Лютеранская церковь святого петра в санкт-петербурге

Лютеранская церковь Святых Петра и Павла в Санкт-Петербурге

Церковь Святых Петра и Павла (также известна как Петрикирхе, нем. Petrikirche) — лютеранская кирха, располагающаяся в Санкт-Петербурге (Невский проспект, 22-24).

Богослужения проходят регулярно по воскресеньям с 10:30 на немецком и русском языках. Настоятель прихода пастор Михаэль Шварцкопф одновременно является главой Северо-Западного пробства ЕЛЦЕР.

Также в здании церкви располагается канцелярия архиепископа Союза ЕЛЦ.

История здания

Начало существования

27 декабря 1727 г. царь Пётр II подарил немецкой лютеранской общине землю на пустынной территории у Невской перспективы между Большой и Малой Конюшенными улицами. Здание церкви было заложено 29 июня 1728 г., в день святых апостолов Петра и Павла. 14 (25) июня 1730 г.

, в день празднования 200-летия Аугсбургского исповедания, церковь торжественно освятили. Здание было кирпичным, имело деревянную башенку и вмещало 1500 человек. В 1737 г. рядом со зданием церкви были построены два дома, где разместились квартиры церковных служителей и школа.

В 1740 г. по приказу «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» были снесены все деревянные здания, выходящие на Невский проспект — главную улицу города, включая и два дома, принадлежавшие церкви Св. Петра. На их месте в 1747 г. по проекту К. Кемпфа построили новые, каменные здания.

В 1762 году на участке, принадлежавшем лютеранской общине, было построено двухэтажное здание лютеранской школы Петришуле, впоследствии пережившее множество перестроек, но сохранившееся до наших дней.

В начале 1832 г., когда церковное здание обветшало, община объявила конкурс на создание проекта новой церкви.

Лучшей из пяти представленных работ был признан проект Александра Брюллова, брата знаменитого художника Карла Брюллова. Старое здание снесли летом 1833 г., а 21 августа было заложено новое.

В день Реформации, 31 октября 1838 г., новую церковь освятили. В 30-е же годы архитектор Цолликофер перестроил оба дома, принадлежавшие общине.

Алтарь церкви украсила большая картина кисти Карла Брюллова, изображавшая распятие.

В нижней части алтаря находилось полотно Гольбейна-младшего «Иисус с Фомой неверующим», а по обе стороны — круглые изображения Святых Петра и Павла, также творения Брюллова. В 1840 г.

в церкви был установлен большой орган фирмы Валькер (Людвигсбург, королевство Вюртемберг). В 1863 г. в западной башне церкви появились колокола, изготовленные в Бохуме (Вестфалия), а в 1864 г. церкви были пожертвованы 2 витража.

Первая реставрация 1880—1890-х гг

Между тем церковное здание пришло в аварийное состояние, так как слишком мягкий грунт и разница в давлении на него привели к осадкам стен и появлению в них трещин. В 1881 г. церковный совет обратился за помощью к профессору Р. Б.

 Бернгарду, известному знатоку церковно-строительной техники. Он одним из первых разработал метод математического расчёта устойчивости церковных сооружений. Летом 1883 г.

Бернгард частично исправил положение с помощью стальных затяжек, и со временем состояние конструкции стабилизировалось.

В 1895—1897 гг. внутренний интерьер церкви в ходе капитального ремонта был сильно изменён по проекту архитектора Максимилиана Месмахера.

Целью этих изменений было приведение элементов интерьера к единству, так как романские, готические, ренессансные и античные мотивы плохо гармонировали друг с другом.

Перед церковью установили фигуры апостолов Петра и Павла — копии скульптур работы знаменитого датского ваятеля А. Торвальдсена. В 1910 году оба здания, принадлежавшие церкви и выходящие фасадом на Невский проспект, были надстроены на два этажа.

Советский период

После революции многие прихожане кирхи эмигрировали из Петрограда/Ленинграда, оставшихся верующих преследовали коммунистические власти.

В 1937 году кирха была закрыта, пасторы Пауль и Бруно Райхерты арестованы, а в 1938 г. расстреляны.

В 1938 г. в здании церкви был устроен склад театральных декораций, потом склад овощей. В 1958 г. началась перестройка здания под плавательный бассейн, который открыли в 1962 г. При этой перестройке была изменена планировка, полностью переделан интерьер, погибли остатки настенных росписей.

Современная история здания

Снаружи здание сохранилось в целом хорошо. В 1994 г., после возвращения здания церкви верующим, была отреставрирована фигура ангела над фронтоном. Намного серьёзнее дело обстояло с внутренними помещениями церкви. Во-первых, вся нижняя часть церковного зала была занята бетонной чашей бассейна.

Во-вторых, разница в давлении на грунт привела к неравномерным осадкам стен здания и образованию трещин, усугубленному устройством бассейна. В-третьих, при реконструкции 1990-х гг была нарушена историческая система кирпичных сводчатых перекрытий, что привело к появлению трещин раскрытием до 10 мм.

Архитектурная концепция была разработана рабочим союзом Сабины и Фрица Венцелей по поручению Банка восстановления и развития во Франкфурте по согласованию с Министерством внутренних дел Федеративной Республики Германии. На месте план воплотил руководитель отдела реставрации ЕЛЦ И. Шарапан.

Однако при реконструкции, осуществленной в 1990-е гг были нарушены системы уникальных кирпичных сводов. В теле т. н. обратных сводов пробиты отверстия большого диаметра для прохождения металлических колонн нового перекрытия.

Данное обстоятельство многократно усложняет задачу приведения архитектурного облика церкви к историческому.

Новый пол расположен на 4 метра выше прежнего, под ним всё ещё находится чаша бассейна. Удалить её не представляется возможным без проведения комплексных изысканий и разработки проекта усиления конструкций. Снижение высоты зала очень чувствуется, из-за этого испорчена акустика, теперь приходится использовать микрофоны.

История общины

Немецкая лютеранская община старее здания церкви. Немцы-лютеране населяли Петербург с самого его основания. Первоначально они собирались на свои молитвенные собрания в доме вице-адмирала Корнелия Крюйса на территории нынешнего Эрмитажа. Богослужения тогда проводил пастор Вильгельм Толле.

В 1709 году во дворе дома Крюйса была возведена маленькая деревянная кирха, в которой собирались как немцы-лютеране, так и голландцы-реформаты со всего Адмиралтейского острова, где находилась Немецкая слобода. Датой основания общины считается 1710 год.

Со временем возникла необходимость постройки отдельной большой кирхи, начало которой было положено в 1727 году с выделения участка под её строительство. Первым пастором Петрикирхе стал Генрих Назиус (1687-1751).

25 июня 1730 года пастор Генрих совершил торжественное богослужение в здании деревянной кирхи в честь годовщины Аугсбургского исповедания.

В 1760—1762 гг. было построено новое здание церковной школы. Царствование Екатерины II, благоволившей к своим соотечественникам-немцам, очень хорошо сказалось на жизни общины. Императрица вносила пожертвования в церковную казну и взяла школу под своё покровительство. К 1794 году в лютеранской общине Петрикирхе насчитывалось 2 тыс. причастников.

Читайте также:  Архитектор джиованни фонтана - биография, фото, творения

В 1820 г. при церкви был открыт воспитательный дом для мальчиков-сирот из числа прихожан. C 1833 по 1838 году приход собирался на богослужения в здании Финской лютеранской церкви.

После постройки нового церковного здания в нём разместилась Генеральная Консистория Евангелическо-Лютеранской Церкви России. В 1841 г. при церкви был создан воспитательный дом для девочек-сирот, в 1843 г. — Общество попечительства над бедными.

В особые дни в церкви Св. Петра проводились совместные богослужения для всех лютеранских общин Петербурга.

После революции 1917 г. многие прихожане церкви Св. Петра эмигрировали из России. Наблюдалось стремительное падение численности общины. Если в 1914 году в приходе числилось 16 тыс. человек, то к 1930 году только 4 тыс. Церковное здание и остальная недвижимость (2 дома и 2 флигеля рядом с церковью и т. д.) были национализированы, репрессии усиливались. В 1932 г.

пастором стал Пауль Райхерт, ему помогал его сын Бруно Райхерт. Они были арестованы в 1937 г. и в следующем году расстреляны. В декабре 1937 г. церковь была закрыта. Убранство церкви, представлявшее художественную ценность, было конфисковано и попало в запасники музеев. Алтарная картина «Распятие» Карла Брюллова до сих пор находится в Русском музее (в 2007 г.

в церковном зале появилась уменьшенная копия картины).

Современность

В 1989 году была воссоздана лютеранская «немецкая община», которая сначала проводила свои богослужения в Пушкинской кирхе. Лидерами немецкой общины были А. Биттнер, Ю. Левенстерн, К.Шперлинг. По их инициативе из Риге в качестве пастора приезжает Йозеф Баронас.

В июне 1990 года проходит учредительный съезд общины в библиотеке Маяковского. В 1992 г. немецкий приход А. А. Битнера с пастором Лотихиусом покидает г. Пушкин – Царское Село и собирается в храме св. Анны на Кирочной улице, где еще действует кинотеатр «Спартак».

31 октября 1992 г. состоялось первое богослужение в соборе свв. Петра и Павла. Здание было официально возвращено верующим в июне 1993 г., однако процесс реконструкции здания затянулся до 1997 года, когда оно было торжественно переосвящено 16 сентября. Община церкви св. Анны переехала в Петрикирхе в результате чего появилось название: «община св. Анны и св. Петра».

В 1993 г. третий этаж административной (задней) части здания был оборудован для создания германо-российского центра встреч, задачей которого является возрождение и развитие культурного наследия российских немцев и ведение диалога между немцами и представителями других национальностей.

К 2003 году община собора (нем. Deutschen evangelisch-lutherischen St.-Annen- und St.-Petri-Gemeinde) состояла из 700 прихожан, а в 2013 — 650.

Община регулярно организует благотворительные концерты и в музей «Катакомбы» (1 этаж), а также проводит курсы по изучению немецкого языка. При приходе действуют библейские семинары, кружки рукоделия, «комната одежды» (магазин «секонд-хенд»), «диакония» (шефство над престарелыми членами прихода), совет общины, совет сеньоров.

Пасторы

  • Генрих Готлиб Назиус (нем. Heinrich Gottlieb Nazzius) (1710-1730)
  • Иоганн Фридрих Северин (нем. Johann Friedrich Severin) (1732-1740)
  • Николаус Бютцов (нем. Nicolaus Butzow) (1752-1754)
  • Антон Бюшинг (1761-1765)
  • Адольф Штирен (1860-1884)
  • Александр Ферман (конец XIX вв.)
  • Гельмут Ганзен (1924-1929)
  • Генрих Берендтс (1929-1932)
  • Пауль Райхерт (1933-1937)
  1. Франк Лотихиус (нем. Frank Lotichius) (1992-1995)
  2. Хервиг Шмидтпотт (1995)
  3. Хайнц Китцка (нем. Heinz Kitzka) (1995-1999)
  4. Кристоф Эрихт (1999-2002)
  5. Ханс Герман Ахенбах (нем. Hans Hermann Achenbach) (2002-2009)
  6. Маттиас Цирольд (нем. Matthias Zierold) (2010-2013)
  7. Михаэль Шварцкопф (с 2013)

Источник: https://tropki.ru/rossiya/leningradskaya-oblast/sankt-peterburg/lyuteranskaya-tserkov-svyatyh-petra-i-pavla

Евангелическо-Лютеранский Кафедральный храм святых апостолов Петра и Павла (Петрикирхе) в Санкт-Петербурге

Из нескольких десятков «немецких» храмов Санкт-Петербурга (храмов святой Анны, святой Екатерины, святого Михаила, святой Марии и Немецкой реформатской церкви) Петрикирхе, существовавшая и неоднократно перестраивавшаяся с 1727 г., остается первой и главной.

Здание кирхи было первым в России зданием общественного назначения, в котором были применены новые приемы каркасно-стенового строительства. Церковь была перекрыта кирпичным сводом, опирающимся на кирпичные столбы.

В ее боковых нефах устроены боковые трехъярусные балконы, которые поддерживались тонкими чугунными колоннами. Балконы и чугунные столбы стали прототипом моногоярусного каркаса. Община храма являлась самой привилегированной и наиболее многочисленной среди лютеранских общин северной столицы.

Её членом был, например, Бурхард Кристоф фон Миних. Пасторы до середины XIX в. были выходцами из Германии.

Храм является центром архитектурного ансамбля Немецкого квартала (пустынная территория у Невской перспективы между ул. Большой и Малой Конюшенными), отданного Петром II в 1727 г. немецкой лютеранской общине Санкт-Петербурга под строительство храма. В 1728 г. по ходатайству и проекту Б.

Х. Миниха (окончательная отделка И. Я. Шумахера) и при поддержке А.И. Остермана был заложен 29 июня 1728 г., в день святых апостолов Петра и Павла, первый храм (освящен в 1730 г.) — двухэтажная базилика с башней над входом с южной стороны. Здание было кирпичным и вмещало 1500 человек.

В 1737 г. рядом были возведены два дома, где размещались священнослужители и школа. В 1760-1762 гг. было построено новое здание церковной школы. Екатерины II, поддерживавшая соотечественников, взяла школу под своё покровительство. В 1820 г.

был открыт воспитательный дом для мальчиков-сирот. В новом здании разместилась Генеральная Консистория Евангелическо-Лютеранской Церкви России. В 1841 г. создан воспитательный дом для девочек-сирот, в 1843 г. — Общество попечительства над бедными.

К началу XIX в. здание, как и два смежных первых деревянных дома, снесенных ранее, обветшало, стало мало и было снесено в 1833 г. под строительство нового храма. Была сохранена сложившаяся в XVIII в.

Читайте также:  Неоготика и черты романтизма в архитектуре санкт-петербурга

композиция застройки участка (в глубине кирха, перед ней два симметричных жилых дома, выходящих на Невский проспект). В глубине двора -здание бывшего Петершуле, в одном из домов — книжные магазины А. Ф. Смирдина (1832—1845 гг. ) и Н. А.

Серно-Соловьевича (1861—1862 гг.).

В начале 1832 г., общиной был объявлен конкурс на проекта новой кирхи. Лучшим из пяти проектов был признан проект архитектора А.П. Брюллова, брата знаменитого художника К.П. Брюллова.. Старое здание снесли летом 1833 г., а 21 августа было заложено новое. В день Реформации, 31 октября 1838 г.

, храм был освящен. В 1830-е гг. архитектор Цолликофер перестроил оба дома, принадлежавшие к этому времени общине. Здание Петрикирхе было расположено в центре площади, построено в стиле классицизм.

В нем присутствовали и черты, напоминающее средневековую романскую эстетику храмов Западной Европы X – XI вв.

Главный фасад, выдержанный в строгом стиле, прорезан аркой портала, имеет открытую аркаду лоджии во втором этаже и четыре горельефа с изображением евангелистов (1836 г., скульптор Т.Н.

Жак), фланкирован двумя трехъярусными симметричными башнями, создающими эффект устремленности вверх. Над аттиком между башнями размещена скульптура ангела с крестом в руках (скульптор И. Герман, 1838 г.).

На церковных башнях установлены два циферблата, с приводным механизмом (мастер Дитмар 1837 г.) и в виде солнечных часов (действовали до 1938 г.).

С 1864 г. одна из башен имеет два колокола (бронза, г. Бохум, Германия), сохранившихся по сей день. У входа в церковь имелись статуи апостолов Петра и Павла (1834 г., итальянский мастер А.

Трискорни) из каррарского мрамора. Готические светильники (железо) выполнены были по эскизу А.Брюллова. Притвор церкви стилизован под романский стиль. Массивная дверь из дуба была изготовлена в 1851 г.

по рисунку архитектора Г. Боссе.

Архитектор А. П. Брюллов выполнил зал с использованием «романо-готических» элементов, разделил его колоннами на нефы с эмпором, цвет стен был светло-желтым, что зрительно увеличивало объем. Он разделен четырьмя гранитными столбами на три нефа.

Три яруса боковых галерей опирались на тонкие чугунные колонны и были оформлены чугунными решетками. Интерьер по эскизам Брюллова расписал И. Дроллингер, резные работы выполнял П. Кретан.

Выдержаны были минимализм в декоративной отделке, симметрия в интерьере.

Высота зала составляла 18,4 м., его площадь — 924, 5 кв.м. Одновременно здесь могло разместиться 3000 верующих. В выполненный в барочной эстетике алтарь в 1836 г. разместили «Распятие Христа» Карла Брюллова (ныне находится в Русском музее). С 2006 г.

в храме была повторно размещена его копия. Здесь же, в нижней части алтаря, была помещена перенесенная из старой церкви картина на дереве «Иисус с Фомой Неверующим и учениками», приписываемая Гансу Гольбейну Младшему. По обе стороны — круглые изображения свт.

Петра и Павла (К.П. Брюллов).

В 1864 г. в окнах появились витражи, четыре из которых выполнил С. Кельнер. В 1840 г. в храме установили орган фирмы Wakcher из Людвигсбурга. На этом органе занимался у церковного органиста композитор П.И. Чайковский.

Здание быстро пришло в аварийное состояние из-за мягкого грунта, разница в давлении привела к неравномерной просадке стен и появлению трещин. В 1881 г. община обратилась к профессору Р.Б.

Бернгарду, знатоку храмовой строительной техники, одним из первых разработавшему метод математического расчёта устойчивости храмовых сооружений. Летом 1883 г.

Бернгард рассчитал введение стальных затяжек (и стальных стропил, изготовленных по проекту А. И. Кракау), состояние храма было стабилизировано.

Внутреннее убранство Петрикирхе также изменилось в 1890-е гг. (архитектор Максимилиан Месмахер). Целью этих изменений было приведение элементов интерьера к единству, так как романские, готические, ренессансные и античные мотивы плохо гармонировали друг с другом.

Перед церковью установили фигуры апостолов Петра и Павла — копии скульптур работы датского скульптора А. Торвальдсена. На галереях вместо решеток были выполнены резные дубовые ограждения. Органный хор расширили, пристроив к нему деревянный балкон на консолях.

По сторонам главного входа в зал были сделаны две боковые двери, заменены оконные переплеты и лестницы. Новая роспись, выполненная М.

Месмахером на стенах, сводах, арках, потолках хоров с готическими, ренессансными, греческими мотивами внесла византийское величие, роскошь.

В 1910 г. оба здания, принадлежавшие храму и выходившие фасадом на Невский проспект, были надстроены на два этажа. Богослужения в храме продолжались в 1920-е гг. В 1932 г. пастором стал Пауль Райхерт, ему помогал сын, Бруно Райхерт. Они были арестованы в 1937 г.

и в следующем году расстреляны. С этого времени здание использовалось под склад театральных декораций, затем овощехранилище. С 1955 по 1963 гг. храм перестраивался (архитектор А. П. Изоитко, инженер Л. Ф. Онежский).

Ценности были вывезены в Эрмитаж и другие музеи России.

После передачи здания Балтийскому морскому пароходству в 1955 г. внутренняя отделка, росписи М. Месмахера были уничтожены, алтарь разорен, оставались сохранными объем зала, сводчатые покрытия на гранитных пилонах и портал в вестибюле. Готический портал в вестибюле (архитектор М.

Месмахер, 1896 г.) был зашит коробом. С апреля 1963 по 1993 гг. в здании был размещен бассейн. Конструкция чаши с двумя десятиметровыми вышками для прыжков в зоне алтаря предусматривала поднятие ванны (25 м. на 12,5 м.). Под ней находились технические, вентиляционные устройства.

После возвращения здания приходу в 1993 г. разрушить бетонную чашу не удалось, так как при ее изъятии произошло бы разрушение всего здания. В 1990-е гг. в теле сводов были пробиты отверстия большого диаметра для прохождения металлических колонн перекрытия. Дополнительная разница в давлении на грунт привела к неравномерным осадкам стен здания и образованию трещин.

Читайте также:  Лофт-проекты санкт-петербурга

При реконструкции 1990-х гг. была нарушена историческая система кирпичных сводчатых перекрытий, что привело к появлению широких трещин. Была испорчена и акустика зала.

Программа спасения здания была разработана Сабиной и Фрицем Венцелями под эгидой Банка восстановления и развития Франкфурта и Министерства внутренних дел Федеративной Республики Германия, план реставрации реализовал руководитель отдела реставрации ЕЛЦ И. Шарапан.

Новый церковный зал был сооружен на стальной конструкции поверх чаши бассейна. В подвале храма до сих пор находится сама чаша, перекрывающая по высоте уровень пола так, что проход в зал возможен по боковой лестнице. Новый пол храма из керамической плитки и паркета на 4 м. выше, чем прежний. Сейчас зал насчитывает около 1200 мест.

В июне 1993 г. храм был полностью возвращен Евангелическо-Лютеранской Церкви России. Еще в 1991 г. в город был приглашен пастор Ф. Лотихиус из Гамбурга. Снаружи здание было сохранным. В 1994 г.

, после возвращения здания общине, была отреставрирована фигура ангела над фронтоном. В 1997 г. состоялось торжественное открытие Петрикирхе после реконструкции. После расчистки и реставрации в 2000 г.

на портале храма обнаружены резьба, позолота и полихромная роспись.

В вестибюле храма проходят выставки. Имеются 22 копии портретов пасторов (В.Толе, Нацциус, Бюшинг, Ланге, Фесслер, Фроман и др.), работавших в Петрикирхе до 1938 г. (с оригиналов, хранящихся в фондах Эрмитажа).

В настоящее время галерея портретов дополнена фотопортретами пасторов, служивших в Петрикирхе с 1991 г. На верхнем этаже зала также располагаются выставки, например «Стрельнинская немецкая колония под Санкт-Петербургом (200-летию основания посвящается)», созданная в 2010 г.

на основе материалов из семейных архивов потомки жителей немецкой колонии.

В 2007 г. американский художник–импрессионист Мэтт Лэмб (Matt Lamb) вместе с группой единомышленников расписал стены подвала христианскими символами. Под алтарем была обустроена часовня и установлен крест.

Сейчас подвал храма является ценным культурным объектом и называется в общине «Катакомбы». Стены крипт декорировал российский художник немецкого происхождения Адам Шмидт, прошедший депортацию, побег, сталинский лагерь.

Он является автором цикла полотен о судьбе его соотечественников в сталинской России: арест на квартире, низложение креста с церкви, высылка по этапу, «трудовая армия», тайное богослужение братской общины на дому, лагерь в Воркуте.

Подвальное помещение церкви-бассейна Петрикирхе, Кафедрального собора Евангелическо-Лютеранской Церкви России (ЕЛЦ) стало мемориалом жертвам репрессий и депортаций. В алтарной части слева находится учебный орган, переданный в дар общине Институтом церковной музыки города Герфорда, Германия.

В здании находятся канцелярия епископа и Центральное церковное управление Евангелическо-Лютеранской Церкви в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии (ЕЛЦ).

В 1993 г. третий этаж административной, задней, части здания был оборудован под Германо-российский центр встреч, задачей которого является возрождение и развитие культурного наследия российских немцев.

Фонд поддержки и развития русско-немецких отношений «Русско-немецкий центр встреч» при Петрикирхе: drb.ru.

Источник: https://www.culture.ru/objects/1697/evangelichesko-lyuteranskii-kafedralnyi-khram-svyatykh-apostolov-petra-i-pavla-petrikirkhe-v-sankt-peterburge

Лютеранская церковь Святого Петра в Санкт-Петербурге

Культовая архитектура неизменно привлекает к себе много внимания со стороны туристов за счет необычных форм и традиционно богатой отделки.

В полной мере верно это и в отношении лютеранской церкви Святого Петра в Санкт-Петербурге, также известной как Петеркирхе.

Несмотря на значительный ущерб, который был нанесен зданию в советские годы, сегодня в ней проходят богослужения, а элегантный фасад все также привлекает взгляды прохожих и туристов.

История церкви Святого Петра в Санкт-Петербурге

Первые лютеране появились в Петербурге через несколько лет после его основания. Петр I поощрял талантливых и предприимчивых переселенцев вне зависимости от их происхождения и вероисповедания, а потому уже в двадцатых годах восемнадцатого века в молодом городе жила внушительных размеров община, а в июне 1730 неподалеку от Невской Перспективы была освящена новая кирха.

За сто лет церковь из кирпича и дерева сильно обветшала, а потому 1832 году был объявлен конкурс проектов нового здания. В нем победил архитектор Александр Брюллов, брат знаменитого художника.

Его проект пришелся по вкусу жюри за счет гармонии форм, сочетавших в себе романский и классический стили с элементами готики. А 31 октября – в День Реформации – 1838 года Петеркирхе освятили.

Два года в церкви установили орган, а в 1863 – на западной башне повесили колокола.

Церковь Святого Петра в советские годы

В девятнадцатом веке лютеранская община Санкт-Петербурга росла и жертвовала кирхе Святого Петра внушительные суммы, а также разнообразные ценности. В частности, в 1864 году церковь получила от благотворителя два витража. Однако, уже в конце века появились проблемы со зданием, а с приходом советской власти началась черная полоса в истории Петеркирхе.

В 1938 году на волне национализации церковь была закрыта и разграблена. Образа и внутреннее убранство разошлись по музеям, а орган пропал бесследно.

В дальнейшем помещение использовалось как склад, а в шестидесятых годах в нем открыли плавательный бассейн, существенно повредив конструкции.

Даже после возвращения церкви Святого Петра лютеранской общине нанесенный урон восстановлен не был. В частности, пришлось оставить чашу бассейна, из-за чего сильно ухудшилась акустика.

Петеркирхе сегодня

В июне 1993 года церковь Святого Петра была передана петербургской евангелическо-лютеранской общине и объявлена кафедральным собором. Тогда же была проведена и очередная реставрация, в результате которой фасад привели к виду, близкому к первоначальной. В частности, восстановили статую ангела над входом.

Однако, внутреннее убранство Петеркирхе так и не обрело исторический облик. Это связано с большим ущербом, нанесенным устройством бассейна, а также возрастом здания, построенного на мягком грунте. В прочем, кирху Святого Петра по мере возможного реконструируют. Потому церковь постепенно приобретает первоначальный внешний вид и снова служит местом собрания лютеранской общины.

Источник: http://ptr.portalglobus.ru/category/subcategory/1893

Ссылка на основную публикацию