Архитектор константин андреевич тон — биография, фото, творения

Мемория. Константин Тон — ПОЛИТ.РУ

6 ноября 1794 года родился архитектор Константин Тон.

Личное дело

Константин Андреевич Тон (1794 – 1881) родился в Санкт-Петербурге в немецкой семье. Отец его владел ювелирной мастерской. Константин был средним из трех братьев. Мальчики учились в немецкой школе Петришуле. В 1804 году Константин поступил в Академию художеств, а с 1808 года под руководством Андрея Воронихина стал получать там  специальность архитектора.

За годы обучения он подготовил несколько проектов: «великолепное и обширное здание среди сада, удобное для помещения в нем всяких редкостей» (1811), «план для общественного увеселения жителей столичного города» (1812), Инвалидный дом (1812), монастырь (1813), проект «здания Сената в том месте, где он находится» (1815). Получив за последнюю из этих работ золотую медаль, по окончании академии был оставлен при ней «на правах и обязанностях учеников для продолжения образования». В том же году начал работу в Комитете для строений и гидравлических работ Петербурга.

В 1819 году Константин Тон был отправлен в поездку за границу для углубления архитектурного образования. Он посетил Берлин, Дрезден, Вену, Венецию, Падую, Флоренцию, Сиену, Неаполь, Болонью, Равенну, Милан, Геную и Павию. Большую же часть времени он жил в Риме, изучая античные памятники.

По возвращении на родину в 1828 году Тон за проект реставрации дворца цезарей был зачислен на работу в кабинет его величества. Первой его работой стала перестройка в здании Академии художеств.

Старый конференц-зал Академии надо было переделать в галерею для размещения гипсовых слепков, а заодно устроить новый конференц-зал.

В 1830 году Константин Тон получил звание академика Академии художеств и профессора архитектуры.

Вскоре Тон строит новую церковь святой Екатерины в Петербурге взамен обветшавшего здания, а также храм святого Митрофана в Воронеже. В эти же годы он готовит проект храма Христа Спасителя, который должен быть построен в Москве в память о войне 1812 года. Николай I одобрил проект Тона 10 апреля 1832 года, с тех пор возведение храма Христа Спасителя стало главным делом архитектора.

Но выполняет Тон и другие работы. В том же 1832 году он одержал победу на конкурсе проектов памятника Гавриилу Державину в Казани (статую и барельефы памятника выполнил скульптор Самуил Гальберг).

Создал проекты соборов святой Екатерины в Царском Селе, апостолов Петра и Павла в Петергофе, церкви Введения Богородицы в Петербурге, церкви русского посольства в Тебризе, собора в Свеаборге, дома дворянского собрания в Новгороде, главного фасада Лесного института в Петербурге и сельской церкви в имении Сенявиных.

С 1837 года Константин Тон по приказу Николая I работает над Большим Кремлевским дворцом. Попутно он продолжал проектировать церкви в Петербурге (в том числе ряд полковых церквей), Москве, Царском Селе, Ельце, Красноярске, Костроме.

17 марта 1844 года архитектору было пожаловано наследственное дворянство «во внимание к отличным дарованиям и заслугам его».

В 1838 году был издан альбом чертежей Тона, содержавший планы, фасады и разрезы храма Христа Спасителя и других церквей, построенных по его проектам, а в 1844 году появилось дополнение к альбому с планами деревянных церквей.

Активная работа не мешала Константину Тону в течение более двадцати лет преподавать в архитектурном классе Академии художеств. С 1854 года он занимал пост ректора академии. Значительными работами Тона также стали вокзалы и путевые здания Николаевской железной дороги.

Умер Константин Тон 25 января (6 февраля) 1881 года в Санкт-Петербурге.

Чем знаменит

Константин Тон. 1870-е

Константин Тон, первые работы которого были выполнены в стиле классицизма, разработал новый архитектурный стиль, ставший известным под названием «русско-византийский».

Николай I одобрил выбранный архитектором стиль, в результате работы Тона оказали огромное влияние на русскую архитектуру второй половины XIX века, став чем-то вроде официального канона.

Закреплено это влияние было после издания альбомов с типовыми чертежами.

Самая знаменитая постройка Константина Тона – московский храм Христа Спасителя. Прототипом величественного здания высотой 102 метра, стал Успенский собор Московского Кремля. Храм имел византийскую крестово-купольную структуру, в плане представлял собой равноконечный крест с выступами в углах.

Центральный шлемовидный купол покоился на четырех столпах, а по углам возвышали четыре звонницы увенчанные такими же куполами меньшего размера. Закончилось строительства храма в 1883 году, спустя два года после смерти Константина Тона. 5 декабря 1931 года храм был взорван.

Заново построен в 1994 – 1997 годах.

О чем надо знать

Другим масштабным проектом Тона  стал Большой Кремлевский дворец. Своим главным фасадом дворец выходит на Кремлевскую набережную. В его здании классицистическая композиция была органично связана с окружающими старинным постройками.

Архитектор добился этого, использовав целый ряд «древнерусских» деталей: окна с двойными арками и «гирькой» посередине, декоративные наличники и кокошники. Переходы соединили новый дворец с Грановитой палатой, Теремным дворцом, Золотой царицыной палата и дворцовыми церквями XIV – XVII веков.

Пять парадных залов дворца были названы по орденам Российской империи: Георгиевский, Владимирский, Александровский, Андреевский и Екатерининский. Проектированием интерьеров и внутреннего убранства занимались архитекторы Ф. Ф. Рихтер и Н. И. Чичагов. Строительство было закончено в 1849 году.

В 1851 году Константином Тоном была построена Оружейная палата.

Прямая речь

«Творческое наследие Константина Тона противоречиво, но очень характерно для своего времени – пограничного между двумя большими архитектурными эпохами – классицизмом и эклектикой. Но нет сомнения в том, что пристани со сфинксами на Неве, Большому Кремлевскому дворцу и вокзалам Николаевской железной дороги суждена если не вечная, то длинная жизнь».

В. Г. Лисовский «Зодчие Санкт-Петербурга XIX — начала XX века»

«Вырабатывая этот стиль, Тон пытался не только вернуться к общим формам и деталям старинных национально-русских построек, в особенности храмов, но и сообщить им большую правильность, гармоничность и соответствие с новейшими потребностями и художественными принципами.

Для этого требовалось, кроме врожденного дарования, проникнутость чисто русским духом, горячая любовь к отечественной старине и близкое знакомство с ее памятниками.

Немец по происхождению, развившийся под эклектическою ферулою Санкт-Петербургской академии и в чужих краях, Тон, при всей своей талантливости, не был в состоянии удовлетворительно решить смело взятую на себя задачу – восстановить в новом блеске наше древнее зодчество, тем более, что систематическое изучение уцелевших его произведений в то время едва лишь начиналось. Тоновские постройки якобы в русском стиле, из которых многие весьма замечательны в конструктивном отношении, вообще представляет собою смесь неверно понятых и неуместно примененных форм и мотивов нашей древней архитектуры с произвольными измышлениями соорудителя; они грешат холодностью, сухостью, недостатком истинной красоты и истинного величия. При всем том, Тону принадлежит та заслуга, что он первый отвернулся от слепого подражания западноевропейским образцам и указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины».

«Энкиклопедический словарь Брокгауза и Ефрона»

«Константин Тон в глазах многих людей того времени был архитектором, которому принадлежала честь возрождения национального начала в архитектуре.

С другой стороны, редкое единодушие в оценке его творчества проявили представители неофициальной, радикально мыслящей России, которые отвергали творчество Тона исключительно из идейных соображений.

Они выступали не против «русского» стиля, а против определенных форм выражения народности и национальности в архитектуре и, главное, против социально-политического содержания, ассоциирующегося с этими формами.

Достаточно назвать среди них имена первого создателя проекта храма Христа Спасителя А. Л. Витберга, революционного демократа А. И. Герцена, поэта Т. Г. Шевченко, великого художника Александра Иванова, наконец, замечательного русского критика второй половины XIX века В. В. Стасова и других».

Е. И. Кириченко «Очерк истории московской архитектуры второй трети XIX — начала XX века»

13 фактов о Константине Тоне

  • По-немецки фамилия архитектора пишется Thon.
  • Одним из первых зданий, возведенных по проектам Константина Тона, стала «паровая оранжерея» на Крестовском острове. Оранжерея для ананасов обогревалась паром, использовавшимся тут же в находившейся рядом прачечной.
  • Во время жизни в Риме Константин Тон подготовил проекты реставрации дворца цезарей на Палатинском холме и храма Фортуны в Пренесте. Первый из них принес Тону звание академика Римской археологической академии. Также Тон проектировал церковь в форме готического храма, приспособленного к нуждам православного богослужения.
  • Николай I лично выбрал место для сооружения храма Христа Спасителя из трех вариантов, представленных ему архитектором. Храм мог находиться за Воспитательным домом, на Тверской улице на месте Страстного монастыря, но выбрано было место на Волхонке, на месте Алексеевского монастыря.
  • В 1830-х годах по поручению правительства Константин Тон создал типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, а в 1840-х типовые чертежи для крестьянских домов в казенных селениях.
  • Константин Тон разработал проект серебряного иконостаса Казанского собора в Петербурге из серебра, отбитого донскими казаками у французов в Отечественную войну.
  • Еще одна работа Тона – проект знаменитой набережной с египетскими сфинксами у Академии художеств в Петербурге.
  • К концу карьеры Тон имел высокий гражданский чин – тайного советника и был награжден орденами святой Анны 2-й степени с императорской короной (1839), святого Владимира 3-й степени (1839), святого Станислава 1-й степени (1849), святой Анны 1-й степени (1855; с императорской короной – 1858), святого Владимира 2-й степени (1865) и Белого Орла (1869).
  • На пожалованном Константину Тону гербе были изображены «в лазурном поле радуга в перевязь влево, сопровождаемая в правом верхнем углу щита выходящим золотым с лицом солнцем, а в оконечности щита – серебряным муравейником, увенчанным золотым муравьем».
  • Портрет жены архитектора Елены Ивановны Тон (урожденной Берг) – одна из известных работ Карла Брюллова.
  • Мемориальные доски в честь Константина Тона установлены на Московском вокзале в Петербурге и на Ленинградском вокзале в Москве.
  • Художник Василий Верещагин считал, что храм Христа Спасителя «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра».
  • В период ректорства Тона в Академии художеств был основан музей древнерусского искусства, послуживший основой коллекции Русского музея.

Материалы о Константине Тоне

Статья о Константине Тоне в русской Википедии

Константин Тон в проекте «Хронос»

Статья о Константине Тоне в энциклопедии «Кругосвет»

Константин Тон на сайте храма Христа Спасителя

Источник: http://polit.ru/news/2016/11/06/ton/

ТОН, КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ

ТОН, КОНСТАНТИН АНДРЕЕВИЧ (1794–1881), русский архитектор, представитель романтического историзма в русской архитектуре. Родился в Петербурге 26 октября (6 ноября) 1794 в семье владельца ювелирной мастерской.

В 1803–1815 учился в Академии художеств у А.Н.Воронихина. Направленный в качестве «пенсионера» Академии в Италию, жил в 1819–1828 в Риме, изучая античные памятники и составляя проекты их восстановления.

По возращении в Петербург вошел в состав Комитета строений и гидравлических работ.

Проектировал в духе классицизма, но затем в его творчестве возобладал «русский стиль», ориентирующийся на русско-византийское Средневековье. Этапным в этом смысле явилось строительство церкви святой Екатерины у Калинкина моста в Петербурге (1831), решенной в духе московских крестово-купольных храмов 15–16 вв.

Представленный в этот период Николаю I архитектор приступил, по инициативе императора, к главному своему произведению, грандиозному храму Христа Спасителя в Москве, призванному стать храмом-памятником в ознаменование победы России в Отечественной войне 1812 (проект Тона, заменивший отвергнутый проект А.Л.

Витберга, был создан в 1831–1832, строительство же началось в 1839, в год 25-летия взятия Парижа и заключения мира с французами).

Величественное здание высотою 102 м, имеющее в основе византийскую крестово-купольную структуру, с центральным шлемовидным куполом на четырех столпах и четырьмя звонницами (увенчанными такими же, только меньшими, куполами) по углам, стало одним из главных пространственных ориентиров города. Завершенный в 1883, храм был взорван в 1931 и восстановлен в 1994–1999.

Вторым известнейшим творением Тона явился Большой Кремлевский дворец (1839–1849), возведенный на гребне холма на месте великокняжеских хором.

Классицистическая в целом композиция обрела – благодаря целому ряду «древнерусских» деталей (окна с двойными арками, декоративные наличники и кокошники) – органическую связь с окружающими средневековыми постройками; к тому же дворец был соединен с ними переходами.

Парадные интерьеры дворца (Георгиевский, Владимирский и другие залы) поражают величием и роскошью орнаментальной отделки.

По проектам мастерской Тона в России было выстроено немало больших и малых церквей. Благодаря покровительству двора «тоновский» русско-византийский стиль (закрепленный его альбомом Проекты церквей…, изданным в 1838) стал к середине 19 в. нормативным.

Среди других сооружений зодчего особенно значительны: серебряный иконостас Казанского собора в Петербурге (1831–1833), а также вокзалы (ныне Ленинградский в Москве и Московский в Петербурге) и путевые здания Николаевской железной дороги; и в последнем случае живописно объединенные черты разных стилей – как это всегда бывало у Тона – соединились с продуманной функциональностью общей планировки. Мастер вел также большую преподавательскую работу (в 1854–1871 был ректором Академии художеств).

Читайте также:  Автобус санкт-петербурга и его появление на улицах города

Умер Тон в Петербурге 25 января (6 февраля) 1881.

Литература:

Славина Т.А. Константин Тон. Л., 1989

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Эпоха Возрождения»

Кто автор росписи алтарной стены Сикстинской капеллы в Ватикане?

Источник: http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/izobrazitelnoe_iskusstvo/TON_KONSTANTIN_ANDREEVICH.html

Константин Андреевич Тон. Биография

Константин Андреевич Тон 26 октября (6 ноября) 1794 — 25 января (6 февраля) 1881 — русский архитектор.

Константин Тон — автор многочисленных архитектурных проектов во многих городах России, придворный архитектор Николая I, ректор Императорской Академии художеств. Особенно он известен своими работами в Санкт-Петербурге и в Московском Кремле, и своим главным детищем — храмом Христа Спасителя в Москве. Брат архитектора Андрея Тона

Образование

Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в Петришуле с 1801 по 1804 год.

В 1804 году Константин был принят в воспитанники Императорской академии художеств и с 1808 года специально изучал в ней архитектуру под руководством главного наставника А. Н. Воронихина.

В 1815 году окончил академический курс со званием художника 1-й степени и малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания сената, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края.

Первые проекты

В 1817 году произошла перемена начальства академии, и Тон, оставив академию, определился на службу при новоучреждённом комитете для приведения строительных и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. Кроме того, тогда же, он разработал проект увеселительного заведения

(«Немецкого Трактира») на Крестовском острове.

Начало 1818 года обрадовало молодых художников вестью о восстановлении, чуть было не отменённой, посылки лучших из них в заграничное путешествие. Чтобы приобрести на него право, Тон составил по заданной академией программе проект ярмарки, за который он (вместе с живописцем П. Басиным) был послан на 6 лет в Италию.

Европейская стажировка

В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквями новейших времён.

Потом он сделал продолжительную экскурсию на юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в Рим сочинил проект церкви в форме древней базилики, но приспособленной к православному богослужению, причём дал ей снаружи вид греческих храмов. Вслед за этим проектом, Тон скомпоновал, по задаче Римской академии, проект госпиталя.

В 1822 году Тон посетил Флоренцию, где представил свои работы местной академии и благодаря им был принят в её члены. Побывав потом в Генуе, Равенне, Болонье, Милане и Павии, он явился в Женеву, где составил проект загородного дома для бывшего придворного ювелира Дюваля, а затем отправился через Дижон в Париж и занялся там рисованием начисто своих неаполитанских и сицилийских этюдов.

Вернувшись в Рим, Тон сосредоточил свои труды на реставрации памятников античного зодчества.

Среди них проекты возобновления храма Фортуны в Пренесте и, особенно, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме, доставили Тону репутацию учёного художника.

Последний проект обратил на него внимание императора Николая I, по повелению которого Тон, в 1828 году, был причислен к Кабинету Его Величества, с содержанием по 3 000 руб. в год.

Возвращение в Петербург

В том же году Тон вернулся в Санкт-Петербург, где он получил поручение обратить бывший конференц-зал Академии художеств в галерею для размещения гипсовых слепков, устроить новый конференц-зал и вообще переделать некоторые части здания. Вслед за тем Тон получил звание академика и должность профессора 2-й степени по части архитектуры (в 1830 году).

В том же году, прихожане церкви святой Екатерины, за Калинкиным мостом в Санкт-Петербурге, ввиду ветхости своего храма, задумали соорудить вместо него новый. В своём проекте, представленном на конкурс, Тон придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы.

Проект очень понравился Государю, и Тону было повелено самому произвести его постройку.

Начало строительства Храма Христа Спасителя (1829-1836)

Ещё раньше, в 1829 году, академии был передан на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя. Первоначально выбранная для него местность на Воробьёвых горах была признана, по разным причинам, неудобной, и сам проект, составленный А. Л.

Витбергом, признан неосуществимым; предстояло разработать новый проект для его постройки в другом пункте Москвы. Эта задача была возложена на Тона с непременным условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль.

Императору очень понравился предложенный Тоном новый проект храма Христа Спасителя.

Одновременно с проектом московского храма, Тон составил в том же вкусе проект церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже (1832) и, продолжая строить церковь святой Екатерины и отделывать античные галереи в академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве А. Н. Муравьёва.

Тогда же он разработал проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-й степени, и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для Казанского собора, из серебра, отбитого донскими казаками у французов в Отечественную войну.

Затем, при конкурсе на сооружение памятника Державину, в Казани, композиция Тона найдена лучшею из трёх, выбранных для исполнения. В 1833 году определён членом в комитет о строениях и гидравлических работах и получил от академии звание профессора.

После этого он участвовал в конкурсе на постройку здания Пулковской астрономической обсерватории и создал проекты соборов святой Екатерины в Царском Селе (Соборная площадь) и апостолов Петра и Павла в Петергофе, которые и возводились под его руководством.

К началу 1836 года Тон, вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле и приступил к постройке, по своему проекту, церкви Введения Богородицы в здании Семёновского полка, в котором наиболее полнее и ярче выразился изобретённый Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество. Одновременно с этим он составил проект церкви русского посольства в Таврисе, оборонительной казармы и собора в Свеаборге, дома дворянского собрания в Новгороде, главного фасада Лесного института в Санкт-Петербурге и церкви в имении Синявина.

Около того же времени им изготовлены, по поручению правительства, типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, для того, чтобы архитекторы во всей Империи обязательно придерживались их форм и стиля.

Начало строительства Кремлёвского Дворца (1837-1854)

В 1837 году, Николай I задумал соорудить новый великолепный дворец в Московском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Выполнение этой задачи было возложено на Тона, который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек.

В 1838 году он издал альбом своих чертежей большого формата (17 листов), в который вошли планы, фасады и разрезы храма Спасителя, Тоновских церквей в Санкт-Петербурге, Саратове, Петергофе, Царском Селе, Новгороде (евангелической), колокольни Симонова монастыря, равно как и типовые проекты для городских каменных церквей. В 1844 году вышло в свет дополнение к этому альбому, в котором помещены чертежи и деревянных церквей. Здесь особенно любопытны проект церкви в Ельце и рисунки иконостасов для Санкт-Петербургских церквей: Преображения на Аптекарском острове и Благовещения в лейб-гвардейском конном полку.

Окончив в 1842 году постройку собора в Царском Селе и переделку Малого театра в Москве, Тон изготовил, по Высочайшему повелению, типовые чертежи для крестьянских домов в казённых селениях и, помимо других трудов, сочинил проект иконостаса для церкви царевича Иоасафа, в подмосковном селе Измайлово, где строил в это время инвалидный дом для ветеранов войны 1812 года (ныне городок имени Баумана, пристроен к измайловской Покровской церкви XVII в.).

В 1847 году он принялся за порученную ему постройку станции Николаевской железной дороги в Петербурге и Москве, с таможней при последней, а также начал приводить в исполнение свой проект сооружения церкви святого Мирония, в лейб-гвардии егерском полку.

С окончанием большого Кремлёвского дворца, Государь возложил на своего любимого архитектора воссоздании колокольни Ивана Великого в том виде, какой она имела до 1812 года, устройство платформ для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка.

В 1850 году построена станция Царскосельской железной дороги и почти одновременно с тем окончена отделка Оружейной палаты в Москве.

Рис. 1. Оружейная палата

Между тем он продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в Кремле, и, не ограничиваясь ими, разработал проекты надгробного памятника князю Пожарскому, в Суздале, и церкви в Тифлисе. В 1853-54 гг.

, по сооружении вчерне храма Спасителя, Тон составил проект его внутреннего убранства, в Николаевском Кремлёвском дворце построил главный вход и галерею, соединяющую это здание с Чудовым монастырём, исправил главный купол собора в Нововоскресенском монастыре в (Новом Иерусалиме), грозивший разрушением, окончил переустройство церкви — Двенадцати апостолов, Патриаршей

ризницы и шатра над Палатой мироварения, в Кремле, и изготовил проект церкви при Тивдийской мраморной ломке, в Олонецкой губернии. Все эти работы шли, так сказать, параллельно и, сверх того, приводилась к окончанию постройка петербургской церкви святого Мирония.

Последние годы

Последние годы деятельности Тона, назначенного в 1854 году, после смерти А. И.

Мельникова, ректором академии, были не менее плодотворны; им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого святого в большом Кремлёвском дворце, ворот с решёткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей в казённых горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни Петропавловской крепости, в Санкт-Петербурге. Последний проект привёл в исполнение инженер Д. И. Журавский.



Источник: http://biofile.ru/his/31597.html

Тон Константин Андреевич — Биография

Константи́н Андре́евич Тон (нем. Thon; 26 октября (6 ноября) 1794 — 25 января (6 февраля) 1881) — русский архитектор, разработавший т. н.

«русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Среди наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец.

Ректор Императорской Академии художеств. Брат архитекторов Александра и Андрея Тонов.

Образование

Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в Петришуле (школа при лютеранском приходе Святых Петра и Павла в г. Санкт-Петербурге) с 1801 по 1804 год.

В 1804 году Константин был принят в воспитанники Императорской академии художеств и с 1808 года специально изучал в ней архитектуру под руководством главного наставника А. Н. Воронихина.

В 1815 году окончил академический курс со званием художника 1-й степени и малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания сената, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края.

Первые проекты

В 1817 году произошла перемена начальства академии, и Тон, оставив академию, определился на службу при новоучреждённом комитете строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге.

Кроме того, тогда же, он разработал проект «Немецкого Трактира» на Крестовском острове.

В начале 1818 года Тон составил по заданной академией программе проект ярмарки, за который он был послан на 6 лет в Италию.

Европейская стажировка

В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквями новейших времён.

Потом он сделал продолжительную экскурсию на юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в Рим сочинил проект церкви в форме древней базилики, но приспособленной к православному богослужению, причём дал ей снаружи вид греческих храмов. Вслед за этим проектом, Тон скомпоновал, по задаче Римской академии, проект госпиталя.

В 1822 году Тон посетил Флоренцию, где представил свои работы местной академии и благодаря им был принят в её члены. Побывав потом в Генуе, Равенне, Болонье, Милане и Павии, он явился в Женеву, где составил проект загородного дома для бывшего придворного ювелира Дюваля, а затем отправился через Дижон в Париж и занялся там рисованием начисто своих неаполитанских и сицилийских этюдов.

Вернувшись в Рим, Тон сосредоточил свои труды на реставрации памятников античного зодчества.

Среди них проекты возобновления храма Фортуны в Пренесте и, особенно, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме, доставили Тону репутацию учёного художника.

Последний проект обратил на него внимание императора Николая I, по повелению которого Тон, в 1828 году, был причислен к Кабинету Его Величества, с содержанием по 3 000 руб. в год.

Читайте также:  Дворец белосельских-белозерских в санкт-петербурге

Возвращение в Петербург

В том же году Тон вернулся в Санкт-Петербург, где он получил поручение обратить бывший конференц-зал Академии художеств в галерею для размещения гипсовых слепков, устроить новый конференц-зал и вообще переделать некоторые части здания. Вслед за тем Тон получив звание академика и должность профессора 2-й степени по части архитектуры (в 1830 году).

В том же году, прихожане церкви святой Екатерины, за Калинкиным мостом в Санкт-Петербурге, ввиду ветхости своего храма, задумали соорудить вместо него новый. В своём проекте, представленном на конкурс, Тон придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы. Проект очень понравился Государю, и Тону было повелено самому произвести его постройку.

Начало строительства Храма Христа Спасителя (1829—1836)

Ещё раньше, в 1829 году, академии был передан на рассмотрение вопрос о московском храме Христа Спасителя. Первоначально выбранная для него местность на Воробьёвых горах была признана, по разным причинам, неудобной, и сам проект, составленный А. Л.

Витбергом, признан неосуществимым; предстояло разработать новый проект для его постройки в другом пункте Москвы. Эта задача была возложена на Тона с непременным условием, чтобы новый величественный храм имел старинный русский стиль.

Императору очень понравился предложенный Тоном новый проект храма Христа Спасителя, возведение которого заняло всю остальную жизнь последнего.

Одновременно с проектом московского храма, Тон составил в том же вкусе проект церкви новоявленного чудотворца Митрофана в Воронеже (1832) и, продолжая строить церковь святой Екатерины и отделывать античные галереи в академии, проектировал устройство гранитной набережной Невы напротив академии, с пристанью, украшенной фигурами двух сфинксов, купленных в Александрии при посредстве А. Н. Муравьёва.

Тогда же он разработал проект монастыря на 100 монахов, для получения звания профессора 2-й степени, и по Высочайшей воле — конкурсный проект иконостаса для Казанского собора, из серебра, отбитого донскими казаками у французов в Отечественную войну.

Затем, при конкурсе на сооружение памятника Державину, в Казани, композиция Тона найдена лучшею из трёх, выбранных для исполнения. В 1833 году определён членом в комитет о строениях и гидравлических работах и получил от академии звание профессора.

После этого он участвовал в конкурсе на постройку здания Пулковской астрономической обсерватории и создал проекты соборов святой Екатерины в Царском Селе (Соборная площадь) и апостолов Петра и Павла (с 1877 г.

— собор Уланского полка) в Петергофе, которые и возводились под его руководством.

К началу 1836 года Тон, вместе с другими профессорами академии, составил проект памятника Димитрию Донскому на Куликовом поле и приступил к постройке, по своему проекту, церкви Введения Богородицы в Семёновском полку, в котором наиболее полнее и ярче выразился изобретённый Тоном тип храмов, долго считавшийся возрождением старинной русской церковной архитектуры с приведением её форм в лучшую гармонию и изящество. Одновременно с этим он составил проект церкви русского посольства в Таврисе, оборонительной казармы и собора в Свеаборге, дома дворянского собрания в Новгороде, главного фасада Лесного института в Санкт-Петербурге и церкви в имении Синявина.

Около того же времени им изготовлены, по поручению правительства, типовые проекты церквей на 1000, 500 и 200 человек, для того, чтобы архитекторы во всей Империи обязательно придерживались их форм и стиля.

Начало строительства Кремлёвского дворца (1837—1854)

В 1837 году, Николай I задумал соорудить новый великолепный дворец в Московском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Выполнение этой задачи было возложено на Тона, который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек.

В 1838 году он издал альбом своих чертежей большого формата (17 листов), в который вошли планы, фасады и разрезы храма Спасителя, Тоновских церквей в Санкт-Петербурге, Саратове, Петергофе, Царском Селе, Новгороде (евангелической), колокольни Симонова монастыря, равно как и типовые проекты для городских каменных церквей. В 1844 году вышло в свет дополнение к этому альбому, в котором помещены чертежи и деревянных церквей. Здесь особенно любопытны проект церкви в Ельце и рисунки иконостасов для Санкт-Петербургских церквей: Преображения на Аптекарском острове и Благовещения в лейб-гвардейском конном полку.

Окончив в 1842 году постройку собора в Царском Селе и переделку Малого театра в Москве, Тон изготовил, «по Высочайшему повелению», типовые чертежи для крестьянских домов в казённых селениях и, помимо других трудов, сочинил проект иконостаса для церкви царевича Иоасафа, в подмосковном селе Измайлово, где строил в это время инвалидный дом для ветеранов войны 1812 года (ныне городок имени Баумана, пристроен к измайловской Покровской церкви XVII в.).

В 1847 году он принялся за порученную ему постройку станции Николаевской железной дороги в Петербурге и Москве, с таможней при последней, а также начал приводить в исполнение свой проект сооружения церкви святого Мирония, в лейб-гвардии егерском полку.

С окончанием большого Кремлёвского дворца, Государь возложил на своего любимого архитектора воссоздание колокольни Ивана Великого в том виде, какой она имела до 1812 года, устройство платформ для помещения орудий на Тайницкой башне Кремля и казарм для батальона пехотного полка. В 1850 году построена Т. СПб.

станция Царскосельской железной дороги и почти одновременно с тем окончена отделка Оружейной палаты в Москве.

Между тем он продолжал заниматься и другими работами, порученными ему в Кремле, и, не ограничиваясь ими, разработал проекты надгробного памятника князю Пожарскому, в Суздале, и церкви в Тифлисе. В 1853—54 гг.

, по сооружении вчерне храма Спасителя, Тон составил проект его внутреннего убранства, в Николаевском Кремлёвском дворце построил главный вход и галерею, соединяющую это здание с Чудовым монастырём, исправил главный купол собора в Нововоскресенском монастыре в (Новом Иерусалиме), грозивший разрушением, окончил переустройство церкви Двенадцати апостолов, Патриаршей ризницы и шатра над Палатой мироварения, в Кремле, и изготовил проект церкви при Тивдийской мраморной ломке, в Олонецкой губернии. Все эти работы шли, так сказать, параллельно и, сверх того, приводилась к окончанию постройка петербургской церкви святого Мирония.

Последние годы

Последние годы деятельности Тона, назначенного в 1854 году, после смерти А. И.

Мельникова, ректором академии, были не менее плодотворны; им сделаны проекты постановки статуи Георгия Победоносца в зале имени этого святого в большом Кремлёвском дворце, ворот с решёткой для Николаевской богадельни в селе Измайлово, нескольких церквей в казённых горных заводах Сибири и иконостасов, в том числе главного иконостаса для храма Спасителя и, наконец, конструкция металлического шпиля соборной колокольни Петропавловской крепости, в Санкт-Петербурге. Последний проект привёл в исполнение инженер Д. И. Журавский. После образования в 1867 году Московского архитектурного общества К. А. Тон стал его почётным членом.

Похоронен в Санкт-Петербурге, на Волковском кладбище.

Источник: http://pomnipro.ru/memorypage5243/biography

Тон Константин Андреевич

Известный русский архитектор XIX века, профессор, а впоследствии – ректор Академии художеств.

Детство и юность

Константин Андреевич Тон родился в Санкт-Петербурге в 1794 году. Семья будущего архитектора по меркам эпохи была очень обеспеченной: отец Тона являлся владельцем собственной мастерской ювелирных изделий. Константин рано стал демонстрировать склонность к архитектуре, с самого юного возраста решив свою дальнейшую судьбу.

Родители благосклонно отнеслись к идее сына. В 1803 году девятилетний мальчик попал в Академию художеств, где после прохождения общего курса занятий специально стал заниматься архитектурой.

Его наставником стал известный архитектор и живописец Андрей Никифорович Воронихин, чью славу увековечило возведение Казанского собора и некоторых других построек в Петербурге и его окрестностях.

Учеба давалась Тону легко: уже в начале 1810-ых гг. он создал первые крупные проекты, высоко оцененные его современниками из Академии художеств. В 1811 году таким проектом стало здание, разбитое прямо посреди сада, в 1812 – здание, предназначенное для «увеселения жителей столицы».

Константин Андреевич, вне всякого сомнения, был одним из самых выдающихся учеников Академии Художеств. Практически каждый учебный год был для него отмечен медалями и грамотами за выдающиеся достижения в проектировании (Дом Инвалидов в 1812 году, проект монастыря в 1813 году, здание Сената в 1815 году).

В 1815 году он окончил академический курс, получив звание художника первой степени. После этого Тон был оставлен при Академии «на правах и обязанностях учеников в целях продолжения образования». Уже с 1815 года Константин Андреевич стал стремиться в заграничные поездки: его архитектурному таланту было в России тесно.

С этого же времени начинается период его активной самостоятельной деятельности: Тон оказывается в Комитете для проведения строительных и гидравлических работ в Санкт-Петербурге.

Начало карьеры

Желание Тона как одного из лучших выпускников Академии Художеств и блестящего архитектора отправиться для продолжения деятельности за границу вскоре получило воплощение. С 1815 по 1818 гг. Тон составил целых два проекта, одним из которых было увеселительное заведение на Крестовском острове, а другим – паровая оранжерея, называвшаяся так потому, что она обогревалась паром.

Оранжерея для ананасов была возведена на средства графа Зубова и сделала Тона молодой знаменитостью в архитектурной среде. Эти два проекта (и в большей степени – последний) способствовали тому, что Константин Андреевич был отправлен за границу. В поездку Тон отправился вместе с живописцем П. Басиным и в общей сложности провел на чужбине около шести лет.

Проехав через немецкие земли, он оказался в Италии, которая и привлекла его внимание. Константин Андреевич серьезно интересовался итальянскими древностями и львиную долю своего времени проводил в Риме, изучая античные памятники Вечного города, делая бесконечные зарисовки и планы будущих работ. Современники оставляли о нем достаточно противоречивые мнения.

Кое-кто сетовал на его агрессивный нрав и несдержанность, другие, напротив, отзывались о нем, как о человеке мечтательном, «вечно пребывающем в состоянии спокойного созерцания». Но описания сходились в одном: главной страстью Константина Андреевича, бесспорно, была его работа. Именно ей Тон посвящал все свое время, она стала его настоящей любовью и судьбой.

После Рима архитектор отправился на Сицилию, посещение которой также в лучшую сторону сказалось на его вдохновении и пополнило багаж удивительных чертежей и заметок, многие из которых впоследствии получили материальное воплощение.

Вернувшись в Рим, Константин Андреевич составил проект церкви в форме античной базилики; однако, будучи воспитанном в православном духе, он приспособил ее к православному богослужению и придал ей снаружи обличье греческого храма. Флорентийская академия по достоинству оценила талант и плодовитость молодого мастера и приняла его в свои члены.

Следующей страной по маршруту Тона была Швейцария. Явившись в Женеву, он составил там проект загородного дома для придворного ювелира Дюваля, после чего отбыл в Париж, где еще долго рисковал неаполитанские и сицилийские этюды. Италия среди прочих стран была местом, где Тона неизменно посещало вдохновение.

В ту пору крайне популярным способом изучения памятников древней архитектуры стала их реставрация. Тон оказался в числе авторов, сосредоточивших на этом процессе свои труды. Его пребывание в Риме в начале 1820-ых гг. стало очень плодотворным периодом: Константин Андреевич составил здесь проект возобновления храма Фортуны и дворца цезарей на Палатинском холме.

Последний принес в копилку архитектора звание академика Петербургской Академии художеств. Этим проектом Тон обратил на себя внимание императора Николая I, который причислил Константина Андреевича к Кабинету Его Величества, назначив тому жалование в 3000 рублей в год. По меркам эпохи получение такого пособия избавляло Тона от необходимости переживать о наличии денежных средств практически на любые нужды.

В 1828 году Константин Андреевич Тон вернулся в Петербург, чтобы продолжить там активную творческую деятельность.

Главные работы

Первый заказ, полученный Тоном в Санкт-Петербурге, касался проекта новой Конференц-залы в Академии художеств. Ее было необходимо полностью переделать.

В 1830 году Алексей Николаевич Оленин (президент Академии художеств), принимавший отчет Тона по строительным работам, с удивлением обнаружил, что архитектору удалось не только полностью уложиться в смету, но и сэкономить на строительстве достаточно крупную сумму, впоследствии использованную для полной отделки помещений.

Казнокрадство с незапамятных времен являлось болезненной язвой на теле бюрократической системы Российской империи. Пораженный честностью архитектора Оленин решился просить у министра двора, князя П. М. Волконского, «особого внимания» для Тона, в личном письме указав, что подобные редкие случаи идут на пользу государственной казне.

Сам Оленин со своей стороны тоже решил отдать должное Тону и активно поспособствовал в получении архитектором проекта церкви Святой Екатерины. Тон не слишком полагался на то, что за него замолвят слово и решил дополнительно участвовать в конкурсе проектов нового здания церкви. По его задумке храму придавалась форма, напоминающая московские пятиглавые соборы.

Проект чрезвычайно понравился самому Государю, императору Николаю I, который и одобрил идею Константина Андреевича, передав в его руки ответственность за проект.

Читайте также:  Храм воскресения христова в санкт-петербурге

Нужно отметить, что в эпоху обучения Тона в Академии художеств архитектурные сооружения, в основном, возводились в стиле классицизма.

Тон, с одной стороны, следовал общей тенденции, перестраивая интерьеры Академии художеств, возводя Малый театр и Дом Инвалидов в Москве, а также многие частные дома в Петербурге и в Новгороде. С другой стороны, в его творчестве будет место и для построек в исконно русском стиле – к примеру, приходской церкви Святой Екатерины у Калинкина моста.

В сентябре 1831 года состоялась встреча архитектора с императором. Николай, как и многие, чрезвычайно заинтересованный талантом Тона, поручил ему строительство здания государственного значения – храма Христа Спасителя.

Для возведения храма было выбрано совершенно новое место, недалеко от Кремлевских стен. Решение изменить место расположения храма было связано с поворотным для русской истории событием – Отечественной войной 1812 года. Кремль, как исторический центр Москвы, должен был нести в себе особый отпечаток истории России.

В облике храма и ныне угадываются характерные для Тона черты, в частности интерпретация древнерусского наследия. Другой индивидуальной чертой Тона стала выработка церквей определенного типа – пятикупольного храма, однокупольного каменного храма и т.д. Храм высотой в 103 метра был фактически завершен в 1854 году.

Однако проектирование и отделка интерьеров продлились еще несколько десятилетий. В 1880 году, в день, когда строительство храма было, наконец, полностью окончено, престарелого Тона привезли к собору на носилках, с которых он, умирающий, так и не смог подняться.

Величие спроектированной им работы до слез поразило архитектора.

Пик творческой активности Константина Андреевича пришелся на 1830-ые гг. Он был необычайно популярен и широко известен не только в своей среде: теперь его имя было на слуху и у простых обывателей. В 1837 году Тону было поручено составить проект Большого Кремлевского дворца в Москве, работы по строительству которого велись одновременно с храмом Христа Спасителя.

Константин Андреевич стилистически и композиционно смог подчеркнуть связь дворца с окружавшими его национальными историческими святынями. Тону успешно удалось справиться с поставленным перед ним заданием. Интересно, что изначально предполагалось создать целый комплекс, в который входили бы сам дворец и Оружейная палата. Однако впоследствии проекты было решено разделить.

Выполненная по мотивам резьбы теремов Палата внешне вышла камернее и богаче самого дворца. Как архитектору Тону также принадлежит заслуга введения шатра как ведущего компонента композиции.

Одним из примеров подобного архитектурного решения в творчестве Константина Андреевича может служить церковь Святого Мирония на набережной Обводного канала в Петербурге, возведенная в период с 1849 по 1851 гг. Шатровая колокольня церкви в высоту достигала семьдесят метров.

При строительстве был использован тип трехчастного храма (сама церковь, притвор и колокольня, расположенные на одной оси). В конце 1840-ых гг. Тон получил звание профессора Академии художеств первой степени и стал действительным тайным советником. В 1844 г. он получил дворянское звание.

Мечты Константина Андреевича видеть своего сына продолжателем семейного дела не смогли осуществиться: еще в детстве Константин-младший (сын Елены Ивановны Берг) ослеп, а дорогостоящее лечение не дало никаких результатов. От Амалии Барклай, которую Тон встретил в конце 1840-ых гг., у него родилось четверо детей, которые, однако, носили фамилию его друга, Ефима Гука, согласившегося дать семье официальный статус. Ни один из них архитектором, однако, не стал.

Закат

В 1854 году Константин Андреевич Тон вступил в должность ректора Академии художеств по архитектуре. Состояние здоровья уже не позволяло престарелому мастеру, как раньше, трудиться на ниве искусства денно и нощно, поэтому он занимался обучением и передачей опыта молодому поколению.

Через его академическую мастерскую в общей сложности прошли более двухсот учеников, среди которых были выдающиеся деятели второй половины девятнадцатого века: М. А. Макаров, Р. А. Гедике, К. К. Рахау и многие другие.

Сосредоточившись на политике Академии художеств, Тон с каждым годом чувствовал себя все хуже и хуже, и в 1857 г. впервые в жизни даже попросил отпуск по состоянию здоровья.

Одной из последних и, увы, не слишком успешных работ архитектора стал проект шпиля Петропавловского собора.

В итоге в жизнь был претворен проект, составленный Журавским. Впоследствии одно лишь имя Тона, до сих пользующееся большим авторитетом в мире искусства, позволяло ему получать знаки признания своих достижений.

В 1861 году, в год отмены крепостного права в России, он был удостоен звания «архитектора Его Императорского Величества», хотя Александр II (ставший императором после смерти Николая I) уже не нуждался в его услугах.

Тем не менее, Академия Художеств пышно справляла пятидесятилетний юбилей творческой деятельности Константина Андреевича в 1865 году. Из других наград, полученных Тоном – орден Белого орла и командорский крест ордена Франца Иосифа.

6 февраля 1881 года Константин Андреевич Тон скончался в возрасте семидесяти шести лет.

Источник: http://www.BankGorodov.ru/famous-person/ton-konstantin-andreevich

Архитектор Константин Андреевич Тон

Константи́н Андре́евич Тон — русский архитектор, разработавший т. н. «русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Среди наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Ректор Императорской Академии художеств.

Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в Петришуле (школа при лютеранском приходе Святых Петра и Павла в г.Санкт-Петербурге) с 1801 по 1804 год.

В 1804 году Константин был принят в воспитанники Императорской академии художеств и с 1808 года специально изучал в ней архитектуру под руководством главного наставника А. Н. Воронихина.

В 1815 году окончил академический курс со званием художника 1-й степени и малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания сената, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края. Презентация предназначена для обучающихся 8-10 класса.

Дунаева Светлана Романовна, 17.11.2017

462 54

Содержимое разработки

Архитектор Константин Андреевич ТОН

  • Константи́н Андре́евич Тон (нем. Thon; 26 октября (6 ноября) 1794 — 25 января (6 февраля) 1881) — русский архитектор, разработавший т. н. «русско-византийский стиль» храмового зодчества, который получил широкое распространение в правление благоволившего ему Николая I. Среди наиболее известных построек — храм Христа Спасителя и Большой Кремлёвский дворец. Ректор Императорской Академии художеств. Брат архитектора Андрея Тона.
  • Образование
  • Константин Тон родился в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немецкого ювелира, был одним из трёх братьев. Учился в Петришуле (школа при лютеранском приходе Святых Петра и Павла в г.Санкт-Петербурге) с 1801 по 1804 год.
  • В 1804 году Константин был принят в воспитанники Императорской академии художеств и с 1808 года специально изучал в ней архитектуру под руководством главного наставника А. Н. Воронихина.

    В 1815 году окончил академический курс со званием художника 1-й степени и малой золотой медалью, присуждённой ему за проект здания сената, и был оставлен при академии, чтобы впоследствии быть посланным в чужие края.

  • Первые проекты
  • В 1817 году произошла перемена начальства академии, и Тон, оставив академию, определился на службу при новоучреждённом комитете строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. Кроме того, тогда же, он разработал проект «Немецкого Трактира» на Крестовском острове. В начале 1818 года Тон составил по заданной академией программе проект ярмарки, за который он был послан на 6 лет в Италию.
  • Европейская стажировка
  • В Риме он занялся изучением памятников античного зодчества и сравнением первохристианских храмов с церквями новейших времён. Потом он сделал продолжительную экскурсию на юг Италии и в Сицилию, а по возвращении в Рим сочинил проект церкви в форме древней базилики, но приспособленной к православному богослужению, причём дал ей снаружи вид греческих храмов. Вслед за этим проектом, Тон скомпоновал, по задаче Римской академии, проект госпиталя.
  • В 1822 году Тон посетил Флоренцию, где представил свои работы местной академии и благодаря им был принят в её члены. Побывав потом в Генуе, Равенне, Болонье, Милане и Павии, он явился в Женеву, где составил проект загородного дома для бывшего придворного ювелира Дюваля, а затем отправился через Дижон в Париж и занялся там рисованием начисто своих неаполитанских и сицилийских этюдов.
  • Вернувшись в Рим, Тон сосредоточил свои труды на реставрации памятников античного зодчества. Среди них проекты возобновления храма Фортуны в Пренесте и, особенно, дворца Цезарей в Риме на Палатинском холме, доставили Тону репутацию учёного художника. Последний проект обратил на него внимание императора Николая I, по повелению которого Тон, в 1828 году, был причислен к Кабинету Его Величества, с содержанием по 3 000 руб. в год.
  • Возвращение в Петербург
  • В том же году Тон вернулся в Санкт-Петербург, где он получил поручение обратить бывший конференц-зал Академии художеств в галерею для размещения гипсовых слепков, устроить новый конференц-зал и вообще переделать некоторые части здания. Вслед за тем Тон получив звание академика и должность профессора 2-й степени по части архитектуры (в 1830 году).
  • В том же году, прихожане церкви святой Екатерины, за Калинкиным мостом в Санкт-Петербурге, ввиду ветхости своего храма, задумали соорудить вместо него новый. В своём проекте, представленном на конкурс, Тон придал храму форму, напоминающую московские пятиглавые соборы. Проект очень понравился Государю, и Тону было повелено самому произвести его постройку.
  • Начало строительства Кремлёвского Дворца (1837—1854)
  • В 1837 году, Николай I задумал соорудить новый великолепный дворец в Московском Кремле, такой, чтобы в его пространстве заключалось «всё, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя». Выполнение этой задачи было возложено на Тона, который и в этом случае старался подделаться под стиль старинных русских построек.
  • Здание возведено в 1847—1851 годах по проекту архитектора К. А. Тона, при участии Р. А. Желязевича, является «близнецом» построенного им же Ленинградского вокзала в Москве. Расположен по адресу пл. Восстания, 2.
  • Строгая классическая пристань перед главным фасадом Академии художеств на набережной Невы по проекту архитектора К. Тона в 1832 — 1834 годах была украшена двумя египетскими сфинксами на высоких постаментах, гранитными скамьями с изображениями грифонов и стилизованными бронзовыми жирандолями — светильниками. На каждом из пьедесталов была высечена надпись: «Сфинкс из древних Фив в Египте перевезен в град святого Петра в 1832 году». Сфинксы высечены из розового гранита, добытого в знаменитых Асуанских каменоломнях.
  • Город Москва, ул. Волхонка, 15
  • Конфессия Православие
  • Епархия Московская
  • Архитектурный стиль Русско-византийский
  • Автор проекта Константин Тон
  • Строительство 1994 год—1997 год
  • Псевдорусский стиль или русский стиль (включает неорусский стиль и русско-византийский стиль) — течение в русской архитектуре XIX — начала XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.
  • Русский стиль возник в рамках общеевропейского подъема интереса к национальной архитектуре, и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. Представляя собой искусную стилизацию, русский стиль последовательно сочетался с другими стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн.
  • Храм — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10 000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной. Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор)[2]. Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства. Роспись внутри храма занимает около 22 000 м², из которых около 9000 м² позолочены.

Храм ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ 1931 год перед взрывом

  • В самом центре Царского Села, на широкой Соборной площади, до 1939 года высился величественный пятиглавый храм, собор Святой Екатерины. Его прекрасные золоченые купола были видны издали, их сияние встречало гостей при въезде в город, он был архитектурно-художественной доминантой всего ансамбля городского центра.
  • Этот храм, созданный по проекту выдающегося петербургского архитектора Константина Андреевича Тона, был заложен в 1835 году и освящён 24 ноября (7 декабря) 1840 года, в день Святой Великомученицы Екатерины. На церемонии освящения присутствовали Государь Император Николай I и цесаревич Александр Николаевич.

Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Источник: https://compedu.ru/publication/arkhitektor-konstantin-andreevich-ton.html

Ссылка на основную публикацию