Египетские мотивы в архитектуре санкт-петербурга

Таинственный Египет на берегах Невы

                                                            Авторы: Жунина А.Ю., Литвинова С.С.

                                                            Руководитель: Любавина Т.И.

                                                            СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж»

ТАИНСТВЕННЫЙ ЕГИПЕТ НА БЕРЕГАХ НЕВЫ.

Санкт-Петербург от начала своего существования был городом

межнационального и межконфессионального сосуществования его жителей, как старожилов, так и вновь приехавших. Городская культура Северной столицы – результат совместного труда людей различных языков и обычаев, в том числе и восточных.

О дивный град! О чудо света!

Тебя волшебник созидал!

Кто воспоет тебя достойно,

О град Великого Петра,

Великолепный, дивно-стройный,

Восточных вымыслов игра!

                       В. Романовский.

И многие памятники культурного наследия свидетельствуют об этом.

Данный доклад посвящен наследию Древнего Египта в Санкт-Петербурге.

В архитектуре Санкт-Петербурга «египетский стиль» является одним из определяющих и самых загадочных атрибутов города на Неве.

В XVIII-XIX вв.

в Петербурге и пригородах египетские стилизованные элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов, набережных, так что название «северные Фивы» или «северный Мемфис», подходит Петербургу не меньше, чем «северная Пальмира» или «северная Венеция». Самые древние сфинксы на Университетской набережной давно стали одним из основных символов города. Им около 3,5 тысяч лет. Два гранитных сфинкса, найденные

при раскопках древней столицы Египта – Фив, были установлены в 1834 г.

у здания Академии художеств. Сфинкс – чудовище с головой человека и туловищем спокойно лежащего льва, сочетание ума и силы. Высеченные из сиенита, они стояли у входа в величественный храм, сооруженный в Египте около Фив для фараона Аменхотепа III.

Головы сфинксов являются портретными изображениями этого фараона. На статуях видно множество иероглифов, которые в 1912 г. перевел египтолог, академик В. В. Струве. Тексты посвящены прославлению фараона Аменхотепа III– царя Верхнего и Нижнего Египта.

Глаза в глаза вперив, безмолвны,

Исполнены святой тоски,

Они как будто слышат волны

Иной торжественной реки.

                             В. Я. Брюсов

Тонкая улыбка мифических животных и их загадочный взгляд породили множество мифов и легенд о них. Люди были уверены, что сфинксы живые, они просто спят, но и во сне охраняют Петербург от наводнений.

Считается, что выражение лица сфинксов меняется в течение дня.

С утра до полудня оно – безмятежное, а затем становится зловещим и угрожающим. Есть поверье, что если погладить сфинкса, он станет покровителем и будет стеречь Ваше добро. Многие утверждают, что желания, загаданные рядом со сфинксами, исполняются.

Эти сфинксы – не единственные в нашем городе. Самыми первыми были выполнены два сфинкса из розового мрамора. В 1796 г. они были установлены на даче Строганова, а затем в 1908 г. перенесены во двор Строгановского дворца на Невский проспект, 17. У фигур женские лица,

а их голову обвивает платок с ниспадающими на плечи концами. Корона, головной платок или священное ожерелье на голове сфинкса – это символы власти. В конце XVIII века появились сфинксы у пристани на Свердловской набережной напротив бывшей дачи Безбородко, дом №40, но затем они исчезли. Воссоздали их в конце 1950-х годов из серого гранита по образцам скульптур у Строгановского дворца.

С северной стороны Пулковской горы на Киевском шоссе находится фонтан, созданный в 1809 г., по четырем углам которого расположены

4 каменных сфинкса. В 1826 г. на Египетском мосту через реку Фонтанку были установлены 4 чугунных сфинкса. Такие же сфинксы украшают пристань у Каменноостровского моста на набережной Малой Невки.

В 1826 г. самые оригинальные сфинксы были установлены во дворе Горного института на 21-й линии Васильевского острова, дом №2 – две  небольшие скульптуры черного цвета с женскими лицами работы скульптора А. Постникова. В 1995 г.

на набережной Робеспьера напротив тюрьмы Кресты в память жертвам политических репрессий были установлены 2 бронзовых сфинкса работы скульптора М. Шемякина. Это самые молодые сфинксы в Санкт-Петербурге. У сфинксов по два разных профиля. К жилым домам они обращены обычным профилем, а в сторону тюрьмы – оголенными костями черепа.

На пьедестале можно прочитать строки из произведений В. Высоцкого и М. Цветаевой, А. Солженицына и других авторов. Утверждают, что эти мифические животные помогают несправедливо осужденным быстрей вернуться домой. Самый маленький сфинкс с 1832 г.

сидит на боевом шлеме богини мудрости Минервы, скульптура которой находится на главном фасаде здания Российской национальной библиотеки. Его даже трудно заметить с земли. Скульптор – В. Демут-Малиновский.  

На въезде в Царское Село в 1827-1830 гг. были сооружены Египетские ворота, в декоративном убранстве которых использованы формы и мотивы искусства Древнего Египта.

Две каменные караулки ворот воспроизводят форму египетских пилонов, суживающихся кверху. Карнизы украшены изображениями солнечных дисков, змеиных голов и жуков-скарабеев, являвшихся священными для египтян.

Наружные стены облицованы чугунными плитами с рельефными изображениями различных сцен

из мифологии и быта Египта.

У станции метро Чернышевская на улице Захарьевская расположен дом под номером 23, построенный в 1913 г. Но никто из петербуржцев при упоминании этого дома не называет его точный адрес, достаточно сказать «Египетский дом», и все становится ясно.

При одном взгляде на него возникают ассоциации с гробницами фараонов, загадочными пирамидами, сфинксами, мифами и легендами древнего мира. Фасад украшен высокими выступающими колоннами с ликами богинь. В центре расположена арка, ведущая во внутренний двор, потолок и стены арки сплошь украшены изображениями летящих птиц, крылатых солнечных дисков.

По обе стороны от арки — два симметричных подъезда, у каждой двери стоят статуи бога солнца Ра в набедренных повязках со скрещенными руками. Весь фасад щедро украшен барельефами с изображениями богинь, сценами из жизни, в основном, сельскохозяйственными работами, дисками с мифическими существами, полуколоннами, пилястрами.

Здание предназначалось не для музея египтологии, а было обычным доходным домом. Дом почти полностью сохранился в первоначальном виде, и остается жилым домом.

На башне Главного Адмиралтейства среди 14 фигур есть статуя богини Исиды Египетской, которая, по древнему преданию, положила начало строительству кораблей и отправилась на них в плавание на поиски своего мужа.  Статуя Богини Исиды – египетский идеал женственности и материнства,  стоит на углу, обращенном к Исаакиевскому собору.

В 1940 г. по инициативе главного архитектора Эрмитажа А. В. Сивкова был создан Египетский зал, представляющий грандиозную коллекцию, отражающую многовековую историю целой страны, и пользующийся наибольшей популярностью у посетителей.

Здесь представлены экспонаты из гробниц четырех придворных периода Среднего царства. Раскрашенные саркофаги и мумии занимают середину зала.

Здесь же выставлены амулеты с изображениями скарабеев, которые должны были обеспечить беспрепятственное прохождение умерших в загробную жизнь, а также тексты из Книги мертвых, описывающие суд Осириса.

Читайте также:  «слеза социализма» на ул. рубинштейна в санкт-петербурге

В Санкт-Петербурге есть и пирамиды. Самой известной является четырехгранная гранитная пирамида, находящаяся близ Палладиева моста в Царском Селе. Она была построена в 1770-1771 гг. архитектором

В.И. Нееловым. Изначально пирамида предназначалась для захоронения любимых собачек императрицы Екатерины II. В 1773 г. по углам пирамиды были установлены четыре колонны, вытесанные из мрамора.

В Петербурге встречается множество изображений пирамиды, которые нанесены на архитектурные памятники, храмы, надгробия и даже над иконой Девы Марии в Исаакиевском соборе. Вот несколько самых известных: пирамида на фасаде Казанского собора, на противоположном фасаде точно такая же; пирамида на Смольном соборе; пирамида в лучах, и всевидящее око внутри на Александрийской колонне.

Элементы египетского стиля встречаются и в оформлении жилых домов.

Например,  дом 31 по ул. Зверинской и дом 65 на Петроградской стороне по Большому проспекту украшены египетским декором.

Санкт-Петербург – уникальный город, который хранит память о культурах разных стран, о разном времени, об удивительных людях, которые создавали наш город, жили в нем, сохраняли его. И мы, петербуржцы, должны бережно хранить то, что сохранил для нас город. Это связь времен, народов, культур.

Литература:

  1. Ермолаева Л. К., Искровская Л. В., Штейн Н. Г., Давыдова С. А. Санкт- Петербург – город-музей. Ч. 1 (Наследие Древнего Востока и наследие Петербурга), — СПб, СМИО Пресс, 2002.
  2. Ермолаева Л. К., Георгиева Н. Г. «От берегов загадочного Нила на берега пленительной Невы…»: Слайд-путешествие и пособие к учебному курсу. — СПб, 1997.
  3. Валова-Шамшурина Е. А. Прогулки со сфинксом. Эрмитаж. – СПб, 1996.
  4. Казаков Б. Сфинксы над Невой // Белые ночи. – Л., 1971.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2016/04/28/tainstvennyy-egipet-na-beregah-nevy

Читать реферат по культурологии: «Египетские мотивы в архитектуре Санкт-Петербурга»

(Назад)(Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Петербургский институт машиностроения (ЛМЗ-ВТУЗ).

Реферата по культурологии на тему:Египетские мотивы

в архитектуре

Санкт-Петербурга”

Выполнил студент группы 1400

Инюшин Роман

Санкт-Петербург

2003

Содержание

    Видение Архитектура древнего Египта Сфинксы в Санкт-Петербурге “Египетская” пирамида. Царское село “Египетские ворота”. Царское село Список литературы

Вступление В  архитектуре Санкт-Петербурга «египетский стиль» является одним из определяющих и самых загадочных  атрибутов города на Неве, сфинксы с университетской набережной давно стали одним из основных символов города наравне с Петропавловской крепостью и Адмиралтейством.  В XVIII-XIX вв.

в Петербурге и пригородах «египетски» стилизованные элементы активно использовались в оформлении зданий, мостов, интерьеров дворцов(например в г. Павловске, пригороде Петербурга), набережных — так что название «северные Фивы» или «северный Мемфис», подходит Петербургу не меньше, чем «северная Пальмира» или «северная Венеция».

Отразившаяся в петербургской архитектуре  мода на египетскую тематику возникла в Европе после похода в Египет Наполеона в нач. XIXв.

Традиция «Египетского Петербурга» косвенно продолжала существовать и в Советское время — возведение  четырехгранных обелисков(прообразы широко использовались в Египте времен Среднего и Нового царства) и жива до сих пор, пример тому — сфинксы поставленные на набережной Робеспьера в 1995г, а также стилизованные «под египет» скульптуры у клуба «Пирамида» и некоторых других заведений в центре города…

Ф. В. Каржавин, друг великого русского зодчего В. И. Баженова, дал такое определение архитектуре: «Она есть строение естественное и художественное», где под словом «естественное» подразумевал материальную основу постройки.

Ведь любое сооружение создано из дерева, камня, кирпича, металла, бетона с применением определённых конструкций. Но если в этом сооружении не заложено, не запроектировано и не воплощено некоей художественной идеи, оно не имеет отношение к искусству, а тем самым – к архитектуре.

Архитектура Древнего Египта Обратимся к очень далёкому прошлому, к истокам Архитектуры. Именно Архитектуры с большой буквы, так как от рядовых построек, от жилья первобытного человека археологи находят лишь следы пепелищ, черепки битой посуды, каменное и бронзовое оружие.

Но уже пять тысяч лет назад люди строили в «вечном» материале – в камне, и в мыслях перед ними стояла Вечность.

Среди легендарных семи чудес света (легендарных не в смысле сомнительности их существования, а в смысле овеянности старинными преданиями) постоянно первое место занимали египетские пирамиды.

Что же побуждало ставить их в один ряд, с такими сооружениями, как Колосс Родосский, сады Семирамиды, Александрийский маяк, Храм Артемиды в Эфесе и другими, от которых не осталось и следа? Не их ли древность и прочность? Существует арабская пословица: «Всё на свете боится времени, а время боится пирамид».

Пирамиды называли «окаменевшей геометрией», хотя, справедливости ради, следует заметить, что в геометрию термин «пирамида» пришёл от наименования гробниц фараонов. Нет сомнения, что их строители превосходно знали геометрию, астрономию, многие законы физики.

Египтяне прошли долгий, трудный путь познания. Много тысяч лет назад начертили на плоскости – на земле – прямой угол и поняли, что природа такого не создала; затем поняли, что этот прямой угол обладает некоторыми неизменными свойствами.

Наконец узнали, что прямоугольный треугольник, у которого катеты соответственно равны 3-м и 4-м, имеет гипотенузу равную 5-ти, и что такой треугольник несёт в себе таинственные для них закономерности. Сюда, в Египет, приезжал учится Пифагор, а именно от этих закономерностей до теоремы Пифагора один только шаг.

Если же сложить два равнобедренных прямоугольных треугольника гипотенузами, то есть основа прямоугольного в плане сооружения, в том числе пирамиды.

Это безукоризненно правильные геометрические тела, точно ориентированные по сторонам света, возведённые без каких бы то ни было сложных механизмов, были порой колоссальных размеров.

Так, например, пирамида Хеопса сейчас высотой 137,3 метра, а первоначально была ещё выше. Это, по нынешним меркам, примерно три пятнадцатиэтажных дома, поставленных один на другой.

Словом, значительно выше Петропавловского собора.

Пирамида занимает площадь в пятьдесят четыре тысячи квадратных метров.

Для какой же цели воздвигали эти огромные сооружения?

Для того, чтобы похоронить умершего фараона?

Нет, египтяне верили, что они не погребают покойника, а провожают ставшего богом фараона в дом, в котором он будет жить вечно.

Этой уверенности было подчинено всё: внутренняя отделка погребальной камеры, внесённые туда утварь и предметы обстановки. А снаружи всё было заключено в идеальную геометрическую форму. Пирамида в условиях земного притяжения – самая устойчивая, самая неколебимая фигура. В основании её, как правило, квадрат, стороны – равнобедренные треугольники, вершины которых сходятся в одной точке.

В древности люди придавали глубокое символическое значение как числам, так и геометрическим фигурам, и пирамида надолго стала символом вечности.

Читайте также:  Первые пожары молодой столицы

Уже относительно недавно (по сравнению со временем создания пирамид), на рубеже XVIII и XIX веков, И.-В. Гёте писал о пирамидах,что это самая удивительная архитектурная идея, которую невозможно превзойти.

Архитектура – искусство не изобразительное, а выразительное. И если мы хотя бы бегло взглянем на историю архитектуры, то убедимся, что нет и не может быть произведения подлинного зодчего, которое не несло бы в себе идеи.

Здесь мы столкнёмся как с уровнем технических знаний, так и с эстетическими, политическими, религиозными взглядами.

Ещё во времена первобытнообщинного строя люди, создавая святилище, на вертикально поставленные каменные столбы положили сверху продолговатый камень.

Так впервые возникла одна из основных архитектурных конструкций – строечно-балочная.

Постепенно столбы превращались в колонны, а верхняя горизонталь – в балку, несущую перекрытие.

В египетских храмах эта конструкция получила своё художественное оформление: каменные колонны обрабатывали то наподобие стилизованной пальмы, то в виде лотоса или пучка папируса. Таким образом, ствол колонны соответствовал стволу или стеблям растений, а верхняя часть, капитель, — кроне дерева или цветку.

Самые большие помещения древнеегипетских храмов были буквально заставлены многими десятками высоких колонн.

Их стволы, покрытые резными, а порой и расцвеченными иероглифами и изображениями богов, теснились ровными рядами, вознося на двадцатиметровую высоту свои капители, напоминающие фантастические цветы.

Человек должен был чувствовать себя ничтожно малым в этом мистическом лесу гигантских колонн, толщина которых порой достигала трёх с половиной метров в диаметре.

И дело было не только в том, что жрецы стремились подавить человека величием такого храма. Просто в те времена большоепомещение каменного сооружения не могло быть иным и по техническим причинам. Кровля держалась на каменных балках, перекинутых от одной колонны к другой.

А строители и тогда уже отлично знали, что камень может выдержать очень большую нагрузку, если на него давить сверху, то есть, как теперь говорят, он прекрасно работает «на сжатие».

Но если длинный каменный блок положить на две опоры, далеко стоящие друг от друга, то этот блок, играющий роль балки, непременно вскоре даст трещину посередине и обвалится от собственной тяжести.

То есть опять-таки, говоря научным языком, камень, в отличие от дерева, плохо работает «на растяжение».

Деревянные балки могут быть той длины, какой длины в вашем распоряжении брёвна, а вот каменные – нет. Чем массивнее балка, тем она должна быть короче, тем ближе друг к другу должны стоять опоры.

Вот почему в египетских храмах, которые строили только в камне, неизбежно появлялись так называемые гипостильные, многоколонные залы. Залы и дворы окружали массивные стены,

Источник: https://referat.co/ref/36974/read?p=1

Египетский Петербург

Фото: zapoved.netДекор фасада Египетского домаФото: mapio.netСфинксы на Университетской набережнойФото: int-fa.blogspot.ruФото: dmitry-v-ch-l.livejournal.comЕгипетские ворота в ПушкинеФото: photo.sibnet.ruФото: tsarselo.ru

Когда говорят о петербургских сфинксах, часто имеют в виду именно изваяния у Благовещенского моста.

И неудивительно — скульптуры на Университетской набережной стали одним из символов Петербурга. Этим сфинксам более трёх с половиной тысяч лет, и за свою долгую жизнь они успели поохранять гробницу фараона в Фивах, сад Академии художеств и набережную Невы.

«Петербуржцы», в отличие от своих египетских собратьев, безбороды: при транспортировке их уронили, и бороды откололись.

 Университетская наб., 17

Самые молодые сфинксы Петербурга находятся на набережной Робеспьера.

Место для них выбрано специально: по другую сторону Невы находятся знаменитые «Кресты», где в годы сталинских репрессий томились осуждённые.

Мёртвой стороной лица сфинксы обращены к тюрьме, а живой — к людям, проходящим по набережной. На постаментах изваяний — строки Бродского и Ахматовой, Гумилёва и Солженицына, следы от пуль.

 наб. Робеспьера

Египетский мост вошёл во все учебники по физике — вряд ли какая-то ещё достопримечательность может этим похвастаться. История его обрушения стала иллюстрацией к явлению резонанса: в 1905 году мост рухнул, когда по нему в ногу проходил кавалерийский эскадрон. Сфинксы при аварии не пострадали, переправу восстановили и дополнили обелисками в египетском стиле.

 Набережная Фонтанки

Сфинксы — фигуры мистические по умолчанию, а изваяния на Свердловской набережной еще и поставили у источника с целебной водой. Одна пара химер охраняла грот, другая находилась у самого спуска к Неве. Сфинксы бесследно исчезли в XIX веке, но их воссоздали во время реставрации дачи Кушелева-Безбородко.

Свердловская наб., д. 40

В Петербурге найдётся не много зданий, которые известны не по имени владельца, а по собственному оригинальному названию. Одна из таких построек — доходный дом Нежинской, он же Египетский дом. Фасад здания напоминает вход в храм богини Хатхор, в качестве элементов декора выступают фигуры фараонов, скарабеи, солнечные диски, папирусы — в общем, всё, что напоминает о «берегах священных Нила».

 ул. Захарьевская, 23

Именно в Царском селе интерес к Египту впервые приобрёл архитектурные формы. В 1770 году по приказу Екатерины Второй здесь появился павильон «Пирамида».

Императрица проявила чувство юмора и повелела построить его рядом с местом захоронения своих собак — а в Древнем Египте, как известно, пирамиды были усыпальницами фараонов.

Позже в «царскосельской руине» хранились египетские древности, которые затем попали в собрание Эрмитажа.

 Пушкин, ул. Садовая, д. 7

Парадный въезд в Царское село обрамляют Египетские ворота — один из первых памятников египтомании, охватившей Петербург в XIX веке.

По форме они повторяют очертания храмовых пилонов, стены украшены плитами со сценами из мифологии Древнего Египта.

Интересно, что изображения на воротах — это не фантазии архитектора, а иллюстрации из работ французских египтологов. Во время войны строение сильно пострадало, но сейчас находится в хорошем состоянии.

 г. Пушкин

Пожалуй, только в Эрмитаже петербуржцы могут получить полное представление о культуре и искусстве Древнего Египта. В большом зале на первом этаже выставлены саркофаги, папирусы, скульптуры, украшения, мелкая пластика, есть даже мумия. Экспонаты отражают историю величайшей цивилизации древности от 4 тысячелетия до нашей эры до первых веков нашего времени.

 пл. Дворцовая, д. 2

Источник: https://KudaGo.com/spb/list/egipetskij-peterburg/

Египетские мотивы в Петербурге. Презентация по истории и культуре Санкт – Петербурга. 5 класс. Автор: Журавкина Н.А. — презентация

1 Египетские мотивы в Петербурге. Презентация по истории и культуре Санкт – Петербурга. 5 класс. Автор: Журавкина Н.А.<\p>

2 Обелиски. Обелиск – это граненный, сужающийся кверху каменный столб. Традиция устанавливать обелиски зародилась в Древнем Египте, где они символизировали лучи Солнца. Верхушки обелисков покрывали медными или золоченными листами, так, что солнце отражалось в них. Обелиск – это граненный, сужающийся кверху каменный столб. Традиция устанавливать обелиски зародилась в Древнем Египте, где они символизировали лучи Солнца. Верхушки обелисков покрывали медными или золоченными листами, так, что солнце отражалось в них.<\p>

3 Обелиск – символ воинских побед. Когда Египет был завоеван Римом, многие памятники египетской культуры, включая обелиски, стали вывозиться. В Риме обелиски устанавливали в честь воинских побед. Так, в 10 г. до н.э из Египта был вывезен обелиск, который с XVI века стоит на на площади Народа в Риме (Пьяцца дель Пополо). Когда Египет был завоеван Римом, многие памятники египетской культуры, включая обелиски, стали вывозиться. В Риме обелиски устанавливали в честь воинских побед. Так, в 10 г. до н.э из Египта был вывезен обелиск, который с XVI века стоит на на площади Народа в Риме (Пьяцца дель Пополо).<\p>

4 Два обелиска, когда-то стоящие перед храмом в Луксоре, в XIX веке оказались на разных континентах: один по-прежнему стоит в Египте, а другой занял место на площади Согласия в Париже. Прочитайте стихотворения Теофиля Готье «Ностальгия обелисков». Какие они вызвали у вас чувства?<\p>

5 Обелиски в Петербурге. В 1798 г. В Петербурге по проекту архитектора В. Бренны был в честь побед, одержанных под командованием генерал — фельдмаршала П. А. Румянцева в русско – турецкой войне. установлен обелиск в честь побед, одержанных под командованием генерал — фельдмаршала П. А. Румянцева в русско – турецкой войне.<\p>

6 Обелиск «Румянцева победам». Изначально обелиск был установлен на Марсовом поле близ реки Мойки. В 1818 году по повелению императора Александра I памятник перенесли на Васильевский остров, рядом со зданием Первого кадетского корпуса (Меншиковский дворец), где учился сам Румянцев.<\p>

7 Обелиски начала XX века. Обелиск «Героям броненосца «Император Александр III» открыт 1908 г. в сквере у Никольского Морского собора в память о погибших при Цусиме на броненосце «Император Александр III». Памятник создан по эскизу морского офицера князя Н.С. Путятина архитектором Я.И. Филотеем.<\p>

8 Обелиски начала XX века. В августе 1906 г. состоялось покушение на председателя правительства П.А. Столыпина. В результате взрыва на Аптекарском острове 30 человек погибли, 32 получили ранения. В память о погибших в 1908 г. был установлен обелиск.<\p>

9 Обелиски Великой Победы. Самым высоким обелиском нашего города ( 48 метров) является обелиск «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы, открытый 9 мая 1975 г.<\p>

10 Обелиски Великой Победы. 8 мая 1985 года на площади Восстания состоялось торжественное открытие обелиска «Городу — герою Ленинграду». Высота обелиска 36 метров, вес монолита 240 тонн. Монумент увенчан золотой звездой, в нижней части опоясан венком Славы и барельефами на тему героической обороны Ленинграда. 8 мая 1985 года на площади Восстания состоялось торжественное открытие обелиска «Городу — герою Ленинграду». Высота обелиска 36 метров, вес монолита 240 тонн. Монумент увенчан золотой звездой, в нижней части опоясан венком Славы и барельефами на тему героической обороны Ленинграда.<\p>

11 Верстовые столбы. В конце х гг. XVIII века вдоль Петергофской и Царскосельской дорог были установлены «мраморные верстовые пирамидки». Строили их по проекту архитектора Антонио Ринальди. По последним данным их архитектор Ж. Б. Валлен — Деламот.<\p>

12 Хранящие память… Обелиск на месте дуэли А.С. Пушкина (1937 г.) Обелиск на месте казни декабристов на кронверке Петропавловской крепости (1975 г.)<\p>

13 Водомерный столб. На правом берегу реки Мойки за Синим мостом в 1971 г. был установлен водомерный столб. Он сооружен в виде четырехгранного обелиска, на котором отмечены уровни воды во время На правом берегу реки Мойки за Синим мостом в 1971 г. был установлен водомерный столб. Он сооружен в виде четырехгранного обелиска, на котором отмечены уровни воды во время крупнейших наводнений. Водомерный столб увенчан трезубцем Посейдона. крупнейших наводнений. Водомерный столб увенчан трезубцем Посейдона.<\p>

14 Традиция продолжается… В 2001 году на Васильевском острове был открыт обелиск в честь 300-летия учреждения ордена Святого Апостола Андрея Первозванного.<\p>

15 «Отголоски» Египта в Царском Селе На обелиске в Екатерининском парке надпись: «В память победы при реке Кагуле в Молдавии, июля 21 дня 1770 года, предводительством генерала графа Петра Румянцова Российское воинство числом семнадцать тысяч обратило в бегство до реки Дуная тарского визиря Галил-Бея с силою полутораста тысячною».<\p>

16 «Отголоски» Египта в Царском Селе. В Екатерининском парке Царского Села прячется беседка – пирамида, созданная по проекту Ч. Камерона в 1771 году.<\p>

17 Египетские ворота. В гг. на дороге в Царское Село были установлены Египетские ворота. Авторство работ спорно: традиционно архитектором считался А.Менелас, но сейчас некоторые исследователи называют имя И.А. Иванова.<\p>

18<\p>

19 Захарьевская улица. Есть в Петербурге старинная улица – Захарьевская, свое название она получила по находившейся на ней церкви Захария и Елизаветы. В 1948 г. храм был разобран и о его существовании напоминает лишь название улицы, тянущейся от Литейного проспекта до Потемкинской улицы. Есть в Петербурге старинная улица – Захарьевская, свое название она получила по находившейся на ней церкви Захария и Елизаветы. В 1948 г. храм был разобран и о его существовании напоминает лишь название улицы, тянущейся от Литейного проспекта до Потемкинской улицы.<\p>

20 Египетский дом. В конце XIX века в Петербурге строились доходные дома для сдачи квартир в наем. Они приносили доход своим владельцам. Для привлечения квартиросъемщиков домовладельцы стремились придать индивидуальность внешнему облику дома. Таков дом 23 на Захарьевской улице, построенный по проекту архитектора М.А. Сонгайло в 1911 – 1913 гг. для жены действительного статского советника Л. И. Нежинской. В конце XIX века в Петербурге строились доходные дома для сдачи квартир в наем. Они приносили доход своим владельцам. Для привлечения квартиросъемщиков домовладельцы стремились придать индивидуальность внешнему облику дома. Таков дом 23 на Захарьевской улице, построенный по проекту архитектора М.А. Сонгайло в 1911 – 1913 гг. для жены действительного статского советника Л. И. Нежинской.<\p>

21 Египетский дом. Скульптурное убранство дома на Захарьевской улице переносит нас в Древний Египет поэтому дом еще называют «египетским». Скульптурное убранство дома на Захарьевской улице переносит нас в Древний Египет поэтому дом еще называют «египетским». Как ты думаешь, кого изображают статуи у подъезда дома? Как ты думаешь, кого изображают статуи у подъезда дома?<\p>

22 Египетский дом. Какие декоративные элементы напоминают тебе о Древнем Египте?<\p>

23 Подумай и ответь Определи по фрагментам памятники культуры Петербурга<\p>

24 2. Определи местонахождение объектов на карте<\p>

25 3. В «Совете едущему из Санкт- Петербурга» Федор Глинка в начале XIX века писал: «Скакав вёрст 26 от шумные столицы, Чрез плоской и печальный край, Увидев вдруг сады, пруды, дворцы Царицы — Тут Павловск: Стой, и тут земной найдёшь ты рай!» Какие обелиски мог видеть на своем пути путешественник?<\p>

26 4. В оформлении какого интерьера можно увидеть египетские мотивы?<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1160741

Ссылка на основную публикацию