Архитектор монферран огюст — биография, фото, творения

Творчество Монферрана

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Содержание

Введение

1. Биография

2. Проектирование и строительство Исаакиевского собора

3. Александровская колонна

4. Последние годы

Заключение

Список литературы

Введение

В Росси его труд был замечен и вознагражден.

За строительство Исаакиевского собора он получил чин действительного статского советника, 40 тысяч рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте, за возведение Александровской колонны – орден Владимира III степени и 100 тысяч рублей серебром.

И от иностранных государств он имел ряд орденов. Имя его – Монферран Август Августович. Он русский архитектор, декоратор и рисовальщик, представитель позднего классицизма. Его творчество знаменует переход от классицизма к эклектизму.

Пересекая летом 1816 года границы Российской империи, вряд ли надеялся тридцатилетний Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, что впереди его ожидают слава, известность, награды, европейское признание как архитектора и главное творение его жизни – Исаакиевский собор.

В то время он мог рассчитывать, прежде всего, на свои талант и работоспособность, на находящееся в багаже рекомендательное письмо парижского часовщика Бреге к служившему в России приятелю Августину Бетанкуру, и, как на последнюю надежду, на хорошую память русского императора Александра I.

Монферрана всегда отличали честолюбие и желание проявить себя в деле. Но он умел и реально просчитывать свои возможности.

В разоренной войнами Франции новое строительство почти прекратилось, а в столице победоносной России к сооружениям наверняка предъявлялись новые требования, они должны были стать подлинно монументальными и более торжественными, чем были до войны. А в таких условиях всегда найдется работа сравнительно молодому, считавшему себя талантливым архитектору.

Цель данной работы – дать подробное описание творчеству Монферрана.

Задачи данной работы:

1) описать биографию Монферрана;

2) рассказать о проектировании и строительстве Исаакиевского собора;

3)рассказать о еще одном его выдающемся творении — Александровской колонне;

4) дать описание последних лет жизни Монферрана.

МОНФЕРРАН Август Августович (Огюст Рикар де Монферран, de Montferrand) — русский архитектор, декоратор и рисовальщик.

Представитель позднего классицизма, его творчество знаменует переход от классицизма к эклектизму. По происхождению француз. С 1816 работал в России.

Такие постройки Монферрана, как Исаакиевский собор и Александровская колонна, сыграли значительную роль в формировании ансамблей центра Петербурга.

Анри Луи Огюст Рикар де Монферран родился 23 января 1786 года во Франции в Шайо, предместье Парижа. Отец его был учителем верховой езды, потом директором Королевской академии в Лионе. Дед Монферрана Леже Рикар — инженер, строитель мостов. Мать будущего архитектора Мария Франсуаза Луиза Фиотьони, итальянка, была дочерью торговца.

1 октября 1806 года Огюст поступил в Королевскую специальную школу архитектуры. Однако занятия там совпали с началом наполеоновских войн.

Монферран был призван в конногвардейский полк, направленный в Италию для охраны завоеванных территорий. Участвовал в сражениях и был награжден орденом Почетного легиона.

После демобилизации некоторое время совершенствовался в мастерской известных архитекторов Шарля Персье и Пьера Фонтена.

2. Проектирование и строительство Исаакиевского собора

К тридцати годам процесс формирования художественных идеалов Монферрана завершился, а он еще ничего не построил по собственным проектам. Озабоченный этими мыслями, он в 1814 году воспользовался пребыванием в Париже Александра I и поднес ему папку своих проектов.

Монферран понравился императору и в 1816 г. был приглашен в Петербург. Известный инженер А. Бетанкур решил определить его рисовальщиком на Петербургский фарфоровый завод. Монферран согласился занять предложенное ему место и потребовал себе ежемесячное вознаграждение — три тысячи рублей ассигнациями, но министр финансов Д.А.

Гурьев не согласился на это, и дело расстроилось.

В конце концов, Бетанкур согласился взять его на работу, связанную с распоряжением Александра I поручить кому-нибудь разработать проект реконструкции Исаакиевского собора и, будучи директором Института инженеров путей сообщения, разрешил Монферрану, во время занятий проектированием, пользоваться библиотекой института.

21 декабря 1816 года Монферран был назначен придворным архитектором.

В 1809 было принято решение вернуться к идее перестройки Исаакиевского собора Антонио Ринальди и перепланировки окружающей его территории. Программу конкурса послали всем ведущим архитекторам того времени: А. Н. Воронихину, А. Д. Захарову, Ч. Камерону, В. П. Стасову и др., однако все они предложили, вопреки условиям, сломать старый собор.

В 1817 начальник Комитета по делам строений и гидравлических работ инженер А. А.

Бетанкур предложил Монферрану разработать проект Исаакиевского собора, и архитектор составил 24 варианта в различных архитектурных стилях, причем в проектируемый ансамбль был включен построенный на площади по проекту Монферрана дом князя Лобанова-Ростовского (1817-20).

Разрабатывая свой вариант, Монферран должен был использовать ринальдиевский квадрат плана, продиктовавший ширину собора и шаг столбов в нем.

Архитектор обстроил план Ринальди, прибавив к нему с запада два конструктивных пролета, с севера и юга — два развитых портика. Таким образом, план собора превратился в равноконечный крест.

То, что было нарисовано Монферраном, создавало лишь впечатление о проекте, хотя было отмечено новизной и смелостью. Александр I без всяких колебаний утвердил проект. Это произошло 20 февраля 1818 года.

Монферран, уверенный в своем проекте и поддержанный расположением императора, не обращал внимания на критические замечанияМонферран приступил к созданию рабочих чертежей и модели собора потому, что считал проект окончательным.

В ходе начавшегося строительства Монферрану приходилось вести дальнейшую разработку проекта.

Первый конфликт возник в 1819 году, когда Монферран потребовал, чтобы на строительной площадке не находилась квартира приемщика материалов Михайлова, и добился того, что Михайлова удалили со стройки.

Однако в ноябре 1819 года его обвинили в злоупотреблениях. Гораздо серьезнее оказались обвинения архитектора Модюи, указавшие на ошибки Монферрана в проекте. Было проведено расследование.

В конце января 1822 года комитет подал докладную записку министру духовных дел князю Голицыну для Александра I, в которой перечислил главные недостатки проекта Монферрана и заключил, что перестройка Исаакиевского собора по существующим чертежам архитектора Монферрана невозможна и необходима переработка проекта.

Выводы, сделанные комитетом, были для Монферрана неблагоприятными, но он понимал, что фундаменты уже заложены, идет заготовка гранитных колонн и будет трудно отвергнуть проект, на осуществление которого уже истрачено около 5 миллионов рублей.

Понимал это и Александр I, который не предполагал полностью отказаться от проекта Монферрана, а допускал только его исправления. Только в феврале 1824 года появился указ, предполагавший продолжение проектирования, фактически это было началом второго тура конкурса. В апреле проект Монферрана получил высочайшее одобрение.

После того, как проект был утвержден, положение Монферрана стало более устойчивым, чем в начале строительства. На всех чертежах он именовался теперь главным архитектором и рядом с подписью ставил свою личную печать.

Первая колонна была поставлена на северном портике 20 марта 1828 года. Установка колонн Исаакиевского собора была для 19-го столетия чудом строительной техники. В течение 1836-1838 годов были полностью закончены антаблементы вокруг всего здания и большая часть аттика. К 1841 году все общестроительные работы в Исаакиевском соборе были завершены.

Монументальное тяжеловесное здание собора завершено металлическим куполом (внутренний диаметр 22 м, наружный — 25,8 м) на барабане, окруженном монолитными гранитными колоннами.

С четырех сторон собор обрамлен могучими 8-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями по углам и горельефами на фронтонах. Выдающимся достижением строительной техники была установка на большой высоте многотонных монолитных колонн с помощью блоков и канатов.

На установку одной колонны в среднем уходило до 45 минут. Интерьеры собора отделаны с небывалой роскошью малахитом, лазуритом, порфиром, мрамором разных оттенков, позолотой, бронзой, росписью, часть росписей была заменена мозаикой из смальты.

Над украшением интерьеров работали скульпторы И. П. Витали, П. К. Клодт, А. В. Логановский, Ф. П. Толстой и др., художники К. П. Брюллов, Ф. А. Бруни, В. К. Шебуев и др.

Собор, ставший главной постройкой Монферрана, был торжественно открыт 30 мая 1858.

Период временного прекращения строительства Исаакиевского собора оказался плодотворным для развития творческих возможностей Монферрана. В эти годы он смог проявить себя как градостроитель и архитектор-практик, создав разнообразные по функции сооружения.

Одной из главных работ этого времени было проектирование и строительство дома Лобанова-Ростовского (1817-1820) на участке, непосредственно примыкающем к Исаакиевскому собору. В 1850-е годы здание было куплено царским правительством для военного министерства.

По заданию императора Монферран в 1830 начал проектирование монумента-памятника героизму русского народа в Отечественной войне 1812 года на Дворцовой площади в Петербурге.

Первоначально памятник имел форму обелиска, затем принял вид колонны (общая высота 47,5 м, самая высокая колонна в мире). Добытый в Финляндии гранитный монолит весом 3754 тонн был начерно обработан на месте и на специальном плоскодонном судне доставлен на место.

Подъем колонны весом около 600 тонн (высота свыше 25,5 м, нижний диаметр 3,66 м, верхний — 3,19 м) продолжался чуть более полутора часов и был чудом инженерной техники.

Александровская колонна (названа так в честь императора Александра I), увенчанная бронзовой капителью и скульптурой ангела с крестом (его лицу приданы черты Александра I; скульптор Б. И. Орловский), стала композиционным центром архитектурного ансамбля Дворцовой площади.

4. Последние годы

Одновременно с проектированием Исаакиевского собора Монферран по поручению Бетанкура разработал серию проектов для Нижегородской ярмарки, в которых впервые использовал сочетание различных стилей.

По его проектам осуществлена отделка Петровского, Фельдмаршальского, Малахитового и строительство Круглого залов Зимнего дворца (1827 — начало 1830-х гг.). Создал лестницу и зал-ротонду в Эрмитаже, Гагариной дом (ныне Дом композиторов; 1840-е гг.), флигель собственного дома (Монферрана дом) и др.

Занимался переустройством Екатерингофского парка: построил «Вокзал» и другие увеселительные павильоны.

В завещании, составленном в 1835, зодчий просил похоронить его в подклете Исаакиевского собора, но Александр II ему отказал. После смерти Монферрана гроб с его телом обнесли вокруг собора. Вдова похоронила его в Париже. Архив, частично утраченный, находится в разных хранилищах.

В 1823 году по инициативе петербургского генерал-губернатора М.А. Милорадовича Монферран был привлечен к созданию проекта увеселительного сада в Екатерингофе.

Поселившись в Петербурге в 1818 году, Монферран редко покидал его на длительное время.

В 1834 году на деньги, полученные от Николая I за создание Александровской колонны — сто тысяч рублей, он смог купить дом на набережной Мойки, в котором и жил до конца своих дней.

В России его труд был замечен и вознагражден. За строительство Исаакиевского собора он получил чин действительного статского советника, 40 тысяч рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте, за возведение Александровской колонны — орден Владимира III степени и 100 тысяч рублей серебром. И от иностранных государств он имел ряд орденов.

Желание покоиться в Исаакиевском соборе возникло у Монферрана еще в 1828 году, когда он заложил в проект строительство капеллы, в которой хотел быть погребенным, и, следовательно, уже тогда он осознавал свою связь с Россией и не помышлял о возвращении во Францию.

28 июня 1858 году зодчий скончался. По свидетельству лечившего его врача Ритара Рикара, смерть наступила от острого приступа ревматизма, случившегося после перенесенного воспаления легких.

В Исаакиевском соборе состоялась панихида по умершему строителю, гроб с телом обнесли вокруг здания. Отпевание происходило в католическом костеле Св. Екатерины на Невском проспекте. Однако погребение в соборе Александр II не разрешил.

Вдова Монферрана увезла его тело в Париж, где могила зодчего вскоре затерялась.

Заключение

Великим русским архитектором Огюст Монферран стал благодаря, прежде всего, своему дарованию, а также удачным стечениям обстоятельств. Пожалуй, самое удачное из них – знакомство, перешедшее позже в искреннюю дружбу, с Августином Бетанкуром.

Никто в России ни до, ни после Монферрана не использовал в таких масштабах инженерные изобретения Бетанкура — приспособления для подъема тяжестей, а также уникальные леса для поднятия гранитных колонн.

Читайте также:  Транспорт санкт-петербурга: поезда пригородного сообщения

При возведении Исаакиевского собора Монферран привлекал к работе опытных, талантливых инженеров и математиков П.К. Ломновского, Л.Л. Карбоньера, Г.Ламе и Б. Клапейрона, находил интересные конструктивные решения, опередившие его время.

Он сам изучал теоретическую механику и сопротивление материалов, искал способы укрепить своды собора, облегчить их, применяя металлические связки.

Кирпично-каменная конструкция Исаакиевского собора буквально насыщена стальными закладными деталями.

Надо заметить, что Императорская Академия художеств, ранее не признававшая «выскочку» Монферрана, после установки Александровской колонны отдала ему дань уважения. Совет Академии под председательством президента А.Н.Оленина присвоил французу звание «почетного вольного общника», которого удостаивались обычно либо титулованные особы, либо выдающиеся иностранные художники.

Специалисты утверждают, что если бы Монферран построил за свою жизнь только Исаакиевский собор и Александровскую колонну, то уже этим обессмертил бы свое имя и занес его в сокровищницу русской и мировой архитектуры. Но он создал гораздо больше этого.

Список литературы

  1. Дюби Ж. Время соборов. — М.: Ладомир, 2002. — 379 с.

  2. Костылев Р.П. Петербургские архитектурные стили: (XVIII — нач. XX в.). — СПб.: Паритет, 2003. — 256 с.

  3. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. — М.: Логос, 2002. — 416 с.

  4. Сто великих чудес света / авт.-сост. Н.А.Ионина. — М.: Вече, 1999. — 528 с.

  5. Семенов В.Н. Благоустройство городов. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 232 с.

  6. Энциклопедия для детей. Искусство. Под ред. М.Д.Аксенова. — М.: Аванта+, 2001. — 688 с.

Источник: https://works.doklad.ru/view/gbQp7F3xQxQ.html

Выдающийся архитектор Монферран Огюст: биография, работы

Искусство и развлечения 31 мая 2016

Санкт-Петербург, или, как его еще называли, Северная Пальмира, своим величественным обликом не в последнюю очередь обязан европейским архитекторам, которых русские монархи приглашали для его украшения и обустройства. К их числу относится и архитектор Монферран. Многие его творения сегодня являются одними из наиболее известных символов города на Неве и украшают большинство туристических проспектов.

Огюст Монферран: биография (детство)

Анри Луи Огюст Рикар де Монферран родился в 1786 году в Шайо (ныне является частью Парижа). Как в будущем признался сам архитектор, его родители придумали легенду о своем аристократическом происхождении, добавив к фамилии название имения, которым владели в действительности.

После смерти отца Огюста его мать вторично вышла замуж. Отчим, который был известным архитектором, сразу же полюбил смышленого мальчишку и сделал все, чтобы тот получил достойное образование.

Молодые годы

В 1806 году Огюст Монферран поступил в парижскую Академию архитектуры, где его преподавателями были П. Фонтена, Ш. Персье и отчим Антуан Коммарье. Под руководством последнего он принял участие в строительстве костела Марии Магдалины. Однако вскоре его призвали в армию, и некоторое время он проходил службу в Италии.

По возвращении в Париж, в возрасте 26 лет, Огюст Монферран женился, а через некоторое время сам изъявил желание поступить в Наполеоновскую гвардию.

В сражении при Арно он проявил себя храбрым воином и был награжден орденом Почетного легиона.

Возможно, Монферран продолжил бы свою военную карьеру, если бы ни поражение Наполеона в Лейпцигской битве, вскоре после которой молодой человек вышел в отставку.

Видео по теме

Встреча с Александром Первым

Сегодня может показаться странным, но в побежденной Франции к русскому монарху большинство граждан относилось без какой-либо враждебности. Более того, Огюст Монферран был просто счастлив, когда получил аудиенцию у Александра Первого.

Он преподнес царю альбом с несколькими архитектурными проектами, на обложке которого было написано посвящение российскому императору. Среди них оказались наброски колоссального обелиска, конной статуи, Триумфальной арки и др.

Царю особенно понравилось то, что к рисункам был приложен краткий перечень строительных материалов, необходимых для реализации того или иного проекта, и была указана примерная стоимость затрат.

Через некоторое время после аудиенции архитектор Монферран получил официальное письмо, в котором от имени Александра Первого его приглашали приехать в Санкт-Петербург.

Переезд в Россию

Огюст Монферран нисколько не колебался перед тем, как решиться на кардинальные перемены в своей жизни. В 1816 году архитектор приехал в Северную столицу с рекомендательным письмом от Абрахама-Луи Бреге к Августину Бетанкуру.

Последний занимал должность председателя комитета градостроительства Санкт-Петербурга, и его протекция могла быть крайне полезной парижскому архитектору.

Бетанкур был впечатлен письмом Бреге, который в 1770-х годах был его деловым партнером, поэтому радушно принял француза и согласился ознакомиться с его чертежам. Работы пришлись ему по душе, и он предложил молодому человеку занять должность главы рисовальщиков в возглавляемом им комитете.

Однако архитектор Монферран скромно отказался и предпочел быть зачисленным в штат в качестве старшего чертежника. Официальное вступление талантливого француза на русскую службу состоялось 21 декабря 1816 года.

Первым зданием, которое архитектор Монферран построил в российской столице, стал дом Лобанова-Ростовского. Он располагался на Адмиралтейском проспекте, и позже в нем разместили Военное министерство.

Исаакиевский собор

Огюст Монферран смог быстро утвердиться на новой службе. С момента его приезда в Россию прошло уже более 7 лет, когда Александр Первый впервые объявил конкурс на строительство нового собора на месте старого Исакиевского.

При этом обязательным условием утверждения проекта являлось сохранение уже освященных трех алтарей. В 1813 году вновь стали искать архитектора, который смог бы справиться с такой задачей. Высочайшее одобрение получил проект, который представил Монферран. Он был утвержден 20 февраля 1818 года.

Строительство продолжалось более 40 лет, и его завершили лишь при правлении Александра Второго.

Труд архитектора был щедро вознагражден. Монферан получил высокий чин действительного статского советника и гонорар в 40 000 рублей серебром. Кроме того, ему вручили золотую медаль, украшенную бриллиантами.

Александровская колонна

За первое десятилетие пребывания в России, кроме уже названных сооружений, Монферран спроектировал здание Лицея Ришелье в Одессе, Дворец Кочубея, Индустриальный комплекс в Нижнем Новгороде, московский Манеж и другие.

В 1829 году Николай второй решил увековечить память о победе своего брата. По его замыслу на Дворцовой площади должна была устремиться ввысь Александровская колонна. Огюст Монферран лучше других коллег справился с разработкой ее проекта, тем более что уже много лет вынашивал замысел такого сооружения.

Строительство заняло 5 лет и в 1834 году перед Зимним Дворцом состоялось торжественное открытие этого монумента, который и сегодня считается одним из украшений города на Неве. В знак благодарность за труды Монферран был награжден орденом Св.

Владимира третьей степени, а его гонорар составил 100 000 рублей серебром.

Последние годы жизни

После развода с первой супругой Монферран долгие годы оставался одинок, пока в 1835 году не женился на бывшей актрисе, француженке Элизе Дебоньер, которая оставалась с ним до последних дней его жизни.

Последним произведением архитектора стал проект монумента императора Николая Первого в Петербурге. Смерть помешала Монферрану завершить это произведение, и работа была окончена архитектором Д. Ефимовым.

Теперь вам известны подробности жизни, которую прожил архитектор, построивший Исаакиевский собор. Огюст Монферран более 40 лет провел в России и является автором многих сооружений, которые и сегодня вызывают восхищение совершенством форм и оригинальностью замысла.

Источник: fb.ruНовости и общество
Архитектор Фриденсрайх Хундертвассер: биография, работы, фото

Венский архитектор, оставивший после себя сказочные и необычные дома, говорил, что они состоят не из стен. Главное, по его мнению, это окна. У ломающего стереотипы в архитектуре мастера всегда были противники, утвержд…

Новости и общество
Бразильский архитектор Оскар Нимейер: биография, работы. Музей и культурный центр Оскара Нимейера

Оскар Нимейер родился в Рио-де-Жанейро 15 декабря 1907 г. Это событие произошло на улице, которая была названа спустя некоторое время именем его деда Рибейру ди Алмейды. Этот человек был министром бразильского Федерал…

Новости и общество
Российский архитектор Евгений Розанов: биография, работы

Отечественная архитектура богата выдающимися зодчими. Но особую касту составляют архитекторы, работавшие в советский период, ведь они не только продуцировали новаторские идеи, но и могли их отстаивать в условиях жестк…

Искусство и развлечения
Бартоломео Растрелли, архитектор: биография, работы. Смольный собор, Зимний дворец, Строгановский дворец

Архитектор Бартоломео Растрелли — создатель множества восхитительных, прекрасных сооружений. Его дворцы и культовые здания поражают своей торжественностью и великолепием, горделивостью и царственностью. И это неудивит…

Искусство и развлечения
Андрей Иванович Штакеншнейдер — архитектор: биография, работы в Санкт-Петербурге и Петергофе

Штакеншнейдер – архитектор, чья фамилия знакома многим жителям России и ближнего зарубежья. Благодаря этому талантливому человеку были спроектированы многочисленные дворцы, здания, а также другие культурные памя…

Новости и общество
Архитектор Жолтовский Иван Владиславович: биография, работы

Жолтовский Иван Владиславович занимает основополагающее место в отечественной архитектуре. За свою долгую жизнь, разнообразную событиями и впечатлениями, он успел возвести множество дворянских усадеб, промышленных зда…

Искусство и развлечения
Опекушин Александр Михайлович, русский скульптор: биография, работы

В мире можно найти немало памятников, которые не только поражают воображение своим величием, отточенностью линий, но и помогают проследить развитие искусства скульптуры в веках. Но что мы знаем о тех людях, которые со…

Искусство и развлечения
Григорьев Сергей: биография, работа в группе «На-На» и личная жизнь

Григорьев Сергей – молодой человек с привлекательной внешностью и приятным голосом. Он прославился благодаря выступлениям в составе группы «На-На». Где родился Сережа? Почему покинул легендарный колл…

Искусство и развлечения
Выдающийся дирижёр Федосеев Владимир: биография, особенности творчества и интересные факты

Федосеев Владимир Иванович – выдающийся дирижёр, прошедший сложный путь от голодного детства до известнейших оркестров мира. Благодаря своему характеру, сумел преодолеть трудности и дойти до вершин, оставаясь об…

Искусство и развлечения
Балерина Тамара Туманова: биография, работы в театре и кино

Тамара Туманова — прославленная балерина, покорившая мировую сцену своей грацией и непревзойдённой техникой исполнения танца. Появившись на свет в Советской России, она некоторое время жила во Франции, а затем п…

Источник: http://monateka.com/article/121943/

Военное прошлое архитектора Монферрана и его встреча с Александром I в Париже

?► ВЕРНЕ Орас (1789-1863) «Битва при Ханау». 1824 г.Холст, масло. 174 х 289.8 см.

Национальная галерея, Лондон (Великобритания).

Знаменитый архитектор Анри Луи Огюст Леже Рикар де Монферран родился 23 января 1786 года на окраине столицы Франции, в предместье Шайо (вблизи нынешней площади Трокадеро – фешенебельного района современного Парижа). Образование получил в Королевской академии архитектуры (Императорской специальной школе архитектуры). Молодому Монферрану посчастливилось учиться у ведущих архитекторов того времени – у Шарля Персье и Пьера Фонтена.Учёба была прервана через год – в 1807 Огюста призвали в армию для участия в итальянской компании по охране оккупированных территорий. Это был напряжённый период в истории Франции – армия Наполеона покоряла Европу.Документы Национального Архива в Венсене (Vincennes) свидетельствуют, что Монферран отправился на юг Италии в 1808. Он получил назначение в 9-й конно-егерский полк, с 1806 года задействованный в операциях в непокорной Калабрии. Получив должность квартирмейстера, Монферран неизменно выкраивал для себя время на остановках между переходами, чтобы изучать памятники архитектуры и делать различного рода зарисовки. Красоты Италии, её искусство и архитектура оставили в его памяти неизгладимый след и оказали значительное влияние на всё творчество.В ходе боевых действий в Венеции, у Ла Пиав (La Piave), Монферран был ранен. В его воинских документах дано такое описание: «1 м 65 см, лицо овальное, лоб высокий, глаза голубые, нос курносый, рот средний, подбородок круглый, волосы и брови светлые (blonds)». Кроме того, в документах сообщаются следующие сведения: «вступил добровольцем, прибыл 29 февраля 1808 г., дезертировал 31 мая 1808 г., возвратился 26 июня 1808 г., расформирован 19 февраля 1809 г.». Не знаю, как расценивать слово «дезертировал»… Жак Тальбо, французский биограф архитектора, предполагает: раненый Монферран решил не упустить случай и остаться для выздоровления в Италии, возможно, даже в Риме, а не присоединяться к своему отряду. Позже Огюст вернулся на родину, чтобы закончить учёбу.Вновь взять в руки оружие ему пришлось в 1813 году. По мнению Ж. Тальбо, француз-патриот не мог игнорировать военные походы: попытка превращения церкви Мадлен в храм славы Великой Армии, установка многочисленных триумфальных колонн и арок, династический проект дворца Римского Короля, который должен был преобразовать Шайо – место, где Монферран родился… Все эти события широко обсуждались в то время, когда шло его формирование как архитектора. Но были и другие отзвуки военных действий, не вселявшие уверенности в будущем: затянувшаяся на неопределенное время война в Испании, на которой, вероятно, погиб в 1811 его сводный брат Бальтазар, и поражение в Русской кампании 1812 г.Воинский регистр уточняет, что Монферран был определён в Императорскую Гвардию, в 1-й отряд (1ère compagnie) 1-ого Почётного гвардейского полка (Gardes d’Honneur) старшим квартирмейстером и направлен в Военное министерство. В корпус он прибыл 26 мая 1813 г. 27-летнему Монферрану поручили сформировать в Версале роту солдат, которой он должен был командовать. По распоряжению графа Пюлли (Pully) роту присоединили к армии Наполеона под Дрезденом.В ходе военных действий между городами Эрфуртом и Готом Монферран отличился умелыми действиями при нападении на аванпост противника. Затем за проявленный героизм в сражении при Ханау на Майне (Hanau am Main, 30-31 октября) он удостоился высшей награды Франции – ордена Почётного легиона. В этой битве австро-баварский корпус пытался преградить путь отступления французской армии, разбитой в Битве народов 19 октября 1813 под Лейпцигом. Несмотря на численное превосходство на начальном этапе сражения, австро-баварский корпус потерпел поражение от Наполеона. Бой при Ханау стал последним крупным сражением кампании 1813 года в Европе.Награду Монферран получил из рук принца Бертье в присутствии маршала Келермана, герцога Вальми (maréchal Kelermann, duc de Valmy) и многочисленных штабных офицеров. В литературе об архитекторе многократно повторяются сведения о том, что он получил орден за битву при Арно на территории Италии. Но в 1813 Монферран в Италии не был. Ошибка, по мнению исследователя творчества архитектора В.К. Шуйского, произошла в результате неправильного прочтения рукописного документа.Монферрану после вручения награды было приказано вернуться в Версаль и сформировать резервный корпус своего полка, после чего он должен был присоединиться к армии под Реймсом, следовать вслед за ней и оставить её только в Фонтебло. Возвратившись в Версаль, он оставался там вплоть до момента, кода резервный корпус прекратил существование.Монферран вспоминает об этом периоде наполеоновских походов: «Мы, служившие в его Гвардии и благодаря этому имевшие возможность часто его видеть во время этих последних походов на Дрезден, Лейпциг и во Франции, мы покинули его знамёна только после всех перипетий этой великой драмы, разыгравшейся при Фонтенбло; нам никогда не случалось видеть Императора перед своими войсками, ни на бивуаках, иначе как в самом безупречном виде, как если бы он спускался по лестнице в Тюильри, чтобы отправиться на смотр».Монферран, по его собственному признанию, не участвовал в «Ста днях». К последующим политическим режимам во Франции он неизменно относился с почтением, но при этом не скрывал своей привязанности к периоду Первой Империи. В своём кабинете он хранил свидетельства прошлого: бюст Наполеона и гравюры с видами сражений. Военная служба дала ему жизненный опыт, умение находить выход из сложных ситуаций, воспитала чувство ответственности.Наступил 1814 год – эпоха наполеоновских войн была завершена, русские войска победоносно вошли в Париж.Вероятно, при содействии своих учителей Персье и Фонтена Монферран как подающий большие надежды молодой талантливый архитектор был представлен Александру I. На аудиенции в Париже Монферран преподнёс переработанные для России собственные, по всей вероятности, учебные проекты. В отделе графики Государственного Эрмитажа хранится изящный альбом с красным переплётои и золотым тиснением. На обложке надпись: «Разные архитектурные проекты, представленные и посвящённые Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I Августом Монферраном, членом французской Академии архитектуры. Париж. Апрель 1814». В.К. Шуйский считает, что, несмотря на датировку, альбом мог быть подарен и в следующем году, когда Александр I во второй раз прибыл в Париж и остановился в Елисейском дворце. Следует уточнить, что в 1814 году 28-летний Монферран никакого отношения к Французской академии архитектуры не имел, – он лишь год назад окончил Специальную школу архитектуры в Париже. Альбом был оформлен так же, как и только что поднесённый Александру I альбом архитекторов Фонтена и Персье. Их ученик сумел перенять не только навыки проектирования и изящество рисунка, но и умение вовремя, в нужном месте и должным образом оформить и преподнести свои творения. В будущем, в России, это умение ему очень пригодилось.Альбом характеризует Монферрана как блестящего рисовальщика. Он изобразил несколько городских видов и 8 разнообразных архитектурных проектов:– общественный фонтан с завершающей его фигурой Александра I в позе и одеждах римского императора, восседающего на троне;– загородный дворец, напоминающий богатые загородные виллы итальянского Возрождения, в частности, виллу Фарнезе в Капрароле, над проектом реставрации которой работал Персье и Фонтен;– триумфальная арка, богато украшенная барельефами с изображениями эпизодов минувшей войны, прославляющими русских воинов и надписью по-русски на аттике «Храброму российскому воинству»;– грандиозное здание публичной библиотеки с огромным купольным читальным залом и отходящими от него лучами по радиусам восемью корпусами книгохранилищ, объединёнными по большому кругу галереей и отмеченными по торцам портиками;– памятник генералу Моро – сопернику Наполеона, ставшему под русские знамёна и героически погибшему в сражении под Дрезденом;– триумфальная колонна, увенчанная аллегорической фигурой Мира и посвящённой союзником России в борьбе с Наполеоном;– конная статуя Александра I-триумфатора, рассчитанная на установку в центре обширной площади;– памятник воинам, погибшим в битве под Лейпцигом, в виде древнегреческого обелиска с многочисленными барельефами, иллюстрирующими различные эпизоды сражений.Все проекты не оригинальны, – Монферран несколько видоизменил классические, уже существовавшие в разных странах сооружения. В «предварительных рассуждениях», приложенных тут же, он не скрывал этого – наоборот, подчеркивал, что его образцы улучшены. Под каждым из своих проектов в альбоме молодой архитектор проставил ориентировочную сметную стоимость – этим автор заявлял о себе как будущий организатор строительства, способный и предлагать интересные идеи, и решать их средствами современной архитектуры. К слову, стоимость была благоразумно занижена. В письменном обращении к Александру I Монферран пояснил, что у него не было стремления к немедленному осуществлению проектов, что это графическое представление идей, которые могут быть реализованы в перспективе.Подобная «самореклама» не считалась в те времена среди архитекторов и строителей чем-то необычным. Это был всего лишь один из приёмов, с помощью которого зодчие могли привлечь внимание сильных мира сего к своему творчеству, а именно на них можно было рассчитывать при получении выгодного заказа.Потенциальные возможности талантливого выпускника бывшей Королевской академии получили заслуженную оценку, и Александр I благосклонно принял дарственный альбом, который, повторю, хранится ныне в Государственном Эрмитаже. Вряд ли эти проекты особо заинтересовали императора, но, тем не менее, в 1816 году Монферран приехал в Россию и в конце того же года получил звание придворного архитектора.Сейчас вряд ли можно точно установить причину, по которой француз решил покинуть свою родину. Предположений может быть несколько, но, скорее всего, решение было принято по их совокупности. Монферрана всегда отличали честолюбие и желание проявить себя в деле. Но он умел и реально просчитывать свои возможности. В разоренной войнами Франции новое строительство почти прекратилось, а в столице победоносной России к сооружениям наверняка предъявлялись новые требования, они должны были стать подлинно монументальными и более торжественными, чем были до войны. А в таких условиях всегда найдется работа сравнительно молодому, считавшему себя талантливым архитектору.

Читайте также:  Алые паруса - праздник выпускников в санкт-петербурге

► МОНФЕРРАН Огюст (1786-1858) Альбом «Разные архитектурные проекты, представленные и посвященные Александру I Огюстом Монферраном».Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Не представлено в постоянной экспозиции.► «Фонтан в честь Александра I». 1814 г., Франция.

Бумага, тушь, акварель. 71 х 50,6 см.

► «Конный памятник Александру I для очень большой площади». 1814 г., Франция.
Бумага, тушь, акварель. 71 х 50,6 см.

► «Колонна в честь всеобщего мира». 1814 г., Франция.
Бумага, тушь, акварель. 71 х 50,6 см.

► «Триумфальная арка». 1814 г., Франция.
Бумага, тушь, акварель. 71 х 50,6 см.

Источник: https://the-morning-spb.livejournal.com/204180.html

Мемория. Огюст Монферран — ПОЛИТ.РУ

23 января 1786 года родился архитектор Огюст Монферран.

Личное дело

Огюст Монферран (1786–1858) родился в Шайо, под Парижем, в семье учителя верховой езды. В возрасте 20 лет поступил в Королевскую Академию архитектуры, которая в наполеоновские времена называлась Специальной школой архитектуры.

Учебу ему неоднократно приходилось прерывать из-за службы в армии Наполеона. В 1814 году участвовал в строительстве парижской церкви Ла Мадлен. Завершение архитектурного образования Монферран получил в мастерской главных архитекторов Наполеона – Персье и Фонтена.

В том же году принес папку со своими проектами бывшему тогда в Париже русскому императору Александру I, и тут же был приглашен работать в России.

В 1816 году Огюст Монферран прибыл в Петербург и получил должность архитектора при кабинете императора, а вскоре стал начальником чертежной в Комитете для строений и гидравлических работ, которым руководил Августин Бетанкур, взявший под свое покровительство молодого архитектора.

Первой порученной Монферрану постройкой стал доходный дом князя Александра Лобанова-Ростовского, получивший позднее у горожан прозвание «Дом со львами». Затем в 1817 году он выполняет ряд других проектов, в том числе — здания Ришельевского лицея в Одессе.

В Петербурге Монферран произвел перестройку дома Кочубея на Фонтанке напротив Михайловского замка.

В 1817 – 1822 годах по поручению Бетанкура Монферран разработал проектры административных и торговых сооружений, а также здания Спасского собора для Нижегородской ярмарки.

В 1818 году Огюст Монферран победил в конкурсе проектов Исаакиевского собора и возглавил его строительство, продолжавшееся сорок лет. Здание было заложено 26 июня 1818 года.

Параллельно со строительство Исаакиевского собора Монферран занимался и другими проектами. Он построил два дома для Демидова на Большой Морской улице (д.

43 и 45), пристроил флигель к дому Литты на Английской набережной, перестроил дом Лерха на Мойке, разработал проект дома Салтыкова на Малой Морской улице. В 1823 году выполнил ряд построек для Екатерингофского парка, которые не дошли до наших дней.

В 1824 году после смерти Августина Бетанкура Монферран соорудил ему памятник на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.

В 1829–1834 годах воздвиг Александровскую колонну на Дворцовой площади.

К началу сороковых годов, когда основные работы по возведению Исаакиевского собора приближались к окончанию.

Монферран «отправлен был в Германию, Францию, Италию и Англию для обозрения примечательнейших зданий и собрания нужных сведений к изысканию выгоднейших средств для окончательного построения Исаакиевского собора».

По возвращении он занимался отделкой интерьеров собора, а также проектировал памятник Николаю I.

Торжественное освящение собора состоялось 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II и при большом стечении народа. 28 июня того же года Огюст Монферран умер от последствий воспаления легких.

Чем знаменит

Главное творение Монферрана – Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Изначально архитектор рассчитывал сохранить часть конструкций предшествующего собора, но быстро выяснилось, что это невозможно, так как разные части постройки дали бы разную осадку.

Монферран внес изменения в проект и окончательный вариант был утвержден в 1820 году. В основание фундамента вбили 10 762 сваи. Затем начали устанавливать колонны четырех больших портиков. Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года, а последняя — 11 августа 1830 года.

  С 1830 по 1836 годы возводились стены и подкупольные пилоны. В 1837-1841 годах — сооружали своды, барабан купола и четыре колокольни. По предложению Огюста Монферрана главный купол собора был создан не из кирпича, а из металла, что значительно уменьшило его вес.

Читайте также:  Яхтинг в петербурге

Высота Исаакиевского собора – 101,5 метр.

За строительство собора Монферрану были пожалованы украшенная бриллиантами золотая медаль на Андреевской ленте, чин действительного статского советника и 40 000 рублей.

О чем надо знать

Второй значительный проект Монферрана – Александровская колонна на Дворцовой площади, воздвигнутая в 1834 году по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

Первоначально Монферран предполагал построить обелиск высотой 35 метров, украшенный барельефами Федора Толстого на тему войны 1812 года и на лицевой стороне изобразить Александра I в образе триумфатора-победителя.

В 1829 году он создал проект в виде увенчанной крестом триумфальной колонны, который и был утвержден, только уже в процессе возведения крест дополнили фигурой ангела.

По словам архитектора, источником вдохновения для него послужила колонна Траяна в Риме.

Монферран руководил работами по вырубанию монолита в каменоломнях, обтесыванию его (что заняло полгода), контролировал доставку в Петербург и разработал схему подъема и установки монолитной колонны. Еще два года понадобилось на шлифовку и полировку колонны, оформление навершия и украшение пьедестала. Торжественное открытие памятника состоялось 30 августа 1834 года.

Прямая речь

«За исключением 48 колонн Исаакиевского собора и обелиска Луксор, воздвигнутого недавно в Париже на площади Людовика XVI, я не знаю ни одного монолита, ни по размерам, ни по весу столь значительного, как Александровская колонна.

Приемы, которые применил я для поднятия этой глыбы, имеют некоторую аналогию с теми, которыми пользовались древние при переноске монолитов.

Изображение этих операций мы встречаем на многих египетских памятниках и, между прочим, на нижней части обелиска, установленного в Константинополе на ипподроме императором Феодосием».

Огюст Монферран об Александровской колонне

«Несмотря на нашу страсть к античной архитектуре, наш художественный вкус неизбежно отражает религиозные взгляды. Поэтому проектирование православной церкви в духе Парфенона нам показалось бы извращением.

Когда первые христиане превращали языческие храмы в церкви, им редко удавалось хорошо сочетать с ними необходимые колокольни и всегда получалась только новая пристройка к старому зданию. Позже те из строителей, которые хотели воспроизвести античные храмы для прославления нашей святой религии, должны были, чтобы выдержать стиль образца, всячески маскировать колокольни.

Нужно признать, как общее правило, что каждая страна имеет церковное зодчество, свойственное только ее храмам или только ее религии. Стараться уйти от этих образцов под предлогом создать лучшее, подражая римским и греческим храмам, это значило бы потерять художественное чутье, изменить религиозному чувству и повернуть к язычеству.

Среди колоколен различаются вытянутые в вышину постройки на самой церкви, это собственно колокольни, шпили и т. д. Другие, входящие только в фасад церкви, похожи на четырехугольные или круглые башни и назначены обычно для тяжелых колоколов.

Наконец, третий тип колоколен часто встречается в Италии: мы говорим о кампаниллах, колокольнях, совершенно отделенных от здания самой церкви. Колокола Исаакиевского собора висят в четырех башенках двух главных фасадов. Башенки в плане представляют четырехугольники; две стороны имеют по 4 саж. 2 аршина и две других по 3 саж. 11 вершков.

Высота башенок от земли до верхушки креста 25 саж. 1 арш. или 177 футов 3 дюйма. По общей форме башенки напоминают Кампаниллы и поэтому в дальнейшем изложении мы сохраняем за ними последнее название. Четыре Кампаниллы собора, вместе с куполом, образуют пирамидальный ансамбль.

Как строительная комбинация весьма солидной постройки, кампаниллы помогают сводам боковых нефов противостоять давлению купола, передающемуся на них через арки и паруса. Кампаниллы так же, как купола, опираются на гранитную кладку, опущенную так же глубоко, как и остальные фундаменты.

Поставленные на стенах, они составляют как бы одну композицию с портиками и, как нам кажется, удачную, т. к. очень подчеркивают гигантские пропорции последних. До высоты аттика кампаниллы сложены из гранита, кирпича и мрамора. Две из них имеют в цоколе сводчатые отапливаемые помещения для сторожей.

Над этими комнатами возвышаются арки с железными связями, увеличивающими их прочность. Внутри двух других кампанилл устроены винтовые лестницы, марши которых составляют кольцевинтовой свод, опирающийся на центральный столб. Эти лестницы, сделанные из серого сердобольского гранита, имеют диаметр 5 аршин 12 вершков; они ведут в подземные коридоры, в верхние части здания и кончаются в круговых служебных коридорах. Сводчатые коридоры вымощены плитами и облицованы по стенам тесаным камнем. В коридорах установлены двадцать амосовских печей для отопления собора и чтобы создавать в коридорах движение воздуха».

Огюст Монферран об архитектуре Исаакиевского собора

«По поводу этой колонны можно припомнить предложение, сделанное императору Николаю искусным французским архитектором Монферраном, который присутствовал при её иссечении, перевозке и постановке, а именно: он предлагал императору высверлить внутри этой колонны винтообразную лестницу и требовал для этого только двух работников: мужчину и мальчика с молотом, резцом и корзиной, в которой мальчик выносил бы обломки гранита по мере его высверления; наконец, два фонаря для освещения рабочих в их трудной работе. Через 10 лет, утверждал он, работник и мальчик (последний, конечно, немного вырастет) окончили бы свою винтовую лестницу; но император, по справедливости гордясь сооружением этого единственного в своем роде памятника, опасался, и, может быть, основательно, чтобы это высверление не пробило внешние бока колонны, и потому отказался от этого предложения».

Барон П. де Бургоэн, французский посланник с 1828 по 1832 годы

«Архитектор выдвинул ряд градостроительных идей, связанных с преобразованием центра Петербурга. Он задумал площадь перед Адмиралтейством превратить в зеленую эспланаду. На пересечении ее главной оси, совпадающей с центром Александровской колонны, и трех основных магистралей Петербурга (невский трезубец) он предложил устроить фонтаны.

На пересечении этой же оси с поперечной осью Исаакиевского собора предполагалось поместить памятник Петру I. С противоположной стороны Исаакиевского собора, в спроектированном перед ним сквере, на таком же расстоянии от собора, как и памятник Петру I, намечалась установка памятника Николаю I. При этом предусматривалось выравнивание и благоустройство площади вокруг собора.

Фасад близлежащего здания с западной стороны Исаакиевского собора приводился в соответствие с фасадом дома Лобанова-Ростовского, отмечающего восточную границу площади. В случае осуществления грандиозного замысла Монферрана все центральные площади Петербурга оказались бы теснейшим образом объединены глубинно-пространственными связями, а также стилистически.

Это был самый значительный градостроительный проект зодчего».

В. К. Шуйский «Зодчие Санкт-Петербурга XIX — начала XX века»

12 фактов об Огюсте Монферране

  • Полное имя архитектора – Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. В России же его называли Август Августович или Август Антонович.
  • За участие в сражении при Арно (1813) Огюст Монферран получил орден Почетного легиона.
  • На конкурс проектов Исаакиевского собора архитектор представил сразу двадцать четыре проекта в разных стилях.
  • После установки Александровской колонны Николай I сказал Монферрану: «Montferrand, vous vous êtes immortalisé!» — «Монферран, вы себя обессмертили!».
  • При подготовке фундамента собора в городе возник анекдот. Якобы, когда строители вбивали в грунт сваю, она уходила под землю, а вслед за ней вторая, третья и так далее, пока в Петербург не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую».
  • В Петербурге ходил слух, что Иссакиевский собор строится так долго из-за того, что некий ясновидец предсказал Монферрану смерть после окончания строительства. Архитектор действительно умер спустя месяц после освящения собора.
  • Другая легенда говорила, что Александрийская колонна была установлена на Дворцовой площади, так как просто оказалась лишней при строительстве Исаакиевского собора.
  • Многие не верили, что колонна весом 600 тонн устоит на месте. Чтобы продемонстрировать свою уверенность в правильности расчетов, Монферран до самой смерти вечерами прогуливался вокруг колонны со своей собачкой.
  • Архитектор рассчитал, что здание Исаакиевского собора должно вмещать 7000 человек. При этом он учел даже поправку на пышные юбки дам той эпохи.
  • В Исаакиевской соборе установлен бюст Монферрана, созданный из облицовочных камней, использовавшихся при строительстве собора.
  • Монферран спроектировал постамент, на котором в Московском Кремле установлен Царь-Колокол.
  • Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но Александр II не дал разрешения на это, так как Монферран был католиком. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, а отпевание прошло в костеле святой Екатерины. Вдова Монферрана увезла его тело в Париж, где он и был похоронен на кладбище Монмартр рядом с матерью.

Материалы об Огюсте Монферране

Статья об Огюсте Монферране в русской Википедии

Статья об Огюсте Монферране в энциклопедии «Кругосвет»

Огюст Монферран на портале «Культура России»

Огюст Монферран на сайте «Прогулки по Петербургу»

Источник: http://polit.ru/news/2016/01/23/montferrand/

Огюст Рикар де Монферран

Guida-SPb17 июня 2010Архитекторы

Родился 23 января 1786 в Шайо, пригороде Парижа
скончался 28 июня (10 июля) 1858 в Санкт-Петербурге 

Биография

Родившись во Франции, к 1816 году, когда он перебрался в Россию, Огюст Монферран успел закончить Королевскую специальную школу архитектуры в Париже, где учился у архитекторов Ш. Персье и П.

Фонтэна — представителей стиля ампир, поучаствовать в Наполеоновских войнах и получить орден Почетного легиона.

Приехав в Россию, будущий автор Исаакиевского собора устроился на государственную службу чертежником в Комитет по делам строений и гидравлических работ, начальником которого являлся выдающийся инженер А. Бетанкур; первой его постройкой в России стал дом Лобанова-Ростовского (1817—20).

Когда император Александр I начал искать архитектора для перестройки третьего Исаакиевского собора, Монферран предложил ему прекрасно оформленный альбом с 24 изысканными рисунками будущего собора, изображенного в разных стилях, дабы «выяснить вкусы заказчика».

Императору понравился эскиз в классическом стиле и он в 1818 году назначил Монферрана главным строителем 4-го Исаакиевского собора, возводившегося в течение 40 лет.

Архитектор дождался окончания строительства и освящения собора, которое состоялось 30 мая 1858 года, и умер менее чем через месяц после него (28.06.1858), завершив главное дело в своей жизни.

Занимаясь художественным оформлением собора, Монферран позаботился о том, чтобы его изображение появилось в одном из портиков: мы можем увидеть архитектора с западной стороны собора, с гордо поднятой головой он сидит в римской тоге, держа в руках модель, созданного им творения.

Одним из лучших произведений Монферрана считается Александровская колонна на Дворцовой площади (1829—34). По проектам Монферрана были построены особняки Демидова (1835—40), ставшие первыми в России произведениями неоренессанса, и другие здания в Петербурге и провинции.

Именно он оформил в Зимнем дворце Тронный, Фельдмаршальский, Петровский, залы (вопреки расхожему мнению, приписывающему ему и Малахитовую гостиную, это работа другого архитектора — А.П. Брюллова). Последняя работа Монферрана — проект памятника императору Николаю I на Исаакиевской площади. В связи с его смертью возведение памятника было завершено архитектором Н. Ефимовым.

Творчество Монферрана знаменует в русском зодчестве переход от позднего классицизма к эклектике.

Есть легенда о том, что Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но этому воспротивился император Александр II. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг Исаакиевского собора, в нем же провели панихиду.

Отпевание зодчего прошло в костёле Святой Екатерины. Вдова Монферрана увезла тело зодчего в Париж, где он и был похоронен на Монмартре.

К сожалению, сегодня никто не может точно сказать, где именно покоится прах великого архитектора.

Основные творения:

  • Исаакиевский собор
  • Александровская колонна
  • Дом князя Лобанова-Ростовского
  • Особняк П. Н. Демидова — Посольство Италии
  • Особняк княгини В. Ф. Гагариной — Дом композиторов

Источник: https://guida-spb.com/monferran-ogyust.html

Ссылка на основную публикацию