Поэтесса ольга берггольц

Ольга Берггольц

Ее стихи помогли ленинградцам выжить в насквозь промерзшем блокадном городе и не потерять человеческого достоинства. Умирающие от истощения люди слушали обращения поэтессы из черных «тарелок» репродукторов и укреплялись в вере дожить до победы. Голос Ольги Берггольц не зря назвали символом Победы, а поэтессу – «блокадной Мадонной» и музой осажденного города.

Детство и юность

Родилась поэтесса весной 1910 года в городе на Неве. Ольга, или Ляля, как ее называли родные – первый ребенок выпускника Дерптского университета, хирурга Федора Христофоровича Берггольца, обрусевшего немца.

Мама Ольги – Мария Тимофеевна Грустилина, женщина интеллигентная и образованная, «из бывших». В браке родились две девочки – Ольга (Ляля) и Мария (Муся).

Присматривать за детьми и домом женщине помогали няня и гувернантка.

Поэтесса Ольга Берггольц

Семья обитала в старинном доме у Невской заставы. Революция и гражданская война вырвали доктора Берггольца из мирной жизни – полевой хирург отправился на фронт. Голод и разруха заставили семью покинуть Питер и перебраться в Углич.

Берггольцы поселились в холодной комнате, когда-то келье бывшего монастыря. Недоедание, нищета, вши – Ляля и Муся с матерью испытали все тяготы военного времени. В Угличе Ольга Берггольц пошла в школу.

Родных из Углича в Петроград забрал отец, вернувшийся с фронта.

Ольга Берггольц в детстве

Дочерей Мария Тимофеевна воспитывала тургеневскими девушками: играла им произведения классиков, читала стихи.

Если бы не революция, Ляля и Муся непременно стали бы гимназистками, ученицами института благородных девиц. Но правила и моду диктовало послереволюционное время.

Внес лепту в воспитание детей и Федор Христофорович, атеист, учивший девочек, что религия – предрассудок, а верующие кисейные барышни – пережиток прошлого.

Ольга Берггольц в молодости

Ломка в сознании юной Ольги Берггольц произошла быстро: девочка отправилась в трудовую школу №117, в 14 лет стала пионеркой и пролетарской активисткой, вступила в ряды ВЛКСМ. Тогда же написала первые стихи под названием «Пионерам».

В 15 девушка пришла в рабочий клуб, где образовалось молодежное литературное объединение «Смена». Молодежь и подростки, упражнявшиеся в написании стихов, встречались с мэтрами. В клуб заходили Эдуард Багрицкий, Владимир Маяковский, Иосиф Уткин. Мастера поэтического слова делились опытом, слушали юных стихоплетов, давали советы.

Литература

Первые стихи 14-летней Ольги Берггольц появились в 1925 году в заводской стенгазете. А в 15 пламенные строчки «Песни о знамени» напечатала советская газета для детей и подростков «Ленинские искры».

Ольга Берггольц (третья слева в среднем ряду) со студентами филологического факультета

Первая похвала литературному таланту Ольги Берггольц прозвучала из уст уважаемого мэтра Корнея Чуковского.

На поэтическом вечере литобъединения «Смена» тоненькая светловолосая Ольга декламировала «Каменную дудку» – одно из первых авторских сочинений.

Корней Иванович, обняв девочку за плечи, напророчил ей большое будущее.

Но творческая биография Ольги Берггольц развивалась не так стремительно, как хотелось. В 1920-е юных поэтесс с горящими глазами, стриженых, одетых в штурмовки цвета хаки было более чем достаточно.

Берггольц мало отличалась от коллег, слава обходила ее стороной. В 1926 году Ольга вместе с талантливым коллегой из «Смены» Борисом Корниловым, в которого влюбилась без памяти, стала студенткой курсов искусствоведения.

После их закрытия пара перешла на филологический факультет ленинградского университета.

Ольга Берггольц и Борис Корнилов

Преддипломная практика Берггольц прошла во Владикавказе. Вчерашняя студентка восхищалась Кавказом, чувствуя неимоверное вдохновение. Она объездила Осетию, побывала на строительстве гидроэлектростанции, сутками бродила в горах и без устали сочиняла стихи – пока еще слабые, невыразительные.

Спустя два с половиной месяца творческая копилка Ольги Берггольц обогатилась тремя десятками публикаций, которые взяла в печать газета «Власть труда».

Журналистка исколесила по Военно-Осетинской дороге города и поселки от Владикавказа до Тифлиса. Газетная работа помогла Берггольц узнать жизнь, изучить людей, сформировать мировоззрение.

Молодая журналистка так влюбилась в Кавказ, что планировала вернуться в эти края после окончания университета.

Ольга Берггольц

Судьба распорядилась иначе: получив диплом, Ольга Берггольц отправилась в Казахстан. Она работала корреспондентом газеты «Советская степь», со вторым мужем Николаем Молчановым жила в тяжелых бытовых условиях, но чувствовала себя счастливой. Ольга писала статьи, очерки, рассказы. Вышел первый поэтический сборник для детей, названный «Зима-лето-попугай».

В Ленинград Ольга Берггольц вернулась в 1931 году и устроилась в заводскую газету предприятия «Электросила». В 1935-м вышла книга стихов, названная просто — «Лирика». Берггольц приняли в Союз писателей. Но этот период жизни литератора ознаменовался цепью трагических событий.

Книга Ольги Берггольц с ее автографом

После убийства Сергея Кирова в северной столице начались «чистки».

Весной 1937 года советская пресса назначила «врагами народа» группу литераторов, в том числе и бывшего мужа поэтессы Бориса Корнилова. Берггольц за связь с опальным поэтом исключили из Союза писателей.

Через три месяца журналистку уволили с работы. Она устроилась в школу, где преподавала детям русский язык и литературу.

В январе 1938-го вышло постановление «об ошибках парторганизаций», позволившее Ольге Берггольц надеяться на послабление травли. После заявления литератора ее восстановили в СП, в начале осени приняли в заводскую газету, на прежнее место. Бывшего мужа Бориса Корнилова расстреляли (реабилитировали в 1957).

Как оказалось, Берггольц «берегли» для более серьезного обвинения: в конце 1938 года Ольгу арестовали, назвав троцкисткой и участницей террористической группы, готовившей покушение на Андрея Жданова и Климента Ворошилова. На допросах женщину избивали, она потеряла ребенка. Из Берггольц выбили признательные показания, ей грозила расстрельная статья.

Помощь пришла от того, от кого Ольга Берггольц не ожидала: помог выбраться из застенков Александр Фадеев. В деле писательницы появилась запись о даче показаний под давлением. Пережить случившееся помог муж Николай Молчанов. Но тихому семейному счастью помешала начавшаяся Великая Отечественная война.

Война

Муж Ольги Берггольц отправился на фронт, хотя имел инвалидность. В январе 1942-го у Молчанова обострилась эпилепсия, он попал в госпиталь и 29 января скончался.

Весной 1942 года отца Ольги Берггольц назвали социально опасным элементом (причиной стала немецкая фамилия) и выслали в Красноярск. У поэтессы диагностировали дистрофию, друзья переправили ее в Москву, спасая жизнь.

Женщина вернулась через 2 месяца. Она работала на радио, ее голос для изможденных ленинградцев стал родным.

Памятник Ольге Берггольц

Радиопередачи Берггольц, олицетворявшей мужество ленинградцев, после войны вошли в сборник «Говорит Ленинград».

В «Ленинградской поэме» Берггольц перед читателями встает образ осажденного города. Это лишь одно из нескольких десятков произведений о блокадном Ленинграде, наиболее пронзительное.

Под пером Ольги Федоровны в те страшные годы родились поэмы «Февральский дневник» и «Памяти защитников». 

После войны Берггольц написала книгу «Дневные звезды» – философский дневник, обобщивший пережитое. Наконец страна оценила заслуги литератора, осыпав Ольгу Берггольц орденами и медалями. Но главной наградой стала народная любовь и звание «ленинградской Мадонны». Известные всем строчки поэтессы высекли на мемориале Пискаревского кладбища:

Но трудности в жизни Ольги Берггольц не прекратились и после Победы. Ей вменяли в вину дружбу с Анной Ахматовой, книгу «Говорит Ленинград» изъяли из библиотек. Зимой 1948 года не стало отца поэтессы. Совокупность пережитых страданий сказалась на израненной трагедиями психике женщины: Берггольц попала в больницу для душевнобольных.

Ольга Берггольц и Анна Ахматова

После выхода из больницы Ольга Федоровна писала пьесы, которые ставились в театрах Ленинграда. В конце 1950-х в Москве вышел двухтомник.

Дневники Берггольц после смерти писательницы конфисковали в спецхран. Опубликовали в трехтомнике сочинений в 1990 году. В них Ольга Федоровна безжалостно бичевала власть, допустившую страшные людские жертвы в войне.

О судьбе «блокадной Мадонны» снята документальная лента «Как невозможно жили мы».

Личная жизнь

Счастье улыбалось Ольге Берггольц редко. Юношеская любовь к талантливому Борису Корнилову окончилась расставанием: звездная болезнь мужа переросла в алкоголизм. Расставания и примирения измотали Ольгу.

Муж ушел, оставив дочь Ирину. В последний раз они увиделись незадолго до смерти Корнилова. Тогда Ольга Берггольц вышла замуж во второй раз.

Николай Молчанов оказался главным мужчиной в ее жизни, он прощал мимолетные романы и боготворил жену.

Ольга Берггольц и Николай Молчанов

В браке с Молчановым родилась вторая дочь – Майя. Спустя год, в 1932-м девочка умерла. А через 4 года скончалась старшая дочь Ира, у которой обнаружилась болезнь сердца. Все последующие беременности Ольги Берггольц прерывались. Последний раз женщина потеряла ребенка в застенках НКВД.

Ольга Берггольц с дочерью

Женское счастье ненадолго улыбнулось «блокадной Мадонне» после смерти Николая Молчанова. Сотрудник радиокомитета Георгий Макогоненко позаботился об Ольге, когда она, изможденная голодом и горем, утратила желание цепляться за жизнь.

Позже эту последнюю любовь Ольга вылила в стихах, назвав «Бабье лето». Будни и рутина перемололи чувство. Георгий оставил Ольгу, в его жизни появилась другая женщина. До самой смерти на ночном столике Ольги Берггольц стоял портрет второго мужа – Николая Молчанова.

Смерть

Ольги Берггольц не стало 13 ноября 1975 года. Музе блокадного Ленинграда исполнилось всего лишь 65.

Могила Ольги Берггольц

Похоронили поэтессу не там, где она завещала – на Пискаревском кладбище, среди друзей, умерших в блокаду. Могила Ольги Берггольц — на Волковом кладбище, на Литераторских мостках. Памятник установили через 30 лет, в 2005-м.

Именем писательницы назвали улицу в Невском районе. Еще одна носит имя Берггольц в центре Углича.

Библиография

  • 1935 — «Лирика»
  • 1944 — «Ленинградский дневник»
  • 1946 — «Говорит Ленинград»
  • 1960 — «Дневные звезды»
  • 1967 — Избранные произведения в 2-х томах
  • 1967 — «Дневные звезды»
  • 1970 — «Верность»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/16655-olga-berggolts.html

Биография Ольги Берггольц

Опубликовано: 25.03.2016 — 20:23

Ольга Фёдоровна Берггольц (3 мая 1910 – 13 ноября 1975) – советская поэтесса и автор множества невероятно красивых стихотворений о родине и любви.

Детство

Ольга Фёдоровна родилась 3 мая в Ленинграде, в семье военного хирурга и по совместительству акушера в одной из городских больниц. Отец будущей поэтессы был человеком известным и уважаемым, поэтому семья жила в достатке и не нуждалась в деньгах.

Мать Ольги не работала, а только приглядывала за детьми. Кроме Ольги, была вторая девочка, её младшая сестра Мария, у которой с детства были проблемы с сердечно-сосудистой системой.

Иронично, но отец мог лишь облегчить страдания Марии, поскольку справиться с подобным хроническим недугом на тот момент не мог ни один врач.

В 1918 году семья переезжает в маленький городок Углич, на территории которого находится бывший Богоявленский монастырь.

Поскольку на тот момент отец девочки теряет работу и скопленные сбережения (из-за серьезных проблем с начальством), семья вынуждена довольствоваться бывшими кельями монастыря, поскольку приобрести собственное жилье они больше не могут.

Однако никто не падает духом. Мать старательно обустраивает жилище, а отец семейства полон сил и стремится быстрее найти новую работу.

Когда маленькой Ольге приходит время идти учиться, родители, посовещавшись, отдают её в трудовую школу, поскольку позволить себе домашнее обучение ребенка, как было модно на тот момент, они не могут из-за финансовых трудностей.

Так, будущая поэтесса оказывается в самом бедном и, к слову, единственном учебном заведении, которое располагается в Угличе. Но это ничуть не смущает девочку.

Она практически сразу находит себе новых друзей и начинает новую жизнь, несмотря на семейные проблемы и неурядицы.

Юность и начало поэтической карьеры

Поскольку трудовая школа была чересчур скучна для маленькой девочки, даже несмотря на многочисленных друзей и подруг, она начала увлекаться поэтической деятельностью.

Еще в детстве она обнаружила у себя талант достаточно легко и просто придумывать рифмующиеся строчки, которые отражали её настроение и всё, что творилось вокруг.

И здесь, в окружении друзей и учителей, Ольга впервые начала сочинять стихи.

В 1925 году поэтесса заканчивает работу над своим первым стихотворением «Ленин».

А поскольку оно выходит достаточно интересным и достойным признания, школьные учителя решают помочь ей и просят одну из редакций газеты «Красный ткач» опубликовать стих под авторством Ольги Берггольц.

Уже на второй день редактор начинает принимать восторженные письма от читателей, которые говорят об исключительном таланте юной особы.

В конце этого же года юное дарование заканчивает работу над еще одним творением и в прозе сочиняет рассказ «Заколдованная тропинка», который практически сразу же с радостью публикует журнал «Красный галстук».

Читайте также:  Строгановский дворец в санкт-петербурге

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

В 1926 году Ольга решает, что для поэтессы она слишком мало знает о «теоретической части создания произведений» и идет в литературное объединение рабочей молодежи под названием «Смена», где надеется не только познакомиться с уже более опытными коллегами, но и с их помощью изучить профессию и состояться в качестве настоящей поэтессы. Там она знакомится с Маяковским и Багрицким и даже перенимает опыт у таких литературных идолов того поколения, как Эйхенбаум, Тынянов и другие. К слову, именно там, в «Смене», Ольга Берггольц впервые выходит на сцену в один из вечеров для декламирования стихотворения своего собственного сочинения. В этот вечер в зале находился Корней Чуковский, прибывший туда по приглашению лучшего друга. Услышав невероятно хорошо подобранные рифмы, прочувствовал стих с начала и до конца, Чуковский крайне положительно отозвался о творчестве Берггольц, заявив даже о том, что в будущем именно она станет всемирно популярной поэтессой.

Работа редактором и судьба во время войны

В 1930 году Ольга из-за неприятностей в творческой жизни уезжает в Казахстан, где устраивается на работу редактором газеты «Советская степь».

Казалось бы, идеальное место для того, чтобы доносить до народа правду и одновременно публиковать собственные произведения. Но спустя год Ольга снова возвращается в Ленинград и становится редактором газеты завода «Электросила».

В это время она публикует там свои произведения «Годы штурма», «Ночь в новом мире», а также первый сборник стихотворений.

13 декабря 1938 года Ольгу Берггольц обвиняют в сговоре с врагами и заключают под стражу. На тот момент поэтесса беременна своим вторым ребенком, но из-за постоянных разбирательств, стресса и допросов с многочисленными побоями она теряет ребенка. Позже женщину отпускают и полностью реабилитируют, однако она до последнего дня своей жизни ненавидит тех, кто забрал у нее малышку.

С августа 1941 года Ольга Берггольц работает радиоведущей. Несмотря на свою собственную боль и сложную судьбу, ей удаётся вселять в слушателей уверенность в победе. Как отмечали многие библиографы, поэтесса всегда обладала отличным даром успокоения, но сама никогда не отличалась спокойным и послушным характером.

В это же время Ольга узнает о том, что её отец, отказавшись сотрудничать с представителями НКВД, ссылается в Минусинск. Будучи в страшной депрессии и подавленном состоянии от столь страшного события, Ольга Берггольц посвящает любимому отцу такие произведения, как «Ленинградская поэма» и «Февральский дневник».

Личная жизнь

С первым своим мужем, поэтом Борисом Корниловым, поэтесса знакомится на одном из вечеров в литературном объединении «Смена». Они официально женятся в 1928 году, и на свет появляется дочка.

Но, к несчастью, из-за хронических проблем с сердечно-сосудистой системой, которые, предположительно, были «проклятием» рода Берггольц, она умирает в семилетнем возрасте от ослабленного иммунитета. Но Ольга и Борис не сдаются.

В 1932 году у пары рождается второй ребенок – девочка Майя, у которой также обнаруживается порок сердца, и через год малышка умирает. История пары заканчивается 21 февраля 1938 года. Бориса Корнилова расстреливают также по подозрению в сговоре с врагами народа.

В годы Второй Мировой войны поэтесса выходит замуж второй раз за литературоведа Молчанова. Из-за прошлых неудач, связанных с деторождением, Ольга Берггольц уже не хочет иметь детей, а спустя год её второй муж умирает в блокадном Ленинграде от голода.

Источник: http://stories-of-success.ru/olgi-berggolts

Ольга Берггольц

Поэтессе Ольге Берггольц выпала страшная судьба. Ей наяву пришлось пройти через все то, что многим видится лишь в самых тяжелых кошмарах. И пережила она все эти испытания с честью. Недаром ее называли голосом блокадного Ленинграда.

Голос Ольги Берггольц был символом надежды

В течение всей блокады Ленинграда Ольга Берггольц практически каждый день обращалась к горожанам по радио:    подбадривала, убеждала в необходимости продолжать жить и бороться, внушала веру в победу. Она, безусловно, была героем и человеком своего времени. С помощью жестоких уроков власть внушила ей правила игры. И Ольга Федоровна знала, как играть по ним.

Одаренная природой

Трудно представить себе более счастливое начало жизни и карьеры, чем было у Ольги Берггольц. Она родилась в 1910 году в семье врача-хирурга немецкого происхождения. Природа одарила ее с небывалой щедростью.

Берггольц принадлежала к тому типу женщин, которые нравятся очень многим мужчинам: среднего роста, со светлыми густыми волосами, ладно сложенная, круглолицая, с ясными глазами и замечательной улыбкой.

Кроме того, она от природы обладала хорошим вкусом в одежде и чувством стиля.

Публиковаться Берггольц начала в возрасте 15 лет. Печатала и стихи, и прозу. Первые произведения, конечно, создавались в духе времени — про «образцовую комсомольскую семью».

Но написаны были не без искры таланта. Ее путь был обычен для эпохи, на которую пришлось взросление будущего большого поэта.

Девочка из семьи набожных питерских интеллигентов превратилась в пионерскую, а потом и в комсомольскую активистку.

В 1926 году на собрании литературного объединения молодежи «Смена» Ольга познакомилась с молодым поэтом Борисом Корниловым. Он был на 3 года старше и приехал в Ленинград с Волги «учиться поэзии».

Корнилова считали самым перспективным литератором нового поколения. Союз двух поэтов — юных, красивых и талантливых -выглядел как плакат, агитирующий за власть, с лозунгом «У нас каждый молод сейчас в нашей чудной, прекрасной стране».

В 1928 году в семье родилась дочь Ирина…

Но уже в 1930-м супруги развелись — не сошлись характерами. Никакой политики. В том же году Берггольц, которая производила неотразимое впечатление на мужчин, вышла замуж за литератора Николая Молчанова, с которым училась на филологическом факультете университета. Родилась еще одна дочь — Майя.

До начала 1930-х жизнь как будто только и делала, что дарила Ольге подарок за подарком. Поэтесса, слава Богу, не знала, какая судьба ее ждет.

Мужество и… двуличие

Молчанов не прожил с женой и года, когда его забрали в армию. Во время службы на границе с Турцией Николай попал в плен к басмачам.

После пыток, которые пришлось перенести, у него развилась тяжелая форма эпилепсии, от которой он страдал до самой смерти. Болезнь мужа стала горем для семьи. Но оставалась частной проблемой.

Тогда все много думали о строительстве молодого справедливого государства…

Карьера Берггольц шла в гору: стихи и прозу печатали и в детских, и во взрослых изданиях. Ее талант признали и Маршак, и Чуковский…

Следующий удар был страшнее: умерла маленькая Майя, которая только-только научилась произносить слово «мама». А в 1936 году скончалась и старшая дочь Ирина от какой-то непонятной болезни.

В 1937 году арестовали первого мужа поэтессы -Бориса Корнилова. В 1938-м его расстреляли. К тому моменту Берггольц уже несколько лет была замужем за другим мужчиной.

Но это не помешало схватить и ее, обвинив в связях с врагами народа. Эта история закончилась для Берггольц относительно удачно. По тем временам — уж точно. Ее выпустили в 1939-м.

В тюрьме у нее родился мертвый ребенок. Больше у Ольги Федоровны детей не было.

Берггольц даже реабилитировали, признав арест ошибкой. А вот Борис Корнилов был признан невиновным только в 1957-м — почти через 20 лет после гибели.

После тюрьмы в характере и образе мыслей Ольги произошли значительные перемены. Иллюзий в отношении власти она больше никогда не питала.

Но при этом Берггольц чувствовала себя частью страны и ее народа и искренне переживала все беды вместе с соотечественниками. Вторым уроком, извлеченным из тюремного опыта, стало то, что Ольга Федоровна научилась двуличию.

Когда требовалось, выдавала на публику конъюнктурную ложь. А страшную правду писала в стол, в страхе перед обысками тщательно пряча написанное.

Горькие дни

Вот как она писала о своих ощущениях в тайном дневнике:    «Ощущение тюрьмы сейчас, после пяти месяцев воли, возникает во мне острее, чем в первое время после освобождения.

Не только реально чувствую, обоняю этот тяжелый запах коридора из тюрьмы в Большой Дом, запах рыбы, сырости, лука, стук шагов по лестнице, но и то смешанное состояние обреченности, безвыходности, с которыми шла на допросы… Вынули душу, копались в ней вонючими пальцами, плевали в нее, гадили, потом сунули ее обратно и говорят: «живи»…

Вернулась в пустой наш дом (обе мои доченьки умерли еще до моего ареста). Душевная рана зияла и болела нестерпимо. Мы еще не успели ощутить во всей мере свои утраты и свою боль, как грянула Великая Отечественная война».

Война принесла с собой новые утраты. В1942 году умер от голода в осажденном Ленинграде Николай Молчанов. После этой потери Берггольц решила остаться в родном городе. Ей теперь нечего было терять. И она стала поддерживать соотечественников своими выступлениями по радио и стихами.

Товарищ, нам горькие выпали дни,
Грозят небывалые беды,
Но мы не забыты с тобой, не одни, —
И это уже победа.

Ее голоса ждали. Ольга знала об этом, поэтому, даже слетав в 1942-м в Москву, она вернулась домой — к измученным голодом ленинградцам. В памяти их она осталась, главным образом, как голос блокады. И этот голос был искренен — это чувствовали и знали все.

Война и блокада стали главными темами творчества Берггольц на всю оставшуюся жизнь. Этой теме посвящена ее главная книга «Дневные звезды».

Тайный дневник

Самые сокровенные мысли она по-прежнему записывала в тайном дневнике. В начале войны там появилась запись: «Как же довели до того, что Ленинград осажден, Киев осажден, Одесса осаждена…

Не знаю, чего во мне больше — ненависти к немцам или раздражения, бешеного, щемящего, смешанного с дикой жалостью, — к нашему правительству… Это называлось:»Мы готовы к войне».

О, сволочи, авантюристы, безжалостные сволочи!»

В 1953 году, когда умер Сталин, Ольга Федоровна разразилась душераздирающим четверостишием:

Обливается сердце кровью…
Наш любимый, наш дорогой!
Обхватив твое изголовье,
Плачет Родина над Тобой.

А в тайном дневнике поэтессы на ту же тему появилось нечто, совершенно противоположное по смыслу:

О, не твои ли трубы рыдали
Четыре ночи, четыре дня
С пятого марта в Колонном зале
Над прахом, при жизни кромсавшим меня…

Даже после всех ужасов, выпавших на ее долю, Ольга Федоровна не утратила своего женского очарования. В 1949 году она вышла замуж в третий раз — за Георгия Ма-когоненко, филолога, специалиста по русской литературе.

Об их браке и о личности третьего мужа Берггольц современники отзывались по-разному. Одни говорили, что Макогоненко женился на общепризнанной поэтессе из карьерных побуждений.

Другие утверждали: супруг очень мучился с Ольгой из-за ее все возраставшего с каждым годом пристрастия к спиртному. Алкоголь на не-
которое время заглушал душевную боль.

Великая Анна Ахматова призывала всех жалеть Ольгу. Считала ее мученицей, которой все прощается.

В 1962 году состоялся развод Берггольц с последним мужем. Теперь главным собеседником в ее одиночестве для Ольги Федоровны стал тайный дневник, которому она откровенно признавалась:

Источник: http://MirChudes.net/people/1294-olga-berggolc.html

Ольга Фёдоровна Берггольц

Ольга Фёдоровна Берггольц
Имя при рождении: Ольга Фёдоровна Берггольц
Дата рождения: 3 (16) мая 1910
Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя
Дата смерти: 13 ноября 1975 (65 лет)
Место смерти: Ленинград, РСФСР
Гражданство: Российская империяСССР
Род деятельности: Проза, поэзия
Годы творчества: 1932—1975
Премии:
Награды:

Ольга Фёдоровна Берггольц (3 (16) мая 1910 — 13 ноября 1975) — русская и советская поэтесса, прозаик.

Биография

Ольга Берггольц родилась в Петербурге 3 (16) мая 1910 года в семье врача. Детские годы прошли на окраине Невской заставы. С 1918 по 1920 годы вместе с семьёй жила в Угличе в бывших кельях Богоявленского монастыря. Росла и училась в трудовой школе, которую окончила в 1926 году.

Читайте также:  Чесменская церковь в санкт-петербурге

Первое стихотворение поэтессы «Пионерам» было напечатано в газете «Ленинские искры» в 1925 году, первый рассказ «Заколдованная тропинка» — в журнале «Красный галстук».

В 1925 году пришла в литературное объединение рабочей молодежи — «Смена», где встретила поэта Бориса Корнилова (первого мужа), с которым позднее училась на Высших курсах при Институте истории искусств.

Здесь преподавали такие учителя, как Тынянов, Эйхенбаум, Шкловский, выступали Багрицкий, Маяковский, И. Уткин.

Поступила на филологический факультет Ленинградского университета. Преддипломную практику проходила во Владикавказе, в газете «Власть труда» (с августа 1991 года — «Северная Осетия»). Освещала строительство ряда народнохозяйственных объектов, в частности, Гизельдонской ГЭС. Позже, в 1939 году она написала об этом периоде своей биографии стихотворение «Дорога в горы»:

… На Мамисонском перевале остановились мы на час. Снега бессмертные сияли, короной окружая нас. Не наш, высокий, запредельный простор, казалось, говорил: «А я живу без вас, отдельно, тысячелетьями, как жил». И диким этим безучастьем была душа поражена. И как зенит земного счастья в душе возникла тишина……

Окончив в 1930 году университет, уезжает в Казахстан, работая корреспондентом газеты «Советская степь», о чём рассказала в книге «Глубинка» (1932).

Вернувшись в Ленинград, работала редактором в газете завода «Электросила» (1931—1934).

В 1933—1935 выходят книги: очерки «Годы штурма», сборник рассказов «Ночь в Новом мире», сборник «Стихотворения», с которых начинается поэтическая известность Берггольц.

13 декабря 1938 была арестована по обвинению «в связи с врагами народа» и как участник контрреволюционного заговора, в заключении после побоев разрешилась мертворождённым ребенком (обе её дочери умерли прежде). 3 июля 1939 освобождена и полностью реабилитирована. Первый муж — Борис Корнилов — был расстрелян 21 февраля 1938 года в Ленинграде.

В 1940 году вступила в ВКП(б).

В годы Великой Отечественной войны, оставаясь в осажденном Ленинграде, работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города. Её второй муж, литературовед Н. Молчанов, умер от голода.

Отец, Фёдор Христофорович Берггольц, высылается из блокадного Ленинграда органами НКВД по национальному признаку в Красноярский край в марте 1942 года. В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Февральский дневник» (1942), «Ленинградскую поэму».

После войны на гранитной стеле Пискаревского мемориального кладбища, где покоятся 470.000 ленинградцев, умерших во время Ленинградской блокады и в боях при защите города, были высечены именно её слова:

Здесь лежат ленинградцы. Здесь горожане — мужчины, женщины, дети. Рядом с ними солдаты-красноармейцы. Всею жизнью своею Они защищали тебя, Ленинград, Колыбель революции. Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем, Так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням:Никто не забыт и ничто не забыто.

После войны выходит книга «Говорит Ленинград» о работе на радио во время войны. Написала пьесу «Они жили в Ленинграде», поставленную в театре А. Таирова. В 1952 году — цикл стихов о Сталинграде.

После командировки в освобождённый Севастополь создала трагедию «Верность» (1954).

Новой ступенью в творчестве Берггольц явилась прозаическая книга «Дневные звезды» (1959), позволяющая понять и почувствовать «биографию века», судьбу поколения.

В дни прощания с И. В. Сталиным в газете «Правда» были опубликованы следующие строки поэтессы: Обливается сердце кровью… Наш любимый, наш дорогой! Обхватив твоё изголовье,Плачет Родина над Тобой.

При этом в стихах не для печати Берггольц так отозвалась о смерти Сталина:

О, не твои ли трубы рыдали Четыре ночи, четыре дня С пятого марта в Колонном залеНад прахом, при жизни кромсавшим меня…(«Пять обращений к трагедии»)

В середине 1950 — начале 1960-х несколько стихотворений Берггольц были распространены в самиздате. В 1960-е вышли её поэтические сборники: «Узел», «Испытание», в 1970-е — «Верность», «Память».

Умерла Ольга Берггольц в Ленинграде 13 ноября 1975 года.

Дневники, которые поэтесса вела много лет, при её жизни не были опубликованы. После смерти Ольги Берггольц её архив был конфискован властями и помещен в спецхран. Фрагменты дневников и некоторые стихотворения появились в 1980 году в израильском журнале «Время и мы». Большинство не публиковавшегося в России наследия Берггольц вошло в 3-й том собрания её сочинений (1990).

А сама она похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Памятник на могиле поэтессы появился только в 2005 году.

В 1994 году Ольге Берггольц присвоено звание «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».

Фильмография

  • 1962 — Вступление — голос за кадром, читает свои стихи

Экранизации

  • 1966 — Дневные звёзды (реж. Игорь Таланкин)

Награды и премии

  • Сталинская премия третьей степени (1951) — за поэму «Первороссийск» (1950)
  • медаль «За оборону Ленинграда» (1943)
  • медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Почетный гражданин Санкт-Петербурга (1994)

Адреса в Ленинграде

1932—1943 годы — дом-коммуна инженеров и писателей — улица Рубинштейна, 7, кв. 30.

Последние годы жизни — дом № 20 на набережной Черной речки.

Память

Именем Ольги Берггольц названа улица в Невском районе Санкт-Петербурга. На улице Рубинштейна, 7, где она жила, открыта мемориальная доска. Ещё один бронзовый барельеф её памяти установлен при входе в Дом радио.

Во дворе Филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Ольге Берггольц установлен памятник. Памятник Ольге Берггольц также установлен во дворе Ленинградского областного колледжа культуры и искусств на Гороховой, 57-а: где в годы Великой Отечественной войны был госпиталь.

Справочная литература

  • Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8
  • Самиздат Ленинграда 1950-е — 1980-е. Литературная энциклопедия. М.: Новое литературное обозрение, 2003, с.97-98.

Источник: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=448

Берггольц Ольга Федоровна

(1910-1975) русская поэтесса

Обычно с именем Ольги Федоровны Берггольц связывают лирику периода Великой Отечественной войны. Тогда поэтесса активно выступала на радио и даже была отмечена специальной премией. Однако война оказалась лишь одним из тех тяжелейших испытаний, что выпали на долю Берггольц и всего ее поколения.

Она родилась в семье врача, который честно служил своему отечеству в Красной Армии, потом практически всю свою жизнь проработал врачом на Невской заставе. Детство Ольгы Берггольц ничем не отличалось от детства ее сверстников. Спасаясь от голода, мать уехала с детьми из Петрограда в Углич. Писательница потом не раз вспоминала этот город и свои первые пионерские субботники.

Ольга Берггольц относилась к тому поколению, идеалы которого сформировались под влиянием революции и которое видело свое назначение в том, чтобы быть полезным новому обществу. Свои первые деньги она заработала в газете, где появился ее очерк «Товарищ Сережа» (1925).

Закончив в 1926 году среднюю школу, Ольга решила не порывать с журналистикой и пошла работать курьером в «Красную газету». Одновременно она поступила на Высшие курсы искусствознания при Институте истории искусств, где слушала лекции будущего крупного литературоведа Б. Эйхенбаума, талантливого музыковеда И. Соллертинского, исследователя и исторического романиста Ю. Тынянова.

Но, пожалуй, главным для нее в это время было начавшееся еще в школьные годы сотрудничество с группой «Смена», куда входили такие одаренные поэты, как А. Гитович, Г. Гор, Б. Корнилов, Б. Лихарев, Л. Рахманов. Каждый из них оставит свой след в литературе. Как и ее сверстники, Берггольц стремилась сделать свою поэзию боевой и жаркой.

Она одновременно была связана и с ленинградской поэтической школой. Ее представители, известные поэты: Анна Ахматова и Н. Тихонов, каждый по-своему окажут влияние на молодую поэтессу, одержимую идеей сопричастности с идеалами Революции. В 1926 году она печатает свои первые стихи в журнале «Юный пролетарий».

В «Смене» Ольга Федоровна  Берггольц встретила и свою первую любовь — Бориса Корнилова, которого позже называли комсомольским поэтом. Широко известна, например, его «Песня о встречном», положенная на музыку Дмитрием Шостаковичем.

Вскоре у Берггольц и Корнилова родилась дочь, но их брак оказался непрочным, и они развелись. Уже будучи студенткой Ленинградского университета, Ольга Берггольц встретила Н. Молчанова и вышла за него замуж. Вместе они уедут в Казахстан, чтобы строить новое будущее. А в начале тридцатых годов Берггольц выпустит сборники своих стихов, где будет доминировать тема первых пятилеток.

Вернувшись в Ленинград в связи с демобилизацией мужа и предстоящими родами, Ольга Берггольц больше не покинет свой родной город, став навсегда его поэтом.

Тридцатые годы оказались для нее серьезным испытанием. По ложному обвинению, вероятно в 1937 году, был арестован Б. Корнилов, вскоре погибший в заключении. Террору подвергались и те, кто был связан с «врагами народа». Не миновала этой участи и Берггольц. Ее вначале исключили из партии, а уже потом арестовали, несмотря на беременность. Она провела в тюрьме 197 дней.

Допросы и тяготы заключения, конечно, сказались на ее здоровье — Берггольц потеряла ребенка. Однако ее трагедии на этом не закончились. После освобождения ей предстояло вернуться в опустевший дом, поскольку к тому времени умерли обе ее дочери: первая дочь от брака с Б. Корниловым и вторая — от Н. Молчанова.

Свое состояние поэтесса отразила во многих стихах, в одном из них она писала:

Неужели вправду это было:

На окне решетки, на дверях?…

Я забыла б — сердце не забыло

Это унижение и страх.

Уже в ранних своих стихах Ольга Федоровна Берггольц проявила себя как поэт страстного, яркого общественного, гражданского темперамента. Но при этом она никогда не обходилась без самовыражения, даже если речь шла о простой реакции на политические события. Отсюда и три составляющих ее творчества, о которых она писала в стихотворении «Порука» (1933):

Мы отдадим всю молодость —

за нашу

Республику, работу и любовь.

Известно, что в свое время, прочитав первый стихотворный сборник Ольги Берггольц, вышедший в 1934 году, Максим Горький оценил искренность самовыражения как ведущую черту ее поэтического творчества: «Ваши стихи понравились мне. Они кажутся написанными для себя, честно, о том именно, что чувствуется Вами, о чем думаете Вы… »

В тридцатые годы Ольга Берггольц впервые начинает писать и прозу для детей. Ее рассказы просты, психологически достоверны и наполнены какой-то особой теплотой.

Избрав для общения со слушателями простую разговорную форму, Берггольц создает целый ряд стихотворений, в которых прямо обращается к своим современникам и близким: «… Я говорю с тобой под свист снарядов… », «Сестре» («Машенька, сестра моя, москвичка!»), «Разговоре соседкой».

Ольга Федоровна Берггольц вспоминала, что однажды стихи спасли ее, когда, идя по блокадному городу, она бессильно опустилась на землю, потому что не могла идти дальше. Зазвучавший из репродуктора собственный голос помог ей прийти в себя.

Для окружающих он был символом стойкости и грядущей победы. В то суровое время Берггольц многим помогла выжить. Не случайно именно ее стихи высечены на граните знаменитого памятника на Пискаревском кладбище: «Никто не забыт, и ничто не забыто».

Ведь и сама Ольга Берггольц похоронила в годы войны мужа, умершего от дистрофии.

Героизм блокадного Ленинграда был воспет в «Февральском дневнике» и «Ленинградской поэме», а также в послевоенном сборнике «Говорит Ленинград» (1946).

В послевоенном творчестве Ольги Берггольц особое место заняла книга стихов и поэм «Твой путь» (1946), наполненная сильными драматическими переживаниями. Она хотела передать психологию человека, опаленного войной, но пережившего ее и готового к продолжению жизни на земле:

В ожогах вся, в рубцах, в крови, в золе,

Я поднялась, как все — неистребима,

С неистребимой верностью Земле.

Практически всю свою жизнь Ольга Берггольц отстаивала право поэта открыто выражать свою позицию, чувства и настроение.

Однако форма повествования от первого лица признавалась далеко не всеми, некоторые ортодоксальные критики даже видели в ней отголоски индивидуалистической эстетики, поэтому авторов, избравших для себя именно такой способ самовыражения, нередко упрекали в идеализме. Берггольц удалось избежать откровенных выпадов в свой адрес, но отстаивать свою позицию ей было нелегко.

Читайте также:  Памятник рыбке колюшке в санкт-петербурге

Программным сборником шестидесятых годов стала книга «Узел» (1965). Сюда вошли и те стихотворения, которые не были опубликованы, — «Не утаю от Тебя печали» (1937), «Ты в пустыню меня послала» (1938), «Ответ» (1962). Стало очевидным, что исповедальное начало лирики поэтессы с годами только усилилось, наполнившись одновременно и драматическими, трагедийными нотами.

Обращение к прозе не было случайным для Ольги Берггольц. Она начинала как журналист, писала очерки практически всю свою жизнь. Но вместе с тем избранная ею форма оказалась совершенно новаторской — это был своеобразный лирический дневник, где воспоминания о прошлом сливались с разнообразными авторскими суждениями.

Ольга Федоровна Берггольц назвала свою «главную книгу» «Дневные звезды» (1959). Как и предшествовавшие ей повести «Пимокаты с алтайских» и «Мечта», она посвящена детству поколения писательницы. Она предлагает читателю заглянуть в колодец своей памяти и понять людей ее времени. Ведь ясным солнечным днем в колодце можно увидеть звезды. А каждый из нас несет в себе отблеск такой звезды…

К сожалению, Ольга Берггольц не сумела закончить вторую часть своей книги и не рассказала современникам о самых страшных тридцатых годах, принесших ей столько потерь. В конце жизни она была окружена друзьями, но семейное счастье, хотя она трижды пыталась обрести его, оказывалось слишком коротким…

Источник: http://biografiivsem.ru/berggolc-olga-fedorovna

Берггольц Ольга Федоровна

  • Искусство | Поэзия

    ПоэтессаЛауреат Государственной премии (1951, за поэму «Первороссийск»)Кавалер ордена Ленина (1967)Кавалер ордена Трудового Красного Знамени (1960)Награждена медалью «За оборону Ленинграда» (1943)

    Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

    Ольга Берггольц родилась 3 мая 1910 года по старому стилю (16 мая по новому) в Петербурге.Ляля, как называли ее родители, была первым ребенком в семье Федора Христофоровича Берггольца, потомка обрусевшего шведа, взятого в плен при Петре I, и Марии Тимофеевны Берггольц.

    Отец Ольги, врач-хирург и выпускник Дерптского университета, работал по специальности, а мама воспитывала Лялю и младшую дочку Мусю (Марию) и обожала поэзию, сумев передать эту любовь и девочкам. Детство Ольги прошло в двухэтажном доме на Невской заставе, в обычном для интеллигентной семьи тех лет жизненном укладе – няня, гувернантка, любовь и забота родителей.

    А потом в России грянули перемены.

    Мария Тимофеевна Берггольц с дочерьми Ольгой (внизу) и Марией.

    Отец ушел на фронт полевым хирургом, а в 1918 году голод и разруха привели Марию Тимофеевну с дочерьми в Углич, где они жили в одной из келий Богоявленского монастыря. Только в 1921 году доктор Берггольц, прошедший две войны, приехал в Углич за своей семьей, и они вернулись на Невскую заставу.

    Родительские мечты об институте благородных девиц и медицинском образовании Ляли бесследно канули, и Ольга стала ученицей 117-й трудовой школы, а в 1924 году она уже была пионеркой, превратившись из набожной интеллигентной девочки в пролетарскую активистку, вскоре вступившую в комсомол.

    Первое стихотворение четырнадцатилетней Ольги Берггольц опубликовала заводская стенгазета завода «Красный ткач» 27 сентября 1925 года, где работал тогда в амбулатории доктор Берггольц.

    Через год ее стихи «Песня о знамени» напечатали «Ленинские искры», и Ольга, учившаяся в выпускном классе девятилетки, вступила в литературное молодежное объединение «Смена» при Ленинградской ассоциации пролетарских писателей. В 1926 году она удостоилась похвалы Корнея Чуковского, сказавшего, что из Ольги непременно получится настоящий поэт.

    Жизнь ее была полна смысла и надежд – в том числе, личная. В «Смене» она познакомилась с приехавшим из нижегородского села поэтом Корниловым. Борис Корнилов был старше Ольги на три года. Очень талантливый, он считался едва ли не самым перспективным поэтом в «Смене».

    В 1926 году они вместе поступили на Высшие государственные курсы искусствоведения, и вскоре Борис сделал Ольге предложение – в лучших романтических традициях, у подножия Медного всадника. Влюбленные поженились, и уже в восемнадцать лет Ольга родила дочку Иру.

    Курсы вскоре закрыли, часть студентов перешла на филфак Ленинградского университета, а в 1930 году Ольга прошла преддипломную практику во Владикавказе в газете «Власть труда».

    Мы шли на перевал. С рассветаменялись года времена:в долинах утром было лето,в горах — прозрачная весна.Альпийской нежностью дышализеленоватые луга,а в полдень мы на переваленастигли зимние снега,а вечером, когда спуститьсяпришлось к рионским берегам,—как шамаханская царица, навстречу осень вышла к нам.Предел и время разрушая,порядок спутав без труда,—о, если б жизнь моя — такая,

    как этот день, была всегда!

    В тяжелые для себя минуты Ольга Берггольц вспоминала то место и то время, где и когда она чувствовала особый душевный подъем и внутреннюю гармонию. И этим местом была Осетия. Кавказ в лице Осетии ее покорил сразу и своей природой, и своими людьми.

    Поездка на строительство Гизельдонской гидроэлектростанции произвела на студентку из города на Неве неизгладимое впечатление. Уже в одном из своих первых писем Николаю Молчанову она в восторге писала: «Колька, горы просто ошеломили.

    Как ты не прав был, Колька, когда сказал, что Кавказ – плоское место… Я шлялась в горах 14 часов, обуглилась, устала, карабкалась по горам, и мне все казалось, что горы двигаются вокруг меня! Наверх смотреть страшнее, чем вниз; и чем выше поднимаешься, тем выше становятся они, точно рядом идут, следом.

    Ох, Колька, как хорошо тут… какой материал кругом, какие люди, Колька. Знаешь, я все больше и больше, реально, на ощупь «чувствую» строительство. Уж у меня нет и тени того состояния, когда чувствовала свою «невключенность», беспомощность. Нет, наоборот.

    И слово теперь я ощутила как силу, которой я участвую и помогаю… Я думаю, что напишу много интересного про Кавказ. Нет, это не «истоптанное» место!».

    Ольга Берггольц и Борис Корнилов. 1929 год.

  • Источник: http://chtoby-pomnili.net/1820-1820.html

    Поэты классики

    Истинным назначением литературы считается преодоление разделительной грани между разумом и чувствами человека.

    Предназначение поэзии, в свою очередь, кроется в фундаментальном концепте возвращения истинного, непосредственного восприятия мира.

    Ценность стихов, в конечном счете, состоит в отражении характерных переживаний читателя и образа самого поэта с его непростым внутренним миром. Следовательно, весь рифмованный мир необычайно разнообразен и многогранен.

    В течение нескольких тысячелетий стихи, как удивительное пространство ярких образов и рифм, сопутствуют жизни человека. Говоря слегка стереотипно, поэзия осуществляет огромное влияние на человечество, или же, более современно, поэзия социально значима.

    В чем же ее суть и зачем людям вообще так необходимы стихи? Стих — это особый вид самореализации человека, четко выраженный душевный язык, элементарное, структурированное олицетворение ловкости управления словами, выражение внутреннего настроя в ритмической…

    Истинным назначением литературы считается преодоление разделительной грани между разумом и чувствами человека.

    Предназначение поэзии, в свою очередь, кроется в фундаментальном концепте возвращения истинного, непосредственного восприятия мира.

    Ценность стихов, в конечном счете, состоит в отражении характерных переживаний читателя и образа самого поэта с его непростым внутренним миром. Следовательно, весь рифмованный мир необычайно разнообразен и многогранен.

    В течение нескольких тысячелетий стихи, как удивительное пространство ярких образов и рифм, сопутствуют жизни человека. Говоря слегка стереотипно, поэзия осуществляет огромное влияние на человечество, или же, более современно, поэзия социально значима.

    В чем же ее суть и зачем людям вообще так необходимы стихи?

    Стих — это особый вид самореализации человека, четко выраженный душевный язык, элементарное, структурированное олицетворение ловкости управления словами, выражение внутреннего настроя в ритмической форме во внешний мир.

    Для поэтов, людей глубоко чувственных и зависящих от состояния эмоционального всплеска, стихи являются одним из главнейших жизненных сенсов. Поэтому творя, они склонны выражать накопленные мысли и эмоции.

    Из-за чего любая нехватка вдохновения, или так называемый «творческий кризис», считается практически непреодолимой проблемой, напрямую зависящий от продуктов их собственной поэтической творческой деятельности.

    Для более продуктивного развития интеллектуальных способностей ребенка, большинство специалистов советуют совместное чтение и заучивание стихотворений всевозможной тематики и объема.

    Такие занятия безусловно улучшат как взаимоотношение детишек с матерью-педагогом, так и будут способствовать развитию аппарата воображения, речи и памяти малыша. К тому же ребенок, скорее всего, заинтересуется возможностью сочинять собственные стихи.

    Это важно, так как с помощью поэзии, при условии наличия таланта и большой тяги к делу, стихи могут стать истинной отдушиной или будущим призванием ребенка. В свою очередь, у взрослых под влиянием силы стихов открывается новое “видение”.

    Во взрослом мире стихотворениям свойственно пробуждать души, чувства и разум, позволяющим иначе переоценить суть проблем современности.

    В целом, стихотворения пособничают переживанию тех или иных импульсов, воодушевляют языковой, словесной шалостью и авторского видения поэта. В созвучии с мелодией, стихи обретают форму песни. Кроме этого, стихи — отличный способ самопрезентации.

    Таким образом, стих универсальная величина, необходимая социуму. Она будет репродуцировать новые и устаревшие стихи. Пока новейшие стихотворения репрезентируют общественные ориентиры принципиальные жизненные идеалы, старые будут просто перечитываться.

    Наиболее удачными в мировом значении признаны стихи русских поэтов классиков. Русские поэты, сочетая особую тонкость и ранимость своих произведений, детализировано описывают нашу реальность с «натуры». Русское стихотворное наследие считается величайшим богатством нашей культуры и достоянием мировой литературы.

    Стихи русских поэтов проникнуты «русским духом», а их словесная палитра раскрывает потрясающий потенциал могущества русского языка. Поэтому русские поэты классики стихотворений.

    Наиболее продуктивными, яркими и запоминающимися стали русские поэты 19 века. Поэзия «серебристов» творилась в атмосфере всеобщего культурного подъема, что переживала Россия на меже конца 19-го и начале 20-го веков.

    При этом, «серебряный век» русской поэтической мысли знаменуется бурным разочарованием и тотальным ощущением грядущих исторических перемен.

    Следовательно, общая сумбурность времени совершенно нормально реагировала на одновременное появление на литературной сцене таких талантов как Александр Блок, Владимир Маяковский, Александр Белый, Владислав Ходасевич и многих других. Это было уникально. Особенно по части любовной поэтики.

    Во все времена любовь, дарящая лирическое настроение, вдохновляла поэтов на поэтическое выражение своих чувств.

    В наши дни красивые стихи о любви также в цене — стихи любимому или любимой посвящают практически все современные авторы. Такие стихи полны откровенным сладострастием и романтическим томлением.

    Стихи востребованных ныне поэтов, как классиков, так и современников, обладают неимоверной ритмикой и однозначно «цепляют» любого, кому все же попадают в руки.

    К сожалению, сегодня спрос на литературные произведения не столь велик, но это не означает, что литература, и в частности поэзия, вовсе переживает застой.

    Просто теперь они пишутся по-другому, соответственно и читаются по-другому.

    Эта форма словесного самовыражения, согласно тенденциям мировой культуры, приобретает экранный характер и презентует себя «в живую» лишь в рамках литературных фестивалей и авторских читок.

    Некоторое время назад, полагалось, что «конец» русской поэзии настал с уходом Анны Ахматовой и Иосифа Бродского.

    Однако поэтический Олим не остался пустовать — в последнее время лаврами всеобщего признания и славы стали пользоваться такие поэты как: Вера Полозкова, Ес Сой, Гера Шипов, Андрей Орловский, Белинда Наизусть, Леона Вишневская и Ах Астахова.

    Стихи про время в котором мы живем с их пера выходят колко и правдиво, отчетливо передавая специфику и эмоциональный надрыв времени.

    Сегодня довольно-таки модно быть поэтический развитым. Для этого не обязательно знать все стихи наизусть, достаточно хотя бы умения ориентироваться и разбираться в их многообразии, а также авторстве.

    Существует огромное множество литературных порталов и сайтов, которые фокусируются на презентации коллекций стихотворений всех времен и тематик. Эти ресурсы предназначены как для истинных ценителей красоты слова, так и для начинающих открывать мир поэтического опыта человечества.

    В любом случае персонально отобранные стихи девушке, матери или другу, произведут впечатление и улучшат вашу репутацию.

    Читайте, пишите, любите!

    Источник: http://worldpoesy.com/?country=ru&objectType=biography&id=f054k25f498k6jjz

    Ссылка на основную публикацию