Поселок стрельна близ санкт-петербурга – летняя резиденция русских царей

Императорские дворцы Петербурга и окрестностей

Рассказываем об истории самых роскошных особняков, принадлежавших Романовым.

1) Зимний дворец

Нынешний Зимний дворец, в котором сейчас располагается Эрмитаж, стал пятым по счету с таким названием в Петербурге.

Первый появился в 1708 году на участке между Невой и Миллионной улицей (сейчас там находится Эрмитажный театр). Здание представляло собой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей.

Стал свадебным подарком Петру I и Екатерине I от ближайшего друга и соратника императора Александра Даниловича Меншикова.

Второй Зимний дворец Петра I построили у Зимней канавки. Сохранился лишь частично в стенах Эрмитажного театра. В этом дворце в 1725 году Петр I скончался.

Третий Зимний — дворец Анны Иоанновны. Разобран в середине XVIII века. Четвертый был построен в 1755 году на углу Невского проспекта и набережной Мойки. Также был разобран спустя всего 7 лет. Но его и строили изначально в качестве временной резиденции на период возведения Зимнего дворца на Дворцовой набережной.

Существующий Зимний дворец строили с 1754 по 1762 год. В то время это было самое высокое и самое большое жилое здание в Санкт-Петербурге. По проекту оно включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца составила порядка 60 000 кв.м.

Строить дворец начали при Елизавете Петровне. Но до окончания работ она не дожила. В итоге 6 апреля 1762 года здание принял Петр III. Правда, к этому времени была закончена только отделка фасадов, а многие внутренние помещения достроить не успели.

Строительство Зимнего дворца закончили при Екатерине II.

Планировкой дворца, а также его строительством занимался архитектор Растрелли — один из главных зодчих, благодаря которым сложился облик Петербурга. Но Екатерина II отстранила его от работ, и отделкой интерьеров занимались Ю.М. Фельтен, Ж.Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди под руководством И.И. Бецкого.

Стоит отметить, что первоначально окраска дворца была желтой, как у Версаля. В середине XIX века на фасаде появились красные оттенки.

В 1837 году в Зимнем дворце случился страшный пожар. Выгорели все интерьеры, сильно пострадал фасад. Восстановительными работами после происшествия руководили архитекторы Стасов, Брюллов и Штауберт. Тогда же дворец приобрел современный вид.

2) Елагин дворец

Дворец на острове далеко от центра Санкт-Петербурга построил для себя известный в свою эпоху государственный деятель и историк И.П. Елагин. По его имени, как нетрудно догадаться, стали называть и сам дворец, и остров, на котором он находится. Имя архитектора достоверно неизвестно. Дворец возводили с 1785 по 1790 год.

В начале XIX века дворец приглянулся императорской фамилии, и Александр I выкупил его для своей матери императрицы Марии Федоровны. Под руководством архитектора Росси здание было частично перестроено под царские покои. А рядом возвели несколько пристроек: три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса.

Внутреннюю отделку оформили по последней моде: большинство помещений облицовали искусственным мрамором (стюком), купол расписали причудливым орнаментом, а овальный зал украсили кариатидами и ионическими полуколоннами.

3) Большой дворец в Петергофе

Один из самых роскошных и прекрасных царских особняков в пригороде Санкт-Петербурга. Первоначально, по указу Петра I, было построено довольно скромное здание. Его возводили с 1714 по 1725 год по проекту И. Браунштейна.

Но Елизавету Петровну, любившую роскошь и богатство во всем, довольно невзрачные покои не устроили. И в 1745-1755 годах проходила масштабная перестройка здания. Работами руководил архитектор Растрелли.

А за образец был взят французский Версаль.

Сразу стоит сказать, что в годы ВОВ дворец в Петергофе был практически полностью разрушен. С 1945 по 1952 год там велись основные восстановительные работы по сохранившимся проектам и чертежам. Поэтому сегодня мы имеем дело с новой/старой версией здания. И реставрация ведется по сей день.

Внутренняя отделка дворца просто поражает своей роскошью. Но он не такой большой, как кажется снаружи — всего 30 залов. Самый большой из них — тронный зал, где проходили официальные мероприятия.

4) Екатерининский дворец в Царском Селе

Известен также как Большой Царскосельский дворец, Большой Екатерининский дворец, просто Большой дворец и Старый дворец. Во времена правления Романовых — официальная резиденция Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II. Сегодня — музей и один из объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Начало строительства было положено в 1717 году по указу Екатерины I и велось под руководством немецкого архитектора Браунштейна.

В августе 1724 года в знак завершения строительства во дворце устроили праздник, во время которого «палили из 13 пушек трижды».  Изначально дворец представлял собой небольшое двухэтажное здание на 16 комнат.

Но Елизавета Петровна сочла его слишком старомодным и маленьким. И поручила Растрелли перестроить дворец. Тогда он приобрел современный облик.

Но с Екатерининским дворцом — та же история, что и с Большим дворцом в Петергофе. Он был сильно разрушен во время Великой Отечественной войны. Восстановительные работы ведутся до сих пор. Реставраторы пытаются максимально приблизить внешний и внутренний облик дворца к тому, что было при Елизавете Петровне.

В Екатерининском дворце находится знаменитая Янтарная комната. Новый вариант появился в 2003 году к празднованию 300-летия Петербурга. А первоначальное ее убранство было вывезено из дворца во время войны в Калининград, и дальше его следы теряются. До сих пор никто не знает, где находится подлинная Янтарная комната.

5) Большой Гатчинский дворец

Строился в 1766-1781 годах по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Орлова. Впоследствии стал одним из любимых мест отдыха царской семьи. Образец русского классицизма рубежа XVIII-XIX веков.

Изначально здание представляло собой три корпуса, которые были связаны между собой переходами. Основная часть — центральный трехэтажный корпус с примыкавшими к нему двумя пятигранными башнями. Главный корпус соединялся с двумя полуциркульными галереями с одноэтажными служебными каре — Кухонным и Конюшенным.

Граф Орлов недолго прожил в своем дворце. Он умер в 1783 году, здание выкупила Екатерина II и подарила своему сыну — будущему императору Павлу I. В конце XVIII века он начал заниматься перестройкой дворца.

Значительных изменений здание не претерпело. Тем более, что Павел I скончался в 1801 году.

А 1 августа 1851 года на плацу перед дворцом по указу его сына Николая I был установлен памятник Павлу I, который стоит по сей день.

После отречения Николая I от престола Гатчинский дворец перестал принадлежать царской семье. Там расположилась комиссия по приемке и описи имущества дворцов. Ее сотрудники и решили, что Гатчинский дворец станет национальным музеем. Для посещения его открыли 19 мая 1918 года.

Как и другие дворцы пригородов Санкт-Петербурга, дворец в Гатчине сильно пострадал в войну. Но основные ценности удалось сохранить в эвакуации, а крупные скульптуры до мирного времени были захоронены в Гатчинском парке. Но до января 1944 года дворец был захвачен оккупантами, при отступлении они подожгли здание, а оставшиеся ценности уничтожили или увезли в Германию.

В послевоенные годы велась реставрация Гатчинского дворца. Воссоздавать музей там не планировалось.

В 50-е годы там располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем ВНИИ «Электростандарт». В начале 1960-х архитектор М.М.

Плотников начал разрабатывать проект возрождения Гатчинского дворца, как памятника архитектуры. Хотя этот статус здание вновь получило только в 1970-е годы.

Реставрацию во дворце ведут до сих пор. Хотя с 2012 года из-за недостатка финансирования работы приостановили. Сегодня Гатчинский дворец является излюбленным местом для кинематографистов. Там снимали такие известные картины, как «Левша», «Шаги императора», «Бедный, бедный Павел», «Три мушкетера» (2012), «Война и мир» (2016) и другие.

6) Михайловский замок

Бывший императорский дворец в самом центре Санкт-Петербурга. Известен также, как Инженерный замок. Сегодня здание передано в ведение Русского музея.

Михайловский замок был построен на рубеже XVIII-XIX веков по приказу императора Павла I. Так получилось, что там, в собственных покоях он и был убит. Сегодня дворец является крупнейшим архитектурным памятником, который завершает историю петербургского зодчества XVIII века.

Михайловский замок стал воплощением давней мечты Павла I о строительстве дворца на воде. Для его возведения выбрали место бывшего деревянного Летнего дворца, построенном Петром Великим в 1711 году при слиянии Мойки с Фонтанкой. Проект здания выполнил архитектор В.И. Баженов, а руководил строительством архитектор В. Бренн.

Павел I торопился увидеть свою мечту в реальности. По его распоряжению строительство вели днем и ночью (при свете фонарей и факелов). Число рабочих, трудившихся на площадке, доходило до 6 тысяч одновременно.

8 (20) ноября 1800 года, в день святого Архангела Михаила замок был торжественно открыт. Но спустя несколько месяцев там произойдет убийство Павла I, и через 40 дней Романовы покинут дворец. Почти 2 десятилетия замок простоит пустым. А в 1819 году его здание займет Главное инженерное училище — отсюда и второе название. До конца царствования Романовых замок будут перестраивать несколько раз.

С 1918 по 1941 и с 1945 по 1957 годы там располагалось Ленинградское военно-инженерное училище. Во время войны там оборудовали госпиталь. С 1960-х годов в замке размещались различные организации: ЦБТИ, ЛенЦНТИ, ВНИИТЭ и т.д.

В 1991 году треть помещений дворца получил Русский музей. А спустя 3 года — все здание.

К 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга здание отреставрировали и восстановили интерьеры, чтобы посетители могли их видеть в том виде, в каком они были при Павле I.

7) Павловский дворец

Павловский дворец входит в художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск». В XVIII веке являлся летним дворцом Павла I, по указу которого здание и было построено. Тогда же разбили парк по обоим берегам реки Славянки, который сегодня является одним из крупнейших пейзажных парков в Европе.

Строительство дворца велось около 50 лет. Условно это время можно разделить на 3 этапа:

— основание и планировка архитектором Чарльзом Камероном 1782-1796;

— прекращение царской загородной усадьбы во дворец с парками и парадными залами;

— внутренняя отделка.

Изначально здание предполагалось построить, как небольшую царскую усадьбу. Но после коронации в 1796 году император Павел I захотел превратить ее в настоящий дворец. Под руководством архитектора В. Бренна здание перестроили, расширили, а также придали ему больше величественности и парадности.

Как и Гатчинский дворец, был захвачен фашистами и сожжен при отступлении. Реставрация здания была завершена в 1978 году. А в 1983 году ГМЗ «Павловск» получил статус музея-заповедника.

8) Александровский дворец в Царском Селе

Еще один императорский дворец, находящийся в Царском Селе. Построен в стиле палладианского классицизма в 1792-1796 годах.

Императрица Екатерина II готовила его в качестве подарка для внука — великого князя Александра Павловича. Екатерининский дворец затмевает Александровский своей помпезностью и величием.

Но Александровский дворец также является центром притяжения туристов, приехавших в Пушкин.

До начала XX века во дворце в основном проживали некоронованные представители семьи Романовых. Но при императоре Николае II здание стало основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни. Именно там император принимал послов, а также прошли основные мероприятия в праздновании 300-летия дома Романовых и 200-летия Царского Села.

Александровский дворец получит и печальную славу. Он станет последним пристанищем семьи Николая II в Петербурге. Отсюда утром 1 (14) августа 1917 года последние царстсвовавшие Романовы уедут в сибирскую ссылку, а затем будут расстреляны в доме Ипатьева в Екатеринбурге.

Сразу после революции, в 1918 году дворец открыли для посетителей в качестве государственного музея. Сегодня там ведутся реставрационные работы, которые должны закончить в 2018 году.

9) Аничков дворец

Один из дворцов в центре Петербурга, принадлежавших царской фамилии. Строительство начала Елизавета Петровна по восшествии на престол в 1741 году. Изначально проектом занимался архитектор Михаил Земцов. Но он скончался в 1743 году, и здание достраивал Растрелли.

Стоит сказать, что сегодня Аничков дворец находится в самом центре города. А во времена строительства Фонтанка была окраиной, Невский проспект — просекой. Поэтому подразумевался в качестве не основной резиденции.

Готовый дворец Елизавета Петровна подарила своему фавориту Алексею Разумовскому. Ее наследница Екатерина II выкупила его у брата Разумовского и передарила уже своему фавориту — графу Потемкину.

В конце XVIII века дворец вновь был выкуплен Романовыми и далее неоднократно передаривался представителям семьи. Как правило, его использовали в качестве свадебного подарка.

В разное время на венчание его получали Николай I, Александр III и многие другие.

После революции в Аничковом дворце был открыт музей города. В 1925 году его закрыли, а в 1937 году там обосновался Ленинградский Дворец пионеров. По сей день с перерывом на войну, когда там располагался госпиталь, дворец посещают школьники, чтобы обучиться полезным и интересным навыкам.

10) Константиновский дворец в Стрельне

Памятник архитектуры XVIII века, задуманный еще Петром I. Первый российский император присмотрел место в Стрельне для строительства императорской резиденции, которая своим величием и красотой должна была превзойти Версаль.

Здание было заложено 22 июня 1720 года под руководством архитектора Николо Микетти.

По проекту, фонтаны и сопутствующие механизмы должны были работать круглый год (чтобы круче, чем в Европе), а само здание должно было быть больше и прекраснее.

Но строительство шло медленно. Вплоть до первой половины XIX века. В 1797 году Павел I подарил резиденцию своему второму сыну — великому князю Константину Павловичу (отсюда и название). При нем здание неоднократно перестраивалось, а также появились новые постройки.

После смерти Константина Павловича во дворце поселилась большая семья его сына Константина Константиновича. А фактическим владельцем особняка стал его брат — Дмитрий Константинович, который жил там с матерью Александрой Иосифовной.

Также после убийства мужа туда переехала греческая королева Ольга Константиновна.

После революции во дворце разместили Первую Стрельнинскую школу-колонию. В 1937 году там открылся санаторий, а потом — курсы усовершенствования высшего и среднего состава ВМФ. После войны от здания остался только каменный остов, но к 1950 году оно было полностью восстановлено и отдано Арктическому училищу.

После закрытия училища в 1990 году дворец опустел и фактически стал бесхозным. Только в 2000 году дворец с окружающими землями передали на баланс Управления делами президента.

Сегодня там располагается государственный комплекс «Дворец конгрессов». В Константиновском дворце проводят мероприятия самого высокого уровня.

В июле 2006 года там проходил саммит «большой восьмерки», а в 2013 — саммит G-20.

Читайте также:  Памятник альфреду нобелю в санкт-петербурге

Источник: http://piter.my/event/589302/

Царский Петербург: гуляем по дворцам Романовых

Зимняя канавка, Малая Нева, Заячий остров – всё это спутники основной императорской резиденции. Зимний дворец отражает образ жизни, вкусы и даже характер Петра Великого.

Посетить его стоит, чтобы увидеть экспозицию, посвященную петровской эпохе. Кабинет, столовая, токарная мастерская – везде есть предметы, некогда принадлежавшие императору.

Сегодня этот памятник архитектуры XVIII века входит в состав музейного комплекса Эрмитаж.

 наб. Дворцовая, д. 32

Одна из любимых резиденций Павла I построена шотландским архитектором Чарльзом Камероном в конце XVIII века. Главным украшением загородного Императорского имения стали колонны.

Также в строительстве дворца принимал участие зодчий Винченцо Бренна, который декорировал фасад здания лепниной.

Интерьеры дворцовых залов украшают коллекции изобразительного и декоративно-прикладного искусства европейских стран.

 г. Павловск, ул. Садовая, д. 20

Дубовый кабинет Петра Великого, танцевальный зал в стиле елизаветинского барокко, Тронный зал в стиле классицизма XVIII века – всё это и многое другое вы увидите в Большом Петергофском дворце.

Коллекция трёхэтажной резиденции Романовых насчитывает более 3000 различных экспонатов.

Туристы со всего света приезжают сюда чтобы восхититься великолепием императорских апартаментов и красотой дворцово-паркового ансамбля.

 г. Петергоф, ул. Разводная, д. 2

Старинное здание в стиле ампир сегодня знают как Русский музей. Михайловский дворец возвели в центре северной столицы в начале XIX века. Резиденция принадлежала сыну Павла I – Михаилу Павловичу. Специально для здания спроектировали две новые улицы: Инженерную и Михайловскую.

 ул. Инженерная, д. 2-4

Этот памятник архитектуры интересен как фасадом, так и внутренними интерьерами. Чего стоит один только мраморный зал! Всего во дворце насчитывается 30 видов этого камня. Здание в стиле классицизма строили для фаворита Екатерины II графа Орлова. До начала XX века дворец оставался родовым гнездом Романовых, а сейчас здесь располагается филиал Русского музея.

 ул. Миллионная, д. 5/1

Алексеевский дворец – настоящий шедевр архитектуры. Он восхищал своих современников тем, что вобрал в себя разные стили и очень напоминал средневековый французский замок. Для комфорта в особняке были созданы все удобства, возможные в XIX веке. На территории дворца располагалась маленькая электростанция, прачечная, конюшня, сад и оранжереи.

Адрес: наб. р. Мойки, 122.

резиденция создавалась по проекту архитектора Антонио Ринальди. На возведение дворцово-паркового ансамбля ушло 16 лет. Завершенную виллу в стиле классицизма Екатерина II презентовала графу Орлову в знак благосклонности. После смерти графа императрица отдала поместье в распоряжение сына – Павла I.

 Гатчина, пр. Красноармейский, д.1

Ансамбль Исаакиевской площади трудно представить себе без величественного Мариинского дворца. Однако этот архитектурный подарок Николая I дочери Марии не долго оставался в статусе царской резиденции.

Вскоре после кончины хозяйки усадьба становится государственным учреждением. После революции в здании разместилось Временное правительство, затем – казармы для Красной армии. С 1945 года здесь работал Ленсовет.

Сегодня во дворце поводит совещания Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

Адрес: Исаакиевская пл., 6.

Трехэтажное здание в стиле неоренессанса в разные годы было резиденцией князя Николая Николаевича, институтом для девиц-полусирот и «Дворцом труда». Этот архитектурный шедевр на площади Труда (а в царское время – Благовещенской площади) в течение 8 лет создавал мастер эклектики А. И. Штакеншнейдер. При дворе были конюшни, манеж и церковь. Сейчас во дворце проводят экскурсии и лекции.

 пл. Труда, д. 4

Этот роскошный дворец в стиле барокко неизменно производит незабываемое впечатление на всех, кто видит его впервые. Дворцовые фасады царскоселькой резиденции украшал один из известнейших архитекторов елизаветинской эпохи Бартоломео Растрелли. Сегодня гости дворца могут полюбоваться восстановленными интерьерами гостиных, официантской, столовой и опочивальни.

Адрес: г.Пушкин, ул. Садовая, д.7.

Пётр Великий, первый хозяин усадьбы, пожелал, чтобы в архитектурном решении дворец не уступал европейскому Версалю. Тогда над красотой императорской резиденции было поручено трудиться знаменитым архитекторам: Чиприани, Растрелли и Микетти.

С первой половины XIX века «Русский Версаль» принадлежал Романовым.

После революции и вплоть до начала «нулевых» дворец был в запустении, но по завершении реставрации в 2006 году «Дворец Конгрессов» уже принимал гостей саммита «Большая восьмёрка».

 пос. Стрельна, Березовая аллея, 3

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/spb/list/tsarskij-peterburg-gulyaem-po/

Стрельна — резиденция президента

Поселок Стрельна, один из старейших пригородов Санкт-Петербурга, расположен в 19 километрах от города, на южном побережье Финского залива.

В годы шведского владычества на месте Стрельны находилась баронская усадьба под названием Стрелингоф.

После того как в ходе Северной войны Ингерманландия отошла к России, Стрелингоф (или «Стрелина Мыза», как названа усадьба в «Походном журнале» Петра) перешла в личную собственность русского царя.

Здесь Петр I останавливался во время своих частых поездок из строящегося Петербурга в строящийся Кронштадт.

Уже в 1707 году в Стрельне был построен деревянный Путевой дворец. Вдохновленный живописными окрестностями местности, Петр I задумал создать здесь, как и в Петергофе, загородную резиденцию, красотой не уступавшую французскому Версалю. Он планировал возвести в Стрельне великолепный дворец, каскады, гроты, разбить огромный сад.

В 1715 году для работы в Стрельне были приглашены знаменитые архитекторы Жан-Батист Леблон и Бартоломео Растрелли. Они представили Петру проекты дворца и прилегающего сада, и царь выбрал проект Леблона, который по дерзости замысла и великолепию обещал превзойти известнейшие резиденции европейских монархов.

Леблон деятельно принялся за работу, но в 1719 году внезапно скончался. Его заменил приглашенный в Россию в 1718 году Николо Микетти, при котором в 1720 году началось строительство Константиновский дворец. В 1723 году Микетти уехал на родину, и достраивали дворец по его планам уже русские архитекторы во главе с М.

Земцовым.

Одновременно с возведением дворца создавался Стрельнинский парк. По документам того времени только за один день 1718 года в парке было высажено 5140 деревьев. По приказу царя на берегу реки Стрелки был заложен питомник декоративных деревьев и кустарников, которые предназначались для парков Петергофа и Стрельны.

Саму реку перегородили плотиной, создав большой пруд, названный позже Орловским. На возвышенных местах заложили «государевы огороды», точнее — плодовые сады с ягодными кустами, построили оранжереи, теплицы. Кроме того, было прорыто новое, искусственное русло реки Стрелки длиной около 400 метров.

В устье этого русла началось строительство пристани.

После смерти Петра I грандиозные работы в Стрельне практически остановились. Стрельна так и не стала парадной резиденцией русских царей, зато исправно снабжала самодержцев овощами, ягодами и фруктами. В 18 веке Стрельнинские сады считались образцовыми в России.

В 30-х годах 18 века Константиновский дворец сгорел. Он был восстановлен только в 1797 году, когда новым владельцем Стрельны стал сын Павла I Константин. В 1803 году во дворце снова случился пожар, но на этот раз он был быстро восстановлен архитекторами А. Воронихиным и Л. Руска.

В 1847 году Стрельна стала летней резиденцией сына Николая I Константина Николаевича, и с тех пор дворец и парк стали официально именоваться Константиновскими. Во второй половине 19 века и до самой Октябрьской революции Стрельна была популярной дачной местностью.

После революции дворцы и парки Стрельны были национализированы, а все имущество, которое представляло историческую или художественную ценность, было вывезено в Петроград. В самих дворцах разместились детские трудовые колонии.

Чудовищный, порой непоправимый ущерб был нанесен Стрельне в годы немецкой оккупации. Десятилетия Константиновский дворец находился в плачевном состоянии.

В 1990 году ЮНЕСКО даже включило этот памятник всемирного культурно-исторического наследия в список объектов, которым грозит полное разрушение.

Полностью восстановить Константиновский дворец удалось только в начале третьего тысячелетия — памятник был возрожден к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.

Источник: http://www.Comfitel.ru/putevoditel-po-sankt-peterburgu/66-prigorodi-sankt-peterburga/522-strelna-rezidencia-prezidenta

Достопримечательности Стрельны: фото и описание :

Стрельна – один из старейших и самых интересных пригородов Санкт-Петербурга. Он расположен в 20 километрах к юго-западу от Северной Пальмиры, на побережье Финского залива. В этой статье вы найдете описание и фото достопримечательностей Стрельны – Константиновского дворца, Орловского парка, усадьбы Львова и прочих объектов.

История Стрельны

Первое письменное упоминание об этом поселке датируется 1500 годом. В начале XVIII века Стрельна из небольшого приморского селения волей случая превращается в «Русскую Версалию». Именно здесь царь Петр Первый пожелал обустроить еще одну загородную резиденцию.

Свои варианты архитектурных проектов предлагали известные европейские зодчие Растрелли и Леблон. Но Всероссийский император выбрал более смелый проект Жана-Батиста Леблона.

Вначале в Стрельне соорудили небольшой Путевой дворец из дерева, а в 1720 году был заложен Большой Константиновский дворец и роскошный парк. Причем всеми работами руководил уже другой архитектор – Никколо Микетти.

Его пригласили в Россию в экстренном порядке, чтобы заменить внезапно скончавшегося Леблона. Через пять лет Микетти вернулся на родину, и резиденцию достраивали уже русские архитекторы.

После смерти Петра I в 1725 году великолепные строения и достопримечательности Стрельны надолго остались без внимания со стороны царских особ. В 1797 году император Павел I подарил резиденцию своему сыну Константину Павловичу. Именно его имя закрепилось и за дворцом, и за парком Стрельны.

В начале XIX века окрестности резиденции превратились в элитный дачный поселок. Здесь вырос ряд новых усадеб и вилл, а также еще один ландшафтный парк (Орловский). Во время Второй мировой войны пострадали почти все знаковые постройки Стрельны. В 2003 году царская резиденция была капитально отреставрирована, а тремя годами позже она приняла участников саммита «Большой восьмерки».

Поговаривают, что именно в Стрельне Михаил Лермонтов написал свое знаменитое стихотворение «Белеет парус одинокий». Якобы именно здесь великий русский поэт впервые в своей жизни увидел море.

Все достопримечательности Стрельны

Фото и описание всех достопримечательностей, представленные в нашем обзоре, помогут, конечно, понять, насколько красив этот пригород СПб. Но лучше, конечно, все это увидеть воочию.

Тем более что дорога из Северной столицы до Стрельны занимает всего полчаса. Сюда можно доехать на городском автобусе (№ К-300, К-404, К-424) или же на трамвае № 36 от станции метро «Автово». Добраться в Стрельну можно и на пригородной электричке.

Садиться нужно на Балтийском вокзале города Санкт-Петербурга.

Достопримечательности Стрельны – это не только ансамбль сооружений царской резиденции, но и прочие памятники старины. В частности, ландшафтные парки, усадьбы, гражданские здания. Если вы приедете сюда на поезде, то знакомство с достопримечательностями Стрельны начнется для вас еще на перроне местной железнодорожной станции.

Красное здание вокзала с башней у входа напоминает небольшой охотничий домик. Оно было построено в 1850 годах по проекту Николая Леонтьевича Бенуа.

Напомним, что этот архитектор также спроектировал шикарные вокзал и почтамт в соседнем Петергофе, Большой Гостиный двор в Санкт-Петербурге, Шведский театр в Хельсинки и прочие сооружения.

Ниже перечислены все достопримечательности Стрельны Ленинградской области, которые стоит посетить в «царском» пригороде. Вот их список:

  • Константиновский дворец с парком.
  • Путевой дворец Петра Первого.
  • Орловский парк.
  • Особняк князя А. Д. Львова.
  • Старые конюшни в Орловском парке.
  • Полуразрушенная башня и «мостик любви» в Орловском парке.
  • Монастырь Приморской Сергиевой пустыни.
  • Мост-плотина на реке Стрелка.
  • Часовня Николая Чудотворца.
  • Железнодорожный вокзал станции «Стрельна».

Чтобы осмотреть все достопримечательности Стрельны, понадобится один полный день (а может, и два). Далее мы вкратце расскажем о четырех из них.

Константиновский дворец

По задумке Петра Первого дворец в Стрельне должен был затмить своей красотой и роскошью знаменитый французский Версаль. Однако строительство резиденции совпало по времени с длительной и изнурительной войной России со Швецией, которая сильно истощала царскую казну. Поэтому денег на дворец попросту не хватало.

Константиновский дворец выглядит торжественно и очень пышно, даже несмотря на практически полное отсутствие архитектурного декора на его внешних фасадах. Рядом находится парк площадью 132 га с интересной и геометрически правильной планировкой аллей.

В наши дни дворец является морской резиденцией президента РФ. Здесь проводятся саммиты, различные встречи и форумы.

Путевой дворец

Деревянный Путевой дворец Петра Первого – это еще одна достопримечательность Стрельны, которая, вне всякого сомнения, достойна внимания туристов. Он был построен в 1716 году. Архитектор этого здания остался неизвестен. Из окон путевого дворца Петр I наблюдал за строительством своего «Версаля».

В послевоенные годы среди руин Путевого дворца обнаружили загадочный саркофаг. Внутри него в специальной жидкости находилось забальзамированное тело мужчины, облаченного в воинскую одежду. Предположительно, в этом саркофаге находился основатель Стрельны.

Особняк Львова

В Стрельне есть еще один дворец – Львовский. И старинный украинский город здесь ни при чем. Эта усадьба принадлежала князю Александру Львову, который отвечал за пожарную безопасность Константиновской резиденции.

Особняк был выстроен из камня в середине XIX века в очень модном на то время стиле неоготики. Широкие галереи, башни, зубчатые балконы и сплошная асимметрия – вот основные черты архитектуры этого здания.

К сожалению, в годы Октябрьской революции и Великой Отечественной войны внутреннее убранство дворца было полностью разграблено.

В 2013 году здание отреставрировали, а во дворе установили памятник Александру Львову.

Готические конюшни в Орловском парке

Орловский парк, заложенный в 1830 годах на деньги графа Алексея Орлова, хранит на своей территории множество интересных объектов. Это романтические руины башни, миниатюрный туфовый мостик, симпатичный дом привратника, ворота уничтоженной усадьбы Орловых. Когда-то в парке даже был свой зеленый лабиринт с петляющими аллеями из растений.

Но самый интересный объект в пределах Орловского парка – это старые графские конюшни. Они были выстроены из красного кирпича в готическом стиле. Своим внешним видом Орловские конюшни напоминают о мрачных временах Средневековья.

Источник: https://www.syl.ru/article/334928/dostoprimechatelnosti-strelnyi-foto-i-opisanie

Пригороды – Стрельна | Культурный каталог Санкт-Петербурга. SPBMY.ru

Поселок Стрельна, один из старейших пригородов Санкт-Петербурга, расположен в 19 километрах от города, на южном побережье Финского залива.

В годы шведского владычествана месте Стрельны находилась баронская усадьба под названием Стрелингоф.

После того как в ходе Северной войны Ингерманландия отошла к России, Стрелингоф (или “Стрелина Мыза”, как названа усадьба в “Походном журнале” Петра) перешла в личную собственность русского царя.

Здесь Петр I останавливался во время своих частых поездок из строящегося Петербурга в строящийся Кронштадт.

Уже в 1707 году в Стрельне был построен деревянный Путевой дворец. Вдохновленный живописными окрестностями местности, Петр I задумал создать здесь, как и в Петергофе, загородную резиденцию, красотой не уступавшую французскому Версалю. Он планировал возвести в Стрельне великолепный дворец, каскады, гроты, разбить огромный сад.

Читайте также:  Где побывал в петербурге и где умер лесковский левша?

В 1715 году для работы в Стрельне были приглашены знаменитые архитекторы Жан-Батист Леблон и Бартоломео Растрелли. Они представили Петру проекты дворца и прилегающего сада, и царь выбрал проект Леблона, который по дерзости замысла и великолепию обещал превзойти известнейшие резиденции европейских монархов.

Леблон деятельно принялся за работу, но в 1719 году внезапно скончался. Его заменил приглашенный в Россию в 1718 году Николо Микетти, при котором в 1720 году началось строительство Константиновский дворец. В 1723 году Микетти уехал на родину, и достраивали дворец по его планам уже русские архитекторы во главе с М. Земцовым.

Одновременно с возведением дворца создавался Стрельнинский парк. По документам того времени только за один день 1718 года в парке было высажено 5140 деревьев. По приказу царя на берегу реки Стрелки был заложен питомник декоративных деревьев и кустарников, которые предназначались для парков Петергофа и Стрельны.

Саму реку перегородили плотиной, создав большой пруд, названный позже Орловским. На возвышенных местах заложили “государевы огороды”, точнее – плодовые сады с ягодными кустами, построили оранжереи, теплицы. Кроме того, было прорыто новое, искусственное русло реки Стрелки длиной около 400 метров.

В устье этого русла началось строительство пристани.

После смерти Петра I грандиозные работы в Стрельне практически остановились. Стрельна так и не стала парадной резиденцией русских царей, зато исправно снабжала самодержцев овощами, ягодами и фруктами. В 18 веке Стрельнинские сады считались образцовыми в России.

В 30-х годах 18 века Константиновский дворец сгорел. Он был восстановлен только в 1797 году, когда новым владельцем Стрельны стал сын Павла I Константин. В 1803 году во дворце снова случился пожар, но на этот раз он был быстро восстановлен архитекторами А. Воронихиным и Л. Руска.

В 1847 году Стрельна стала летней резиденцией сына Николая I Константина Николаевича, и с тех пор дворец и парк стали официально именоваться Константиновскими. Во второй половине 19 века и до самой Октябрьской революции Стрельна была популярной дачной местностью.

После революции дворцы и парки Стрельны были национализированы, а все имущество, которое представляло историческую или художественную ценность, было вывезено в Петроград. В самих дворцах разместились детские трудовые колонии.

Чудовищный, порой непоправимый ущерб был нанесен Стрельне в годы немецкой оккупации. Десятилетия Константиновский дворец находился в плачевном состоянии.

В 1990 году ЮНЕСКО даже включило этот памятник всемирного культурно-исторического наследия в список объектов, которым грозит полное разрушение.

Полностью восстановить Константиновский дворец удалось только в начале третьего тысячелетия – памятник был возрожден к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.

Историческая справка
1707 г. – построен деревянный Путевой дворец Петра I.
1715 г. – начинаются работы над проектом дворца в Стрельне и разбивка Стрельнинского парка.
1720 г. – начало строительства Константиновского дворца.
1797 г.

– новым владельцем Стрельны становится сын Павла I Константин.
1847 г. – Стрельна становится летней резиденцией сына Николая I Константина Николаевича.
1918 г. – дворцы и парки Стрельны национализированы.
19 января 1944 г. — Стрельна освобождена от немецко-фашистских захватчиков.

1951-1952 гг. – восстановлен Путевой дворец Петра I.
1990 г. – дворцово-парковый комплекс Стрельны внесен в список памятников культурно-исторического наследия ЮНЕСКО.
2001 г. – здание Константиновского дворца и парк переданы в ведение администрации президента России.
2003 г.

– окончательно восстановлен Константиновский дворец.

Источник: http://katalog.spbmy.ru/?p=148

Золотое кольцо Санкт-Петербурга: посёлок Стрельна

Санкт-Петербург… Что вы знаете о его достопримечательностях? Наверняка вы читали на сайте, посвященном туризму, о Питере, что здесь нужно посетить Эрмитаж, Кунсткамеру, Исаакиевский собор, Спас-на-Крови, Мариинский театр. Безусловно, все эти места стоит посетить во время визита в Санкт-Петербург. Но есть еще и места, о которых туристам говорят мало. Именно поэтому мы поговорим о пригородах Санкт-Петербурга.

Золотое кольцо Петербурга — Стрельна, Петродворец, Ломоносов, Пушкин, Павловск, Кронштадт, Гатчина. Эти пригороды стоит посетить каждому туристу для того, чтобы прочувствовать красоту северной столицы и ее окрестностей в полном объеме.

Стрельна – один из самых старых городов возле Санкт-Петербурга. Он располагается на южном побережье Финского залива. В Стрельне отдыхал Петр I, когда держал свой путь к возводящемуся в то время Кронштадту. Именно для царя в Стрельне возвели Путевой дворец. Петр I хотел построить здесь что-то в версальском стиле.

Великие Растрелли и Леблон были приглашены для возведения центральной загородной резиденции царя, которая впоследствии была возведена в Петергофе.

Работу архитекторов должен был закончить архитектор Микетти, но его помощь уже не понадобилась, так как работы по строительству загородной резиденции были перенесены в Петергоф.

В Стрельне остался возведенный при Петре I и улучшенный усилиями Елизаветы Стрельнинский дворец. Дворец возведен в стиле барокко, его украшают три арочных сквозных прохода, вокруг которых поставлены колонны. Стрельнинский дворец назван сегодня Константиновским, потому что Павел I сделал подарок сыну Константину.

После модернизаций, внесенных в убранство дворца Константином, случилась большая беда – дворец пострадал от пожара. Теперь к возрождению архитектурного памятника приступает Л. Руска – новый архитектор.

Он придал дворцу новый облик, сделал его центральным дворцом парково-дворцового ансамбля, по-новому отделал Мраморный зал, Военную галерею, анфиладу парадных комнат.

Из княжеских апартаментов дворца, расположенных на третьем этаже, можно наблюдать прекрасный вид Финского залива. Интересно в Стрельне будет посмотреть гроты и террасы дворца, которые придают ему шарм и представляют собой интересные архитектурные решения по укреплению берега.

На некоторое время Стрельну снова забывают. Своей летней резиденцией Стрельну делает Константин Николаевич, сын Николая I. Вокруг дворца в это время возводят живописный парк. А во время Второй Мировой войны Стрельну разрушают. Полностью восстановили ее облик к трехсотлетию Петербурга.

Вам стоит побывать там, почувствовать ход истории и увидеть красоту этого места своими глазами. А фотографии с путешествия вы сможете распечатать на фотоцентр-спб.рф.

Источник: http://ekskursovod.org/zolotoe-kolco-sankt-peterburga-posyolok-strelna.html

История

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге построен в 1711–1712 гг. по проекту архитектора Доменико Трезини. К оформлению фасадов и интерьеров Летнего дворца были привлечены архитекторы и скульпторы из Западной Европы: Андреас Шлютер, Георг-Иоганн Маттарнови, Жан-Батист-Александр Леблон.

Летний дворец Петра I имеет счастливую судьбу: после кончины Петра дворецникогда не перестраивался, хотя были некоторые потери в оформлении интерьеров.

До наших дней в неизменном виде сохранились планировка и внешний облик здания, живописные плафоны аллегорического содержания, сосновые шкафы для одежды, изразцовые печи и отделка стен расписными голландскими плитками, отделка деревянными панелями помещений первого этажа, внутренняя отделка Нижней и Верхней Поварен и Зеленого кабинета.

Уникальный ветровой прибор в Кабинете Петра I по-прежнему показывает направление и силу ветра, а также время. На втором этаже стоит данцигский шкаф, в котором, по преданию, Петр I хранил свое белье и ботфорты.

Летний дворец ценен не только как один из ранних памятников архитектуры Санкт-Петербурга, но и как свидетельство вкусов, интересов, устремлений Петра I, которые отразились в особенностях архитектуры памятника.

Для устройства своей резиденции Петр I выбрал обжитую и выгодно расположенную мызу на мысе между Невой и Безымянным ериком (ныне река Фонтанка), где располагалось имение шведского майора Эриха Берндта фон Коноу (Конау) — небольшой домик с хозяйственным двором и садом. Первое время Петр мог использовать для проживания домик Конау, но, возможно, уже тогда для него построил собственный дом.

Иван Матвеев (Угрюмов), который с 1705 по 1707 г. руководил всеми инженерно-строительными работами на бывшей шведской мызе. Именно эту постройку видел в 1710–1711 гг. автор «Описания Санкт-Петербурга и Кроншлота»: «Вплоть у речки, — пишет он, — царская резиденция, то есть небольшой домик в саду голландского фасада, пестро раскрашенный с золочеными оконными рамами и свинцовыми орнаментами».

По указанию Петра на месте его прежнего дома построили каменное здание по проекту архитектора Д. Трезини. 17 апреля 1712 г.

Петр уже переехал жить в Летний дворец, а уже через год царскую резиденцию посетили «заморские» гости: «Третьего дня [июля] пришли сюда 6 кораблей торговых Голландских и Английских, из которых галиот да гукар (типы голландских судов XVIII в.) ко мне причалили, то есть к самым моим палатам….»

После смерти Петра I Летний дворец теряет значение царского жилища. Некоторое время здесь жили придворные служители. В царствование Елизаветы Петровны, дочери Петра, чтившей память об отце, «ветхости» чинят, и бывшую царскую резиденцию в перовой половине XIX века начинают употреблять как место для летнего проживания видных сановников того времени.

К 200-летию Санкт-Петербурга в Летнем дворце состоялась выставка памятников петровской эпохи. Из императорских дворцов, Эрмитажа, Государственного архива были доставлены портреты и гравюры, знамена, военные орудия, предметы мебели и прикладного искусства, книги, чертежи. Кровать Петра I из Александро-Невской лавры, представленная на выставке, и сейчас находится на экспозиции дворца.

После 1917 г. дворец сохранялся как исторический и архитектурный памятник, но еще не имел статуса музея. В 1925 г. дворец был передан в ведение историко-бытового отдела Государственного Русского музея, в нем устраивались выставки, не связанные с историческим прошлым дворца.

С 1934 г. Летний дворец Петра I становится самостоятельным музеем мемориально-исторического и художественного характера. На экспозиции музея можно увидеть одежду Петра I, мебель, картины и гравюры, предметы прикладного искусства петровского времени.

В годы Великой Отечественной войны Летний дворец пострадал от удара взрывной волны, но повреждения ликвидировали уже в 1946 г., а на следующий год дворец — музей открыли для посетителей. В 1960-е гг. во дворце проходила всесторонняя реставрация под руководством архитектора А. Э. Гессена.

С 2004 г. Летний дворец вошел в состав Государственного Русского музея. В 2015–2017 гг. во дворце осуществлена комплексная реставрация, которой предшествовала кропотливая работа историков и искусствоведов. В процессе реставрации во дворце восстановлена атмосфера царского жилища начала XVIII века.

Особо следует отметить реставрацию живописных плафонов в семи помещениях Летнего дворца, после чего потемневшая уникальная живопись была приближена к своему первоначальному цвету. Появилось ощущение воздуха и парения аллегорических фигур.

В Зеленом кабинете, где в специальных шкафах-витринах располагались петровские раритеты, положившим начало истории Кунсткамеры в Санкт-Петербурге, была произведены очистка и укрепление уникальной настенной живописи по дереву начала XVIII в. Во дворце отреставрированы дубовые двери и ставни, а также в соответствии с историческими материалами обновлен паркетный пол и ткани на стенах. Оконные переплеты XIX в. были заменены.

Особое внимание было уделено знаменитому ветровому прибору (анемометру), который был заказан Петром I в Дрездене и в 1714 году установлен в Летнем дворце. Прибор объединяет три циферблата: один из них — часовой, другие два — указатели направления и скорости ветра.

Стрелки правого и левого циферблатов соединены с флюгером, находящимся на крыше, посредством шахты, прорубленной в стене. Прибор является неотъемлемой частью Летнего дворца, его уникальнейшим раритетом.

Ветровой прибор имеет резное обрамление, на котором представлены мифологические персонажи: повелитель ветров Эол, владыка морей Нептун и морские эмблемы — рули кораблей, весла, трезубцы и венчающая раму корона из ростров — носов кораблей.

Специалисты бережно подошли к реставрации Нижней и Верхних Поварен, отделанных расписными голландскими плитками. В Нижней Поварне представлена раковина из черного мрамора, которая является частью системы водоснабжения петровского времени. Под зданием дворца сохранился кирпичный сводчатый тоннель, который обеспечивал действие проточно-промывной канализации — первой в Санкт-Петербурге.

На крыше дворца засиял обновленный позолоченный флюгер.

Источник: http://www.rusmuseum.ru/summer-palace-of-peter-1/history/

Константиновский дворец в Стрельне

Константиновский дворец в Стрельне
Константиновский дворец — возрожденный памятник истории и архитектуры XVIII века, бывшая резиденция великих князей Романовых, архитектурная доминанта «Государственного комплекса «Дворец конгрессов». Дворец окружен каналами и парком, в котором расположен потрясающий розарий и неповторимый ансамбль фонтанов «Цветы».

Резиденция Президента России Владимира Путина Сегодня Константиновский дворец — это деловой и культурный центр Санкт-Петербурга. Именно здесь прошли Саммит Россия-ЕС, встреча глав государств и правительств «Группы восьми», а также беспрецедентное событие — саммит лидеров «Группы двадцати».

Для проведения конференций «Дворец конгрессов» располагает большим количеством разнообразных залов, во всех его объектах установлена новейшая техника, внедрены передовые технологии. В парадных залах дворца проходят светские приемы, балы, концерты и презентации.

Экскурсии в Константиновский дворецГости Константиновского дворца могут познакомиться с известной коллекцией русского искусства, которая создавалась в течение 30 лет великими русскими музыкантами Мстиславом Ростроповичем и Галиной Вишневской и была передана в дар государству меценатом А.

Усмановым: живопись и графика, фарфор и стекло, бронза и малахит, изделия народных промыслов. Здесь же расположен знаменитый клад Нарышкиных. Уникальность этого клада в том, что он включает в себя более двух тысяч предметов из серебра, изготовленных в XIX — начале XX века лучшими ювелирами известнейших фирм.

Входящие в клад предметы — столовые и чайные сервизы, украшения и награды дошли до наших дней в великолепной сохранности, а наборы посуды — почти в полной комплектности. Все желающие также могут совершить экскурс по винным погребам и продегустировать лучшие экземпляры.

Коллекция вин Константиновского дворца включает в себя вина признанных великих мастеров виноделия: Франции, Испании, Италии, а также высококачественные вина из Калифорнии, Германии, Австрии, Чили, Израиля (более 250 наименований). Опытные сомелье ответят на любые вопросы истинных ценителей и научат раскрывать букеты новичков.

Тематические экскурсии: «Возрожденный замысел великого Петра», «Шедевры Константиновского дворца», «Век нынешний и век минувший», «Русская Версалия», «Тайны Санкт-Петербурга» и так далее. Стоимость билетов на экскурсии — от 150 рублей. Кассы работают с 10-00 до 16-00, выходной — среда.

Посещение комплекса возможно только с экскурсией.

Как добраться Адрес: Санкт-Петербург, пос. Стрельна, Березовая аллея, д. 3 Быстрее всего до Стрельны можно доехать:– от ст. м. «Автово» на автобусе 200, 210, на трамвае 36 и маршрутных такси 300, 424, 424-а;– от ст. м.

«Ленинский проспект» на маршрутных такси 103, 420;– от ст. м. «Проспект Ветеранов» на маршрутных такси 343, 850, 392.Вход на территорию Президентской резиденции в Стрельне находится в самом начале парка.

Телефоны: 8 (812) 438-53-60 — проведение экскурсий; 8 (812) 438-57-15 — проведение мероприятий.

Официальный сайт: www.konstantinpalace.ru

Источник: http://www.Peterburg.ru/sights/konstantinovskiy-dvorec-v-strelne

Дворцы Царского села и Петергофа

Санкт-Петербург и его пригороды можно смело назвать «музеем под открытым небом». Гости города могут посетить великое множество, предлагаемых турагентствами тематических, обзорных экскурсий по дворцам Санкт-Петербурга. Сегодня мы расскажем о дворцах царских загородных резиденций, расположенных в знаменитых пригородах: Петергофе и Царском селе.

Читайте также:  Дворец белосельских-белозерских в санкт-петербурге

Царское село. Этот город находится в Приневской низине, его основал в 1710 году император Петр Первый. С 1937 года Царское село было переименовано в город Пушкин, ведь все тут связано с именем великого русского поэта: он тут жил, учился, писал. Музей-заповедник Царское село славится бурной историей, величественными дворцами, чудесными парками и уникальной Янтарной комнатой.

Александровский дворец. Это величественное здание стоит в северной части одноименного парка. Его заложили еще в 1792 году по указу Екатерины Великой, в честь бракосочетания ее самого любимого внука — будущего императора Александра Первого и великой княжны Елизаветы Алексеевны.

В год смерти Екатерины – 1796, его строительство завершилось, а уже с июня 1796 года, князь Александр Павлович с женой туда заселились. Дворец, представляет из себя, длинное двухэтажное здание с флигелями по сторонам.

Все же Александр Первый предпочитал во время посещения Царского Села селиться в Большом Царскосельском дворце, а вот Николай Первый, Александровский дворец очень любил и много сил и финансов тратил на его благоустройство.

Для внука этого императора – Александра, ставшего потом «Третьим», этот дворец был великокняжеской резиденцией, но став императором, он любил жить в Гатчинском дворце. В 1904 году Александровский дворец был резиденцией императора Николая Второго. Он здесь родился, поэтому всегда любил Царское Село.

Тут же прошли тринадцать последних лет царствования императора, отсюда первого августа 1917 года его с семьей отправили в тобольскую ссылку. С начала двадцатого века в Александровском дворце происходили почти все знаменательные события государственной жизни страны: приемы, празднование юбилеев, встречи государственных деятелей.

С 1918 года Александровский дворец стал государственным музеем. В экспозицию входили исторические интерьеры первого этажа и центральной части здания, жилые апартаменты Романовых, находящиеся в правом флигеле.

С началом Великой Отечественной войны из дворца-музея эвакуировали бесценные люстры, старинные ковры, предметы мебели, а также мраморные и фарфоровые изделия восемнадцатого столетия, но большая часть дворцового имущества осталась тут.

В период оккупации города в Александровском дворце разместился немецкий штаб с гестапо, а в подвалах устроили тюрьму, площадь у дворца стала кладбищем для солдат СС. С 1996 года в Александровском дворце начались ремонтные работы, затем в правом крыле здания, стала работать постоянная выставка «Воспоминания в Александровском дворце». Она расположилась среди частично сохранившегося исторического интерьера, правда, в период войны, залы практически утратили свою художественную отделку. Но, тем не менее, их обставили предметами из императорских апартаментов Николая Второго, разместили его личные вещи, а также вещи, принадлежащие членам императорской фамилии. Недавно, в сентябре 2015 года этот дворец закрыли на реставрацию, окончание которой планируется в середине 2018 года.

Екатерининский дворец. С 1717 года в Царском Селе началось строительство «каменных палат» Екатерины Первой и длилось вплоть до августа 1724 года. Дворец тех времен был типичным двухэтажным зданием русской архитектуры начала восемнадцатого века. Пришедшая к власти императрица Елизавета Петровна приказала расширить здание.

А позже в 1752 году по ее приказу зданию предстояла капитальная перестройка. Уже летом 1756 года великий Растрелли продемонстрировал обновленное творение своей венценосной заказчице и важным иностранным послам. Дворец был оформлен в барочном стиле, он восхищал не только размерами, но и «живописностью» своего декора. С 1770 года началось оформление парадных и жилых комнат дворца.

Императрица Екатерина Вторая решила украсить интерьеры, согласно, канонов античного искусства. Украшение Арабесковой и Лионской гостиных, Китайского зала, Купольной столовой, Серебряного кабинета, Синего кабинета-«Табакерки» и Опочивальни, были декорированы строго, утонченно и весьма изящно.

Но, эти залы были утрачены за период Великой Отечественной войны, они не восстановлены, по сей день. Особое слово стоит сказать о знаменитой Янтарной комнате.

Янтарная комната — настоящая жемчужина Екатерининского дворца, не зря именуемая «одним из чудес света». Она была подарена царю Петру Первому прусским императором Фридрихом-Вильгельмом Первым в 1716 году, по случаю заключения союза России и Пруссии. «Янтарный кабинет» в разобранном виду в многочисленных ящиках с инструкцией по сборке был доставлен в Санкт-Петербург.

Подарок так и пролежал в ящиках до восшествия на престол дочери Петра Великого. В 1745 году Фридрих Второй преподнес Елизавете Петровне янтарную раму, декорированную аллегориями, прославлявшими русскую императрицу. Императрица приказала собрать Янтарную комнату в Зимнем дворце. Это произошло в 1746 году, и с тех пор она стала местом проведения официальных приемов.

По мере реконструкции Зимнего дворца, Янтарная комната много раз переносилась с места на место. В 1755 году Елизавета Петровна поручила Растрелли собрать Янтарную комнату в Большом Царскосельском дворце. Для этого был выделен огромный зал, около ста квадратных метров.

А так как выделенное помещение превышало прежние размера комнаты, Растрелли пришлось придумывать, как симметрично разместить янтарные панели и чем замаскировать их нехватку. Он разделил их зеркальными пилястрами, а также оформил комнату деревянной позолоченной резьбой. В местах нехватки янтаря, стены затянули холстом и расписали «под янтарь».

Пришедшая к власти императрица Екатерина Вторая в 1763 году подписала указ о необходимости замены этих холстов на новые части янтарных панелей. Они изготавливались в течение четырех лет, было использовано почти четыреста пятьдесят килограммов янтаря, но в 1770 году Янтарная комната была полностью завершена.

Но, во дворце были сквозняки и случались резкие перепады температур, вследствие использования печного отопления, а это разрушало янтарь, поэтому лишь в девятнадцатом столетие пришлось делать три крупные реставрации. Затем реставрационные работы проводили уже в начале двадцатого века. Следующая восстановительная работа была назначена на 1941 год.

Но, началась Великая Отечественная война, и в Екатерининском дворце начали эвакуацию музейных ценностей, правда, опасаясь хрупкости янтарных панелей, их решили законсервировать на месте: оклеив бумагой, марлей, обложив ватой, закрыв деревянными щитами. С приходом в город немецких частей, янтарные панно сняли и отправили в Кенигсберг.

Об этом сохранилась запись в дарственной книге Кенигсбергского музея, что Янтарную комнату подарило музею Германское государственное управление дворцов и садов. Похищенные янтарные панно с резными позолоченными дверями выставили на обозрение в зале Кенигсбергского замка. Это было последним местом демонстрации уникальной отделки.

В 1944 году, немцы начали отступать, поэтому панели разобрали, упаковали в ящики и вывезли в неизвестном направлении. Янтарная комната исчезла. В июле 1979 года в России приняли решение об их воссоздании. Работу поручили архитектору Кедринскому. Он начал работу в 1983 году, за год он сделал для новой Янтарной комнаты живописный плафон, создал верхний ярус, наборный паркет.

В 1994 году установили янтарные панели нижнего яруса, угловой столик, в 1996 году была завершена работа над флорентийской мозаикой «Зрение». В 2000 году в музей-заповедник вернули найденные в Германии янтарный комод конца восемнадцатого века и флорентийскую мозаику «Осязание и Обоняние», эти предметы были в первоначальном убранстве комнаты.

Работа над воссозданием «Янтарной комнаты» велась почти четверть века и была закончена к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, когда в нее попали первые посетители. Желающих посмотреть на это рукотворное чудо немало и по сей день, а Рейно Шульце – немец, посетивший это чудо, был так вдохновлен, что даже написал музыкальное произведение — «Петербургский янтарный марш».

Петергоф. Этот, без преувеличения красивейший пригород Санкт-Петербурга находится на южном берегу Финского залива. Город Петергоф — бывшая загородная резиденция русских царей, основал ее Петр Первый в 1714 году. Это произошло после его победы над шведами.

Император решить создать что-то прекрасное, что могло бы сравниться с Версалем. Так возник великолепный ансамбль петергофских дворцов и парков — триумфальный памятник побед России в борьбе, за право выхода к Балтийскому морю.

С 1918 году дворцово-парковый ансамбль национализировали и превратили в музей, в 1990 года городу присвоен статус музея-заповедника, кроме того, его внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

И пусть никого не удивляет, что весь город удостоился такого статуса, ведь это самый настоящий «музей под открытым небом», состоящий из бесчисленных дворцов, соборов, старинных усадьб, уютных павильонов, прудов и парков, скульптур и великолепных фонтанов.

Большой Дворец — в первоначальном варианте застройки возводили во временной промежуток с 1714 по 1721 годы, он назывался «Верхними палатами» и был скромного вида. В период с 1747 по 1754 год возводилось новое здание в барочном стиле, по сей день восхищающее туристов невероятным шиком, красотой и торжественностью.

Это детище знаменитого Бартоломео Растрелли. Большой дворец – сердце архитектурной композиции Петергофа. Здание в три этажа с изящными галереями, стоящее у кромки природной террасы, в длину тянется на триста метров. Крышу венчает золоченая ваза.

С обеих сторон от центрального корпуса находятся Гербовый и Церковный корпуса, которые гордо устремляются вниз своими золочеными фигурными куполами. На Гербовом корпусе купол заканчивается флюгером — трехголовым орлом, Церковный корпус венчает православный крест. Все Залы Большого дворца необычайно красивы.

Тут на славу потрудились русские скульпторы, живописцы, мастера-резчики, паркетчики. Великолепную анфиладу парадных залов украшает золоченая резьба по дереву, зеркала, живописные плафоны, наборный паркет, резная мебель.

Интерьер Большого дворца оформлен, согласно, временам петровской эпохи, кроме того, тут размещены личные вещи, мебель царственных хозяев Петергофа.

Самыми интересными для изучения являются: Танцевальный зал, оформленный многочисленными зеркалами; Чесменский зал, с картинами, посвященными этому сражению; Китайские кабинеты, оформленные в пышном восточном стиле; Тронный зал, имеющий площадь в триста сорок дав квадратных метра, оформленный прекрасными императорскими портретами, с парадным тронным креслом; Картинный зал, сохранивший старый интерьер, с великолепной коллекцией, состоящей из почти четырехсот портретов; Дубовый кабинет Петра Первого, воссозданной максимально достоверно, со старинной мебелью и предметами обихода.

Дворец Монплезир — строительство Петергофа пошло с возведения именно этого дворца. Петр Первый сам выбрал место для него: на берегу Финского залива, чтобы были хорошо видны проходящие корабли. Дворец поставили на выложенной гранитом высокой террасе. На фоне такого мощного основания здание кажется воздушным. Центральную часть венчает шатровая крыша.

С востока и запада к основной части здания примыкают две галереи, которые оканчивают павильоны, украшенные световыми фонариками. Центральная часть удивляет величественным Парадным залом. К нему примыкают по три помещения: с запада – Секретарская комната, Спальня императора, Морской кабинет; с восточной части – Китайский кабинет, Кухня, Буфетная комната.

Морской кабинет Петра Великого всегда вызывает особенный интерес у посетителей: тут находятся старинные навигационные инструменты, стальная шкатулка, принадлежащая царю, с его личным вензелем. Стены кабинета украшены дубовыми панелями, на них нанесены изображения тринадцати типов кораблей, характерных для периода начала восемнадцатого века. Окна кабинета выходят на море.

У северного фасада Монплезира, расположена Морская терраса, с великолепным видом на залив и Кронштадт. Дворец Монплезир был одним из любимых зданий Петра, собственно, отсюда и пошло его название, в переводе «Мое удовольствие».

К дворцу относится Екатерининский корпус, сад с фонтанами и цветниками, красивый Ассамблейный за, Банный корпус, Китайский садик с искусственно созданным холмом, который венчает скульптура «Амур и Психея».

Дворец «Марли» — был построен в период с 1721 по 1723 годы. Здание имеет форму квадрата, а двухэтажный фасад покрыт медной кровлей с четырьмя скатами. Над входом во дворец расположены изящные балкончики, украшенные изящными коваными решетками. Этот дворец совершенно миниатюрный. Он словно висит над водами прудов, где живут форели и осетры.

Каждый этаж имеет по восемь помещений со скромным интерьером, но его дополняют великолепные картины работы голландских и фламандских мастеров семнадцатого-восемнадцатого столетия.

Дворец Марли строго хранит быт царской усадьбы тех времен: тут находится часть гардероба Петра, в количестве трехсот предметов, а также мебель, подарки императора, предметы быта, картины.

Эрмитаж – стоит симметрично Монплезир. Здание небольшое в два этажа, но необыкновенно изящное и нарядное. Его украшают решетки окон и балконов ажурной ковки, с северной и южной стороны. Углы здания украшают русты и пилястры, а фасады – миниатюрные арки и полуколонны.

Такие маленькие здания дворцов были характерны для петровских времен, и предназначались для уединенного времяпровождения монархов либо приема очень близких друзей. Петергофский Эрмитаж строили с 1721 по 1724 годы.

Внутреннюю отделку Эрмитажа завершали уже после смерти Петра, но, согласно, его замыслу: стены закрыли дубовыми панелями, в простенках повесили картины.

Но с середины восемнадцатого века Растрелли было поручено переоформление залов Эрмитажа: стены сплошь закрыли картинами французских, итальянских, голландских, фламандских мастеров, разделив их позолоченными рейками, что придало залу особенную торжественность. Тут обсуждали важные государственные дела, общались в неформальной обстановке, отдыхали приближенные императорского двора. Сейчас здесь находится музейная экспозиция.

Петергоф славится на весь мир своими изумительными фонтанами. Проект этой резиденции создавал сам царь Петром, его наброски и чертежи по сей день можно увидеть в архиве музея. Архитекторы постарались сделать все так, чтобы не нарушать планы Петра.

Так как Петергоф раскинулся на большой территории, имеющей удачную гидрографию, тут удалось создать высокие фонтаны, которые работают без насосов, как и планировал царь. Фонтанов тут сотни: разных по виду, по оформлению фонтанов. Они придают всему ансамблю Петергофа, непередаваемую прелесть, и являются главным его украшением.

Город известен во всем мире, как «столица фонтанов». В городских парках имеется четыре каскада и сто семьдесят шесть фонтанов. Главный каскад – называется «Большой каскад», его создали по проекту Петра Великого, и это одно из наиболее грандиозных фонтанных сооружений в мире.

Он представляет собой – большой грот, вокруг которого расположились изящно украшенные лестницы водопадов. Центральная фигура Большого каскада – библейский герой «Самсон», раздирающий пасть льву. Возводили фонтан в честь 25-летия победы российских войск в Полтавской битве. Фонтаны включают с наступлением тепла и вплоть до поздней осени.

Посмотреть на «Петров двор» и дворцы Петергофа съезжаются желающие со всего света.

Посмотреть на великие сооружения Царского села и Петергофа – «дело чести» каждого россиянина, ведь кто, как ни мы, должны знать свою историю, культуру и архитектуру?!

Источник: http://puteshestvie.net/sights/208-dvorcy-carskogo-sela-i-petergofa.html

Ссылка на основную публикацию