Дуэли александра грибоедова

Как Александр Грибоедов оказался участником «четверной дуэли»?

По примеру мужчин, разрешали на дуэлях свои ссоры и женщины, причем, их дуэли часто проводились по более жестоким правилам, так как проходили обычно в помещениях.

Бывали случаи, когда вслед за дуэлянтами начинали с помощью оружия выяснять отношения и секунданты.

Иногда одному человеку вызов присылали сразу несколько человек, предоставляя ему право самому выбрать себе из них противника или же проводить поочередно поединки со всеми до фатального исхода.

Появились и поединки, в которых по одному поводу одновременно участвовали несколько пар дуэлянтов. Участником подобной четверной дуэли, в которой погиб один человек, стал Александр Грибоедов.

Причина той дуэли была банальна и, по большому счету, не должна была привести к поединку, тем более — четырех человек. А началось все из-за ссоры балерины Авдотьи Истоминой со своим любовником кавалергардом Василием Шереметевым, у которого она в 1817 году жила на содержании.

В историю Истомина вошла не только благодаря этой дуэли, но и Пушкину.

Помните из «Евгения Онегина»?
«Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет».

Балериной она и в самом деле была прекрасной, но вне театра жизнь вела безалаберную, меняя любовников, попадая в скандальные истории, которые для её воздыхателей иногда заканчивались дуэлями. Осенью 1817 года за Истоминой пытался ухаживать камер-юнкер граф Александр Завадовский, но Авдотью вполне устраивало положение любовницы Шереметева, так что графу оставалось вздыхать на расстоянии.

После очередной ссоры с Шереметевым Истомина ушла от него, намереваясь после спектакля отправиться ночевать к кому-то из подруг.

Как на грех, после спектакля к ней за кулисы зашел Грибоедов, намеревавшийся высказать восхищение её игрой.

Он не был из числа её воздыхателей, но, узнав, что у балерины свободный вечер, пригласил её к себе в гости «на чай». Видимо, поэт просто хотел сделать сюрприз Завадовскому, в квартире которого тогда жил.

Шереметев, собиравшийся мириться, стал свидетелем отъезда Грибоедова и Истоминой. Человек он был не глупый и понял, что Грибоедов просто повез его возлюбленную к Завадовскому.

Разбираться, кто прав, а кто виноват, он не стал, и обратился за советом к своему другу гвардейскому корнету Александру Якубовичу.

Тот сразу же заявил, что выход только один — дуэль Шереметева с Грибоедовым, а чтобы и Завадовский не ушел от возмездия, его он вызовет сам.

Грибоедов стреляться с Шереметевым отказался, заявив, что не видит для этого причины, но оговорился, что готов принять вызов Якубовича. Видимо, сказалась старая неприязнь, так как с Якубовичем поэт в свое время вместе учился в Благородном пансионе при Московском университете.

Существует несколько описаний первичной дуэли, оставленных её участниками или записанные с их слов. Они расходятся в деталях, что не меняет сути. Не стоит забывать, что после дуэли проводилось следствие, поэтому дуэлянты пытались представить себя в более выигрышном свете.

12 ноября 1817 года первыми стрелялись Шереметев и Завадовский. Выстрел Шереметева оказался неточен. Пуля пробила борт сюртука (по другим сведениям — воротник) у его противника.

Завадовский перед выстрелом заявил, что личных обид к Шереметеву не имеет, поэтому будет стрелять в ногу, чтобы дуэль завершилась, как и положено, но малой кровью. Подобный исход не устраивал Шереметева, заявившего, что он рано или поздно Завадовского все равно убьет.

В результате у графа не оставалось выбора, и он выстрелил противнику в живот. Ранение оказалось смертельным.

Естественно, что дуэль Грибоедова и Якубовича пришлось отложить. Отец Шереметева, понимая, что виновником дуэли был его погибший сын, просил императора простить участников поединка. Возможно, император учел его заступничество, так как дуэлянты отделались «легким испугом».

Больше всех пострадал Якубович, которого тем же чином отправили в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Кстати, этот полк был знаменит тем, что в него часто ссылали из столицы провинившихся гвардейцев-кавалеристов.

Впоследствии в нем же будет «отбывать» опалу Михаил Лермонтов.

Так уж случилось, что на Кавказ отправился и Грибоедов, назначенный секретарем посольства в Персии. По делам службы ему приходилось неоднократно приезжать в Тифлис.

Здесь-то и произошла очередная встреча с Якубовичем, закончившаяся решением возобновить дуэль.

Когда о предстоящей дуэли доложили Ермолову, он распорядился арестовать её участников, но посланный им офицер опоздал, дуэль уже состоялась.

Дуэль состоялась 23 октября 1818 года. Она, как и первая, имеет значительное количество описаний, многие из которых опираются на версию Якубовича, якобы сознательно прострелившего кисть левой руки Грибоедову.

Но знатоки дуэлей в этом обоснованно сомневались, считая, что Якубович целился в живот противнику, но попал в руку.

Грибоедов же, по их мнению, специально стрелял в воздух, тем более, что его выстрел был вторым, он мог подойти к барьеру и не спеша прицелиться.

Дальнейшая судьба участников четверной дуэли сложилась по-разному. Граф Завадовский, уехавший после дуэли за границу, больше в скандальные истории не попадал, и сведений о нем практически не сохранилось.

Грибоедов, защищая интересы России, погиб в Персии, опознать его труп смогли по раненой в поединке руке. Якубович, завоевавший в обществе славу бретера и скандалиста, был близок к декабристам, хотя в тайных обществах и не состоял.

Неоднократно высказывал желание лично убить Александра I, но в ходе восстания занял невнятную позицию и даже пытался посредничать между Николаем I и восставшими. Был осужден по первому разряду, скончался 3 сентября 1845 года в Енисейске.

Авдотья Истомина вскоре после дуэльных событий вышла замуж за актера Экунина. Еще долго продолжала блистать на сцене. Умерла в Петербурге в 1848 году.

Сама же четверная дуэль сохранилась в истории только благодаря участию в ней талантливого поэта Александра Грибоедова.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/27033/

Двойная дуэль Александра Грибоедова

Пушкин в «Евгении Онегине» описывал эту балерину, эту нимфу, кстати родившуюся с ним в одном году, так:

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет.

Ценитель женской красоты, Пушкин собирался сделать эту чаровницу прототипом героини своего романа «Две танцовщицы», наметки для которого сохранились в его черновиках.

Авдотья Ильинична прославилась не только великолепием танца, но и красотой, которую, как утверждали современники, не передавал ни один из ее портретов. Светлокожая брюнетка с огромными черными глазами, Истомина по телосложению мало походила на остальных худосочных балерин, и потому ее сравнивали не только с Терпсихорой и Психеей, но и с Помоной – римской богиней плодов.

Пушкин называл ее Лаисой, именем, которым в те времена обозначали куртизанок. Авдотья вела весьма светский образ жизни и постоянно была окружена поклонниками.

В другом стихотворении, где упоминается Истомина: «Орлов с Истоминой в постели / В убогой наготе лежал…» Но из всех своих поклонников Истомина отдавала предпочтение кавалергарду Василию Васильевичу Шереметеву, с которым она жила «одним домом совершенно по-супружески».

Но после очередной ссоры Истомина 3 ноября 1817 года съехала от него на квартиру подруги. Позже она утверждала, что «давно намеревалась, по беспокойному его характеру и жестоким с нею поступкам, отойти от него».

Однако петербургские злые языки утверждали, что Шереметев «по юным летам своим, вероятно, ничем другим пред нею не провинился, как тем, что обмелел его карман».

* * *

17 ноября Грибоедов зашел после спектакля за кулисы, чтобы выразить Истоминой, с которой он был давно дружен, восхищение ее танцем. И пригласил ее к себе в гости. Жил он в это время в квартире Александра Завадовского, на углу Невского и Большой Морской.

Завадовский, ярый англоман, внесший в Россию обычай пить виски, прославился тем, что однажды сам император Александр I принял его за англичанина. Последний был давно влюблен в Истомину, и некоторые считали, что этот визит Грибоедов устроил по его просьбе.

Существуют две версии последующего пребывания Истоминой в квартире Завадовского. По одной, официальной, она уехала сразу после того, как Завадовский признался ей в любви. По другой, которой мы склонны доверять больше, она провела в этой квартире двое суток.

Но вскоре Авдотья и Василий Шереметев помирились, и он, угрожая или застрелиться сам, или застрелить ее, выпытал подробности того, как она проводила время, пока они не были вместе.

Взбешенный подробностями, он обратился к своему другу, известному бретеру и будущему декабристу, Александру Якубовичу. Тот вызвался быть секундантом и повез вызов Завадовскому.

Но, поскольку Истомину привез на квартиру именно Грибоедов, то было решено, что Якубович вызовет Грибоедова.

* * *

Двойная дуэль состоялась 24 ноября на Волковом поле. В поединке между Шереметевым и Завадовским секундантами были Якубович и Грибоедов. В поединке между Якубовичем и Грибоедовым секундантами были известный бретер Каверин, приятель Пушкина и также упоминающийся в «Евгении Онегине», и Богдан Ион, воспитатель Грибоедова.

Первым по жребию выпало драться Шереметеву и Завадовскому. Стрелялись с восемнадцати шагов, назначив барьер на шести.

По воспоминаниям современника, Андрея Жандра, все происходило так: «Когда они с крайних пределов барьера стали сходиться на ближайшие, Завадовский, который был отличный стрелок, шел тихо и совершенно спокойно.

Хладнокровие ли Завадовского взбесило Шереметева, или просто чувство злобы пересилило в нем рассудок, но только он, что называется, не выдержал и выстрелил в Завадовского, еще не до-шедши до барьера. Пуля пролетела около Завадовского близко, потому что оторвала часть воротника у сюртука, у самой шеи.

Тогда уже, и это очень понятно, разозлился Завадовский. „Ah! – сказал он. – II en voulait a ma vie! A la barriere!” („Ого! Он покушается на мою жизнь! К барьеру!”) Делать было нечего. Шереметев подошел. Завадовский выстрелил. Удар был смертельный – он ранил Шереметева в живот!»

Раненый Шереметев «несколько раз подпрыгнул на месте, потом упал и стал кататься по снегу», или, по другому источнику, «нырять в снегу как рыба». Каверин подошел к нему и сказал: «Что, Вася? Репка?» – имея в виду, в ироническом смысле: «Что же? Вкусно ли? Хороша ли закуска?»

Дуэль Якубовича и Грибоедова была отложена.

Шереметев на следующий день умер.

Он был погребен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Перед смертью он просил позвать Грибоедова, попросил у него прощения и помирился с ним. Благородный отец Шереметева, зная характер и образ жизни сына, просил императора помиловать всех участников дуэли.

Александр I согласился с этим: в указе было сказано, что Завадовский стрелял, защищая свою жизнь. После этого Завадовский был отправлен в Англию, а Якубович, признанный главным зачинщиком дуэли, на Кавказ. Грибоедов был назначен секретарем в персидскую миссию.

Говорят, что поэту впоследствии постоянно являлся образ страдающего от ран и умирающего Шереметева.

Ехать в Персию надо было через Тифлис, где служил Якубович. 23 октября состоялась незавершенная часть дуэли. Якубович прострелил Грибоедову левую руку, а тот стрелял мимо. Позже Якубович подло хвастал, что он специально метил в ладонь, так как ему хорошо было известно об увлечении Грибоедова музыкой, и эта рана должна была помешать его противнику впоследствии играть на фортепиано.

* * *

Грибоедов погиб в Тегеране 30 января 1829 года. Разъяренная толпа разгромила русскую миссию, и тело Грибоедова смогли опознать лишь по скрюченному из-за старой раны левому мизинцу…

Якубович после декабрьского восстания был сослан в Сибирь, где умер в 1845 году.

Авдотья Истомина, оставив через двадцать лет театр, вышла замуж за отставного актера Павла Экунина, первого исполнителя роли Скалозуба в грибоедовском «Горе от ума». Она умерла от холеры в 1848 году.

Граф Завадовский более ничем не прославился и мирно умер в 1856 году.

Оглавление
← Создатель Демона
→ Волошин против Гумилева

Источник: http://mirror7.ru.indbooks.in/?p=398997

«АХ! ЗЛЫЕ ЯЗЫКИ СТРАШНЕЕ ПИСТОЛЕТА»

12 (24) ноября 1817 года в Санкт-Петербурге состоялась знаменитая «четверная дуэль», причиной которой стала знаменитая балерина Истомина. На дуэли дрались граф Завадовский и кавалергард Шереметев.

Возможно, современники (не говоря уже о потомках) быс­тро бы забыли о состоявшемся поединке, когда б не секунданты дуэлянтов. А секундантами этими были Грибоедов и Якубович.

Шереметев был убит на месте, но и для великого Грибоедова дуэль эта закончилась весьма плохо, хотя и не сразу…

Дуэль между двумя приятелями – кавалергардским штабс-ротмистром Василием Васильевичем Шереметевым и камер-юнкером графом Александром Петровичем Завадовским, в которой Грибоедов был секундантом последнего, вызвала много толков в тогдашнем обществе.

Обстоятельства этого поединка будоражили умы современников потому, что несколько блестящих мужчин России дрались из-за не менее блестящей женщины – танцовщицы Авдотьи Истоминой, воспетой самим Пушкиным.

Читайте также:  Экскурсия в петропавловскую крепость из санкт-петербурга

В конечном итоге дуэль эта оказалась уникальной – четверной, да плюс ещё растянутой во времени.

Результаты её поразительны: гибель одного участника, позор второго, приход в движение декабристов третьего и… создание гениального произведения «Горе от ума» четвёртым.

«Измена» Авдотьи Истоминой

Итак, дуэль эта произошла из-за Авдотьи Истоминой, легендарной танцовщицы Санкт-Петербургского балета. Её образ запечатлен в «Евгении Онегине»: Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина…

Не секрет, что Истомина была предметом ухаживаний многих, в том числе и гвардейского офицера Василия Шереметева. Но она также нравилась и известному бонвивану графу Александру Завадовскому.

Что же до Грибоедова, то он летом 1817 года поступил на службу в Коллегию иностранных дел, а зимой 1818 года (Грибоедову в то время было 22 года, и он уже был известен по нескольким пьесам, написанным для театра) жил на одной квартире с молодым графом Завадовским.

Один из очевидцев тех событий пишет: «Может быть, граф Завадовский имел прежде на Истомину какие-нибудь виды, но должен был уступить счастливому сопернику; Грибоедов же, не имевший на неё ровно никаких [видов], пригласил ее как-то раз, после спектакля, к себе пить чай. Он сам бывал у Истоминой довольно часто как друг, как близкий знакомый.

Истомина согласилась, но, зная, что Шереметев за ней подсматривает, и не желая вводить его в искушение и лишний гнев, сказала Грибоедову, что не поедет с ним вместе из театра, а назначила ему место, где с ней сейчас же после спектакля встретится – первую, так называемую Суконную, линию Гостиного двора, на этот раз, разумеется, совершенно пустынную, потому что дело было ночью».

Правда, граф Завадовский, известный ловелас, давно пытался приударить за Истоминой, и она это знала. Но что за проблема, ведь там будет Грибоедов, почти брат! Ну, попьют они втроем чайку и всего-то. Васе это, конечно, не понравится. Ну, так что же с того! Так, вероятно, легкомысленно думала балерина.

«Так всё и сделалось, – продолжает очевидец, – она вышла из театральной кареты против назначенного места, встретилась с Грибоедовым и уехала к нему.

Шереметев, наблюдавший издалека, всё это видел.

Следуя за санями Грибоедова, он вполне убедился, что Истомина приехала с кем-то в квартиру графа Завадовского; после же, очень просто, через людей, мог узнать, что этот «кто-то» был Грибоедов».

Отметим, что до этого Истомина почти два года была возлюбленной Шереметева. Но между ними произошла ссора, и балерина съехала к своей подруге.

А 17 ноября Грибоедов, друживший с Шереметевым, повез балерину «на чай», и она задержалась в их с Завадовским квартире. Домой Истомина вернулась поздно. Измученный ревностью Шереметев уже ждал её.

Она пыталась объясниться, рассказать, что не была с Завадовским наедине, что там присутствовал Грибоедов, что они просто пили чай… Но Шереметев уже ничего не слушал.

А.И. ЯКУБОВИЧ

Источник: https://www.sovsekretno.ru/articles/id/5250

Четверная дуэль и опознание Грибоедова

Ещё литература РИ XIX века здесь, здесь и здесьЧетверо у барьера
Как Александр Грибоедов из секунданта стал дуэлянтом / Статья 2014 года

Блистательный русский литератор и дипломат, как известно, трагически погиб в Тегеране. Опознать его помогла лишь необычная примета: после дуэли он практически лишился пальца. ©

Ещё дуэли, в т.ч. «Дуэль четверых»

___

Портрет Александра Сергеевича Грибоедова. Написан И. Н. Крамским с литографии, приложенной к изданному Е. Н. Серчевским в 1852 году собранию сочинений Грибоедова, которая, в свою очередь, была снята с акварели художника П.А. Каратыгина. Также Крамской ориентировался на устный рассказ П.А. Каратыгина, знавшего писателя. 1873

SPB.AIF.RU рассказывает о подробностях этого поединка.

В дуэльной истории есть примеры, когда участниками разбирательства становятся, помимо двух оппонентов, и другие люди. Одно из таких явлений даже получило собственный термин «Une partie carrée» — «четверная дуэль».

Так называется ситуация, когда в поединок после спорщиков вступают их секунданты. Именно такая история случилась с литератором Александром Грибоедовым. А виновницей ее стала воспетая Пушкиным балерина Авдотья Истомина.

Прелестная ножка раздора

Блистательна, полувоздушна,Смычку волшебному послушна,Толпою нимф окружена,Стоит Истомина; она,Одной ногой касаясь пола,Другою медленно кружит,И вдруг прыжок, и вдруг летит,Летит, как пух от уст Эола;То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет.

Эта строфа из «Евгения Онегина» описывает танец балерины Авдотьи Истоминой.

Она была почти ровесницей Пушкину – он окончил Царскосельский лицей в 1817 году, а годом ранее она дебютировала в балете «Ацис и Галатея» и почти сразу заняла место примы в труппе Большого Каменного театра, на месте которого стоит сегодня Петербургская консерватория.

Юная балерина, дочь отставного полицейского пристава, была очень популярна в свете.

Один из современников так описал ее: «Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии …»Спектакли с участием Истоминой неизменно собирали аншлаг, многие приходили посмотреть на невиданное новшество – она одной из первых начала танцевать на пуантах. Светская жизнь балерины была очень насыщенной, она нередко бывала на вечерах начальника репертуарной части петербургских императорских театров князя Шаховского, где можно было встретить Гнедича, Катенина, Грибоедова, Пушкина. Многие ухаживали за миловидной танцовщицей, на ее счету было немало разбитых сердец. Однако выбор ее пал на кавалергарда Василия Шереметева, что и стало началом роковой истории.

Роковая чашка чая

Кавалергардский штаб-ротмистр Шереметев был настоящей душой компании – веселый, галантный и импозантный, он при этом был очень ревнив. Его роман с Истоминой перерос в серьезные отношения, и балерина более года прожила в его квартире.

Жизнь эта не была гладкой – влюбленные нередко ссорились из-за его вспыльчивости и неуместной, по его мнению, ее общительности.

Причиной дуэли стала Авдотья Истомина / Портрет А.И.

Истоминой кисти Винтергальтера(?) между 1815 и 1818

К тому времени у балерины сложились дружеские и весьма доверительные отношения с Александром Грибоедовым, и именно ему она жаловалась на придирки и жестокость своего возлюбленного. После очередной сильной ссоры Истомина решила на время поселиться у одной из подруг.

При этом она не прерывала работы в театре. В один из вечеров Грибоедов, видя ее печальное настроение, после спектакля пригласил приятельницу в гости на чашку чая.Сам он тогда квартировал у камер-юнкера Александра Завадовского, так что формально они оба отправились в гости именно к нему.

Вскоре Истомина и Шереметев примирились, но ненадолго – до штаб-ротмистра дошли слухи, что его дама сердца около двух дней провела в квартире Завадовского. Для ревнивого офицера этого оказалось достаточно, чтобы вызвать незнакомца на дуэль. Встречу назначили на 24 ноября.

Уговор длиной в год

Утром 24 ноября 1817 года на Волковом поле сошлись Василий Шереметев и Александр Завадовский. Секундантом штаб-ротмистра стал будущий декабрист корнет Александр Якубович.

Интересы Завадовского представлял чиновник Коллегии иностранных дел Александр Грибоедов, которому пришлось принять в этой истории участие как одному из виновников скандала.Пылкость и ревнивость стоили Шереметеву жизни – он был смертельно ранен и скончался на следующий день.

Его могила находится на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Стрелял он первым, но Завадовского не задел (пуля прорвала тому воротничок).Но этим дуэль не кончилась. В ходе объяснений повздорили и секунданты, причем настолько серьезно, что были готовы стреляться тут же.

Помешала только необходимость транспортировать раненого Шереметева домой. Потом по делу о его гибели началось следствие, и страсти поутихли.Поединок состоялся через год – осенью 1818 года противники сошлись в Грузии, в окрестностях Тифлиса, у Татарской могилы в овраге за селением Куки.

Якубович был переведен в Тифлис по службе, а Грибоедов остановился там по пути в Персию с дипломатической миссией.

Александр Якубович оставил Грибоедову воспоминание о дуэли на всю жизнь / Декабрист А.И. Якубочич. Худ. Н.А. Бестужев, 1831

Как истинный дипломат, Грибоедов не хотел стать участником еще одной смертельной истории и старался вразумить Якубовича, но тот ничего не хотел слушать. Секундантом Грибоедова стал его сослуживец, дипломат Амбургер. Якубовичу помогал Николай Муравьев-Карсский. Около минуты соперники медлили у барьера, пока наконец Якубович не выстрелил.

Пуля пробила литератору мизинец левой руки. Муравьев позже вспоминал, что Грибоедов заметил, как его противник метит мимо, поэтому не стал придвигаться к барьеру для ответного выстрела. Якубович остался невредим, и на этом соперники были удовлетворены.

После этого случая Грибоедов до конца своих дней носил на левой руке специальную накладку и умудрился даже восстановить навыки игры на пианино.

P.S.

Балерина Авдотья Истомина недолго горевала по возлюбленному: вечера, премьеры и романы продолжались, жизнь шла своим чередом. Последнее ее выступление состоялось 30 января 1836 года. Покинув театр, она вышла замуж за актера Павла Экунина и посвятила себя семье. Она скончалась от холеры 26 июня 1848 года.

Александр Якубович после событий 14 декабря оказался на каторге, где, по воспоминаниям современников, пересказывал события дуэли в очень пафосной манере. Грибоедов иногда жалел, что не убил его.Самого литератора ждала, как известно, трагическая судьба: в январе 1829 года он стал жертвой резни, устроенной в Тегеране религиозными фанатиками.

Несколько дней они носили по городу его тело, глумясь над ним, а позже скинули его в общую яму. Юная вдова Нина Чавчавадзе надела в 17 лет траур, который не снимала до конца своей жизни.

На могиле любимого она написала: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»Опознать изуродованное тело великого русского писателя помогла лишь одна особая примета – простреленный на дуэли мизинец левой руки.

Елена Ляшенко
АиФ, Санкт-Петербург, 24 ноября 2014

Источник: https://yarodom.livejournal.com/2302431.html

Дуэль А.С.Грибоедова (Из книги Фомичева С.А. «Грибоедов в Петербурге»)

В 1817 году имя Грибоедова было замешано в громкую и скандальную историю «дуэли четверых».[1] Следствие, произведенное спустя неделю после происшествия, всех его обстоятельств не выяснило, но дало пищу разного рода кривотолкам.

Насколько можно судить по мемуарам современников и официальным документам, события, приведшие к кровавой развязке, развивались следующим образом.

5 ноября 1817 года в Малом театре давался спектакль «Караван Каирский, или Торг невольниками» – комическая опера с хорами, балетом и сражениями.

В представлении участвовала восемнадцатилетняя, но уже знаменитая Авдотья Ильинична Истомина.[2] Замечательная балерина, красивая и стройная, с черными огненными глазами, Истомина кружила головы петербургской молодежи. Счастливым ее поклонником был поручик кавалергардского полка Василий Васильевич Шереметев.

[3] Однако они не очень ладили между собой. На следствии Истомина говорила, что «давно намеревалась по беспокойному его характеру и жестоким с ней поступкам отойти от него».

3 ноября, поссорившись с Шереметевым (незадолго до этого получившим штаб-ротмистрские погоны), балерина уехала от него на квартиру своей подруги. Грибоедов, как утверждал впоследствии, решил выяснить обстоятельства ссоры, а потому и договорился с Авдотьей Ильиничной, что будет ждать ее по окончании спектакля.

Грибоедов привез ее на квартиру Завадовского,[4] где в последнее время проживал. На следствии Истомина показала, что сюда же «вскоре приехал Завадовский, где он, по прошествии некоторого времени, предлагал ей о любви, но в шутку или в самом деле, того не знает». Потом Грибоедов отвез балерину к актрисе Азаревичевой.

Грибоедов не придавал серьезного значения этому происшествию, столь обычному в кругу «пасынков здравого рассудка», как он порой себя характеризовал.

Но Шереметев через три дня помирился с Истоминой, а еще через два, грозя застрелиться, заставил ее признаться, где она была после спектакля 5 ноября.

После этого дуэль была предрешена, тем более что секундантами и без того горячего ротмистра стали известные бретеры Якубович[5] и Каверин[6]. Якубович был особенно деятелен. 9 ноября в 4 часа дня он с Шереметевым явился к Англичанину и потребовал от него «тот же час драться на смерть». Учтиво, но насмешливо тот попросил отсрочки хотя бы на два часа, чтобы пообедать.

Тогда решено было договориться об условиях поединка на следующее утро.

10 ноября в 9 часов утра у Завадовского, несмотря на раннюю пору, уже находились гвардии подпоручик артиллерии Александр Строганов и Грибоедов. Условия дуэли были выработаны суровые: стреляться с шести шагов. Здесь же, при обсуждении условий, произошла ссора Грибоедова с Якубовичем. Так дуэль стала двойной: после Шереметева и Завадовского должны были стреляться их секунданты. Такого еще не бывало, и Якубович был в восторге. На следующий день в Петербурге мела метель. Лишь 12 ноября соперники в 2 часа пополудни съехались на Волковом поле (в районе современного Волковского проспекта). На снегу секунданты шпагами прочертили четыре линии – через каждые шесть шагов; от двух крайних, по условленному знаку, противники двинулись навстречу друг другу. Почти сразу же, на ходу, Шереметев выстрелил. Пуля оторвала воротник сюртука Завадовского. Тот хладнокровно дошел до второй черты и, дождавшись, когда, согласно условиям, соперник остановится перед ним в шести шагах, начал не спеша прицеливаться. В искусстве стрельбы Завадовский сравнивал себя с капитаном английской службы Россом, убивавшим на лету ласточек. В данном случае задача упрощалась, и причиной медлительности графа не могла быть боязнь промаха. Завадовский желал сторицей воздать за пережитое волнение; может быть, даже надеялся на мольбу о пощаде. Два раза показывалась вспышка на полке пистолета: осечка, еще осечка. Тогда Шереметев, «забыв все условия дуэли», крикнул, что, если будет промах, он все равно пристрелит рано или поздно Завадовского, как собаку. Прогремел выстрел. Шереметев упал и стал кататься по снегу: пуля попала в живот. К нему подошел, как всегда полупьяный, Каверин и воскликнул: «Вот те, Вася, и репка». Впрочем, возможно, было сказано что-то другое («редька» или «решка») – ясно было одно: рана смертельна. Через 26 часов Шереметев скончался. Так как нужно было позаботиться о раненом, вторая дуэль в тот день не состоялась. Она произошла год спустя (23 октября 1818 года) у селения Куки, близ Тифлиса. Несмотря на ранение в руку, Грибоедов стрелял в Якубовича. Он метил ему в плечо (очевидно, для того чтобы лишить бретера возможности впоследствии драться на дуэлях), но промахнулся. Очевидец утверждает при этом, что Грибоедов воскликнул: «О sort injuste! (О, несправедливая судьба!)» 20 ноября 1817 года на следствии о «дуэли четверых» Грибоедов показал, что результат поединка ему неизвестен. Все участники дела условились заранее не выдавать друг друга. И только Якубович не отрицал своего соучастия. Он был переведен из гвардейских уланов в армейский полк на Кавказ. Завадовский отделался меньшим: ему было предложено на время выехать за границу, и он возвратился в Англию. Однако долго в петербургских гостиных ходили различные слухи об этой дуэли. Обществу нужно было найти виновного. Шереметев не мог быть объявлен таковым: он погиб. Якубович своим шумным бретерством внушал восхищение, он поносил везде Грибоедова и, верный себе, присочинял по ходу рассказов живописные детали (о том, как с досады после поединка выстрелил в Завадовского и прострелил ему шляпу; о том, как подобрал пулю, убившую Шереметева, и погрозил ею же убить противника и т. п.). Завадовский оправдывался, намекая на неблаговидное поведение Грибоедова. А тот молчал, считая ниже своего достоинства опровергать порочащие его слухи. Поэтому он и был объявлен виновным. Выстраданное самим Грибоедовым позже выскажет Чацкий: Что это? слышал ли моими я ушами! Не смех, а явно злость. Какими чудесами? Через какое колдовство Нелепость обо мне все в голос повторяют! И для иных как словно торжество, Другие будто сострадают… О! если б кто в людей проник: Что хуже в них? душа или язык? Чье это сочиненье! Поверили глупцы, другим передают, Старухи вмиг тревогу бьют,

Читайте также:  Архитектор константин андреевич тон - биография, фото, творения

И вот общественное мненье!(Д. IV, явл. 10)

Хуже всего было то, что Грибоедов оказался опозоренным в глазах петербургской молодежи, которая особенно к сердцу приняла пересуды о поединке. Впоследствии А. Бестужев[7] признавался: «Я был предубежден против Александра Сергеевича. Рассказы об известной дуэли, в которой он был секундантом, мне переданы были его противниками в черном виде…»

То, что Грибоедов на официальном следствии решительно отрицал свое участие в дуэли, в глазах света было оценено как свидетельство трусости.

Однако письма Грибоедова ясно показывают, что официальное, благонамеренное понятие о чести ему уже в ту пору было в высшей степени чуждым. «Сделай одолжение, – советует он С.

Бегичеву,[8] – не дурачься, не переходи в армию; там тебе бог знает когда достанется в полковники, а ты, надеюсь, как нынче всякий честный человек, служишь из чинов, а не из чести».

Это парадоксальное замечание характерно для преддекабристских настроений, насыщенных общественным недовольством, когда традиционное дворянское понятие о чести, как о беззаветном служении самодержавному государству, многим казалось уже архаичным и недостойным, так как истинно честному человеку претили и господствующая мораль, и правительственная политика.

В этих условиях вырабатывался новый кодекс чести, независимой от государства и служения царю, и служба, бывшая в годы Отечественной войны общественным служением, теперь представлялась делом сугубо личным. Подобно этому, ложь на официальном следствии не была проявлением нечестности, но оправданной новым нравственным кодексом хитростью.

При всей несоразмерности следствия о дуэли и позднейшего следствия по делу декабристов поведение Грибоедова в обоих случаях было, в сущности, одинаковым.

Однако больше, чем светские пересуды, Грибоедова терзали укоры совести. Происшествие, казавшееся вначале легкой шалостью, обернулось трагедией, и наедине с самим собой он не мог не чувствовать вины перед погибшим.

Сообщая о дуэли Бегичеву, Грибоедов признавался, что на него нашла ужасная тоска, что беспрестанно он видит перед глазами умирающего Шереметева, что пребывание в Петербурге ему сделалось невыносимым.

Очевидно, сразу же после завершения следствия он уезжает на некоторое время в Нарву, оставив Жандру[9] начатый незадолго до того перевод пьесы французского драматурга Барта, обещанный Екатерине Семеновой[10] к бенефису.

Источник: http://hallenna.narod.ru/griboedov_duel.html

Презентация к уроку литературы (9 класс) на тему: Презентация «Дуэль Грибоедова»

Слайд 1

А.С. Грибоедов. История дуэли. Подготовила: Шевчик Н.В. у читель русского языка и литературы МОУ « Дрезненская гимназия»

Слайд 2

Дуэли Еще в середине XVIII века дуэли стали неотъемлемой чертой дворянской жизни в России.

Несмотря на жесткое противодействие властей и серьезные наказания для дуэлянтов и их секундантов, количество дуэлей не уменьшалось. Некоторые молодые дворяне умудрялись участвовать в десятках поединков.

Например, Федор Толстой (Американец) к концу жизни даже не мог назвать количество своих дуэлей, но точно знал, что убил на них 11 человек.

Слайд 3

Дуэлянт и бретёр Фёдор Толстой Грибоедов в «Горе от ума» писал: «Ночной разбойник, дуэлист, В Камчатку сослан был, вернулся алеутом И крепко на руку нечист, Да разве умный человек и может быть не плутом». Граф узнал себя в этом описании, но не обиделся.

По словам сына Сергея, Лев Толстой рассказывал, что Федор Толстой, встретив однажды Грибоедова , сказал ему: — Зачем ты обо мне написал, что я крепко на руку не чист? Подумают, что я взятки брал. Я взяток отродясь не брал. — Но ты же играешь нечисто, — заметил Грибоедов. — Только-то? — ответил Толстой.

— Ну, ты так бы и написал. Неординарная личность всегда интересует людей творческих. Поэтому чертами Толстого-Американца Пушкин «наградил» Зарецкого в «Евгении Онегине» и Сильвио в «Выстреле».

Лев Толстой в рассказе «Два гусара» явно с него списывал образ графа Турбина, а в первых вариантах «Войны и мира» у Долохова в одной из реплик даже упоминалась обезьяна ( В личной жизни Федор Толстой был чужд многих светских условностей.

Он женился на цыганке Авдотье Максимовне Тугаевой , которая долгие годы была его любовницей. У него родилось 12 детей, из которых 11 умерли. Граф искренне считал, что смерть детей на его совести, как искупление за 11 человек, убитых им на дуэлях.

Слайд 4

Причины дуэлей Расцвет дуэлей в России — начало XIX века, время военной славы России, когда с войны 1812 года вернулись офицеры, привыкшие рисковать собственной жизнью, на полях сражения доказывать правоту с оружием в руках. Жажда острых ощущений гнала молодых людей на поединки чаще всего по пустякам.

Как писал Александр Бестужев, литератор и декабрист: «Много ли мы видели поединков за правое дело? А то все за актрис, за карты, за коней или за порцию мороженого». Для вызова было достаточно ничтожного повода. Некоторые светские щеголи становились профессиональными дуэлянтами, которых интересовал поединок ради поединка. В свете их называли бретерами.

Повод для дуэли мог быть любым: дерзкая интонация в разговоре, резкое движение. Любой жест мог быть расценен как личное оскорбление, этого было достаточно, чтобы послать вызов. Нередко на дуэлях дрались за сердце прекрасной дамы: это был самый простой способ избавиться от соперника.

Бывали случаи, когда и даму-то не спрашивали, кого именно она предпочитает: кавалеры между собой сами решали этот вопрос с оружием в руках.

Слайд 5

Особенности русской дуэли В начале XIX века, когда дуэльная традиция в России находится в поре расцвета, в Европе дуэльные поединки уже сходят на нет. Русская дуэль по сравнению с французской того же времени — более жестокая.

Если в Европе в это время нормальным расстоянием между стреляющимися дуэлянтами были 20 -30 шагов, то в России такая дуэль считалась несерьезной. Русская дуэль — это 10 шагов. Иногда стрелялись и с трех: это нередко заканчивалась гибелью обоих участников.

В дуэлях принимали участие и женщины, например, первая женщина-президент Академии наук княгиня Екатерина Дашкова. Во время путешествия по Европе, в Лондоне, она поспорила с английской аристократкой герцогиней Фоксон . Во время спора обе дамы дали друг другу пощечины.

В результате они потребовали оружие, состоялась дуэль на шпагах: Екатерина Романовна получила легкое ранение.

Слайд 6

Четверная дуэль Появились и поединки, в которых по одному поводу одновременно участвовали несколько пар дуэлянтов. Участником подобной четверной дуэли, в которой погиб один человек, стал Александр Грибоедов . Причина той дуэли была банальна и, по большому счету, не должна была привести к поединку, тем более – четырех человек.

Слайд 7

Актриса Авдотья Истомина А началось все из-за ссоры балерины Авдотьи Истоминой со своим любовником кавалергардом Василием Шереметевым, у которого она в 1817 году жила на содержании. В историю Истомина вошла не только благодаря этой дуэли, но и Пушкину .

Помните из «Евгения Онегина»? «Блистательна, полувоздушна, Смычку волшебному послушна, Толпою нимф окружена, Стоит Истомина; она, Одной ногой касаясь пола, Другою медленно кружит, И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола; То стан совьет, то разовьет, И быстрой ножкой ножку бьет».

Слайд 8

Причина дуэли Балериной она и в самом деле была прекрасной, но вне театра жизнь вела безалаберную, меняя любовников, попадая в скандальные истории, которые для её воздыхателей иногда заканчивались дуэлями.

Осенью 1817 года за Истоминой пытался ухаживать камер-юнкер граф Александр Завадовский , но Авдотью вполне устраивало положение любовницы Шереметева, так что графу оставалось вздыхать на расстоянии. После очередной ссоры с Шереметевым Истомина ушла от него, намереваясь после спектакля отправиться ночевать к кому-то из подруг.

Как на грех, после спектакля к ней за кулисы зашел Грибоедов, намеревавшийся высказать восхищение её игрой. Он не был из числа её воздыхателей, но, узнав, что у балерины свободный вечер, пригласил её к себе в гости «на чай». Видимо, поэт просто хотел сделать сюрприз Завадовскому , в квартире которого тогда жил. Шереметев, собиравшийся мириться, стал свидетелем отъезда Грибоедова и Истоминой.

Человек он был не глупый и понял, что Грибоедов просто повез его возлюбленную к Завадовскому . Разбираться, кто прав, а кто виноват, он не стал, и обратился за советом к своему другу гвардейскому корнету Александру Якубовичу. Тот сразу же заявил, что выход только один – дуэль Шереметева с Грибоедовым , а чтобы и Завадовский не ушел от возмездия, его он вызовет сам.

Грибоедов стреляться с Шереметевым отказался, заявив, что не видит для этого причины, но оговорился, что готов принять вызов Якубовича. Видимо, сказалась старая неприязнь, так как с Якубовичем поэт в свое время вместе учился в Благородном пансионе при Московском университете.

Слайд 9

Дуэль!!! 12 ноября 1817 года первыми стрелялись Шереметев и Завадовский . Выстрел Шереметева оказался неточен. Пуля пробила борт сюртука (по другим сведениям – воротник) у его противника.

Завадовский перед выстрелом заявил, что личных обид к Шереметеву не имеет, поэтому будет стрелять в ногу, чтобы дуэль завершилась, как и положено, но малой кровью. Подобный исход не устраивал Шереметева, заявившего, что он рано или поздно Завадовского все равно убьет.

В результате у графа не оставалось выбора, и он выстрелил противнику в живот. Ранение оказалось смертельным.

Слайд 10

На Кавказе Естественно , что дуэль Грибоедова и Якубовича пришлось отложить. Отец Шереметева, понимая, что виновником дуэли был его погибший сын, просил императора простить участников поединка. Возможно, император учел его заступничество, так как дуэлянты отделались «легким испугом».

Больше всех пострадал Якубович, которого тем же чином отправили в Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Кстати, этот полк был знаменит тем, что в него часто ссылали из столицы провинившихся гвардейцев-кавалеристов. Впоследствии в нем же будет «отбывать» опалу Михаил Лермонтов .

Читайте также:  Приметы санкт-петербурга - мистика или реальность

Слайд 11

Конец истории Так уж случилось, что на Кавказ отправился и Грибоедов, назначенный секретарем посольства в Персии. По делам службы ему приходилось неоднократно приезжать в Тифлис.

Здесь-то и произошла очередная встреча с Якубовичем, закончившаяся решением возобновить дуэль.

Когда о предстоящей дуэли доложили Ермолову , он распорядился арестовать её участников, но посланный им офицер опоздал, дуэль уже состоялась.

Слайд 12

«Вот пистолеты уж блестнули …» Дуэль состоялась 23 октября 1818 года. Она, как и первая, имеет значительное количество описаний, многие из которых опираются на версию Якубовича, якобы сознательно прострелившего кисть левой руки Грибоедову .

Но знатоки дуэлей в этом обоснованно сомневались, считая, что Якубович целился в живот противнику, но попал в руку.

Грибоедов же, по их мнению, специально стрелял в воздух, тем более, что его выстрел был вторым, он мог подойти к барьеру и не спеша прицелиться.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2011/11/07/prezentatsiya-duel-griboedova

Дуэльный Петербург: где и почему произошли самые известные поединки чести

Где искать мемориал самой популярной в истории России дуэли, что за схватка дала название переулку в Выборгском районе и в каких местах случались смертельные конфликты?

Русская дуэль отличалась от европейской или американской: в ней многое отдавалось на волю случая.

В традициях отечественной дуэли — стрелять через платок, заряжать только один из двух пистолетов, стреляться у края пропасти, совершать выстрел со смертельного расстояния в десять шагов, а то и меньше.

Дуэльные традиции, основанные на понятии чести, стали неотъемлемой частью культуры петербургского дворянства — и русской культуры вообще.

О местах дуэлей в петербурге

Поединок, известный всем из школьной программы, описанный во многих книгах, но по-прежнему изучаемый историками, произошел в 1837 году после затяжного конфликта между русским поэтом Александром Пушкиным и французским офицером Дантесом-Геккерном недалеко от Комендантской дачи.

Место самой знаменитой дуэли в российской истории отмечено памятным мемориалом — в сквере у пересечения Коломяжского проспекта и железнодорожной линии Сестрорецкого направления.

Парк Лесотехнической академии

Дуэль, оставившая след в топонимии Петербурга, состоялась на окраине тогда еще будущего Лесного парка между флигель-адъютантом Владимиром Новосильцевым и поручиком Семеновского полка Константином Черновым: первый отказался (как считается, под давлением матери) жениться на сестре второго, с которой успел уже обручиться. Оба дуэлянта погибли.

Среди секундантов были Рылеев (кузен Чернова) и Пестель. Условия дуэли были настолько жесткие, что практически обрекали на смерть её участников. Расстояние между соперниками — 8 шагов, т.е. выстрелы в упор, без права на осечку, до последнего выстрела.

Условия дуэли: «Мы, секунданты нижеподписавшиеся, условились: 1) Стреляться на барьер, дистанция восемь шагов, с расходом по пяти. 2) Дуэль кончается первою раною при четном выстреле; в противном случае, если раненый сохранил заряд, то имеет право стрелять, хотя лежащий, если же того сделать будет не в силах, то поединок полагается вовсе и навсегда прекращенным.

3) Вспышка не в счет, равно осечка. Секунданты обязаны в таком случае оправить кремень и подсыпать пороху.4) Тот, кто сохранил последний выстрел, имеет право подойти сам и подозвать своего противника к назначенному барьеру. Полковник Герман. Подпоручик Рылеев. Ротмистр Реад. Подпоручик Шипов» [Девятнадцатый век. Исторический сборник, издаваемый Петром Бартеневым.

Кн. 1. М.,1872. С Погибли оба. На месте дуэли в 1834 году были установлены тумбы, отмечавшие расстояние в 8 шагов.

Мать Новосильцева профинансировала строительство на этом месте церкви Святого равноапостольного князя Владимира (в народе — Новосильцевской), уничтоженной в 1932 году советской властью, и Орлово-Новосильцевского благотворительного заведения, давшего название Новосильцевской улице (впоследствии — Новороссийской). Сейчас в память об этом названии существует примыкающей к ней Новосильцевский переулок. В 1988 году поставлена стела с надписью: «10 сентября 1825 года на этом месте состоялась дуэль члена Северного тайного общества К. П. Чернова с В. Д. Новосильцевым. Секундантом К. П. Чернова был К. Ф. Рылеев. Похороны К. П. Чернова вылились в первую массовую демонстрацию, организованную членами Северного тайного общества — декабристами». Могила Чернова находится на петербургском Смоленском кладбище.

Волково (Четверная дуэль 1817 года)

Волково поле — уединенное место за городом — в XIX веке стало популярной площадкой для дуэлей.

Самая знаменитая из тех, что здесь состоялись, — так называемая четверная дуэль (та, в которой участвуют конфликтеры и их секунданты) 1817 года между камер-юнкером графом Александром Завадовским и офицером-кавалергардом Василием Шереметевым.

Причиной, как часто бывало, стал конфликт из-за женщины — балерины Авдотьи Истоминой: еще не известный писатель Александр Грибоедов отвез танцовщицу в квартиру Завадовского, которого Шереметев, любовник Истоминой, вызвал на дуэль — и получил во время нее смертельное ранение.

Секундантами были приглашены Грибоедов и будущий декабрист корнет Александр Якубович; второй «этап» дуэли случился годом позже в Тифлисе.

Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию.

Грибоедов понимал, что вольно или невольно, но именно он спровоцировал предыдущий трагический поединок, закончившийся смертью Шереметева, и теперь боялся стать причиной ещё одной смерти.

Поэтому Грибоедов пытался вразумить Якубовича, но поскольку тот был решительно настроен на дуэль, Грибоедов был готов идти до конца.

Сначала хотели стреляться на квартире Якубовича, но затем секундант Якубовича Муравьёв нашел местечко у Татарской могилы за селением Куки, где был овраг. Секундантом Грибоедова был его сослуживец, дипломат Амбургер.

Назначили барьеры. Противники продвинулись навстречу друг другу и около минуты выжидали.

Наконец, Якубович выстрелил. Пуля попала Грибоедову в кисть левой руки. Грибоедов приподнял окровавленную руку и навёл пистолет на Якубовича. Муравьёв, секундант Якубовича, настроенный им против Грибоедова, пишет, что Якубович не хотел убивать и метил в ногу, и Грибоедов, заметив это, выстрелил в ответ, не придвинувшись к барьеру (то есть к противнику), хотя имел на это право[2].

Красное Село

Если говорить о местах, которые также были отмечены множеством дуэлей: поединки не были редкостью в Красном Селе и Дудергофе. С 1765 года здесь регулярно проходили крупные воинские сборы и маневры, а с 1823 года этот пригород Петербурга становится постоянным местом летней дислокации императорских гвардейцев с их особым вниманием к вопросам чести.

Кажется, подстрекала к поединкам сама природа: уединенные лощины и холмы надежно скрывали дуэлянтов от бдительного ока старших офицеров.

Источник: http://valentin-pikul.ru/2011-01-26-10-41-54/399-duelnyy-peterburg.html

За что убили посла Александра Грибоедова

Его признавали самым образованным человеком своего времени. Он знал около десяти языков, достиг вершин государственной службы и стал автором бессмертной комедии.

Бастард

Когда родился Александр Сергеевич Грибоедов? Этот вопрос по-прежнему является открытым. В послужных списках он указывал то 1795 год, то 1793-й, но в итоге остановился на 1790-м году. Факт в том, что его мать, Анастасия Фёдоровна Грибоедова вышла замуж в 1792 году. Таким образом, становится очевидным, что Грибоедов был бастардом, то есть незаконорожденным ребенком.

Кто был отцом русского поэта и дипломата доподлинно не известно по сей день.

Грибоедов серьезно переживал своё «незаконное рождение», долгое время эта тема оставалась закрытой. 1790 год рождения Грибоедов стал писать после дуэли, которая перевернула его жизнь. Это была нравственная акция: он сам себе доказал свою твердость в неукоснительном следовании истине.

Долгая дуэль

В ноябре 1817 года состоялось событие, которое навсегда изменило жизнь Грибоедова — четвертная дуэль. Событие редкое даже для того времени. Суть её заключалась в том, что сразу после оппонентов должны были стреляться и секунданты. Противниками были Шереметев и Завадовский, секундантами — Якубович и Грибоедов.

Стрелялись из-за конфликта на почве ревности к балерине Истоминой, которая два года жила с Шереметевым, но незадолго до дуэли приняла приглашение Грибоедова и нанесла визит Завадовскому.

Интрига дуэли была ещё и в том, что изначально планировался поединок Грибоедова и Якубовича, но ненавязчивая провокация Шереметева (бросил мороженым в Завадовского) решила порядок дуэли.

В ходе дуэли Шереметев был убит, а вторую дуэль перенесли на неопределенный срок. Она состоялась в Тифлисе, осенью 1818 года. Грибоедов, признающий свою вину за случившееся в прошлом году, был готов пойти на мировую, но Якубович был непреклонен. Это не удивительно: он был опытным бретером.

По одной версии, первым стрелял Грибоедов. Нарочно мимо. По второй — первым выстрелил Якубович. Так или иначе, но итогом дуэли стала простреленная левая кисть Грибоедова. Для него, как для музыканта, это было серьезное ранение.

До смерти писатель надевал на отстреленный палец специальный чехол, а после гибели Грибоедова по этому ранению он был опознан.

Туркманчайский договор

Дипломатическая деятельность А. С. Грибоедова долгое время не изучалась. Биографы писателя обходили этот вопрос, ссылаясь на отсутствие соответствующих документов. Переписка Грибоедова находилась в секретных сейфах министерства иностранных дел и доступ к ней был невозможен. В 1872 году П.

Ефремов жаловался, что ему «не представлено права напечатать вполне все имеющиеся у нас бумаги» о гибели Грибоедова. Доступ к документам стал возможен только после 1917 года, но и сегодня в дипломатической деятельности Грибоедова остаются «белые пятна». Существенно разнятся оценки вклада Грибоедова в дело заключения мирного Туркманчайского договора.

Сегодня уже известно, что Грибоедов выполнял обязанности редактора протоколов конференции. Это позволило ему внести некоторые важные уточнения в текст мирного трактата, намеченный в Петербурге, — в частности, в ту часть, которая касалась условий переселения и амнистии населения пограничных регионов.

Грибоедовым был также составлен и отредактирован окончательный текст проекта договора. За свой труд писатель-дипломат был награжден Николаем I Орденом Святой Анны.

Композитор Грибоедов

Однажды актер — драматург П. А. Каратыгин сказал Грибоедову: «Ах, Александр Сергеевич, сколько бог дал вам талантов: вы поэт, музыкант, были лихой кавадерист и, наконец, отличный лингвист!» Он улыбнулся, взглянул на меня унывшими своими глазами из-под очков и отвечал мне: «Поверь мне, Петруша, у кого много талантов, у того нет ни одного настоящего».

Грибоедов — пианист часто выступал в кругу друзей и на музыкальных вечерах как солист-импровизатор и аккомпаниатор. Так, например, под его аккомпанемент впервые Верстовский исполнил только что сочиненный им романс «Черная шаль». К сожалению, большинство сочиненных Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу и для нас безвозвратно потеряно. Сохранились лишь два вальса.

Написанные для фортепиано, они существуют в большом количестве переложений для различных инструментов: арфы, флейты, баяна и других. Вальс ми минор Грибоедова — первый русский вальс, дошедший до наших дней благодаря своим художественным достоинствам, реально звучащий в нашем музыкальном обиходе.

Он популярен, он у многих «на слуху» и пользуется любовью самых широких кругов любителей музыки.

Декабристы

Зимой 1826 года Грибоедов был арестован по подозрению в связях с декабристами, но вскоре был отпущен на свободу за недостатком обвинительных показаний (только четверо декабристов свидетельствовали против Грибоедова).

Денис Давыдов в неоконченной статье «Воспоминания о 1826 годе» упомянул, что Ермолов оказал Грибоедову какую-то такую услугу, которую тот был бы «вправе ожидать лишь от родного отца. Он спас его от последствий одного весьма важного дела, которые могли бы быть для Грибоедова крайне неприятны».

Очевидно, что речь идет именно о «деле декабристов».

Мысль о декабристах никогда не покидала Грибоедова, с большинством из них он был знаком.

В напряженнейшие дни заключения Туркманчайского договора, когда все его внимание было направлено на быстрейшее заключение трактата, он говорит с Паскевичем об облегчении участи декабристов.

А через месяц, во время приезда в Петербург с Туркманчайским договором, Грибоедов, как об этом рассказывает Бестужев, «дерзнул говорить в пользу людей, при одном имени которых бледнел оскорбленный властелин». Возможно, что отрицательный ответ «оскорбленного властелина» и послужил Грибоедову основанием для заявления, что он «душевно бы желал некоторое время пробыть без дела официального».

Масонство

Грибоедов был масоном. Он состоял, как многие в его время аристократы, в ложе «Соединённых друзей», в самой большой ложе Петербурга. Важно то, что он хотел её усовершенствовать.

Интересны его заметки, письма, он хотел, как он говорил, реконституировать тайное общество, его не устраивала, как ему казалось, увлечение обрядностью и внешними ритуальными вещами, как таковыми. Ложу, которую он реконституировал, он назвал «Благо».

За легитимацией Грибоедов обратился в шотландские ложи, которые были в России, а потом в Великую провинциальную ложу России. Но оба раза получил отказ.

Грибоедов также требовал, чтобы члены ложи говорили по-русски и чтобы они видели главную свою задачу в распространении русской грамоты.

Если бы этот проект состоялся, дело обучения русского народа грамоте, массового обучения, сдвинулось бы гораздо быстрее, но, к сожалению, этот проект писателя так и остался проектом.

Масоном Грибоедов оставался до конца жизни: он не выходил из братства, но постепенно охладел к тайному обществу.

Тайна смерти

В качестве памятки для дипломатической работы в Персии Грибоедов писал себе: «На словах и в переписке не сохранять тона умеренности — персияне его причтут к бессилию. Угрожать им бунтом за бунт. Угрожать, что возьмём все их провинции в Южном Азербайджане». Грибоедов, надо признать, следовал своим записям.

Шахский двор требовал от русского посланника выдачи Мирзы-Якуба, который был казначеем и главным евнухом, а значит, знал многие тайны личной жизни шаха. Мирза-Якуб мог огласить их, что считалось святотатством, а потому и вызывало всеобщее возмущение. Грибоедов был неуступчив. За что и поплатился.

Такова официальная версия.

Однако, все чаще гибель Грибоедова связывают с заговором англичан, которым была выгодна гибель русского посланника и ухудшение отношений русско-персидских отношений. «Английская версия» впервые появилась в «Московских ведомостях» 1829 года. Вторую жизнь этой версии дал Юрий Тынянов. В 1929 году, когда исполнилось 100 лет со дня трагической гибели российского посланника в Тегеране, появился тыняновский роман «Смерть Вазир-Мухтара». В работах Шамима (1938) и Махмуда (1950) мы встречаемся уже с утверждением, что «русский посол А. С. Грибоедов пал жертвой английской колонизаторской политики».

Источник: https://news.rambler.ru/other/37580513-za-chto-ubili-posla-aleksandra-griboedova/

Ссылка на основную публикацию