Александринский театр в санкт-петербурге

Александринский театр

Александринский театр.

Санкт-Петербург называют культурной столицей России, немаловажное значение при этом отводя театральному искусству.

Александринский театр – старейший профессиональный театр русской драмы, — и в наши дни радует и ошеломляет зрителей своими постановками, одаривая радужными эмоциями и духовно обогащая, оставляет неизгладимый след от прикосновения к творческому гению настоящих мастеров сцены.

Историческая справка

Прошло более двух с половиной столетий с момента подписания императрицей Елизаветой высочайшего указа об учреждении в России первого государственного национального театра. Он положил начало созданию Императорских театров России. Этот день 30 августа 1756 года считается не только днем рождения Александринского театра, но и Днем рождения всего Русского театра.

Из Ярославля пригласили группу артистов, которые, не будучи профессионалами, уже успели прославиться и приобрели известность даже при дворе.

Тем же указом Федор Волков, известный нам как основатель русского театра, был назначен первым актером, а директором – Александр Сумароков, первый русский профессиональный литератор.

Именно Сумароков познакомил читающую Россию с Шекспиром, хотя его трактовка не являлась переводом, а скорее собственным творчеством по мотивам оригинала, вызвавшая резкую критику великих современников: М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского.

И все-таки его Гамлет выдержал многократные постановки и даже приучил публику воспринимать принца Датского в исполнении Ивана Дмитриевского как человека решительного, обладающего сильной волей. Изменил автор и сюжет трагедии, превратив ее в пьесу с оптимистическим победным финалом. После дворцового переворота 1762 года цензура усмотрела в ней намек на убийство Петра III и спектакль запретили.

В те годы в театре идут и другие трагедии А. П. Сумарокова, среди них наибольшим успехом отмечены «Хорев», «Синав и Трувор», а также драмы Ф. Г. Волкова, который сочинил 15 пьес, помимо этого писал музыку к постановкам и занимался их художественным оформлением.

Здание театра — шедевр архитектуры

Ныне существующее здание театра в стиле ампир было построено в 1832 году знаменитым архитектором Карлом Росси.

Театр и разбитый по его проекту сад получили название Александринский – в честь большой поклонницы театрального искусства императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I.

Театральный ансамбль, задуманный для прославления высокого искусства, включал также Театральную улицу (нынешняя улица Росси), спроектированную по четким канонам: ширина равняется высоте зданий (22 м), а длина превышает ее точно в десять раз (220 м).

Пальму первенства Александринки на театральном поприще разделяют и заложенные в проекте новаторские инженерно-технические идеи, разработанные при участии М. Е. Кларка.

Талантливый инженер, выходец из Шотландии, будучи директором литейного завода в Петербурге, посвятил себя инженерному делу и созданию металлоконструкций. Под его руководством построен один из первых пароходов, первая подводная лодка.

Он привлекался к реконструкции Зимнего дворца после пожара, строительству Нового и Малого Эрмитажа.

Новая металлоконструкция кровли здания театра вызывала серьезные опасения и повлекла даже остановку строительства на некоторое время.

На что Росси ответил письмом к министру Волконскому, выражая твердое убеждение в точности всех расчетов и прочности конструкций, выставляя в качестве гарантии предложение: повесить его самого на стропилах здания, если что-то произойдет с крышей.

А произошло лишь то, что здание театра стоит и по сей день, и впервые капитальному ремонту оно подверглось в 2005 году. Тогда же были обнаружены и другие свидетельства надежности инженерно-технических решений:

• сохранившая абсолютную пригодность система вентиляции, почти 200 лет защищавшая здание от пожаров;
• замурованный в стене действующий термометр парового отопления, которое в ту пору само по себе уже являлось диковинкой.

Важным элементом украшения здания служит скульптура. Бог искусств и покровитель девяти муз Аполлон управляет квадригой запряженной четверкой вздыбленных коней, сдержав их стремительный бег на краю аттика здания. В нишах фасада расположились музы – Терпсихора и Эвтерпа, Мельпомена и Талия, символизирующие искусство танца, поэзии, трагедии и комедии.

Напротив здания установлен памятник Екатерине II. Всем своим видом театральный ансамбль внушал поистине императорское величие, нашедшее отражение в стихах поэта-эмигранта Н. Я. Агнивцева, воспевавшего «блистательный Санкт-Петербург»:

«… Там, где Российской Клеопатры Чугунный взор так горделив, Александрийского театра

Чеканный высится массив …»

Александринский театр.

Не менее впечатляющей роскошью отличался блестящий зал на 1700 зрителей, отделанный голубым трипом небесного оттенка, плафоном с изображением Олимпа и Парнаса. В дальнейшем закоптившаяся от масляных ламп обивка была заменена пунцовым бархатом, обновлена вся живопись потолка и стен.

В знак огромной благодарности Карлу Росси после открытия Александринского театра была пожалована театральная ложа в бесплатное пожизненное пользование. Знаменитый архитектор, создавший величественный облик центра столицы, отчаянно нуждался в средствах и просил заменить подарок денежным эквивалентом.

Такую просьбу сочли неудобной и даже не стали докладывать императору. Тогда он был вынужден регулярно продавать места в ложе. Однажды его представитель продал билеты лицам, принадлежавшим к разным социальным слоям.

Они не пожелали делить одну ложу, разразился скандал, в результате которого архитектор лишился своего права.

В 1832 году Карл Росси отошел от дел, рассорившись с придворным окружением, и умер в полном забвении в 1849 году. Александринский театр – одно из последних его творений, поражает грандиозным классическим внешним видом и декором фасадов.

В былые времена считалось верхом неприличия приходить в столь великолепный театр пешком. Огромная очередь экипажей теснилась перед входом, ведь даже студенты брали извозчика в ближнем квартале, чтобы достойно появиться перед театром.

Творческая деятельность

Открылся Александринский театр 31 августа 1832 года трагедией М. В. Крюковского «Пожарский, или Освобожденная Москва», которую предваряло исполнение увертюры из оперы «Иван Сусанин» К. А. Кавоса, прозвучавшей в момент появления императорской семьи в Царской ложе.

Среди первых спектаклей можно отметить большой успех оперы «Фенелла» Даниэля Обера (оригинальное название «Немая из Портичи»), которая примечательна тем, что главная героиня исполняет большую балетную партию без слов. Автор, не находя поющей и одновременно танцующей актрисы, придумал сделать героиню немой.

Исполнение выпускницы театрального училища Марии Новицкой, дебютировавшей в этой роли, было столь блестящим, что нашло отражение в других видах искусства. М. Ю. Лермонтов упомянул это событие в повести «Княгиня Лиговская», а художник из династии Брюлловых — Иван Павлович Брюллов – зарисовал все сцены постановки.

Литография одного из рисунков хранится в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

На сцене шли балеты и оперы, водевили и драмы, комедии и трагедии, блистали актеры Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, А. В. Каратыгин, И. И.

Сосницкий, пока во второй половине XIX века не произошло разделение императорских театров по жанрам. Александринка с тех давних пор и поныне остается драматическим театром.

Сложилась труппа актеров, имена которых прославили русскую драму: В. Н. Давыдов, К. А. Варламов, П. А. Стрепетова и, конечно же, В. Ф. Комиссаржевская.

Огромный репертуар театра, включавший лучшие произведения отечественной и зарубежной драматургии, оказал влияние на весь ход развития российской театральной культуры. На его сцене впервые увидели свет почти все спектакли русской классики, впрочем, не всегда удачно.

Известен провал чеховской «Чайки», которая через несколько лет имела поразительный успех в постановке МХАТа.
После революции сюда пришло новое искусство, тесно связанное с именем В. Э. Мейерхольда. Сменилось название театра на Государственный академический театр драмы имени А.

С. Пушкина.

Первоначальное название вернулось в театр в 1991 году, а исторический облик интерьеров возвратился в 2006 году в результате генеральной реконструкции.

В 2013 году спектаклем-лабораторией «Преступление» открылась «Новая сцена Александринского театра», которая включает в себя современную сцену-трансформер, учебный корпус, медиа-центр и Интернет-театр. Здесь проходят лекции, встречи, музыкальные проекты и экспериментальные постановки.

Сцену современного театра украшают гастроли российских и зарубежных театров, а также постановки известных европейских режиссеров.

Художественный руководитель театра Валерий Фокин позиционирует себя как последователь Всеволода Мейерхольда, что вполне демонстрируют его постановки «Ревизор» и «Гамлет».

В 2014 году Александринский театр получил статус Национального достояния, а 2016 году здание театра включено в реестр шедевров архитектуры РФ и ЮНЕСКО.

Где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/aleksandrinskij-teatr/

Александринский театр

Как это обычно бывает, день появления на свет актёрский труппы и день рождения помещения — отличаются.

Труппа была собрана 10 сентября 1756 года по указу Елизаветы Петровны, носила имя «Русский для представлений трагедий и комедий театр» и исполняла свои произведения на различных театральных площадках.

Играли актёры придворного театра и в царских резиденциях, на радость российским монархам и их высокопоставленным гостям. Собственную сцену постройки Карла Ивановича Росси актёры получили только в 1832 году.

Архитектор выбрал ампир и свои любимые жёлто-белые тона, украсив второй этаж анфиладой колонн и водрузив бронзовую скульптуру на конёк фасада. Тогдашний император Николай I был в восторге от здания и повелел театру именоваться Александринским в честь своей супруги Александры Фёдоровны.

Сразу попав в созвездие Императорских театров, Александринка долгое время была колыбелью русского драматического искусства — такого количества премьер по произведениям российских авторов не видала больше ни одна петербургская сцена. Играли здесь, разумеется, и зарубежных классиков.

Особенной популярностью у капризной публики столицы пользовались комедии Бомарше и спектакли по Мольеру.

Так сложилось, что в конце XIX века публике полюбились водевили, и именно это предопределило появление особой, «александринской» актёрской школы, в которой артисты мастерски объединяли пластику с пением или декламацией.

С Александринкой связано множество легенд. Архитекторы утверждают, что проект театра во много напоминает проект храма, где в роли алтаря выступает сцена. Актёры же поговаривают, что здание расположено на точке пересечения энергетических полей.

Кому-то из работников театра это придаёт сил во время спектаклей, а у кого-то, наоборот, отнимает. Также Александринский театр знаменит своими многочисленными коридорами и лестницами. Это настоящий лабиринт, в котором могут заблудиться и «свои люди».

Известен случай, когда внутри здания несколько часов бродил актёр и на тот момент главный режиссёр театра Леонид Вивьен, проработавший здесь 30 лет.

Эти лабиринты были сделаны с одной целью — чтобы разные сословия ни в коем случае не пересеклись друг с другом, а значит, избежали бы конфликта.

Среди людей незнатных, со скромными доходами, тоже наблюдались театралы, и обычно такие поклонники драматического искусства брали билеты повыше и подешевле.

На каждый ярус, в бельэтаж и партер ведут свои лестницы, так что будьте очень внимательны, не то попадёте не в зрительный зал, а в неудобное положение.

Знаменита Александринка и своим «музеем пыли». В его стенах действительно собраны образцы старейшей театральной пыли. В специальных сосудах хранится пыль 200-летней выдержки, которая отличается от «свежей» по цвету и структуре. Хранятся в театре и более занимательные предметы: например, костюмы, в которых актёры выходили на подмостки в прошлых веках.

Несколько залов охватывают всю богатейшую историю театра. Проще говоря, в отличие от других театров, Александринка не прячет в запасниках свои интереснейшие костюмы, реквизит, а вместе с ними и историю, а щедро делится ими с пришедшими. Посетить музей можно перед спектаклем или в антракте, но для этого нужен билет. Его цена, к слову, чисто символическая.

Петербуржцы любят Александринский театр за качественные спектакли и за то, что с 13:00 до 14:00 билеты на них в кассах театра можно приобрести с десятипроцентной скидкой. Скидка распространяется на билеты стоимостью от 300 рублей при приобретении билетов за наличный расчёт.

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Читайте также:  Государственный музей истории религии в петербурге: расписание, часы работы, цена билетов и адрес музея

Источник: https://KudaGo.com/spb/place/aleksandrinka/

Александринский театр

Адрес

пл. Островского, д. 6 

Ближайшая станция метро: Гостиный двор

Режим работы:* ежедневно 12:00–14:00 15:00–19:00

Контакты

т. +7 (812) 312–15–45

Где находится Александринский театр

Петербургский Александрийский театр или как его чаще всего называют горожане «Александринка» входит в число трех самых ценных театров северной столицы наряду с Михайловским и Мариинским театрами. Кроме того именно актеры этого театра участвовали в первых спектакля в середине 18 века. Здание театра, правда, появилось гораздо позже актерской труппы. Но обо всем по порядку.

Театр «для представлений трагедий и комедий театр» был открыт по высочайшему указу Елизаветы Петровны. Вплоть до 1832 года выступали артисты на импровизированных площадках в королевских резиденциях. Естественно посмотреть спектакли могли только члены императорского двора.

Автором проекта здания Александрийского театра является известный архитектор того времени Карл Иванович Росси. Выполненное в светлых тонах здание украшено анфиладой колонн. Русскому императору Николаю Первому настолько понравилось здание театра, что он приказал назвать его в честь своей жены Александры.

На протяжении всего 19 века Александрийский театр был ведущим театром страны. Тут ставили самые разные произведения, как русских писателей, так и зарубежных. Из числа последних можно выделить комедии Бомарше и Мольера. «Мещанин во дворянстве», к примеру, неизменно собирал полные залы.

Легенды Александринки

Ни для кого не секрет, что вокруг культовых зданий Петербурга ходит множество легенд. Чего только стоят легенды Исаакиевского собора. Александрийский театр в этом плане не исключение.

  • По словам помощников Карла Росси, театр во многом напоминает православный храм. Только вместо алтаря находится сцена.
  • Со дня открытия театра прошло уже почти 2 века. Актеры прошлого и настоящего отмечают, что здание построено в месте энергетического разлома. Одним артистам театр придает заряда сил, другие же чувствуют себя во время спектаклей подавленными.
  • Александринка – это огромный лабиринт. Здесь могут заблудиться не только зрители, но и работники. За примером далеко ходить не нужно: в свое время Леонид Вивьен (режиссер театра) на пару с одним из своих подчиненных пытался найти выход несколько часов. Кстати, лабиринтное устройство театра неслучайно. Театр в 19 веке посещали не только дворяне, но и простой люд. Дабы представители разных сословий не пересекались друг с другом, Росси сделал коридоры запутанными.

Александрийский театр в наши дни

В Александрийском театре есть даже свой собственный музей. Посетить его, нужно сказать, захочет не каждый, ведь экспонатами музея является… пыль. Да, да, театральная пыль.

Образцы середины 19 века отличают от современных «экспонатов» по цвету и структуре. В соседнем зале хранятся костюмы, в которых играли артисты 19-20 веков, а также используемый реквизит.

Посетить театр можно за символическую плату, как перед спектаклем, так и в антракте.

В наше время Александрийский театр популярен не только из-за своего репертуара и богатой истории, но и по более простой причине: с 13 до 14 билеты в кассах стоят на 10% дешевле (скидка действует только на билеты от 300 рублей и выше).

Долго искать Александрийский театр не придется, поскольку он расположен в самом центре города – на площади Островского. Билетный кассы работают каждый день без выходных с 12:00 до 14:00 и с 15:00 до 19:00. Более подробную информацию можно узнать на официальном сайте театра.

Источник: http://thesunpetersburg.com/aleksandrinskij-teatr/

Александринский театр в Санкт-Петербурге

Во время прогулки по Невскому проспекту в глубине Екатерининского сада Вы, конечно, увидите величественное здание, увенчанное квадригой с Аполлоном. Это один из старейших в России Александринский театр. Основанный как Императорский, вот уже более 260 лет он держит высокую марку, радуя зрителей своими спектаклями и фестивалями.

Петербуржцы ласково называют театр Александринкой. Свое название он получил в честь Александры Федоровны, супруги Николая I. Ее именем назван также Александровский дворец в Царском селе.

Здание, возведенное в середине XVIII века, является памятником архитектуры русского классицизма, его смело можно назвать шедевром мировой театральной архитектуры.

Если же Вы являетесь театралом, осмотрите здание не только снаружи — обязательно посетите один из спектаклей и полюбуйтесь прекрасными интерьерами — здесь сохранились фрагменты его первоначального оформления, созданные в первой половине XIX века (обратите внимание на центральную ложу и ложи рядом со сценой, решенные в виде портиков с колоннами и резными рельефами).

Также осмотреть интерьеры Александринского театра и его Новой сцены можно во время экскурсии.

Перед началом спектакля или в антракте за небольшую плату Вы можете посетить Музей русской драмы, расположенный на третьем ярусе, где представлены произведения живописи, а также костюмы, мебель и реквизит, созданные по эскизам выдающихся художников.

Театральное здание является доминантой площади Островского. Рядом с ним расположены такие известные достопримечательности Санкт-Петербурга, как памятник Екатерине Великой и созданная по строгим античным законам улица Карла Росси. Именно этот великий зодчий спроектировал площадь и прекрасное театральное здание.

Описание

Главный фасад театра обращен к Невскому проспекту. На аттике здания мы видим колесницу Аполлона с четверкой лошадей. Скульптурное убранство раскрывает назначение величественного строения:

  • Знаменитая квадрига — это символ театра и одна из эмблем города на Неве
  • Аполлон – покровитель искусства. В одной руке он держит венок, предназначенный победителю на театральной сцене, а в другой — античный струнный инструмент – кифару
  • В нишах главного фасада Вы видите Терпсихору (музу танца) и Мельпомену (музу трагедии). На фасаде, выходящем на улицу Росси и площадь Ломоносова, установлена скульптура Клио, музы истории и Талии, музы комедии. Все это говорит о том, что на сцене должны были идти спектакли всех жанров.

Надо отметить, что великий зодчий при проектировании здания проявил себя как настоящий новатор.

Для перекрытия всей постройки и зрительного зала, пролет которых составляет соответственно 30 и 21 метр, Росси совместно с инженером Матвеем Кларком создал оригинальную систему из металлических арочных ферм.

Причем, архитектор был полностью уверен в прочности своей конструкции и утверждал, что если случится какое-либо происшествие, то «пусть тот же час меня повесят на одной из стропил театра».

Зрительский зал просторный и нарядный. Для его оформления применены резной орнамент и позолота, роспись и яркая обивка кресел.

К сожалению, большая часть отделки, а также живописный плафон работы итальянского художника Антонио Виги не сохранились до наших дней.

Из истории

Царица Елизавета Петровна увлекалась театром с юности и неслучайно, что именно она 10 сентября (30 августа по новому стилю) подписала указ об учреждении русского театра. Этот день является не только Днем рождения Александринского театра, но и Днем рождения русского профессионального театра.

В своем указе Елизавета также повелела отдать первому в России государственному публичному театру каменный дом опального графа М. Г. Головкина, что на Васильевском острове. Здесь же говорилось о наборе в труппу ярославских актеров и ежегодном финансировании оного театра в размере 5000 рублей.

Долгое время у театральной труппы не было своего здания и более 70 лет она выступала на разных сценических площадках.

В 1832 году на Аничковой площади (сейчас это площадь Островского) по проекту Карда Росси был возведен театр, получивший имя Александринский. Эта сценическая площадка стала основным местом выступлений Императорской драматической труппы.

В знак благодарности театр предоставил Росси одну из лож в безвозмездное пользование. Но поскольку денег у зодчего всегда не хватало (у него было 10 детей), ложу он сдавал в аренду. По преданию, на одном из спектаклей в ложе собрались люди разных сословий и между ними произошел крупный скандал, после чего ложу у Росси отобрали.

Во время революционных событий 1917 году артисты саботирует новую власть и все спектакли отменяются. В 1919 году Александринский театр получает статус академического. В год 100-летия смерти А.С. Пушкина (1937 год) театр называется именем великого поэта.

Во время Великой Отечественной войны театральная труппа была эвакуирована в Новосибирск и до снятия блокады давала спектакли в этом городе.

К 250-летию театра проведена его реконструкция. Были восстановлены исторические интерьеры и благодаря внедрению инженерных новшеств усовершенствована сценическая площадка.

В 2013 году недалеко от главного здания, ближе к набережной Фонтанки, была открыта Новая сцена, где проходят спектакли современных авторов, демонстрируются фильмы, а также организуются лекции. В 2013 году эта современная постройка завоевала гран-при на конкурсе «Архитектон-2013», а также гран-при Российской национальной премии «Хрустальный Дедал».

Традиционно на сцене Александринки ставятся классические драматические произведения русских и зарубежных авторов.  Здесь впервые были поставлены спектакли, созданные по сочинениям А.Н. Островского и А.К. Толстого, А.С. Пушкина и И.С. Тургенева, А.П. Чехова и Л.Н. Толстого. В последние годы Александринский театр включает в репертуар и балетные постановки.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_21119.htm

Купить билеты в Александринский театр на Ticketland.ru

О площадке

Александринский театр – старейший театр, расположенный в культурной столице России Санкт-Петербурге.

Как добраться

Добраться к Александринскому театру можно с помощью метро, доехав до станции «Гостиный двор». После выхода из метро необходимо дойти до подземного перехода, расположенного на улице Садовой, спуститься в него и выйти на площади Островского, где и расположен театр.

Труппа

Художественный руководитель труппы – Фокин В. В., главный режиссер – Рощин Н. А.

В состав труппы входят народные и Заслуженные артисты России, а именно: Мартон Н. С., Семак П. М., Ургант Н.Н., Зимина Е. К., Коваленко В. В.

Репертуар

Зритель может насладиться в этом театре классическими и современными постановками «Гамлет», «Женитьба», «По ту сторону занавеса».

Цена билетов в Александринский театр

Средняя цена билетов составляет:

  • удобные места в партер стоят 1300 руб.,
  • удобные места за креслами, с которых открывается великолепный обзор, стоят 700 руб.;
  • билеты на места в бельэтаже стоят 500 руб.;
  • билеты в Александринский театр на отдаленные от сцены места стоят 400-200 руб.

Наиболее удобна царская ложа, но билеты на эти места достать практически невозможно, а их средняя цена составляет 3500 руб. и более.

Театр сегодня

В начале 2013 года была открыта Новая сцена Александринского театра, включающая в себя 4 зала, оборудованные по последнему слову техники. Здесь проводится более 100 спектаклей во время театрального сезона, а также мастер-классы, творческие встречи, фестивали, кинопоказы и другие интересные мероприятия.

С 2006 года театр проводит международный фестиваль «Александринский», в 2014 году театру было присвоен статус Национального достояния, а еще через 2 года он был внесен в реестр особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.

История театра

Александринский театр ведет свою историю от времен правления императрицы Елизаветы Петровны, которая в 1756 году своим указом создала первый публичный театр. Свое название театр получил в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны. Здание театра, которое было передано труппе в 1932 году, было создано российским архитектором Карлом Росси.

Читайте также:  Большой театр кукол в санкт-петербурге

В XIX этот театр стал настоящим культурным центром не только Санкт-Петербурга, но и всей России. Именно в XIX-XX веках на сцене Александринского театра блистали Дюр Н. О., Сосницкий И. И., Вальберхова М. И., Комиссаржевская В. Ф, Савина М. Г. и другие легендарные актеры. В то время репертуар театра состоял из постановок «Горе от ума», «Ревизор», «Чайка», «Гроза», «Маскарад».

В начале XX века театр получил название «Государственный театр драмы», но в 1990 году ему было возвращено название «Александринский». Во время блокады Ленинграда театр был эвакуирован в Новосибирск, а после окончания войны вновь продолжил работать.

Сегодня этот театр является одним из самых известных на территории России, ведь за годы своего существования он стал настоящим культурным центром страны!

Источник: https://spb.ticketland.ru/teatry/aleksandrinskiy-teatr/

Александринский театр

Historicus.ru / История культуры

     Один из известнейших театров Санкт-Петербурга, легендарный Александрийский театр был основан по указу императрицы Елизаветы.

В честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны театр был назван Александровским.

9 февраля 1937 года, когда Россия отмечала столетие со дня гибели Пушкина, театру было присвоено имя поэта, и теперь его называют Александринским, или Пушкинским театром.

     Великолепное здание, в котором театр размещается с 1832 года, было построено архитектором Карлом Росси. Обращенный фасадом к Невскому проспекту, изысканный архитектурный ансамбль является одним из лучших образцов русского классицизма. Скульптурная композиция «Колесница Аполлона», расположенная на аттике здания, стала не только символом театра, но и одной из эмблем Северной столицы.

     Репертуар театра традиционно составляют драматические спектакли русских и зарубежных классиков. На сцене Александринского театра состоялись практически все мировые премьеры произведений русской классической драматургии.

На легендарных постановках часто бывали Пушкин и Белинский, Тургенев, Островский и Блок. Здесь же Чехов переживал радость на представлении своего «Иванова» и разочарование после первой провалившейся постановки «Чайки».

Сегодня в афише театра наряду с драматическими произведениями все чаще можно встретить балетные постановки с участием звезд российской хореографии.
     Актерский коллектив Александринского театра, известного как «театр мастеров», – один из сильнейших в Петербурге.

Стены театра хранят память о выдающихся актерах В. Каратыгине, А. Мартынове, И. Горбачеве, Б. Фрейндлихе, актрисах В. Комиссаржевской, Е. Корчагиной-Александровской и многих других.

     Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина – легендарный Александринский театр – является старейшим национальным театром России.

Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра.

Учреждение театра послужило началом государственной политики Российского государства в области театрального искусства.

     Здание Александринского театра, созданное К. И. Росси, – один из наиболее характерных и выдающихся памятников архитектуры русского классицизма. В ансамбле площади Островского оно играет доминирующую роль.

В результате перепланировки усадьбы Аничковского дворца в 1816-1818 годах между зданием Публичной библиотеки и садом Аничковского дворца возникла обширная городская площадь. На протяжении более десяти лет, с 1816 по 1827 год, Росси разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади, предусматривавших сооружение на ней городского театра.

Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года. Строительство театра началось в том же году. 31 августа 1832 года состоялось его торжественное открытие.

     Здание театра расположено в глубине площади Островского и обращено своим главным фасадом в сторону Невского проспекта. Обработанные рустами стены нижнего этажа служат как бы цоколем торжественных колоннад, украшающих фасады театра. Колоннада главного фасада из шести коринфских колонн четко вырисовывается на фоне стены, отодвинутой в глубину.

Традиционный мотив вынесенного вперед классического портика здесь заменен редким в Петербурге эффектным мотивом лоджии. Гладь стен по сторонам лоджии прорезана неглубокими полуциркульными нишами со статуями муз – Терпсихоры и Мельпомены и завершена широким скульптурным фризом, опоясывающим здание.

Аттик главного фасада, украшенный скульптурными фигурами Славы, увенчан квадригой Аполлона, символизирующей успехи отечественного искусства.

     Торжественны и эффектны боковые фасады театра и южный фасад, замыкающий перспективу улицы Зодчего Росси. В работе над проектом театра Росси сосредоточил свое внимание на объемно-пространственном его решении, монументальности и выразительности внешнего облика.

Внутри здания наибольший интерес представляет зрительный зал. Его пропорции хорошо найдены. Здесь сохранились фрагменты первоначального архитектурного оформления, в частности декоративная позолоченная резьба лож у сцены и центральной большой («царской») ложи.

Барьеры ярусов декорированы вызолоченными орнаментами, выполненными во второй половине XIX века.

     В оформлении фасадов важную роль играет скульптура. Ее исполнителями были С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский и А. Трискорни. Колесница Аполлона вычеканена из листовой меди на Александровском чугунолитейном заводе по модели С. С. Пименова. К столетнему юбилею театра в 1932 году под руководством И. В.

Крестовского были заново изготовлены несохранившиеся статуи Терпсихоры, Мельпомены, Клио и Талии, установленные в нишах на фасадах.

     Театр обладает уникальными коллекциями декораций, костюмов, мебели, театральной бутафории, оружия, богатейшими музейными фондами, которые могут быть экспонированы как в России, так и за рубежом в самых престижных выставочных пространствах .

     В течение сезона 2005-2006 гг. Александринский театр осуществил генеральную реконструкцию, в результате которой воссоздан исторический облик интерьеров здания.

В то же время Александринка стала одной из самых совершенных в инженерном плане современных сценических площадок.

Торжественное открытие реконструированного Александринского театра состоялось 30 августа 2006 года в дни празднования 250-летия старейшего государственного драматического театра России.

                                           Репертуар Александринского театра.

     Первым директором Александринского театра был А.П. Сумароков, а затем – Ф.Г. Волков. Труппа театра формировалась под руководством знаменитого актера, режиссера и педагога И.А. Дмитревского.

В репертуар театра второй половины XVIII века входили драматические произведения А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, комедии В.В. Капниста, И.А. Крылова, Д.И. Фонвизина, бытовые драмы В. И. Лукина, П.А.

Плавильщикова, а также западноевропейских драматургов – П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, Мольера, Бомарше.

     С начала 1770-х годов ведущее место в репертуаре театра занимает комическая опера – своеобразный театральный жанр, сочетавший в себе драматическое действие с музыкальными номерами, пением и танцами. Основанная на сюжетах из жизни «простых людей», она быстро стала популярна.

Знаменитым был в свое время спектакль «Недоросль» Фонвизина, впервые поставленный на сцене петербургского театра в 1782 году с участием Дмитревского (Стародум), Плавилыцикова (Правдин), Михайловой (Простакова), Соколова (Скотинин) и Шумского (Еремеевна) .

     Конечно же, исполнительское искусство театра вплоть до начала XIX века было связано с театральным классицизмом – этому учил Дмитревский. Но с изменением драматургии, с расширением жанровых законов усиливались эмоционально-психологические тенденции в актерском искусстве. На сцене театра блистали С.Н. Сандунов, А.М. Крутицкий, П.А. Плавильщиков, А.Д. Каратыгина, Я.Е.

Шушерин. Сентиментальная драма и мелодрама, занимавшие значительное место в репертуаре, требовали от актеров большей естественности и простоты.      Публика любила эти жанры, поскольку они воспроизводили «обыкновенную жизнь».

Конечно, представления о «простоте», «естественности» и «обыкновенной жизни», отраженной в драматургии в разные периоды истории театра, были достаточно заметно несхожими. И нам сегодня спектакли-мелодрамы, или «слезные драмы», как «Лиза, или Торжество благодарности» Ильина, «Лиза, или Следствие гордости и обольщения» Федорова, вряд ли бы показались жизненными.

     Но таков был дух времени – на театре ценили всяческую чувствительность. Во время Отечественной войны 1812 года важнейшее значение для общества приобрели постановки трагедий В.А. Озерова – «Эдип в Афинах» и «Дмитрий Донской». Значительность их проблематики, их патриотизм были поддержаны великолепной игрой трагических актеров –Е.С. Семеновой и А.С. Яковлевым.

     В 20-х годах XIX века все больше место в репертуаре театра стали занимать комедия и водевиль А. Шаховского, М. Загоскина, Н. Хмельницкого. Лучшими комедийными исполнителями были признаны М.И. Вальберхова и И.И. Сосницкий. В это время на петербургской сцене были поставлены ранние комедии А.С.

Грибоедова – «Молодые супруги» и «Притворная неверность». В конце 20-х годов театр обратился к романтическому репертуару: инсценировкам поэм А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, романов В. Скотта.

  В актерском искусстве также складываются принципы романтического, эмоционально-действенного сценического поведения.

     На рубеже XIX-XX веков творчество Александринского театра было достаточно эклектично. На старейшей сцене тоже появилась режиссура, в которой преобладал бытовой реализм, граничащий с натурализмом (режиссер Е.П. Карпов). В 1908-1917 годах в театре несколько спектаклей ставит В.Э.

Мейерхольд, увлеченный символическими и стилизаторскими идеями. Он утверждал на сцене праздничную театральность, яркость, роскошное декорирование спектаклей.

«Дон Жуан» Мольера (1910), «Гроза» (1916), «Маскарад» (1917) последовательно развертывали перед публикой идею спектакля-маскарада, мистико-религиозного, а в теме рока «Маскарада», поставленного в канун революций, видели «гибель империи.

     После революции 1917 года театр подвергался жесточайшим нападкам со стороны революционных театральных деятелей Пролеткульта, футуристов и прочих. Они требовали роспуска труппы и ликвидации императорского театра, представляющего «старый мир» «буржуазного искусства». Конечно, это было время кризиса.

В 1919 году Александринский театр вошел в объединение академических театров, а в 1920 году переименован в Петроградский государственный академический театр драмы.      Впервые послереволюционные годы театр ставит преимущественно русскую и европейскую классику. На его сцене появилась драматургия Горького («Мещане», «На дне»).

В середине 20-х годов на его сцене появляются пьесы историко-революционного содержания: «Иван Каляев», «Пугачевщина», а режиссер Н.В. Петров ставит «Конец Криворыльска» Ромашова, «Штиль» Биль-Белоцерковского, «Бронепоезд 14-69» Bс. Иванова .      Революционная линия репертуара теперь надолго останется в театре.

И, хотя, в 30-е годы на сцене театра появятся исторические персонажи и русские самодержцы (пьеса «Петр I» A.H. Толстого, «Полководец Суворов» Бехтерева), история российская трактуется в духе «классового подхода».      В 1937 году театру было присвоено имя А.С. Пушкина.

Во время Великой Отечественной войны он работал в Новосибирске, а на его сцене шли лучшие пьесы о войне советских драматургов – «Фронт», «Русские люди», «Нашествие». С осени 1944 года он возобновил работу в Ленинграде.

К     рупнейшим событием стала постановка на его сцене в 1955 году пьесы «Оптимистическая трагедия» в режиссуре Г.А. Товстоногова. В труппе театра работали крупнейшие артисты: В.В. Меркурьев, Н.К.

Симонов, Ю.В. Толубеев, Н.К. Черкасов, В.И. Честноков, Е.В. Александровская, Б.А. Фрейндлих и великие театральные режиссёры Вс. Мейерхольд, Л. Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н.

Акимов и многие другие.

     История театра – это еще и история человеческой души, ее падений и восхождений. История театра – это история человеческого творческого дара, которым мы распоряжаемся далеко не всегда по достоинству. И все же не любить театр нельзя.

И мы любим этот великолепный, красивый и увлекательный мир театрального искусства, который поражает своим разнообразием и своей живучестью.

Ведь и в начале нового века все еще мы видим представления петрушечников на улицах и ярмарках, все еще живы традиции китайского и японского театра, по-прежнему испытываем трепет, когда слышим о «русском классическом балете» или «итальянском бельканто». Александринский театр – один из известнейших театров Петербурга.

     Много родовых особенностей есть в жизни Петербурга; но Александринский театр едва ли не есть одна из самых характеристических примет ее, едва ли это не главнейший «норов» огромной и прекрасной столицы .

Читайте также:  Поэтесса ольга берггольц

Достаточно только взглянуть на Александринский театр, который, с его прелестным сквером впереди, садом и арсеналом Аничкина дворца с одной стороны и императорскою Публичною библиотекою с другой, составляет одно из замечательнейших украшений Невского проспекта. Но кто хочет узнать внутренний Петербург, не одни его дома, но и тех, кто живут в них, познакомиться с его бытом, тот непременно должен долго и постоянно посещать Александринский театр преимущественно перед всеми другими театрами Петербурга.

     Имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства.

Уникальный комплекс зданий, с пятиярусным зрительным залом, огромной сценой, дворцовыми парадными фойе, величественным фасадом, ставшим одной из эмблем Северной столицы, вошел в число жемчужин мировой архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО.

Среди великих старейших национальных театров Европы – парижского «Комеди Франсез», венского «Бургтеатра», лондонского «Дрюри Лейн», берлинского «Дойчес театра» – Александринский театр занимает почетное место, являясь символом Русского национального театра.

Источник: http://www.historicus.ru/aleksandrinsky_theater

Александринский театр

Рубрика: Санкт-Петербург

Александринским (или Российским государственным академическим драматическим театром имени Александра Сергеевича Пушкина) называется театр в Санкт-Петербурге, являющийся едва ли не самым старым из всех драмтеатров Российской Федерации, действующим по сегодняшний день и охраняемым государством как архитектурный памятник.

Он стал первым постоянно действующим российским театральным учреждением, созданным для широкой публичной аудитории на основании Указа, изданного императрицей Елизаветой I в сентябре 1755 г. Труппа была возглавлена «патриархом российского театра» Фёдором Григорьевичем Волковым, а директорствовать назначили известнейшего российского драматурга Александра Петровича Сумарокова. С 1756 г.

театр стали именовать придворным.

С 1764 г., после кончины Волкова, руководить труппой было поручено одному из старейших актёров России Ивану Афанасьевичу Дмитриевскому.

«Российской придворной актёрской труппой» были поставлены комедии, авторами которых являлись А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин, В. И. Лукин, П. А. Плавильщиков, П. Корнель, Ж.

Расин, Ф-М Вольтер, Ж-Б. Мольер, П. Бомарше и другие замечательные драматурги.

До этого актерам приходилось давать представления во множестве различных помещений, мало приспособленных под театральные нужды.

Начиная с 1770-х г. г. основой репертуара становятся комические оперные спектакли.

Там, где сегодня находится современное здание, с 1801 г. размещался спроектированный зодчим Винченцо Бренна деревянный итальянский павильон Аничкова дворца, в котором выступала актерская труппа Антонио Казасси. Спустя какое-то время труппу распустили, а само здание приобрела государственная казна, после чего оно получило название Малый театр.

В 1833 года, спустя семьдесят пять лет после того, как была создана российская труппа, выдающийся российский архитектор Карл Иванович Росси реализовал собственный проект нового театрального здания в стиле ампир, центральный фасад которого был обращен в сторону Невского проспекта. К началу 1842 г. театр вмещал, в общей сложности, до 1 800 зрителей, размещающихся в партере, амфитеатре, в ложах и на балконах пяти ярусов.

С 1833 г. театр получил официальное название Александринского по имени императрицы Александры Феодоровны, являвшейся женой Николая I.

В течение всего 19 столетия театр являлся ведущим в столице Российской Империи, оказав огромное влияние на становление и развитие русских театральных традиций.

Ориентируясь в первые годы века на театральную культуру европейского образца, с течением времени он все явственнее обретал черты собственной оригинальной школы.

После победы русских войск над полчищами Наполеона особенно модными среди завзятых сановных театралов стали постановки в легком жанре, преимущественно в виде комедий и водевилей, в частности, пьес М. Н. Загоскина, Н. И. Хмельницкого и А. А. Шаховского.

Сенсационными явлениями в сценической жизни стали постановки комедийных произведений Александра Сергеевича Грибоедова и Николая Васильевича Гоголя. Низменными овациями публика встречала выступления выдающихся мастеров сцены Ивана Ивановича Сосницкого, Марии Ивановны Вальберховой. Николая Осиповича Дюра, Варвары Николаевны Аксенковой, Василия Андреевича Каратыгина.

Со второй половины 19 в.

труппа стала значительно омолаживаться: афиши запестрели такими звездными именами, как Владимир Николаевич Давыдов, Константин Александрович Варламов, Марья Гавриловна Савина, Павел Матвеевич Свободин, Варвара Васильевна Стрельская, Василий Пантелеймонович Далматов, Мамонт Викторович Дальский, Полина Антипьевна Стрепетова. Но бриллиантом первой величины в этой драгоценной оправе была, конечно же, гениальная русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская.

Водевильно-комедийный жанр обусловил своеобразие игровой манеры актеров – она стала отличаться живостью, динамизмом, пластикой, оригинальными особенностями внешней техники, развитием вокальных способностей.

Это, в свою очередь, привело к определенным разногласиям в творческих взглядах между представителями Петербургской и Московской школы.

Дореволюционный исторический период существования театра был отмечен неусыпным вниманием со стороны членов императорской фамилии, что также пошло на пользу труппе.

В 1921 г. театр получил название «Государственного академического театра драмы», а вскоре после этого ему присвоили имя А. С. Пушкина. В 1990-е г. г. ему было возвращено название «Александринский».

Возрожденный театр времен СССР и постсоветской эпохи получил всемирную известность как «режиссерская Мекка». В разные годы здесь ставились спектакли под режиссурой Всеволода Мейерхольда, Игоря Терентьева, Сергея Радлова, Николая Акимова, Леонида Вивьена, Григория Козинцева, Георгия Товстоногова, других знаменитых корифеев сценического искусства.

В настоящее время художественным руководителем театра является Валерий Фокин, стараниями которого уже вошло в традицию регулярное проведение на международном уровне Александринского фестиваля театрального мастерства.

Сайт: www.alexandrinsky.ru

Адрес: площадь Островского, 6, город Санкт-Петербург, Россия.

Карта расположения:

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

 

Поделиться ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/sankt-peterburg/aleksandrinskij-teatr

Александринский театр | Туры в Санкт-Петербург

Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина – легендарный Александринский театр – является старейшим национальным театром России.Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского.

Российский государственный театр драмы на протяжении двух с половиной столетий служил атрибутом Российской государственности. В 18, 19 и начале 20 веков он являлся главным императорским театром, судьбой которого занимались Российские императоры. 

С 1832 года Российский государственный театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла Росси.

Это здание было названо Александринским театром (в честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны) и с тех пор имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства.

Уникальный комплекс зданий, с пятиярусным зрительным залом, огромной сценой, дворцовыми парадными фойе, величественным фасадом, ставшим одной из эмблем Северной столицы, вошел в число жемчужин мировой архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО. 

Стены Александринского театра хранят помять о великих деятелях Российского государства, политиках, военачальниках, деятелях культуры. Здесь бывали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, П.И. Чайковский, А.М. Горчаков, С.Ю. Витте, В.А. Столыпин, К.Г. Маннергейм, многие коронованные особы европейских государств.
 

Именно здесь, в Александринском театре состоялись премьеры практически всех произведений русской драматургической классики от «Горя от ума» А.С. Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова.

Александринский театр – это учебник истории русского театрального искусства. Именно на этой сцене играли знаменитые русские актеры – от В. Каратыгина и А. Мартынова до Н.Симонова, Н. Черкасова, В. Меркурьева, И. Горбачева, Б.Фрейндлиха.

Эту сцену украшали дарования прославленных русских актрис от Е. Семеновой, М. Савиной (основательницы Союза театральных деятелей России), В. Комиссаржевской до Е. Корчагиной-Александровской, Е. Тиме, Н. Ургант.

Сегодня на сцене Александринского театра работают такие артисты, как С.Паршин, В.Смирнов, Н.Мартон, Г.Карелина, И.Волков, С.Смирнова, С.Сытник,  М.Кузнецова и др.

В театре работали великие театральные режиссёры Вс. Мейерхольд, Л.Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов.

Сегодня Александринским театром руководит известный режиссер, народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Фокин. Спектакли Александринцев вошли во все мировые энциклопедии театра.

С театром сотрудничали великие художники А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин, Н. Альтман, выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.
 

Среди великих старейших национальных театров Европы – парижского «Комеди Франсез», венского «Бургтеатра», лондонского «Дрюри Лейн», берлинского «Дойчес театра» – Александринский театр занимает почетное место, являясь символом Русского национального театра.

Театр обладает уникальными коллекциями декораций, костюмов, мебели, театральной бутафории, оружия, богатейшими музейными фондами, которые могут быть экспонированы как в России, так и за рубежом в самых престижных выставочных пространствах.

Академик Д.С. Лихачёв неоднократно говорил и писал о том, что Александринский театр «является поистине национальным достоянием России».

Разработана программа возрождения старейшего театра России.

В течение сезона 2005/2006 гг. Александринский театр осуществил генеральную реконструкцию, в результате которой воссоздан исторический облик интерьеров здания. В то же время Александринка стала одной из самых совершенных в инженерном плане современных сценических площадок. 

Торжественное открытие реконструированного Александринского театра состоялось 30 августа 2006 года в дни празднования 250-летия старейшего государственного драматического театра России.

  Утром Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир освятил сцену и зрительный зал театра, благословив собравшихся актеров, режиссеров и работников театра.

 Днем в Мраморном дворце состоялось открытие выставки «Театр прославленных мастеров», приуроченной к 250-летию русского театра. Открытие обновленной Александринской сцены было кульминацией  юбилейных торжеств.

В числе гостей  присутствовали Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, Полномочный представитель  Президента РФ по Северо-Западному округу Илья Клебанов, руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой.

Источник: https://www.tarispb.ru/guide/cnt/aleksandrinskiy-teatr

Ссылка на основную публикацию