Павловский воксал — первая летняя филармония

Павловский Музыкальный вокзал: железная дорога и музыка

Еще одной достопримечательностью района Большая звезда в Павловском парке является утраченный ныне Павловский Музыкальный вокзал. Его история тесно связана с первой в России железной дорогой Санкт-Петербург – Павловск, движение по которой было открыто 22 мая 1838 года.

♦ По теме: История и достопримечательности города Павловск. Краткий путеводитель

История строительства Музыкального вокзала

Музыкальный вокзал был построен «для пристанища и удовольствия публики». Австрийский и чешский инженер, строитель первых железных дорог в Чехии, Австрии и России, Франц Антон фон Герстнер (1796-1840), в докладной записке «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск» отмечал:

Слово вокзал (воксал) происходит от английского «Воксолл» (Vauxhall), увеселительного места близ Лондона. Такие «воксоллы» стали появляться повсюду; в России они получили название «воксал». Отсюда идет современное слово «вокзал» как помещение для пассажиров.

23 мая 1838 года было открыто концертное здание с рестораном, построенное по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера. Поскольку зимой публики было немного, вокзал был открыт с весны по осень.

Здесь выступали симфонические оркестры, певцы. С 1856 по 1865 года десять сезонов здесь выступал «король вальса» Иоганн Штраус.

В здании вокзала не было эстрады для оркестра, музыканты играли в зале среди столов, на хорах или в саду, где была сооружена эстрада.

В 1844 году здание Музыкального вокзала сгорело, после чего было восстановлено, в 1860, 1871, 1884 годах вокзал был перестроен и расширен. В общей сложности, здесь было 8 буфетов, ресторан, сад с фонтанами и большой концертный зал. В 1875 году по проекту архитектора Н.Л. Бенуа поблизости был возведен Павловский театр.

♦ По теме: Подборка экскурсий по Санкт-Петербургу, дворцовым пригородам и Ленинградской области

Невозможно перечислить всех знаменитостей, которые бывали в Музыкальном вокзале либо в качестве посетителей, либо выступая здесь: дирижеры Н.В.Галкин, Р.Е.Дриго, А.К.Глазунов, Р.М.Глиэр, A.К.Лядов, Н.А.Малько, Д.И.Похитонов, В.И.Сук, B.Ферреро, Г.Фительберг, Ю.Ф.Файер; выступали: Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.Н. и М.И.Фигнер, Д.А.Смирнов, В.И.

Касторский, И.В.Ершов, А.Д.Вяльцева, И.В.Тартаков, Н.К.Печковский, В.Р.Сливинский, С.И.Мигай, М.П.Максакова, А.Ф.Серве, Г.Венявский. С.С.Прокофьев, М.Ф.Кшесинская; бывали М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, В.А.Соллогуб, А.П.Брюллов, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, А.Н.Серов, Ц.А.Кюи, П.И.Чайковский, О.

Бальзак и многие другие.

После революции Музыкальный вокзал продолжал функционировать, устраивались концерты, играл симфонический оркестр. В Великую Отечественную войну Музыкальный вокзал был полностью разрушен. Позднее на его месте было устроено футбольное поле.

О том, что некогда здесь стояло уникальное здание, напоминает еловая аллея, заканчивающаяся у безликого желтого спортивного строения, покореженный фонарь и памятный знак. Сейчас активно обсуждается проект восстановления Музыкального вокзала.

Фотографии Павловского Музыкального вокзала

Ниже фотографии того, что осталось от Музыкального вокзала.

Фонарь около бывшего Музыкального вокзала

Около бывшего Музыкального вокзала

Памятный камень около бывшего Музыкального вокзала, ныне футбольного стадиона

Памятная доска на закладном камне

Большой Вокзальный пруд

Большой Вокзальный пруд и строения бывшего Музыкального вокзала

Будем надеяться, что рано или поздно Музыкальный вокзал в Павловске будет восстановлен и снова в его стенах зазвучит Её Величество Музыка.

Музыкальный вокзал в Павловске. Реконструкция

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2018. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены

Если мой сайт оказался вам полезным, вы можете поблагодарить меня, купив туристические услуги по моим рекомендациям и ссылкам. Эти сервисы опробованы мною лично. Вы ничего не переплачиваете.

Источник: https://anashina.com/pavlovskij-muzykalnyj-vokzal/

Павловский вокзал

ногие знают, что слово «вокзал» первоначально не имело к железной дороге никакого отношения.

В 1660 году предприимчивая англичанка Джейн Вокс открыла в окрестностях Лондона увеселительное заведение с рестораном, названное Vauxhall. Мода на такие загородные места отдыха дошла и до России, и в Петербурге возникли свои «воксалы»: первый – в 1770 году, на Каменном острове, потом в Екатерингофе и в Новой Деревне.

В 1836 году началось строительство железной дороги, соединившей Санкт-Петербург, Царское Село и Павловск.Павловский парк — это крупнейший пейзажный парк не только России, но и в Европе, его площадь около 600 га.

Владелец Павловска великий князь Михаил Павлович, подчинившись указанию своего брата Николая I, дал разрешение на прокладку участка двухпутной железной дороги (как это и предполагалось), оговорив свое согласие рядом условий, с которыми Акционерное общество согласилось.

Еще весной 1836 года в Павловском парке прорубили просеку шириной 8,5 м, и в сентябре к территории вокзала подошла железная дорога. Для привлечения пассажиров в Павловске по проекту архитектора Штакеншнейдера был построен новый великолепный «воксал», затмивший всех своих предшественников.  Строительство вокзала велось под наблюдением архитектора Ф.И. Руска.

Павловский воксал, открытый 23 мая 1838 г. стал модным местом Петербурга.  Тут заканчивалась Царскосельская железная дорога, начинался прекрасный парк. Это сразу стало этаким «дачным неформальным  тусовочным местом» для знати Петербурга.Там был превосходный концертный зал, гостиница, ресторан, бильярд, зал для танцев.

Первоклассные озеленители и садовники трудились здесь над созданием зеленого массива, окружающего Павловский вокзал. Помимо цветущих кустарников — сирени, жасмина — здесь были высажены крупномерные деревья — ясени, ели, серебристые тополя… И они были посажены с тем расчетом, чтобы их разросшиеся кроны не давали бы “улетать” прекрасной музыке, которая здесь звучала.

И сейчас еще можно увидеть несколько огромных серебристых тополей, которые выполняли роль этих “зеленых кулис”. Надо упомянуть еще и о клумбах с цветами — розы, фиалки, душистый табак, особенно благоухающие по вечерам. Многие из этих цветов “вышли из моды” и не высаживаются в современных садах и в парках.Вокзал открыли только 23 мая 1838 г.

, так как в зимнее время строительные работы прекращались. Летом в Павловск был приглашен хор московских цыган.Развлекал публику и оркестр под управлением дирижера Йозефа Германа, а позднее — под управлением широко известного в то время австрийского композитора и дирижера Йозефа Лабицкого, приезжавшего в Россию по приглашению Герстнера.

Д“Аршиак свою первую поездку по железной дороге описал в своих воспоминаниях. «Несколько сот саней теснились в Павловске у огромного полукруглого павильона.

Это был тот увеселительный вокзал с рестораном, о котором ходячую остроту произнес министр финансов Канкрин: «В других государствах (к этому моменту уже действовали железные дороги с паровой тягой в Англии, Франции, Бельгии, Германии и США) железными дорогами связывают важные промышленные пункты, у нас выстроили такую в трактир».Увы! Пожар, случившийся в январе 1844 г.

, уничтожил большую часть деревянного вокзала. Страховая компания возместила убытки, что позволило построить новое здание по проекту А. И. Штакеншнейдера уже к началу мая.

Но архитектор осуществил кардинальную перепланировку: большой зал был расширен, главный зал ресторана также получил дополнительную площадь, появились хоры для оркестра, вдоль второго этажа пристроили галерею для прогулок и осмотра зеленой территории парка и иллюминаций, происходивших по разным поводам.

Несмотря на сложности зимнего ремонта и восстановления, уже к весне, в мае 1844 года, состоялось открытие нового сезона в Павловском вокзале, и многие считали, что после ремонта здание вокзала стало просторнее, светлее и роскошнее.

Начиная с 1856 года и в течение десяти лет в Павловском вокзале проходили симфонические концерты оркестра под управлением “короля вальсов” Иоганна Штрауса, что привлекло сюда особенно много восторженной публики.В Павловском вокзале, наряду с симфоническими оркестрами, продолжали выступать духовые — военные оркестры в антрактах симфонических концертов, как бы дополняя их.

Звучание духовых оркестров в Павловске всегда отличалось мягкостью и благородством звучания. Их репертуар со временем расширялся и пополнялся как оригинальными произведениями, написанным специально для духовых оркестров, так и высоко профессиональными обработками и переложениями известных мелодий.В 1913 г. состоялись юбилейные концерты, посвященные 75-летию открытия вокзала.

30 октября Министерство путей сообщения отметило эту дату в новом здании, построенном на площади Александринского театра по проекту гражданского инженера А. А. Гречанинова (там находилось управление Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, а теперь управление Октябрьской железной дороги).О предстоящем музыкальном сезоне писали многие газеты.

И не случайно, ведь Павловский вокзал встречал историческую дату: 1913 год являлся для него юбилейным, т. к. ровно 75 лет тому назад над молодым разраставшимся парком впервые пронеслась сильная и могучая волна дивной музыки.К торжествам готовились, старались показать новые музыкальные программы, порадовать публику виртуозным исполнением.

По планам устроителей концертов симфонические вечера начинались в мае. Распределение вечеров оставалось по-старому, а именно, по вторникам и пятницам – симфонические вечера (русская и иностранная музыка), по понедельникам (не праздничным) – военный оркестр 1-го его величества Стрелкового полка под управлением Сабателли (в другие дни он играл по вечерам во время антрактов в саду).

По средам и четвергам – балетная и оперная музыка, по субботам и воскресеньям и праздничным дням – вечера легкой музыки. Предполагая большой наплыв публики, начало вечеров «отодвинули» на 5 минут.На радость организаторам открылся Павловск, как всегда, шумно и весело. Программа была составлена недурно. Оркестром управлял (с 1910 г.

) известный завсегдатаям концертов Александр Петрович Асланов (1874 – 1960). Он сумел интересно составить программу юбилейных концертов. Замысел состоял в том, чтобы бегло воспроизвести последовательность «музыкальных эпох», представленных в свое время на павловской эстраде.Если начало первого вечера прошло успешно, то его завершение озадачило многих.

Вот, что сообщал по этому поводу корреспондент «Царскосельского дела».«3 мая на открытие концертного сезона собралось очень много публики, преимущественно из Петербурга. Разъезд начался в 10 часов. Первые музыкальные поезда удалось отправить благополучно, но к поездам 11 и 12 часов набралось столько публики, что вместить ее всю в вагоны не было физической возможности.

Поезд в 11 часов 45 минут тронулся в путь под несмолкаемые крики «ура», как только подали к перрону следующий, двенадцатичасовой поезд. Толпа «меломанов» отказалась ждать, когда администрации вокзала заблагорассудится открыть калитки на перрон: задние стали напирать на передних и с криками «ура» и ревом удовольствия двери перил были сорваны.

Вал этой массы давил и толкал друг друга, публика ринулась на перрон, с боя занимая места в вагонах. Некоторые из пассажиров во время бега по перрону падали и получали незначительные ушибы».Концерты в Павловске, прошедшие 22 и 25 мая, собрали многочисленную публику, искренне и преданно любившую музыку. При этом не обходилось без курьезов.

«Посетители музыкального вокзала обращали внимание на компанию молодых людей, носивших оригинальные головные уборы, а именно черные фетровые треуголки в стиле ХVIII века. Первое появление обладателей этих головных уборов вызывало на музыке всеобщее изумление, и по их адресу отпускались самые разнообразные замечания.

«Ах, смотрите, испанцы», – воскликнула какая-то барышня, указывая своему спутнику студенту на молодых людей. «Нет, это ведь наполеоновская треуголка»,– авторитетно возражал студент. И много еще не менее глубокомысленных замечаний выслушали молодые люди, «хвалу и клевету приемля равнодушно». На вопросы друзей они отвечали, что им противен уродливый, банальный котелок, и что они предпочитают ему старинную изящную треуголку».«В воскресенье 17 июня состоялся бенефис А. П. Асланова. При входе на эстраду г-н Асланов был встречен тушем оркестра и получил от него венок, а также несколько подношений от публики. Первым номером отделения стояло испанское каприччио Римского-Корсакова. Вторым номером выступила г-жа Чеглокова, исполнившая арию из оперы «Аида». Исполнение не понравилось публике: крикливый голос и абсолютное неумение владеть им произвели такое впечатление, что г-жу Чеглокову ошикали. Отделение закончил тенор г-н Д. А. Смирнов, спевший арию Хозе из оперы «Кармен» и на biss несколько романсов».

Читайте также:  Государственный музей истории религии в петербурге: расписание, часы работы, цена билетов и адрес музея

В воскресенье, 9 сентября состоялось закрытие Павловского вокзала. Уже в 7 часов вечера был вывешен аншлаг, что все билеты проданы, и приехавшая с последними поездами публика с разочарованием пыталась найти себе бесплатные места, но, разумеется, тщетно. «Первое отделение г-н Асланов отдал русским композиторам. Началось со Славянского марша Чайковского. Музыкальная картина Бородина «В Средней Азии» прошла значительно лучше. К удивлению публики был поставлен похоронный марш Шопена, совершенно негодный для закрытия сезона. Последним оркестровым номером была симфоническая картина Мусоргского «Ночь на Лысой горе» – вещь, игранная и переигранная сотни раз. Отделение закончила артистка Народного дома г-жа Маркова – лирическое сопрано. Второе отделение было отдано сплошь Вагнеру – явление на закрытии совершенно необычное. Из 3-го отделения публика выделила только «Фанданго» Направника».

Публика слушала музыку, танцевала, играла в карты ужинала и гуляла по парку… но главной фишкой вокзала были удобный прием и отправка пассажиров музыка и танцы!

По окончании юбилейного сезона 1912 г. критик, подписавшийся «Гольденрэй», подвел краткую статистику истекшему музыкальному «марафону». В том году «было значительно больше концертов отдано серьезной музыке, так называемых строго симфонических концертов было 25, т. е. на 6 больше прошлого года.

Кроме того, было исполнено 13 концертов с преобладанием симфонической музыки, что в общей сложности дает 38 концертов с серьезной программой. Из общего числа концертов – 25 было исполнено под управлением г-на Асланова, а другие – под управлением дирижеров-гастролеров. Из этих последних наиболее интересны были гг. Сук, Каянус.

Публика отметила, что среди произведений, исполнявшихся на юбилейных концертах, преобладали ранее здесь не звучавшие. Что касается до певцов и певиц, то сезон был ими не особенно обилен, и, кроме выступавших в платных концертах таких солистов, как Шаляпин и Смирнов, можно отметить артистов А. М. Маркову и М. И. Бриан, Г. А. Боссэ, Догонадзе и Серебрякова».

Завершился музыкальный сезон, и до следующего лета смолк Павловский вокзал. Многие грустят о прекращении музыкальных вечеров.10 сезонов подряд здесь играл на скрипке и дирижировал король венских вальсов Иоганн Штраус. Всем его предшественникам приходилось выступать под стук ножей и вилок — концертный зал и ресторан не были отделены.

«Несравненный Страус» отказался играть во время обедов, его выступления начинались в 7 часов вечера и продолжались до отхода последнего поезда. В Павловске Штраус написал «Воспоминания о Павловском парке», «Петербургские дамы», «Нева-полька» и «Прощание с Петербургом».В начале ХХ века один из таких оркестров и возглавил молодой капельмейстер Алексей Шевелев.

В коллективах военных оркестров была строгая дисциплина — за опоздание на репетицию или неточно выученную партию брался штраф.Летом 1914 года, с началом Первой Мировой войны репертуар концертов в Павловском вокзале сильно изменился — было запрещено исполнение немецких и австрийских композиторов.

Многие военные музыканты, в том числе и капельмейстер Алексей Шевелев, возглавлявший в то время оркестр Лейб-Гвардии I-го Стрелкового Его Величества полка, были отправлены на фронт.Музыкальная жизнь Павловского вокзала была сложной — она то угасала, то возникала вновь. Здесь звучала русская музыка, в качестве дирижеров выступали композитор А. К. Глазунов, Прокофьев, известные дирижеры Н. Н.

Малько, Д. И. Пахитонов… В концертах принимали участие Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, солисты Мариинской оперы Медея и Николай Фигнеры, здесь танцевала несравненная Анна Павлова.В воскресенье, 3-е мая, состоялось открытие Павловского вокзала.

Tpaдиционно масса народа, как в саду, так, и в вокзале; невозможна теснота и давка до такой степени, что даже наииись досужие ораторы, которые, взгромоздившись на скамейки, держали речи перед публикой и призывали к спокойствиебю и порядку.Одного из таких ораторов наградили аплодисментами,а другого, кажется, попросили удалиться. За дирижерским пультом старый знакомец А.П Acланов.

Год пребывания в Императорской onepе принес eму немалую пользу и звачительное улучшение его дирижерских спообностей. Хотя оркестр еще не совсем сыгрался и не всегда случшался палочки, все же оттенки были даны.Г. Асланова встретили аплодисментами и тушем. Рауль.

В понедельик, 4 мая 1915 года, около 9 часов, в непосредственной близости от Павловского вокзала, загорелся один из станционных домиков. Пожар был скоро ликвидирован прибывшей пожарной командой и сгорело сравнительно немного. Приходится отметить только более чем странный поступок начальника станции.

Почему-то, когда уже пожарным было уже дано знать о пожаре и пожарный обоз подъезжал к месту пожара, он велел ударить в набат в пожарный колокол, чем, конечно, перепугал публику, как находившуюся на вокзале, так и бывшую в зале и слушавшую музыку. Произошла настоящая паника, во время которой пострадали две дамы, сшибленные с ног. Причемь одна из них упала вниз со станционной платформы.

14-го мая 1915 года в начале вечера были исполнены гимны всех союзных держав, встреченные с энтузиазмом. В особенности Итальянский. Со вторника 19 мая начались симфонические вечера.(С) газеты «Царскосельское дело» за 1915 г.Вернувшись с фронта после Первой Мировой войны, А. В.

Шемелев продолжил свою деятельность в Павловском вокзале, а также был приглашен руководить оркестром Ижорского завода в Колпино, позднее он был флейтистом в оркестре Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина (“Александринке”).

Наряду с известными музыкантами он внес свой вклад в музыкальную жизнь Павловского вокзала, история которого продолжает интересовать многих и по сей день.Состоявшийся в пятницу, 22-го мая, второй симфонический вечер сплошь отдан произведениям Чайковского.6После 1917 года дачников почти не стало, посещаемость концертов упала, и загородная симфоническая музыка стала постепенно угасать. В годы Великой Отечественной войны Павловский вокзал был разрушен.В 1945-1949 гг. были разобраны рельсовые пути в Павловском парке — они пошли на восстановление Павловского дворца. Место, где был вокзал, расчистили и засадили деревьями.Современный вокзал стоит на новом месте. На старое здание он совсем не похож, хорошо хоть построен в сталинском классическом стиле.Тут не рады цыганам, тут не танцует почтенная публика, тут нет залов для игр в карты, не говоря уже о концертных. Даже случайных музыкантов (с шапкой перед гитарой), бдительная охрана гонит в шею… времена такие. Вокзалы уже не те…

Основа исторических материалов — http://tsarselo.ru/ фото (С) интернет

Источник: https://pantv.livejournal.com/384507.html

Павловску — 240 лет

 

Историческая справка

Город Павловск был основан 12 декабря 1777 года. В этот день Екатерина II в честь рождения внука — будущего императора Александра I — подарила своему сыну Павлу I 362 десятины земли по берегам реки Славянки с лесом, пашнями и двумя деревеньками (Линна и Кузнецы).

На этих землях были построены два дома: для самого великого князя — Паульлюст, для его супруги — Мариенталь. В 1780 году на месте дома Павла архитектором Камероном был возведен первый дворец Павловска.

А вокруг уже разрастался город: строились дома горожан, возделывались сады и садики. Едва вступив на престол в 1796 году, Павел приказал считать село Павловское городом Павловском. Сегодня этот город — часть Санкт-Петербурга.

Он расположен в 25 км к югу от центра Санкт-Петербурга и в 3 км к юго-востоку от районного центра города Пушкин. Железнодорожная станция — Павловск.

Великолепный дворцово-парковый павловский ансамбль и возникший рядом с ним город относятся к тем удивительным явлениям отечественной культуры, где красота и гармония остаются неизменными вопреки времени.

Над созданием дворцово-паркового ансамбля Павловска трудились многие прославленные архитекторы, скульпторы, художники. Среди них Ч.Камерон, Дж.Кваренги, А.Ринальди, В.Бренна, А.Воронихин, К.Росси, В.Стасов, Л.Адамини, А.Штакеншнейдер,А.Брюллов, Н.Бенуа, П.Гонзаго, Ф.Гордеев, И.

Прокофьев, И.Мартос,  А.Мартынов, М.Козловский, В.Демут-Малиновский. 

Павловск служил резиденцией великого князя Павла Петровича (императора Павла I) и его супруги Марии Федоровны, их младшего сына великого князя Михаила Павловича и его супруги Елены Павловны, великих князей Константина Николаевича (брата императора Александра II и активного соучастника его реформ), Константина Константиновича (президента Российской академии наук, «отца всех кадет», ведающего военно-учебными заведениями, поэта, известного под псевдонимом К. Р.), князя императорской крови Иоанна Константиновича (принявшего мученическую смерть в Алапаевске и канонизированного русской православной церковью).

Павловский парк является одним из крупнейших (600 га), красивейших и самых знаменитых пейзажных парков Европы. Любовь к природе, заложенная в Павловске его первыми творцами и художниками, по-прежнему радует жителей и гостей города, посетителей дворца и парка.

Но за изысканной красотой и великолепием кроется огромный, напряженный, многолетний труд людей, возродивших после Великой Отечественной войны из руин дворец и город. А.И.

Зеленова –легендарный директор Павловского дворца-музея и парка с 1941 по 1979 год, под руководством которой были восстановлены разрушенные во время  Великой Отечественной войны  Павловский дворец и парк.

Павловчане помнят о подвиге выдающихся русских реставраторов, возродивших дворец и парк после Великой Отечественной войны 1941-1945гг., очень любят свою малую родину, гордятся ею.

      В декабре 2017 года мы будем отмечать 240-летие Павловска. Чем еще  примечателен этот город?

1.Дворцово-парковый ансамбль города Павловска и его исторический центр являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. В состав современного Павловска входят две другие замечательные усадьбы — Графская (Царская) Славянка (совр. пос. Динамо) с дворцом графини Самойловой — музы Карла Брюллова и Александрова дача (первый в России «диснейленд», построенный для Александра I).

Павловск — это также и место подвига выдающихся русских реставраторов, возродивших дворец и парк после Великой Отечественной войны и продолжающих дело восстановления и поныне 2. Павловское село (город Павловск) — важный центр зарождения и развития аграрной науки в России, это было связано с созданием парка и большого хозяйства дворцовых оранжерей.

В 1797 году по указу Павла I между Царским Селом и Павловском была учреждена Школа практического земледелия — первое в России учреждение, сочетающее аграрную науку и аграрное образование. Школа была прообразом современного Аграрного университета в Пушкине, к ней же восходит история Лесотехнического университета в Санкт-Петербурге, а также множества других научных институтов аграрного профиля.

Еще одно крупное и передовое научное учреждение в Павловске, существовавшее в 1878-1941 годах — Главная физическая обсерватория (магнитная и метеорологическая, в дальнейшем изучавшая также солнечную радиацию и атмосферное электричество). Изучение земного магнетизма было необходимо с практической целью — ориентация кораблей во время плавания шла при помощи компаса с магнитной стрелкой.

Также для навигации было важно знать прогнозы погоды. В 1930 году в Павловске был запущен первый в мире радиозонд для исследования высших слоев атмосферы (сейчас это обыденность), изобретенный профессором Павлом Молчановым. 3.

В 1784 году в Павловске в нововыстроенном здании на Госпитальной улице (здание сохранилось!) была открыта одна из первых общеобразовательных школ в России — народных училищ (их прямые преемники современные школы). Сеть народных школ основана по указу Екатерины II в сентябре 1782 года, это была первая попытка учредить в России общее образование.

В 1806 году в Павловске в здании крепости «Бип» было открыто первое в России училище для глухонемых. 4. Павловск — конечная точка первой в России пассажирской железной дороги, построенной в 1837 году от Петербурга до Царского Села и Павловска.

В 1838 году на конечной станции в Павловске открылся Воксал, увеселительное заведение, включавшее ресторан, гостиницу, комнаты с играми и концертный зал, ставший первой русской филармонией. Сюда приглашались известные дирижеры с оркестрами, сначала из Европы (самым известным был Иоганн Штраус, отыгравший в Павловске 10 летних сезонов), а к концу XIX века все больше российскими.

Трудно назвать русского композитора, чья музыка не звучала в Павловске. Так продолжалось до 1941 года. Железная дорога и вокзал, который вскоре стали называть музыкальным, сделали Павловск популярным местом дачного отдыха петербуржцев, как государственных служащих и военных, так и культурной элиты.

Читайте также:  Музей электрического транспорта (музей трамваев) в санкт-петербурге: расписание, часы работы, цена билетов и адрес музея трамвая в санкт-петербурге

Все знаменитые писатели, многие художники и музыканты жили на дачах в Павловске и оставили свой след в его истории. 5. Павловск наряду с Гатчиной — место, где отрабатывались военные реформы Павла I.

Среди них — строительство казарм и манежей, реформа артиллерии (в том числе создание конной артиллерии), сыгравшая решающую роль в войне 1812 года, введение шинели, а также традиция считать воинское знамя — святыней, потерять которую — позор.

Еще одно важное нововведение — создание инвалидных домов, где жили военные ветераны (в Павловске — при церкви Марии Магдалины (с 1784 года) и инвалидные домики «Монмартр» после войны 1812 года и заграничных походов русской армии). 6. Павловск — место памяти о воинской славе России.

— захваченные в 1799 году во время походов Суворова в Италии и Швейцарии вражеские знамена были помещены в знак памяти о победах русской армии в церкви Св. равноапостольной Марии Магдалины. — празднование победы русской армии в Отечественной войне 1812 года и заграничных походах 1813-1814 годов состоялось в Павловске, для этой цели был выстроен Розовый павильон. — в 1941 году танковым батальоном, располагавшимся в павловском гарнизоне, командовал Константин Павлович Ушаков, героически погибший в боях с немецкими войсками 1 ноября 1941 года. На его личном счету было 10 подбитых танков противника. После гибели любимого командира танкисты 84 ОТБ обратились к Военному Совету Ленинградского фронта с просьбой присвоить батальону имя майора К. П. Ушакова. В декабре 1942 года их просьба была удовлетворена. Этот факт стал уникальным в истории танковых войск Красной Армии. -с конца августа 1941 года Павловск защищала 168-я стрелковая дивизия полковника А. Л. Бондарева, задержавшая немцев на 3 недели, что сорвало план фашистов по быстрому захвату Ленинграда.

7. Летом 1888 года проживавшие в Павловске и Тярлево дачники организовали Павловско-тярлевский кружок любителей спорта и провели первые соревнования на аллеях Павловского парка. Отсюда ведет начало легкая атлетика в России. Позднее при этом кружке была создана одна из первых футбольных команд в России, летом игравшая на поле в Павловском парке.

Мероприятия к 240-летию Павловска

План мероприятий в Пушкинском районе к 240-летию основания города Павловска

Перечень мероприятий в ГБОУ СОШ № 511, посвященных 240-й годовщине

со Дня основания  города Павловска:

  • виртуальные экскурсии учащихся по Павловскому дворцу и парку:

         http://www.pavlovskart.spb.ru/russian/vr/vr1.html

        Виртуальная прогулка по залам Павловского дворца — летней резиденции императора Павла I

  • просмотр документальных фильмов о Павловске:

      «Павловск 1977»,  реж. С. Аранович, Ленфильм

      «Павловск: зодчий Чарльз Камерон: Красуйся, град Петра!»,  реж. Л.Гладкова, ГТРК «Санкт-Петербург»

    «Воспоминания о Павловске», реж. И.Калинина, Санкт-Петербургская студия документальных фильмов

  • тематические экскурсии в Павловский дворец
11.04.2017 года. Павловск. 7В класс В залах Павловского дворца
  • тематические экскурсии в Павловский парк и мастер-классы в Павловском дворце

Источник: http://school511-spb.ru/?page_id=13282

Павловский Музыкальный вокзал. — Журнал «Культурная Столица»

Главная › Каталог статей › Культурная Столица › История Санкт-ПетербургаПавловский Музыкальный вокзал.

Павловский Музыкальный вокзал.

Гауптвахта, галстук, гофмейстер – русский язык богат словами немецкого происхождения, хотя их иногда трудно распознать, настолько прочно вошли они в русский язык.

Могло бы войти в него  и слово «банхоф» (нем.

Bahnhof – «вокзал»), если бы его не опередил другой «иностранец» − английское слово vauxhall, имеющее в оригинале совершенно иное значение, что придает этой истории особый колорит.

В Павловске, маленьком петербургском пригороде, служившем летней резиденцией царской семье, от которой сохранились дворец и обширные парки, открылся музыкальный павильон.

Идея создания павильона, ставшего впоследствии государственным концертным залом, принадлежала австрийцу Францу Герстнеру, инженеру-железнодорожнику.

По поручению царя Николая Первого, Герстнер руководил строительством первой железной дорогой в России, которую прокладывали между Петербургом и другой царской резиденцией − Царским Селом. Он же был машинистом первого поезда, отправившегося по этой дороге в день ее официального открытия 30 октября 1837 года.  

Его история тесно связана с первой в России железной дорогой Санкт-Петербург – Павловск. Музыкальный вокзал был построен «для пристанища и удовольствия публики».

Австрийский и чешский инженер, строитель первых железных дорог в Чехии, Австрии и России, Франц Антон фон Герстнер (1796-1840), в докладной записке «О выгодах построения железной дороги из Санкт-Петербурга в Царское Село и Павловск» отмечал:

«На конце дороги устраивается новое Тиволи, прекрасный воксал: он летом и зимою будет служить сборным местом для столичных жителей; игры и танцы, подкрепление сил на свежем воздухе и в роскошной столовой привлекут туда всякого».

«…необходимо построить на конце дороги гостиницу со всеми удобствами, учрежденную со вкусом и изяществом. Сделав приятную поездку и погуляв несколько часов по саду (т.е.

Павловскому парку), всяк захочет подкрепить свои силы, следовательно, железная дорога, долженствующая содействовать к удовольствию и поддержанию здоровья столичных зрителей, без хорошей гостиницы не соответствовала бы вполне потребности публики.

Эта гостиница должна быть устроена в лучшем и изящнейшем виде перед столичными…»

Слово вокзал (воксал) происходит от английского «Воксолл» (Vauxhall), увеселительного места близ Лондона. Такие «воксоллы» стали появляться повсюду; в России они получили название «воксал». Отсюда идет современное слово «вокзал» как помещение для пассажиров.

23 мая 1838 года было открыто концертное здание с рестораном, построенное по проекту архитектора А.И. Штакеншнейдера. Поскольку зимой публики было немного, вокзал был открыт с весны по осень. Здесь выступали симфонические оркестры, певцы. С 1856 по 1865 года десять сезонов здесь выступал «король вальса» Иоганн Штраус.

В здании вокзала не было эстрады для оркестра, музыканты играли в зале среди столов, на хорах или в саду, где была сооружена эстрада.
В 1844 году здание Музыкального вокзала сгорело, после чего было восстановлено, в 1860, 1871, 1884 годах вокзал был перестроен и расширен. В общей сложности, здесь было 8 буфетов, ресторан, сад с фонтанами и большой концертный зал.

В 1875 году по проекту архитектора Н.Л. Бенуа поблизости был возведен Павловский театр.

Эстрада Музыкального вокзала

Невозможно перечислить всех знаменитостей, которые бывали в Музыкальном вокзале либо в качестве посетителей, либо выступая здесь: дирижеры Н.В.Галкин, Р.Е.Дриго, А.К.Глазунов, Р.М.Глиэр, A.К.Лядов, Н.А.Малько, Д.И.Похитонов, В.И.Сук, B.Ферреро, Г.Фительберг, Ю.Ф.Файер; выступали: Ф.И.Шаляпин, Л.В.Собинов, Н.Н. и М.И.Фигнер, Д.А.Смирнов, В.И.

Касторский, И.В.Ершов, А.Д.Вяльцева, И.В.Тартаков, Н.К.Печковский, В.Р.Сливинский, С.И.Мигай, М.П.Максакова, А.Ф.Серве, Г.Венявский. С.С.Прокофьев, М.Ф.Кшесинская; бывали М.Ю.Лермонтов, И.С.Тургенев, В.А.Соллогуб, А.П.Брюллов, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, М.И.Глинка, Н.А.Римский-Корсаков, А.Н.Серов, Ц.А.Кюи, П.И.Чайковский, О.

Бальзак и многие другие.

После революции Музыкальный вокзал продолжал функционировать, устраивались концерты, играл симфонический оркестр. В Великую отечественную войну Музыкальный вокзал был полностью разрушен.

Позднее на его месте было устроено футбольное поле.

О том, что некогда здесь стояло уникальное здание, напоминает еловая аллея, заканчивающаяся у безликого желтого спортивного строения, покореженный фонарь и памятный знак.

Вспомним стихи Анны Ахматовой:
«Все мне видится Павловск холмистый, Круглый луг, неживая вода, Самый томный и самый тенистый, Ведь его не забыть никогда. Как в ворота чугунные въедешь, Тронет тело блаженная дрожь, Не живешь, а ликуешь и бредишь

Иль совсем по-иному живешь».

Источник: http://kstolica.ru/publ/kulturnaja_stolica/istorija_sankt_peterburga/pavlovskij_muzykalnyj_vokzal/25-1-0-551

Музыкальному вокзалу – 175 лет. Память места

История Павловского музыкального вокзала связана с появлением первой железной дороги Петербург – Царское Село – Павловск.

Автор проекта железной дороги предприимчивый инженер Франц Антон фон Герстнер в прошении императору Николаю I писал, что для привлечения публики к поездке по железной дороге целесообразно на конечной остановке устроить гостиницу «для отдохновения и развлечения». 22 мая 1838 г. впервые здание Павловского музыкального вокзала распахнуло двери. Это случилось через восем месяцев после официального открытия дороги, произошедшего 30 октября 1837 г.

Деревянное здание Павловского вокзала было выстроено на каменном фундаменте по проекту русского архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. Именно его проект был окончательно выбран правлением первой железной дороги, по согласованию с великим князем Михаилом Павловичем – ведь часть дороги пролегла по его владению.

Интересный факт: земля, по которой прошел железнодорожный путь по Павловскому парку, не продавалась правлению, а им арендовалась, причем за внушительную сумму. Таким образом, изначально железная дорога в Павловске должна была принести существенные выгоды бюджету самого Павловска. Она и принесла.

В то же время, стальная дорога пронзила парковый район Большой Звезды, созданный Камероном, значительно его обезобразив.

Далеко не сразу концерты в Павловском музыкальном вокзале стали такими, о которых впоследствии говорили, как о концертах первой филармонии в России. Вначале публику, жующую и пьющую за столами, развлекали легкой музыкой, песнями цыган.

Первый шаг к более серьезным концертам сделал знаменитый Иоганн Штраус-сын, триумфально дирижировавший павловским оркестром 11 летних сезонов.

В 1860-х годах вокзал значительно перестроили, создав концертный зал на 4000 мест, что по нынешним меркам сопоставимо с многотысячным стадионом. И здесь развернулось в полной мере дарование таких талантливых дирижеров, как Войцех Главач, Николай Владимирович Галкин.

Таким образом, Павловский музыкальный вокзал превратился к концу XIX века в первую филармонию в России, где исполнялась серьезная симфоническая музыка.

Павловск стал модным местом, и уже в бытность великого князя Михаила Павловича он все больше застраивается.

Прокладываются дороги, появляются новые кварталы, лавочки, магазины, строятся добротные двухэтажные дома. В разное время в Павловске живут люди, оставившие значительный след в российской культуре. Поистине железная дорога дала импульс для развития этого пригорода.

Послереволюционный период музыкальной жизни знаменует собой постепенный спад интереса к серьезной симфонической музыке, исполняемой в музыкальном вокзале. Это не значит, что там не выступают такие знаменитости, как, например, Любовь Орлова. Но почетное звание летней филармонии уже безвозвратно потеряно.

Во время Отечественной войны здание вокзала было утрачено. Причем, непонятно, то ли оно сгорело, то ли было разобрано оккупантами на блиндажи.

Так, в недавно вышедшей книге «Воспоминания о старом Павловске» в рассказе Аси Розенфельд говорится, что здание Павловск-1 (Павловского музыкального вокзала) сгорело еще в сентябре 1941 г. от немецкой бомбежки до занятия Слуцка немцами.

После войны несколько раз поднимался вопрос о воссоздании утраченного здания Павловского музыкального вокзала, но без создания железнодорожного пути. Так, И. Скопич в газете «Вперед» от 7 июля 
1983 г. писала, что в 1978 г.

архитекторы проектного института «Гипротеатр» выполнили предпроектные исследования и сделали заключение об использовании здания музыкального вокзала. Там, в центральном корпусе предлагалось разместить зал на 300 мест, фойе и выставочный зал, столовую или ресторан на 100 мест, библиотеку и игровые автоматы.

Когда директором ГМЗ «Павловск» был Николай Третьяков, активно предпринимались шаги по воссозданию утраченного павильона. Был создан Фонд поддержки и развития ГМЗ «Павловск».

Неоднократно в это время проводился фестиваль прессы, главной задачей которого, по словам президента Ассоциации издателей Санкт-Петербурга и Северо-Запада Александра Евсеева, стало возрождение Павловского музыкального вокзала. В Павловском дворце в марте 2011 г.

была представлена интерактивная стереоконструкция в формате 3D Павловского музыкального вокзала, выполненная лабораторией виртуальной реальности кафедры «Компьютерные технологии в машиностроении» Политехнического университета.

Наконец, научным советом РАН по комплексной проблеме «Электрофизика, электроэнергетика и электротехника» совместно с ОАО «Национальные скоростные дороги» и фондом «Павловский музыкальный вокзал» был задуман проект «Царскосельская дорога с поездами на магнитном подвесе и Павловский музыкальный вокзал».

В это же время помимо музея-заповедника идейным вдохновителем возвращения утраченного объекта стала покойная Елена Юрченко, председатель Общества любителей Павловска. Именно по ее инициативе произошла установка закладного камня на месте здания Павловского музыкального вокзала.

В настоящее время о возрождении Павловского музыкального вокзала пока ничего не слышно. Правда, с год назад, когда по инициативе руководства музея состоялся объезд парковых павильонов журналистами, речь шла о том, что на их реставрацию необходимо 600–800 миллионов рублей.

Читайте также:  Эклектизм в архитектуре санкт-петербурга - смешение разнородных идей и функционально-планировочных решений

С момента же комплексной реставрации самого Павловского дворца прошло уже более 40 лет, и его нтерьеры, в свою очередь, требуют к себе пристального внимания. Понятно, что здесь не до воссоздания Павловского музыкального вокзала, поддержать хотя бы то, что уже есть в наличии.

В то же время с появлением отреставрированного Концертного зала в самом дворце так ли уж необходим Павловский музыкальный вокзал? В любом случае, пока ведутся разговоры среди общественности нужно ли восстанавливать или нет здание Павловского музыкального вокзала, о необходимости сохранения памяти этого места спорить не приходится. Его нужно сохранить.

Марина ОРЛОВА
Фото автора

Памяти места посвящено мероприятие, которое пройдет 25 мая в 12.00 в детской библиотеке г. Павловска, приуроченное к 175-летнему юбилею Павловского музыкального вокзала.

Будет продемонстрирован фильм Татьяны Никитиной с одноименным названием.

После окончания мероприятия в библиотеке желающие проследуют к месту закладного камня Павловского музыкального вокзала, где будет рассказано о его истории.

Источник: https://pushkin.ru/news/carskoselskay-gazeta/175.html

Майкапар Александр | Михаил Глинка. Вальс-фантазия | Журнал «Искусство» № 17/2006

Вальс-фантазия был создан в период сердечного увлечения Глинки молодой Екатериной Ермолаевной Керн.

Е. Керн сыграла заметную роль в жизни Глинки и в его творчестве, хотя роман длился недолго. Их встреча состоялась, вероятно, 28 марта 1839 года. В доме Керн Глинка нашел дружбу и понимание. Глинка хотел жениться на Екатерине Керн, но у него не было формального развода с женой, поэтому он не мог вступить во второй брак.

У него была даже мысль уехать с ней за границу без оформления брака, но против этого возражала мать Глинки. Более того, она хотела, чтобы Глинка уехал за границу один, надеясь, что там он скорее забудет свое новое увлечение. Случилось так, что весной 1840 г. Е. Керн заболела и уехала на юг, где пробыла около двух лет.

У самого Глинки бракоразводный процесс длился шесть лет; некоторое время он не мог покинуть Петербург, так как был связан подпиской о невыезде.

Время шло. Глинка с увлечением начал работать над оперой «Руслан и Людмила». В 1842 г. Е. Керн возвратилась, но встреча с ней уже не имела для Глинки прежнего значения. Их отношения перешли просто в дружеские. В 1844 г.

Глинка уезжает за границу, не испытывая никакого сожаления по поводу разлуки с Екатериной Ермолаевной. Недолгий период романа с Е. Керн характеризуется подъемом творческой деятельности Глинки.

Вальс-фантазия — одна из вершин этого периода.

«Обе эти пьесы (вторая — «Болеро» А. Даргомыжского. — А.М.) были чрезвычайно любимы публикой, — писал впоследствии Глинка. — Наша братия по сему случаю оставалась несколько дней в Павловске, где мы очень хорошо провели время». О популярности Вальса-фантазии свидетельствует, в частности, сообщение в газете «Северная пчела», помещенное в одном из номеров за 1840 г.

: «В новооткрытом музыкальном магазине в доме Энгельгардта (на Невском проспекте; ныне Малый зал Петербургской филармонии. — А.М.

) каждый день множество гостей с трудом теснится за роялем Глинки, за его прелестным альманахом, составленным из произведений лучших наших композиторов, за очаровательным его вальсом, который оглашал два лета сряду цветники Павловского вокзала».

У Вальса-фантазии длительная история. Он претерпел довольно много изменений. Автограф первого варианта сочинения — фортепианная пьеса, написанная летом 1839 г., не сохранился. Вальс был издан тогда же (не позднее июля 1839 г.).

На титульном листе: «Вальс-фантазия, исполненный оркестром г. Германа. Сочинен М. Глинкой и посвящен его родственнику и другу Дмитрию Стунееву». Указание на исполнение оркестром Й.

Германа, по-видимому, не случайно: оно должно было служить своего рода «знаком качества» и привлекать покупателей.

В 1838–1844 гг. дирижер Й. Герман был руководителем оркестра в Павловске. Начало летним концертам здесь было положено проведением Царскосельской железной дороги и устройством Павловского вокзала.

Торжественное открытие дороги от Петербурга до Павловска состоялось 22 мая 1838 г.

В XIX веке здания для отдыха пассажиров стали называть воксалами; чтобы отличать вокзал железной дороги от концертного «воксала», концертный зал в Павловске стали называть «музыкальным воксалом».

Партитура, сделанная руководителем Павловских концертов, не сохранилась. Быть может, она осталась у Германа, который, вероятно, дорожил замечательным произведением, да и своей работой аранжировщика. Впоследствии по сохранившимся оркестровым партиям была сделана аранжировка для фортепиано в четыре руки. Автором этой обработки был В.П.

Энгельгардт, друг Глинки, много сделавший для увековечения памяти композитора. Это переложение было издано известным в свое время музыкальным издателем Ф.Т. Стелловским, причем вместе с двухручной авторской версией.

На титульном листе название (тоже по-французски): «Меланхолический вальс, инструментованный для оркестра по указаниям композитора Германом, дирижером в Павловске».

Оценивая это издание двух версий Вальса-фантазии, А.

Серов, известный русский композитор и музыкальный критик, писал: «Рекомендовать следует более издание в 4 руки, нежели в 2; во-первых, потому, что музыка танцевальная или вроде танцевальной гораздо эффектнее выходит в 4 руки, где левый партнер, занятый почти исключительно басом и аккомпанементом, несравненно отчетливее и звучнее выполняет басовые ноты, столь важные для ритма; во-вторых, потому что аранжировка г. Энгельгардта весьма хороша, не затрудняет рук и пальцев и между тем полно передает и гармонию и даже эффекты оркестра, тогда как переложение в 2 руки, сделанное самим композитором, бледновато и звучит уж слишком не по-нынешнему […]; наконец, в-третьих, и самое издание в 4 руки гораздо тщательнее и лучше. В двухручном недостает многих самых необходимых означений. Так, например, в самых первых тактах вальса не поставлено: « piano e dolcissimo «, а в этих двух словечках весь характер темы. Не всякой же отгадает его сразу».

Весной 1845 г., находясь в Париже, Глинка сделал собственноручно новую оркестровку Вальса-фантазии для концерта, состоявшегося 29 марта 1845 г. К большому сожалению, автограф этой партитуры не обнаружен. Но до нас дошла копия. Она хранится в Нотном отделе Национальной библиотеки в Париже.

Одиннадцать лет спустя, 8–9 марта 1856 г., меньше чем за год до смерти, Глинка еще раз инструментовал Вальс-фантазию. Титул: «Скерцо (Вальс-фантазия). Инструментовано в 3-й раз М. Глинкой, автором». Этот автограф хранится в Государственной публичной библиотеке им. Салтыкова Щедрина в Петербурге.

Трудно не поддаться искушению и не представить себе Вальс-фантазию звучащим на первом балу Наташи Ростовой. Не будем педантами и не станем проверять эмоциональные ощущения хронологией: конечно, Наташа танцевала за тридцать лет до создания «Вальса», Толстой же описывал это… тридцать лет спустя.

Итак: «Наконец государь остановился подле своей последней дамы (он танцевал с тремя), музыка замолкла; озабоченный адъютант набежал на Ростовых, прося их еще куда-то посторониться, хотя они стояли у стены, и с хор раздались отчетливые, осторожные и увлекательно мерные звуки вальса (это буквально то, что звучит у Глинки после первых вступительных аккордов. — А.М.). Государь с улыбкой взглянул на залу. Прошла минута — никто еще не начинал. Адъютант- распорядитель подошел к графине Безуховой и пригласил ее. Она, улыбаясь, подняла руку и положила ее, не глядя на него, на плечо адъютанта. Адъютант- распорядитель, мастер своего дела, уверенно, неторопливо и мерно, крепко обняв свою даму, пустился с ней сначала глиссадом, по краю круга, на углу залы подхватил ее левую руку, повернул ее, и из-за все убыстряющихся звуков музыки слышны были только мерные щелчки шпор быстрых и ловких ног адъютанта (и это как будто подмечено и списано с Глинки: прислушайтесь к эпизоду, ближе к концу Вальса, в котором так отчетливо в оркестре слышны характерные звуки так называемого треугольника — металлического инструмента треугольной формы. — А.М.), и через каждые три такта на повороте как бы вспыхивало, развевалось, бархатное платье его дамы. Наташа смотрела на них и готова была плакать, что это не она танцует этот первый тур вальса».

Первое впечатление от знакомства с Вальсом-фантазией — чувство необычайного аристократизма. Все очень выразительно, ярко, но не преувеличено и не утрировано. Музыка возвышает слушателя, а не низводится до его уровня. Средства для достижения этой цели отобраны с исключительным вкусом и мастерством.

Все свидетельствует о внутреннем благородстве и лишено вульгарной броскости. Мужское начало (духовые инструменты) и женское (струнные) в музыке Вальса то чередуются, то соединяются. Порой в основную лирическую тему струнных вплетаются реплики духовых, и мы ощущаем не просто чередование эпизодов, но некую драматическую коллизию.

Интонации «вопросов» и «ответов» делают музыку необычайно выразительной, говорящей.

Это впечатление укрепляется от более полного знакомства с замыслом самого композитора: «…никакого расчета на виртуозность (кою решительно не терплю), ни на огромные массы оркестра» — так писал Глинка в одном из своих писем. Слова его относились, собственно, к инструментовке, несравненным мастером которой он был. И здесь это мастерство проявилось во всем блеске.

В полном соответствии с пьесой, задуманной в лирическом ключе, находится изящная инструментовка. При этом звучание танца в каждом новом туре преподносит слушателю сюрприз: то это выразительная мелодия скрипок, поддерживаемая бархатным звучанием остальных струнных, то соло валторны… Простой вальсообразный ритм сменяется эпизодами, в которых слышится борьба

рехдольности с двухдольностью: три двухдольных мотива в мелодии звучат на фоне аккомпанемента двух тактов по три четверти в каждом. Эти «перебивки» в ритме очень освежают впечатление: без них эта почти девятиминутная пьеса могла бы казаться ритмически монотонной.

Звучание оркестра, когда играют все инструменты ( tutti ) празднично, торжественно, но нигде не крикливо, никогда не вульгарно, как это часто бывает в «танцевальной музыке», рассчитанной на большую аудиторию.

Глинка всегда остается художником (не шоуменом)! Вальс-фантазия изумительно передает звуками идею «кружения».

Являясь классическим, эталонным и потому оказавшим необычайное влияние на последующие произведения этого жанра в русской музыке (достаточно вспомнить вальсы Чайковского, Глазунова, Рахманинова), он заставляет присмотреться к тому, какими средствами достигнуто это впечатление.

Для вальса характерно прежде всего плавное кружение с поступательным движением. Вальс всегда пишется в трехдольном размере. Но одной констатации этого мало. Возникает вопрос, почему именно трехдольность передает это ощущение вращения? Для ответа на этот вопрос необходимо сравнить двухдольную и трехдольную метрику.

Сильная доля и в двухдольном и в трехдольном размерах — это момент подачи энергии, момент, когда особенно чувствуется приложение силы исполнителя, приводящей источник звуков в колебание.

Слабая доля в двухдольности — вторая в такте — как бы выражает процесс расходования этой силы, отчего слабая часть непосредственно вытекает из предшествующей сильной и в то же время тяготеет к следующему акценту, грозя замиранием звука.

В трехдольном ритме, где на каждую сильную долю приходятся две слабых, тяготением к следующему акценту более наделена вторая из этих слабых долей, та, которая приходится на счет «три», а первая, которая, следовательно, приходится на счет «два», кажется скорее вытекающей из сильной, что вместе с однотипностью слабых частей (в смысле их силы и длительности) делает трехдольный размер аналогичным движению по кругу: в этом заключается связь вальса с трехдольностью его музыки.

Итал. – «тихо и необычайно нежно».

То есть, скользя, плавно; от итал. glissando – «плавно».

Источник: http://art.1september.ru/article.php?ID=200601701

Ссылка на основную публикацию