Адмиралтейство в санкт-петербурге

Адмиралтейство

В 1702 году Пётр I составил чертежи, по которым началось строительство судостроительной верфи на небольшом острове между Невой и рекой Мойкой. Этот остров впоследствии был назван Адмиралтейским. Предполагалось, что это строение будет главным в России центром строительства кораблей на Балтийском море.

Верфь имела форму буквы «П», центральная часть которой протянулась более чем на 400 метров.

Адмиралтейство выполняло не только роль кораблестроительного центра, но и являлось оборонительным комплексом: крепость окружал земляной вал, а вокруг здания вырубили лес и основали Адмиралтейский луг, дающий возможность полного обзора местности. В 1706 году на Адмиралтейской верфи было закончено строительство первого корабля, а всего за годы царствования Петра I здесь было построено 262 военных судна.

Знаменитая Адмиралтейская башня, на шпиле которой находится кораблик, была установлена в 1711 году. Под корабликом располагался шар, а внутри него – золотая ёмкость с отчеканенными в Петербурге монетами. В наши дни кораблик, разведённый Дворцовый мост и Медный всадник выступают признанными символами Северной столицы России.

Адмиралтейство и прилегающая к нему территория много раз перестраивались. В 1730-х годах архитектор И.К.Коробов создал проект по возведению каменного здания и установки на башне Адмиралтейства 72-метрового шпиля, на котором помещался кораблик.

В начале XIX столетия Адмиралтейство превратилось в трёхэтажное здание, насчитывающее более 50 башен, множество лепных украшений и барельефов. Обновленное Адмиралтейство должно было стать символом России как мощной морской державы. Возле башни установлены статуи морских нимф, что несут небесную и земную сферы.

Над аркой башни, расположенной в центре Адмиралтейства, находятся две Славы со знамёнами, а над ними – барельеф, изображающий флот. На башенном парапете установлены статуи героев, прославившихся в древние времена.

На участке поверх колоннады располагаются 28 аллегорических скульптур, изображающих времена года, страны света, богиню Изиду, покровительствующую корабельщикам, и другие мифические существа. Центральная башня увенчана куполом с часами и 23-метровым шпилем.

В годы второй мировой войны Адмиралтейство было значительно повреждено снарядами, но впоследствии восстановлено.

На протяжении всей истории существования Адмиралтейства в его здании располагались военно-морские штабы, Морское министерство, различные узкопрофильные учебные заведения. В наши дни здесь находится Военно-морской инженерный институт.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/spb/place/admiraltejstvo/

Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге

Главное Адмиралтейство в городе на Неве является великим архитектурным наследием, памятным зданием, выполненным в стиле русского ампира и украшенным шпилем, остриё которого увенчано позолоченным кораблем, весом в 65 килограммов, на его позолоту ушло 2 килограмма чистого золота.

Корабль на шпиле – один из исторических символов города наряду с ангелом на шпиле Петропавловского собора Петропавловской крепости и памятником «Медный всадник», который стал особенно известным с легкой руки Пушкина, так же, как и Адмиралтейство, названное Александром Сергеевичем “Адмиралтейской иглой”. 

Петра творение

Адмиралтейский дом заложили в 1704 году. Изначально его построили как верфь по чертежам, подписанным Петром Первым. Здание постоянно перестраивалось на протяжении XVIII—XIX веков.

Через пару лет оно выглядело П-образно и представляло собой одноэтажную мазанку. Здесь были мастерские, кузницы, склады, службы морского ведомства.

С 1709 года – еще и склад чертежей и моделей кораблей, выстроенных на верфи. Приказ Петра Первого обязывал корабельных мастеров делать модели парусников с передачей их в модель-камеру.

Позже эта коллекция стала основой Морского музея, устроенного в здании Адмиралтейства.

Петровские времена не отличались спокойствием, и “город мастеров” являл собой крепость. Был окружен земляными бастионами, рвами с водой и обширной пустошью. В 1711 году Адмиралтейство изменило вид.

Над ним появился шпиль, на шпиле – металлический кораблик. По одной версии, это силуэт первого парусника, вошедшего в свежеотстроенный Петров порт.

По другой – копия пионера русского флота фрегата “Орел”, появившегося в допетровские времена.

Три флага на кораблике были выполнены из червонного золота, в носовой части хранился личный компас Петра Великого. Это легенда. В 1815 году в результате ремонта здания Адмиралтейства кораблик исчез навсегда. Его место занял другой. Он хранится в Морском музее. А башню венчает его точная копия 1886 года изготовления.

Метаморфозы после Петра

Здание Адмиралтейства не раз подвергалась реконструкции. В 1738 году оно стало каменным. Над воротами появились 72-метровые башня и позолоченный шпиль с кораблем.

В остальном Адмиралтейство сохранило прежний, петровский облик. Пустошь, или Адмиралтейский луг — это место военных учений — в будни и народных гуляний — в праздники.

Крепостные постройки, утратив свое значение, постепенно пришли в упадок.

Санкт-Петербург расстраивался, и к началу XIX века скромная Петровская верфь очутилась в центре столицы. К адмиралтейству сходились важнейшие магистрали. По соседству появились Зимний дворец и ряд пышных зданий. Стало слишком заметно, что детище Петра безвозвратно устарело.

В 1806 – 1823 годах его постигла беспощадная реконструкция. Архитектор Андриян Захаров оставил в облике башню со шпилем. Все остальное получило современное решение. Были выстроены два каменных корпуса буквой “П”, внешний и внутренний. Между ними проложен ров. Внешний — заняли чиновники морского и речного ведомств. Во внутреннем – продолжали работать мастеровые.

Классика и ампир гармонично соединились и «прижились» в архитектуре Адмиралтейства. Строгую геометрию щедро облагородили скульптуры и барельефы. Бесхозные сооружения форта снесли. На месте народных гуляний разбили бульвар. Ныне это Александровский сад.

Революция в головах

В советское время в помещениях комплекса размещались ведомства, связанные с управлением флота. В 30-е годы на короткое время въехала лаборатория, где занимались разработкой ракетных двигателей. В войну шпиль зачехлили и здание уцелело. Из старинных интерьеров до нас дошли зал собраний, библиотека, парадная лестница и вестибюль.

Легенда о золотых парусах и Петровом компасе «выстрелила» в 1977 году. Советские реставраторы позолотили шпиль, а в сферу под корабликом спрятали ларец с “сокровищем” — проектом Конституции СССР…

Здание Главного Адмиралтейства вдохновляет на творчество и современников. В 2012 году помещения занял Главный штаб ВМФ России. В башне со шпилем устроили храм. Над ним водрузили Андреевский флаг. В конце 2014 года министр обороны РФ одобрил перестройку памятника старины под нужды военно-морских штабистов.

Внутренние дворы предлагается накрыть прозрачным куполом, между корпусами архитектурного ансамбля протянуть стеклянные переходы. Однако, смелые планы военных противоречат федеральному законодательству об охране объектов культурного наследия. Как решится эта проблема, покажет время. 

Источник: http://Peterburg.center/maps/zdanie-glavnogo-admiralteystva-v-sankt-peterburge.html

Адмиралтейство

«Адмиралтейская игла» воспетая поэтом неразрывно связана с обликом города на Неве: «…И ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла…» Речь идет не о мифе, а об объективной реальности. Все 300 лет существования Петербурга прошли под сенью Адмиралтейского шпиля.

Адмиралтейство было задумано Петром как крупнейшая верфь на Балтийском побережье. В походном журнал царя от 16(5) ноября 1704 года существует запись: «Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен». Чертежи «Адмиралтейского дома» утвердил лично Петр. 

Строительство верфи началось не на пустом месте. До начала XVIII века на его месте находилось село Гагуево. Наличие обжитого пространства сильно упростило подготовительные и строительные работы.

(Что произошло с жителями Гагуева, историки деликатно умалчивают) Уже в начале 1705 года на Адмиралтейской верфи были заложены первые корабли.

10 мая (29 апреля) 1706 года на воду сошел десятипушечный парм.

Первое здание верфи было построено буквой «П» («покоем»). Эту форму в дальнейшем повторяли и все последующие Адмиралтейства. Длина главного фасада составляла 425 метров, а длина боковых «крыльев» — 213 метров. Строительство судов велось посередине этого пространства.

Поскольку в первые годы существования Петербурга угроза шведского нападения была более чем реальна, Адмиралтейство было обнесено земляным валом с пятью бастионами и рвом. Территория перед рвом была расчищена для ведения артиллерийского огня.

Это обширное пустое место, получившее в дальнейшем название Адмиралтейского луга, сыграло важную роль в формирование облика Петербурга. В XIX веке на его месте появились площади: Сенатская, Исаакиевская, Дворцовая, Адмиралтейская, Разводная.

Первые три площади дошли до наших дней, на месте Адмиралтейской площади был разбит Александровский сад, а через Разводную площадь в начале XX века проложили проезд к Дворцовому мосту. 

В 1711 году Адмиралтейство подверглось первой перестройке. В ходе этих работ голландский мастер Харман ван Болос установил  первый в истории этого здания 72-метровый шпиль с корабликом-флюгером.

Голштинский придворный Фридрих-Вильгельм фон Берхгольц писал в своем дневнике: «На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта».

О кораблике Адмиралтейства существует множество преданий. Есть легенда, что флаги на нем выполнены из чистого золота, а в его носовой части храниться личная буссоль Петра I.

По одной версии, кораблик повторяет силуэт первого русского фрегата «Орел», по другой – силуэт первого корабля посетившего петербургский порт.

Эти легенды основаны на том, что не один 262 кораблей, построенных в Адмиралтействе за годы царствования Петра, не имеют ничего общего с корабликом на шпиле. 

Кораблик ванн Болоса простоял на шпиле Адмиралтейства до 1815 года. Затем, в ходе ремонтных работ он был утерян и заменен на второй кораблик, который нес свою вахту до 1886 года. Во время очередного ремонта, второй кораблик был помещен в Военно-морской музей. На его место была установлена точная копия. Вес кораблика — 65 кг, длина — 192 см, высота — 158 см.

Под корабликом находится шар. В 1864 году его сделали полым, устроив из него своеобразное хранилище. Внутри шара находится шкатулка, в которой хранятся сведения обо всех ремонтах шпиля, включая капитальные ремонты 1929 и 1977 годов, также хранится петербургские и ленинградские газеты периодов ремонта.

Здания петровского Адмиралтейства были мазанковыми. В 1732 – 1738 году  архитектор И. К. Коробов возвел второе, каменное, Адмиралтейство, сохранив общую идею предыдущего здания – «П» образную форму и увенчанный корабликом шпиль над воротами.

Несмотря, но новый, более подобающий столице облик, Адмиралтейство сохранило характер промышленного предприятия. Его рвы служившие для доставки строительных припасов со складов Новой Голландии, периодически заполнялись мусором и зарастали.

В 1782 году на адмиралтейских вервях начался страшный пожар, чуть было не перекинувшийся на Зимний Дворец.

Напуганная Екатерина II распорядилась перенести Адмиралтейство в Кронштадт, но адмиралы, которым совсем не улыбалось переселение из под окон царской резиденции на суровый остров,  положили царский указ под сукно. 

Флотоводцы оказались весьма дальновидны. К началу XIX века облик коробовского Адмиралтейства уже не соответствовал роскошному облику центра Петербурга.

Получалось, что «три луча Петербурга», Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица сходятся к верфи! Это привело к третьей и последней перестройке Адмиралтейства, которую выполнил архитектор А.Д. Захаров. Новая постройка лишилась рвов и бастионов, но идеально соответствовала роли центра имперской столицы.

Огромное здание в стиле ампир украшенное 28 скульптурными аллегориями стала главной доминантой Адмиралтейского острова. Фасад нового Адмиралтейства достигал в длину 407 метров.  

Верфь на территории Адмиралтейства действовала до 1844 года, после чего строительство судов было перенесено на Ново-Адмиралтейскую верфь в устье Невы.

В здание остались только Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор.

Так же 1709-1939 годах, в помещение Адмиралтейства располагался Военно-морской музей ведущий свое начало от макетной мастерской Адмиралтейства. 

С июля 1917 года в здание Адмиралтейства помещался Центрофлот — центральный демократический орган флота. Затем там располагался Военно-морской революционный комитет, Газодинамическая лаборатория, а с 1925 года — Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Ленинградской военно-морской базы.

По легенде, в Адмиралтействе находится самый настоящий ядерный реактор используемый в учебных целях. Прямо над ним находится кабинет директора училища, который своей головой отвечает за безопасность города. 

Поделиться Поделиться Поделиться

Источник: http://www.iPetersburg.ru/admiralteystvo11

Адмиралтейство в Санкт-ПЕтербурге. На карте. Краткая история

Адмирал:                  Повелитель, властелин моря (арабское)

Адмиралтейство:    Центр военного кораблестроения,     Военно морское ведомство

Шпиль Адмиралтейства с корабликом

Адрес:

Санкт-Петербург, Адмиралтейский проезд, д. 1

Строительство Адмиралтейства изначально рассматривалось Петром I как крепостное укрепление на другом берегу Невы, напротив Петропавловской крепости, для ведения перекрёстного огня из орудий по всем неприятельским судам прорвавшихся в дельту Невы через форты  Кронштадта.

Не случайно верфи располагались внутри крепостных стен. Укрепрайон и верфи для строительства кораблей возводились в самый разгар Северной войны, исход которой на тот момент был ещё далеко не ясен.

Адрес здания Адмиралтейства на карте

№ 1 — Адмиралтейство          

История Адмиралтейства:

Предистория

Фортификационные сооружения на левом берегу Невы начали строить практически сразу после закладки Петропавловской крепости 27 мая 1703 г..

Читайте также:  Цветные мосты в санкт-петербурге: зеленый, синий, красный и желтый (певческий) мосты через реку мойку

И только спустя почти полтора года в связи с необходимостью строительства кораблей для зарождающегося тогда Российского флота было решено начать строительство верфей и крепости в одном комплексе.

Место для будущего Адмиралтейства согласно легенде было выбрано лично Петром I вместе с Александром Даниловичем Меньшиковым.

5(16) ноября 1704 г

Заложено Главное Адмиралтейство

29 апреля 1706 г

Первый корабль был спущен на воду.

24 января 1709 г

Первое письменное упоминание Петром I о модель-камере (помещение для хранения чертежей и моделей кораблей), считается днём рождения Военно-Морского музея.

1712 г

Спущен на воду  54-х пушечный корабль «Полтава», названный в честь победы России в Полтавской битве.

1719 г.  

Над башней с главными воротами крепости был установлен шпиль с корабликом, ставшим одним из главных символов Санкт-Петербурга. Автором шпиля был известный мастер из Голландии Харман ван Болс ( участвовал в установке шпилей на первый Исаакиевский и Петропавловский соборы).

1727 — 1737 гг

Под руководством архитектора Ивана Кузьмича Коробова возводится каменное здание Адмиралтейства. Проведена реконструкция шпиля (в форме иглы) и кораблик вознёсся на высоту 72-х метров.

1805 г.  

Модель камера преобразован в Морской музей.

1806 — 1823 гг.  

Полная перестройка главной башни Адмиралтейства и по сути постройка заново огромного архитектурного комплекса, который практически без изменений дошёл до наших дней. Архитектор — Андреян Дмитриевич Захаров.

1821 г

Устроительство (оформление) Огюстом Монферраном церкви ( с 1858 г. собора) во имя св. Спиридона Тримифунтского в юго-западном углу здания. Сейчас в этом помещении расположен актовый зал.

1800 — 1844 гг.  

Прекращение строительства военных кораблей и гражданских судов и перевод верфей в «Новое Адмиралтейство» (Адмиралтейский завод).

1874 г

Официальное открытие Александровского сада. (назван в честь императора Александра II)

1879 г

Постройка самого крупного фонтана в Санкт-Петербурге (на тот период времени). Расположен напротив главных ворот Адмиралтейства.

1910 г

Установлен памятник Царю — плотнику, работы скульптора Л. А. Бернштама на Адмиралтейской набережной напротив Восточного павильона Адмиралтейства.

С 1844 г и до наших дней

В здании располагаются ведомства и учреждения связанные с флотом. 

Фотографии Башни и павильонов Адмиралтейства:

Арка главной башни Адмиралтейства в ПетербургеЗападный павильон Адмиралтейства в СПбВосточный павильон Адмипалтейства в СПб

Авторы этой статьи не являются специалистами в области архитектуры. но мы хотим обратить Ваше внимание на эти здания и арки выполненные зодчим Андреяном Захаровым (с 1806 по 1823 гг.).

И сравнить их со зданиями и арками  архитектора К. И. Росси    (Здание Главного штаба  и  здания Сената и Синода). Дело в том что Захаров умер в 1811 г. (до начала войны 1812 г.), а принято считать что облик Дворцовой и Сенатской площадей определил именно Карл Росси.

Мы не хотим спорить с этим утверждением, просто хотим пробудить в Вас интерес к истории Санкт-Петербурга.

.

Источник: https://1703piter.ru/glavnoe-admiralteistvo-v-peterburge/

Адмиралтейство

Здание Адмиралтейства является одним из лучших архитектурных памятников Петербурга. Кораблик на шпиле Адмиралтейства широко известен как один из символов города на Неве. Само слово «адмиралтейство» означает место строительства и ремонта военных судов.

Первая верфь в Петербурге построили уже в июне 1703 года на месте будущего Кронверка Петропавловской крепости. Однако городу требовалась большая адмиралтейская верфь. По распоряжению Петра I  новая верфь должна была быть построена на острове между Невой и рекой Мья (ныне река Мойка).

Этот остров стал именоваться Адмиралтейским.

5 ноября 1704 года была заложена верфь-крепость, построенная по генеральному плану-чертежу, собственноручно выполненному Петром I. Адмиралтейская верфь, построенная по плану буквой «П»,  имела примерно 425 метров в длину и 213 в ширину.

В самой глубине двора располагалась «государева контора» — Адмиралтейский дом, от которого тянулись одноэтажные деревянные боковые корпуса. В 1711 году в центре главного фасада построили башню со шпилем, в которой спустя семь лет разместилась Адмиратейств-коллегия – высший орган управления флотом.

Во внутреннем дворе Адмиралтейства располагались эллинги – помещения или помосты, где строились или ремонтировались корабли. Здесь так же находилась камора, в которой работали корабельные архитекторы и чертежники.

Поскольку Петербург в то время жил под постоянной угрозой нападения шведов, вокруг Адмиралтейства построили крепостную стену с пятью земляными бастионами и глубоким сухим рвом, на дне которого стояли ряды заостренных кольев.

По периметру верфи-крепости прорыли от Невы два канала – внутренний и внешний. Через год строительство Адмиралтейства было почти закончено. Чтобы образовалось свободное пространство для обстрела из крепостных орудий, до реки Мойки (Мьи) был вырублен лес.

Вскоре это место стало называться Адмиралтейским лугом. Первый корабль с Адмиралтейской верфи был спущен на воду 29 апреля 1706 года. Во время царствования  Петра I со стапелей Адмиралтейства сошло в общей сложности 262 военных корабля.

При этом каждая закладка или спуск корабля на воду сопровождались залпами салюта, пушечными выстрелами, криками «ура» и всеобщим праздником.

От Адмиралтейской верфи до Новой Голландии в 1717 году прорыли Адмиралтейский канал, по которому к верфи доставлялся лес для постройки кораблей.

На острове Новая Голландия, образованном рекой Мойкой, Крюковым и Адмиралтейским каналами, размещались склады, специально устроенные в стороне от верфи, чтобы избежать пожаров. К 1727 году здание Адмиралтейства сильно обветшало, и его решили перестроить в камне. По проекту архитектора И.К.

Коробова здание было украшено стройной башней, увенчанной красивым шпилем. Коробов заново создал весь комплекс Адмиралтейства, сохранив архитектурный силуэт здания петровского времени.

В начале XIX века, когда менялся облик Петербурга, здание Адмиралтейства, на фоне Зимнего дворца с одной стороны, и Медного всадника с другой, стало выглядеть достаточно скромно. Работы по перестройке здания поручили выдающемуся архитектору А.Д. Захарову. Строительство велось с 1806 по 1823 года.

Третье по счету, современное нам, здание Адмиралтейства состоит из двух П-образных корпусов – внешнего и внутреннего. Центральный фасад здания, протяженностью более четырехсот метров, украшен шестью многоколонными портиками.

В центре фасада располагается многоярусная башня с въездной аркой, украшена колоннадой и увенчанная куполом со шпилем.

Здание, выполненное Захаровым в стиле русского классицизма, стало выглядеть гораздо более торжественно. Адмиралтейство стало трехэтажным, здание украшают 56 статуй, 11 барельефов и 350 лепных украшений.

  Над въездной аркой центральной башни Адмиралтейства располагаются две летящие славы со склоненными знаменами. Выше них – горельеф «Заведение флота в России». Еще выше, на парапете башни, находятся изваяния древних героев – Александр Македонский, Пирр, Аякс и Ахиллес.

В сторону Зимнего дворца обращены четыре статуи, олицетворяющие главные направления ветра (северный – Борей, западный – Нодир, южный – Зефир, восточный – Нот), и изображения двух богинь – Изиды и Урании (покровительниц кораблестроения и астрономии). Их двойники также смотрят и в сторону Медного всадника.

  Центральная башня Адмиралтейства увенчана позолоченным куполом с часами и восьмигранным фонариком с маленьким куполом, переходящим в шпиль высотой 23 метра.

Вся история Адмиралтейства неразрывно связана с флотом. В разное время в нем располагались различные морские и учебные учреждения: Адмиралтейств-коллегия, Морское министерство, Училище корабельной архитектуры, Высшее Военно-морское инженерное училище им. Ф.Э. Дзержинского.

Источник: http://opeterburge.ru/parks/admiraltejstvo.html

Главное Адмиралтейство Санкт-Петербурга

Один из самых известных в Санкт-Петербурге памятников – Главное Адмиралтейство. Его здание является шедевром архитектуры, построенным в стиле русский ампир.

Оно считается одним из знаковых символов Санкт-Петербурга, достопримечательностью, которая привлекает многочисленных туристов.

Они специально приезжают, чтобы своими глазами посмотреть на нее, установленный на ее шпиле знаменитый флюгер в виде кораблика и сделать фото Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.

Чем интересно Адмиралтейство

Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге – строение, привлекательное внешне, оно имеет богатое оформление. Благодаря задумкам архитектора, его украшает почти шесть десятков скульптур, барельефы, лепнина.

Одна из особенностей здания, которая всегда привлекает внимание прохожих, – позолоченный шпиль, стоящий на центральной башне. На шпиле петербургского Адмиралтейства установлен кораблик.

Его длина почти 2 м, а высота более чем 1,5 м.

По мнению историков, стоящий на шпиле кораблик может быть прототипом первого русского военного корабля или первого судна, зашедшего в порт Санкт-Петербурга. По их мнению, архитектор так решил показать значимость верфи для России. Шпиль Адмиралтейства и установленный на нем кораблик особое впечатление производят в ясную погоду, когда на них играют солнечные лучи.

Интересное архитектурное решение центральной башни – большая полукруглая арка, над которой расположились две парящие Славы. Над ними установлен барельеф «Заведение флота в России».

Также башню украшают скульптуры великих героев прошлой эпохи. На ее парапете стоят фигуры Александра Македонского, Ахиллеса, Аякса, а ее колоннаду венчают 28 статуй.

Они символизируют четыре природные стихии, четыре ветра, времена года, богинь плодородия и астрономии.

Как строилось Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Его строительство было начато Петром Первым в 1707 году. Русский царь решил возвести его на острове, который расположился между Невой и Мойкой. По задумкам Петра, Адмиралтейство в Санкт-Петербурге должно было стать главной российской верфью со стороны Балтийского моря и местом строительства кораблей. Их постройка продолжалась вплоть до середины 19 века.

Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге неоднократно менялось. Его строительством занимались разные архитекторы. Знаменитый кораблик Адмиралтейства появился в 1711 году. В 1732 – 1738 гг. было возведено под руководством архитектора Коробова новое здание, а кораблик на шпиле был поднят на высоту 72 м.

Следующая реконструкция была проведена в 19 веке. Руководил работами по перестройке Адмиралтейства архитектор Захаров. После реконструкции основное здание стало трехэтажным. Именно архитектор Захаров задал окончательный вид Адмиралтейству, которое получило свое всемирно известное оформление – статуи, лепнину.

Настоящее время

В 20 веке в здании бывшей судостроительной верфи Санкт-Петербурга располагались различные организации. Здесь была Газодинамическая лаборатория, библиотека, типография Военно-Морского издательства.

Во времена Второй мировой войны строение получало значительные разрушения, но силами военных они оперативно устранялись.

В 2012 году в здание адмиралтейского комплекса Санкт-Петербурга переехал главный штаб ВМФ, а в 2013 в его башне был открыт храм.

Приехать в Санкт-Петербург и не увидеть здание Адмиралтейства, не узнать его историю, сведения об его архитекторах – значит пропустить один из главных символов города и прочувствовать частичку его души. Обязательно загляните сюда с экскурсоводом или самостоятельно.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/arkhitektura/glavnoe-admiralteystvo-sankt-peterb/

Адмиралтейство

Местоположение: Санкт-Петербург, Адмиралтейский проезд, 1

Ближайшие станции метро: Адмиралтейская, Невский проспект

Описание: Адмиралтейство в Петербурге — это памятник архитектуры, расположенный вдоль Английской набережной рядом с Дворцовой площадью и Исаакиевским собором, с популярными достопримечательностями в Петербурге.

Фотография. Адмиралтейство и фонтан напротив главного фасада.

На фотографии изображён главный фасадный вид Адмиралтейства с позолоченным шпилем, простирающимся высоко в небо. Адмиралтейство привлекает внимание своим высоким шпилем. Высота шпиля — 72 метра. Переливающийся золотом шпиль Адмиралтейства виден с многочисленных улиц и проспектов города. Напротив фасада здания Адмиралтейства установлен фонтан.

Адмиралтейство — центр грандиозного ансамбля центральных площадей в Петербурге: Дворцовой площади, Исаакиевской площади и площади Декабристов.

История Адмиралтейства в Петербурге

5 ноября 1704 года произошла закладка судостроительной верфи – «Адмиралтейского дома», а к 1706 году здесь была сооружена деревянная крепость с пятью земляными бастионами. Адмиралтейство окружили рвы, заполненные водой, насыпь гласиса и обширный луг, необходимый для обзора местности в случае внезапного нападения врага.

Фотография. Адмиралтейство в Петербурге, вид с Дворцового моста.

Первоначально Адмиралтейство представляло собой одноэтажное здание, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы и службы адмиралтейского ведомства. Во дворе здания велось строительство парусных кораблей.

Новое каменное здание Адмиралтейства возвели в 1732-1738 годах по проекту архитектора И.К. Коробова. Зодчий модернизировал здание Адмиралтейства, придав ему монументальность, отвечавшую его важному градостроительному значению. В центре, над воротами, поднялась башня с золоченым шпилем высотой 72 метра, сохранившимся до наших дней.

В 1806-1823 годах по проекту архитектора А.Д. Захарова возвели третье здание – ныне существующее здание, именованное Адмиралтейство в Петербурге. В его облике в полный голос зазвучала тема морской славы России, могущества русского флота. Адмиралтейство состоит из двух П-образных корпусов.

Общая длина корпусов — 407 метра. В первом корпусе размещались разнообразные мастерские, во втором корпусе – административные учреждения, управлявшие морским и речным флотом России.

В центре главного корпуса расположена увенчанная шпилем высокая башня, основание которой прорезано аркой, а средняя часть окружена колоннадой.

Строительство парусных кораблей в стенах и корпусах Адмиралтейской верфи велось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения, ведавшие флотом: Морское министерство, Главный военно-морской штаб, Гидрографическое управление.

С 1925 года в здании Адмиралтейства в Петербурге находится Высшее военно-морское училище имени Ф.Э. Дзержинского.

Достопримечательности Санкт-Петербурга рядом: Александровский сад, Зимний дворец, Исаакиевский собор

Читайте также:  Государственный академический театр балета имени леонида якобсона в санкт-петербурге

Все достопримечательности Санкт-Петербурга

Источник: http://AllPeterburg.ru/Admiralteystvo.php

Здание Главного Адмиралтейства

Здание Главного Адмиралтейства в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, значительный памятник архитектуры, считающийся одним из главных символов города. Первое каменное здание было построено в 1732-1738 годах по проекту И. К. Коробова, однако, в 1806-1823 годах здание было почти полностью перестроено по проекту А. Д. Захарова.

Интересные факты:

Здание Адмиралтейства («места для строительства и ремонта военных судов») ведет свою историю от Адмиралтейских крепости и верфи, построенных в 1705-1706 годах по чертежам, утвержденных императором Петром I.

Здесь закладывались корабли, а также размещались сопутствующие службы всего флотского хозяйства России. В то время к зданию подходил Адмиралтейский канал, служащий для доставки леса и прочих строительных материалов.

В 1711 году над зданием Адмиралтейства появился знаменитый шпиль, «адмиралтейская игла», увенчанный корабликом, который сегодня считается одним из главных символов Санкт-Петербурга.

Первый кораблик установил голландский мастер, и он простоял до 1815 года, пока не был заменен на новый. Вес кораблика — 65 килограмм, длина — 192 сантиметров, высота — 158 сантиметров.

Под первым корабликом в специальной кубышке поместили все образцы золотых монет, отчеканенных к тому времени в Санкт-Петербурге. Уже в наше время, в 1977 году, в этот ларец поместили Конституцию СССР.

Когда в 1732-1738 годах строилось первое каменное здание Адмиралтейства, оно повторило П-образные очертания прежней постройки, а высота шпиля стала составлять 72 метра.

Площадь перед Адмиралтейством — Адмиралтейский луг — долгое время никак не использовалась, пока на ней не появился архитектурный ансамбль Дворцовой площади.

Адмиралтейство почти сразу стало играть роль «главного здания» Санкт-Петербурга, к нему тремя лучами сходились основные городские улицы — Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект.

До 1873 года со двора Адмиралтейства производили известный полуденный пушечный выстрел, а с 1777 года в здании был установлен колокол, предупреждающий горожан об опасности наводнения.

Перестройка 1823 года была вызвана необходимостью привести внешний вид здания в соответствие с соседними Дворцовой площадью и Зимним дворцом.

Современное Адмиралтейство состоит из двух П-образных корпусов и монументальной башни со шпилем. Внешнее оформление здания — арка, колоннада и портики на флангах и боковых фасадах.

Поверхность богато украшена скульптурой и рельефами с изображением богов, нимф и античных героев (56 статуй, 11 барельефов и 350 лепных украшений).

Центральная башня декорирована горельефом «Заведение флота в России» работы И. И. Теребенева.

Строительство кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года, позже здесь размещались Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор.

После революции 1917 года в здании находились Центрофлот, Военно-морской революционный комитет, Высшее военно-морское училище им. Ф. Э.

Дзержинского, штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы и, наконец, с 2012 года — Главный штаб ВМФ России.

Протяженность главного фасада здания — 407 метров.

Здание Главного Адмиралтейства включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/palaces/admiralty-building/

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге

Вряд ли найдется человек ничего не знающий о Главном Адмиралтействе увековечившем в своем облике память о русском классицизме.

Этот комплекс зданий расположен на втором Адмиралтейском острове в Санкт-Петербурге и получил мировое признание, как один из архитектурных шедевров.

Являясь городской доминантой, оно служит завершением перспективы Гороховой улицы, Вознесенского и Невского проспектов.

После того как русская армия, разбив на берегах Невы сосредоточенные здесь войска шведских захватчиков, вернула России приневские земли, угроза новых нападений шведов не была снята. В новом городе Санкт-Петербурге торопливо возводились военные укрепления.

Вход с залива в Неву был прегражден пушками на бастионах Петропавловской крепости и на Стрелке Васильевского острова. В Финском заливе на отмели у острова Котлин поднялась башня военно-морской крепости Кроншлот (положившей начало славному Кронштадту).

А в устье Невы решили использовать возводившуюся корабельную верфь — Адмиралтейский двор для создания еще одного пункта обороны.

5 ноября 1704 года, как гласит запись в придворном журнале, был заложен адмиралтейский дом, длиною в 200 сажен и шириною 100 сажен. Тысячи работных людей, пригнанных из деревень и городов Вологды, Белозерска, Устюга и Каргополя, сооружали верфь. Строительство велось на том же месте, где теперь стоит Адмиралтейство.

Первый Адмиралтейский дом, так же, как и современное сооружения, был выстроен «покоем», т. е. в виде буквы П, раскрытой в сторону Невы. Это был замысел Петра I, который собственноручно сделал план-чертеж верфи.

Однако деревянные одноэтажные корпуса сами по себе не могли служить крепостью. Поэтому здание окружили оборонительными рубежами. В середине ноября 1705 года рапортом на имя А. Д. Меншикова было доложено, что «крепость строением совсем совершилась», — ее опоясали земляные валы, бастионы с пушками, рвы с подъемными мостами.

Использование Адмиралтейства в качестве узла обороны имело исключительно важное значение для формирования облика центра города.

Дело в том, что по фортификационным требованиям того времени па расстоянии 300 саженей от крепостных стен запрещалось возводить какие бы то ни было постройки, чтобы неприятель не мог под их прикрытием приблизиться.

В силу этого правила адмиралтейская территория не застраивалась, и оставшиеся незастроенными участки с течением времени превратились в главные городские площади Петербурга: Дворцовую, Сенатскую и Адмиралтейскую.

На открытой к Неве обширной территории Адмиралтейского двора разместились склады, мастерские и 10 эллингов.

Центральная часть здания уже в 1711 году украсилась башней, а после частичной перестройки здания (связанной с учреждением Адмиралтейств-коллегии) над башней с часами на высоту свыше 50 метров поднялся железный шпиль, увенчанный золоченым яблоком и корабликом-флюгером.

Размер этих украшений шпиля в точности соответствовал размерам яблока и кораблика, венчающих иглу Адмиралтейства в наши дни (высота кораблика около 2 метров, диаметр яблока — 1 метр). Во время подъема воды в Неве на Адмиралтейской башне зажигались фонари — сигнал населению о грозящем бедствии.

Адмиралтейская верфь была крупнейшим предприятием Петербурга — уже к 1715 году здесь работало около 10 тысяч человек, в большинстве своим крепостные крестьяне. Заработок их был ничтожен: по 3 копейки в рабочий день, который начинался в пятом часу утра и заканчивался около 10 часов «до вечерней пушечной стрельбы».

Поначалу верфь быстро строила небольшие суда — правительств торопилось увеличить численность флота в связи с непрерывными вылазками шведов. Первый 18-пушечный военный корабль спустили на воду 20 апреля 1706 года.

Но здесь не только строили, но и вели сборку судов. Так была собрана яхта из деталей, сработанных на Воронежской верфи.

После победы под Полтавой, предрешившей исход Северной войны со Швецией, началось сооружение крупных судов — первое из них — 54-пушечная «Полтава».

В 1806 году земляные валы у Адмиралтейства срыли, а вскоре засыпали канал у его стен и перед зданием (на месте нынешней аллеи, где стоят мраморные статуи Геркулеса и Флоры) устроили бульвар. Это было излюбленное место прогулок петербуржцев. Вспомним пушкинские строки:

Но гуляющие по этому бульвару видели уже не старое здание верфи. Чем больше застраивался и становился парадным центр столичного города, тем непригляднее казались деревянные корпуса Адмиралтейства. Их решили перестроить.

Никто из работавших в то время в Петербурге иностранных зодчих не справился с этой задачей: один был «за шумством отставлен», другой «отрешен», третий сам отказался. Тогда проектирование поручили талантливому зодчему И. К. Коробову. Сохранив прежнюю планировку, он заменил деревянные постройки каменными корпусами.

Оставив в основном общий облик главного входа, Коробов соорудил каменную башню с высоким (32 метра) золоченым шпилем, увенчанным яблоком и корабликом под парусами.

Законченное в 1738 году по проекту Коробова второе здание Адмиралтейства сохранялось до начала прошлого века.

К этому времени «в гранит оделася Нева; мосты повисли над водами», узор чугунных оград украсил улицы и набережные города, рядом с Адмиралтейством по одну его сторону уже сверкал великолепием Зимний дворец, а по другую сторону был воздвигнут Медный всадник.

На правом берегу Невы развертывались работы по архитектурному оформлению Стрелки Васильевского острова. Невский проспект приобретал свой нарядный облик главной магистрали Петербурга.

Стало очевидно, что сравнительно скромное центра города здание Адмиралтейства снова нуждается в перестройке. Уже третье по счету здание Адмиралтейства было сооружено в 1806—1823 годах по проекту гениального русского зодчего А. Д. Захарова.

Он развил замысел Коробова, создавшего триумфальное сооружение, знаменующее России к морским просторам. Захаров сохранил и прежнюю ню планировку здания, и старый шпиль, перекликающийся со колокольни Петропавловского собора, — традиционную для пригорода архитектурную форму.

Это была самая крупная работа архитектора, не дожившего до завершения задуманного и спроектированного им здания.

3одчий превосходно решил сложную задачу создания единого по веху художественному замыслу и зрительному восприятию колоссального сооружения. Главный фасад имеет протяженность 407 метров, а поставленные под прямым углом к нему и идущие к Неве боковые фасады — по 163 метра. Общие размеры здания несколько меньше первоначально предусмотренных проектом.

Это объясняется тем, что, когда обращенный к Зимнему дворцу корпус Адмиралтейства был вчерне закончен, последовал неожиданный приказ Александра I сломать возведенную постройку, которая загородила ему вид из апартаментов дворца на устье Невы.

Захарову пришлось выполнить требование царя — «отступить строением в такой пропорции, чтобы оное не отнимало упомянутых видов».

Стены Адмиралтейства украшены портиками под фронтонами, ритмично повторяющимися на фасадах зданий. В центре главного фасада под полукруглой аркой на 72-метровую высоту возносится башня, окруженная легкими колоннами. Позолоченный купол над колоннадой служит основанием граненому шпилю.

В художественном облике Адмиралтейства велика роль скульптурного убранства — статуй и аллегорических барельефов работы крупнейших русских ваятелей того времени: Ф. Ф. Щедрина, С. С. Пименова, И Теребенева, В. И. Демут-Малиновского.

Разрабатывая проект сооружения, Захаров определил тематику и характер скульптур, их местоположение и даже выбрал мастеров-ваятелей.

Архитектура Адмиралтейства и скульптура его фасадов объединены общей темой — величие России как могучей морской державы.

Захаров рассчитывал, что созданное по его проекту, декорированное скульптурой и открытое со всех сторон здание Адмиралтейства будет зрительно хорошо восприниматься от Адмиралтейской, Сенатской и Дворцовой площадей. Но замысел зодчего был нарушен.

В 1874 году Адмиралтейская площадь перестала существовать — на ее месте были высажены деревья сада, названного по имени царя Александровским. Вскоре своими кронами они закрыли фасады Адмиралтейства. Спустя два года после открытия сада перед главным входом в Адмиралтейство был сооружен фонтан, а в саду установили памятник великому русскому географу и путешественнику Н. М.

Пржевальскому. Несколькими годами позже здесь появились бюсты Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, В. А. Жуковского, М. И. Глинки.

Прекрасный ансамбль, созданный Захаровым, сильно пострадал во второй половине XIX века из-за невежества царедворцев. По требованию духовенства была снята значительная часть скульптур, украшавших портики.

Это мотивировалось священнослужителями тем, что в здании находилась молельня и поэтому, дескать, недопустимо было украшать его языческими (имелись в виду мифологические) изображениями. В те же годы были утрачены скульптуры, изображавшие Европу, Азию, Америку и Африку, установленные по проекту Захарова на гранитных пьедесталах перед обращенными к Неве павильонами.

На месте этих статуй водрузили чугунные якоря, что обеднило облик здания. Еще раньше, в связи с пробивкой окон третьего этажа, был уничтожен лепной фриз, проходивший по всему фасаду.

В 1763—1788 годах на левом берегу Невы построили гранитную набережную, но на пересеченном каналами участке возле Адмиралтейства оно прерывалась — здесь не было ни проезжей части, ни тротуаров. Затем для устройства набережной между Зимним дворцом и Сенатской площадью были засыпаны каналы, шедшие от Невы в павильоны Адмиралтейства.

Когда Ленинград в годы Великой Отечественной войны переживал трудные дни блокады, Адмиралтейский шпиль был укрыт чехлом, чтобы не служить ориентиром для фашистских войск. Эта работа под артиллерийским обстрелом была проведена группой ленинградских альпинистов.

За период блокады гитлеровцы нанесли Адмиралтейству, не имевшему значения военного объекта, серьезные повреждения, обрушив на него 18 фугасных бомб и 58 снарядов.

Во время разгрома гитлеровцев под Ленинградом советские воины в числе трофеев захватили орудие, имевшее бирку с установками прицела «Адмиралтейство».

Источник: http://tourcentrum.ru/petersburg-ekskursii/dostoprimechatelnosti/admiraltejstvo

Адмиралтейство (Санкт-Петербург)

Адмиралтейский дом

Среди множества зданий – памятников гражданской  архитектуры, которыми так богат Санкт-Петербург, есть одно, без которого немыслима история северной столицы – Адмиралтейство, появившееся в городе на Неве более трёх столетий назад и сразу ставшее архитектурно-планировочным центром новой столицы.

Необходимость в возведении здания Адмиралтейства была очень символичной и знаковой – Пётр I создавал империю, поэтому стремился сосредоточить все важные для государства ведомства и предприятия именно в будущей столице, для чего создавал эскизные наброски зданий и лично контролировал все этапы строительных работ.

Читайте также:  Церковь святой троицы живоначальной в санкт-петербурге

Чертежи Адмиралтейства, изначально возводимого как верфь для строительства кораблей, были одобрены Петром I осенью 1704 года, причём в его походном журнале здание имеет собственное имя – «Адмиралтейский дом», и в середине ноября того же года после торжественной закладки камня в фундамент строения, начались строительные работы, завершившиеся в очень короткий срок. 

Общее руководство работами Пётр I поручил своему любимцу и ближайшему сподвижнику А. Д. Меньшикову, в помощь которому были направлены обер-комендант Санкт-Петербурга Р. В. Брюс и комендант Олонецкой верфи И. Я. Яковлев. 

В начале 1705 года на верфи помимо одноэтажного в форме сильно вытянутой буквы «П» строения мазанкового типа, в центральной части увенчанного башенкой и раскрывшего свои крылья в сторону Невы, были возведены десять эллингов, всевозможные хозяйственные постройки и заложены первые корабли.

Общая протяжённость верфи вдоль берега составила 425 метров, а её ширина – 213 метров. В зданиях Адмиралтейства расположились ведомственные службы, кузницы, склады, мастерские, во внутреннем дворе для спуска кораблей на воду был прорыт Адмиралтейский канал, выполнявший транспортную и оборонительную функции.

По соединившемуся с городским каналом небольшому каналу верфи не только спускались на воду суда, но и транспортировались материалы и строевой лес из Новой Голландии.

Весь комплекс представлял собой хорошо укреплённую цитадель.

Высокие земляные валы, с куртинами и пятью бастионами, оснащённые корабельными пушками, наполненный водой глубокий ров, гласис (небольшая насыпь с внешней стороны рва), простиравшийся до самой Мойки и эспланада (открытая и хорошо просматривавшаяся территория), получившая у жителей города собственное название – Адмиралтейский луг – и, кстати, выполнявшая и противопожарную функцию, были возведены не случайно. Россия как раз находилась в состоянии войны со Швецией (Северная война) и нападение неприятеля было очень даже возможным, поэтому такая защита построек была нелишней. 

Первый корабль – 18-ти пушечный прам – был спущен на воду с Адмиралтейской верфи в апреле 1706 года, а спустя год, в декабре 1707 года, в помещении над главными воротами Адмиралтейства разместились службы Адмиралтейств-коллегии, созданной указом Петра I.

Всего на верфи трудились без малого десять тысяч человек, рабочий день которых начинался в 5.00 часов утра и заканчивался в 21.00 час вечера.

 В 1709 году в одном из помещений Адмиралтейства была устроена специальная кладовая (модель-камера) для хранения чертежей и моделей кораблей, в которой с 1722 года находились уменьшённые копии всех судов, построенных на Адмиралтейской верфи.

Кстати, при жизни Петра I на эллингах Адмиралтейства были построены и спущены на воду 262 корабля, 23 из которых – линейные.

Из расположенного на левом берегу Невы здания Адмиралтейства открывался хороший вид на каналы и реку, поэтому в коллегии была создана специальная контора, служащие которой не только вели наблюдение за перемещением судов, но и записывали в специальный журнал их названия, маркировку и количество грузов, а также фамилии шкиперов. Для обеспечения квалифицированными кадрами зарождавшегося в то время Императорского Российского флота в одном из корпусов Адмиралтейства размещалась морская школа, в которой обучались будущие представители высшего командного состава и судостроители. 

Здание со шпилем и корабликом

К 1711 году назрела необходимость в реконструкции корпусов Адмиралтейства, поэтому их частично перестроили в камне. В 1719 году башню над центральными воротами декорировали деревянными колоннами с кронштейнами, а по углам расположили фигуры орлов.

Над башней установили и оббили железом знаменитый теперь шпиль, с лёгкой руки А. С. Пушкина получивший название «Адмиралтейская игла», навершие которого украсил декоративный кораблик-флюгер на яблоке и короне.

Шпиль с корабликом был мастерски выполнен голландским мастером Харманом ван Болосом (Германом ванн Болесом). 

Интересно, что вокруг кораблика до сих пор идут споры между специалистами. Одни считают, что прообразом силуэта кораблика стало судно, первым вошедшее в построенный порт Санкт-Петербурга, другие же склоняются к тому, что кораблик на шпиле очень похож на первый парусный корабль «Орёл», построенный ещё в 1667–1669 годах по указу царя Алексея Михайловича. 

К сожалению, до наших дней первый кораблик не сохранился – во время ремонтных работ, проводившихся в 1815 году, он был снят и исчез – но легенды гласят, что все три его паруса были выполнены из золота, а в районе носовой части находился личный геодезический инструмент Петра I – буссоль. Как бы то ни было, шпиль с корабликом сразу стал не только местной достопримечательностью, но и неофициальным символом города, оставаясь таким и в наши дни.

Сейчас Адмиралтейскую иглу украшает третий по счёту кораблик-флюгер (точная копия второго кораблика), установленный на её навершие в 1886 году во время очередных ремонтных работ. Сам же снятый перед ремонтом шпиля второй кораблик был передан в Морской музей (сейчас – Центральный военно-морской музей), преобразованный из модель-камеры в 1805 году, где находится и поныне. 

Перестройка Адмиралтейства в камне

В 1732–1738 годах здания Адмиралтейства по указу императрицы Анны Иоанновны были перестроены архитектором И. К. Коробовым.

Не нарушая общую планировку, зодчий возвёл каменные корпуса и полностью реконструировал главные ворота, придав их основанию вид каменной, прорезанной окнами трёхэтажной башни с арочными проездными воротами в центре. Над третьим ярусом башни была сделана открытая терраса, ежедневно с 11.00 до 12.

00 часов дня являвшаяся своеобразной концертной площадкой – полковые духовые оркестры играли военные марши, а в башне под шпилем было устроено специальное помещение для адмиральского состава. 

В восьмигранном куполе башни И. К. Коробов установил круглые часы, обращённые к четырём сторонам света, а под шпилем – набатный колокол весом чуть менее 1 тонны, отбивавший время начала и окончания работы, а также предупреждавший о наводнениях.

Верх башни архитектор украсил уже ставшим традиционным 72-метровым позолоченным шпилем с яблочком, короной и корабликом, причём, как считают некоторые исследователи, для позолоты шпиля были переплавлены дукаты, подаренные Петру Великому одним из государств Соединённой провинции, вероятно, представителями Голландии, с которыми у российского императора были довольно дружеские отношения. Ещё с самого первого дня существования Адмиралтейства луг вокруг него облюбовали жители Морской слободы – работники Адмиралтейской верфи, выпасая не нём скот, городские власти в дни праздников стали устраивать на нём массовые гуляния и общегородские ярмарки с балаганами, каруселями и катальными горками, а гарнизоны – проводить военные сухопутные и морские (по водам канала) учения. 

Обустройство прилегающей к Адмиралтейству территории проводилось на протяжении длительного времени. Так, во второй половине XVIII столетия сформировался окружающий комплекс верфи ландшафт – появились три главные улицы с расположенными на них нарядными зданиями – Невский и Вознесенский проспекты и Гороховая улица. Архитектором А. В. Квасовым были очерчены чёткие границы Сенатской (с памятником «Медный всадник») и Дворцовой (с Зимним дворцом) площадей.

Адмиралтейство оказалось архитектурно-планировочным центром города, но окружённое валами и рвом, оно плохо вписывалось в нарядную городскую застройку, поэтому, чтобы хоть немного облагородить территорию, к концу XVIII века Адмиралтейский луг постепенно замостили, в результате чего определились границы ещё одной площади – Адмиралтейской, оказавшейся перед центральным фасадом здания. 

Настоящее здание

К началу XIX столетия облик центральной части города полностью сформировался – величественные дворцы и строения украшали площади и улицы Санкт-Петербурга, прилегающие к Адмиралтейству, и монументальные, казённого вида строения верфи резко диссонировали с ними.

 Для придания более нарядного вида зданиям верфи городскими властями было принято решение полностью видоизменить фасады Адмиралтейства. Решить эту задачу поручили архитектору, работавшему в стиле «ампир», Андреяну Дмитриевичу Захарову, который в 1806 году приступил к работе.

 

По проекту зодчего все корпуса верфи к 1823 году были перестроены и перепланированы их интерьеры, а на месте срытых валов, куртин и бастионов был устроен бульвар, в 1874 году переименованный в Александровский сад (в честь императора Александра II).

В саду с более чем четырьмя тысячами растений, кустарников и деревьев установили бюсты известных людей – Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, М. И. Глинки, В. А. Жуковского, А. М. Горчакова и памятник Н. М. Пржевальскому.

Увидеть здание нового Адмиралтейства А. Д. Захаров не смог – он скончался в 1811 году, но его проект полностью реализовали ученики и помощники, воплотив в жизнь идею автора проекта – прославление России как морской державы и могущества её флота.Главный фасад выстроенного в стиле «ампир» величественного здания протянулся вдоль Невы на 407 метров.

Его два П-образных корпуса, разделённые каналом, заняли всевозможные службы и мастерские – во внешнем корпусе расположились учреждения речного и морского флотов, во внутреннем – производственные цеха.

 Главный элемент ансамбля Адмиралтейства – башню со шпилем – в средней части опоясали колоннадой и украсили скульптурами и барельефами, в аллегорической форме прославляющими мощь российского флота, самый известный среди которых «Заведение флота в России».

Помимо него башню украсили 28 скульптурными аллегорическими фигурами: четырёх стихий, четырёх сторон света, четырёх времён года, богинь астрономии, правосудия, материнства и плодородия, а фронтоны боковых корпусов – фигурами античных героев, двенадцати месяцев и гениев Славы, передающих венки славы труженикам – землепашцу, виноделу, пастуху, стеклодуву.

 В 1821 году во внутреннем дворе Адмиралтейства был выстроен главный храм Русского флота – церковь святителя Спиридона Тримифунтского, в 1858 году по велению императора Александра II получившая статус собора.

 Строительство кораблей в эллингах Адмиралтейства продолжалось до 1844 года, после чего здания комплекса вновь были немного перестроены для размещения в них главных имперских учреждений флота: Морского министерства, Главного морского штаба, Главного гидрографического управления, а также для училища корабельной архитектуры, казарм флотского экипажа и квартир для высшего флотского командного состава. Тогда же частично засыпали, а частично спрятали в трубу и Адмиралтейский канал, проложив на том месте Конногвардейский бульвар, и обустроили Адмиралтейскую набережную.В 1869 году на башню Адмиралтейства подняли новые часы – куранты марки «Винтер», а в 1874 году в очередной раз позолотили её шпиль, причём стоит отметить, что золочение шпиля проводилось регулярно (раз в 20 лет).

Адмиралтейство в XX веке и в наши дни

К началу XX столетия в зданиях Адмиралтейства помимо министерства, штаба флота и училища корабельной архитектуры (с 1998 года – Военно-морской инженерный институт) размещались Морской музей, библиотека и типография, но после Октябрьской революции здания были национализированы и в них размещались Центрофлот (1917), Военно-морской революционный комитет (1923), Газодинамическая лаборатория (1932–1933), штаб Краснознамённой Ленинградской военно-морской базы (1919–2008). Храм свт. Спиридона Тримифунтского в 1919 году закрыли, а освободившееся помещение много десятилетий использовали в качестве актового зала военно-морского института. В годы Великой Отечественной войны уникальный символ города – Адмиралтейскую иглу –  зачехлили и раскрыли только в апреле 1945 года, поэтому она не пострадала.В течении всего XX столетия здание Адмиралтейства реставрировалось трижды – в 1928, 1977 и 1997–1998 годах, причём при очередном золочении шпиля в шкатулку, находящуюся в полом шаре под корабликом был положен главный документ советских времён – текст Конституции СССР. Интересно, что этот документ оказался не первым в шкатулке – оказывается, в ней хранятся записи о дате всех ремонтов кораблика-флюгера, медная памятная доска, а также несколько городских газет, датируемых XIX столетием, документы и газеты минувшего века, содержащие сведения о капитальном ремонте кораблика. В начале нынешнего века штаб военно-морской базы и военно-морской инженерный институт выехали из зданий Адмиралтейства и в них в октябре 2013 года расположился Главный штаб военно-морского флота РФ.Благодаря поданному главнокомандующим ВМФ В. В. Чирковым прошению на имя тогдашнего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова) церковь Спиридона Тримифунтского передали в ведение РПЦ и в декабре 2013 года в ней было совершено первое после долгих лет забвения торжественное богослужение.

Информация для туристов: как добраться

  • Адмиралтейство находится по адресу: г. Санкт-Петербург, Адмиралтейский проезд, 1.
  • Добраться до него удобнее всего на метро, доехав до станций «Адмиралтейская» (Фрунзенско-Приморская линия), «Невский проспект» (Московско-Петроградская линия) или «Гостиный двор» (Невско-Васильевская линия), только стоит учесть, что выйдя на станции «Адмиралтейская», нужно пройти по Кирпичному переулку до Малой Морской улицы, затем выйти на Невский проспект и идти по нему в сторону уменьшения нумерации домов. Две другие станции расположены на Невском проспекте, поэтому можно выйти прямо на него и также идти в сторону уменьшения нумерации домов. 
  • Можно воспользоваться наземным городским транспортом – автобусом или маршрутным такси. Маршруты и расписание городского транспорта указаны на специальных тематических сайтах Санкт-Петербурга.

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/admiralteistvo

Ссылка на основную публикацию