Где был ограблен герой повести гоголя «шинель»?

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель», ее значение в творчестве автора

Сочинения › Гоголь Н.В. › Шинель

Готовые Домашние Задания

На полпути из «ада» в «чистилище», от первого тома «Мертвых душ» ко второму, лежит последняя петербургская повесть Гоголя «Шинель», резко отличающаяся от «Невского проспекта», «Носа» и «Записок сумасшедшего» особенностями своего юмора и масштабом осмысления тем.

В повести торжествует очищающая и облагораживающая стихия гоголевского юмора. Это тот самый смех, «который весь излетает из светлой природы человека». «Вечный титулярный советник» Акакий Акакиевич Башмачкин, главный герой этой повести, не похож на прежних гоголевских чиновников типа Поприщина или майора Ковалева.

Акакий Акакиевич совершенно лишен главного их порока — неуемного честолюбия. Это идеальный «титулярный советник», вполне довольный своим положением. Трудится он самозабвенно и с удовольствием. Переписывание канцелярских бумаг приносит ему эстетическое наслаждение.

Он занимается своим делом добросовестно не из желания угодить начальству, а из бескорыстной любви к своему труду. В переписывании ему открывается какойто свой «разнообразный и приятный мир».

«Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило его перо».

С ласковым юмором рассказывает Гоголь об этом большом ребенке, который «умел быть довольным своим жребием» и «служил с любовью», который своей кротостью и христианским поведением оказывал облагораживающее влияние на других людей. Когда молодые чиновники «подсмеивались и острили» над ним, он терпел.

Если же шутка оказывалась слишком невыносимой, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» И было в этих словах чтото такое, «преклоняющее на жалость», что вздрогнул однажды молодой человек «и долго потом, среди самых веселых минут, представлялся ему низенький чиновник с лысинкой на лбу».

А в словах его звенели другие слова: «Я брат твой».

Но есть у Акакия Акакиевича безусловный враг — стихия петербургского климата, зима, пронизывающий до костей обветшавшую шинелишку мороз.

Этот несчастный «капот» — предмет насмешек сослуживцев — уже нельзя подлатать и заштопать. А покупка новой шинели для героя равнозначна приобретению имения для богатого человека.

Только шинель для него не роскошь, не прихоть, а насущнейшая вещь, единственная защита от холода и холодной смерти.

Начинается аскетический подвиг. Собирая средства на новую шинель, Башмачкин отказывается от ужинов, от свечки по вечерам, от стирки белья у прачки. Даже по улицам надо ходить осторожно, на цыпочках, чтобы не истереть подметки на сапогах.

Однако почти монашеское самоограничение искупается питанием «духовным». Он носит в мыслях своих «вечную идею» будущей шинели. Она для него «венец творения», предел мечтаний.

Он видит в ней не только подругу жизни, но и защитницу, теплую заступницу в холодном мире.

Проходя строгую аскезу, Башмачкин становится тверже духом, крепче характером. Огонь показывается в его глазах. В голове мелькают дерзкие и отважные мысли: «не положить ли куницу на воротник?» В эти трудные минуты житейских испытаний он находит себе достойного друга — портного Петровича, горького пьяницу, но зато мастера своего дела^

Петрович — «духовный брат» Акакия Акакиевича. К своему делу он относится с любовью как художник и артист. Когда Башмачкин в новой шинели направляется в департамент, Петрович идет вслед за ним и даже забегает вперед, чтобы полюбоваться произведением своего искусства и порадоваться счастью своего друга.

В маленьком мире маленьких по чину и положению людей Гоголь открывает те же самые тревоги, утешения и радости жизни, что и в высших сферах, у людей утонченного светского круга.

День с новой шинелью был для Башмачкина самый большой и торжественный праздник. Он вернулся со службы в самом счастливом расположении духа. Сняв шинель, повесил ее на стене, долго, долго любовался достоинствами сукна и подкладки.

Даже вытащил прежний «капот» и — рассмеялся: «такая далекая была разница!»

В день великой радости своей Акакий Акакиевич забылся и загордился. Счастье выбило его из колеи: был нарушен весь привычный обиход его жизни. «Пообедал он весело и после обеда уж ничего не писал, никаких бумаг, а так немножко посибаритствовал на постели».

Как стемнело, отправился он — первый раз в своей жизни — на приятельский ужин по поводу приобретения новой шинели. По дороге он тоже расслабился: даже обращал внимание на уличную рекламу! А на вечеринке наш герой и совсем раскутился: даже выпил шампанского — целых два бокала.

Возвращался он домой совсем веселым: «побежал было вдруг, неизвестно почему, за какою-то дамой», а потом подивился «неизвестно откуда взявшейся прыти».

Он забыл, что за великое счастье смертному приходится платить равновеликим несчастьем. «Светлый гость в виде шинели» оживил на миг его бедную жизнь, осветил его каморку неземным сиянием счастья — и оставил его навсегда…

«Нестерпимо обрушивается несчастье» на голову бедного человека, но ведь так же оно обрушивается и «на царей и повелителей мира». Сцена ограбления героя навевает жуткий холод на душу читателя.

Погружаясь в безмолвие громадного города, Башмачкин испытывает полное одиночество.

Какаято злая, равнодушная стихия ползет, надвигается на него: пустынные улицы становятся все глуше, фонари на них мелькают все реже. «Он

приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею.

Вдали, Бог знает где, мелькал огонек в какойто будке, которая казалась стоявшею на краю света». Ровно на середине этой пустынной площади он «увидел вдруг, что перед ним стоят почти перед носом какието люди с усами…». «А ведь шинель-то моя!» — сказал один из них громовым голосом, схвативши его за воротник…

Он чувствовал, что в поле холодно и шинели нет, стал кричать, но голос, казалось, и не думал долетать до концов площади».

Подобно бедному Евгению из «Медного всадника» Пушкина, Акакий Акакиевич терпит бедствие от разгула стихий и хочет найти защиту у государства.

Но в лице служителя его гоголевский герой сталкивается с полным равнодушием к своей судьбе. Его просьба о защите лишь разгневала «значительное лицо»:

«Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами? понимаете ли вы это? понимаете ли это, я вас спрашиваю?»— Тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом…

Как сошел с лестницы, как вышел на улицу, ничего этого не помнил Акакий Акакиевич».

Равнодушие значительного лица соединилось со злым холодом природной стихии: «Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырёх сторон, из всех переулков.

Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель. Так сильно иногда бывает надлежащее распекание!»

Уходя из жизни, Башмачкин бунтует: он «сквернохульничал, произнося страшные слова», следовавшие «непосредственно за словом «ваше превосходительство». Но с его смертью сюжет повести не обрывается. Он переходит в фантастический шган. Начинается возмездие.

История значительного лица, распекавшего Акакия Акакиевича, повторяет почти буквально то, что случилось с последним. Весь день значительное лицо чувствовало угрызения совести, получив известие о смерти своего просителя. Но потом генерал отправился на вечер к приятелю.

Там он развеселился, «сделался приятен в разговоре, любезен». Как и Башмачкин, выпил он два бокала шампанского и по пути домой решил заглянуть к знакомой даме. Завернувшись в роскошную шинель, генерал расслабился, с удовольствием припоминая веселые места проведенного вечера.

Вдруг внезапно налетел порывистый ветер. Он «резал в лицо, подбрасывая туда клочки снега, хлобуча, как парус, шинельный воротник или вдруг с неестественною силою набрасывая ему на голову».

И, как продолжение разбушевавшейся стихии, явился таинственный мститель, в котором не без ужаса он узнал Акакия Акакиевича: «А! так вот ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да еще и распек,— отдавай же теперь свою!»

А потом один коломенский будочник видел собственными глазами, «как показалось изза одного дома привидение…

он не посмел остановить его, а так шел за ним в темноте до тех пор, пока наконец привидение вдруг оглянулось и, остановясь, спросило: «Тебе чего хочется?» — и показало такой кулак, какого и у живых не найдешь. Будочник сказал: «Ничего»,— да и поворотил тот же час назад.

Привидение, однако же, было уже гораздо выше ростом, носило преогромные усы и, направив шаги, как казалось, к Обухову мосту, скрылось совершенно в ночной темноте».

«То, что «Шинель» завершается именно так, ясно показывает, сколь неадекватно выражают смысл повести ее трактовки, замыкающиеся на «гуманной» теме,— замечает В. В. Кожинов.

— Сам Акакий Акакиевич предстает в свете этой концовки только как часть (хотя, конечно, неоценимо важная) художественной темы повести. Финал же посвящен теме Стихии.

Все, казалось бы, заковано в гранит и департаменты, но Стихия все же готова показаться изза каждого дома и дует ветер «со всех четырех сторон», словно пророча «Двенадцать» Блока. И бессильна перед Стихией внешне столь могущественная государственность».

«Шинель», завершенная Гоголем в 1842 году, перекликается с «Повестью о капитане Копейкине», включенной в первый том «Мертвых душ».

Финалы обеих повестей — бунт возмущенной стихии против искаженных, подавляющих человека форм российской государственности.

Намеки на возможность такого исхода ощутимы и в конце первого тома «Мертвых душ», в той смуте, которая овладела умами губернских обывателей.

Видя в возмущении стихий Божье попустительство, объяснимый акт возмездия, Гоголь считал эти стихии опасными, разделяя мысли Пушкина о русском бунте, «бессмысленном и беспощадном».

Спасение от социальных и государственных болезней, охвативших русское общество, Гоголь видел на путях религиозно-нравственного самовоспитания.

В этом заключался главный пункт расхождения писателя с зарождающимся русским либерализмом и революционной демократией.

Сочинения по теме:

  • Идея «маленького человека», пронизывающая произведения Пушкина и Гоголя («Станционный смотритель» и «Шинель») сочинение
  • Описание образа Башмачкина в повести Н.В. Гоголя «Шинель» сочинение
  • Проблема «маленького человека», которую поднял и развил Н.В. Гоголь в своиз произведениях сочинение
  • Фанатичное отношение Акакия Акакиевича к своей работе сочинение

Источник: http://1soch.ru/gogol-nv/shinel/povest-n-v-gogolya-shinel-ee-znachenie-v-tvorchestve-avtora

Образ главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» Работу выполнили: Кузина М., Житваева Д. Успанова Э. — презентация

1 Образ главного героя повести Н.В. Гоголя «Шинель» Работу выполнили: Кузина М., Житваева Д. Успанова Э.<\p>

2 Цель работы: Показать, как представлен в романе образ «маленького человека».<\p>

3 Кто такой «маленький человек»»? З А Д А Ч И: Подобрать материал для характеристики героя. Показать жизненную позицию Акакия Акакиевича. Произвести исследование: почему же погибает герой?<\p>

4 Анкетные данные Башмачкин Акакий Акакиевич. Родился 23 марта, около 50 лет. Служил в одном департаменте чиновником, переписывал бумаги. Семейное положение: холост.<\p>

5 Портрет титулярного советника В одном департаменте служил один чиновник; скорее совсем не замечательный, лишённый даже индивидуальных черт: «…низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным… » Слово несколько как бы стирает всякие «особые приметы».<\p>

6 Отношение к службе Всю свою жизнь Акакий Акакиевич проводит в «переписыванье» бумаг на службе, и герой вполне доволен этим. Более того, когда ему предлагают занятие, требующее того, «чтобы переменить заглавный титул, да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье», бедный чиновник пугается и просит избавить его от этой работы. Акакий Акакиевич живет в своем маленьком мире, он «ни один раз в жизни не обратил внимания на то, что делается и происходит каждый день на улице», и лишь в «переписыванье ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир». В мире этого чиновника ничего не происходит, и не случись невероятной истории с шинелью, о нем нечего бы было рассказать.<\p>

7 Отношение сослуживцев к Башмачкину В департаменте не оказывали к нему ни какого уважения. Молодые чиновники осмеивали его и острили над ним, составляли про него разные истории, закидывали его бумажками.<\p>

8 Причины гибели главного героя Башмачкин не стремится к невиданной роскоши. Ему просто холодно, да и по чину он должен являться в департамент в шинели. Мечта сшить шинель на вате становится для него подобием великой и почти невыполнимой задачи. В его системе мировых ценностей она имеет такое же значение, как стремление какого-нибудь «великого человека» добиться мирового господства. Мысль о шинели наполняет смыслом существование Акакия Акакиевича. Даже внешность его меняется: «Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель. С лица и поступков его исчезло само собою сомнение, нерешительность… Огонь порою показывается в глазах его…» И вот, достигнувший, наконец, предела своих стремлений герой повести в очередной раз сталкивается с несправедливостью. Шинель крадут. Но даже не это становится главной причиной смерти несчастного Башмачкина: «значительное лицо», к которому чиновнику советуют обратиться за помощью, «распекает» Акакия Акакиевича за неуважение к начальству и выгоняет из своего дома. И вот исчезает с лица земли «существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное, даже не обратившее на себя внимание…» Смерти Башмачкина, как и следовало ожидать, почти никто не заметил. Башмачкин умер: «Исчезло и скрылось существо, никем не защищенное, никому не дорогое, ни для кого не интересное…»<\p>

9<\p>

10 Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. И лишь после смерти свершается справедливость. Душа Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь. Гоголь говорит нам концом своей повести, что в том мире, в котором жил Акакий Акакиевич, герой как человек, как личность, бросающая вызов всему обществу, может жить только после смерти. В «Шинели» повествуется о самом заурядном и ничтожном человеке, о самых обыденных событиях в его жизни. Повесть оказала большое влияние на направление русской литературы, тема «маленького человека» стала на многие годы одной из самых важных. В Ы В О Д Ы<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/614967/

ActionTeaser.ru — тизерная реклама

В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, оскорбляющие и унижающие достоинство других, выглядят в конечном счете более слабыми и ничтожными, чем их жертвы.

Еще Демокрит в свое время говорил, что «совершающий несправедливость несчастнее несправедливо страдающего».

Такое же впечатление производят обидчики мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина, героя повести Гоголя «Шинель», из которой, по образному выражению Достоевского, вышла вся русская литература.

«Нет, я больше не имею сил терпеть! Что они делают со мной!.. Они не понимают, не видят, не слушают меня…» Многие из великих писателей откликнулись на эту мольбу героя повести Гоголя, по-своему осмыслили и развили образ «маленького человека» в своем творчестве.

Этот образ, открытый еще Пушкиным, после появления «Шинели» стал одним из центральных в литературе 40-х годов. Тема открыла дорогу изображению «последователей» Акакия Акакиевича в творчестве Салтыкова-Щедрина, Некрасова, Островского, Толстого, Бунина, Чехова, Андреева.

Многие из них постарались увидеть в «маленьком человеке» своего «маленького» героя, «своего брата» с присущими ему чувствами доброты, благодарности и благородства.

Что же такое «маленький человек»? В каком смысле «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. «Маленький» этот человек еще и потому, что его духовный мир, его желания и мечты также до крайности мелкие и убогие.

Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих бытовых интересов.Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов.

Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы.

Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь».Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям.

Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему.

«Значительное лицо» так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.

Несмотря на «уникальность» созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел героя. В этом обобщении образа «маленького человека» — гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие.

В этой среде люди жестоки и равнодушны друг к другу. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии «маленького человека», уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе.

Писатель с состраданием показал несправедливость общества к «маленькому человеку» и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как кажется на первый взгляд, людей.«Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству».

Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так «затаптывается» человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.Гоголь призвал общество взглянуть на «маленького человека» с пониманием и жалостью.

«Матушка, спаси твоего бедного сына!» — напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».

И молодой человек содрогнулся, увидев, «как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости…».Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества.

В качестве реванша и возмещения за понесенные при жизни униженияи оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Oн успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у «значительного лица», сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.

Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи ее «значительным лицом» заключается в том что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановника, Башмачкин становится в свода глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть «маленького человека» чиновничьему Петербургу.Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же, как и в других видах искусства, жизни «маленького человека» открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и «извивы» душ «обыкновенных людей» ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира. Демократизация в изображении действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.

В своей повести Гоголь сконцентрировал основное внимание на судьбе личности «маленького человека», однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен воспитывать в себе каждый человек, независимо от своего социального и материального положения, а лишь с учетом личных качеств и достоинств.

ActionTeaser.ru — тизерная рекламаActionTeaser.ru — тизерная реклама

Источник: https://tvory.info/sochineniya-po-russkomu/index.php/russkaya-literatura/10-000-samykh-luchshikh-sochinenij/sochineniya-po-gogolyu-n-v/3185-glavnyj-geroj-povesti-n-v-gogolya-shinel

Сюжет, герои и проблематика повести Н. В. Гоголя «Шинель» Шинель Гоголь Н. В

Сюжет, герои и проблематика повести Н. В. Гоголя «Шинель»
В своей повести «Шинель» Гоголь обращается к теме «маленького человека».

Гоголь пишет о судьбе бедного, ничем не примечательного петербургского чиновника — «вечного титулярного советника».

Лишенный внешней привлекательности, Башмачкин обнаруживает ту же бесцветность и безликость и в своем речевом повелении — в его языке преобладают указательные и служебные слова: «этак», «право», «того».

У Акакия Акакиевича нет перспектив служебного роста, да он и не стремится сделать карьеру. Все его помыслы сосредоточены на переписывании — занятии, которому бедный чиновник посвящает все свое время — не только на службе, но иногда и дома.

Интеллектуальные возможности гоголевского героя малы, однако он не убог, а трогателен, говорит нам автор, и заслуживает не презрения, а симпатии и сострадания.

Это кроткое и безответное существо, не умеющее постоять за себя, не желающее никому зла.

Автор с грустной иронией описывает будни Акакия Акакиевича, наполненные маленькими радостями и печалями. В департаменте, где служит Акакий Акакиевич, его никто не уважает, даже для сторожей он что-то вроде мухи. Молодые чиновники острят и смеются над ним. Приобретение новой шипели становится главным событием в жизни Башмачки-па.

Забота о новой шипели наполняет скудную духовную жизнь героя новым содержанием, вызывает в его душе чувство надежды и радостного ожидания. Лелея мечту о новой шипели, Башмачкин делается живее и тверже характером, смелее и решительнее. Он «как будто женился», в голове его проносятся даже «дерзкие и отважные» мысли («…не положить ли…

куницу на воротник?»).

Самый торжественный день в жизни Акакия Акакиевича — день, когда шинель была готова, — становится и днем его жизненной катастрофы. Шинель снимают с его плеч уличные грабители.

Раздетый, униженный и раздавленный, Акакий Акакиевич стоит один па пустынной площади и кричит.

Эта сцена словно символизирует истинное положение в мире обиженного «маленького человека», ведь позднее — уже не среди заснеженного поля, а в окружении «светских и приличных людей» — он оказывается столь же одиноким, его вопль о помощи также никто не слышит.

Ему следовало обратиться к квартальному надзирателю, однако квартирная хозяйка сразу сказала своему несчастному квартиранту, что к квартальному обращаться бессмысленно — «надует», а лучше обратиться к частному приставу.

Но пристав воспринял рассказ об ограблении «как-то чрезвычайно странно», из его вопросов можно было заключить, что ограбленный не заслуживает доверия и сам является лицом подозрительным. Не помогли Акакию Акакиевичу и в департаменте, где он служил верой и правдой много лет.

Чиновники департамента собирать денег для него не стали — они и без того уже сильно потратились, «подписавшись на директорский портрет». Последний, на кого приходится рассчитывать Башмачкину, — некий важный чиновник, генерал, «значительное лицо». Не случайно автор даже не дает имени этому персонажу.

В «значительном лице» все человеческое и живое давно утрачено, подчинено единственной цели — изображению личного величия. Когда Акакий Акакиевич изложил генералу свое дело, тому «показалось такое обхождение фамильярным». Чиновник пришел в ярость, топнул ногой и возвел голос « до такой сильной ноты», что бедный проситель едва не упал в обморок.

Потеряв последнюю надежду на возвращение шинели и простудившись на морозном ветру, Башмачкин заболел и слег в горячке. Лишь в бреду Акакий Акакиевич обнаружил такие чувства, которые не были свойственны ему в сознательной жизни.

Это были чувства ярости и гнева — своеобразный бунт, в котором Башмачкин оказался близок безумному бунтарю Поприщину («Записки сумасшедшего»).

Акакий Акакиевич начал неравную борьбу за свои права и погиб (как погиб в сумасшедшем доме Поприщин — такой же титулярный советник).

Но, пишет Гоголь, «здесь еще не все об Акакии Акакиевиче». Башмачкину суждено было шумно прожить несколько дней после своей смерти, «как бы в награду за не примеченную никем жизнь».

После смерти бедного чиновника в городе появляется некое его подобие для свершения своеобразного возмездия.

Обиженному удается, наконец, восторжествовать над обидчиком: призрак Башмачкина требует, чтобы «значительное лицо» отдало ему свою шинель взамен той, за которую он «не похлопотал», и «значительное лицо» вынуждено исполнить это требование.

В повести «Шинель» Гоголь показал всевластие «канцелярии» и раскрыл бесчеловечность сословно-бюрократического общества, которое, по мысли автора, губит слабых и портит сильных. Продолжатель А. С.

Пушкина (образ Самсона Вырина) и предшественник Ф. М.

Достоевского (образы Макара Девушкина, Мармеладова и других), Гоголь возвысил голос в защиту «маленького человека», доказал его право на художественное внимание и гуманное отношение со стороны литературы и общества.

»crosslinked«

Источник: http://ruslit.biz/syuzhet-geroi-i-problematika-povesti-n-v-gogolya-shinel-shinel-gogol-n-v/

Шинель – анализ произведения

История создания произведения Гоголя «Шинель»

Гоголь, по словам русского философа Н. Бердяева, является «самой загадочной фигурой в русской литературе». По сей день произведения писателя вызывают споры. Одним из таких произведений является повесть «Шинель». В середине 30-х гг. Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье.

Он звучал так: жил один бедный чиновник, был страстным охотником. Он долго копил на ружье, о котором долго мечтал. Его мечта сбылась, но, плывя по Финскому заливу, он его потерял. Вернувшись домой, чиновник от расстройства умер.

Первый набросок повести был назван «Повесть о чиновнике, крадущем шинели».

В этом варианте просматривались некоторые анекдотические мотивы и комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 г. Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя. Повесть печатается, завершая цикл «Петербургских повестей».

В этот цикл входят повести: «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Коляска», «Записки сумасшедшего» и «Шинель». Над циклом писатель работает между 1835 и 1842 гг. Объединены повести по общему месту событий — Петербургу.

Петербург, однако, не только место действия, но и своеобразный герой указанных повестей, в которых Гоголь рисует жизнь в её различных проявлениях. Обычно писатели, рассказывая о петербургской жизни, освещали быт и характеры столичного общества.

Гоголя привлекали мелкие чиновники, мастеровые, нищие художники — «маленькие люди». Петербург был выбран писателем неслучайно, именно этот каменный город был особенно равнодушен и безжалостен к «маленькому человеку». Впервые эта тема была открыта А.С. Пушкиным. Она становится ведущей в творчестве Н.В. Гоголя.

Род, жанр, творческий метод

Анализ произведения показывает, что в повести «Шинель» просматривается влияние житийной литературы. Известно, что Гоголь был чрезвычайно религиозным человеком. Безусловно, он был хорошо знаком с этим жанром церковной литературы.

О влиянии жития преподобного Акакия Синайского на повесть «Шинель» писали многие исследователи, среди которых известные имена: В.Б. Шкловский и ГЛ. Макогоненко. Причем кроме бросающегося в глаза внешнего сходства судеб св.

Акакия и героя Гоголя были прослежены основные общие моменты сюжетного развития: послушание, стоическое терпение, способность выносить разного рода унижения, далее смерть от несправедливости и — жизнь после смерти. Жанр «Шинели» определен как повесть, хотя ее объем не превышает двадцати страниц.

Свое видовое название — повесть — оно получило не столько за объем, сколько за громадную, какую найдешь не во всяком романе, смысловую насыщенность. Смысл произведения раскрывается одними композиционно-стилистическими приемами при крайней простоте сюжета.

Простая история о нищем чиновнике, все деньги и душу вложившем в новую шинель, после кражи которой он умирает, под пером Гоголя обрела мистическую развязку, обратилась в красочную притчу с громадным философским подтекстом.

«Шинель» — это не просто обличительно-сатирическая повесть, это прекрасное художественное произведение, раскрывающее вечные проблемы бытия, которые не переведутся ни в жизни, ни в литературе, пока существует человечество.

Резко критикуя господствующий строй жизни, его внутреннюю фальшь и лицемерие, произведение Гоголя наталкивало на мысль о необходимости иной жизни, иного социального устройства. «Петербургские повести» великого писателя, в число которых входит и «Шинель», принято относить к реалистическому периоду его творчества. Тем не менее реалистическими их можно назвать с трудом. Скорбная повесть об украденной шинели, по словам Гоголя, «неожиданно принимает фантастическое окончание». Привидение, в котором был узнан скончавшийся Акакий Акакиевич, сдирало со всех шинели, «не разбирая чина и звания». Таким образом, финал повести превращал ее в фантасмагорию.

Тематика анализируемого произведения

В повести поднимаются проблемы общественные, этические, религиозные и эстетические. Общественное истолкование подчеркивало социальную сторону «Шинели». Акакий Акакиевич рассматривался как типичный «маленький человек», жертва бюрократической системы и равнодушия.

Подчеркивая типичность судьбы «маленького человека», Гоголь говорит, что смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. Таким образом, тема человека — жертвы общественной системы — доведена до логического конца.

Этическое или гуманистическое истолкование строилось на жалостливых моментах «Шинели», призыве к великодушию и равенству, который слышался в слабом протесте Акакия Акакиевича против канцелярских шуток: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой».

Наконец, эстетическое начало, выдвинувшееся на первый план в работах XX в., фокусировалось главным образом на форме повести как на средоточии ее художественной ценности.

Идея повести «Шинель»

«Зачем же изображать бедность… и несовершенства нашей жизни, выкапывая людей из жизни, отдалённых закоулков государства? …нет, бывает время, когда иначе нельзя устремить общество и даже поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости», — писал Н.В. Гоголь, и в его словах заложен ключ к пониманию повести.
«Глубину мерзости» общества автор показал через судьбу главного героя повести — Акакия Акакиевича Башмачкина. Образ его имеет две стороны. Первая — духовное и физическое убожество, что сознательно подчеркивается Гоголем и выводится на первый план. Вторая — произвол и бессердечие окружающих по отношению к главному герою повести. Соотношение первого и второго определяет гуманистический пафос произведения: даже такой человек, как Акакий Акакиевич, имеет право на существование и справедливое к себе отношение. Гоголь сочувствует судьбе своего героя. И заставляет читателя невольно задумываться и об отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

Характер конфликта

В основе замысла Н.В. Гоголя лежит конфликт между «маленьким человеком» и обществом, конфликт, ведущий к бунту, к восстанию смиренного. Повесть «Шинель» описывает не только случай из жизни героя.

Перед нами предстает вся жизнь человека: мы присутствуем при его рождении, наречении именем, узнаем, как он служил, почему ему необходима была шинель и, наконец, как он умер.

История жизни «маленького человека», его внутреннего мира, его чувств и переживаний, изображенная Гоголем не только в «Шинели», но и в других повестях цикла «Петербургские повести», прочно вошла в русскую литературу XIX века.
 

Основные герои повести «Шинель»

Герой повести — Акакий Акакиевич Башмачкин, мелкий чиновник одного из петербургских департаментов, униженный и бесправный человек «низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек».

Герой повести Гоголя во всем обижен судьбой, но он не ропщет: ему уже за пятьдесят, он не пошел дальше переписки бумаг, не поднялся чином выше титулярного советника (статский чиновник 9-го класса, не имеющий права на приобретение личного дворянства — если он не родился дворянином) — и все-таки смирен, кроток, лишен честолюбивых мечтаний.

Нет у Башмачкина ни семьи, ни друзей, не ходит он ни в театр, ни в гости. Все его «духовные» потребности удовлетворяются переписыванием бумаг: «Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью». За человека его никто не считает. «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия…

» Ни одного слова не отвечал Башмачкин своим обидчикам, даже не прекращал работы и не делал ошибок в письме. Всю жизнь Акакий Акакиевич служит на одном и том же месте, в одной и той же должности; жалованье у него мизерное — 400 руб. в год, вицмундир давно уже не зеленого, а рыжевато-мучного цвета; выношенную до дыр шинель сослуживцы называют капотом.

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение: Акакий — смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный. Появление шинели приоткрывает душевный мир героя, впервые изображены эмоции героя, хотя Гоголь не дает прямой речи персонажа — только пересказ.

Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни. Драматизм этой ситуации заключается в том, что никто не помог Башмачкину. Интересное видение главного героя у известного исследователя Б.М. Эйхенбаума.

Он увидел в Башмачкине образ, который «служил с любовью», в переписывании «ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир», он не думал вовсе ни о платье своем, ни о чем другом практическом, он ел, не замечая вкуса, не предавался никакому развлечению, словом, жил в каком-то своем призрачном и странном мире, далеком от действительности, был мечтателем в вицмундире.

И недаром дух его, освободившись от этого вицмундира, так вольно и смело развивает свою месть — это подготовлено всей повестью, тут — вся ее суть, все ее целое. Наряду с Башмачкиным в повести важную роль играет образ шинели.

Он вполне соотносим и с широким понятием «чести мундира», характеризовавшим важнейший элемент дворянской и офицерской этики, к нормам которой власти при Николае I старались приобщить разночинцев и вообще всех чиновников.

Утрата шинели оказывается для Акакия Акакиевича не только материальной, но и моральной потерей. Ведь благодаря новой шинели Башмачкин впервые в департаментской среде почувствовал себя человеком. Новая шинель способна спасти его от морозов и болезней, но, главное, она служит ему защитой от насмешек и унижений со стороны сослуживцев. С потерей шинели Акакий Акакиевич потерял смысл жизни.

Сюжет и композиция

«Сюжет «» чрезвычайно прост. Бедный маленький чиновник принимает важное решение и заказывает новую шинель. Пока ее шьют, она превращается в мечту его жизни. В первый же вечер, когда он ее надевает, шинель у него снимают воры на темной улице. Чиновник умирает от горя, и его привидение бродит по городу. Вот и вся фабула, но, конечно, подлинный сюжет (как всегда у Гоголя) в стиле, во внутренней структуре этого … анекдота», — так пересказал сюжет повести Гоголя В.В. Набоков. Беспросветная нужда окружает Акакия Акакиевича, но он не видит трагизма своего положения, так как занят делом. Башмачкин не тяготится своей нищетой, потому что не знает другой жизни. А когда у него появляется мечта — новая шинель, он готов терпеть любые лишения, только бы приблизить осуществление задуманного. Шинель становится неким символом счастливого будущего, любимым детищем, ради которого Акакий Акакиевич готов работать не покладая рук. Автор вполне серьезен, когда описывает восторг своего героя по поводу осуществления мечты: шинель сшита! Башмач-кин совершенно был счастлив. Однако с потерей новой шинели Башмачкина настигает настоящее горе. И лишь после смерти свершается справедливость. Душа Башмачкина обретает покой, когда возвращает себе потерянную вещь. Образ шинели очень важен в развитии сюжета произведения. Завязка сюжета связана с возникновением идеи сшить новую шинель или починить старую. Развитие действия — походы Башмачкина к портному Петровичу, аскетическое существование и мечты о будущей шинели, покупка нового платья и посещение именин, на которых шинель Акакия Акакиевича должна быть «обмыта». Кульминацией действия является кража новой шинели. И, наконец, развязка заключена в безуспешных попытках Башмачкина вернуть шинель; смерть героя, простудившегося без шинели и тоскующего по ней. Завершает повесть эпилог — фантастическая история о призраке чиновника, который ищет свою шинель.

Рассказ о «посмертном существовании» Акакий Акакиевича полон ужаса и комизма одновременно. В мертвенной тишине петербургской ночи он срывает шинели с чиновников, не признавая бюрократической разницы в чинах и действуя как за Калинкиным мостом (то есть в бедной части столицы), так и в богатой части города.

Лишь настигнув непосредственного виновника своей смерти, «одно значительное лицо», которое после дружеской начальственной вечеринки направляется к «одной знакомой даме Каролине Ивановне», и сорвав с него генеральскую шинель, «дух» мертвого Акакий Акакиевича успокаивается, исчезает с петербургских площадей и улиц.

Видимо, «генеральская шинель пришлась ему совершенно по плечу».

Художественное своеобразие

«Композиция у Гоголя не определяется сюжетом — сюжет у него всегда бедный, скорее — нет никакого сюжета, а взято только какое-нибудь одно комическое (а иногда даже само по себе вовсе не комическое) положение, служащее как бы только толчком или поводом для разработки комических приемов. Эта повесть особенно интересна для такого рода анализа, потому что в ней чистый комический сказ, со всеми свойственными Гоголю приемами языковой игры, соединен с патетической декламацией, образующей как бы второй слой. Своим действующим лицам в «Шинели» Гоголь дает говорить не много, и, как всегда у него, их речь особенным образом сформирована, так что, несмотря на индивидуальные различия, она никогда не производит впечатление бытовой речи», — писал Б.М. Эйхенбаум в статье «Как сделана «Шинель» Гоголя». Повествование в «Шинели» ведется от первого лица. Рассказчик хорошо знает жизнь чиновников, выражает свое отношение к происходящему в повести путем многочисленных ремарок. «Что ж делать! виноват петербургский климат», — отмечает он по поводу плачевной внешности героя. Климат и вынуждает Акакия Акакиевича пуститься вовсе тяжкие ради покупки новой шинели, то есть в принципе прямо способствует его гибели. Можно сказать, что этот мороз — аллегория гоголевского Петербурга. Все художественные средства, которые использует Гоголь в повести: портрет, изображение деталей обстановки, в которой живет герой, сюжет повествования — все это показывает неизбежность превращения Башмачкина в «маленького человека».

Сам стиль повествования, когда чистый комический сказ, построенный на игре слов, каламбурах, нарочитом косноязычии, сочетается с возвышенной патетической декламацией, является эффективным художественным средством.

Значение произведения

Источник: http://referatwork.ru/analiz_proizvedeniya_8_klass/section-9.html

О повести н. в. гоголя «шинель»

Шинель — это произведение, которое написал Гоголь в 1842 году. Данная работа стала одной из тех, что вошли в цикл Петербургские повести и раскрывает проблему маленького человека.

С повестью мы познакомились на литературе и теперь напишем сочинение на тему: Шинель Гоголя. Прочитав его работу, мы узнаем о жизни главного героя.

Это был человек около пятидесяти лет, он занимал пост писаря в канцелярии. Звали его Акакием Башмачкиным. Герою его работа нравилась, он даже дома продолжал переписывать тексты.

Если работы не было, то он снимал копии с уже существующих текстов. Так и жил.

Анализ повести Шинель

Читая произведение и делая анализ повести Шинель, мы видим, как насмехаются над героем его коллеги, которые были бездушными и не имели ни грамма сострадания. После прихода холодов Акакий замечает, что его шинель слишком состарилась и уже не греет. Портной отказался ее чинить, так как это было невозможно сделать.

Выход был лишь в одном, обзавестись новой шинелью. Это и огорчило героя, и обрадовало. Обрадовало, потому что теперь у него будет новая верхняя одежда. Огорчило, потому что на новую шинель нужны деньги и тут мы видим, как автор поднимает новую проблему нищеты и нехватки денежных средств. Чтобы купить новую шинель, Акакий во многом себе отказывает.

И вот деньги собраны, а портной приготовил новую шинель.

Надев на себя обнову, Акакий почувствовал себя по-другому, он стал увереннее, да и коллеги по работе по иному стали относится. Но радость была не долгой. Шинель украли, когда Акакий возвращался с вечеринки домой.

Это было трагедией для Башмачника. Он попросил помощи у значительного лица, но тот лишь накричал. В итоге герой повести простудился и в бреду умирает.

Что самое страшное, его отсутствие заметили только на четвертый день.

В конце повести мы узнаем о призраке, который стал каждый день бродить по городу. Он снимал со всех значительных людей шинели. Это происходило до тех пор, пока под руку призрака не попался его обидчик, который в привидевшемся герое увидел Акакия. Сняв шинель с генерала, который в свое время прогнал Акакия, призрак больше не являлся.

Познакомившись с работой, мы видим, насколько были бесправными люди, занимавшие незначительные посты. Они ничего не могли добиться, а тем более, добиться справедливости.

Однако, чтобы не было столь печально, Гоголь помог герою восстановить справедливость, а так как в реальном мире это невозможно было сделать, то он создает фантом.

После смерти, Акакий в образе призрака все же сумел заявить о себе, о своих правах и добился справедливости.

О чем заставляет задуматься произведение Шинель? Работа Гоголя позволяет задуматься о бесчеловечности, которая живет среди человеческого общества. Причем бесчеловечность царит и в нашем мире. Порой, животные намного добрее, нежели люди. И вот Гоголь призывает посмотреть на людей по-другому, с пониманием, с человеческой жалостью, призывает помогать и быть отзывчивыми.

Петербург в повести Гоголя Шинель

Создавая свой шедевр, автор описывает жизнь героя в большом городе, а именно в Петербурге. Петербург в Шинели Гоголя предстает перед нами городом, где просто и бесследно может исчезнуть маленький человек.

Это город, где на одних улицах светло, ведь там живут генералы, и улицы, где могут вылить на голову помои, так как там живут незначительные башмачники.

Гоголь хорошо изображает нам бедную часть Петербурга, которая была серой и бескрасочной, и богатую часть, где свет ярче, краски разноцветные и все переливается всеми цветами радуги.

Петербург в произведении — это город, где одновременно живет два мира: бедный и богатый. Как раз именно в кабинете значительного лица, когда Акакий пришел за справедливостью, и столкнулись эти два мира.

Смысл гоголевской Шинели

Смысл Гоголевской Шинели в том, чтобы вызвать сочувствие к мелким людям, которых очень много, призвать к внимательности, доброте, сопереживанию. Смыслом, наверное, также является то, что автор хочет обратить наше внимание на наказуемость в жизни.

Все равно придется ответить в будущем за все. Например, как пришлось значительному лицу ответить перед призраком человека, которому тот нанес обиду.

Автор показывает нам, что перед Высшим судом предстанут все и там возмездие и наказание последуют незамедлительно.

Источник: http://sochinyshka.ru/o-povesti-n-v-gogolya-shinel.html

Шинель — образ главного героя

Повесть Гоголя «Шинель»: проблематика и образ главного героя

«Шинель» — написанная в 1842 году повесть из цикла петербургских повестей Н. В. Гоголя. В этот цикл также входят «Невский проспект», «Нос», «Портрет» и «Записки сумасшедшего». «Шинель» — продолжение темы маленького человека, открытой А. С. Пушкиным. Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин — главный герой повести Пушкина «Станционный смотритель», написанной в 1830 году.

Гоголь задумывался о написании этой повести еще в 30-х годах, вдохновил же его на создание произведения анекдот о бедном чиновнике, который очень долго во всем себе отказывал и копил на дорогое ружье.

Купив желанную вещь, он отправился на утиную охоту в Финский залив, но, положив ружье на нос лодки, не заметил, как обновку стянуло в воду тростником.

Чиновник так и не смог оправиться от утраты и, приехав домой, слег в горячке и больше не вставал.

Гоголь прекрасно понимал горечь подобной утраты, так как сам когда-то был чиновником (в 1829 году определился на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел, а с 1830 по 1831 год служил в департаменте уделов). Тогда в письме к матери он писал: «умереннее меня вряд ли кто живет в Петербурге.

Я еще до сих пор хожу в том самом платье, которое я сделал по приезде своем в Петербург из дому, и потому вы можете судить, что фрак мой, в котором я хожу повседневно, должен быть довольно ветх и истерся также не мало, между тем как до сих пор я не в состоянии был сделать нового, не только фрака, но даже теплого плаща, необходимого для зимы.

Хорошо еще, я немного привык к морозу и отхватал всю зиму в летней шинели».

Поэтому Гоголь, создавая «Шинель», мог практически с точностью передать переживания главного героя, опираясь на собственный опыт.

В фамилии главного героя есть что-то уменьшительно-ласкательное — Башмачкин (из-за суффикса «чк»).

Гоголь как будто специально делает своего героя неприглядным: «чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным.». Можно подумать, что автор создает снижающий портрет, по которому даже невозможно определить, сколько лет герою, то есть Башмачкин — человек без возраста. Лишь ближе к концу произведения читатель узнает, что «Акакию Акакиевичу забралось уже за пятьдесят лет». Повествователь говорит о герое так, будто давно его знает: «Родился Акакий Акакиевич против ночи, если только не изменяет память, на 23 марта».

Имя героя — Акакий Акакиевич — непривычное даже для XIX века и вовсе не благозвучное, дано ему не из большой любви к отцу. Назвали его так просто потому, что в календаре не нашлось ничего лучше: «… что, видно, его такая судьба. Уж если так, пусть лучше будет он называться, как и отец его.

Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Далее автор добавляет (не без иронии): «. это случилось совершенно по необходимости и другого имени дать было никак невозможно».

Имя Акакий хоть и неприятно звучит, но по смыслу отлично подходит герою (в переводе с греческого языка — «не делающий зла», «неплохой», «незлобивый»).

Гоголь подчеркивает, что Акакий Акакиевич будто бы и не имел вовсе ни детства, ни юности: «. он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове».

Его никто не замечает, а он, что странно, любит свою работу: «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью.

Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир».

Гоголь с большим вниманием к деталям рисует крошечный замкнутый мирок Акакия Акакиевича: «Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь вечере.

Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра? Так протекала мирная жизнь человека, который с четырьмястами жалованья умел быть довольным своим жребием.». Этот мир Гоголь изображает именно для того, чтобы сказать читателям, что мы по-христиански должны любить каждого человека, даже самого мелкого и невидного.

Но сам Акакий Акакиевич не способен эту мысль сформулировать, когда над ним самим смеются коллеги, он не пытается отстоять свое достоинство, он человек кроткий. Все, что он может сказать — лишь «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Это почти единственная членораздельная фраза Акакия Акакиевича во всем произведении.

Речь его убога, но она очень хорошо характеризует его внутренний мир. Гоголь передает эту фразу как повторяющуюся («он произносил»), то есть это случалось неоднократно. Владеть словом — значит осмыслить что-то; в «Шинели» за Акакия Акакиевича берет слово сам автор («Я брат твой»).

В «Ревизоре» Гоголь показывает людей без чести, здесь же он говорит о том, что в человеке надо в первую очередь видеть равного себе и будто специально выбирает кого-то типа Акакия Акакиевича.

Герой рассеян, его мысли постоянно витают в плоскостях, далеких от бытовых, он не замечает, что к нему что-то прилипло («всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек, или какая-нибудь ниточка»), не замечает даже вкуса пищи («Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору») и «. к тому же он имел особенное искусство, ходя по улице, поспевать под окно именно в то самое время, когда из него выбрасывали всякую дрянь». Здесь читатель должен разглядеть не сатирический смех, а горькую авторскую иронию. У Акакия Акакиевича нет досуга, он не развлекается.

Едва ли не единственный во всей повести диалог состоялся у Петровича — одноглазого портного (очередная грустная ирония), к которому Башмачкин приходит, чтобы заказать шинель.

Но и это, по сути, назвать диалогом нельзя, так как «Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и, наконец, такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения».

Сильная эмоция в речи появляется только тогда, когда Петрович называет цену изделия: «Полтораста рублей за шинель! — вскрикнул бедный Акакий Акакиевич, вскрикнул, может быть, в первый раз от роду, ибо отличался всегда тихостью голоса».

Далее следует внутренний монолог Акакия Акакиевича, который также, безусловно, заслуживает внимания. Но и внутренняя речь не слишком отличается от внешней: в ней в изобилии присутствуют наречия, предлоги, междометия — в общем, все, кроме четких слов: «Так этак-то! вот какое уж, точно, никак неожиданное, того. этого бы никак… этакое-то обстоятельство!».

Башмачкин мечтал о новой шинели, экономил на всем («он совершенно приучился голодать по вечерам; но зато он питался духовно»), копил деньги, кажется, совсем не отдыхал, но зато с тех пор будто само существование его стало осмысленнее: «С этих пор как будто самое существование его сделалось как-то полнее.

как будто он был не один, а какая-то приятная подруга жизни согласилась с ним проходить вместе жизненную дорогу, — и подруга эта была не кто другая, как та же шинель на толстой вате, на крепкой подкладке без износу.

Он сделался как-то живее, даже тверже характером, как человек, который уже определил и поставил себе цель».

В этой повести самое интересное то, что Гоголь держит читателей на грани улыбки, а сам совершенно не улыбается. Он подробно рисует этот мир Акакия Акакиевича, но кажется, главная цель автора состояла в том, чтобы читатели были внимательнее, чтобы героя любили.

Гоголю важно, чтобы читатели сумели и такому герою сострадать. Пушкин в «Медном всаднике» и в «Станционном смотрителе» добивался того же, ведь мир Евгения в «Медном всаднике» небольшой, но, по сравнению с Акакием Акакиевичем, Евгений более развит и образован, ведь он принадлежал к древнему, но обнищавшему роду.

А Акакий Акакиевич не обладает даже этим достоинством.

Источник: http://sochynenie.ru/shinel-obraz-glavnogo-geroya/

Ссылка на основную публикацию