Рококо в архитектуре санкт-петербурга

Русское рококо

Воскресенский собор Смольного монастыря представляет собой соединение рококо, барокко и русского национального зодчества. Архитектор Растрелли. 1748 – 1757 гг.

Русское рококо вошло в моду в годы правления императрицы Елизаветы Петровны (1741—1761гг.) Французские вкусы внедрялись в России во времена ее правления благодаря европейскому воспитанию императрицы. Основоположником стиля русское рококо считают Франческо Бартоломмео Растрелли Младшего (1700—1771 гг.), сына скульптора и архитектора Растрелли Старшего.

В середине 18 века с приходом к власти Елизаветы были начаты строительные работы под руководством Растрелли в Петербурге, Петергофе и Царском Селе. Растрелли сумел соединить в своих творениях элементы барокко, классики и модного в то время в Европе рококо. В Летнем дворце Елизаветы Петровны в Петербурге (1741—1744 гг.

) созданном Растрелли (на его месте теперь находится Михайловский замок), декор включал рокайли, картуши в сочетании с масками львов с гребешками по краям и другие мотивы, присущие рококо.

При этом в сооружении присутствуют архитектурные элементы, характерные и для барокко: повторены многие детали Версаля, например, визуальная неровность стен, созданная с помощью сдвоенных колонн, ризалитов, ваз, статуй.

Летний дворец Елизаветы Петровны со стороны Летнего сада. Картина неизвестного художника. 1750 — 1760-е гг.

Растрелли Младший, соединив модные мотивы с другими стилями, создал особое направление стиля — русское рококо. В произведениях этого архитектора русское рококо получило монументальность, мощь, масштабность. Чаще всего зодчий не только предлагал идею, но и сам рисовал эскизы. По его рисункам работали мастера И.

Дункер (Иоганн Дункер — резчик, изготавливающий макеты-образцы), Л. Роллан (Луи Роллан. Louis-Roland –французский скульптор и резчик, работал в России в 1746 г, возглавлял класс «орнаментальной скульптуры» в Академии Художеств), Н.Ф. Жилле (Николя Жиле — французский скульптор).

Благодаря тому, что русское барокко, созданное Растрелли, имеет много классических черт, общая композиция зданий не потребовала изменений, даже когда рококо вышло из моды, достаточно было убрать рокайль. В 1758 г. в России начинает работать сторонник русского рококо архитектор Антонио Ринальди (Antonio Rinaldi, 1710 – 1794гг.).

Ринальди строит в Ораниенбауме, в крепости Петерштадт, дворец, получивший название «Каменный дом» (сейчас здесь расположен музей «Дворец Петра III»), можно считать одним из образцов русского рококо. Каменный дом напоминает парковый павильон. В плане он является квадратом с одним срезанным по дуге углом. Над центральной дверью расположен балкон с кованой решеткой.

Благодаря большим окнам второго этажа здание кажется более высоким, дворец венчает балюстрада. Стены, окна и двери Каменного дома декорированы лепниной в виде вьющегося плюща, цветочных гирлянд.

Дворец Петра III в Ораниенбауме. Архитектор Антонио Ринальди. 1758 — 1762 гг.

Стены кабинета в Каменном доме были обтянуты серебристо-зеленым штофом, в спальне — серебристо-малиновой тканью, будуар был оформлен в голубых тонах с вышивками штофом. В ораниенбаумском Каменном доме китайские лаковые миниатюры украшают все комнаты: Картинный зал, Кабинет, Спальня, Будуар.

В строительстве и оформлении дворца вместе с Ринальди принимали участие каменных дел мастер Михаил Кьеза, каменотес Никита Петров, подмастерья Эрих Гампус, Василий Петров, Дмитрий Головка, Василий Зотиков, живописец Федор Данилов.

Еще одним зданием, созданным Ринальди в стиле русского рококо, стал Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме.

Китайский Дворец Екатерины в Ораниенбауме (г. Ломоносов). Архитектор Ринальди. 1762 — 1768 гг.

По причине непродолжительной моды на стиль рококо осталось небольшое количество архитектурных произведений этого стиля как в Европе, так в России. Дворец Петра III и Китайский дворец Екатерины — это единственные сохранившиеся здания в стиле русского рококо – шедевры российской архитектуры.

Автор текста: Марина Калабухова

Источник: http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/russkoe_rokoko/

Стили архитектуры: древнерусская архитектура, барокко, рококо, классицизм, авангард

Эльдар Рязанов в картине «Ирония судьбы, или С легким паром!» несколько преувеличил то, насколько российские улицы похожи друг на друга. Однако здания одних и тех же архитектурных направлений есть во многих российских городах. «Культура.РФ» составила краткий путеводитель по основным стилям, которые можно увидеть практически в любом городе нашей страны.

Древнерусская крестово-купольная архитектура

Гражданских памятников XI–XVII веков сохранилось крайне мало, однако церкви этого периода можно увидеть в городах старше 400 лет. Как правило, это прямоугольные здания, стены которых ориентированы по сторонам света.

Венчают церкви купола, количество которых может варьироваться, наиболее часто встречаются одно-, пяти-, девяти- и тринадцатиглавые храмы. Например, Софийский собор в Великом Новгороде — пятикупольный, а храм Покрова на Нерли венчает один купол.

Но сколько бы ни было у храма куполов, всегда есть один главный: он приподнят на специальном основании — барабане.

Древнерусская шатровая архитектура

В XVI веке на смену куполам пришло чисто русское изобретение, не имеющее аналогов в церковной архитектуре других стран: шатер — завершение храма в виде многогранной пирамиды, а не купола.

Вероятно, появление шатрового зодчества связано с техническими сложностями: многие церкви на Руси строили из дерева, а сделать купол из этого материала непросто. Позже эта архитектурная особенность распространилась и на каменное строительство.

Чтобы представить себе шатровый храм, достаточно вспомнить церковь Вознесения в Коломенском и шатровую колокольню в Кижах.

Барокко

Этот архитектурный стиль пришел в Россию в самом конце XVII века. Первые постройки появились в Москве, потом барочными зданиями активно застраивался Петербург.

Стиль барокко определить просто: его главные особенности — сложные формы и обилие украшений. Собственно, сам термин «барокко» в переводе с итальянского означает «причудливый, странный».

Среди примеров — Зимний дворец в Петербурге и церковь Знамения в Дубровицах в Подмосковье.

Рококо

В целом популярный во второй половине XVIII века стиль рококо имеет много общего с барокко. Главные отличия кроются в деталях. Здания в стиле рококо обильно украшены скульптурным декором — вазами и цветочными гирляндами, масками или просто милыми завитками. Подобных построек в России сохранилось немного. К ним относятся Китайский дворец и павильон «Катальная горка» в Ораниенбауме.

Классицизм

Здания в стиле классицизм можно найти во многих российских городах. Это архитектурное направление было распространено в конце XVIII — первой половине XIX века. В классическом стиле строили дворцы и усадьбы, театры и даже склады.

Ключевая деталь, по которой можно без труда опознать памятник эпохи классицизма, — это колонна. Точнее, много колонн. Также здания в этом стиле отличаются сдержанностью, симметричностью и лаконичным декором.

Таковы, например, Таврический дворец в Петербурге и Большой театр в Москве.

Историзм

Постройки в этом архитектурном стиле, появившемся в середине XIX века, наиболее разнообразны. Главная особенность историзма — обращение архитектора к наследию прошлого. Прошлое могло быть, например, византийским — тогда появлялись здания в неорусском стиле, как храм Христа Спасителя.

Могло быть готическим — так была возведена усадьба Царицыно в Москве. А могло быть осмыслением наследия эпохи ренессанс — как Московский и Ленинградский вокзалы. Ключевые внешние особенности историзма сформулировать достаточно сложно: постройки этого стиля непохожи.

Если вы видите здание, которое «хочет казаться старше, чем есть на самом деле» — вероятно, это памятник историзма.

Модерн

Здания в архитектурном стиле модерн появились в конце XIX — начале XX века. Обилие стекла и железа, использование мозаики и росписи на фасадах, необычные изогнутые линии и асимметрия — все это приметы модерна. Дом компании «Зингер» в Петербурге или гостиница «Метрополь» в Москве — наиболее характерные здания в этом стиле.

Авангард

В 1920-е в Советском государстве появился такой же революционный, как и новая власть, архитектурный стиль. Простые конструкции и отсутствие декора, стекло и бетон — такими строили авангардные здания. Для архитекторов-авангардистов была важна функциональность постройки, а не ее эстетическая ценность.

Неудивительно, что у стиля, помимо сторонников, были и ярые противники, называвшие авангардные здания «бетонными опухолями» на теле Москвы. Так, например, современники оценили мельниковский Дом культуры имени Русакова.

Универмаг Мосторг на Красной Пресне — другой известный пример авангарда — встретили спокойнее.

Сталинская неоклассика

В сталинское время архитекторы стали вновь обращаться к классическому наследию, хотя и в несколько ином смысле.

Здания 1930–40-х годов были величественными и помпезными — с колоннами и лепниной, настенными росписями и обилием декора с советской символикой. В моду вновь вошли колонны.

Одним из интересных осмыслений стиля классицизм в сталинское время стали Центральный академический театр Российской армии в форме пятиконечной звезды и Главное здание МГУ на Воробьевых горах.

Типовая архитектура хрущевского и брежневского времени

Вместе с эпохой Сталина закончилась и эпоха «архитектурных излишеств» и монументализма. Одинаковые невыразительные здания по типовым проектам можно встретить как в жилой застройке того времени, так и в общественной архитектуре — такими стали кинотеатры, школы, больницы. В спальном районе любого российского города так называемые хрущевки, скорее всего, будут основой местного пейзажа.

Источник: https://www.culture.ru/materials/182972/arkhitektura-na-vashei-ulice

Русское рококо

Год 1758. Елизавете осталось жить около четырех лет, Петру Федоровичу — немногим больше, Екатерина скучает и лелеет амбициозные планы, а в Ораниенбауме появляется новый архитектор— Антонио Ринальди.

Он успел поработать в Риме, приехал в Россию в 1752 году и по заказу графа Кирилла Разумовского, двадцатилетнего гетмана Малороссии, составил план строительства города Батурина — будущей столицы Малороссии.

Дело однако ограничилось постройкой роскошного дворца для самого гетмана (до наших дней дворец не сохранился).

В 1755 году Ринальди приезжает в Петербург, годом позже он был представлен великой княгине Екатерине и начал работы в Ораниенбауме.

Человек, начинающий строительство там, где до него работал Растрелли, должен обладать немалым творческим мужеством и верой в себя. и Ринальди удалось найти свой «асимметричный ответ» на роскошное растреллиевское барокко.

Мода на архитектурные стили приходила из Франции в Россию с опозданием примерно на полвека. В 1662 году Людовик XIV начал строить Версаль, в 1710 году в России появился Петергоф.

С 1715 года и позже во время царствования Людовика XV начинает развиваться коко, и в 1758 году Ринальди строит в Ораниенбауме, посреди крепости Петерштадт, дворец именно в этом стиле.

В XVIII веке этот дворец обычно называли «Каменный дом», ныне здесь расположен музей «Дворец Петра III».

Для архитектуры рококо, в отличие от монументального и пышного барокко, характерны легкость, изящество и манерность. В стиле рококо в предместьях Парижа были построены многочисленные роскошные особняки французской аристократии (так называемые «отели»), окруженные зелеными садами.

Архитекторы больше не выстраивают длинные анфилады залов, они строят множество маленьких комнат с высокими окнами, группирующихся вокруг центральной лестницы таким образом, чтобы предоставить хозяевам максимальные удобства. Так и Каменный дом больше похож на парковый павильон, чем на настоящий дворец.

Необычна его форма — квадрат с одним срезанным по плавной дуге углом. Над центральной дверью нависает балкон, украшенный кованой решеткой, высокие окна второго этажа придают всему зданию стройность, дворец венчает изящная балюстрада.

Стены, окна и двери дворца украшены затейливой лепкой, напоминающей о вьющемся плюще или цветочных гирляндах.

В той же тональности выдержаны интерьеры. Отныне декор интерьера становится отдельной частью архитектуры. Комнаты, оформленные в стиле рококо, производят впечатление элегантности, утонченности, изнеженности и уюта. Их можно сравнить с изящными коробочками-бонбоньерками.

Наиболее распространены нежные, пастельные тона, сочетания белого с голубым, зеленым или розовым и отделка золотом.

Стены Кабинета в Каменном доме были во время Петра и Екатерины затянуты серебристо-зеленым штофом, в Спальне — серебристо-малиновым, а в Будуаре — голубым с вышивками.

С развитием рококо совпадает приход моды на китайскую экзотику, и в дворцах, в том числе в ораниенбаумском Каменном доме, появляется множество китайских безделушек и целые залы, выдержанные в китайском стиле. Особую ценность представляют китайские лаковые миниатюры, которыми украшены практически все комнаты дворца: Картинный зал, Кабинет, Спальня, Будуар.

В строительстве и оформлении дворца вместе с Ринальди принимали участие каменных дел мастер Михаил Кьеза, каменотес Никита Петров, подмастерья Эрих Гампус, Василий Петров, Дмитрий Головка, Василий Зотиков, живописец Федор Данилов.

Дворец Петра III и Китайский дворец Екатерины, также созданный Антонио Ринальди,— это единственные постройки в стиле рококо на территории России.

Под стать дворцу был и Петровский парк, который также по проекту Антонио Ринальди разбили в долине реки Карасты.

Здесь были сооружены павильоны: Эрмитаж, Соловьиная беседка и Менажерия (Вольер), Китайский домик, внутри которого находился бассейн с фонтаном.

Берег реки украшал каскад, декорированный раковинами и скульптурами дельфинов. Ни одна из этих построек не сохранилась, но можно увидеть их макеты в музее Петра III.

«Загородные императорские резиденции» Е.В. Петрушина

Источник: http://www.oranienbaum.org/oranienbaum/owners-of-oranienbaum/peter-iii/russian-rococo/

Архитектура и интерьер стиля рококоКитайский дворец Екатерины II

С угасанием «великого века» монументальный архитектурный стиль второй половины 17 столетия сменился новым художественным направлением – красочно-нарядным, изысканным рококо. Сложившись в 20-е годы 18 века, рококо достигло расцвета в 30–40-е годы. В это время строительство из Версаля было окончательно перенесено в Париж, который сохранил славу самого богатого и красивого города Европы.

Читайте также:  Наводнение в санкт-петербурге 1924 года - катастрофа, которую смогли предотвратить

Архитектура утрачивала тенденцию к грандиозным ансамблям, подражавшим Версалю, но беспредельная тяга к роскоши принимала лишь новую форму. На смену усадебному замку 17 века пришел городской дом, отель – утопавший в зелени садов небольшой особняк французской аристократии, верхушки буржуазии, разбогатевших ростовщиков.

Залитые светом, изысканные салоны и будуары отелей становились феерическим фоном для частной жизни и быта аристократической верхушки, вырвавшейся после смерти Людовика XIV из-под деспотической опеки королевского двора.

В особняках рококо уже не было характерного для классицизма единства решения наружного объема и внутреннего пространства, архитекторы часто отступали от логической ясности и рационального подчинения частей целому.

Если в фасаде отеля и сохранились представительность и строгость дворца 17 века, то пропорции становились легкими, а внутренняя планировка изменялась, Принцип парадной анфиладности не выдерживался, проявлялась тяга к разнообразию в расположении комнат, к композициям асимметричным, разорванным, лишенным объединяющей оси.

Внутреннее пространство получило свободное и рациональное расположение в соответствии с требованиями комфорта. Небольшие по размерам уютные комнаты, предназначенные для повседневного обихода, и залы обособлялись, их делали различными по форме в зависимости от назначения. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Уделялось внимание и удобствам.

Интерьеры отелей рококо поражают безудержной роскошью, ювелирной тонкостью отделки. Излюбленная овальная форма залов своими криволинейными очертаниями уничтожает конкретную определенность стены, а система декораций лишает их материальности. Все переходы и грани закругляются.

Светлый камень, приглушенных тонов, нежно-розовые, голубые и белые шпалеры, изящные резные панели усиливают впечатление легкости и жизнерадостности. Невысокий рельеф растительного лепного орнамента то выступает из стоп, то как бы растекается по их поверхности. Асимметричные завитки разветвляются, то расширяясь, то втягиваясь в узкие полосы.

Мотивы цветов, масок, обломков скал, раковин животных вкрапливаются в узоры и образуют «чарующий стенной убор».

Китайский дворец. Не меньшее внимание архитекторов рококо занимали и проблемы создания архитектурных ансамблей, в том числе и дворцово-парковых.

Прекрасный образец подобного ансамбля представляет собой чудом сохранившийся во время Великой Отечественной войны дворцовый комплекс «Собственная дача» в Ораниенбауме под Санкт-Петербургом, построенный для Екатерины II итальянским архитектором Антонио Ринальди с начала 60-х до середины 70-х годов 18 века.

По проекту этого архитектора разбивается парк, причем планировка парков в эпоху рококо отходит от чисто регулярного типа французского парка, а всё более активно начинает включать элементы пейзажного природного парка, получившего название «английского», с лужайками и кущами деревьев, живописными аллеями и изгибающимися дорожками, водоемами неправильной формы и прекрасными видами, открывающимися неожиданно для зрителя. Не случайно эта личная, интимная резиденция Екатерины II называлась «дача» и строилась не для парадных приемов, а для отдыха в уютном уединении. Этому назначению соответствует и главное жилое здание ансамбля – Китайский дворец. Он был построен по проекту того же Ринальди в 1762 – 1768 годах. В его создании принимали участие многие знаменитые мастера того времени, в том числе живописцы Дж.Б.Тьеполо, С.Бароцци, С.Торелли, П.Ротари, многие известные скульпторы, резчики, декораторы. Китайский дворец стоит на высоком выступающем стилобате, который образует своеобразную террасу. Она облицована гранитом и обнесена кованой решеткой изящного рисунка. Внешний облик дворца изысканно прост. Центр его северного фасада, протяженностью 79 метров, акцентирован граненым выступом, а на концах фасада – небольшие ризалиты. Южный фасад имеет два симметричных, сильно выступающих ризалита, объединенных стеклянной галереей. Дворец одноэтажный, с большими окнами. Расчлененные полуколоннами и пилястрами стены с красивым, прихотливой формы фронтоном, несут на себе отпечаток барокко, но без мощи, пафоса, чрезмерной пластичности. Мягкость форм архитектурных элементов, бледно-розовый цвет стен, кремовый цвет декоративных деталей придают этому памятнику интимность и спокойствие, свойственные эпохе рококо.

Интерьеры Китайского дворца отличаются необычайным богатством и разнообразием. Помещения дворца расположены анфиладой, как это было принято и в барочных дворцах, однако здесь не создается ощущения бесконечной галереи. Каждая из комнат имеет свою отделку, свой художественный образ.

Большую роль в декоративном оформлении помещений дворца играли живописные плафоны на потолках, настенные панно на аллегорические темы и великолепный наборный паркет, выполненный по эскизам Ринальди из различных ценных пород дерева. Узор паркета перекликается с декоративной резьбой и лепниной на стенах и потолках.

Свое название дворец получил от великолепного, завершающего парадную анфиладу дворца с запада, Китайского зала, который в 18 веке назывался Китайской галереей. В оформлении зала отразились фантастические представления о Востоке, столь характерные для 18 века.

Настенные деревянные панно, плафон, орнамент паркета, сама форма закругленных стен – всё выдержано в одной цветовой гамме и в одном стиле. Увлечение китайскими и японскими мотивами стало одним из самых распространенных модных увлечений как в Европе, так и в России.

Восточные мотивы, правда, трактовались европейскими мастерами с большой долей условности, но аутентичность стилю придавали многочисленные предметы декоративного искусства и ткани, привозимые непосредственно с Востока. Каждый из интерьеров дворца имеет законченное декоративное и образное решение.

Это касается и личных покоев Екатерины, и более официальных комнат. Китайская опочивальня, Голубая гостиная, Розовая гостиная, Стеклярусный кабинет, Золотой кабинет, Зал Муз и другие помещения дворца поражают богатством фантазии и изысканным декоративным вкусом Ринальди и работавших с ним вместе мастеров.

Из других архитектурных памятников ансамбля прекрасно сохранился павильон Катальная горка, построенный Ринальди в 1762 – 1774 годах у северной границы Верхнего парка. Это тридцатитрехметровое ступенчатое здание, увенчанное куполом, возведено на высоком береговом уступе.

Павильон необычайно изящен и грациозен как с точки зрения архитектурно-пространственного, так и цветового решения. Белый архитектурно-пластический декор выглядит очень нарядно, празднично на фоне ярко-голубых стен. Павильон не кажется массивным, хотя размеры его велики – по высоте он равен современному двадцатиэтажноту дому. Он прекрасно вписан в окружающий пейзаж, а окружавшие его раньше спуски – горки делали эту связь еще более органичной. Его интерьеры отличаются нарядностью и изяществом, свойственными всем работам Ринальди.

В середине 1750-х годов в Царском Селе частью парка завладел «китайский каприз» – самый большой в Европе ансамбль экзотических сооружений.

К концу XVIII века он включал полтора десятка построек Китайской деревни – театр, несколько мостов, а также «Большой каприз» и «Малый каприз» – две «искусственные горы», прорезанные арками и украшенные китайскими беседками и оригинально посаженными деревьями. Первоначальный замысел «китайского ансамбля» в Царском Селе был создан архитектором А. Ринальди.

Он предложил построить в Зверинце «китайскую деревню», китайскую оперу и китайский павильон над каналом, но не все проекты архитектора были воплощены в жизнь. Все домики Китайской деревни, построенной впоследствии, отличались друг от друга, они были маленькими, почти игрушечными, с одним или двумя окнами, но большинство из них в несколько этажей.

Одни домики имели крошечные портики, другие были расчерчены рустом, третьи имели на своих крышах балюстраду. В Европе «мода на Китай» возникла еще в конце XVII века, когда стал быстро расти интерес к Дальнему Востоку. Вскоре «китайские комнаты» делаются непременной принадлежностью почти каждого европейского дворца.

В Россию «китайские затеи» проникли из Голландии, которая в XVIII веке была передовым торговым государством. Двор русских царей оказался в особо счастливом положении для потворства этой моде. Многочисленные торговые караваны ежегодно привозили множество всяких драгоценностей, при Елизавете Петровне этот товар распродавался при дворе, и на такие аукционы съезжалась вся российская знать.

«Китайский зал» дворца в Царском Селе по существу являлся музеем китайского искусства. На столах и этажерках в «Китайском зале» размещалась огромная коллекция китайских изделий: резные фигурки из кости, дерева и цветного камня, красные лаковые шкатулки, великолепные фарфоровые вазы и расписные эмалевые чаши.

Потолок «Китайского зала» был расписан в китайском вкусе, стены зала частью украшались китайскими картинами в рамах из черного дерева, а частью – золоченой резьбой. Резьба эта изображала китайцев под парасолями, а также пагоды, корзиночки, пальмы и другие экзотические для России растения.

«Китайский зал» освещался тремя большими и тремя мезонинными окнами, расположенными с каждой стороны; две другие стены имели по две двери, тоже богато украшенные в китайском стиле. В конце XVIII века «Китайский зал» был разрушен, но некоторые его фрагменты пошли на отделку «Китайского зала» Ч. Камерона, созданного им на месте Большой парадной лестницы.

Ко времени царствования императора Александра I Царское Село приобрело уже тот устоявшийся облик, который впоследствии дополнялся лишь новыми чертами в деталях, но коренным образом не менялся. А в 1820 году Александр I получил из Южной Америки от генерала Хосе Сан-Мартина, президента только что образовавшегося государства Перу, необычный подарок – нескольких экзотических животных.

Лам решили разместить в Александровском парке Царского Села. В северо-западной части парка архитектор А. Менелас в 1820– 1822 годы построил комплекс зданий для заморских гостей. Комплекс состоял из невысокого, около 17 метров, четырехугольного зубчатого столпа с богато убранными помещениями.

На стенах этих покоев висели картины, изображающие, как перуанцы обращаются с ламами, на каких работах их используют. Главным в этом комплексе был «зубчатый столп» – трехъярусная башня, к фасаду которой пристроили галерею на четырехгранных столбах с дорическими колоннами. В официальной переписке этот комплекс для краткости стали называть Ламским павильоном.

Источник: http://smallbay.ru/architec063.html

Рококо — это… Что такое Рококо?

Рококо        (франц. rococo), рокайль (от орнаментального мотива рокайль), стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах первой половины XVIII в. Возник во Франции в период кризиса абсолютизма, отразив свойственные аристократии гедонистические настроения, тяготение к бегству от действительности в иллюзорный и идиллический мир театральной игры.

В архитектуре повлиял главным образом на характер декора, приобретшего манерно-утончённый, подчёркнуто изящный и усложнённый вид. В ранний период развития французского рококо (примерно до 1725) в отделку помещений вводился дробный орнамент, предметам обстановки придавались прихотливо изогнутые формы (так называемый стиль регентства).

Развитое рококо (примерно 1725-50) широко использовало в декоре резные и лепные узоры, завитки, разорванные картуши, рокайли, маски-головки амуров и т. д.; в убранстве помещений большую роль играли рельефы и живописные панно в изысканных обрамлениях (десюдепорты и др.), а также многочисленные зеркала, усиливавшие эффект лёгкого движения (так называемый стиль Людовика XV).

Орнаментальная направленность стиля рококо ограничила его влияние на тектонику и наружный облик сооружений. В архитектуре французских отелей (архитекторы Ж. М. Оппенор, Ж. О. Мейсонье, Ж. Бофран и др.) пышное оформление рокайльных интерьеров сочеталось с относит, строгостью внешнего облика. Распространяясь в зодчестве стран Европы (Германии (Г. В. Кнобельсдорф, И. Б.

Нёйман, отчасти М. Д. Пёппельман), Австрии, Польши, Чехословакии), стиль рококо часто являлся своеобразным местным вариантом позднего барокко.         

Для живописи, скульптуры и графики рококо характерны камерные по духу галантные сцены, эротико-мифологические и пасторальные сюжеты, асимметричные композиции.

В скульптуре рококо преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в том числе из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии).

Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф.

Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Прихотливое изящество отделки, нередко сочетающееся с заимствованием экзотических мотивов китайского искусства, свойственно произведениям декоративно-прикладного искусства рококо, мастера которого умели тонко выявить выразительные возможности материала. С 1760-х гг. стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом.

В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).

Ж. Ламур. Решётка ограды площади Станислава I (бывшей Королевской площади) в Нанси. 1750-е гг.

Ф. Буше. «Ринальдо и Армида». 1734. Лувр. Париж.

И. А. Наль Старший. Библиотека дворца в Сан-Суси (Потсдам, ГДР). 1746.
Литература: Schцnberger A., Soehner H., Die Well des Rokoko, Mьnch., 1959; Bauer H., Rocaille, Mьnch., 1962; Eckardt G., Die Malerei des Rokoko, Dresden, 1972; Loers V., Rokokoplastik…, Mьnch., 1976.

Читайте также:  Дворец шереметевых в санкт-петербурге

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986.)

рококо́(франц. rococo, от rocaille – осколки камней, раковины), художественный стиль, получивший развитие в европейских пластических искусствах и литературе первой пол. 18 в. Расцвет рококо пришёлся на вторую четверть 18 в. Его родиной стала Франция.

Стиль бытовал прежде всего в придворно-аристократической среде, в живописи и декоративно-прикладном искусстве дворцов и особняков, широко использовался также для украшения церквей. В зодчестве проявил себя в основном в области декора и в малых архитектурных формах (например, в садово-парковых павильонах).
Ж. Ф. Буше. «Венера и Вулкан». Гобелен из серии «Любовь богов». Ок.

1775—78 гг. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург  

На смену грандиозному размаху и парадному великолепию барокко пришли стремление к уюту и комфорту, камерность и изящество. В домах наибольшее внимание уделялось личным покоям – спальне, будуару; помещения, рассчитанные на узкий круг близких людей, стали меньше размером.

Из предметов мебели приобрели особую популярность кресла и диваны с мягкими сиденьями и удобными спинками, изящные комоды с ящичками. Изысканный, сложный орнамент оплетал зеркала, двери и деревянные панели на стенах, стелился по ножкам мебели. В узорах сочетались мотивы причудливых растений, птиц, фигурки крылатых младенцев-путти, женских головок, раковин.

Асимметричный орнамент, обрамлявший зеркала, живописные плафоны на потолках и десюдепорты над дверями, связывал отдельные детали интерьера в единый декоративный ансамбль (дворец Амалиенбург, Германия, 1734—39).

А. Ринальди. Катальная горка. 1762—74 гг. Ораниенбаум, ныне Ломоносов  

Скульптура («Амур» Э. М. Фальконе) и живопись эпохи рококо также носят преимущественно декоративный характер. Цветовая палитра рокайльных произведений отличалась лёгкими, светлыми красками. Живопись была частью оформления интерьера, любимыми темами художников были общество в парке, «галантные празднества» (А.

 Ватто), пастораль, мифологические сюжеты и различные сценки легкомысленного содержания (Ф. Буше, Ф. Лемуан, Н. Ланкре, Ж. М. Наттье). Стремление к камерности сказалось и в жанре портрета. Наряду с уже устоявшейся композицией барочного парадного портрета появляются небольшие по формату работы с погрудным изображением портретируемого (М. К. Латур).

На картинах П. Ротари (т. н. «головки») предстают прелестные кокетливые молодые девушки. Часто модель показывается в повседневной обстановке, мастер словно приподнимает завесу, скрывающую её частную жизнь, но не забывает при этом подчеркнуть её социальный статус.

Художники любят работать в технике матовой и нежной пастели, особенно в женских портретах, где она придаёт образам особенное очарование.

А. Ринальди. Большой зал Китайского дворца. Интерьер. 1762—68 гг. Ораниенбаум, ныне Ломоносов  

Стиль рококо характеризуется высокими достижениями в области декоративно-прикладного искусства.

Обитые шёлком и украшенные резьбой диваны и кресла, отделанные инкрустацией столы, комоды и секретеры, шпалеры и ткани, изделия из фарфора отличались изяществом, совершенством в деталях, мягкой текучестью форм и сложностью рисунка.

Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия). Хрупкие, раскрашенные нежными красками фигурки были сродни персонажам современных им картин.

Из фарфора также изготавливали вазочки-ароматницы и другие предметы, сплошь покрытые мелкими фарфоровыми цветками. Они получили название «буль-де-неж», что в переводе с французского означает «комок снега». Секрет изготовления фарфора был раскрыт в Европе как раз в 18 в., почти одновременно в Германии и в России.

Ж. Ф. Буше. «Портрет мадам де Помпадур». 1759 г. Частное собрание  

В России рококо часто плодотворно взаимодействовало с барокко или классицизмом, проявившись главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных Б. Ф. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др.

, а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Замечательным образцом стиля рококо в России являются постройки архитектора А.

 Ринальди (Китайский дворец, 1762—68, и павильон «Катальная горка», 1762—74, в Ораниенбауме, ныне Ломоносов под Санкт-Петербургом).

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

.

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/2782/%D0%A0%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BA%D0%BE

Памятники архитектуры Петербурга, особняки Санкт-Петербурга, исторические здания Петербурга

Портал GoPiter предлагает вашему вниманию перечень всех уникальных зданий и особняков Санкт-Петербурга. Здесь есть вся необходимая информация: история и фотографии зданий.

Санкт-Петербург — один из красивейших городов мира. Его строили величайшие архитекторы своего времени: Монферран, Кваренги, Тома-де-Томон, Растрелли, Росси. Самые потрясающие здания Петербурга созданы их умом.

Театры, дворцы, замки, соборы — все эти здания составляют единый комплекс архитектуры Петербурга.

Наиболее значимые на сегодня:здание 12 коллегий, здание Главного штаба, здание Морского Кадетского корпуса, здание штаба Гвардейского корпуса.

Архитектурные стили зданий Санкт-Петербурга.

В Петербурге можно увидеть разнообразие архитектурных стилей:

Здания Питера в стиле барокко: Зимний дворец, Петродворец, Строгановский дворец.

Для архитектуры барокко характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм.

Новый стиль барокко, тяготевший к созданию героизированных образов, к прославлению могущества Российской Империи, наиболее ярко проявился в середине XVIII века в архитектурных сооружениях одного из величайших зодчих — В.В.Растрелли.

Его творческому гению принадлежат проекты величественных дворцовых ансамблей в Петербурге (Зимний, 1754-1762; Строгановский дворец, 1752-1754) и в Петергофе (1746-1775), в Царском Селе (Екатерининский дворец, 1747-1757).

Грандиозные масштабы зданий, необычайное богатство и пышность декоративного убранства, двух- и трехцветная раскраска фасадов с применением золота — все это поражало воображение зрителей, вызывая их искренне восхищение.

Здания Санкт-Петербурга в стиле классицизм: Исаакиевский собор, здание Главного Штаба.

Влияние классицизма с его пафосом гражданственности было чрезвычайно плодотворным для развития архитектуры. Этот стиль наиболее ярко отразился в творчестве таких зодчих, как В.М.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Е.

Старов, создавший такие крупнейшие постройки, как Таврический дворец в Петербурге (1783-1789), дворец в Пелле под Петербургом (1785-1789), архитертор Д.

Кваренги, автор здания Академии наук, Ассигнационного банка в Петербурге и др. построек.

Главной чертой классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности.

Здания Петербурга в стиле ампир: Адмиралтейство, Горный институт.

Ориентируясь как и классицизм, на образцы античного искусства, ампир включил в их круг художественное наследие архаической Греции и имперского Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи и воинской силы: монументальные формы массивных портиков, военную эмблематику в архитектурных деталях и декоре.

Здания Питера в стиле рококо: «Китайский ансамбль» в Царском селе.

Характерными чертами рококо являются изысканность, большая декоративная нагруженность интерьеров и композиций, грациозный орнаментальный ритм, большое внимание к мифологии, эротическим ситуациям, личному комфорту.

Здания Петербурга в стиле Неоренессанс: Дом кино.

Здания Санкт-Петербурга в стиле Неоготика: Чесменская церковь.

Направление в европейской и русской архитектуре XVIII-XIX веков, возрождающее формы и (в ряде случаев) конструктивные особенности средневековой готики.

Творения лучших архитекторов, трудившихся для украшения Санкт-Петербурга и по сей день привлекают туристов со всех уголков мира.

Виды исторических зданий Петербурга.

Одно из основных мест в архитектуре Петербурга занимают дома и особняки известных людей и деятелей: дом Салтыковых, дом Бецкого и так далее. Эти здания сохранили память о своих владельцах, их быт и образ жизни. На каждом таком здании в настоящее время висит табличка, говорящая о том, что здесь когда-то жил великий человек.

Здания вокзалов Санкт-Петербурга восхищают своей красотой. Каждый из них уникален по-своему. И когда приезжие проходят через них, то создается истинное впечатление, что посещают они потрясающий своей архитектурой Петербург.

Самыми же замечательными и красивыми являются дворцы Северной столицы. Здания Строгановского, Юсуповского и других дворцов созданы выдающимися зодчими.

Источник: http://www.gopiter.ru/piter/helpinfo/dostopr/building

Рококо в архитектуре

В истории зодчества рококо стал переходным стилем. Это была архитектура, лишенная пышности и торжественности своего предшественника — барокко. Изящные и причудливые формы морских раковин, которые легли в основу нового стиля, сообщили архитектуре и интерьеру особое очарование и пикантность.

Рококо — изящный завиток

Стиль рококо начал свой путь во Франции в XVIII столетии. Из всех стилей и направлений ему больше, чем другим, присущи изящные и причудливые формы. Это вполне объяснимо! Ведь своим появлением он обязан художественному вкусу королевского двора, утопавшего в роскоши и удовольствиях.

Название стиля произошло от французского слова «рокайль». Так во Франции называли украшения в виде грубых необработанных камней и раковин. Ими отделывали садовые гроты — небольшие углубления, где можно было укрыться от жары. Еще в XVI столетии мастеров, которые декорировали гроты, стали называть рокайлерами.

В отличие от своего предшественника — барокко, в архитектуре рококо не было стремления к грандиозным ансамблям и пышным, торжественным формам. Появились новые типы построек. Вместо величественных и помпезных сооружений XVII века стали строить городские дома и отели — небольшие особняки наподобие знаменитого отеля Субиз работы П. Деламера и Ж. Бофрана.

Китайский мостик в Царском Селе

В наружном облике фасадов отелей сохранилась строгость дворцов XVII века. Но пропорции становились все более легкими, а внутренняя планировка сильно изменилась. Широкие и огромные парадные залы сменились уютными камерными помещениями.

Салон и будуар появились именно в эпоху рококо. Маленькие комнатки обильно украшались различного рода декором и орнаментом и напоминали беседку в саду.

Это впечатление усиливалось за счет цвета комнаты — дизайнеры рококо предпочитали приглушенные, пастельные тона. Здесь можно было скрыться от посторонних глаз и поговорить о… любви, конечно. Кстати, цвета в эпоху рококо носили причудливые названия.

Хотели бы вы, чтобы стены вашей комнаты были покрашены, например, в цвет «бедра взволнованной Венеры»? Только представьте!

Таким образом, в большей степени рококо отразился в дизайне интерьеров, где основным декоративным элементом стал рокайль — завиток. Этот стиль не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов. Но архитекторы, сполна пользуясь старыми приемами и не стесняя себя никакой традицией, достигали весьма привлекательного декоративного эффекта.

Германия и Австрия. Истинные поклонники изящного стиля

По странному стечению обстоятельств, во Франции, месте своего рождения, стиль рококо не стал ведущим в архитектуре и градостроительстве, как это случилось в других странах.

Даже среди светских построек только одно из зданий Версальского дворцового комплекса — Малый Трианон, построенный Ж.-А. Габриэлем, — можно привести в пример.

Черты стиля заметны в большей степени во внутреннем убранстве.

Малый Трианон. Версаль. Франция. XVIII в. Архитектор Ж.-А. Габриэль

Зато в Германии и Австрии, а вслед за ними в странах Восточной Европы и России стиль буквально расцвел в середине XVIII столетия. Именно в Германии появились сооружения, которых высшее общество не знало раньше. Например, летняя увеселительная резиденция и церковная архитектура рококо. Особое значение приобрело искусство создания парковых ансамблей.

Уже в самом начале века австрийские архитекторы Ф. фон Эрлах и И. Л. фон Хильдебрандт, братья Циммерманн из Германии, итальянец Д. Мартинелли возводили по всей Европе дворцы и церкви.

В них можно увидеть легкость и разнообразие декоративных эффектов. Конструкции этих построек были основаны на вытянутых в высоту кривых линиях, что сообщало зданиям причудливый и изящный облик.

Таковы церкви Яна Непомуцкого в Праге и Святого Карла в Вене.

Архитектурные пристрастия Елизаветы

В России стиль рококо расцвел во времена царствования Елизаветы Петровны. По этой причине в историю искусства этот период вошел под названием елизаветинского рококо.

Елизавета, будучи интеллектуальной и остроумной женщиной с веселым нравом, всячески поощряла искусство и, как говорят историки, «привила России вкус». В период ее правления во дворе часто проводились маскарады, балы и другие развлекательные мероприятия.

Рокайль очень нравился императрице, поэтому причудливый орнамент использовался практически во всем: от оформления царского дворца до росписи сервизов. Но больше всего елизаветинское рококо проявилось, конечно же, в архитектуре.

Широкие строительные работы, развернувшиеся в Петербурге при Елизавете Петровне, означали, что Петербург из города- крепости, города-порта превращается в город дворцовых сооружений. В них должна была отразиться не только пышность русского придворного быта, но и могущество русского государства.

В России представителем стиля рококо стал архитектор Антонио Ринальди. Он создал павильон Катальной горки в Ораниенбауме.

Идея восходит к традиционному народному развлечению — катанию с ледяных горок. Но ораниенбаумская Катальная горка — это сложное сооружение, хотя и использовалось только по назначению.

Также под Санкт-Петербургом сооружения в стиле рококо появились в Петергофе и Царском Селе.

Одним из величайших мастеров стиля был Франческо Растрелли. Гениальность зодчего состояла в том, что он сумел объединить в своих творениях многие формы и приемы. Тем самым он проложил путь дальнейшему развитию искусства русского барокко.

В середине XVIII столетия архитектурный стиль рококо подвергся резкой критике за манерность, излишнюю декоративность и вычурность. И архитектура вновь стала возвращаться к классическим, ясным, но одновременно торжественным формам.

Поделиться ссылкой

Источник: http://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/arhitektura/rokoko_v_arhitekture.html

Архитектура Санкт-Петербурга 18 века by Денис Лазарев

Add text, web link, video & audio hotspots on top of your image and 360 content.

Читайте также:  Первые учебные заведения санкт-петербурга

On thinglink.com, edit images, videos and 360 photos in one place. Explore content created by others.???frontpage.edu.thirdscreen.apps.second???Use the ThingLink mobile app to tag images on smartphones and tablets.

Петропавловская крепость заложена в 1703 году по приказу Петра I. Она послужила началом городу Санкт-Петербургу. Сама крепость представляет из себя 6 бастионов, соединенных куртинами, 2 Ровелина.
Внутри крепости находится довольно много построен. Наиболее известные из них — Петропавсловский собор, Великокняжеская усыпальница и Санкт-Петербургский монетный двор.

На данный момент крепость все еще существует, но является музейным сооружением.
Сама крепость почти не менялась с 18 века, за исключением строительных материалов и цвета ( ранее собор был окрашен в розовый цвет).
так же в крепости имеется одна интересная традиция. Каждый день в 12.00 с Государева бастиона производится выстрел из пушки. Эта традиция пошла еще со времен Петра I.

В те времена, в 11 часов проводились упражнения трубачей, которые подытоживались как раз выстрелом из пушки в 12 часов.
Упражнения уже не проводятся, а традиция выстрела из пушки так и соталась spb.go2all.ru Петерштадт — это крепость построенная по приказу Петра третьего в 1758-1762 годах. Являет собой фортификационное сооружение имевшее форму четырнадцатиконечной звезды и имела 5 бастионов.

Крепость не имела архитектурного стиля, так как она была военным сооружением. До нашего времени дошли только Дворец Петра Третьего и Въездные ворота. www.peteraqua.ru Большой Меншиковский дворец был спроектирован архитекторами Д. Фонтана и Ж.Б. Леблоном в стиле барокко и построен в 1711 году. Большой Меншиковский дворец протянулся на краю естественной возвышенности.

Длина главного фасада обращенного составляет 210 метров. Центральная часть дворца двухэтажная, к ней примыкают одноэтажные, развернутые по дуге и заканчивающиеся Японским и Церковным павильонами. К павильонам перпендикулярно галереям пристроены два флигеля, таким образом, в планировке дворец представляет собой букву «П». www.peteraqua.ru «Ораниенбаум скозь века» проспект Ораниенбаума www.youtube.

com *Что такое Ораниенбаум?* Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаум — уникальный памятник русской культуры и искусства 18 века. Входит в «бриллиантовое ожерелье…

Место для строительства Петергофа также было выбрано лично Петром Первым, который нашёл такое место, ландшафт которого позволял бы создать самотечную водопроводящую систему фонтанов, которые, в отличие от версальских, могли функционировать постоянно в течение дня.

Принципы водоснабжения, разработанные Петром I, работают до сих пор, являясь молчаливым доказательством бесспорного таланта основателя Петергофа.

После всех проверок и доработок, 15 августа 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа, в ходе которого Пётр I лично выступил для высокопоставленных гостей в качестве гида по новой летней резиденцииПосле открытия работы не прекратились — возведение фонтанов и совершенствование фонтанной системы продолжалось ещё до середины XIX столетия peteraqua.

ru Большой каскад являясь блестящим памятником искусства барокко, Большой каскад является также одним из самых значительных и выдающихся фонтанных сооружений мира, благодаря просто колоссальным размерам, обилию используемой воды, графическому разнообразию водомётов и богатству скульптурного декора Композицию Большого каскада также разработал Пётр I, но современный его облике столетия после начала строительства в мае 1716 года. www.peteraqua.ru Каскад и гроты перенесли множество переделок и замен структурных элементов, в результате чего часть барельефов и декоративных элементов исчезла, прекратилось действие фонтанов в гроте. Незавершенная реставрация в середине XIX века привела к искажению первоначального облика всего сооружения,но несмотря на это,Петергоф и в наше время является великим достижением как в плане искусства,так и в плане архитектуры. www.peteraqua.ru Небольшое обзорное видео по крепости и собору. www.youtube.com Петропавловская крепостьГлавное адмиралтейство- комплекс построек на берегу Невы, в котором раньше располагалось главное адмиралтейство Российской Империи, а с 2012 года здесь находится главное командование ВМФ России. Здание адмиралтейства за свою историю перестраивалось трижды : В 1711, 1738 и 1823 годах. www.youtube.com Адмиралтейские верфи входят в состав Адмиралтейства. Именно здесь строился и спускался на воду весь русский флот в 18 веке. На данный момент верфи не потеряли своего назначения, и вот уже как 310 лет все так же обеспечивают нашу страну флотом. Выше представлено видео, демонстрирующее процесс работы современных верфей. www.youtube.com Рекламный роликВторая мировая война нанесла Петергофу серьёзный ущерб, начиная от похищения скульпоур и заканчивая взорванными водоводами. После войны незамедлительно были начаты реставрационные работы — Нижний парк был открыт уже 17 июня 1945 года, а в 1946 году были включены первые фонтаны, но окончетельно восстановление завершилось лишь в августе 2000 года с пуском Львиного каскада в западной части Нижнего парка. spbkk.edumil.ru Кроншта́дт (от нем. Krone — корона и Stadt — город) — город-порт в России, расположенный на острове Котлин и прилегающих к нему более мелких островах Финского залива и дамбе s004.radikal.ru Каменный храм построен в виде пятинефной базилики в смешанном стиле, включающем элементы русской архитектуры XVII века. .Высота колокольни составляет 50 метров. Храм рассчитан на 3000 человек.Роспись храма осуществлялась по эскизам Е. В. Годуна.В храме хранились знамёна различных воинских частей.Главной святыней собора являлся список Владимирской иконы Божией Матери. В 1931 году икона была изъята, её судьба неизвестна.На углу Николаевского проспекта и Владимирской улицы в 1870 г. на средства новгородского купца Василия Васильевича Епишкина была выстроена каменная часовня, которая действует и в настоящее время.Рядом с этой часовней находилась могила протоиерея Василия Салтыкова, над которой в июле 1898 г. был установлен памятник из серого мрамора, обнесённый железной оградой. Собор действует и по сей день. www.fund-morskoysobor.ru На острове строятся два дворца, архитектором предположительно является Доменико Фонтана, итальянец, дворцы построены в стиле итальянского барокко. Один из дворцов принадлежал Петру I, второй – А.Д. Меншикову. www.freelancejob.ru В Кронштадте предполагалось выстроить самый большой по тем временам маяк в мире. Он должен был достигать 140 метров. Сконструировал это маяк архитектор Микетти, но был выстроен только фундамент под маяк, после чего строительство было прекращено www.mayachnik.ru Как только Меншиков перебрался в «деревянные хоромы», сразу же был заложен и большой каменный дворец на набережной – нынешний Дворец Меншикова (сохранился до наших дней). Строительство началось с части дворца, обращенной к Неве. Затем к ней всё более пристраивались и пристраивались другие части, пока дворец не был окончательно готов.Меншикову хотелось поскорее достроить каменный дворец, ему очень нравился этот грандиозный план. Первоначальная высота дворца – 4 этажа, в нем насчитывалось около 50 помещений. На следующий год полностью отстраивается вся центральная часть здания, дом получает более сложную планировку, внутри появляется парадная лестница. В 1714 году строится последняя, самая дальняя часть здания. spbhi.ru

На макете справа от Дворца Меншикова располагается еще одно большое здание. Этот дворец задумывался и строился как резиденция Петра II. Меншиков мечтал выдать свою дочь Марию Александровну замуж за наследника российского престола Петра II, чтобы будущая императорская чета жила по соседству, но планам его не суждено было сбыться, Петр II умирает в 14-летнем возрасте, Меншиков попадает в опалу и Дворец превращается в казенный дом.

Оранжерея усадьбы Меншикова – самая технически оснащенная оранжерея по тем временам. Там были печи для обогрева, что позволяло в северном климате выращивать диковинные южные фрукты, овощи и цветы. Весь Петербург говорил о том, что у Меншикова растут виноград и апельсины! Здесь же зимовали садовые кадочные деревья.

Исаакиевский собор был построен в 1707 году, и перестраивался трижды : в 1717, когда собор впервые был отстроен в камне, в 1761 и в 1818 закладывается фундамент третьего собора, облик которого сохранился до наших дней.

На данный момент собор имеет музейное значение, однако церковная община имеет возможность совершать богослужения по особым дням, отмеченным дирекцией музея. www.youtube.com Мой сайт: http://www.atlanko.ru/ Актуальные темы: http://www.atlanko.ru/blog Ещё видео: http://www.atlanko.ru/video/saint_petersburg_video.html Исаакиевский …

Видео о том как работают Фонтаны www.youtube.com Фонтаны Петергофа — YouTubeУчебных заведений, направленных на обучение архитектуре в 18 веке не было, Архитекторы обучались либо за границей, либо перенимая опыт от уже известных архитекторов. Можно сказать что были подмастерьями. При Петре первом открылись плотницкие школы.

В них была строжайшая дисциплина и серьёзные наказания. При Елизавете Петровне был открыт Инженерный корпус, но инженеры носили военный характер и не относились к гражданской архитектуре. На картине представлен величайший архитектор Доме́нико Андре́а Трези́ни. img-fotki.yandex.

ru В порту представлены различные сценки разгрузки торговых кораблей, только что прибывших в Петербург. Здесь стоят и большие торговые корабли, и небольшие баржи, лодки, действующий погрузочный кран поднимает груз с корабля и переносит его на пристань. В порту находятся сторожевые будки, шлагбаумы, ведь товар нужно было охранять.

Гостиный двор был, по сути, большим оптовым рынком рядом с портом. Сейчас этого старого Гостиного двора не существует, а находился он на участке Васильевского острова, ограниченном Биржевой линией, Тифлисской улицей и набережной Макарова. peteraqua.

ru Тучков буян – остров, возникший посреди Малой Невы после наводнения 1726 года, на нем находились пакгаузы (склады), для хранения пеньки и дерева, которые отправлялись на экспорт. Здесь представлены сцены погрузки-разгрузки кораблей и барж, взвешивания товара. peteraqua.ru

Существует придание, что Меншиков построил дворец – по просьбе Екатерины I.

Петр Великий часто ездил в Кронштадт по корабельным делам. При тех штормах, которые бывают на Балтике, плыть от Петербурга до Кронштадта на небольшом парусном судне небезопасно.

Государыня уговорила Меншикова построить дворец по пути в Кронштадт, будучи уверена, что Петр, возвращаясь в Петербург, непременно заедет в гости к своему неразлучному другу, а тот в свою очередь должен под всякими предлогами уговаривать царя возвращаться домой берегом на лошадях. Для этой цели надо было не только построить дворец, но и прорыть в прибрежных болотах канал, который бы позволил кораблю из вод Финского залива дойти до дворцовой пристани. Девять тысяч крепостных Меншикова прорыли канал длиной 474 метра, шириной в 10 с половиной метров за три дня.

Кунсткамера- музей, построенный в 1728 году. Одно из старейших зданий Санкт-Петербурга. До наших дней дошел почти не измено, произошло лишь перекрашивание. Про Кунсткамеру есть несколько легенд: Первая рассказывает нам,что однажды прогуливаясь по Васильевскому острову Пётр I наткнулся на две необычные сосны.

Ветвь одной из них вросла в ствол другой так, что было совершенно невозможно определить, какой из двух сосен она принадлежит. Такой раритет будто бы и подсказал Петру I место для строительство первого музея в России — Кунсткамеры. Другая рассказывает нам, что Кунсткамера не пользовалась популярность у петербуржцев.

Чтобы завлечь их было сказано: "Каждый мужчина на выходе из Кунсткамеры получит стакан водки, а каждая женщина пряник!" Так количество посещений удалось увеличить. www.peteraqua.ru www.youtube.com Виртуальная прогулка по Михайловскому дворцу (г. Санкт-Петербург). В фильме использована музыка: Ernesto Cortazar — «Love Letter», Ernesto Cortazar — «Just T…

Самыми популярными направлениями архитектуры в это время были: барокко рококо классицизм. Главные особенности барроко – сильная декоративность, роскошь и изысканность, огромное количество орнаментов и различных обращений к мифологии или комфорту личности.

В архитектуре рококо приветствуются чрезмерные сочетания органических элементов по всей поверхности здания, применение совершенно бесполезных конструкций и форм. Рококо допускает совершенно любой произвол в решении конфигураций, создание идёт на образе пятна, каприза. Стиль ненавидит симметричности, точные стыки, грани. Стремится к плавности, орнаментам, различным переливам.

Множество балюстрад вокруг крыш, украшенные балясинами в виде флакона, а также множеством постаментов, обычно это были статуи или вазы. Разнообразные дополнительные украшения, такие как вазы, пирамиды, скульптуры, трофеи, увенчивали фронтоны, которые представляли собой вьющиеся линии.

Основная особенность архитектурного творчества эпохи Классицизм – возвращение к античным традициям творчества, оно было эталоном гармоничности, сочетания простоты со строгостью, монументальности с ясностью. Также здания классицизма являются образцом идеальной симметрично-осевой композиции, сдержанности декоративной отделки, чёткой планировки городов. классицизм ничем не уступает по изысканности барокко и рококо.

До наших дней сохранились такие архитектурные произведения искусства 18 века, как: Петергоф — дворцово-парковый комплекс с каскадом фонтанов, работающих без электричества, Петропавловская крепость- “Сердце” Санкт Петербурга, сохранилась в неизменном виде с даты создания.

Адмиралтейство — По задумкам Петра Первого кораблестроительная ферфь. В наше время одна из достопримечательностей Санкт-Петербурга.Внутри, в интерьерах Адмиралтейства суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света.

Ораниенбаум-дворцово-парковый комплекс с красивым парком, летом приобретающий оранжевый цвет.

Источник: http://www.thinglink.com/scene/593852749771177985

Ссылка на основную публикацию