Жак рашетт — модельмейстер императорского фарфорового завода

Развитие фарфорового производства в России

Предметы из Охотничьего сервиза. Хранятся в Гатчинском дворце.

В начале 18 века фарфор считался в Европе редким и желанным предметом роскоши. И многие правители мечтали заполучить секрет прибыльного фарфорового производства.

Петр I тоже интересовался фарфором, посещал европейские заводы, направлял в Мейсен Юрия Кологривова с целью разузнать немецкий секрет, пробовал привлекать иностранцев для налаживания фарфорового производства в России.

Петра I восхищала красивая и необычная фарфоровая керамика. Наверное, в те времена она казалась настоящим чудом и волшебством: совершенная по цвету, гладкости, форме… И император выписывал себе из-за границы разные фарфоровые предметы домашнего обихода: вазы с российским гербом, бритвенные тазики, аптекарские сосуды и разные другие предметы.

Происхождение слова Фарфор

В русский слово «фарфор» пришло из персидского языка. Словом «фахфур» персидские купцы называли китайскую посуду из белой полупросвечивающейся керамики, которой они торговали в Европе.

Английское название фарфора – porcelain (пОрслин), порцеллан или порцелин произошло от итальянского слова porcellino (порчелИно), что переводится как «поросёнок».

Но порчелино — это не только маленькая свинка, но и ракушка.

Во времена разгадывания секретного рецепта фарфора, итальянцы предполагали, что именно эти морские раковины, добавленные в керамическую массу, придают фарфору его неповторимые свойства.

Невская порцелиновая мануфактура

Первый русский фарфоровый завод появился только спустя 2 десятилетия. Придворная порцелиновая мануфактура возникла во времена правления дочери Петра — Елизаветы.

В Петербург из Стокгольма приехал специалист по керамике — Христиан Конрад Гунгер, а его помощником стал Дмитрий Виноградов, молодой русский учёный, бывший сокурсником Михаила Ломоносова. И они приступили к поиску секрета производства фарфора.

Гжельская глина считалась наиболее подходящей для опытов и в конце 1744 г. Гунгер и Виноградов начали эксперименты. Но довольно стало понятно, что заграничный специалист Гунгер не может помочь нам в этом деле, потому что не обладает достаточными знаниями. И его отстранили от дел.

Открытие тайны фарфора

И вот Дмитрий Виноградов стал проводить опыты по получению фарфора самостоятельно, судьба фарфоровой мануфактуры оказалась в его руках.

Наконец, в 1747-1748 годах Виноградов сумел получить достаточно белый и прозрачный фарфор с глазурью, которая не отставала от изделия. Его первым фарфоровым изделием стала чашечка, украшенная виноградной лозой и буквой W.

Учёный разработал точный технологический цикл производства фарфора, организовал этот процесс на мануфактуре и в 1752 году написал научную работу «Описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается».

Ценность русского фарфора для нашей страны была в том, что он был изготовлен из нашего отечественного сырья, что значительно снижало расходы на производство.
Русский фарфор Виноградова был очень качественным и не уступал по этому параметру саксонскому. А полученный состав фарфоровой массы был близок к китайскому рецепту.

Первый русский фарфор

Первые изделия из раннего русского фарфора были небольшими. Порцелиновая мануфактура выпускала фарфоровые пуговицы, чашки, табакерки, курительные трубки, декоративные части для столовых предметов (ножей и вилок), набалдашники для тростей.

Спустя несколько лет, в конце 1756 года, наши мастера научились делать и крупные предметы. Для этого нужен был большой горн для обжига фарфора, который Виноградов как раз построил и успешно испытал к этому времени.

Сервиз Собственный

В эти годы Елизавета II заказала ему изготовление первого столового сервиза. Который потом стали называть «Собственный».

Предметы из первого русского фарфорового сервиза «Собственный», изготовленного Д. Виноградовым для императрицы Елизаветы Петровны.

Белая поверхность фарфора сервиза Собственный покрыта рельефной сеточкой, в местах перекрещения которых посажены лиловые незабудки (они прописаны золотом и пурпуром). А глубокие предметы, чья основная поверхность для украшения находится снаружи, украшены рельефными гирляндами разноцветных цветочков, которые были вылеплены вручную.

Художественный фарфор в России при Екатерине II

Екатерина II всегда покровительствовала фарфоровому производству. В 1765 году она переименовала Порцелиновую мануфактуру в Императорский фарфоровый завод. Управляющим на нем был князь Александр Вяземский. Он расширил завод, привлёк на него европейских мастеров.

При Вяземском увеличился выпуск продукции и расширились рынки сбыта, что увеличило доходы. Да и превосходные фарфоровые изделия, распространяясь по стране, постепенно начинали рекламировать сами себя, радуя хозяев, которые гордились своим приобретением.

И привлекая новых покупателей из числа их гостей и знакомых.

Для того, чтобы продать первый русский фарфор, в эпоху правления Елизаветы Петровн, приходилось размещать объявления о приеме заказов. То есть — искать покупателей. Спрос был невелик. А при Екатерине II ситуация изменилась, появился стабильный спрос на фарфор, поэтому возникли склады и магазины фарфора.

Расцвет русского художественного фарфора пришёлся на «золотой век» Екатерины.

В 1779 году на Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) пригласили талантливого скульптора — Жана-Доминика Рашетта. Он стал главным модельмейстером (заведовал скульптурной частью до 1804 г.), то есть определял форму посуды, её дизайн.

Работы Рашетта отличала классическая строгость и ясность. И этот скульптор, в большей части, определил художественный стиль русского фарфора, который выпускался в это время на ИФЗ.

Рашетт стал автором около 150 моделей фарфоровых изделий.

Фарфоровые сервизы

Конечно, небольшие вещи и наборы из фарфора, предметы домашнего обихода тоже радовали своей красотой и изяществом, но только роскошные парадные сервизы из сотен предметов могут в полной мере проиллюстрировать великие достижения художественного фарфорового искусства того времени. Поражая красотой, мастерством и изящностью мысли их автора.

Арабесковый сервиз состоял из 973 предметов. Его украшали фрески, написанные в стиле тех, что нашли при раскопках на стенах Помпеи и Геркуланума.

Ялтинский сервиз прославлял русский флот и иллюстрировал процветание отечественной торговли.

Кабинетский сервиз состоит из 800 предметов, и в его медальонах — рисунки античных архитектурных памятников Италии.

Кабинетский сервиз — предметы из фонда Государственного музея А. С. Пушкина.

Сервиз с камеями

В подарок Григорию Потемкину Екатерина II заказала во Франции (в Севре) знаменитый сервиз с камеями, состоявший из более чем 700 предметов. Его доставили в Россию в 1779 году с Севрской мануфактуры.

И до 1782 года сервиз с камеями находился во владениях князя — в Таврическом дворце Петербурга.

После его смерти его передали на хранение в сервизные кладовые Зимнего дворца и потом использовали на торжественных обедах.

Отдельные предметы из столового сервиза с камеями, мягкий фарфор, Севр, Франция.

Этот уникальный сервиз стал первым столовым фарфоровым сервизом Севрской мануфактуры в стиле классицизма, для которого были изготовлены специальные формы, которые больше нигде не применялись.

Сервиз с камеями выполнен в бирюзово-васильковых тонах с позолотой, декорирован вставками из камей (копиями знаменитых античных камей из коллекции Людовика XVI). Камея — это украшение в форме медальона, вырезанное из декоративного камня или морских раковин, в котором рельефное изображение выступает над поверхностью (миниатюрный барельеф).

Посуда из сервиза императрицы Екатерины II — сервиз с камеями, изготовлен в Севре (Франция), 1778-1779 г.г.

При изготовлении этого сервиза была применена новая технология нанесения изображения — способом печати по трафаретам. На отдельных предметах сервиза: сахарницах, мороженицах, бутылочных передачах сначала оставляли гнезда под эти рельефные украшения, а потом в них вставляли камеи. Их делали отдельно из керамической массы, которую специально изобрели для этих целей.

Не удержусь, покажу вам фото Арабескового зала — парадного зала Большого Царскосельского дворца, созданного для императрицы Екатерины II по проекту архитектора Чарльза Кэмерона в античном стиле. Просто посмотрите на цвета и линии. Ничего вам не напоминает?

Интерьеры Арабескового зала.

Сын Екатерина II, император Павел I, тоже интересовался фарфоровым производством.

Его заказы на сервизы отражали характер государя. Дело в том, что Павел Петрович предпочитал вести уединённый образ жизни и сервизами на 8-20 персон успешно и полно сервировали его обычный стол. В то же время в моду вошли обеденные сервизы »dejeuner» (дужени) на две персоны.

Гурьевский сервиз

Гурьевский сервиз стал самым значительным произведением фарфорового искусства первой четверти 19 в.

Его назвали по имени Дмитрия Александровича Гурьева, который ведал фарфоровым производством во времена царствования Александра I.

Он был главой Кабинета Его Императорского Величества, и именно за счёт императорских дотаций существовал Императорский фарфоровый завод. В эти времена произошёл расцвет русского классицизма, выразившийся в стиле «ампир».

Развитие производства фарфора в начале 19 века

Гурьев не просто наблюдал за фарфоровым производством, а решил совершенствовать его.

Он пригласил высококлассных специалистов по технологии производства фарфора: Франца Гаттенбергера, профессора технологии Женевского университета (в 1803 г.

он и стал директором завода), из Берлинской королевской мануфактуры пригласил Шульца — арканиста (это составитель фарфоровой массы), Шрейбера — механика и Зейфферта — обжигальщика.

В это же время на завод привлекли художников: Степана Пименова — известного скульптора Александровской эпохи (он был адъюнкт-профессором Академии художеств), из Севра приехали Жак-Франсуа Свебах, Анри Адам и Дени Моро. К ним присоединился севрский токарь Фердинанд Давиньон.

Особенности Гурьевского сервиза

Гурьевский столовый сервиз (заказанный Гурьевым для Александра I) считался парадным, предназначался для Зимнего дворца и был рассчитан на 50 персон. Его хранили в покоях супруги Александра I — Елизаветы Алексеевны.

Степан Пименов, ставший модельмейстером Императорского фарфорового завода, разработал художественный проект сервиза.

Гурьевский сервиз выполнен в красно-коричневых тонах с золотом — такие гамма считается парадной. Фарфор сервиза украшен сценами из крестьянской жизни и пейзажами Петербурга, Москвы, Петергофа и Гатчины, которые перенесены с картин и гравюр художников: Андрея Ухтомского, Степана Галактионова, Семёна Щедрина и Фёдора Алексеева.

А изящные фарфоровые скульптуры в виде сельских юношей и девушек с корзинами, чашами и вазами над головой, служат декоративным поддерживающим элементом предметов Гурьевского сервиза, которые стоят на ножках или подставках.

Предметы из Гурьевского сервиза. Изготовлены в стиле Ампир.

Причины появления простых людей на фарфоре

Рисунки крестьян на Гурьевском сервизе появились неспроста. Эта фарфоровая посуда прославлял народ, одержавший победу в Отечественной войне 1812 года.
Отечественной войне 1812 года была посвящена и серия Военных тарелок, на которой были изображены офицеры и солдаты всех родов войск.

В то же время стали появляться фарфоровые чашки с портретами императоров, полководцев и видных деятелей эпохи.

Стали делать больше ваз

При Александре I и до конца 60-х годов 19 века выросло производство ваз. В декоре художественных фарфоровых изделиях стало больше золота, сюжеты фарфоровой живописи, в большинстве своём, были батальными и видовыми. Как и прежде, фарфоровые заводы продолжали изготовлять уникальные дворцовые сервизы.

Фарфоровый завод в николаевские и александровские времена

Во времена правления Александров (II и III) и Николая I были изготовлены фарфоровые сервизы, практически, для всех резиденций Петербурга. Сервизы различались по художественным стилям.

Одним из ведущих направлений было «русское». И вот в этом стиле, на основании исторических и этнографических сведений, по проекту известного учёного Ф. Солнцева, на ИФЗ изготовили сервиз для Большого Кремлевского дворца в Москве и сервиз Великого князя Константина Николаевича (ВККН).

Сервиз ВККН, фарфор, ИФЗ

Развитие фарфоровой живописи в России

Николаевский фарфор поражал тонкой работой живописцев (хотя, наверное, их правильнее было бы назвать вазописцами). Рисунок ваз виртуозно копировал великие произведения Рафаэля, Леонардо да Винчи, Тициана, Корреджо, Мурильо и других художников эпохи Возрождения, которые были, большей частью, в коллекции Эрмитажа.

Развивалась и иконопись по фарфору, портретная и миниатюрная живопись. Императорский фарфоровый завод был признанным лидером в фарфоровой живописи, что подтверждалось дипломами всемирных выставок в Лондоне, Париже и Вене.

Музей ИФЗ

В 1844 году был столетний юбилей Императорского фарфорового завода, к которому при нем основали музей. Первыми экспонатами его коллекции стал фарфор из кладовых Зимнего дворца.

Читайте также:  Набережная мойки санкт-петербурга - маленький поэтический уголок культурной столицы

А при Александре III было принято рациональное и полезное решение — делать высокохудожественный фарфор в 2 экземплярах — для двора и для музея.

Угроза закрытия ИФЗ

Однако, Александр II не очень интересовался ИФЗ, при нём сократилось производство фарфора, выпускали только праздничные поднесения ко двору (пасхальные и рождественские). Всё постепенно затухало.

Уменьшились и размеры изделий, более скромным стал декор и отделка. Мастера, в основном, копировали восточную и европейскую керамику.

Подумывали даже о закрытии производства, которое не приносило прибыли.

Новая жизнь ИФЗ

Никто не вечен. Императором стал Александр III, который спас ИФЗ от закрытия. На заводе активизировалось производство, Александр III интересовался фарфором, появились заказы на крупные сервизы: «Коронационный» и сервиз с рисунками Рафаэлевских лоджий в Ватикане (которые редактировал лично император).

Художественный вкус императора существенно повлиял на художественный стиль фарфорового завода. Александр любил вазы: китайские и японские, цветные глазури, терракоту. С его подачи подглазурная живопись стала активно использоваться на ИФЗ.

Фарфор во времена Николая II

К концу 19-началу 20 века производство фарфора усовершенствовалось за счет внедрения новых современных технологий и оборудования. Высокий уровень развития художественных технологий в сочетании с научными достижениями способствовал появлению промышленного (химического и электротехнического) фарфора, (который и сейчас используется, например, в электрических изоляторах).

Большие заказы на сервизы поступили от императрицы Александры Фёдоровны. В результате появились сервизы «Александринский» и «Царскосельский».

А для Николая II ИФЗ выпустил серию военных тарелок с военными в мундирах времен Александра III и фарфоровые скульптуры серии большой этнографической достоверности «Народы России» (их изготовили по моделям П. Каменского). Серия призвана была укреплять идеи русской государственности.

Архангельская женщина из серии Народы России.

В начале 20 века завод сотрудничает с большими русскими художниками из объединения «Мир искусства»: Сомовым, Лансере и Чехониным.

Влюблённые. Автор — Константин Сомов. ИФЗ

В дореволюционные годы завод находился в образцовом состоянии и по части технологии, и художественных достижений.

http://konctanciya.info/

Источник: https://aleks070565.livejournal.com/1967156.html

Татарские типы (не только и не столько об этом) в фарфоре Рашета. Метрополитен-музей

Опять кругами возвращаюсь на Урал… Не получается найти пути покороче.

«Знаменитая этнографическая серия Ж.-Д.Рашетта «Народности России» способствовала прославлению матушки-России. В основном скульптуры воспроизводят в фарфоре иллюстрации из фундаментального туда академика И.-Г.Георги (1729-1802) «Описание обитающих Российском государстве народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достойнопамятностей» (СПб., 1776-1777)». — http://apodarok.ru/info/sel/?213
Нашёл и некоторые рисунки, фарфоровые статуэтки намного изящнее изображений в книгах Георги. Вот что забавно. Язык оригинала (или) — немецкий, грубо говоря (а может, одновременно, год один 1776), немцы раньше и «больше» могли узнать о татарских народах России, чем русские. Но иллюстрации появляются уже в издании переведённой версии.

Георги Иоганн-Готлиб (Иван Иванович)/Johann Gottlieb Georgi (Померания, 31 декабря 1729 – Санкт-Петербург, 27 октября 1802) и библиография. (Там же можно скачать сканы упоминаемых книг для сравнения)

Императорский фарфоровый завод — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Расположен в Санкт-Петербурге, основан в 1744 году.

Первоначально именовался «Порцелиновой мануфактурой», с 1765 — Императорский фарфоровый завод, с 1917 — Государственный фарфоровый завод (ГФЗ — аббревиатура клейма), в 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В.

Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ — аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод) — до 2005 года.В XVIII веке в России отмечался высокий интерес к фарфору.

1 февраля 1744 года камергер императрицы Елизаветы Петровны, барон Николай Корф, находившийся с дипломатическим поручением в Стокгольме, заключил по поручению императрицы договор с Христофором Гунгером, который обязался организовать в Санкт-Петербурге производство фарфора.

Организация будущей Порцелиновой мануфактуры и надзор за ней были поручены управляющему кабинета Её Императорского Величества барону Ивану Черкасову.

Гунгер получил материальную поддержку и свободу действий, но не был настолько сведущ, чтобы организовать производство фарфора с нуля.

За всё время пребывания в России (1744—1748) он изготовил лишь полдюжины чашек сомнительного качества: они имели искривлённую форму, а цвет их был тёмен. Перед Черкасовым встала проблема: искать нового мастера за границей или доверить производство Дмитрию Виноградову, русскому химику, сподвижнику М. Ломоносова, зачисленному на мануфактуру именным указом императрицы в ноябре 1744 года и с самого начала приставленного к Гунгеру для обучения. Выбор Черкасова оказался удачным: Виноградов смог наладить в Санкт-Петербурге производство высококачественного фарфора.

Marking: Painted in underglaze blue enamel inside base in Cyrillic: Monogram E II (factory mark, period of Catherine [Ekaterina] II, 1762–96); Incised inside base: PМаркировка: монограмма на кириллице Е II (фабричная маркировка при Екатерине второй)

Прочерчено внутри основы: Р — я думаю, но не уверен — первая буква фамилии — Рашет, Яков Иванович (фр. Antoine-Jacques-Jean-Dominique Rachette; 1744—1809).

Значит следующая статуэтка не рашетовская? Откуда и зачем берётся эта тема?

Tartar (Татарин) / Imperial Porcelain Manufactory, St. Petersburg

Date: ca. 1760–70Culture: Russian (St. Petersburg)Medium: Hard-paste porcelainDimensions: H. 7-3/16 in. (18.3 cm)Marking: [1] Double-headed eagle (factory mark, impressed on base)

Маркировка: Двуглавый орёл (фабричный знак, выдавленный на дне основы)

[2] Astrological symbol for Mars (factory mark indicating clay form Gjelsk, impressed on base)

Астрологический знак Марса (фабричная марка, указывающий, что глина доставлена из Гжеля, «Гжельск», видимо, от гжельская глина)

— Прим. Р.Б.: Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины 17 века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Тогда же для аптекарского приказа было доставлено в Москву 15 возов глины из Гжельской волости и «повелено держать ту глину на аптекарские дела: и впредь тое глину изо Гжельской волости указал государь изымать и возить тое же волости крестьянам, какая же глина в Аптекарьский приказ надобна будет». В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу «для алхимической посуды». Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…». — http://ru.wikipedia.org/wiki/ГжельProvenancePalace of Gatchina, St. Petersburg ; [ Le Passé , New York, 1942; sold to Wilson ] ; R. Thornton Wilson (until 1943; to MMA)

— Находилась в дворце в Гатчине, в 1942 году продана Вильсону?

Tartar Woman (Татарская женщина) / Imperial Porcelain Manufactory, St. Petersburg

Date: ca. 1780–1800Culture: Russian, St. PetersburgMedium: Hard-paste porcelainDimensions: Height: 8 3/16 in. (20.8 cm)Classification: Ceramics-PorcelainCredit Line: The Jack and Belle Linsky Collection, 1982Accession Number: 1982.60.162Unmarked — Без клеймаЭто, видимо, телеуты или белые калмыки по Георги? «Татарская баба в Кузнецке…» по изданию 1776 года.

Tartar Woman/ Imperial Porcelain Manufactory, St. Petersburg

Date: ca. 1780–1800Culture: Russian, St. PetersburgMedium: Hard-paste porcelainDimensions: Height: 8 3/8 in. (21.3 cm)Classification: Ceramics-PorcelainCredit Line: The Jack and Belle Linsky Collection, 1982Inscribed on the back of base in raised Cyrillic letters: BABA:TATARSKAYAНа дне подставки заглавными русскими буквами написано: БАБА: ТАТАРСКАЯUnmarked — фабричных отметок нет.

Tartar Woman/ Imperial Porcelain Manufactory, St. Petersburg

Татарская женщина. Императорский фарфоровый мануфактура, Санкт-Петербург.Date: ca. 1780–1800Culture: Russian, St. PetersburgMedium: Hard-paste porcelainDimensions: Height: 8 1/4 in.

(21 cm)Classification: Ceramics-PorcelainCredit Line: The Jack and Belle Linsky Collection, 1982Inscribed on back of base in raised Cyrillic letters: BABA:TATARSKAYAНа дне подставки на заглавными русскими буквами написано: БАБА: ТАТАРСКАЯ…

Изначально завод имел статус Императорской фарфоровой мануфактуры и располагался на Шлиссельбургском тракте, близ берега Невы, в 10 верстах от Петербурга. При нём действовала Преображенская церковь 1730-х гг. постройки, а рядом образовалось кладбище Фарфорового завода. В XX веке весь участок вошёл в черту города (пр. Обуховской Обороны, 151).

Валериан Емельянович Галямин (1794—1855) был назначен директором в 1832 году. Руководя до этого топографическим училищем, он сумел как-то вручить императрице два альбома своих акварелей. «Отличный рисовальщик» — так говорили про него при дворе.

Возможно, не это сыграло роль при выборе его кандидатуры на должность директора изящного завода, но его вкус к прекрасному очевидно сказался на продукции предприятия. При Галямине стали работать такие художники-мастера, как А. Воронихин, С. Пименов. Были построены лазарет, аптека, богадельня. Созданы бронзовое заведение, гончарная мастерская.

Открыты отечественная школа мастеров-художников по фарфору и училище для детей работников завода. К 100-летию производства создали музей, где демонстрировались образцовые изделия.В конце XIX века император Александр III распорядился, чтобы все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах — один должен был оставаться в музее завода.

Традиция регулярного пополнения заводского музея была сохранена и в XX веке, в том числе в советскую эпоху.В 1901-1907 были выполнены в бисквите скульптуры Адамсона: «Внимая шепоту моря», «Поцелуй волны», ,«Рождение Венеры»; «Последний вздох корабля», «Демон», «Вопль души».Коллекция музея дважды эвакуировалась, первый раз — осенью 1917 г. её вывезли в Петрозаводск (до 1918 г.

), второй — в 1941 г., когда экспонаты были вывезены в Ирбит (Урал).В 1920-х на заводе творили известные художники-супрематисты — Казимир Малевич, Илья Чашник, Николай Суетин, а также учёный-технолог Николай Качалов.В течение более чем 60 лет на заводе работал виртуоз русского традиционного стиля Алексей Воробьевский. С 2002 года завод является собственностью главы «Уралсиба» Николая Цветкова. В 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в «Императорский фарфоровый завод».

Часть 2. Как вы понимаете Рашет имеет непосредственное отношение к Уралу… (конечно, как обычно я узнаю об этом случайно)

Г. В. Гассельблат, С. Н. Рошет. Горный инженер Владимир Карлович Рашет и его родственное окружение.

Жизнь и деятельность русского горного инженера В. К. Рашета неразрывно были связаны с Уралом, как во время его работы непосредственно на уральских заводах, так и во время пребывания его вне Урала.

Изобретатель и строитель знаменитых чугуноплавильных печей своей системы, проработавших на уральских заводах более 100 лет, разработчик концепции развития уральской региональной экономики ХIХ века является одной из ярких фигур российской истории.

Владимир Карлович родился 07.11.1812 г. в С.‑Петербурге в семье крупного государственного чиновника, воспитывался в числе пансионеров на казённом содержании в Горном кадетском корпусе, впоследствии ставшем Институтом Корпуса горных инженеров. В 1833 г.

окончил обучение с малой золотой медалью, был произведен в чиновники 12 класса по горному ведомству и командирован в Фалунскую горную школу Швеции для продолжения учёбы и изучения технологии и организации горнозаводского дела(1). По возвращении из командировки в 1836 г.

составил обстоятельный отчёт по итогам изучения шведских предприятий, который был в дальнейшем опубликован(2). Директор Фалунской горной школы профессор Сефстрём был награждён русским орденом Св.

Анны 2-й степени «за оказанное содействие офицерам» Рашету и Хирьякову в изучении шведского горного дела(3).

Молодой специалист получил звание горного инженера-поручика и был направлен на работу в качестве лаборанта на заводы Гороблагодатского казённого горного округа в Кунгурском уезде Пермской губ. Лаборант промышленного комплекса – горного округа того времени был представителем науки.

На него возлагались обязанности проводить физические испытания и химические анализы добываемых руд, выплавляемых металлов и изготовляемых изделий, составление шихты, разработку наиболее оптимальных и рентабельных технологий металлургического производства. На предприятиях Гороблагодатского округа и на Воткинском заводе В. К.

Читайте также:  Ростральные колонны в санкт-петербурге

Рашет внедрил шведскую технологию производства железа, передал шведский опыт кричным мастерам(4). В апреле 1838 г. он произведен в чин капитана.. В декабре 1839 г.

«за отличные познания и успешное оных применение к техническим производствам и за примерное заведование Гороблагодатской химической лабораторией Всемилостивейше награждён орденом Св. Станислава 3-й степени»(5).

В апреле 1841 г. В. К. Рашет был отозван в распоряжение штаба корпуса горных инженеров и направлен в двухгодичную командировку на горнозаводские предприятия Европы, «чтобы заняться подробным изучением металлургии железа со всеми отраслями чугуноплавильного, железного и стального производства при употреблении древесного горючего материала»(6). Во всём мире, в т. ч.

и в России, при постоянной конкуренции между частными и казёнными предприятиями оплата труда специалистов на государственных предприятиях была значительно ниже, чем на частновладельческих. Поэтому одним из условий командирования специалиста за границу «для обеспечения пожертвований на таковую командировку, казною делаемых, обязать г.

Рашета прослужить по возвращении из заграницы не менее 6 лет на казённых предприятиях, в чем и дал г. Рашет надлежащую подписку»(7). По возвращении в Россию В. К.

Рашет снова составил обстоятельный отчёт о состоянии европейской металлургии, за который он был пожалован чином майора, и «было повелено – производить доколе на заводах служить будет по 420 рублей серебром прибавочного жалования из сумм заводских»(8).

В марте 1844 г. В. К. Рашет был назначен управителем Нижнетуринского завода Гороблагодатского казённого округа и золотых промыслов того же округа. Он наметил реконструкцию завода, но отсутствие средств на её реализацию не позволило ему выполнить свои планы.

Источник: https://tatar-ile.livejournal.com/35234.html

Императорский фарфор .ЭРМИТАЖ

Соусник с поддоном Россия, Санкт-Петербург, 1825-1855 гг.

Многие государи стремились стать обладателями престижного фарфорового производства, которое к тому же приносило значительный доход.

Plate from the Cobalt service.Тарелка настенная с видом фермы в Павловске Россия, Санкт-Петербург, 1825 — 1855 гг.

Царь Петр I выписывал из-за границы дорогие фарфоровые изделия для повседневного обихода, а во время посещения европейских государств интересовался фарфоровыми заводами и даже пытался с помощью иностранцев наладить производство фарфора в России.

Идея Петра I о создании Придворной порцелиновой мануфактуры осуществилась через два десятилетия в период правления его дочери Елизаветы Петровны (1741-1761).

Сервиз великого князя Константина Николаевича

Ещё предметы из сервиза великого князя Константина Николаевича с монограммой «ВККН» (Константиновский сервиз). Россия, Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1848. Проект Ф. Г. Солнцева. Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота, цировка

Dish in the style of «Imari». China. The first half of the XVIII century. Porcelain, underglazepainting (cobalt) and overglaze polychrome painting and gilding.

 Dish of the glass with the Crown of the Russian Empire

Для организации производства в Петербург из Стокгольма пригласили Христиана Конрада Гунгера. Помощником к нему был приставлен молодой ученый Дмитрий Виноградов, учившийся за границей вместе с Михаилом Ломоносовым.

В конце 1744 г. они приступили к опытам над русской глиной гжельских залежей.

Однако вскоре выяснилось, что Гунгер не обладает достаточными знаниями для организации производства фарфора в России, и

в 1748 г. он был отстранен от дела.

Судьба фарфоровой мануфактуры была доверена Дмитрию Виноградову. В 1747-1748 гг. проводились опыты, причем Виноградову удалось получить достаточно белый и прозрачный фарфор с глазурью, не отстающей от массы.

Он сумел организовать новое производство с точно разработанным технологическим циклом и написал теоретический труд «Описание чистого порцелина, как оной в России при Санкт-Петербурге делается» (1752).

Русский фарфор, созданный Виноградовым исключительно из отечественного сырья, по качеству не уступал саксонскому, а по составу массы приближался к китайскому.

До начала 1750-х гг. выпускались небольшие предметы — фарфоровые табакерки, чашки, пуговицы, набалдашники для тростей, курительные трубки, черенки для ножей и вилок.

Изготовление крупных предметов стало возможным в декабре 1756 г., когда Виноградов построил большой горн и удачно провел в нем первый обжиг. К этому же времени относится личный заказ императрицы Елизаветы Петровны на изготовление первого столового сервиза, получившего название «Собственный».

Собственный Сервиз Елизаветы Петровны в Эрмитаже

Собственный столовый и десертный сервиз императрицы Елизаветы Петровны. Предметная композиция. Россия, С.-Петербург. Невская порцелиновая мануфактура (с 1765 – Императорский фарфоровый завод)

Сервиз покрыт рельефной сеткой с незабудками, прописанными золотом и пурпуром, и украшен яркими гирляндами цветов, вылепленными вручную.

Наивысшего расцвета русский художественный фарфор достигает в «золотой век» Екатерины (1762-1796). С самого начала своего правления Екатерина II покровительствовала фарфоровому производству. В 1765 г.

Порцелиновая мануфактура была переименована в Императорский фарфоровый завод.

Сервиз с вензелем Екатерины II. Императорский фарфоровый завод. 1780 г

блюдо из сервиза, заказанного Екатериной Великой для своего фаворита графа Григория Орлова с его монограммой. Императорский фарфоровый завод, 1763–1770. Проект декора — Г. Козлов

Чашка с блюдцем и крышкой с монограммой императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. Императорский фарфоровый завод, период правления Павла I, 1796-1801. Не имеет аналогов в российских музейных собраниях

В следующем сервизе нашла свое отражение эпоха расцвета Императорского фарфорового завода первой трети XIX века, когда завод изготавливал большие парадные сервизы для дворцов Дома Романовых. Сервиз «Александрия» впервые был сделан для супруги Николая I императрицы Александры Федоровны.

Императорский фарфоровый завод, сервиз «Коттеджный», форма «Александрия»

(1827-1829 гг.)

В 1773-1792 гг. предприятием управлял генерал-прокурор князь Александр Вяземский, который расширил завод, пригласил для работы европейских мастеров, увеличил выпуск и сбыт продукции.

Если при Елизавете Петровне публиковались объявления о приеме заказов, то при Екатерине II уже появились склады и магазины для продажи фарфора.

Кофейный сервиз «Русский балет» Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург.

Сервиз с росписями по мотивам Лоджий Рафаэля в Ватикане (по эскизу Вивана Босэ). Санкт-Петербург, Императорский фарфоровый завод. 1861 г.

Конфектура с семью розетками на бронзовых ветвях. Россия, Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. Середина XIX века. Фарфор; роспись надглазурная полихромная, позолота

Готический сервиз. Россия, Санкт-Петербург. Императорский фарфоровый завод. 1832

Художественное направление деятельности завода этого периода наиболее полно выражено в творчестве скульптора Жана-Доминика Рашетта — поклонника классической ясности и строгости. Рашетт был приглашен на завод в 1779 г. в качестве главного модельмейстера и заведовал скульптурной частью до 1804 г. Известно, что он был автором примерно 150 моделей.

Вершиной славы Императорского завода стали заказанные Екатериной II роскошные парадные столовые сервизы.

«Арабесковый» сервиз, состоящий из 973 предметов, украшен орнаментом из арабесков в стиле античных, открытых при раскопках Помпеи и Геркуланума, фресок.

В росписи сервиза «Яхтинский» воплотилась мысль о могуществе русского флота и процветании отечественной торговли. В медальонах «Кабинетского» сервиза (800 предметов) запечатлены архитектурные памятники античной Италии.

С большим интересом относился к фарфоровому производству Павел I (1796-1801). Император предпочитал заказывать мастерам завода небольшие сервизы на 8-20 персон, что вполне соответствовало его уединенному образу жизни. Тогда же стали входить в моду сервизы «dejeuner» 

В течение всего царствования Александра I (1801-1825) во главе Кабинета Его Императорского Величества, за счет дотаций которого существовал Императорский фарфоровый завод, стоял граф Дмитрий Александрович Гурьев.

С первого же года службы он приступил к реорганизации дела. Для поднятия уровня техники производства был приглашен профессор технологии Женевского университета Франц Гаттенбергер (с 1803 г. директор завода).

С целью усовершенствовать способы производства фарфора Гурьев привлек к делу трех мастеров Берлинской королевской мануфактуры — арканиста (составителя массы) Шульца, механика Шрейбера и обжигальщика Зейфферта.

Одновременно на завод пригласили видного скульптора Александровской эпохи, адъюнкт-профессора Академии художеств Степана Пименова. С Севрской мануфактуры приехали художники Анри Адам, Дени Моро, Жак-Франсуа Свебах, а также токарь Фердинанд Давиньон.

Фарфоровое производство первой четверти XIX в. пришлось на эпоху расцвета русского классицизма, выразившегося в стиле «ампир». Самым значительным произведением этого времени стал «Гурьевский» сервиз, названный так по имени управляющего Кабинетом Его Императорского Величества графа Д.А.Гурьева.

Парадный столовый сервиз на 50 персон, заказанный Гурьевым для Александра I, предназначался для Зимнего дворца и хранился в комнатах супруги императора Елизаветы Алексеевны. Автором проекта был модельмейстер Степан Пименов.

Украшением сервиза служат скульптурные группы, изображающие крестьянских девушек и юношей, изящно держащих над головой вазы, чаши, корзины. Общая цветовая гамма ансамбля (красно-коричневый тон и золото) — парадная.

Сервиз украшают пейзажи Москвы и Петербурга, Петергофа и Гатчины, исполненные по картинам и гравюрам Семена Щедрина, Федора Алексеева, Андрея Ухтомского, Степана Галактионова, а также сцены из жизни русских крестьян.

Почти 100 лет Императорский фарфоровый завод придерживался принципа, провозглашенного императрицей Елизаветой Петровной — делать фарфор «из земли российской». При Николае I (1825-1855) этот принцип был нарушен, т.к.

в состав фарфоровой массы стали добавлять привозную лиможскую глину. В это же время был найден особый способ золочения фарфора, и дошедшие до нас изделия николаевского периода отличаются превосходным видом, мягкой полировкой, блеском и прочностью позолоты.

Кроме золота, в технике орнаментальной живописи применяли и патину.

Император взял на себя общее художественное руководство заводом и утверждал проекты создаваемых изделий, среди которых были классические дворцовые сервизы «Гербовый», «Золотой» и «Бабьегонский» (насчитывающие тысячи предметов), а также сервизы, искусно имитирующие стили прошлого — «Этрусский» и «Готический». Интерес к древнерусскому искусству вызвал создание вещей по рисункам известного археолога Федора Солнцева, которого на роспись «Кремлевского» коронационного сервиза вдохновил декор эмалевой тарелки Натальи Кирилловны Нарышкиной, матери Петра I.

Виртуозность мастеров петербургского завода достигла такого мастерства, что им ничего не стоило скопировать оригинальный флакончик для духов знаменитой фарфоровой фабрики Челси (1740-1764, Англия), увеличив его до размеров большой вазы, или расписать изделие под бронзу, яшму, малахит, коралл.

По заказам Императорского двора даже мебель изготавливалась с фарфоровыми инкрустациями. Высочайшим технологическим достижением завода 1840-х гг. стали лепные фарфоровые цветы мастера Петра Иванова.

Собранные в прекрасный букет и помещенные на бледно-голубом пласте, они с удивительной точностью воспроизводят в фарфоре все видимые глазу ботанические особенности цветка.

В 1830-1840-е гг. на заводе работали искуснейшие живописцы: пейзажисты Василий Столетов и Н. Корнилов, мастера исторических картин Василий Мещеряков и Семион Голов, исполнитель цветочных композиций Александр Тычагин.

Для зарисовывания видов художники специально совершали поездки в Финляндию, Сибирь и другие местности. Цветы же рисовали с натуры в Ботаническом саду или в оранжерее при заводе.

На протяжении многих лет художники копировали на фарфоре картины из эрмитажной Картинной галереи кисти Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рембрандта, достигая удивительного тонального сходства с оригиналом. Достоинства живописи Императорского фарфорового завода были отмечены золотой медалью на Всемирной Лондонской выставке 1851 г.

банкетный столовый и десертный сервиз великого князя Александра Николаевича. Реконструкция накрытого стола. Россия, С.-Петербург. Императорский фарфоровый завод

Предметы Кабинетского сервиза. Именно к периоду правления Екатерины относятся образцы антикварного фарфора России, наиболее высоко оцениваемые в наше время на мировых аукционах.

Реконструкция накрытого стола в Эрмитаже. Россия, С.-Петербург. Императорский фарфоровый завод

Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации, в 2001 г. собрание музея фарфорового завода, включающее в себя свыше 30 000 изделий, было передано в управление Государственному Эрмитажу.

Источник: https://ariananadia.livejournal.com/1081534.html

Фарфор Императорского завода — от табакерок для избранных до посуды для всех

За время существования Императорского фарфорового завода в мире вообще, и в России, в частности, настолько увеличились возможности выбора домашней посуды из самых разных материалов, что довольно хрупкой и легко бьющейся, но при этом относительно дорогой разновидности керамики для повседневного использования, люди стали меньше уделять внимания. Зато декоративные и сувенирные свойства фарфора, усиленные и удешевлённые с помощью обновлённых технологий производства, стали привлекать не только самых финансово обеспеченных жителей страны, как было ранее, а и тех, кто пока только планирует таковым быть или казаться.

Читайте также:  Свадьбы и венчания в санкт-петербурге

Для наглядного, как говорят, сравнения судеб продукции Императорского фарфора, предлагаем в качестве иллюстрации первого абзаца две фотографии. Первая с одной из музейных выставок…

На ней видны несколько предметов из сервиза, подаренного одним известным мужчиной по имени Николай своей не менее известной матери Марии Фёдоровне.

Произошло это в 19-м веке, когда полностью этот сервиз из 606-ти предметов, рассчитанных на 60 персон можно было приобрести за 25 тысяч «тогдашних» рублей.

То, что Николай был «Первым», и «служил» императором, наверное, нетрудно догадаться по контексту.

Следующее фото из официального блога компании Vigar, которая осенью прошлого (2012) года заявила о подготовке новой линии товаров — LULU, опубликовав соответствующую создаваемому образу сессию фотомодели из США.

На снимке заметен чайник «Сетка-Блюз», каковой можно приобрести в магазине posuda40.ru вместе с сервизом из 14 предметов на 6 персон за 7310 рублей (по состоянию на 10 февраля 2013г.

) Этот чайник был использован Хизер в качестве реквизита и, возможно, уже забыт ею, а может быть попал в её коллекцию фарфора. Она коллекционирует старинный фарфор, и в частности подставки для яиц и чайные сервизы.

Теоретически, у неё есть шанс приобрести сохранившуюся часть сервиза с предыдущего фото, если тот попадёт на аукцион, и может даже для этого Хизер не нужно будет продавать с другого аукциона один из своих коллекционных автомобилей.

То, что Хизер больше известна публике под псевдонимом Ди́та фон Тиз, и она «работает» «Королевой бурлеска», фотомоделью и актрисой, наверное, нетрудно узнать из интернет-публикаций.

Скромное обаяние фарфора для обоняния

Слово «фарфор», судя по справочным материалам, в русский язык перешло из персидского, а по-персидски означало, как «титул китайского императора», так и название одной из областей в Китае, а также фарфора из этой области.

Но в отличие от слова, технология изготовления фарфора, в русскую культуру не «перешла», не из Китая, не из Европы.

Отчасти поэтому, а в основном, потому что был трудолюбив и талантлив, заново изобрёл способ получения фарфора друг и ученик Михаила Васильевича Ломоносова Дмитрий Иванович Виноградов.

По материалам историков 17-18 веков можно воссоздать приблизительно такую картину: среди обеспеченных слоёв населения Европы, включая руководителей государств, вошло в моду нюхание табака, а русская царица Елизавета Петровна пожелала, чтобы в России выпускали свой фарфор. В сумме это произвело идею о производстве фарфоровых табакерок.

Вообще, первые табакерки, как и табак, в Европе появились у тех, кто чаще путешествовал в Америку и был склонен «выделяться из толпы».

Руководители стран Европы тогда, видимо, не задумывались, что от нюхания до курения и массы проблем со здоровьем населения оставался один шаг, и в итоге они его сделали.

Если в 17-м веке медные табакерки с надписями и рисунками предотвращали рассыпание и намокание табака среди скромных запасов немецких, шведских и голландских моряков и солдат, то к 18-му веку табакерки из золота, драгоценных камней, алюминия, стали и подобных ценных материалов стали аксессуарами, которые использовали короли и знать, причём к каждому костюму по идее модников и их спонсоров полагалась особенная табакерка. Прусский король Фридрих Второй, например, если верить историкам-биографам, имел среди своих вещей около полутора тысяч табакерок.

Нетрудно представить, что при такой моде среди европейских королей, первым фарфоровым изделием, выпущенным в 1752-м году на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ), основанном по указу императрицы Елизаветы ещё в 1744-м, стала табакерка.

Изображены были на ней не символы императорской власти и вообще не люди.

Сложно восстановить подлинную связь между основанием в 1738 году в Австрии масонской ложи «Мопсов и мопсих» и тем фактом, что на крышке официально первой фарфоровой табакерки ИФЗ изображены пара мопсов, смотрящихся в зеркало, и ещё один — за зеркалом.

Может быть рассуждения о причинах такого выбора представляют интерес для коллекционеров и любителей исторических детективов, но данная статья об ИФЗ и без того на грани перерастания из категории «средних объёмов» в «слишком объёмную» для большинства посетителей магазина посуды.

Хотя нюхать табак было модно, это не могло нравиться абсолютно всем одинаково сильно. Однако, имея в распоряжении такой почти обязательный элемент костюма, люди, которым собственно табак был неинтересен, могли использовать табакерки для других целей.

И, как повествуют историки, они это делали.

В 18-м веке, вплоть до заката моды на нюхание табачных листьев, эти герметичные коробочки служили и посылочными почтовыми ящиками для передачи небольших подарков и сообщений, и ценными подарками, и футлярами для более ценных вознаграждений.

Когда появились российские фарфоровые сервизы

Технологическим поводом для выпуска, в первую очередь, табакерки, а не вазы, например, послужило отсутствие на тот момент достаточно большой печи, чтобы делать что-то значительно более крупное.

В 1756 году уже появился достаточно большой горн, чтобы делать сервизы, но мода на табакерки была в самом разгаре, и заказы на них были основным источником дохода предприятия.

И всё же в 50-х годах 18-го века специалисты завода начали делать фарфоровые фигурки людей и животных.

Накрывать на стол с использованием фарфоровой посуды, даже те, кто мог себе это позволить раньше, стали лишь через несколько десятилетий, когда ставшая царицей Екатерина II (1762–1796) кратко выразила миссию завода — «удовольствовать всю Россию фарфором». В то же время, быть модельмейстером Императорского фарфорового завода пригласили французского скульптора Ж.Д.Рашета, который оказал большое влияние на русский фарфор, выразив тенденции французского искусства, где господствовал классицизм.

Таким образом, к концу 18-го века Императорский завод стал одним из ведущих в Европе. По заказу и с одобрения Екатерины II были созданы сервизные ансамбли, насчитывавшие до тысячи предметов, изготовлена серия скульптур «Народы России», включавшая около ста фигур, а позже дополненная типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев.

Фарфор не для всех, но о многих

Александр I (1801–1825) доверил управление ИФЗ Управляющему Кабинетом его императорского величества графу Д.Гурьеву, который, в свою очередь, привлёк профессора технологии Женевского университета Ф.Гаттенбергера для крупной реорганизации завода.

В то время эталоном художественных достижений в Европе многие признавали севрский фарфор. Гурьев пригласил лучших живописцев из Севрской фарфоровой мануфактуры, а скульптурной палатой завода предложил заведовать профессору Академии художеств С.С.Пименову.

Набор фарфоровой посуды, ставший в последствии знаменитым и известным, как «Гурьевский сервиз», сначала называли «Сервизом с изображением российских костюмов» или «Русским». Он был создан приблизительно в 1809-1816 гг.

Cкульптурные основания в виде золочёных фигур русских крестьян и орлов, сделанные по моделям Пименова, живописные миниатюры со сценами из жизни, изображения народностей России, виды городов, — всё это входило в сервиз, рассчитанный на 50 персон.

Так специалисты ИФЗ начали производство русского фарфора в стиле ампир, который в художественном смысле отличался от знаменитого тогда севрского отсутствием тематической зацикленности выбора образов на представителях правящей династии.

Информация о фотоиллюстрации: ИФЗ — Фарфоровая ваза с крышкой периода Александра II (1856-1881) высотой 55 см с кобальтовым крытьём, живописными медальонами, росписями жидкой фарфоровой массой и золотом, и с цировкой.

При Николае I, Александре II, Александре III (1825-1894) были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга в различных стилевых направлениях. Особенно специалистов впечатляли вазы с копиями полотен Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и других известных художников. Достижения в живописи по фарфору были подтверждены дипломами всемирных выставок в Вене, Лондоне и Париже.

Информация о фотоиллюстрации: ИФЗ — Фарфоровая ваза с изображением супруги Николая Первого, 1831-й год.

В 1840-е годы вслед за мейсенскими производителями фарфора, мастера Императорского фарфорового завода, творчески перерабатывая модели и художественные приёмы коллег, создавали вазы с лепными цветами и листьями в стилистике рококо, виртуозно создавая рельефный и лепной декор, гармонично сочетая его с многоцветной росписью и позолотой.

Информация о фотоиллюстрации: ИФЗ — Фарфоровая позолоченная ваза, созданная в 1840-е годы в рокайльном (рококо) стиле с фигурными ручками, надглазурной росписью и лепными элементами, высота 55 см.

При императоре Александре III было принято решение изготовлять по два экземпляра относительно серьёзных работ: один — для музея, другой — для использования. В годы царствования Николая II (1894-1912) завод достиг своих вершин в техническом и технологическом отношениях.

Ломоносовский фарфоровый завод

В 1918 году предприятие национализировали и Государственный фарфоровый завод перевели под управление Народного комиссариата просвещения.

В те годы художники завода пробовали исторически правдиво отражать в художественных произведениях образы первых лет пролетарской революции.

Кроме того, технологи начали успешное производство химического и технического фарфора, а также оптического стекла.

Информация о фотоиллюстрации: ИФЗ — Фарфоровая декоративная тарелка, посвящённая 5-тилетию красной Армии, 1923 год, Фарфоровая «Получашка», 1920-е гг., автор формы К.С. Малевич, автор росписи И.Г. Чашник

В 1925 году, в год 200–летия Российской Академии наук, заводу было присвоено имя М.В.Ломоносова. Реконструкция предприятия и внедрение новой техники позволили увеличить тиражи и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции.

Информация о фотоиллюстрации: Скульптура фарфоровая «Работница, вышивающая красное знамя», с росписью, позолотой и цировкой, 1921 г. Автор модели Н.Я.Данько, автор росписи М.А.Брянцева.

Во второй половине 20-го века на Ленинградском фарфоровом заводе специалисты создали свою технологию выпуска изделий из костяного тонкостенного фарфора и успешно осуществили её применение.

Потребительские свойства костяного фарфора в сравнении с традиционным — повышенная тонкость и просвечиваемость.

А технология производства, в сравнении с ранее выпускаемыми модификациями фарфора, осложнена добавлением в состав фарфоровой массы фосфатов кальция, добываемых из золы костей крупного рогатого скота, откуда и происходит название «костяного».

Информация о фотоиллюстрации: Статуэтка фарфоровая «Евгений Онегин», 1950 г.

Достижения и планы фарфорового завода, вновь названного «императорским»

В 2005 году руководители Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова вновь переименовали его, а точнее вернули прежнее название.

В 2012 году на заводе началось освоение технологии компьютерного 3D-моделирования, применение которой призвано увеличить частоту обновления ассортимента, а до этого времени среднегодовой выпуск завода составлял около 4000 наименований изделий по форме и росписи.

В основном, это, конечно, столовые, чайные и кофейные сервизы, отдельные предметы посуды, сувенирные изделия, жанровые и анималистические скульптурные фигурки и статуэтки. Основные типы используемого фарфора: твёрдый, мягкий и костяной.

Информация о фотоиллюстрации: Чашка чайная с блюдцем и крышкой «Фантастические цветы», форма «Подарочная-2», 230мл,Автор росписи: Алексей Воробьевский, тип фарфора: твёрдый, коллекция: «Русский стиль».

Завод выпускает продукцию, рассчитанную, как на пополнение скромных домашних кухонь красивой посудой и памятными сувенирами, так и на сервизы, предназначенные для проведения мероприятий с участием глав государств, призы для крупных соревнований и фестивалей.

Довольно стабильный экспорт продукции под маркой «ЛФЗ» (известной на рынке с 1936 года) налажен в США, Германию, Францию, Англию, Канаду, Швецию, Норвегию, Японию. В настоящее время (ноябрь 2012 г.) «ИФЗ» является головной компанией Группы предприятий, в состав которой, входят французские заводы «Апилько-Ив Дэулье» (Apilco-Yves Deshoulieres) и «Порсэлень дэ Солёнь» (Porcelaine de Sologne).

Сертификаты, подтверждающие соответствие системы менеджмента качества требованиям международных стандартов (ИСО 9001:2008) Императорский фарфоровый завод получил в 2011 году.

Желаем вам интересного процесса выбора и приятного приобретения «виноградовско-ломоносовско-императорского» фарфора, который может быть и отличным подарком коллекционерам, и полезной кухонной посудой.

Источник: https://posuda40.ru/articles/79/farfor-imperatorskogo-zavoda-ot-tabakerok-dlya-izbrannyih-do-posudyi-dlya-vseh/

Ссылка на основную публикацию