Русский модерн в архитектуре санкт-петербурга — единство образа и функциональности здания

Архитектура петербургского модерна

Дом Зингера («Дом книги») — семиэтажное здание в стиле модерн, здание на Невском проспекте, 28. Архитектор Павел Сюзора. 1902-1904 гг.

Это первое здание в России, в котором был применён металлический каркас. Новыми в архитектуре Петербурга были атриумы: крытые стеклянной крышей внутренние дворы. Петербургский и московский модерн отличались друг от друга разным подходом архитекторов.

Архитектура петербургского модерна больше тяготела к западноевропейским образцам, в то время, как московский модерн чаще сочетался с национальными мотивами. Архитектура петербургского модерна отличалась строгой отделкой, грубой кладкой фасадов из неотесанного гранита и камня в сочетании с цементной штукатуркой.

Этот модерн получил название «северный», который развился под влиянием шведского и финского направления романтизма, сочетающегося с классикой. Некоторое время северный модерн был основным архитектурным течением в Петербурге. Русское направление северного стиля напоминало постройки Стокгольма, Гельсинфорса и других северных городов Европы.

В Петербурге в таком стиле возводили в основном доходные дома. Внутренние стены и лестничные пролеты оформлялись рельефными изображениями растений, цветов, листьев и птиц, а также отделочным кирпичом или фактурной штукатуркой. В орнаменте внешнего декора — элементы североевропейского фольклора, изображения растений, животных.

Нередко в оформлении использовалась керамическая плитка и майолика. Архитектура петербургского модерна обычно массивна, в оформлении зданий участвуют разные по цвету плоскости, неодинаковые фактуры, разнообразные оконные и дверные проемы. Например, торговые ряды «Новый Пассаж» архитекторов Васильева (Николай Васильевич Васильев.1875 – 1958 гг.

) и Бубыря (Алексей Фёдорович Бубырь. инженер. 1876— 1919 гг.) Это сооружение сочетает простенки из необработанного камня, большие окна, неоклассицистический портал, массивные двери.

Фотография торговых рядов «Новый Пассаж». Литейный проспект, д. 53. Петербург. Архитекторы Васильев и Бубырь, 1912-1913 гг.

В стиле северного модерна, например, строился дом И. В. Бессера (Владимирский проспект, 19, Петербург. Архитектор А. Шульман (Аллан Шульман — Allan Schulman, 1863—1937 гг. финский архитектор) 1904 г.), доходный дом Путиловой (другое название «Дом с совами». Архитектор И. Претро (Ипполит Александрович Претро. 1871-1937 гг.)

Доходный дом Путиловой Архитектор И. Претро.1906-1907 гг.

В этой манере в 1910-1912 гг. построены доходные дома по проектам архитектора А. Бубыря (Алексей), например, дом Капустина у Фонтанки. Архитектура петербургского модерна проявилась в следующих зданиях: доходный дом Лидвалей (архитектор Ф. Линдваль.

Каменноостровский проспект,1-3. 1901-1904 гг.), доходный дом И. фон Бессера (архитектор А. Шульман. Владимирский пр. 1904г.), особняк Фолленвейдера (архитектор Р. Мельцер. Каменный остров, Большая аллея, 13. 1904-1905 гг.)

Особняк Фолленвейдера.

Архитектор Роберт-Фридрих Мельцер. 1904-1905 гг.

Доходный дом Мельцеров (архитектор Ф Линдваль. Большая Конюшенная ул., 19, Волынский пер., 8. 1904—1905 гг.), доходный дом Ю. П. Коллана (архитектор Ф. Линдваль. Большой проспект Васильевского острова, 92, 1904—1905гг.), особняк Р. Мельцера (архитектор Р. Мельцер. Каменный остров, Полевая аллея, 6-8, 1904—1906 гг.

), доходный дом Страхового общества «Россия» (архитекторы А. Гимпель, В. Ильяшев. Большая Морская улица, 35.1905-1907 гг.), доходный дом А. Бубыря – Угрюмовых (архитекторы Н. Васильев, А. Бубырь. Стремянная ул. 11. 1906—1907 гг.), доходный дом А. Циммермана (архитектор Ф. Линдваль. Каменноостровский пр., 61.1906—1907 гг.

)

Доходный дом Циммермана. Архитектор  Ф. Линдваль

Доходный дом В. Васильевой (архитекторы Л. Ильин, Р.Клейн. Загородный пр. 66, Подольская ул., 1.1907 г.), жилой комплекс Финляндский железной дороги (архитектор Ф. Миритц, И. Герасимов. Боткинская ул., 1. 1907—1908 гг.)

Доходный дом Б. Купермана — «дом-пряник»  построен в стиле петербургского модерна. Архитектор А Лишневский. 1910-1913 гг.

Здание в стиле модерн на ул. Всеволода Вишневского, 9. Архитекторы  М. Розензон Д., С. Беляков М. Ф. Павлов. 1911-1913 гг.

Проводником идей архитектуры петербургского модерна – северного модерна — был Э. Сааринен (Готтлиб Элиэль Сааринен. Gottlieb Eliel Saarinen. архитектор и дизайнер, основоположник финского национального романтизма, член Петербургской академии художеств и группы «Мир искусства». 1873 – 1950 гг.), представитель шведской диаспоры Петербурга Ф. Лидваль (Фёдор Иванович Лидваль.

Johann-Friedrich Lidval. 1870—1945 гг.) Большое влияние оказали также представители романтизма Ф. Боберг (шведский архитектор Фердинанад Боберг. Ferdinand Boberg, 1860 — 1946 гг.) Северный модерн в Петербурге, или как его еще называли «чухонский модерн», подвергали критике. Его противопоставляли неоклассике, которая, по мнению исследователей, больше подходила для столицы империи.

Автор текста: М. Костин

Источник: http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/arhitektura_peterburgskogo_moderna/

2. «Северный модерн»

Архитектура Санкт-Петербурга: Ленинград до Великой Отечественной войны

В архитектуре Петербурга появился новый стиль — модерн (от франц. moderne — современный, новейший), стиль в архитектуре и искусстве конца 19 — начала 20 вв. В Санкт-Петербурге развивался с конца 1890-х до начала 1910-х гг., когда капитализм на рубеже XIX-XX вв…

Дизайн квартиры — стиль модерн

1 Стиль Модерн, понятие стиля и его особенности

Стиль Модерн называли по-разному. Во Франции называли — Арт-Нуво, в Германии — jugendstil. Стиль Модерн подразумевает необычные планировки помещений. Архитектурные строения в стиле Модерн так же отличались особой оригинальностью. Цветовая палитра…

Дизайн квартиры — стиль модерн

2 Модерн сквозь призму времени

Период модерна в России оказался сравнительно непродолжительным. Чуть более одного десятилетия отпустила история на архитектуру и создание внутренней среды дома с его богатейшим декоративно-прикладным наполнением, которые и сегодня…

Дизайн квартиры — стиль модерн

3 Дома в стиле модерн и аксессуары к ним

Модерн оказался стилем чрезвычайно многогранным, а потому благодатным для полета творческой фантазии. К сожалению, оригинальных исторических образчиков, способных помочь погрузиться в атмосферу ушедшей эпохи, осталось не так уж много…

Дизайн квартиры — стиль модерн

4 Кухни в стиле модерн

Любая настоящая хозяйка мечтает о настоящей кухне, месте, где можно ни создавать свои удивительные кулинарные шедевры, но и встречать гостей, а так же отдохнуть самой. Необычайной популярностью пользуются кухни в стиле модерн…

Дом-особняк в архитектуре русского модерна

1. Модерн

Модерн не вписался в техническую цивилизацию, потому что слишком благоговел перед природой, рисуя свои картины и строя свои дома по ее законам, по законам органических природных форм. Кроме того, он был неисправимым романтиком…

Обустройство «зеленых крыш» в ландшафтном проектировании

2.3 Сад в стиле «Модерн»

В конце XIX — начале XX века в знак отрицания классицизма и реализма и вслед за эклектизмом, господствовавшим, в частности, в архитектуре, появляется совершенно новый стиль — модерн (приложение Н). Стиль синтетический…

Стиль модерн в архитектуре Петербурга

1. Стиль модерн как направление в архитектуре

  Важнейшей задачей архитекторы начала века считали создание единой эстетически полноценной и выразительной среды с помощью новых строительных, конструкционных и отделочных материалов и изделий, новых приемов синтеза искусств…

Стиль модерн в архитектуре Петербурга

3. Наиболее яркие представители стиля «модерн» в Петербурге

Если историкам архитектуры Петербурга задать вопрос: кому присвоить титул самого талантливого мастера петербургского модерна — скорее всего большинство исследователей, несмотря на личные пристрастия, назовут Николая Васильевича Васильева…

Узгенский архитектурный комплекс

Северный мавзолей

Следующий по времени мавзолей в Узгене, так называемый серверный дотируется точно 1152 г. Как и южный мавзолей, местное население считает его погребением одного из братьев — Султан-Санжар-Мази или Султан-Ильчи-Мази…

Эпоха модерна в архитектуре

Модерн в архитектуре 20-го века

Модерн родился на рубеже веков в европейской архитектуре как движение за создание стиля своей эпохи. Со второй половины XIX века по мере широкого использования новых строительных материалов, в первую очередь железобетона и стекла…

Эпоха модерна в архитектуре

Проблема орнамента эпохи модерн

Орнамент стоит первом месте по способности проникновения в разные виды искусства и по возможности обретать новый смысл, ранее с орнаментом не ассоциировавшийся. Понятие орнамента не получило еще своего окончательного определения…

Источник: http://arh.bobrodobro.ru/28811

модерн в архитектуре на примере Санкт-Петербурга

  • реферат по книгеАрабский мир: пути познания. Межкультурная коммуникация и арабский язык. — М.: Институт языкознания РАН, 2001. – 288 с. – С. 254… Добиться толерантности, благожелательности арабов можно, если овладеть навыками восприятия цельных языковых единиц, в которых вербальные и невербальные средства объединены в систему, раскрывающую замысел коммуникатора. Необходимо быть предельно доброжелательным, любезным, проявлять живой интерес к собеседнику, демонстрировать собственное знание истории, культуры арабов. Ни в коем случае нельзя торопить арабов с принятием решения, навязывать им собственные проблемы, настаивая на ускоренном подписании контракта или иного документа. Все это может разрушить как деловые, так и личностные контакты с арабскими партнерами. Для полного взаимопонимания сначала следует достигнуть некой духовной близости с арабами, начать с многочисленных вариантов арабских приветствий, например: «ас-саламу алейкум ва рахматуллах ва баракатуху» («да хранит вас Всевышний, да одарит он вас своей благодатью и счастьем»), «мархаба» («привет»), «ахлан ва сахлан» («добро пожаловать») и т. п. Подчеркнем, что в арабском языке подобные разговорные штампы для начала беседы имеют множество вариантов и просто неисчислимы. Чем больше вы знаете подобной лексики, тем легче вам будет расположить к себе собеседника. Поэтому с первых практических занятий по арабскому языку обучающимся следует прививать навыки правильного, соответствующего арабскому этикету начала разговора с арабом. В связи с этим на уроках вводно-фонетического курса арабского языка преподавателю рекомендуется сразу начинать общаться со студентами на арабском языке, заставляя их по многу раз повторять необходимые для общения фразы, вырабатывая некий языковой «автоматизм» вежливых выражений и ответов-реакций на них. Согласно представлениям арабов-мусульман (количество их значительно превышает число арабов-христиан), чем больше приветствий, тем Аллах будет более милостив к ним и их ждет его благословение. По мнению представителей арабского мира, когда люди обмениваются добрыми приветствиями, душа наполняется радостью, в человека проникает дух веры.
  • Руссский характерОГЛАВЛЕНИЕВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………21. ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО ХАРАКТЕРА……………………………….32.РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР В ТРУДАХ ФИЛОСОФОВ…52.1. Отражение русского национального характера в эпосе…………………..52.2. Черты русского характера в трудах Н.О.Лосского………………………..62.3. Противоречивость русского характера в трудах Н.А.Бердяева…………..9ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….11СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….12ВВЕДЕНИЕНа протяжении своего существования Россия известна как непохожая на других, необычная страна. Она не подпадает по общепринятые мерки и шаблоны. Закономерен вопрос – в чём заключается её особенность? Любая страна – это, прежде всего, её народ. Жизнь народа того или иного государства напрямую зависит от особенности национального характера. Современные исследователи высоко оценивают роль национального характера – зачастую именно он определяет траекторию развития общества. Проблема национального характера является очень сложной. Для её решения необходим комплексный подход с участием историков, философов, социологов, политологов, психологов, этнографов, искусствоведов.Национальный характер – это целостная система, состоящая из качеств, черт, образа мыслей и действий, культуры, стереотипов и др. Русский национальный характер уже давно вызывает интерес своей необычностью, непонятностью.Цель данной работы заключается в том, чтобы, проанализировав работы по изучению русского национального характера, выявить его основные черты и особенности.Задачи: рассмотреть черты русского характера; выявить положительные и отрицательные черты.Данная работа актуальна по следующим причинам. В настоящее время Россия переживает переломный момент. Как известно, общество с недостаточно развитым и слабым национальным характером обречено на поражения и неудачи, будь то внешняя агрессия или тяжелый экономический кризис. Следовательно, должно произойти духовное возрождение народа. Для этого необходимо проанализировать национальный характер, выявить его сильные и слабые стороны.
  • Философия науки у Гачева Г. Д.Этикет науки в хорошем тоном предполагает безличное мышление-поучение, адресованное другим: чтобы втолковать то, что самому толкующему уже ясно. При «привлеченном» же изложении мыслящий ум как будто бы пишет внутрь, вглубь, пытается понять по-своему отчужденно-безличные знания с фиксацией этого опыта и своего понимания.Г.Гачев начал входить под новые для него, как филолога и гуманитария, своды наук и вёл дневник удивлений точным наукам – таким, как математика, физика, химия, биология, называя вслед за Аристотелем удивление началом познания27Гачев Г.Д. Математика глазами гуманитария (Дневник удивлений математике). М.: Издательство СГУ, 2006. — 350 с… Это и есть материал для психологии изучения научного знания. Итак, пафос науки — создавать такие знания, которые объективно и общезначимо не зависят ни от человека, ни от его личности или чувств, от места или времени, то есть в целом не зависящая от национальных особенностей. Эта сверхзадача Науки реализуется в разных контекстах: в контексте эпохи, страны или личности и других контекстах. ЗаключениеИтак, цель данной работы можно считать достигнутой: отображены основные принципы философии науки у Гачева Георгия Дмитриевича.Для достижения цели были поставлены и решены следующие основные задачи работы: раскрыты основные положения культурологической теории Гачева Г. Д.; рассмотрены основные принципы философии науки у Гачева Г. Д.; показан современный взгляд исследователей на культурологическую теорию Гачева Г. Д.Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы: Г.Гачев в своих исследованиях рассматривает в комплексе такие проблемы, касающиеся науки: науку в системе культуры; национальный и интернациональный взгляд в научном мышлении; связь естествознания и гуманитарнаяой культуры; эстетические аспекты развития естествознания; науку в качестве литературного текста; образное мышление естествоиспытателей; психологию научного творчества, а также язык науки.
  • Культура индейцев доколумбовой АмерикиВ ходе своего наивысшего расцвета (250-600 гг. ) Цивилизация Теотиуакана осуществляла значительное культурное влияние на многие области Мезоамерики. Произведенные в городе глиняные сосуды и статуэтки встречаются везде от Северной Мексики до гор Гватемалы, от Тихоокеанского побережья до Мексиканского залива. Однако, в начале VII в. столица могущественного государства погибает. Среди различных версий, наиболее вероятной причиной считают пожар, следы которого находят повсюду. Культура ольмековОдной из древнейших и высокоразвитых цивилизаций всего Нового мира была та, которую основали ольмеки (примерно VIII — VII в. до н. э. — I- VI в. н. э… ). Она охватывала огромную территорию современной Центральной Америки, часть Гондураса и Гватемалы. Происхождение этого народа еще не известно, но чаще всего говорят о древнекитайских и нубийских воздействиях, что в определенной степени подтверждается археологическими находками. Как свидетельствуют ацтекские переводы, ольмеки были великим народом, а их тропическая родина у соленой воды была богатой и прекрасной. Ацтеки считали страну ольмеков таинственной и называли ее Уиштотин или Ольмекан. Собственно, ацтеки, прямые потомки ольмекской культуры, и дали название этому народу: «олли» — по-ацтекские «каучук», так 0 «ольмеки» — «люди из страны, где добывают каучук. „Ольмекан был страной городов. Археологи изучали четыре основных центра ольмекской культуры, названия которых индейскому языку неизвестны, а на испанском языке звучат как Трес-Сапотес, Ла-Вента, Сьерра-де-лас-Мессасе и Сан Лоренцо. Среди этих городов особое значение придают Ла-Венте — крупнейшему ритуальному центру ольмеков. Начало его строительства относят к VIII до н. э., а окончание — у VI ст. н. э. Археологи нашли здесь огромные базальтовые головы, как считают с чертами ольмекской расы Они высечены из целой базальтовой глыбы весом время более 20 т.; их окружность достигает 6,4 м, а высота — 2,54 м. Головы имеют фундамент, скрытый в земле. В Ла-Венте были найдены также очень выразительные каменные скульптуры, изображающие людей и животных, стелы, алтари, культовые сооружения.
  • Теоретика, методологические основы изучения коммуникацийПосܰкоܰлܰьܰку руܰкоܰвоܰдܰитеܰлܰь испоܰлܰнܰяет трܰи сܰвоܰи роܰлܰи и осуܰщестܰвܰлܰяет четܰыре осܰноܰвܰнܰые фуܰнܰкܰцܰиܰи с теܰм, чтобܰы сфорܰмуܰлܰироܰвܰатܰь цеܰлܰи орܰгܰаܰнܰизܰаܰцܰиܰи и достܰичܰь их, кܰачестܰво обܰмеܰнܰа иܰнфорܰмܰаܰцܰиеܰй моܰжет прܰяܰмо вܰлܰиܰятܰь нܰа степеܰнܰь реܰаܰлܰизܰаܰцܰиܰи цеܰлеܰй. Это озܰнܰачܰает, что дܰлܰя успехܰа иܰнܰдܰиܰвܰиܰдܰа и орܰгܰаܰнܰизܰаܰцܰиܰй необхоܰдܰиܰмܰы эффеܰктܰиܰвܰнܰые коܰмܰмуܰнܰиܰкܰаܰцܰиܰи. Неэффеܰктܰиܰвܰнܰые коܰмܰмуܰнܰиܰкܰаܰцܰиܰи — оܰдܰнܰа из сфер возܰнܰиܰкܰноܰвеܰнܰиܰя пробܰлеܰм меܰнеܰдܰжерܰа [9, с.62]. Эффеܰктܰиܰвܰно рܰаботܰаܰюܰщܰие руܰкоܰвоܰдܰитеܰлܰи — это те, кто эффеܰктܰиܰвܰнܰы в коܰмܰмуܰнܰиܰкܰаܰцܰиܰях. Оܰнܰи преܰдстܰаܰвܰлܰяܰют сутܰь коܰмܰмуܰнܰиܰкܰаܰцܰиоܰнܰноܰго проܰцессܰа, обܰлܰаܰдܰаܰют хороܰшо рܰазܰвܰитܰыܰм уܰмеܰнܰиеܰм устܰноܰго и пܰисܰьܰмеܰнܰноܰго обܰщеܰнܰиܰя и поܰнܰиܰмܰаܰют, кܰаܰк среܰдܰа вܰлܰиܰяет нܰа обܰмеܰн иܰнфорܰмܰаܰцܰиеܰй.В сܰвоеܰй рܰаботе я попܰытܰаܰюсܰь вܰыܰяܰвܰитܰь, кܰаܰкܰие фуܰнܰкܰцܰиܰи вܰыпоܰлܰнܰяܰют коܰмܰмуܰнܰиܰкܰаܰцܰиܰи, кܰаܰкܰие вܰиܰдܰы коܰмܰмуܰнܰиܰкܰаܰцܰиܰй встречܰаܰютсܰя в меܰнеܰдܰжܰмеܰнте и кܰаܰкܰиܰмܰи способܰаܰмܰи моܰжܰно сܰдеܰлܰатܰь коܰмܰмуܰнܰиܰкܰаܰцܰиܰи эффеܰктܰиܰвܰнܰыܰмܰи. В сܰаܰмоܰм шܰироܰкоܰм сܰмܰысܰле цеܰлܰь коܰмܰмуܰнܰиܰкܰаܰцܰиܰй нܰа преܰдпрܰиܰятܰиܰи — осуܰщестܰвܰлеܰнܰие изܰмеܰнеܰнܰиܰй, вܰлܰиܰяܰнܰие нܰа деܰятеܰлܰьܰностܰь тܰаܰкܰиܰм обрܰазоܰм, чтобܰы достܰичܰь проܰцܰветܰаܰнܰиܰя преܰдпрܰиܰятܰиܰя. Суܰщестܰвует дܰве осܰноܰвܰнܰые фуܰнܰкܰцܰиܰи коܰмܰмуܰнܰиܰкܰаܰцܰиܰи: иܰнфорܰмܰаܰцܰиоܰнܰнܰаܰя и лܰичܰностܰнܰаܰя. Перܰвܰаܰя осуܰщестܰвܰлܰяет проܰцесс дܰвܰиܰжеܰнܰиܰя иܰнфорܰмܰаܰцܰиܰи, вторܰаܰя — взܰаܰиܰмоܰдеܰйстܰвܰие лܰичܰностеܰй. Этܰи дܰве фуܰнܰкܰцܰиܰи тесܰнеܰйܰшܰиܰм обрܰазоܰм сܰвܰязܰаܰнܰы друܰг с друܰгоܰм. Взܰаܰиܰмоܰдеܰйстܰвܰие лܰичܰностеܰй в зܰнܰачܰитеܰлܰьܰноܰй степеܰнܰи осуܰщестܰвܰлܰяетсܰя бܰлܰаܰгоܰдܰарܰя дܰвܰиܰжеܰнܰиܰю иܰнфорܰмܰаܰцܰиܰи, но поܰлܰностܰьܰю к иܰнфорܰмܰаܰцܰиоܰнܰнܰыܰм проܰцессܰаܰм не сܰвоܰдܰитсܰя, потоܰму что коܰмܰмуܰнܰиܰкܰаܰцܰиܰя строܰитсܰя не тоܰлܰьܰко по фܰаܰкту переܰдܰачܰи и поܰлучеܰнܰиܰя иܰнфорܰмܰаܰцܰиܰи, но и по лܰичܰностܰнܰыܰм ее оܰцеܰнܰкܰаܰм и иܰнܰдܰиܰвܰиܰдуܰаܰлܰьܰнܰыܰм иܰнтерпретܰаܰцܰиܰяܰм. Коܰмܰмуܰнܰиܰкܰаܰцܰиܰи моܰжܰно кܰлܰассܰифܰиܰцܰироܰвܰатܰь по мܰноܰжестܰву рܰазܰлܰичܰнܰых поܰкܰазܰатеܰлеܰй. По отܰноܰшеܰнܰиܰю к орܰгܰаܰнܰизܰаܰцܰиܰи коܰмܰмуܰнܰиܰкܰаܰцܰиܰи бܰыܰвܰаܰют дܰвух тܰипоܰв: вܰнеܰшܰнܰие и вܰнутреܰнܰнܰие. Оܰнܰи отрܰаܰжܰаܰют цеܰлостܰностܰь упрܰаܰвܰлܰяеܰмоܰй сܰистеܰмܰы и оܰдܰноܰвреܰмеܰнܰно ее отܰкрܰытостܰь, прܰиорܰитетܰностܰь деܰйстܰвܰиܰй рܰаботܰнܰиܰкоܰв фܰирܰмܰы, стܰиܰлܰь упрܰаܰвܰлеܰнܰиܰя меܰнеܰдܰжерܰа, сܰитуܰаܰцܰиܰи взܰаܰиܰмоܰдеܰйстܰвܰиܰя фܰирܰмܰы с друܰгܰиܰмܰи объеܰктܰаܰмܰи [ܰ3, с.241]. 
Читайте также:  Зимний активный отдых в санкт-петербурге

Источник: http://www.na-5.ru/referat/gumanitarnye-discipliny_id58783/kulturologiya/modern-v-arhitekture-na-primere-sankt-peterburga

Петербургская архитектура эпохи модерна (стр. 1 из 5)

Сложная и необычайно Напряженная духовная жизнь русского общества в начале XX столетия заставляла зодчих, художников, музыкантов, актеров, поэтов упорно искать новые формы выражения, новые приемы синтеза искусств.

Так появился модерн, или «новый стиль» (современный), в котором свободная планировка, новые строительные, конструкционные и отделочные материалы стали основой создания ярко индивидуализированных сооружений с асимметричными композициями, стилизованными формами прежних эпох, острохарактерными образными решениями.

Модерн стал, с одной стороны, одним из видов романтического протеста против всего рутинного, с другой — ярким проявлением именно этой уходящей цивилизации.

С одной стороны — страстное стремление создать общенациональную, подлинно демократическую культуру, с другой — нередко вынужденное следование сомнительным вкусам нового мещанства, индивидуализм, столь чуждый русскому национальному сознанию. Перечень этих мучительных противоречий можно продолжать очень долго.

Стремясь создать более одухотворенную среду обитания, зодчие, инженеры и художники вслед за К. Коровиным обратились к северному русскому (а затем и скандинавскому) зодчеству, народному творчеству, фольклору. Произошло подлинное открытие русского Севера, в котором мастера начала XX в. справедливо видели стилевое единство, величие, синтез искусств.

Усвоение «северного материала» привело к рождению наиболее интересного для нас, жителей Петербурга, явления в модерне — «северного модерна», или национального романтизма (его представители — Н. В. Васильев, А. Ф. Бубырь, Ф. И. Лидваль, И. А. Претро и др.). Именно это направление оставило самый яркий след в зодчестве Петербурга начала века. «Северный модерн» характеризуется запоминающимися домами остро выразительного поэтического облика, которые представляют собой качественно новое явление, наглядно демонстрируя, какой эволюционный путь прошли их создатели за короткий cpoк.

Последние годы XIX и первые полтора десятилетия XX столетия внесли много нового и значительного в облик города на Неве.

Прежде всего это здания, выдержанные в так называемом “новом стиле” или как его еще называют, “модерн”.

Используя новые материалы (железо, бетон, сталь, стекло, керамику, а также естественные материалы) и применяя подсказанные ими конструктивные приемы, архитекторы-модернисты стремились уйти от всех существовавших до них приемов, создав оригинальную композиционную художественно-декоративную систему, направленную на выявление назначения здания. Крупнейшим представителем петербургского модерна явился Федор Лидваль. По его проектам были построены: жилой комплекс на Каменно-островском (Кировском) проспекте, здание Азовско-Донского коммерческого банка, в котором классицистическая ордерная система переосмыслена в духе модерна, гостиница “Астория”, завершившая формирование Исаакиевской площади.

Мастером архитектуры модерна был Александр Гоген. Ему принадлежит проект особняка прима-балерины М. Кшесинской, одного из наиболее показательных образцов петербургского модерна.

Крупные постройки в духе модерна были вписаны и в ансамбль Невского проспекта, дав сильные и выразительные акценты. Это бывший торговый дом Елисеева (магазин Елисеевский), построенный архитектором Г. Барановским, дом компании “Зингер”, ныне Дом книги (архитектор П.

Сюзар), обретший значение высотной доминанты в перспективе Невского проспекта и канала Грибоедова.

Описываемая эпоха (конец ХIХ-го — начало ХХ-го вв., а точнее 1895-1914 гг.) была весьма знаменательна для жизни и судьбы Санкт-Петербурга — именно в эти годы завершилось формирование великого города. Как раз начиная с середины 90-ых годов прошлого века начался небывало быстрый рост Петербурга.

Способствовало этому удешевление поездок по железной дороге, облегчившее приток рабочей силы, оживление торговли, промышленности, открытие ряда высших учебных заведений, привлекавшее молодежь.

Город, преимущественно разраставшийся на левом берегу, вновь стал тяготеть к правому: бурно застраивались улицы Петербургской стороны.

Здесь имеет смысл очертить контуры основных городских социально-бытовых районов в то время. Это благоустроенный аристократический центр (зона, ограниченная Крюковым каналом, 12-13 линиями Васильевского острова на западе, Невой на севере, Знаменской, Надеждинской ул.

и Таврическим садом на востоке, Екатерининским каналом и Невским проспектом на юге), торгово-ремесленный район (его границы — Екатерининский канал, Фонтанка за Обуховским мостом, Забалканский проспект, Обводный канал, Николаевская железная дорога и Невский проспект), а также окраины.

На окраинах располагались промышленные предприятия, чему способствовала близость железных дорог. Наиболее благоприятной в этом отношении была зона на юге, за Обводным каналом.

Дальнейшие замечания имеют прямое отношение к петербургской архитектуре этого периода. Самый центр города (Невский проспект и особенно его пересечение с Морскими улицами) застраивался банками, предприятиями торговли и обслуживания, правлениями компаний и т.п.

Из-за дороговизны земли в центре, вызванной престижностью места и постоянно возрастающим спросом, функции центра стали распространяться на район Литейного проспекта, а после возведения Троицкого моста — и на центральную зону Петербургской стороны.

Таким образом, можно сделать вывод, что застройка в стиле модерн располагается в аристократическом центре (в большинстве — общественные здания: конторы, магазины, банки) и в торгово-ремесленной части города, наряду с растущими районами (Литейная часть, Петербургская сторона), но в двух последних случаях лидерством обладает самая многочисленная группа зданий — доходные дома. Однако, не стоит ограничиваться этими двумя группами. Состоятельные люди кроме городской квартиры (а чаще, целого доходного дома, в котором семья хозяина занимала один из этажей целиком) имели и особняк в пригороде. Причем одним из наиболее престижных было место, которое теперь входит в территорию города и даже расположено весьма близко от центра — конечно, это Каменный остров, который вместе с соседними островами и поныне является одним из любимейших мест прогулок горожан, что уж говорить о рубеже веков, когда он не был еще перекрыт полосами асфальта и высокими заборами.

Исходя из сделанных обобщений, далее будут рассмотрены крупнейшие ансамбли зданий модерна в Санкт-Петербурге — Невский проспект, Каменноостровский проспект и Каменный остров. Между прочим, не стоит думать, что термин «ансамбль зданий модерна» подразумевает обособленную группу домов данного стилистического направления. Конечно, нет.

В таком случае рассматриваемые здания составляют лишь основную композицию улицы или района. Они являются не только главными акцентами, но и архитектурной основой ансамбля, однако кроме них могут присутствовать и произведения других стилей — от барокко до эклектики.

Достоинство архитектуры модерна в том, что возможно создание неповторимого, современного характера здания при сохранении его гармонии с окружающими постройками, к чему и стремились архитекторы.

В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом книги на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. С одной стороны, здание не связано с окружающим ансамблем, что считается градостроительной ошибкой, с другой стороны, это пример удачной планировки в сложных условиях затесненного участка (1902—1904, арх.

Читайте также:  Усть-луга в санкт-петербурге - долгая дорога к порту

П. Ю. Сюзор). Другой яркий пример — магазин Елисеева, расположенный неподалёку (1902—1903, арх. Г. В. Барановский). К памятникам русского модерна относятся гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. И. Лидваль, 1913—1914), ЦУМ (б. «Мюр и Мерилиз») и гостиница «Метрополь» в Москве, и многие другие.

Выдающимися произведениями модерна являются Ярославский вокзал (автор — Шехтель Ф.А.), и другие вокзалы Москвы. В Петербурге среди вокзалов в этом плане выделяется Витебский (автор — Бржозовский С.А.). В Москве разработал целый ряд архитекторов, Ф.А. Шехтель, Клейн Р.И., Фомин И.В., Щусев А.В., Тон К.А.

, которые и создали ответвление стиля, называемое московским модерном.

Зодчие модерна и их важнейшие задачи

Важнейшей задачей архитекторы начала века считали создание единой эстетически полноценной и выразительной среды с помощью новых строительных, конструкционных и отделочных материалов и изделий, новых приемов синтеза искусств.

Необходимость сооружений нового типа (спортзалов, бассейнов, музеев, кинотеатров) рождала новые объемно-планировочные решения, произошло решительное преобразование облика городской застройки. Многие дома конца XVIII — начала XIX в. спустя сто лет оделись в новые одежды, за которыми, однако, можно нередко увидеть прежнюю структуру фасадов.

Изменился воспетый когда-то классиками Невский проспект. Лучше он стал или хуже? Невозможно дать однозначный ответ, каждый раз необходим анализ конкретной градостроительной ситуации, и тогда окажется, что Дом книги и Елисеевский магазин в гораздо большей степени выдержали проверку временем, чем дом Вавельберга и АзовскоДонской банк. Впрочем, и это утверждение не бесспорно.

Конечно же самое ценное для нас сегодня — динамичность, подвижность, живая пластика лучших зданий модерна — они не являются чем-то незыблемым, чему можно дать четкую, на все времена оценку, они побуждают мыслить, спорить, сопоставлять — словом, они не оставляют равнодушными.

Доходный дом, особняк, общественное здание времени модерна индивидуальны, в них ясно отражается личность строителя — как в общем облике, так и в деталях отделки, в особенностях планировочного решения, даже в рисунке балкон ной решетки или дверной ручки. Стремление к синтетическому, более образному искусству приводит к формированию типа художника-универсала.

Зодчие периода модерна, которым посвящены очерки этого тома, успешно работали в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве. 2. Мастера модерна отвергали не только эклектику второй половины XIX в., но и любую украшательскую архитектуру, не исключая Ренессанса, хотя на практике не могли, конечно, полностью отказаться от исторического наследия.

К тому же нельзя забывать о мощном воздействии классического Петербурга, его неувядаемого обаяния, которое нередко оказывалось сильнее новых требований. Зодчие модерна ратовали за экономичность, гигиеничность, целесообразность сооружений.

Они выступали против строгой симметрии, жестких геометрических схем, стремились к эстетическому освоению как традиционных, так и новых материалов (железобетона, гранита, металла, облицовочного кирпича, стекла), пытались преодолеть противоречия между художественным и утилитарным.

Одной из сильных сторон архитектуры этого времени были разнообразнейшие и чрезвычайно интересные функционально обоснованные планировочные решения, в свою очередь влиявшие на формирование внешнего облика зданий.

Еще точнее было бы сказать, что проектирование «изнутри» (то есть от плана здания) стало важнейшим принципом проектирования в отличие от позднего классицизма и эклектики, где буквально на каждом шагу рациональные новаторские планировочные решения соседствуют с анахроничными украшательскими тенденциями в решении фасадов. Эти вполне понятные и естественные противоречия успешнее всего устранялись в промышленной архитектуре, где был достигнут подлинный синтез искусства, науки и техники, — ведь не случайно именно в промышленном зодчестве, в грандиозных комплексах Васильевского острова, Выборгской стороны были достигнуты наиболее впечатляющие результаты. Здесь активно трудились лучшие зодчие, инженеры, строители, работавшие в согласии друг с другом.

Источник: http://MirZnanii.com/a/216255/peterburgskaya-arkhitektura-epokhi-moderna

Модерн

Guida-SPb30 июня 2010Архитектурные стили

Модерн (иногда называемый ар-нуво или югендстиль) — архитектурный стиль, получивший распространение в Петербурге в конце 19 — начале 20 века в рамках художественного направления модерн. Архитектуру модерна отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, широкое использование новых материалов (металл, стекло).

Художественное направление в мировом искусстве, популярное на рубеже ХIХ-ХХ веков. В различных странах известно под разными названиями: ар-нуво — во Франции, сецессион — в Австрии, югендстиль — в Германии и Скандинавии, модерн — в Англии и России, стиль Тиффани — в Америке.

В архитектуре стиль модерн возник как альтернатива эклектизму и характеризовался стремлением сочетать функциональность и эстетичность, создать цельный, синтетический образ, где внешние и внутренние объемы подчинены единой композиции, обилием плавных, текучих форм и использованием новых технологий и материалов.

Свободная планировка зданий предполагала широкий простор для реализации творческих замыслов архитектором, создававших абсолюте неповторимые сооружения, в декоре которых преобладали растительные мотивы.

Архитектура модерна многолика. Одним из основателей стиля был бельгиец Виктор Орта, первым применивший стекло и металл. Его идеи подхватил француз Эктор Гикмар, оформивший входные павильоны парижского метро.

Мастера Венского Сецессиона и «школы Глазго» во главе с Ч.Р. Макинтошем разрабатывали версию геометрического модерна, основываясь на мотивах круга и квадрата.

 Но самой необычной была архитектура испанца Антонио Гауди, чьи здания представляли фантастически-причудливые объекты.

В Санкт-Петербурге, под влиянием близкой Скандинавии, широкое распространение получило такое ответвление, как «северный модерн»,  обращавшийся к северной природе и эпосу северных народов.

Архитектура модерна разнообразна. Стиль этот вобрал в себя элементы всех предшествующих стилей. Здания в стиле модерн могут напоминать и мавританские дворцы, и замки, и заводские корпуса. Однако, в отличие от предшествовавшей модерну эклектики, его авторы отказались от прямого копирования форм ренессанса и барокко. 

Идея применения стального каркаса как несущей конструкции впервые в России появилась в Петербурге (здание компании Зингер). Здание как бы устремляется ввысь. Проемы окон делаются более широкими для более полного освещения помещений. Кроме того, в работе Сюзора уже появляется принцип «органичной архитектуры», то есть вытекание внешнего облика здания из его внутреннего содержания.

В архитектуре модерна есть ряд характерных черт, например, отказ от обязательных симметричных форм. В нём появляются новые формы, «магазинные окна», то есть широкие, предназначенные играть роль витрин.

Наиболее заметные здания Санкт-Петербурга в стиле модерн:

Архитектура

Источник: https://guida-spb.com/architectural-styles/modern.html

Северный модерн в Петербурге

Северный модерн в Петербурге

В самом начале ХХ века, когда активно расширялся Санкт-Петербург, – город связанный и с центральной Европой и с северной Прибалтикой, в архитектуре утвердился «новый стиль», модерн, как мы теперь его называем.

Петербург единственный город, зодчие которого разрабатывали, практически, все его национальные направления: австрийский модерн «сецессия», немецкий «югендстиль», парижское «ар нуво» и даже английское «викторианство», и наш город – единственный не только в России, но и в континентальной Европе, где многие архитектурные направления ХХ века оказались основаны на северном, скандинавском модерне.

Балтика объединяет Петербург и Скандинавию, и частый западный ветер приносит нам воздух северной Европы. Здесь зарождалось и развивалось национально-романтическое направление искусства, и пейзажи Карельского перешейка напоминали дачникам северную Скандинавию.

Сто лет назад петербуржцы зачитывались новеллами Гамсуна, ставили пьесы Ибсена, слушали музыку Грига и Сибелиуса, наслаждались пейзажами Карелии. Их интересовали все области национальной художественной культуры, а под национальной они уже понимали родной Север.

Запертый в городе Человек, зажатый переулками и домами, мечтал о морском прибое, лесе, реке и поле, как о недостижимом. Душа его и эмоции, противясь рациональным требованиям нового века, стремились к дикому, таинственному и легендарному.

Помогли ему в этом архитекторы и художники, поставившие себе целью раздвинуть каменные стены и впустить в город северную природу, не пренебрегая при этом, городским комфортом. Так в Скандинавии и Прибалтике в начале ХХ века распространилось своеобразное эстетическое направление «северного модерна».

Доходный дом П. И. Кольцова (Английский пр. 21-23)

Архитектура модерна выдвигает требование проектирования зданий «изнутри наружу», когда формы, пропорции, членения и декор фасада органически вызваны решением внутреннего пространства.

Организация дома архитекторами этого направления строилась с учетом образа жизни его обитателей. Северный модерн отличает суровость и лаконичность архитектурного облика, использование гранита. Жесткие линии абрисов и необычные формы проемов.

Зданий подобной архитектуры в Петербурге не много, ведь их строили только в первом десятилетии ХХ века, но они сразу выделяются в панораме улицы, притягивают, останавливают взгляд, останавливают прохожего, и завораживают его. Он начинает разглядывать дом, вглядываться в детали.

Ведь в архитектуре Петербурга отразились романтические представления о природе Скандинавии, об облике народных построек, о сюжетах фольклора. Неоромантическое направление в архитектуре дач и многоквартирных жилых домов, связано не только с изучением природы, но — архитектуры крестьянских жилищ, средневековых крепостей и храмов.

Украшениями его служат сцены природы и герои фольклорно-мифологических сюжетов.

«Орнамент — почерк эпохи». В нём модерн более всего узнаваем. Орнаментальная стилизация олицетворяла родство с приро­дой, и определенный круг идей и образов, порожденных «философией жизни» и поэтикой символизма. Мотивы северной природы, изображения зверей и птиц.

Доходный дом Т. Н. Путиловой (Большой пр. ПС, 44)

Архитектурный облик зданий всегда индивидуален и своеобразен особой пластической разработкой объёмов, нарочито примитивен и архаически тяжеловесен, целостен и массивен, асимметричен, поскольку такова природа и так до нас дошли памятники древности.

Дом монументален так, будто стоял всегда, и вечен. Каждый фасад – образ. Он воспроизводит не только обобщённые архитектурные прототипы, но – природные явления: скалы, гроты, населённый животными лес.

Покрытые грубой, подобной выветрившемуся песку дюн, штукатуркой стены, вырастают из похожего на скалу, обложенного диким камнем цоколя. Это камень финских скал – розовый и серый изломанный гранит или тусклый сероватый «горшечный» камень с выразительным рельефом.

Проёмы ворот, подъездов и окон – пещеры, но их ритмика соответствует внутренней структуре здания. Крыши над домами – как зубцы гор, как пологие вершины холмов, как башни разрушенных временем замков. На башнях обязательно сидят совы.

Они вцепились когтями в камень, укрылись в ниши, или распластали крылья над часами – ведь они тоже – символ времени. Ведь Время,– давнее, вечное,– и есть, наряду с Природой,– настоящий герой этой эпохи.

Совершенные технологии обработки природных материалов, возникновение новых конструкций и материалов (железобетона, портланд-цемента) привели к тому, что и здания эпохи модерна оказались самыми прочными, и их художественный декор (например, резьба по граниту) был фактически вечен.

Природа воплощена в камне города, стены подменили деревья. На них изображают не античные аканты, не розы рококо, а папоротники, подснежники, подсолнечники, ветви сосен, силуэты елей,- деревьев наших северных лесов. И из стен на нас смотрят не классические львы, а длинноносые грифы, ежи, волки и даже – белый медведь.

Как из лесной чащи выглядывают страшные сказочные чудовища, а под папоротником и мухомором прячется ящерица, извивается уж, между цветов балконной решетки распластывается паук. Скульптура плоская, как тень животного, как отпечаток на песке.

Эти отпечатки следов выполняются и на штукатурке, и на граните, обработанном «шубой».

Читайте также:  Аквапарк родео драйв в санкт-петербурге - описание, фото, цены, адрес и телефон

Доходный дом И. Б. Лидваль (Каменноостровский пр. 1-3)

Дом, объёмный, как скала, как замок из песка, с выступами разнообразных башен и эркеров, со срезанными углами, свободно составленными многоугольными разновеликими объёмами.

На фоне грубой штукатурки ярким пятном выделяется керамическая вставка или красный черепичный скос.

Они видны издалека, и сам дом разворачивается прохожему неожиданными ракурсами, угловыми балконами и нишами, эффектно воспринимается с разных сторон, заметен высокими щипцами, шлемовидными завершениями эркеров и башен, словно постепенно вырастающих из тела здания.

Расположенные иногда на узких, второстепенных улицах, постройки не стали рядовыми, благодаря запоминающемуся силуэту, уникальной отделке фасада, разнообразию фактур облицовки и рисунков декора.

Рисунки и размеры оконных проёмов и переплетов изменяется от этажа к этажу, они четко вырезаны из плоскости стены, иногда перерезав карниз или разрезав скульптурный декор. Окна созданы не только для освещения комнат, нет, это – окна В дом, как в лес, в пещеру или в заводь.

Раздвинуты ветви, между ветвей показалась птица, вылез леший, из омута выплыла рыбка, скользнула ящерица…

Доходный дом А. Ф. Пеля, вход (Шпалерная ул. 5)

В постройках соединены все виды изобразительных искусств, – скульптура, ковка, керамика, – они не выделяются, они вмещаются в общий облик здания. Лепные барельефы изображают родные пейзажи, и повседневный труд простых крестьян на северной земле, или образы народных эпосов.

Поэтому и башня над крышей, несмотря на облицовку, иногда напоминает избу или шлем старинного храма. Балки, как в старину, выведены на фасад и выделены окраской.

Им вторят мелкие переплеты окон, не только прямоугольных, но – узких, со срезанными углами или в форме раковины, широких, как витрины, или – крошечных, размером в лицо или ладонь человека.

Самый знаменитый из домов северного модерна построен архитектором Ф. Лидвалем для своей семьи на Каменноостровском проспекте, 2. На фоне песчаной штукатурки вырастают полевые цветы, на большом панно глухой стены – восход солнца над морем.

Барельефы над центральным подъездом и у веранды изображают лесную чащу с рысью, зайцем и другим зверьем в хвойном лесу. Не менее знаменит и дом, выстроенный А. Бубырем и Н.

Васильевым на Стремянной улице, где из плоскости стены на прохожего смотрят рыбы, птицы, под елями извиваются змеи… Подъезд сторожат большие мудрые птицы, разглядывая прохожих острым взглядом из-под тяжелых век.

Плитки голубой керамики имитируют пятна неба между деревьями, в голубое стекло окна вплывает каменная рыбка, другая смотрит на вас круглым, как шар глазом, а решетка балкона изображает ряд ёлочек. Но в подъезде по стенам распластаны стебли полевых цветов, наверху светильник-солнце, и о тепле напоминает большой камин. В окне верхнего этажа – витраж с ёлками, грибами и лесными животными.

Доходный дом А. Ф. Бубыря, деталь фасада (Стремянная ул. 11)

Архитектор С. Минаш, после завершения строительства Витебского вокзала, где радовал зрителя разнообразием растительных орнаментов и масок, выполнил два дома в разных частях города: на Невском, 72 и на Широкой (ул. Ленина), 33.

На граните фасадов видны похожие грифы, филины, листья папоротника, но, украшением дома на Невском проспекте является яркий керамический фриз с цветочным орнаментом и прекрасные лебеди. Подъезд другого дома хранит страшный белый медведь, а на коротких колоннах вырезаны рыбки среди водорослей.

Доходный дом Барсовой Е. К., вход (Кронверский пр. 23)

Подъезд – самая важная деталь оформления фасада. Часто его фланкируют, охраняют ужасные лесные стражи, ночные птицы: филины, совы, а вход в дом на Шпалерной, 5 (архитектор Г.

Цоликофер) – декорируют ушастые летучие мыши. Эти символы преобразовал в 1912 Е.Л. Морозов, выстроив на Кронверском проспекте, 23, дом в сером граните.

Отделка этого огромного мрачного здания изображениями лесных чудовищ как бы олицетворяет весь ужас, испытанный человеком в ночной лесной чаще.

Трудно поверить, но за стенами подобных домов скрывались комфортабельные квартиры, с просторными комнатами различной конфигурации, ванными и душами с горячей водой, электричеством, отоплением и телефоном, мусоропроводами и лифтами.

Устраивали даже вакуумные камеры центрального пылеотсоса. Ведь новый век требовал соблюдения всех правил гигиены и комфорта.

И в этом тоже эталоном служила Скандинавия, которая вскоре отвергла все художественные ухищрения художников, поставив во главу угла рационализм.

Технические и эстетические достижения Северного модерна помогли русским архитекторам, основываясь на национальных традициях создать проекты многих сооружений «неорусского» стиля и неоклассицизма, как символа «золотого века» русской культуры, а затем и естественно войти в период конструктивизма.

Здания эпохи Северного модерна, строились из качественных, долговечных материалов, но через сто лет отсутствия внимания и небрежения на них всё же легла печать времени и разрушений.

Оцените материалПоследнее изменение Вторник, 26 декабря 2017 20:57

Источник: http://blog.excurspb.ru/petersburg/item/214-severnyj-modern-v-peterburge

Надо знать: десять шедевров северного модерна в Петербурге

Сын священника Йозеф Стенбек всю свою жизнь строил только церкви и кирхи: деревянные, кирпичные, каменные — какие угодно. Сперва — в Российской Империи, а потом — и в независимой Финляндии (брат известного финского националиста Лаури Кивекяса вряд ли мог остаться в Советском союзе).

Одно из самых известных его творений — это церковь в Зеленогорске (тогда еще Терийоки).

Евангелическо-лютеранская церковь была построена в 1906 — 1907 годах, затем освящена в 1908-м и стала одним из лучших примеров традиционного для тех мест и времен северного романтизма, смешанного с новодельной готикой: строгие формы, оглядка на средневековую архитектуру и финско-шведские традиции строительства.

Церковь пережила революцию, «Зимнюю войну», но в итоге все равно была частично разрушена. В 1940 году снесли колокольню. А в 1944 году саму церковь переоборудовали под кинотеатр — с символичным названием «Победа». Лютеране получили ее назад только в 1990 году. Сейчас там уютный модерновый зал.

Фирма меховых изделий Мертенса была одним из главных предприятий по производству одежды в Петербурге. И ничего удивительного нет в том, что торговый дом Мертенса было решено построить в самом начале Невского проспекта, рядом со Строгановским дворцом. 

Тогда Дом Мертенса был одним из самых новаторских сооружений в городе. Архитектор Мариан Лялевич применил при строительстве монолитную железобетонную несущую конструкцию (только в советское время она станет общим местом при сооружении зданий) и спроектировал три огромные застекленные арки на фасаде. 

  • Адрес

    Невский проспект, 21

Здание работы прославленного немецкого архитектора Петера Беренса было выполнено в суровой имперской стилистике и увенчано конными статуями. По своему виду оно напоминало даже не посольство, а огромное правительственное или университетское здание.

Строительство посольства закончилось в 1913 году, а через год началась Первая мировая война. Патриотически настроенные горожане ворвались в здание, откуда только что уехал посол Пурталес, и разгромили его. Уничтожено было практически все: от мебели до ценнейшей посольской коллекции антиков. И, главное, были скинуты вниз, на проспект, конные скульптуры.

  • Адрес

    Исаакиевская площадь, 11

Здания, ныне являющиеся единым гостиничным комплексом, были построены в разное время и разными архитекторами. Причем если про «Англетер» практически ничего неизвестно, то «Асторию» строил в 1910-е годы знаменитый гений северного модерна Федор Лидваль.

Именно в «Англетере» 28 декабря 1925 года покончил жизнь самоубийством Сергей Есенин. И именно с «Англетера» начались перестроечные митинги в Ленинграде. Власти думали разобрать, снести гостиницу.

На защиту памятника архитектуры встали многие известные культурные и общественные деятели.

В итоге, что довольно необычно по нынешним меркам, здание действительно разобрали, а затем собрали, постаравшись максимально сохранить прежний облик. Получилось.

  • Адрес

    Большая Морская улица, 39, и Малая Морская улица, 24

Как ни странно, никакого отношения ко Льву Николаевичу этот дом не имеет отношения. Более того, великий писатель умер за год до окончания строительства здания в 1911 году. Строил его знаменитый архитектор Лидваль для генерал-майора Петра Толстого.

Главная достопримечательность здания — тройные арки. Проходящую через них дорогу неофициально называют «Улица Зодчего Лидваля».

Само здание стало визитной карточкой того района, а внутри сооружения обосновалось сразу несколько знаменитых ресторанов из квартала на Рубинштейна.

  • Адрес

    улица Рубинштейна, 17

В Петербурге знаменитая семья Нобелей владела, среди прочего, несколькими заводами — вроде будущего ЛОМО и «Русского дизеля». Для нужд своих и рабочих они отстроили целый квартал, главной «изюминкой» которого был знаменитый доходный дом в стиле модерн.

Кроме того, там же находились учреждения для рабочих, где они могли получить образование или нужную консультацию. Большая часть этих зданий сохранилась и в наши дни. Арка дома Нобеля — один из самых красивых элементов постройки.

Стройные, аккуратные колонны немного напоминают венецианские дворцы: на этих тонких «ножках» держится огромный массивный фасад.

В начале XX века власти решили построить так называемый «Дом городских учреждений» на перекрестке Садовой улицы и Вознесенского проспекта – что-то вроде нынешнего МФЦ или Центра документов, естественно, с поправкой на требования того времени (то есть без техосмотра, зато с ломбардом и статистическим управлением).

Строительством занимался архитектор Лишневский. Это было одно из самых высоких зданий на тот момент (еще выше мешал строить чересчур строгий на тот момент регламент).

Получилась цветастая эклектика с оглядкой на готику (фигурки чудищ), а также элементами модерна (окна) и среднеевропейского ренессанса (внутреннее убранство помещений).

  • Адрес

    Садовая улица, 55-57; Вознесенский проспект, 40-42

Архитектор Алексей Бубырь потом приобретет этот дом, поселится на третьем этаже и сделает пристройку с гаражом для своего «Рено» (он строил здание завода для местного филиала французской компании).

Талантливый и удачливый архитектор жил припеваючи до самой революции. После 1917 года заказы от частных лиц прекратились, новые власти тоже не спешили с ним сотрудничать, и Бубырь уехал на Украину.

Там, в 1919 году, он и погиб от рук бандитов.

Главным его произведением, своеобразным памятником самому себе, и остался вот этот серый дом, расположенный на узком участке на Стремянной улице. Он стал образцом всего лучшего, что было в северном модерне. 

  • Адрес

    Стремянная улица, 11

Еще один дом для еще одного большого зодчего эпохи. У Лидваля тут был даже рабочий кабинет.

С архитектурной точки зрения дом Лидваля — это своего рода энциклопедия декоративных и пластических приемов.

Разнообразные формы эркеров и окон, где даже стекла были с алмазной гранью по краям, и освещаемые солнцем, они переливались всеми цветами радуги, богатство декора и отделочных материалов превратили этот комплекс в один из самых ярких образцов стиля северный модерн, хотя зачастую его называют даже самым выразительным и характерным образцом этого стиля.

Говорят, что вплоть до самой смерти в 1945 году в Швеции, куда Лидваль эмигрировал в 1918 году, Федор Иванович беспокоился о сохранности дома и при любой возможности справлялся, не пострадал ли он во время Отечественной войны. Ведь дом Лидваль не просто построил по заказу своей матери, но и посвятил ей.

  • Адрес

    Каменноостровский проспект, 1 — 3

Та часть Петербурга, что около Удельного парка и Поклонной горы до самой середины XX века была дачной территорией. Но постепенно тут появлялись и торговые дома, и развлекательные заведения. В числе прочих, для нужд своего бизнеса купили тут участок и крупнейшие поставщики муки в Петербурге купцы Башкировы.

На нынешнем проспекте Энгельса (а тогда это была часть Выборгского шоссе) архитектор Мартынович выстроил для них два здания в стиле северный модерн (в отличие от московского более суровый, с более темными оттенками и более строгими линиями). В одном из них разместился магазин, в том, что поменьше, открылась чайная.

В нем же, в начале восьмидесятых, открыли знаменитое перестроечное кафе «Корчма». А вот дому с магазином повезло меньше.

Реконструкция под нужды банка «Санкт-Петербург» вроде бы ничего не поменяла в его внешнем виде, только теперь этот памятник архитектуры начала XX века напоминает, скорее, магазинный новодел нулевых.

  • Адрес

    проспект Энгельса, 83 и 85

Источник: https://www.fiesta.city/spb/routes/nado-znat-peterburgskiy-modern/

Ссылка на основную публикацию