Дом станционного смотрителя в петербурге

Музей «Дом станционного смотрителя»

Действие «Станционного смотрителя» разворачивается в российской глубинке в 1816 году. В музее, расположенном на бывшем Белорусском тракте, с точностью воссоздана обстановка почтовой станции тех времен.

В ее состав входят два корпуса, конюшни, сарай. Корпуса были построены из камня и сохранились в неизменном виде с 1834 г. Часть построек была разрушена. Их воссоздание началось в 1960-е годы и продлилось 15 лет.

Здесь все настоящее: и ящик, в котором смотритель хранил деньги, и посуда, из которой уставших путников потчевали чаем, вышивка, книги, лошадиная сбруя.

Из наиболее ценных экспонатов музея можно отметить коллекции бубенцов и колокольчиков, конской упряжи (хомутов, шлей и т.п.) и дорожных багажных вещей (саквояжей, сундуков, дорожных шкатулок и т.д.).

В XVIII-XIX веках в этих помещениях, на шестьдесят девятой версте псковской дороги, путники отдыхали и меняли лошадей.

Первое, что видят посетители на подходе к музею — полосатый верстовой столб и деревенскую часовенку. Во дворе музея расположены конюшни, амбар, кузница и даже пожарная каланча. Одна часть экспозиции посвящена героям пушкинской повести, быту станционных смотрителей, ямщиков и селян. Другая показывает развитие российской почты во второй половине XIX века.

Музей является филиалом Ленинградского учреждения «Музейное агентство» и представляет собой культурно-массовую и исследовательскую организацию. Он был открыт для доступа в середине октября 1972 г.

Исследователи-пушкинисты утверждают, что Александр Сергеевич был проездом на этой станции как минимум 13 раз.

«Дом станционного смотрителя» входит в сообщество пушкинских музеев и является действительным членом Союза музеев РФ.

В настоящее время музей располагает 4695 экспонатами, из которых 3235 находятся в постоянной экспозиции. Ежегодно его посещает более 23000 посетителей. В составе музея работает 23 сотрудника, 4 из которых — научные. Он занимает площадь 520 кв. метров.

В музее проходит много увлекательных занятий для детей. Большой популярностью пользуется «Школа юного почтовика». Ее ученики в течение пяти лет изучают историю, теорию и практику почтового дела. Слушатели «Школы традиционной народной культуры» знакомятся с крестьянскими обычаями прошлых веков.

Стоимость входного билета для взрослых — 100 рублей, для пенсионеров — 70 рублей, для учащихся — 60 рублей. Льготным категориям посетителей вход бесплатный

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/spb/place/muzej-dom-stancionnogo-smotritelya/

Музей «Дом Станционного Смотрителя»

Музей «Дом станционного смотрителя» — это не только музей, посвященный литературному герою, но и музей почты. Здесь вымысел соседствует с историческим фактом. Музей был основан 15 октября 1972 года. Он расположен в здании бывшей почтовой станции Выра, где путники отдыхали и меняли лошадей.

  Впервые деревня Выра упоминается в Новгородской писцовой книге в 15 веке. До 1800 года деревня Выра была собственностью генерал-лейтенанта и кавалера П.Ф. Малютина. Управляющим у него был отставной подполковник Ф.А. Рылеев, отец поэта-декабриста К. Рылеева.

  В 1800 году Рылеевы получили от Малютина в собственность имение Батово и «особый дом» — крестьянскую избу с прилежащими к ней сараями.  Ф.А. Рылеев предложил устроить в полученных им строениях почтовую станцию.

30 июня 1800 года в деревне Выра была открыта новая почтовая станция, на которой каждый проезжающий по Белорусскому тракту менял лошадей. Она была третьей станцией от Петербурга. Первая находилась в Софии (ныне Орловские ворота в Пушкине), вторая — в Гатчине.

Размещались такие станции через каждые 20-25 верст. В 1840 году старое деревянное здание перестроили в кирпичное. На тот период станция располагала 55 лошадями, 18 ямщиками.

Сейчас рядом со станцией установлен полосатый черно-белый верстовой столб, на котором указано: «От Петербурга 69 верст. До Пскова 239 верст.»

Дом состоит из двух половин: ямщицкой и чистой, где путники коротали время.

В северном флигеле силами сотрудников музея воспроизведена обстановка станции из повести Пушкина «Станционный смотритель». Здесь три комнаты: комната смотрителя, комната дочери и ямщицкая.

Обычно в комнату смотрителя прибегали запыхавшиеся курьеры, незамедлительно требовавшие лошадей.

К ним выходил чиновник («сущий мученик 14 разряда», самый низший чин на государственной службе) и извинялся за промедление, затем из девичьей прибегала Дуня — и с проезжающими начинали происходить метаморфозы. Они принимались шутить и переставали торопиться.

Станция в Выре была третьего разряда: без предоставления ночлега и еды. На Руси станции первого разряда располагались только по Московскому тракту для царственных особ, второго разряда для иных — с ночлегом и пропитанием. Здесь же Дуня могла предложить путникам только чай из большого самовара.

Ротмистр Минский, чтобы остаться наедине с Дуней, сказался больным, поэтому и был оставлен на ночлег. На станции в Выре Пушкину запомнились горшки с большими бальзаминами, усеянными цветками. Сегодня на подоконниках яркие цветки бальзаминов словно напоминают о Дуне, сбежавшей с заезжим гусаром.

В южном флигеле представлена экспозиция почты середины  века. Должность почтальона была почетной и престижной. Отправить письмо в тогдашней России было достаточно дорого. Самое легкое письмо стоило 9 копеек, в то время как обед обходился лишь в одну копейку.

Выставка дорожного быта XIX века — это уникальная коллекция предметов: полотенца, самовары, чайники, кофемолки, утюги на углях, всевозможные дорожные чемоданы и коробки для шляп, фонари, которые привязывали к карете в темноте, упряжи, оглобли, книги для записи приехавших и уехавших и многое другое.

Когда музей только появился, его коллекция насчитывала 74 предмета, сегодня в музее хранится более 4 тысяч различных экспонатов.

За воротами музея, который расположился в двух каменных флигелях, как и в XIX веке, расположены постройки: амбар, пожарная каланча, кузница, шорная, конюшня с семью стойлами.

Повесть «Станционный смотритель» была написана Пушкиным во время «заточения» осенью 1830 года в новгородской деревне Болдино. Болдинская осень известна как период творческого подъема поэта. В повести нет ни названия станции, ни названия села. Пушкин проехал по дорогам России более 35 тысяч верст.

Ему довелось посетить сотни почтовых станций, он был знаком со многими смотрителями. Отчего же для своего смотрителя Пушкин выбрал несуществующую фамилию Вырин? Возможно потому, что деревня Выра, от названия которой он произвел имя своего героя, связана с родиной его предков, его юности, лучших дней его жизни.

Документально подтверждено, что Пушкин побывал на вырской станции не менее 13 раз. Тем, кто хорошо знаком с творчеством Пушкина, известно, что поэт был точен в названиях мест и использовал реальные имена.

 
Смотритель почтовой станции в Выре был давним знакомым Пушкина, возможно, они много раз беседовали за чашкой чая. Неслучайно, что Пушкин дал имя своему герою по названию старинного селения.

Но остается неясным, был ли конкретный станционный смотритель прототипом пушкинского Семена Вырина, или под этим образом Пушкин объединил несколько тысяч «сущих мучеников четырнадцатого класса», обслуживающих почтовые тракты России.

Источник: http://www.iPetersburg.ru/muzey-dom-stancionnogo-smotritelya

Музей «Дом станционного Смотрителя»

В деревня Выра Гатчинского района есть один удивительный музей. Удивителен он потому, что посвящен не реальному событию или человеку, а литературному герою

Кто помнит из школьной программы повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель»? Музей являет собой образ дома главного героя произведения Самсона Вырина

Из истории музея

Асфальт, пейзаж мелькает за окном, километровые столбики меняются так бысто, что и не замечаешь. Скорость, ветер и плавный ход автомобиля. Едешь и не задумываешься, что каких-то полторы сотни лет назад такая картина была фантастикой.

А что было реальностью?

Деревянные колеса дрог, повозок и колясок, подпрыгивающих на пыльной песчаной дороге. Плывущие мимо леса, луга и деревни, сменяющие друг друга медленно и печально, и не спещащие появляться верстовые столбы…

И хорошо, если день погожий, а если дождь, ветер, а то и снежная пурга? Немного, видимо, радости было в таких поездках.

Спасением для путников тех времен становились почтовые станции, где можно было сменить уставших лошадей, погреться, выпить чаю.

Заправлял каждой такой станцией станционный смотритель, «…Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда». Узнаете цитату? Да, он самый — Александр Сергеевич наш. Уж он, как никто, знал все прелести дорожного быта, благо дорог российских изъезжено им было немало.

А «Повести Белкина» помните? Одна из них как-раз посвящена этому явлению старинной российской действительности, и так и называется: «Станционный смотритель».

Именно этой повестью в далеком 1972 году были вдохновлены создатели музея «Дом станционного смотрителя» в маленькой деревне Выра в Гатчинском районе. Музей был открыт в чудом сохранившейся с 19-го века настоящей почтовой станции, и стал первым музеем в России, посвященным литературному герою.

Музей «Дом станционного смотрителя»

Вот так «дом» выглядит с дороги. Если не знать, то можно и не обратить внимания на скромное розовое здание. Однако, если едешь целенаправленно, мимо не проедешь — музей расположен прямо вдоль трассы.

В бытность Пушкина здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была типичной почтовой станцией тех времен. Считается, что именно это место связано с описанной Пушкиным историей про старика-смотрителя и его дочь Дуню, увезенную коварным красавцем-гусаром.

Неоспоримых доказательств этой связи, в общем-то, нет. Нигде не зафиксировано подтверждений ни от самого поэта, ни от его современников.

Но то, что связь существует — очевидно.

Во-первых, в Выре Пушкин останавливался 13 раз. К слову, многие из его современников даже и стольки раз в пути не бывали. То есть тринадцать, да еще и на одной станции — это много.

Во-вторых, судя по документам, именно здесь работал смотритель, который в одиночестве воспитывал дочь.

Ну и наконец, имя выдуманного героя — Самсон Вырин. Связь названия станции и фамилии смотрителя налицо, причем первое появилось куда раньше второго.

Так что «Дом станционного смотрителя» это не просто музей. Это слияние реальности и художественного вымысла, и, одновременно, памятник целому явлению нашей истории — дорожному быту 19 века.

За въездными воротами открывается просторный двор, окруженный усадебными постройками.

Здесь есть два кирпичных корпуса, сохранившихся с начала 19 века. В одном из них находится касса и помещение музейной почты, а во втором, собственно, и располагается «Дом-музей станционного смотрителя».

Читайте также:  Пулково - доступные воздушные ворота санкт- петербурга

С него и начинается осмотр.

Посещение здесь я бы назвала полуэкскурсионным.

То есть, вы можете послушать экскурсовода, который начинает свой рассказ по мере сбора посетителей. Если успеете к началу — хорошо, если нет — можете присоединиться к уже идущей экскурсии. А можете и вовсе гулять самостоятельно.

Я, вообще-то, не любитель экскурсий, но хочу сказать, что повествование дамы-экскурсовода мне понравилось. Динамичное, познавательное, но не нудное, а даже с долей юмора и вопросами на осведомленность. Что добавляет азарта: ответишь — не ответишь.

Место, где смотритель принимал путников, одновременно служило и домом для его семьи. Это помещение делилось на три части: «чистая половина» для приезжающих с примыкающей к ней «комнатой Дуни», а через сени — «ямщицкая».

Чистая половина предназначалась для заезжих господ, где они могли отдохнуть, ожидая лошадей. Здесь с документальной точностью восстановлена описанная Пушкиным обстановка. Вот и кровать с пестрой с занавеской, и цветы бальзамина, и лубочные картинки…

Посередине комнаты, возле печи, большой стол с тульским самоваром, а возле окон сундуки и чемоданы проезжающих.

На старинном столе в красном углу бронзовая чернильница, перо и книга для записи подорожных. Там есть и копия подорожной Пушкина от 5 мая 1820-го года.

За перегородкой та самая комнатка-светелка, откуда юная красавица Дуняша укатила с ротмистром Минским. Брошенное на столе рукоделие, шкатулки, портрет возлюбленного и букеты засохших цветов… И кажется, что атмосфера здесь пропитана тоской отца, лишившегося своей единственной отрады…

Большая комната за сенями — ямщицкая. Здесь ямщики обедали за широким столом, и отдыхали, ожидая своей очереди на выезд.

Убранство комнаты простое, повсюду разложены предметы ямщицкой утвари — уздечки, сбруи, хомуты. На столе стоит крестьянская посуда, на стенах — армяки и тулупы. Атмосфера старинного русского быта воссоздана здесь очень точно! Даже затоплена огромная русская печь, и воздух прогретый, сухой, пропитанный запахом дерева и сена.

Освещение везде скудное. Ну а как иначе представить свет от лучин и свечей, которыми обходились в то время. Правда, для нас это стало небольшой проблемой, потому что со вспышкой снимать запрещено, а без нее света для нормальных фотографий явно было мало. Так что порой снимать приходилось «не дыша».

Выйдя на улицу, можно осмотреть деревянные дворовые постройки: это и конюшня, и каретник, и пожарная каланча, и колодец. Каждое строение сейчас является частью экспозиции.

Отопление во всех помещениях музея печное, поэтому во дворе куча дров. Почему они не сложены в поленницу, непонятно. Так было бы гораздо аккуратнее. Но как уж есть.

В крытой части каретника, там, где раньше тоже была конюшня, разместилась выставка предметов старинного обихода. Здесь представлены наряды того времени, мебель, посуда и многое другое.

Я, если честно, страстно люблю такие вещи, могу разглядывать их долго и вдумчиво, сама не знаю почему. Воображение дорисовывает картины, в которых эти предметы еще были новыми, современными, и очень хочется узнать историю каждого из них. Но, конечно, это невозможно, так что остается только рассматривать и домысливать самостоятельно.

Многие из предметов приносят люди, у которых они сохранились. Это и местные жители, которые, кстати, очень гордятся музеем, и впечатлённые посетители, и коллекционеры. Вся экспозиция составляет примерно 5000 экземпляров.

Музейная почта, что находится в одном корпусе с кассой, представляет собой отдельную выставку. Здесь воссоздан эдакий почтовый «офис» в виде, типичном для начала 19 века: мебель, характерная для того времени, платье распорядителя, необходимые канцелярские принадлежности. На стене висит карта почтовых трактов пушкинских времен.

Что самое интересное, эта музейная почта — действующая. Здесь за символическую плату вы можете отправить послание, как это делалось в старые времена: гусиным пером чернилами написать письмо, запечатать конверт сургучной печатью и отправить друзьям или самому себе.

Кстати, в то время отправить весточку о себе было удовольствием не из дешевым, и позволить себе это могли только зажиточные пассажиры.

Впечатление от посещения осталось самое доброе. Уютно и очень душевно.

Кое-что пришлось узнать впервые, а кое-что вспомнить. Удивительно, но зная в детстве названия почти всех предметов крестьянского обихода — а их было полно в старом деревенском доме моих бабушки с дедушкой, теперь я не могла вспомнить и малой части. А ведь мутовкой я собственноручно в детстве пыталась взбивать масло.

И я решила, что когда Демид подрастет, обязательно покажу ему все эти предметы. Может быть, в активном словарном запасе они ему и не пригодятся, но для общего развития точно не помешают.

Адрес музея: Гатчинский р-н, д. Выра, Большой проспект, 32 А.

Стоимость посещения и часы работы: 11.00-17.00, кроме пн. и вт. Входной билет для взрослого — 100 р. Фотосъемка бесплатно. Без вспышки.

Понравился пост? Поделитесь им с друзьями!

Источник: https://walkday.ru/rubrika/20150407-dom-stancionnogo-smotritelya/

Музею «Дом станционного смотрителя» – 45 лет!

Музей разместился в здании бывшей почтовой станции, расположенной на пути из Петербурга в Псков.

В основу его были положены материалы, связанные с повестью Пушкина: рукопись и первое издание повести, увидевшее свет в 1831 году.

За многие годы музей стал поистине народным, поскольку его обширный фонд складывался во многом благодаря дарам местных жителей, трепетно относящихся к истории родного края.

Каждый предмет здесь, будь то столик для рукоделия или сундук для приданого в «Дуниной комнате за перегородкой», длинный, накрытый к чаю стол или чернильница с пером на столе самого станционного смотрителя, хранит память об истории, легшей в основу знаменитой пушкинской повести. И, кажется, она вот-вот оживет в лицах: в дом войдет, сметая снег с башлыка, усталый, но веселый Самсон Вырин, и навстречу ему ласково откликнется кроткая Дуняша…

Место для музея «Дом станционного смотрителя» было выбрано неслучайно – именно здесь, в Выре, на третьей станции Белорусского тракта, отъехав 70 верст от Петербурга, останавливались нарочные, чтобы переменить лошадей или переночевать.

Архивные исследования подтвердили — на этой станции несколько раз останавливался и Александр Пушкин.

Именно здесь он услышал печальную, но очень романтичную историю о чиновнике и его дочери, которая легла в основу его повести «Станционный смотритель».

Не менее примечательна и история открытия «Дома станционного смотрителя», которую нам напомнили сотрудники музея.

Человеком, с которого началась история первого в стране музея литературного героя, стал токарь Государственного оптического института (ГОИ) им. С.И. Вавилова Иван Дмитриевич Ларин. В 1965 году, находясь в доме отдыха «Песчанка» неподалеку от Выры, он обратил внимание на полуразрушенные кирпичные строения.

По словам местных жителей, здесь когда-то находилась почтовая станция, в которой останавливался Пушкин. Как выяснилось позднее, два каменных корпуса почтовой станции, построенных в стиле русского классицизма, сохранились с 1834 года. «Один еще держится, в нем сельский клуб поместился, а второй того и гляди развалится.

Надо сохранить уникальные домики…» – принял решение Иван Ларин.

В 1966 году он возглавил первичную организацию Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) при ГОИ и начал активно заниматься сбором средств на восстановление Вырской почтовой станции. Иван Дмитриевич обращался в разные учреждения Ленинграда и области, но финансовую поддержку и понимание нашел только в селе Рождествено.

Ларин встретился с председателем колхоза им. Ленина П.С. Терещенко. Эта встреча стала судьбоносной: на средства колхоза были отреставрированы здания и созданы первые экспозиции музея «Дом станционного смотрителя». Проект будущего музея разработала архитектор В.В. Экк. Павел Терещенко выделил бригаду плотников-реставраторов, которую возглавил молодой местный архитектор Александр Семочкин.

Возрождение почтовой станции началось с установки у Киевского шоссе верстового столба. Затем в хорошо сохранившемся северном корпусе были проведены штукатурные и малярные работы. Проводя реставрационные работы, Александр Семочкин пользовался макетом почтовой станции в Ленинградском музее связи им. А.А. Попова. Оформлять экспозиции помогали студенты художественного училища им. Мухиной.

С этого одного, выкрашенного в розовый цвет домика, в октябре 1972 года началась жизнь первого в стране музея литературного героя. Из старой брусчатки, которая была найдена в ходе раскопок на территории станции, выложили подъездную дорогу и двор. Весь комплекс деревянных построек Вырской почтовой станции воссоздавался на протяжении пятнадцати лет.

Экспозиции музея создавались по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам под руководством старшего научного сотрудника Всесоюзного музея А.С. Пушкина Нины Ивановны Грановской.

28 октября 1973 года открылась экспозиция «Ямщицкая половина», в октябре 1982 года для посетителей были открыты экспозиции конюшенного комплекса.

В 1988 году первых гостей встретил выставочный зал «Дары музею», а в 1997 году открылась новая экспозиция «Почта второй половины XIX века».

По словам научного сотрудника музея «Дом станционного смотрителя» Александры Носковой, за минувшие годы коллекция музея значительно пополнилась. Здесь постоянно ведется научная работа, планируются и выходят в свет публикации на историко-педагогические темы. Ежегодно музей разрабатывает тематические программы для взрослых и детей, проводя с ними познавательные и интересные занятия.

— Нам постоянно приносят разные предметы, – говорит Александра Олеговна. – Прекрасным подарком для нас была коллекция дореволюционных детских писем и поздравительных открыток конца XIX – начала XX веков. Один из дарителей принес нам старинный фарфор – несколько предметов для специй.

В честь 45-летия музея «Дом станционного смотрителя» в выставочном зале северного корпуса открылись новые выставки по истории музея: «Листая прошлого страницы…» и «Наш труд уже прекрасен тем, что людям мы несем и радость, и добро…».

Посетители могут познакомиться с документами и фотографиями − свидетелями этапов возрождения Вырской почтовой станции как музейного комплекса.

На фото можно увидеть праздники и будни сотрудников музея «Дом станционного смотрителя» – Пушкинские дни и литературные вечера, мероприятия с детьми и мастер-классы, съемки исторических фильмов и встречи с известными гостями музея.

Читайте также:  Экскурсия в александро-невскую лавру в санкт-петербурге

Для любого музея 45 лет – срок значительный, а потому и весомый. Деятельность «Дома станционного смотрителя» постоянно расширяется, хотя пространство музейной экспозиции, постоянно пополняясь новыми экспонатами, остается прежним. А впереди у музея серьезные перемены, которые помогут решить сразу несколько проблем, в том числе и вопрос свободного пространства.

Как рассказала нам заведующая музеем Виктория Кайкова, в 2018 году «Дом станционного смотрителя» закроется на двухлетний капитальный ремонт. На территории музея будут проводиться масштабные реставрационные работы с целью сохранения уникального комплекса, связанного с именем А.С. Пушкина и историей русской почты XIX века.

— Мы ждали этого очень долго, – говорит Виктория Николаевна. – Исторические здания по возможности будут сохраняться, но что-то придется заменить – деревянные здания на территории станции сильно повреждены временем и жучком.

В любом случае почтовая станция сохранит свое прежнее обличье, но предстанет перед посетителями обновленной благодаря современным технологиям и материалам. Огромным плюсом для всех нас станет развитие инфраструктуры. Проект реставрации предусматривает строительство рядом с музеем автостоянки, проведение дорожек и подсветки.

В музее будет установлено газовое отопление, что поможет поддерживать постоянный, благоприятный для экспонатов температурный режим.

Как говорит Виктория Кайкова, строительство новых помещений этим проектом не предусмотрено. Зато в процессе реставрационных работ высвободится часть территории, которую можно будет в дальнейшем использовать для других проектов. По словам Виктории Николаевны, главная проблема музея – отсутствие фондохранилища.

— Нам приходится ограничивать себя в приеме предметов и проводить тщательный отбор, борясь буквально за каждую вещь с вышестоящими организациями, – признается она. – После реконструкции с этим будет проще — за счет появления газового отопления мы сможем использовать два освободившихся дровяных сарая на нашей территории.

После реставрации, возможно, удастся реализовать еще один интересный проект — строительство ремесленного центра, направленного на изготовление сувениров почтовой и дорожной тематики.

Пока точные сроки начала реставрации в музее назвать не готовы. Но, как говорит Виктория Кайкова, «Дом станционного смотрителя» будет работать в привычном режиме до нового года.

— До весны мы должны собрать все музейные предметы и увезти их на длительное хранение, – объясняет Виктория Николаевна. – Места для этого уже подобраны. Некоторые музеи берут целые экспозиции. Предметы из «пушкинской» коллекции уедут в Ульяновск. Далековато, конечно, зато прекрасная возможность для тех, кто пока не смог к нам добраться, увидеть все своими глазами…

А мы пока готовимся к новым встречам в «Доме станционного смотрителя». 14 октября, накануне дня рождения музея, в нем состоится торжественное мероприятие «Через века, через года…», посвященное дарителям музея. А

15 октября, в день рождения музея, гости музея смогут принять участие в праздничных экскурсиях. С историей музея можно будет ознакомиться благодаря новым выставкам «Листая прошлого страницы…» и «Наш труд уже прекрасен тем, что людям мы несем и радость, и добро…». Желающие смогут окунуться в старину, написав небольшое послание пером и чернилами на стилизованном бланке.

Источник: https://gtn-pravda.ru/2017/10/13/muzeju-dom-stantsionnogo-smotritelja—45-let.html

Музей Дом станционного смотрителя д Вырна — Санкт-Петербург — DROOGIE.RU

посмотреть на карте Google

«Дом станционного смотрителя» является уникальным музеем. Ведь он стал первым, чья экспозиция была посвящена литературному герою. Помимо этого здесь можно ознакомиться с историей почты, её начинаем и развитием.

Место расположения выбрано не случайно. Именно в этом доме, находящемся в деревне Выра, в Ленинградской области, в период XVIII-XIX веков находилась почтовая станция, где проезжающие через деревню с легкостью могли поменять своих уже подуставших лошадей и направиться дальше.

В музей «Дом станционного смотрителя» ведет шоссе, соединяющее Санкт-Петебург и Псков. На 72ом километре вы заметите верстовой столб, указывающий расстояние до двух городов.

Музей представляет целый комплекс, в котором вы сможете посетить амбар, конюшню и кузницу, а также мастерскую и сарай. Помимо этого есть два флигеля. В одном из них оборудованы три комнаты – самого смотрителя, его дочери и ямщицкая. Именно в комнату смотрителя заходил торопившийся путник с требованием скорейшей смены лошадей.

И тут или его обслуживали в порядке очереди, или уговаривали на беседу, за которой вся недавняя прыть чудесным образом исчезала, уступая место неторопливым и порой забавным диалогам. Поскольку данная станция имела только 3ий разряд, ни на какой ночлег или горячий обед проезжающие надеяться не могли. Единственно, что остается, это горячий чай.

Не так уж и плохо, особенно если вы с холодной дороги, или после дождя.

Во втором флигеле располагается экспозиция, демонстрирующая в многочисленных подробностях работу и жизнь почты XIX века. Вам на обозрение и ознакомление предоставлены различные предметы быта проезжавших здесь людей. Кофемолки, чайники и самовары, утюги, дорожные чемоданы и всевозможные коробки, книги, оставленные забывчивыми посетителями, и фонари.

Экспозиция изначально насчитывала несколько десятков предметов, сейчас же их больше четырех тысяч. Коллекция регулярно пополняется при помощи местных жителей, спонсоров или посетителей. Что существенно повышает и поддерживает интерес.

Масштабы и объемы представленных экспонатов настолько огромны, что при многократном посещении этого места желание прийти сюда снова лишь усиливается.

Вы вернетесь с друзьями, детьми и вместе с ними будете познавать историю своей страны через знакомство с работой почты и смотрителя.

Музей «Дом станционного смотрителя» создан по мотивам известной повести, а также на основе сохранившихся архивных документов почтовой станции. Что позволило с точностью воссоздать эпоху XIX века с двух сторон. С одной освещается жизнь и быт жителей, с другой рассказ усиливается при помощи силы литературной мысли.

Популярность музея растет вместе с народной молвой. Которая гласит, что это место не случайно связывается с Александром Сергеевичем Пушкиным. Ведь поэт бывал здесь более, чем десять раз. Ну и к тому же, если вспомнить героев повести, то нельзя не отметить фамилию дочки смотрителя – Вырина. Очевидно, прослеживается связь с названием деревни.

В музее регулярно проходят многочисленные экскурсии, устраиваются празднества и гуляния.

Как заказать экскурсию на русском языке в любом городе мира. Обзор сервисов

Поделиться в социальных сетях

Вам понравится

Пока что нет комментариев. Будьте первыми!

Отзывы:

Оставить отзыв к Музей «Дом станционного смотрителя»

Источник: https://droogie.ru/spot/muzej-dom-stancionnogo-smotritelya/

Музей «Дом станционного смотрителя»

«Дом станционного смотрителя» в деревне Выра Гатчинского района Ленинградской области — первый в нашей стране музей литературного героя. Музей создан по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам. Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции.

История станции начинается в 1800 году. Здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей по счету станцией от Петербурга. К 40-м годам прошлого века станция представляла собой комплекс построек: два каменных дома, соединенных по фасаду стеной с воротами и калиткой, две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, колодец.

Все это располагалось по краям мощеного двора, образуя замкнутый квадрат, который соединялся с трактом подъездной дорогой. Здесь кипела жизнь: въезжали и выезжали тройки, суетились ямщики, конюхи уводили взмыленных лошадей и выводили свежих. Смотритель в форменном сюртуке покрикивал на нерасторопных, проезжающие отряхивали шубы, торопясь в тепло. Звон бубенцов, храп лошадей, скрип полозьев…

как знакома была эта картина русскому человеку XIX столетия!

Путешествия по почтовым трактам, медлительные, с долгим «сидением» на станциях, становились для современников Пушкина настоящим событием и, конечно, отражались в литературе. Тему дороги можно встретить в произведениях П.А. Вяземского и Ф.Н. Глинки, А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

А.С. Пушкин много путешествовал. Около 34 тысяч верст проехал он по дорогам России, сотни почтовых станций довелось ему посетить, со многими смотрителями встречаться.

Не менее 13 раз бывал он и на Вырской станции, и фамилия главного героя повести Самсона Вырина вполне могла быть им образована от названия почтовой станции, тем более, что народное предание связало события повести с этим местом, а архивные исследования показали, что на Вырской станции в течение многих лет служил смотритель, у которого была дочь.

В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени.

Из небольших сеней, освещенных фонарем со свечой, — вход на «чистую половину для приезжающих», интерьер которой воспроизводит «смиренную, но опрятную обитель» станционного смотрителя и его дочери.

На стене при входе правила, указы и постановления: «Какому чину и поскольку выдавать лошадей», «О подорожных и сборе с оных». Здесь же и расписание, «В какое время и поскольку лошадей, и в какие экипажи запрягать должно»…

В «красном» углу — стол смотрителя. На нем бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для записи подорожных. Здесь же — копия подорожной А.С. Пушкина от 5 мая 1820 года, в которой говорится, что «коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по надобностям службы к главному попечителю южного края России генерал-лейтенанту Инзову…

» Дорожные сундуки, чемоданы, шкатулки, «кровать с пестрой занавеской», на окнах «горшки с бальзамином», лубочные картинки «История блудного сына», «Как мыши кота хоронили»… Все это воскрешает в памяти строки пушкинской повести.

Кажется, сейчас войдет с улицы хозяин, «человек лет 50, свежий, бодрый, в длинном зеленом сюртуке, с тремя медалями на полинялых лентах», и произнесет знакомое: «Эй, Дуня! Поставь самовар, да сходи за сливками», — и из-за перегородки выйдет голубоглазая красавица.
А вот и комната за «перегородкой».

Убранство ее воссоздает светелку девушки: диван, сундук для приданого, столик для рукоделия с пяльцами, комод; на комоде портреты отца и Минского, а рядом на столе — Дуни. Здесь же платье, которое шила дочь, когда приехал ротмистр Минский.

Вторая половина дома-музея — ямщицкая. Экспозиция этой комнаты переносит посетителя в прошлое русского дорожного быта. Здесь отдыхали ямщики, ожидая очереди на выезд. Добрая четверть ямщицкой занята русской печью, служившей для обогрева и приготовления пищи. На этой печи и просторных полатях спали вповалку ямщики после утомительной езды.

В «красном» углу — стол смотрителя. На нем бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для записи подорожных. Здесь же — копия подорожной А.С. Пушкина от 5 мая 1820 года, в которой говорится, что «коллежский секретарь Александр Пушкин отправлен по надобностям службы к главному попечителю южного края России генерал-лейтенанту Инзову…

Читайте также:  Военно-исторический музей артиллерии санкт-петербурга: расписание, часы работы, цена билетов и адрес музея артиллерии

» Дорожные сундуки, чемоданы, шкатулки, «кровать с пестрой занавеской», на окнах «горшки с бальзамином», лубочные картинки «История блудного сына», «Как мыши кота хоронили»… Все это воскрешает в памяти строки пушкинской повести.

Кажется, сейчас войдет с улицы хозяин, «человек лет 50, свежий, бодрый, в длинном зеленом сюртуке, с тремя медалями на полинялых лентах», и произнесет знакомое: «Эй, Дуня! Поставь самовар, да сходи за сливками», — и из-за перегородки выйдет голубоглазая красавица.
А вот и комната за «перегородкой».

Убранство ее воссоздает светелку девушки: диван, сундук для приданого, столик для рукоделия с пяльцами, комод; на комоде портреты отца и Минского, а рядом на столе — Дуни. Здесь же платье, которое шила дочь, когда приехал ротмистр Минский.

Вторая половина дома-музея — ямщицкая. Экспозиция этой комнаты переносит посетителя в прошлое русского дорожного быта. Здесь отдыхали ямщики, ожидая очереди на выезд. Добрая четверть ямщицкой занята русской печью, служившей для обогрева и приготовления пищи. На этой печи и просторных полатях спали вповалку ямщики после утомительной езды.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите

Источник: https://www.ptmap.ru/museums/1740

Выра. Музей «Дом станционного смотрителя»

Выра — деревня в Гатчинском районе Ленинградской области, находится она на автотрассе Санкт-Петербург-Псков. Здесь можно побывать в очень интересном музее, где рассказывается об истории почтовой связи в России XIX века.

Почтовая станция — почтовое учреждение в России, где проезжающие могли отдохнуть и сменить лошадей.

За доставку государственной корреспонденции, грузов и государственных чиновников еще с 13 века в  России отвечала ямская гоньба (почтовая служба ). А станции до 18 века называли ямом.

В некоторых городах образовались ямские слободы, где проживали люди, несшие государственную ямскую повинность (ямщики). Кое-где эти исторические названия еще сохранились в обиходе.

Вот, например, Ямская слобода в Старом Осколе.

Впоследствии (во второй половине 17 века) на крупных почтовых трактах  были устроены почтовые станции с «подставами» — свежими лошадьми.

Выра.У здания почтовой станции XIX века.

По гатчинской земле проходил старинный Белорусский тракт. В 1800 году в Выре учреждается почтовая станция третья по счету от Санкт-Петербурга после Софии(Пушкина) и Гатчины: «…велено стоящих людей и лошадей со всею к ним принадлежностью по удобности перевести в деревню Выра, принадлежащую генерал-лейтенанту Милютину»  (Указ Санкт-Петербургского Губернского правления от 17 марта 1800 года)

Выра. Музей «Дом станционного смотрителя». Карта почтовых трактов Санкт-Петербургской губернии.

В пушкинское время в деревне Выра проживало около 130 жителей и почти все взрослое мужское население занималось ямщицким и извозным делом.

Почтовая станция в Выре считалась третьеразрядной: при ней не было ни гостиницы, ни трактира.

Многие русские писатели, вдохновленные дорожным бытом той эпохи и возможностью необыкновенных встреч, помещали действие и своих персонажей на почтовый двор: водевиль Зотова «Приключения на станции или который час», комедия Загоскина «Роман на большой дороге».

Выра. Во дворе почтовой станции XIX века.

Пушкин проезжал почтовую станцию в Выре не менее 13 раз — по дороге в Южную ссылку, в Михайловское. Но в здании, где сейчас находится музей, поэт не бывал — его построили в 1840 году.

В одну из остановок в Выре Пушкин услышал историю, ставшую основой для повести «Станционный смотритель». В повести описываются  бытовые особенности почтовых станций,  характеры обитателей и господ проезжающих. Все это послужило основой для создания музея в 1972 году.

«Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей).»

Выра. Музей «Дом станционного смотрителя». Главный корпус. Здесь находятся комната смотрителя, комната дочери и ямщицкая.

Выра. Ворота почтовой станции XIX века. Вид со двора. Через них на широкий мощеный двор въезжали кареты, коляски, возки, брички и сани путешествующих.

Чистая половина для господ путешествующих. Большая часть помещения предназначалась для ожидания лошадей проезжающими. Она рассчитана на долгое сидение: залавок (длинный ящик с крышкой, употребляемый как лавка), подобие дивана, скамейки, обитые кожей банкетки.

Выра. Комната станционного смотрителя.

Станционному смотрителю нужно прочитать подорожную, в соответствии с классом проезжающего выдать (если имеются в наличии) свежих лошадей. И нелбходимые сведения записать в книгу.

Подорожная — документ на право пользования почтовыми лошадьми, проездное свидетельство.

Рабочий стол  станционного смотрителя в красном углу.

Музей в Выре. Рабочий стол станционного смотрителя. Книга записи подорожных. Табель о рангах и копия подорожной А.С. Пушкина от 5 мая 1920 года: «колллежский  секретарь Александр Пушкин отправлен по надобностям службы к главному попечителю колонистов  Южного края России генерал лейтенанту Инзову».

Музей в Выре. Постановления «О подорожных и сборах с оных». А также кому сколько лошадей давать  соответственно Табели о рангах.

Музей в Выре. Правила «Для всеобщего сведения касающиеся».

В повести Пушкина Самсон Вырин уступил свою постель «заболевшему» ротмистру Минскому: «…нашел он молодого человека почти без памяти лежащего на лавке: ему сделалось дурно, голова разболелась, невозможно было ехать… Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С *** за лекарем.»

Музей в Выре. Кровать станционного смотрителя.

«Тут он принялся переписывать мою подорожную, а я занялся рассмотрением картинок, украшавших его смиренную, но опрятную обитель. Они изображали историю блудного сына«.

Музей в Выре. Картинка на стене комнаты станционного смотрителя. «Блудный сын нанялся пастухом у крестьянина».

Эй, Дуня! — закричал смотритель, — поставь самовар да сходи за сливками…

Музей в Выре. Самовар на столе в комнате станционного смотрителя.

Музей в Выре. Комната Дуни.

Музей в Выре. Комната Дуни. Девичий уголок. На комоде — портреты литературных героев. Столик с рукоделием. Сундук с приданым.

Соседняя половина —  для ямщиков. Здесь все попроще. Зато на печке поспать можно. Готовить для ямщиков приходила женщина из деревни.

Музей в Выре. Экспозиция «Ямщицкая половина».

Музей в Выре. Ямщицкая половина. Русская печь. И сейчас топится.

Музей в Выре. Ямщицкая половина. Умывальник.

Музей в Выре. Ямщицкая половина. Ямская троечная сбруя. А также шляпа и кисет ямщика.

В комплекс Вырской почтовой станции входила почтовая часть, функционировавшая до 1865 года. К 200-летию станции в Выре была открыта экспозиция «Русская почта второй половины 19 века», где собраны предметы, использовавшиеся в работе почтовой службы той эпохи.

Музей в Выре. Экспозиция «Русская почта II половины XIX века». Форма почтового служащего.

Музей в Выре. Экспозиция «Русская почта II половины XIX века». Рабочее место почтового служащего.

Музей в Выре. Экспозиция «Русская почта II половины XIX века». Рабочее место почтового служащего. На столе есть весы для взвешивания писем и бандеролей.

Музей в Выре. Телеграфный аппарат.

Музей в Выре. Чернильницы и стальное перо. Декларируется, что можно написать письмо этими с помощью этих предметов. Гашение производится фирменным штемпелем. Но в тот день почему-то это не делали. А ранее, видимо, разрешали — и школьным экскурсиям, судя по чернильным следам на стене.

Музей в Выре. Марки на любой вкус.

В Вырском музее есть еще выставка старинных предметов быта. Как рассказали сотрудники, все экспонаты (и для дома станционного смотрителя) были принесены в музей местными жителями — кто что нашел у себя на чердаках.

Музей в Выре. Выставка старинных предметов быта.

Музей в Выре. Выставка старинных предметов быта. Прялка.

Музей в Выре. Выставка старинных предметов быта. Швейная машинка.

Музей в Выре. Выставка старинных предметов быта. Универсальная штука — толкушка для овощей и соковыжималка.

Музей в Выре. Выставка старинных предметов быта. Посуда. Тут же — стеклянная хитрая мухоловка.

Но посмотрим, что еще есть во дворе почтовой станции.

Музей в Выре. Во дворе почтовой станции. Пожарная каланча.

Музей в Выре. Во дворе почтовой станции. Колодец.

Музей в Выре. Во дворе почтовой станции. Каретник.

Музей в Выре. Во дворе почтовой станции. Конюшня.

Музей в Выре. Во дворе почтовой станции. Бочонок под лестницей.

Музей в Выре. Во дворе почтовой станции. Широкий подъем у конюшни. Назначение его забыли спросить.

Вырская почтовая станция просуществовала до 70-х годов 19 века. Появление железнодорожного сообщения привело к упадку станции, резкому сокращению разъездов и почтовых лошадей. 15 января 1869 года по распоряжению Почтового ведомства обветшавшая и утратившая свое значение станция была упразднена.

Музей в Выре. Во дворе почтовой станции.

Музей открыт ежедневно с 11 до 17 часов. кроме понедельника и вторника.

Музей «Дом станционного смотрителя» на карте:

Выра. Музей «Дом станционного смотрителя»:

Источник: http://st-roll.ru/?p=14862

Ссылка на основную публикацию