Храм воскресения христова в санкт-петербурге

Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала на Обводном канале

В панораме нижнего прямого отрезка Обводного канала хорошо выделяется характерный силуэт церкви Воскресения Христова около Варшавского вокзала. Здание построено в начале XX века в характерном для того времени стиле аля-рус.

Причем мрачноватая расцветка стен храма контраститрует с недавно восстановленным ярким убранством купола. Этот храм расположен неподалеку от Варшавского вокзала и поэтому нередко называется: церковь воскресения у Варшавского вокзала.

Впервые храм на этом месте возник еще в 1894 году, он был создан в честь произошедшего в этот год бракосочетание последнего русского императора Николая II и Алисы Гессен-Дармштдской (известной в России под именем Александры Федоровны).

При этом, собран этот храм был на нынешней улице Марата, а перенесен сюда и собран вновь по бревнышкам. Здание было маленьким, бревенчатым и носило временный характер. Но уже 1897 году оно было перестроено и стало значительно больше.

Тогда же его настоятелем стал священник Александр Рождественский, который в тот же год открыл при храме общество трезвости им Александра Невского (Вообще в это время в России такие общества были в моде. И как правило они возникали в таких полуокраинных, трущобных районах, как окрестности Обводного канала в Санкт-Петербурге.

В больших городах, на рабочих окраинах проблема пьянства стала особо давать себя знать и церковь, помогая людям бросить пагубную привычку, одновременно пыталась препятствовать росту социального недовольства среди простонародья, проповедуя церковное понимание смирения перед всеми тяготами беспросветной тяжелой бедняцкой жизнью и примиряя их с «богом данной» действительностью).

Тогда же начался сбор денег на строительство нового каменного храма.

Их собрали лишь семь лет спустя, в 1904 году, во многом благодаря пожертвованиям купца Дмитрия Парфенова, которого сам царь за это произвел в генералы минуя все предшествующие чины (имеется виду конечно, гражданский чин, просто соответствовавший по значимости генеральскому, как было заведено еще в Петровском Табеле о рангах в начале XVIII столетия). Видимо, Николай II не забыл, в честь кого первоначально этот храм был заложен и воспринял вклад в его строительство за проявления преданности его монаршей особе.

Заметка из Зодчего, 1903 — об освящении места под храм (Стр. 438. Раздел — «Хроника»):

Храм проектировался архитекторами Алексеем Леонтьевичеа Гуном и Германом Давидовичем Гриммом и строился ими при участии Густава Густавовича фон Голи (Г.Д.

Гримм известен в основном, как автор жилых доходных домов.

Ныне из построенных им церковных зданий кроме церкви на Обводном более-менее сохранилось лишь здание бывшей церкви на Лесном проспекте, перестроенного под стадион завода «Красная заря».

Ниже даны листы проекта, опубликованные в 1903 году в журнале «Зодчий»

Западный фасад:

План и фасад по Обводному каналу:

Восточный фасад:

Иконостас — проект А.Л. Гуна — Зодчий, 1906, 52, лист 60:

Храм был достроен полтора года спустя и освящен 11 мая 1906 года. На колокольню высотой 60 метров подняли колокол 1000 пудов весом.

Колокол назвали «отец Александр» в память о погибшем в 1905 году первом священнике храма — Александре Рождественском, который так и не увидел достроенное каменное строение. За образцы для многих сюжетов внутренненй росписи храма брались картоны, по которым создавались мозаики Спаса на Крови.

В советское время церковь была закрыта. Одно время ее использовали как  служебное здание окрестного трамвайного парка (нын. Перемещен ближе к Новодевечьему монастырю)

При этом, изначальное храмовое внутренее убранство практически не сохранилось. Храм вновь открылся в 1989 году. Через три года здесь отпели Л. Н. Гумилева. За последние годы восстановили наружные фасадыф и купол храма. Готовится реставрация иконостаса и масляных икон.

Источник: http://www.nogardia.ru/articles/show/70/

Тербунское благочиние — храм спаса-на-крови (воскресения христова)

В Санкт-Петербурге, на набережной канала Грибоедова, привлекает внимание удивительное здание храма Воскресения Христова. Его разноцветные эмалевые купола господствуют над окружающими сооружениями, и вместе с куполом Исаакиевского и шпилем Петропавловского соборов создают архитектурный акцент в панораме центральной части города.

Освященный в честь праздника Воскресения Христова, храм представляет собой уникальный памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX века.Собор возвели на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр II.

Это дало храму второе, более часто употребляемое название —<\p>

В память о мученической смерти императора Александра II на месте его убийства построили храм. Он был освящен при его внуке как храм Спаса на крови .

Первого марта 1881 года бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, повернула колесо истории России, направив её, по существу, на тот путь, по которому она, обливаясь кровью лучших людей страны, идет второе столетие.

 Второго  марта 1881 года на чрезвычайном заседании городская дума просила Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести…на средства города часовню или памятник».

Император ответил: «Желательно было бы иметь церковь…а не часовню». Однако временно решили построить часовню. По проекту архитектора Л.Н.Бенуа уже в апреле часовня была возведена.

Думе это практически ничего не стоило: поставил ее купец I гильдии Громов, строительные работы оплатил купец Милицин, он же стал старостой.

Ежедневно в часовне служились панихиды в память Александра II . Эта часовня простояла на набережной до весны 1883 года, затем в связи с началом строительства собора была перенесена на Конюшенную площадь.

Проект не отличался композиционной законченностью, но соответствовал задаче прославления Александра II . Именно поэтому совместный проект А.А.Парланда и Игнатия был принят как наиболее полно вобравший в себя конкретные условия, поставленные императором Александром III .

23 апреля 1883 года состоялось первое заседание созданной комиссии. Решался вопрос о наименовании собора, и архимандрит Игнатий предложил назвать его храмом Воскресения Христова. Проект Парланда–Игнатия был одобрен царем 29 июля 1883 года с условием его последующей доработки.

Окончательно же он был утвержден лишь спустя 4 года – 1 мая 1887 года.

В октябре 1883 года состоялась торжественная закладка храма.На строительство храма-памятника государство выделило по смете 3 млн. 600 тыс. рублей серебром. Это были огромные по тем временам деньги. Однако фактическая стоимость строительства превысила сметную на 1 млн. рублей.Этот миллион рублей на строительство храма-памятника внесла царская семья.

Строительство его велось 24 года, и 19 августа 1907 года собор Воскресения Христова был освящен.

Собор имеет ассиметричную, неуравновешенную композицию. Пятиугольное в плане здание вытянуто по оси «восток-запад». К основному объему с восточной стороны примыкают три алтарные апсиды, завершающиеся малыми куполами.

Западную часть здания как бы продолжает двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. В нарушение православных традиций входные двери храма смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Они оформлены четырьмя крыльцами со стрельчатыми шатрами.

Во внешнем облике здания соблюдена пространственная трехмерность.

При сооружении храма был учтен печальный опыт Исаакиевского собора, в котором часть живописи начала гибнуть еще до завершения строительства. В 1894 году было решено по авторским эскизам набирать мозаики. Предстояло собрать мозаичное покрытие площадью почти в 7 тысяч квадратных метров.

Живописные эскизы для мозаик храма создавала большая группа художников. Степень их одаренности, различная манера исполнения, характерная для того или иного художественного направления, — все это нашло свое отражение в многочисленных мозаичных композициях.

Часть мозаик выполнена в традициях академизма: это работы по эскизам А.П.Рябушкина, Н.А.Кошелева, Н.К.Бодаревского. В композициях В.М.Васнецова и Н.Н.Харламова использованы традиции византийской иконописи. Есть мозаики в стиле модерн. К ним следует отнести работы М.В.

Нестерова и В.В.Беляева. Отдельную группу составляют мозаичные орнаменты, выполненные по оригиналам А.А.Парланда и А.П.Рябушкина. Они и разделяют, и объединяют композиции в яркий красочный «ковер».

Изумительные по цвету и рисунку орнаменты занимают важное место в мозаичном оформлении здания.

Свод сени был инкрустирован сибирскими самоцветами и топазами в виде звезд. Значительная часть камней для свода была взята из запасов Петергофской гранильной фабрики. Оправа для «звезд» выполнена в мастерской «золотых и серебряных изделий братьев Грачевых».

Сень была ограждена орлецовой балюстрадой и металлическими ажурными решетками, изготовленными на Екатеринбургской и Петергофской гранильных фабриках. Ее установили в 1909 году, уже после освящения храма. Балюстрада предала сени определенную художественную завершенность.

При изготовлении сени была использована яшма двух оттенков: серо-фиолетовая и зеленоватая. Нжняя ее часть выполнена из яшмы, добытой в коргонской каменоломне, являющейся одной из богатейших месторождений серо-фиолетовой яшмы на Алтае. Верхняя часть – из зеленоватой алтайской яшмы, получившей название николаевской.

Пол под сенью, часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые упал смертельно раненный царь, сохранились.Значительный интерес представляют 20 выполненных из норвежского темно-красного гранита досок, расположенных по периметру фасадов собора. На них золочеными буквами начертаны «деяния Александра II».

По существу, это несколько идеализированные главные события истории русского государства периода правления этого императора с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года.

Назад к списку

Источник: http://terbyni.prihod.ru/stranichka_strannika/view/id/1171597

Петербург. Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала. 1894-1908

?babs71 (babs71) wrote,
2009-03-06 10:04:00babs71
babs71
2009-03-06 10:04:00Рядом с Варшавским вокзалом возвышается Воскресенская церковь (набережная Обводного канала, 116). История ее возведения связана с весьма интересной страницей религиозной жизни Петербурга конца XIX — начала XX века.

Изначальная инициатива возведения церкви в этом районе связана с Обществом распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви. Общество это было основано в 1881-м году при активной поддержке обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева. Первым председателем Общества был протоиерей Иосаф Васильев, а с 1892 года им стал протоиерей Философ Орнатский.

Важную роль в деятельности общества играл протоиерей Михаил Соколов.Именно по призыву Михаила Соколова статский советник Е. Ф. Балясин пожертвовал средства на возведение первой церкви Общества — Троицкой. Церковь эта располагалась на углу Николаевской и Стремянной улиц.

Изначально, в 1891-м году на участке была возведена деревянная церковь, устроенная в стенах будущего зала при храме на Стремянной. Еще через два года была построена каменная церковь по проекту архитектора Никонова. Было решено разобрать теперь уже ненужную деревянную церковь и перенести ее к Варшавскому вокзалу.

Выбор места определялся тем, что местность около Варшавского вокзала была весьма удалена от приходских церквей. К этому времени Общество уже имело комнату для проведения духовных бесед в помещении Городских скотобоен, но в ней не могли поместиться все желающие.

В связи с этим Совет Общества обратился в Городскую думу с просьбой предоставить обществу участок на Обводном канале под номером 116 площадью 1000 квадратных сажен для возведения церкви.

Разрешение было получено с условием, чтобы «к постройке церкви было приступлено в течение двух лет со дня отвода земли, в противном случае земля отбирается обратно в распоряжение города».

Одновременно, по ходатайству Иоанна Кронштадтского, который активно помогал Обществу, министр путей сообщения присоединил к пожертвованной городом земле смежный участок в 399 квадратных сажен, принадлежавший ведомству путей сообщения.

 Протоиереи Иоанн Сергиев (Кронштадтский) и Философ Орнатский среди единомышленников. 1903 (?) г. Фотограф К. Булла

14 августа 1894 года, от Троицкой церкви на Стремянной, после совершенной там литургии, начался Крестный ход к Варшавскому вокзалу. У Варшавского вокзала крестный ход был встречен преосвященным Виссарионом, епископом Костромским и Галичским. К этому же времени прибыли крестные ходы от молитвенного дома скотопригонного двора и от мастерских Варшавского вокзала с духовенством Митрофаньевского кладбища. При большом скоплении народа на месте престола строящегося храма укрепили закладную доску.Работами по разборке и переносу деревянного храма руководил протоиерей Михаил Соколов. На новом месте храм собирался по проекту и под наблюдением архитектора С. П. Кондратьева. Работы шли быстро и уже 27 ноября 1894 года храм освятили.

Деревянную церковь изначально ставили таким образом, чтобы оставить место для возведения постоянного каменного храма. Тем не менее, к строительству его приступили далеко не сразу. Храм, пусть и деревянный, уже был, но требовалось помещение для устройства школы и зала для духовных бесед.

Читайте также:  Военно-исторический музей артиллерии санкт-петербурга: расписание, часы работы, цена билетов и адрес музея артиллерии

Поэтому в 1896-1897 годах сооружается трехэтажный дом (набережная Обводного канала, 114) по проекту архитектора Г. Г. фон Голи.

В нем разместились церковно-приходская школа на 150 детей с рукодельными классами, библиотека, читальный зал и квартиры для служащих при церкви и школе.
 В одноклассной церковно-приходской школе детей учили грамоте, а также основам ремесла.

 Учащиеся церковно-приходской школы Воскресенского храма вместе с попечителями.

Девочек обучали кройке и шитью, мальчиков — переплетному делу (впоследствии, когда в подвале каменного храма открыли типографию, появились и ученики типографского дела).

 Столярная мастерская в церковном доме храма Воскресения Христова. Учащиеся за работой. 1909 г. Фотограф К. Булла

 Мальчики-ученики набирают шрифты для типографии храма Воскресения Христова. 1909 год. Фотограф К. БуллаОбучали основам православной религии и взрослых (многие из которых по неграмотности не знали даже самых простых молитв).

 В духовной библиотеке церковного дома Воскресенского храма.

Проводились и пользовавшиеся большой популярностью духовные чтения «с туманными картинами» (так в те времена называли показ диапозитивов).

 Духовная беседа в церковном доме Воскресенского храма. Во время чтения с «туманными картинами».

В 1897 году в храм после окончания духовной академии был назначен 23-летний священник Александр Рождественский.По его инициативе 30 августа 1898 года при Воскресенском храме было создано Александро-Невское Общество трезвости, в память святого благоверного князя Александра Невского.

В день открытия общества в его члены вступил 151 человек, через год — более 3 тысяч, а через семь лет общество насчитывало свыше 70 тысяч членов. Запись в члены Общества трезвости проходила сначала по воскресеньям, а затем ежедневно после литургии и всенощного бдения.

Перед иконой Александра Невского вступающие давали обещание не пить спиртного назначенный срок: три месяца, полгода, а иные — и целый год. Вступавшим в общество торжественно вручался священный лист трезвости. Иногда вступали в Общество трезвости и заочно (священный лист тогда высылался по почте).

При обществе было братство выборных, которое состояло из наиболее надежных трезвенников. Выборные следили за порядком в храме и при крестных ходах.

 Нагрудный знак Александро-Невского братства трезвости.

Весь город был поделен на округа, куда после работы, отправлялись выборные следить за соблюдением обета трезвости наиболее слабыми трезвенниками своего округа.

  Знаки отличия трезвенников.

При Воскресенском храме была открыта работная контора, где подыскивали рабочие места бывшим алкоголикам. Некоторые хозяева торговых и ремесленных заведений в Петербурге принимали к себе работников не иначе, как после записи в Александро-Невское Общество трезвости.

 Трезвенники во главе с отцом Александром Рождественским у деревянного Воскресенского храма.

В 1904 году по инициативе отца Александра Рождественского, при поддержке К. П.

Победоносцева и архимандрита Михаила, наместника Троице-Сергиевой пустыни была открыта Первая Российская Сергиевская школа трезвости. Воспитанниками школы были, в основном, дети родителей-алкоголиков.

 Запись в члены Александро-Невского Общества трезвости в нижней части храма Воскресения Христова. 1911 г. Фотограф К. Булла.

Александро-Невское Общество трезвости активно занималось также издательской деятельностью.

 Наборщицы за работой в типографии в нижней части храма Воскресения Христова. 1909 г. Фотограф К. Булла.

 Переплетчики за работой в типографии в нижней части храма Воскресения Христова. 1909 г. Фотограф К. Булла.
 Печатники за работой в типографии в нижней части храма Воскресения Христова. 1909 г. Фотограф К.

Булла.

Под редакцией все того же отца Александра Рождественского издавались журналы «Отдых христианина» (с бесплатным приложением книжек), «Трезвая жизнь», «Воскресный благовест», «Известия по Санкт-Петербургской епархии».

 Редакция журналов «Трезвая жизнь», «Отдых Христианина» и «Воскресный благовест». 1911 г. Фотограф К. Булла.

К несчастью, отец Александр скончался в 1905 году от брюшного тифа. Его похоронили в Александро-Невской лавре при большом скоплении народа. Один из участников похорон вспоминал: «Особенно плакали слабые алкоголики.

Им удавалось после бесед отца Александра сдерживать себя по месяцу и более; но теперь они боялись и заглянуть в свое будущее. Я видел пьяненького рабочего, который на панихиде по отцу Александру говорил со слезами поддерживающей его жене: — Пропал я теперь! Совсем пропал!..

«

 Отец Александр Рождественский (с крестом в руках) с братией и трезвенниками перед крестным холом у временного храма. 1904 г. Фотограф К. Булла.

В 1904 году исполнялся 10-летний юбилей Воскресенского храма. К этому времени стало ясно, что деревянный храм уже не справляется с потоком верующих. Одновременно, в этом же, 1904-м году наступал другой юбилей — 10-летие со дня бракосочетания Николая II.

В связи с этим, Совет Общества распространения религиозно-нравственного просвещения обратился к министру финансов С. Ю. Витте с просьбой об исходатайствовании Высочайшей субсидии на построение храма Воскресения Христова. Субсидия была выделена и Обществу было отпущено из казны 50 тысяч рублей.

Половина этих средств была направлена на достройку храма Иоанна Предтечи на Выборгской стороне. На оставшиеся средства (а также на пожертвования, собранные Александро-Невским обществом трезвости — 16 тысяч рублей) было решено начать возведение каменного храма у Варшавского вокзала.

Проект храма составил архитектор Г.Д.

Гримм при участии архитектора Г.Г. фон Голи.

Архитектор А. Л. Гун стал автором внутреннего убранства храма и спроектировал его иконостас.

В июле 1903 года проект был утвержден Николаем II. Немедленно была образована строительная комиссия, которую возглавил Д. Л. Парфенов.8 (21) сентября 1903 года было освящено место постройки храма.

Торжественное освящение места закладки каменного храма Воскресения Христова возглавляет протоиерей Философ Орнатский. 8/21 сентября 1903 г. Фотограф К. Булла :
 

А ровно через год после Высочайшего одобрения, 25 июля 1904 года была проведена торжественная церемония закладки храма.Разумеется, первоначальных средств не хватало на постройку храма (общая смета составляла 450 тысяч рублей), и процесс сбора пожертвований шел постоянно. Огромную роль в сборе пожертвований играл Д. Л. Парфенов.

При этом сам он жертвовал значительные суммы (так, из пожертвованных в 1910-м году 5713 рублей, Парфенов пожертвовал 5500 рублей).

Одновременно, Общество брало кредиты на постройку храма (протоиерей Философ Орнатский добился в Синоде в 1905 году выделения кредита в размере 110 тысяч рублей, а в 1907 году был взят кредит в 100 тысяч рублей у церкви Волковского кладбища, под залог дома на Стремянной).

 Воскресенский храм в начале XX века.

Впрочем, учитывая основную «аудиторию» храма, неудивительно, что в народе о строительстве церкви пошли анекдоты. Церковь прозвали «копеечной» (якобы на ее возведение были обложены специальным налогом, 1 копейка с каждой тысячи рублей оборота, питейные заведения столицы).

Еще одно прозвище — «церковь с бутылочкой» -породила форма колокольни, слегка напоминающая бутылку. По легенде, алкоголики упросили архитектора придать колокольне именно такую форму, чтобы она напоминала им о брошенном «хобби».11 мая 1906 года при большом скоплении народа на колокольню храма подняли крест и колокол.

В память об основателе Александро-Невского Общества трезвости колокол был украшен рельефным портретом отца Александра Рождественского и надписью «Отец Александр».14 декабря 1908 года Антоний, митрополит Санкт-Петербургский освятил храм.

Через неделю, 21 декабря был освящен придел в честь святителя Николая Чудотворца (придел в честь святого князя Александр Невского, покровителя Общества трезвенников так и остался неосвященным).

Параллельно продолжались кровельные, облицовочные, каменные и плотницкие работы.

Одновременно, деревянный храм был вновь разобран и перенесен за Нарвскую заставу.

 Поздравительная делегация к депутату Государственной Думы Челышеву М. Д. у входа в храм Воскресения Христова. 1912 г. Фотограф К. Булла.

Первым настоятелем Воскресенского каменного храма стал протоиерей Петр Алексеевич Миртов, возглавивший Александро-Невское Общество трезвости после кончины Александра Рождественского.

 Первый настоятель каменного храма Воскресения Христова Петр Миртов (справа) с сотрудниками в канцелярии Александро-Невского общества трезвости. 1911 год. Фотограф К. Булла

В 1910 году деятельность Общества была удостоена золотых медалей на Санкт-Петербургской выставке по борьбе с пьянством и на Царскосельской юбилейной выставке, малой золотой медали на Первой Западно-Сибирской выставке в Омске.

 Протоиерей Петр Миртов совершает чин присяги трезвенников в церковном доме храма Воскресения Христова. 1911 г. Фотограф К. Булла.

В 1911 году Общество было отмечено почетными дипломами на Дрезденской и Туринской международных выставках.

 Члены Александро-Невского Общества трезвости в зале библиотеки на втором этаже церковного дома. 1911(?) г. Фотограф К. Булла.

А Осенью 1914 года Александро-Невское Общество трезвости было преобразовано во Всероссийское братство под Августейшим покровительством императрицы Александры Федоровны. В знак этого события, нагрудный знак Александро-Невского братства увенчала корона.

После революции начались гонения на церковь.

9 августа 1918 года был арестован протоиерей Философ Орнатский вместе со старшими сыновьями Николаем и Борисом. Несмотря на ходатайство наркома просвещения А. В. Луначарского они были расстреляны. В наши дни протоиерей Философ Орнатский причислен к лику святых.Летом 1918 года исчезает и протоиерей Петр Миртов.

В августе 1918 года типография Общества просвещения, располагавшаяся в подвале Воскресенского храма, была национализирована.

А в октябре 1918 года перестало существовать и Общество просвещения (оно было преобразовано в приходскую общину при Свято-Троицкой церкви на Стремянной) и Общество трезвости (преобразованное в приходскую общину Воскресенского храма).

 Воскресенский храм в 1920-е годы.

В декабре 1930 года Воскресенский храм был закрыт. В 1934 году ОСОАВИАХИМ устроил на колокольне площадку для парашютных прыжков.

В подвальном помещении, где раньше находилась типография, устроили овощной склад (ходила также легенда о том, что в храме устроили склад водочной тары). А в 1962 году в храме разместили склад спортинвентаря. Все это, разумеется, не пошло храму на пользу.

Источник: https://babs71.livejournal.com/220186.html

Санкт-Петербург. Храм Воскресения Христова

Фото 20.07.2011:

Фото ноябрь 2013 г.:

Храм Воскресения Христова (Спас-на-Крови)

Адрес: г. Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 2, лит. Б

Собор Воскресения Христова (по материалам книги «Самые интересные путешествия по России: куда и когда / ред. группа: Т. Каширина, О. Лесняк. — М.: Аванта+ , АСТ, 2013. — 368, [1] с.: ил.»):

Этот собор, созданный в русско-византийском стиле, выделяется среди петербургских храмов необычным для русского зодчества XVI — XVII вв. обликом. Храм воздвигли в 1883 — 1907 гг., там, где 1 марта 1881 г. террорист И.И. Гриневицкий смертельно ранил императора Александра II. Поэтому собор обычно называют Спас на Крови.

Но несмотря на скорбное назначение хранить память об убитом императоре, богатейшее убранство храма придаёт ему праздничный вид.

Купола в любую погоду играют золотом и яркими красками ювелирных эмалей (применение которых в столь большом объёме уникально), а декоративный ковёр из фасонного кирпича, мраморных деталей, изразцов и мозаик довершает нарядный облик.

По преданию, отцу Игнатию (Малышеву), настоятелю Троице-Сергиевой пустыни, во сне явилась Богоматерь и показала основы храма, после чего он вместе с архитектором А.А. Парландом и создал проект собора.

Место трагического происшествия включили во внутренний объём храма, поэтому он возведён непосредственно на набережной канала и часть русла использована под фундамент собора.

Снаружи под колокольней, где ранили Александра II, установили мозаичное панно «Распятие с предстоящими» с крестом из мрамора и гранита, перед которым горела неугасимая лампада.

Для удобства проведения церковных служб через Екатерининский канал возвели широкий мост, явившийся продолжением площади. Над той частью набережной, где произошло цареубийство, соорудили великолепную сень, которую венчал крест из топаза.

Четыре крыльца, фасад и интерьеры собора покрыты красивейшими мозаиками в основном на евангельские сюжеты, что сделало его единственным в мире примером мозаичного искусства Нового времени. Общая площадь мозаик составляет 7 тыс. кв. м, а созданы они в мастерской братьев Фроловых по эскизам В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина и др.

Этот храм никогда не был обычным приходским; доступ в него ограничивался. В нём не крестили, не отпевали, не венчали и не совершали обычных треб, но читали проповеди и служили панихиду в день убийства императора, а также проводили отдельные службы, посвященные его памяти. Ныне он является филиалом музея «Исаакиевский собор».

Читайте также:  Музей кукол в санкт-петербурге: расписание, часы работы, цена билетов и адрес музея

Источник: http://rus-towns.ru/sankt-peterburg-xram-voskreseniya-xristova/

Презентация на тему «Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на крови)»

  • Скачать презентацию (3.18 Мб)
  • 106 загрузок
  • 5.0 оценка

ВКонтакте

Одноклассники

Facebook

Твиттер

Телеграм

Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Посмотреть и скачать бесплатно презентацию по теме «Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на крови)». pptCloud.ru — каталог презентаций для детей, школьников (уроков) и студентов.

  • Форматpptx (powerpoint)
  • Количество слайдов15
  • Слова
  • КонспектОтсутствует
  • Слайд 1Выполнила ученица 11 «Б» класса Губанова Екатерина
  • Слайд 2Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге (Спас на крови) – памятник русской архитектуры и монументально-декоративного искусства конца XIX века. Помимо удивительной красоты, храм известен своей необыкновенной историей. Он построен на месте, где 1 марта 1881г. был смертельно ранен император Александр II . Это дало собору второе, более часто употребляемое название – «Спас-на-Крови».
  • Слайд 4В северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас-на-крови». Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр . Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек.
  • Слайд 6Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II . Можно сказать, что храм – олицетворение допетровского церковного зодчества Московской Руси на берегах Невы. Храм Воскресения Христова «в чисто русском вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века. Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень.
  • Слайд 8Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 г., и, после длительного строительства, собор Воскресения Христова был освящен 19 августа 1907 г. На грандиозной церемонии освящения, которая сопровождалась военным парадом, присутствовали император Николай II и члены его семьи.27 мая 1908 г. митрополит освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесенные в память о кончине Александра II, в том числе «Распятие», приписывавшееся В. Л. Боровиковскому.При строительстве храма были применены новые технологии, здание храма было полностью электрифицировано. Его освещали 1689 электроламп. В начале XX в. территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.После октябрьского переворота 1917 г. доступ в храм получили все желающие, постепенно внутреннее убранство храма стало приходить в упадок. В 20-е годы, после закрытия Исаакиевского собора, храм стал кафедральным. 30 октября 1930 г. президиум ВЦИКа постановил закрыть действующий храм Воскресения Христова.
  • Слайд 10В ноябре 1931 г. Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови. В 1938 г. вопрос был поставлен снова и был положительно решен, но, с началом Великой Отечественной войны, ресурсов на снос храма не нашлось. В годы блокады в соборе размещают морг, сюда свозят трупы погибших ленинградцев. После войны храм арендован Малым оперным театром, который устраивает в нем склад декораций. В 1968 г. собор был взят под охрану Государственной инспекцией по охране памятников при Главном архитектурно-планировочном управлении, а 20 июля 1970 г. было принято решение об организации филиала музея «Исаакиевский собор» в здании бывшего храма Спаса-на-Крови. Передача храма-памятника на баланс музея состоялась 12 апреля 1971 г. Большую роль в этом событии сыграл директор музея «Исаакиевский собор» Георгий Бутиков. К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации.
  • Слайд 12Архитектура Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции «русского стиля». Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI—XVII вв. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного. В основе композиции храма — компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причем место центральной главы занимает шатер высотой 81 метр. В западной части собора находится колокольня, завершенная куполом, что делает ее похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. Всего Спас-на-Крови венчают девять глав, создающих асимметричную живописную группу, причем часть глав имеет позолоченное покрытие, а часть — эмалевое. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал — кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
  • Слайд 14Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой впечатляет — 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась по эскизам более 30 художников, среди которых были такие талантливые живописцы, как В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, Н. Н. Харламов. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.Девятиглавый однопрестольный храм на 1600 человек был заложен 6 октября 1883 г. в высочайшем присутствии, еще до окончательного утверждения проекта, ибо первые три года пришлось вести работы по укреплению грунта и сооружению фундамента. В 1888 г. были начаты гранитный цоколь и стены, облицованные зигерсдорфским кирпичом десяти тонов. Колонки, карнизики, тяги и наличники делались из эстляндского мрамора. На двадцати темно-красных досках, укрепленных на цоколе, были высечены главные события и указы царствования Александра II. В 1894 г. закончилось возведение сводов и парусов, а в следующем году на столичном металлическом заводе изготовлены конструкции глав, пять из которых на фабрике А. М. Постникова покрыли особой разноцветной эмалью. 6 июля 1897 г. на главном шатре высотой 81м был водружен крест.

Посмотреть все слайды

Источник: https://pptcloud.ru/raznoe/hram-voskreseniya-hristova-v-sankt-peterburge-spas-na-krovi

Спас на крови — Храм Воскресения Христова, Санкт-Петербург

Array
( [0] => Array ( [id] => 9 [name] => Ирина Кочетова гид в Санкт-Петербурге [announce] => [content] =>

Уважаемые гости, меня зовут Ирина Кочетова.

Я гид-экскурсовод по Санкт-Петербургу и пригородам (свидетельство о государственной аккредитации №06631) язык-русский.

Я родилась в Петербурге, живу в Петербурге и живу Петербургом. Хочу поделиться своим знанием и любовью к родному городу с Вами.

Провожу разные типы экскурсий: индивидуальные, коллективные, тематические, пешеходные, автобусные.

Тематика очень разнообразна — от обзорных по центру города и его главным достопримечательностям до авторских, по индивидуальным предпочтениям наших гостей.

Смогу быть полезной Вам в самом широком аспекте экскурсионного сопровождения, организация трансфера, помощь в размещении…

Могу быстро и грамотно разработать интересный экскурсионный маршрут по Вашему желанию.

Наш город настолько прекрасен и велик, что очень трудно перечислить все ,что можно в нем увидеть.»Все б глаз не отводить от города Петрова, гармонию читать во всех его чертах…», как сказала метко великая поэтесса.Я помогу Вам окунуться в прошлое, посетив места великой любви, ненависти, интриг…

Вы насладитесь видами города с воды, как задумал этот город Великий Пётр ,пройдетесь по набережным каналов , мостам…Почувствуете дух времени, гуляя по улицам и местам литературных персонажей Пушкина, Достоевского, Гоголя..

Будете очарованы великолепием шедевров великих архитекторов -Растрелли, Кваренги, Ринальди, Росси.

Соприкоснетесь с мистикой и легендами Великого города, загадаете желания ,которые обязательно исполнятся.

Мы спустимся под землю в метрополитен, чтобы увидеть подземные «храмы» сталинского ампира..И многое, многое другое…

Мои контактные данные:

Заказ экскурсий:

телефон и WhatsApp: +79052251813 

почта:  kochetovav59@mail.ru

С удовольствием отвечу на Ваши вопросы и учту пожелания по програме экскурсий.

[image_id] => 921 [rubric_id] => 4 [is_first] => 0 [publish] => 1 [filename] => 2/avatar_gida_irina_kochetova_gid_v_sankt-peterburge_id9.jpg ) [1] => Array ( [id] => 8 [name] => Зарецкая Елена — гид в Санкт-Петербурге [announce] => [content] =>

Добро пожаловать на мою страницу!<\p>

Меня зовут Елена. Я родилась и выросла в замечательном городе Санкт-Петербурге и в один прекрасный момент начала проводить по нему экскурсии. И до сих пор не могу остановиться).

<\p>

Я являюсь аккредитованным гидом по Петербургу и имею все необходимые лицензии для работы в музеях города. Провожу экскурсии на русском и английском языках. Немного говорю на испанском.<\p>

Свои экскурсии я стремлюсь сделать увлекательными, позитивными и понятными. Без лишних дат и фамилий. Интересно, правдиво и с юмором.

Я легко нахожу общий язык с детьми разных возрастов, буду рада видеть вас со всей семьей.<\p>

Провожу экскурсии в разных форматах на любых видах транспорта. С удовольствием работаю на своем автомобиле Toyota Rav4. Предоставлю по необходимости детские кресла соответствующей возрастной категории.

<\p>

Я готова разработать тур согласно вашим пожеланиям. Всегда рада проконсультировать по вопросам проживания, питания, транспорта, развлечений.

Мои контактные данные:

Мои экскурсии:

  • Обзорная экскурсия
  • Эрмитаж
  • Петергоф
  • Царское Село
  • Еврейский Петербург
  • Кронштадт
  • Петергоф + Ораниенбаум + Кронштадт
  • Реки и каналы
  • Ночной Петербург
  • Дворики и парадные Петербурга
  • Русский музей
  • Петербург детям
  • Свадебные экскурсии
  • Мистический Петербург
  • Гатчина
  • Павловск

[image_id] => 918 [rubric_id] => 4 [is_first] => 0 [publish] => 1 [filename] => 6/avatar_gida_zaretskaya_elena_-_gid_po_sankt-peterburgu_id8.jpg ) [2] => Array ( [id] => 4 [name] => Вероника Ромашко — гид в Санкт-Петербурге [announce] => Петербург замечательный город — один из красивейших городов мира. Он огромен и неповторим… [content] =>

Я родилась в Петербурге  (Ленинграде) здесь жили мои родители , и их родители тоже. Я ленинградка в четвёртом поколении.

Моя работа — это моё призвание. Я закончила Унивеститет, художественную школу и несколько курсов повышения квалификации.

Сейчас я профессиональный экскурсовод с 10-летним стажем.

Я с удовольствием помогу Вам увидеть здесь всё самое интересное и прекрасное.

Могу предложить автобусные или пешеходные экскурсии. На вашем автомобиле или в любом  удобном для Вас транспорте .

Мои контактные данные:тел.     

почта:  

Экскурсии предлагаемые гидом

Прежде всего могу порекомендовать прекрасную обзорную экскурсию :Мы увидим исторический центр города, все знаменитые достопримечательности, посетим места исполнения желаний, услышим интересные исторические рассказы а так же мифы и легенды. И сделаем прекрасные фотографии.

  • Можем прогуляться по Петропавловской крепости или зайти в Домик Петра. Увидим, каким был город первоначально. (Это займёт порядка 3-4 часов)
  • Осмотрим огромный Зимний дворец. Экскурсия по парадным залам и осмотр самых известных картин в картинных галереях.  (порядка 2 часов)
  • Посетим самые красивые пригороды, увидим фонтаны Петергофа : Экскурсия в Петергоф с посещением парка фонтанов и одного из дворцов. (займёт порядка 5-7 часов)
  • Мы можем за 1 день осмотреть город воинской славы Кронштадт и Ораниенбаум(за 6-8 часов)
  • Пушкин-Павловск. (6-8 часов)
  • Гатчина, ее дворцы и прекрасные парки.  (5-7 часов)
  • Для любителей средневековья : Выборг с его старинной крепостью и парком Монрепо.  (8-10 часов)
  • Псков-Изборск-Печёры : один из первых городов страны , старинный кремль, крепость и древнейший монастырь. (10-12 часов)
  • Старая Ладога. Крепость и монастыри. (10 часов)

Начнём прямо от Вашего отеля или дома. И хоть нельзя объять необъятное — мы всё же постараемся.

Программу составим с учётом Ваших пожеланий

[image_id] => 917 [rubric_id] => 4 [is_first] => 0 [publish] => 1 [filename] => 8/avatar_gida_veronika_romashko_-_gid_v_sankt-peterburge_id4.jpg ) )

Источник: http://RedHit.ru/articles/35

Храм Спаса-на-Крови (Собор Воскресения Христова)

Рубрика: Санкт-Петербург

Собор Воскресения Христова, больше известный как Спас-на-Крови, возведён на знаковом для всей российской истории месте — в первый день марта 1881 года именно на этой площади был смертельно ранен Александр II, прозванный народом освободителем за то, что отменил крепостное право.

Основные достопримечательные объекты рядом — канал Грибоедова, Конюшенная площадь и Михайловский сад.

Памятник-мемориал построили по приказу Александра III. Собор вмещает одновременно 1 600 посетителей и имеет высоту ровно 81 метр — как символ года, в котором произошло убийство императора.

Примечательно, что решение о том, чтобы увековечить память о трагическом событии, было принято уже на следующий день после кончины Александра II — небольшую часовню построили буквально за месяц. До весны 1883 года сюда стекались прихожане из самых разных сословий, одновременно шёл сбор пожертвований, и, когда средств накопилось достаточно, родилась идея о возведении храма.

Конкурс на лучший проект выиграла совместная работа зодчего А. Парланда и И. Малышева — настоятеля мужского монастыря Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь. В сумме строительство заняло 24 года (1883—1907).

Столь длительный срок в числе прочего обусловлен сложностью стройки, так как из-за близости воды большинство известных на тот момент технологий не могло быть применено.

Например, оказалось невозможным использовать сваи, в противном случае в грунт под зданием постоянно просачивалась бы влага. Для того чтобы укрепить основание, под всей площадью смонтировали сплошную бетонную подложку.

Под колокольню же, место которой, согласно проекту, было на набережной, соорудили специальный 8-метровый выступ.

По окончании строительства собор электрифицировали, установив для освещения 1689 декоративных лампочек.

У храма Спаса-на-Крови изначально не было статуса «приходского», в нём не планировалось массовых собраний — только службы и проповеди, посвящённые памяти погибшего императора-освободителя, и на таком положении он просуществовал до 1917 года, когда государство перестало выделять средства на содержание мемориала.

Через 21 год — в 1938-м — правительство и вовсе решило снести храм, но осуществлению задумки помешала Вторая мировая война, в годы которой здание попеременно выполняло задачи морга, хранилища театральных декораций и т. д.

В 1968 году храм Спаса-на-Крови был внесён в список особо охраняемых памятников русской архитектуры, курируемых соответствующей Государственной инспекцией, и прикреплён к Исаакиевскому собору как объект финансирования.

Официальное открытие собора-музея после реставрации состоялось в августе 1997 года — через 90 лет с даты освещения.

Форма храма представляет собой выраженную асимметрию, удлинённую с востока на запад. Ряд алтарных апсид, в том числе боковые, украшенные куполами с позолотой, прилегают к восточной части, западную дополняет звонница с медным куполом и двумя ярусами-столпами. Входы в здание размещены ближе к углам с северо-западной и юго-западной сторон.

Цоколь храма — отдельное произведение искусства: в его специальных нишах размещены 25 мемориальных таблиц, описывающих важные реформы, проведённые Александром II в течение жизни. Золочёные буквы на фоне красного гранита смотрятся по-особому торжественно и эффектно.

Главными украшениями фасадной части собора Воскресения Христова по праву считаются мозаичные панно с изображениями гербов русских городов. Выполняя роль облицовки для трёх сторон здания, они органично вписываются в общую композицию, привлекая внимание яркостью и проработанностью деталей.

Мозаичное распятие, расположенное между двух крылец, не уступает настенным орнаментам по колоритности и красочности. Дополняет картину двуглавый орёл — один из ключевых символов Российского государства. Если подсчитать площадь всей мозаики, украшающей фасады Спаса-на-Крови, получится 400 кв. м.

Форма куполов — и основного, и венчающего срединную часть, и боковых — луковичная, традиционная для русской архитектуры того времени. Отливку колоколов доверили финским мастерам, вес самого большого изделия достигал порядка 18 тонн, или 1 100 пудов.

Несмотря на то что Спас-на-Крови символизирует собой трагическое событие, его экстерьер нельзя назвать траурным — напротив, пёстрое и переливающееся разными цветами здание часто называют игрушечным и сравнивают с пряничным домиком из доброй сказки.

Внутреннее оформление собора также поражает великолепием и гармоничностью.

Как и внешние, изнутри стены покрывают мозаичные орнаменты авторства именитых мастеров, изготовленные по эскизам Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и других «гениев кисти».

Облицованы мозаикой и пилоны, и сводчатые конструкции, и даже сами купола. По количеству мозаичных элементов, использованных для украшения храма, Спасу-на-Крови нет равных во всей Европе.

Многие панно являются по-настоящему драгоценными: материалами для них послужили самоцветы, редкие минералы, ювелирные эмали и благородные металлы.

Собор Воскресения Христова уникален и тем, что в нём, в отличие от других храмов, не одно центральное место, а два.

Кроме алтаря, особенное внимание оформители уделили той части мостовой, где ранили императора: над ней воздвигнута так называемая сень — специальный полог, поддерживаемый фиолетовыми колоннами из яшмы и увенчанный крестом из топаза.

Внутри находятся бесценные реликвии — булыжные камни, на которые упал Александр II 1 марта 1881 года, и звено из ограды Екатерининского канала.

Много лет храм Спаса-на-Крови простоял в окружении паутины строительных лесов. «Вечность» этих конструкций для реставрации сравнивали со сроком правления советской власти. Удивительнее всего то, что почти сразу после окончания работ и разбора лесов в Москве произошли события, вошедшие в историю как августовский путч и являвшиеся «началом конца» СССР.

Адрес: набережная канала Грибоедова, 2Б, Санкт-Петербург, Россия.

Карта расположения:

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

 

Поделиться ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/sankt-peterburg/xram-spasa-na-krovi-spb

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Спаса-на-Крови

Фото Спаса-на-крови

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры. Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец  И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.

Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора – 1600 человек.

История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание,  для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено.

Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор».

После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

Внешний вид храма Спас-на-крови  в Санкт-Петербурге

Собор имеет ассиметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды – центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами.

С западной части — двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом.

В нишах установлены двадцать памятных досок из темно-красного гранита, на которых золочеными буквами  обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года).

Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой — главное украшение фасада собора. Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора.

Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху – изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая  цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол  и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии.

Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве.

Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола.

 В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.

Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева. Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе.

В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова — «Богоматерь с Младенцем» и «Спаситель».

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра.

Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция,  которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза.

Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Храм Спас-на-крови — это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом  надвигающейся революции.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_454.htm

Ссылка на основную публикацию