крестьяне. Поднималась целая деревня, до 120 человек.

Из каждого похода в лес писатель приносил богатый материал: разные истории, анекдоты. Он общался с крестьянами, изучал простую разговорную речь. Всё увиденное и услышанное записывал, потом использовал в своем творчестве.

У Некрасова была особенная страсть к медведям, на которых предпочитал охотиться в одиночку. И ему удавалось привозить из леса серьёзные трофеи. Об этом он сообщал в письмах своим родным и друзьям. Однажды он написал брату Фёдору, что принёс из леса 3-х медведей общим весом более 600 кг.

Доктору Боткину, который его лечил, он подарил чучело медведя огромных размеров. В письме описывались параметры этого медведя — рост более 3-х метров. Это чучело установлено в медицинской академии. Некрасов был человеком решительным и смелым. Таким он был не только на охоте, но и в жизни.

Убранство дома

Приезжая сюда, Некрасов день-два отдыхал от городского шума. В рабочем кабинете подлинный дубовый стол и лампа под белым абажуром. Некоторые вещи в этом доме сохранились благодаря личному егерю Некрасова — Миронову.

Хочу обратить ваше внимание на обои. Когда писатель приобрёл этот дом, то пригласил мастеров из Санкт-Петербурга. Они утепляли стены и обклеивали их бумажными обоями.

Крестьяне из новгородской глуши, заходя в дом, поражались его внутреннему убранству. Геометрический рисунок обоев был полностью восстановлен реставраторами.

Вместо шкафа при Некрасове здесь стояла печь с итальянскими изразцами.

В этой комнате подлинный гарнитур из карельской берёзы. В доме имеются 3 предмета, сделанных руками китайских мастеров. Например, эта ширма. На каждой секции сюжет, который вышит вручную.

Во время Великой Отечественной войны многое было уничтожено. Но в этом доме был немецкий штаб, рядом, в здании школы, были конюшни. Вся усадьба, все насаждения были сметены с лица земли, сохранились только 2 эти постройки.

Это одна из самых просторных комнат, которая соединяет спальню, кабинет и столовую. Дальше — рабочая комната. Это единственная комната, где писатель мог уединиться, особенно в последние годы, когда тяжело болел.

В этом доме Некрасов написал много стихотворений. Из наиболее известного можно назвать стихотворение «Элегия», написанное в 1874 году. Там есть такие строки: «Я лиру посвятил народу своему…». Здесь же он работал над частью поэмы «Кому на Руси жить хорошо», которая называется «Пир на весь мир».

Болезнь

У Некрасова было онкологическое заболевание, от которого он впоследствии скончался. Болезнь заставляла его жестоко страдать.

В июне 1876 года Некрасовы приехали сюда, в Чудовскую Луку. Здоровье не позволяло уезжать далеко от Петербурга. Писатель почувствовал себя плохо и обратился к доктору за помощью. Доктор посоветовал поехать на лечение в Гатчину, а потом в Крым. Всё ещё оставалась надежда, что болезнь отступит, но она только усугублялась.

В Петербург из Крыма Некрасов вернулся в октябре 1876 года абсолютно разбитым человеком. Из Петербурга он уже не уезжал вплоть до своей кончины 27 декабря 1877 года.

Зинаида Николаевна Некрасова

Комната, где мы сейчас находимся, — это женская рабочая комната. Весной 1870 года поэт познакомился в Фёклой Анисимовной Викторовой. Друзья и родные не одобряли его выбора. Она была слишком молода, на 25 лет младше Некрасова. Долгое время он её никуда не выводил, а позже дал ей другое имя, более благозвучное, — Зинаида Николаевна.

Понимая, что его дни сочтены, а незавершённой работы много, Николай Алексеевич продолжал писать. К своей работе стал привлекать жену. Была она поначалу женщиной малообразованной. Он нанимал для неё учителей. Её обучали истории, литературе, орфографии, игре на музыкальных инструментах, иностранным языкам. И впоследствии жена стала помощницей Николая Алексеевича.

За полгода до смерти Некрасова, в апреле 1877 года, они обвенчались. Это единственная женщина в жизни поэта, которая официально носила его фамилию.

Под этим именем – Зинаида Николаевна Некрасова — она вошла в историю и прожила еще долгие 38 лет после кончины мужа. Сюда, в Чудовскую Луку, они всегда приезжали вместе. Они везде были вместе, между ними не было переписки. В этой комнате она вышивала, занималась рукоделием, сюда приглашала девушек из деревни. Здесь стоит столик китайского мастера из бамбука с инкрустацией слоновой кости.

Зинаида Николаевна была охотницей. Некрасов и её приучил к своему любимому делу. На диване вы видите шляпку из чёрного бархата со страусиными перьями. Это часть её  охотничьего костюма.

В 1877 году, в год смерти поэта, но ещё при его жизни, вышел сборник стихов «Последние песни» который он посвятил своей жене в благодарность за те годы, которые она провела рядом с ним.

Читайте также:  Площадь победы в санкт-петербурге

С именем Зинаиды Николаевны связана печальная история. В мае 1875 года на охоте она случайно застрелила любимого пса Некрасова — Кадо. Николай Алексеевич его очень любил и называл подарком судьбы. В переводе с французского Кадо — подарок.

Когда пёс погиб, поэт привёз плиту из красного гранита и похоронил его напротив окон кабинета. После этого случая Некрасов на охоту больше не выходил. Собак было очень много.

Можно было найти замену, но, видимо, изменилось его отношение к самой охоте.

Что касается Зинаиды Николаевны, то её судьба сложилась трагично. После смерти мужа, по завещанию, усадьба должна была отойти ей, но права на наследство предъявила сестра Некрасова. В память о брате она решила сделать здесь школу.

Зинаида Николаевна поселилась в Петербурге. Хотела уйти в монастырь. Сначала уехала в Киев, потом в Одессу, в Саратов. Попала в секту к баптистам.

Распродала всё своё имущество, отдала в секту деньги, а, когда попросила обратно, её с позором выгнали. Она нищенствовала, голодала. Снова о ней стало известно в 1914 году.

Она не вышла замуж, не родила детей и всю жизнь хранила память о своем великом супруге. Умерла в январе 1915 года, её могила в Саратове наВоскресенском кладбище.

Семейные вечера

Сейчас мы находимся в гостиной, где хозяин принимал гостей. Здесь однажды был Салтыков-Щедрин, который приобрёл имение в Сябреницах. Они здесь гуляли, купались в Керести. Собирались в этой гостиной, играли в карты, пили чай, слушали игру Зинаиды Николаевны на клавикорде. Вечера проводили по-семейному, здесь был устроен литературный салон.

Не секрет, что Некрасов увлекался карточными играми, и если здесь за ломберным столиком собиралась компания и играли в азартные игры, чтобы скоротать время, то в Петербурге партии продолжались по несколько дней, вплоть до недели, и там уже выигрывались и проигрывались миллионы.

Но Некрасов не был игроманом. Он никогда не терял ни воли, ни разума. Умел вовремя остановиться, и вообще был человеком достаточно расчётливым, прагматичным. Он просчитывал каждый свой последующий шаг, был удачливым игроком и выигрывал крупные суммы. С ним боялись играть.

Здесь представлены разные виды карт. В карты он отыгрывал то, что было проиграно его предками. Грешнево — родовое имение Некрасовых — было отыграно Николаем Алексеевичем. Игра в карты была тоже источником дохода. По просьбе гостей Зинаида Николаевна играла на клавикорде. Это редкий инструмент, у него костяные клавиши, красивое звучание.

Другие экспонаты дома-музея

Здесь чучело медведицы. Она была убита во время зимней охоты 1895 году. Никто не ожидал её появления. Когда появилась, её попытались застрелить, но ружье дало осечку, и её уложили подручными средствами — кинжалами, с помощью собак.

Такие крупные экземпляры встречаются до сих пор. Платили в те времена за шкуру медведя 5 руб, за волка — 3 рубля. Когда Некрасов охотился, то тоже платил помощникам: 35 копеек взрослым и 25 копеек детям.

Дичь, которую приносили из леса, он раздавал крестьянам.

Когда Некрасов в 50-х годах приехал однажды на Новгородчину, то был удивлён, что здесь очень глухое место и люди не знают, что такое порох. Местные охотились «методом брюха» на мелких животных. Видели добычу, наскакивали на неё сзади и придавливали. Так кормились.

На втором этаже были только гостевые комнаты. Их было три, 2 из них восстановлены. Это спальня, Здесь ночевали только родственники и близкие друзья. Кто приезжал на охоту, снимали домики или останавливались в гостевых домах.

Вот коврики ручной работы чудовских умельцев 2-й половины 19-го века. В доме отсутствовали привычные нам удобства. Туалетные принадлежности стояли в каждой комнате. На берегу Керести была построена баня, но её использовали нечасто.

Это женский комод с подсвечниками. В каждой комнате стояла печь. Обратите внимание на стулья с широкой спинкой, низкими ножками и изогнутыми подлокотниками. Это дамское кресло. Дама в пышной юбке могла положить подол платья на этот подлокотник.

Люди сюда приезжали творческие. Для них была устроена библиотека, где можно было поработать и посидеть с книгой. Здесь подлинное зеркало, подсвечник в виде медведя, томик стихов Некрасова, прижизненное издание, 1873 год. Книжный шкаф с полным собранием энциклопедического словаря.

Некрасов много путешествовал. Здесь представлен дорожный чемодан-кофр, мини-шкаф, куда можно вместить массу вещей. Он очень удобный, но тяжёлый. Без вещей весит 50 кг. Сделан из дерева, обтянут кожей и обит железом.

На 2-м этаже была ещё одна спальня, которая принадлежала Зинаиде Николаевне. Здесь интересный сундук конца 18-го века, внутри обит сандаловым деревом. Его приятный запах передавался вещам, и не заводилась живность.

Это столовая, комната для повседневных трапез. В доме были 2 женщины, местные жительницы, которых Некрасов нанимал, платил им жалованье. Они готовили, убирали и присматривали за домом в отсутствие хозяев.

Посуда здесь с фабрики Ивана Николаевича Кузнецова, она очень ценилась. Стулья из лозы. Здесь прижизненный портрет, который поэту не нравился. Он его привёз сюда из Петербурга.

Анастасия Семенцова

(продолжение следует)

Анастасия Семенцова, Алла Булгакова — руководитель объединения «Патриот»

Фото Анастасии Семенцовой

Источник: https://VechnyjOgon.ru/dnevnik/muzej-usadba-n-a-nekrasova.html

Музей-квартира Н.А. Некрасова в Санкт-Петерубрге

Почитатели творчества известного классика российской литературы, поэта, публициста и просто хорошего человека Н.А. Некрасова найдут много интересного в музее-квартире, который расположен на Литейном проспекте Санкт-Петербурга. Именно это место в течение 20 лет было центром скопления культурной литературной верхушки страны.

История, описание музея

Поэт жил, создавал литературные произведения в доме на Литейном с 1857 года до самой смерти, но только по прошествии более 50 лет здесь решили учрдить музей. После открытия музея все, от стен, до интерьера, осталось таким же, как и при жизни поэта.

Кроме кабинета, где писатель создавал литературные шедевры, посетители могут увидеть множество комнат, а также отдельную «панаевскую» половину. Экспозиция музея рассказывает о других поэтах, которые одновременно сочиняли свои произведения в доме писателя.

 

Малоизвестные факты о музее-квартире

Много кому знакомы даты, люди, события, связанные с квартирой, которая многие годы служила одновременно домом и редакцией. Но есть факты, которые мало кто берет во внимание. 

  • В теперешнем доме-музее поэт жил гражданским браком вместе с женой своего помощника И.И. Панаева– Авдотьей Яковлевной. В квартире даже есть специально отведенная часть – «панаевская». Большинство посетителей думают, что она посвящённая соратнику – Ивану Ивановичу, но настоящие знатоки творчества писателя знают: изысканный интерьер принадлежит самой большой любви писателя.
  • В своем кабинете музея-квартиры на Литейном писатель днями отлеживался. Причина – совсем не лень, как может показаться на первый взгляд, а серьезное расстройство – соматогенная депрессия. Посетители музея могут увидеть диванчик, на котором Н.А. Некрасов погружался в меланхолические раздумья.
  • Умер поэт в этой же квартире после длительной болезни. Стены до сих пор несут сильную энергетику тех страданий, которые он переживал на протяжении последних месяцев своей жизни. В предсмертные минуты жизни с ним рядом находилась молодая жена – Фекла Николаевна.

Творческий музей-квартира Н.А. Некрасова длительное время был мастерской, а также редакцией журналов «Современник» и «Отечественные записки». Кроме самого поэта здесь творили И.С. Тургенев, Ф.М.

Достоевский, Л.Н. Толстой, А.Н. Островский. В этих стенах писатель жил, писал, любил и страдал.

Сегодня в музее проводятся выставки детского творчества, литературные, музыкальные вечера при участии молодых литераторов.

Источник: http://excava.ru/apartment-museum-nekrasov/

Николай Некрасов: биография, музеи, лекции, читать книги писателя

Николай Некрасов известен современным читателям как «самый крестьянский» поэт России: именно он одним из первых заговорил о трагедии крепостничества и исследовал духовный мир русского крестьянства. Также Николай Некрасов был успешным публицистом и издателем: его «Современник» стал легендарным журналом своего времени.<\p>

«Всё, что, жизнь мою, опутав с детских лет, проклятьем на меня легло неотразимым…»

Николай Некрасов родился 10 декабря (по старому стилю — 28 ноября) 1821 года в небольшом городке Немиров Винницкого уезда Подольской губернии.

Его отец Алексей Некрасов происходил из семьи некогда богатых ярославских дворян, был армейским офицером, а мать Елена Закревская была дочерью посессионера из Херсонской губернии.

Родители были против брака красивой и образованной девушки с небогатым на тот момент военным, поэтому молодые обвенчались в 1817 году без их благословения.

Впрочем, семейная жизнь пары не была счастливой: отец будущего поэта оказался человеком суровым и деспотичным, в том числе по отношению к мягкой и застенчивой супруге, которую называл «затворницей».

Тягостная атмосфера, царившая в семье, оказала влияние на творчество Некрасова: в его произведениях часто фигурировали метафорические образы родителей.

Федор Достоевский говорил: «Это было раненое в самом начале жизни сердце; и эта-то никогда не заживавшая рана его и была началом и источником всей страстной, страдальческой поэзии его на всю потом жизнь» .

Раннее детство Николая прошло в родовом имении отца — селе Грешнево Ярославской губернии, куда семья перебралась после отставки Алексея Некрасова из армии. Особенно близкие отношения сложились у мальчика с матерью: она была для него лучшим другом и первым учителем, привила ему любовь к русскому языку и литературному слову.

Дела в родовом имении были сильно запущены, дошло даже до судебных тяжб, и отец Некрасова взял на себя обязанности исправника.

Уезжая по делам, он часто брал с собой сына, поэтому с ранних лет мальчику доводилось видеть картины, не предназначенные для детских глаз: выбивание долгов и недоимок с крестьян, жестокие расправы, всевозможные проявления горя и нищеты. В собственных стихах Некрасов так вспоминал о ранних годах своей жизни:

  Нет! в юности моей, мятежной и суровой,   Отрадного душе воспоминанья нет;   Но всё, что, жизнь мою опутав с детских лет,   Проклятьем на меня легло неотразимым, —

  Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

Первые годы в Петербурге

В 1832 году Некрасову исполнилось 11 лет, и он поступил в гимназию, где проучился до пятого класса. Учеба давалась ему тяжело, отношения с гимназическим начальством не ладились — в частности, из-за едких сатирических стихов, которые он начал сочинять в 16 лет. Поэтому в 1837 году Некрасов отправился в Петербург, где должен был, согласно желанию отца, поступить на военную службу.

В Петербурге юный Некрасов через своего товарища по гимназии познакомился с несколькими студентами, после чего понял, что образование интересовало его больше, чем военное дело.

Вопреки требованиям отца и угрозам оставить его без материального содержания, Некрасов начал готовиться к вступительным экзаменам в университет, однако провалил их, после чего стал вольнослушателем филологического факультета.

Некрасов-старший выполнил свой ультиматум и оставил непокорного сына без финансовой помощи.

Все свободное от учебы время у Некрасова уходило на поиски работы и крыши над головой: доходило до того, что он не мог позволить себе пообедать.

Некоторое время он снимал комнату, но в итоге не смог оплачивать ее и оказался на улице, а затем попал в приют для нищих. Именно там Некрасов открыл для себя новую возможность заработка — писал за небольшую плату прошения и жалобы.

Со временем дела Некрасова стали налаживаться, и этап страшной нужды был пройден.

К началу 1840-х годов он зарабатывал на жизнь тем, что сочинял стихи и сказки, выходившие потом в виде лубочных изданий, публиковал небольшие статьи в «Литературной газете» и «Литературном прибавлении к «Русскому инвалиду», давал частные уроки и сочинял пьесы для Александринского театра под псевдонимом Перепельский.

В 1840 году за счет собственных сбережений Некрасов выпустил свой первый поэтический сборник «Мечты и звуки», состоявший из романтических баллад, в которых прослеживалось влияние поэзии Василия Жуковского и Владимира Бенедиктова.

Сам Жуковский, ознакомившись со сборником, назвал неплохими всего два стихотворения, остальные же рекомендовал печатать под псевдонимом и аргументировал это так: «Впоследствии вы напишете лучше, и вам будет стыдно за эти стихи».

Некрасов внял совету и выпустил сборник под инициалами Н.Н.

Книга «Мечты и звуки» не имела особого успеха ни у читателей, ни у критиков, хотя Николай Полевой отзывался о начинающем поэте весьма благосклонно, а Виссарион Белинский назвал его стихи «вышедшими из души». Сам Некрасов был огорчен первым поэтическим опытом и решил попробовать себя в прозе.

Свои ранние рассказы и повести он писал в реалистической манере: в основу сюжетов легли события и явления, участником или свидетелем которых был сам автор, а у некоторых персонажей были прототипы в реальности.

Позднее Некрасов обратился и к сатирическим жанрам: создал водевили «Вот что значит влюбиться в актрису» и «Феоктист Онуфриевич Боб», повесть «Макар Осипович Случайный» и другие произведения.

Читайте также:  История пожарной и аварийно-спасательной службы санкт-петербурга

Издательская деятельность Некрасова: «Современник» и «Свисток»

С середины 1840-х годов Некрасов начал активно заниматься издательской деятельностью. При его участии были опубликованы альманахи «Физиология Петербурга», «Статейки в стихах без картинок», «1 апреля», «Петербургский сборник», причем последний имел особенно большой успех: в нем был впервые напечатан роман Достоевского «Бедные люди».

В конце 1846 года Некрасов вместе со своим другом, журналистом и писателем Иваном Панаевым, арендовал у издателя Петра Плетнёва журнал «Современник» .

Молодые авторы, которые до этого публиковались преимущественно в «Отечественных записках», охотно перешли в издание Некрасова.

Именно «Современник» позволил раскрыть талант таких писателей, как Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Герцен, Федор Достоевский, Михаил Салтыков-Щедрин.

Сам Некрасов был не только редактором журнала, но и одним из его постоянных авторов. На страницах «Современника» выходили его стихи, проза, литературная критика, публицистические статьи.

Период с 1848 по 1855 год стал тяжелым временем для российской журналистики и литературы из-за резкого ужесточения цензуры.

Чтобы заполнить пробелы, возникшие в содержании журнала из-за цензурных запретов, Некрасов начал публиковать в нем главы из приключенческих романов «Мертвое озеро» и «Три страны света», которые писал в соавторстве со своей гражданской женой Авдотьей Панаевой (она скрывалась под псевдонимом Н.Н. Станицкий).

В середине 1850-х требования цензуры смягчились, но у «Современника» возникла новая проблема: классовые противоречия раскололи авторов на две группы с противоположными убеждениями.

Представители либерального дворянства выступали за реализм и эстетическое начало в литературе, сторонники демократии придерживались сатирического направления.

Противостояние, разумеется, выплеснулось на страницы журнала, поэтому Некрасов совместно с Николаем Добролюбовым основал приложение к «Современнику» — сатирическое издание «Свисток». В нем публиковались юмористические повести и рассказы, сатирические стихи, памфлеты и карикатуры.

В разное время на страницах «Свистка» печатали свои произведения Иван Панаев, Николай Чернышевский, Михаил Салтыков-Щедрин, Алексей Толстой. Приложение впервые вышло в январе 1859 года, а последний его номер был выпущен в апреле 1863-го, через полтора года после смерти Добролюбова. В 1866 году, после убийства императора Александра II, закрылся и сам журнал «Современник».

«Кому на Руси жить хорошо»: последнее крупное произведение Некрасова

После закрытия «Современника» Некрасов занялся изданием журнала «Отечественные записки», который арендовал у издателя Андрея Краевского. Одновременно с этим поэт работал над одним из самых масштабных своих произведений — крестьянской поэмой «Кому на Руси жить хорошо» .

Замысел поэмы появился у Некрасова еще в конце 1850-х годов, однако первую часть он написал уже после отмены крепостного права — примерно в 1863 году. Основой произведения стали не только литературные опыты предшественников поэта, но и его собственные впечатления и воспоминания.

По задумке автора, поэма должна была стать своеобразной эпопеей, демонстрирующей жизнь российского народа с разных точек зрения.

При этом Некрасов целенаправленно пользовался для ее написания не «высоким штилем», а простым разговорным языком, приближенным к народным песням и сказаниям, изобилующим просторечными выражениями и поговорками.

Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо» заняла у Некрасова почти 14 лет. Но даже за этот срок он не успел воплотить свой замысел в полной мере: помешала тяжелая болезнь, приковавшая писателя к постели. Первоначально произведение должно было состоять из семи или восьми частей.

Маршрут путешествия героев, ищущих, «кому живется весело, вольготно на Руси», лежал через всю страну, до самого Петербурга, где им предстояла встреча с чиновником, купцом, министром и царем.

Однако Некрасов понимал, что не успеет завершить работу, поэтому свел четвертую часть повествования — «Пир на весь мир» — к открытому финалу.

При жизни Некрасова в журнале «Отечественные записки» были опубликованы только три фрагмента поэмы — первая часть с прологом, не имеющая собственного названия, «Последыш» и «Крестьянка». «Пир на весь мир» был напечатан только через три года после смерти автора, да и то с существенными цензурными сокращениями.

Умер Некрасов 8 января 1878 года (27 декабря 1877 года по старому стилю). Проститься с ним пришло несколько тысяч человек, которые провожали гроб писателя от дома до Новодевичьего кладбища Петербурга. Это был первый случай, когда российскому писателю отдавали всенародные почести.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8160/nikolai-nekrasov

Музей-квартира Николая Алексеевича Некрасова

Относительно недалеко от хостела «Иволга», на пересечении Литейного проспекта и улицы Некрасова, находиться музей-квартира легендарного русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.

Мемориальный музей  Н. А. Некрасова был открыт в последней квартире поэта в Санкт-Петербурге в 1946 году по постановлению Совета Министров СССР.  Именно  в этом доме на Литейном проспекте Некрасов жил с 1867 по 1877 год, до самой своей смерти.

В этот период в квартире легендарного русского поэта была редакция двух самых прогрессивных журналов того времени: «Современник» и «Отечественные записки». Квартира Некрасова считалась центром общественной и литературной жизни России тех времён, можно сказать штабом революционной демократии.

По словам современников, история комнат этой квартиры не что иное, как история литературных отношений целой эпохи. Сюда приходили и здесь работали самые известные поэты и писатели того времени, такие как: Чернышевский И. С., Добролюбов Н. А., Островский А. Н., Тургенев И. С. и многие-многие другие.

Экспозиция музея-квартиры рассказывает о творческом пути поэта в этом доме,  о его личной и общественной жизни, о его редакторском труде и политических взглядах, о значимых общественных и литературных деятелях, бывавших здесь, о революционных демократах, которые в последствии определили целую эпоху русского государства.

В залах музея-квартиры представлены портреты Николая Алексеевича, выполненные легендарными русскими художниками Маковским К. Е. и Крамским И. Н., подлинные личные фотографии поэта, фотографии и портреты известных современников Некрасова, которые бывали в этой квартире. Также здесь хранятся самые первые издания работ Н. А. Некрасова.

В экспозиции музея раскрывается творческая лаборатория поэта, в которой представлены черновые рукописи его произведений, беловые автографы поэм и стихов.

Рукописи поэм «Кому на Руси жить хорошо», «Мороз Красный нос», лирические сочинения дополняются картинками и иллюстрациями, которые выполнены русскими художниками ещё при жизни этого легендарного поэта.

Эти материалы помогают нам лучше представить и понять творчество и саму жизнь великого русского поэта – Н. А. Некрасова.

Музей Некрасова достаточно активно участвует в культурной жизни Санкт-Петербурга. Именно здесь проводятся«Некрасовские пятницы», в которых принимают участие учёные – исследователи творчества и жизни поэта. Помимо этого, в музее-квартире Некрасова регулярно организуются встречи с поэтами, артистами, писателя, а так же устраиваются литературные вечера.

Музей-квартира Н. А. Некрасова работает со среды по воскресенье с 10.30 и до 18.00, последняя пятница месяца – выходной.

Источник: http://ivolgaspb.ru/muzej-kvartira-nikolaya-alekseevicha-nekrasova/

Путешествия Некрасова. Петербург и окрестности

Петербург. Аничков дворец. В. С. Садовников1862 г. Бумага с водяными знаками, бумага, акварель, белила, лак

Сопровождаемый суровыми наставлениями отца, благословениями матери, а так же «надув отца притворным согласием поступить в Дворянский полк», юный Некрасов отправляется в Петербург 20 июля 1838 года.

Тройка с фельдъегерем. К. И. Кольман. 1820–1830-ые гг. Бумага с водяными знакамиБюро дорожное Н. А. Некрасова

Через неделю он въехал в столицу со стороны Московского тракта.

Петербург. Охта. Вид на Смольный монастырь. Перро Ф.-В. 1840 г. Литография Р. Ж. Лемерсье, издание Дж. Дациаро Бумага, литография раскрашенная, акварель, лак

Прежде всего Некрасов увидел убогую окраину столицы, более трех четвертей всей территории города оставались немощеными.

Петербург. Сенная площадь. Ж. Арну. 1840-е гг. Литография раскрашенная

К военной службе не лежала душа, и Некрасов твердо решил поступать в Университет.

Но Ярославская гимназия не дала ему прочных знаний, и экзамен был провален. Некрасов посещает Университет вольнослушателем, философский и юридический факультеты.

Разгневанный отец лишил сына всякой материальной помощи и далее следует наиболее драматичный период жизни поэта.

Первые свои жилища Некрасов называет «петербургскими углами». Он живет на окраинах города, там, где ютится бедность и нищета: меблированные комнаты на Ямской улице, на улице Разъезжей, Стремянной, Свечном переулке, на Малой Охте, Васильевском острове. (См. книгу О. В. Ломан. Некрасов в Петербурге. Лениздат, 1985).

Петербургский дворик  Копия В. Бреннерта 1946 г. с оригинала Ф. Баганца нач. 1860-х гг. Бумага, акварель

Несмотря на крайнюю нужду, Некрасов не опускал рук. Он был молод, энергичен, трудолюбив.

«Я дал себе слово не умереть на чердаке».

Некрасов обрастает литературными знакомствами, начинает печататься в периодических изданиях: «Сын Отечества», «Библиотека для чтения», «Литературные прибавления к «Русскому инвалиду», но не оставляет планов поэтической карьеры.

Портрет В. Н. Асенковой в роли Эсмеральды. Неизвестный литограф с акварели В. И. Гау. 1838 г. Бумага, литография с тоном

14 февраля 1840 года в свет выходит сборник стихотворений Некрасова «Мечты и звуки». Книжка не вызвала большого интереса в литературных кругах, покупалась плохо. Некрасов был разочарован и огорчен.

В начале 1840-х годов Некрасов регулярно посещает Александринский театр, став одним из самых отчаянных театралов. Некрасов начинает писать пьесы для театра.

Умные и веселые водевили Перепельского (псевдоним Некрасова) особенно нравились демократическим зрителям, заполнявшим дешевые места галерки.

В 1841 году он написал для театра шесть водевилей, в том числе «Утро в редакции», «Шила в мешке не утаишь, — девушки под замком не удержишь», «Феоклист Онуфрич Боб», «Актер».

Портрет Г. БрянскогоПетербург. Аничков мост. К. Шульц. 1840-е гг. Бумага, литография

Некрасов сближается с кругом литераторов, объединившихся вокруг В. Г. Белинского: И. С. Тургеневым, Д. В. Григоровичем, И. А. Гончаровым, И. И. Панаевым, знакомится с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым.

Групповой портрет. Н. А. Некрасов, Д. В. Григорович, И. И. Панаев, И. С. Тургенев, В. А. Соллогуб, Л. Н. Толстой. В. Тимм с фот. С. Л. Левицкого «Русский художественный листок». №34, 1857 г. Бумага, литография

С января 1847 года Некрасов вместе с Панаевым начинает издавать журнал «Современник», который становится одним из самых популярных и любимых русским читателем журналов.

Оглавление журнала «Современник», № II, 1847

Издательская деятельность, выход поэтических сборников приносят неплохой доход, и к 1850-м годам Некрасов может позволить себе снимать квартиры в более дорогих доходных домах в центре города: на Фонтанке, Загородном проспекте, Малой Конюшенной.

Квартира Некрасова. Литейный проспект, 36

В конце августа 1857 года Некрасов вместе с И. И. Панаевым и А. Я. Панаевой снимают квартиру в доме на Литейном проспекте, 36. «Живу я: на углу Бассейной и Литейной №36, дом бывший Норова- ныне Андрея Краевского — и редакция «Современника» стена со стеной с редакцией «Отечественных записок», — сообщает Панаев М. Н. Лонгинову.

В этом доме Некрасов прожил последние 20 лет.

Здесь находилась редакция самых популярных и прогрессивных журналов того времени: «Современника» (1857–1866) и «Отечественных Записок» (1868–1877). Здесь им были написаны лучшие произведения.

Лето 1844 года Некрасов провел на даче в Мурине. Приглашая к себе литератора В. Р. Зотова, он сообщил ему в письме точный адрес: «Я живу там, куда ходит спасский дилижанс — в самой деревне, близ Муринской заставы, дом крестьянина Ермолая Иванова». Муринская застава находилась при въезде в Петербург с Выборгского шоссе.

В. Г. Белинский

Неподалеку от Некрасова, в Лесном, поселился В. Г. Белинский. «Лето 1844 года было холодное и вполовину дождливое, по утрам ясно, а потом дождь каждый день», — вспоминала А. В. Орлова, сестра жены Белинского. Она же вспоминала, что И. С.

 Тургенев жил «в Парголово, верст 5 от Лесного, и каждое утро приходил к Белинскому. Разговорам и спорам не было конца. Тургенев говорил обо всем так увлекательно и картинно, что невольно заслушаешься. Некрасов жил рядом с нами.

Он говорил меньше других, мало спорил, иронически улыбался во время спора других».

Портрет И. И. Панаева. К. А. Горбунов1851 г. Бумага, карандаш.

Часто встречаясь, писатели работали над подготовкой к изданию коллективного сборника под названием «Физиология Петербурга». Сборник выйдет в свет в 1845 году. В нем участвовали Д. В. Григорович, И. И. Панаев, Е. П. Гребенка, В. Г. Белинский. Некрасов поместил в сборнике повесть «Петербургские углы».

Летом 1850 года Некрасов снял дачу в Парголово. Он поселился в живописном месте, которое хвалил в своих фельетонах в цикле «Петербургские дачи и окрестности», печатавшихся в «Литературной газете», №№ 17, 23, 28, 30 в 1844 году. Парголово с Петербургом связывал дилижанс, что было очень удобно, так как журнальные дела часто требовали присутствия редактора в городе.

Лето 1851 года Некрасов и Панаевы проводят на даче под Ораниенбаумом, в Мартышкине.

Портрет А. Я. Панаевой. К. А. Горбунов. 1851 г. Бумага, акварель

В 1854 году Некрасов и Панаевы возвращаются на дачу «под Рамбовом», как шутливо поэт называл Ораниенбаум, в живописное местечко Мартышкино, где в течении ряда лет они снимают дачу у домовладельца Бека.

С друзьями выходят к морю, чтобы посмотреть на вражеские корабли, составлявшие англо- французскую эскадру, которая появилась вблизи Кронштадта, угрожая Петербургу.

Трагические события Крымской войны и Севастопольской кампании отразились в творчестве Некрасова. На эту же дачу поэт вернулся из-за границы в 1857 году, Здесь же друзья провели лето 1858 года. Здесь у редакторов популярного журнала «Современник» побывал знаменитый французский романист Александр Дюма — отец.

Зинаида Николаевна Некрасова

Дюма был в восторге от стихов Некрасова. Позднее он переведёт несколько стихотворений на французский язык и включит их в свои путевые заметки «Впечатления от поездки в Россию», вышедшие в Париже в 1859 году.

Летом 1876 года Некрасов в сопровождении жены Зинаиды Николаевны регулярно ездил из своего небольшого имения Чудовская Лука в Гатчину, где жил тогда доктор С. П. Боткин, под наблюдением которого он находился. В Гатчине Некрасовы останавливались в трактире Веревкина, который стоял на площади у вокзала Варшавской железной дороги.

Последнее свое лето 1877 года Некрасов, уже смертельно больной, проведет на даче графа А. С. Строганова на Черной речке. Здесь Некрасова посетил польский литератор Генрик Квятковский, оставивший воспоминания об этой встрече.

Источник: http://travelingpoets.ru/city/nekrasov/petersburg/

Ссылка на основную публикацию