Дворец белосельских-белозерских в санкт-петербурге

Дворец Белосельских-Белозерских

В самом центре Санкт-Петербурга, на пересечении Невского проспекта и набережной реки Фонтанки, располагается одно из красивейших зданий города –  дворец Белосельских-Белозерских.

Такое необычное название он получил от своих основателей.

Именно благодаря любви к роскошной жизни этого семейства каждый житель и гость города может наслаждаться красотой и утонченностью сего образца архитектуры XVIII века.

Сегодня в стенах дворца бурлит культурная жизнь Петербурга: в его залах играются спектакли, гремят оркестры, проводятся праздники для взрослых и детей.

С самого начала своего существования дворец Белосельских-Белозерских был обречен стать частью светской жизни. Елена Павловна, жена князя Эспера Александровича, любила проводить здесь разнообразные балы и празднества.

Да и расположение невдалеке от Аничкова дворца, где часто отдыхала царская семья, к этому располагало.

История княжеского рода Белосельских-Белозерских начинается с Гавриила Федоровича – хозяина волости «Белое село». Ни он, ни его сыновья, ни его внуки не прославились на военном поприще или на службе у государя.

Многие из них либо были межевщиками, либо занимали должности стольника, придворного, по статусу стоявшего ниже боярина. Лишь один Никифор Иванович стал воеводой на защите Большого кургана недалеко от Белгорода.

История дворца Белосельских-Белозерских

Застраивание набережной реки Фонтанки началось в первой половине XVIII века, когда эти земли перешли во владения петербургским вельможам. Угловой участок, имеющий выход на Невский проспект, кочевал «из рук в руки», пока в 1797 году его не приобрела княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская.

К началу XIX века на территории уже был возведен небольшой, довольно скромный дворец в три этажа высотой. Его фасад был отделан в классическом стиле без излишеств и пышных убранств, поэтому быстро наскучил жаждущим роскоши хозяевам. По указанию князя Эспера Александровича уже в середине XIX века здание начали существенно перестраивать.

Главным проектировщиком выступил Андрей Иванович Штакеншнейдер –  известный петербургский архитектор, творениями которого стали многие павильоны Петергофа: Розовый, Ольгин, дача его Величества. Также Андрей Иванович приложил руку к созданию интерьеров Михайловского дворца и спроектировал Мариинский.

Под его руководством корпуса, выходившие на Невский проспект и набережную, были полностью перестроены: теперь они блистали колоннадами и скульптурами в стиле барокко. Со стороны двора появились флигели. Идеи архитектор черпал из проекта Строгановского дворца, также расположенного в центре Санкт-Петербурга.

Внутри помещения царствовал стиль рококо. Заходя во дворец со стороны набережной, гости попадали в угловую малиновую гостиную, затем – в зеленую, а после – в парадную комнату. Вход со стороны Невского проспекта начинался с гостиной и столовой, где принимались знатные гости. Далее была обустроена картинная галерея, совмещенная с концертным залом.

Но Эсперу Александровичу так и не удалось пожить в новом дворце Белосельских-Белозерских: в 1846 году он умер от тифа. Вдова его долго не горевала и в скором времени нашла себе нового мужа – князя Василия Викторовича Кочубея, статского советника и камергера. Впрочем, и тот вскоре скончался. Произошло это в 1850 году, спустя девять дней после того, как Кочубей отметил свое 38-летие.

Деньги семьи быстро растрачивались и к восьмидесятым годам Белосельские-Белозерские погрязли в долгах. Ничего не оставалось, как продать дворец. Его хозяином стал великий князь Сергей Александрович, сын Александра II. А прежние жители переехали в особняк на Васильевском острове.

Так дворец получил свое второе название – Сергиевский. Князь переехал в него жить со своей молодой супругой Елизаветой Федоровной. Но вскоре они вынуждены были покинуть дворец, так как в 1891 году Сергей Александрович получил должность генерал-губернатора Москвы. За время своего проживания супруги успели только переделать театральный зал под библиотеку.

В 1905 году на великого князя было совершено покушение: он скончался. Его верная жена ушла в монастырь, отписав владения племяннику, усыновленному великим князем Дмитрием Павловичем.

Во время первой мировой войны несколько залов дворца были отданы военным врачам, чтобы те организовали в нем лазарет для раненых солдат. В 1917 году Дмитрия Павловича отправили в ссылку в Персию за участие в убийстве Григория Распутина, а здание перешло во владения государству.

В нем открыли свои кабинеты районный комитет комсомола и районные комитеты партии Центрального и Куйбышевского района.  Одновременно с их работой здесь велись курсы Красной пропаганды. В это же время в здании начали делать косметический ремонт.

В период блокады Ленинграда дворец Белосельских-Белозерских сильно пострадал. Восстановить некоторые из его залов удалось только к 1978 году, тогда же в нем стали проводиться первые экскурсии.

Реставрацией занималась Ирина Николаевна Бенуа – патриарх ленинградской школы реставраторов.

В 1989 году в концертном зале были даны первые выступления, а в 1991 году дворец стал официальным культурным центром Петербурга.

Интересные факты

В дом к Белосельским-Белозерским любила наведываться императорская семья во главе с Александром III. Барышни весь вечер танцевали, а мужчины играли в карты.

Особенно развлекаться нравилось жене императора Марии Феодоровне, и чтобы ее увезти домой приходилось идти на хитрость. Находя различные предлоги, император по одному выманивал музыкантов со сцены.

Когда аккомпанемент стихал, Мария Феодоровна соглашалась вернуться домой.

Во дворце постоянно проводились вечера классической музыки. Многие известные композиторы представляли перед гостями свои сочинения. Например, можно было услышать произведения Ференца Листа и Антона Рубинштейна. Среди слушателей иногда можно было встретить самого Петра Ильича Чайковского.

Источник: http://Peterburg.center/maps/dvorec-beloselskih-belozerskih.html

Дворец Белосельских–Белозерских

Я уверена, что при своей поездке в Санкт-Петербург во время непременного для всех туристов променада по Невскому проспекту вы непременно обратите внимание на здание, удивительное по красоте.

Расположено оно близ Аничкого моста (того самого, перекинутого над Фонтанкой, где с XIX века происходит клодтовское «укрощение коня»). Пройти равнодушно мимо вы просто не сможете – так хорош данный дворец Белосельских-Белозерских! Сразу обращу ваше внимание на то, что этот необарочный архитектурный шедевр нашей Северной столицы сегодня является также известным культурным учреждением города.

Думаю, посетить место, где музицировал даже сам Пётр Ильич Чайковский, вам станет интересно.

История появления

Познакомлю вас с тем, как складывалась судьба данного дворца.

Место расположения

При строительстве новой столицы Российской империи в начале XVIII века места у Фонтанки отдавались Петром Великим для владений разных великосветских особ. Вот и участок, где располагается нынешний дворец Белосельских-Белозерских, изначально также обживался знатью.

Принадлежал он по-первости князю А. И. Шаховскому, затем – сенаторам П. В. Мятлеву и И. А. Нарышкину. В конце XVIII века у последнего это место выкупила княгиня Анна Григорьевна Бельсельская-Белозерская – супруга князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского.

И вот в 1800 году здесь строится (архитектор Ф. И. Демерцов) особняк, выходящий фасадом на Невский проспект. Но это был только скромный «старший брат» сегодняшнего дворца, исполненный в классическом стиле.

Для знатной семьи здание со временем стало казаться простоватым и не соответствовало их блистательному положению в обществе. Отмечу, что княжеский род этой фамилии вёл начало ещё от самого Владимира Мономаха.

Вот и решено было превратить особнячок в нечто более престижное.

Рождение дворца

Новый дворец Белосельских-Белозерских было поручено проектировать архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.

Талантливый зодчий, уже зарекомендовавший себя в качестве мастера экстра класса при создании величественного Мариинского дворца напротив Исаакиевского собора, принялся за дело.

Проект был создан и одобрен в 1841 году даже Императором Николаем I. Сама постройка завершилась к 1848 году. По ходу отмечу, что после данного здания частные дворцы в Петербурге уже не будут строиться. Оно стало последним в их блестящей плеяде.

Под руководством Штакеншнейдера были перестроены смотрящие на Фонтанку и Невский корпуса, а также появились два флигеля во дворе. Фасады нового дворца Белосельских-Белозерских выполнены в стиле барокко. Есть мнение, что образцом для данного здания стал Строгановский дворец (сегодня, с 1988 года – филиал Русского музея).

Данное здание вы можете увидеть, проходя по Невскому проспекту в том месте, где он пересекается с рекой Мойкой.

Интерьеры

Расскажу вам, что новый дворец теперь щеголял не только своим архитектурным решением, но и великолепием внешнего облика и внутренних покоев. Помните песню про Атлантов, которые «держат небо на каменных руках». Так вот, точно также как эти величественные изваяния украшают вид портика Эрмитажа, сегодня они привлекают взоры прохожих, поддерживая и фасады дворца Белосельских-Белозерских.

Всего фигур шестнадцать. К Фонтанке обращены шесть из них, на Невский проспект взирают восемь, а на знаменитый Аничков мост посматривают ещё два. Внутри помещений дворца также присутствуют эти титаны в компании кариатид.

Скульптуры были созданы по моделям Д. И. Иенсена. Убранство залов было выполнено в манере рококо. При прохождении анфилады залов второго этажа вначале гости попадали в Малиновую гостиную.

За ней следовали Зелёная гостиная и приёмная, которую оживляло панно «Праздник Венеры» и изящная мебель производства мельцеровской фабрики. Вереница помещений вдоль Невского проспекта открывалась гостиной и Парадной столовой.

Далее шла картинная галерея.

Именно она в XX веке будет нести функцию фойе концертного зала, который поначалу делился на два помещения. Также из картинной галереи можно было попасть и в Театральный зал.

К помещения первого этажа относились приёмная, кабинет и столовая. Приходящие гости могли уже сразу ощутить атмосферу торжественных раутов, лишь только ступив на каменные ступени Парадной лестницы.

Также во дворце был проведен водопровод.

Первые владельцы

Я согласна с расхожим мнением, что в нашей жизни забавно что-то загадывать наперёд. Отмечу, что инициатору создания дворца, возведенного Штакеншнейдером, князю Эсперу Александровичу Белосельскому-Белозерскому не довелось пожить в новых хоромах.

Случилось так, что в 1846 году он скончался от тифа. Вдовствующая княгиня Елена Павловна была женщиной видной. Она скоро повторно вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея.

Новая семья обосновалась в особняке на Литейном проспекте. Вам вероятно будет интересно, что же стало с дворцом? Княгиня начинает использовать его с целью устройства в нём балов и светских раутов.

И дворец пользовался такой популярностью, что даже императорские особы нередко становились его гостями. Кстати, а почему бы и нет? Ведь располагался дворец Белосельских-Белозерских рядышком с прекрасным Аничковым, облюбованным в ту пору семьей Императора Александра III.

Его жена Мария Федоровна, в отличие от своего венценосного супруга очень любила потанцевать. А он занимал себя при этом карточной игрой.

Передам вам одну байку о том, на что порой приходилось идти Государю, чтобы уговорить супругу возвратиться домой. Поговаривали, что он тайком подзывал к себе по очереди музыкантов и поручал каждому какое-то срочное дело. Когда продолжать игру становилось некому, Марии Федоровне невольно приходилось идти навстречу мужу.

Вот такой тактичный манёвр использовал этот находчивый супруг.Кстати, я не зря вначале рассказа упоминала вам о П. И. Чайковском.

Помимо балов княгиня Елена Павловна проводила в своём новом дворце также и вечера музыки, принять участие в которых приглашались самые видные музыканты и композиторы той поры. Среди них были также Ф. Лист и А. Рубинштейн.

Читайте также:  Экскурсии по дворцам и замкам санкт-петербурга

Последующие хозяева

Моя прабабушка говаривала: «Не выйдет жить, как хочется, а выйдет жить, как сложится». В унисон данной поговорке «сложилось» и с первыми хозяевами.

Конечно, хорошо обладать таким роскошеством для устройства увеселительных мероприятий! Но что делать, если твои капиталы уже не могут поддерживать всё это великолепие? Выход был найден весьма банальный – для раздачи долгов в 1884 году дворец Белосельских-Белозерских был продан. Достался он великому князю Сергею Александровичу.

При этом прежний хозяин – князь Кочубей – частично перевёз ценности из бывших хором в особняк на Крестовском острове, где обосновался с супругой.

Отмечу, что с того времени дворец Белосельских-Белозерских стали звать ещё и Сергиевским.

Очередные владельцы (а Сергей Александрович в то время женился на Елизавете Гессен-Дармштадской) также внесли новшества в свою нынешнюю резиденцию. К примеру, при помощи архитектора Р. Ф. Мельцера Театральный зал теперь превратился в библиотеку. Жизнь никогда не протекала буднично-обыденно для деятельных светских особ такой величины.

Уже в 1891 году Сергей Александрович становится генерал-губернатором Москвы, и переезжает в Первопрестольную с супругой. Отмечу, что во время их отсутствия в 1894 году стены дворца Белосельских-Белозерских гостеприимно приняли принцессу Алису (будущую русскую императрицу Александру Федоровну), перед её венчанием с Николаем II.

Хозяин дворца в 1905 году был убит террористом. Его вдова Елизавета Федоровна организовала в Москве знаменитую Марфо-Мариинскую обитель, став её настоятельницей.

Что касается героя моего повествования, то вдовствующая княгиня за неимением своих детей передала его племяннику погибшего мужа Дмитрию Павловичу. Возможно именно под влиянием милосердной тёти в годы Первой мировой войны новый хозяин предоставил дворцовые апартаменты под нужды столицы.

Здесь с 1916 года Британским Красным крестом был открыт Англо-русский военный госпиталь (он просуществовал до 1918 года).

А Дмитрий Павлович из-за своего участия в убийстве Распутина покинул Россию, будучи сосланным в Персию. Дворец Белосельских-Белозерских прикупил известный промышленник И. И. Стахеев. Поговаривают, что опальный князь умудрился провернуть эту сделку из-за границы. Правда, документов, подтверждающих сие, найдено не было.

Дворец в советские годы

Давайте теперь посмотрим, что стало с этим шедевром архитектуры после революции.Понятно, что также как и другие здания, ранее принадлежавшие знати, он в 1918 году был национализирован.

Теперь здесь расположились курсы Красной пропаганды. В конце 1919 года некоторые помещения занял районный комитет комсомола, а в 1920 году – районный комитет партии Центрального, а затем Куйбышевского района. Остальные залы и кабинеты пошли для аренды различных организаций.

В то же время из дворца вывезли его уникальную коллекцию картин, которую некогда собрало семейство Белосельских-Белозерских. Часть её отошла Эрмитажу, а часть – особняку на Крестовском острове, в который когда-то выехала продавшая дворец на Невском княгиня Елена Павловна.

Видимо, все исторические кульбиты не прошли бесследно и для здания. В конце 20-ых годов XX века здесь пришлось делать ремонт.

В трагическое для Ленинграда блокадное время дворец сильно пострадал. После Победы вначале в 1949, а потом в 1954 году в нём велись восстановительные работы. Воссозданы были и утраченные за пронесшиеся годы интерьеры. Это происходило в период с 1960 по 1988 года под руководством известного советского архитектора-реставратора Ирины Николаевны Бенуа.

Отмечу, что уже с конца 70-ых годов прошлого века во дворец стали водить экскурсии. Кстати, видимо было не позабыто и его «музыкальное прошлое» из имперских времён.

Ведь с 1989 года тут не только вновь устраиваются концерты, но также Зеркальный зал дворца становится основной площадкой для Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра.

Дополню, что в 1991 году дворец Белосельских-Белозерских официально становится культурным центром Северной столицы.

Помню, как гуляя по Невскому с друзьями-студентами в начале 90-ых, мы наткнулись на объявление, сообщавшее, что в этом дворце заработала выставка-экспозиция восковых фигур.

Я не очень люблю подобный вид искусства, и эта новость почему-то показалась несколько несуразной. А вот ассоциировать данный прекрасный дворец с концертными мероприятиями мне кажется более гармоничным. Хотя, это лишь моё частное мнение.

Дворец в наши дни

Сегодня мы с вами можем беспрепятственно побывать в этом замечательном месте на ознакомительной экскурсии (об этом расскажу ниже).

Мне хочется отметить, что правительство города уделяет большое внимание техническому состоянию и восстановительным работам дворца. Так, в начале XXI века был отреставрирован фасад дома, а в 2005 году – Парадная лестница, картинная галерея и Дубовый зал.

Кстати, с 2003 года дворец передан под юрисдикцию Управления делами президента РФ. В наши дни здесь сохранились подлинные интерьеры. Кстати, Зеркальный (бальный) зал, обладающий отличной акустикой, используется, как и раньше, для проведения музыкальных мероприятий.

К ним относятся концерты «Молодые исполнители России», проводимые здесь с 2006 года. Часть помещений отдана в аренду разным организациям, например, Комитету по туризму и развитию курортов и Первому петербургскому телеканалу.Зайдите в этот дворец и полюбуйтесь его убранством, которое было создано в давно минувшие годы и до сих пор не перестает удивлять гостей.

Поднявшись по Парадной лестнице, вы сможете увидеть памятную табличку, повествующую, что в годы Первой мировой войны тут находился лазарет Красного креста. По левую сторону будет необычный музей им. А. Собчака.

Он поведает вам о процессе демократизации в России. Занимает он целых пять помещений.

Также при случае весьма советую побывать на концертах. Ведь их широкий диапазон – от вечеров классической музыки до выступления эстрадных исполнителей – позволит выбрать что-то по вкусу каждому гостю.Помимо прочего сегодня дворец несёт также функцию культурного центра. Тут проводятся фестивали, вернисажи, конкурсные мероприятия.

Как добраться

Как я уже упоминала, Дворец Белосельских-Белозерских находится у Аничкова моста на пересечении Невского проспекта и Фонтанки. Полный адрес: Невский проспект, 41. Добраться сюда лучше всего при помощи метро. Есть 2 пути – от станций «Маяковская» и «Гостиный двор».

От Гостиного двора (1) ваш путь ко дворцу (2) проляжет мимо замечательного Аничкова дворца (3), через одноименный с ним мостик (4). Так что удобный случай сделать снимки на память!

Расстояние от станции метро «Маяковская» примерно такое же.

Выбор маршрута за вами.

Предложения для гостей

Посетителей здесь ждёт масса интересного:

  • Во-первых, это, разумеется, обзорные экскурсии. Стоимость такова: Для взрослых билет обойдётся в 300 рублей, для пенсионеров, студентов – 200 рублей, а школьники проходят за 150 рублей. Дворец Белосельских-Белозерских – это не статичный музей в обычном нашем понимании. Экскурсии по его парадным залам проводятся лишь в соответствии с расписанием, с которым можно предварительно ознакомиться здесь.Запись для экскурсионного посещения организуется по тел. 8 (812)315-52-36. Звонить с этой целью во дворец вы можете в любой день с 11.00 до 19.00 часов.
  • Во вторых, вы можете при желании посетить какое-нибудь концертное или театральное мероприятие.О них читаем тут. Есть возможность забронировать билет по Интернету заранее. План зала представлен здесь. Ваши вопросы можно задать тут. Билеты на экскурсии и концерты можно приобрести непосредственно в кассах дворца. Время работы: ежедневно с 11.00 до 19.00 (перерыв 14.30-15.00). Группа «В контакте» дворца также может стать полезной. Ведь в ней зачастую проходят розыгрыши бесплатных билетов, и более подробно разъясняется о грядущих мероприятиях.
  • Также при желании вы можете заглянуть в необычный Музей становления демократии в современной России им. Анатолия Собчака. Посетить его можно лишь по предварительной договоренности по телефону (812) 571-17-06 совершенно бесплатно.Музей работает лишь по будням с 11.00 до 15.00.
  • Также дворец предлагает такую популярную в наши дни услугу, как фотосессия в его интерьерах.При желании необходимо записаться по телефону 982-42-39 (ежедневно).

Кстати, если вы оказались рядом с этим дворцом (1) и захотели перекусить, то буквально в двух шагах на Невском проспекте, 45-47 есть сразу 3 вполне приятных, на мой взгляд, местечка:

  • «МакКафе» (2), ресторанчик, где очень вкусно готовят суши,
  • «Две палочки» (3),
  • ресторан «Палкинъ» (4).

Кроме того, можно быстро перекусить и в Макдоналдсе (5), который также располагается здесь.

Напоследок

Я уверена, что для любознательных путешественников будет полезным свидание с этим уютным дворцом. Он, как и другие его собратья, затаил в своих покоях не только массу придворных тайн, но и более современных историй, относящихся уже к XX-XXI векам.

Может быть, он не столь помпезный, как прочие петербургские дворцы, но по-моему, это милое розовое здание на Невском, нисколько не проигрывает им, даря нам с вами свою самобытность и очарование.

А знакомясь ближе с историей уникальных строений Санкт-Петербурга, мы с вами удивительным образом соприкасаемся и с судьбами людей, их создавших, в них проживавших, в них гостивших… Перед нами увлекательнейшая книга повестей лет минувших, куда так интересно заглянуть!

Источник: http://travelask.ru/russia/saint-petersburg/dvorets-beloselskih-belozerskih

Дворец Белосельских-Белозерских: история и современность

Величественное здание, построенное в новом для города тех времен стиле барокко, дворец Белосельских-Белозерских, находится в самом центре Северной столицы, там, где Невский проспект пересекается с набережной Фонтанки. Официальный адрес дворца Белосельских-Белозерских – Невский проспект, 41.

Свое название дворец получил от имени основателей, которые в лице княгини Анны Белосельской-Белозерской приобрели его в конце 18 века. С тех пор начинается удивительная история особняка, которому суждено было на долгие годы стать центром светской жизни столицы.

История дворца Белосельских-Белозерских

Князья Белосельские-Белозерские принадлежали к древнему роду. Они увлекались музыкой, литературой, театром, любили вести роскошную жизнь с поистине царским размахом. Первый дом, построенный на месте нынешнего здания, не отличался особой роскошью, поэтому быстро наскучил хозяевам.

Архитектору Андрею Штакеншнейдеру было поручено возвести более респектабельный особняк. В 1848 году петербуржцы с восхищением увидели новый дом Белосельских-Белозерских, построенный согласно требованиям владельцев, которые не жалели средств на его убранство и украшение.

Глава семьи не смог в полной мере насладиться убранством и интерьером нового жилища. Он ушел из жизни незадолго до окончания его возведения. Его вдова вскоре нашла себе нового избранника – князя Василия Кочубея.

Супруги не стали жить во дворце. Особняк Белосельских-Белозерских стал местом, где собиралась вся знать столицы с целью повеселиться и показать себя на многочисленных балах, раутах  и других светских мероприятиях.

Частыми гостями были император Александр III и его супруга Мария Федоровна. Еще живы рассказы о том, какой страстной танцовщицей была императрица, готовая без устали плясать всю ночь. Императору приходилось использовать различные ухищрения, отзывая музыкантов.

Только после того, как музыка затихала, Мария Федоровна соглашалась вернуться домой.

Залы особняка и сегодня помнят знаменитые выступления таких великих композиторов как Петр Чайковский и Ференц Лист.

Спустя несколько десятков лет плохое финансовое состояние вынудило семью продать свой знаменитый дом. Здание перешло во владение нового хозяина – младшего брата императора, Сергея. Особняк получил еще одно название – Сергиевский.

Некоторое время дворец переходил из рук в руки, а его последним частным владельцем стал промышленник Иван Стахеев. Первая мировая война до неузнаваемости преобразила залы дома. Они были переделаны для нужд разместившегося здесь военного госпиталя для раненых солдат. Внесла свои коррективы и Октябрьская революция, после которой Белосельский-Белозерский дворец  был национализирован.

Читайте также:  Первые пожары молодой столицы

Дворец в ХХ веке

После национализации большевики использовали здание для размещения своего комсомольского и партийного аппарата. Роскошные картины и другие предметы интерьера были переданы в музеи города.

Здание особняка значительно пострадало во времена блокады в годы войны, но было полностью реставрировано в 40-е и 50-е годы.

В 70-е годы бывший дом аристократов открыл двери для туристов – здесь стали проводить экскурсии. С 1989 года в залах особняка стали выступать музыканты и проводиться выставки и конференции.

В 1992 году дворец Белосельских-Белозерских приобретает статус Петербургского культурного центра.

Сегодня здесь также проводятся экскурсии, во время которых можно увидеть сохранившиеся картины, интерьер залов, гостиные, бывшую библиотеку Дубовый зал, художественную отделку стен и потолков. Информацию об экскурсиях и режиме работы дворца Белосельских-Белозерских можно узнать на официальном сайте.

Когда и с какой целью можно посетить дворец

Сегодня особняк используется для проведения различных культурных мероприятий города. На афише официального сайта дворца Белосельских-Белозерских можно узнать о времени проведения концертов симфонической музыки, вечеров с джазовым оркестром, шоу-программах, литературно-музыкальных встречах с известными актерами.

Для туристов, желающих ознакомиться с залами и интерьером здания, проводится ежедневная запись на экскурсии. Студенты, школьники, пенсионеры и представители льготных категорий населения могут воспользоваться скидками. Лучшие красочные фото дворца Белосельских-Белозерских подтверждают красоту и величие сохранившегося убранства.

Годы, исторические события и разрушения не повлияли на красоту и изящество одного из красивейших зданий Санкт-Петербурга. И сегодня многие туристы, посещая город, ищут на карте дворец Белосельских-Белозерских, чтобы своими глазами увидеть его роскошные залы и услышать многочисленные истории, повествующие о владельцах и знаменитых посетителях.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/arkhitektura/dvorec-beloselskikh-belozerskikh-ist/

Дворец Белосельских-Белозерских

Среди многочисленных памятников архитектуры, которые находятся на Невском проспекте, один из самых заметных — дворец князей Белосельских-Белозерских. Он был построен в 1848 г. известным архитектором эпохи Николая I А.И. Штакеншнейдером.

Проект здания был представлен императору, и он одобрил его. Построенный дворец восхитил современников. О нем писали, что это «величественное палаццо», «совершенство в своем роде», а Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг».

Дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, выстроенным на Невском проспекте в XIX веке.

Первые владельцы дворца — представители древнейшего княжеского рода, ведущие начало от Владимира Мономаха,- Белосельские-Белозерские. Многие из них были военными, дипломатами, занимали важные посты при царском дворе.

Приемы, устраивавшиеся князьями в собственном дворце на Невском, славились размахом и роскошью. По великолепию их сравнивали с императорскими приемами в Зимнем дворце.

Князья Белосельские-Белозерские увлекались музыкой, театром, литературой, собирали художественные коллекции (живопись, фарфор, серебро), которые украшали залы дворца.

В конце XIX века дворец был приобретен сыном императора Александра II — великим князем Сергеем Александровичем по случаю женитьбы на принцессе Элле Гессенской (великая княгиня Елизавета Федоровна). В 1911 г. владелица дворца Елизавета Федоровна передала дворец своему племяннику — великому князю Дмитрию Павловичу (впоследствии известному, как участник убийства Григория Распутина).

После Октябрьской революции 1917 г. здание было национализировано. В советский период здесь размещались разные общественные организации, а главным арендатором был РК КПСС Куйбышевского района. Во время блокады здание пострадало от бомбежек и артобстрелов, и после войны во дворце велись реставрационные работы.

В 1992 г. во дворце расположился Петербургский культурный центр. А с января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ. Большое внимание уделяется его техническому состоянию, проводятся обследования и реставрационные работы.

Во дворце сохранились подлинные интерьеры, среди которых выделяются парадные залы на 2-ом этаже: Дубовый зал (бывшая библиотека), использовавшийся как малый концертный зал, Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая гостиная, Зеркальный (бальный) зал с прекрасной акустикой, так как изначально предназначался для проведения концертов и до сих пор используется в этом качестве, Золотая Малиновая гостиная. Во всех этих и других залах сохранилась художественная отделка середины- конца XIX века: камины, светильники, лепнина, картины, зеркала, мебель и многое другое.

Источник: http://www.visit-petersburg.ru/ru/showplace/196850/

Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец Белосельских-Белозерских (Сергиевский дворец) в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле барокко, построенное по проекту А. И. Штакеншнейдера в 1847-1848 годах по заказу князя Э. А. Белосельского-Белозерского. С 2003 года дворец является собственностью Управления делами президента РФ.

Интересные факты:

Участок под нынешним дворцом Белосельских-Белозерских первоначально принадлежал семейству Нарышкиных, пока в конце XVIII века его не купила княгиня А. Г. Белосельская.

Сначала здесь был построен деревянный дом, потом каменный дворец в классическом стиле. В 1846 году князь Э. А. Белосельский-Белозерский поручает А. И.

Штакеншнейдеру капитально перестроить дворец, в результате чего на углу Невского и Фонтанки появляется новое здание с парадными фасадами и новыми флигелями во внутреннем дворе.

Дворец является типичным образцом зрелого русского барокко XVIII века, хотя он был построен уже в следующем столетии.

Фасады украшены атлантами и колоннадами, использованы полукруглые лучковые фронтоны, наличники окон имеют сложный рисунок со скульптурными картушами, в оформлении дворца использовано большое количество скульптур работы Д. И.

Иенсена. Дворец Белосельских-Белозерских долгое время считался одним из красивейших частных домов Санкт-Петербурга.

Интерьеры дворца обладают большой художественной ценностью, примечательно, что они неплохо сохранились до нашего времени.

Владельцы дворца любили роскошь, поэтому большинство помещений (Парадная лестница, Кабинет, Золотая гостиная, Бежевая гостиная, Зеленая гостиная, Зеркальный зал, Концертный зал, Театральный зал, Читальный зал, Картинная галерея и другие) имеют богатое оформление, украшены лепниной и скульптурой, обставлены изысканной мебелью и красивыми коллекционными предметами.

Когда князья Белосельские-Белозерские попали в трудное финансовое положение, с 1884 года дворец отошел в казну и вскоре стал подарком к свадьбе брата Александра III – великого князя Сергея Александровича (именно поэтому у дворца существует второе название — Сергиевский).

Дворец Белосельских-Белозерских часто служил местом проведения балов и приемов, музыкальных и поэтических вечеров. В этом дворце впервые встретились и познакомились Николай и Александра, последняя императорская чета из династии Романовых.

В советское время дворец Белосельских-Белозерских был местом расположения партийных органов, после распада СССР в нем одно время находился Муниципальный культурный центр, и был открыт Исторический музей восковых фигур. Сегодня здание принадлежит Управлению делами президента РФ, однако, он открыт для посещения — здесь регулярно проводятся экскурсии.

Дворец Белосельских-Белозерских включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/palaces/beloselsky-belozersky-palace/

Дворец Белосельских-Белозерских. Невский пр., 41

Дворец Белосельских-Белозерских; Сергиевский дворец — дворец в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте в месте его пересечения с рекой Фонтанкой. Автор проекта — архитектор А. И. Штакеншнейдер, осуществивший строительство в стиле так называемого «русского необарокко».

Участок, где располагается дворец Белосельских-Белозерских, равно как и другие участки на берегу реки Фонтанки, в начале XVIII века был передан для освоения знатным вельможам. Сначала им владел сенатор, князь А. И. Шаховской. При Екатерине II его владельцем был директор Ассигнационного банка сенатор П. В. Мятлев.

Некоторое время хозяином участка являлся сенатор И. А. Нарышкин.

Дворец Белосельских-Белозерских, сер. XIX в.

Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских. Литография Ж. Жакотте и Регамес оригинала И. И. Шарлеманя. 1850-е гг.

Участок, где располагается дворец Белосельских-Белозерских, равно как и другие участки на берегу реки Фонтанки, в начале XVIII века был передан для освоения знатным вельможам. Сначала им владел сенатор, князь А. И. Шаховской. При Екатерине II его владельцем был директор Ассигнационного банка сенатор П. В. Мятлев. Некоторое время хозяином участка являлся сенатор И. А. Нарышкин.

В 1797 году у Нарышкина участок приобрела княгиня Анна Григорьевна Бельсельская-Белозерская. Она была второй женой князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского, на приданное которой эта семья и приобрела дом Нарышкина, а в 1803 году у потомков Разумовских — Крестовский остров.

Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская

Княгиня Анна Григорьевна Белосельская-Белозерская (урожденная Козицкая; 26 мая 1773—14 февраля 1846) — вторая жена дипломата князя А. М. Белосельского-Белозерского; статс-дама; кавалерственная дама ордена Святой Екатерины (1824) и Ордена Св. Иоанна Иерусалимского большого креста (1808).
                                                                                                                                                                                                                                        .

В 1799-1800 годах по проекту Ф. И. Демерцова здесь был построен новый дом в стиле классицизма, главный фасад которого выходил на Невский проспект. Со временем этот особняк перестал устраивать владельцев. Он стал казаться неудобным, а скромный классический фасад — не соответствующим их высокому положению в обществе.

Новый дворец Белосельских-Белозерских было поручено проектировать архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.

Разработка проекта велась в 1840-1841 годах. Строительство осуществлялось в 1846-1848 годах, в результате чего были перестроены выходящие на Невский проспект и Фонтанку корпуса, возведены два новых флигеля во дворе.

Фасады дворца Белосельских-Белозерских были выполнены в стиле барокко, что стало первым примером применения этого стиля в Петербурге XIX века.

По всей видимости, прототипом здания стал Строгановский дворец, располагающийся на углу Невского проспекта и реки Мойки.

Дворец Белосельских-Белозерских  1876-1880

Дворец Белосельских-Белозерских 1868 – 1869

Строгановский дворец. 1868

Терракотовые фигуры атлантов на фасаде, атланты и кариатиды внутри помещений были выполнены по моделям скульптора Д. И. Иенсена.

Дворец Белосельских-Белозерских.Фото нач. XX века.

источник

Дворец Белосельских-Белозерских  1971 – 1979

Дворец Белосельских-Белозерских. Главная лестница.  1972-1973

Дворец Белосельских-Белозерских. Верхняя площадка парадной лестницы. 1900-1903

Большинство залов были оформлены в стиле роккоко.

Заказчик строительства князь Эспер Александрович Белосельский-Белозерский умер от тифа 15 июня 1846 года. Он так и не поселился в новом дворце.

Эспер Александрович Белосельский-БелозерскийКнязь Эспер Александрович Белосельский-Белозерский (27 декабря 1802 — 15 июня 1846) — русский генерал, известный тем, что инициировал возведение дворца Белосельских-Белозерских на Невском проспекте. Внук екатерининского статс-секретаря Г. В. Козицкого; брат княгини З. А. Волконской.

Его вдова Елена Павловна занималась перестройкой парадных залов и дворовых хозяйственных флигелей. В это время здесь был проведён водопровод. Деревянную торцевую мостовую напротив дворца Белосельских-Белозерских заменили мостовой из «бруснинского камня», у парадного подъезда устроили чугунный навес.

1904 г. План 1-го этажа дворца Белосельских-Белозерских

1904 г. План 2-го этажа (Барановский Г.В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. Т.IV.-СПб., 1904. С.60.)

Елена Павловна достаточно скоро после смерти супруга вновь вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея.

Василий Викторович Кочубей

Князь Василий Викторович Кочубей (1 (13) января 1812—10 (22) января 1850) — статский советник (1846), камергер (1845), археолог и нумизмат из рода Кочубеев. Действительный член Русского археологического общества.

Читайте также:  Военно-исторический музей артиллерии санкт-петербурга: расписание, часы работы, цена билетов и адрес музея артиллерии

Дворец Белосельских-Белозерских в это время перестраивался, семья обитала в особняке на Литейном проспекте.

Дворец Белосельских-Белозерских Елена Павловна использовала для проведения балов и светских вечеров. Из-за его соседства с императорским Аничковым дворцом на балы часто наведывались царские особы.

Иногда они устраивались только для семьи императора. Эти мероприятия особенно нравились Александру III, который не жаловал официальные балы.

Супруга императора готова была танцевать до утра, а он сам в это время играл в вист.

Для того, чтобы завершить бал, Александр III под различными предлогами по одному вызывал музыкантов до тех пор, пока играть уже было некому. Только после этого он подходил к супруге и вместе с ней удалялся из дворца.

Дворец Белосельских-Белозерских. Белая гостиная. 1900-1903

Дворец Белосельских-Белозерских был известен не только балами, но и музыкальными вечерами. Здесь выступали Ференц Лист, Антон Рубинштейн. В качестве слушателя на вечерах присутствовал Пётр Ильич Чайковский.

В 1880-х годах капитал князей Белосельских-Белозерских стремительно сокращался, их предприятия работали в убыток.

В это время произошёл кризис — капитализация металлургических предприятий Урала — главных активов хозяина — стремительно снижалась: причиной тому стали неудачное управление, отсутствие инвестиций в основное производство. Князь Кочубей ( Константин Белосельский, сын Елены Павловны) пытался выправить ситуацию, для этого набрал кредитов у государства, но не смог спасти положение, и в конце концов вынужден был рассчитаться с казной этим дворцом.

Константин Эсперович Белосельский-Белозерский

Князь Константин Эсперович Белосельский-Белозерский (16 (28) июня 1843 — 26 мая 1920, Нёйи-сюр-Сен) — русский генерал, крупный землевладелец и заводчик Российской империи.

Для раздачи долгов в 1884 году дворец Белосельских-Белозерских был продан великому князю Сергею Александровичу.

С 1884 года дворец связан с именем великого князя Сергея Александровича — младшего брата Александра III, став в некотором роде свадебным подарком к его браку с Елизаветой Гессен-Дармштадтской (Елисаветой Федоровной).

Сергей Александрович

Великий князь Сергей Александрович (29 апреля (11 мая) 1857, Царское Село — 4 (17) февраля 1905, Москва) — пятый сын Александра II; Московский генерал-губернатор. Супруг великой княгини Елизаветы Феодоровны. Погиб от бомбы террориста Каляева.
Его Императорское Высочество, великий князь

Князь Кочубей же переехал в свой особняк на Крестовском острове, куда перевёз часть ценностей из дворца на Невском проспекте.

С тех пор дворец Белосельских-Белозерских стал называться Сергиевским. Для новых владельцев ряд помещений был переделан. Театральный зал по проекту Р. Ф. Мельцера переоборудовали в Библиотеку.

В 1891 году Сергей Александрович стал генерал-губернатором Москвы, переехал туда с женой.  С 1891 г.  дворец пустовал.

Дворец (особняк) Белосельских-Белозерских. 1896
источник

В 1894 году перед бракосочетанием с Николаем II здесь жила принцесса Алиса, будущая императрица Александра Фёдоровна.

Дворец Белосельских-Белозерских.Фото нач. XX века.

источник

4 февраля 1905 года в результате покушения великий князь был убит. Его вдова на свои средства организовала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, стала её настоятельницей. Петербургский дворец Елизаветой Фёдоровной был передан племяннику и воспитаннику великого князя Дмитрию Павловичу. Своих детей у Елизаветы Фёдоровны и Сергея Александровича не было.

Великий князь Дмитрий Павлович, в эмиграции использовавший фамилию Романов (6 [18] сентября 1891, имение Ильинское, Звенигородский уезд, Московская губерния — 5 марта 1942, Давос, Швейцария) — сын великого князя Павла Александровича, внук Александра II, двоюродный брат императора Николая II.Участник убийства Распутина, после революции 1917 года — в эмиграции.

Дмитрий Павлович являлся любимцем последнего государя и покорителем женских сердец. Мастер джигитовки и выездки, он возглавлял российских конников на Олимпиаде 1912 года в Стокгольме, был автогонщиком.

Во время Первой мировой войны великий князь Дмитрий Павлович предоставил дворец Белосельских-Белозерских англо-русскому лазарету. Для его нужд были выделены пять самых больших залов (в том числе концертный зал, картинная галерея).

Интерьер дворца Белосельских-Белозёрских.  1914-1917

В последние годы империи он охладел к государю и государыне, с Феликсом Юсуповым  осуществил покушение на Григория Распутина.

После убийства «старца» последовала знаменитая царская резолюция: «В России убивать никому не дозволено», и он расстался с дворцом: Дмитрия Павловича выслали в Персию.

Есть предположение, что ему удалось, находясь в ссылке, продать дворец Ивану Ивановичу Стахееву, владельцу крупной финансово-промышленной монополии, но документальных подтверждений этому нет.

Дворец Белосельских-Белозерских  1916

В 1918 году дворец Белосельских-Белозерских был национализирован. Во дворце разместились курсы Красной пропаганды. Вместе с Аничковым дворцом здание передавалось Музею города.

Но в конце 1919 года часть помещений была передана районному комитету комсомола, а в 1920 году — районному комитету партии Центрального, а затем Куйбышевского района. Комитеты занимали лишь часть здания.

Другие помещения сдавались в аренду различным организациям.

Комитет Центрального городского района. Первая половина 1920-х гг.

В конце 1920-х годов здесь был проведён косметический ремонт.

В 1941 году здесь формировались отряды народного ополчения.

Во время ленинградской блокады дворец Белосельских-Белозерских значительно пострадал.

В 1948-1949 и 1954 годах его восстановили и отреставрировали.

В 1960-1988 годах воссоздавались утраченные интерьеры. Этими работами руководила И. Н. Бенуа. Сюда начали водить экскурсии, которые с 1978 года могут посетить все желающие. С 1989 года во дворце даются концерты.

В 1991 году дворец Белосельских-Белозерских получил официальный статус Петербургского культурного центра. Здесь выступает Академический симфонический оркестр под руководством Р.

Мартынова, проводятся выставки, действует экспозиция восковых фигур. С 1990-х годов помещения дворца сдаются в аренду коммерческим организациям.

Некоторые из них занимает Комитет по туризму и развитию курортов, Городской туристско-информационный центр.

Источник: https://vladimirtan.livejournal.com/399312.html

Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге

Местоположение: Санкт-Петербург, Невский проспект, 41, пересечение Невского проспекта и набережной реки Фонтанки

Ближайшие станции метро: Маяковская, Гостиный двор

Режим работы, часы работы: ежедневно с 11:00 до 19:00, обед — с 14:30 до 15:00.

Контактный телефон: +7-812-315-52-36

Описание Дворца Белосельских-Белозерских:

Дворец Белосельских-Белозерских — памятник архитектуры XIX века. Дворец Белосельских-Белозерских — здание лососевого цвета на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Фасад дворца украшен скульптурами атлантов, держащих над собой стройные колонны. На фотографии дворца ниже можно увидеть красивое его здание.

Фасад дворца Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге. Фотография с набережной реки Фонтанки.

Строительство дворца на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки развернул русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер в 1846-1848 годах XIX века по заказу князя К.Е. Белосельского-Белозерского.

Дворец Белосельских-Белозерских построен в архитектурном стиле русского барокко середины 18 столетия.

Фасады дворца выполнены с применением стилистики русского барокко: портики из колонн и пилястр, полукруглые фронтоны, пышные наличники, массивные скульптуры атлантов, на своих руках держащие стройные высокие колонны.

Атланты на фотографии дворца Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге.

Внутреннее убранство дворца Белосельских-Белозерских покоряет роскошными интерьерами просторных парадных залов, позолоченными люстрами, свисающими изящными гроздями с высоких потолков дворца, широкими лестницами с фигурными решётками перил и большими светлыми окнами с восхитительными видами на Аничков дворец и мост, Невский проспект и Фонтанку.

Интерьеры Золотой гостиной дворца выполнены в стиле рококо, стены гостиной обиты штофом, а над дверьми представлены работы французских живописцев XVIII века. Стены бывшей Картинной галереи украшают белоснежные статуи одетых женщин.

В конце XIX века дворец поменял название в честь нового хозяина — брату императора Александра III — великого князя Сергея Александровича. Тем самым, здание получило новое название — Сергиевский дворец.

За четыре года интерьеры бывшего дворца Белосельских-Белозерских частично подвергались перестройке, но после трагической гибели от рук террористов князя Сергея Александровича интерьеры дворца больше не переделывались вплоть до наших дней.

Фотография интерьера дворца Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге.

В настоящее время на территории дворца Белосельских-Белозерских (Сергиевского дворца) располагается городской культурный центр, дирекция филиала «Первого канала» в Санкт-Петербурге и другие коммерческие помещения.

Дворец Белосельских-Белозерских, наряду с основными достопримечательностями Петербурга притягивает заинтересованные взгляды гостей и жителей города на Неве, во дворце регулярно проводятся экскурсии по парадным залам и интерьерам XIX века.

На экскурсии возможно собственными глазами увидеть подлинные интерьеры XIX века гостиных комнат, залов для проведения балов, картиной галереи, парадной столовой и других помещений дворца.

Во всех помещениях дворца сохранились зеркала, камины, картины, мебель, светильники середины и конца XIX века. В Зеркальном зале дворца Белосельских-Белозерских время от времени проводятся концертные программы.

См. также достопримечательности рядом: Невский проспект, Аничков дворец, Русский музей

Все достопримечательности Санкт-Петербурга

Источник: http://AllPeterburg.ru/Dvorec_Beloselskich_Belozerskich.php

Дворец Белосельских-Белозерских пр. Невский, д. 41 в Санкт-Петербурге

В конце 18 века на углу Фонтанки и Невского проспекта стоял небольшой дом, принадлежавший семье Нарышкиных. Он был куплен княгиней А. Г. Белосельской и вскоре после этого перестроен архитекторами Т. де Томоном и Ф. И. Демерцовым.

Однако свой сегодняшний облик это здание приобрело только в середине 19 века, когда его капитальной перестройкой занялся А. И. Штакеншнейдер. По заказу князя К. В.

Белосельского-Белозерского он полностью изменил внешний вид фасадов, пристроил два новых флигеля и щедро украсил особняк декоративными элементами в стиле барокко: атлантами и кариатидами, колоннами, пилястрами и рельефными наличниками. Фигуры атлантов и кариатид были созданы по моделям скульптора Д. И.

Иенсена. Внутренняя отделка дворца — в первую очередь широкая парадная лестница и мраморные камины — была выполнена Штакеншнейдером. Вдоль лестницы стояли кариатиды и скульптуры, поддерживающие позолоченные канделябры, а в ажурной решетке перил можно было разглядеть изящные вензеля из инициалов владельца.

Очень красиво была отделана богатая библиотека Белосельских-Белозерских: стены, обитые резными деревянными панелями и затянутые шелком; камин, украшенный рельефным узором; огромное зеркало в позолоченной раме.

Князья Белосельские-Белозерские, как и другие богатые семейства Санкт-Петербурга, любили устраивать в своем дворце пышные приемы и балы, которые иногда посещал даже император Александр III со своей супругой Марией Федоровной. Царю так нравилось бывать в этом доме, что, в конце концов, он выкупил его у Белосельских-Белозерских и подарил своему младшему брату великому князю Сергею Александровичу, после чего дворец стал называться Сергиевским.

Во время Первой мировой войны в Сергиевском дворце размещался британско-русский военный госпиталь, а после революции его занял районный партийный комитет.

В отличие от большинства других объектов, которым в советскую эпоху были даны новые названия, Сергиевский дворец вернул себе имя своих первых владельцев.

Его интерьеры в 20 веке почти не пострадали, только коллекция картин, собранная Белосельскими-Белозерскими, была перевезена частично в Эрмитаж, а частично в особняк на Крестовском острове, также принадлежавший этому семейству.

В 1990-е годы 20 века во дворце Белосельских-Белозерских расположился Комитет по культуре мэрии Санкт-Петербурга и городской культурный центр, при котором несколько лет назад был открыт Исторический музей восковых фигур.

Сейчас в нем можно увидеть более двухсот экспонатов, изображающих людей, вошедших в историю: начиная со времен Ивана Грозного и заканчивая «перестройкой». Организовываются в культурном центре и всевозможные выставки, конференции и другие подобные мероприятия.

В одном из залов дворца есть концертный зал, в котором проходят разнообразные музыкальные выступления: от вечеров русской и зарубежной классической музыки до концертов современных эстрадных исполнителей.

Источник: https://Peterburg2.ru/restplaces/dvorec-beloselskihbelozerskih-676.html

Ссылка на основную публикацию