Эклектизм в архитектуре санкт-петербурга — смешение разнородных идей и функционально-планировочных решений

7 небанальных шедевров эклектики в Петербурге

Кукольный домик с красной кирпичной башенкой, в которой могла бы жить сказочная героиня Рапунцель, выполненный в стиле поздней эклектики для семьи Кейбеля — законодателей серебряных наградных знаков, можно найти на Петроградской стороне. Дом Кейбеля и его семьи больше напоминает замок, сошедший со страниц волшебной сказки.

На фоне других зданий его выделяет аккуратность исполнения, отменная декоративная отделка и, кончено, высокая кирпичная башенка, из окна которой будто бы вот-вот сбросит свои волосы сказочная героиня Рапунцель. Этот дом украсил улицу Петроградской стороны в 1901 году.

Над созданием шедевра для признанного ювелира трудился знаменитый архитектор Густав Густавович Фон Голи. 

  • Адресул. Большая Зеленина, 33

Стремление выделиться подарило городу на Неве еще одно знаменитое здание — дворец Белосельских-Белозерских.

Наверняка каждый петербуржец и, пожалуй, каждый турист хотя бы раз обращал внимание на это великолепное здание, ставшее настоящим украшением главной улицы Северной столицы.

Привлекающий взгляды дворец построил знаменитый архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер, который, к слову, известен своими эклектическими шедеврами. Конечно, эту величественную постройку, чем-то напоминающую творения Растрелли, можно назвать новым барокко.

Однако правильнее все же отнести сей дворец к периоду ранней эклектики. Кстати, интересен будет и тот факт, что название дворца весьма условно: пускай и заказал строительство дома Эспер Белосельский-Белозерский, но так уж вышло, что наследник миллионов скончался как только был вырыт фундамент.

Характерный представитель архитектурного стиля эклектика построен в 1897 году. Раньше в трехэтажном здании был дом петербургского коммерсанта Эрнеста Игеля, в особняке располагались оранжерея и ресторан. Сегодня здание полностью заброшено. Фасад старинного особняка почти полностью разрушен, зато интерьеры очень хорошо сохранились.

  • АдресКаменноостровский пр., 60

Особняк построил архитектор Прейс для княгини Кугушевой в 1895 году, архитектурный стиль — поздняя эклектика. Сейчас здесь — художественная школа им. Кустодиева.

Прекрасный образец псевдоготики начала XX века, выстроенный архитектором Еремеевым для своей жены. На фоне банальной эклектики, которой застроена добрая половина василеостровских линий, выглядит, как удивительный замок из прошлого.

Доходный дом на 5-й линии Васильевского острова построен в 1903 – 1905 годах. Еремеева – известная в Петербурге женщина-врач – была женой зодчего.

Здание полностью облицовано красным кирпичом и увенчано небольшой башенкой посередине, больше напоминающей даже не средневековые европейские постройки, а древнерусские палаты. 

Здание построено в 1904-ом году и занимает два участка (этим объясняется двойной номер дома). Необычность сооружения заметна сразу: поражает удивительный лепной декор, а также фигуры грифонов и химер, небольшие башенки.

Этот великолепный дом не только считается одним из самых высоких зданий начала XX века, но и важнейшим памятником эклектики. Строительством занимался архитектор Лишневский. Это было одно из самых высоких зданий на тот момент (еще выше мешал строить чересчур строгий на тот момент регламент).

Получилась цветастая эклектика с оглядкой на готику (фигурки чудищ), а также элементами модерна (окна) и среднеевропейского ренессанса (внутреннее убранство помещений).

  • АдресСадовая улица, 55-57; Вознесенский проспект, 40-42

Это строение ну просто никак нельзя назвать обычным домом. Это настоящий каменный терем — сказочная изба, если изволите.

Его венчают несколько причудливых башенок с круглыми окошками-иллюминаторами, в качестве декоративного убранства использована лепнина и глазурованная плитка. Особое внимание стоит уделить трубе, которая своими чертами чем-то напоминает Парфенон.

Этот прекрасный «коктейль» смотрится весьма впечатляюще, так что здание можно по праву назвать одним из самых небанальных шедевров эклектики. Кстати, дом 43 на улице Большой Зеленина знаменит также и тем, что под его крышей располагалась бесценная библиотека.

Жемчужной коллекции книжного собрания стали рукописные копии второго тома гоголевских «Мертвых душ», «Горя от ума» Александра Грибоедова и «Путешествие из Петербурга в Москву» Александра Радищева. 

  • АдресБольшая Зеленина ул., 43

Источник: https://www.fiesta.city/spb/places/7-nebanalnyh-shedevrov-eklektiki-v-peterburge/

Эклектика в архитектуре Петербурга Эклектика в архитектуре

Эклектика в архитектуре Петербурга

Эклектика в архитектуре Петербурга • В середине XIX века Петербург все более отчетливо приобретает новые черты, типичные для капиталистической эпохи.

• Большая часть улиц Петербурга имеет разнокалиберную, разнохарактерную застройку. Облик города становится все более сложным, многогранным и противоречивым.

• Новые жизненные потребности, смена художественных идеалов и новые возможности способствуют переходу архитектуры от классицизма к эклектике.

Эклектика в архитектуре Петербурга • Важнейшая особенность эклектики — многостилье, обращение к архитектурному наследию всех стилей. • Формируются определенные стилистические направления: неоготика, неоренессанс, второе барокко, русско-византийский стиль и др.

• Заимствование проявляется в основном в декоре и редко сопровождается повторением объемно-пространственных решений исторических стилевых прототипов. • Архитектура отходит от идейно-художественных проблем в сторону частных задач. • Зарождается новый принцип проектирования «изнутри наружу» , исходящий из функциональной целесообразности.

• Появляются асимметричные объемно-пространственные композиции, новые элементы — эркеры, широкие окна-витрины.

Эклектика в архитектуре Петербурга А. И. Штакеншнейдер (1802 -1865) • Мариинский дворец на Исаакиевской площади (1839 -1844).

Фасад — принципы классицизма (руст, колонны и пилястры коринфского ордера); интерьеры — использование разных стилей: флорентийский ренессанс, помпейский стиль (белый цвет, кариатиды, изображавшие античных служанок), стиль Людовика XV (зеркала, вызолоченная резная работа, шелковистый штоф). • Николаевский дворец на Пл. Труда (1853 -1861). Фасад — неоренессанс (поэтажно размещенные колонны, пилястры, ордер измельчен); интерьеры — ренессанс и барокко (темные решетки перил на фоне светлых стен, изящные колонны). • Ново-Михайловский дворец на Дворцовой наб. (1857 -1861). Главный корпус дворца — пышная и сложная отделка, примыкающий фасад — скромная и сдержанная отделка, напоминающая доходный дом.

Эклектика в архитектуре Петербурга Мариинский дворец, изображение 1847 г.

Эклектика в архитектуре Петербурга Мариинский дворец, спальня великой княгини Марии Николаевны

Эклектика в архитектуре Петербурга Николаевский дворец, сер. 19 в.

Эклектика в архитектуре Петербурга Николаевский дворец, вестибюль

Эклектика в архитектуре Петербурга Ново-Михайловский дворец, кон. 1850 -х

Эклектика в архитектуре Петербурга Ново-Михайловский дворец, танцевальный зал

Эклектика в архитектуре Петербурга • К. А. Тон (1794 -1881) Церковь Святой Екатерины на Петергофском пр. (1831 -1837). Русско-византийский стиль (крестово-купольная система, килевидные кокошники и закомары, узкие арочные окна, декоративная аркатура на тонких колонках). • А. К. Кавос (1800 -1863) Восстановление Мариинского театра на Театральной пл. (1859).

Восстановлен как музыкально-драматический театр; фасад – неоренессанс; подковообразный в плане зрительный зал с богатой отделкой и пышным декором. • В. А. Шретер (1839 -1901) Перестройка здания Мариинского театра. (1883 -1886, 1990 -е). К главному фасаду пристроена новая архитектурная декорация, выполненная с пышностью и усложненностью декора.

Эта декорация закрыла прежний, более сдержанный фасад театра.

Эклектика в архитектуре Петербурга Проект Екатерининской церкви, продольный разрез, 1830 г. Проект Екатерининской церкви, план, 1830 г.

Эклектика в архитектуре Петербурга Мариинский театр до реконструкции 1885 г.

Эклектика в архитектуре Петербурга Мариинский театр после реконструкции 1885 г.

Эклектика в архитектуре Петербурга Деятельность архитекторов середины XIX века с одной стороны была обращена к прошлому как к источнику художественных заимствований, с другой — устремлялась к современности.

Декор, заимствованный из старых стилей, сочетался с новой объемно-пространственной структурой зданий и с новыми конструктивно-техническими решениями. Следствием оказалась двуликость и противоречивость облика многих произведений архитектуры.

Тем не менее, в постройках середины XIX века обнаруживается ряд общих художественных закономерностей и признаков: • планировочные и объемно-пространственные решения продиктованы современными функциями • иные, чем это было в прошлом, соотношения детали и целого • приемы масштабной и пластической «аранжировки» мотивов, заимствованных из исторических стилей • двойственность и противоречивость композиций, их внутренний эклектизм • поиск новых источников заимствований и новых приемов «аранжировки» мотивов старых стилей применительно к потребностям современности Таким образом в архитектуре середины XIX века, при всей ее многоликости, стал складываться некий новый стиль, обладающий определенным единством и отчетливо выраженными художественными особенностями.

Источник: http://present5.com/eklektika-v-arxitekture-peterburga-eklektika-v-arxitekture/

ТехЛиб СПБ УВТ

 Эклектика, также эклектизм (греч. «избранный, отборный»; от греч. «выбирать, отбирать, избирать»;) — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п., основанное на их искусственном соединении.

Одновременно с неоренессансом в архитектуре второй половины XIX в. развивалась тенденция широкого использования форм различных стилей прошлого, начиная с романского и кончая стилем барокко.

Возникший таким образом эклектизм кроме всего прочего выполнял основное требование общества конца XIX в.

, заключавшееся в стремлении к максимальной, даже показной парадности общественных зданий, в которых над классическими строительными материалами и способами решения интерьеров начинают преобладать их имитации, богатые лепные украшения и другие декоративные формы.

Читайте также:  Усть-луга в санкт-петербурге - долгая дорога к порту

Храм Христа Спасителя в Москве, уничтожен в 1931 г.

Постройки такого рода, только иногда достигавшие высокого художественного уровня, стали характерны для целых архитектурных комплексов и новых жилых кварталов, которые с необычайной быстротой возникали в конце XIX в. во всех крупных городах Европы.

Псевдоисторизм, овладевший массовой архитектурой, означал ее общий упадок, выражавшийся в стилевой беспринципности.

Свободное использование исторических форм, которые при этом не связывались с общими тектоническими принципами соответствующего исторического стиля, было первым проявлением усиливающегося стремления освободиться от стилевых схем XIX в. и в этом смысле неизбежным переходным периодом к новой художественной концепции архитектуры.

Конец XIX в., характеризуемый эклектизмом, одновременно был периодом интенсивного развития металлических конструкций и их использования в архитектуре. В этом важную роль сыграла так называемая Чикагская школа, которая заложила основы использования металлического каркаса в многоэтажных торговых и административных зданиях.

Возникновение Чикагской школы, которая была в конце XIX в. единственным центром прогрессивных идей в бездушном эклектическом подражательстве, характерном для американской архитектуры, было стимулировано интенсивным строительным бумом, наступившим в 1870 г. в Чикаго после Великого пожара.

Основателем школы был Уильям ле Барон Дженней, который запроектировал первый небоскреб — здание страховой компании «Хоум Иншуренс Компани» (1883 — 1885). Первым небоскребом с металлическим каркасом считается постройка, осуществленная Л. С. Буффингтоном (1880), хотя каркас и остался спрятанным за массивным каменным фасадом.

Прогрессивный характер носила другая постройка Дженнея, получившая название «Лейтер» (1889), которая сдержанностью форм и конструктивным растром на фасаде выразила основные архитектурные принципы Чикагской школы. Своей вершины они достигли в работах Д. Рута, а особенно Л.

Салливена, автора 12 — этажного универсального магазина «Карсон, Пири и Скотт» (1899), главным архитектурным элементом которого стало горизонтальное трехстворчатое окно. Регулярно расположенные, такие окна придают фасадам характер решетки.

Вызывающая удивление «современность» архитектурного облика чикагских небоскребов порождена главным образом необходимостью получить хорошо освещенные интерьеры, освободить внутреннее пространство от массивных конструктивных элементов и тем добиться функциональной универсальности планировки.

Влияние Чикагской школы на дальнейшее развитие американской архитектуры было подавлено новой вспышкой историзма и академизма, поддержанных в архитектурных решениях Всемирной выставки в Чикаго в 1893 г. Принципы Чикагской школы еще изредка находили отражение в работах ее учеников.

Характерные черты

Сдвинулись границы между различными видами творчества. Архитектура стала ближе скульптуре, а скульптура переняла тектонические принципы архитектуры.

На смену простому соединению архитектуры и изобразительного искусства снова пришел их синтез, который за неполных два десятилетия своего существования обозначил образ наступающей эпохи. Архитектура необычайно ярко выразила ощущения времени — мира развитой техники и уходящего исторического романтизма.

Она стала предвестником интеграции искусства техники и функции на более высоком уровне их развития, поэтому в ней так тесно переплелись технические и функциональные аспекты с художественными.

Переход к современной архитектуре характеризовался богатством ее внутренней дифференциации, в процессе которой можно выделить два этапа, которые органически переплелись и не имеют точной границы ни в архитектуре отдельной страны, ни в произведениях отдельного архитектора.

Для первого этапа развития было особенно характерно идейное расхождение с историзмом, последствия которого сказались на архитектуре XX в. Случаи периодического возврата к принципам свободного творчества показывают, что архитекторы всеми возможными способами стараются добиться убедительности образа своих произведений.

Второй этап был представлен уже стремлением однозначно ориентироваться на функциональную логику архитектуры, что означало коренное изменение ее конструктивных и художественных принципов.

Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, а с другой — в ней есть принципиально другие свойства. Эклектика сохраняет архитектурный ордер (в отличие от модерна, не использующего ордер), но в ней он утратил свою исключительность.

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Так, в российской практике, русский стиль К. А. Тона стал официальным стилем храмостроительства, но практически не применялся в частных постройках.

Эклектика «многостильна»; в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная»; архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Эклектика прошла два этапа в развитии — 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг.; в России естественно разделение на «николаевский»; и «александровский»; этапы. За этим делением стоит не столько различие в политических режимах, сколько социальная эволюция общества России и Европы в целом, возникновение нового класса заказчиков и новых функций архитектуры.

Историки считают, что в XIX веке число построенных зданий, вероятно, превосходило все предшествующие периоды, вместе взятые. Строгий официальный ампир уже не мог удовлетворять всем требованиям столь массового строительства. Ампир был стилем торжествующего государства.

А Европа сотрясалась от революционных движений, от бесконечных волнений растущего рабочего класса. Ампир стал вызывать раздражение современников. В России первым об этом публично заявил Николай Васильевич Гоголь, который очень любил и понимал искусство архитектуры. В начале 1834 года он написал статью «Об архитектуре нынешнего времени».

  Королевский павильон в городе Брайтоне, графство Восточный Суссекс, Англия  Исаакиевский собор, Петербург

Читать по теме:

Архитектурные стили

Источник: http://tehlib.com/arhitektura/e-klektizm/

Архитектурная эклектика

Архитектурная эклектика — это направление европейского зодчества в 1830-1890 гг.

Архитектурная эклектика сооружения отражается в использовании элементов стиля готика.

До 19 в. эклектизм в архитектуре проявлялся в соединении различных направлений в одном сооружении. Стиль эклектика в архитектуре в определенные исторические периоды носил разные названия: в 1830-х гг. его называли романтизмом, во второй половине 19 века — Боаз-ар (Beaux-Arts).

В 1870—90-х гг. в Москве появились здания со сложными фасадами с большим количеством декора: Государственный банк на ул. Неглинной (архитектор К.М. Быковский), 1893—1895гг., Международный торговый банк на Кузнецком мосту, (архитектор С.С. Эйбушитц), 1898 г.; Сандуновские бани (архитектор Б.В. Фрейденберг, 1894—1895 гг).

Сейчас исследователи нередко называют этот стиль «историзмом». Последнее название связано с тем, что эклектизм в архитектуре характеризовался смешением стилей из разных периодов в истории зодчества и созданием обновленных вариантов уже известных стилевых направлений.

Так появились неогрек, неоготика, необарокко и так далее — каждый известный стиль мог получить обновленный, «модифицированный», вариант. Возникший стиль эклектики в архитектуре использовал разнообразные лепные украшения, сложные декоративные формы и отражал стремление представителей высшего общества к демонстрации роскоши, власти.

Архитектурная эклектика в 19 в. украшала целые кварталы американских, европейских и центральных российских городов.

Международный торговый банк на Кузнецком мосту в эклектическом стиле. Архитектор С.С. Эйбушитц, 1898 г.

Мода на эклектизм в архитектуре возникла на основе поисков художниками новых идей. Исследование истории зодчества привело многих мастеров к решению создавать новое на основе старого, заимствуя уже известные приемы и сочетая их с уже существующими технологиями, а также приспосабливая сооружения к современным требованиям.

То или иное направление в эклектике архитектура перенимает на уровне отдельных элементов, повторяя формы, декор, однако меняются масштабы, дизайн становится более символичным, он теряет свою первоначальную идейную направленность. Часто меняется функциональное назначение строения.

Использование конкретных исторических стилей в создании эклектических сооружений нередко вызывало нарекания критиков. По мнению исследователей эклектика в архитектуре подстегнула появление модерна, а позже легла в основу современного эклектизма, основанного на ассоциативном образе, воспроизводимом владельцем дома или дизайнером.

Фантазия архитекторов смешивает старое и новое, создавая необычные образы, которые, тем не менее, являются узнаваемые и позволяющие говорить об определенном направлении.

Современная эклектика объединила в одном сооружении Ренессанс, восточный и классический стиль.

Если в Древней Греции ордерная система применялась в основном в акрополях и храмах, то в «неогреке» и «неориме» ордер стал использоваться в общественных зданиях, дворцах, особняках и частных домах. Неогрек, появившись в Европе в 19 в., и до сих пор не теряет свою актуальность.

Приемы архитектуры, заимствованные в Древней Греции и Древнем Риме, обрели новые масштабы, стали использоваться для создания небольших частных домов. Для создания эклектического образа сооружения используют декоративные элементы ордера: молдинги, барельефы, балясины, розетки, сандрики, карнизы.

В этом направлении те элементы, которые некогда несли нагрузку: например, колонны и пилястры, модульоны, также стали декоративными.

Некоторые архитектурные элементы классического стиля в этом эклектическом сооружении являются декоративными и не несут нагрузки.

Архитектурная эклектика — неоготика — приобрела в 19 в. романтические очертания, превратившись из готики религиозных храмов, на постройку которых уходили столетия, в сказочные сооружения.

Читайте также:  Побережье финского залива за пеленой истории

В основе неоготических сооружений вертикальная направленность, высокие тонкие шпили, ажурность фасадов, башенки с фигурным декором, скульптурное оформление. Так формировался готический образ замков Баварии, делая их похожими на иллюстрации к сказке.

Иначе формировалась неоготика в Северной Европе, например, в Англии, где готический стиль был признан, как национальный, несмотря на то, что вначале он зародился в центральной Европе и лишь спустя некоторое время появился в Англии.

Здесь неоготика приобрела мрачноватый вид, создав замки с высокими башенками, устремленными вверх, украшенными разнообразными лепными элементами. Многое в эклектике Англии было заимствовано из строгого нормандского зодчества.

Воплощенная в частных строениях неоготика лишилась своего декоративного убранства, оставив вертикальное устремление и башенки, либо принимала формы английской готики. В современном строительстве тема неоготических замков очень популярна, ассоциируясь у владельцев со средневековьем, европейскими сказками на тему рыцарей и принцесс. Нередко готическая эклектика в архитектуре выглядит как театральная декорация.

Дом-особняк в неоготическом стиле. Архитектурная энциклопедия Барановского.

Особняк в неоготическом стиле. Архитектурная энциклопедия Барановского.

Направление эклектизма в архитектуре — необарокко — в 19 в. строилось на принципах «свободной лепки» фасада, созданием выступающих и вогнутых плоскостей. При этом сохраняется симметрия расположения архитектурных элементов относительно центральной оси. Используются ордерные элементы, объединяющие этажи: пучки колонн, пилястры, которые служат декоративным целям.

В это время распространены фасады, создающие впечатление динамичного движения за счет их пластичности. В некоторых случаях сочетается барокко и классицизм, и роль динамичных объектов выполняют декоративные элементы: скульптуры и лепнина (например, у архитекторов В. Лангвагена и А. Кольба).

Нередко архитекторы фрагменты фасада оформлялись под барокко, например, создавали барочными ярус дома, один — два выступа, в то время как остальные части фасада оставались исполненными в классическом стиле ( так работали, к примеру, архитекторы Е.П. Варгин, И.С. Гамазов, А.Ф. Занфтлебен).

Небольшие дома отделывали в стиле неорококо без применения элементов ордера (работы зодчих А.К. Бруни, Г.И. Карпова, P.P. Генрихсена). Эклектика в архитектуре Петербурга, отразившаяся в сооружениях необарокко: особняк Т. П. Дылёва, особняк П. И. Демидова, доходный дом Н. П. Жеребцовой, особняк Е. М. Бутурлиной, перестроенный Дворец Белосельских-Белозерских.

Современные здания в стиле необарокко перенимают традиции 19 в., в основе их дизайна — стилизация, пластика, лепнина, причем могут использоваться как традиционные материалы в отделке, так и их имитация.

Необарокко современного здания выражено в форме двухъярусной крыши сложной формы.

Стиль эклектика в архитектуре нередко строится на основе мавританского зодчества.

Сама восточная культура является смесью разнообразных национальных традиций, свойственных не только для определенных народов, но и для разных географических областей и исторических периодов, поскольку история знает примеры завоеваний, поглощений и объединений разных традиций в одной культуре на какой-то промежуток времени, что затем сменялось иными подходами и методами. В одном из вариантов ближневосточной архитектуры объединялись многоярусные фасады из Ликии и Карии (юго-западный регион Малой Азии), портики из греческих храмов, которые попали в восточное зодчество в ходе слияний культур в периоды завоеваний. От финикийцев пришла в архитектуру капитель, от персов — зубчатые стены, двускатные или, напротив, плоские крыши, напоминающие террасы-ступени). В современном строении с эклектическим ближневосточным дизайном можно увидеть сочетание классики и восточного стиля, выражающееся в характерной форме окон и дверей, лепнине, ярусности, арочных террасах и галереях.

Восточные мотивы в декоре здания фармацевтического производства.

Современный эклектизм архитектуры выражается в использовании узнаваемых фрагментов, приемов того или иного стиля.

Например, любое сегодняшнее сооружение, созданное в классическом стиле, эклектично, так как лишь повторяет некоторые элементы, заимствованные из ордерной системы.

Сегодняшняя эклектика позволяет владельцу дома жить словно бы в разных эпохах одновременно, когда используются все современные средства для лучшего художественного выражения: инженерные, технологические, конструкционные.

Современный дом, построенный по мотивам английского стиля.

Благодаря разнообразию эклектики в архитектуре и привнесения в нее многочисленных авторских идей и элементов, это направление стало сложным, неоднородным, что характерно для современного строительства. Таким образом, архитектура, по мнению исследователей, приобретает индивидуальность. Автор текста: К. Максимов

Источник: http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/arhitekturnaya_eklektika/

Эклектика в архитектуре

Слово «эклектика» переводится с греческого как «избранный, отборный» -смешение, соединение разнородных взглядов, стилей, идей, и т. п., основанное на их искусственном соединении. Термин ввёл в употребление александрийский философ II века Потамон.

В начале ХХ века авангардисты пытаясь создать новые художественные формы , постоянно сталкивались с тем , что все «вновь придуманное»- ранее уже «имело место быть» и отражено в истории человечества. Заимствуя и совмещая уже существующее, можно создать что-то новое.

Смешивая архитектурные образы Запада и Востока, старое и новое, дизайнеры создают новые стили.

Эклектизм в архитектуре — направление, господствующее в Европе и России в 1830 — 1890-е гг. За рубежом этот термин звучит как — романтизм (ІІчетверть XIX века), Beaux-Arts (боз-ар) (ІІ половина XIX века) , а в современной интерпретации- историзм.

Неоготика, неоренессанс, необарокко, неорококо, неовизантийский стиль, неомавританский стиль, индо-сарацинский стиль, псевдорусский стиль- эклектические стили, производные от смешения различных «исторических» стилей.

Эти названия характерны для стилей советского и постсоветского пространства.

Эклектика вместила  в себе  не только все черты европейской архитектуры XV—XVIII веков, но и совершенно иные качества. В стиле сохранился архитектурный ордер, но он перестал быть исключительной конструкцией. Функция стала определять стиль и форму  здания. Так для строительства храмов стал предпочтительным   русско-византийский стиль К. А. Тона,  для других построек он не используется.

Современный вид Храма Христа Спасителя

Для зданий, построенных в одно и тоже время, характерны разные стилевые особенности.

На выбор стиля влияло не только назначение здания (общественные здания,частные дома, храмы,  фабрики ), но и финансовые возможности заказчика (рядом могут сосуществовать  богато декорированные постройки и  более скромная муниципальная архитектура. Такая «демократичность» отличает  эклектику от ампира, который диктовал единые  требования для всех  видов построек.

В одном квартале: храмовая, коммерческая (слева) и муниципальная эклектика (Справа: нынешнее здание Роснефти было построено как Дом дешёвых квартир имени Бахрушина)

В истории эклектики  можно выделить  два этапа 1830-е—1860-е гг. и 1870-е—1890-е гг., это объясняется не только разными политическими режимами, но эволюцией общества России и Европы в целом, появился  новый класс заказчиков, архитектура приобрела новые функции.

Источник: http://www.mir-arxitiktyri.ru/evropeyskie-stili/eklektika-v-arxitekture/

Эклектика в архитектуре Петербурга — скачать презентацию

Слайд 1
Описание слайда:

Эклектика в архитектуре Петербурга

Слайд 2
Описание слайда:

Эклектика в архитектуре Петербурга В середине XIX века Петербург все более отчетливо приобретает новые черты, типичные для капиталистической эпохи.

Большая часть улиц Петербурга имеет разнокалиберную, разнохарактерную застройку. Облик города становится все более сложным, многогранным и противоречивым.

Новые жизненные потребности, смена художественных идеалов и новые возможности способствуют переходу архитектуры от классицизма к эклектике.

Слайд 3
Описание слайда:

Эклектика в архитектуре Петербурга Важнейшая особенность эклектики — многостилье, обращение к архитектурному наследию всех стилей. Формируются определенные стилистические направления: неоготика, неоренессанс, второе барокко, русско-византийский стиль и др.

Заимствование проявляется в основном в декоре и редко сопровождается повторением объемно-пространственных решений исторических стилевых прототипов. Архитектура отходит от идейно-художественных проблем в сторону частных задач. Зарождается новый принцип проектирования «изнутри — наружу», исходящий из функциональной целесообразности.

Появляются асимметричные объемно-пространственные композиции, новые элементы — эркеры, широкие окна-витрины.

Слайд 4
Описание слайда:

Эклектика в архитектуре Петербурга А.И. Штакеншнейдер (1802-1865) Мариинский дворец на Исаакиевской площади (1839-1844).

Фасад — принципы классицизма (руст, колонны и пилястры коринфского ордера); интерьеры — использование разных стилей: флорентийский ренессанс, помпейский стиль (белый цвет, кариатиды, изображавшие античных служанок), стиль Людовика XV (зеркала, вызолоченная резная работа, шелковистый штоф). Николаевский дворец на Пл. Труда (1853-1861). Фасад — неоренессанс (поэтажно размещенные колонны, пилястры, ордер измельчен); интерьеры — ренессанс и барокко (темные решетки перил на фоне светлых стен, изящные колонны). Ново-Михайловский дворец на Дворцовой наб. (1857-1861). Главный корпус дворца — пышная и сложная отделка, примыкающий фасад — скромная и сдержанная отделка, напоминающая доходный дом.

Слайд 5
Описание слайда:

Эклектика в архитектуре Петербурга Мариинский дворец, изображение 1847г.

Слайд 6
Описание слайда:

Эклектика в архитектуре Петербурга Мариинский дворец, спальня великой княгини Марии Николаевны

Читайте также:  Памятник рыбке колюшке в санкт-петербурге

Слайд 7
Описание слайда:

Эклектика в архитектуре Петербурга Николаевский дворец, сер. 19 в.

Слайд 8
Описание слайда:

Эклектика в архитектуре Петербурга Николаевский дворец, вестибюль

Слайд 9
Описание слайда:

Эклектика в архитектуре Петербурга Ново-Михайловский дворец, кон. 1850-х

Слайд 10
Описание слайда:

Эклектика в архитектуре Петербурга Ново-Михайловский дворец, танцевальный зал

Слайд 11
Описание слайда:

Эклектика в архитектуре Петербурга К.А. Тон (1794-1881) Церковь Святой Екатерины на Петергофском пр. (1831-1837). Русско-византийский стиль (крестово-купольная система, килевидные кокошники и закомары, узкие арочные окна, декоративная аркатура на тонких колонках). А.К. Кавос (1800-1863) Восстановление Мариинского театра на Театральной пл. (1859).

Восстановлен как музыкально-драматический театр; фасад – неоренессанс; подковообразный в плане зрительный зал с богатой отделкой и пышным декором. В. А. Шретер (1839-1901) Перестройка здания Мариинского театра. (1883-1886, 1990-е). К главному фасаду пристроена новая архитектурная декорация, выполненная с пышностью и усложненностью декора.

Эта декорация закрыла прежний, более сдержанный фасад театра.

Слайд 12
Описание слайда:

Эклектика в архитектуре Петербурга Проект Екатерининской церкви, продольный разрез, 1830г. Проект Екатерининской церкви, план, 1830г.

Слайд 13
Описание слайда:

Эклектика в архитектуре Петербурга Мариинский театр до реконструкции 1885г.

Слайд 14
Описание слайда:

Эклектика в архитектуре Петербурга Мариинский театр после реконструкции 1885г.

Слайд 15
Описание слайда:

Эклектика в архитектуре Петербурга Деятельность архитекторов середины XIX века с одной стороны была обращена к прошлому как к источнику художественных заимствований, с другой — устремлялась к современности.

Декор, заимствованный из старых стилей, сочетался с новой объемно-пространственной структурой зданий и с новыми конструктивно-техническими решениями. Следствием оказалась двуликость и противоречивость облика многих произведений архитектуры.

Тем не менее, в постройках середины XIX века обнаруживается ряд общих художественных закономерностей и признаков: планировочные и объемно-пространственные решения продиктованы современными функциями иные, чем это было в прошлом, соотношения детали и целого приемы масштабной и пластической «аранжировки» мотивов, заимствованных из исторических стилей двойственность и противоречивость композиций, их внутренний эклектизм поиск новых источников заимствований и новых приемов «аранжировки» мотивов старых стилей применительно к потребностям современности Таким образом в архитектуре середины XIX века, при всей ее многоликости, стал складываться некий новый стиль, обладающий определенным единством и отчетливо выраженными художественными особенностями.

Источник: http://mypresentation.ru/presentation/eklektika_v_arxitekture_peterburga

Эклектика

Название «эклектика» произошло от греческого εκλεκτός, «избранный, отборный». Эклектизм в архитектуре — направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 1830 — 1890-е гг.

В зарубежной терминологии носит название — романтизм (для второй четверти XIX века), Beaux-Arts (боз-ар) (для второй половины XIX века) и историзм (в современном мире).

Характеризуется смешением различных «исторических» стилей, таких как неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, неовизантийский стиль, псевдорусский стиль, индо-сарацинский стиль.

История возникновения эклектики

В начале прошлого века авангардисты в попытках создать что-то новое все время «натыкались» на то, что уже когда-то кем-то было создано раньше и отражалось, например, в древнейших культурах Китая или Индии, шумерских манускриптах или скульптурах Месопотамии.

И стало понятно, что, если пойти по пути некоторого заимствования и совмещения уже существующего, можно создать что-то новое и интересное. Современный арт-дизайн смешивает западное и восточное, старое и новое — арт-деко с хай-теком и этно, то есть интерьеры начала третьего тысячелетия по стилистическому составу чрезвычайно многокомпонентны. Именно это принято называть Эклектика (историзм)

Знаменитые архитектурные сооружения Эклектики и Историзма:

Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции.

Эклектика «многостильна» в том смысле, что постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий (храмы, общественные здания, фабрики, частные дома) и от средств заказчика (сосуществуют богатый декор, заполняющий все поверхности постройки, и экономная «краснокирпичная» архитектура). В этом принципиальное отличие эклектики от ампира, диктовавшего единый стиль для построек любого типа.

Основные признаки Эклектики

Строго говоря, эклектика сама по себе не является отдельным стилем, так как ее особенность как раз и заключается в смешении различных стилей на разной основе.

Достаточно часто в среде профессиональных архитекторов термин эклектика носит негативный характер, как направление, не придерживающееся конкретных рамок стилей.

С другой стороны нельзя не отметить что подчас сочетание определенных стилей, сделанное со вкусом и тонким чутьем, может создать уникальные произведения архитектуры и интерьерного дизайна.

Характерными чертами эклектического стиля являются, тесное сплетение при возведении здания технических аспектов с художественными, монументальность, изобилие декоративных элементов.

Архитекторы, художники и дизайнеры Эклектики (историзма)

Жан Луи Шарль Гарнье (1825 — 1898) французский архитектор эпохи эклектики и историк искусства. Идеолог и практик стиля боз-ар. Автор Опера Гарнье (фр. Opéra Garnier) или дворец Гарнье (Palais Garnier) Здание считается эталоном эклектической архитектуры в стиле боз-ар.

Джон Нэш (1752 — 1835) британский архитектор, крупнейший представитель британского ампира («регентский стиль»), в то же время создавал архитектурные сооружения в стиле историзма (эклектики), такие как Королевский павильон в Брайтоне.

Василь Григорович Кричевский (1872 — 1952) — украинский архитектор, художник, график. Многие проекты сделаны в нео-украинском стиле (другое название — украинский архитектурный модерн). Одним из известных является Дом земства в Полтаве.

Константин Андреевич Тон (1794 — 1881) русский архитектор. Автор многочисленных архитектурных проектов во многих городах России, придворный архитектор Николая I, ректор Императорской Академии художеств. Особенно он известен своими работами в Санкт-Петербурге и в Московском Кремле, и своим главным детищем — храмом Христа Спасителя в Москве.

Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802 — 1865) знаменитый петербургский архитектор. Главное и самое лучшее из его созданий — Мариинский дворец (ныне — резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга), построенный в 1839—1844 годах на Исаакиевской площади.

Эклектика и историзм в интерьере

Эклектика как сочетание элементов разных стилей, наряду со стилем фьюжн, чрезвычайно популярна в современных интерьерах. Эклектика в интерьере — это сочетание двух или трех близких друг другу стилей, например, барокко, ампир, классицизм.

Такое направление подойдет тем, кто много путешествует и привозит домой сувениры и предметы интерьера из разных стран.

В этом случае эклектика позволяет создать интерьер, в котором будут гармонично уживаться вещи и мебель разных направлений, эпох и стилей. Так же если в доме проживает семья из нескольких человек, принадлежащих к разным поколениям.

Эклектика позволяет создать для каждого в доме уголок, где он будет чувствовать себя максимально комфортно в окружении привычных вещей.

В отличие от стиля фьюжн, эклектика все же остается в пределах гармонично сочетающихся друг с другом направлений в дизайне, не противоречащих друг другу.

Это правило действует и на уровне гармонично сочетающихся материалов, цветов, фактур.

Для стиля «эклектика» в интерьере характерно использование большого количества текстиля, мягких изогнутых и закругленных форм, изобилие декора и нередко этнических мотивов.

Весь образ такого дома построен на противоречиях: замечательно сосуществуют образцы самой разнообразной живописи — от полотен старинных мастеров до работ, созданных руками хозяев или их детей; современная мягкая мебель соседствует, например, со старым комодом или креслом, пережившим несколько исторических эпох. Стоит отметить, что в обстановке, где смешаны стилистически разные предметы, очень важно акцентировать внимание на деталях, потому что именно детали объединяют такие разные по характеру вещи.

Например, основным элементом гостиной вы хотите сделать привезенные из далекого путешествия и так полюбившиеся вам расписанные вручную ткани. Чтобы выделить этот элемент декора, вам придется тщательно продумать цветовое решение комнаты.

В данном случае хорошую службу может сослужить следующий прием: часть стен в интерьере оставьте белыми, а часть выкрасите в насыщенные цвета, которые подчеркнут неповторимость размещенных на их фоне декоративных элементов.

Такой прием цветового смешения придаст пространству дополнительную глубину.

Общая идея такого интерьера — декор в духе фантазии и свободы, когда вещи, привлекшие хозяина, например формой и тщательной обработкой материала, компонуются между собой, невзирая на стиль.

Подобные интерьеры совершенно уникальны и необычайно декоративны: они насыщены цветом, детали в них представляют собой отдельные произведения искусства, которые при этом органично соседствуют, дополняя и украшая друг друга.

Такая обстановка в целом создает представление об облике хозяина, его художественном чутье и своеобразном вкусе.

Сейчас эклектика не теряет актуальности благодаря стремлению к определенному свободолюбию в интерьере. В оформлении помещений в стиле эклектика часто используются винтажные вещи и мебель ручной работы, многочисленные подушки, подчеркивающие комфорт.

Источник: http://stilys.com/styles/eclectica

Ссылка на основную публикацию