Легенда о ксении блаженной

Мифы и легенды Санкт-Петербурга

Место отдыха: 

Санкт-Петербург, Ленинградская обл.

Россия

Вид отдыха: 

Велотуризм

Пешеходный и лыжный туризм. Хайкинг

Путешествия

Семейный, отдых с детьми

Количество дней: 

Приезжают друзья из другого города? Хочется их чем-то поразить, удивить и заинтересовать? Расскажите им пару любопытных легенд нашего города. Их здесь много. Ведь место, где был основан Петербург считалось гиблым.

Стечение исторических обстоятельств, множество смертей во время строительства города прочно закрепили в народе мнение о том, что Питер – город антихриста. Немало способствовали такому предположению и произведения русских писателей.

Достоевский считал Петербург городом безумцев, Некрасов описывал злоключения его жителей… Пушкин в поэме «Медный Всадник» описывал безумца… Но высказал все «открытым текстом» Алексей Толстой в романе «Петр I». Все мистическое издавна привлекало людей.

Загадки и мифы Петербурга не оставляют равнодушным никого из приезжих! Проверено сотни раз на родственниках, друзьях и просто туристах.

Продолжение рубрики «Мифы и легенды Санкт-Петербурга». Начало здесь: http://www.samogid.ru/node/452

Легенда о Ксении Блаженной и часовне

Ксения Блаженная жила в XVIII веке в богатой семье. Когда умер ее муж, она распродала все свое имущество, раздала деньги бедным, а сама посвятила себя служению Богу, ушла бродить по городу. Ксения Блаженная считается одной из покровительниц Санкт-Петербурга и зовется Ксенией Петербуржской.

По легенде, Ксения Блаженная помогала строить городские церкви. Даже когда она была уже немолода и слаба, каждую ночь приходила на место строительства будущей церкви и собирала кирпичи для постройки.

Говорят, Ксения Петербуржская начала творить чудеса и помогать людям, особенно женщинам, еще при жизни.

Как-то раз Ксения Блаженная зашла к своей знакомой Параскеве Антоновой (она не могла иметь детей), и сказала ей: «Ты сидишь, чулки штопаешь, а не знаешь, что Бог тебе сына послал».

Ксения Петербуржская велела Параскеве бросить все и идти на кладбище. Недоумевающая женщина отправилась туда, а по пути увидела, как беременную женщину сбил извозчик. Женщина умерла, родив ребёнка прямо на мостовой.

Параскева забрала мальчика себе на воспитание.

Накануне Рождества 1726 г. Ксения Петербуржская всем говорила: «Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины»,— а на другой день все узнали, что скончалась императрица Елизавета Петровна.

Еще множество чудес сотворила Ксения Петербуржская и продолжает их творить. После смерти святой ее могила стала местом паломничества верующих. Люди по сей день приходят сюда, просить у Ксении Блаженной покровительства и защиты. Часовня Ксении Блаженной на Смоленском кладбище считается чудодейственным местом.

Для того чтобы Ксения Петербуржская услышала просьбу зажечь свечу в память о святой и приложиться к ее мощам. Считается, что она покровительствует матерям и детям. Сюда приходят женщины, отчаявшиеся завести ребенка, матери, просящие за детей.

Так же туда часто бегают студенты перед экзаменами, считается что им Ксения Блаженная тоже благоволит.

Литейный мост

Мы уже писали о Литейном мосте в прошлый раз, но с мостом связана не одна и не две легенды. Это настоящее таинственное место в Петербурге.

Ходили слухи, что рядом с Литейным мостом ночами в предрассветный час появляется мост-оборотень. Легенда имеет под собой обоснование: раньше рядом с Литейным был один из первых наплавных мостов. Вероятно, он был опасен для ходьбы (шатался, может быть), люди погибали на нем…  Говорили, что этот оборотень появляется в безлунные ночи и окутывается туманом.

Простому прохожему сложно отличить настоящий мост от призрака. А мост-оборотень манит к себе как магнит… Ступает человек на этот мост и пропадает без следа.  Старожилы, знавшие немало петербургских тайн, говорили, что мост этот мог в мгновение ока окутаться туманом и пропасть в никуда.  В иные времена, иные земли, откуда нет возврата.

Возможно, этот мост был входом в другое измерение?

Еще одна, похожая легенда гласит о том, что под Литейным мостом безлунной ночью появляется черный водоворот, который затягивает в себя людей, оказавшихся на набережной. Существует реальное обращение в полицию, в котором написано: «вылазила всяка нечисть, поганые рожи корчила, да срамные слова кричала».

Литейный мост издавна притягивал всех петербургских самоубийц… Легенда гласит, будто во времена правления Анны Иоанновны по приказу ее фаворита Бирона в стену моста тайно заживо замуровали ведьму. И с тех пор, когда там совершается самоубийство слышен смех замурованной.

Московский Парк Победы

Московский парк Победы был заложен в октябре 1945-го на территории карьеров довоенного кирпичного завода. Многие посетители парка говорили, что во время прогулок они испытывали чувство слабости, им становилось дурно.

Многие говорили, что чувствуют в парке какое-то психическое напряжение, будто он сводит их с ума. Позже выяснилось, что кирпичный завод во время блокады работал как крематорий, и здесь производились массовые захоронения погибших людей.

Души погребённых не по-христиански напоминали о себе до тех пор, пока в парке не был установлен православный крест.

Троицкий мост

Говорят, что Троицкий мост – это самый крупный подарок городу в истории Петербурга. По легенде, строительство моста финансировалось французами в знак заключения военного союза между Россией и Францией. В то время, якобы, на русские деньги во Франции возводился знаменитый мост  Александра III, один из самых красивых мостов через Сену.

На самом деле это просто миф. Мост строился на русские деньги, хотя, несомненно являлся символом союза России и Франции. Оба моста (в Петербурге и в Париже) создавались одновременно.

 Это-то и привело к возникновению мифа.

Интересный факт: фирма Гюстава Эйфеля, строителя знаменитой Эйфелевой башни, участвовала в конкурсе на строительство Троицкого моста, но проиграла другой французской фирме —  «Батиньоль».

Легенды Академии Художеств 

Есть легенда в Петербурге, что круглый двор Академии художеств был создан по личному распоряжению Екатерины II.

Обсуждая с архитектором Валлен-Деламотом будущую перестройку  здания Академии, императрица сказала, что полностью доверяет ему руководство проектом, однако она желает, чтобы в центре здания располагался внутренний двор такого же размера и формы, как купол собора Святого Петра в Риме.

Когда архитектор спросил, для чего нужен такой двор, императрица ответила, что это для того, чтобы учащиеся, будущие деятели искусства могли наглядно представлять себе величину этого знаменитого купола и «соотносить с ним свои проекты». Валлен-Деламот выполнил просьбу императрицы.

В чертежах и моделях зданий, хранящихся в музее Академии художеств (http://www.samogid.ru/node/478), сделанных учениками Академии в XVIII и XIX веках, нередко можно встретить купола, арки и круглые залы, размеры которых повторяют размер внутреннего двора Академии. О круглом дворе можно почитать здесь: http://www.samogid.ru/node/344

На сегодня все, а рубрика будет продолжаться

Источник: http://www.samogid.ru/node/479

Сергей Полянский: Ксения Блаженная хотела рассказать людям о скоротечности жизни

6 февраля православные верующие отмечают День памяти Ксении Блаженной — небесной покровительницы Петербурга. Город+ узнал у специалиста научно-просветительского отдела Музея истории религии Сергея Подлесного о легендах, связанных с именем святой.

Источник изображения: vk.com

Кто же такая Святая Ксения Блаженная?

О Ксении сохранилось не так много исторических свидетельств и информации. Первые свидетельства о женщине, которая жила на петербургской стороне (старое название Петроградской стороны — прим. Город+) относятся к 1840-м годам.

Начинают появляться записи народных устных рассказов, и к концу 19 века складывается устойчивое представление о жизни Ксении.

Традиция устной молвы о Ксении  была широко поддержана простыми людьми, и в результате в 20 веке стала явным и популярным фактом. 

Год ее рождения, как и год смерти, не известны. Как я уже говорил, никакой исторической информации и документов не существует, есть только устойчивое предание, которое было зафиксировано в Житие святой. Супруг ее, Андрей Федорович — придворный певчий, совершенно внезапно скончался.

Ксении в то время было 26 лет, детей у них не было, и внезапная смерть супруга настолько повлияла на саму Ксению, что в этот момент произошел переворот всей ее жизни и сознания.

Вероятнее всего, что Ксения столкнувшись с нелегкой ситуацией, понимает — надо менять свою жизнь, и в результате на свет появляется блаженная, юродивая Ксения. Она заявляет, что Ксения умерла и просить теперь называть ее именем мужа — Андреем Федоровичем.

И на протяжение второй половины 18 века происходят всем известные подвиги и события, историю которых мы знаем из Жития. Подвиг ее в том, что она добровольно отказывается от прежней жизни и выбирает новую жизнь. Ксения хотела рассказать людям о скоротечности жизни.

Она говорила о том, что жизнь коротка, люди смертны, задумайтесь и обратите на это внимание. После смерти мужа Ксения Григорьевна отдала дом и в последствии действительно провела жизнь самым странным образом. Она не имела своего собственного угла, день и ночь проводила в молитвах, скитаниях по улицам, жила чуть ли не в поле.

Постепенно слава о ней распространялась по всему Петербургу, и святая пользовалась большой любовью и вниманием. Уже после смерти, в 1988 году, Ксению Григорьевну канонизировали. В Петербурге сведения о Ксении достаточно широко известны многим, без преувеличения можно сказать, что Ксения одна из самых любимых наших святых.

Источник изображения: vk.com

Ксению канонизировали только после смерти, почему же еще при жизни люди считали ее святой?

Еще при жизни Ксения приобрела народную любовь, внимание. Из Жития мы знаем о тех подвигах, чудесах, которые она делала. Это и позволяло людям уже тогда рассматривать ее как святую.

А как относится Русская Православная церковь к достаточно мистическому ореолу, который окружает Ксению Блаженную?

Православная традиция, практика, как правило, распадается на две основные части. Первая литургическая, церковная практика – это богослужения. Вторая составляющая всегда сопровождает любые церковные праздники – это народные традиции.

Как правило, если эти традиции не выходят за рамки разумного, отношение к ним нейтральное. Ведь все эти традиции довольно бесхитростные, и церковь особо этому не препятствует. Церковь признает это как факт народного благочестия.

Несмотря на то, что православных большое количество, для современного человека не очень интересно стоять всю литургию, ему необходимо яркое выражение своих чувств. Отсюда и появляются такие яркие примеры, традиции – идут к часовне, совершают хождения вокруг нее.

Появляются даже споры как лучше — по часовой или против часовой, сколько раз. Так сложилось исторически и в наше время особенно.  

Источник изображения: vk.com

Когда появился такой обряд, что надо обойти часовню Ксении Блаженной три раза?

Как фиксирует история, еще в 19 веке, когда началось большое почитание и культ Ксении, появилось много желающих поклониться именно ее могиле. Массовое народное почитание начало развиваться в 20 веке.

Стоит напомнить, что в 20 веке при советской власти часовня была закрыта, ее огородили, хотели даже снести. Но не рискнули это сделать, поэтому просто закрыли, и прохода к ней не было. Единственное, что люди могли сделать  — это обойти часовню. Тогда предположительно и появилась такая традиция.

Далее, когда забор убрали, но доступа к часовне все равно не было, появилась традиция класть записочки.

Почему именно на Смоленском кладбище расположена часовня и что в ней находится сейчас?

Часовня расположена на месте захоронения Святой Ксении. Как я уже говорил, у нас нет каких-либо исторически зафиксированных документов, доказывающих, что тело Ксении было привезено именно на это кладбище, но народные придания гласят именно так. Сейчас часовня открыта и доступна для посещения. Внутри находится мраморная гробница, могила самой Ксении.

Источник изображения: vk.com

История и легенда о Ксении Блаженной известна в Петербурге, а насколько широко она известна во всем мире?

В России Ксения достаточно широко известна. Не только в Петербурге, но и во всем мире она является одной из наиболее популярных святых. Много о ней говорят, знают, приезжают поклониться с других городов. За границей Ксения тоже известна, только не так широко. Например, в Сербии есть целый монастырь, посвященный Ксении Петербургской.

Помимо часовни Ксении Блаженной, есть ли в Петербурге еще места, почитаемые паломниками?

Да, существует. Например, сейчас на Новодевичьем кладбище есть могила генеральши Вершининой. Ей было 56 лет, когда она умерла, о ней мало что известно, но так получилось, что после смерти на ее могиле была сооружена статуя Христа.

Внимание к этой могиле настолько широко распространилось, что буквально на наших глазах возникает особый культ — почитание статуи и могилы генеральши Вершининой. Возле могилы паломники установили всевозможные лампады, светильники, свечи.

Люди приходят, целуют, прикладываются, то есть возникает культ на ровном месте. Народ ищет для себя яркие объекты почитания.

Источник изображения: vk.com

Как вы считаете, со временем таких культов будет больше?

Скорее всего это никуда не уйдет. Яркий пример с Дарами волхвов, очередь к которым была очень большой. Тенденция будет только увеличиваться, и нет никаких признаков, что это пойдет на спад.

Такая тенденция несет положительный и отрицательный оттенок?

Вреда особо это никому не наносит — хочется людям, пусть идут. Люди верят в  чудо, спасение и они нигде не могут его обрести, поэтому хватаются за все, что угодно. Действительно, для тысячи людей, которые туда приходят, это последняя надежда, им уже больше не на что надеяться. Поэтому я не вижу ничего плохого в такой тенденции. 

Беседовала Анастасия Голубничая

Источник: http://www.gorod-plus.tv/blog/118.html

О блаженной святой ксении петербургской

Сегодня  день Святой  блаженной Ксении Петербургской.

Ксения  Петербургская — самая любимая в нашем городе святая, покровительница и заступница, неслучайно в Питере так много маленьких Ксюш и Ксенечек. Блаженная Ксения всегда помогала, и делами, и советами, всю свою милостыню она раздавала нищим…

Читайте также:  Египетские мотивы в архитектуре санкт-петербурга

В этот день в церквях проводится специальное богослужение, звучит торжественный акафист, прославляющий святую: «Избранная угодница и Христа ради юродивая святая блаженная мати Ксения, избравшая подвиг терпения и злострадания, хвалебное пение приносим ти чтущия святую память твою.

Ты же заступи нас от враг видимых и невидимых да зовем ти: Радуйся, Ксения блаженная, молитвенница о душах наших…».

Ксения родилась в первой половине XVIII столетия между 1719 и 1730 годами. По достижении совершеннолетия Ксения Григорьевна сочеталась браком с придворным певчим, полковником Андреем Феодоровичем Петровым и жила с супругом в Санкт-Петербурге.  Но счастье было не долгим. Ее муж скончался, оставив Ксению Григорьевну вдовою на 26-м году ее жизни.

Этот неожиданный удар так сильно поразил Ксению Григорьевну, так повлиял на молодую вдову, что она сразу как бы забыла все земное, человеческое, все радости и утехи и вследствие этого многим казалась как бы сумасшедшей лишившейся рассудка…Так на нее стали смотреть даже ее родные и знакомые, и особенно после того, как Ксения раздала решительно все свое имущество бедным.

Освободившись от всех земных попечений, святая Ксения избрала для себя тяжелый путь юродства Христа ради. Облачившись в одежды мужа: надев его белье, кафтан, камзол, она стала всех уверять, что Андрей Феодорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна.

Потом она совсем перестала откликаться, если ее называли Ксенией Григорьевной, но всегда охотно отзывалась, если ее называли Андреем Феодоровичем.Ксения не имела какого-либо определенного местожительства.

Большею частью она целый день бродила по Петербургской стороне, в основном в районе прихода церкви святого апостола Матфия, где в то время жили в маленьких деревянных домиках небогатые люди.

Странный костюм бедной, едва обутой женщины, не имевшей места, где главу приклонить, ее иносказательные разговоры, ее полная кротость, незлобие давали нередко злым людям и особенно уличным мальчишкам повод и смелость глумиться над блаженной.Постепенно к странностям блаженной привыкли.

Ей стали предлагать теплую одежду и деньги, но Ксения ни за что не соглашалась променять свои лохмотья и всю свою жизнь проходила в красной кофточке и зеленой юбке или наоборот — в зеленой кофточке и красной юбке. Очевидно, это были цвета военного обмундирования ее мужа.

Милостыню она также не принимала, а брала лишь от добрых людей «царя на коне» (копейки с изображением всадника) и тотчас же отдавала этого «царя на коне» таким же беднякам, как она сама.Бродя целыми днями по улицам Петербурга, Ксения изредка заходила к своим знакомым, обедала у них, беседовала, а затем снова отправлялась странствовать.

Где она проводила ночи, долгое время оставалось неизвестным. Этим заинтересовались не только жители Петербургской стороны, но и местная полиция, для которой местопребывание блаженной по ночам казалось даже подозрительным. Решено было разузнать, где проводит ночи эта странная женщина, и чем она занимается.

Оказалось, что Ксения, несмотря ни на какое время года и погоду, уходила на ночь в поле и здесь в коленопреклоненной молитве простаивала до самого рассвета попеременно делая земные поклоны на все четыре стороны.

В другой раз рабочие, производившие постройку новой каменной церкви на Смоленском кладбище стали замечать, что ночью, во время их отсутствия, кто-то натаскивает наверх строящейся церкви целые горы кирпича. Долго дивились этому рабочие, долго недоумевали, откуда берется кирпич наверху.

Наконец решили разузнать, кто мог быть этот даровой неутомимый работник, каждую ночь таскающий для них кирпич. Оказалось, что этим неутомимым работником была блаженная Ксения.У торговцев на Сытном рынке была примета: если Ксения подойдет и возьмет у них какой-нибудь товар – весь день будет удача в делах.

Уча людей правдивости, блаженная Ксения нередко открывала и тайны тех лиц, кого она навещала. Милость Божия так осеняла Ксению, что даже те, к кому она заходила или у кого вкушала пищу, были счастливы и успешны в делах. И торговцы, и извозчики — все старались ей чем-нибудь услужить; особенное благополучие посещало тех, кому сама блаженная Ксения давала что-либо.

За ней постоянно ехало несколько извозчиков, веривших, что, если Ксения хотя бы просто присядет на минутку на ступеньку экипажа, выручка в этот день будет весьма богатой.Начало юродства Ксении совпало по времени с изданием в 1757 году императорского указа, запрещавшего нищим и убогим побираться на улицах столицы.

За нищенство можно было попасть на принудительные работы и даже на каторгу. Но нигде не упоминается, что к Ксении хотя бы пытались применить какие-то меры. А ведь за выполнением указа в Петербурге и на самом деле следили.Ксения отдала свой дом соседке Прасковье Ивановне Ивановой и наказала пускать туда жить всех нуждающихся, переоделась в мужское платье и стала нищей.

Прасковья Ивановна была женщина добрая, и все сделала, как сказала Ксения, только очень горевала, детей у них с мужем не было.Однажды зимой зашла Ксения Блаженная к Прасковье Ивановне и велела ей идти на Смоленское кладбище, где та найдет себе сына. Прасковья Ивановна удивилась, но послушалась совета и побежала на кладбище.

У кладбищенских ворот она увидела толпу, окружавшую мертвую женщину, сбитую извозчиком. Рядом плакал крошечный мальчик. Прасковья Ивановна взяла ребенка к себе и воспитала его.Раба Божия Ксения сподобилась дара прозрения сердец и будущего.

Она предрекла кончину императрицы Елизаветы Петровны и юного императора Иоанна Антоновича; купчихе Крапивиной предсказала кончину прикровенно, говоря: «Зелена крапива, но скоро увянет», а одной бедной девице — замужество…Бесплодным Ксения помогала обрести долгожданного ребенка, бедным девицам – удачно выйти замуж. Ей даже удавалось воскрешать умерших. «Был случай, когда дерзновенной молитвой к Богу она воскресила утонувшего в Неве мальчика, оказавшись рядом с неутешно рыдающей над бездыханным сыном матерью».Блаженная Ксения несла подвиг добровольного безумия 45 лет, но пришел конец и ее земному странствованию. Около 1803 года она почила сном праведницы. Тело ее было погребено на Смоленском кладбище. И много знамений милости Божией начало совершаться у ее гроба. После многолетнего народного почитания в 1988 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви блаженная Ксения Петербургская была причислена к лику святых.Позднее над надгробием Ксении была возведена часовня.

Могила блаженной Ксении вот уже более 200 лет является источником исцелений, действенной помощью в трудных обстоятельствах, разрешением неразрешимых проблем. Чудеса у часовни происходят и сейчас. Дом в котором жила Ксения не сохранился. в советское время на этом месте был сделан общественный туалет, но местные (кто знал) его обходили стороной. Теперь на этом месте Торговый комплекс (говорят успешный). Недалеко построена Церковь Ксении Петербургской…

Сегодня день Святой Ксении Петербургской…

Основа инфы © Calend.ru и др. интернет

Источник: https://pantv.livejournal.com/1384963.html

Читать

В последний раз, как утверждает молва, ее видели в Чечне, в одном из воинских подразделений, противостоящих басаевским бандитам. Она пришла сюда пешком, с ветхим рюкзачком за плечами — захватила с собой нехитрые лакомства для сына и его товарищей, которым выпала доля нести службу в здешних горах…

— Кто вы? К кому? — остановил ее часовой.

— Кто я? — переспросила она и задумалась…

Блаженная Ксения

В поисках ответа надо было заглянуть в век XVIII, что и сделал писатель Н. Синдаловский, работая над книгой «Санкт-Петербург. История в преданиях и легендах» (изд. «Норинт»). В те времена вся Северная столица говорила о подвижнице с Петербургской стороны — Ксении, прозванной в народе Петербургской, или Блаженной.

Она стала героиней многочисленных преданий, ее причислили к лику святых. Она как бы официально стала небесной покровительницей народа, а когда умерла, ее смерть, случившаяся более двухсот лет назад, игнорировалась петербургским обывателем. О Ксении Блаженной складывались и передавались из уст в уста легенды как о современнице.

Так было в XIX в.

Так было в ХХ-м. Это продолжается и в наши дни.

Тогда в одной из небогатых улиц Петербургской стороны, рассказывает одна из первых легенд о юродивой Ксении, жила счастливая пара: придворный певчий Андрей Петров и жена его Аксинья Григорьевна. Так любили друг друга, что «и вообразить невозможно». Но муж  неожиданно умер, оставив неутешную 26-летнюю вдову.

И тут что-то случилось с Аксиньей Григорьевной, будто бы «съехала с ума с печали». По преданию, Аксинья будто бы не смогла перенести того, что ее муж скончался скоропостижно, а значит, не успел по православному обычаю исповедоваться и причаститься.

И чтобы исправить эту несправедливость и избавить любимого человека от вечных мук, она решила отказаться от самое себя. Она убедила себя, что не Аксинья она, а Андрей Федорович, что это Аксинья умерла, а он только обратился в нее, а «в существе остался Андреем Федоровичем».

На свое прежнее имя она не откликалась, ходила в мужском платье, и только когда ей говорили: «Андрей Федорович», она отвечала: «Ась?»

Народ со всего Петербургского острова сходился смотреть на нее. И улицу прозвали улицей Андрея Федоровича. В середине XIX в. эта улица называлась Петровской, а затем ее переименовали в Лахтинскую.

На вопрос одной благожелательницы и покровительницы, как же она теперь будет жить без мужа, Ксения, по преданию, ответила: «Ну какое вам дело до усопшей Аксиньи, которая мирно покоится на кладбище.

Ведь я похоронил свою Ксеньюшку, и мне теперь больше ничего не нужно. Дом я передаю тебе, Прасковья, только ты даром бедных жить пускай. Вещи сегодня раздам, а деньги на церковь снесу, пусть молятся об упокоении души рабы Божьей Ксении».

С тех пор никто не знал, где жила Ксения, чем питалась и где скрывалась от дождя и стужи.

Той же Прасковье, которой она отдала свой дом, Ксения велела однажды идти на Смоленское кладбище, сказав, что там найдет она себе сына. Не дойдя до кладбища, Прасковья увидела толпу вокруг сбитой извозчиком женщины. Женщина была мертва. Рядом рыдал осиротевший ребенок.

Прасковья взяла ребенка, приютила его «и воспитала в христианском духе». Говорят, много лет спустя именно он стал старостой того храма, который якобы помогла строить Ксения Блаженная. Могила этого легендарного старосты Ивана Ивановича Антонова находится и сейчас на семейном участке Антоновых на Смоленском кладбище.

На ней установлен мраморный памятник в виде плакальщицы с урной.

По преданию, Ксения пользовалась особенным уважением у петербургских извозчиков. Завидев ее где-нибудь на улице, они наперебой предлагали ей свои услуги. Считалось, если кому-то удастся хоть немного провезти Ксению, то ему непременно будет сопутствовать счастье.

Такая же примета была и у торговцев Сытного рынка. Весь день будет удачная торговля, если Ксения Блаженная возьмет у них с лотка или прилавка хоть какой-нибудь товар.

В городе рассказывали, как однажды, встретив свою знакомую, Ксения подала ей медный пятак со словами: «Возьми, возьми пятак. Тут царь на коне. Пожар потухнет».

Ксения Петербургская(прижизненный рисунок)

Ничего не понявшая знакомая, расставшись с Ксенией, пошла домой, но едва дошла до своей улицы, увидела, что дом ее горит. Она бросилась к нему, но не успела добежать, как пожар был потушен.

Придя к другой знакомой и увидев, что та пьет кофе со своей дочерью, уже невестой,

Ксения будто бы обратилась к девице: «Вот ты кофе распиваешь, а твой муж на Охте жену хоронит». Ни мать, ни дочь не могли понять этих загадочных слов, но на Охту все же пошли. По пути встретили процессию, провожавшую на кладбище какую-то покойницу.

Спустя некоторое время, рассказывает легенда, вдовец стал мужем той девицы.

В то время на Смоленском кладбище шло строительство новой каменной церкви. Стены поднялись уже высоко, и каменщики, прежде чем вести кладку, заготавливали кирпичи на лесах. Тогда-то, рассказывает одно предание, и надумала Ксения помочь строителям.

По ночам будто бы носила она кирпичи и складывала на лесах. Поутру мастеровые не могли понять, откуда берутся кирпичи. Наконец решили они выследить своего таинственного помощника.

Вот тогда-то и стало известно всей округе, что этот неженский труд взяла на себя Блаженная Ксения.

Смерть императрицы Елизаветы Петровны, которая, как известно, наступила в день Рождества Христова, согласно старинному преданию, также предсказала Ксения. Накануне кончины государыни она ходила по городу и повторяла: «Пеките блины, вся Россия будет печь блины!» Петербуржцы мало обращали внимания на это, т. к.

обычай печь блины на Рождество, как и вообще на всякий день рождения, был широко известен и повсеместно чтим. И только на следующий день потрясенным смертью императрицы горожанам стало понятно необычное предсказание юродивой. Дело в том, что старинный обычай печь блины распространяется также и на дни кончин.

Доподлинно не известно, когда умерла Ксения Блаженная. По одним источникам, это случилось в 1777 г., по другим — в 1803-м. Похоронили ее на Смоленском кладбище. В скором времени после погребения посетители разобрали по домам всю могильную насыпь. Была сделана другая насыпь, и на нее положена каменная jЯ$ плита.

Но и плиту вскоре разломали и растаскали местные жители. Это повторялось не один раз. Ломая камень и забирая землю, 5^ посетители взамен оставляли деньги. На собранные таким образом пожертвования над могилой Ксении поставили памятник в виде часовни. На могиле надпись: «Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души».

По преданию, эти слова тоже принадлежат Ксении.

Читайте также:  Набережная канала грибоедова - поэтический район санкт-петербурга

Существует и другая, ленинградская легенда о Ксении Петербургской. Будто бы в августе 1940 г. одна вдова пошла на Смоленское кладбище навестить могилку мужа.

Вдруг видит, как навстречу ей прямо по воздуху женщина идет. То, утверждает легенда, была святая Ксения Блаженная. И говорит ей Ксения: «Не по мужу плачь. Готовь себе смертное к осени, к наводнению великому.

Вода до купола на Исаакии дойдет, семь дней стоять будет!»

А совсем недавно, уже в наше время, в печати было опубликовано письмо одной женщины: «Мой родной брат живет в Белоруссии, — пишет она, — на днях там по телевидению показали сюжет о Ксении Блаженной. Брат увидел эту передачу и страшно обрадовался, что наконец может поблагодарить ту, что спасла его в годы войны.

Он был совсем молодым солдатом, освобождал Прагу, отстреливаясь в паре с бывалым солдатом в подвале одного из домов. И вдруг откуда ни возьмись около них оказалась женщина в платке и по-русски сказала, что они немедленно должны уйти (указала куда), ибо сюда попадет снаряд и они погибнут.

Оба солдата опешили и удивленно спросили: „Кто ты? » — „Я Ксения Блаженная, пришла спасти вас — последовал ответ. После этих слов она исчезла. Солдаты спаслись.

Но очень долго не знал молодой воин, кто такая Ксения, искал ее, и вот через сорок пять лет — такое чудо! После передачи он срочно позвонил в наш город своей сестре, чтобы та немедленно поехала в часовню — поблагодарить».

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=271922&p=1

День памяти Ксении Петербургской: интересные факты, в чем помогает, молитва и записки

Во вторник, 6 февраля, отмечается День памяти блаженной Ксении Петербургской, одной из самых любимых русских святых. У ее икон в православных храмах всегда горят свечи, а к ее могиле на Смоленском кладбище в Петербурге съезжается множество паломников. Почему ее так почитают, читайте в материале Федерального агентства новостей.

Необычная история жизни Ксении Петербургской

Точной даты рождения Ксении Григорьевны Петровой никто не знает.

Предполагается, что она родилась между 1719 и 1730 годами в дворянской семье, жившей в Петербурге, о ее детстве и юности также ничего не известно. Зато точно известно, что в возрасте 26 лет Ксения овдовела.

Ее супруг Андрей Феодорович Петров, военный, певший в придворном хоре, внезапно скончался, не успев принести покаяния перед смертью.

Чтобы Бог помиловал непокаявшегося мужа, Ксения решила отказаться от всех благ и богатств, да и от себя самой.

Когда на похоронах супруга она предстала в его камзоле, кафтане, штанах и картузе, а, идя за гробом, говорила, что она — Андрей Феодорович, который хоронит свою Ксюшеньку, родственники решили, что она потеряла рассудок.

А на самом деле она взяла на себя самый трудный христианский подвиг юродства и несла его до конца своих дней.

Ксения раздала все свое имущество бедным, оставив себе лишь зелено-красный мужнин костюм, который не снимала, пока он совсем не износился, потом его пришлось заменить лохмотьями тех же цветов.

Каждый день, босая, грязная, она бродила по улицам Петербурга, называя себя Андреем Феодоровичем, говорила нелепицу, укрепляясь в статусе городской сумасшедшей, а по ночам носила кирпичи на Смоленское кладбище, где возводилась новая каменная церковь, тем самым тайно помогая строителям. А еще по ночам Ксения молилась за грешников, уходя в поле — подальше от людских глаз.

Люди стали давать ей милостыню, но она принимала ее не ото всех, а только от добрых и сердечных людей, и брала лишь монеты, на которых изображен Георгий Победоносец, убивающий змея, то есть двухкопеечные.

Все деньги Ксения раздавала другим нищим. И с теми, кому она подавала, случалась какая-то радость, а с теми, у кого юродивая, напротив, что-то просила, происходили невзгоды.

Вскоре люди заметили, что Ксения обладает даром пророчества и исцеления.

Бродяжничала Ксения Петербургская почти 45 лет. Ее похоронили на Смоленском кладбище в начале XIX века. В начале XX века над ее могилой возвели часовню, и сюда началось паломничество верующих. В 1988 году блаженную Ксению причислили к лику святых.

Чудеса и пророчества блаженной Ксении

Многие в Петербурге почитали «Андрея Феодоровича». Считалось, что если она зайдет к кому-то в дом, это хорошая примета, и если погладит или поцелует какого-то ребенка, то это добрый знак.

Извозчики предлагали Ксению подвезти, потому что после этого у них увеличивалась выручка.

То же самое было и с торговцами, которые пытались угостить блаженную, веря, что если она примет от них продукты, то торговля пойдет в гору.

Ксения Петербургская предсказала кончину императрицы Елизаветы Петровны. Накануне Рождества 1762 года она говорила всем встречным: «Пеките блины, завтра вся Россия будет печь блины», а на другой день царица умерла. Предсказала она и убийство в результате заговора Иоанна IV Антоновича. За несколько дней до этого блаженная ходила по улицам, плакала и повторяла: «Кровь, кровь».

Есть легенда, что однажды Ксения дала прохожей монету, сказав: «Возьми пятак, тут царь на коне (Георгий Победоносец). Потухнет». Женщина ничего не поняла, но монету взяла, а подходя к своему дому, увидела, что он горит. Но пожар удалось потушить очень быстро.

А еще описывают случай, как Ксения пришла к знакомой Параскеве Антоновой, которой она подарила свой дом, и сказала: «Вот ты тут сидишь да чулки штопаешь, а не знаешь, что тебе Бог сына послал! Иди скорее на Смоленское кладбище!».

Женщина, опять-таки, мало что поняла, но наказ юродивой выполнила. Оказалось, что у кладбища какой-то извозчик сбил неизвестную беременную женщину. Прямо там женщина родила мальчика, а сама скончалась. Параскева Антонова усыновила и воспитала этого ребенка.

Сын содержал свою мать до самой старости и очень ее почитал.

Благодаря обращениям к Ксении Петербургской чудеса случаются и по сей день, говорят верующие.

Известно немало случаев, когда после посещения ее могилы и молитвы к ней, люди исцелялись от тяжелых болезней, их бытовые и житейские проблемы чудесным образом разрешались, заветные мечты — исполнялись.

Обращаются к Ксении Петербургской по самым разным вопросам, но, конечно, чаще всего ее просят о любви.

Молитва Ксении Петербургской

О святая всеблаженная мати Ксение! Под кровом Всевышнего жившая, ведомая и укрепляемая Богоматерью, голод и жажду, холод и зной, поношения и гонения претерпевшая, дар прозорливости и чудотворения от Бога получила еси и под сенью Всемогущаго по­коишися. Ныне Святая Церковь, яко благоуханный цвет, прославляет тя.

Предстояще на месте твоего погребения, пред образом твоим святым, яко живей ти, сущей с нами, молимся ти: приими прошения наша и принеси их ко Престолу Милосерднаго Отца Небеснаго, яко дерзновение к Нему имущая. Испроси притекающим к тебе вечное спасение, на благая дела и начинания наша щедрое благословение, от всяких бед и скорбей избавление.

Предстани святыми твоими мо­литвами пред Всемилостивым Спасителем нашим о нас, недостойных и грешных.

Помози, святая блаженная мати Ксение, младенцы светом святаго крещения озарити и печатью дара Духа Святаго запечатлети, отроки и отроковицы в вере, честности, богобоязненности воспитати и успехи в учении им даровати; болящия и недугующия исцели, семейным любовь и согласие ниспосли; мона­шествующих подвигом добрым подвизатися удостой и от поношений огради, пастыри в крепости Духа Святаго утверди, народ и страну нашу в мире и безмятежии сохрани, о лишенных в предсмертный час причащения Святых Христовых Таин умоли. Ты наша надежда и упование, скорое услышание и избавление, тебе благодарение воссылаем и с тобою славим Отца, и Сына, и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Записки для святой блаженной Ксении Петербургской

Кроме того, православные верят, что если оставить записку с просьбой о помощи в часовне Ксении Блаженной на Смоленском кладбище в Петербурге, то святая непременно поможет. При этом просить можно о чем угодно. Главное, чтобы это было то, в чем вы действительно нуждаетесь, чего вы очень хотите. И очень важно верить, что Ксения поможет.

Писать записки можно своими словами, то есть простым современным русским языком, но все-таки рекомендуется соблюдать в записке православные нормы и форму.

Обращаться к святой в записке можно по-разному: «Святая блаженная Ксения Петербуржская», «Пресвятая Ксения Петербуржская», «Святая блаженная мати Ксения», «Святая матушка Ксения», «О святая угодница Божия блаженная Ксения» или просто «Дорогая Ксения». Но по православному канону писать в записке надо именно «Петербуржская», а не «Петербургская». В конце записки можно оставить свое имя, но закончить просьбу обязательно надо словом «Аминь».

Источник: https://riafan.ru/1022301-den-pamyati-ksenii-peterburgskoi-interesnye-fakty-v-chem-pomogaet-molitva-i-zapiski

Ксения Петербургская

Как и сам Петербург, легенда о Ксении Петербургской возникла, образно говоря, на болоте. Лахтинская трясина сохранилась в черте города до сих пор — как напоминание о зыбкости фундамента, на котором покоится Петербург. Она же дала название небольшой улочке, с которой, если верить приданию, все и начинается.

История небесной покровительницы Города на Неве начинается в XVIII веке, когда Петербург только зарождался, и большая часть его прямолинейных улиц располагалась лишь на бумаге да в голове великого Петра.

Как и сам город, легенда о Ксении Петербургской возникла, образно говоря, на болоте. Лахтинская трясина сохранилась в черте города до сих пор — как напоминание о зыбкости фундамента, на котором покоится Петербург.

Она же дала название небольшой улочке, с которой, если верить приданию, все и начинается.

Венчание рабы Божьей Аксиньи и раба Божьего Андрея, как это водится, сопровождалось пересудами кумушек и соседок. «А жених-то придворный певчий!», «Да и повезло же ему, такую красавицу еще поискать!»…

Довольно скоро молодые стали гордостью Лахтинской улицы, молва о них прокатилась по всей Петербургской стороне. Их жизнь превратилась в реализовавшуюся мечту многих представительниц слабого пола, грезивших о любви и счастье…

Но то ли сглазили кумушки молодых, то ли болезнь какая случилась, ни с того ни с сего Андрей Петрович умер. И Аксинья Ивановна сама не своя стала. Нарядилась в мужское платье, перестала откликаться на свое имя, уверяя всех, что она и есть скончавшийся супруг Андрей Петрович.

Окрестный народ стекался поглазеть на помешанную. Качали головами, сокрушались, а после привыкли и даже улицу, где жила Аксинья, прозвали улицей Андрея Петровича.

Так в Петербурге появилась Блаженная Ксения. Речи ее были путанны и неразборчивы и поначалу к словам Блаженной особо не прислушивались, лишь жалели ее да копеечкой помогали. Кем и когда было замечено, что Ксения приносит удачу, сказать трудно. Легенда рассказывает о некой Прасковье Ивановне, которая знала Аксинью еще до смерти мужа.

Говорят, что именно благодаря ей о Ксении заговорили как о святой. Согласно легенде Прасковья была бездетна и тщетно молила Бога послать ей дитя. Однажды пришла к ней Блаженная и посоветовала идти за сыном на Смоленское кладбище. Не долго думая, женщина отправилась туда.

Не успела она дойти до кладбищенских ворот, как увидела толпу, собравшуюся вокруг тела молодой женщины, сбитой извозчиком. Рядом с мертвой лежал плачущий ребенок. Прасковья взяла осиротевшего мальчика и воспитала его. С этого момента с Блаженной искали встреч, чтобы узнать будущее или спросить совета. Считалось, что Ксения приносит удачу, что она защитница от бед и помощница в делах.

Все на том же Смоленском кладбище обветшала старая деревянная церковь, построенная еще в 1760 г. На ее месте началось строительство нового каменного храма. Церковь выросла настолько быстро, что в народе начали поговаривать, что здесь не обошлось без помощи Блаженной.

Будто являлась она на кладбище по ночам, когда вокруг строящегося храма никого не было, и подносила кирпичи на высокие леса, окружавшие священные стены. Слава о божьей угоднице Ксении росла год от года. У торговцев на Сытном рынке существовала примета. Если Блаженная возьмет что-то с прилавка, день будет удачным.

Не меньшей популярностью она пользовалась у извозчиков, которые наперебой приглашали Ксению в свои экипажи. Всякое слово, сказанное Блаженной, воспринималось как предсказание. И на то были свои веские причины. Согласно преданиям Ксения Петербургская предсказала смерть трем российским императорам.

Накануне кончины Елизаветы Петровны Блаженная ходила по городу и бормотала одну и ту же фразу: «Пеките блины. Вся Россия будет печь блины». Дело было в преддверии Рождества Христова. Россия и без того собиралась печь блины, так что на бормотание Блаженной выглядело вполне безобидно. И только смерть императрицы 25 декабря 1761 г. раскрыла смысл слов Ксении Петербургской. Ею же предсказана гибель царевича Иоанна и знаменитое пророчество о кончине Павла I в возрасте 47 лет.

Никто точно не знает, когда умерла Блаженная Ксения. Из ряда источников следует, что это могло произойти в период от 1777 до 1803 г. Точно известно только то, что паломничество на ее могилу началось в 1820-м. Петербургскую Блаженную похоронили на Смоленском кладбище. Даже земля на том месте считалась святой.

На могиле сменилось по меньшей мере две плиты, которые благополучно были разобраны на кусочки. Считалось, что земля или камень с места захоронения Блаженной станет залогом успеха и счастья. В конце концов, в середине XIX века на могиле Ксении Петербургской выросла часовня. И это притом, что официально популярная Блаженная не была причислена к лику святых.

Впрочем, это обстоятельство не мешало часовне стать одним из самых популярных мест паломничества.

Читайте также:  Дуэли александра грибоедова

В 1940 г. часовню закрыли. Семь лет храм бездействовал, но люди все равно приходили сюда, зная, что святая поможет. В 1960 г. власти Петербурга решили полностью стереть даже воспоминания о Блаженной. Могилу Ксении замуровали, а в часовне открылась сапожная мастерская. Однако дело у обувщиков не заладилось.

В народе говорили, что святая не дала им вбить ни одного гвоздика. Власти города прикрыли эту артель и организовали новую. Теперь в стенах храма работали скульпторы. Ваятели «девушек с веслом» и «женщин с винтовкой». Но все скульптуры, рожденные в стенах мастерской днем, к утру оказывались разбитыми.

А в щелях высокого забора постоянно белели записки, оставленные молящимися для Блаженной Ксении.

Ксения Петербургская была причислена к лику святых только в 1988 г. Вокруг легендарной часовни, как и прежде, много людей. Стены храма почернели не от времени, а от прикосновений человеческих губ и рук. Они словно впитали горе приходящих сюда. Молящиеся обходят храм трижды, произнося священные слова «Святая блаженная мать наша Ксения, моли Бога о нас».

Источник: http://MirZnanii.com/a/300208/kseniya-peterburgskaya

Блаженная Ксения Петербургская: история любви | Милосердие.ru

Никто не знает, когда она родилась, но в ту пору, где-то в начале XVIII века, Петербург еще достраивался. Улица, на которой поселилась молодая прекрасная, респектабельная семейная пара: военный Андрей Федорович Петров и его жена Ксения Григорьевна Петрова, вся состояла из деревянных домиков.

Вот и эта пара ничем особенным не отличилась в памяти народной, разве что муж был интересный человек, будучи военным, по преданию в чине полковника, он пел в церковном хоре. Все изменилось в день внезапной кончины Андрея Федоровича во цвете лет без христианского покаяния.

На похоронах Ксения Григорьевна была одета в камзол, кафтан, штаны и картуз покойного мужа. Весь костюм был традиционных армейских цветов – зеленый с красным, а сама Ксения, которой тогда минуло только 26 лет, выглядела совершенно сумасшедшей.

Она всех уверяла, что Андрей Федорович жив и что это его жена, Ксения, скончалась. Конечно, соседи жалели несчастную вдову, не выдержавшую удара судьбы, но сама вдова не понимала, почему ее жалеют.

Ксения Григорьевна Петрова стала скитаться по улицам и всем, знавшим ее, предлагала признать в ней покойного Андрея Федоровича. «Ксеньюшка моя скончалась и мирно почивает на кладбище, — говорила она встречным знакомым. — аз же грешный весь тут».

Сильнее смерти любовь

В то время люди лучше всматривались в жизнь друг друга. Соседи за Ксенией Григорьевной послеживали. Что-то никак она в себя не приходила. В военной форме ходить это одно, а вот отдать бедным свой дом и все имущество – это уже совсем другое дело, даже в XVIII веке.

Времена меняются, но людское рассуждение в таких случаях неизменно: «Вы подумайте! Была приличная женщина, вела дом, следила за собой и на тебе! Ходит в рванье по улицам, несет всякий бред, да еще и сама себе финансовую яму роет».

Может быть, они смогут выяснить, что случилось с ее головой, и поместить в какое-нибудь Богоугодное заведение? Но при беседе Ксения вела себя вполне разумно, и начальство вынуждено было признать, что с головой у нее все в порядке. Пришлось добропорядочным горожанам примириться с этой странной женщиной в своем околотке.

Так началась история святой, для которой любовь стала сильнее смерти. Как произошло так, что в босоногой, грязной Ксении, в потрепанном всеми петербуржскими ветрами мужнином камзоле, люди стали видеть блаженную, сказать трудно. Просто постепенно стали замечать, что безумные речи «Андрея Федоровича», как она просила себя называть, имеют свой скрытый смысл.

Они стали понимать «шифр». «Возьми пятак, — предлагала Ксения монету своей знакомой. – тут царь на коне.(Георгий Победоносец ред.) Потухнет». Что потухнет? Зачем пятак? Уже подходя к дому, женщина видит, что ее дом горит. Потушили пожар очень быстро. Даже можно сказать со скоростью чуда.

Или однажды зашла Ксения в к Параскеве Антоновой, которой когда-то подарила свой дом, и говорит: «Ты вот тут сидишь, чулки штопаешь, а там, у Смоленского кладбища тебе Бог ребенка послал! Беги скорее!». Параскева была женщина одинокая и страдала от этого, так что призыв блаженной прозвучал для нее, как горн, и она побежала.

При приближении к воротам Смоленского кладбища, ныне это улица Камская, ее бег остановили «непредвиденные» обстоятельства. Извозчик сбил беременную женщину, та разродилась, и сразу скончалась. Младенец оказался на руках у Параскевы. Но разве не за ним она бежала на кладбище? Отца и родных искали, да так и не нашли. Так у Параскевы появился сын.

Блаженная Ксения дожила до семидесяти двух лет, проведя на улице сорок два года. Скончалась она не позднее 1806 года. По ночам Ксения стояла на молитве в полях за городом, помогала носить кирпичи на строящуюся колокольню Смоленской церкви, а днем разговаривала с людьми своим эзоповым языком, молилась о них с заботой, по-матерински. Ведь люди во все времена с одинаковыми бедами.

Часовня

На Смоленском кладбище гуляют, как в парке. Мамаши с детьми, молодые влюбленные, старики под ручку. По этим же дорожкам когда-то бродила босоногая Ксения, привычный городской персонаж, как сказали бы сейчас. Кто-то смеялся над ней, а кто-то с таинственным видом рассказывал: «Она не простая. Вчера мои из гостей ехали поздно, ее за городом видели. И знаете, что она там делала? Молилась.

Представляете? Ночью». От улицы Лахтинской на Петроградской стороне, где сначала жила, а потом скиталась Ксения, до Смоленского кладбища на Васильевском острове путь не близкий.
Сейчас могила Андрея Федоровича, к сожалению, утеряна. В годы гонений целые династические склепы сравнивали с землей.

Но Ксенину могилу до 1902 года регулярно сравнивали с землей верующие, нескончаемым потоком приходившие к ней и понемногу бравшие «земельку» для исцелений. Так ее могилу никак нельзя было незаметно уничтожить. Часовню над могилой поставили еще в 1830 году. В 1902 было совершено освящение каменной часовни над могилой блаженной Ксении. В изголовье мраморной гробницы был поставлен иконостас.

На стенах было множество икон. После революции и начавшихся гонений на церковь, «двадцатка» Смоленской церкви и священники подписали с Василеостровским Советом рабочих депутатов договор об аренде часовни. Среди имен подписавшихся под этим документом мы видим имя настоятеля — протоирея Алексея Западалова. Впоследствии священник принял мученическую кончину в Свирьлаге.

В 1940 году часовню закрыли, но люди не переставали идти к Ксении. Во время войны в часовне устроили склад горюче-смазочных материалов, надгробие разобрали, иконы сожгли. После войны в 1946 году, в тот же год когда открыли Троицко-Сергиеву Лавру, было получено разрешение и на открытие часовни. Отсыревшее, оскверненное здание было отреставрировано, начали служить панихиды.

С девяти утра до девяти вечера поток людей не иссякал в те годы. В 1960 году часовню опять закрыли, устроили в ней скульптурную мастерскую.

А в 1988, 6 июня, Русская церковь прославила свою святую.

Жизнь как чудо

Уборщица часовни, проработавшая на этом послушании десяток лет, говорит о чудесах на могилке блаженной Ксении так: «Видела ли я чудеса? Ну, смотря, что вы подразумеваете под этим словом. Что вошел человек без ноги, а вышел на своих двоих – нет, такого я не видела.

Она делает многозначительное лицо и показывает на руках, что бриллианты были достаточной величины. «Я же не буду спрашивать «какое с вами такое чудо произошло, что вы такие бриллианты отдаете?» — То ли спрашивает она, то ли делает заключение о существовании чудес вообще.

Чаще всего в часовню к Ксении приходят девушки и женщины. Когда-то сама Ксения устроила семейную жизнь одной своей знакомой девицы. Правда есть мнение, что Ксения это сделала скорей из жалости к несчастному вдовцу.

Девице блаженная сказала, что ей надо идти на Смоленское кладбище, потому что «там твой муж жену хоронит».

Девица пошла, хотя в словах Ксении было много непонятного, и действительно встретилась там с похоронной процессией. Присоединившись к ней, она познакомилась с самим вдовцом, который впоследствии женился на ней и получил утешение в своей скорби. Так что, мужчинам тоже стоит просить себе у Ксении хорошую жену.

Раньше и сейчас

Смоленское кладбище напоминает сказочный лес где-то на экваторе: стволы деревьев, словно из темного бархата, высокий папоротник пропускает сквозь резные листья солнечные лучи, стелящиеся растения, окутывают камни надгробий, покрытые мхом. Но, проведя несколько часов около часовни блаженной Ксении, пообщавшись с людьми, перестаешь понимать, в каком мире ты находишься. Мир живых переплетается с миром мертвых в бесконечных историях.

История человека начинается с рождения, но настоящую жизнь она получает после его смерти, с того часа, когда уже ничего нельзя изменить в этой летописи. На Смоленском кладбище с любовью рассказывают как истории святых, так и истории бандитов.

Галина — администратор цирка. Она вырастила три дочери, муж у нее генерал-майор милиции, участвовал во многих боевых операциях. На кладбище она свой человек вот уже 12 лет. Ее часто можно встретить у могилы праведного Григория, которого она очень почитает. «Он мне всегда помогает.

Я спросила благословение у батюшки ухаживать за могилкой. Он давно жил, где-то в конце 18 века. Что-то у него в жизни случилось, и он стал все бедным раздавать. Раздавал и говорил, когда ваши дела поправятся, вы тоже часть бедным отдавайте», — рассказывает она народное предание.

Так Григорий создал что-то типа финансовой пирамиды. По его молитвам многие стали жить хорошо и в свою очередь помогали другим. Эта схема действует и по сей день. Есть странная традиция закапывать в его могилу монетки. Галина все время пытается посадить в эту землю цветы, поэтому монетки откапывает, и несет в храм. Иногда люди кладут и большие купюры. Так деньги возвращаются нуждающимся.

Блаженная Анна (Лашкина) скончалась в 1853 году. Окончив один из петербургских институтов, она готовилась к замужеству, однако ее жених предпочел другую. Тогда Анна покинула Петербург и стала скитаться. Однажды ее поместили в богадельню при Большеохтинском кладбище, но вскоре Анна ушла и оттуда.

Одетая в жалкое рубище, с палкой и огромным мешком для подаяний за спиной, Анна бродила по улицам города, не имея постоянного места жительства. Почти каждый день приходила в Спасо-Сенновский храм на Сенной площади. Обитатели Сенной — торговцы, приказчики, чернорабочие, извозчики — хорошо знали ее, охотно подавали ей милостыню.

Все полученное подаяние Анна раздавала бедным.

Рядом с блаженными находится общая могила «сорока мучеников», сорока монахов, расстрелянных на кладбище в годы советских гонений.

Святой блаженной Ксении принято писать письма. Раньше из каждой щели часовни над ее могилой на Смоленском кладбище выглядывал беленький уголок записки. Но теперь повесили специальный ящик.

Пишут письма и в храм Смоленской иконы Божией Матери, что на кладбище, к которому приписана часовня, с просьбой помолиться «у Ксеньюшки».

Так обычно поступают те, кто по тем или иным причинам не имеют возможности доехать до Санкт-Петербурга.

Им обычно высылают в ответ лепестки роз в конверте, смоченные в масле из лампадки на могилке блаженной.

Потом многие пишут письма, благодарят: «Я вам писала в прошлом году о наших семейных проблемах, просила помолиться за нас грешных. И по молитвам Ксеньюшки все разрешилось.

Мама успела оформить досрочную пенсию в 60 лет, а у сестры бывший супруг не отобрал квартиру, оставил сыну». Все благодарности публикуются в специальной газете «Смоленский храм»

Конечно, что такое квартира или пенсия, по сравнению с духовной жизнью!? Но ведь не все могут жить духовной жизнью на улице без денег, как делала это блаженная Ксения.

Петербуржцы идут к ней как к самому близкому человеку. И не важно, что они просят квартиру с машиной или мужа хорошего. Загадка в том, что просят они у той, кто все это потерял за один день – и мужа и дом и экипажи.

И она никому не отказывает в утешении и помощи.

Божественная литургия в храме во имя Смоленской иконы Божией Матери совершается ежедневно в 10 часов утра. В праздничные и воскресные дни совершаются две литургии — ранняя в 7 часов утра и поздняя в 10 часов. Каждый день по окончании литургии — Таинство Крещения. Вечернее богослужение начинается в 6 часов вечера в летнее время и в 5 часов вечера в зимнее.

Молебны о здравии и панихиды по усопшим в часовне блаженной Ксении служатся ежедневно с 11 часов утра в будни и с 10 часов утра — в праздники. Часовня открыта для посещений до 5 часов вечера.

Адрес храма Смоленской иконы Божьей Матери, по которому вы можете отправлять письма и почтовые переводы с записками на молебны и панихиды: 199048, СПБ, Васильевский остров, Камская ул. д.

24, настоятелю протоиерею Виктору Московскому.

Категории: Личность, Милостивые святые, Церковь

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/blazhennaya-kseniya-peterburgskaya-istoriya-lyubvi/

Ссылка на основную публикацию