Петербург начала 20 века — новые направления в архитектуре

Архитекторы 20 века

Если говорить об архитектуре 20 века в России коротко, то это господство нескольких стилей, которые сменялись один за другим под влиянием политических, экономических и социальных факторов. Помимо русской классики, основные направления в архитектуре 20 века в самом его начале — это модерн, эклектика, неоклассицизм.

Развитие промышленного капитализма, несомненно, отразилось и на архитектуре, в начале века стали появляться новые архитектурные типы сооружений — заводы и фабрики, доходные дома, банки, магазины, вокзалы, о чем свидетельствуют различные презентации, посвященные российской архитектуре 20 века.

В начале 20 века русские архитекторы решили отойти от исторических стилей прошлого, поняв, что дальнейшее следование им заведет архитектуру в тупик, что стили архитектуры 20 века должны быть иными. Начался поиск новых форм и творческих решений. На смену русской классике пришел модерн, который можно назвать господствующим стилем российской архитектуры в начале 20 века.

В презентации творений знаменитого Ф.О. Шехтеля просматриваются яркие примеры архитектурных сооружений в стиле модерн . Для русского модерна типичными являются асимметричность строений, многочисленные балконы, эркеры, фасады различного характера, виражные окна, материалы отделки разной фактуры. Именно в модерне нашли свое отражение современные достижения архитектуры.

Неоклассицизм — направление, в котором продолжаются традиции классического русского стиля. На его развитие оказало влияние ослабление монархии, поражение России в войне с Японией, назревающие революционные тенденции. Основные идеи и формы неоклассицизм почерпнул из великого античного искусства Греции и Рима, традиций классической архитектуры 18 и 19 столетий.

Архитектура 20 века в России в послереволюционный период — это поиск новых архитектурных форм для новой страны. Основные стили в данный отрезок времени — рационализм и авангардизм, а позднее, в сталинский период — тоталитарная эстетика, характерной чертой которой являлись монументальные формы и жесткая стандартизация.

В послевоенные годы основной задачей было восстановление разрушенных войной городов, поэтому строительство стало главнейшим направлением народного хозяйства.

Сталинскую архитектуру заменил функциональный стиль, типовое строительство, которое сохраняло свои тенденции вплоть до распада СССР.

Характерными чертами архитектуры 20 века в России ближе к концу столетия можно считать заимствование западных образцов строительства, футуристические проекты, сочетание традиций прошлого с новыми идеями и формами.

Архитектура 19-20 веков в России переживала непростой период: отходящая от веяния европейской моды и вырабатывающая свой собственный стиль, она претерпевала значительные изменения, и многие зодчие нашей страны экспериментировали с формами, объемами, различными элементами.

Историки называют стиль, преобладавший в России на рубеже 19-20 веков, «псевдорусским». Столь замысловатое название появилось из-за возрождения интереса к древнерусским архитектурным элементам.

Псевдорусским стиль архитектуры конца 19 — начала 20 века называют именно потому, что представление в чистом виде зодчества древнерусского времени считалось невозможным — наследие 17—18 веков изобиловало элементами античной архитектуры: греческой, византийской и пр.

Именно поэтому архитектура начала 20 века в России включала в себя различные направления наряду с традиционными русскими элементами, создавая тем самым неповторимые стили.

Архитектура рубежа 19—20 веков в России в основном характеризуется русско-византийским стилем. Именно в то время русские зодчие стали применять византийские архитектурные элементы во время создания монументальных, важных зданий. Впрочем, именно из Византии пришли проекты величайших российских храмов, которые в итоге стали традиционными в нашей стране.

Большой вклад в архитектуру на рубеже 19—20 веков внес Константин Андреевич Тон. Он спроектировал Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец. Его основная работа протекала гораздо раньше, однако именно Тон стал основателем русско-византийского стиля, так популярного на рубеже 19—20 веков.

Архитектура начала 20 века в России также известна неорусским стилем. Он характеризуется монументальной простотой, которая присутствовала в древних новгородских и псковских памятниках. Свое основное применение данный стиль нашел в Санкт-Петербурге при возведении церковных построек.

Русская архитектура начала 20 века известна такими именами, как Владимир Покровский, Степан Кричинский, Андрей Аплаксин, Герман Гримм, Александр Лишневский, Александр Фомин, Владимир Щуко и пр.

Архитектура конца 19 — начала 20 века сделала огромный рывок и отошла от привычной монументальности, постепенно приближаясь к лаконичному модерну. В данный период был построен особняк С.П. Рябушинского, Ярославский вокзал в Москве и другие шедевры мирового зодчества.

На заре двадцатого столетия в России большое внимание уделялось «неорусскому стилю», который нашел выражение в церковных сооружениях Германа Гримма, Владимира Покровского и других архитекторов 19-20 века. Помимо этого направления, известные архитекторы 20 века отдавали предпочтение эклектике, модерну, неоклассицизму и другим стилям.

В стиле модерн работал Федор Шехтель, большую известность ему принес проект особняка С. П. Рябушинского, строительство которого было завершено в 1900 году. Это сооружение расположено на Малой Никитской улице в Москве. В «неорусском стиле» архитектор выполнил также Ярославский вокзал в столице и ряд других объектов.

Архитекторы 20 века в России также тяготели к неоклассицизму. В этом стиле работали многие архитекторы начала 20 века, среди них — Владимир Щуко. Его творения — доходные дома по Каменноостровскому проспекту в Петербурге, возведенные в 1910 году.

К числу известных архитекторов 20 века в России обязательно нужно отнести Ивана Фомина. В начале творческого пути он трудился в стиле модерн, а затем перешел к неоклассицизму. В стиле русского классицизма мастер построил дом-дворец Половцева в Петербурге.

Советская Россия

В послереволюционной России архитекторы 20 века находились в поиске новых форм. В авангардном стиле в этот период работал Владимир Татлин, создавший проект Башни Татлина.

В 1920-е годы в стране царил конструктивизм. Яркими его примерами являются работы архитекторов 20 века братьев Весниных. Вслед за данным направлением развитие получил рационализм. Его основоположником стал Аполлинарий Красовский.

Среди советских архитекторов 20 века особое место занимает Алексей Щусев, в числе проектов которого — Мавзолей Ленина. Направление «Сталинская архитектура» представлено произведениями Бориса Иофана, Льва Руднева и других специалистов.

Вторая половина века примечательна проектами Виктора Лагутенко, создателя первых типовых жилых зданий. В период правления Хрущева выдающимся архитектурным объектом стала Останкинская телебашня Николая Никитина.

Архитектура 20-х годов 20 века не знала кризиса, как, например, живопись того времени, хоть и развивалась в сложный период между двумя мировыми войнами. А с появившимися в то время новыми строительными технологиями и материалами практика архитектуры интенсивными темпами формировала новые стили.

Архитектуру 20-30-х годов принято считать современной. Ее главные принципы сводились к рациональности и функциональности сооружений, причем вычурность стилей 18—19 веков была недопустима. В результате главным атрибутом архитектуры 20-х годов стала простота форм и чистота цвета.

Так появился авангардистский стиль — рационализм. В то же время широкую известность получило направление конструктивизма. Основным отличием между этими двумя течениями был вопрос о психологическом восприятии человеком архитектуры, на котором настаивали идеологи рационализма.

Однако лидирующим и более развитым архитектурным стилем стал все же конструктивизм. Основоположниками рационализма в России стали А. К. Красовский, Н. А. Ладовский. Идеологами российского конструктивизма были братья Веснины, М. Я. Гинзбург, А. В. Щусев.

Выдающимися архитекторами, завоевавшими мировое признание именно в 20-30-х годах 20 века, были Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ и В. Гропиус.

Следует отметить, что архитектура 20-х годов 20 века славится одним из своих главных достижений — решением проблемы жилья, особенно это касается домов-небоскребов, поскольку настоящий бум их строительства пришелся как раз на этот период и увенчался постройкой нескольких высотных зданий. В России же первый проект строительства небоскреба, Дворца Советов, стартовал в 1937 году, но так и не был осуществлен, поскольку был прерван начавшейся войной.

Архитектура 20-30-х годов 20 века характеризовалась отказом от старых форм и поиском новых архитектурных стилей.

В это время было построено множество зданий, украшающих современные города по сей день.

Итак, какие памятники архитектуры 20 века были созданы в эти годы в России? Прежде всего, это Мавзолей Ленина на Красной Площади, а также Дом Моссельпрома, здание Наркомзема, кинотетр Родина и пр.

Архитектуру Петербурга 20 века можно считать поистине произведением искусства. Непревзойденные городские ансамбли, великолепные мосты, старинные гранитные набережные создали неповторимый облик прекрасного города.

Следует отдать дань лучшим архитекторам конца 19 — начала 20 века за их огромный талант и удивительную любовь к городу. Благодаря таким архитекторам, как А.Д. Захаров, К.А. Тон, К И. Росси, Г.Н.

Булдаков, Санкт-Петербург известен во всем мире своими уникальными памятниками архитектуры, являющимися объектами всемирного культурного наследия.

Но все же 20 век внес в архитектуру СПб свои коррективы, поскольку Отечественная война не могла не сказаться на внешнем виде города. Разрушительная сила нанесла ущерб множеству памятников культуры, но, к счастью, работы по их защите и восстановлению были проведены слаженно.

Архитекторы СПб по крупицам собирали и восстанавливали здания городских ансамблей, пострадавшие за время войны и оккупации, однако многие сооружения, скульптуры и элементы декоративного оформления были утрачены навсегда. Над послевоенным воссозданием города работали выдающиеся архитекторы 20 века — А.И. Гегелло, И.И. Фомин, В.А.

Каменский, построившие временную Триумфальную арку для встречи возвращавшихся с фронта частей гарнизона и воссоздавшие иные памятники искусства; Н.В. Баранов и А.И. Наумов, разработавшие Новый Генеральный план восстановления и развития Петербурга; Е.И. Катонин, О.И. Руднев, П.С.

Волков, спроектировавшие великолепные городские парки в честь одержанных во время Великой Отечественной войны побед. Благодаря труду и упорству рабочих, промышленность страны была возвращена на прежний уровень, появились новые отрасли промышленности, строительные технологии, материалы.

Поэтому в период индустриального строительства задачей архитекторов СПб стала активная застройка новых территорий города, увеличившая общую площадь жилого фонда. Мастера продолжали создавать из жилых домов шедевры вплоть до конца 20 века.

Архитектура 20 века в Санкт-Петербурге — лицо нашего города, подлинно великолепное лицо. И это неудивительно, поскольку красивейшие городские ансамбли возводили лучшие архитекторы СПб конца 19 — начала 20 века.

Источник: http://idcraft.ru/o-nas/stati/arxitektura-20-veka-v-rossii

Архитектура 19 века в России: стили и направления, история, памятники архитектуры :

Архитектура 19 века в России характеризовалась большим разнообразием. Ей был присущ не один, а несколько стилей. Как правило, искусствоведы делят ее на два этапа – классический и русский.

Особенно ярко указанные стили архитектуры 19 века отразились в таких городах, как Москва и Петербург. В них творили множество гениальных зодчих той эпохи.

Познакомимся с историей архитектуры 19 века поближе.

Уход от барокко

Прежде чем говорить о русской архитектуре 19 века, рассмотрим один из стилей, с которого она началась. Барочную архитектуру в России в конце XVIII века сменяет классицизм. Этот термин происходит от латинского слова «образцовый». Классицизм является художественным (в том числе и архитектурным) европейским стилем, сложившимся во Франции в XVII веке.

В его основу положены идеи рационализма.

С точки зрения приверженцев этого стиля, произведение искусства, строение должно опираться на строгие каноны, подчеркивая тем самым логичность и стройность всего мироздания.

Интересным для классицизма является лишь вечное, незыблемое. В любом явлении он стремится выделить его типологические, существенные черты и отбросить индивидуальные, случайные признаки.

Архитектурный классицизм

Для архитектурного классицизма основной чертой является обращение к формам, характерным для античного зодчества, рассматриваемым как эталон простоты, строгости, гармонии, логичности.

В целом он отличается регулярной планировкой, четкостью формы, которая является объемной. В его основе лежит ордер, близкий к античности по формам и пропорциям.

А также классицизму присущи симметричные композиции, сдержанность декора, регулярность в городской планировке.

Центрами классицизма в России были Москва и Петербург. Его яркими представители — Джакомо Кваренги и Иван Старов.

Типичными классицистическими зданиями являются Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор, находящийся в Александро-Невской лавре, архитектором которых был Старов.

По проекту Кваренги были построены Александровский дворец, Смольный институт, Академия наук. Творения этого архитектора являются символом петербургского классицизма.

Трансформация в ампир

Архитектура первой половины 19 века в России характеризуется постепенным переходом от классицизма к ампиру. Ампир (по-французски значит «имперский») — это стиль, относящийся к позднему, или высокому, классицизму. Он также появился во Франции в годы, когда у власти был Наполеон I, и получил свое развитие на протяжении первых тридцати лет XIX века, после чего сменился историзмом.

В России этот стиль возник во время царствования императора Александра I. Как известно, начиная с XIX века в России наблюдалось увлечение культурой Франции.

Как это нередко делали русские монархи, Александр I «выписал» из Франции начинающего архитектора Огюста Монферрана. Ему царь поручил возведение Исаакиевского собора в Петербурге.

В дальнейшем Монферран стал одним из отцов так называемого русского ампира.

Петербургское и московское направления

Русский ампир разделился на два направления: московский и петербургский. Это деление являлось не столько территориальным, сколько характеризующимся в зависимости от степени его отхода от классицизма. Наибольшим этот отрыв был у петербургских архитекторов. Наиболее видными его представителями являлись:

  • Андрей Воронихин.
  • Андреян Захаров.
  • Василий Стасов.
  • Жан Томон.
  • Карл Росси.

Среди архитекторов Москвы к крупнейшим мастерам рассматриваемого периода относятся:

  • Осип Бове.
  • Доменико Жилярди.
  • Афанасий Григорьев.

Среди скульпторов можно выделить Феодосия Щедрина и Ивана Матроса. В российской архитектуре ампир был ведущим стилем до 1830-40-х годов. Интересно, что его возрождение, хотя и в несколько иных формах, произошло в СССР. Это направление, пришедшееся на 1930-50-е гг. ХХ в., стало называться «сталинским ампиром».

Читайте также:  Петровский остров санкт-петербурга – место, где время замедляет ход

Королевский стиль

Ампир часто относят к так называемым королевским стилям, что обусловлено его театральностью при оформлении как внутренних помещений, так и внешней отделки.

Его особенностью является обязательное присутствие колонн, лепных карнизов, пилястров, прочих классических элементов.

К этому добавляются мотивы, отражающие почти без изменений такие образцы деталей античной скульптуры, как сфинксы, грифоны, львиные лапы.

В ампире элементы располагаются в строгом порядке при наличии симметрии и равновесия. Данному стилю присущи:

  • массивные, монументальные формы;
  • военная символика;
  • богатый декор;
  • влияние древнеримских и древнегреческих художественных форм.

Художественным замыслом данного стиля было подчеркнуть и воплотить идеи могущества самодержавной власти, государства, военной силы.

Корифеи Петербурга

Появление и развитие ампира в архитектуре 19 века в России тесно связано с именем архитектора Воронихина Андрея Никифоровича. Одно из его лучших произведений – это петербургский Казанский собор.

Его мощные колоннады полуовалом обрамляют площадь, обращенную к Невскому проспекту. Другое знаменитое его творение – здание Горного института. Оно выделяется огромным портиком с дорической колоннадой, которая выступает на фоне брутальных стен фасада.

По бокам портик украшают скульптурные группы.

Известными творениями в стиле ампир Жана де Томона, французского архитектора, являются Большой театр в Петербурге и здание биржи.

Непосредственно перед сооружением мастером были установлены две ростральных колонны, которые символизируют четыре великих русских реки, таких как Волга, Волхов, Днепр и Нева.

Ростральной называется колонна, украшением которой служат ростры – скульптурные изображения корабельных носов.

Признанным шедевром архитектуры 19 века в стиле ампир является комплекс зданий, относящихся к Адмиралтейству, архитектора Захарова Андреяна Дмитриевича.

Уже существовавшее здание было обновлено с учетом воплощения темы морской славы и могущества флота.

Оно превратилось в грандиозное сооружение с фасадом протяженностью около 400 метров, с величественным архитектурным обликом и подчеркнутым центральным положением в городе.

Русский стиль

В архитектуре второй половины 19 века наблюдается всплеск интереса, направленного на произведения древнерусского зодчества. В результате складывается комплекс, состоящий из нескольких архитектурных стилей, который определяется несколькими способами.

Основное его название «русский стиль», но также его именуют и «псевдорусским», и «неорусским», и «русско-византийским».

В этом направлении происходит заимствование некоторых архитектурных форм, характерных для древнерусского и византийского зодчества, но уже на новом технологическом уровне.

В качестве основателя «русско-византийского стиля» искусствоведы рассматривают Тона Константина Андреевича. Его главнейшими творениями являются храм Христа Спасителя, а также Большой Кремлевский дворец.

Во внешней отделке последнего сооружения воплощены мотивы Теремного дворца.

Окна у него изготовлены в традициях русского зодчества, их украшают резные наличники, снабженные двойными арками и гирькой в их середине.

Кроме указанных сооружений, к работам Тона принадлежат московская Оружейная палата, кафедральные соборы в Ельце, Томске, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Особенности русско-византийского стиля

В архитектуре 19 века русско-византийское направление развивалось при активной поддержке российского правительства. Ведь этот стиль являлся воплощением идеи официального православия. Русско-византийская архитектура характеризуется заимствованием некоторых приемов композиции и мотивов, использованных в византийских храмах.

Византия заимствовала архитектурные формы из античности, но постепенно изменила их, выработав тип церковных сооружений, сильно отличающийся от базилик древних христиан. Главная его черта – использование купола, покрывающего среднюю часть здания, с применением приема так называемых парусов.

Внутреннее оформление византийских храмов не блистало богатством и не отличалось сложностью деталей. Но при этом их стены в нижней части были облицованы мрамором дорогих сортов, а в верхней украшались позолотой. Своды были покрыты мозаикой и фресками.

Снаружи сооружение состояло из двух ярусов удлиненных окон с закругленным верхом. Окна в некоторых случаях группировались по два или по три, и каждая из групп отделялась от других колонкой и обрамлялась фальшивой аркой. Помимо окон в стенах, делались отверстия у основания купола с целью лучшего освещения.

Псевдорусский стиль

В архитектуре 19 века наблюдается период увлечения такими небольшими декоративными формами, характерными для XVI века, как крыльцо, шатер, кокошник, кирпичный орнамент. В подобном стиле работают архитекторы Горностаев, Резанов и другие.

В 70-х годах XIX века идеи народников пробуждают в художественных кругах большой интерес к культуре русского народа, к зодчеству крестьян и архитектуре XVI-XVII веков. К одним из самых ярких строений, выполненных в псевдорусском стиле этого периода, относят Терем архитектора Ивана Ропета, находящийся в подмосковном Абрамцеве, и построенную Виктором Гартманом типографию Мамонтова в Москве.

В конце XIX — начале XX века происходит развитие неорусского стиля. Находясь в поисках простоты и монументальности, архитекторы обратились в сторону древнейших памятников Новгорода и Пскова, а также к традициям русского Севера. Этот стиль в Санкт-Петербурге воплотился, главным образом, в постройках церковного назначения, выполненных:

  • Владимиром Покровским.
  • Степаном Кричинским.
  • Андреем Аплаксиным.
  • Германом Гриммом.

Но в неорусском стиле строились также и дома, например, доходный дом Купермана, возведенный по проекту архитектора Лишневского А. Л. на улице Плуталовой.

Источник: https://www.syl.ru/article/381974/arhitektura-veka-v-rossii-stili-i-napravleniya-istoriya-pamyatniki-arhitekturyi

Архитекторы и архитектура Петербурга 19 века. Список и основные работы

В этом обзоре мы представили только самых выдающихся архитекторов 19 и начала 20 века и их работы в Санкт-Петербурге; в первую очередь тех, чьи произведения представлены на этом сайте.

Архитекторы и их работы

Список архитекторов, годы жизни: 19 век

Архитекторы 18 века, список

Работы архитекторов XIX и начала XX века

1. Бенуа, Леонтий Николаевич

Главные работы:   Корпус «Бенуа» (Русский музей), Великокняжеская усыпальница, Строения в Петропавловской крепости, Певческая капелла

2. Бенуа, Николай Леонтьевич

Главные работы:   Памятники архитектуры в городе Петергоф: ( Фрейлинские дома, Вокзал станции Новый Петергоф, Дворцовые конюшни и др..).

3. Брюллов, Александр Павлович

Главные работы:  Здание штаба Гвардейского корпуса (на Дворцовой пл.)

4. Воронихин, Андрей Никифорович

Главные работы: Казанский собор,  Дом Государственного казначейства (Горный институт), Один из Фонтанных каскадов в Нижнем парке Петергофа.

5. Глинка, Василий Алексеевич 

Главные работы: Здание Румянцевского музея (особняк Румянцева).

6. Гоген, Александр Иванович фон

Главные работы: 

7. Ефимов, Николай Ефимович

Главные работы:   Дворец Нарышкиных-Шуваловых,  Здание Новый эрмитаж

8. Захаров, Андреян Дмитриевич

Главные работы:   Ансамбль зданий «Адмиралтейство» ,  Здание Зоологического Музея, Здания пакгаузов Биржи ( Стрелка В. О.)

9. Кавос, Альберт Катеринович

Главные работы:

10. Кленце, Лео фон

Главные работы:   Здание нового Эрмитажа

11. Косяков Василий Антонович

Главные работы:   Никольский морской собор (г. Кронштадт)

12. Лукини, Иван Францевич

Главные работы:      Ансамбль «Стрелка Васильевского острова»,   Здание  Зоологического музея,  Здание Таможни (Пушкинский дом)

13. Михайлов Андрей Алексеевич

Главные работы: Юсуповский дворец , Церковь св. Екатерины ( Васильеский остров), Театр имени Ленсовета.

14. Монферран, Анри Луи Огюст Рикар де

Главные работы:   Исаакиевский собор, Александровская колонна, Памятник Николаю I, Дом Лобанова-Ростовцева 

15. Парланд, Альфред Александрович

Главные работы:   Собор Спас на Крови

16. Росси, Карл Иванович

Главные Архитектурные ансамбли:   Ансамбль Дворцовой площади,   Ансамбль Сенатской площади,  Ансамбль площади Островского  и  Ансамбль улицы Зодчего Росси,    Ансамбль площади Искусств,    Елагиноостровский музей. 

17. Свиньин, Василий фёдорович

Главные работы:

18. Стасов, Василий Петрович

Главные работы:  Спасо-Преображенский собор,  Троице-Измайловский собор,  Павловские казармы на Марсовом поле,   Нарвские триумфальные ворота.

19. Тома де Томон, Жан-Франсуа

Главные работы:      Ансамбль «Стрелка Васильевского острова» (совместно с Лукини),   Здание Биржи (Раньше:  Военно-морской музей, Сейчас: Передано Эрмитажу), Ростральные колонны.

20. Тон, Константин Андреевич

Главные работы:  Здание Московского вокзала, Екатерининский собор (г. Пушкин). 

Чтобы оценить вклад этого человека в Российскую архитектуру назовём 3 его проекта в Москве:  Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата.

21. Штакеншнейдер, Андрей Иванович 

Мариинский дворец,  Николаевский дворец,  Дворец Белосельских-Белозерских, Ново-Михайловский дворец, Большой Эрмитаж (реконструкция).   Петергоф: Нижний парк (несколько фонтанов),   Колонистский парк ,   Парк Александрия.

Фотографии архитектуры Петербурга, 19 век:

Здания Сената и Синода в Санкт-ПетербургеЗдание генерального штаба в ПетербургеЗдание Биржи в Санкт-Петербурге

Источник: https://1703piter.ru/arhitektory-19-vek/

Русская архитектура конца XIX — начала XX века

Русская архитектура конца XIX — начала XX века

Новые течения в архитектуре Модерн- художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

Неоклассицизм, неоклассика, термин, принятый в советском искусствознании и отчасти литературоведении для обозначения различных по социальной направленности и идеологическому содержанию художественных явлений последней трети 19 — 20 вв. , которым присуще обращение к традициям искусства античности, искусства эпохи Возрождения или классицизма (в музыке — также и эпохи барокко).

Особенности архитектуры конца XIX — начала XX века • Стремление к новым формам: попытка создать совершенно новую декоративную систему • Впервые в строительство широко вошли железобетон, стекло, металл, керамика.

• Внешняя декоративность зданий достигалась при использовании разноцветных материалов, рельефов • Попытка соединить благородство и строгость классических образцов с функциональными требованиями современности.

В отличие от эклектиков, архитекторы начала XX в. не ставили своей целью заимствование чисто внешних элементов декоративного убранства, но пытались соединить благородство и строгость классических образцов с функциональными требованиями современности. Впрочем, здесь и заключалось противоречие, которое приверженцы неоклассицизма не смогли преодолеть.

Фёдор Лидваль — ведущий мастер питерского «Модерна». Работы Лидваля стали играть значительную роль в архитектуре Санкт-Петербурга в 1900 -е годы. Окончил Академию художеств в 1896 году со званием: художник-архитект ор. С 1909 года — академик архитектуры, член Императорской Академии художеств.

Работы Ф. Лидваля Доходный дом, известный также как «Дом Лидваля» , построенный архитектором по заказу матери

Азовско-Донской банк

Гостиница «Астория»

В России одним из наиболее заметных и типичных памятников модерна является Дом компании «Зингер» (сейчас «Дом Книги» ) на Невском проспекте в Санкт-Петербурге 1902— 1904 Павел Юльевич Сюзор

Елисеевский магазин в Санкт-Петербурге. Архитектор Гавриил Васильевич Барановский

Федор Осипович Шехтель Особняк Рябушинского на Малой Никитской улице

Ярославский вокзал. Ф. О. Шехтель

И. Фомин. Дача Половцева на Каменном острове в Петербурге

Здание этнографического музея в Спб (В. Свиньин)

Здание ЦУМ (бывший «Мюр и Мерилиз» ) на Петровке Арх. Роман Иванович Клейн

В неорусском стиле работали А. В. Щусев, В. М. Васнецов и др. Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа, 1890 -1893, архитектор Александр Померанцев.

Бывшая городская Дума, сегодня мэрия города Ростова-на-Дону. Архитектор Померанцев

Здание Исторического музея (1875 -1881), архитектор Владимир Шервуд, завершивший ансамбль Красной площади в Москве

Дом был построен молодым архитектором Николаем Поздеевым, бывшим в то время городским архитектором Ярославля.

Особняк в псевдорусском стиле был построен в 1895 году на месте небольшого деревянного дома купца Николая Лукьянова.

Для строительства кирпич выписывался из Голландии, а многоцветные изразцы для оформления были изготовлены на знаменитом заводе Кузнецова. Особняк Игумного на Якиманке в Москве

Храм является любопытным образцом неорусского стиля (с оттенком модерна), построенным в честь 300 -летия Романовых архитектором В. И. Мотылёвым по рисунку С. И. Вашкова (1879 -1914), ученика Васнецова, в 1913 -1916 -е годы.

В советские годы служил общежитием, складом, на 3 -х этажах были устроены коммунальные квартиры, пионерлагерь, склад декораций театра им. Островского. Открыт в 1989 году, освящен как Спасский и отреставрирован.

Храм Спаса Нерукотоворного Образа в Клязьме

Арх. Покровский. Реставрация и перестройка Софийского собора в Царском селе

Знаменитый фасад Третьяковской галереи, разработанный в 1900— 1903 годах архитектором В. Н. Башкировым по рисункам художника В. М. Васнецова. Руководство строительством осуществлял архитектор А. М. Калмыков.

В Петербурге модерн испытал влияние монументального классицизма, в результате чего появился еще один стиль – неоклассицизм. «Дом Антоновой» архитектор В. В. Шауб.

«Дом с башнями» арх. К. И. Розенштей н и А. Е. Белогруд.

Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве В качестве инициатора создания музея в 1893 году выступил заслуженный профессор, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев. Руководство постройкой было доверено архитектору Р. И. Клейну

Спасибо за внимание!!!

Источник: http://present5.com/russkaya-arxitektura-konca-xix-nachala-xx-veka/

Застывшая музыка

Здание компании «Зингер» в Санкт-Петербурге

Конец XІX – начало XX века в России были ознаменованы скачком в развитии промышленности, ростом городов и формированием их инфраструктуры.

Строятся новые заводы и фабрики.

Возникает необходимость обеспечить население социальными и бытовыми услугами. Востребованными в тот период оказались вокзалы, банки, магазины, чуть позже – кинотеатры.

Среди архитектурных стилей начала XX века выделяются три: неорусский стиль, модерн и конструктивизм.

Третьяковская галерея

Неорусский стиль

Марфо-Мариинская обитель милосердия на улице Большая Ордынка в Москве

Пытаясь воскресить традиции древнерусского строительства, архитекторы начала века в первую очередь отталкивались от принципов композиции и пластики, а не копировали декоративные элементы, как это делали представители псевдорусского стиля. Именно живописец В.

Васнецов в своих архитектурных исканиях впервые обратился к формам новгородского, псковского и раннемосковского зодчества. Под его руководством в Москве появилась живописная Третьяковская галерея. Само здание достаточно обыкновенно.

Читайте также:  Санкт-петербург поселок шушары - "сухой порт"

Украшенный в древнерусском стиле фасад, белокаменный портал, выразительность элементов и их контрастность со стенами сделали строение памятником архитектуры всех времен. Другим архитектором, практиковавшим возрождение древнерусского стиля, а особенно – традиций новгородских и псковских матеров, стал А. Щусев.

На Куликовом поле им был возведен храм, ставший в одночасье и памятником, свидетельствующим о победе русских воинов над монголо-татарскими войсками. Живописность его форм, их пластичность, башни свидетельствуют о том, что ведущий в архитектуре церкви – новый русский стиль.

В этом же стиле построена и Марфо-Мариинская обитель милосердия на улице Большая Ордынка в Москве. Церковь белокаменными массивными стенами и шлемовидными куполами напоминает традиции старорусских мастеров Пскова и Москвы. Среди других примеров вышеупомянутого стиля – здания Казанского вокзала в Москве арх. А.Щусева, Ссудной кассы арх. В.Покровского, Доходный дом Перцова в Москве арх. С. Малютина.

Доходный дом Розенштейна в Санкт-Петербурге

Модерн

Капиталистические города росли так стремительно, что использование старинных стилей попросту тормозило строительство. Нужно было что-то новое, более современное и рациональное.

Новшеством в строительной сфере стало использование сверхпрочных материалов: железобетона и металлоконструкций. Это дало толчок и дальнейшему развитию архитектуры. Новым архитектурным стилем стал модерн.

В России он приобрел свои местные черты, так как смешался здесь с историческими стилями.

Особняк Рябушинского в Москве

Архитекторы модерна искали новые формы, создавали ассиметричные композиции, черпали вдохновение в архитектуре средневековья.

Прочные материалы сделали возможным строительство зданий с огромными пространствами, арками и переходами. При этом подчеркивались плоские стены, а детали приобретали совершенно неожиданные криволинейные формы.

Для модерна характерны четкие плавные формы, ясные линии, трапециевидные мотивы.

Ярославский вокзал в Москве

В Москве и Петербурге появляются такие модернистские постройки, как вокзалы, доходные дома, гостиницы, банки, особняки богатой буржуазии. Среди ярких примеров – особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве арх. Ф.

Шехтеля, здание компании «Зингер» на Невском проспекте в Петербурге (современный Дом книги) арх. П. Сюзора, особняк Половцова на Каменном острове в Петербурге арх. И. Фомина, доходный дом графа М.

Толстого на Фонтанке, гостиница «Астория», Азово-Донской банк арх. Ф. Лидваля.

В русле модерна, по мере использования архитекторами предыдущих архитектурных стилей, развивались необарокко, неорококо, неоренессанс, неоклассицизм.

Конструктивизм

Стадион

Революционные события начала века на некоторое время заморозили развитие архитектуры. Но уже в 20-30-х годах начинается грандиозное советское строительство и зарождается конструктивизм. Отрицалось все, наработанное архитекторами-модернистами.

Советский стиль не имел ничего общего с изяществом и оригинальностью предыдущих исторических эпох. Теперь здание должно было строго отвечать своим функциям, никаких излишеств, только строгость, геометрически правильные формы, отсутствие внешнего декорирования.

Кирпич, железобетон и стекло стали основными материалами.

Представителями конструктивизма считают братьев Весниных и их ближайшего соратника М. Гинзбурга. Здания Дворца Труда и газеты «Ленинградская правда» в Москве, стадион «Динамо» – типичные конструктивистские строения. Их особенность – простота и функциональность. Какой бы малой ни была отведенная под строительство площадь, на ней должно был поместиться как можно больше необходимых помещений.

Школы конструктивизма существовали в Ленинграде, Харькове, Минске. Ударными темпами по всей только что созданной большой стране строились новые комфортные и функциональные здания, отличающиеся эксцентризмом. Но продолжалось это до 30-х годов, пока к власти не пришел Сталин. Ему новаторский конструктивизм не подходил, и архитекторам пришлось искать новые, более пышные формы.

Источник: http://zodchestwo.info/post/224

Архитектурные стили Петербурга второй половины xix – начала xx века

Федеральное агентство  по образованию

Санкт-Петербургский  государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра истории

Дисциплина: Культурология

Реферат

АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ ПЕТЕРБУРГА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Выполнил:                  студент группы 5-П-1

Д. А. Дыбина

Руководитель:

канд. ист. наук, доцент

Роденков А.Н.

Санкт-Петербург

2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Н. В. Гоголь писал: «Архитектура – тоже летопись мира: она говорит  тогда, когда уже молчат и песни, и предания…».

Гуляя по улицам Санкт-Петербурга, я не могу оставаться равнодушной к истории этих величественных зданий —  зданий, воздух вокруг которых пропитан тайной прошедших годов.

Я считаю, что самым интересным для изучения временем застройки Петербурга является конец XIX –начало XX в. Поэтому я выбрала данную тему.

Новый перелом. Конец XIX – начало XX вв. не приемлет опыта предшественников.

Все чаще слышатся в антагонистической связи «современность» и «прошлое»: современности принадлежит новизна социальных процессов, мощное развитие научной и технической мысли, наполняющие быт электричеством, телефонными аппаратами, лифтами, автомобилями и самолетами. Появляется культ техники. Такие изменения в сознании человека влекут за собой изменения в искусстве.

Короткий отрезок времени  вместил в себя несколько архитектурных  направлений. Модерн исчисляет свою историю с 1895 г.

Архитектуроведы выделяют несколько модификаций этого стиля: ранний модерн (1895- 1905) и поздний модерн (конец 1900-х – 1910-е), который подразделяется на рационалистическое и романтическое течения.

Ретроспективные направления (неорусский стиль, неоклассицизм, необарокко) характерны для 1910-х гг. Поздняя эклектика сосуществует с новыми течениями.1

В своем реферате я  постараюсь рассмотреть все основные течения конца XIX – начала XX в., дать им характеристику, привести примеры.

Поздняя эклектика

Уточним представления об архитектурной форме, включаемой в состав архитектонического языка эклектики. Форма воспроизводится более или менее достоверно, с учетом преобразований, принесенных изменением материала, абсолютных размеров и  конструкций (например, очень популярное в середине XIX в. «окно Браманте» — арочный проем, вписанный в прямоугольный наличник с сандриком).

Используя ордер, архитекторы  сохраняли его канонический состав, основные пропорции; рисуя силуэт в «русском стиле», сохраняли традиционные соотношения объемных масс и венчаний и т.д. К поздней эклектике можно отнести Великокняжскую усыпальницу при Петропавловском соборе Л. Н. Бенуа (1896 – 1906), стилевое решение которой обусловлено соседством с собором.2

Яркий пример эклектики  – дворец великого князя Владимира Алексеевича (Дворцовая наб., 26, совр. Дом ученых) арх. А. И. Резанова. «Фасад на Неву обработан рустом в подражание флорентийских палаццо XVв.

В отличие от каменных прототипов, рустовка выполнена в штукатурке, а карнизы, наличники и другие детали отлиты из высококачественного портландцемента.

Парадные помещения не имеют единого стилистического оформления – ренессанс, рококо, готика, мавританский стиль, много русских мотивов»3.

Получает свое признание  так называемый «кирпичный стиль». Архитекторы-рационалисты стремились заменить «традиционные способы декорировки стен с отсыревающей и отвалившеюся штукатурной лепниной… на что-то более эффективное»4. Самыми известными архитекторами, работавшими в «кирпичном стиле», были В. А. Шретер и И. С. Китнер (школа Лютеранского прихода св. Екатерины на Большом пр.

Васильевского острова, 55). Дом 112 на наб. р. Мойки арх. В. А. Шретера является ярким примером данного стиля: здание имеет 7 эркеров, на верхнем этаже – мастерские художников. «Дом облицован светло-розовой керамической плиткой и облицовочным кирпичом.

В архитектуре фасада акценты сделаны не на дополнительных декоративных элементах, а на самих архитектурных формах, которые связаны с функциями дома»5.

МОДЕРН

Ранний (интернациональный) модерн

Начало истории «нового  стиля» соотносится с сооружением  в Брюсселе особняка инженера Тасселя  по проекту архитектора В. Орта. В  течение нескольких лет стиль распространялся по всей Европе. В России за ним закрепляется название «модерн» — «современный».

Язык раннего модерна  принципиально антинормативен: каждый архитектор стремился индивидуализировать образ своей постройки. Тем не менее, можно выделить ряд более или менее закономерно проявляющихся приемов:

    • ассиметрия композиций, обусловленная склонностью к «свободному плану»;
    • расположение цветных или фактурных полос и пятен на фасадах игнорирует поэтажное членение, подчиняясь только композиционной логике целого;
    • проемы приобретают форму эллипсов, овалов, трапеций;
    • гибкие линии верхнего обреза стены дополняются выпуклостями башен;
    • поверхность стены оплетается орнаментами; характерна прорисовка кронштейнов, наличников, решеток, светильников, дополняющих иллюзию формы;
    • расширение цветовой палитры благодаря цветам поливной керамики и смальты, цветные витражи.

Примерами архитектурных  построек в стеле раннего модерна  могут служить торговый дом компании «Зингер» арх. П. Сюзора (1902-1904), особняк М. Ф. Ксешинской (Кронверкский пр., 1) арх. А. И. Гогена (1904-1906), торговый дом «Братья Елисеевы» арх. Г.Барановского (1900-1903), Витебский вокзал арх. С. А. Бржозовского (1902-1904).

Торговый дом компании «Зингер» (Невский пр., 28) – первое здание, где было применено устройство железного каркаса с кирпичным заполнением в стенах и железобетонными перекрытиями… Вместе с автором проекта арх. П. Ю. Сюзором над декорировкой работал скульптор А. Г. Адамсон.6

Романтический модерн

Называть это направление  «романтическим» уместно, поскольку  в нем прослеживаются классификационные  признаки романтизма: историзм мышления и антинормативность.

Источниками архитектурных образов здесь служили памятники многих эпох – от Возрождения и классицизма до народного каменного и деревянного зодчества.

Суть метода — в следующем: работая с «исторической» формой, архитектор видоизменяет ее очертания и пропорции, усиливая звучание характерного признака.

В Петербурге всегда были сильны классицистические традиции, и с ними связано творчество одного из самых замечательных мастеров эпохи – Ф. И. Лидваля. Не выходя из границ ампира, Лидваль сообщает этим формам современную и очень личностную окраску.

Почти плоские фасады он расчерчивает сеткой линий, связующих в единое целое крупные членения, проемы и швы камней, находит точное место для скупых, прорисованных скульптурных включений – фризов, медальонов, масок. Таков фасад здания Азовско-Донского банка (Б. Морская ул., 3-5), а также доходный дом графа М. П.

Толстого на наб. р. Фонтанки, 54 – ул. Рубинштейна, 15-17 (1910-1912)7.

В романтическом модерне  построены доходный дом на Б. Дворянской улице арх. К. Б. Бальди (1911), дом 3-го Бассейного товарищества для устройства постоянных квартир на Бассейной ул. арх.Э. Ф. Вирриха, А. И. Зазерского (1913-1916).

Рационалистический модерн

В противоположность  от вычурного раннего и романтического модерна появляется сдержанный рационалистический модерн. Его отличает:

  • скупость декоративных средств;
  • конструкции в рациональном виде (повторяемые однотипные элементы, прямолинейные и гладкие).8

Изысканной сдержанностью  отличается Новый Пассаж на Литейном пр. архитектора Н. В. Васильева (1912-1913). Его композиция построена на ритме мощных пилонов, облицованных гранитом, которые несут плоский гладкий аттик, увенчанный узким зубчатым карнизом. Между пилонами – сплошное остекление, разделенное по горизонтали плоской балкой междуэтажного перекрытия.

РЕТРОСПЕКТИВИЗМ

В начале XX в. архитекторы, такие как В. А. Щуко, А. В. Щусев, В. А. Покровский, И. В. Жолтовский, И. А. Фомин и др., обращаются к архитектурным традициям, к образцам прошлого как к опоре творчества. Такая ориентация на исторические прототипы сближает ретроспективизм с эклектикой.

Сложнее отличить ретроспективизм от романтического модерна, т.к. оба эти направления используют историческую платформу. Но романтический модерн только «модернизирует» исторические прототипы, подчиняясь новому образному строю фасада.

Мастера-ретроспективисты сохраняли признаки стиля-источника как в пространственной структуре здания, так и в деталях, лишь немного усиливая их звучание.

Конечно, после появления  этого направления появились не только его приверженцы, но и те, кто были против него, кто считал, ретроспективизм немощностью фантазии архитекторов, а следовательно – бездарным копированием исторических прототипов. Е.

Баумгартен так отвечает в своей статье в журнале «Зодчий» 1902 г.

: «Отличительное свойство прекрасного – его практическая бесполезность… Из требований техники и запроса на удобства не может возникнуть нечто прекрасное… Строить дома, конечно, нужно прочно, дешево, скоро и удобно, но красота дома не имеет никакого отношения к технике строительства… Красота нужна для архитектонической потребности человеческой души… Их художественная красота тем выше, выразительнее, чем цельнее отражает вековечное состояние человеческой души, а не временные, преходящие воззрения буржуазной современности… Оттого-то всякий вдохновенный художник дорожит наследием минувших гениев»9.

Для Петербурга характерна стилизация необарокко. Например, училищный дом им. Петра Великого арх. А. И. Дмитриева (1909-1911). Но в начале XX в. появляются и другие направления ретроспективизма: неорусский стиль, неоклассицизм и неоренессанс.

Неорусский стиль

Неорусский стиль отличается щедрой пластикой, богатым колоритом, мощным силуэтом башен и шатровых крыш.

Эта стилизация связана  преимущественно с объектами, назначение которых допускало компоновку объемов по принципу «хоромных строений». Это, в первую очередь, свободно расположенные объемы, со своей крышей, свой пластичный убор, эффектное крыльцо на ползучих арках или с мощными столбами, или с украшенным мозаикой челом.

Чаще всего такие особенности стиля были применимы к общественным зданиям с крупными зальными пространствами: храм в память 300-летия дома Романовых арх. С. С. Кричинского (1913), а также храм Воскресения Христова на канале Грибоедова, построенный на месте гибели Александра II.

Когда было принято решение о строительстве храма Воскресения, проводился конкурс проектов среди известных архитекторов. Стало ясно, что «русско-византийский стиль» постройки отжил свое. «Царь Александр III рекомендовал обратиться к русским образцам XVII столетия и к архитектуре Ярославля и Москвы… Победу одержали молодой А. А. Парланд и И. В. Макаров.

Они создали проект в краснокирпичном московско-ярославском стиле. Над мозаикой и живописью работали худ. В. Васнецов, М. Нестеров, А. Рябушкин».10

Неоклассицизм

Классика – это  «художественный язык, имеющий неотъемлемое свойство быть понимаемым всеми, быть уместным всюду, вдобавок настолько гибкий и мудрый, что допускает самые решительные изменения в зависимости от самых разнообразных условий времени, места и даже расовых особенностей»11, по определению А. Н. Бенуа.

Неоклассицизм близок к  романтическому модерну, но отличается большей достоверностью в воспроизведении  форм-источников, близок к поздней эклектике, но в нем больше «стильности» и художественного размаха.

Примеры зданий, построенных  в неоклассицизме: особняк сенатора А. А. Половцова на Каменном острове  арх. И. А. Фомина (1911 – 1913), особняк князя Абамелек-Лазарева на Мойке, застройка Каменноостровского пр., жилые дома 1910-х гг. по проектам В. Щуко.

Неоклассицизм можно  узнать по:

    • симметрии с четким выделением оси;
    • иерархичность построения;
    • простота и ясность плана (в планировке преобладают формы квадрата, круга, прямоугольника);
    • простота фасада;
    • скромность, «экономичность» орнамента;
    • «лаконичность» композиции.
Читайте также:  Синематограф на берегах невы: начало

Интересен по своему архитектурному решению торговый дом Мертенс  М. Лялевича (1912). «Три огромные четырехэтажные застекленные арки – этот сам по себе пространственный, смысловой прием исходит от модерна. Но то, что эти арки опираются на вполне классические полуколонны, дает возможность назвать архитектуру фасада неоклассической»12.

Неоренессанс

Ярким примером ренессанса могут служить постройки И. В. Жолтовского.

Если русский ампир  выполнялся в штукатурке (характерное  выделение белых деталей на цветном  фоне), то неоренессанс использует естественный камень или его имитацию – штукатурку с каменной крошкой. Ренессансные приемы уместны в сочетании классического ордерного декора с многоэтажными зданиями.

Например, удачное сочетание с палладианским большим ордером: на фасаде здания колоссальные колонны или пилястры играют несущую роль простенка. Другой пример – жилой дом на Каменноостровском пр. арх. В. Щуко.

С гигантскими колоннами коринфского ордера хорошо сочетается прозрачность призматических эркеров, заполнивших интерколумнии.

Некоторые архитектуроведы  выделяют еще «северный ренессанс». Доходный дом К. И. Розенштейна (Каменоостровский пр., 35/75) арх. А. Е. Белогруда всегда привлекает внимание. Он «кажется крепостью с двумя фланкирующими башнями и витринами со стрельчатым завершением… Он вписался в треугольный участок, а его башни традиционно подчеркивают углы соединения улиц с пл. Льва Толстого».13

Присмотревшись к фасаду дома страхового общества «Россия» на Б. Морской ул., 35 (1905 – 1906) арх. А. А. Гимпеля и В. В. Ильяшева, «мы увидим, к сожалению, лишь небольшие керамические вставки с изображением «воинства» над окнами второго этажа. Майоликовый фриз, который был выполнен замечательным художником-керамистом П. К.

Ваулиным по рис. Н. К. Рериха, безвозвратно утерян…А если мы захотим попасть в мир севера – откроем дверь и войдем на лестницу. Своеобразный лепной белоснежный пояс тянется по карнизу вдоль лестницы до второго этажа — сюита севера «в картинках», где и моржи, и лягушки, и тростник, и елки», — так описывает это здание И. И.

Лисаевич в своей книге.14

Источник: http://stud24.ru/arhitecture/arhitekturnye-stili-peterburga-vtoroj-poloviny/401948-1367276-page1.html

Русская архитектура начала 20 века

Эпоха высокоразвитого промышленного капитализма вызвала существенные изменения в архитектуре, прежде всего в архитектуре города.

Возникают новые типы архитектурных сооружений: фабрики и заводы, вокзалы, магазины, банки, с появлением кинематографа – кинотеатры.

Переворот произвели новые строительные материалы: железобетон и металлические конструкции, которые позволили перекрывать гигантские пространства, делать огромные витрины, создавать причудливый узор из переплетов.

В последнем десятилетии XIX столетия архитекторам стало ясно, что в использовании исторических стилей прошлого архитектура зашла в некий тупик, нужна была уже, по словам исследователей, не «переаранжировка» исторических стилей, а творческое осмысление того нового, что накапливалось в среде стремительно растущего капиталистического города.

Последние годы XIX – начало XX в.

– это время господства в России модерна, сформировавшегося на Западе прежде всего в бельгийской, южногерманской и австрийской архитектуре, явления в общем космополитического (хотя и здесь русский модерн имеет отличие от западноевропейского, ибо представляет собой смесь с историческими стилями неоренессанса, необарокко, неорококо и пр.).

Ярким примером модерна в России было творчество Ф.О. Шехтеля (1859-–1926). Доходные дома, особняки, здания торговых фирм и вокзалы – во всех жанрах оставил Шехтель свой почерк.

Ему действенна асимметричность постройки, органическое наращиваете объемов, разный характер фасадов, использование балконов, крылец, эркеров, сандриков над окнами, введение в архитектурный декор стилизованного изображения лилий или ирисов, применение окнах витражей с таким же мотивом орнамента, разной фактуры материалов в оформлении интерьеров.

Причудливый рисунок, построенный на извивах линий, распространяется на все части здания: излюбленный модерном мозаичный фриз, или пояс поливных керамических плиток в блеклых декадентских тонах, переплеты витражных окон, узор ограды, балконные решетки; на композицию лестницы, даже на мебель и т. д. Во всем господствуют капризные криволинейные очертания.

В модерне можно проследить определенную эволюцию, две стадии развития: первая – декоративистская, с особым увлечением орнаментом, декоративной скульптурой и живописностью (керамика, мозаика, витраж), вторая – более конструктивная, рационалистическая.

Модерн прекрасно представлен в Москве. В этот период здесь строятся вокзалы, гостиницы, банки, особняки богатой буржуазии, доходные дома. Особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве (1900–1902, арх.Ф.О. Шехтель) –типичный образец русского модерна.

Обращение к традициям древнерусской архитектуры, но через приемы модерна, не копируя натуралистически детали средневекового русского зодчества, что было характерно для «русского стиля» середины XIX в., а свободно варьируя его, стремясь передать сам дух Древней Руси, породило так называемый неорусский стиль началаXX в.

(иногда называемый неоромантизмом). Отличие его от собственно модерна прежде всего в маскировке, а не в выявлении, что характерно для модерна, внутренней конструкции здания и утилитарного назначения за причудливо-сложной орнаментацией (Шехтель – Ярославский вокзал в Москве, 1903–1904; А.В.

Щусев –Казанский вокзал в Москве, 1913–1926; В.М. Васнецов – старое здание Третьяковской галереи, 1900–1905).

И Васнецов, и Щусев, каждый по-своему (а второй под очень большим влиянием первого), прониклись красотой древнерусского зодчества, особенно новгородского, псковского и раннемосковского, оценили его национальное своеобразие и творчески интерпретировали его формы.

Ф.О. Шехтель. Особняк Рябушинского в Москве

Модерн получил развитие не только в Москве, но и в Петербурге, где он развивался под несомненным влиянием скандинавского, так называемого «северного модерна»: П.Ю. Сюзор в 1902–1904 гг. строит здание компании Зингер на Невском проспекте (теперь Дом книги). Земная сфера на крыше здания должна была символизировать международный характер деятельности фирмы.

В облицовке фасада использованы ценные породы камня (гранит, лабрадор), бронза, мозаика. Но на петербургский модерн оказали влияние традиции монументального петербургского классицизма. Это послужило толчком для появления еще одной ветви модерна – неоклассицизма XX в. В особняке А.А. Половцова на Каменном острове в Петербурге (1911–1913) архитектора И.А.

Фомина (1872–1936) в полной мере сказались черты этого стиля: в ионическом ордере решен фасад (центральный объем и боковые крылья), а интерьеры особняка в уменьшенном и более скромном виде как бы повторяют анфиладу зал Таврического дворца, но огромные окна полуротонды зимнего сада, стилизованный рисунок архитектурных деталей четко определяют время начала века. Произведения чисто петербургской архитектурной школы начала века –доходные дома –в начале Каменноостровского (№ 1–3) проспекта, графа М.П. Толстого на Фонтанке (№ 10–12), здания б. Азово-Донского банка на Большой Морской и гостиницы «Астория» принадлежат архитектору Ф.И. Лидвалю (1870–1945), одному из наиболее видных мастеров петербургского модерна.

Ф.О. Шехтель. Здание Ярославского вокзала в Москве

В русле неоклассицизма работал В.А. Щуко (1878–1939). В доходных домах на Каменноостровском (№ 63 и 65) в Петербурге он творчески переработал мотивы раннеитальянского и высокого Возрождения палладианского типа.

Стилизацией итальянского ренессансного палаццо, конкретнее – венецианского Дворца дожей, является здание банка на углу Невского и Малой Морской в Петербурге (1911–1912, арх. М.М. Перетяткович), особняк Г.А.

Тарасова на Спиридоновке в Москве, 1909–1910, арх. И.В. Жолтовский (1867–1959); образ флорентийских палаццо и архитектура Палладио вдохновляли А.Е.

Белогруда (1875–1933), а в одном из его домов на Архиерейской площади в Петербурге интерпретируются мотивы архитектуры раннего средневековья.

Модерн явился одним из самых значительных стилей, завершающих XIX столетие и открывающих следующее. В нем были использованы все современные достижения архитектуры. Модерн – это не только определенная конструктивная система.

Со времени господства классицизма модерн, возможно, самый последовательный стиль по своему целостному подходу, ансамблевому решению интерьера.

Модерн как стиль захватил искусство мебели, утвари, тканей, ковров, витражей, керамики, стекла, мозаики, он узнается везде своими тянутыми контурами и линиями, своей особой колористической гаммой блеклых, пастельных тонов, излюбленным рисунком лилий и ирисов, на всем лежащим привкусом декаданса «fin de siecle».

Русская скульптура рубежа XIX–XX вв. и первых предреволюционных лет представлена несколькими крупными именами. Это прежде всего П.П. (Паоло) Трубецкой (1866–1938), детство и юность которого прошли в Италии, но лучший период творчества связан с жизнью в России.

Его ранние русские работы (портрет Левитана, изображение Толстого верхом на лошади, оба – 1899, бронза) дают полное представление об импрессионистическом методе Трубецкого: форма как бы вся пронизана светом и воздухом, динамична, рассчитана на осмотр со всех точек зрения и с разных сторон создает многогранную характеристику образа. Самой замечательной работой П. Трубецкого в России был бронзовый памятник Александру III, установленный в 1909 г. в Петербурге, на Знаменской площади (теперь во дворе Мраморного    дворца). Здесь Трубецкой оставляет свою импрессионистическую манеру. Исследователями неоднократно замечено, что образ императора у Трубецкого решен как бы в контрасте с фальконетовским, и рядом с «Медным всадником» это почти сатирический образ самодержавия. Нам представляется, что этот контраст имеет другой смысл; не Россию, «поднятую на дыбы», как корабль спущенную в европейские воды, а Россию покоя, устойчивости и силы символизирует этот тяжело сидящий на грузном коне всадник.

Доходный дом Розенштейна, архитектор А.Е. Белогруд на Архиерейской площпди в Санкт-Петербурге (сейчас площадь Льва Толстого)

Импрессионизм в своеобразном, очень индивидуальном творческом преломлении нашел выражение и в работах Анны Семеновны Голубкиной (1864–1927), после Московского училища учившейся в Париже и пользовавшейся советами Родена.

Несомненно, под влиянием Родена сделаны скульптуры «Идущий» (1903, ГРМ), «Сидящий» (гипс, 1912, ГРМ). В образах Голубкиной, особенно женских, много высокой нравственной чистоты, глубокого демократизма.

Это чаще всего изображения простых бедных людей: изнуренных трудом женщин или болезненных «детей подземелья».

Самое интересное в творчестве Голубкиной – ее портреты, всегда драматически напряженные, что в целом свойственно творчеству этого мастера, и необыкновенно разнообразные, достаточно назвать портрет В.Ф. Эрна (дерево, 1913, ГТГ) или бюст Андрея Белого (гипс, 1907, ГТГ), по меткому определению исследователей, как бы подхваченного вихрем снежной метели –образа, столь любимого символистами.

В творчестве Трубецкого и Голубкиной при всей их разности есть общее: черты, роднящие их не только с импрессионизмом, но и с ритмикой текучих линий и форм модерна.

Импрессионизм, захвативший скульптуру начала века, мало затронул творчество Сергея Тимофеевича Коненкова (1874–1971). Образами микеланджеловских рабов вдохновляется Коненков, исполняя в 1902 г. «Самсона, разрывающего узы». Скульптор впоследствии объяснял, что замыслил «Самсона» для того, чтобы выразить образ предреволюционного времени.

Мраморная «Нике» (1906, ГТГ) с явно портретными (причем славянскими) чертами круглого лица с ямочками на щеках предвещает работы, которые исполнил Коненков после поездки в Грецию в 1912 г.

Образы греческой языческой мифологии переплетаются с мифологией славянской. Коненков начинает работать в дереве, черпает многое из русского фольклора, русской сказки. Отсюда его «Стрибог» (дерево, 1910, ГТГ), «Великосил» (дерево, частн., собр.

), образы нищих и стариков («Старичок-полевичок», 1910).

В возрождении деревянной скульптуры огромная заслуга Коненкова. Любовь к русскому эпосу, к русской сказке совпала по времени с «открытием» древнерусской иконописи, древнерусской деревянной скульптуры, с интересом к древнерусской архитектуре. В отличие от Голубкиной у Коненкова отсутствует драматизм, душевный надлом. Его образы полны народного оптимизма.

В портрете Коненков одним из первых в начале веке ставит проблему цвета. Подцвечивание камня или дерева у него всегда очень деликатно, с учетом особенностей материала и особенностей пластического решения.

Из монументальных работ начала века надо отметить памятник Н.В. Гоголю Н.А. Андреева (1873–1932), открытый в Москве в 1909 г. Это Гоголь последних лет жизни, неизлечимо больной.

Необычайно выразительны его грустный профиль с острым («гоголевским») носом, худая, кутающаяся в шинель фигура; лапидарным языком скульптуры Андреев передал трагедию великой творческой личности.

В барельефном фризе на пьедестале в многофигурных композициях совсем в ином ключе, с юмором или даже сатирично, изображены бессмертные гоголевские герои.

Учеником Трубецкого в Московском училище был Александр Терентьевич Матвеев (1878–1960).

Он преодолел импрессионистское влияние своего учителя и в ранних работах – в обнаженной натуре (основной теме тех лет), в образах юношей и мальчиков следует традициям греческой классики, увиденной и понятой глазами русского художника начала XX в. («Спящий мальчик», 1907; «Сидящий мальчик», 1909; «Юноша», 1911, все –мрамор, ГРМ; скульптуры паркового ансамбля в Крыму).

Строгая архитектоника, лаконизм устойчивых обобщенных форм, состояние просветленности, покоя, гармонии отличают Матвеева, прямо противопоставляя его творчество скульптурному импрессионизму.

Как верно замечено исследователями, работы мастера рассчитаны на длительное, вдумчивое восприятие, они требуют внутренней настроенности, «тишины» и тогда открываются наиболее полно и глубоко. В них есть музыкальность пластических форм, огромный художественный вкус и поэтичность.

Все эти качества присущи надгробию В.Э. Борисова-Мусатова в Тарусе (1910, гранит). В фигуре уснувшего мальчика трудно увидеть грань между сном и небытием, и это исполнено в лучших традициях мемориальной пластики XVIII в.

Козловского и Мартоса, с ее мудрым спокойным приятием смерти, что в свою очередь ведет нас еще далее, к архаическим античным стелам со сценами «погребального угощения».

Это надгробие – вершина в творчестве Матвеева дореволюционного периода, которому предстояло еще плодотворно трудиться и стать одним из известных советских скульпторов. В предоктябрьскую пору в русской скульптуре появляется ряд талантливых молодых мастеров (С.Д. Меркуров, В.И. Мухина, И.Д. Шадр и др.

), которые в 1910-е годы только начинали свою творческую деятельность. Они работали в разных направлениях, но сохраняли реалистические традиции, которые принесли уже в новое искусство, сыграв важную роль в его формировании и развитии.

Источник: http://www.protown.ru/information/hide/4720.html

Ссылка на основную публикацию