Дворец разумовского в санкт-петербурге

Дворец Разумовского на Мойке

Фото дворца Разумовского на Мойке

Время: 10:00-19:00.

Стоимость: взрослые – 450 руб.; школьники и студенты – 250 руб.

Дворец был построен из дерева в 1739 г. по проекту Бартоломео Растрелли для одного из приближенных Императрицы Анны Иоанновны. После того, как на престол взошла Елизавета Петровна, бывший владелец был отправлен в ссылку, а здание перешло в казну. В 1749 г.

Елизавета пожаловала здание Кириллу Григорьевичу Разумовскому, являющемуся на тот момент президентом Академии наук. В 1760 г.

, будучи деревянным и полуразрушенным, дворец был растаскан крестьянами по домам всего за 3 дня после объявления в газете «Санкт-Петербургские ведомости», в котором говорилось о том, что желающим разобрать дом необходимо явиться в домовую канцелярию. В 1762 г. здание вновь начало возводиться, но уже из камня. К 1766 г.

на набережной Мойки красовался дворец в стиле раннего классицизма с едва уловимыми чертами барокко. Он являл собой классическую городскую усадьбу, территория которой была отделена от набережной высоким каменным забором. Сегодня же это здание занимает РГПУ имени А. И. Герцена.

Интересные факты о дворце

Фасад памятника архитектуры запомнится посетителям своим внешним видом: выступающий ризолит по центру здания с шестью колоннами, ступенчатый аттик, резная лепнина, барельефы и фигурные наличники. Такой же красотой могут похвастаться и парадные ворота, выходящие на набережную, сооруженные в 1760-е года.

Однако, если внешняя красота полностью соответствует стилистике того времени, то о внутреннем убранстве этого сказать нельзя. Слишком частые смены владельцев и властей создали интерьер в эдаком стиле фьюжн, в котором что-то от старинных и классических стилей, что-то – от современных. Поэтому подлинных интерьеров во дворце давно не осталось.

Дворец Разумовского на Мойке имел штат в 260 единиц обслуживающего персонала. Здесь проводились балы и маскарады, а по праздникам граф не жалел средств на раздачу милостыни, за которой сюда набивалось порядка 2000 человек.

После отъезда графа из города в 1798 г. здание отошло в казну, а затем использовалось под нужды Воспитательного дома для сирот. С 1837 г. в здании помещался женский Сиротский институт, откуда стали выпускаться первые педагоги. С 1903 г. учреждение получило звание Императорского Женского педагогического института и стало первым в России учреждением педагогической направленности.

После 1918 г. здесь возникли Первый, Второй и Третий институты, а в 1920-х годах их объединили и на их базе создали единый Ленинградский ГПИ им. А. И. Герцена.

На данный момент здание является объектом культурного наследия, включенного в Единый реестр РФ.

Дворец сейчас

Дворец был отдан Российскому педагогическому университету им. Герцена. В здание можно попасть только в будние дни. Здесь также находится библиотека университета и музей РГПУ. Для внешнего осмотра дворец доступен круглосуточно.

Проход со стороны Мойки ко дворцу закрыт. Чтобы попасть к фасаду здания, нужно пройти сквозь Воронихинский сквер, обогнув несколько корпусов университета. Около дворца расположен памятник К. Д. Ушинскому (установлен в 1961 году). Там же можно посидеть на лавочках и немного передохнуть.

Как добраться?

Ближайшая станция метро – «Невский проспект», идти на выход к каналу Грибоедова. Необходимо перейти на противоположную сторону Невского проспекта и обогнуть Казанский собор.

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/dvorec-razumovskogo-na-mojke/

Дворец Разумовского

В 1739 году на этом участке по проекту Ф. Б. Растрелли был построен деревянный дворец для графа Рейнгольда-Густава Левенвольде, приближённого императрицы Анны Иоанновны. Рядом находилась усадьба его любовницы Н. Ф. Лопухиной, потому Левенвольде и выбрал этот участок.

После прихода к власти императрицы Елизаветы Петровны Левенвольде был отправлен в ссылку, а дворец перешёл в казну. В 1743 году она подарила усадьбу своему бывшему фавориту А. Я. Шубину.

Однако Шубин, как бывший фаворит, посчитал для себя небезопасным находиться в Санкт-Петербурге, потому уехал из столицы.

В 1749 году участок перешёл во владение гетмана Украины и президента Академии наук Кирилла Григорьевича Разумовского. В 1760 году деревянное строение из-за ветхости было разобрано. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» находилось следующее объявление: «Графа К. Г.

Разумовского деревянный дом на каменном фундаменте желающим разобрать, перевезти и поставить на Крестовском острову… явиться могут в домовой канцелярии». В 1762 году архитектор А. Ф. Кокоринов начал строить новое каменное здание. К 1766 году работу закончил Ж. Б. Валлен-Деламот.

На территории усадьбы до сего дня сохранился участок сада. Со стороны Казанской улицы его ограждает решётка Казанского собора. Дворец Разумовского был известен своими балами и маскарадами. Штат прислуги здесь насчитывал 260 человек.

На праздники граф устраивал раздачу милостыни, на которую сюда собиралось до двух тысяч человек.

В 1781 году Разумовский продал свой дворец польскому графу К. П. Браницкому и уехал из Санкт-Петербурга. Граф Браницкий прожил здесь до 1798 года, после чего уехал из России. Дворец Разумовского был продан в казну за 450 000 рублей. Только что выкупленный дворец был передан Воспитательному дому, созданному по указу Павла I от 2 мая 1797 года.

Покровительствовала ему жена императора Мария Фёдоровна, первым руководителем стал И. И. Бецкой. Воспитательный дом предназначался прежде всего для обездоленных детей: сирот-подкидышей, инвалидов. На фасадах зданий и на арке у входа можно видеть скульптурное изображение пеликана. Это символ, отражающий предназначение находящегося здесь учреждения.

В 1797 году Воспитательному дому был передано соседнее здание — дом №50 на набережной Мойки. В 1798 году для Воспитательного дома году помещения дворца Разумовского были перепланированы. В 1829-1834 годах здесь по проекту Д. Квадри и П. С.

Плавова была построена домовая церковь и двухэтажный лазаретный корпус, надстроенный в 1842-1844 годах третьим этажом. Боковые флигеля перестраивались в 1831-1834 годах.В 1837 году Воспитательный дом был преобразован в Сиротский женский институт (с 1885 года — Николаевский сиротский институт). Его воспитанницы получали профессию педагога.

В 1903 году на здесь было образовано первое в России педагогическое учреждение — Императорский Женский педагогический институт.

В 1839-1842 годах для института был построен новый корпус (наб. р. Мойки, 50). В 1868 году перед ним был установлен памятник И. И. Бецкому работы А. Лаверецкого, копия работы датского скульптора Я. Замельгака. В 1918 году институт переименовали в Первый Педагогический.

Затем здесь же возникли Второй и Третий институты, другие самостоятельные учебные заведения. В 1922-1925 годах на их базе был создан Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. В 1961 году перед главным входом был установлен памятник выдающемуся русскому педагогу К. Д. Ушинскому (скульптор — В. В. Лишев).

В 1991 году учебное заведение получило статус Университета.

Источник: http://www.visit-petersburg.ru/ru/showplace/196978/

Дворец Разумовских в Петербурге (университет имени А.И. Герцена)

Санкт-Петербург манит своей красотой туристов из всех точек земного шара. Многие люди мечтают воочию полюбоваться дворцами, садами и набережными этого прекрасного города. Одним из подобных мест, куда стоит обязательно заглянуть, является дворец Разумовского на Мойке.

Дворец Разумовского в Санкт-Петербурге: история

Здание поначалу было построено из дерева. Архитектором выступил Растрелли. Участок был выбран графом Левенвольде из-за того, что неподалеку располагалась усадьба его любовницы.

Вскоре по приказу королевы Елизаветы Петровны владельца отправили в долгую ссылку. Здание перешло в казну и после передано Шубину. Но бывший фаворит посчитал Санкт-Петербург небезопасным местом и уехал. Хозяином стал Кирилл Григорьевич Разумовский, президент академии наук.

Время беспощадно отнеслось к дворцу, который обветшал и был разобран. Кокоринов начал работу над новым проектом здания.  Работу окончил Валлен-Деламот в 1766 году.

Работа превзошла все ожидания: черты барокко в классицизме придавали зданию шарма и очарования. В здании проводилось множество балов и маскарадов, на которых присутствовали тысячи людей.

Однако внимание уделялось и бедным людям, которые ни за что не смогли бы попасть в эту сказку: все получали милостыню по большим праздникам.

Дворец графа Разумовского продавался и перепродавался долгие годы, пока он не стал Воспитательным домом под руководством Марии Федеровны, жены императора. Дети без родителей могли найти там приют. Скульптура пеликана являлась символом учреждения.

Планировка неоднократно менялась, чтобы детям было более удобно. Поступало очень много малышей, но по достижении десяти месяцев находилась приемная семья. За ребенком велось наблюдение большую часть его жизни, чтобы ничего страшного не случилось.

По приказу императора содержание поддерживалось от процентов дохода театров.

Роженицы могли по собственному желанию оставить ребенка под присмотром хозяев дома, их не спрашивали ни об отце, ни о причине, ни о личности.

Также важно было изучать языки, в особенности английский и французский.

Воспитанницы получали образование, под руководством преподавателей вели занятия в младших классах, музыке обучались особенно одаренные леди, и вскоре открылся женский педагогический институт.

Те, кто учились хуже остальных, с истечением определенного времени переводились в Николаевское училище, где продолжали обучение и готовились стать учительницами танцев или гимнастики.

Здесь же спустя время стали возникать новые институты, а на их базе создавался Государственный Педагогический университет имени Герцена.

Источник: https://spbinteres.ru/dvorec-razumovskix-v-spb.html

Дворец Разумовского

Дворец Разумовского

К немногим сохранившимся в Санкт-Петербурге образцам городских усадеб первой половины XVIII века с регулярными садами и дворцами, расположенными в глубине участков, относится и участок дворца Разумовского, составляющий часть территории, ныне занимаемой Институтом имени А. И. Герцена.

В 1730-х годах архитектор Б. Растрелли построил здесь для приближенного Анны Иоанновны, графа Левенвольде, большой деревянный дворец. Позднее усадьба перешла в собственность гетмана Украины и президента Академии наук К. Г. Разумовского.

В 1760 году старый дворец был разобран, и на его месте с 1762 года началась постройка нового каменного здания по проекту архитектора А. Ф. Кокоринова. Постройка была закончена в 1766 году архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом.

Дворец К. Г.

Разумовского — одно из лучших достижений русского зодчества 1760-х годов.

По плановой и объемной композиции, частично искаженной в результате перестроек, произведенных в XIX столетии, он близок к подобным сооружениям в загородных царских резиденциях.

Характерен доминирующий в композиции центральный массив и строго симметричное построение всего ансамбля, включающего главное здание и флигеля.

В композиции главного фасада основной акцент сделан на обработке центра, декорированного колоннадой из шести коринфских колонн, построенных над аркадой первого, цокольного этажа. Колоннаду венчают антаблемент и высокий ступенчатый аттик.

Читайте также:  История кабаре привал комедиантов в петербурге

В скульптурно-орнаментальном оформлении фасада широко использованы тонко прорисованные барельефы.

Не менее интересно задуман садовый фасад с сильно выступающими боковыми ризалитами, колоннадой из четырех коринфских колонн в центре и лепными деталями, повторяющими мотивы, использованные в декоративном оформлении главного фасада.

Парадный двор отделяла от проезжей части набережной высокая каменная ограда с монументальными воротами в центре.

Архитектурное решение ворот весьма своеобразно. Фасады ограды и ворот членятся ионическими колоннами. Над средней более широкой проезжей частью антаблемент лишен архитрава и изогнут в полуциркульную дугу.

После передачи дворца Разумовского в 1798 году Воспитательному дому, а затем Николаевскому женскому сиротскому институту здание неоднократно перестраивалось внутри.

Наиболее значительные работы были произведены в 1798 году.

В 1829–1834 годах к зданию пристроены домовая церковь и двухэтажный лазаретный корпус, надстроенный в 1842–1844 годах третьим этажом. Симметричные флигеля по сторонам парадного двора и на набережной Мойки, сооруженные одновременно с главным зданием, также неоднократно перестраивались.

Современный внешний облик они получили при перестройке в 1831–1834 годах.

Внутренняя отделка дворцовых помещений не сохранилась, кроме обработки перекрытия парадной лестницы. Падуги перекрытия украшены лепкой с двуглавыми орлами и путти, держащими гирлянды цветов.

На территории бывшей усадьбы сохранились остатки сада, созданного в первой половине XVIII века.

Со стороны Казанской улицы он огражден решеткой, исполненной по проекту А. Н. Воронихина.

Рейтинг материала:

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/dvorets-razumovskogo

Дворец Разумовского в Санкт-Петербурге

Сооружение имеет богатую историю, ему чуть меньше 3-х столетий. За это время оно несколько раз сменило хозяев и свое назначение. Однако внешний облик напоминает о временах постройки – колоннада в центре лицевой части, фасадные барельефы, лепнина.

Дворец Разумовского (Санкт-Петербург) — история

Проектирование и возведение относятся к 1739 года, тогда строение было деревянным и принадлежало приближенному Анны Иоанновны графу Левенвольде.

Когда власть сменилась, и на трон взошла Елизавета Петровна, первоначальный хозяин особняка был приговорен к ссылке, а нынешний Дворец Разумовского в Санкт-Петербурге стал казённым.

Спустя 4 года после постройки императрица решила подарить его некогда своему фавориту Шубину, который опасался за свою жизнь в статусе «вчерашнего протеже» и тут же покинул город на Неве. В 1749 году сооружение переходит во владение президента Академии наук Разумовского.

Через 10 лет после появления нового хозяина Дворец графа Разумовского в Санкт-Петербурге решают разобрать в силу его ветхости. В 1766 было построено новое здание. В те времена это место было знаменито своими балами. Количество прислуги в доме было более 250 человек. Праздники сопровождались здесь раздачей милостыни.

В конце XVIII века, после перепродажи, Дворец Разумовского на Мойке стал приютом, где жили дети-инвалиды, сироты и подкидыши. На входной арке и фасадах можно встретить напоминания об этом времени – изображения пеликана. В конце XVIII – начале XIX века сооружение было перепланировано – надстроен лазаретный корпус, возведен домовой храм.

В середине XIX века оно получило статус Сиротского женского института. Позже на базе Дворца Разумовского в СПб было образовано первое в стране учреждение педагогической направленности – Женский педагогический институт. В первой четверти XIX века на основе нескольких возникших институтов был организован педагогический институт им. А. И.

Герцена.

Интересные факты

Дворец находится в Госреестре объектов культурного наследия, являясь памятником культуры и истории.

В 60-е года XX века на территории был установлен памятник Ушинскому, который являлся основоположником научной педагогики, писателем и педагогом.

На балах у графа Разумовского могло присутствовать до 2000 человек гостей, что считалось чрезвычайно пышным празднеством. Дворец Разумовского в Санкт-Петербурге на карте

Здание расположилось на набережной Мойки, прямо у Зеленого моста. Перед посещением можно погулять по Невскому проспекту и насладиться красотой Казанского собора, находящегося в непосредственной близости. После осмотра достопримечательности – посетить Театр Эстрады им. Райкина. В 200 метрах – станция метро Адмиралтейская, в 100 метрах – остановка наземного транспорта.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/arkhitektura/dvorec-razumovskogo-v-sankt-peterbur/

Дворец Разумовского

Регион:

Все, Адлер, Анапа, Астраханская область, Астрахань, Валаам, Геленджик, Дагомыс, Ейск, Казань, Камчатка, Кижи, Крым, Лазаревское, Мацеста, Москва, Новороссийск, Петрозаводск, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Сочи, Хоста, Эссо, Южно-Сахалинск

далее: Природный парк Налычево

В Санкт-Петербурге на сегодняшний день осталось не так уж много городских усадеб, построенных еще в самом начале восемнадцатого века. В былые времена эти дворцы строились в глубине участка и окружались садами. Дворец Разумовского как раз и является одним из таких участков. Но часть его территории была передана педагогическому университету.

В тридцатых годах 18 века архитектору Растрелли было предложено нарисовать проект, по которому в последствии был сооружен дворец. Предназначался он для графа Левенвольде слывшего фаворитом императрицы Анны Иоанновны.

После того как к власти приходим Елизавета, этот человек попадает в немилость, а позже его вовсе выселяют.

Усадьба и дворец переходят в собственность Кириллу Григорьевичу Разумовскому, который являлся братом тайного муже Елизаветы Петровны, Андрея Григорьевича.

В 1760 году принимается решение о том, чтобы на месте старого деревянного дворца построить каменный. Архитектором этого проекта был известный на то время человек А. Ф. Кокоринов. В 1766 году, когда строительство наконец-то было закончено, дворец становится самым лучшим достижением зодчества России того времени.

Изначально его композиция была объемной и плановой. К сожалению, в 19 веке строение было несколько раз перестроено, в результате чего конструкция претерпела искажения, после чего дворец начинает напоминать загородную резиденцию царя. В основном внешне дворец мало изменился.

Центральный массив, как и прежде, доминирует в его композиции. Включающий флигели и главное здание ансамбль имеет довольно симметричное построение. Акцент главного фасада делается на центре, который декорируется колоннадой, состоящей из шести коринфских колонн, которые возвышаются над аркадой цокольного этажа.

Эту величественную колоннаду завершают ступенчатый высокий аттик и антаблемент. Барельефы прорисованы очень тонко и составляют часть орнамента фасада дворца. Также колоннадой из четырех коринфских колонн украшен и фасад дворца, выходящий к саду.

Характерной особенностью этого здания также являются очень заметно выступающие боковые ризалиты. Высокая каменная ограда с воротами в центре отделяет парадный двор дворца от речной набережной.

В 19 веке на территории усадьбы возводят домовую церковь и лазаретный корпус. Первоначальная внутренняя отделка помещений дворца до наших дней не сохранилась. Рассмотреть ее можно только на перекрытиях парадной лестницы, которая до сих пор кое-где украшена лепниной с гирляндами цветов и двуглавыми орлами. На территории дворца также есть и заложенный в первой половине 18 века сад.

В 1903 году в помещении дворца Разумовского было открыто самое первое педагогическое учреждение страны, которое получило название Императорского Женского педагогического института. В 1961 году у его входа поставили памятник К. Д. Ушинскому, основателю русской педагогики (скульптор В. В. Лишев). А в 1991 году это учреждение становится университетом.

далее: Природный парк НалычевоРоссия Санкт-Петербург Дворец Разумовского

Источник: http://discoveric.ru/mesta/rossiya/sankt-peterburg/dvorec-razumovskogo

Надо знать: дворцы и университеты

По преданию этот дворец был основан на месте, где Екатерина II узнала о победе российского флота при Чесме. Против этой легенды говорит тот факт, что Чесменским дворец назвали не сразу, до того именуя его в честь болотистой местности, где он находился: Кекерикексинским. А в честь морской победы его назвали к ее десятилетней годовщине, в 1780 году.

Уже в 1777 году на седьмой версте Царскосельского тракта возник целый комплекс: с одной стороны была знаменитая Чесменская церковь. С другой — дворец. Императрица его полюбила и часто туда заглядывала, устраивая там приемы, в том числе и на Масленицу.

А в 1782 году дворец был передан Капитулу святого Георгия и там собирались все тогдашние кавалеры главного военного ордена, среди которых были и Кутузов, и Суворов. Строил дворец знаменитый архитектор Фельтен, который знаменит, прежде всего, оградой Летнего сада и установкой памятника Петру первому работы Фальконе на знаменитый лахтинский валун.

Чесменские дворец и церковь — результат его кратковременного увлечения псевдоготикой. А планировка здания была сделана по образу и подобию Лонгдтфортского дворца

После смерти Екатерины дворец долгое время пребывал в запустении. Взошедший на престол ее сын, Павел первый, все, что связано со своей матерью, недолюбливал и, как говорят, не дал в Чесменском дворце устроить богадельню. Ее там разместили уже при сыне Павла, Николае первом, в 1836 году, надстроив по два этажа над каждым из флигелей и разбив лечебный парк на месте дремучего леса.

В таком виде Чесменский дворец просуществовал до 1919 года, когда здесь разместился первый в Советском союзе «лагерь для принудительных работ» (попросту концлагерь) «Чесменка». Он просуществовал до начала 1930-х годов, когда здания передали сначала Автодорожному институту, а затем — Институту Авиаприборостроения (будущему ГУАПу).

После войны полуразрушенный дворец отреставрировали под руководством архитектора Корягина. Но здания комплекса сейчас находятся в крайне удручающем состоянии и требуют срочной реконструкции.

Впрочем, студентам ГУАПа при участии коллеги из «мухинки» удалось отреставрировать часть внутренних помещений, в том числе и знаменитый тронный зал.

До 1770-х годов тут находилось здание театра, в котором постоянно выступала итальянская труппа: на ее выступления, как правило, ходили придворные Елизаветы Петровны.

После смерти императрицы и отъезда итальянцев здание работы Растрелли снесли, а в 1784 — 1787 годах тут построили дом для Ивана Бецкого, который тут проводил занятия для воспитанников своих учебных заведений, а также постепенно собирал коллекцию произведений искусства. Там же жил Иван Крылов, который открыл в здании типографию и печатал свои журналы.

Второе название дом получил, когда в него в 1830 году заселился принц Петр Ольденбургский. При нем архитектор Стасов надстроил и реконструировал здание. Его сын, Александр Ольденбургский, продал здание Временному правительству за крупную по тем временам сумму (1,5 миллиона рублей).

В 1962 году здесь разместили Ленинградский библиотечный институт, а здание Дома Бецкого соединили с соседним Домом Салтыковых. Теперь тут находится Университет культуры и искусств, знаменитый «кулек».

  • АдресДворцовая набережная, 2

Самое знаменитое университетское здание в России после высотки МГУ. Изначально его строили по проекту Трезини для Сената и Синода. По плану здание должно было состоять из двенадцати примыкающих друг к другу корпусов.

Но уже к началу XIX века, с ростом и количества ведомств, и бюрократии в целом, Сенату и Синоду стало тесно в старом здании петровских времен. Тогда Двенадцать коллегий начали постепенно передавать университету. Сперва — часть корпуса, а затем — и все здание.

Сейчас тут находятся почти все административные учреждения СПбГУ, а также канцелярия и библиотека. Главная достопримечательность — это один из самых длинных коридоров в мире.

Здание строил Валлен-Деламот для гетмана Украины и главы Академии Наук Кирилла Разумовского, брата фаворита императрицы Елизаветы Петровны. Его закончили только в 1766 году, а после смерти Разумовского оно было передано в 1798 году Воспитательному дому, вокруг которого постепенно стал строиться Сиротский институт.

Теперь тут располагается крупнейший педагогический вуз страны — РГПУ имени Герцена. А Дворец Разумовского — это его пятый корпус: здесь находятся все административные учреждения вуза, в том числе и кабинет ректора. Напротив корпуса стоит памятник педагогу Ушинскому, а неподалеку — бюст основателя Воспитательного дома Бецкого.

  • Адреснабережная Мойки, 48
Читайте также:  Метеор из санкт-петербурга в петергоф - водная прогулка с ветерком

Это единственное здание в нашем списке, которое фактически не меняло своего предназначения с момента постройки. Валлен-Деламота его построил в 1780-х годах. Художников тут обучают до сих пор. Примечателен двор академии: полукруглый, серый, мрачный мощеный брусчаткой и имеющий выходы только через двери. Строгость композиции немного разбавляет памятник основателю вуза графу Шувалову.

Именно тут училось большинство русских живописцев XIX века и именно здесь появились Передвижники: после очередного экзамена группа художников демонстративно покинула стены Академии, не желая рисовать картины на тему египетских мифов. Так появился классичесский русский реализм, который сейчас повсюду — от музеев до обложек тетрадей и коробок с конфетами.

  • АдресУниверситетская набережная, 17

Здесь Елизавета Петровна хотела провести последние годы своей жизни. Монастырь у Смольного собора должен был стать ее обителью. Возводимый стареющим Растрелли, он явил собой новый тип русской монашеской обители: не суровые кельи в древнерусском стиле, а аккуратные барочные домики с величественным собором. Но этим планам не суждено было претвориться в жизнь.

После смерти Елизаветы Екатерина Вторая разместила тут Институт благородных девиц, спокойно просуществовавший до самой Революции: монашеские кельи прекрасно подошли под кампус. Таким образом, было положено начало женскому образованию в России.

В советское время здесь разместили партийный архив (благо, рядом был Смольный), а в 1991 году именно тут началась история факультета международных отношений СПбГУ, одного из самых престижных.

  • Адресулица Смольного, 1/3

В 1780 годах на месте Почтового двора по проекту Петра Егорова рядом с Мраморным дворцом построили небольшую двухэтажную хозяйственную пристройку. В 1840-х годах это здание, где размещались слуги и конюшня, серьезно перестроили по проекту Александра Брюллова (брата знаменитого художника): среди прочего, добавили пилястры и скульптуру Клодта «Служение лошади человеку».

После революции в этом здании сперва разместилось общежитие, потом — институт инженеров сельского хозяйства, а с 1950-х — заочный политехнический, ныне — СЗПИ.

Памятник архитектуры работы итальянца Луиджи Роска известен, прежде всего, не как памятник эпохи классицизма, а как культурный центр Петербурга XIX века: здесь бывали, в частности, Пушкин и Вяземский, Жуковский и Горчаков.

В XXI веке в этом дворце разместился Факультет свободных искусств и наук СПбГУ, откуда выпускаются лучшие российские специалисты по современной культуре. В 2011 году здание было серьезно отреставрировано, превратившись в вуз западного образца.

  • АдресГалерная улица, 58-60

Источник: https://www.fiesta.city/spb/routes/nado-znat-dvortsy-i-universitety/

Дворец на Гороховом поле | Историко-спортивный музей

В «Положении об институте физической культуры» 1919 г. в главе «Размещения института» написано: «И.Ф.К. размещается в здании бывшего «Малолетнего отделения Николаевского Сиротского института».

Здания и окружающий его сад и земельные угодья поступают в распоряжение И.Ф.К., на который возлагается ответственность и обязанность по охране и содержанию их» (ЦГАОР, ф.482, оп. II, д.I, л. 196-201).

Именно этот дворцовый комплекс на ул. Казакова более известный как дом Разумовского был отведен Народным комиссариатом просвещения для организованного в 1918 г. института физической культуры. Какова же история этого дома?

Первым известным владельцем усадьбы на Гороховом поле был в конце XVII в. датский купец Давид Бахарт. Земля, на которой стоял двор датского купца, называлась  «Басманным», а позже  – «Гороховым поле». Усадьба переходила от владельца к владельцу.

1 — Алексей Григорьевич Разумовский. Неизвестный художник, середина 18 в. 2 — Кирилл Григорьевич Разумовский. Неизвестный художник с оригинала П.Дж. Батони, 1766 г. 3 — Алексей Кириллович Разумовский. Неизвестный художник, вторая половина 18 в.

В XVIII в. императрица Елизавета Петровна  пожаловала имение своему мор­ганатическому супругу – камергеру, генерал — фельдмаршалу двора ее величества императрицы графу Алексею Григорьевичу Ра­зумовскому. Нача­лось строительство грандиозного парка, были выкопаны пруды, построены беседки, поса­жены редкие породы деревьев.

После него усадьба перешла к его брату, гетману Малороссии графу Кириллу Григорьевичу Разумовско­му и его старшему сыну Алек­сею Кирилловичу, попечителю Московского университета, министру народного просвещения, который на месте старого дома строит новый и  произво­дит объемные работы по парку. Именно при нем в начале XIX в. усадьба была заново отстроена и приобрела широкую известность как один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Москвы. Главный дом, построенный со всей рос­кошью, доступной в то время, вызывал восхищение современников.

1 — Фасад дворца графа А.К. Разумовского со стороны парка. Художник И.А. Иванов, ок. 1809 г. 2 — Вид на главный фасад дворца графа А.К. Разумовского. Художник И.А. Иванов. Акварель. Начало 1800-х гг.

3 — Вид на дворец графа А.К. Разумовского со стороны парка. Художник И.А. Иванов. Акварель. Нач. 1800-х гг.  4 — Вид на  дворец графа А.К. Разумовского со стороны реки Яузы. Неизвестный художник.

Акварель

Наиболее вероятным создателем усадьбы является известный и весьма талантливый деятель русской культуры Н.А Львов, а также его  ученики И. А.  Иванов и  А. А. Менелас.

Ар­хитектура дома Разумовского поражает своей логичностью и целесообразностью: нет ни одной части здания или детали, которая была бы введена только из декоративных сообра­жений и не оправдана функциональной, кон­структивной и художественной необходимо­стью.

Красивый объем цент­ральной его части вместе с крыльями очер­чивал упругий полукруг.

Между двумя изящ­ными портиками располо­жена большая арка, обрамляющая глубокую, полукруглую нишу-лоджию главного входа, завершающуюся полуциркульным окном на третьем этаже и строгого рисунка треуголь­ным фронтоном в центре.

В глубине участка, справа и слева от главного здания, располагались хозяйственные дво­ры с манежем, конюшнями, каретниками, пра­чечными и прочими постройками.

Полукруглые лестницы ведут во внутреннее помещение дворца. Жилые комнаты располагались в верхнем этаже здания и в боковых крыльях. А в центральной части помещались богато отделанные парадные залы, гостиные, столовая, бильярдная, помещения для минералогической коллекции, зимний сад, соединяющийся с оранжереей и картинная галерея, где были собраны полотна лучших мастеров.

Сохранилось лишь словесное описание великолепия дворца. Но мы можем представить себе, как выглядели интерьеры усадьбы по картинам австрийского художника Рудольфа Риттера фон Альта (1812-1905), который нарисовал обстановку дома в Вене, где провел остаток жизни граф А.К. Разумовский.

1 — жилые покои 2 — портретная гостинная 3 — библиотека 4 — оранжерея дворца

Обширная библиотека Разумовского насчитывала тысячи томов, среди которых выделялось большое собрание древних рукописных книг.

Залы, отделанные зеркалами и бронзовыми украшениями, отличались необычайной пышностью, многие гостиные обиты были богатей­шими гобеленами. В отделке широко применялись редкие породы камня и дерева.

Богатство палат Разумовско­го с их ботаническими и минералогическими собраниями было известно и за пределами России.

Всеобщее восхищение вызывал громадный сад, террасами спускавшийся к Яузе. Для его содержания были приглашены европейские садовники, специально построенные оранжереи тянулись более километра. Множество растений привозилось из-за границы и различных губерний России. В саду были вырыты четыре пруда, в которых разводилась рыба.

В 1818 г. весь двор посетил графа в роскошных его хоромах на Гороховом поле и осматривал его ботанические сокровища. В Отечественную войну, в бытность французов в Москве, его дом нисколько не пострадал; в нем жил Мюрат, и строгий караул охранял все диковинки этого барского жилья.

А. К. Разумовский оставался владельцем усадьбы на Гороховом поле до  1822 г. Усадьба по наследству перешла к его стар­шему сыну Петру Алексеевичу, отличавшему­ся крайней расточительностью.

Дом на Гороховом поле со всеми его сказочными сокровищами в 1827 г. ока­зался в руках ростовщика, купца Михея Юркова, заимодавца П. А. Разумовского. Все богатство дома было или расхищено, или распродано за бесценок, вплоть до двер­ных и оконных деталей. Оранжереи и парк, оставшиеся без ухода, пришли в запустение.

С 1842 г. до 1917г. в доме располагалось «Малолетнее отделение Николаевского Сиротского института», приютил дворец и институт благородных девиц им. императрицы Марии Федоровны, просуществовавший в этих стенах до 1918 г.

1 — Зал Сиротского Института Императора Николая I 2 — Воспитанницы с преподавательницей в актовом зале 3 — Николаевский сиротский институт 4 — Дортуар Сиротского Института Императора Николая I 5 — Географический класс Сиротского Института Императора Николая I

С 1918 г. все сооружения бывшей усадьбы А.К. Разумовского приспосабливаются для учебных помещений Института физической культуры, для чего частично изменяется планировка главного дома, флигелей, а также всей территории. Вся сохраненная парковая территория становится базой для занятий студентов института.

Пруд в парке, совершенно обмелевший к началу XX столетия, был обводнен и использовался для тренировок учащихся гребцов и пловцов. Около него устроили несколько спортплощадок.

За парковым фасадом главного дома  уже в 1921 году был построен стадион для тренировок, спортивных выступлений и проведения физкультурных праздников.

1 — ИФК Наркомздрава 2 — Пирамида 1928г. 3 — Главный вход в инстиут 4 — Упражнение с луками 5 — Спортивный зал кафедры гимнастики

Стадион института

В связи с увеличением количества кафедр и числа учебных дисциплин лекционные аудитории и маленькие комнаты для семинарских занятий на ул. Казакова не могли вместить всех желающих. В конце 50-ых гг.

стал подниматься вопрос о строительстве новых корпусов и спортивных сооружений для института. В 1968 г. начался перевод института из усадьбы на ул. Казакова в новый обширный комплекс на Сиреневом бульваре.

  

А память об истории института, неразрывно связанная с судьбой  уникального памятника архитектуры XVIII-XIX вв., сохранена в макете, возле которого так любят фотографироваться ветераны и гости университета.

С момента образования в мае 2008 года Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации бывшая усадьба находится «под покровительством» главного спортивного ведомства страны.

Предлагаем вам сравнить, как менялся интерьер одного из залов с камином  во дворце за три столетия своего существования.

1 — Воспитанники и преподавательницы в одном из залов Александринского Сиротского училища для малолетних, 1842г. 2 — Выставка стенгазет, 1925г. 3 — Церемония награждения выпускников общеобразовательных школ золотыми знаками отличия ГТО, 2016г.

Интересную информацию о доме графа Разумосвкого можно узнать из книги М.И. Пыляева «Старая Москва», страницы книги см. раздел «Воспоминания».

Использованная литература:

  1. Проскуровская Ю.И. Дворец на Гороховом поле. – М.:Москва наций, 2015.
  2. Проскуровская Ю.И. На улице Казакова//Строительство и архитектура Москвы №8, 1986 г.
  3. Шаров А. Усадьба на Гороховом поле//Российская газета ,  8.05.1996 г.

Источник: http://museum.sportedu.ru/content/dvorets-na-gorokhovom-pole-0

Дворец Разумовского

Автор own в Октябрь 3, 2017. Опубликовано Достопримечательности, Россия — Санкт-Петербург, Санкт-Петербург

Читайте также:  Памятник чижику-пыжику на фонтанке в санкт-петербурге

Информация о Дворец Разумовского в Санкт-Петербурге (Россия — Санкт-Петербург) с подробным описанием, картой и фотографиями. Фото: Дворец Разумовского

В Санкт-Петербурге совсем немного осталось образцов городских усадеб начала восемнадцатого века.

Дворцы в таких усадьбах располагались в глубине участков и были окружены регулярными садами. Одним из таких участков является дворец Разумовского, который составляет часть территории, занимаемой ныне педагогическим университетом имени А. И. Герцена.

В тридцатых годах 18 века архитектором Растрелли здесь был построен большой деревянный дворец для фаворита императрицы Анны Иоанновны графа Левенвольде.

После прихода к власти императрицы Елизаветы, граф Левенвольде, как это часто случалось с приближенными свергнутых монархов, впал в немилость и был выслан.

Его усадьба и дворец были переданы в собственность Кириллу Григорьевичу Разумовскому, брату Андрея Григорьевича Разумовского — тайного мужа Елизаветы Петровны.

В 1760 году на месте старого дворца было задумано построить новый – каменный — по проекту знаменитого архитектора А. Ф. Кокоринова. Его строительство было закончено в 1766 году под руководством уже другого зодчего — Ж.-Б. Валлен-Деламота. Дворец стал одним из лучших достижений русского зодчества того времени.

Его плановая и объемная композиция, к сожалению, несколько искаженная в результате проведенных в XIX столетии перестроек, делает его очень похожим на загородные царские резиденции. Но всё же, в основном, внешний вид дворца мало изменился. В его композиции доминирует центральный массив.

Весь его ансамбль, включающий главное здание и флигели, имеет строго симметричное построение. Основной акцент главного фасада сделан на проработке центра, который декорирован колоннадой из шести коринфских колонн, возвышающихся над аркадой цокольного этажа. Величавую колоннаду завершают антаблемент и ступенчатый высокий аттик.

Тонко прорисованные барельефы также составляют орнаментальное оформление фасада дворца. Садовый фасад дворца, украшенный колоннадой из четырех коринфских колонн в центре, имеет сильно выступающие боковые ризалиты. Его лепные детали повторяют мотивы декоративного оформления главного фасада.

Парадный двор дворца отделён от набережной высокой каменной оградой, в центре которой находятся монументальные ворота.

В 19 веке усадьба вновь перестраивается. Были возведены лазаретный корпус и домовая церковь. Изначальной внутренней отделки дворцовых помещений не сохранилось, если не считать отделки перекрытия парадной лестницы, которая была украшена лепкой с двуглавыми орлами и гирляндами цветов. До сих пор сохранились и остатки сада, заложенного в первой половине восемнадцатого века.

В 1903 году в этом здании было образовано первое педагогическое учреждение России — Императорский Женский педагогический институт. В 1961 году у главного входа в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.

Герцена в центре сквера был воздвигнут по проекту скульптора В. В. Лишева памятник основателю русской педагогической науки К. Д. Ушинскому. А в 1991 году Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И.

Герцена был преобразован в Университет.

Источник: http://tudanado.ru/dvorec-razumovskogo/

Аничков дворец

В 1741 году Императрица Елизавета купила участок земли на реке Фонтанке. Императрица поручила строительство дворца архитектору М.Г. Земцову, но Земцов умер, не успев завершить проект. Работу заканчивал его ученик Г.Д. Дмитриев и Ф.Б. Растрелли в 1747-1751 годах.

Дворец состоял из центрального трехэтажного корпуса и двух трехэтажных флигелей, увенчанных куполами. Во флигеле, протянувшейся вдоль Невской перспективы, находилась дворцовая церковь.

Главный, обращенный к Фонтанке фасад дворца был оформлен тремя повышенными на этаж выступами – ризалитами, центральный из которых был увенчан треугольным фронтоном. Кроме того, главный фасад был украшен высоким крыльцом с портиком, поддерживающим балкон.

Посреди парадного двора была вырыта прямоугольная гавань, связанная с Фонтанкой каналом, по которому гости могли прямо подплыть к ступеням парадного входа. Земли усадьбы простирались до самой Садовой улицы.

На месте Александринского театра и сквера в царствование Елизаветы стоял павильон, в котором размещалась картинная галерея Разумовского, здесь же ставились итальянские оперы и французские трагедии, устраивались балы.

На месте публичной библиотеки находились конюшни, сараи, погреба, а также теплицы и оранжереи, где росли «заморские априкозовые (апельсиновые) деревья», сливы, виноград. В здании, построенном вдоль Садовой улицы, жила дворцовая прислуга.

Императрица Елизавета Петровна

Граф А.Г.Разумовский

Владелец дворца – Алексей Григорьевич Разумовский – был тайным мужем императрицы Елизаветы Петровны. Он родился в семье украинского казака, имел прекрасный голос, но был знаменит, прежде всего, своей красотой и добродушием. Обладая огромной властью, он практически ей не пользовался, лишь иногда выспрашивал милостей у своей супруги и повелительницы для своей многочисленной украинской родни.

После смерти А.Г. Разумовского Аничкова усадьба перешла его брату гетману Кириллу Григорьевичу Разумовскому, который здесь почти не жил. Позже Екатерина II , выкупила дворец и подарила его своему фавориту графу Григорию Потемкину. Еще позже дворец стал собственностью династии Романовых.

В 1776 – 1778 годах дворец был перестроен архитектором И.Е. Старовым в стиле классицизма. Разноэтажность постройки была уничтожена и дворец принял строгий и монотонный вид.

В конце XVIII века дворец был откуплен в казну, некоторое время в нём находился Кабинет Его Императорского Величества, для которого впоследствии на набережной Фонтанки перед дворцом архитектором Кваренги было построено отдельное здание, которое закрыло обзор дворца с Аничкова моста.

В 1817 году в дворец въехал Николай Павлович, будущий Николай I. При нём зодчий Росси перепланировал некоторые интерьеры дворца, а также включил дворец с прилегающим садом в ансамбль площади Александринского театра (ныне площадь Островского).

В 1841 году Николай I подарил дворец, на свадьбу, сыну Александру, будущему Александру II, а тот через четверть века также на свадьбу сыну тоже Александру, будущему императору Александру III. Опасаясь террористов, Александр III выбрал дворец в качестве резиденции.

В это время была построена глухая стена со стороны площади.

Аничков дворец при императоре Александре III

Император Александр III с семьей, находясь в Петербурге, жили в Аничковом дворце. Граф Сергей Дмитриевич Шереметев вспоминает: «Император обыкновенно после завтрака садился у окна с видом на Невский проспект. Он любил рассматривать, проходящих и едущих по Невскому и делал свои замечания.

Но не меньше чем император любил наблюдать за своими поданными, любили и подданные смотреть на императора, когда он зимой в Аничковом саду скатывал снег в огромные с человеческий рост, комья. В саду Аничкового дворца были устроены ледяные горы и каток.

Здесь собирались дети и государь охотно возился с ними и играл в снежки».

В Аничковом дворце регулярно проходили балы по нескольку в сезон. По воспоминаниям графа Шереметева «Придворные балы были наказанием для государя. Государь показывался вначале бала, радушно принимал гостей и уходил в свой кабинет. Возвращался он ко времени ужина.

И если катильон продолжался слишком долго, а супруга императрица Мария Федоровна не хотела заканчивать танцевать, государь придумал особое средство. Музыкантам было приказано удаляться по одиночке, постепенно оркестр слабел, пока наконец не раздавалась последняя одинокая струна, которая наконец смолкала.

Все оглядывались, в недоумении и тогда бал прекращался сам собою».

Император Александр III отличался высоким (193 см) ростом. В юности он обладал исключительной силой — пальцами гнул монеты и ломал подковы. Он совершенно лишён был аристократизма и одевался очень просто. Например, мог одеть солдатские сапоги или в домашней обстановке надеть русскую рубаху с вышитым на рукавах цветным узором.

Придворный этикет и церемониал при Александре III стали гораздо проще. Он сильно сократил штат министерства двора, уменьшил число слуг и ввёл строгий надзор за расходованием денег. Дорогие заграничные вина были заменены крымскими и кавказскими, а число балов ограничено четырьмя в год.

Вместе с тем большие деньги расходовались на приобретение предметов искусства. Император был страстным коллекционером, уступая в этом отношении разве что Екатерине II.

Приобретения Александра III — картины, предметы искусства, ковры уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и других дворцов.

Собранная им обширная коллекция после его смерти была передана в Русский музей, учрежденный его сыном императором Николаем II.

Интерьеры дворца

Источник: http://gute-reise.ru/articles/anichkov_dvorec/

Дворец Разумовского в Санкт Петербурге

Дворец Разумовского в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота в 1760-1766 годах по заказу президента Российской академии наук — графа К. Г.

Дворец Разумовских в Петербурге (университет имени А.И. Герцена)

Разумовского. В настоящее время в залах дворца размещается Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена.

Интересные факты:

Первым владельцем участка, построившим на этом месте деревянный дворец, был Р. Г. Левенвoльде, приближенный императрицы Анны Иоановны. Граф К. Г. Разумовский получил этот дворец, уже из рук новой императрицы Елизаветы Петровны, в 1749 году, но новый каменный дворец взамен прежнего был заложен только в 1760 году.

Дворец Разумовского получил традиционный для городской усадьбы вид здания, расположенного в глубине садового участка. От набережной дворец был отделен каменной оградой с большими воротами, а на получившемся пространстве был обустроен сад.

Симметричный фасад дворца украшен шестью колоннами коринфского ордера и выступающим ризалитом по центру здания, которые увенчаны антаблементом и ступенчатым аттиком, окна обрамлены лепниной и фигурными наличниками, а свободное пространство декорировано барельефами.

После того, как граф Разумовский покидает Санкт-Петербург, в 1798 году дворец был выкуплен в казну и на его территории открыли Воспитательный Дом, куда стали брать на попечение безродных младенцев, подкидышей и детей-инвалидов до достижения ими 9-летнего возраста.

Позже учреждение было преобразовано в Николаевский женский сиротский институт, а с 1903 года — в Императорский Женский педагогический институт. Такая направленность дворца сохранилась и поныне — сегодня в нем размещается педагогический университет имени А. И.

Герцена.

Внешний вид дворца почти полностью соответствует годам постройки, а вот внутренние помещения неоднократно переделывались под нужды часто менявшихся владельцев, поэтому оригинальная отделка интерьеров до наших дней не сохранилась.

Во времена Разумовского дворец был известен своими пышными балами и маскарадами, на которые собралось до 2000 человек гостей, а также массовой раздачей милостыни по праздникам.

В 1961 году перед главным входом в здание был установлен памятник русскому педагогу К. Д. Ушинскому.

Дворец Разумовского включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Дворец К. П. Разумовского

Источник: https://go2dream.ru/dvorec-razumovskogo-v-sankt-peterburge/

Ссылка на основную публикацию