Архитектор доменико трезини — биография, фото, творения

Доменико Трезини: биография, фото, личная жизнь

Архитектор Доменико Трезини родился в Швейцарии, учился в Италии, работал в Дании. Однако признание он получил в России, где прославился как первый и главный архитектор Петербурга и основоположник раннего русского барокко.

«Договор с господином Трецином»: переезд в Россию

Доменико Андреа (по другим сведениям — Доменико Джованни) Трезини родился в 1670 году в семье небогатых итальянских дворян, живших в швейцарском городе Астано. О ранних годах его жизни почти ничего неизвестно.

Учился он в Венеции — в то время это был один из центров европейского художественного образования, наравне с Римом. В годы учебы Трезини застал расцвет венецианского искусства, которое основывалось на традициях и ценностях Ренессанса.

Это оказало заметное влияние на стиль молодого архитектора.

Известно, что после учебы Доменико Трезини вернулся в родной город, где обвенчался с Джованной ди Вейтис. Однако вскоре ему пришлось уехать: нужно было кормить семью, и в поисках заработка Трезини отправился в Данию. Трезини удалось получить работу фортификатора и со временем стать «архитектонским начальником в строении крепостей», но желаемого дохода ему это не приносило.

На работы Доменико Трезини обратил внимание русский посол при датском дворе Андрей Измайлов. 1 апреля 1703 года он заключил с «господином Трецином» договор, который содержал следующие условия:

Предложенное жалованье по тем временам выглядело совершенно сказочным. Трезини не раздумывая согласился и вскоре оказался в Петербурге.

Одной из первых российских работ архитектора стал форт Кроншлот. До наших дней он не сохранился, но остались эскизы, позволяющие восстановить его внешний облик. Оборонительное сооружение представляло собой восьмигранную башню и очертаниями напоминало традиционную русскую колокольню, но более приземистую и широкую.

Всего через 2 месяца после окончания строительства Кроншлоту пришлось выдержать первое «боевое испытание»: на форт напала шведская эскадра. И крепость выдержала штурм без особых повреждений.

«Первейшая из главных работ — Санктпетербургская фортификация»

В 1706 году Петр I задумал перестроить Петропавловскую крепость: из земляной ее следовало превратить в каменную. Работа была масштабная.

Требовалось своевременно заготовить и доставить к крепости огромное количество материала для строительства — леса, кирпича, извести — найти достаточно рабочих. Для управления строительством Петр основал Канцелярию городовых дел.

Начальником ее стал Ульян Сенявин, а Доменико Трезини (на русский манер его звали Андрей Якимович Трезин) был назначен его главным помощником.

Уже спустя 2 года закончилось строительство каменных пороховых погребов обновленной крепости и началось возведение солдатских казарм и бастионов. Ворота крепости первоначально были деревянными. Однако позже вышел особый указ царя — «по Большой Неве и большим протокам деревянного строения не строить» — и ворота заменили на каменные.

К 1716 году крепость достроили. Доменико Трезини приступил к возведению Петропавловского собора на ее территории. Самой высокой точкой архитектурного ансамбля стала Петропавловская колокольня с ее знаменитым иглоподобным шпилем.

Сам Трезини считал строительство крепости главной своей работой и до конца жизни список своих проектов начинал с фразы «Первейшая из главных работ — Санктпетербургская фортификация».

Первый архитектор Петербурга

Петропавловская крепость стала далеко не единственной работой Доменико Трезини в Петербурге. Когда ее достроили, в ведение Канцелярии городовых дел перешел общий архитектурный облик новой столицы. Так Трезини стал главным архитектором Петербурга.

С 1710 по 1714 год он занимался проектированием Летнего дворца Петра I. Резиденция вышла довольно скромной по тем временам — в точном соответствии со вкусами первого российского императора: в ней было всего 14 комнат и 2 кухни. Фасад здания украшали аллегорические барельефы на тему событий Северной войны.

В 1715 году Трезини создал проект Александро-Невской Лавры — симметричный архитектурный ансамбль, расположенный между Невой и Черной Речкой. Монастырь строили до 1723 года, и все это время он «обрастал» рабочими поселениями, садами и огородами.

В 1717 году Петр I велел Доменико Трезини построить «образцовый дом для зажиточных» — городской каменный особняк. Они должны были заменить неэстетичные строения, которые возводились первое время для жителей молодого города.

Архитектор собирался поселиться в в новом доме — красивом и удобном — и подать пример остальным. Место для строительства император выбрал сам: угол Двенадцатой линии Васильевского острова.

Трезини исполнил указ императора, однако по неизвестным причинам сам в особняке жить не стал, и Петр передал здание во владение барону Остерману.

Домом Трезини в современном Петербурге называют другое здание, оно расположено на Университетской набережной. Этот дом архитектор также спроектировал самостоятельно, а затем и поселился в нем вместе с семьей, учениками, личным писарем и прислугой.

Еще одна знаменитая петербургская постройка Доменико Трезини — Дом двенадцати коллегий. Его возводили в 1722-1742 годах. В то время в нем располагались высшие органы государственного управления. После расформирования коллегий здание передали во владение Главному педагогическому институту, а в наши дни оно принадлежит Санкт-Петербургскому государственному университету.

Кроме прочего, Доменико Трезини спланировал архитектурный облик большей части Васильевского острова в том виде, какой сохранился и поныне: строгие геометрические линии в планировке улиц, сдержанная роскошь в оформлении фасадов. Именно Трезини стал основоположником стиля, который именуют петровским барокко.

Доменико Трезини умер в 1734 году и был похоронен на кладбище Сампсониевского собора в Петербурге. Могила его не сохранилась до наших дней. Именем Трезини названа площадь в Василеостровском районе Петербурга, на которой установлен памятник великому архитектору.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8437/domeniko-trezini

Доменико Трезини Санкт-Петербург

Доменико Андреа Трезини архитектор и известная историческая личность Санкт-Петербурга.

Доменико Трезини родился (около 1670 года) и вырос в швейцарском селении Астано близ Лугано, преимущественно населенном итальянцами. В этих краях с давних лет существовало большое количество художественных и ремесленных школ, где молодые люди получали общее и профессиональное образование. Одну из них и закончил молодой Доменико Трезини.

После этого он отправился в Венецию, где обучался архитектуре, а в 1699 году приехал в Данию для работы при дворе короля Фредерика IV. Там его заметил русский посол Андрей Измайлов и пригласил зодчего в Россию. В июне 1703 года Трезини отправился на службу Петру I. Государь удостоил его аудиенцией.

Доменико Трезини архитектор Санкт-Петербурга

Итальянец царю настолько понравился, что тут же получил чин управляющего Канцелярией от строения Петербурга. Петру I требовался именно такой человек: строитель-практик, инженер и фортификатор.

С Трезини заключили договор, назначив ему жалование 1000 рублей в год, что являлось огромными деньгами для того времени.

Архитектор предполагал проработать в России один год, в договоре специально оговаривалось, что если петербургский воздух окажется «зело жесток здравию его», то он будет волен «ехать куда он похощет».

Судьба, однако, распорядилась так, что Трезини остался в России до конца своих дней.

Первое строение Доменико Трезини в России — форт Кроншлот (Кронштадт) — до наших дней не сохранилось, но известно, что укрепление смогло выдержать непрерывную бомбардировку шведской эскадры летом 1704 года.

Вскоре Петр вызвал Доменико Трезини в Нарву, где необходимо было быстро укрепить крепостные стены и бастионы, построить казармы для солдат и погреба для воинских припасов.

Спустя год архитектор вернулся в Петербург и приступил к строительству Петропавловской крепости и Петропавловского собора — главных своих творений.

В 1710 году Доменико Трезини занялся первым царским Зимним дворцом, который располагался на месте нынешнего Эрмитажного театра. О внешнем виде этого трехэтажного здания мы можем судить, увы, лишь по старинным гравюрам.

Оно было довольно просторно, сложено из плоского кирпича и напоминало своей планировкой Меншиковский дворец — нижний этаж отводился под склады и комнаты прислуги, а в верхних жил император с семьей.

Петр хотел подплывать к дворцу по воде, но здание отстояло от Невы на некоторое расстояние, и тогда между Невой и Мойкой прокопали канал, получивший название Зимней канавки.

Первый Зимний дворец очень скоро стал тесен для государя, и в 1716 году началось строительство нового дворца. Главным архитектором назначили Г. И. Маттарнови, но он — за смертью — не успел закончить работу. Это сделал за него Доменико Трезини.

Несколькими годами ранее зодчий разработал модель, по которой принялись возводить Александро-Невскую Лавру, однако полностью замысел Трезини воплощен не был — по его чертежам построили только правое крыло монастыря и Благовещенскую церковь. Одновременно с этим архитектор разработал и типовые — «образцовые» — проекты жилых домов: для именитых, зажиточных и простых людей.

В 1720-х годах Трезини приступил к застройке Стрелки Васильевского острова, ставшей для него не менее значимой работой, чем строительство Петропавловской крепости.

Главное детище зодчего на Васильевском острове — здание Двенадцати коллегий. Трезини предложил остроумную композицию — он расположил корпуса «в линию» длиной без малого 383 метра, соединив их общим коридором и открытой галереей внизу.

Каждый корпус отмечен выступающим ризалитом, что придает всему зданию эффект «движения», и перекрыт собственной кровлей с фронтоном.

Архитектор смог построить здание, которое без лишней пышности обладало внушительным и, вместе с тем, торжественным видом.

Трезини продолжал активную деятельность и после смерти Петра I. Правда, при императрице Анне Иоанновне, занявшей российский трон в 1730 году, его положение заметно ухудшилось. В моду вошло пышное барокко, и стиль, в котором работал архитектор, уже не был столь востребован. Возведением дворцов Трезини больше не занимался, на его долю осталось строительство казенных зданий.

Умер Трезини в Петербурге 19 февраля 1734 года. Похоронили архитектора на кладбище у Сампсониевского собора, но могила его, к сожалению, не сохранилась.

Источник: http://posmotrim.by/article/domeniko-trezini-sankt-peterburg.html

Трезини Доменико

Наиболее крупная роль в развитии русской архитектуры начала ХVIII века среди всех иностранных зодчих принадлежит несомненно Доменико Трезини (род. около 1670 г.—ум. 1734 г.).

Трезини был уроженцем Лугано, города, ныне входящего в состав Швейцарии. Биография Трезини почти неизвестна. Есть сведения, что в Россию он приехал не непосредственно с родины, а из Дании, где жил некоторое время.

В Петербурге Трезини появился в год основания города (1703) и с тех пор и до своей смерти упорно и много работал. Пристальное внимание, с которым он относился к стоявшим неред ним задачам, детальное изучение конкретной обстановки, в которой он работал, позволило Трезини создать произведения, принадлежащие к лучшим зданиям начала XVIII века.

Одной из важнейших построек Трезини было здание Петропавловского собора . Здание состоит из собственно церкви и громадной по размерам колокольни, завершающейся шпилем. Со стороны главного фасада колокольня полностью закрывает объем здания собора.

Строительство здания было начато именно с колокольни. Форсирование строительства колокольни было вызвано желанием иметь в городе заметный издали высотный ориентир и, кроме того, башню, с которой было бы удобно и легко обозревать строительство нового города.

Здание собора, и особенно колокольни, сильно пострадало от пожара 1756 года, вызванного ударом молнии в шпиль. В 60—70-х годах здание было восстановлено очень близко к своему первоначальному виду.

Только добавленные во второй половине ХVIII века небольшие портики у западного и южного фасадов не связаны с общим первоначальным замыслом.

Переоценка и новая трактовка архитектурной темы, имевшей столь давние традиции в русской архитектуре, подчинение церковного сооружения новым задачам, связь здания с градостроительством, наконец, сдержанная и простая обработка внешнего и внутреннего облика делают эту постройку очень характерным и ценным памятником начала ХVIII века.

Другой значительной работой Трезини в Петропавловской крепости являются Петровские ворота (1717—1718).

На примере этих ворот до нас дошел особый вид построек того времени, обычно выполнявшихся из нестойких
материалов и потому, как правило, скоро исчезнувших триумфальных сооружений, связанных с победами России в Северной войне.

Петровские ворота крепости также первоначально были деревянными. При строительстве каменных на них был перенесен деревянный резной рельеф с первых ворот.

Одним из крупнейших сооружений Д. Трезини было здание Двенадцати коллегий (1722; закончено к 1742; ныне университет), в которой нашла воплощение новая тема большого административного учреждения. Здание подразделено на двенадцать частей, каждая из которых подчеркнута выступом и имеет самостоятельную кровлю.

Все эти отдельные звенья объединены общей основной плоскостью фасадов и связаны между собой по первому этажу галлереями, продолжающимися по всей длине здания; одна из них сохранилась и поныне. Фасады решены крайне просто.

Нижний этаж рустован, два верхних объединены общими лопатками и пилястрами очень небольшого рельефа.

Здание Двенадцати коллегий должно было войти в целую группу сооружений, которые предполагалось воздвигнуть на стрелке Васильевского острова, где было задумано в это время строительство нового административного и торгового центра.

В их число должна была включаться и находившаяся в непосредственной близости к северному торцу здания Двенадцати коллегий еще одна большая постройка Трезини — Гостиный двор (20-е гг.). Сильно перестроенное в первой половине XIX века, это здание было почти полностью срыто в конце XIX — начале XX века.

О первоначальном облике его наиболее полное представление дает гравюра 1753 года с рисунка М. И. Махаева.

Читайте также:  Екатерина ii - законодательница клубной жизни

По общей композиции это был неправильной формы многогранник (план был подсказан самим участком, на котором возводилось здание) с большим внутренним двором для склада товаров и магазинными помещениями, объединенными открытыми галлереями. Здесь вновь интересна новая архитектурная тема, подготовляющая столь широко строившиеся впоследствии «гостиные дворы».

В конце 20-х — начале 30-х годов Трезини работал уже менее интенсивно. Из его построек конца 20-х годов следует выделить перестройку со значительным увеличением так называемого Второго Зимнего дворца, находившегося у впадения Зимнедворцового канала (Зимней канавки) в Неву, на месте нынешнего здания Эрмитажного театра.

Источник: http://ArtPoisk.info/artist/trezini_domeniko_1670/bio/

Доменико Андреа Трезини

ТРЕЗИНИ, ДОМЕНИКО АНДРЕА (ок. 1670–1734), архитектор, один из основоположников петровского барокко.

Родился в швейцарском городке Астано (близ Лугано, в италоязычном кантоне Тичино) ок. 1670 в небогатой дворянской семье. Учился в Венеции. В поисках заработка приехал в Копенгаген. Заказов при датском королевском дворе не получил, но здешний русский посол А.Измайлов пригласил его в Россию – «служить в городовом и палатном строении» (1703).

В том же году приехал к месту строительства новой российской столицы через Архангельск. Первым его крупным сооружением был форт Кроншлот (будущий Кронштадт), успешно выдержавший атаку шведской эскадры (впрочем, кронштадтские укрепления этого времени не сохранились и известны лишь по гравюрам). В 1704 обновлял поврежденные фортификации Нарвы.

Наконец, в 1706 приступил к главному своему труду – строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной.

К 1718 крепость как таковая – с массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами (украшенными рельефными аттрибутами воинской доблести и аллегорической композицией Низвержение Симона-волхва апостолом Петром работы скульптора К.Оснера) – была в значительной своей части уже построена.

В 1712–1733 над ней вознесся Петропавловский собор – трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем (в целом вся высота колокольни со шпилем 112 м, на 32 м больше «Ивана Великого» в Московском Кремле).

Этот собор стал самым масштабным из тех стилистически рубежных памятников петровского времени, что как бы развернули православное церковное строительство лицом к Западу, преобразив в нем не только внешнее декоративное убранство (как это было в «московском» или «нарышкинском» барокко), но всю архитектонику, размеченную здесь декоративно-скупым, но мощным ритмом пилястр и волют.

«Канцелярия городских дел», созданная для надзора над сооружением Петропавловской крепости, вскоре стала архитектурным штабом всей новой столицы (Трезини же был правой рукой главы Канцелярии У.А.Сенявина). Здания и целые комплексы по проектам швейцарского мастера возводились в ключевых точках Петербурга.

Из них сохранились: Летний дворец Петра в Летнем саду (1710–1714), Благовещенская церковь с Духовским корпусом в Александро-Невской лавре (1717–1722), здание 12 коллегий на стрелке Васильевского острова (ныне университет; 1722–1734), последнее выделяется своей особой протяженностью (фронтальная ширина 383 м).

Внеся в зодчество совершенно новые для России параметры высоты и длины, Трезини в то же время тонко диф ференцировал стилистику, исходя из назначения здания.

Если его церковные образы, более «южные» по духу, подчеркнуто величавы и масштабны, то образы светские (Летний дворец и 12 коллегий), напротив, подчинены, прежде всего, принципу практического удобства и компактности, характерного для северного, голландского барокко.

Постоянно работая по личным указаниям Петра, зодчий внес также решающий вклад в регулярную планировку города на Неве в целом (в первую очередь на Васильевском острове) и составил «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для размещения разных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых»).

Дом Трезини функционировал как домашняя школа: из числа его помощников-«гезелей» вышел целый ряд видных зодчих, в том числе архитекторы Пьетро Антонио Трезини (сын Доменико; р.1710 – год смерти неизвестен), строивший в Александро-Невской лавре, и М.Г.Земцов.

Умер Трезини в Петербурге 19 февраля (2 марта) 1734.

Источник: http://biozvezd.ru/domeniko-andrea-trezini

Доменико Андреа Трезини, архитектор. Работы в Санкт-Петербурге

Легендарный зодчий Санкт-Петербурга (ни одна обзорная экскурсия не обходится без упоминания его имени), один из основателей архитектурного облика нашего города. Этому мастеру город обязан Петропавловской крепостью, Александро-Невской лаврой, планировкой Васильевского острова. Первый архитектор крепости Кроншлот (с 1723 г.Кроштадт). 

Список архитекторов 18 века

Биографическая справка:

Дата рождения:  1670 г., г. Астано (Швейцария)

Дата смерти:      13 марта 1734 г., г. Санкт-Петербург (Россия)

Трезини в Европе

О жизни Доменико Андреа в Европе сохранилось очень мало сведений, известно только то что получил он своё профессиональное образование в Италии, и до момента получения приглашения в Россию (в 1703 г.) работал в Копенгагене (Дания). Авторам этого обзора не удалось найти сведений о европейских проектах мастера.

Архитектор в Санкт-Петербурге

Трезини прибыл в Петербург в середине 1703 года, и практически сразу приступил к работе. Первым его сооружением была крепость-форт  Кроншлот (не сохранилась). С 1704 г. по 1705 г.

мастер строил укрепления в г. Нарва. И только с 1706 г. начал свою «творческую биографию» в Санкт-Петербурге. Настоящая специализация мастера: инженер-фортификатор.

Список основных работ в Петербурге:

На взгляд авторов этого сайта Доменико Андреа Трезини был самым выдающимся зодчим времён Петра I (или уж точно самым известным) и входит в когорту самых Великих архитекторов Санкт-Петербурга.

Похоронен инженер-фортификатор в 1734 году на кладбище у церкви Св. Смпсония ( ныне Сампсониевский собор), до наших дней могила не сохранилась. 

Памятники архитектору Трезини в Петербурге:

— Памятник архитектору Трезини на Университетской набережной

— Памятник первостроителям Петербурга

— Памятник 8-ми архитекторам СПб в Александровском парке

Фотографии:

Доменико Трезини, портретКроншлот, первая работа ТрезиниПамятник на площади Трезини

Часть работ Доменико Трезини на карте СПб

Этот замечательный архитектор известен в том числе планировкой Васильевского острова Петербурга, на этой карте представлены его работы расположенные в этом историческом месте нашего города.

№ 1 — Личный дом Трезини          № 2 — Памятник Доменико Трезини

№ 6 — Дворец Петра II         №7 — Здание двенадцати коллегий

Источник: https://1703piter.ru/arhitektory-18-vek/trezini-domeniko-andrea-arhitektor-peterburga/

Архитектор Доминико Трезини и его творения. Работа Аристархова Сергея, 9 класс, ГОУ «Интеллектуал», 2007. — презентация

1 Архитектор Доминико Трезини и его творения. Работа Аристархова Сергея, 9 класс, ГОУ «Интеллектуал», 2007<\p>

2 Об архитекторе Родился в швейцарском городке Астано (близ Лугано, в италоязычном кантоне Тичино) ок в небогатой дворянской семье. Учился в Венеции. В поисках заработка приехал в Копенгаген. Заказов при датском королевском дворе не получил, но здешний русский посол А.Измайлов пригласил его в Россию – «служить в городовом и палатном строении». Первым его крупным сооружением был форт Кроншлот (будущий Кронштадт), успешно выдержавший атаку шведской эскадры.<\p>

3 Об архитекторе Внеся в зодчество совершенно новые для России параметры высоты и длины, Трезини в то же время тонко дифференцировал стилистику, исходя из назначения здания. Если его церковные образы, более «южные» по духу, подчеркнуто величавы и масштабны, то образы светские (Летний дворец и 12 коллегий), напротив, подчинены, прежде всего, принципу практического удобства и компактности, характерного для северного, голландского барокко. Постоянно работая по личным указаниям Петра, зодчий внес также решающий вклад в регулярную планировку города на Неве в целом (в первую очередь на Васильевском острове) и составил «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для размещения разных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых»).<\p>

4 Творения Петропавловская крепость (1706) Петропавловский собор ( ) Александро-Невская Лавра (1713) Летний дворец Петра I ( ) Здание Двенадцати коллегий ( )<\p>

5 Петропавловская крепость (1706) Отсюда начинался Петербург. Сначала деревянная, фортеция бастион за бастионом становилась каменной с массивными приземистыми стенами и Петровскими воротами. Новейшая в Европе бастионная система была применена впервые в российской фортификации.<\p>

6 Петропавловский собор ( ) Представляет собой трехнефную базилику со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем, достигающим высоты 122,5 метра. Колокольня собора со шпилем не только является смысловым центром города, но и самым высоким архитектурным сооружением Петербурга. Ангел, венчающий шпиль колокольни — один из символов города.<\p>

7 Александро-Невская Лавра (1713) Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра — мужской православный монастырь, основанный на левом берегу Невы. Главной святыней обители стали мощи Святого князя Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга.<\p>

8 Летний дворец Петра I ( ) Двухэтажное каменное здание с четырёхскатной кровлей украшено орнаментальным фризом, рустовкой на углах и барельефами на тему побед России в Северной войне. Окна с мелкой расстекловкой обрамлены широкими наличниками. Анфилада украшена живописными плафонами резными дубовыми панно изразцовыми печами.<\p>

9 Здание Двенадцати коллегий ( ) Вытянутый корпус (дл. ок. 400 м), обращенный к Неве торцовым фасадом, внешне членится на ряд повторяющихся секций, разделенных брандмауэрами и перекрытых отдельными кровлями. Такой прием восходит к образцам французской архитектуры XVII в., хотя оформление фасадов характерно для петровского барокко.<\p>

10 Используемые ресурсы:<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/716798/

Доменико Трезини

Введение

Для русского зодчества XVIII в. характерно решительное преобладание светской архитектуры над религиозной, широта градостроительных планов и решений. Воздвигалась новая столица — Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города.

Указы Петра I содержали конкретные распоряжения, касающиеся архитектуры и строительного дела. Так, специальным его приказом предписывалось выводить фасады вновь строящихся зданий на красную линию улиц, в то время как в древнерусских городах дома часто располагались в глубине дворов, за различными хозяйственными постройками.

Творческая биография Д. Трезини до сего времени очень мало изучена. Вместе с тем именно этому архитектору выпала счастливая доля возглавлять строительство Петербурга в первое тридцатилетие его существования.

Как известно, берега Невы в середине второго десятилетия XVIII в. были единственным местом России, где разрешалось возводить каменные здания. Таким образом, Д. Трезини оказался одним из ведущих архитекторов очень важного периода, когда формировались новые градостроительные принципы и новый подход к решению архитектурных задач.

Здания, построенные Доменико Трезини, способствовали формированию характерных приемов нового стиля русского барокко.

1. Происхождение архитектора

Доменико Андреа Трезини родился в швейцарском городе Астано в 1670 году, в небогатой дворянской семье. В краях, где родился Трезини, издавна существовало большое количество художественных и ремесленных школ, где молодые люди получали общие и профессиональные знания. Одну из них закончил молодой Доменико Трезини.

Архитектурному делу учился Доменико в Венеции. Возвратившись домой он женился, но был вынужден отправиться на заработки вДанию. Найти работу архитектора в Швейцарии было трудно.

Датскому же королю Кристиану V было необходимо соорудить мощные укрепления вокруг своей столицы. Однако, по прибытию Трезини в Копенгаген новый король Фредерик IV от услуг архитектора отказался.

Тем не менее, Доменико Трезини стал числиться начальником в строении крепостей.

Дания являлась союзником России в войне со Швецией. В связи с этим, русский посол Андрей Измайлов имел возможность, находясь при дворе датского короля, искать молодых специалистов для работы в России.

апреля 1703 года Андрей Измайлов «учинил уговор с господином Трецином», уроженцем кантона Тессин (Тиччино — в Южной Швейцарии):

«Обещаю господину Трецину, архитектонскому начальнику, родом итальянцу, который здесь служит датскому величеству и ныне к Москве поедет служить в городовом и палатном строении.

За художества его, совершенное искусство, обещаю ему 20 червонных на всяк месяц в жалованье и то платить ему во весь год, зачинаючи с 1 числа апреля месяца 1703 года и то доведется ему платить сполна на каждый месяц, подобающими и ходящими деньгами, по той же цене, как за морем ходят, сиречь по цене в 6 любских и всякой червонный такожде в дацкой земле такую цену подобает имети.

Именованному Трецину сверх того обещаю, как явно показал искусство и художество своего, чтоб ему жалованья прибавить.

Обещаю также именованному Трецину, чтоб временем не хотел больше служить или если воздух зело жесток здравию его, вредный, ему вольно ехать куда он похощет.

Именованному так же доведется давать 60 ефимков, по цене как в дацкой земле, на подъем к Москве и тех денег ему на счет не поставить, а как он служить больше не хощет, опять ему на подъем с Москвы толико давать и ему вольно с собою взять, что он здесь наживет а будет ли он еще на время болен был, ни меньше того жалованье ему давать…»

Договор для архитектора Трезини оказался как нельзя кстати, предложенное Измайловым жалованье — тысяча русских рублей — представлялось сказочным богатством. Оно почти втрое превышало жалованье бомбардир-капитана, должность которого исполнял царь.

В Россию Трезини приехал один. Первую свою жену он оставил в Астано. В Петербурге Доменико — вероятно, в 1708 или 1709 году — женился вторично.

Джованни Баттиста Цинетти, который в 1729 году работал под началом Трезини и жил у него в доме, вернувшись на родину, рассказывал, что архитектор был женат трижды. Как звали вторую жену, он не упоминал. Знал только ее сына Пьетро, также впоследствии известного архитектора. Третья жена — Мария Карлотта.

От нее у зодчего были сыновья Иосиф, Иоаким, Георгий, Матфей и дочь Катарина. В первые годы пребывания в Петербурге Трезини поселился рядом с Греческой слободой.

Иноземные обыватели Греческой слободы избрали Доменико старостой своего прихода. Никто лучше Трезини не умел решить сложных вопросов и помирить рассорившихся соседей.

Помимо семьи, в доме всегда обитали ещё восемнадцать мужчин. Сохранились документы, где перечислены все, кто состоял при Трезини и проживал при нем: десять учеников, писарь, копиист и шесть денщиков для посылок. трезини архитектор петербург зодчество

2. «Первый зодчий» Санкт-Петербурга

Первой работой Доменико Трезини в России был форт Кроншлот близ острова Котлин в Финском заливе. В июне 1705 года этот форт выдержал атаки шведской эскадры, не пустив вражеские корабли к молодому Санкт-Петербургу. До сего дня форт не сохранился.

После взятия русскими войсками Нарвы в 1704 году Трезини работал там над восстановлением фортификационных сооружений. Он воссоздавал разрушенные крепостные стены, построил триумфальные ворота.

В 1706 году Доменико Трезини был приглашён для перестройки земляной Петропавловской крепости в каменную. Работы над сооружением крепости велись до 1740 года. С 1712 по 1733 года архитектор возглавлял строительство Петропавловского собора. Здесь же Трезини построил казармы, погреба и другие постройки.

Постройкой крепости и собора Доменико Трезини внёс огромный вклад в развитие русской архитектуры. Он применил здесь принципиально новые для России того времени принципы строительства.

В 1710 году по проекту Доменико Трезини был заложен Зимний дворец Петра I (на месте нынешнего Эрмитажного театра). Зимняя резиденция Петра I была готова к осени 1712 года, до нашего времени не сохранилась. Почти одновременно со строительством Зимнего дворца, Трезини начал работу над Летним дворцом Петра I.

В 1712 году Доменико Трезини выполнил модель, по которой начал строиться монастырь в честь князя Александра Невского.

Трезини, чтобы хорошо и в срок управиться с делами, очень нужны были помощники и верные ученики. А царь Петр хотел, чтобы иноземец обучал будущих русских зодчих. Так что интересы их совпадали. В дом на берегу Мойки приходили молодые люди, обязанные изучать архитектурное искусство.

В 1718 году Доменико Трезини выиграл первый в России архитектурный конкурс на строительство здания. Это сооружение — Здание Двенадцати Коллегий — первое каменное правительственное сооружение в Санкт-Петербурге.

Высшие учреждения страны призваны действовать согласованно, в нерушимом единстве. И дома их должны стоять, плотно прижавшись друг к другу, как братья-близнецы, плечом к плечу. И Петр приказал Трезини выстроить здание Коллегии.

Построившись в линию, двенадцать «братьев» растянули свой фронт на 383 метра, почти упираясь левым флангом в будущий Мытный двор. У каждого здания свой парадный вход, своя крыша: высокая, четырехскатная с переломом.

Очень типичная для первой четверти 18-го столетия.

Первый этаж здания — галерея, где вместо колонн массивные рустованные пилоны — широкие прямоугольные столбы. Крайние — чуть шире остальных, и в них ниши для статуй. Второй и третий этажи гладкие. Лишь пилястры между окнами. По углам пилястры сдвоены.

Они — как строгая рама зрительных границ архитектурного произведения. Каждое здание на одиннадцать осей — протяженностью в одиннадцать окон. Центральная часть в три окна чуть выступает вперед. Это ризалит.

Будто неведомая сила, стремясь подчеркнуть парадность входа, выталкивает его.

«Движение» стены вперед или назад от главной линии фасада — один из характернейших признаков стиля барокко. В первой половине XVIII века архитекторы, работавшие в России, очень часто использовали этот прием.

Вход в Коллегию всегда в центре здания. Над ним нависает балкон второго этажа с красивой кованой решеткой. А на крыше, над ризалитом, — нарядный фронтон криволинейных очертаний, как требовал стиль барокко. Середину фронтона — тимпан — украшает лепное изображение эмблемы Коллегии. А на скатах возлежат высеченные из белого камня мифологические фигуры.

Невиданная до тех пор длина постройки, завораживающий ритм ризалитов и фронтонов, пилястр и пилонов, насыщенное отношение красного цвета с белым — все придавало «Двенадцати коллегиям» внушительный, торжественный вид и порождало изумление современников.

Много позднее историк архитектуры М.

Иогансен, воздавая должное зодчему, написала: «Хотя весь замысел Трезини реализован не был, тем не менее, возведенные по его проектам постройки на протяжении XVIII века не только определили облик Стрелки, но оказали явное влияние на планировку и архитектурное решение отдельных возводимых построек.

Так, модулем планировки площади на Стрелке 1760-х годов, предложенной А. Квасовым, было расстояние в 15 сажен — размер «корпуса» коллегий, а за эталон высоты была взята высота этого же здания.

Несомненно, что мотив аркады… оказал влияние на облик двух построек, возведенных вдоль северной границы площади по проектам Кваренги… Все… свидетельствует о большом значении этой работы Трезини не только для петровского Петербурга, но и последующего времени… По своему значению и масштабу данная забота должна быть, несомненно, поставлена в ряд важнейших творческих замыслов не только Трезини, но и вообще русской архитектуры того времени».

В 1723-1727 годах для архитектора был построен дом на Университетской набережной (№21). В 1995 году площадь перед ним была названа площадью Трезини.

В начальный период строительства Санкт-Петербурга Доменико Трезини стал главным архитектором Канцелярии строений Санкт-Петербурга.

Канцелярия эта изначально была создана для надзора над строительством Петропавловской крепости, называлась Канцелярией городских дел, а затем стала отвечать за развитие города в целом.

Доменико Трезини принадлежит проект сетки проспектов и линий Васильевского острова (январь 1716 года). Этот план был составлен по подобию Амстердамской планировки из сети каналов.

Трезини первым в России внёс функциональность в архитектурный стиль. Трезини разработал типовые планы жилых домов для размещения разных слоёв населения: для именитых, зажиточных и «подлых» (слово «подлый» тогда имело несколько другое значение, нежели сейчас).

В 1717 году Пётр I приказал архитектору выстроить «образцовый» дом для зажиточных, и поселиться в нём, «для примеру». Место для дома царь указал на 12-й линии, там он и был построен. Однако поселился в нём не Трезини, а барон Остерман. Образцовые дома Трезини до наших дней не сохранились.

Однако полагают, что Кикины палаты наиболее близки к типовому дому для именитых.

Для исполнения работ в срок мастеру необходимы были ученики. По приказу Петра I ими могли быть только русские, именно русских будущих архитекторов Трезини и стал обучать в своём доме на берегу Мойки. Одним из учеников Доменико Трезини стал и Михаил Григорьевич Земцов (который завершил работу над зданием Двенадцати коллегий).

Архитектурный стиль, в котором работал Трезини, называют Петровским барокко.

Последней работой архитектора была перестройка церкви св. ап. Матфия (1732-1734), в центре острова св. Петра (как отмечено на некоторых шведских картах), современного Петроградского района. Здание Церкви св. ап. Матфия есть переосвященное (в 1720 г.), деревянное здание церкви св. ап.

Петра и Павла, первоначально находившееся в Петропавловской крепости с 1703 г. Затем в связи со строительством каменного собора Петра и Павла., деревянный храм Петра и Павла был разобран в 1719г., перенесен в центр Петроградской стороны, и переосвящен 31 января 1720 г. в память св. ап.

Матфия, как храм воинской славы, в память победы русских войск в битве под Нарвой 9 (22) августа 1704 г. Храм переосвящен в присутствии императора. Храм перенесен полностью вместе с церковной утварью, иконостасом, иконами. Территория храма — ныне «Матвеевский сквер», Большая Пушкарская д.

35.

Т.к. первая перестройка церкви св. ап. Петра и Павла в 1709 г. в память Полтавской битвы была не очень удачной, не канонической, (2 колокольни, вход боковой), то после перенесения ее на современное место центра Петроградской стороны, здание было перестроено по проекту Доменико Трезини.

Перестройка храма, было последней работой Доменико Трезини, ибо 19 февраля 1734 года он умер. Сохранился единственный рисунок церкви св. ап. Матфия «деревянного» периода 1734 — 1806 г. Далее, последовал период каменные через ряд перестроек с 1800 г. по 1932г., когда храм был взорван.

Трезини был похоронен на кладбище у Сампсониевского собора. Могила не сохранилась.

Заключение

Доменико Трезини был не только первым архитектором в Петербурге, но и основателем школы российской архитектуры, из числа его учеников вышло немало опытных помощников архитектора — «гезелей»: Василий Зайцев, Григорий Несмеянов, Никита Назимов, Данила Ельчанинов, Федор Окулов.

Из зданий, построенных по проектам Трезини, Петропавловский собор и теперь выглядит весьма необычно для православного храма. Над зданием главенствует не купол, а острый шпиль колокольни. Нет и привычной полукруглой апсиды (выступа, перекрытого полукуполом или полусводом) с восточной стороны храма, где находится алтарь.

Скромное убранство собора противоречило традициям московской архитектуры XVII в. Он не случайно стал символом Петербурга — в нём заложены основы своеобразного архитектурного стиля новой столицы.

Высокая колокольня настолько удачно сочеталась с ровным, плоским ландшафтом, что позднее архитекторы старались повторить эту деталь в других важнейших зданиях города (например, в Адмиралтействе).

Здание Двенадцати коллегий на Васильевском острове, также необычно. Оно состоит из двенадцати одинаковых частей, расположенных на одной линии и украшенных только пилястрами. Здание развёрнуто не вдоль Невы, а под прямым углом к ней. По замыслу архитектора, длинный парадный фасад Двенадцати коллегий должен был выходить на предполагавшуюся площадь на стрелке острова.

Список использованной литературы

1.Лисаевич И. И. Доменико Трезини. — Л.: Лениздат, 1986. — 233 с.

2.Малиновский К. В. Доменико Трезини. — СПб: Крига, 2007. — 231 с.

.Овсянников Ю. М.Великие зодчие Санкт-Петербурга: Трезини Д., Растрелли Ф..Росси К. Изд. 2-е, доп. — СПб: Искусство-СПБ, 2000. — 632 с

Источник: http://diplomba.ru/work/83983

Доменико Трезини: биография первого архитектора Петербурга

Искусство и развлечения 15 августа 2016

Первый архитектор Санкт-Петербурга Доменико Андреа Трезини прожил довольно долгую жизнь. В России он обрел новую родину, имя и семью.

Он создал в Северной столице целый ряд значительных архитектурных сооружений, которые повлияли на русское зодчество в целом.

А его имя сегодня чаще всего можно видеть в задачнике, где школьникам предается понять, «сколько циркулей купили Петр Лопушин и Доменико Трезини». А ведь биография архитектора – это часть русской истории.

Детство и семья

О жизни и особенно о детстве Доменико Трезини известно очень мало. Он родился в небольшой швейцарской деревне Астано, неподалеку от Лугано Тессинского кантона в 1670 году, более точная дата неизвестна.

Семья происходила из итальянских дворян, когда-то обитавших в городе Трезини. На момент рождения мальчика его родители проживали в Швейцарии и имели очень скромный достаток.

Но семья гордилась своим происхождением, и над входом в их дом был размещен родовой герб в виде Андреевского креста французской формы.

Образование

Несмотря на то что семья Доменико Трезини была стеснена в средствах, они все-таки решили дать мальчику образование. Кантон Тессина, в котором проживало очень много выходцев из Италии, славился своими художественными и архитектурными школами.

Из этой местности вышло около 150 довольно известных в Европе зодчих. Поэтому семейство Трезини недолго ломало голову над тем, какую профессию дать сыну. Когда он завершил обучение в местной школе, то родители решили, что Доменико нужно продолжить образование, чтобы получить приличное место.

В это время Италия была центром архитектурного образования, там были два места средоточия учебных заведений для зодчих: Рим и Венеция. Так как Венеция была ближе и дешевле, то выбор пал на нее.

Доменико поехал постигать профессию в этот город на воде и через несколько лет получил желанный документ, подтверждающий его квалификацию. Теперь оставалось найти место работы.

Видео по теме

Приглашение из России

В Италии и в родной Швейцарии работы для Доменико Трезини не было. В это время датский король Кристиан Пятый начал большое строительство – он намеревался возвести оборонительные сооружения вокруг Копенгагена.

Пока Доменико ехал до Дании, там произошла смена власти и новый король Фредерик Четвертый не захотел нанимать Трезини на службу. Но Доменико все же нашел место и работал на возведении фортификационных сооружений в течение 4 лет.

В те времена между Данией и Россией был заключен военный союз и несколько российских придворных находились в Копенгагене и подыскивали специалистов для реализации Петра Первого. Русский посол Андрей Измайлов провел переговоры с начинающим архитектором, специалистом по фортификационным сооружениям.

Трезини было обещано высокое жалованье, «подъемные» и повышение оплаты после того, как он «покажет свое искусство». Все это оказалось более чем заманчивым, и молодой архитектор согласился поехать в такую экзотическую страну, как Россия.

Оборонительные сооружения

России срочно нужны были фортификационные сооружения для защиты своих границ от шведов. Но специалистов такого профиля в стране не было, поэтому послы и ангажировали архитекторов и инженеров за рубежом. В 1703 году водным путем из Копенгагена в Архангельск отправился Доменико Трезини.

Затем он добрался до места рождения Санкт-Петербурга и поселился в Греческой слободе. Здесь проживали разные иноземцы и, по воспоминаниям современников, никто лучше Трезини не умел решить их споры и проблемы. Первый проект, который был поручен архитектору, – форт Кроншлот в водах Финского залива.

Он активно принял на себя руководство работами и за несколько месяцев, несмотря на непривычный для архитектора холод и незнакомый язык, его команда смогла поставить форт. Он был необычной для русской традиции формы и постройка вызывала много скептических возгласов.

Однако первое же нападение шведов показало, что форт обороноспособен и это значительно возвысило Трезини в глазах Петра Первого. В честь победы в Нарве Петр решил возвести там Триумфальные ворота на манер римской традиции. Этот проект он поручил Трезини.

Мощные и парадные ворота Трезини получили прозвание «Петровские», они стали настоящим памятником русскому оружию и очень понравились русскому царю. И он повелел вернуться Трезини к месту строения Санкт-Петербурга и заняться постройкой крепости.

Петропавловская крепость

На Заячьем острове уже несколько лет велась работа – возводилась Петропавловская крепость. Доменико Трезини был отправлен на замену умершему управляющему стройкой саксонскому инженеру Иоганну Кирхенштейну.

К этому времени уже основные деревянные стены были возведены, новый инженер должен был завершить постройку кронверка на Городовом острове, заняться укреплением стен, найти способ снизить волновую нагрузку на укрепления во время наводнений и осады.

Доменико заложил первый камень в основание кирпичных стен и активно занялся строительством. Петропавловскую крепость впоследствии он будет называть главной постройкой своей жизни. По приказу Петра в крепости возводят ворота «на манер Нарвских», возводят стены, строят пороховые склады, казармы.

Все это сделано очень добротно и монументально. Царь часто посещал стройку и был доволен ее ходом. Трезини укреплял свое положение при русском дворе.

Трезини и Северная столица

После окончания основных работ в крепости Доменико Трезини, биография которого теперь навсегда связана с Россией, получает заказ на планирование жилых районов города. Построек архитектора того времени сохранилось мало, но чертежи говорят о широте и грандиозности замысла.

Начало работы архитектора приходится на «деревянный» период города, это не позволяло мастеру в полной мере показать свои возможности, все-таки он привык мыслить и творить в камне. На него возлагалось все больше обязанностей, которые он с большой ответственностью исполнял.

А вот Петр своих обещаний не выполнил, он так и не повысил архитектору жалованья, хотя в начале и сулил. Но Трезини не роптал, хотя иногда робко просил повышения оплаты. Работами по обустройству Петропавловской крепости зодчий будет заниматься до конца жизни. Но, кроме этого, царь возложил на него и другие градостроительные задачи, которые инженер с честью решал.

Первым, не военным проектом архитектора стал собор в крепости. Позже он начал заниматься гражданским строительством и вложил немало сил и выдумки в планировку Северной столицы.

Петропавловский собор

В 1712 году Доменико Трезини начал работать над проектом Петропавловского каменного собора, взамен деревянной церкви. Как и проект каменной крепости, собор стал новым словом в русском зодчестве.

На храм возлагались очень серьезные задачи: он должен был стать символом новой России, сердцем Петербурга. Собор оставался самым высоким зданием исторической части города до 2012 года и до сих пор является основной приметой петербургской перспективы.

В архитектурном смысле собор – абсолютно западноевропейское сооружение. Его внешний вид строг и лаконичен, доминантой является многоярусная колокольня. Все великолепие находится внутри собора. Здесь разместилась императорская усыпальница и великолепный позолоченный иконостас.

Интерьер напоминает самые роскошные парадные залы королевских покоев. Трезини смог воплотить в камне идею Петра – об устремленности к мощи и высоте духа.

Васильевский остров

Архитектор Доменико Трезини в 1715 году создает план регулярной застройки Васильевского острова. Большая часть построек по его проектам не сохранилась, но принцип планирования остался прежним.

Петр хотел на острове разместить административный квартал своего нового правительства и велел Трезини подготовить для этого помещения.

Сегодня здание Двенадцати коллегий, построенное по проекту Трезини, является образцом петровского барокко, прародителем которого и стал русский зодчий швейцарско-итальянского происхождения. Также по его проекту на острове был построен Гостиный двор, не доживший до наших дней.

Собственный дом

Петр Первый велел архитектору построить первый каменный дом для жизни и самому в нем поселиться «для примера». Здание разместилось на набережной Васильевского острова и стало «типовым проектом», по образцу которого впоследствии много лет велась застройка Петербурга.

Она является образцом петровского барокко, для которого характерны регулярность плана, рациональность, сочетание ордерных деталей с барочными элементами, скромность и лаконичность внешнего декора зданий.

Дом позже подвергся небольшой перестройке, но и сегодня является украшением Университетской набережной.

Постройки в Санкт-Петербурге

Доменико Трезини в Санкт-Петербурге построил несколько зданий, часть из них не дожила до сегодняшнего дня.

Но можно увидеть широту дарования архитектора в Петропавловской крепости, в планировке Васильевского острова и в первую очередь его набережной, в Летнем дворце Петра Первого в Летнем саду, в комплексе Александро-Невской лавры.

В 1726 году он начал заниматься расширением Зимнего дворца Императора Петра у Зимней канавки, построил второе здание дворца. Также Трезини занимался проектированием и строительством Галерной гавани.

Влияние Трезини на русское зодчество

На русское градостроительство сильное влияние оказали несколько иностранных зодчих, в том числе Доменико Трезини. Достопримечательности Петербурга во многом получили свой внешний вид именно благодаря его идеям. Он решительно начал строить на русской земле в европейской традиции.

Он, конечно, изучал русские принципы зодчества, но сильно их преобразовывал. И сегодня то, что Петербург выглядит так по-европейски, во многом заслуга Трезини. Также он воспитал выдающегося русского архитектора М.

Земцова, который немало сделал для развития отечественного зодчества и облика Петербурга.

Частная жизнь

Трезини был трижды женат. Первый раз он сочетался браком еще по дороге из Венеции в Швейцарию. В том браке у него родилось три дочери. Но жену он с собой в Россию не взял.

О второй жене зодчего ничего не известно, но в этом браке у него родился долгожданный сын Петр (Пьетро), крестным отцом которого стал император Петр Первый. Позже Пьетро станет архитектором и тоже будет работать в России, с М. Земцовым. Третий брак стал самым длительным и удачным для зодчего.

Мария-Карлотта – жена Доменико Трезини, которая прожила с ним до конца его дней, родила архитектору дочь и четверо сыновей.

Наследие и память

До нынешнего дня дожили 16 строений Д. Трезини в Санкт-Петербурге, но его основное наследие – это планировка Васильевского острова и формирование облика Северной столицы. Но россияне оказались не очень благодарными, и имя архитектора пережило несколько волн забвения.

Первая случилась после его смерти и продлилась почти 100 лет. О нем вспомнили, когда начали восстанавливать историю некоторых питерских зданий. Потом о нем вновь забыли на 30 лет. Всплеск интереса к нему появляется в связи с созданием Истории русского искусства. И вновь его имя уходит в Лету на четыре десятилетия.

Во второй половине 19 века о нем все чаще вспоминают, изучают его стиль, конструктивные решения. Сегодня имя Трезини вписано во все учебники по русской архитектуре. Хотя все же большая часть жителей России вновь начинает забывать его имя.

Видимо, чтобы исправить такую несправедливость, в школьном учебнике по математике появилась задача, в которой Петр Лопушин и Доменико Трезини делают покупки. Так, очевидно, решается задача вызвать интерес у молодого поколения к истории страны и ее культуре.

Несмотря на очевидные заслуги архитектора, в России до сих пор его именем не названа ни улица, ни площадь, ни даже переулок. В то время как на родине в Швейцарии, где он прожил всего 17 лет, в его честь наименована крупная городская магистраль. В конце 20 века возникла идея поставить памятник Доменико Трезини в Северной столице.

И только в 2014 году в Санкт-Петербурге, наконец, появился монумент в честь выдающегося архитектора. Творения Трезини сегодня являются частью обязательной программы при изучении русского зодчества, ведь без него облик Санкт-Петербурга и России был бы иным.

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Актриса Виктория Верберг: биография первой жены Максима Виторгана

Верберг Виктория – актриса столичного ТЮЗа. Также в ее творческой копилке свыше 20 киноработ. Желаете получить более подробную информацию о ней? Для этого нужно прочесть статью.

Искусство и развлечения
Михаил Любимов: биография, первая жена, фото

Биография этого человека завораживает и восхищает, и даже похожа на приключенческий роман. Михаил Любимов – разведчик, писатель и публицист, кандидат исторических наук и сейчас достаточно пожилой человек. Ему ст…

Новости и общество
Дубинская Светлана: биография первой жены Григория Лепса

Нашей сегодняшней героиней является первая жена Лепса – Светлана Дубинская. Хотите узнать историю их знакомства? Вам интересно, чем сейчас занимается женщина? Всю необходимую информацию можно найти в статье.

Новости и общество
Президент Бразилии: фото, биография. Первый президент Бразилии

Ныне действующий президент Бразилии является 36-м по счету с момента основания президентской республики и введения этой должности в 1891 году.Возникновение королевстваИнтересно, что до 1889 года Бразил…

Новости и общество
Мишель Обама: биография первой леди США. Мишель и Барак Обама

Мишель Обама, фото которой вы видите ниже, родилась 17 января 1964 г. Произошло это событие в американском городе Чикаго, расположенном в штате Иллинойс (США).

Образование
Харальд Прекрасноволосый: биография первого короля Норвегии

Первый король Норвегии Харальд Прекрасноволосый правил страной в 872-930 гг. Он объединил под своей властью прежде враждовавшие группы викингов и организовал несколько морских походов на запад. Начавшаяся с Харальда д…

Самосовершенствование
Алан Чумак. Биография первого советского целителя

Алан Чумак, биография которого представлена в этой статье, был первым человеком, познакомившим телезрителей бывшего СССР с такой профессией, как целитель. Причём происходило это в прямом эфире, и ему как первооткрыват…

Новости и общество
Говард Эйкен — первый архитектор машин

Наш мир – это мир маркетинга, красивых презентаций, потребительского рынка, где одну из основных ролей играет человек с деньгами, желающий приобрести товар. Отсюда и кумиры в компьютерной области: Джобс, Гейтс и…

Новости и общество
Доменико Дольче: биография, личная жизнь, интересные факты, фото

Доменико Дольче – один из основателей итальянского бренда Dolce&Gabbana. На протяжении 30 с лишним лет дизайнер вместе с партнером Стефано Габбана воспевает красоту соотечественниц, воплощенную в модной одежде. …

Искусство и развлечения
Андрей Иванович Штакеншнейдер — архитектор: биография, работы в Санкт-Петербурге и Петергофе

Штакеншнейдер – архитектор, чья фамилия знакома многим жителям России и ближнего зарубежья. Благодаря этому талантливому человеку были спроектированы многочисленные дворцы, здания, а также другие культурные памя…

Источник: http://monateka.com/article/120929/

Ссылка на основную публикацию