Легенды александровской колонны в санкт-петербурге

Александровская колонна: легенды и приметы

Легенды и приметы Александрийского столпа

Александровская колонна с Ангелом на Дворцовой площади – то место, где бывает каждый турист, даже проездом посетивший Санкт-Петербург.

Знаковое для страны и известное на весь мир место.

Но в этой статье будет просто небольшая подборка примет и легенд Александровской колонны – ведь подобное сооружение просто не может «не обрасти» тайнами и загадками. Если интересно, то…

Какие легенды и приметы Александрийской колонны вы знаете?

Знаете ли вы, что…

Это почти неоспоримый факт, что при закладке фундамента в основание Александровской колонны была заложена шкатулка со 105 монетами. Причем монеты были не простые, а выпущенными в честь победы над Наполеоном.

И практически сразу после установки монумента народная молва превратила шкатулку в «ящик с шампанским». Говорилось, мол, чтобы монолит стоял вечно.

Какая связь между шампанским и вечностью, оставляем объяснять «народной молве»))

Ходило мнение, что ранее столп был лишней колонной Исаакиевского собора, будто бы не подошедшей ему по размерам, и поэтому установленной на Дворцовой площади, как говорится «чтобы добро не пропадало»

Первое время после установки поговаривали о неустойчивости сооружения. Считалось, что при малейшем ветре колонна обрушится. С трудом верилось в устойчивость данной конструкции. Эти страхи были вполне обоснованны – колонна не имеет креплений. Но при сооружении памятника был произведен точный инженерный расчет. Поэтому, как говориться – «стоит и стоять будет»…

Существуют сведения гласящие, что Монферран (автор проекта), при возведении Александровской колонны, предлагал императору Николаю I сделать внутри столпа винтовую лестницу к ее вершине. Причем усилиями только двух человек, мастера-каменщика и мальчика-помощника. Но получил отказ от Николая I.

В конце девятнадцатого века вокруг Александровского столпа поползло множество различных мистических слухов. Один из них гласил, что по ночам на колонне отчетливо видна латинская буква N. Предвестник конца света. Но слухи так и остались слухами.

Огромную популярность среди жителей и гостей Северной столицы имеет легенда о том, что четырехметровый ангел на вершине имеет черты лица схожие с императоратором Александром I. Сходство с лицом императора Александра I  несомненно есть, но из других источников говорится,что это напоминает петербургскую поэтессу Е. Кульман.

Еще немного об ангеле: в некоторых книгах о Петербурге прописано, что ангела большевики в 20-гг все-таки убрали. Но в 1925, когда снимали фильм «Октябрь», по просьбе режиссера Эйзенштейна, для достоверности съемок его вернули на место, а затем просто благополучно про него все забыли.

В более позднем периоде ходило мнение, что основание Александрийской колонны закрывает нефтяную скважину. С приходом технической революции в начале 19 века это было закономерно))

В 90-гг в газетах публиковали информацию о желании коммунистов в советское время заменить колонну бюстом Ленина, Сталина, или еще, более невероятный, вариант — «красноармеец в ампирной одежде». Подошли «лихие 90-тые» и планы остались на совести коммунистов из КП СССР.

А вот совсем новая примета: жениху стоит столько раз обнести вокруг столпа невесту, сколько им хочется иметь детей. Пожелаем же женихам крепких рук. Для заработков и детей)) Хорошего отдыха и отличных впечатлений.

Нажмите, чтобы не потерять

Источник: https://otpusk-piter.ru/aleksandrovskaya-kolonna-legendyi-i-primetyi/

Легенды, связанные с Александровской колонной

Александровская колонна

Мистика цифр. Открытые колонны и установка ее на пьедестал проводились в один день – 30 августа (по новому стилю 10 сентября). Этот день был выбран не случайно – это день переноса мощей святого князя Александра Невского – одного из покровителей Петербурга.

Ангел на вершине колонны символизирует небесное заступничество, защиту свыше. После открытия колонны жители города долгое время опасались близко подходить к ней – боялись, что она упадет. Эти страхи были небезосновательны – колонна не имела креплений.

Блоки силовых конструкций, на которых закреплен ангел вместо гранита были изготовлены из кирпичной кладки.

Чтобы подтвердить безопасность и надежность установленной колонны, Монферран (архитектор проекта) каждое утро прогуливался со своей собачкой у подножия колонны.

Во времена перестройки ходили слухи о том, что существовал проект по замене фигуры ангела на бюст Ленина и Сталина.
С появлением Александровской колонны связан слух о том, что это одна из неудавшихся колонн для Исаакиевского собора. По слухам, более длинную колону, чем все остальные решено было использовать в качестве монумента на Дворцовой площади.

Долгое время по городу ходила легенда о том, что Санкт-Петербург стоит на месте обширного нефтехранилища, которое ближе всего подходит к поверхности земли именно в районе Дворцовой площади.

Говорили даже, что специалистам это было известно еще в 19 веке. Они-то и посоветовали использовать тяжелую Александровскую колонну в качестве «затычки».

Верили, что если отодвинуть колонну, из земли якобы забьет фонтан нефти.

Французский посланник при петербургском дворе сообщает любопытные сведения об этом монументе: «По поводу этой колонны можно припомнить предложение, сделанное императору Николаю искусным французским архитектором Монферраном, который присутствовал при ее иссечении, перевозке и постановке, а именно: он предлагал императору высверлить внутри этой колонны винтообразную лестницу и требовал для этого только двух работников: мужчину и мальчика с молотом, резцом и корзиной, в которой мальчик выносил бы обломки гранита по мере его высверления; наконец, два фонаря для освещения рабочих в их трудной работе. Через 10 лет, утверждал он, работник и мальчик (последний, конечно, немного вырастет) окончили бы свою винтовую лестницу; но император, по справедливости гордясь сооружением этого единственного в своем роде памятника, опасался, и, может быть, основательно, чтобы это высверление не пробило внешние бока колонны, и потому отказался от этого предложения. — барон П. де Бургоэн, французский посланник с 1828 по 1832 годы.»

В 2002 – 2003 годах, когда началась реставрация колонны, в СМИ появились сообщения о том, что колонна не монолитная, а состоит из очень скрупулезно подогнанных друг к другу фрагментов.
Согласно современной свадебной традиции, сколько раз жених обойдет с невестой на руках колонну, столько детей у них родится.

Рейтинг материала:

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/legendy-svyazannye-s-aleksandrovskoi-kolonnoi

Тайна Александровской колонны. В Санкт-Петербурге стоит самый высокий монумент в мире, выполненный из цельного гранита

Каждый петербуржец знает, что Александровская колонна, которая стоит посередине Дворцовой площади, установлена в ознаменование победы над французами в 1812 году. И что эта махина вырублена из цельного куска гранита. И что вырубили ее из скалы под Выборгом русские мастера. Во всяком случае, историки и краеведы в этом вопросе не сомневаются.

Новые времена разрушают старые мифы и создают новые. Некоторые пытливые умы XXI столетия называют Александровскую колонну самым большим менгиром на планете. Но так ли это?

Менгир на века

Менгир — это каменный монолит, который в высоту больше, чем в ширину. Таковых стоящих камней на планете немало.

Колонны, которыми так любили украшать архитектурные комплексы наши предки, — это своего рода воспоминание о менгирах, потому что к тому времени, когда эти предки научились обрабатывать камни под колонны, от возведения менгиров они давным-давно отказались. Большинство менгиров было возведено в эпоху палеолита.

Наряду с ними люди палеолита возводили также кромлехи (аллеи из целого ряда менгиров или же круговые сооружения из менгиров и трилитов вроде Стоунхенджа) и дольмены (каменные «домики» из стоящих камней, накрытых еще одним — лежащим на боку).

К тому времени, когда император Николай Павлович приказал возвести на главной площади Санкт-Петербурга памятник усопшему в Таганроге брату, первобытные дикари уже пару тысячелетий покоились в своих первобытных могилах.

А если учесть, что Николай Павлович был небольшой охотник до исторических изысканий и чтения «времен минувших анекдотов», то уж он-то ни в коем разе не решился бы соорудить в своей столице первобытный менгир! Зачем бы ему такие глупости? Вот построить пяток виселиц, чтобы на устрашение инакомыслящим казнить на них нескольких зарвавшихся декабристов, — это дело.

А менгир… нет, увольте. Тем более что сооружение памятника император поручил не первобытному русскому дикарю, а знаменитому Монферрану.

Но современным правдолюбам и Монферран, задокументировавший весь процесс строительства самой высокой колонны в мире, не указ. Они убеждены, что на самом-то деле каменный столп, то есть менгир, стоял точно посреди Дворцовой площади с эпохи палеолита. Надо полагать, на гранитном же постаменте.

А архитектор Монферран просто надстроил гранитный менгир навершием из кирпича и установил там ангела. Менее радикальные правдолюбы в этом не так уверены: нет, пишут они, Монферран… нашел уже готовый менгир, который предки не успели доставить на языческое капище, и воткнул его в центре Санкт-Петербурга себе во славу и всем на радость.

А некоторые Монферрана вообще отставляют в сторону и с пеной у рта доказывают, что эту колонну, то есть этот менгир, вытесали из карельской скалы русские строители, обладавшие древним знанием, и по особой древнерусской палеолитической технологии.

И что вырубали, доставляли и устанавливали они этот менгир без специальных приспособлений и механизмов — не то чародейством, не то силой мысли, не то просто крепкими трудовыми руками с твердыми крестьянскими мозолями…

Детище Монферрана

Строительство Александровской колонны — тайна, покрытая мраком, как уверяют нас эти «историки».

Не сохранилось ни проектных документов, ни записок Мон-феррана, ни рисунков, ни свидетельств очевидцев — ничего от этого строительства. А если ничего не осталось — так ничего Монферран и не строил.

Читайте также:  Поселок стрельна близ санкт-петербурга – летняя резиденция русских царей

Он просто реставрировал то, что прежде стояло на Дворцовой, то бишь упомянутый менгир! Самый большой менгир на планете, великое наследие палеолитических русичей!

Однако они лукавят. Монферран издал два альбома о возведении Александровской колонны — цветной и черно-белый. На рисунках детально изображен весь процесс обработки, доставки и установки нашего «менгира». Изображены там и инструменты, при помощи которых от гранитной скалы была отколота глыба необходимого размера.

Остались и описания этого процесса. Нет, не магией и силой мысли воздействовали на скалу строительные артели. Работали они, как полагается, специальными орудиями. Рабочих было нанято много. И поскольку император требовал соорудить памятник побыстрее, то эксплуатировали этих несчастных без жалости.

Трудились они в каменоломне по 400-600 человек в смену.

Осталось описание, как именно создавали трещину в монолитной глыбе, чтобы отколоть от нее нужную часть. Для этого сверлили в камне отверстия, расширяли их клиньями, вставляли туда длинные ломы и начинали забивать в породу, как сваи.

Один или несколько человек стояли во всю длину лома и держали его, чтобы направлять в нужную точку, а другие рабочие ударяли по свободному концу огромными молотками. Грохот стоял непереносимый.

Но хуже всего приходилось недем, кто бил молотками, а тем, кто удерживал лом: они глохли, слепли, от невыносимых усилий рвались их мускулы. Работа была адская и с очень высокой смертностью.

Отделив глыбу, ее ужали до нужного размера, потом стали превращать в колонну. Причем в верхней трети начали плавно стесывать лишнюю «стружку», чтобы визуально этот столп выглядел равным по толщине — что вверху, что внизу.

Для установки на колонне оставили специальные выступы, чтобы потом закрепить на них веревочные кольца.

И хотя «искатели тайн» считают, что округлые изделия из гранита можно изготовить только на токарном станке, колонна вовсе не была единственным сооружением из этого материала. Да и век был XIX…

Для перевозки «менгира» тоже использовалась специальная, но отнюдь не палеолитическая технология — рычаги, вороты, помосты и т.п. Колонну опустили на специальную раму, снабженную полозьями, и двигали ее большим скопом мужиков по другим полозьям, оснащенным бронзовыми шарами (своего рода подшипниками), пока не дотащили до корабля, тоже специально построенного для ее перевозки.

Всенародное торжество

На площади колонну, весившую 600 тонн, поставили на постамент с помощью специальной «башни» — рисунок этой башни есть в альбоме Монферрана. К деревянной конструкции колонна крепилась пятью рядами веревочных колец. Ее осторожно поставили «на попа» меньше чем за два часа (так описывали установку восхищенные современники).

Колонна приняла вертикальное положение и удерживалась только за счет собственного веса — никаких растворов для установки не применяли. Она получилась высотой 25,6 метра, если считать длину самой конструкции, и 47,5 метра, если считать общую длину всех элементов.

Это была действительно самая высокая колонна в тогдашнем мире — выше Траяновой и выше Вандомской, которую взял за образец Монферран.

Правда, архитектору не удалось полностью воплотить свой замысел. Он мечтал высверлить колонну, чтобы внутри нее создать винтовую лестницу.

Он даже придумал, как это сделать: потребовались бы хороший каменотес и мальчик, способный пролезать во внутренность сооружения. Минусом проекта было то, что на вытесывание в цельном камне винтовой лестницы могли уйти годы.

Архитектор сетовал, что мальчик за время работы мог увеличиться в размерах и осложнить весь ход работ!

Император задумку Монферрана пресек на корню. Он хотел получить колонну как можно быстрее. И 30 августа 1832 года он ее получил — на мощном постаменте, круглую, розовую, прекрасную.

А ровно через два года вся конструкция была полностью завершена.

Постамент обложили гранитными барельефами, верхушку колонны снабдили бронзовой капителью, достроили абаку из кирпича для установки цилиндрического постамента, на котором водрузили ангела с крестом.

И 30 августа 1834 года состоялся грандиозный праздник — с торжественным молебном и парадом. На праздник собралась вся петербургская знать. Простые люди могли наблюдать эпохальное событие издалека, либо с окрестных крыш и деревьев.

Два момента из ранней жизни Александровской колонны описаны сотнями очевидцев — установка самого столпа и торжественное открытие. Иными словами, можете забыть о «самом большом менгире в истории». Александр Сергеевич Пушкин нарек императорскую колонну Александрийским столпом.

Однако же столпом, а не менгиром! Хотя «правдолюбы» добрались и до Пушкина: они подозревают, что поэт имел в виду не колонну, а… Александрийский маяк. А где маяк и Александрия — там библиотека и язычество. А где язычество — там жертвенники и капища. А где капища — там, конечно, есть место и «самому большому менгиру».

Вот таковы, увы, плоды просвещения…

Михаил Ромашко

Источник: http://parallelnyj-mir.com/2/incredible-artifacts/6779-tayna-aleksandrovskoy-kolonny-v-sankt-peterburge-stoit-samyy-vysokiy-monument-v-mire-vypolnennyy-iz-celnogo-granita.html

Тайна сооружения Александровской колонны: вопросы остаются

По мере роста возможностей гуманитарных технологий роль истории возрастает. Или улучшается наше понимание этого? Однако ни для кого уже не секрет, что с современной нам наукой под названием “История”, что-то не так. Ещё бы! Ведь с одной стороны в плане методологии история застряла где-то в ХХ в.

и совершенно не учитывает достижения других гуманитарных наук, включая идеи школы «Анналов», а с другой стороны — от истории большего ждут. А вот и пример.Тайна возникновения Александровской колонны.

Многие слышали об артефактах скрываемых и открытых, замалчиваемых, хранящихся в спецхранах и в личных коллекциях.

Поговорим сегодня о самом торчащем в Санкт-Петербурге артефакте, об Александровской колонне. Официальные историки нам рассказывают вполне вроде логичную сказку.

При Николае I решено было поставить на Дворцовой площади колонну в честь победы над Наполеоном. Поручили осуществить эту идею в 1829 году французу Огюсту Монферану.

Для начала представим себе, что Сталин после победы в Великой Отечественной находит бывшего нацистского архитектора, и поручает ему в России построить непревзойденный памятник победы Советского народа над фашизмом. Как сегодня говорят: прикольно правда? Так вот присмотрел, значит, наш француз в Пютерлакской каменоломне близ Выборга камушек, вернее кусок скалы.

Судя по рисунку, подсовываемому нам официальными источниками, камушек предположительно весом в 1600 тонн не только чем-то выпилили из скалы, но и умудрились отколоть, получив примерно такой же мегалит, как лежит в Баальбеке и удивляет всю научную общественность уже не одну сотню лет.

Тут для общего развития нужно вспомнить, что сегодня чудо современной техники, самый мощный самоходный кран мира, на самом маленьком вылете своей чудо стрелы лишь слегка приподымает 1200 тонн.

Так вот наши, аж гордость пробивает, мужики, вручную его выковыряли из скалы и с помощью воды, песка и тряпочек сделали из гранитной глыбы идеально ровный полированный цилиндр нижний диаметр 3,5 метра верхний диаметр 3,15 метра, высотой 25,6 метров и весом 600 тонн.Потом как то ручками они столб погрузили на якобы специальную барку.

В чем специальность этой барки, почему она не перевернулась при погрузке, как палуба выдержала такой вес, и где чертежи этого шедевра. Вопрос? Говорят только, что на ней и перевезли за 210 км колонну в Петербург. Там её, тоже на руках разгрузили на берег. Правда, конфуз произошел при разгрузке, оригинальный.

Доски сломались, но громадина наша зависла в воздухе и подождала, пока новые досочки под нее подложат. Такая вот покладистая колонна оказалась. Затем ее с помощью веревок, брёвен и чего-то еще не материального, по специально, построенному пандусу прикатили к месту установки. Вот так.

Протон-М близкий ей в стартовом весе современные дяди на специальных вагонах по специальным рельсам катают ну, а наши крепостные мужички во главе с Огюстом Монфераном лихо так на веревках пеньковых справились. Тут надо бы еще упомянуть, что рисунки это показывающие и доказывающие взяты из двух альбомов изданных во Франции, и все тем же Огюстом Монфераном.

«Старый» альбом издан в 1832 году, «новый» в 1836 г. Вот так, “достоверные” источники появились. Далее еще интереснее получается. Интереснее тем, что по одним источникам в основании колонны вбили 1250 почему то сосновых столба.

По другим источникам копая котлован на Дворцовой площади под фундамент для колонны, очень обрадовались, наткнувшись на уже вбитые в 1760-х годах сваи. Так вот уж непонятно какие там сваи, известно только, что выровняли их налив воды.

Представляете, вбили в котлован 1250 6-и метровых свай одна к одной, а затем налив нужный уровень воды, и взяв не понятно какой инструмент ровнехонько так все 1250 по уровню воды и обрезали. Затем на них опять же по одной версии, уложили гранитные плиты, по другой привезли с тех же каменоломен огромный монолит.

Монолит этот весом 400 тонн изготовили на месте и отправили в Петербург морем на суденышке.По прибытии уже как водится мужички веревочками и на деревянных катках притащили эту глыбу на место, и благополучно, насыпав песок и налив по совету Огюста в раствор водочки, поставили на сваи. Осталось совсем немного, а именно поставить колонну на место.

Правда тут не поясняется, что вероятно для доставки фундаментного монолита нужно было сначала построить один деревянный пандус на всю Дворцовую площадь, а потом его разобрав совсем другой, уже для транспортировки колонны. Ну и еще рисуют нам некое немыслимое сооружение, с помощью которого колонну якобы ставили в вертикальное положение 2400 солдат за менее чем 2 часа.

Читайте также:  Архитектор андрей никифорович воронихин - биография, фото, творения

Деревянное сооружение очень убедительно показывающее, что это якобы возможно. Однако вопрос возможности этой остается чисто риторическим, так как пробовать повторить охотников не находится.После радостной установки колонны на свое место через два года доработки шедевра, 11 сентября 1834 г. состоялось торжественное открытие колонны и грандиозный парад.

В этой темной истории всплывает еще совершенно непонятное. а именно акварель художника Григория Гагарина 1832-1833гг. “Александровская колонна в лесах”. На этой акварели вполне реалистичного художника изображена Дворцовая площадь с разбираемым, каким-то сооружением, из которого торчит колонна в строительных лесах.Не вписывается это как то в официальную версию.

Если здесь вспомнить, что верхняя часть памятника не гранитная, а кирпичная то становится понятным, почему на акварели князя Гагарина леса никак не похожи на подъемный механизм. Скорее они для реставрационных работ, или сооружения верхней части на уже стоявшей колонне.

Ведь если Монферан мог изготовить, привезти и установить гранитную колонну в 600 тонн, то, что ему стоило из гранита же и верхнюю часть своять.Важно так же упомянуть, что колонну якобы установили в 1832 году, и торжественно открыли в 1834 году в один и тот же день: день 30 августа по старому стилю, 11 сентября по-новому.Для наших современников это не просто день, а после терактов в Нью-Йорке день назначенный началом новой эпохи в истории нашей цивилизации. Кем назначенный?: спросите вы. Мы можем только предполагать, на сколько, все эти события 11 сентября связаны с усекновением головы Иоана Крестителя правителем Галилеи и кем эта несправедливая смерть святого человека празднуется, а для кого это день скорби и почему. Оставим эту информацию для размышлений.

Для полноты картины следует отметить, что современные камнеобработчики как своим величайшим достижением хвалятся изготовлением по указу президента Путина гранитных колонн для городов воинской славы. Колонны эти не превышают 6 метров и весят не более 16 тонн. А почти 200 лет назад могли без электричества, современных кранов, современных алмазных камнеобрабатывающих инструментов и прочих технологий делать и транспортировать колонны весом 600 тонн. Кажется очень впечатляющее сравнение. Не правда ли?

Есть много способов управления сознанием человека и манипулирования обществом. Но одним из самых действенных остается история.

Жонглирование и перестановка, придумывание исторических фактов, построение мифов и легенд один из мощнейших инструментов управления людьми.

По закону времени мы живем тогда, когда глобальный источник информации Интернет дает человеку возможность построить по многим вопросам не калейдоскопическое представление о событиях прошлого, а мозаичное.

Это обстоятельство существенно уменьшает возможности манипуляции нами. Главное, чтобы мы, наконец-то захотели не быть обманутыми, перестали быть массой и индивидуумами, которых легко повести туда, куда нам не надо. Человек должен стать осознанным, должен создать сообщество созидания, и для этого сегодня все есть.

Источник: https://skeptimist.livejournal.com/2040757.html

Александровская колонна в Санкт-Петербурге

Одна из высоких (среди знаменитых колонн планеты), городская достопримечательность построена из красивого, редкого гранита, возвышается на Дворцовой (главной) площади в её центральной части. Александровская колонна в Санкт-Петербурге заслуженно привлекает особое внимание туристов, местных жителей.

История

Архитектурная достопримечательность представляет памятник, посвящённый славе, отваге русского народа под руководством императора Александра I в знаменательном свержении Наполеона.

Величественное творение гармонично дополняет единый архитектурный ансамбль.

Он продолжает исторический вариант триумфальных сооружений, родившихся в античные времена и украшающих площади многих стран (колонны Трояна в Риме, Нельсону в Лондоне).

Главным отличием, достоинством Русской колонны является красота монолитного камня, использованного в виде цельного куска красивого гранита.

Почти на 10 м она выше своего первоисточника: Троянского монумента в Риме (Вандомской колонны Парижа).

Первоначальный этап строительства колонны предусматривал серьёзный конкурс проектов, детальное обсуждение каждого элемента. Все они имеют свою интересную историю создания.

Два варианта проекта Монферрана

Достопримечательность является шедевром труда, инженерной мысли, художественного творчества Огюста Монферрана.

Основными требованиями, предъявленными архитектуру в начале проекта, были: монумент должен выполнять функции ориентира и превзойти по высоте (все существующие в тот период) похожие сооружения. Первый вариант монумента выглядел в форме обелиска.

На лицевой стороне поверхности (высотой 25, 6) предполагали поместить картины, барельефы из моментов войны. Сложный пьедестал планировали украсить скульптурой наездника, победившего змею. Перед всадником находится двуглавый орёл. Позади фигуры идёт богиня Победы.

Здесь же предполагали разместить строку ««Благословенному — благодарная Россия». Проект отклонил Николай I. Сейчас он содержится в хранилище библиотеки. Второй вариант проекта Император утвердил в 1829 году.

Итоговый проект

После отклонения первого варианта памятника, император указал конкретную форму монумента, напоминающую древние колонны. Основой итогового проекта монумента выбраны образы трёх колонн: Траяна и Антония (Рим), Помпеи (Александрия), Вандомская колонна Парижа.

Архитектор не планировал использовать сложные элементы украшения колонны (барельефы, обвивающие всю высоту колонны). Это был вариант простого столба, закреплённого на специальном пьедестале (копия с колонны Трояна), украшенной вершиной.

Планируемая высота должна быть около 48 м, что выше единых, монолитных строений. В 1829 году предложение (без окончательной разработки скульптурного оформления) был принят императором. Главная идея заключалась в создании величественного памятника из единого каменного куска.

Строителем был утверждён Монферран. За установку памятника отвечал Литта (председатель комиссии возведения Исаакиевского собора).

Добыча камня

В роли строительного материала применили гранит, добываемый в Пютерлакской каменоломне (сейчас это территория принадлежит Финляндии). Раньше на этом участке высекали элементы Исаакиевского собора (вес его колонн составлял около 114 тонн).

Руководил скальными работами молодой мастер (20 летний самоучка) Василий Яковлев. Их скалы красного гранита вырубили огромную призму, очистили от грунта, мха, уложив на подстилку из еловых лапок. Для опрокидывания призмы (от скальной породы на подстилку), использовали сложные рычаги, другие приспособления.

Выполнение необходимых размеров, обработку колонны производили здесь, на месте вырубки.

Для доставки тяжёлого груза был построен специальный корабль «Святой Николай» по проекту инженера Гласина. Буксировку корабля с грузом в 600 тонн выполняли два парохода.

Из этой же скалы вырубили камни фундамента монумента и также доставили в город (вес отдельных камней составлял 400 тонн). Их доставили в город первыми. Во время перевозки колонны произошла авария. Причал не выдержал такой вес.

Колонна упала в воду. Около 600 сильных солдат смогли поднять её и закончить доставку.

Строительство пьедестала

Перед монтажом в грунт вогнали 1250 сосновых свай. Их длина 6 м. В центре поместили шкатулку со специальными памятными деньгами (монетами), выпущенными в знак победы над Наполеоном.

Массивный монолитный пьедестал катками, двигающимися на наклонной поверхности, установили на оригинальную платформу. Подвезли к нужному участку, сбросили на заготовленную кучу песка. От удара вздрогнули окрестности, испугав прохожих мощным ударом.

После закрепления специальных подпорок, песок убрали, на его место установили катки.

Уничтожив подпорки, глыбу переместили на катки. С их помощью её установили на фундамент. С помощью стальных канатов камень подняли на метровую высоту. Убрали катки, вылили своеобразный (скользкий) раствор. В его состав входили водка, цемент, мыло.

Благодаря мыльной добавке, удалось за счёт многократных передвижений точно установить монолит. Верхние ступени пьедестала были меньших размеров. Обработанные гранитные части крепились стальными скобами, устанавливались на приготовленный цементный состав.

В 1832 году важный элемент памятника был готов под проведение дальнейших работ.

Установка

Для подъёма тяжёлого столба на пьедестал воспользовались специальными устройствами, по аналогии с системами, использованными при возведении Исаакиевского собора. Огромные леса, тысячи солдатских рук, несколько сотен рабочих были задействованы в подъёме.

Подъёмный механизм состоял из строительных лесов (высотой 47 м), 60 мощных кабестанов, установленных по всей площади, блочной системы вверху и внизу монумента. Для обозначения основания столба был построен временный кирпичный массив высотой 10 м.

Рядом с креплением лесов находилась специальная платформа, к которой по каткам, наклонной поверхности подвезли монолит.

По всей длине намотали многочисленные канаты, идущие к системам блоков, кабестанам. В назначенное время колонна приподнялась, спокойно передвигалась, оторвалась от почвы, поднялась на рассчитанную высоту, определяемую расчетной позицией в пьедестале. По команде движение колонны закончилось.

Она стала на требуемое место всего за 1час 45 минут. За подъёмом наблюдал император, огромное количество простых людей. «Ура» прозвучало над городом. Первое время колонны, удерживаемой под действием своего веса, остерегались, ходили осторожно.

Для снятия напряжения в обществе архитектор стал регулярно гулять рядом со своим творением.

Открытие памятника

Ещё два года после монтажа колонны прошло до дня торжественного открытия. Надо было украсить сооружение барельефными плитами, произвести окончательную полировку стержня. Закончить работы по строительству удивительной вершины колонны.

Для удобного передвижения войск по территории площади вместе со строительством монумента возвели (вариант Монферрана) Певческий (Желтый) мост через реку Мойку. После этого была назначена (на 30 августа 1834 года) церемония торжественного открытия монумента. Стотысячное войско прошло по новому мосту к месту открытия памятника.

Читайте также:  Приметы санкт-петербурга - мистика или реальность

Члены императорской семьи, дипломаты, генералы Русской армии присутствовали на торжественном открытии памятника, ставшего гармоничным украшением главной площади.

Описание

Если посмотреть из некоторых окон Зимнего дворца, то взгляд восхищённо замирает при виде величественной пары арки Главного Штаба, Александровской колонны. Розовый великан, созданный Монферраном по подобию существующих античных колонн, имеет важное отличие: принципиально другой подход к принципам утонения стержня, влияющих на цельное восприятие архитектурного строения.

В отличие от древних исполнений формирование линии колонны начиналось не с третьей части высоты (классический вариант расчета), а с основания.

Кривая утонения рассчитывалась по более сложным математическим законам с использованием большего количества приближений (делений). Диаметр основания монумента имел размеры, аналогичные колонне Трояна.

Важным элементом строения является капитель дорического ордера, построенная из бронзы наверху стержня.

Он закреплён на абаке (прямоугольной формы), выполненной из кирпича с бронзовой обшивкой. Основная опора массива спрятана в верхней части (в форме полу шара).

Она выполнена из многих слоёв: гранит, кладка из качественного кирпича, два слоя гранита.

Благодаря идеям архитектора высокая, надёжная колонна не выглядит массивной глыбой, а словно стройная стрела победоносно направляется высоко в небо.

Характеристики

Общая высота колонны составляет 47,5 м. При этом основные части памятника имеют следующие параметры:

  • Пьедестал, состоящий из трёх рядов из 8 каменных блоков, имеет высоту 4,25 м. Вес элемента памятника с цоколем равен 704 тонны. Размеры цоколя 6,3×6,3 м.
  • Монолитная часть колонны имеет высоту 25, 6 м, нижний диаметр 3.66 м, верхний диаметр 3.15. Вес ствола составляет 812 тонн.
  • Верхушка в виде фигуры ангела имеет высоту 4, 26 м, вес 37 тонн. Высота колонны (с крестом) 12 м. Сам крест имеет высоту 6.4 м.
  • Размеры окаймляющей ограды составляют 16,5×16,5×1,5 м
  • Барельефы выполнены размерами 5,24×3,1 м.

Пьедестал

Эскизы для элементов украшения пьедестала, бронзовых украшений выполнял Монферран. Тематическое направление соответствовала назначению колонны в прославлении победы русской армии, видов оружия. Среди них есть древнерусские кольчуги, шлемы, щиты, броня. Сделаны они в полной аналогии с оригиналами, находящимися среди экспонатов Оружейной палаты.

Стиль исполнения барельефов ближе всего соответствует приёмам Ренессанса. Элементы предварительно были сделаны из картона натуральных размеров.

На северной стороне пьедестала находятся фигуры крылатых женщин, держащих пластину с надписью «Александру I благодарная Россия» точные копии воинских доспехов. С двух сторон элементов с оружием расположены фигуры молодой девушки, водолея.

Из урны, стоящей рядом с девушкой, вытекает вода, изображая символ рек Нёман, Висла, где проходили сражения.

На отдельных барельефах записаны даты важных побед, представлены аллегории типа «Победа и Мир», другие. Верхнюю часть пьедестала украшают фигуры двуглавых орлов с дубовой гирляндой, зажатой лапами. Все элементы пьедестала символизируют отвагу, победу русских воинов в войне 1812 года.

Колонна, скульптура ангела

Вертикальную линию монумента, стройность величественного строения завершает фигура ангела с крестом. Фигура напоминает Александра I, стоящего с вытянутой вверх правой рукой, держащего в левой руке крест и попирающего змею. Взгляд крылатого ангела направлен к земле.

Он, как – будто, властвует над порядком, спокойствием жителей удивительного города. Скульптура считается символом мира, покоя, наступившего в Европе после победы над войском Наполеона. Крепилась фигура за счёт специального прута (на него опирался ангел). Во время реставрации 2003 года его удалили.

Сейчас ангел (как колонна) держится за счёт собственного веса.

Ограда, окружение памятника

Панорамный обзор памятника со всех сторон завершает интересная ограда, возведённая по предложению Монферрана. Все элементы ограды были собраны в 1837 году. В начальном варианте строения в углу ограды располагалась караульная булка.

Здесь дежурил инвалид, одетый в парадные одежды. Высота строения составляет 1.5 м. На нём размещаются фигуры 136 двуглавых птиц, 12 пушек, ряды копий, древки знамён с двуглавыми орлами. Символические замки висели на воротах ограды замки.

В проекте была предусмотрена возможность освещения памятника фонарями, газовыми приспособлениями, располагающимися в канделябрах. Секретом ограды считается оптический обман, скрытый в фигурах орлов. Они имеют не две головы, и два крыла, а три. При любом угле обзора видны только две, в соответствии с символом двуглавым орлом. Третий элемент виден только при близком рассмотрении памятника.

Легенды

Знаменитая достопримечательность города овеяна интересными фактами, легендами из её жизни. Местные жители долго опасались величественного строения, держащегося за счёт собственного веса. А ещё они верили, что:

  1. С колонной связаны предзнаменования, мистические истории. Министру иностранных дел Ламсдорфу показалось, что на колонне появляется яркая буква «N», говорящая о появлении нового царя. Разгадка оказалась простой: буква (вытравленная по имени изготовителя) появлялась при включении светильников на стороне Исаакиевского собора.
  2. Интересная легенда связана с нахождением под колонной места с богатыми залежами нефти. Если колонну сдвинуть, то из-под земли забьёт небывалый фонтан природного богатства.
  3. Во время свадебных ритуалов жених обносит невесту на руках столько раз, сколько детей будет в семье.

Где находится и как добраться

Достопримечательность расположена в центральной части Дворцовой площади. Пользуясь услугами метрополитена, надо ехать к остановке «Невский проспект».

Ориентируясь по шпилю Адмиралтейства, пройти к началу Невского проспекта. Красивый вид на главную площадь города поражает взгляд с места соединения проспектов Невского, Адмиралтейского.

Рядом с величественной колонной проходят праздники, гулянья, концерты, традиционное торжество «Алые паруса».

Здесь гуляет много людей. Найти достопримечательность не составляет труда. У монумента организованы прогулки на каретах, используемых во времена Петра. На них совершаются поездки по историческому центру города. Возле набережной припаркованы туристические автобусы. Можно принять участие в многочисленных экскурсиях.

Источник: https://GuruMustSee.ru/aleksandrovskaya-kolonna-odin-iz-izvestnejshix-pamyatnikov-v-sankt-peterburge/

Санктъ-Петербургъ1703

19 ноября добавлена информация о «Часах Лансере».

Метеорологический павильон с часами спроектировал архитектор-художник Николай Лансере в 1913 г. по заказу Городской Управы. В 1914 г. павильон установили на Малой Конюшенной улице, у Невского проспекта. Утраченное позднее скульптурное убранство выполнил Василий Кузнецов.

18 ноября опубликованы сведения о доходном доме Пумпянских в Семенцах.

Этот 5-этажный угловой дом с мансардой с виду суров и неприступен. Зубчатый парапет его угловой части и вырастающая за ним гранёная башенка с окнами-«бойницами» придают вполне мирному жилому строению облик феодального замка. Эффект усиливается и за счёт стен: краснокирпичная кладка лишь кое-где прикрыта штукатурными деталями.

17 ноября добавлена история крейсера «Аврора».

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Аврора» — последний в серии из трёх кораблей водоизмещением 6,6 тыс. тонн, построенных в конце XIX века на петербургской верфи «Новое Адмиралтейство» (ныне «Адмиралтейские верфи»).

15 ноября выложена информация о доходном доме А. Я. Барышникова на улице Марата.

В 1910-е гг. в просторные апартаменты на 1-м этаже этого высокого здания въехало культовое для того времени издательство «Шиповник». Оно получило широкую известность благодаря сотрудничеству с такими именитыми писателями и поэтами, как Фёдор Сологуб, Иван Бунин, Аркадий Аверченко, Александр Блок, Леонид Андреев, Алексей Толстой, Саша Чёрный и Корней Чуковский.

14 ноября добавлены сведения об улице Ткачей.

Улица Ткачей — одна из первых магистралей, построенных в Ленинграде после Великой Октябрьской революции. Имя ей было присвоено 2 января 1926 г.

11 ноября добавлена информация о форте «Ино».

Форты «Николаевский» и «Алексеевский» проектировались с учётом самых современных достижений российской инженерной мысли и носили ряд основных черт так называемого «Русского форта» выдающегося фортификатора К. И. Величко. Существенным отличием проекта форта «Ино» от классического форта К. И. Величко было наличие крупнокалиберной артиллерии.

11 ноября дополнена статья о Балтийском вокзале.

11 ноября 2002 г. около 10.30 электричка, которая проходила ремонт в депо, неожиданно тронулась с места, набрала ход и на скорости 41 километр в час врезалась в платформу вокзала. В результате происшествия под колёсами двух первых вагонов, выскочивших на платформу, погибли четверо и пострадали ещё девять человек. В момент катастрофы пассажиров в поезде не было.

10 ноября добавлено описание станции метро «Звёздная».

Это последняя станция типа «горизонтальный лифт». После 1972 года горизонтальных лифтов больше не строили, этот проект через 3 года был замёнен на более удачный: односводчатые станции ленинградского типа.

5 ноября добавлены сведения о доходном доме А. Ю. Кейбеля.

Дом ювелира Альберта Юльевича Кейбеля знаменит башенкой-эркером, которая многим жителям города напоминает башню из сказки братьев Гримм про Рапунцель. Само здание считается образцом русской эклектики. В 1899 — 1901 гг. его возвёл архитектор Густав Густавович фон Голи.

5 ноября выложена информация о доходном доме П. А. Казакова.

5-этажный дом с чёткими членениями и сочетаниями плоскостей разных фактур. В центре эркер, завершённый башенкой. По обе стороны от эркера дом завершается высокими фронтонами. Индивидуальность зданию придаёт сложный декор: светлая отделочная плитка, тёмные оштукатуренные детали, рельефы, тёмная рустовка 1-го этажа.

5 ноября добавлено описание памятника В. П. Стасову.

В летопись Ленинграда памятник вошёл одним из исторических анекдотов: на его лицевой стороне советские чиновники распорядились выбить цифры «1769 — 1969». Сочетание дат приводило в недоумение горожан и туристов, считавших их датами жизни архитектора. 10 марта 1973 г. принято решение об изменении дат и в сентябре на постаменте были установлены новые даты: 1769–1848.

Источник: https://sites.google.com/view/spb1703/%D0%BF%D0%B0%D0%BC%D1%8F%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8/%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0

Ссылка на основную публикацию