Строгановский дворец в санкт-петербурге

Строгановский дворец

Фасад Строгановского дворца со стороны Невского проспекта.

Строгановский дворец в Санкт-Петербурге – прекрасный и единственный образец русского барокко середины XVIII века, сохранившийся на Невском проспекте.

Архитектурный шедевр, созданный великим зодчим Франческо Бартоломео Растрелли, в дворцовом строительстве того времени занимает достойное место наряду с такими его творениями как императорский Зимний и канцлерский Воронцовский дворцы.

Историческая справка

Ф. Б. Растрелли — придворный архитектор императрицы Елизаветы не брал частных заказов, но для барона С. Г. Строганова было сделано исключение, причем с согласия императрицы. Чем же заслужили Строгановы расположение монархов?

Род купцов и промышленников Строгановых был сказочно богат. Выходцы из крестьян, с глубокой древности проживавших на землях Великого Устюга (северо-восток Вологодской области), они владели соляным, рыбным и пушным промыслами, огромными земельными наделами, горнорудной добычей и заводами, в том числе металлургическими, на Урале.

Основа миллионного состояния была заложена в XV веке, а в 1558 году первый русский царь Иоанн Грозный удостоил семью грамотой на освоение территорий Предуралья. Целые города возводились на берегах рек Камы и Чусовой, а Строгановы стремились дальше – за Урал, вглубь Сибири. Используя свое право иметь вооруженную дружину, они снарядили поход Ермака, отвоевавшего для России новые земли.

В Смутное время Строгановы оказали огромную материальную и военную помощь царю Василию Шуйскому. За это получили звание «именитых людей», что приравнивало их к дворянству.

Последним представителем «именитых людей» был современник Петра I Григорий Дмитриевич Строганов. Единственный на тот момент наследник рода, объединивший в своих руках все фамильное состояние, он щедрыми денежными пожертвованиями помогал успешно завершить войну со шведами.

Семейные предания сохранили забавный эпизод, якобы случившийся на званом обеде. Угощая Петра I, десерт ему подали на бочонке, наполненном золотыми монетами, и попросили считать бочку частью угощения. Среди достоверных фактов:

  • два фрегата, построенные Г. Д. Строгановым на Воронежских верфях во время Северной войны, были полностью оснащены и подарены царю;
  • неподдельная радость и благодарность государя были столь велики, что Григорий Дмитриевич строит на Архангельской верфи и вооружает пушками еще два военных корабля.

Заслуги Строгановых перед престолом были отмечены в указе Петра I от 1722 года, даровавшего сыновьям Г. Д. Строганова баронский титул.

Так что младший сын сподвижника первого российского императора барон Сергей Григорьевич Строганов вполне мог позволить себе построить собственный дворец в центре столицы и, будучи обер-камергером при дворе императрицы Елизаветы, сумел добиться разрешения государыни поручить это строительство ее любимому архитектору.

Растрелли, изрядно уставший от капризов Елизаветы Петровны, вынуждавшей его по многу раз перестраивать начатое, согласился построить дом Строганову – богачу и любимцу императрицы, получив, наконец, возможность сделать все по своему вкусу, так как хозяин дал обещание не вмешиваться в его работу.

Результат превзошел ожидания: легкий изящный дворец, возведенный в кратчайшие сроки (1753-1754 годы) на набережной Мойки, привел заказчика в восторг. Понравился дворец и императрице, присутствовавшей на балу по поводу новоселья. Вскоре здесь состоялся бал-маскарад по случаю рождения ее сына Павла, а затем празднование дня рождения самой Елизаветы Петровны.

Окончательное завершение строительства датируется 1756 годом. Сергей Строганов до этого дня не дожил, дворец переходит его сыну Александру, который в 1798 году получает графский титул и по праву является одним из наиболее знаменитых владельцев дома на Невском проспекте.

Теперь немногим известна заслуга Александра Сергеевича Строганова в возведении величественного Казанского собора на Невском проспекте. Именно по его представлению император Павел утвердил в 1800 году проект А. Н.

 Воронихина – малоизвестного в то время молодого талантливого архитектора, бывшего крепостного Строгановых, получившего от хозяев не только вольную, но и прекрасное образование, в том числе и в Европе. Продолжая родовую традицию возведения храмов, последние 10 лет жизни А. С.

 Строганов посвятил строительству собора, возглавив специальную комиссию, которая зачастую собиралась именно в Строгановском дворце.

Строгановы вошли в историю не только благодаря несметным богатствам и преданности русской короне, что не единожды доказывали на дипломатическом, государственном и военном поприще. Прежде всего, они знамениты как меценаты, коллекционеры, покровители мастеров искусств. Во дворце находились одни из лучших в России собрания живописи, нумизматики, редких книг и минералов.

Коллекцию живописи и скульптуры А. С. Строганов собирал около сорока лет. В картинной галерее Строгановского дворца были представлены Рембрандт, ван Дейк, Гвидо Рени и Юбер Робер. В бытность президентом Академии художеств он использовал ее как учебную аудиторию, где воспитанники знакомились с историей западноевропейского искусства и могли копировать произведения великих художников.

В последующих поколениях Строгановской династии наиболее выдающейся личностью был государственный деятель Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882), известный как основатель рисовальной школы в Москве — знаменитой «Строгановки», существующей и поныне. Знаток живописи и страстный коллекционер С. Г. Строганов продолжал пополнять картинную галерею Строгановского дворца.

Прославился Строгановский дворец также блестящими балами, театральными и музыкальными вечерами, богатыми приемами, на которых бывали Г. Р. Державин, Д. Г. Левицкий, Н. И. Гнедич, Д. С. Бортнянский. Здесь впервые Д. И. Фонвизин читал отрывки из «Бригадира», а И. А. Крылов – свои басни.

Среди скульптур и фонтанов внутреннего двора накрывали столы, и любой прилично одетый горожанин мог беспрепятственно здесь отобедать.

По легенде именно для «открытых обедов» повар Строгановых изобрел вкусное кушанье, которое делилось на любое количество порций, ведь заранее не было известно число гостей, а набиралось их порой более ста человек! Это блюдо — Бефстроганов (говядина по-строгановски) – популярно во всем мире и в наши дни.

Династия Строгановых владела дворцом до 1918 года.

После Октябрьской революции Строгановский дворец национализировали и отдали Эрмитажу для формирования в нем Народного дома-музея, который просуществовал до 1929 года.

Затем коллекции были расформированы, экспонаты переданы другим музеям или проданы за границу, библиотеку получил Томский университет, часть картинной галереи переехала в Эрмитаж.

Вначале здание отошло к Сельскохозяйственной Академии, потом появились и другие арендаторы во главе с «Электромортрестом».

Музейная жизнь возродилась в 1988 году с передачей дворца Русскому музею. Разоренное и обветшавшее здание требовало ремонта и реставрации. Справляться с этими задачами с 1992 года филиалу Русского музея помогает Благотворительный Строгановский фонд, созданный по инициативе баронессы Элен де Людингаузен (Елены Строгановой, внучатой племянницы последнего графа С. А. Строганова).

Во дворце восстановлены две анфилады парадных залов, интерьеры которых были созданы замечательными русскими архитекторами прошлого – А. Н. Воронихиным, Ф. И. Демерцовым, И. Ф. Колодиным, П. С. Садовниковым.

Архитектура здания

Секрет необычайной скорости постройки дворца раскрывается просто: Растрелли возводил его на фундаменте прежних домов с использованием стен и сводов нижних этажей. Главное внимание при строительстве Г-образного трехэтажного корпуса зодчий уделил оформлению нарядных фасадов, выходивших на Невский проспект и набережную реки Мойки, и созданию внутренних интерьеров дворца.

Вид Строгановского дворца со стороны реки Мойки.

Внешний облик дворца дошел к нам через столетия без существенных изменений.

Выдающийся пример архитектуры позднего барокко щедро украшают элементы декора в итальянском стиле: колонны, скульптура, фигурные наличники окон, ажурные кованые решетки балконов.

Более протяженный «Невский фасад» выглядит нарядно и торжественно, фасад со стороны Мойки скромнее, легче, изящнее. Оба фасада имеют три ризалита: выразительный центральный и два подчиненных боковых, — излюбленная композиция Растрелли.

Над средней частью возвышается фронтон с гербом Строгановых: два соболя держат щит с изображением медвежьей головы. Эти символы Сибири сообщают о роли предков в освоении региона, напоминают о покорении Сибири Ермаком, ведь среди организаторов его похода были Строгановы.

На втором и третьем этажах располагались парадные и жилые апартаменты хозяев, а нижний этаж использовала прислуга. К моменту празднования новоселья был построен корпус, выходящий на Мойку, и оформлено всего семь залов: танцевали – в Большом зале, по три зала было отведено для игры в карты и угощения, но к окончанию строительства число парадных комнат достигло пятидесяти.

Желая воздать должное архитектору, С. Г. Строганов заказал портрет Растрелли и поместил его в самом нарядном помещении дворца – в Большом бальном зале. Автор портрета – знаменитый итальянский художник Пьетро де Ротари, специально приглашенный в Петербург для создания портретов императрицы и членов правящего семейства.

Благодаря Строганову, употребившему немало энергии и денежных затрат, чтобы живописец, ненадолго посетивший Россию, успел написать портрет архитектора, мы теперь знаем, как выглядел гениальный русский зодчий в эпоху расцвета своего таланта. Но, возможно, и сам Растрелли, оставил для потомков свое изображение на стенах дворца.

На высоте 4-х метров от основания здание обрамляет декоративный пояс, состоящий из около полусотни медальонов с благородным мужским профилем внутри.

Своеобразное архитектурное украшение до сих пор вызывает споры среди историков: одни считают, что это барельефный портрет хозяина дома, а другие уверены – это профиль самого Растрелли…

Сильный пожар, случившийся в 1790 году, уничтожил практически всю внутреннюю отделку дворца, чудом уцелел только один интерьер, созданный Растрелли, — тот самый танцевальный зал, где находился портрет архитектора работы Ротари.

Интерьеры после пожара перестраивали А. Н. Воронихин, П. С. Садовников и другие архитекторы в стиле классицизма. Были также построены два флигеля, сформировавшие каре с основным зданием.

В начале XIX века претерпел некоторые изменения и облик парадных фасадов.

Были убраны большие статуи — аллегории четырех частей света (Европа, Азия, Америка, Африка) и фигуры атлантов, поддерживающих балконы.

Экспозиция и достопримечательности

Экспозиция музея позволяет совершить увлекательное путешествие по архитектурной истории Строгановского дворца: от барочного бального зала Растрелли до изысканных интерьеров Воронихина в стиле классицизма. К достопримечательностям, вызывающим неизменный интерес и восхищение посетителей, безусловно, следует отнести:

  • Большой (128 кв. м!) бальный зал. Это единственный подлинный, а не воссозданный интерьер парадного зала, выполненный Растрелли в Санкт-Петербурге. Высокие красиво декорированные окна, выходящие на Мойку, расположены в два яруса и занимают практически всю стену, а узкие простенки заполнены зеркалами, украшенными лепным растительным орнаментом. Западная стена буквально пронизана светом – это признанная находка дизайнерской мысли архитектора. Из лепного барочного узора, украшающего три другие стены, словно вырастают фигуры атлантов и кариатид. Они поддерживают карниз, опоясывающий зал по периметру, и балконы, возле которых притаились амуры с гирляндами белых цветов. Убранство зала дополняет паркет из экзотических древесных пород: сандала, самшита, лимона и чинары, а также Живописный плафон «Триумф героя». Полотно площадью 125 кв. метров — уникальная работа выдающегося итальянского художника-декоратора, основоположника русской театральной живописи Джузеппе Валериани, единственное сохранившееся подлинное произведение его кисти.
  • Минералогический кабинет — шедевр русской архитектуры XVIII века — завершает Невскую анфиладу. А. Н. Воронихин сделал помещение двухъярусным: внизу поместил библиотеку, а наверху коллекцию минералов графа А. С. Строганова. Первый ярус украшен четырьмя барельефами с изображением стихий огня, воды, земли и воздуха. Второй ярус поддерживают колонны, облицованные искусственным мрамором. Необычный для жилого помещения сферический купол и роспись его сводов создают ощущение пребывания в храме искусства и науки.
  • Постоянная экспозиция «Русский ампир». В исторических восстановленных интерьерах дворца, из которых особенно впечатляют Парадная столовая, Арабесковая гостиная, комната в стиле охотничьих кабинетов английских замков, представлено декоративно-прикладное искусство эпохи Александра I (первой четверти XIX века). Изделия, украшенные аллегориями, символами и античным орнаментом, являются продукцией Императорского фарфорового завода.

Сегодня во дворце возрождена традиция музыкальных вечеров. «Музыкальные четверги» проводятся в Большом бальном зале, концерты предваряет небольшая обзорная экскурсия по интерьерам дворца.

В залах первого этажа периодически проходят временные выставки из фондов Русского музея, часть помещений внизу отведена музею восковых фигур и «Музею шоколада».

Где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/stroganovskij-dvorec/

Строгановский дворец

Вернуться к спискуСтрогановский дворец, построенный в 1752-1754 годах на Невском проспекте, по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, принадлежал одному из самых богатых в России, знаменитому роду Строгановых.

Первым владельцем дворца был барон Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756), потомок купеческой династии Строгановых, разбогатевших еще при царе Иване IV (Грозном), на разработке и продаже поваренной соли.Роскошный дворец, возведенный в стиле барокко, выходит своими фасадами на Невский проспект и набережную реки Мойки.

В этом же стиле было выполнено и внутреннее убранство дворца, в изобилии декорированное мрамором и резной позолотой, что соответствовало модным веяниям того времени.
Ротари Пьетро Антонио «Портрет Бартоломео Франческо Растрелли» 18 век.

Впоследствии Строгановский дворец перестраивался, хотя его архитектурный облик в стиле барокко, задуманный Растрелли, дошел до нас почти неизмененным, но внутреннее убранство его подверглось большим переделкам, до нашего времени сохранился единственный интерьер дворца, созданный великим Растрелли — Большой Танцевальный зал, украшенный уникальным плафоном «Триумф Героя» работы Джузеппе Валериани.
Джузеппе Валериани «Триумф Героя» 1750-е годы.Наследник Сергея Григорьевича, граф Александр Сергеевич Строганов (1737 — 1811), был выдающимся русским меценатом, президентом Академии художеств, директором Публичной библиотеки. При нем дворец перестраивается, в 1788–1793 годах под руководством архитектора Фёдора Ивановича Демерцова интерьеры приобретают новый облик, во дворе строятся два новых флигеля – южный и восточный. Создаются специальные помещения — Картинная галерея, зал Гюбера Робера, Минералогический кабинет, где размещают богатейшие коллекции западноевропейской живописи, нумизматики и минералов.
Александр Сергеевич Строганов (1737 — 1811).Строгановский дворец того времени был центром культурной жизни Петербурга, где собиралась образованная элита столицы. В его стенах читали свои сочинения Г. Р. Державин, Д.И. Фонвизин, И. Ф. Богданович, И. А. Крылов, Д. С. Бортнянский. Александр Сергеевич на своих вечерах принимал до пятисот гостей, где разыгрывались театральные и оперные выступления, проводились веселые маскарады и пышные балы.«Строгановские открытые обеды» приобрели большую известность в Петербурге, во внутреннем дворе накрывались столы и любой желающий мог там отобедать. Знаменитое блюдо русской кухни «бефстроганов» также было придумано на кухне семьи Строгановых.
Картинная галерея Строгановского дворца.1913 год.В XIX веке перестройка дворца продолжается, его интерьеры изменяются в соответствии с модными течениями убранстве помещений. Работы, проводимые под руководством архитектора Петра Садовникова в 1842 году, завершили формирование южного корпуса и стилистически объединили все фасады внутреннего двора.В 1918 году, после революции новые власти национализировали Строгановский дворец и превратили его в « Народный дом-музей (бывший Строганова)», который просуществовал до 1929 года. С 1930 года дворец занимают различные советские учреждения.4 апреля 1988 года помещения бывшего Строгановского дворца были переданы Государственному Русскому музею.После проведенных Государственным Русским музеем реставрационных работ в 1989-2003гг., Строгановский дворец приобрел свой первоначальный архитектурный облик, каким задумывал его гениальный Растрелли.

Читайте также:  Побережье финского залива за пеленой истории

В наши дни Строгановский дворец является филиалом Государственного Русского музея, в отреставрированных залах можно ознакомиться с великолепными интерьерами, из которых особое место занимают Большой Танцевальный зал, Минеральный кабинет и Арабесковая гостиная. В музее постоянно проводятся художественные выставки.

  • Понедельник – с 10:00 до 17:00Среда, пятница, суббота, воскресенье – с 10:00 до 18:00Четверг – с 13.00 до 21.00Кассы закрываются на час раньшеВторник — выходной день
  • для взрослых посетителей — 300 руб.
    для учащихся средних специальных заведений, студентов и пенсионеров — 150 руб.

  • Есть специальные приспособления для посетителей с ограниченной подвижностью

  • Источник: http://cityguidespb.ru/muzei/hudozhestvennye/79-stroganovskiy-dvorec.html

    Немеркнущее великолепие Строгановского дворца

    На знаменитом Невском проспекте, раскинул свои архитектурные красоты в стиле барокко знаменитый Строгановский дворец.

    Уникальное здание, построенное в ХVIII веке неизменно продолжает привлекать к себе многочисленных туристов. Этим старинным домом владела купеческая семья Строгановых.

    Сегодня, в нем расположился филиал Русского музея, который, гостеприимно открывает свои двери для многочисленных туристов.

    Строгановский дворец: история создания

    Из исторических фактов известно, что участок на Невском проспекте, под строительство будущего дворца, изначально принадлежал портному Иоганну Нейману. Он то и начал отстраивать дом из камня, к которому примыкали строения жилищ придворного повара Шестакова и адъютанта генерала Салтыкова – Янкова.

    Недостроенный дом Неймана и был куплен братьями Строгановыми, примерно в 1942 году. Так как изначально он был единым комплексом для трех семей, Неймана, Шестакова и Янкова, то фасады спроектировали в едином стиле, что немало огорчало барона Строганова, который хотел все переделать по своему вкусу.

    Но в то время существовала строгая дисциплина по градостроению в центре города. Известный факт, что Барон никак не мог договориться с соседом поваром о выкупе его части дома. Шестаков не желал расставаться с ним, по причине того, что дом находился в сердце Санкт-Петербурга.

    Строительство было начато в 1753 году и окончено в 1754. В некоторых источниках указывается, что дворец был возведен за 6 недель. Это строительство назвали стремительным. Оно облегчалось тем, что строилось на конструкциях предыдущих домов.

    В средине ХVIII Невский проспект активно застраивался дворянскими домами.

    И после окончания строительства, Сергей Григорьевич Строганов, принадлежавший к роду Новгородских купцов, разбогатевших за счет Уральских солеварен, поселился в своем новом дворце вместе с супругой Софьей Кирилловной и сыном Александром. Последний и стал самым знаменитым представителем строгановского рода и владельцем родового гнезда.

    Были вхожи Фонвизин, Державин, композитор Бортнянский.  Сама императрица Елизавета Петровна, почтила честью Строгановых церемонией празднования своего дня рождения. Александр был образованным человеком и искусствоведом.

    После смерти отца, продолжил собирать коллекцию произведений искусства: картин, скульптур. Так же во дворце была обширная минералогическая и нумизматическая коллекция.

    Семья Строгановых слыла богатейшими людьми. Они часто устраивали благотворительные обеды во внутреннем дворе, на которые могли прийти все желающие горожане. Строгановы держали приличный штат прислуги, в исторических документах упоминается о более 600 человек обслуживающего персонала.

    Источник: https://spbinteres.ru/stroganovskij-dvorec.html

    Строгановский дворец

    Строгановский дворец (дворец Строгановых) построен по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753-1754. Ныне — филиал Русского музея, которому здание принадлежит с 1988 года. Существовавшие на этом месте дома, принадлежащие Строгановым, архитектор объединил в единое целое общим фасадом в стиле русского барокко.

    В этом же стиле были выполнены главные интерьеры дворца и Парадная лестница, богато декорированная искусственным мрамором (стюком) и позолоченными перилами, искусно выполненными из железа. Дворец был построен «глаголем» (в плане дворцовое здание имеет форму буквы » Г»). Вход осуществлялся со двора в корпус, стоящий на набережной Мойки.

    В конце XVIII — начале XIX века Андрей Воронихин перестроил весь северо-западный угол здания, устроив вход с Невского проспекта. Он также реконструировал и создал заново ряд интерьеров в классицистическом стиле, в том числе, во вновь пристроенных корпусах — восточном и южном.

    В 1842 году Петр Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в «растреллиевском духе», придав парадному двору общее стилевое звучание. На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев.

    В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых Франческо Бартоломео Растрелли, Андрей Воронихин, Федор Демерцов, Иван Колодин, Карл Росси, Петр Садовников и др. К началу двадцатого века многие помещения дворца безвозвратно утратили свой первоначальный облик, а некоторые из них сохранили лишь отдельные его элементы.

    В 1918 году Строгановский дворец был национализирован и превращен в «Народный дом-музей (бывший Строганова)», формирование экспозиций которого было поручено Государственному Эрмитажу. В 1929 году помещения дворца были переданы ВАСХНИЛ (Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук им.

    Ленина) для размещения здесь Института прикладной ботаники, и музейная жизнь дворца закончилась. Художественные коллекции Строгановых были распределены по разным музеям страны, а часть из них продана за границу.

    К концу 1930-х годов Строгановский дворец занимали уже несколько арендаторов, главным среди которых был «Электромортрест» Наркомата судостроительной промышленности. С 1970 года генеральным арендатором становится Ленинградское предприятие «Эра» МСП СССР.

    4 апреля 1988 года Ленгорисполком принял решение № 248 «Об освобождении и передаче Русскому музею помещений бывшего Строгановского дворца». Проведенные в период 1989-2003 гг.

    Государственным Русским музеем реставрационные работы позволили возвратить Строгановскому дворцу, одному из немногих частных жилых строений, сохранившихся в историческом центре города, его первоначальный внешний облик в соответствии с замыслом Ф. Б. Растрелли. Теперь здесь открыт для посетителей Большой зал — единственный в Петербурге интерьер, сохранивший подлинное декоративное убранство Растрелли и уникальный плафон Дж. Валериани «Триумф Героя».

    Восстановлены две анфилады парадных залов второго этажа, оформленных самыми известными русскими архитекторами XVIII-XIX веков — Ф. Демерцовым, А. Воронихиным, П. Садовниковым, И. Колодиным.

    В 1992 году по инициативе баронессы Элен де Людингаузен, внучатой племянницы графа Сергея Александровича Строганова (1852-1923), в Нью-Йорке был учрежден Благотворительный Строгановский фонд.

    Задачей Строгановского фонда является финансовая поддержка реставрационных проектов Строгановского дворца, дворцов-музеев Санкт-Петербурга и его пригородов и воссоздания храмов России.

    АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК И ИНТЕРЬЕРЫ.

    Ф.Б. Растрелли спроектировал дворец таким образом, что оба фасада (и выходящий на Невский проспект, и выходящий на набережную Мойки) имеют аналогичную композицию. В центре каждого из фасадов — портик, на фронтоне которого помещен герб Строгановых. Растреллиевская галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой, так же, как и Парадная лестница, не сохранилась.

    Но Большой или Танцевальный зал, площадью 128 квадратных метров, предназначавшийся для балов и концертов, и сейчас поражает своим великолепием.

    Главной достопримечательностью зала является огромный живописный плафон «Триумф Героя», занимающий всю поверхность потолка.

    Он выполнен в 1750-е годы известным итальянским художником Джузеппе Валериани на тринадцати отдельных холстах, укрепленных на подрамниках. Композиция плафона представляет собой многофигурную центральную часть, обрамленную роскошной архитектурной рамой из колоннад с нишами, балюстрадой, скульптурами. Сюжетом является триумф мифологического героя, восходящего на Олимп.

    В центре композиции — богиня мудрости Минерва, поражающая пороки, справа от нее представлены аллегории искусств, которым покровительствовали Строгановы, слева — добродетели.

    С начала 1790-х годов перестройкой дворца занимается «домашний» архитектор Строгановых, бывший крепостной Андрей Воронихин. Он вступает в своеобразный диалог со своим гениальным предшественником, подобно ему, воспринимая дворец как целостный ансамбль. Воронихин вносит классицистические элементы в декор Большого зала, слегка умеряя барочную пышность, к концу века вышедшую из моды.

    В то же время, проникнувшись барочными идеями Ф.-Б.Растрелли, он создает на месте Зеркальной галереи 1750-х годов Парадную столовую, или Угловой зал. Небольшой по площади интерьер выглядит гораздо просторнее, благодаря использованию приема отражения в зеркалах, которыми отделана вся южная стена, включая простенки между полуколоннами ионического ордера.

    Сохранившаяся авторская акварель этого интерьера позволила реставраторам в 1990-х годах воссоздать первоначальный замысел А. Воронихина.Невскую анфиладу Строгановского дворца завершает двухъярусный Минералогический кабинет — другой замечательный интерьер этого известного русского архитектора, по праву считающийся одним из шедевров русской архитектуры XVIII века. Кабинет был выполнен А.

    Воронихиным в 1791-1792 гг. Он предназначался для размещения богатейшего книжного собрания графа А. С. Строганова — на нижнем ярусе и для экспонирования коллекции минералов — на верхнем. Каннелированные колонны композитного ордера, выполненные из искусственного мрамора, поддерживают паруса сводов, на которые опираются хоры второго яруса.

    Первый ярус декорирован четырьмя аллегорическими барельефами, изображающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Перспективная роспись купола исполнена в начале XIX века предположительно П. Гонзаго. В середине XIX века зал был превращен в Бильярдную, а ярусы были отделены друг от друга, и вместо одного из книжных шкафов была установлена изразцовая печь.

    Впоследствии, в 1950-80-х годах, из-за неисправности кровли многочисленные протечки сильно повредили живопись купола и привели в негодность шкафы верхнего яруса. В настоящее время залу полностью возвращен облик, задуманный А. Воронихиным. Минералогический музей им. А. Е.

    Ферсмана (Москва), в который в 1919 году была передана коллекция минералов из дворца Строгановых, принял участие в воссоздании экспозиции минералов. Кроме того, Русскому музею был возвращен сундук со шлифованными плитками из мрамора и других горных пород , принадлежавший Строгановым.

    В восточном корпусе дворца находилась знаменитая Картинная галерея — одно из лучших творений Андрея Воронихина, уникальный русский интерьер рубежа XVIII-XIX веков. Картинная галерея занимает большую часть второго этажа восточного флигеля. Помещение протяженностью 28 м делится на три части — центральную и две лоджии в начале и в конце галереи, которые находятся на одной оси.

    Читайте также:  Температура воздуха в разное время года в санкт-петербурге

    Средняя часть перекрыта плоским коробовым сводом, а лоджии — небольшими куполами. Центральная часть галереи отделена от торцевых лоджий ионическими колоннами, по две у каждой лоджии. Торцы основного свода (тимпаны над антаблементом) оформлены барельефами, которые представляют аллегории Живописи и Скульптуры. Свод галереи и купола лоджий расписаны кессонами.

    Отделка Картинной галереи отличалась особым изяществом и утонченностью, характерными для стиля А. Воронихина. Изысканность и деликатность в пропорциях и пластической обработке проявляются во всех элементах декоративного убранства интерьера. Стены галереи были затянуты зеленым шелком, обрамленным золоченым багетом.

    (В советское время декоративная отделка зала была частично утрачена — поверхность стен штукатурили и красили зеленой краской. Облицовка колонн искусственным мрамором, имитировавшим сиенский, неоднократно реставрировалась и сохранилась до наших дней.) Вдоль стен стояли несколько диванов и кресел с зеленой обивкой.

    Этот мебельный гарнитур находится сейчас в фондах Русского музея. Здесь же стояла великолепная малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см, выполненная на Екатеринбургской гранильной фабрике. Сейчас она находится в Государственном Эрмитаже, также как и бронзовые трехметровые торшеры, сделанные в 1790-х гг. по модели скульптора Ж.-Ж.

    Фуку известным французским мастером Ф. Томиром.

    При передаче Строгановского дворца Институту прикладной ботаники в 1929 году все предметы декоративного убранства были вывезены из Картинной галереи, большей частью в Эрмитаж, а в помещении устроили читальный зал института. Последняя реставрация галереи проводилась в 1964-1966 гг.

    В 50-60-х годах XX века здесь размещался актовый зал предприятия «Эра». В настоящее время этот ценнейший интерьер остро нуждается в очередной реставрации.

    Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» Строгановского дворца. Именно здесь размещалась знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов (1737-1811) собирал около сорока лет. Будучи президентом Академии художеств, А. С. Строганов использовал свою галерею и как учебный класс, где воспитанники Академии изучали историю и теорию живописи и копировали произведения западноевропейского искусства. Этот своего рода музей западноевропейской живописи XVI-XVII веков, созданный замечательным русским меценатом, был открыт для всех любителей искусства. Использованы материалы сайта http://rusmuseum.ru/

    Источник: http://gorod-sankt.blogspot.com/p/blog-page_29.html

    Строгановский дворец

    Строгановский дворец в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле русского барокко, построенное по проекту Ф. Б. Растрелли в 1753-1754 годах. С 1988 года в залах дворца размещается филиал Русского музея.

    Интересные факты:

    Заказчиком строительства дворца выступил барон С. Г. Строганов, далее, вплоть до революции 1917 года зданием владели его наследники. Поскольку род Строгановых происходил из Сибири, родовой герб, размещенный на фасадах здания, содержит сибирские символы.

    Придворные архитекторы, к которым относился Ф. Б. Растрелли, обычно не работали с частными заказчиками, но для барона было сделано исключение.

    Растрелли стал не единственным архитектором Строгановского дворца, он использовал при строительстве прежний двухэтажный дом по проекту М. Г. Земцова, а после него над обликом дворца рабтали А. Н. Воронихин, И. Ф. Колодин, К. Росси, И. Шарлемань и П. С.

    Садовников. В результате из первоначальных интерьеров Растрелли в дворце сохранились только Большой зал и Парадный вестибюль.

    Из-за расположения на Невском проспекте фасады дворца пришлось располагать на красной линии, в центре города усадебная планировка оказалась невозможной.

    Оба парадных фасада сделаны в роскошной манере, демонстрирующей статус владельца, причем, внешний вид здания со стороны проспекта и со стороны реки Мойки значительно отличается.

    Нынешний дворец — единственное здание на Невском проспекте, сохранившее практически неизменный облик с момента своей постройки.

    Самые известные помещения дворца из более 50 комнат на 3 этажах — это Кабинет графа А. С. Строганова, зал Гюбера Робера, Минеральный кабинет, Картинная галерея, Библиотека, Физический кабинет, Малая и Большие гостиные, Зал с дубовым камином, Парадная спальня, Арабесковая галерея, Большой Танцевальный зал.

    С 1793 по 2003 год при дворце существовал сад Строгановского дома, в котором размещались скульптуры и «гробницы Гомера» со Строгановской дачи. Все это время сад был открыт для посещения петербургских горожан.

    Строгановский дворец был известным в Санкт-Петербурге местом встречи творческих людей — здесь бывали писатели И. А. Крылов, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, композитор Д. С. Бортнянский и многие другие.

    В советское время в залах дворца размещались Музей старого быта, Институт растениеводства Академии наук, позже военное ведомстсво, пока дом не был передан Русскому музею.

    Строгановский дворец включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

    Туристу на заметку:

    Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/palaces/stroganov-palace/

    Строгановский дворец в Санкт-Петербурге

    Строгановский дворец в Санкт-Петербурге – один из лучших образцов русского архитектурного барокко. Он отличается величественностью, нарядностью, но при этом напрочь лишен тяжеловесной помпезности, которая отличает некоторые сооружения того периода.

    Строгановский дворец — история

    История дворца начинается в далеком 1742 году, когда барон, а в дальнейшем — граф Сергей Григорьевич Строганов приобрел участок Невского проспекта и набережной Мойки и деревянный особняк, который планировал расширять и перестраивать.

    Желая расширить свои владения, он пытался купить соседний участок, принадлежавший придворному повару, но получил отказ.

    Помог случай – мощный пожар уничтожил значительную часть построек проспекта, и в 1752 году началось строительство нового особняка.

    Для возведения Строгановского дворца был приглашен сам архитектор Романовых — Ф.Б. Растрелли.

    Примечательно, что работа над частными заказами приближенных ко двору зодчих и других мастеров не приветствовалась царской семьей, но поскольку Строгановы были не только крупными промышленниками, но и меценатами, помогавшими государству в трудные времена, для них было сделано исключение.

    Поскольку барон не мешал архитектору воплощать свои смелые замыслы, положившись на его безупречный вкус, строительство шло рекордными темпами, и уже в 1754 году в 50-комнатном дворце был дан шикарный бал по случаю новоселья.

    Оформление и интерьеры Строгановского дворца

    Помещения дворца расположены по периметру в форме неправильного четырехугольника. Оба фасада, выходящие на реку и на проспект оформлены по-разному, но одинаково нарядно и торжественно. В простенках между окнами расположены медальоны с мужским профилем. Не установлено точно, чей это профиль – барона Строганова или архитектора Растрелли, но зданию они придают особый шарм.

    Первый этаж занимали большой вестибюль с парадной лестницей и служебные помещения. На втором этаже, на который ведет главная лестница от центрального входа, расположены парадные залы, поражающие воображение своей высокохудожественной отделкой.

    Примечателен Большой Танцевальный зал, единственный в Санкт-Петербурге, убранство которого полностью сохранилось с момента постройки: пять больших окон, расписной плафон работы Дж. Валериани, декоративная лепнина, выполненная по рисункам Ф.Б. Растрелли. В 1756 году после смерти графа имение перешло к его сыну Александру Сергеевичу.

    При нем дворец неоднократно перестраивался, большинство интерьеров обрело черты классицизма. Также были оборудованы уникальный по оформлению и содержанию Минералогический кабинет, а также Парадная спальня, Угловой зал, Картинная галерея, Малая библиотека.

    Неповторимая отделка помещений дополнялась искусно подобранным убранством – мебелью, осветительными приборами, живописными и графическими полотнами, витринами с уникальными коллекционными образцами.

    Строгановский дворец-музей

    После Октябрьской революции особняк был национализирован и некоторое время в нем располагался Музей быта. Затем в его помещениях размещались различные государственные учреждения, сотрудники которых мало интересовались сохранением интерьеров.

    В 1925-1929 г.г. дворец стал филиалом Эрмитажа, после чего все ценные экспонаты были преданы Русскому музею и Эрмитажу, а здание отошло Академии сельскохозяйственных наук.

    И только в 1988 году власти приняли решение о присвоении дворцу статуса музея и начале реставрации.

    Строгановский дворец: выставки и экскурсии

    На сегодняшний день реставрация дворца все еще продолжается по мере финансовых вливаний. Для посещения открыты Большой Танцевальный зал, на втором этаже работает выставку семейных реликвий рода Строгановых.

    Периодически в разных залах музея проводятся экспозиции различных художественных коллекций. Большой популярностью пользуется галерея восковых фигур, в числе которых и фигура владельцев дворца и членов их семей.

    Строгановский дворец: адрес и часы работы

    Дворец располагается в Санкт-Петербурге по адресу Невский проспект 17/Набережная Мойки 46. Ближайшие к нему станции метро «Адмиралтейская» и «Невский проспект».

    Режим работы филиала Русского музея: среда-воскресенье с 10 до 18, понедельник с 10 до 17, вторник – выходной.

    Другие дворцы Санкт-Петербурга, с которыми будет интересно познакомиться: Юсуповский, Шереметьевский, Михайловский и др.

    Источник: https://womanadvice.ru/stroganovskiy-dvorec-v-sankt-peterburge

    Строгановский дворец в Санкт-Петербурге

    Местоположение: Санкт-Петербург, Невский проспект, 17

    Ближайшие станции метро: Адмиралтейская, Невский проспект, Гостиный двор

    Достопримечательности Санкт-Петербурга рядом: Исаакиевский собор, Казанский собор, Русский музей

    Режим работы: понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье — с 10:00 до 18:00; четверг — с 13:00 до 21:00. Кассы закрываются на полчас раньше. Выходной — вторник.

    Телефон: +7-812-595-42-48

    Цены билетов: 150 рублей билет для взрослых; 70 рублей — билет для детей, школьников

    Описание Строгановского дворца

    Строгановский дворец включён в перечень дворцов и музеев, входящих в состав Русского музея в Санкт-Петербурге. Строгановский дворец расположен на углу набережной реки Мойки и Невского проспекта в окружении других достопримечательностей Санкт-Петербурга.

    Фотография Строгановского дворца. Вид с Невского проспекта.

    Строгановский дворец — памятник архитектуры 18 века, спроектированный и воздвигнутый по проекту архитектора Бартоломео Франческо Растрелли для графа С.Г. Строганова в 1752-1754 годах.

    Дворец представляет собой трёхэтажное здание, вытянувшееся от набережной реки Мойки в сторону Казанского собора.

    Внешний облик дворца сохранился в первозданном виде, практически не изменившись за более чем два с половиной века истории.

    Главный фасад Строгановского дворца в Санкт-Петербурге был спроектирован и выполнен в строгом стиле с приставными стройными высокими колоннами, опирающимися на рустованные постаменты и поддерживаемые лучковыми фронтонами с гербом графа Строганова.

    Впечатление от внешнего осмотра этой достопримечательности Санкт-Петербурга усиливает дуэт скульптуры на уровне второго этажа в центре фасада, смотрящего на Невский проспект.

    Скульптура обрамляет центральное окно дворца над парадной аркой, ведущей во внутренний двор здания.

    Интерьеры Строгановского дворца

    Внутренние залы дворца были выполнены в духе классицизма. В начале 90-ых годов 18 века интерьеры Строгановского дворца претерпели некоторые изменения, выполненные по проекту А.Н. Воронихина. Русский зодчий создал уникальную Картинную галерею, в которой размещалась лучшая в России коллекция коллекция живописи.

    Коллекция живописи была представлена известными картинами Боттичелли, Бронзино, Ван Дейка, Лоррена, Рембрандта, Рубенса и других живописцев. В первые годы Гражданской войны в России в 1918 году уникальная коллекция живописи была изъята из дворца с целью частичной продажи и частичной передачи в Зимний дворец — Эрмитаж.

    Фотография внутреннего убранства Строгановского дворца в Санкт-Петербурге

    В настоящее время Строгановский дворец — филиал Государственного Русского музея, достопримечательность Санкт-Петербурга, рекомендованная сайтом AllPeterburg.ru к посещению. Внутренние интерьеры дворца имеют многовековую историю и частично сохранили внутреннее убранство XVIII века.

    Помещения первого этажа дворца отданы под музей шоколада и музей восковых фигур Санкт-Петербурга.

    Верхние этажи Строгановского дворца открывают свои двери не только для осмотра интерьеров дворца, но и уникальных произведения живописи и скульптуры, размещённой в парадных помещениях.

    Фотография Парадной залы Строгановского дворца в Санкт-Петербурге.

    Все достопримечательности Санкт-Петербурга

    Источник: http://AllPeterburg.ru/Stroganovskiy_dvorec.php

    Строгановский дворец в Санкт-Петербурге

    Достопримечательности Санкт-Петербурга захватывают и привлекают туристов из разных уголков мира круглый год.

    Прекрасные соборы, интереснейшие дворцы, многочисленные памятники истории и культуры – все это, без сомнения, заслуживает внимания каждого путешественника.

    Однако, несмотря на обилие интересных мест и достопримечательностей, имперская столица России в первую очередь известна своими роскошными дворцами, в число которых входит и Строгановский дворец – блестящий пример архитектуры русского барокко.

    История одного из самых прекрасных и величественных дворцов современного Питера начинается в 1742 г., когда барон Строганов стал владельцем участка с домом на Невском проспекте. После того, как здесь случился пожар, и все деревянные постройки сгорели, Строганов решил построить дом из камня.

    Строительство дома он доверил именитому императорскому архитектору Растрелли, который славился своим умением строить прекрасные дворцы. Несмотря на то, что итальянский архитектор не занимался постройкой домов, для Строганова он сделал исключение.

    Читайте также:  Экскурсии по дворцам и замкам санкт-петербурга

    Роскошный дом, который заслуженно можно назвать дворцом, был построен в рекордно короткие сроки – за два года (в период с 1752 по 1754 гг.).

    Внешне сдержанный и строгий, Дворец Строгановых превосходно вписался в композицию Невского проспекта. Даже сама императрица Елизавета Петровна, которая прибыла на роскошный бал по случаю торжественного открытия дворца, оценила его по достоинству. Об этом свидетельствует тот факт, что следующий свой день рождения она пожелала отпраздновать именно здесь.

    Более пятидесяти лет прекрасный дворец, в котором насчитывалось 50 комнат, радовал семейство Строгановых. Однако в конце ХVIII ст. в имении случился большой пожар, в результате которого здание сильно пострадало. Уцелел только Бальный зал. Сегодня это едва ли не единственное сохранившееся помещение, которое было создано по замыслам Ф.-Б. Растрелли.

    После пожара произошла грандиозная реконструкция дворца под руководством А.Воронихина. В результате этой реконструкции были построены новые корпуса в стиле классицизма, а в здании появились новые помещения – библиотека, Картинный и Минеральный кабинет, а также Физический кабинет, в котором занимались алхимией.

    В ХIХ ст. существенных изменений претерпел и внешний облик дворца Строгановых.

    Так, дворец лишился таких архитектурных украшений, как статуи, олицетворяющие четыре стороны света, скульптурные группы, размещенные по обеим сторонам фронтонов, а также статуи атлантов, которые поддерживали балконы.

    В то же время сегодня мы можем восхищаться изящным фасадом дворца, обращенным к Мойке. Этот фасад, выполненный в розовом цвете, украшают грациозные колонны и пилястры, здесь же находится длинный балкон, огражденный ажурной решеткой, и герб Строгановых.

    Еще одним уникальным украшением дворца являются портретные медальоны, размещенные на фасаде Дома Строгановых. Современные историки до сих пор не могут дать ответ, кто изображен на этих медальонах. Одни настаивают, что на них изображен барон Сергей Строганов, который распорядился построить дворец, другие же – убеждены, что на них изображен профиль именитого архитектора Ф.-Б.Растрелли.

    Сегодня Дворец Строгановых находится во владении Русского музея. Его двери открыты для всех посетителей.

    Несмотря на то, что практически вся коллекция живописи, собранная Строгановыми, а также мебель и прочие предметы быта стали экспонатами разных музеев, ныне каждый посетитель может насладиться великолепными историческими интерьерами дворца, ощутить атмосферу роскоши и шика, которая царила в доме в имперские времена.

    Так, прогуливаясь залами дворца, можно насладиться великолепием и богатством Большого танцевального зала, в центре которого размещен живописный плафон, выполненный Джузеппе Валериани в 1753 г.

    ; ощутить тепло и уют Зала с дубовым камином, в котором все предметы искусства посвящены охотничьей тематике. Не менее интересна Греческая комната, Большой кабинет графини С. В.

    Строгановой, Проходная гостиная и Библиотека Дворца Строгановых.

    Также во время экскурсии Строгановским дворцом можно познакомиться с историей рода Строгановых, увидеть портреты членов семейства или же узнать все о жизни и деятельности архитекторов, которые строили этот дворец.

    Информация для туристов

    В настоящее время Дом Строгановых, как и несколько столетий назад, величественно возвышается на Невском проспекте. Удобнее всего добираться до него на метро, ведь совсем рядом находится станция «Невский проспект». Также можно добраться автобусами №3, 7, 22, 27 или троллейбусами №1, 5, 7, 10, 11, 22, доехав до остановки «Большая Конюшенная улица».

    Строгановский дворец открыт для посещения практически каждый день (кроме вторника), с 10.00 до 17.00. Цена билета составляет 300 рублей, однако предусмотрены скидки для студентов и школьников. Чтобы сэкономить, можно купить комплексный билет на посещение Строгановского, Мраморного, Михайловского дворцов и Михайловского замка, который оплачивается в размере 600 рублей.

    Источник: http://www.earth-tour.ru/dostoprimechatelnosti/sankt-peterburg/stroganovskiy-dvorets-v-sankt-peterburge.html

    Дворцы россии.ч.3. строгановский дворец. петербург


         СТРОГАНОВСКИЙ   ДВОРЕЦ

    Если идти от Адмиралтейства по правой стороне ,то на углу Невского пр.

    и набережной реки Мойки встречает прохожих удивительно гармоничный, радующий глаз ажурными украшениями окон,сдвоенными колоннами, белоснежным портиком, своим  приятным розовым цветом —Строгановский дворец,одно из творений великого Растрелли, так много сделавшего для возвеличивания  и архитектурного украшения в 18в. новой столицы России.Он стоит на той стороне Мойки, по которой ,пройдя вправо можно увидеть величавый Дворец Юсуповых.

    А пройдя через Невский влево, по  той же стороне Мойки, после целой череды красивых особняков знати,  на Мойке,12 стоит жёлто -белый дом, последнее пристанище Пушкина,где он умирал после дуэли,и сейчас находится знаменитая на весь мир мемориальная Музей-квартира гения русской литературы, приближаясь к которой начинает биться сердце и зажимает горло -ком боли утраты…Вот в такой  настоящей короне  шедевров русской архитектуры, музейных и культурных центров  находится мой любимый Строгановский дворец.В советское время он был грязно-зелёного цвета.Там находилось закрытое КБ какого-то проектного института.Интерьеры были изуродованы,приспособлены под нужды КБ, вход,естественно был закрыт для туристов.И только, работая в Эрмитаже, мне довелось там побывать и увидеть печальную картину до полной реставрации дворца в 90е годы. Итак, приглашаю, вас,друзья, в путешествие в 18век,эпоху барокко,Растрелли и расцвета нового города Санкт-Петербурга.

    Строгановский дворец — дворец Строгановых, построенный по проекту архитектора Франческо Бартоломео Растрелли в 1753—1754, один из образцов русского барокко.

    Ныне — филиал Русского музея, которому здание принадлежит с 1988 года. Адрес: Санкт-Петербург, Невский проспект, 17 / наб. Мойки, 46. В создании дворца помимо Ф. Б. Растрелли участвовали М. Г. Земцов (предположительно), А. Н.

    Воронихин, И. Ф. Колодин, К. Росси, И. Шарлемань, П. С. Садовников.

    Плафон Джузеппе Валериани Первые соображения о строительстве дома Растрелли были высказаны Н. М. Колмаковым, который принял дату 1752 как начало строительства, а 1754 как окончание. В последующие годы этот вопрос оставался вне поля специального внимания исследования, пока в 1991 Ю. В. Трубинов не высказал предположение о шестинедельном стремительном строительстве.

    В дальнейшем это оказалось ошибкой и в настоящее время принято считать 1753—1754 периодом строительства Строгановского дворца. Кроме того, следует учитывать, что Растрелли работал не на пустом месте, а широко использовал те конструкции, что достались ему от более раннего периода истории здания. Автором прежнего, двухэтажного, дома Ю. М.

    Денисов называл М. Г. Земцова. 
    Есть также основания думать, что в тело дома Растрелли попал и одноэтажный дом Строгановых, стоявший чуть южнее на набережной реки Мойки.[3]. Однако окончательно проблема не разрешена.

    Из интерьеров Растрелли в Строгановском доме сохранились : Большой зал (неоднократно поправленный другими архитекторами) и Парадный вестибюль.

    Большой зал В Строгановском дворце достаточно хорошо сохранился Кабинет (музей) графа А. С. Строганова, отделанный в стиле классицизма. Из ныне существующих залов его составляли: так называемый зал Гюбера Робера, Минеральный кабинет, Картинная галерея — наиболее знаменитая часть, Библиотека и Физический кабинет.

    Традиционно автором большей части интерьеров считался А. Н. Воронихин, пока в конце 1980-х Н. В. Глинка не защитила диссертацию о творчестве Ф. И. Демерцова.

    В ней, а также в ряде сопутствующих статей и книге 2002 было высказано предположение о том, что Ф. И.

    Демерцов был автором Картинного и Физического кабинета, а также двух Столовых (за Картинным кабинетом и в северо-западном углу здания).

    Последний зал Н. В. Глинка считала совместным произведением Воронихина и Демерцова. Эта точка зрения была разделена В. К. Шуйским[6] и Ю. В. Трубиновым, но оспорена С. О. Кузнецовым.

    В начале XIX века в западной части дома вероятно А. Н. Воронихиным были отделаны Малая и Большие гостиные. К 1796 в доме А. Н.

    Воронихиным было закончено архитектурное оформление Физического кабинета, который представлял собой алхимическую лабораторию.

                                       

    Строгановский дворец. Вид с Мойки ночью

    В 1820 К. Росси создал проект апартаментов кн. В. С. Голицына и его супруги А. П. Голицыной, урожденной графини Строгановой. Сохранился незначительный фрагмент, большую часть в настоящее время занимает так называемый Зал с дубовым камином, связанный, вероятно, с периодом графа С. А. Строганова. П. С. Садовников в 1842 закончил формирование южного корпуса здания.

    Начало ему было положено одноэтажной галереей Растрелли, которая соединяла покои барона С. Г. Строганова с кухней. В начале XIX века Воронихин сделал двухэтажную пристройку к западному корпусу, в которой разместился кабинет графини С. В. Строгановой. Между 1811 и 1814 он увеличил здание ещё на одну ось и с тех пор кабинетов была уже два — Большой и Малый.

    В 1842 П. С. Садовников придал южному корпусу ныне существующий вид. Примером интерьерного творчества этого зодчего может служить лишь так называемая Парадная спальня в южном корпусе (реставрирована, но недоступна для обозрения).

    Авторство множества работ не установлено. В северной части здания существуют Большой и Малый кабинеты графа С. Г. Строганова и примыкающая к первому из них так называемая Арабесковая галерея. Все они созданы в середине XIX века, как и известная ныне отделка Большая гостиная в западном корпусе.

    Сад Строгановского дома.

    Возможно существовал уже в 1793 и был разбит А. Н. Воронихиным. На планах Строгановского дома первой половины XIX сада нет.

    В 1908 он был распланирован для размещения скульптур и «гробницы Гомера», ранее находившихся на Строгановской даче. Был доступен для посещения и оставил в душе многих горожан ностальгический след о временах юности.

    Просуществовал до 2003, когда был вырублен, и на его месте открыт летний ресторан под навесами.ВЛАДЕЛЬЦЫ.

    Граф Александр Строганов с женой и детьми, 1778, 

    Коллекции.

    Главная коллекция живописи принадлежала графу А. С. Строганову. Она была приумножена графом С. Г. Строгановым, который был также обладателем нумизматической коллекции и приумножил уникальное строгановское собрание сасанидского серебра. В XX веке во дворец попала живописная коллекция графа П. С.

    Строганова, а также предметы мебели из дома этого представителя рода. К 1930 все коллекции были перемещены в другие музеи, частично проданы, в том числе на аукционе 1931 в Берлине.

    В 2000 фрагменты были собраны для показа на выставке в США, которая затем была повторена во Франции (2002), Голландии и России (2003).

    В 1897 году во дворце прошла выставка художественных предметов из частных собраний.

    Судьба здания в XX веке и его реставрация

    Большой зал. Восточная стена 4 октября 1912 года во дворце была совершена кража ценных бумаг и наличных денег, принадлежавших владельцу дворца. Шайка была арестована уже 15 октября. Наводчиком банды оказался бывший депутат Государственной Думы Алексей Кузнецов, который раздобыл план прохода во дворец у дворцового паркетчика Чугунова — своего земляка.

    Первый план музеефикации и реставрации здания был составлен Н. К. Либиным, служащим графа С. А. Строганова. Музей в здании был открыт в 1919 и просуществовал до 1929. В первой половине 1920-х проводилась реставрация некоторых интерьеров. В 1935 был перекрашен фасад, который до 2003 оставался зелено-белым.

    Затем здесь размещался Институт растениеводства Академии наук. С 1937 дом был передан военному ведомству. Интерьеры существенно пострадали. Научная комплексная реставрация ведется с 1991. Впервые для обозрения был открыт в 1995. Официальное открытие состоялось в 2003.

    С тех пор существует экспозиция, которая начинается в Новой передней и постоянно совершенствуется. К 2012 остался не отреставрированным лишь один интерьер на парадном этаже — Библиотека, соединенная с Физическим кабинетом.

    Предполагаемое время завершения всех работ 2014 год .

    Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

    Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43241753330/prev

    Ссылка на основную публикацию