Жизнь анны ахматовой в петербурге, музей ахматовой «фонтанный дом» в петербурге

Анна Андреевна Ахматова — места жизни

Давно хотела побывать на экскурсии по местам жизни Анны Андреевны Ахматовой в Петербурге и вот, наконец, это случилось. В Питере таковых мест много и ни одного своего, всю жизнь Поэт скиталась по чужим жилплощадям, не имея своего угла.

Музей Анны Ахматовой появился в Петербурге в 1989 году и находится он в Шереметьевском дворце по адресу Литейный пр., д. 34.

Почему именно здесь, понятно, большая часть жизни Анны Ахматовой была связана с Шереметьевским дворцом и с Фонтанкой.

После развода с Николаем Гумилёвым в 1918 году, Анна Ахматова выходит замуж за учёного-востоковеда Владимира Казимировича Шилейко и переезжает к нему в Фонтанный дом.

Ахматова полностью подчинила себя воле нового мужа : писала под его диктовку переводы ассирийских текстов, готовила ему еду, колола дрова. Шилейко не хотел делить жену ни с кем, даже с поэзией.

Сад, разбитый вокруг дворца, дорожки, скамейки, памятники и здания несут в себе столько истории давних лет, что хочется узнать обо всём подробнее.

В начале аллеи стоит небольшой памятник, подхожу ближе и сразу вспоминается история крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, одна из самых романтических историй XVIII века.

Блестящий вельможа граф Николай Шереметьев полюбил свою крепостную актрису так, что сумел пройти все препоны и запреты и женился на ней.

Брак этот не был долговечным, Параша была больна чахоткой и не выдержала родов. Безутешный муж так и не женился больше, оставшись молодым вдовцом с маленьким сыном Дмитрием на руках. Окна спальни, где рожала и умерла Прасковья, граф велел заложить и с тех пор они выглядят так:

В саду стоит небольшой памятник этой необыкновенной любви.

У Анны Ахматовой есть стихотворение — посвящение этому грустному событию:

Что бормочешь ты полночь наша?

Всё равно умерла Параша,

Молодая хозяйка дворца.

Тянет ладаном из всех окон,

Срезан самый любимый локон,

И темнеет овал лица.

Но вернёмся к Анне Ахматовой. Не выдержав такой беспощадной любви, Анна расстаётся со вторым мужем и с помощью своего друга Артура Лурье, переселяется в другой дом неподалёку — Фонтанка, 18.

В конце лета 1921 года Ахматова поселилась в этом доме вместе со своей подругой — актрисой, художницей, кукольницей Ольгой Судейкиной. Проходим через несколько арок в четвёртый двор.

Квартира располагалась во флигеле, а пройти в неё можно было поднявшись по чёрной лестнице на самый верхний этаж, пройти через маленькую кухоньку и попасть в тёмные комнаты со старинной мебелью, иконами и картинами Сергея Судейкина, мужа Ольги.

Жили втроём — Артур, Анна, Ольга, в это время Ахматова была увлечена Артуром. Четвёртой в этой компании была смешная старушка — кухарка Макушина, которая и не помогала вовсе, а только всё ворчала, называя своих хозяеек бездельницами.

Старушка прославилась тем, что дала Анне Ахматовой имя «Олень», которым Анна и подписывалась в шутку. История эта такова: ругая Судейкину за лень, она упомянула и Ахматову — «Раньше хоть жужжала, а теперь распустит волосы и ходит, как олень!»

Квартира эта утрачена, в ней живут люди, не знающие о том, что жила здесь великий Поэт Анна Ахматова. Рядом с д.18 расположен ещё один известный дом — №20.

В этом доме бывал и любимый поэт Анны Ахматовой — Александр Пушкин, которому было посвящено немало строк.
Лурье вскоре эмигрировал и подругам пришлось покинуть и эту обитель — квартира была ведомственной.

Какое-то время Ахматова всё же ещё жила в этой квартире и здесь начались её отношения с Николаем Пуниным. Судейкина получила от прачечного комбината, для которого рисовала афишки, ведомственную квартиру по адресу Фонтанка, 2, прямо против Летнего сада.

Через Прачечный мост можно было перейти к Летнему саду, с которым у Анны Ахматовой было многое связано. Во время наводнения 1924 года, Ахматовой пришлось пройти к дому по залитому водой саду, и этот ужас остался с Ахматовой на всю жизнь.

Ровно через 100 лет после наводнения, описанного А.С. Пушкиным в поэме «Медный всадник»…

Николай Николаевич Пунин — ещё один герой романа, проходившего непросто и вернувшего Анну Андреевну в Шереметьевский дворец. Дело в том, что у Пунина была семья — жена и дочь. Пунины занимали квартиру из четырёх комнат на втором этаже южного флигеля. Сюда и привёл Пунин свою новую жену Анну Андреевну Ахматову.

Жизнь рядом с первой семьёй Пунина в одной квартире с женой и дочерью, да ещё и в материальной зависимости от первой жены… Но что было, то было. Ахматова жила в квартире на положении квартирантки — маленькая комната, где едва помещались диван и маленький столик. Когда в Ленинград приехал сын Ахматовой Лёвушка, ему был поставлен сундук в коридоре и там юноша спал, занимался, в общем, жил…

Думаю, не очень уютно было Анне Андреевне в таком двумысленном положении.

Окно в коридочик Лёвушки, думаю, и ему не очень уютно было в этой ситуации.

Окна на третьем этаже, в которые клён заглядывает, но и не только клён: Во дворе стоит лавочка — скамеечка и даже пластиночка с надписью прикреплена на сиденьи — отсюда за окнами всё время следили агенты КГБ.

Отсюда, из этой квартиры, забрали в «кутузку» сначала мужа, а потом и сына.

Отсюда Анна Андреевна носила свои передачки в Кресты, простаивая долгие очереди к окошечку, здесь писала письма в инстанции, пытаясь спасти родных, здесь навещали её друзья, многие из которых тоже попали в эту страшную «давилку»… Теперь в садике установлен памятник одному из них — Осипу Мандельштаму и выполнен он страшно — система разрезала Поэта пополам…

И совсем рядом с памятником О.Мандельштаму, поставлен памятник Анне Андреевне.

Начало войны застало А.А. Ахматову в этом доме, где не было подвалов, поэтому нужно было рыть щели, в которых укрывались жильцы во время бомбёжек, отсюда ходила Поэт и на другие работы по спасению памятников. Так в своих стихах вспоминает Анна Андреевна, как спасали скульптуры Летнего сада, зарывая их в землю.

Ноченька!

В звездном покрывале,
В траурных маках, с бессонной совой.
Доченька!
Как мы тебя укрывали
Свежей садовой землей.
Пусты теперь Дионисовы чаши,
Заплаканы взоры любви…
Это проходят над городом нашим
Страшные сестры твои.

30 мая 1942, Ташкент

Вот она — эта ноченька, которую спасала сама Анна Ахматова. Рядом красивый фонтан, совсем недавно восстановленый по чертежам петровских времён.

А в озерцо опять запустил лебедей, правда раньше были и чёрные.

Это  — лирическое отступление по пути к следующим адресам Анны Ахматовой. Идём к Марсову полю, где есть ещё два дома, помнящие Поэта. Один из них на углу, рядом с Мраморным дворцом.

Есть легеда, или, как говорят в Питере, байка об этом периоде жизни Анны Андреевны: была она в это время так бедна и плохо одета, что незнакомая старушка на улице приняла А.А. за нищенку и подала ей, сердобольная, медную монетку.

Так была растрогана Ахматова этим маленьким добром, что хранила эту монетку рядом с иконой в своей комнате.

И ещё один дом на Марсовом поле помнит А.А. Ахматову, нет, не жила там Ахматова, просто приходила в гости к  Судейкиным вместе с другими литераторами, художниками, музыкантами.

Продаются помещения, представить себе невозможно, что можно купить квартиру в таком доме!

Последний наш объект посещения скорее должен был быть первым, т.к. относится ко времени беспечной молодости, первой любви и начала творчества Анны Ахматовой — это два дома у канала Грибоедова — Музей — квартира Михаила Зощенко и арт — кафе «Бродячая собака».

Сюда привёл молоденькую и очень красивую Анну Николай Гумилёв, здесь Анна познакомилсь с акмеистами и написала свои первые стихи. Была Анна очень худенькой и гибкой, могла позволить себе маленькие шалости, к примеру, обвиться телом вокруг стула не представляло никакого труда.

Подруга Ольга Судейкина говорила, что мало какая балерина могла похвастаться таким умением! Была она смешлива, говорлива, шаловлива и ооочень красива!

И сейчас здесь проходят вечера, концерты, встречи. Можно совсем недорого посидеть, послушать, представить себе ТУ компанию. Недалеко от кафе стоит ещё один ооочень знакомый персонаж.

Шереметьевы будто роком стали для Анны Ахматовой — последний путь Поэта в Петербург начался опять-таки из их дома: Анна Ахматова умерла в Москве, отдыхая в санатории Домодедово. Прежде чем отправить тело в Питер, Анну Андреевну поместили в морг клиники Склифасовского, бывшей Богодельни, построенной графом Шереметьевым в память о своеё любимой Парашеньке.

Актриса часто посещала Сухаревку, чтобы подать милостыню толпившимся там нищим. Граф, уступая ее просьбе, решил построить там Странноприимный дом для странников, престарелых, увечных и просто бедных, не имеющих денег на лечение ( из интернета)

Последним и самым любимым местом жительства Анны Андреевны стало Комарово, государственная дача, где жила Ахматова все последние годы. Здесь навещали Поэта любимые и любящие люди, а теперь проводятся вечера Памяти.

Анна Ахматова* * *Земля хотя и не родная,Но памятная навсегда,И в море нежно-ледянаяИ несоленая вода.На дне песок белее мела,А воздух пьяный, как вино,И сосен розовое телоВ закатный час обнажено.А сам закат в волнах эфираТакой, что мне не разобрать,Конец ли дня, конец ли мира,Иль тайна тайн во мне опять.1964Могила Анны Ахматовой находится немного в стороне от общего Комаровского Некрополя. Она изменилась и не похожа на первоначальную. Я помню простой деревянный крест, не было стены, был простой холмик и песок вокруг могилы, она хотела именно так…

Источник: https://bvtkz-1938.livejournal.com/283252.html

Музей Ахматовой в Фонтанном доме

Музей Ахматовой в Фонтанном доме [Nov. 4th, 2016|01:01 pm]eisa_ru
Кто не знает — фонтанный дом — это дворец графа Шереметева, построенный в 1712 году.Советская власть нагородила коммуналок даже во дворце, и в одной из них довелось проживать Анне Андреевне. Я люблю коммуналки и поэзию, и фотографий дворца вывешивать не буду. А коммуналки будет много!В Петербурге проводятся экскурсии по действующим коммуналкам, а в музее Ахматовой все это можно увидеть за другие деньги и в полном объеме.После прихожей сразу начинается кухня,ведущая в широкий коридор.Страшно подумать, что на таких вот агрегатах готовила еще моя бабушка!(Но нигде не пишется, что Анна Андреевна подходила к этому устройству.Судя по воспоминаниям современников, она теме питания не уделяла большого внимания.Она была выше этого.)Трудно представить поэта, моющего посуду в такой допотопной раковине,стирающей тряпье в корыте…Это банки с химреактивами Пунина — супруга Ахматовой. Он увлекался фотографиейи, благодаря ему, мы можем увидеть фото Анны Андреевны и многих других известных людей той эпохи.Их коммунальная жизнь складывалась не просто: на той же площади проживала первая жена Пунина и его маленькая дочка.Потом к ним в к ним подселился сын Ахматовой — будущий знаменитый ученый.Жить ему приходилось в коридоре.Вот эта географическая инсталляция в деревянном чемодане, как раз посвящена Льву Николаевичу Гумилеву. Все вещи из их семьи, подлинные.Еще один фрагмент коридора с вещами, принадлежавшими семье Пунина и Ахматовой.Репродуктор «тарелка», работавший в Ленинграде все годы войны.В блокаду его не выключали целыми сутками, он отбивал звук метронома,и бывало, что в квартире все умирали от голода, и только траурно, как механическое сердце, звучал метроном…Нынче в комнатах Ахматовой посвящена вся экспозиция,но при ее жизни ей принадлежало там совсем немного — кровать,сундук, столик.Много вещей в экспозиции — из гумилевского дома,тех, что он привез из Японии.Вот этот веселый фонарик в Японии траурный:От ужасов блокады поэта избавил Владимир Гаршин — главный патологоанатом Ленинграда, он создал возможность, благодаря которой, Ахматова уехала в эвакуацию в Ташкент.Они собирались пожениться, но после войны доктор изменил свое решение -ужасы блокады изменили разум врача, повлияли на его душевное состояние.(Если кого-то заинтересует эта история, могу прислать ссылку.)…А человек, который для меняТеперь никто, а был моей заботойИ утешеньем самых горьких лет, —Уже бредет как призрак по окраинам,По закоулкам и задворкам жизни,Тяжелый, одурманенный безумьем,С оскалом волчьим… Боже, Боже, Боже!Как пред тобой я тяжко согрешила!Оставь мне жалость хоть…Венецианский сундук, принадлежавший Ольге Глебовой-Судейкиной,одной из знаменитых красавиц Серебряного века, танцовщице и близкой подруге Ахматовой.Глебова-Судейкина делала кукол, вот этот прелестный арлекин — ее работа.В той же комнате. Секретер, в нем выдвинута полочка.Под стеклом — стихотворение, посвященное В.Гаршину и его фотография.Люстра в той же комнате.Скромная тахта Анны Андреевны.Вазочка Глебовой-Судейкиной и куколки ее работы.Следующая комната.Этюд Анны Андреевны на кушеткеЧернильница, однако!Напоследок запощу несколько кусков обоев времен Анны Андреевны:Раннее фото Ахматовой — сфинкс.Музейные коты
Читайте также:  Египетские мотивы в архитектуре санкт-петербурга
Comments:
From: melissa28rus2016-11-04 11:06 am (UTC) (Link)

Ничего себе, какие чернильницы были!

Кстати, нормальная такая мойка на кухне, глубокая — брызги лететь не будут)

(no subject) — melissa28rus Expand

From: ansiana2016-11-04 03:32 pm (UTC) (Link)

В Москве собирались открыть музей Ахматовой на Ордынке в квартире Ардовых, но что-то пока все заглохло. Многие вещи и мне знакомы, все же детство в коммуналках прошло.

Помню в 1967 году я ушла, хлопнув дверью, к своему будущему мужу, мама плакала, опять в коммуналку залезаешь, а нам только квартиру отдельную дали на Ленинском пр-те. Так вот я посмотрела на эту кухню и сразу вспомнила квартиру мужа.

у них все оставалось, как до войны и шкафчики и корыта и даже корзина такая соломенная была.

From: eisa_ru2016-11-04 07:07 pm (UTC) (Link)

Я на поколение моложе, коммунального быта не застала уже. И вещи, соответственно моложе — все больше из 60-х.Про примусы маму пыталась выспрашивать, — как они на них готовили, — мама говорила, что даже пироги пекли. Но что-то случилось в головах, и с появлением газовой плиты, семейство готовить разучилось. Не то, что пирогов не водилось, но буквально вся пища (кроме селедки) в детстве казалась несъедобной!

Про еду в детстве — следующая запись!

(Parent) (Thread) (Expand)(no subject) — ansiana Expand(no subject) — eisa_ru Expand(no subject) — ansiana Expand(no subject) — eisa_ru Expand(no subject) — ansiana Expand

From: na_lapax2016-11-04 03:38 pm (UTC) (Link)

Вот это да!!! Спасибо за такую экскурсию!!!

From: eisa_ru2016-11-04 07:10 pm (UTC) (Link)

Ох, долго фотки разбирала, казалось, не разберу никак. И инфы — море.

Добрые смотрительницы там так внимательны к посетителям. Им отдельный респект!

From: tati27052016-11-04 07:10 pm (UTC) (Link)

Да.. С такой скрупулезностью все сделано (или показано)).

From: sangit2016-11-05 06:37 am (UTC) (Link)

Какие все вещи живые и штучные. Всё скромно, но ничего банального.Ахматова в роли Сфинкса хороша!

Странно, что книг мало. Или просто в кадр не попали?

From: eisa_ru2016-11-05 02:52 pm (UTC) (Link)

Книги, я думаю, в архиве ЦГАЛИ.

А вещи жуткие и пыльные, страшно бомжовые. Ну, буквально все, что не утварь и не посуда.

From: mrs_mcwinkie2016-11-05 01:49 pm (UTC) (Link)

Мой любимый питерский музей (после эрмитажа).. там еще служительницы дивные и скверик очень приятный.

From: eisa_ru2016-11-05 02:56 pm (UTC) (Link)

Служительницы дивные! Они так внимательны к каждому посетителю, никогда не сталкивалась с таким отношением. На все вопросы отвечают, все разъясняют. Любят свое дело и уважают посетителей.

Часто в музеях, особенно в Москве «музейные бабушки», настоящие мегеры. В музее бахрушина меня прямо преследовала одна, не давала рисунок на стене рассмотреть (там живописный фрагмент есть), мадам встала за спиной и как заругается 🙁 Я ушла в другой зал, она следом пошла ((

From: amazonka_252016-11-05 07:51 pm (UTC) (Link)

Привет, привет! Потрясающе интересная запись — просто дивная! Я сейчас долго рассматривала её и читала.

From: eisa_ru2016-11-06 08:28 am (UTC) (Link)

Спасибо 🙂

From: ipsum_dixit2016-11-06 08:15 am (UTC) (Link)

Будто на экскурсию сходил.Благодаря поэтам, теперь кусочки того быта оставили, а иначе бы, может, и не увидеть было бы этого.Умывальник, более похожий на нынешний писсуар. Керогаз. Сундучки и чемоданчики, на полках напиханные. Ванночки, кувшины и самовар. Рукоделие…Какая-то древняя дача. Это не поздний комфортабельный Совок 70-х, а почти походная жизнь; похоже, были и дрова. Там нужны слуги — Совок отменил их, а каково делать там всё самому. Небось, и мылись в тазике, а воду грели на керогазе, чтобы не сказать — в самоваре 🙂 И Ахматова… о, ужас. Когда они ещё писали и вступали в сложные отношения.Впрочем, какие-то домработницы оставались.Всё сместилось — сейчас слуги, это обычно понаехавшие молдаване и азиаты, просто опасно. Чокнутая няня Бобокулова, брр… Где взять приличных.Узнал кувшин с барахолки, что стоит на нашей даче. Оленя фарфорового, Ломоносовский завод — у бабки на Вернике купил давно. И чемоданы наверх наваливать — наш стиль.

Набрать бы самого кайфового из всех эпох, а батарею, плиту, стиралку и комп оставить 🙂

From: eisa_ru2016-11-06 08:35 am (UTC) (Link)

Вот это точно — поэты и не думали о дальнейшем материальном продолжении, о том, какая видимость останется после них. Они творчество хотели потомкам завещать — наработки духовные. А эта духовность, нет, не освятила, просто сохранила вещи. Вещи обрамляют стихи, дневники, мысли. И все вместе плывет на волне истории в будущее. Плывущий островок прошлого, где музы творят вместе.»Батарею, плиту, стиралку» — ты самое главное, ты канализацию не забывай! В СПб она работала, вроде, а в Мск, пишут испортилась в революцию-то…

(Хотя точно не помню, все равно срать было не чем…)

(no subject) — piris_vernalis Expand(no subject) — eisa_ru Expand

From: world_jewellery2016-11-09 12:33 pm (UTC) (Link)

коты — замечательные экспонаты) проводники) и отличная экскурсия :))

(no subject) — world_jewellery Expand

From: scancat2016-11-14 10:43 am (UTC) (Link)

«Советская власть нагородила коммуналок даже во дворце»Нe выгoнялa, как нынeшняя влacть, нeбoгaтых людей из их квaртир, что бoгaтeи на том мeстe cтрoили cебе двoрцы, a ceлила вo двoрцaх прocтой люд — oтжeж погaнaя былa этa coвeтскaя влacть!

From: sibrp2016-11-14 11:10 am (UTC) (Link)

Чуть выше один барчук как раз сетует на отмену в советское время слуг и переживает, бедняга, где ему взять приличных.

From: ira_osipova2016-11-14 10:57 am (UTC) (Link)

Спасибо за экскурсию!
А никто не знает что за ковшик с четырьмя полусферами на пятом фото?

(no subject) — ira_osipova Expand

From: eh_vasya2016-11-14 11:06 am (UTC) (Link)

Класс! Медная посуда, потолки… У меня в сталинке такие же) А что значит — «власть понаделала»? Да графья сами в коммуналках и жили! Анфилады проходных комнат, «подселенная» прислуга…)

From: gloxinija2016-11-14 12:43 pm (UTC) (Link)

Спасибо Вам! Вспомнила, как там когда-то побывала. Ещё раз хочу посетить Фонтанный Дом.

Edited at 2016-11-14 12:43 pm (UTC)

From: adadusina2016-11-14 01:03 pm (UTC) (Link)

Спасибо за отличный фоторепортаж. Фонтанный дом Ахматовой — это один из немногих «домов/квартир»-музеев. который почему-то остался живым, в смысле — в нем явственно чувствуется шорох ушедших шагов. Скорее всего, это произошло потому, что музей создавался при непосредственном участии Ирины Пуниной (дочери Николая Пунина, последнего мужа Ахматовой). Она настолько вложилась в создание этого музея, что умерла в день открытия — сердце не выдержало.

ЗЫ Насчет «сумасшествия» Гаршина — это, конечно, апокриф, созданный самой ААА, неизменно верившей в то, что все мужчины вокруг нее в нее смертельно влюблены. Гаршин, кмк, не столько «сошел с ума», сколько «вошел в ум» и вместо ААА женился на вполне достойной женщине, своей коллеге.

From: eisa_ru2016-11-15 09:19 am (UTC) (Link)

Надеюсь, фраза насчет достойной женщины, на которой женился Гаршин, ничего не содержит против Анны Андреевны. А то настораживает ;(

(Parent) (Thread) (Expand)Re: доброе слово и кошке приятно — adadusina Expand(no subject) — eisa_ru Expand(no subject) — adadusina Expand(no subject) — eisa_ru Expand(no subject) — adadusina ExpandБлагзаинф 🙂 — eisa_ru ExpandRe: Благзаинф 🙂 — adadusina ExpandRe: Благзаинф 🙂 — eisa_ru Expand(no subject) — eisa_ru Expand

Источник: https://eisa-ru.livejournal.com/260178.html

Где жила, росла и умерла Анна Ахматова в Петербурге: экскурсия по местам поэтессы

«Тучка». Тучков переулок, 17.

Анна Ахматова и Николай Гумилев поженились в 1910 году. Через два года, чтобы жить поближе к Университету, куда Гумилев был зачислен на историко-филологический факультет, пара сняла недорогую квартиру на Васильевском острове. Между собой они начали называть дом «Тучкой».

На выходные супруги покидали квартиру, предпочитая проводить время у матери Гумилева в Царском селе. В двух кварталах от «Тучки», на углу Большого проспекта и 1-й линии, был ресторан «Кинши», куда Гумилев и Ахматова иногда ходили завтракать.

К ним присоединялся снимавший на Кадетской линии комнату поэт Осип Мандельштам.

Арт-кабаре «Бродячая собака». Площадь искусств, 5.

Анна Ахматова не только бывала в легендарном литературно-артистическом кабape, но и посвятила ему знаменитые строки – те самые про «узкую юбку, чтобы казаться еще стройней». Открылась «Бродячая собака» в подвале построенного по проекту Карла Росси дома 31 декабря 1911 года. Ее вдохновителем стал Борис Пронин, как сейчас сказали бы промоутер-энтузиаст.

Именно он убедил художников Мстислава Добужинского, Николая Сапунова, Сергея Судейкина, архитектора Ивана Фомина и писателя Алексея Толстого стать соучредителями кабаре. Стартап поколения акмеистов и футуристов был основан на снобизме.

Завсегдатаи ощущали себя небожителями, а остальных посетителей именовали «фармацевтами», то есть пошляками, которых следует терпеть ради денег, поддерживающих заведение. 

Программа ежевечерних представлений состояла из «капустников» в которых пародировали современные театры, танцы, кинокартины, а также завсегдатаев кабаре.

Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Георгий Иванов, Велемир Хлебников, Владимир Маяковский и Николай Клюев читали здесь свои стихи. Избегал «Бродячую собаку» только Александр Блок.

Чужими были для собиравшегося в артистическом подвале общества и крупнейшие русские прозаики: Максим Горький, Иван Бунин, Александр Куприн, Леонид Андреев.

Публичная библиотека. Невский проспект, дом 37.


Неизменно, вопреки всем потрясениям и катастрофам, Публичная библиотека не закрывалась в Петербурге, Петрограде и позже Ленинграде. Одно время в «публичке» работала Валерия Срезневская, гимназическая подруга Ахматовой. С 1915 года сотрудником библиотеки был поэт и переводчик Михаил Лозинский.

Ахматова часто заходила к нему, чтобы побыть в библиотечной тишине. По просьбе Ахматовой Лозинский рекомендовал на работу в Публичную библиотеку Наталью Рыкову-Гуковскую, ее близкую подругу. Через пару лет после этого поэтесса прислала ей открытку с видом библиотеки.

На обратной стороне она написала: «Нет дома, подобного этому дому».

Коммунальные квартира. Набережная Фонтанки, 2.

Одним из неотъемлемых явлений нового быта Петрограда первых послереволюционных лет были коммунальные квартиры.Чуткая к языку Ахматова заметила, как окружающая реальность меняет смысл слов. Так, «сосед» прежде было близко к понятию «добрососедский». Слово «сосед» в аспекте коммунальной квартире было, напротив, связано с недоброжелательством. Были, конечно, и исключения.

Когда Ахматова жила в коммунальной квартире вместе с Ольгой Глебовой-Судейкиной на набережной Фонтанки, 2, их соседкой была доброжелательная простая женщина – старушка Макушина.

 Наблюдая процесс творчества Ахматовой, она говорила: «Жужжит!»  Макушина же впервые назвала Ахматову «Оленем». Поэту прозвище понравилось, и она охотно подписывалась так в письмах к Николаю Пунину.

Это стало ее домашним именем.

Фонтанный дом. Набережная Фонтанки, 34

Квартира во флигеле Фонтанного дома, куда Ахматова переселилась к Николаю Пунину, тоже была коммунальной. Здесь с соседями не так повезло. Ахматова очень страдала, когда соседка била своих сыновей, и заступалась за них.

В мрачной действительности тех лет у нее были основания предполагать, что соседка по поручению органов следит за ней. Но были и свои плюсы.

Трудно сейчас представить, что Фонтанка в те зимы замерзала настолько, что прямо на льду устраивали новогодние елки и ходили на лыжах. Ахматова признается: «Фонтанка мною обжита…

» К этому можно прибавить – и исхожена по зимнему льду, и пройдена на лыжах

Последний адрес. Улица Ленина, 34.

В 1961 году в Ждановском районе Петроградской стороны Литературным фондом был построен дом, где поселились ленинградские писатели, нуждавшиеся в жилье. Ахматова получила квартиру вместе с Ириной Пуниной и Анной Каминской (дочерью и внучкой Николая Пунина).

Одной из соседок Ахматовой была тогда Елена Тагер, к которой Ахматова относилась с большим теплом и сочувствием. Тагер вернулась после многих лет лагерей и ссылок.

 Известно, что она навещала Ахматову, когда та попала в Покровскую больницу. Ахматова прожила в этом доме пять последних лет жизни.

Здесь она писала свою прозу «Листки из дневника», работала над «Поэмой без героя» и принимала гостей. Сейчас в этой квартире живет Анна Каминская.

Материал подготовлен при содействии Дома культуры Льва Лурье

Источник: http://www.sobaka.ru/lifestyle/travel/44624

Неисчерпаемый Питер. Часть 8. Музей Анны Ахматовой

В наш предпоследний питерский день мы с утра попрощались с полюбившимся мини-отелем «Дом Романовых». Первую половину дня собирались провести, исследуя музей Анны Ахматовой и гуляя по городу с сыном, вторую – в гостях. Переезд из отеля в хостел делил день на две части. До завтрака я сбегала в Александро-Невскую лавру.

Мы постарались собраться побыстрее, чтобы оставить на прогулку больше времени. Погода радовала. О вчерашнем дожде напоминали только лужи. Мимо поворота на Литейный на этот раз не промахнулись и вскоре были у цели.

Практически напротив прохода в сад Шереметьевского дворца возвышался, привлекший наше внимание величественный главный корпус Мариинской больницы. Одно из старейших лечебных заведений страны стало подарком императрицы Марии Федоровны (супруги Павла I) к 100-летию Санкт-Петербурга.

Здание в стиле классицизма спроектировал знаменитый Джакомо Кваренги, архитектор Смольного института и Академии наук. В строгости, соразмерности, благородстве линий сразу угадывается характерный почерк великого зодчего эпохи классицизма.

Мы свернули в арку дома № 53 и оказались в мире искусства и поэзии. Рассматривали не спеша афиши, скульптуры, артобъекты. Время тянули. Надеялись, что сын, который тоже хотел здесь побывать, успеет.

Но, увы! В этот раз мы не могли ждать его долго, время было ограниченно делами во второй половине дня. Он подъехал, когда мы уже заканчивали осмотр музея.

Уже в проходной арке посетителей встречает призыв к сотрудничеству, граффити, необычные металлические буквы вывески.

У дорожки, ведущей к кассе музея, установлен стильный памятник актрисе Прасковье Жемчуговой (графине Шереметевой). Рядом с кассой – шкаф для буккроссинга.

Касса, совмещенная с сувенирным магазином, располагается в большом зале с отдельного входа. Во время нашего визита там проходила выставка творчества школьников.

Оказалось, что Музей предлагает несколько циклов интерактивных образовательных программ, результатом которых становятся удивительные творческие проекты: то инсталляции, изображающие чемодан, с которым Бродский покинул страну, то сотворенные детскими руками мини-кухни с предметами из детских стихов Мандельштама.

Ахматова очень любила эти шуточные стихотворения и смеялась, читая и придумывая их вместе с другом-поэтом. Работы мне очень понравились. Такие талантливые, оригинально мыслящие дети их смастерили.
Билет в музей стоит 120 рублей, школьный и пенсионный – 60, студенты – бесплатно.

Мы оставили вещи в гардеробе и вышли на лестницу, по которой поднялись к дверям коммунальной квартиры, где Ахматова прожила почти 30 лет.

Разглядывая подлинные предметы 30-50-х годов, читая пояснения на ламинированных листах, разложенные в каждом помещении, мы не спеша следовали из прихожей с чемоданами, вешалкой и зеркалом по длинному коридору с антресолями, этажерками, связками книг через кухню, где когда-то хозяйничала домработница Пуниных Аннушка, стараниями невестки которой квартира стала коммунальной, в комнаты Пуниных и Ахматовой, где сохранилась атмосфера повседневной жизни интеллигентной питерской семьи.

Я не буду рассказывать об Анне Ахматовой, о семье Николая Пунина, его первой жене, дочери, укладе дома. Все это лучше узнать на месте, посетив музей. Даже простое чтение информационных листков помогает воссоздать в мыслях образ жизни этих удивительных людей, их характеры, увлечения, сложные взаимоотношения, умение оставаться людьми в очень непростых условиях. У меня осталось двойственное впечатление от визита в музей Ахматовой. Было очень многолюдно. В основном молодежь, приехавшая на выходные, — студенты посещают музей бесплатно. Приходилось ждать, когда схлынет толпа, чтобы пройти в очередную комнату, взять листок с текстом об осматриваемом помещении. В какой-то момент мы догнали экскурсионную группу, и дальнейшее прохождение маршрута оказалось на некоторое время заблокировано. Приходить сюда стоит или с экскурсией, или в будний день вне сезона. У нас получилось, что вроде и побывали в музее, а в толчее и спешке ничего не рассмотрели, не прочувствовали по-настоящему. Значит, приедем еще, спланировав поход сюда по-другому.

Есть здесь и интерактивная зона – белый зал. Это необычное творческое пространство, открывающее проход вглубь ахматовского текста. Задник застекленной витрины представляет собой будто бы гигантский машинописный текст «Северных элегий». В нижней части витрины собраны предметы, книги, фотографии.

Стоит протянуть к ним руку, как несколько соответствующих стихотворений, отрывков из воспоминаний, пояснений, выдержек из дневников и писем высвечиваются на панели. Получается необычная захватывающая игра в слова и смыслы. Для нас, привыкших к медленному вдумчивому чтению, процесс слишком быстрый.

Приходилось повторять по два раза.

На первом этаже Музея в отдельном помещении размещается экспозиция «Американский кабинет Иосифа Бродского». Бродский, которого с Ахматовой связывали глубокие теплые отношения, никогда не бывал в Фонтанном доме. Они познакомились в Комарово в 1961 году.

Начавшаяся дружба сильно повлияла на молодого поэта, признававшегося: «Во многом именно ей я обязан лучшими своими человеческими качествами».
Вещи Бродского передала музею его вдова Мария Соццани-Бродская. Это предметы обстановки, книги, фотографии, открытки, которые он отправлял родителям из разных уголков земного шара.

Рассматривая предметы, слушая голос поэта, читая пояснительный текст, можно представить, каким был Иосиф Бродский, как жил в изгнании.

Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме — это гораздо большее, чем мы увидели. Например, здесь регулярно проходят самые неожиданные выставки. У одной из таких выставок-инсталляций мы ненадолго задержались перед выходом.

Сотрудники музея проводят групповые экскурсии не только по музею, но и по городу, по литературным местам. На его базе осуществляется интересный проект «Музей + театр», адресованный в основном детям, проходят концерты, творческие вечера, фестивали. У музея есть филиал на Коломенской улице — Музей-квартира Л. Н. Гумилева.

Сад Фонтанного дома, который виден из всех окон мемориальной квартиры, — тоже часть музея. Здесь на скамье нас ждал сын.

И уже втроем мы посмотрели оригинальные памятники Ахматовой и Мандельштаму, арт-объект «Скамейка стукачей», выходящие в сад домашнюю церковь Шереметевых и манеж, где на театральной сцене выступала подруга Ахматовой Ольга Глебова-Судейкина.

Завершая тему нашего похода в Фонтанный дом, хочу поделиться информацией о том, что в Петербурге есть еще один музей Анны Ахматовой. Находится он недалеко от станции метро Автово. Называется «Анна Ахматова. Серебряный век». В музее девять интересных, с любовью оформленных, имеющих каждый свое лицо тематических залов: «Царское Село», «Слепнево», «Бродячая Собака», «Путешествие Н.Гумилева», «Петербург», «Реквием», «Комарово», «Поэма без героя», «Комната Памяти». Есть лекционно-концертный зал. Мы там были несколько лет назад. Пришли к открытию первыми и спокойно, не спеша, с удовольствием все осмотрели. Впечатление осталось самое благоприятное.

Из сада мы вышли на Литейный и продолжили путь до улицы Белинского, по которой вышли на набережную Фонтанки. Сворачивая с проспекта, задержались, чтобы получше рассмотреть здание на противоположной стороне улицы.

В хорошо сохранившемся дворце княгини Юсуповой 1852-1858 года постройки, над проектом которого работали два выдающихся немца Гаральд Боссе и Людвиг Бонштедт, сегодня размещается институт Внешнеэкономических связей.

Особняк создавался для известной светской красавицы Зинаиды Юсуповой, урожденной Нарышкиной. Здание поражает пышностью и вычурностью фасада с кариатидами у входа, колоннами, пилястрами, многочисленными скульптурами.

Я читала, что внутри дворец еще более роскошен, и многое из отделки сохранилось до наших дней. Увидеть все это можно, купив туда билет на программу «Экскурсия + концерт».

Следующий архитектурный памятник, привлекший наше внимание – это простая, строгая, соразмерная церковь святых и праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы на углу улиц Белинского и Моховой. Один из старейших храмов Петербурга был освящен в 1734 году в присутствии императрицы Анны Иоанновны. Павел I наградил церковь орденом Святой Анны, изображение которого установили на фасаде.

От храма мы пошли через площадь к мосту и, перейдя его, оказались напротив цирка. Когда-то я возила сюда младшую сестру, а потом и детей. Цирк Чинизелли, открывшийся в 1877 году, стал первым стационарным цирком в России и одной из достопримечательностей Петербурга.

Архитектор Василий Кенель построил его в стиле эклектики с множеством декоративных элементов и с учетом цирковой специфики. Здесь часто бывали Григорович и Куприн, отразившие свою любовь к цирковому искусству в литературных произведениях.

В годы советской власти здание пережило несколько реконструкций, каждая из которых упрощала его, лишала неповторимых деталей. Но в 2002-2003 годах великолепный пышный фасад был восстановлен. И теперь мы можем любоваться им.

При Большом Санкт-Петербургском государственном цирке работает Музей циркового искусства. Посещение по предварительной записи.

Насмотревшись на цирк, мы пошли по набережной по направлению к Летнему саду, попутно рассматривая дома на противоположной стороне реки. Здесь каждое здание красиво и интересно по-своему.

Вот дом 24, перестроенный для своей семьи архитектором Людвигом Яфа в 1881-1882 годах. Тоже эклектика.

В XIX веке здесь проходили собрания масонов, в разные годы жили отец декабриста Пестеля и брат композитора Чайковского, Яков Полонский устраивал литературные пятницы, а в 1920-х годах заседал трибунал.

А вот целый ряд разноцветных, но похожих друг на друга архитектурным решением, зданий с портиками и колоннами. Архитекторы разные. А стиль один – классицизм. Желтым по очереди владели обер-прокурор сената Неклюдов и министр народного просвещения Голицын.

Здесь жили двое из братьев Тургеневых, собирались члены литературного общества «Арзамас», часто бывал Пушкин. Розовый тоже не раз менял владельцев и жильцов. Среди последних числились Лесгафт и Ахматова.

В зеленом в начале ХХ века располагался Археологический институт.

Гуляя, мы приблизились к Михайловскому замку. Бывали там не один раз и в эту поездку заходить не собирались. А вот по Летнему саду прогулялись бы с удовольствием. Мы еще не рассмотрели по-настоящему его новый облик и не определились со своим отношением к нему. Но сад, конечно же, оказался закрыт на просушку.

Полюбовавшись видами, и понаблюдав, как туристы пытаются попасть монеткой в Чижика-пыжика, мы, прикинув по времени, двинулись в обратный путь.

Не спеша рассмотрели и сфотографировали великолепную решетку Шереметьевского дворца. Накануне под дождем мы отказали себе в этом удовольствии.
Наше внимание обратила на себя длинная очередь на другом берегу реки.

Люди стояли за билетами на выставку Сальвадора Дали, которая проходила в эти дни в Музее Фаберже. Мы еще до поездки решили, что не пойдем, — состояние души сейчас не для Дали.

От мини-отеля «Дом Романовых» до «Другого» хостела шли пешком. Небольшое расстояние с вещами в руках коротким не показалось.

Я налегке пыталась притормозить у достопримечательностей Лиговского проспекта, но муж с сыном мчались впереди, и было не до остановок.

Продолжение следует…
 

Источник: https://galina-lukas.ru/article/1403

О музее ахматовой в санкт-петербурге: фонтанный дом, официальный сайт

История Фонтанного дома (именно в нём музей Ахматовой в Санкт-Петербурге) начинается ещё во времена Северной войны. В 1712 году один из русских военачальников, граф Шереметев, получил участок земли поблизости от реки Фонтанки.

К 1740-м годам заболоченное место было засыпано, и началось строительство Шереметевского дворца. В 1750-х годах здание стало двухэтажным. Именно от протекающей неподалёку реки Фонтанки дворец получил своё имя – Фонтанный дом.

После 1917 года имение Шереметьевых было разграблено. В начале 1920-х годов Фонтанный дом стал многоквартирным (в 1930-е годы квартиры стали коммунальными). В квартире на третьем этаже прожила 30 лет своей жизни известная советская поэтесса Анна Ахматова.

В 1989 году, когда отмечался столетний юбилей со дня рождения поэтессы, её квартира стала музеем.

Экспозиция

В музее-квартире восстановлена и сохранена обстановка 1930-х годов. Среди экспозиции личные вещи поэтессы, её одежда, письма, произведения и др.

В те времена бывшие дворцы превращались в коммунальные квартиры, и Фонтанный дом не стал исключением. Небогатая, «близкая к спартанской» обстановка, красноречиво говорит о том, что в 1930-е годы приходилось создавать могучее государство практически с нуля.

Интересно, что само здание Фонтанного дома было создано в виде буквы «о». Получалось, что комнаты были связаны друг с другом в виде кольца.

Посетителям стоит посмотреть спальню, где Ахматова жила вместе с третьим мужем, небольшую отдельную комнату поэтессы (с мужем развелась, а жила в общей квартире, потому что переехать некуда), гостиную – самую большую комнату квартиры, а также небольшой коридорный тупик. В этом тупике приходилось ютиться Льву Гумилёву – сыну поэтессы.

Дом Анны Ахматовой

Интересный факт! В 1990-е годы появилась пристройка, так называемый Белый зал. Именно здесь посетители знакомятся с творчеством Анны Ахматовой. 

Несколько интересных страниц из биографии поэтессы

Музей оптики в Санкт-Петербурге

Настоящая фамилия поэтессы – Горенко. Ахматова – псевдоним, взятый в честь бабушки-татарки.

Первым мужем поэтессы стал поэт Николай Гумилёв. Они были счастливыми супругами и родителями (в 1912 году у них родился сын Лев) до 1921 года, когда Гумилёв был расстрелян из-за козней Зиновьева.

Третий муж Ахматовой, Николай Пунин, закончил свою жизнь в заключении.

В 1947 году поэтесса написала стихотворение «Реквием», из-за чего появилась серьёзная натянутость с сыном (придирки Льва Николаевича были, увы, справедливыми).

Экскурсии по музею

Музей космонавтики в Санкт-Петербурге

При начале экскурсии посетители Фонтанного дома поднимаются по лестнице на второй этаж. Из окна площадки хорошо виден сад, а также окружающие его здания. На третьем этаже посетители зайдут в квартиру 44, где жила поэтесса.

Комната в мемориальной квартире Ахматовой

Кстати, эта лестница – своеобразная граница между эпохами 19-го века и советским периодом 1930-х годов, когда многие квартиры стали коммунальными.

Посещение квартиры-музея начинается с прихожей. Эта комната типична для так называемой творческой интеллигенции Петербурга (позже Ленинграда).

Здесь стоит сундук, печь из кафеля времён 19-го столетия, докторские сумки, вешалка, на стене висит большое зеркало. Также в прихожей есть специальная стойка, на которую ставили зонты.

Интересно, что в проходе, соединяющем прихожую и кухню, хозяин квартиры Николай Пунин оборудовал фотографическую лабораторию.

Затем посетители посмотрят кухню. Здесь старая эпоха сочетается с новой: рукомойник, связанный с водопроводом, и старинные корзины, корыто. Коридор поначалу был достаточно тёплым, однако к 1930-м годам, когда квартира стала коммунальной, в нее проник холод.

В конце коридора был создан своеобразный кабинет для Льва Гумилёва. Здесь, в тупике (именно так сын Ахматовой и Гумилёва называл свой кабинет), будущий историк прожил до ареста в 1935 году. Вскоре выйдя на свободу, Лев не вернулся в коммуналку – предпочитал снимать комнаты в других квартирах.

Затем посетители попадают в кабинет хозяина коммунальной квартиры. Здесь он принимал гостей – художников.

Обратите внимание! В этом кабинете Анна Ахматова штудировала пушкинское творчество и творчество своего первого мужа.

Столовая – комната большая по меркам коммунальной квартиры. Эту комнату называли розовой из-за цвета обоев. Под абажуром, за круглым столом, собирались жильцы коммуналки. Интересно, что в 1938 году, когда Ахматова и Пунин расстались, поэтесса больше не появлялась за общим столом.

Мемориальная квартира Льва Гумилёва

Полезно посетить и комнату, где поэтесса жила с 1938 года до осени 1941 года. Интересно, что в 1940 году Ахматова вплотную занялась сочинением стихов, а в 1941 году начала «Поэму без героя».

Интересна и другая комната, где поэтесса поселилась после возвращения из эвакуации (с осени 1941-го по май 1945-го Ахматова жила в Ташкенте). Именно здесь она встретилась с И. Берлином. Эта встреча обернулась неприятностью: в 1946 году Жданов раскритиковал творчество Ахматовой и Зощенко, и обоим литераторам запретили печататься.

Заканчивается экскурсия в Белом зале. Здесь совершенно иная атмосфера – весь зал посвящён поэзии Ахматовой. Посетители окунаются в необычную поэтическую реальность. Есть возможность «общения» с каждой из семи частей поэтической биографии.

Расписание работы музея и другие моменты

Музей Достоевского в Санкт-Петербурге

Музей-квартира А. А. Ахматовой в Фонтанном доме открыт для посетителей шесть дней в неделю – понедельник выходной.

Расписание: во вторник, четверг, пятницу, субботу и воскресенье музей начинает работу в 10:30, а закрывается в 18:30. В среду музей открывается в 12:00, закрывается в 20:00. Интересно, что касса закрывается за час до закрытия музея.

Если предварительно записаться, то можно стать участником воскресной обзорной экскурсии.

Вход в музей-квартиру платный, стоит 120 рублей* (если без льгот). Правда, иногда можно бесплатно посетить музей-квартиру – эта возможность появляется в третий четверг месяца (то есть раз в месяц).

Также стоит посетить и сад Фонтана. Прочитав афишу, посетитель узнает о ближайшем мероприятии.

Сайт и адрес музея, как добираться

Музей Ахматовой в Санкт-Петербурге официальный сайт, адрес – Санкт-Петербург, Литейный проспект, дом 53. Добраться можно на метро (ближайшие станции «Владимирская», «Достоевская», «Маяковская») или на троллейбусе (маршруты 3, 8, 15).

Есть ли вблизи музея те или иные услуги для туристов

Если турист проголодался, стоит посетить один из ресторанов на Невском проспекте (недалеко от станции метро «Маяковская»). Там есть рестораны с европейской и славянской кухней.

Кабинет Иосифа Бродского

В Фонтанном доме существует ещё одна необычная экспозиции – так называемый «Американский кабинет» поэта и лаурета нобелевки Иосифа Бродского, который никогда не бывал и никогда не жил в этом доме, но многие вещи и книги великого мастера, размещённые в этой комнате, передают всю атмосферу жизни и творчества, в которой творил великий поэт.

Кабинет Иосифа Бродского

Посетив музей Ахматовой в Фонтанном доме, каждый проникнется трепетной атмосферой того периода, когда творили поэты Серебряного века: А. Ахматова и Н. Гумилев, М. Цветава и И. Северянин, А. Блок и В. Брюсов, оставившие миру непревзойденные шедевры литературного труда.

Источник: https://turproezdka.ru/poleznye-sovety-turistam/muzej-ahmatovoj.html

Санкт-Петербург. Квартира-музей Анны Ахматовой на Фонтанке

Из рассказа «Что тебе снится… в час, когда утро встаёт над Невой. Санкт-Петербург. Кронштадт»…Я не могу про себя сказать, что являюсь особенной поклонницей Анны Ахматовой. Лучше уж признаться сразу. Скорее и вернее её сына – известнейшего историка Льва Николаевича Гумилёва.

Поэтом, имея редкую возможность свободно гулять по Питеру, понимаю, что не зайти в Фонтанный дом на Набережной реки Фонтанки, 34 – не могу.…Анна Андреевна Ахматова была сложным человеком, интересной женщиной, гениальной поэтессой. Но не матерью….

Любовный треугольник Маяковского представляет собой примитивную геометрическую фигуру по сравнению с бурной жизнью Ахматовой.…Сосланному в лагерь сыну Левушке она писала не то, чтобы редко, а очень редко. И очень мало – всего по несколько строк. «Мама мне пишет так, как будто я отдыхаю в Ялте.

Очень уж она жалеет себя и совсем не бережет меня. Когда-то я, с крепким здоровьем, это выносил. Но, наконец, сломался именно от этого» (из письма другу из лагерной больницы во второй ссылке).

Глава 2. Квартира-музей Анны Ахматовой

Я не могу про себя сказать, что являюсь особенной поклонницей Анны Ахматовой.

Лучше уж признаться сразу. Скорее и вернее её сына – известнейшего историка Льва Николаевича Гумилёва. Поэтом, имея редкую возможность свободно гулять по Питеру, понимаю, что не зайти в Фонтанный дом на Набережной реки Фонтанки, 34 – не могу.

Нырнула в какую-то питерскую подворотню и очутилась в импозантном просторном зелёном скверике. По указателю поняла, в какой из внутренних стен дома обитала Ахматова. Здесь она жила в 18-20гг. (северный флигель), а с 20-52гг. (южном), где сейчас располагается её музей.

Дом Ахматовой находится почти в самом центре Петербурга. Внутренний двор выглядит квадратом и вот такой зелёный

Билеты покупаю в отдельном флигеле, а дальше входишь собственно в сам дом. Парадное, коридор, лестница, подъём, дверь в квартиру. Полное ощущение того, что пришёл в гости к знакомому питерцу.Предлагают взять аудиогид, но я их не люблю, они меня отвлекают, мешают прислушиваться к собственным ощущениям. К тому же, всё о чём вещают вам наушники представлено в виде заламинированного текста на подоконнике в каждой комнате. Квартира достаточно большая, такая квадратная буква «о». Вы ходите по длинному коридору и заглядываете или заходите в комнаты.Фотографии у меня убийственно плохие. Но думаю, что здесь это не суть важно. На первом плане совсем другое. Вернее другой человек. Не Ахматова. А её сын Лев Николаевич Гумилев.
Те, которые в рамочке, взяла для исправления ситуации с сайта музея.

План квартиры


Анна Андреевна Ахматова была сложным человеком, интересной женщиной, гениальной поэтессой. Но не матерью…. Любовный треугольник Маяковского представляет собой примитивную геометрическую фигуру по сравнению с бурной жизнью Ахматовой. Она сама о себе писала: «Чужих мужей вернейшая подруга, и многих безутешная вдова».

Первый её муж – Николай Степанович Гумилёв. Поэт. Офицер. Расстрелян.

Единственный сын от этого брака – Лев, Лёвушка.Знаете, как-то рука не поворачивается, зная трагические события жизни этой женщины, писать о ней не дай бог, осуждающе или обвиняюще. Я постараюсь писать сухо и убрать эмоции. Только факты.Лёвушка жил в семье отца в городе Бежецк Тверской области. Там его обожали. Сестра отца хотела его усыновить: «Все и так считают Леву её родным сыном». Сам Гумилев боготворил сына, и это чувство было взаимным. Даже на фронте он писал любимому мальчику стихи. У Ахматовой таких посвящений 1 или 2.

Второй муж – Николай Николаевич Пунин. Профессор. Искусствовед. Не вернулся из лагеря.

В квартире на Фонтанке жили 5 человек – Пунин, его бывшая жена Анна, их дочь Ирина, Ахматова и её сын Лева (ему было 22 года и он приехал к матери из Бежецка). Пунин юношу – терпеть не мог.

«Что же ты хочешь, Аня, мне не прокормить весь город!»
«Масло только для Иры!».

Так что это он с одной стороны «искусствовед», а с другой рисуется пигмейский моральный облик.А Лева не мог уйти. Куда? Он, действительно, был нищий мальчик в незнакомом городе. Он приехал поступать в ЛГУ. Потом всё-таки переехал к товарищу, но обедать приходил к матери.

Ахматова всех предупреждала: «Лева скоро уйдёт».Он поступил в Университет, но в 38г. первый раз попадёт в лагерь. У него будет краткое освобождение, а потом второй срок. Главное при этом, его обида на мать.

Во-первых, она ему писала не то, чтобы редко, а очень редко.

И очень мало – всего по несколько строк. «Мама мне пишет так, как будто я отдыхаю в Ялте. Очень уж она жалеет себя и совсем не бережет меня. Когда-то я, с крепким здоровьем, это выносил.

Но, наконец, сломался именно от этого» (из письма другу из лагерной больницы во второй ссылке).

Не подумайте, что этот достойнейший человек несправедливо разнылся на маму. Это его единственный «крик души». Скорее наоборот. Сама Ахматова просила пожалеть её: «Я очень печальна, и у меня смутно на сердце. Пожалей хоть ты меня?» (письмо Ахматовой в лагерь на лесоповал к сыну).Где же элементарное чувство меры? Где такт?Кстати, именно в лагере Гумилёв продумал и придумал свою теорию пассионарности и этногенеза, т.е. родился как учёный.Анну Ахматову нельзя осуждать. Природа подарила ей и поэтический дар, и «антипедагогический». Если использовать андерсеновскую аналогию со Снежной Королевой – в сердце у неё застрял кусочек льда.

Чуковский пишет так: «Мне стало страшно жаль эту трудноживущую женщину. Она как-то сосредоточилась на себе, на своей славе – и еле живёт другим».

Литературоведы, любящие её поэзию, называют ахматовский стиль общения – «гармоничная величавость», а некоторые современники говорят, что она «давила на собеседников, вызывая у них робость, страх, трепет, оцепенение, в общем, создавая «монархический образ».

Сам же благороднейший и никогда ни на что не жалующийся Лев Гумилёв всегда просил маму оставить имидж императрицы. Самое смешное, ещё маленьким мальчиком он ей сказал: «Мама, не королевствуй».

Когда Гумилёв вернулся из многолетней ссылки — «Голгофы», как он её называл, то он всего лишь деликатно спросил у матери: «А в чём выражались твои хлопоты?». А в дневнике написал так: «Когда я вернулся из Омского лагеря, я спросил, почему она не подала заявления?» (на освобождение, его неустанно подавали друзья)… «Она думала, что если она страдает, то ей должны пойти навстречу».В комнате, где жила Анна Ахматова меня просто сдавило. Здесь всё пропитано обидами, страданием, блокадным голодом. Сам музей оставил у меня двойственное ощущение, конечно, прикоснуться поближе к творчеству и жизни Ахматовой очень интересно. Но дело в том, что квартира насквозь пропитана такой энергетикой, которая буквально тебя выдавливает из неё. Ей было очень тяжело здесь жить.

Одна комната называется – Белый зал

Перед входом в квартиру-музей Ахматовой стояла такая экспозиция. Символичный образ…

Интересно, на ночной экскурсии по Петербургу нас подвезли к шемякинским сфинксам, которые установлены на гранитном берегу реки Невы (набережной Робеспьера) прямо напротив Крестов. А через дорогу в темноте показали тоненькую скульптуру Анны Ахматовой и зачитали её стихотворение. Я дословно, конечно, не помню, но смысл такой: Сюда я приходила, приносила передачи, здесь плакала, и прошу поставить мне памятник в этом месте, и чтобы в моих глазах навечно застыли слёзы.Красивое стихотворение, красивые слова.

Рассказы о Петербурге:

«Питер – то ли город, то ли виденье» и «Что тебе снится… в час, когда утро встаёт над Невой. Санкт-Петербург. Кронштадт»

Посты о Санкт-Петербурге:

Источник: https://pamsik.livejournal.com/108686.html

Ссылка на основную публикацию