Неоготика и черты романтизма в архитектуре санкт-петербурга

Топ 10 мест готической архитектуры

Из множества зданий, выполненных в этом стиле, появившемся в Европе еще в XIII веке и прошедшем долгий путь до России, мы выбрали 10 самых знаковых для северной столицы.

Готический дом

  • Стрельчатые двери и окна;
  • четырехугольная замковая башня.

Знакомство с готическим Петербургом можно смело начинать именно с Готического дома, который является частью Новознаменской усадьбы. Изначально здание исполняло роль библиотеки видного в XIX веке сановника П. В. Мятлева, коллекция книг которого, судя по разным источникам, достигала 18 тысяч экземпляров.

Позднее строение в парке Новознаменка использовалось в качестве больницы для душевнобольных, что привело к утрате роскошного интерьера в угоду больничных нужд.

Дважды дом переживал пожар: первый раз в годы Великой Отечественной войны, тогда советским архитекторам удалось восстановить готическое здание из руин, а второй — в 2011 году, правда, разрушения были не столь значительными.

Адрес: ул. Чекистов, 13.

Лютеранская церковь Святого Михаила

  • Остроконечный шатер;
  • стрельчатые окна и решетки;
  • высокие башни;
  • арки.

Яркий представитель неоготики северной столицы.

Построен храм был еще при Петре I и изначально представлял собой кадетский корпус.

В 30-е годы XVIII века в одном из помещений корпуса организовали лютеранскую общину, которую после освящения и назвали в честь архистратига Михаила.

Свой нынешний вид церковь приобрела уже в конце XIX века, после масштабной реконструкции фасада. В советские годы в здании храма располагался завод, сотрудники которого сделали перепланировку интерьера. Последняя из масштабных реставраций производилась в период с 2002 по 2010 год. А сегодня церковь принимает службы не только лютеран, но и представителей иных конфессий.

Адрес: 3-я линия В.О., 32.

Дом городских учреждений

  • Часовая башня;
  • готические скульптуры;
  • стрельчатые окна и двери.

Эксперты до сих пор ведут споры на предмет того, представляет ли строение готический стиль или правильнее отнести его к модерну. Некоторые говорят об удачном смешении двух этих направлений в рамках неоренессанса.

Что касается истории Дома учреждений, то ему приходилось выполнять не самые приятные, но важные и полезные для города функции. В разное время здесь располагались: полицейское управление, клиника для больных сифилисом, прививочная станция, родильный приют, Сиротский суд.

А в нынешнее время здание занимают службы районной администрации, центр предоставления государственных услуг и ряд других правительственных организаций.

Адрес: ул. Садовая 55-57.

Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи

  • Изящные башни;
  • овальные окна;
  • стрельчатые двери;
  • роскошная внешняя отделка.

Бело-розовый храм сильно выделяется на фоне серых построек, которые еще больше позволяют проявиться готическому стилю здания.

Церковь была построена по приказу Екатерины II в честь крупной победы российского флота. Сражение состоялось в день Рождества святого Иоанна, отсюда и пошло название храма.

Еще эту церковь называют Чесменской, так как морская битва проходила в одноименной бухте.

В советское время церковь выполняла функции лагеря принудительных работ, иконы передали Эрмитажу, а богослужения были прекращены, возобновившись уже после распада СССР.

Адрес: ул. Ленсовета, 12.

Особняк графини Клейнмихель

  • Небольшие башни;
  • кованые фонари;
  • готические решетки на окнах.

Нередко старинную усадьбу сравнивают со сказочным замком. Возведенный в 1834 году, особняк пережил несколько перестроек. В начале XX столетия в этом готическом здании собирались самые видные личности Петербурга для участия в шумных балах.

Стоит отметить, что изначально строение относилось к стилю модерн, а элементы готического стиля были добавлены в ходе более поздних реконструкций.

Адрес: наб. реки Крестовки, 12.

Доходный дом Розенштейна

  • Стрельчатые арки;
  • характерные окна верхних этажей дома;
  • обилие декоративных элементов фасада;
  • высокие башни.

Представляет готический Петербург во всем великолепии. Владелец дома выступил в роли архитектора при поддержке приятеля А.Е. Белогруда.

Результатом совместного труда стало здание, перенявшее лучшие черты готического стиля и неоклассицизма.

Особо выделяется часовая башня, которую нередко сравнивают с Биг Беном. Помимо жилого корпуса, в доходном доме ранее располагался кинотеатр и телевизионная студия. На сегодняшний день в стенах здания работает театр имени Андрея Миронова.

Адрес: Большой проспект П.С., 75.

Особняк Добберт

  • Башня с ажурным наконечником в виде паука;
  • эркер.

Деревянная постройка в нынешнем виде совсем не похожа на первоначальный вариант. Первый владелец особняка, советник Грефф, возвел усадьбу, которая была образцом классицизма.

Готический стиль особняк приобрел, когда здание перешло супруге известного врача Добберта. В 2015 году после проведения реконструкции строение было передано в распоряжение танцевальной академии имени Бориса Эйфмана.

Адрес: ул. Большая Пушкарская, 14.

Дача княгини Салтыковой

  • деревянные башни;
  • роскошное оформление фасада;
  • арочный вход в помещение.

От имения, которое было некогда одним из достойнейших представителей готического Петербурга, сегодня мало что осталось — лишь кирпичная постройка на Черной речке напоминает о былой славе семейства Салтыковых.

Строительство здания пришлось на 30-40-е годы XIX века. В советскую эпоху здание было отдано под нужды больницы и профилактория. Долгое время после постройки станции метро дача пустовала и теряла роскошный облик, а восстановительные работы были произведены уже в 90-е годы после развала СССР.

Адрес: ул. Академика Крылова, 4.

Особняк Кельха

  • Стрельчатые окна и двери;
  • характерная внутренняя и внешняя отделка;
  • готический флигель.

Готический стиль здания удачно переплетается с элементами ренессанса, а во внутреннем интерьере можно встретить отголоски рококо.

До наших дней особняк одной из богатейших петербургских семей сохранился почти в первозданном виде. До революции здесь содержалась дорогостоящая коллекция пасхальных яиц Фаберже.

Позднее в стенах особняка расположилась первая в мире школа кинематографа (тогда это еще называлось экранным искусством) и дом престарелых.

Особняк Кельха также служил зданием мэрии при Анатолии Собчаке. С 2011 года архитектурный памятник находится под ведомством Министерства юстиции.

Готическое здание понесло разрушения в военные годы, а мелкие реставрационные работы продолжаются и по сей день, но, в целом, строение имеет вид максимально приближенный к первозданному.

Адрес: ул. Чайковского, 28.

Красный каскад

  • Стрельчатая форма башен;
  • зубчатый парапет.

Рассказ о готическом Петербурге был бы неполным без упоминания об этом строении в Екатерининском парке. Внешний вид роднит каскад с крепостным сооружением, а сама конструкция представляет своеобразную плотину, украшенную двумя башнями в готическом стиле из красного кирпича. Именно цвет материала и отразился в названии.

Адрес: Екатерининский парк.

Источник: https://nkpiter.ru/rekomendacii/gotika-peterburga-1110/

Романтизм и Неоготика

В 30-40-е годы XIX в. наступило время неоготического стиля и (в Восточной Европе — неовизантийский), а также — национального романтизма.

С 1830-х годов в Западной Европе и в России на смену ампиру пришли новые стили. Увлечение историческими стилями имело известную последовательность. Раньше других — в 20-х годах XIX в. в западноевропейскую архитектуру проник псевдоготический стиль.

В 1830—40-х годах в странах Европы появляются многочисленные здания на мотивы и формы готической архитектуры. Буржуазия перекраивала и обновляла «старые стили» на свой манер. Многие страны обратились к готическому прошлому своей станы; к рыцарским временам и эпохе бюргерского ренессанса.

Результатом явилось возникновение неоготики и неоренессанса.

Во второй четверти XIX в. наступило время романтики. Эпоха неоготики совпала с распространением романтизма в Европе. И это было не случайно.

Научнокритические исследования, которые постепенно обратились к прошлому родного искусства, не могли удержаться от сознания, что классицизм был заимствован, занесен из чужих краев как внешняя форма, не соответствовал характеру национальной художественной фантазии. Все увлеклись средневековьем и готической архитектурой.

Писали рыцарские романы и драмы, самые тонкие умы стали католиками и изучали христианские легенды. Люди начали связывать с готикой идеи возвращения к христианской религии и морали.

В Англии возникло неоромантическое литературное течение, которое считало идеалом возрождение средневекового христианского искусства. Сочинения Вальтера Скотта сыграли некоторую роль в появлении стиля «Трубадур» в Англии.

Благодаря роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» стиль «Трубадур» распространился и во Франции. Ренессанс был обязан распространению во Франции драмам Дюма и его «Трем мушкетерам».

Все английское несло на себе отпечаток романтического.

Романтизм обращался к средневековому искусству и проявлял интерес к восточной культуре, различным историческим стилям. Романтизм способствовал творческой индивидуализации произведений. В романтике преобладали эмоции, внутренние переживания и стремление к простой, естественной жизни, откуда проистекала жажда тесного общения с природой.

Происходила переоценка архитектуры средних веков и признавались технические и художественные достижения готики. Романтизм также большое внимание уделял культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливали к европейским вкусам.

Наиболее явно романтизм проявился в Англии, культура которой была тесно связана со средневековьем.

Архитектура неоготикиАрхитектура романтизма

Источник: https://architecturalidea.com/architect/romantizm-i-neogotika/

Книга Архитектура Петербурга середины XIX века. Содержание — Романтики против «классиков»

Кукольник и Гоголь — писатели, занимавшие достаточно разные идейные позиции в литературном творчестве.

Тем не менее они оказались единодушны в критической, негативной оценке архитектуры позднего классицизма, и это весьма показательно: разочарование в классицизме приобрело в 1830-х годах почти всеобщий характер, охватив широкие круги русских интеллигентов, независимо от их идейно-политических воззрений.

Действительно, многолетнее и многократное повторение на фасадах зданий одних и тех же архитектурных мотивов, которыми оперировал классицизм, стало в конце концов вызывать у современников негативное отношение не только к художественной нормативности классицизма, но и к его стилевым канонам.

Возникло ощущение своего рода «эмоциональной недостаточности» архитектуры классицизма — оно усугублялось и плоским рельефом Петербурга, и геометризмом его уличной сети, и тем, что дома ставили вплотную друг к другу, без разрывов и отступов в глубину, образуя монотонный ряд почти идентичных фасадов.

Русская литература 30-х годов XIX века, своеобразный барометр общественного мнения, очень точно и тонко уловила меняющееся отношение современников и к художественным идеалам классицизма, и к их воплощению в архитектуре Петербурга, и к самому облику столицы Российской империи [21].

«Город пышный, город бедный» — эта точная и емкая характеристика Петербурга в стихотворении Пушкина начинает ту линию в развитии «литературного портрета» Петербурга, которая заметно отличается от комплиментарной иконографии первой трети XIX века и приведет к совершенно иному отображению города в произведениях Некрасова, Гончарова, Достоевского.

С появлением «натуральной школы» в русскую литературу входит и новая тематика, и новый герой — «маленький человек», петербургский разночинец.

Характерно, что по отношению к этому новому литературному герою образ «столичного города Санкт-Петербурга» становится некоей социальной и художественной антитезой: это явственно ощущается уже и в пушкинском «Медном всаднике», и в гоголевской «Шинели».

Пройдет еще несколько лет — и для русской литературы 1840-1850-х годов классически строгий облик «града Петрова» станет синонимом казенщины, казарменной скуки и бездушия.

«Он посмотрел на домы — и ему стало еще скучнее: на него наводили тоску эти однообразные каменные громады… Заглянешь направо, налево — всюду обступили вас, как рать исполинов, дома, дома и дома, камень и камень, все одно да одно…»[22]— так воспринимает Петербург герой «Обыкновенной истории» И. Гончарова, проходя по улицам, застроенным в основном в эпоху классицизма.

Читайте также:  Лофт-проекты санкт-петербурга

Неудовлетворенность прежними художественными идеалами, связанными с эстетикой классицизма, и поиск новых дали сильнейший толчок для дальнейшей эволюции архитектуры. Сами современники далеко не всегда в полной мере осознавали и сущность этого процесса, и его причины, но ощущение того, что формы классицизма «надоели», «стали скучны», охватывало в 1830-х годах все более широкие круги общества.

«В истории стилей наступают моменты известного истощения, — писал об этом периоде немецкий искусствовед А. Бринкман. — Классицизм, дохнувший своим рассудочным холодом, в конце концов вызвал протест: против него восстали и чувство и новая жажда живой формы»[23]

Романтики против «классиков»

Кризис классицизма стал закономерным следствием той исторической ситуации, которая сложилась в Европе в первых десятилетиях XIX века.

В начале века в Европе полыхали войны, вызывая прилив высоких патриотических чувств.

Победа над наполеоновской Францией не принесла успокоения: подъем национально-освободительных движений, чередующиеся периоды революций и реставраций способствовали повсеместному брожению умов.

«Нынешний век, — писал декабрист П. И. Пестель, — ознаменовывается революционными мыслями от одного конца Европы до другого, от Португалии до России, не исключая ни единого государства… Дух преобразования заставляет, так сказать, везде умы клокотать»[24].

Разбуженный революциями и подогретый войнами накал страстей в условиях реакционных политических режимов, установившихся в итоге реставраций монархии, не мог найти достойного общественного применения.

К тому же в воцарившемся правопорядке уже достаточно отчетливо обозначилась его буржуазная сущность. Между ней и теми высокими идеалами, которые были провозглашены философами-просветителями XVIII века и начертаны на знаменах Французской революции, пролегла пропасть.

Это вызвало критический пересмотр существа многих идей и принципов просветительства и их художественного отображения.

Поэтому вполне закономерно, что коль скоро провозглашенное рационалистической философией просветителей «царства разума потерпело крушение»[25], то были подвергнуты сомнению и художественные принципы классицизма, во многих аспектах связанные, как отмечалось выше, с просветительством XVIII века.

Вызванный огромным потрясением в общественной и духовной жизни Европы, романтизм отразил сложное, неустойчивое состояние той переходной эпохи, когда развернулась борьба двух общественных формаций — умирающего феодализма и молодого, крепнущего капитализма.

Отсюда — свойственное романтизму «сложное и всегда более или менее неясное отражение всех оттенков, чувствований и настроений, охватывающих общество в переходные эпохи, но его основная нота — ожидание чего-то нового, тревога перед новым, торопливое, нервозное стремление познать это новое»[26].

Классицизм тяготел к выражению «вечных истин», «вечной красоты», к равновесию и гармонии. В противовес ему искусство эпохи романтизма стремилось познать мир и человека во всем их многообразии, уловить и передать изменчивость мира, переходность состояний природы, тончайшие оттенки движений души.

Романтизм намного расширял и тематические границы искусства, и круг средств художественной выразительности. Изменялась установленная классицизмом иерархия искусств и художественных жанров, при этом особенно бурно стали развиваться те из них, в которых эстетика романтизма находила свое наиболее полное выражение.

Многообразие жанров, поиск новых, более разнообразных, гибких и эмоционально насыщенных художественных форм стали важнейшими чертами творческого кредо романтизма.

Романтизм представлял собой мощное идейно-художественное течение, которое охватило все области духовной жизни Европы, отразилось в религии, философии, политике. Особенно полно и ярко это движение воплотилось в литературе, музыке и живописи, составив целую «эпоху романтизма» в их истории.

Развернувшийся в литературно-художественной критике 1820-1830-х годов спор «романтиков» с «классиками» играл важную роль в судьбах литературы и искусства, способствуя преодолению устаревших эстетических норм классицизма и прокладывая дорогу новым, прогрессивным явлениям художественной жизни.

В различных областях художественного творчества романтические тенденции проявились по-разному.

Но общий, свойственный романтизму, «дух преобразования» выразился в настойчивом стремлении преодолеть каноническую жесткость художественных приемов классицизма и создать более разнообразную и более гибкую систему средств эстетической выразительности. Этот воинствующий «антиканонизм» романтиков отразился и в тех новых архитектурных воззрениях, которые стали формироваться в 1830-х годах.

Выдвинутая романтизмом эстетическая программа по своей эмоциональной и идейной направленности была уже совершенно иной, чем та, которую исповедовал классицизм. Идеалы «спокойствия» и «благородной простоты», программную унифицированность архитектурного языка классицизма романтики воспринимали как «схоластицизм, предписывающий строения ранжировать под одну мерку и строить по одному вкусу».

Источник: https://www.booklot.ru/genre/dokumentalnaya-literatura/iskusstvo-i-dizayn/book/arhitektura-peterburga-seredinyi-xix-veka/content/4039895-romantiki-protiv-klassikov/

Готические мотивы в архитектуре Санкт-Петербурга

В окружении мрачных серых «сталинок» и «хрущёвок», всем своим видом напоминая гостя из другого мира, стоит воздушный бело-розовый храм, построенный с соблюдением основных правил псевдоготического стиля — с изящными башнями и овальными окнами.

 ул. Ленсовета, д.12

Неоготическая кирха на Васильевском острове является действующей церковью евангелическо-лютеранского вероисповедания. Этот собор был построен во второй половине XIX века силами немецкой лютеранской общины.

В советское время здание кирхи передали заводу, и конструкция внутренних помещений претерпела сильные изменения. В конце 2010 года после многолетней реставрации церковь вновь открыла двери для прихожан.

3-я линия Васильевского острова, 32

В парке Новознаменка, бывшей одноименной господской усадьбе, есть небольшой дом, который привлекает внимание своей нетипичной для России архитектурой. Это так называемый готический дом.

 ул.Чекистов, 13

На месте сегодняшней каменной церкви первоначально находилась деревянная, построенная по проекту Юрия Фельтена для шведской лютеранской общины.

В 1863 году было заложено новое, каменное здание — в псевдо-романском стиле. В советское время здесь размещались спортивные учреждения, сменявшие друг друга, что нанесло интерьеру серьезный ущерб.

Лишь в 2003 году здание снова обрело статус полноценного церковного прихода.

Малая Конюшенная улица, 1

Эта церковь была построена по проекту великолепного русского архитектора Юрия Фельтена в 1776-1778 годах.

 Каменноостровский пр., д. 83

Изначально эти земли принадлежали П.И. Шувалову, он получил их в дар от императрицы Елизаветы Петровны. Однако после его смерти территория пришла в запустение, так как сыновья не занимались ее облагораживанием.

 парк Шуваловский, д.40

В 1825 году на окраине Александровского парка появилась красивейшая арка из двух симметричных башенок-часовен, соединенных друг с другом мостом. Одна из готических башен находится в полуразрушенном состоянии, но так сложилось не по вине времени, а по задумке архитектора.

 Пушкин, Александровский парк

По мнению некоторых архитектурных историков, прототипом здания Белой башни послужил английский средневековый замок Кэрис-брук.

 Пушкин, Фермская дор., 2, Александровский парк

Один из образцов русской готики — здание, в котором хранилось собрание старинного оружия.

 г. Пушкин, Дворцовая улица, д. 2 (территория Александровского парка)

Одно из самых великолепных архитектурных сооружений Екатерининского парка — Красный каскад, яркий образец готического стиля, напоминающий крепостное сооружение.

 Екатерининский парк

Здание, окутанное мрачным романтическим флером, проектировал по просьбе самого императора Николая I архитектор Николай Бенуа.

 Петергоф, ул. Аврова, 2

Церковь святого Александра Невского, или, как называют ее в народе, Капелла, была построена в западной части Александровского парка в 1834 году. Место расположения храма выбирал лично Николай I.

 Петергоф, парк Александрия

Регулярное железнодорожное сообщение между Санкт-Петербургом и пригородами началось летом 1857 года. Грандиозное здание вокзала в Петергофе поражало даже бывалых путешественников.

 ж/д станция Новый Петергоф

Прибыв в Петергоф на готический вокзал, отправляйтесь на прогулку в парк Александрия, что справа от верхнего парка Петродворца.

 Парк Александрия

Один из самых древних памятников российской неоготической архитектуры был построен во второй половине XVIII столетия.

 г. Гатчина, ул. Киевская, 4

Некогда этот дом принадлежал нотариусу по фамилии Редичкин. На фасаде можно разглядеть римские цифры, указывающие на дату постройки — 1912 год. Сегодня здание в стиле романтической виллы представляет собой многоквартирный дом.

Петергоф, Санкт-Петербургский проспект, 51

Домик привратника и входные ворота в усадьбу А.Ф. Орлова были восстановлены в подлинном виде в 1950-х годах. Постройки в псевдоготическом стиле украшают фигурные щипцы, стрельчатые окна и геральдические щиты.

Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, 78А

В Павловске стоит крепость, которая была возведена по приказу императора Павла I, любившего, по воспоминаниям своих современников, поиграть в солдатиков и на досуге выдумать экстравагантный прожект военной крепости.

 Павловск, ул. Мариинская, д. 4

Для того, чтобы императрица Мария Федоровна могла завести хозяйство, за счет царской казны выкупили дачу Кантакузена, что обошлось государству в 8000 рублей.

 ул. Нововестинская, д.18 лит. А

Историческое здание крытого рынка венчает остроконечная часовая башня. В начале XX века это был самый большой рынок во всей Скандинавии. Торговые ряды размещены здесь и сегодня. С рыночной площади также открывается отличный вид на бывшее отделение банка Финляндии, построенное в неоготическом стиле.

Выборг, ул. Северный Вал, 2

Источник: https://KudaGo.com/spb/list/goticheskie-zdaniya-sankt-peterburga/

Романтический стиль в архитектуре

Романтический стиль в архитектуре дворца Шенборнов отражен в объединении нео-готики и национального стилей. с. Чинадиево в Закарпатье.

Романтический стиль в архитектуре исследователи связывают с изменением мировоззрения европейского человека, произошедшим после Французской революции. Старые идеалы, четко разделяющие общество по социальному признаку, рухнули. Последствия революции не вдохновляли людей, показав ошибки теоретиков эпохи Просвещения.

Идеалистические воззрения больше не соответствовали реальной жизни. В этой ситуации общество стало искать истину в древности, в устоях Средних веков, восточных философиях, этносах, легендах и сказаниях. Романтизм в архитектуре означал переосмысление средневековых и античных стилей и их выражение в новых формах.

В результате появились направления в зодчестве, получившие приставку «нео». Особенно популярным среди направлений романтического стиля в архитектуре стал стиль нео-готика, который реализовывали с использованием существующих технологий (например, широко использовались металлоконструкции).

Ярким представителем романтизма в архитектуре стало здание Парламента в Лондоне (архитекторы Чарла Бэрри и Огастес Пьюджин. 1836-1865 гг.) Готический стиль, несмотря на то, что он возник во Франции в середине 12 в., в Англии считался национальным.

Кроме того, неоготический романтизм, воплощенный в здании английского парламента, был связан с тем, что архитектор был новообращенным католиком и видел в готике отражение истиной веры. Именно поэтому на месте сгоревшего в 1834 г. здания было возведено сооружение в неоготическом стиле.

Читайте также:  Цветные мосты в санкт-петербурге: зеленый, синий, красный и желтый (певческий) мосты через реку мойку

После этого сооружения романтизм в архитектуре соборов, замков, особняков, театров и мостов распространился по всей Англии и в других странах: во Франции, Баварии, странах северной Европы, Австралии, Южной Африке, Америке, а также в России. Кроме того, в Англии развивался и стиль плотницкой готики, в котором строили преимущественно за городом церкви и жилые дома. В дальнейшем этот стиль распространился в страны-колонии.

Лондонский парламент построен в неоготическом стиле, он положил начало этому направлению романтизма в архитектуре.

Современное стремление застройщика воссоздать романтизм в архитектуре собственных домов обычно не основывается на политических, религиозных или философских идеях. Чаще всего те, кто хочет жить в доме, напоминающем, например, английские родовые замки 19 вв., реализовывает свои мечты, основанные на прочитанных книгах и кинофильмах.

Романтика, окружающая сооружения в стиле нео-готика, порождает в нашем воображении ощущения присутствия в ином историческом периоде — это своего рода уход от непростой реальности. Несмотря на то, что романтический стиль в архитектуре 19 в.

уже использовал новые технологии относительно истиной готики, если возводить таким же способом современные дома, то на подобное строительство ушло бы очень много времени и средств. Такого рода здания требовали основательных мощных фундаментов, скрупулезных расчетов и большое количество декора, сделанного вручную.

Современные технологии позволяют возводить дома в романтическом стиле в десятки раз быстрее. Из материалов отделки выбирают плитки из натурального или искусственного камня, отделочного кирпича или изделия из полиуретана, сделанные и окрашенные под руст. При выборе отделки стоит обратить внимание на то, что покрытия из искусственных материалов намного легче натурального.

Для покрытия кровли подойдет черепица, сланцевые плитки. Нео-готика славилась обильным лепным декором, который украшал кровлю, фасады, оконные и дверные проемы. В современном варианте романтизма в архитектуре дома можно использовать изделия из полиуретана. Благодаря пластичности материала и новым технологиям получают лепные изделия с высокой деталировкой.

При помощи окраски можно имитировать практически любой натуральный камень, гипс, алебастр. Высокая прочность, влагоустойчивость создают условия для долгой службы такой лепнины без ремонта и реставрации. Легкость такого декора практически не утяжелит фасад и не усилит давление на фундамент.

Для украшения дома в романтическом архитектурном стиле можно использовать изделия из каталога или заказать лепнину по индивидуальным эскизам, созданным по подобию известных произведений нео-готики, либо оригинальным, по собственным эскизам. Романтизм в архитектуре современных домов может выражаться в создании окон стрельчатой формы или в виде арки одиночной или многоярусной.

Двери утапливаются в порталы из стрельчатых или полукруглых арок из традиционных или искусственных материалов. Желательно, чтобы к центральным дверям вела парадная лестница с резными перилами. Само здание может состоять из нескольких частей разного уровня с центральной башней с высоким шпилем и окружающими ее башенками разного размера.

Балконы, выступающие эркеры, галереи, ассиметричные фасады, многоскатная кровля — все эти элементы передадут мотивы романтического стиля в архитектуре. Усилить впечатление можно при помощи кованых решеток на окнах, обитыми металлическими листами дверями, специфическому освещению, витражному стеклу в розетках над входом. Такие строения обычно имеют 3-4 наземных этажа. Подвальный этаж может использоваться для гаража или домашних мастерских.

Пример романтизма в архитектуре.

Романтический стиль в архитектуре в современном воплощении создает атмосферу сказки. Такой стиль подойдет людям творческим, тем, кто любит проводить время дома, приглашать гостей. Новые материалы помогут воплотить в жизнь практически любые задумки и дизайнерские идеи.

Автор текста: Марина Калабухова

Источник: http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/romanticheskij_stil_v_arhitekture/

ТехЛиб СПБ УВТ

 Возникновение стиля романтизм

Романтизм — это своеобразная реакция на Французскую революцию (Карл Маркс).

Из построек подобного типа наибольшего внимания заслуживает Хрустальный дворец (Кристал палас) на первой Всемирной выставке в Лондоне (1851) . Дворец по проекту Д.

Пакстона решался в виде просторного выставочного зала символической длины 1851 фут, смонтированного из типовых застекленных панелей. Хрустальный дворец (сгорел в 1937 г.

) произвел на современников огромное впечатление и способствовал тому, что металлические конструкции середины XIX в. прочно вошли в практику.

Великая французская буржуазная революция завершила эпоху Просвещения. Писатели, художники, музыканты оказались свидетелями грандиозных исторических событий, революционных потрясений, неузнаваемо преобразивших жизнь.

Многие из них восторженно приветствовали изменения, восхищались провозглашением идей Свободы, Равенства и Братства.

Но время шло, и они замечали, что новый общественный порядок далек от того общества, наступление которого предвещали философы XVIII века. Наступила пора разочарования.

В философии и искусстве начала века зазвучали трагические ноты сомнения в возможности преобразования мира на принципах Разума. Попытки уйти от действительности и в то же время осмыслить ее вызвали появление новой мировоззренческой системы — романтизма.

Историческая характеристика стиля романтизм

До революции мир был упорядочен, в нем существовала четкая иерархия, каждый человек занимал свое место. Революция перевернула “пирамиду” общества, новое еще не было создано, поэтому у отдельного человека возникло чувство одиночества.

Жизнь — поток, жизнь — игра, в которой кому — то повезет, а кому — то нет.

В эту эпоху возникают и приобретают огромную популярность азартные игры, в всем мире и в частности в России возникают игорные дома, публикуются руководства по игре в карты.

В литературе возникают образы игроков — людей, которые играют с судьбой. Можно вспомнить такие произведения европейских писателей, как “Игрок” Гофмана, “Красное и черное” Стендаля (а красное и черное — это цвета рулетки!), а в русской литературе это “Пиковая дама” Пушкина, “Игроки” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова.

Романтический герой — это игрок, он играет с жизнью и судьбой., ведь только в игре человек может почувствовать силу рока.

Романтики нередко идеализировали патриархальное общество, в котором видели царство добра, искренности, порядочности. Поэтизируя прошлое, они уходили в старинные легенды, народные сказки.

Романтизм получил в каждой культуре свое собственное лицо: у немцев — в мистике; у англичан — в личности, которая будет противопоставлять себя разумному поведению; у французов — в необычных историях.

Что объединило все это в одно течение — романтизм?

Основной задачей романтизма было изображение внутреннего мира, душевной жизни, а это можно было делать и на материале историй, мистики и т.д. Нужно было показать парадокс этой внутренней жизни, ее иррациональность.

Рассмотрим разницу романтизма с классицизмом. Мы увидим, что классицизм все делит по прямой, на плохое и хорошее, на черное и белое. Романтизм по прямой ничего не делит. Классицизм — это система, а романтизм — нет.

Строительные особенности стиля романтизм (Появление металлических конструкций).

Развитие классицизма и романтизма в архитектуре совпало с началом использования новых конструкций, строительных материалов и строительных методов. В конце XVIII и начале XIX вв. металлические конструкции были наиболее распространены в Англии и во Франции.

Вначале их применяли в различных инженерных сооружениях, что сопровождалось развитием научных теорий в этой области. Вопрос создания моста из металла рассматривался впервые французскими инженерами в 1719 г., а затем снова в 1755 г.

Однако широкое применение этих конструкции стало возможным с появлением дешевой технологии получения железа, сначала в виде чугуна, а позднее стали.

Вместо простоты и замкнутости архитектурной формы классицизма романтизм предлагает сложный силуэт, богатство форм, свободу планировочного решения, в котором симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение.

Несмотря на то что романтизм вызвал широкий интерес к различным культурам, которые до этого были далеки европейцам, основной для него в архитектуре стала готика. При этом важным казалось не только изучить ее, но и приспособить к современным задачам. Художественные мотивы готики использовались уже в барокко (например, Я. Сантини), но только в XIX в.

они получают большое распространение. Одновременно появляются ростки сознательного движения за охрану архитектурных памятников и их реконструкцию.

Характерные черты стиля романтизм

Творческая проблематика романтизма по сравнению с классицизмом была более сложной и не такой однозначной. Романтизм в самом начале представлял собой скорее художественное направление, чем доктрину определенного стиля.

Поэтому можно только с большим трудом классифицировать его проявления и рассмотреть последовательно историю развития до конца XIX — начала XX в. Романтизм на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу.

Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо — римской античности. Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу.

Происходит переоценка архитектуры средних веков и признаются технические и художественные достижения готики. Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада.

Типы сооружений стиля романтизм

Первый чугунный мост удалось сконструировать только в 1779 г. Это был мост через реку Северн в Англии. Он имел небольшую длину (30,62 м), однако уже в конце века начинают строить чугунные мосты длиной свыше 70 м, например Сандерленд Бридж в Англии (1793 — 1796).

С конца XVIII в. чугун начинают применять при строительстве зданий. Особый интерес для того времени представлял проект складского здания в Манчестере (1801), которое решалось в виде восьмиэтажного чугунного каркаса, а также доки в Ливерпуле и Лондоне. В Англии появились чугунные конструкции соборов уже в 80 — х годах XVIII в., например в Ливерпуле.

Чугун обычно использовался в соответствии с традиционными конструктивными представлениями и методами возведения сводов, что придавало постройкам массивный характер.

Дальнейшее развитие конструкций из железа связано с Францией, где сначала железо использовалось как вспомогательный материал, а позднее, после разработки законов статики, — как основной создающий собственный образ архитектуры.

Оранжерея ботанического сада в Париже (1833, автор Руо), видимо, является первой постройкой, возведенной только из железа и стекла. Почти одновременно была построена оранжерея в парке Ледницкого замка (1845, автор Девьен).

Чаще всего они использовались в сооружениях с большим внутренним пространством, таких как выставочные дворцы и другие зальные постройки.

Во второй половине XIX в. происходит дальнейшее развитие конструкций подвесных мостов, особенно после изобретения вантовых конструкций; их зрелым примером являются Бруклинский мост в Нью — Йорке и мост над Ниагарским водопадом (1869 — 1883), реализованные по проекту инженеров Д. и В. Рёблингов

Читать по теме:

 Архитектурные стили

Читайте также:  Старо-калинкин мост в санкт-петербурге

Источник: http://tehlib.com/arhitektura/romantizm/

Романтизм и эклектика (историзм) в архитектуре России XIX века. «Северный модерн» Петербурга

Романтизм — (фр. romantisme) — идейное направление в художественной культуре конца XVIII —1-й пол. XIX в.

Зародившись в Англии, Романтизм в архитектуре был обращён в противовес рационализму и упорядоченному классицизму к стилистическим формам средневекового зодчества (романское, готическое) и наиболее широкое распространение получил в садово-парковом искусстве (живописная планировка, схожая с естественным ландшафтом, криволинейные очертания искусственных водоёмов, гроты, руины, водопады, беседки, отражавшие романтику старины). Распространение идей романтизма в европейской архитектуре 1-й пол. XIX в., наряду с паркостроением, сказалось на облике доходных жилых домов, общественных и дворцовых зданий, где использовались художественные формы прошлых стилей. Зодчество России этого периода характеризуется крайней пестротой художественных направлений, как, например, русско-византийские мотивы (Большой Кремлёвский дворец в Москве, 1839—1849 гг., арх. К.А. Тон), готические формы (капелла в парке Александрия, г. Петродворец под Санкт-Петербургом, 1831—1834 гг., арх. К.Ф. Шинкель) и др.

В период романтизма на базе стилевой архитектуры складываются также новые жанры архитектурного творчества, рассчитанные на удовлетворение общенародных потребностей,— городской общественный парк и город-курорт.

Сооруженный в духе национального средневековья храм, оставаясь культовой постройкой, соотносится с комплексом понятий, выражаемых словосочетанием «храм нации». Нация превращается в некое абсолютное по своему значению и ценности понятие, уподобляемое сакральным ценностям средневековья.

Новая содержательно-идеологическая функция культовых сооружений полнее всего выражается в храмах-памятниках, мемориальных сооружениях нового типа, совмещающих в себе черты собственно храма, музея и памятника.

В эпоху романтизма именно храмы ранее всего становятся всеобщим выражением и символом народности и национальности в архитектуре. С храмом, сооруженным в духе национального средневековья, ассоциируются дух и нравственная идея народа.

Чугун обычно использовался в соответствии с традиционными конструктивными представлениями и методами возведения сводов, что придавало постройкам массивный характер

историзм

Ранняя эклектика А. И. Штакеншнейдера — частный дом-дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-ПетербургеЭклектика (эклектизм, историзм) в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830-е-1890-е гг.

Использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль) называют эклектикой в советской и российской практике.

В зарубежном искусствоведении употребляются не несущие негативной окраски термины романтизм (для второй четверти XIX века) и боз-ар (для второй половины XIX века). Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства.

Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках.

Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

«Пусть совокупится более различных вкусов. Пусть в одной и той же улице возвышается и мрачно готическое, и обременённое роскошью украшений восточное, и колоссальное, египетское, и проникнутое стройным размером греческое… Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную, однообразную стену…» Н. В. Гоголь, «Об архитектуре нынешнего времени», 1831

Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский» и «александровский» этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

В одном квартале: храмовая, коммерческая (cлева) и муниципальная эклектика (Cправа: нынешнее здание Роснефти было построено как Дом дешёвых квартир имени Бахрушина)

Ранняя эклектика А. И. Штакеншнейдера — частный дом-дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге

Крупнейшие мастера эклектики в российской архитектуре:

Первый этап

o Быковский, Михаил Дормидонтович

o Тон, Константин Андреевич

o Штакеншнейдер, Андрей Иванович

* второй этап

o Быковский, Константин Михайлович

o Каминский, Александр Степанович

o Клейн, Роман Иванович

o Парланд, Альфред Александрович

o Померанцев, Александр Никанорович

o Чичагов, Дмитрий Николаевич

Северный модерн в Санкт-Петербурге

Развитие стиля «Северный модерн» в Санкт-Петербурге находилось под влиянием шведской и финской неоромантической архитектуры. Проводником идей от первого источника стал представитель шведской диаспоры Петербурга Федор (Фридрих) Лидваль.

Здания, построенные по его проектам в период с 1901 по 1907 год, и особенно принадлежавший семье Лидвалей жилой комплекс на Каменноостровском проспекте, стали качественной альтернативой распространению в Петербурге немецкого и австрийского (сецессион) вариантов модерна.

Отмечено влияние на становление творческой манеры Лидваля таких крупных представителей неоромантизма в Швеции как Ф. Боберг и Г. Классон. Другим важным вкладом в формирования стиля на раннем этапе стала постройка по проектам Роберта Мельцера особняков на Каменном острове.

Немногим позднее влияние более эпатажной финской архитектуры стало основным. В таких знаковых постройках как дом Путиловой на Большом проспекте П.С. (арх. И. Претро) и здании страхового о-ва Россия на Бол. Морской улице (арх. Г.

Гимпель) — оба 1907 года постройки, зодчие прибегли к прямому цитированию из работ своих финских коллег, что впрочем не преуменьшает высоких художественных качеств этих произведений. В период второй половины десятилетия «северный модерн» стал основным течением в архитектуре Петербурга, привлекая к себе силы молодых архитекторов.

Именно с этим временем связаны основные достижения Николая Васильева, последовательного приверженца романтической темы с индивидуальным видением стиля. Это фасад дома А. Бубыря на Стремянной улице и окончательный проект Соборной мечети, в суровом облике которой «северная» тема преобладает над восточными мотивами.

В последующие годы «северный модерн» подвергался резкой критике, порой шовинистического характера. Так называемый «чухонский модерн» был противопоставлен неоклассике, как подлинно национальному (имперскому) стилю.

Тем не менее, появляются новые постройки, в которых прежняя декоративность уступает место рациональной архитектуре. Вместо мелкого орнаментального и скульптурного декора романтический образ формируется за счет пластики сочетания крупных объемов фасада – эркеров, балконов и силуэта кровли.

Особый интерес вызывают доходный дома, построенных в 1910 – 12 годах по проектам Алексея Бубыря, и среди них – дом Капустина в панораме реки Фонтанки.

Избранные постройки:

• Доходный дом Лидвалей, 1901—1904; Ф. Лидваль — Каменноостровский проспект, 1 — 3

• Доходный дом И. фон Бессера, 1904; А. Шульман — Владимирский пр., 19

• Особняк В. Савицкого, 1904—1905; Н. Васильев — г. Пушкин, Московская ул., 15

• Особняк Фолленвейдера, 1904—1905; Р. Мельцер — Каменный остров, Большая аллея, 13

• Доходный дом Мельцеров, 1904—1905; Ф. Лидваль — Большая Конюшенная ул., 19, Волынский пер., 8

• Доходный дом Ю.П. Коллана, 1904—1905; Ф. Лидваль — Большой проспект Васильевского острова, 92

• Особняк Р. Мельцера, 1904—1906; Р. Мельцер — Каменный остров, Полевая аллея, 6-8

• Доходный дом Страхового общества «Россия», 1905—1907; А. Гимпель, В. Ильяшев — Большая Морская ул., 35

• Доходный дом Т. Путиловой, 1906—1907; И. Претро — Большой проспект Петроградской стороны, 44

• Доходный дом А. Бубыря (Угрюмовых), 1906—1907; Н. Васильев, А. Бубырь — Стремянная ул. 11

• Доходный дом А. Циммермана, 1906—1907; Ф. Лидваль — Каменноостровский пр., 61

• Доходный дом В. Васильевой, 1907; Л. Ильин, Р. Клейн — Загородный пр., 66, Подольская ул., 1

• Жилой комплекс Финляндской железной дороги, 1907—1908; Ф. Миритц, И. Герасимов — Боткинская ул., 1

• Дом Товарищества по устройству жилья Петровского коммерческого училища, 1907—1908; А. Владовский — Малый проспект Петроградской стороны, 32

• Доходный дом К. Маркова, 1908; К. Марков — Большой пр. П. С., 67, ул. Графито, 2

• Дом Товарищества для устройства постоянных квартир, 1910; А. Зазерский — Бол. Посадская ул., 1, Мал. Посадская ул., 10

• Доходный дом М. Воейковой, 1909—1910; С. Минаш — Невский проспект, 72

• Доходный дом В. Кончиелова, 1910; К. Н. де Рошефор — Исполкомская ул., 5

• Техническая школа при Обуховском сталелитейном заводе, 1910(?); Ф. Лумберг — пр. Обуховской Обороны, 257

• Доходный дом Э. Нобеля, 1910—1911; Ф. Лидваль — Лесной пр., 20

• Доходный дом Р. Бернштейна, 1910—1911; Д. Крыжановский — Каменноостровский проспект, 54, ул. Профессора Попова, 31

• Доходный дом В. Маркозова, 1909—1912; Е. Гонцкевич — Лиговский проспект, 63

• Доходный дом Дальберга и Кохендерфер, 1910—1912; А. Дальберг, К. Кохендерфер — наб. реки Карповки, 8, Большой пр. П. С., 106

• Доходный дом К. Капустина, 1910—1912; А. Бубырь — набережная реки Фонтанки, 159, Климов пер., 9

• Доходный дом М. П. Толстого, 1910—1912, Ф. Лидваль — ул. Рубинштейна, д.15-17; набережная реки Фонтанки, дом 54

• Доходный дом Е. Барсовой, 1911—1912; Е. Морозов — Кронверкский проспект, 23

• Доходный дом Латышской церкви, 1911—1912; А. Бубырь — Загородный пр., 64

• Доходный дом С. Визлер, 1911—1912; А. Бубырь — Ковенский пер., 23, ул. Радищева, 10

• Доходный дом С. Трайнина, 1912; И. Претро — набережная канала Грибоедова, 158

• Доходный дом А. Захарова, 1912—1913; А. Захаров — Клинский пр., 17, Серпуховская ул., 19

• Жилой комплекс Бассейного товарищества собственников квартир (Бассейный кооператив), 1912—1914; Э. Виррих, А. Зазерский, Н. Васильев, А. Бубырь — ул. Некрасова, 58-60, Греческий пр., 10-12, Фонтанная ул., 3

• Доходный дом О. Фогта и Б. Попова, 1913—1914; Н. Алексеев — 12-я линия Васильевского острова, 19

• Доходный дом А. Сагалова, 1913—1914; А. Лишневский — Лиговский проспект, 91, Свечной пер., 27

• Деревянная дача Г. Линден; Г.Д. Гримм, Петергоф, (не сохранилась);

• Деревянная дача М.С Воронина; Райвол, (не сохранилась);

• Вилла Л. Андреева, 1909; А. Оль, Чёрная речка, (не сохранилась);

«Северный» модерн не получил массового распространения. Но с ним связаны едва ли не самые яркие страницы петербургского дачного строительства начала ХХ в.

Правдивый язык естественных материалов — дерева и камня, заострённая стилизация мотивов средневековой и народной архитектуры Севера, органическая взаимосвязь с ландшафтным окружением — вот основные особенности, определившие региональное своеобразие этого стилевого направления[1

Источник: https://studlib.info/arkhitektura/1381769-romantizm-i-yeklektika-istorizm-v-arkhitekture-rossii-xix-veka-severnyy-modern-peterburga/

Ссылка на основную публикацию