Петровская пристань санкт-петербурга и её порфировые вазы

Причал у Адмиралтейства — Судоходная компания Драйвер

Причал у Адмиралтейства — Адмиралтейская набережная (Спуск со львами).

Отсюда отправляется «львиная доля» всех наших экскурсий. Пожалуй самое популярное место в Петербурге для желающих совершить увлекательное путешествие по рекам и каналам города.

Режим работы — с 10.00 до 01.00 без выходных.

Расписание регулярных рейсов от Адмиралтейской наб. д.2 

(спуск со львами)

ВНИМАНИЕ: Будьте внимательны при выборе даты ночных водных экскурсий — так ночная водная экскурсия в ночь с пятницы на субботу заказывается в субботу в 00 час 15 минут.

Выкуп билетов на дневные водные экскурсии осуществляется не менее чем за 30 минут до начала заказанного Вами рейса.

* Расписание может меняться в зависимости от уровня воды и проведения технических работ на каналах города. Уточняйте в кассе на причале. +7 (812) 716-58-86* The timetable may be changed in case of water raise or due to technical works on city channels. Get more information in our ticket offices.* Выкуп забронированных билетов за 30 минут до отправления теплохода.Advance tickets should be picked up 30 minutes before the boat's departure time.Возможны индивидуальные маршруты под заказ.We also provide individual tours after/by individual orders.

Цены на причале:

«Северная Венеция» 1 час 10 мин взрослый 650 руб
льготный билет 550 руб
детский билет 350 руб
«Возвращение в старый Петербург»1 час 30 мин взрослый 800 руб
льготный билет 650 руб
детский билет 400 руб
«Магия ночного Петербурга» ( разводные мосты)1 час 30 мин 750 руб

Справка:

Причал у Адмиралтейства илиДворцовая пристань — парадный спуск к Большой Неве в Санкт-Петербурге, созданный по проекту архитектора Карла Росси в первой четверти XIX века и декорированный статуями львов.

Дворцовая пристань была построена в 1820-1824 годах. Она находилась в месте выхода Дворцового проезда к Неве. Сейчас на этом месте расположен въезд на Дворцовый мост.

Пристань была построена по чертежам архитектора Карла Росси в рамках проекта по благоустройству территории у Зимнего дворца после строительства арки Главного штаба. Курировал работы сам император Николай I Строил пристань инженер А. Д. Готман. Одновременно с этими работами был построен Петровский спуск у западного павильона Главного Адмиралтейства.

Находится в непосредственной близости к Адмиралтейству, Дворцовому мосту и Зимнему дворцу. Используется в качестве причала прогулочных судов.

Пристань представляет из себя широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве. Она состоит из двух маршей по восемь ступеней, марши разделены между собой небольшой гранитной площадкой.

Эта площадка по краям имеет два выступа, выходящих к реке. За этими выступами со стороны берега находятся гранитные пьедесталы львов. Монотонность вертикального параллелепипеда пьедестала разделена неширокими выступами.

Сам лестничный спуск с боков ограничен парапетом набережных.

Львы стоят на чугунных постаментах, повернув друг к другу тяжёлые лобастые головы.

Грозные морды животных своеобразны и выразительны — львы изображены с полураскрытой оскаленной пастью и страшными клыками.

На силу и ловкость хищника указывают широкая грудь, могучие лапы и стройное мускулистое тело с подтянутым животом говорят. Львы опираются на шар передней лапой с выпущенными изогнутыми когтями.

В начале XXI века используются различные названия пристани. Это отчасти объясняется тем, что пристань отделена от Зимнего дворца транспортным потоком, движущимся через Дворцовый мост.

Неофициальные названия объекта часто повторяют названия других пристаней, и к ним добавляют уточняющее «на Адмиралтейской набережной» Пристань называют «Причал у Адмиралтейства», «Пристань со львами» или «Спуск со львами»,«Дворцовый спуск».

Исторически между флигелями Адмиралтейства до постройки набережной находилась Адмиралтейская пристань.

Первые идеи оформления спуска к Неве у Зимнего дворца в продолжение Дворцового проезда к Неве ещё до засыпки Адмиралтейского рва (1817 год). Первым сохранившимся прочтением пристани стала работа архитектора Л.

Руска, созданная ещё до засыпки Адмиралтейского рва как часть проекта набережной между зданием Адмиралтейства и Зимним дворцом. Она представляла собой красивую пристань-лестницу, которая была украшена четырьмя скульптурными композициями.

Они представляли собой аллегорические женские фигуры на круглых пьедесталах, с лежащими каменными львами, обращенными в сторону дворца.

Другой проект сохранился в отделе эстампов Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он представляет собой рисунок неизвестного художника, изображающий пристань с двумя парами лежащих львов.

Дворцовая пристань была построена в 1820-1824 годах. Она находилась в месте выхода Дворцового проезда к Неве. Сейчас на этом месте расположен въезд на Дворцовый мост.

Пристань была построена по чертежам архитектора Карла Росси в рамках проекта по благоустройству территории у Зимнего дворца после строительства арки Главного штаба. Курировал работы сам император Николай I Строил пристань инженер А. Д. Готман. Одновременно с этими работами был построен Петровский спуск у западного павильона Главного Адмиралтейства.

Предложенные Росси статуи львов являются точной копией флорентийских львов. Моделями для литья являлись гипсовые слепки с оригинала, которые хранятся в Академии Художеств. Такие же львы были установлены Карлом Росси у Михайловского дворца.

После того, как все детали пристани были утверждены, в строительстве пристани наступила пауза, которая до сих пор не объяснена историками. С 1828 по 1832 год в деле строительства пристани не было подвижек, и с конца 1832 года события происходили одно за другим.

В начале мая 1832 года Николай I сделал свой выбор: он распорядился установить на нижнем спуске к Большой Неве две порфировые вазы, присланные в дар шведским королём в 1830 году, а наверху поместить на высоких пьедесталах мраморные статуи Геркулеса и Флоры из Таврического дворца.

В конце месяца самодержец меняет своё решение и далее работы ведутся по проекту Росси, 31 мая 1832 года высочайшему вниманию поданы все детали проекта. 5 июня 1832 года на Александровском чугунолитейном заводе запущена работа над фигурами львов и постаментами.

В сентябре 1832 года статуи львов были установлены на Дворцовой пристани одновременно с порфировыми вазами. В конце 1832-начале 1833 года П. К. Клодту была поручена работа наддиоскурами, но они не сместили с постамента ни львов ни вазы.

А статуи Геркулеса и Флоры в 1862 году были установлены в Александровском саду.

На пристани в 1832 году были установлены медные львы и порфировые вазы. В таком виде пристань находилась до третьей четверти XIX века: в 1873—1874 годах вазы были перенесены на Петровский спуск. В 1875 году на набережной был устроен широкий бульвар. Набережная носит название Адмиралтейской с 1874 года, а в 1879 году по набережной было открыто движение

Судя по картине А. К. Беггрова набережная сильно отличалась от современного состояния: была уже и проходила значительно левее сегодняшнего положения магистрали. Пристань же являлась доминантой береговой линии, возвышаясь на берегу Большой Невы.

Место, на которое переносили Дворцовую пристань до 1914 года

В 1914-1916 годах пристань со львами была перемещена на ось восточного павильона Главного Адмиралтейства по причине строительства Дворцового моста. Работы по переносу пристани производил инженер А. П. Пшеницкий.

После переноса внешний вид набережной изменился, пристань была композиционно и функционально объединена с левой береговой опорой моста. Львы находятся ниже уровня перил переправы и сейчас пристань не является доминантой береговой линии.

Скульптура пристани

Львы Дворцовой пристани   Парадные речные ворота дворца были изящно украшены. Необходимо помнить, что эта пристань до промышленного освоения самолётов принимала большую часть гостей императорского дома, а также все религиозные обряды, проходившие на реке в присутствии высочайших особ, торжественно осуществлялись с этой пристани.

Идея установки львов на пристани появилась в первом проекте Луиджи Руска и прошла красной нитью через все варианты оформления. Осенью 1828 года была предпринята попытка прояснить вопрос о декоративных статуях львов для пристани. Во всех исторических документах указывается, что рассматривалась установка точной копии флорентийских львов.

После 1879 (движение по набережной существует) и до 1914 (Дворцового моста ещё нет)

В итоге, львы были установлены на Дворцовой пристани как украшение в 1832 году. Сейчас пристань со львами находится у восточного павильона Адмиралтейства (рядом с Дворцовым мостом). По мнению краеведов и блогеров, эти львы являются самыми знаменитыми львами Санкт-Петербурга.

«Лев у Дворцового моста»,
худ. Хаджибаронов С.П., 1986

Львы выполнены методом чеканки из листовой меди; фигуры изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге. Их изготовил мастер И. Пранг по модели скульптора И. П. Прокофьева Чугунные пьедесталы для львов отлиты на том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя.

Вазы

Установлены на пристани вместе со львами как украшение в 1832 году.

Две вазы выполнены из полированного порфира на Эльфдаленской гранильной фабрике в Швеции. Чугунные пьедесталы отлиты на том же заводе и по тому же проекту, как и для львов: на Александровском чугунолитейном заводе по рисунку архитектораЛ. Шарлеманя. До установки на этом месте вазы хранились в Таврическом дворце

Вазы в 1873—1874 годах были перемещены на Петровский спуск у западного павильона Адмиралтейства (рядом с Медным всадником).

Дворцовая пристань в искусстве.

Само расположение парадной пристани, со стороны Адмиралтейства, обращённой к Неве и недалеко от Зимнего дворца, обусловила внимание к ней со стороны деятелей искусства. Её изображали на своих полотнах такие мастера изобразительного искусства как Василий Садовников («Дворцовая пристань», 1840 год) и А. К. Беггов («Вид на Неву от Зимнего дворца», 1881 год).

По материалам Wikipedia

Источник: http://www.driver-river.ru/admiralteistvo

История места

1770-1788 гг. — часть набережной облицована гранитом. 1820-1824 гг. (1818) — по обе стороны здания Адмиралтейства построены Дворцовая и Петровская пристани. 1832 г.

— Дворцовая пристань украшена медными фигурами львов и порфировыми вазами. 1874 г. — набережная была названа Адмиралтейской. 1879 г. — по Адмиралтейской набережной открыто движение.

1914-1916 – Дворцовая пристань перенесена на новое место (где и находится сейчас)

Располагается Адмиралтейская набережная от Дворцового моста до площади Декабристов, она является самой короткой и самой широкой из центрального обрамления Невы. Если до конца XIX века она разделяла Английскую и Дворцовую набережные, теперь она их соединяет.

Создание Адмиралтейской набережной относится ко времени, когда в Адмиралтействе были прекращены судостроительные работы и в связи с этим засыпаны каналы и бассейны на его территории.

До этого времени Адмиралтейская набережная представляла не очень живописный вид: между двумя эллингами верфи тянулись каналы для спуска судов, рвы и земляные валы окружали сооружения. Это портило самый центр города. Художники, писавшие с воды панораму Петербурга обходили этот участок.

Кроме того, из-за доходившей до самой воды верфи, нарушалось движение по набережной. Многие известные архитекторы предлагали проекты по благоустройству набережной.

В конце 18 века часть набережной у Сенатской площади (ныне — площадь Декабристов) была облицована гранитом, затем в 1819-1821 годах эта часть набережной от Адмиралтейства до здания Сената была перестроена в связи с сооружением гранитных береговых устоев Исаакиевского моста.

В 1871 году «по Высочайшему повелению», была образована комиссия при Министерстве внутренних дел. Ее возглавил заместитель министра внутренних дел князь Лобанов-Ростовский.

В комиссию также входили директор хозяйственного департамента внутренних дел Шумахер, председатель технического строительства Министерства внутренних дел Марченко, петербургский губернатор Лутковский, председатель городской хозяйственно-строительной комиссии генерал-майор Жербин и инженер-генерал-майор Домонтович. Комиссия выработала план по обустройству набережной.

7 февраля 1873 года в Городской думе состоялся конкурс на сооружение гранитной набережной. Конкурс выиграло Русское Строительное общество, которому была определена сумма в 365 тысяч рублей. Оговаривалось, что строительство должно быть закончено к 1 ноября 1874 года.

Следуя плану 14 августа 1873 года между Дворцовой и Петровской пристанями по проекту инженеров В. М. Карловича и С. С. Селянинова начинается строительство гранитной набережной, а 21 ноября 1874 года оно было завершено. На следующий год весной на ней устроен широкий бульвар.

Набережная была названа Адмиралтейской в честь расположенного на ней здания Адмиралтейства и имеет на своем небольшом протяжении четыре причала: два с широкими ступенями, как бы ограничивают набережную с двух сторон. Между ними два совершенно разных по форме спуска: один стандартный, а второй, с двумя сходящимися у воды лестницами под углом в 45 градусов, скрыт парапетом. Его форма больше не повторяется нигде.

Читайте также:  Экскурсия в эрмитаж санкт-петербурга

Еще 1818 году близ восточного и западного павильонов Адмиралтейства по проекту инженера А. Готмана были построены Дворцовая и Петровская пристани.

В 1832 году Дворцовая пристань украсилась скульптурными фигурами львов и вазами. Две вазы из полированного порфира исполнены в Швеции на Эльфдаленской гранильной фабрике.

Вычеканенные из листовой меди фигуры львов изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Санкт-Петербурге.

Чугунные пьедесталы для ваз и львов отлиты на том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя.

В 1914-1916 годах в связи с постройкой Дворцового моста Дворцовая пристань была разобрана и сооружена на новом месте — напротив восточного павильона Адмиралтейства. Порфировые вазы при этом были перенесены на Петровскую пристань, а львы установлены на вновь сооруженной Дворцовой пристани на постаментах из красного гранита.

В 1874 году обширная территория Адмиралтейского двора после постройки набережной была разделена на отдельные участки, проданные под застройку частным владельцам. По плану предусматривалось 7, но реально получилось 6 участков. Многоэтажные доходные дома закрыли задний фасад здания Главного Адмиралтейства и внесли серьезный диссонанс в архитектурный ансамбль центра города.

Среди них:
дом №4 — дом и театр В. А. Панаева (арх. Д. К. Пруссак), ныне на этом месте наша школа №225
дом №8 — бывший дворец великого князя Михаила Михайловича (1885-91, арх. М. Е.

Месмахер), в советское время здесь размещалось Главное управление торговли Ленинграда, с 1998 — Российское страховое народное общество (РОСНО).
дом №10 — доходный дом О. Н. Рукавишниковой (1880-81, арх. А. Ф. Красовский, В. Р.

Курзанов), в 1890 и 1893 здесь жил П. И. Чайковский, в 1906-10 — один из основоположников сейсмологии, геофизик князь Б. Б. Голицын. В советское время здание занимало Генеральное. консульство ГДР.
в домах №12 и №14 (перестроены в 1912-13, арх. А. В.

Друкер, К. К. Тарасов) до 1917 располагались Дворянский банк и Крестьянский банк.

В 1909 в дни празднования 200-летия Полтавской битвы на набережной перед Восточным крылом Адмиралтейства, что ближе к Зимнему дворцу, была установлена бронзовая скульптура «Петр I спасает утопающих в Лахте в 1724 г.» .

Через год 14 июня 1910 года напротив западного крыла Адмиралтейства установили скульптуру «Петр I обучается в Городее Саардаме в Голландии корабельному делу», более известную под именем «Царь-плотник» (Обе группы выполнены скульптором Л. А. Бернштам, постаменты — арх. А. И. фон Гоген).

Повторение скульптуры «Царь-плотник» было передано голландскому городу.

Скульптуры демонтировали в декабре 1918 как «не имеющие никакого художественного смысла». В 1996 установлена копия скульптуры «Царь-плотник», подаренная Петербургу правительством Нидерландов, но на новом месте, ближе к Восточному флигелю, напротив дома 6, и на новом постаменте. Литература:
Соловьева Т. А. К причалам Адмиралтейской наб. СПб., ИКАР,1999. С.7-36.

Источник: http://spbschool225.narod.ru/hist_dom1.htm

Дворцовая пристань в Петербурге

Дворцовая пристань — парадный спуск к Большой Неве в Питере, созданный по проекту Карла Росси в первой четверти XIX века и декорированный статуями львов.

На набережной Невы против восточного крыла Адмиралтейства, увенчанного стройным золотым шпилем с корабликом, находится гранитная Дворцовая пристань, декорированная двумя медными статуями сторожевых львов.

Дворцовая пристань находится в непосредственной близости к Адмиралтейству, Дворцовому мосту и Зимнему дворцу. Сейчас пристань используется как причал прогулочных катеров, в 2004 году использовалась как остановка водного автобуса. С начала XX века к пристани пришвартован плавучий ресторан. Пристань представляет из себя широкий гранитный лестничный спуск к Большой Неве.

Она состоит из двух маршей по восемь ступеней, марши разделены между собой небольшой гранитной площадкой. Эта площадка по краям имеет два выступа, выходящих к реке. За этими выступами со стороны берега находятся гранитные пьедесталы львов. Монотонность вертикального параллелепипеда пьедестала разделена неширокими выступами.

Сам лестничный спуск с боков ограничен парапетом набережных.

Дворцовая пристань была Начала строиться в 1820-1824 годах. Она находилась в месте выхода Дворцового проезда к Неве. Сейчас на этом месте расположен въезд на Дворцовый мост. Пристань была построена по чертежам архитектора Карла Росси в рамках проекта по благоустройству территории у Зимнего дворца после строительства арки Главного штаба.

Курировал работы сам император Николай I Строил пристань инженер А. Д. Готман. Одновременно с этими работами был построен Петровский спуск у западного павильона Главного Адмиралтейства. Предложенные Росси статуи львов являются точной копией флорентийских львов. Моделями для литья являлись гипсовые слепки с оригинала, которые хранятся в Академии Художеств.

Такие же львы были установлены Карлом Росси у Михайловского дворца.

Один из львов Росси (автор — Neskij Djuk, фото сделано во время белой ночи)

После того, как все детали пристани были утверждены, в строительстве пристани наступила пауза, которая до сих пор не объяснена историками. С 1828 по 1832 год в деле строительства пристани не было подвижек, и с конца 1832 года события происходили одно за другим.

В начале мая 1832 года Николай I сделал свой выбор: он распорядился установить на нижнем спуске к Большой Неве две порфировые вазы, присланные в дар шведским королём в 1830 году, а наверху поместить на высоких пьедесталах мраморные статуи Геркулеса и Флоры из Таврического дворца.

В конце месяца царь меняет своё решение и далее работы ведутся по проекту Росси, 31 мая 1832 года высочайшему вниманию поданы все детали проекта. 5 июня 1832 года на Александровском чугунолитейном заводе запущена работа над фигурами львов и постаментами. В сентябре 1832 года статуи львов были установлены на Дворцовой пристани одновременно с порфировыми вазами.

В конце 1832-начале 1833 года П. К. Клодту была поручена работа над диоскурами, но они не сместили с постамента ни львов ни вазы. А статуи Геркулеса и Флоры в 1862 году были установлены в Александровском саду.

Статуя диоскура возле Исаакиевского собора и Манежа (автор — MarinaAn)

Львы стоят на чугунных постаментах, повернув друг к другу тяжёлые лобастые головы. Грозные морды животных своеобразны и выразительны — львы изображены с полураскрытой оскаленной пастью и страшными клыками. На силу и ловкость хищника указывают широкая грудь, могучие лапы и стройное мускулистое тело с подтянутым животом. Львы опираются на шар передней лапой с выпущенными изогнутыми когтями.

Это, пожалуй, самые популярные в Санкт-Петербурге сторожевые львы. Тонко вычеканенные из листовой меди царственно-величавые статуи грозных зверей хорошо видны отовсюду, а их профили четко прорисовываются на фоне темно-серой глади Невы и бледной голубизны чистого неба.

Исторически между флигелями Адмиралтейства до постройки набережной находилась Адмиралтейская пристань. Первые идеи оформления спуска к Неве у Зимнего дворца в продолжение Дворцового проезда к Неве выдвигались ещё до засыпки Адмиралтейского рва в 1817 году. Первым сохранившимся прочтением пристани стала работа архитектора Л.

Руска, созданная ещё до засыпки Адмиралтейского рва как часть проекта набережной между зданием Адмиралтейства и Зимним дворцом. Она представляла собой красивую пристань-лестницу, которая была украшена четырьмя скульптурными композициями, которые представляли собой аллегорические женские фигуры на круглых пьедесталах, с лежащими каменными львами, обращенными в сторону дворца.

Другой проект сохранился в отделе эстампов Государственной Публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он представляет собой рисунок неизвестного художника, изображающий пристань с двумя парами лежащих львов. Следующее предложение исходило от известного скульптора В. И. Демут-Малиновского. Он создал модель «Конь с водничим», которая не получила одобрения и была отклонена.

Но на её базе возникла новая идея — украсить пристань конными группами наподобие скульптурной группы «Кони Марли», которая находится в Париже при въезде на Елисейские поля. Скульптурные композиции изображали исполинских бешеных коней, со свирепым взглядом и оскалом зубов и развевающейся гривой. Кони влекут за собой водничих, кажущихся в сравнении с животными малорослыми.

Скульптурные группы были созданы в 1745 году скульптором Гийомом Кусту. В трактовке Кусту кони олицетворяют животное начало, символизируют стремительную неукротимую свирепость и поэтому изображены гигантами рядом с малорослыми водничими.От имени Петербургской Академии художеств был отправлен запрос о возможности получения малых моделей коней Марли.

На первый запрос не было реакции и в 1827 году во Францию был отправлен повторный запрос. В ответ К. П. Брюллов в феврале 1828 года присылает из Парижа в Академию художеств небольшой рисунок одной из конных групп. В начале марта в Санкт-Петербург поступают малые бронзовые копии обеих групп, а 5 октября прибыли алебастровые для создания по ним больших моделей.

Комиссия, запросив расходы на отливку композиций в металле, оценила стоимость 32 тысячи рублей за группу непомерно дорогой. Модели коней Марли изготовлены не были, начались поиски более доступного варианта.

Автор фото — Marie-Lan Nguyen

В проекте Дворцовой пристани архитектор хотел установить нижним ярусом статуи львов и верхним — статуи диоскуров работы П. К. Клодта. Скульптор получил правительственный заказ на выполнение двух скульптурных групп для украшения пристаней Адмиралтейской набережной в конце 1832 — начале 1833 года.

Летом 1833 года скульптор изготовил модели для проекта, и в августе того же года модели были утверждены императором и доставлены для обсуждения в Академию художеств. Члены академического совета выразили полное удовлетворение работой скульптора и было решено выполнить обе первые группы в полном размере.

После этого успеха в работе над этим проектом наступила вынужденная пауза, обусловленная тем, что Клодт завершал работу над скульптурной композицией Нарвских ворот. Этот перерыв закончился в середине 1830-х, и работа над проектом была продолжена. Император Николай I, курирорвавший проект пристани, не одобрил сочетание львов и лошадей.

Вместо Диоскуров на пристани были установлены вазы, а диоскуры были установлены на Аничковом мосту.Вазы были выполнены из полированного порфира на Эльфдаленской гранильной фабрике в Швеции. Чугунные пьедесталы отлиты на том же заводе и по тому же проекту, как и для львов: на Александровском чугунолитейном заводе по рисунку архитектора Л.

Шарлеманя. До установки на этом месте вазы хранились в Таврическом дворце.

Автор панорамы на главной — Serg-Sergeew

Источник: http://lifeglobe.net/blogs/details?id=454

Скульптуры львов на Адмиралтейской набережной

Статуи сторожевых львов, венчающих Дворцовую пристань Санкт-Петербурга, – стали настоящим символом города на Неве. Их часто называют Львами Дворцового моста, так как пристань, где расположены эти великолепные животные, расположена на Адмиралтейской набережной, как раз вблизи Дворцового моста.

Петербуржцы и гиды в рассказах о достопримечательностях Петербурга, обязательно советуют прогуляться по Адмиралтейской набережной и полюбоваться самыми знаменитыми львами города на Неве.

Пристань со львами, после последней перестройки ансамбля набережной, примкнула к единому архитектурному ансамблю с южным спуском.

Легендарные статуи выполнены методом чеканки, в основе скульптур – листовая медь, которая в далеком 32-м была обработана мастерами Александровского чугунолитейного завода.

Мастера, чьи имена вошли в историю благодаря знаменитым львам – Изготовитель проекта И.Пранг; Скульптор разработчик – И.П.

Читайте также:  Строгановский дворец в санкт-петербурге

Прокофьев; Ну а авторство львиных пьедесталов, которые выпустил все тот же завод, принадлежит архитектору Л. Шарлеманю.

Львы на Дворцовом мосту удачно вписываются в общий ансамбль гранитной пристани-спуска, ведущего к берегам Большой Невы. Парапет спуска плавно переходит в пьедестал, на котором мы и можем созерцать статуи гордых прекрасных своим изяществом животных. Искусствоведы и ценители скульптуры отмечают необычайную мощь и энергетику, которую излучают композиции.

Идея установки скульптур появилась еще при первом проекте набережной, авторство которого принадлежит Луиджи Руска. Но и после, модернизируясь и преображаясь, набережная все время находилась под охраной точных копий львов из Флоренции.

В сентябре 32-го, львы украшали пристань в ансамбле с порфировыми вазами, подаренными Николаю Первому шведским королем; Спустя сорок лет набережная была реконструирована по проекту Карловича и Селенина (1874 год). После реконструкции вазы были перенесены на Петровскую пристань, и охранять, а также украшать набережную остались только львы; Уже в двадцатом веке (1911-15 гг.

) Дворцовая пристань вновь была реконструирована; Ну а после Великой Отечественной войны, львы вновь подверглись реставрации, так как были повреждены во время военных действий.

Сегодня гордые недремлющие старожилы украшают главную набережную города, их изображение можно встретить на сувенирной продукции, календарях и монетах, потому что именно эти величественные животные служат древнейшими заступниками прекрасного города.

Скульптуры

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Источник: https://www.ptmap.ru/monuments/1779

Адмиралтейская набережная

Мосты и набережные Петербурга

Адмиралтейская набережная

Создание Адмиралтейской набережной относится ко времени, когда в Адмиралтействе были прекращены судостроительные работы и в связи с этим засыпаны каналы и бассейны на его территории.

В 1873–1874 годах между Дворцовой и Петровской пристанями по проекту инженеров В. М. Карловича и С. С. Селянинова была построена новая гранитная набережная.

Сооружение пристаней близ восточного и западного павильонов Адмиралтейства относится к 1818 году.

В 1832 году Дворцовая пристань украсилась скульптурными фигурами львов и вазами. Две вазы из полированного порфира исполнены в Швеции на Эльфдаленской гранильной фабрике.

Вычеканенные из листовой меди фигуры львов изготовлены в 1832 году на Александровском чугунолитейном заводе в Петербурге.

Чугунные пьедесталы для ваз и львов отлиты на том же заводе по рисунку архитектора Л. Шарлеманя.

В 1914–1916 годах в связи с постройкой Дворцового моста пристань была разобрана и сооружена на новом месте — напротив восточного павильона Адмиралтейства.

Порфировые вазы при этом были перенесены на Петровскую пристань, а львы установлены на вновь сооруженной Дворцовой пристани на постаментах из красного гранита. Обширная территория Адмиралтейского двора после постройки набережной была разделена на отдельные участки, проданные под застройку частным владельцам.

Многоэтажные доходные дома закрыли задний фасад здания Главного Адмиралтейства и внесли серьезный диссонанс в архитектурный ансамбль центра города.

В 1870-х годах ближайшее к восточному павильону здание на набережной было приспособлено под театр («Театр Панаева»). Он был уничтожен пожаром и разобран. На том месте, где находился театр, после Великой Отечественной войны построено здание средней школы.

Часть набережной от Адмиралтейства до здания Сената была перестроена в 1819–1821 годах в связи с сооружением гранитных береговых устоев Исаакиевского моста.

Береговые «быки» на Сенатской площади и на Университетской набережной, напротив здания манежа Кадетского корпуса, сохранились.

Спуски по сторонам «быков» были сделаны для того, чтобы жители могли брать воду из Невы и садиться на суда. Постройку «быков» по проекту А. Бетанкура осуществил инженер Г. Треттер.

Посмотреть Адмиралтейство на карте Санкт-Петербурга

Смотри также:

История создания Адмиралтейства

История создания центральных площадей Санкт-Петербурга

Топ достопримечательностей Санкт-Петербурга: Адмиралтейство

Прогулки у Адмиралтейства

Архитектурный ансамбль Адмиралтейства

Архитектура главного здания Адмиралтейства

Связанные темы:

Рейтинг материала:

Tweet

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/admiralteiskaya-naberezhnaya

Петербург – Адмиралтейская набережная

02 Август 2016

Некоторые считают, что Адмиралтейская набережная имеет особое «энергетическое поле», благотворно воздействующее на человека. Это подтверждает то, что ласточки, возвращаясь весной в Санкт-Петербург, сначала летят к Адмиралтейству и кружат над иглой, увенчанной корабликом.

Адмиралтейская набережная в Петербурге (несмотря на свои весьма скромные размеры — всего лишь 414 метров) очень любима как туристами, так и местными жителями. Тянется она от перекрестка Дворцового проезда с Дворцовой набережной и Дворцовым мостом и до Сенатской площади. На этой улице в центре Петербурга находятся всего лишь восемь домов.

Именно здесь в 1704 году было заложено здание Адмиралтейства, которое впоследствии и повлияло на название улицы.

Первые предпосылки к появлению набережной появились значительно позже: лишь в 1844 году, после того как все судостроительные работы были перенесены в другое место — галерную гавань.

До этого никакой особой ценности улица не представляла. Скорее наоборот, из-за каналов для спуска судов, рвов и земляных валов она портила весь вид в центре города.

В 1832 году на Дворцовой пристани установили скульптуры львов и декоративные порфировые вазы, сделанные в Швеции. Сегодня местные экскурсоводы и краеведы считают, что это самые популярные львы Санкт-Петербурга.

В 1873 году началось строительство Адмиралтейской набережной, и уже через год ее торжественно открыли. Интересно, что на обустройство улицы было выделено 365 тысяч рублей.

Сначала предполагалось, что все здания на набережной будут одинаковыми, но участки земли не раскупались, поскольку состоятельные люди не желали жить в однотипных домах, а горожане попроще не имели возможности строить жилье в центре Петербурга.

Именно поэтому в 1878 году на Адмиралтейской набережной было разрешено строить любые здания, но их высота не должна была превышать 23,5 м. И в итоге улица стала очень известной: здесь жили влиятельные чиновники, банкиры, писатели и художники.

В 1910 году Адмиралтейская набережная была украшена скульптурой «Царь-плотник». Через восемь лет ее демонтировали. Лишь в 1996 году скульптура вновь была установлена: правительство Нидерландов подарило Петербургу ее точную копию.

Практически все здания на Адмиралтейской набережной имеют свою историческую ценность. В доме № 4 располагался театр Панаева, где впервые перед петербуржцами выступил Федор Шаляпин. Увы, в 1917 году дом сгорел, и в середине 20 века на этом месте построили школу.

Дом № 8 принадлежал великому князю Михаилу Михайловичу, а спустя годы здесь находилось главное управление торговли Ленинграда. Сейчас часть здания занимает страховая компания, а парадные залы отреставрированы и открыты для посетителей.

В доходном доме Рукавишниковой (№ 10) некоторое время жил композитор Чайковский.

Многие жители Северной столицы уверены, что Адмиралтейская набережная обладает неким магическим свойством. Например, если у вас что-то не ладится или просто плохое настроение, то прогулка вдоль набережной поможет привести мысли в порядок и даст заряд энергии.

Интересно, что после зимовки в теплых странах ласточки всегда сначала летят именно на эту улицу, к зданию Адмиралтейства, и долго кружат над иглой.

Самые известные архитектурные объекты набережной — Дворцовая пристань, медные львы, порфировые вазы, Петровский спуск и скульптура царя-плотника.

Адрес:

Адмиралтейская набережная, Санкт-Петербург.

Использованы материалы с сайта: http://tonkosti.ru/

Отзывы и комментарии туристов

Оставляйте ваши отзывы, делитесь впечатлениями и советами с другими туристами.

Источник: http://www.tourism-spb.ru/turistu-na-zametku/376-peterburg-admiraltejskaja-naberezhnaja

Петровская (Зимняя) пристань – парадные морские ворота Кронштадта

Рубрика: Кронштадт

Петровская пристань в городе-крепости Кронштадте появилась еще во времена Петра I. Поначалу здесь царило мелководье, стенки были деревянными и стояли на сваях, а основания – ряжевые.

Да и называлась иначе – Котлинской гаванью (второе название – Петровский спуск) – и была очень тесной. После проведения дноуглубительных работ возможности пристани улучшились, и со временем она обрела славу и статус морских ворот Кронштадта – главных на острове Котлин.

Известна как самая безопасная стоянка для морских судов, и другой такой пристани не найти нигде не только в России, но и во всем мире.

На строительство сгонялись военные и каторжники

Поражение шведов в Полтавской битве 27 июня (8 июля) 1709 года обусловило коренной перелом в Северной войне 1700–1721 годов. Стало очевидно, что рано или поздно она завершится победой Российской империи.

Но пока война еще шла, Петр I решил заняться постройкой гаваней на острове Котлин, чтобы туда могли заходить боевые корабли.

На перспективу здесь могли бы причаливать и вполне мирные суда, при помощи которых открывались и исследовались новые земли.

Распорядившись о строительстве гавани, император приказал привлечь к работам солдат и матросов, осужденных к каторге крепостных, плативших подушную подать мещан и крестьянский люд, а также плененных шведов.

Каждый год, и это продолжалось десятки лет, сюда сгоняли по 30 тысяч подневольных работников.

Работа была тяжелой, нечеловеческие условия изматывали людей: остров Котлин действительно для них стал настоящим адом на земле.

Как обустраивалась Петровская пристань

Петровская или как ее еще называют Зимняя пристань, появившаяся одновременно с первоначальной гаванью, пробыла деревянной около сотни лет.

Грандиозным воплощением инженерной мысли она стала в 1820–1824 годах (проект разработал инженер Андрей Данилович Готман). Строительство гранитных стенок и дноуглубительные работы начались в 1859 году и велись целый десяток лет.

Впоследствии пристань пережила не одну реконструкцию, став в 1882 году такой, какой мы ее сегодня знаем.

Летопись радостных встреч и трагических событий

История Петровской пристани – это летопись встреч и разлук, радости, грусти и горести. Отсюда на поле брани отправлялись отважные моряки, которых со слезами на глазах провожали родственники.

Добрые напутствия звучали и в адрес мореплавателей-исследователей, уходивших в дальнее плавание с надеждой стать первооткрывателями новых земель.

И можно только представить, сколько было радости, когда после военных кампаний и научно-исследовательских мореплаваний все возвращались целыми и невредимыми.

Августейших персон и других почетных гостей неизменно встречали на пристани под звуки оркестра и почетным караулом.

Ступив на землю и пройдя по ее широким ступеням, гости оказывались в прилегающем к ней Петровском парке – роскошном и утопающем в зелени.

Здесь находится памятник Петру Великому, который будто приветствовал прибывших. Точно так же царь-реформатор, основавший Кронштадт, встречал своих гостей и при жизни.

История Петровской пристани – это еще и летопись трагических событий. Потому что кронштадтцы уходили отсюда не только в дальние походы. Кроме покорения морей и океанов они участвовали в штурме Зимнего дворца в октябре 1917 года.

Их героизм помнят сражения Гражданской войны 1917–1922 годов, во время которой кронштадтцы участвовали в боях против войск интервентов. В Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. корабли советской Балтийской флотилии нещадно били по фашистам, не давая врагу подступиться к Ленинграду.

Отсюда на транспортные суда грузились морские пехотинцы, которых потом отправляли воевать отнюдь не на море, а на линию фронта на суше.

Читайте также:  Набережная макарова в санкт-петербурге: душа северной венеции всё ещё живёт здесь

Красноречивая статистика: в годы ВОВ настоящим подспорьем для наших воинов стали 150 тысяч моряков-кронштадтцев.

Отважные сыны города на острове Котлин, форпоста Балтийского флота, сражались на подступах к Северной столице и под Москвой, в Сталинградской битве и кавказских сражениях, в Заполярье.

Когда наши войска вошли в обреченный Берлин, они вывели на руинах поверженного рейхстага преисполненную гордости надпись: «Мы из Кронштадта!»

Памятник истории и стратегический объект

Петровская пристань являет собой исторический памятник и стратегически важный объект, а еще – яркий образец достижений отечественного гения военно-инженерной мысли минувших времен. Своей гранитной строгостью и благородством линий она впечатляет каждого посетителя.

Пристань органично вписывается в панораму просторных и таких же гранитных кронштадтских гаваней. С пристани на них открывается хороший обзор. По левую сторону расположилась Лесная гавань. Немногим дальше располагается еще одна – Военная.

Посмотрев напротив, увидите Среднюю гавань. Купеческая, частью которой является Итальянский пруд, находится за дамбами Усть-Канала. Еще чуть дальше находится Каботажная гавань. А за развалинами форта имени императора Павла I разместился Большой Кронштадтский рейд.

В свое время он был самым главным рейдом российского флота.

Живым свидетельством славного героического прошлого пристани являются пушки с форта «Император Павел Первый». Их две, и они накрепко вмонтированы в поверхность. А еще они – красноречивое напоминание о временах гладкоствольной артиллерии.

А вот пушечные ядра – не «родные», они от других орудий, более крупных. Такие ядра назывались брандскугелями. Перед тем как зарядить ими пушки, их помещали в особые печи и раскаливали. Они, попав на вражеский корабль, и разрушали его, и одновременно поджигали.

Особенно результативной стрельба брандскугелями была в эпоху парусного флота.

На Петровской пристани сегодня можно видеть две чугунные вазы. Они стали истинным ее украшением.

В годы ВОВ, когда линкор «Марат» – главное ударное ядро Балтийского флота и защитник обороны Ленинграда, стоявший в Средней гавани – был подвергнут бомбардировке, и одну из ваз выкинуло в воду взрывной волной.

Поисковой группе обнаружить ее не удалось, и тогда была изготовлена новая, которую водрузили на прежнее место.

По обе стороны пристани находятся гранитные постаменты. На них (они кубической формы) выгрузили небольшие якоря, скрепленные цепями. Их сняли с катеров, с которыми связана героическая история военно-морских сил нашей страны. А на набережной, которая примыкает к пристани, находятся орудия, дошедшие еще с Крымской войны: они вели огонь с кронштадтских фортов на четырехкилометровое расстояние.

Карта расположения:

Похожие публикации:

24-фунтовое гладкоствольное орудие на берегу Итальянского пруда в Кронштадте
Боевое орудие расположено на берегу Итальянского пруда рядом с Макаровской улицей Кронштадта. Пушка калибром 151,6 мм, как гласит табличка на орудии, изготовлена из чугуна на Александровском заводе в 1805 году, руководимым Ф. Армстронгом. Длина ств…

Памятник линейному кораблю «Октябрьская революция» в Кронштадте
Линейный корабль «Октябрьская революция» имеет героическую славу. Он был заложен в Новоадмиралтейском судостроительном заводе Санкт-Петербурга 3 июня 1909 года, а 24 сентября 1911-го его уже спустили на воду. До 27 июня 1925 г. именовался «Гангут»….

Морской Никольский собор в Кронштадте
Морские храмы называют церквями-маяками. Они довольно распространены в православных странах и служат своего рода ориентиром для путешественников. В издаваемых для мореплавателей описаниях морей, океанов и прибрежий (лоциях) расположение таких объек…

Памятник С. О. Макарову в Кронштадте
Прогуливаясь по центру Кронштадта невозможно не обратить внимания на горделивую бронзовую фигуру, возвышающуюся над Якорной площадью близ сердца города – Морского Никольского собора. Это памятник Степану Осиповичу Макарову (1848–1904), знаменитейш…

Макаровский мост (Кронштадт) – памятник архитектуры XIX века
Пешеходный Макаровский мост располагается рядом с живописным Летним садом (это самый центр Кронштадта), соединяя Якорную площадь с Красной улицей. Мост является историческим и архитектурным памятником под охраной государства. Часть города, где он н…

 

Поделиться ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/sankt-peterburg/kronstadt/petrovskaya-pristan-kronshtadta

Читать

В числе перемен, произошедших за последнее десятилетие в общественном сознании, — возрождение интереса к прошлому Санкт-Петербурга. Это, в свою очередь, обусловило появление значительного количества книг на данную тему.

Некоторые охватывают весь период существования города, другие останавливаются на отдельных моментах его истории, третьи посвящены конкретным зданиям, памятникам, улицам. Вместе с тем не стоит забывать, что книги о Петербурге писались и «в советское время», причем многие по-прежнему сохраняют свою значимость.

Среди них — книга «1000 вопросов и ответов о Ленинграде», впервые увидевшая свет в 1974 году.

Автор ее, Болеслав Казимирович Пукинский (1910–1990), большую часть жизни посвятил изучению нашего города, а с 1945 года, когда образовалось Городское экскурсионное бюро, деятельность Пукинского была неразрывно связана с этим учреждением. Б. К.

 Пукинский написал 11 книг, многие из которых переиздавались, — в основном, это справочники и путеводители по Ленинграду. А вот «1000 вопросов…» — книга одновременно и традиционная, и неожиданная. В ней автор не ставил своей задачей последовательно изложить историю города или рассказать обо всех его значительных архитектурных памятниках.

Построенная достаточно свободно, в форме вопросов и ответов, книга повествует о наиболее интересных событиях и фактах из истории города и его сегодняшней жизни, о природных условиях региона, о памятниках скульптуры и архитектуры Петербурга и о многом другом.

Здесь вы сможете найти сведения о том, когда и где впервые появились в Петербурге уличные фонари или часы, сколько наводнений пережил город за все время своего существования, где жила Пиковая дама и где находятся самые молодые в Петербурге сфинксы.

Многие вопросы имеют краткий и однозначный ответ, но есть и такие (фактически они состоят из двух, трех и даже более вопросов), ответы на которые требуют достаточно полного раскрытия темы. Иногда в конце главы помещена подборка фотозагадок, причем каждая является самостоятельным вопросом, хотя они объединены для удобства изложения общими заголовками.

Разумеется, при новом переиздании подобная книга неизбежно должна была претерпеть ряд изменений. Во-первых, они связаны с возвращением исторических названий улицам и площадям. Во-вторых, издательство сочло необходимым исправить тот неизбежный идеологический крен, без которого книга скорее всего не увидела бы свет в прежних условиях.

В частности, две первые главы предыдущего издания, целиком посвященные биографии В. И. Ленина и революционным событиям в Петрограде, были весьма значительно сокращены, а их материал включен в другие главы данной книги.

В-третьих, потребовали корректировки многие сведения чисто статистического характера — например, численность населения, количество мостов, протяженность маршрутов городского транспорта и т. п. Кроме того, в книгу были включены материалы, связанные со строительством некоторых сооружений, ремонтом и реконструкцией старых, установкой новых памятников. Наконец, для удобства читателей, книга снабжена предметным и именным указателями. Значительно расширен по сравнению с предыдущими изданиями и иллюстративный ряд.

Остается надеяться, что новое издание книги Б. К. Пукинского, осуществленное, к сожалению, уже после смерти автора, будет пользоваться не меньшей популярностью, чем предыдущие.

Геологическое прошлое Петербурга, его географическое положение на карте земного шара во многом определили его облик. Белые ночи, непостоянство погоды, грозные наводнения — все это черты неповторимого своеобразия города на Неве.

Санкт-Петербург с его пригородами расположен на Приневской низменности, окаймленной с севера Парголовской, с юга Пулковской и Дудергофской, а с востока Колтушской возвышенностями. При изучении геологического прошлого этого района перед учеными вставало немало вопросов.

Каково геологическое прошлое Приневской низменности и что было на месте Петербурга 300–400 миллионов лет назад?

На вопрос «На чем стоит наш город?» многие наверняка ответят: «На болоте». Такое мнение будет правильным лишь отчасти. Город действительно выстроен на месте, где некогда находились топкие болота и глухие леса. Но что находится, скажем, на глубине 50, 200 метров и более?

За последние 100 лет в самом городе и его окрестностях было пробурено почти 200 тысяч скважин. Это позволило достаточно ясно представить геологическое строение и гидрологические условия местности, на которой раскинулся наш город.

Если опуститься под землю примерно на глубину 40–50 метров, то можно увидеть, что там залегает относительно молодой слой, возраст которого не превышает миллиона лет.

Он сформировался в период резкого охлаждения климата в результате прихода сюда со Скандинавского полуострова могучего ледника.

Установлено, что около 12 тысяч лет назад ледник окончательно покинул территорию, ныне занимаемую городом и его пригородами, оставив после себя морену из крупных валунов, гальки, песка и глины. Кавголовские холмы, Дудергофские и Рамболовские высоты — также моренные образования.

На еще большей глубине под довольно рыхлым песчано-глинистым накоплением ледникового и послеледникового времени видна голубовато-зеленая, так называемая кембрийская, глина, залегающая пластом до 200 метров.

При исследовании в ней обнаружены ископаемые органические остатки — раковины, членики иглокожих, остатки трубчатых червей, а в песчанике, покрывающем глину, и щитки трилобитов. Все это позволило ученым прийти к выводу о том, что на месте Санкт-Петербурга уже с начала кембрийского периода, то есть 300–400 миллионов лет назад, существовало море.

На дне его отлагались глинистые илы, которые под слоем песчаника, образовавшегося при обмелении моря, превратились в голубовато-зеленую прочную глину.

Следовательно, Петербург стоит на весьма прочном основании в виде спрессованной кембрийской глины, покоящейся в свою очередь на кристаллическом фундаменте из древнейших пород, образовавшихся около 500 миллионов лет назад. Лишь верхний слой представляет собой мягкое и зыбкое ложе, состоящее из песка, торфа и липучей глины.

Каково географическое положение Петербурга на карте земного шара?

Город расположен на восточной оконечности Финского залива, его местоположение определяется географическими координатами 59°57′ северной широты и 30°19′ восточной долготы от Гринвича.

Из крупнейших городов мира (с населением свыше 1 миллиона человек) Санкт-Петербург является ближайшим к Северному полюсу.

Он расположен на одной широте с северной частью Камчатки и южной частью Аляски и лишь на 2° южнее Якутска.

Когда впервые начались наблюдения за природой и климатом Петербурга?

Уже во второй половине XVII века, в царствование Алексея Михайловича, на Руси велись метеорологические и гидрологические наблюдения.

Из дошедших до нашего времени архивных материалов известно, что караульным стрельцам дворцовой стражи вменялось в обязанность ежедневно вести запись о морозах и метелях, ветрах и грозах, о времени вскрытия Москвы-реки и о других явлениях природы. Вот как выглядели эти записи:

«1657 г. Маия 31, неделя[1]. Гром гремел, и молния блистала, и шел дождь велик, и после того и до вечера было ведрено и ветрено, а в ночи было тепло».

«1662 г. Апреля 9, среда. Снег выпал на поларшина».

Городской Центр Погоды

Первые наблюдения за состоянием климата и некоторыми явлениями природы Петербурга и его окрестностей относятся к 1709 году. Об этом говорят записи вице-адмирала К. Крюйса. В них отмечались изменения уровня воды в Неве, направление и сила ветра.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=560487&p=65

Ссылка на основную публикацию