Исаакиевский собор в санкт-петербурге

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге — купол собора и колоннада, экскурсии в храм и на смотровую площадку

Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Исаакиевского собора

Фото Исаакиевского собора

Фото с колоннады Исаакиевского собора

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире.

По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и  Святой Марии во Флоренции. Высота храма – 101, 5 метра, а общий вес достигает трех сот тысяч тонн. Площадь составляет 4000 кв м. Храм может вместить до 12000 человек.

До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт-Петербурга, и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей.

История строительства Исаакиевского собора

Петр Первый родился 30 мая, в день святого Исаакия Далматского, византийского монаха. В его честь в 1710 году и был отдан приказ построить рядом с Адмиралтейством деревянную церковь. Здесь Петр венчался со своей женой Екатериной. Позже, в 1717 году,  было начато строительство новой каменной церкви, которую из-за оседания грунта разобрали.

В 1768 году по приказу Екатерины II начинается строительство очередного Исаакиевского собора по проекту А. Ринальди, который был возведен между Исаакиевской и Сенатской площадью. Строительство  было завершено уже после смерти Екатерины II к 1800 году.  Позже храм стал ветшать и пришелся «не ко двору» императору.

После Отечественной войны 1812 года по приказу Александра I начинается проектирование нового храма. Проект архитектора Монферрана предполагал использовать часть конструкций собора А. Ринальди: сохранение алтарной части и подкупольных пилонов. Разборке подлежали колокольня, алтарные выступы и западная стена собора. Южная и северная стены сохранялись.

Собор увеличивался в длину, а его ширина оставалась прежней. Здание в плане приобрело прямоугольную форму. Высота сводов тоже не изменялась. С северной и южной сторон планировалось построить колонные портики. Сооружение должны были венчать один большой купол и четыре малых по углам.

Император остановил свой выбор именно на проекте пятиглавого храма в классическом стиле, автором которого был Монферран.

Строительство было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Было построено одно из высочайших купольных сооружений в мире.

Колокольня и купол  Исаакиевского собора

Исаакиевский собор, как и практически все православные храмы, пятиглавый. Главный купол состоит из трех частей: нижней, средней и наружной.

Диаметр наружного купола – 25 метров, внутреннего – 22,15 метра. На портиках вокруг барабана купола установлены 72 колонны из гранитных монолитов весом от 64 до 114 тонн.

Впервые в строительной практике колонны такого размера были подняты на высоту более 40 метров.

На позолоту главного купола и  куполов пяти колоколен ушло в общей сложности около 100 килограмм червонного золота. Все конструкции купола выполнены из металла. Венчает его фонарик с греческим золотым крестом.

Звонницы Исаакиевского собора расположены по углам основного здания. Колокола изготовлены из сплава меди, олова и серебра. В 1848 году на северо-западной колокольне собора установлен главный колокол весом около 30 тонн, украшенный изображениями государей России.

Наружное убранство храма

При строительстве храма было использовано сорок три породы минералов. Цоколь собора облицован гранитом, а стены, достигающие местами пятиметровой толщины, — серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма.

Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами. С южной стороны горельеф «Поклонение волхвов», горельеф северного фронтона – «Воскресение Христа». На восточной стороне горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», а на западном горельефе – «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия».

Автор горельефов – скульптор К.П. Витали.

Здание собора с четырех сторон окружено 8 и 16-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями и горельефами. Гранит для колонн Исаакиевского собора привозили с побережья Финского залива.

Перевозка и установка огромных гранитных блоков стоила неимоверного труда рабочих и была связана с опасностью. Установка монолитных колонн выполнялась до возведения стен Исаакиевского собора.

Для их сооружения применялись огромные гранитные блоки, которые привозили на специальных судах. Огромные колонны были установлены к 1830 году.

Внутреннее убранство храма

Иногда храм называют неофициальным музеем цветного камня. Внутренние стены здания и пол выложены плитами русских, итальянских и французских мраморов и также поражают своим великолепием.

Стены храма облицованы белым мрамором с отделочным панно из зеленого и желтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри украшен росписью «Богоматерь во славе», работы К.П. Брюллова и П.В. Басина.

Под куполом на стальном тросе парит посеребренный голубь, символизирующий святой дух.

Здесь мы видим десятки мозаичных и живописных картин работ лучших художников: П.В. Васина, Василия Шебуева, Карла Брюллова, Фёдора Бруни. Храм украшают более 300 статуй, скульптурных групп и рельефов работы Ивана Витали,  С.С. Пименова, П.К. Клодта, А.В.

Логановского и других мастеров. Здесь более 60 мозаичных произведений русских мастеров. Для мозаики использовалось более 20 видов декоративных камней — порфир, малахит, ляпис-лазурит, различные сорта мрамора.

Колонны иконостаса храма облицованы малахитом и бадахшанским лазуритом.

В храме три алтаря. Главный алтарь посвящен Исаакию Далматскому, алтарь справа – святой Великомученице Екатерине, а левый алтарь — святому благоверному князю Александру Невского.

Иконостас главного алтаря облицован белым мрамором, украшен малахитовыми колоннами, за ним мы видим цветной витраж «Воскресение Христа». Царские врата украшают также колонны и скульптурная группа «Христос во славе».

В храме установлен маятник Фуко, показывающий нам, что земля вертится.

Огюст Монферран завещал похоронить его в своём главном детище — Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге. Но его желание не было исполнено Александром II. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг храма, и вдова увезла его в Париж.

Во время Великой Отечественной войны немцы прямой наводкой не стреляли в купол здания, но осколки снарядов все же оставили следы на колоннах западного портика храма. По одной из легенд многие ценности из музеев города (скульптуры, мебель, книги, фарфор) хранились в подвалах здания и поэтому уцелели.

В 1991 году было принято решение об использовании храма верующими. Здесь четыре раза в год совершаются церковные службы.

В настоящее время многие туристы поднимаются на колоннаду Исаакиевского собора. Отсюда  высоты 43 метра можно увидеть панораму города.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, купол которого виден ещё с Финского залива, является одним из символов Северной столицы. Храм является одним из шедевров мировой архитектуры.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_451.htm

История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге

Исаакиевский собор всего лишь на четыре года младше Санкт-Петербурга. Своим появлением, как и славный город на Неве, он обязан Петру Великому. Сегодня храм — один из самых величественных, красивых и крупных храмов не только Северной столицы, но и России, один из высочайших купольных сооружений мира. Однако его ожидала участь быть четырежды построенным заново на одном и том же месте.

Первый и второй храмы при Петре

Родился император 30 мая, в день почитания византийского монаха, причисленного к лику святых, Исаакия Далматского. Данная дата стала определяющей для имени собора.

В этот день 1706 году Петр Первый приказал возвести на месте чертёжного амбара, расположенного в 20 метрах от Адмиралтейства и около 50 от Невы, деревянную церковь для рабочих верфи.

Спустя год ее освятили в честь Исаакия Далматского – святого покровителя императора. Здесь он венчался с Екатериной Алексеевной.

Церковь постоянно улучшали и реставрировали, пока, наконец, не решили возвести новую. В 1717-м Пётр Первый сам заложил 1-ый камень в основание 2-ой Исаакиевской церкви. Увы, ей не довелось долго простоять. Воды Невы, размывая берег, разрушали фундамент. Плюс, от удара молнии в 1735 году в ней возник пожар, который нанес ей большой урон.

Третий храм – памятник “архи-нелепости”

Возведение третьего, храма началось при Екатерине Второй. Работами руководил архитектор Антонио Ринальди. Но его гениальный проект не был доведен до успешного завершения. Строительство закончилось на карнизах.

Вставший на трон Павел Первый приказал Винченцо Бренну срочно достроить храм. В спешке он получился напрочь неудачным. Роскошное мраморное основание Ринальди венчали низкие кирпичные стены Бренна. Прямо каламбур получился.

Так и было. Собор вызывал волны смеха у жителей Петербурга. Масса ироничных эпиграмм современников было посвящено этому памятнику “архитектурной нелепости”.

Однако во 2-ой год 19 века 3-й храм в честь Исаакия Далматского был освещен.

Четвертый и современный Исаакия

Через 7 лет Александр Первый объявил конкурс на строительство 4-го храма с сохранением престолов и фундамента прежнего. Но выполнить указ императора удалось не сразу.

Лишь в 1818 году началось строительство по проекту молодого архитектора Огюста Монферрана, который с энтузиазмом принялся за дело. Ему принадлежит не только проект храма, но и разработка концепции обустройства.

В храме установлен бюст Монферрану, выполненный из различных образцов камней, используемых в отделке.

Огюст Монферран в начале 19 века покинул родину и более сорока лет своей жизни посвятил России. Сразу по приезду в российский стольный град молодой француз показал Александру Первому альбом с рисунками уникальных храмов, отчего царь пришел в восторг и назначил Монферрана придворным архитектором, а также дал ему заказ на создание проекта нового храма.

Торжественно заложили его в 1818-м. Однако спустя 3 года пришлось приостановить работы. Причиной тому стала неопытность Монферрана. Возведение здания возобновили в 1825 году. К тому времени техническая часть документации подверглась качественным изменениям.

Чтобы исправить ошибки проекта, и внести в него значимые коррективы, собралась комиссия Академии художеств, состоящая из 13 выдающихся архитекторов той эпохи, включая Росси, Стасова, братьев Михайловых, Мельникова и прочих творческих личностей. Возвели храм в 1841 году. А на продолжении семнадцати лет работали над его обустройством.

Обустройство собора

Строительством и отделкой интерьеров Исаакия занимались выдающиеся и лучшие архитекторы, художники и скульпторы, мастера каменных дел, зодчие и строители, собранные со всех уголков Российской империи.

Работы велись круглыми сутками при любых погодных условиях. Исходные достижения продемонстрировали высочайшее мастерство русских умельцев.

Не зря Монферран восторгался смелостью, стойкостью и искусностью русских людей.

Ради создания рсокошной обители добра и света не поскупилась Русь матушка.

С этой целью использовались ценнейшие материалы —14 разнообразных оттенков мрамора, в том числе рускеальский и тивдийский, огромное число цветных камней различных пород: гранит, яшма, шокшинский порфир, бадахшанский лазурит, уральский малахит, соломенская брекчия, шунгитовый аспидный сланец и другие. На декор потребовалось четыреста килограммов золота, тысячи тонн серебра и бронзы. На его возведение, в целом, ушло 23 миллиона золотых царских рублей.

Советское время, годы войны

Строительство храма, который предстает перед нами сегодня, длилось 40 лет. Идея его возведения заключена в словах, выписанных над северным портиком: «Господи, силою твоею возвеселится царь». Так, он был утверждением величия и непоколебимости власти императоров, и планировался местом для их служения Господу.

Завершилось царское время, и советские люди отдали дань своей эпохе, сделав Исаакиевский собор музейным памятником. С 1948 года храм стал музеем “Исаакиевский собор”.

В годы Великой Отечественной войны собору не удалось избежать бомбёжек. Хотя он сумел спасти в блокадное дни свои экспонаты и еще очень многие другие, перевезенные сюда из музеев Ленинграда и области.

К 1960-му Исаакий отреставрировали. На куполе была организована смотровая площадка. Вид с нее открывался на весь исторический центр мегаполиса. Внутри храма стоял маятник Фуко, наглядно демонстрировавший вращение Земли. Позже его демонтировали.

Жизнь собора после союза и сейчас

Службы в Исаакиевском соборе возобновили в 90-м прошлого века, сейчас они постоянно проходят.

Его “выгодное местоположение” — между 2-х крупнейших площадей – одноимённой и Декабристов — позволяет оценить достоинства оного ещё издалека. Неспроста ведь говорят, что великое видится на расстоянии.

Собор являет собой образец позднего классицизма, сочетающий в себе эклектику из византийского стиля и неоренессанса.

Четыре колокольни по углам здания уводят взор к грандиозному позолоченному куполу. Его восхитительный вид открывается отовсюду.

На этом фоне пропорция Исаакия кажется идеальной и не слишком тяжеловесной скульптура, в которой преобладают массивные портики с огромными колоннами. Однако внутреннего величия и харизматичной полноты Исаакию не занимать.

Он был и остаётся высотной доминантой центральной части города, его уникальнейшим архитектурным и святым сооружением.

Источник: http://Peterburg.center/maps/istoriya-isaakievskogo-sobora-v-sankt-peterburge.html

Исаакиевский собор (35 фото)

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, официальное название которого звучит как собор преподобного Исаакия Далматского, является самым крупным православным храмом Санкт-Петербурга. У этого архитектурного сооружения есть статус музея, а располагается оно на Исаакиевской площади.

Содержание

История собора

Регистрация церковной общины была проведена в 1991 году, и после этого было получено разрешение проводить в здании богослужения.

Строительство храма велось с 1818 по 1858 годы, а автором проекта к зданию стал архитектор Монферран. Сам император Николай I был куратором процесса строительства.

Торжественное освящение нового кафедрального собора состоялось 11 июня 1858 года, а осуществил его Митрополит Григорий Постников.

Интересно, что этот храм – четвёртый по счёту, построенный в честь Исаакия Далматского в городе Санкт-Петербурге. Площадь его внутренних помещений составляет около 4000 кв.м. Одна из самых красивых и необычных купольных сооружений не только на территории России, но и во всём мире. В этом можно убедиться, посмотрев фото и видео в статье.

Размеры храма огромны, больше него лишь соборы Святого Павла (Лондон), Святого Петра (Рим), Святой Марии (Флоренция). Общий вес постройки составляет 300 тысяч тонн. Вместительность храма составляет около 12000 человек.

Перед революцией 1917 года Исаакиевский собор Санкт-Петербурга обладал статусом кафедрального собора, а историко-художественным музеем он стал называться лишь в 1937 году.

Читайте также:  Екатерина ii - законодательница клубной жизни

во всей красе Исаакиевский собор

Интересные факты

Интересно, что деревянная церковь (ныне – Исаакиевский собор) была построена в 1710 году, в честь Петра I, у которого день рождения был как раз в день св. Исаакия Далматского, 30 мая.

Располагалась церквушка возле Адмиралтейства, и именно здесь происходило венчание Петра I со своей женой.

Немного позднее, в 1717 году, была построена каменная церковь, однако впоследствии её пришлось разобрать из-за просадки грунта.

Возрождение собора

В 1768 году Екатерина II издаёт указ, согласно которому начинается строительство очередного Исаакиевского собора.

Ведут его в соответствии с проектом архитектора Ринальди между двумя площадями Санкт-Петербурга – сенатской и Исаакиевской. Сооружение этого храма было завершено лишь в 1800 году, уже после смерти Екатерины II.

Следующему императору храм не нравился, и поэтому зданию не уделялось должного внимания. Оно сильно обветшало.

После войны

После завершения войны в 1812 году началась разработка проекта нового храма, в соответствии с приказом Александра I. В этой работе был использован проект, составленный архитектором Монтерраном, в соответствии с которым планировалось использовать часть конструкций из собора, построенного по проекту Ринальди. В новом здании сохранялись под купольные пилоны и алтарная часть.

А вот колокольню, западную стену прежнего собора и выступы алтаря, согласно новому проекту, нужно было убрать. При этом собор новой постройки увеличивался в длину, но при этом сохранил прежние параметры ширины.

Согласно составленному плану здание теперь имело форму прямоугольника, а высота сводов храма оставалась прежней. Также с северной и южной сторон постройки в соответствии с проектом предполагалось сооружение колонных портиков.

Венцом собора стал большой купол, а кроме него в каждом из углов расположилось по одному маленькому куполу. Выбор императора пал как раз на проект храма с пятью куполами, автором которого стал архитектор Монферран.

Строительство этого архитектурного сооружения было начато в 1818 году и продолжалось 40 лет. Храм стал одним из самых высоких купольных сооружений во всём мире.

Исаакиевский собор во всей красе

Небольшая реконструкция

Исаакиевский собор в современном варианте представляет собой пятиглавое строение. Самый большой его купол сложен из трёх частей – наружной, средней и нижней. В диаметре наружная часть большого купола составляет 25 м, а внутренняя часть – 22.15 м.

Интересно, что купольный барабан окаймлён 72-мя колоннами, изготовленными из гранитного монолита и имеющими вес 64-114 тонн. Именно при строительстве данного храма такие громоздкие колонны впервые за всю строительную практику были подняты на высоту 40 м.

Как это все смотрится можно увидеть на видие о фото в статье. Позолота на куполах храма выполнена из червонного золота, причём на украшение всех пяти куполов ушло этого материала около 100 кг.

Сами же купольные конструкции выполнены из металла, а венцом большого купола является золотой греческий крест.

Исаакиевский собор на фоне города

Из чего строился

В углах здания располагаются звонницы Исаакиевского храма. Расположенные в них колокола изготовлены из сплавов меди, серебра и олова. Главный колокол, вес которого достигает 30 тонн, украшен изображениями российских правителей. Его установили в 1848 году на одной из колоколен собора, расположенной в северо-западной его части.

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге был построен с использованием различных пород минералов (всего их было около 43-х). извне стены храма облицевали серым мрамором, а цокольную часть – гранитом. Украшением колонных портиков стали фигурки 12-ти апостолов.

Над кровельной частью собора и вокруг основного купола можно увидеть фигуры ангелов. Здание храма декорировано фронтонами, на которых присутствуют тематические горельефы (Воскресение Христа, Благословление императора Феодосия св. Исаакием Далматским).

Колонны этого собора изготовлены из гранита, доставленного из Финского залива. Смотрите примеры на фото и видео ниже.

Исаакиевский собор роспись купола

Что нужно знать туристу

Внутренне убранство Исаакиевского храма поражает своим великолепием. Не зря этот собор неофициально называют музеем цветного камня. полы и стены здесь декорированы плитами мрамора разных видов от итальянских, французских, русских мастеров.

На стенах храма внутри можно увидеть декор из белого мрамора, и отделку-панно, скомбинированного из зелёного и жёлтого мрамора, порфира и яшмы. Если вы сомневаетесь в этом то смотрите видео и фото в статье. Прямо под церковным куполом на стальном тросе закреплён серебристый голубь – символ духа.

У прихожан создаётся впечатление, что птица парит в воздухе. Внутренняя часть большого церковного купола украшена росписью с изображением Богоматери.

Внутреннее убранство

Внутри Исаакиевского собора в Питере можно увидеть много картин и мозаичных изображений, созданных известными художниками К. Брюлловым, П. Васиным, Ф. Бруни. Украшением храма являются и многочисленные скульптурные группы и статуи, созданные разными мастерами. Храмовый иконостас облицован бадахшанским лазуритом и красивым малахитом, смотрите фото и видео в новости

Что обязательно нужно посмотреть туристам

В залах собора есть три алтаря. Основной посвящён святому Исаакию Далматскому. Его иконостас украшен белым мрамором, колоннами из малахита.

Прямо за иконостасом расположен цветной витраж с изображением Воскресения Христа. Алтарь слева посвящён князю Александру Невскому, а правый алтарь создан в честь Великомученицы Екатерины.

Отличительной особенностью этого храма является и маятник Фуко, демонстрирующий непрерывное движение нашей планеты.

В военное время многие ценности, расположенные в Исаакиевском соборе, не были повреждены, или разграблены, поскольку хранились внизу, в подвале строения. Посещение собора верующими было разрешено в 1991 году. Сейчас в этом храме четырежды в год проходят службы.

Исаакиевский собор подсветка

Помощь туристам при посещении собора

Туристам интересен Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге не только красивейшим внутренним убранством, но и возможностью увидеть во всей красе панораму города, поднявшись на самую высокую колоннаду собора.

Этот храм принадлежит к числу шедевров мировой архитектуры и считается символом Санкт-Петербурга. Исаакиевский собор располагается на Исаакиевской площади северной российской столицы. Прямо к нему можно доехать на нескольких маршрутных такси (№№ 190, 169, 306).

В нынешнее время этот храм наделён статусом музея.

ночью освещенный прожектором

Цена входного билета

Его посещение – платное для туристов, и стоимость билета для одного человека составляет около 250 рублей. Ближайшая к собору станция метро – Адмиралтейская (пересечение Малой Морской улицы и переулка Кирпичного). Выйдя из метро, нужно пройти несколько метров по улице Малой Морской, свернув налево.

Так вы сможете выйти на Исаакиевскую площадь и увидеть одноимённый собор. Добраться к храму можно и другими путями, от станций метро Садовая или Спасская Площадь. Из этих станций имеется выход к Сенной площади, от которой стоит пройти по переулку к речной набережной, и там повернуть налево.

Пройдя 100 м, вы доберётесь до площади Исаакиевской.

Исаакиевский собор открыт для посетителей ежедневно, кроме среды. Туристы могут посещать собор даже вечером и ночью, правда, стоимость его будет несколько дороже, около 400 рублей.

Большая часть туристов, посещающих Исаакиевский собор, принимают также решение прогуляться по площади Исаакиевской, Адмиралтейской набережной, Невскому проспекту и Дворцовой набережной.

Для посетителей в этом соборе предлагается два вида стандартных экскурсий. Одна из них предполагает посещение самого храма, а вторая – путешествие на колоннаду. Приобретать билеты для каждой из экскурсий нужно отдельно.

Все это можно посмотреть у нас на сайте в видео ролике и фотографии.

Исаакиевский собор в снегу

Как проходит экскурсия

Богатство убранства внутренних помещений Исаакиевского собора не должны оставаться без внимания туристов. Экскурсии по храму проводятся для групп путешественников, и их стоимость входит в цену входного билета.

В ходе такой экскурсии посетители узнают информацию об истории Исаакиевского собора, сведения о строительстве архитектурного сооружения, а также – технологиях и материалах, используемых для возведения этого храма.

Большой популярностью у туристов всегда пользуются колоннады Исаакиевского собора, ведь это здание – одно из самых высоких в Санкт-Петербурге, и именно с его колоннад открываются великолепные виды на панораму города. Отсюда можно увидеть Дворцовую и Исаакиевскую площади, реку-Неву, крепость Петропавловскую.

Видео

В этом видео показан и описан Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Это видео будет полезно, если вы собрались посетить Питер как турист. Так же этот ролик будет интересно посмотреть для самообразования и внутреннего развития. Так как Исаакиевский собор является одним из самых больших и красивых соборов мира.

Там действительно есть, что посмотреть. Так же не забудьте оставить свой отзыв о соборе, если вы там уже бывали. Ваше мнение будет интересно туристам, которые собрались посетить достопримечательности Санкт-Петербурга и не только. Так же вы можете присылать фото собора, сделанного своими руками.

И они обязательно попадут на страницы нашего сайта.

Источник: http://russiakrasava.ru/dostoprimechatelnosti-sankt-peterburga/isaakievskij-sobor-35-foto.html

Исаакиевский собор в Санкт Петербурге

Данный собор уже более 150 лет является визитной карточкой Санкт-Петербурга. Он известен своей красотой и размером. Его считают визиткой города. Известен он стал не только благодаря таким фактам, но и тем, что его приходилось строить четыре раза.

На сегодняшний день Исаакиевский собор известен как одно из высочайших купольных зданий мира, а также он самый крупный православный храм Санкт-Петербурга. Многие посещают его не только как памятник православия.

Часто туристы осматривают вид на Питер с Исаакиевского собора.

История воздвижения

Начало истории его возникновения тянется еще в далекий 1710 год. Тогда была построена деревянная церковь на честь Исаака Далматского. День памяти данного святого припадает как раз на день рождения Петра Великого. В 1712 году в нем венчался Петр со своей второй женой Екатериной Алексеевной. Со временем была построена каменная церковь.

Третий храм закончили строить после 50-60 годов 18 века. Как только стройка закончилась, то сразу стало ясно, что он нарушал парадную застройку центра города. Именно тогда император Александр 1 издал указ о проведении конкурса о на лучший вариант перестройки данного храма. Спустя практически десятилетие был одобрен проект француза О. Монферрана. С того времени закипела работа.

Построение нового четвертого храма

Строительство продлилось около 40 лет. Оно забрало большое количество материалов и усилий. Результат, который получился в конце поразил всех и превзошел все ожидания. Квадратная форма собора подчеркивает его монументальность. При сооружении данного храма было использовано около 43 разновидностей минералов.

По всему периметру размещаются восьмиколонные портики с барельефами и статуями. Над громадой собора находится золоченный купол на барабане, который окружен колоннами из гранита. Купол вылит из метала, а вот на его позолоту ушло около 100 кг червонного золота.

Также среди отделочных камней использовали:

Мира Вам! Благодарим, что дочитали до этого места. Хотим Вам рассказать, что у нас есть благотворительный кошелек, собираем денежные средства на нужды болящих и детей с домов интернатов. Являемся кураторами школы интерната для детей с недостатком речи. Уже помогли/помогаем разным людям и они очень благодарны за помощь.

Если есть возможность внести вклад( хотя бы 100-200 рублей) будем благодарны! Ангела Хранителя Вам!

  • порфиру,
  • яшму,
  • мрамор,
  • гранит.

Обязательно к прочтению:  Собор Александра Невского в Нижнем Новгороде

Над внутренним убранством храма работали известные архитекторы и художники.

Среди них такие известные люди как:

  • Карл Брюллов,
  • Василий Шебуев,
  • Иван Витали,
  • Федор Бруни и многие прочие скульпторы и архитекторы.

По замыслу архитектора в соборе одновременно может находится около 7000 человек. Но в действительности численность может достигать 12000. Высота храма достигает 101,5 м. После революции храм разорили. Из него вынесли золото и серебро. В 1928 году проведение служб прекратилось и в данном помещении обосновался антирелигиозный собор в стране.

Святыни

Во время Великой Отечественной войны в подвалах хранили произведения искусства. Чтобы уберечь храм от разрушения, купол покрасили в серый цвет. Но артобстрелов избежать не удалось. На стенах и потолке можно было увидеть следы. Легенда гласит, что по самому куполу не стреляли, а просто использовали его как ориентир на местности.

Кроме росписи на куполе и стенах храм украшали и прочие святыни:

В 1948 году храму был присвоен музейный статус. С 1990 года было возрождено проведение служб по праздникам и воскресеньям. Эта традиция жива и по сегодняшний день.

Как доехать до собора

Точный адрес Исаакиевского собора в Санкт Петербурге понадобится тем, кто будет добираться своим ходом или использовать навигатор. Храм размещен: г. Санкт Петербург, Исаакиевская площадь 4.

Многие посетители задают вопрос о том, как добраться до Исаакиевского собора Санкт Петербурга. Большинство совмещает посещение собора с просмотром таких достопримечательностей как Медный всадник, Невский проспект и Дворцовая площадь.

Если же Вы решите самостоятельно добраться до Исаакиевского собора то есть несколько способов:

  1. Станция метро «Адмиралтейская». Она располагается на перекрестке Кирпичного переулка и Малой Морской. Вам необходимо пройти 2 квартала налево по Малой Морской и Вы упретесь в Исаакиевскую площадь с собором.
  2. Такие станции как «Садовая», «Сенная», «Спасская» выходят на Сенную площадь. От нее Вам необходимо пройти по переулку Гривцова до набережной реки Мойка. Далее поверните налево. И уже через 100 м Вы достигните цели.

Обязательно к прочтению:  Собор Архангельский в Москве

Расписание богослужений

Кроме маршрута необходимо еще знать режим работы Исаакиевского собора в Санкт Петербурге.

Ежедневно с 10:30 до 18:00. выходным днем принято считать среду. Кассы с продажей билетов работают до 17.30. С 1 мая по 30 сентября с 18.00 до 22.30 можно посетить вечернюю экскурсию «Художественное убранство Исаакиевского собора».

Есть еще также и определенный порядок проведения богослужений в Исаакиевском соборе Санкт Петербурге. Необходимо помнить о том, что на территории храма работает историко-художественный музей.

Но богослужения проводятся регулярно, по воскресным дням и всем Великим праздникам. Прочие службы ведутся как и в обычных храмах.

Для более детальной информации можно позвонить в храм или зайти на сайт обители.

Читайте также:  Свято-исидоровская церковь в санкт-петербурге

Как бы там не было, Санкт-Петербург очень красивый город и туда стоит поехать. А вот посетите Вы данный храм или нет – это уже другой вопрос. Если Вы все-таки решите потратите немного времени на него, то поверьте, он Вас не разочарует.

Храни Вас Господь!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/isaakievskij-sobor-v-sankt-peterburge/

Исаакиевский собор

Оказавшись в историческом центре Санкт-Петербурга на берегах Невы нельзя не заметить, что в ряду архитектурных ансамблей набережных выделяется здание, поражающее своими размерами и монументальностью – это Исаакиевский собор.

При приближении к этому колоссу, восхищение от его мощи усиливается, осознание того, что это было создано гением человеческих мысли и труда, приводит в восторг. Наряду с Петропавловским собором, Исаакий, как архитектурный памятник, является одной из градообразующих доминант исторического центра города на Неве.

Фото с парадными видами Исаакиевской площади публикуются во всех путеводителях по Санкт-Петербургу.

Высота Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге составляет 101,5 метра

Исаакиевский собор является самым грандиозным купольным сооружением в России. В мире по своим размерам он уступает лиш трем подобным сооружениям – Собору Святого Петера в Риме (его высота – 132 метра), собору Святого Павла в Лондоне (его высота – 111 метров) и Собору Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции (его высота – 114 метров).

История Исаакиевского собора

Вершиной деятельности архитектора Огюста Рикара де Монферрана и делом всей его жизни стало строительство одного из самых крупных купольных сооружений в мире — Исаакиевского собора, которое длилось 40 лет (1818 — 1858 г.г.), сегодня считающегося одним из главных символов и украшений Санкт-Петербурга.

Возведение первой деревянной Исаакиевской церкви

История создания Исаакиевского собора неразрывно связана с историей строительства Санкт-Петербурга. Первая деревянная церковь была обустроена в бывшей Чертежной при Адмиралтействе на берегу Невы прямо перед Адмиралтейскими доками.

Деревянный храм был основан по повелению Петра I, как домовая церковь и получила название в честь святого Исаакия Далматского – небесного покровителя царя. Летом 1707 года после незначительных переделок (над бревенчатой двухскатной крышей была сооружена четырехгранная башня со шпилем, пристроена алтарная апсида) домовая церковь семьи Романовых была освящена.

Работами по сооружению шпиля и реконструкции церкви руководили выдающийся архитектор Доменико Трезини и инженер Герман Ванн Болес.

С возведенным храмом связаны важные события из жизни царской четы и города. Здесь 19 февраля 1712 года Пётр I венчался со своей супругой Екатериной Алексеевной.

К тому времени Северная столица бурно строилась и развивалась, на Заячьем острове возводится каменная Петропавловская крепость, застраивается Васильевский остров, на Левом берегу Невы в Летнем саду выстроен Летний Дворец Петра I, с Адмиралтейских верфей были спущены на воду первые корабли.

Вторая каменная Исаакиевская церковь

В период царствования императрицы Екатерины I рядом с деревянной церковью по ее образу и подобию возвели новый каменный храм в стиле петровского барокко. К 1724 году конструкции сводов и стен изрядно обветшали. В результате реконструкции вокруг высокой колокольни была построена крытая галерея на высоких каменных столбах.

Каменные своды церкви заменили деревянными конструкциями, стены укрепили металлическими связями. На высоком восьмигранном барабане был сооружен купол с башенкой и ангелом с крестом. Работами по реконструкции руководили архитекторы Трезини, Земцов, Усов, Еропкин. Освящение храма состоялось в 1727 году.

После пожара, случившегося в 1736 году, храм восстанавливали и перестраивали вплоть до 1746 года.

Третий Исаакиевский собор

Даже после реконструкции Исаакиевская церковь, расположенная в непосредственной близости от Невы рушилась на глазах из-за ошибок при строительстве и несовершенства конструкций.

Учитывая недостатки прежних построек, было решено строить Исаакиевский собор более основательно. Местом возведения был выбран Адмиралтейский луг.

В 1746 году по высочайшему повелению императрицы Екатерина II, архитектор Антонио Ринальди начинает строительство Исаакиевского собора. Архитектура нового храма напоминала предыдущий образец, однако отличалась большими размерами, идеальными пропорциями, торжественным внешним видом.

Возведение собора затянулось и заканчивал строительство уже при правлении императора Павла I архитектор Винченцо Бренна. Освящение Исаакиевского собора состоялось в 1802 году.

Четвертый Исаакиевский собор

Из-за нехватки средств, экономили на строительных и отделочных материалах, в результате чего Исаакиевский собор начал ветшать на глазах.
Такое положение дел никак не соответствовало состоянию главного кафедрального собора Российской империи и амбициям нового императора Александра I.

Работы по возведению Исаакиевского собора начались после войны с Наполеоном 1812 года. Строительство было поручено инженеру-архитектору Огюсту Монферрану. Императору Александру был представлен проект, аналогами которого стали соборы Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Святой Марии во Флоренции.

Строительство собора

Исаакиевский собор должен был превзойти по своим размерам все возведенные к тому времени храмы. Строительство собора было невиданным по масштабам и продолжительности.

В 1818 году состоялась торжественная закладка Исаакиевского собора. 5 лет ушло на разборку старого собора, забивку свай в количестве 10762 штук и устройство фундамента.

Следующие 2 года ушли на сооружение колоннад четырех фасадных портиков. Работами руководили русские мастера Самсон Суханов и Архип Шихин.

Цельные гранитные куски нужной формы вырубались из скалы под Выборгом, на месте вытесанные колонны высотой 17 метров и весом 114 тонн по Неве на суднах доставляли к месту строительства и устанавливали на свое место. Всего было возведено 48 колонн будущих портиков.

Каменные блоки, песок и щебень доставлялись по воде, остальные строительные материалы – по железной дороге. Возведение стен и подкупольных пилонов заняло 6 лет, еще 5 лет ушло на сооружение сводов собора, барабана центрального купола и четырех угловых колоколен.

Размеры собора грандиозны. Высота составляет 101,5 метра, общий вес здания 300 000 тонн. Все сооружение воздвигнуто на высокий стереобат, что придает ему большую торжественность. Внутренняя площадь собора составляет 4000 квадратных метров. Фасады облицованы мраморными блоками толщиной 40-50 сантиметров.

Купол собора

Особое конструктивное решение было придумано для купола собора, образцом для которого послужил купол Святого Павла в Лондоне. Для распределения нагрузок и уменьшения веса Огюст Монферран применил металлическую конструкцию, состоящую из трех купольных частей.

Первый внутренний, срезанный сверху купол опирается на четыре мощных пилона. Металлические конструкции обшиты досками, покрыты просмоленным войлоком и оштукатурены. Расписал интерьерные поверхности художник Карл Брюллов.

Второй внутренний купол опирается на внутренний свод и поддерживает световой фонарик, он изнутри расписан под голубое звездное небо с золотыми лучами. Этот художественный прием придает всему подкупольному пространству легкость и праздничность при всех его громадных размерах.

Третий внешний купол снаружи покрыт медными листами и позолочен. На золочение купола было потрачено 100 килограммов червонного золота. Венчает купол световой фонарик и золоченый крест, возведение которого состоялось в 1839 году.

Скульптурное убранство собора

Главным скульптором Исаакиевского собора стал по настоянию Монферрана Иван Петрович Витали, который создал уникальные двери храма. По образцу «Золотых дверей» баптистерия в Риме работы великого итальянского мастера Гиберти, Витали отлил в бронзе барельефы для дверей собора.

Так же были отлиты барельефы для фронтонов портиков. Фигуры ангелов с крыльями и стилизованными факелами в руках были установлены по четырем внешним углам высокого аттика. По большим праздникам в этих газовых факелах-светильниках зажигался огонь.

В такие дни Исаакиевский собор приобретал еще большую монументальность и торжественность.

Внутреннее убранство собора

Исаакиевский собор строился как домовой храм семьи Романовых, все работы по внутреннему убранству проводились при живейшем участии императора Николая I. На отделку и украшение интерьеров ушло 17 лет.

Главные иконописные сюжеты при оформлении иконостаса и внутреннего убранства посвящены небесным покровителям всех венценосных особ, в период царствования которых строились все четыре религиозных сооружения.

Все детали интерьера подчеркивают единение земной императорской власти с властью небесной, освященной самим господом богом. Иконостас сооружен в виде триумфальной арки, имперский стиль подчеркивают шесть десятиметровых малахитовых колонн, расположенных по обеим сторонам от царских врат.

Все иконы в соборе выполнены в технике флорентийской мозаики по живописным оригиналам художников Т. Неффа и Ф. Брюллова.

Поражает своей монументальностью расположенная над царскими вратами скульптурная композиция «Христос во славе», созданная скульптором П. Клодтом и художником Т. Неффом.

Роспись «Страшный суд», над иконостасом, написанная художником Ф. Бруни, наполнена трагизмом, ее колористическое и композиционное решение несут идею о всемогуществе Бога.

В соответствии с европейскими традициями выполнено грандиозное алтарное окно площадью 28 квадратных метров с витражным изображением Иисуса Христа в полный рост работы немецких мастеров. Внутренние поверхности стен и пилонов облицованы мрамором высотой в 43 метра до аттика. Выше аттика стены отделаны искусственным мрамором.

Площадь купольного плафона занимает монументальная роспись под названием «Богородица во Славе», созданная художником Карлом Брюлловым. Росписи на барабане купола, парусных подкупольных сводах и аттике по эскизам К. Брюллова выполнил художник П. Басин. Купол в его основании украшен монументальными статуями двенадцати апостолов.

Освещался собор с помощью семи бронзовых золоченых люстр и канделябров. В 1908 году была произведена электрификация внутреннего пространства. Интерьер Исаакиевского собора поражает своим величием и праздничностью, на отделку декора было потрачено 300 килограммов золота.

История собора после строительства

Торжественное освящение собора преподобного Исаакия Далматского проходило 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II, членов Августейшего семейства, свиты их двора, почетных гостей иностранных посольств, высокопоставленных сановников и вельмож, дворянства и горожан разных сословий. На заполненной народом площади перед собором были построены полки в парадном строе, которые объехал Государь со свитой, приветствуя их. Вся Августейшая семья и их свита во главе с Императором вошла в Исаакиевский собор, где представителями высшего духовенства был совершен обряд освящения храма. Хроники того времени описывают это событие, как величайший праздник государственного значения. Образ мощи и величия государства и незыблемости престола был воплощен в архитектуре и монументальном убранстве собора.

Величественный силуэт Исаакиевского собора завершил парадный облик столицы Российской империи, став главной архитектурной доминантой наравне с Петропавловским собором.

В 1871 году грандиозное здание, требовавшее немалых ежегодных финансовых вложений, было передано государственному ведомству – Министерству внутренних дел. Так Исаакиевский собор стал нести одновременно две функции: как домовый храм царской семьи и как православный центр для проведения общегородских праздников.

При советской власти в1931 году Исаакиевский собор приобрел статус общедоступного музея.

Экспозиция состояла из трех разделов: история строительства собора, антирелигиозная работа музея и естественно-научная часть.

Во время Великой Отечественной войны в период вражеской фашистской блокады Исаакиевский собор выполнил свою важную миссию – стал главным хранилищем для наиболее ценных музейных экспонатов, вывезенных из пригородных дворцов и городских музеев.

После войны были проведены беспрецедентные по своим масштабам работы по реставрации собора.

Как напоминание об артиллерийских обстрелах города фашистами во время блокады, при которых пострадал Исаакиевский собор, на колоннаде западного портика, реставраторы оставили пробоины от вражеских снарядов.

Собор-музей

В1963 году историко-художественный собор-музей «Исаакиевский собор» был открыт для широкой публики. После реставрации открылись великолепные интерьеры храма, вновь мозаики и росписи мастеров девятнадцатого века предстали перед посетителями в своем неповторимом великолепии.

Особое место среди экспонатов музея занимал маятник Фуко, свисавший с купола собора. В определенное время маятник запускали, при колебании можно было увидеть его отклонение относительно нанесенных меток на полу – это подтверждало, что земля вертится.

В стенах храма стоит великолепный бюст – скульптурный портрет архитектора Огюста Монферрана, изготовленный скульптором А.Фолетти, из тех же сортов мрамора, что были применены при отделке собора.

В экспозиции музея выставлены макеты рассказывающие о строительстве здания и макет уменьшенной копии Исаакиевского собора, стенды с подробным описанием и гравюрами, архитектурными чертежами, документами того времени, связанные со строительством и личностью зодчего Огюста Монферрана.

Исаакиевский собор одновременно является музеем, где наиболее полно освещена жизнь и творчество великого зодчего Огюста Рикара де Монферрана. Здесь можно узнать не только о строительстве самого большого храма России, но и о другом не менее значимом и известном памятнике, воздвигнутым гением неподалеку на Дворцовой площади — Александровской колонне.

В процессе экскурсий проводимых в музее, посетители знакомятся с историей возведения собора, способами строительства того времени, инженерными изобретениями, которые впервые были применены при сооружении грандиозного здания. Особый интерес и восхищение у экскурсантов вызывают интерьеры собора, поражающие великолепием и богатством убранства — флорентийские мозаики, росписи, скульптурные композиции, элементы декора.

История жизни и творчества великого зодчего Огюста Монферрана и тех великих мастеров, которые создали этот шедевр архитектуры, будут не мене интересны в повествовании гидов, проводящих экскурсии.

С 1991 года в храме четыре раза в год совершаются церковные богослужения.

Сегодня Исаакиевский собор один из главных культурных центров Санкт-Петербурга, кроме культурно-просветительской и экскурсионной деятельности, здесь ведется большая научная работа в сфере изучения исторического, художественного, декоративно-прикладного и архитектурного наследия, постоянно проводятся и совершенствуются реставрационные работы с применением самых передовых технологий.

Строительство и история Исаакиевского собора неразрывно связаны с историей и жизнью нашего великого города с первых дней его существования по сию пору.

С недавнего времени Исаакиевский собор приобрел совершенно новый художественный облик, который создает подсветка фасадов и купола, рисуя его торжественный силуэт в светящейся панораме ночного города.

Гордость и восторг перед величием человеческого духа охватывают людей, когда они поднимаются на подкупольную колоннаду, где находиться смотровая площадка.

С этой высокой точки перед взором гостей открывается прекрасная панорама Санкт-Петербурга и все основные архитектурные достопримечательности исторического центра.

Колоннада собора является одной из самых удачных мест для фото и видео съемок парадных видов Петербурга с высоты птичьего полета.

Читайте также:  Эклектизм в архитектуре санкт-петербурга - смешение разнородных идей и функционально-планировочных решений

Исаакиевский собор передача РПЦ

10 января 2017 года в средствах массовой информации появилась новость, которая всколыхнула культурную общественность Санкт-Петербурга – Исаакиевский собор передается Русской православной церкви. Это решение было принято правительством Санкт-Петербурга во главе с губернатором города Георгием Полтавченко.

Музейный комплекс Исаакиевский собор является одним из главных музеев и культурных центров России, где постоянно проводятся экскурсии, выставки, концерты и культурные программы. В Исаакиевском соборе ежегодно проводятся торжественные богослужения по большим православным праздникам.

Передача Исаакиевского собора РПЦ должна произойти до конца 2017 года. По утверждению представителей Русской православной церкви в Исаакиевском соборе после его передачи, наряду с богослужениями будут как и прежде проводиться экскурсии. Вход в собор будет бесплатным.

Окончательное это решение или возможны обсуждения с привлечением авторитетных музейных специалистов и реставраторов неизвестно.

Очевидно, что в передаче Исаакиевского собора РПЦ, даже если это решение опирается на федеральный закон, еще не поставлена окончательная точка.

Исторически собор, как культовое сооружение никогда не принадлежал церкви, изначально он строился и существовал как царская домовая церковь, деньги на его возведение и содержание поступали из бюджета императорской семьи Романовых.

Совершенно определенно можно утверждать, что грядущий весенне-летний туристский сезон Исаакиевский собор будет работать как музей, где будут проводиться традиционные экскурсии в собор и на смотровую площадку его колоннады в прежнем режиме и по билетам.

Источник: http://cityguidespb.ru/interesnye-mesta/hramy/61-isaakievskiy-sobor.html

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор — крупнейший православный храм Санкт-Петербурга.

Исаакиевский собор (официальное название — собор преподобного Исаакия Далматского) расположен на Исаакиевской площади и имеет статус музея.

Собор построен в 1818—1858 годы по проекту архитектора Огюста Монферрана. Строительство курировал сам император Николай I.

Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из камней, использовавшихся при строительстве собора.

Исаакиевский собор — выдающийся образец позднего классицизма, в котором уже проявляются новые направления (неоренессанс, византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта центральной части города.

Собор был освящён во имя преподобного Исаакия Далматского, почитаемого Петром I святого, так как император родился в день его памяти — 30 мая по юлианскому календарю.

1 — западный портик

2 — северный портик
3 — восточный портик
4 — южный портик
5 — алтарь
6 — придел Святой Екатерины
7 — придел Святого Александра Невского
8 — главный иконостас
9 — Царские врата
10 — подкупольные пилоны

Высота Исаакиевского собора 101,5 м, длина и ширина — около 100 метров, внутренняя площадь — более 4 000 метров квадратных. Наружный диаметр купола — 25,8 м. Здание украшает 112 монолитных гранитных колонн разных размеров.

Стены облицованы светло-серым русскеальским мрамором. Интерьеры отделаны мрамором, малахитом, лазуритом, золочёной бронзой и мозаикой. Работы над интерьером начались с 1841, в них приняли участие знаменитые русские художники (Ф. А. Бруни, К. П. Брюллов, В. К.

Шебуев) и скульпторы (И. П. Витали, П. К. Клодт).

При установке колонн были использованы деревянные конструкции инженера А. Бетанкура. На фризе одного из портиков можно разглядеть скульптурное изображение самого архитектора (Монферран умер практически сразу после освящения собора, но в желании архитектора быть погребённым в собственном творении было отказано).

Центральный барабан собора, на фото видно лестницу, буквально «пронизывающую» его снизу вверх.

А вот и сама лестница.

Напротив собора, в центре Исаакиевской площади, установлен памятник императору Николаю I.

Северный фасад 

Фраза, помещённая над северным портиком, — «Господи, силою твоею возвеселится царь»,— может считаться выражением идеи всего сооружения. Рельеф фронтона северного портика — это «Воскресение Христа».

В центре композиции — поднявшийся из гроба Христос, справа и слева от него — ангелы, а за ними перепуганные стражники и потрясённые женщины.

Идея о воскресении Христа, который по приговору суда был распят на кресте и на третий день воскрес из мёртвых, лежит в основе всей христианской религии.

В честь Иисуса Христа, победившего смерть и даровавшего людям надежду на спасение и бессмертие, празднуется самый торжественный и радостный праздник христианской церкви — Пасха. Именно в честь этого праздника зажигаются высокие светильники в углах собора, над аттиком, и руки коленопреклонённых ангелов благоговейно поддерживают их.

Статуи, расположенные на углах и вершинах фронтонов, представляют 12 святых апостолов — ближайших учеников Иисуса Христа, — причём вершины увенчаны статуями евангелистов, то есть авторов Евангелий — первых 4 книг Нового завета, повествующих об учении и жизни Иисуса.

Апостол Пётр изображён с ключами от врат царства небесного. По роду своих занятий он был рыбак, и жизнь его с самого начала и до конца была преисполнена всяких чудесных событий, о которых упоминается в евангельских сказаниях.

Это, прежде всего, чудесный лов рыбы: рыба шла в таком количестве, что даже «сеть прорывалась», и «ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб»; это буря на Галилейском озере, когда господь шёл по волнам к своим утопавшим ученикам и дозволил Петру также пройтись по волнам.

Ревностный проповедник слова христианства, он мог исцелять расслабленных и воскрешать из мёртвых, и веру свою в Христа доказал мученическою смертью: по преданию, при императоре Нероне, его распяли вниз головой.

Апостол Павел изображён с мечом, символом его ревностного служения Иисусу Христу. Вначале он был ярким гонителем христиан, везде их выискивал и истязал, но в один прекрасный день луч с неба поразил его — он ослеп.

Он услышал голос Иисуса Христа, проникся его учением и с этого времени совершенно переменился.

Зрение вернулось к нему; он стал одним из самых ревностных проповедников христианской веры, совершил немало чудес, претерпел немало страданий и подтвердил свою веру мученической кончиной: в Риме, при императоре императоре Нероне, ему отрубили голову.

Евангелист Иоанн изображён с орлом, от всевидящего ока которого не могут укрыться никакие прегрешения. Он прожил дольше других апостолов, и, по преданию, ученики (следуя его желанию) погребли его живым. Когда же вскоре после погребения могилу его вскрыли, апостола там не оказалось: подобно Иисусу Христу, он воскрес из мёртвых.

Скульптуры в нишах — «Несение креста» в левой нише и «Положение в гроб» — в правой.

Двери: в самом верху — «Вход в Иерусалим», ниже — «Се человек» и «Бичевание Христа», ещё ниже — Св. Николай Чудотворец и Преподобный Исаакий Далматский, в самом низу — коленопреклонённые ангелы.

Западный фасад 

Сюжетом барельефа западного фасада стала «Встреча Исаакия Далматского с императором Феодосием». Союз царской и духовной власти (неслучайно портик обращён в сторону Сената и Синода) — таков идейный замысел барельефа. Римский император Феодосий, опытный полководец, правивший в VI веке нашей эры, был приверженцем и охранителем христианской религии в борьбе с еретиками и язычниками.

В центре барельефа — Исаакий Далматский жестом правой руки словно благословляет Феодосия (с лицом императора Александра I), держа в левой руке крест. В правой части — коленопреклонённые войны. Слева, рядом с Феодосием, его жена Флаксилла (с лицом Елизаветы Алексеевны, жены Александра I), а за ней две фигуры. В первой из них можно уловить портретные черты президента академии художеств — А.

Н. Оленина, во второй — министра двора и председателя комиссии по строительству собора князя П. В. Волконского (придворные Александра I и Николая I). Наконец, в левом углу барельефа небольшая полуобнажённая фигура с моделью собора в руках. При внимательном рассмотрении мы узнаём портрет автора проекта Исаакиевского собора О.

Монферрана, по замыслу которого и создавалась вся скульптура здания.

Апостол Фома изображён с угольником в левой руке (как архитектор), с протянутой вперёд правой рукой, с удивлённым выражением на лице. Он был склонен к маловерию, и в воскресение Христа поверил только тогда, когда дотронулся до него.

Апостол Варфоломей изображён с крестом и скребком. Он проповедовал учение в Аравии, Эфиопии, Индии, Армении, где и принял мученическую смерть: с него скребком содрали кожу, а затем повесили вниз головой.

Евангелист Марк изображён со львом, символизирующим мудрость и отвагу. Проповедуя учение Христа, он принял мученическую смерть в Александрии.

Дверь: в самом верху — «Нагорная проповедь», ниже — «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного», ещё ниже — Апостол Пётр и Апостол Павел, в самом низу — коленопреклонённые ангелы.

Южный фасад 

На южном фронтоне портика при входе в музей помещён барельеф на тему священного писания — «Поклонение волхвов». Фигуры барельефов (самая большая 6 метров) хорошо видны снизу. В центре на троне — Мария с младенцем в окружении пришедших на поклонение волхвов. Среди них выделяются фигуры царей — месопотамского и эфиопского.

Справа, около Марии, чуть склонив голову, стоит Иосиф. В левой части барельефа старик, нежно обняв ребёнка, весь подался вперёд, в сторону центральной фигуры. В руках ребёнка небольшой ларец с подношениями. Позади старика полулежащий человек смиренно сложил протянутые вперёд руки.

Сохранились упоминания о том, что эти фигуры делались с натурщиков.

Апостол Андрей проповедовал во многих странах, даже в Русской земле. Его распяли на кресте особой формы, наподобие буквы Х, который с тех пор стали называть Андреевским. В России он считается покровителем флота; при Петре 1 был учреждён Андреевский флаг, а также орден.

Апостол Филипп — скромный и незаметный, он ничем особенным среди учеников Христа не выделялся. Предание говорит, что он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии и принял смерть, распятый на кресте.

Евангелист Матфей изображён в момент работы, с ангелом за спиной, символом чистоты деяний и помыслов; он принял мученическую смерть за Христа: его побили камнями, а затем обезглавили.

Левая ниша — «Благовещение».

Правая ниша — «Избиение младенцев».

Двери: в самом верху — «Сретение», ниже — «Бегство в Египет» и «Христос объясняет св. писание в храме», ещё ниже — Александр Невский и Архангел Михаил, в самом низу — коленопреклонённые ангелы.

Восточный фасад 

На барельефе восточного портика, обращённого в сторону Невского проспекта: «Исаакий Далматский останавливает императора Валента».

В центре барельефа — Исаакий Далматский преграждает путь императору Валенту, предсказывая ему скорую гибель, опытный воин, царствовавший до Феодосия, был покровителем ариан, учение которых представляло собой попытку пересмотра христианского учения.

Исаакий Далматский, последователь христиан, был посажен в темницу (на барельефе изображён момент, когда воины цепями сковывают ему руки), и освободил его лишь Феодосий, последователь христианского учения. На фронтоне надпись: «На господа уповахом, да не посрамимся во веки».

Апостол Иаков — брат евангелиста Иоанна, он имел характер деятельный, был решителен и непоколебим в вере, за что и пострадал быстрее прочих. Первый мученик среди апостолов, Иаков был обезглавлен в Иерусалиме.

Апостол Симон — брат Андрея, изображён с пилой. Этот апостол просветил учением Христовым Африку, по другому преданию — Британские острова, Вавилонию, Персию, и был распят на кресте. Пила — символ мучений, которые довелось испытать всем апостолам.

Евангелист Лука изображён с тельцом, символизирующим святость завета, и иконой Пресвятой Богородицы. Он проповедовал в Ливии, Египте, Македонии, Италии и Греции и мирно скончался в 80-летнем возрасте; по другому преданию, принял мученическую смерть и за неимением креста был повешен на оливковом дереве.

Внутреннее убранство собора.

В соборе три алтаря. Иконостас центрального алтаря украшают мозаичные иконы выполненные по эскизам Тимофея Неффа и Федора Брюллова.

Общий вид центрального алтаря.

Рядом с Царскими вратами мозаики по эскизам Т.А. Неффа. «Богородица с младенцем»

и «Христос Спаситель».

За царскими вратами находится один из самых больших цветных витражей в Европе площадью 28,5 кв.м — Воскресший Господь, изготовленный по специальному заказу на мюнхенской витражной фабрике по эскизу художника Г. М. фон Гесса.

Левая часть центрального иконостаса. Сверху мозаики по эскизам Ф.П. Брюллова «Мария Магдалина и Царица Александра» и «Святой Николай новгородский». Внизу — «Св. Екатерина» и «Св. Александр Невский» Т.А. Неффа.

Правая часть центрального иконостаса. Сверху-» Архистратиг Михаил» и «Праведные Анна и Елизавета» Ф.П. Брюллова. В нижней части — мозаики «Исаакий Далматский», святой покровитель собора с его изображением в руках и «Исаакий Мирликийский» по эскизам Т.А. Неффа.

Над центральным иконостасом мозаика по эскизу С.А. Живаго «Тайная вечеря» и выше его же роспись «Моление о чаше».

Роспись Ф.А. Бруни «Страшный суд» в плафоне над центральным алтарем.

Малый южный алтарь собора, посвященный великомученице Екатерине.

Малый северный алтарь посвящен благоверному Александру Невскому.

Роспись главного купола собора Богоматерь во славе выполнена Карлом Брюлловым. Он успел выполнить основные фигуры, а фоны, апостолов в барабане купола завершил академик П.В.Басин по картонам Брюллова.

Западный свод центрального нефа расписан Ф.А. Бруни. Сверху Видение пророка Иезекиля, ниже Солнце Луна и Звезды с ангелами и Творец благословляет свое творение.

Мозаики установленные на полу.

По эскизам Т.А. Нефф — «Рождество богородицы»,

«Вознесение Господне»,

«Святой Петр».

«Тайная вечеря».По оригиналу Н.А.Майкова 

Икона Тихвинской Божией Матери

Гравюры на северной двери собора.

Гравюры на южной двери собора.

Гравюры на западной двери собора.

Модель лесов для установки колонн портиков в 1/16 натуральной величины.Д.Биллинг,В. и П.Михайловы 1826.Дерево,металл.           http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post225406214/         http://www.liveinternet.ru/users/matrioshka/post225406050/

Источник: https://art.mirtesen.ru/blog/43115130247/next

Ссылка на основную публикацию