Архитектор андрей никифорович воронихин — биография, фото, творения

Андрей Никифорович Воронихин — выдающийся русский архитектор

Андрей Воронихин — фигура в истории отечественной архитектуре знаковая, без каких бы то ни было скидок эпохальная.

Андрей Никифорович Воронихин родился в 1759 году в селе Новое Усолье Пермской губернии, вотчине Строгановых, в семье крепостных.

Поговаривали, что он был внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова и девицы-вогулки Марфы Чероевой, выданной позже замуж за служившего у барона дворецким Никифора Воронихина.

Предположение это ничем не доказано, но, тем не менее, имеет место быть и неизменно озвучивается в материалах, посвященных судьбе архитектора.

Счастливый билет Андрея Воронихина

Мальчиком Андрей Воронихин поступил в обучение к местному иконописцу Гавриле Юшкову, одному из последних мастеров некогда знаменитой строгановской школы. В 1777 году мы уже обнаруживаем его в Москве, среди учеников В. И. Баженова и М.Ф. Казакова.

В 1779 году Андрей Воронихин отправился в Петербург, в распоряжение графа Александра Сергеевича Строганова (тот приходился барону Александру Николаевичу Строганову двоюродным братом), которому суждено было сыграть важнейшую роль в судьбе самородка.

Живя в его дворце на Невском проспекте, крепостной художник пользовался всеми правами домочадца и абсолютным доверием своего хозяина, даровавшего в 1785 году Воронихину вольную — аккурат перед тем, как отправить его вместе со своим сыном Павлом (Павел Строганов был тринадцатью годами моложе Андрея Никифоровича, но между ними сложилась преданная дружба) и его ученым гувернером Жильбером Роммом в путешествие по югу России.

В 1786 году «триумвират» пустился в новое путешествие — на этот раз по Европе; оно продлилось четыре года. В Париж они попали в 1789 году, к началу революции. Павел Строганов (под именем Поля Очера) и Ромм стали яростными якобинцами.

Русский революционер по указу разгневанной Екатерины II, узнавшей о его «проделках», в 1790 году был вызван в Россию. Вместе с ним, разумеется, вернулся и Воронихин.

Для Андрея Никифоровича парижское «сидение» оказалось по-настоящему судьбоносным — революционные вихри его занимали мало, он с головой погрузился в изучение современной архитектуры, окончательно определившись в своем жизненном кредо: он будет архитектором!

Андрей Воронихин — мастер самоучка

В Россию в 1790 году приехал сложившийся зодчий — и это при том, что никакого систематического образования Воронихин не получил, так и оставшись гениальным самоучкой.

Вскоре ему представился случай применить свои знания на практике — сгорел великолепный Строгановский дворец в Петербурге.

Александр Сергеевич Строганов поручил переустроить погибшие в огне интерьеры именно Воронихину.

На все слова о неопытности последнего граф отвечал: «Этот справится: есть у него талант, есть трудолюбие, честность!» И тот справился, возродив внутреннее убранство в стиле классицизма.

В 1797 году ему было присуждено звание академика перспективной живописи, архитектором он был «признан» в 1800 году, а профессором архитектуры в Академии художеств стал в 1802 году, когда уже строился спроектированный им Казанский собор.

Андрей Воронихин архитектура

Казанский собор в Санкт-Петербурге — лучшая и самая известная работа Воронихина, в ней он показал себя непревзойденным мастером позднего классицизма, создав одно из самых запоминающихся зданий Петербурга, один из символов города.

Одновременно со строительством Казанского собора зодчий воплощал в жизнь еще несколько фундаментальных проектов; в 1800-е годы он оказался одним из самых востребованных русских архитекторов.

Много работал Воронихин для семейства Строгановых, с 1803 года реставрировал после пожара дворец в Павловске, где жила вдовствующая императрица Мария Федоровна, причем выполнял дизайн не только интерьеров, но и мебели,осветительных приборов, ваз и пр., создавая единый художественный образ.

К наиболее известным творениям Воронихина — не считая Казанского собора — относится комплекс Горного института на Васильевском острове, совершенный с точки зрения композиции памятник начала XIX века.

К работе над этим зданием Андрей Никифорович приступил в 1806 году, следуя личному указанию императора Александра I: «Чтобы из боковых окон Зимнего дворца его было видно и чтобы при смотрении с Невы на здание слагалось у иностранцев представление о величии столичной архитектуры».

В сущности, в этой монументальной постройке архитектор воплотил свое представление об античном храме. Представление вполне творческое, ни о каких копиях здесь речи не идет.

Воронихин в жизни

В личной жизни Воронихин отличался редкой скромностью и отзывчивостью.

Печать «низкого» происхождения, отпугивавшая от него поверхностных людей, не помешала ему приобрести всестороннюю образованность и развить в себе такт, потребный в той сфере общества, в которой он вращался.

Семья архитектора (а женат он был на чертежнице Мэри Лонд, дочери английского пастора) являлась едва ли не первым в нашем отечестве образчиком трудовой интеллигентной семьи.

Скончался Воронихин в 1814 году и был похоронен с почестями на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры.

Источник: http://posmotrim.by/article/andrej-nikiforovich-voronihin-arhitektor.html

Воронихин Андрей Никифорович

Казанский собор в Петербурге,работы архитектора А.Н. Воронихина.

Фото с сайта http://www.mitropolia-spb.ru/ 

ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759—1814) — российский деятель культуры, архитектор, представитель классицизма и русского ампира. Крепостной президента АХ, графа А. С. Строганова, отпущенный на волю в 1785 г. В 1786—1790 гг.

изучал архитектуру, механику, математику, естественные науки во Франции и Швейцарии. С 1797 г. — академик «перспективной живописи» в АХ, с 1802 г. — профессор АХ.

Работая в Петербурге, создал новый простой и строгий тип общественного здания, выражающий своим архитектурным обликом мощь и величие государства — Казанский собор (1801—1811), здание Горного кадетского корпуса (1806—1811). Отличительная черта этих построек — монументальная колоннада.

Принимал участие в строительстве дворцово-парковых ансамблей в Петергофе и Павловске. Создал ряд неосуществленных проектов — Исаакиевского собора (1808—1810, Петербург) и храма Христа Спасителя (1813, Москва).

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 93.

Воронихин Андрей Никифорович(17.10.1759-21.02.1814), архитектор. Из крепостных графа А. С. Строганова, президента Академии художеств (до 1785).

С 1777 Воронихин учился в Москве, возможно, у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, с1779 работал в Петербурге. В 1786 — 90 изучал архитектуру, механику, математику, естественные науки во Франции и Швейцарии. С 1800 Воронихин преподавал в Академии художеств.

К ранним работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793), возведенного в сер. XVIII в. В. В. Растрелли. Барочные пышные формы Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом.

В этом же направлении он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Черной речке (1795 — 96), дома в усадьбе Городня (1798).

Воронихин создал новый простой и строгий тип общественного здания, в своем архитектурном образе выражающий мощь и величие государства. Таким зданием стал Казанский собор в Петербурге (1801 — 11). Воронихин построил собор как дворец, полуциркульная колоннада которого образовала на Невском проспекте площадь, ставшую центром притяжения для окружающих зданий.

Градостроительная идея играет основную роль и в здании Горного кадетского корпуса (1806-11) с монументальной колоннадой, обращенной к Неве и оформляющей въезд в город со стороны моря.

Воронихин участвовал в строительстве дворцово-парковых ансамблей Петергофа и Павловска; неосуществленными остались его проекты Исаакиевского собора (1808-10) и храма Христа Спасителя (1813).

В.А. Федоров

Воронихин Андрей Никифорович (1759, с. Новое Усолье Пермской губ. — 1814, Петербург) — архитектор. Род. в семье крепостного «канцеляриста» графа А.С. Строганова. С 1777 жил в Москве, где у него «развились способности и склонности к архитектуре». В. обучался у В.И. Баженова и М.Ф. Казакова.

Когда в 1779 граф Строганов с семьей вернулся из Парижа, кто-то обратил его внимание на талантливого крепостного, и граф принял деятельное участие в судьбе В. В 1786 В. получил вольную и в качестве учителя рисования и слуги сына Строганова отправился в путешествие по Зап. Европе. В Париже В.

изучал архитектуру, живопись, а также занимался математикой. В 1790 в связи с рев. событиями во Франции П.А. Строганов и В. вернулись в Россию. В 1793 В. написал акварели, за к-рые в следующем году был принят в Академию художеств, и приступил к своим первым скромным архитектурным работам. В.

обладал большим вкусом в оформлении интерьера. В 1795 по его проекту была построена деревянная дача Строганова (сгорела в сер. XIX в.), был разбит сад и созданы для него малые архитектурные формы.

Многолетняя внутренняя работа и практяческие строительные знания проявились в полной мере в конкурсе на проект Казанского собора в Петербурге. В нем участвовали такие крупные архитекторы, как П. Гонзаго, Ч. Камерон, Тома де Томон, Д. Кваренги, Н.А. Львов. Но из всех проектов в 1800 «утверждения удостоен план архитектора Воронихина».

С 1802 — профессор, а с 1811 — старший профессор архитектуры, В. был руководителем архитектурного класса Петербург, академии художеств. В 1806 В. участвовал в постройке ряда зданий в Павловске, в 1806 — -1811 строил Горный ин-т, в 1807 создал проект крупного здания.на Неве — дом министра уделов (не сохранился).

Лишь Казанский собор и здание Горного ин-та дошли до нас в первозданном виде. В. работал над большими проектами двух памятников Отечественной войне 1812: храма Христа Спасителя в Москве и колонны из пушек, отбитых у французов, работа над к-рыми была прервана его скоропостижной смертью. ,

Читайте также:  Приметы санкт-петербурга - мистика или реальность

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Литература:

Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. Л.-М. 1963; 

Мурашова Н.В. А.Н. Воронихии и Ф.И. Демерцов. Были и легенды // Панорама искусств. М.,1990. Вып. 13.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/voronihinan.php

Андрей Никифорович Воронихин

Андрей Никифорович Воронихин
Дата рождения: 17 (28) октября 1759
Место рождения: Новое Усолье, Пермская губерния
Дата смерти: 21 февраля (5 марта) 1814 (54 года)
Место смерти: Санкт-Петербург
Гражданство: Российская империя
Работал в городах: Санкт-Петербург, Петергоф, Стрельна, Гатчина, Павловск
Архитекту-рный стиль: Классицизм, русский ампир
Важнейшие постройки: Казанский собор

Андрей Никифорович Воронихин (17 (28) октября 1759, Новое Усолье — 21 февраля (5 марта) 1814, Санкт-Петербург) — русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.

Биография

Андрей Воронихин родился в русско-пермяцкой семье крепостных графа А. С. Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств.

Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, и в 1777 году граф отправил Воронихина учиться в Москву. Предположительно учителями Воронихина были В. И.

Баженов и М. Ф. Казаков. С 1779 года Воронихин работал в Петербурге.

В 1785 году Воронихин был отпущен на волю. С 1786 по 1790 годы он изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии.

В 1797 году художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии Художеств за картины «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793, Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797, Русский музей, Санкт-Петербург). С начала 1800-х преподавал в Академии художеств.

К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793). Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795—1796), а также дома в усадьбе Городня (1798).

В 1797 году Совет Академии присудил Воронихину звание академика перспективной живописи за картину с изображением на ней построенной им дачи Строганова на Чёрной речке в Петербурге. Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года он был профессором Академии художеств.

Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы были в 1811 году. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией.

В числе других работ Воронихина — дом Государственного казначейства, здание Горного института, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине и Павловске, а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Зодчий скончался 21 февраля (5 марта) 1814 года в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Семья

В среде современников архитектора ходили слухи о том, что он являлся внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова от связи с коми-пермячкой Марфой Чероевой, однако ныне живущие родственники зодчего (в частности, игумен Александр (Фёдоров) — прапрапраправнучатый племянник Воронихина) опровергают это предположение.

  • Отец — Никифор Степанович Воронихин
  • Мать — Пелагея Ивановна
  • Племянник — Воронихин, Николай Ильич, Рязанский губернский архитектор.

В 1801 году Воронихин женился на 31-летней Марии Фёдоровне Лонд (1770 — 23 января 1822) — англичанке и чертёжнице, проработавшей с ним около десяти лет и служившей гувернанткой в доме Строгановых.

Чтобы заключить семейный союз, Воронихину пришлось собрать кучу всяких бумаг, так как Мэри не захотела переходить в православие. После свадьбы молодожёны покинули дом Строгановых и переехали в собственную квартиру.

У супругов было шесть сыновей: двое умерли в детстве, остальные, за исключением Константина, тоже прожили очень немного. Потомства после себя они не оставили.

Адреса в Санкт-Петербурге

1807 — 21.02.1814 года — собственная дача — Каменноостровский проспект, 62.

Примечания

  1. Дворянские роды Российской империи.- Т.5.- Лос-Анджелес, 2008.- С.248

Библиография

  • Гримм Г. Г., Архитектор Воронихин. — Л. — М.: Гос.изд. литературы по стр-ву, арх-ре и стр. материалам, 1963
  • Лисовский В. Г., Андрей Воронихин. — Л.: Лениздат, 1971 (Серия: Зодчие нашего города)
  • Панов В. А., Архитектор А. Н. Воронихин, М., 1937;
  • Шуйский В. К. Андрей Воронихин // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века / cост. В. Г. Исаченко; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. — СПб.: Лениздат, 1998. — С. 19-38. — 1070 с. — ISBN 5-289-01586-8
  • Кузнецов С. О. Диалог Франческо Растрелли и Андрея Воронихина в истории Строгановского дворца в кн.: Новейший путеводитель по Строгановскому дворцу. СПб., 1995 и в кн.: Архитектура мира. Материалы конференции «Запад-Восток: Искусство композиции в истории архитектуры». Ред.-сост. Н. Смолина. М., 1996. С. 44-51.
  • Кузнецов С. О. Новые материалы о творчестве Андрея Воронихина в первой половине 1790-х годов // Петербургские чтения 99. Ред. коллегия под пред. Т. А. Славиной. СПБ., 1999. С.555-559.
  • Кузнецов С. О. Греческий сад графа Строганова // Русская галерея. 2000. № 1-2. С.74-77.
  • Кузнецов С. О. «Сочинить хорошенький кабинет». Собрание дома Строгоновых // История Петербурга. 2001. № 2. С.66-71
  • Кузнецов С. О. Дворец и его архитекторы // Наше наследие. 2001 № 59-60. С.34-45
  • Кузнецов С. О. Строгановская дача: «Одиссея на Черной речке» // Наше наследие. 2002. № 61. С.15-20
  • Кузнецов С. О. Братцево // Там же. С.39.
  • Кузнецов С. О. Казанский собор // Три века Санкт-Петербурга. Энциклопедия в трех томах. Том II. Девятнадцатый век. Книга третья. К-Л. СПб., 2004. С.36-38.
  • Кузнецов С. О. Прорубить окно на восток. Алхимический зал Строгоновского дома // Реликвия. 2005. № 4. С.44-49.

Источник: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=469

Воронихин А.Н

Андрей Никифорович Воронихин 1759-1814 г

О происхождении знаменитого зодчего Андрея Никифоровича Воронихина почти ничего не известно.

В метрической книге Спасской церкви села Новое Усолье записано, что 17 (по новому стилю — 28) октября 1759 года у «домового Никифора Воронина родился сын Андрей». Это была семья крепостных крестьян графа  Строганова, на Урале. Мальчишкой семи лет он попадает  в мастерскую уральского иконописца Гаврилы Юшкова.

К 13 годам  рисует, увлекся  архитектурой. Талант юноши привлёк внимание Строганова, который часто брал своего крепостного в многочисленные поездки по стране.
Результатом этих поездок стал альбом зарисовок и акварелей на 125 листах, известный под названием «Путешествующий по России живописец».

В качестве награды за труд, граф отправил Воронихина учиться в Москву.  Здесь у Баженова, в Московской школе архитектуры, Андрей Воронихин жадно впитывал в себя науку о зодчестве. Перед молодым человеком раскрывались новые, неведомые ему жизненные пути.В 1785 году А.

Воронихин получил вольную, однако  связей со своим бывшим хозяином и покровителем не прерывает. Напротив, многое делал для строительства и украшения дворцов графа и его семьи. С 1786 по 1790 годы он изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии.

За границу он отправился вместе с сыном Строганова Павлом, на полном обеспечении барона. Незаметно пролетели два года в Женеве и в разъездах. В Париже было чему поучиться.

Целые дни и вечера Андрей проводил в библиотеке, тщательно выписывая из книг и запоминая мысли древних зодчих о том, как они соблюдали пропорции зданий, как мостили полы, как сочетали архитектуру и ваяние в целях придания красоты строениям.

Вернувшись в Россию Воронихин занимается реконструкцией дворца Строгановых на Мойке, и усадьбы на Черной речке. Он создает  прекрасные архитектурные отделки внутреннего убранства залов, в то же время продолжая свое самообразование.

Строительная деятельность Андрея Никифоровича Воронихина не ограничивалась столицей и её окрестностями. Помимо своих крупнейших работ в Петербурге, Павловске, Петергофе, А. Н. Воронихин строил также и в русской провинции.

Недалеко от Калуги по проекту Воронихина была создана усадьба Городня — прекрасный образец усадебно-паркового зодчества того времени.

Здесь Воронихин создал и общий план всего усадебного участка, и самый парк с аллеями, сходящимися к помещичьему дому, и ворота со львами, и павильон, и ряд других небольших парковых построек.

  Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе. С 1802 года он стал профессором Академии художеств. Всю жизнь этот человек оттачивал свой талант  и знания упорным  трудом, что не мешало создавать вокруг его имени мутный ропот завистников и интриганов.

Зодчий, необыкновенно цельный по характеру своего творчества, сохраняющий свою индивидуальную художественную манеру во всём, что он создавал, А. Н. Воронихин отличается исключительной разносторонностью своего дарования. В его личности и во всей его деятельности сказывается сочетание самобытного русского таланта с широкой образованностью и упорной неутомимой работой над собой.

Значительной работой Воронихина стало здание Горного кадетского корпуса — первого высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось параллельно со строительством Казанского собора, но главным творением жизни архитектора стал Казанский собор.

 «Горный кадетский институт» — настоящий памятник русской культуры начала 19го столетия. В 1806 году на берегу Невы Воронихин воздвиг здание, фасад которого состоит из громадного фронтона, покоящегося на двенадцати мощных колоннах. По сторонам портала — две большие скульптурные группы, на берегу — спуск к воде в виде гигантской лестницы.


Горный институт

Здание Горного института архитектор задумал построить как храм науки «геологии». В этом произведении Андрей Никифорович создавал свой образ античного храма, как он его воспринимал и понимал. При этом его русский характер и мягкость сказались и здесь.

Читайте также:  Где побывал в петербурге и где умер лесковский левша?

Парадный зал института

В числе других работ Воронихина — дом Государственного казначейства, колоннады и каскад в Петергофе, интерьеры дворцов в Стрельне, Гатчине  и Павловске.

Розовый павильон в Павловске

Работая на строительстве садовых павильонов и мостов в Павловском парке, он часто отлучался туда к Камерону. Была тому и другая причина. В Павловске же на строительстве, в Стрельне и Петергофе стала часто появляться помощница зодчего Камерона, чертежница Мери Лонг, англичанка, дочь британского пастора.

Воронихин женится на 31-летней Марии Фёдоровне (принявшей православие) проработавшей с ним около десяти лет и служившей гувернанткой в доме Строгановых.  У супругов было шесть сыновей, двое умерли в детстве, остальные тоже прожили немного, не оставив потомков.

Вид на Строгановскую дачу. худ.Воронихин А.Н 1794 г

Несмотря на признание таланта живописца, Воронихин всю свою жизнь посвятил архитектуре. Постройка Казанского собора явилась делом всей жизни Воронихина.

                           «Комиссия о построении Казанской церкви» — так именовала она себя — 8 января 1801 года, во главе со Строгановым, явилась к императору окончательно утверждать проект Воронихина.

Павел согласился со всем, кроме постройки колокольни и дома для церковнослужителей. Вычеркнув эти расходы, он учинил надпись:

«Кроме сих статей, быть по сему».

Казанский собор освятили в мае 1811 года. Общее мнение было единым — это сооружение, грандиозное по замыслу и великолепное по исполнению, является одним из самых замечательных и самых оригинальных в Европе.

 Умер Воронихин А.Н в 1814году, прожив всего 54года, исполнив до конца свое жизненное предначертание. Похоронен на Лазаревском кладбище  Александро-Невской лавры. На этом же кладбище покоится прах покровителя архитектора и его бывшего барина — графа Строганова.

 

Надгробие Воронихина А.Н.

Источник: https://zavalinka-alexashka.blogspot.com/2016/02/blog-post_84.html

Воронихин андрей никифорович

0 комментариев

Русский архитектор, академик. Один из представителей классицизма в отечественной архитектуре, автор проектов зданий Казанского собора и Горного института в Санкт-Петербурге.

Андрей Воронихин родился 28 октября 1759 года в селе Новое Усолье Пермской губернии. Отец будущего архитектора был крепостным графа Александра Сергеевича Строганова. По другой версии, он был внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова, приходившегося двоюродным братом графу. Документальных подтверждений этой версии нет, потомки архитектора опровергают данное предположение.

В юности Воронихин обучался живописи у иконописца Гаврилы Юшкова. В 1777 году граф Строганов отправил его в Москву на учебу. Здесь он в течение двух лет изучал живопись и архитектуру. По некоторым данным в этот период он обучался у Матвея Казакова и Василия Баженова. В 1779 году Воронихин переехал в Петербург, где, поселившись во дворце Строганова, продолжил изучать живопись и архитектуру.

В 1785 году граф дает Воронихину вольную. В том же году архитектор вместе с сыном графа и его учителем Шарлем-Жибером Роммом совершили путешествие по России, а в 1786 году отправились в европейский вояж.

За четыре года они посетили Францию, Германию и Швейцарию, где Воронихин продолжил обучение.

В 1790 году Ромм решает остаться в революционной Франции, а Воронихин вместе с Павлом Строгановым возвращается в Петербург.

С этого времени 30-летний Воронихин начинает профессионально заниматься архитектурой. В 1791 году он обновляет интерьеры Строгановского дворца, заменив барочные формы Растрелли строгим классическим стилем.

В 1795-1796 годах он аналогичным образом перестраивает Строгановскую дачу, а также усадебный дом Строгановых в деревне Городне. В 1797 году ему присваивают звание академика перспективной живописи.

В 1800 году за проект колоннад в Петергофе он получает звание академика архитектуры.

В 1801 году Воронихин приступил к постройке самого известного своего здания – Казанского собора в Петербурге. Строительство продолжалось на протяжении 10 лет, по его итогам архитектор был пожалован орденом Св. Анны 2-й степени.

Параллельно с этим Воронихин занимается постройкой здания Горного института.

После окончания строительства собора Воронихин сосредотачивается на преподавании, до самой смерти в 1814 году, он ведет архитектурный класс в Академии художеств.

Умер архитектор 5 марта 1814 года. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Память

Памятник Воронихину установлен в Александровском парке Санкт-Петербурга.

А.Н. Воронихин. Строгановская дача. Санкт-Петербург. 1795-1796 гг.

А.Н. Воронихин. Казанский собор. Санкт-Петербург. 1801-1811 гг.

А.Н. Воронихин. Горный институт. Санкт-Петербург. 1806-1811 гг.

Смежные статьи

Награды

  • Орден Св. Анны 2-й степени

Литература

  • Гримм Г.Г. Архитектор Воронихин. Л., 1963.
  • Коничев К.И. Повесть о Федоте Шубине. Повесть о Воронихине. Л., 1973.
  • Кузнецов С.О. Дворцы и дома Строгоновых. Три века истории. СПб., 2008.
  • Кузнецов С.О. Не хуже Томона. Государственная, меценатская, собирательская деятельность рода Строгановых в 1771—1817 гг. и формирование имперского облика С.-Петербурга. СПб., 2006.
  • Кузнецов С.О. Строгоновский дворец: архитектурная история. СПб., 2015.
  • Кузнецов С.О. Строгоновский сад. О почти исчезнувшем памятнике. СПб., 2012.
  • Кузнецов С.О. Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари. М.-СПб., 2012.
  • Лисовский В.Г. Андрей Воронихин. Л., 1971.
  • Панов В.А. Архитектор А. Н. Воронихин. М., 1937.
  • Шуйский В.К. Андрей Воронихин // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века. СПб., 1998.

Статью разместил(а)

Галимзянова Евгения Александровна

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/voronikhin_andriei_nikiforovich

Воронихин А.Н

Воронихин Андрей Николаевич

Годы жизни: 1759 г. — 21.02.1814

Архитектор

Творчество Андрея Никифоровича Воронихина открывает важный этап развития русского зодчества, именуемый высоким классицизмом.

Созданный архитектором Казанский собор явился первым на берегах Невы ансамблевым зданием в широком градостроительном значении.

Неповторимый классический облик города немыслим без другого произведения зодчего — здания Горного кадетского корпуса (с 1866 г. Горный институт). Возведенные Воронихиным строения украшают пригороды Петербурга — Павловск и Петродворец.

Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 г. на Урале, в Новом Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. Его отец Никифор Степанович и мать Пелагея Ивановна были крепостными графа А. С. Строганова.

Сведения о детстве, юности и первых годах самостоятельного творчества будущего зодчего очень скудны. Первоначальное образование Воронихин получил в родных краях — в селе Ильинском, в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова, куда попадали в возрасте 6-7 лет.

Здесь он овладевал основами иконописных знаний, а к 13-14 годам начал проявлять пристальный интерес к архитектуре.

Способности его не остались без внимания Строгановых. В 1777 г. талантливого юношу отправили в Москву для дальнейшего овладения профессией. Воронихин попал в архитектурную команду выдающегося русского зодчего В. И. Баженова.

Вскоре он обратил на себя внимание другого ведущего архитектора Москвы — М. Ф. Казакова, предсказавшего ему большое будущее.

По сохранившимся документам можно предположить, что Воронихин принимал участие в росписи сеней Троице-Сергиевой лавры в 1778 г.

В конце 1779го или в начале следующего года по распоряжению А. С. Строганова Воронихин впервые приехал в Петербург.

Выписав из Парижа по рекомендации знаменитого французского философа-просветителя Дени Дидро для своего сына Павла Строганова учителя Жильбера Ромма, А. С. Строганов решил дать такое же домашнее воспитание и образование своему талантливому крепостному. Под руководством Ромма Воронихин получает систематические знания по истории, математике и естественным наукам.

В систему такого домашнего образования, практиковавшегося в аристократических семьях, входили длительные путешествия по России и за границу в сопровождении учителя.

Совершив путешествие по России, Украине и Крыму, Воронихин вернулся в Петербург, а получив вольную в 1786 г.

, отправился в Швейцарию и Францию, где продолжал знакомство с памятниками архитектуры, изучал достижения современных инженеров и зодчих.

После возвращения из-за границы в Петербург в конце 1790 г. Воронихин по-прежнему живет в Строгановском дворце. В это время дворец окончательно перестраивается и заново отделывается по проекту архитектора и инженера Ф. И. Демерцова. В 1793 г.

, после окончания отделочных работ во дворце, Воронихин написал большую акварель, где изображена Картинная галерея, за что получил первое академическое звание — «назначенного» в академики.

В дальнейшем его жизнь будет неразрывно связана с Академией художеств.

Следующими работами Воронихина явились перестройки дачи А. С. Строганова и сооружение пристани, строительство малой дачи, предназначавшейся для П. А. Строганова, благоустройство парка между Большой Невкой и Черной речкой в Новой деревне. Эти работы были выполнены в основном в 1795-1796 гг.

Первый государственный заказ Андрей Никифорович получил в 1800 г. в связи с реконструкцией Большого грота и ковша Самсона в Петергофе. Архитектору поручается разработка проекта перестройки колоннад возле ковша. Эта работа позволила ему окончательно утвердиться в звании архитектора, хотя к тому времени он уже получил должность адъюнкт-профессора Академии художеств по части архитектуры.

1800 г. явился переломным в жизни и творчестве Воронихина: был утвержден проект Казанского собора. 3 декабря создается Комиссия по построению Казанского собора во главе с А. С. Строгановым, а в следующем году Андрей Никифорович начинает его строительство.

В конце 1801 г. он женится на англичанке Мэри Лонд, после чего переезжает из Строгановского дворца в один из домов вблизи строящегося Казанского собора.

1 января 1811 г. создатель Казанского собора был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, дававшим право на потомственное дворянство, а 26 сентября того же года по освящении собора «пожалован кавалером ордена Святой Анны 2 класса, украшенным бриллиантами, а также пенсиею».

Из неосуществленных градостроительных замыслов Воронихина значительный интерес представляет проект татарского подворья. В сущности это архитектурный ансамбль, задуманный с большим размахом на достаточно обширной территории.

В начале XIX в. Воронихин выполнял работы в Фонтанном доме графа Шереметева (наб. р. Фонтанки, 34).

Читайте также:  Эклектизм в архитектуре санкт-петербурга - смешение разнородных идей и функционально-планировочных решений

Еще выше, на Фонтанке, 18, сохранился дом князя А. Н. Голицына — сравнительно небольшое трехэтажное здание, отмеченное со стороны реки четырехколонным портиком. Среди чертежей Воронихина, хранящихся в фондах Научно-исследовательского музея Академии художеств, имеются чертежи фасада и плана дома Голицына.

Выдающимся произведением Воронихина явилось здание Горного кадетского корпуса — первого высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось параллельно со строительством Казанского собора, но в более короткие сроки — с 1806 по 1809 г.

Из осуществленных работ Воронихина наибольший интерес представлял перестроенный им в 1807-1812 гг. Розовый павильон, для которого он спроектировал также мебель. Во время второй мировой войны павильон сгорел. В настоящее время он восстановлен, правда не в дереве, а в камне.

Воронихин являлся участником конкурса на проект памятника-мавзолея Павлу I в Павловске.

Среди других работ, выполненных Воронихиным для Павловского парка, следует отметить мост через реку Славянку около Пиль-башни.

Малоизученной стороной деятельности архитектора остаются его работы в качестве реставратора. Сохранился документ 1809 г., согласно которому Воронихин реставрировал Румянцевский обелиск, воздвигнутый по проекту В. Бренны в 1799 г. на Марсовом поле у Невы, и памятник А. В. Суворову работы скульптора М. И. Козловского, сооруженный там же, но ближе к Мойке.

Свою проектную и строительную деятельность Воронихин сочетал с педагогической работой. Воспитанники Академии художеств проходили практику на строительстве Казанского собора и Торного кадетского корпуса. С 11 декабря 1802 г. Андрей Никифорович профессор, а 23 сентября 1811 г. определен старшим профессором архитектуры, сменив на этом посту автора Адмиралтейства А. Д. Захарова.

Движимый патриотическими чувствами, вызванными событиями 1812-1814 гг., он создает проекты храма-памятника и триумфальной колонны из трофейных французских пушек. Но они так и остались на бумаге. 21 февраля 1814 г.

Андрей Никифорович внезапно скончался. Похоронили его на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле был поставлен памятник в виде колонны.

Ствол ее пересекает каменный руст, на котором высечен барельеф с изображением Казанского собора.

Воронихин навсегда остался в памяти народной не только как выдающийся зодчий и талантливый строитель-практик, прокладывавший новые пути в развитии русской архитектуры. Его произведения помогают воспитанию чувств высокой гражданственности, патриотизма и любви к Родине, которой Андрей Никифорович отдал все свои силы и незаурядный талант.

Источник: http://MirZnanii.com/a/299760/voronikhin-an

Творчество А.Н. Воронихина

Андрей Никифорович Воронихин,1759—1814 гᴦ.

Был крепостным графа А. С. Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств. Скорей всœего Воронихин был его внебрачным сыном, т. к. с детских лет воспитывался вместе с детьми графа. Вместе с сыном графа осуществил путешествие по Европе, где продолжил свое обучение.

В 1785 ᴦ. Воронихин был отпущен на волю. С 1786 по 1790 ᴦ. он изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии.

В 1797 ᴦ. художник получил звание академика ʼʼперспективной живописиʼʼ Академии Художеств за картины:

Вид картинной галереи в Строгановском дворце, 1793 ᴦ., ГЭ
Вид Строгановской дачи, 1797 ᴦ., ГРМ

С начала 1800-х преподавал в Академии художеств.

Именно граф Строганов дал Воронихину вольную, однако и после этого Воронихин остался жить с ним под одной крышей. Возможно именно по протекции Строганова, его проект Казанского собора в обход конкурса был принят к строительству (несмотря на победу Камерона).

Начался творческий путь Воронихина еще в конце 18 века, т. е. его творчество — это переходный период от екатерининского классицизма к ампиру.

Дворец Строгановых, архитектор Растрелли   К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца в 1793. Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом.  
Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке под Петербургом в 1795—1796.   Постройка в стиле Камерона.
Кабинœет-фонарик дворца в Павловске, 1803—05 гᴦ.
Дача Багратиона в Павловске, 1811—12 гᴦ. Эту постройку достраивал уже Росси, в дальнейшем она стала называться Павильон роз.

Из архитекторов 18 века Воронихину наиболее близок Камерон.

  • Казанский собор в Петербурге, 1801—11 гᴦ.

В этой постройке очень много от ампира, но в то же время в решении отдельных деталей прослеживается образ, связанный с 18 веком. Это первое монументальное каменное сооружение в творчестве мастера.

Образ храма был задуман еще при Павле I. При этом если бы согласно первому проекту Воронихин возвел колоннаду перед западным фасадом, как у Бернини, это бы обрезало собор и площадь перед ним от главной магистрали города — Невского проспекта.

По этой причине Воронихин заложил в проект две колоннады: со стороны северного и южного фасадов. Планировалась еще одна колоннада, соединяющая северную и южную. А перед западным фасадом еще и полукруглая площадь.

Площадь оформлена решеткой, выполненной по рисункам Воронихина в 1810—12 гᴦ.

Генеральный план Казанского собора архитектора А.Воронихина.   На плане видна вторая, нереализованная колоннада собора.   В 18 веке колоннады всœегда были ниже основного объёма, т. е. они его не скрывали, а, напротив, выявляли. А у Воронихина колоннада скрывает базилику за собой. В случае если бы Воронихин сделал всœе три колоннады, они бы поглотили тело собора, т. е. можно сказать, что здание — образец ампира, т. к. оно обнимает пространство.  
Современный план Казанского собора   Колоннада скрывает несимметричность базиликального плана, центрируя постройку, что опять же типично для эпохи ампира.
О назначении постройки говорит лишь купол, увенчанный крестом. Конструкция купола выполнена не из дерева, а из металла, следовательно, можно сказать, что Воронихин — новатор в области технологий.

Решается градостроительная задача и одновременно организуется целый район города,

т. к.:

  • планируется ожерелье площадей
  • сквозь портики пропущены улицы, соединяющие периферию с центром города
  • в отличие от овальной закрытой площади Бернини, Воронихин раскрывает свою колоннаду городу, мыслит большими объёмами, как настоящий градостроитель
  • пилястры скрывают углы постройки
  • орден коринфский с канелюрами
  • зодчий использует овы, жемчужники, декоративные вставки, ниши, однако в дальнейшем ампир от этого откажется

Изначально на площади перед собором высился деревянный обелиск. Он исчез когда появились статуи Кутузова и Барклая де Толли, работы скульптора Орловского в 1830-х годах.

Казанский кафедральный собор (собор Казанской Божьей Матери), адрес: Невский проспект, 25   Одно из крупнейших культовых сооружений в Санкт-Петербурге, один из фасадов которого выходит на Невский проспект, другой — на Канал Грибоедова. Собор дал название Казанскому острову в дельте Невы, на котором находится и Казанский мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.   После окончания строительства в 1811 году до конца 1829 года в соборе продолжались работы по отделке, которыми руководил О. Монферран.

После окончания Отечественной войне 1812 года храм стал своеобразным памятником победы. Здесь был похоронен фельдмаршал М. И. Кутузов. В этом соборе хранятся ключи покоренных городов и знамена неприятелœей.

В собор ведут двери, копирующие райские двери флорентийского баптистерия Сан Джованни работы Лоренцо Гибберти, однако порядок рельефов нарушен.

Здание украшают аттики, а в центральной части они соединяются с фронтоном. По случаю освящения храма Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени и пенсией.

  • Горный институт, 1806—11 гᴦ.
Образец ампира. Здание расположено на Васильевском острове, в зоне, где Нева впадает в Финский залив. Воронихин превратил данный участок в морские пропилеи города. Восприятие постройки рассчитано на человека, который находится на корабле, который в свою очередь входит в город.

Здание стоит на изгибе реки, что ставило перед зодчим трудную задачу. На этом месте уже стоял постройки предшествующего времени, в которых функционировал горный институт. Постройки сообщались между собой с помощью пробитых в стенах дверей. С точки зрения эстетики, красоты в этих сооружениях не было.

Здания и интерьеры были неудобны для работы. К уже существующей застройке Воронихин пристраивает два боковых крыла центральный портик. Постройку украшают всœего несколько деталей: сандрики небольшого размера, 12-колонный портик, мощная дорика, гладь стены, которая лишена скульптурного декора.

Единственным украшением постройки являются две скульптурные группы:

Похищение Прозерпины, скульптор Деммут-Малиновский
Геракл, удушающий Антея, скульптор Пименов   В 18 веке скульптура украшала постройку, а сегодня — напрямую рассказывает о назначении постройки, помогаю понять содержание, т. к. присутствует глубокая смысловая и художественная связь.  
На северо-западе Москвы у кольцевой дороги находится усадьба Братцево, которая когда-то принадлежала Строганову. Предполагается, что создателœем усадьбы был Воронихин.  
Львиный(Эрмитажный)каскад построен по проекту А.Воронихинав 1799-1801 гᴦ.   Каскад был украшен бронзовыми львами, исполненными по модели И. Прокофьева. В серединœе XIX в. Львиный каскад был полностью разобран и на его месте по проекту А. Штакеншнейдера установили трехстороннюю колоннаду из серого гранита.

Источник: http://referatwork.ru/category/istoria/view/566654_tvorchestvo_a_n_voronihina

Ссылка на основную публикацию