В каком доме мог жить родион раскольников?

По Петербургу Достоевского: у Сенной площади

У Питера, наверное, есть два центра (или два сердца). Один — образцовый и привлекательный — это для туристов, как бы интересующихся архитектурой и историей. Другой Питер — совершенно неприметен, там постоянно ходят люди, занятые своими  будничными делами.

В этом другом Питере когда-то также ходили герои Достоевского, и точно так же искали что-то свое: славу, бессмертие, любовь или деньги. Пройдемся в этих местах, где жил и сам Федор Михайлович, хорошо знал район Сенной и поселил там своих персонажей.

На канале Грибоедова. У Сенной площади.

Сенная площадь – частое место действия в романах Достоевского. Здесь Раскольников окончательно решился на убийство старухи. Сам писатель провел на гауптвахте на Сенной двое суток в марте 1874 года за публикацию без особого разрешения заметки «Киргизские депутаты в Петербурге» в журнале «Гражданин».

Гауптвахта. Садовая ул., 37.

— Наутро я вышел по городу побродить, — продолжал князь, лишь только приостановился Рогожин, хотя смех всё еще судорожно и припадочно вздрагивал на его губах, — вижу, шатается по деревянному тротуару пьяный солдат, в совершенно растерзанном виде.

Подходит ко мне: «Купи, барин, крест серебряный, всего за двугривенный отдаю; серебряный!».

Вижу в руке у него крест, и, должно быть, только что снял с себя, на голубой, крепко заношенной ленточке, но только настоящий оловянный, с первого взгляда видно, большого размера, осьмиконечный, полного византийского рисунка.

Я вынул двугривенный и отдал ему, а крест тут же на себя надел, — и по лицу его видно было, как он доволен, что надул глупого барина, и тотчас же отправился свой крест пропивать, уж это без сомнения. (Ф.М. Достоевский. Идиот).

У бывшей гауптвахты на Сенной.

«Твой дом имеет физиономию всего вашего семейства и всей вашей рогожинской жизни, а спроси, почему я этак заключил, — ничем объяснить не могу. Бред, конечно. Даже боюсь, что это меня так беспокоит. Прежде и не вздумал бы, что ты в таком доме живешь, а как увидал его, так сейчас и подумалось: «Да ведь такой точно у него и должен быть дом!».

Дом Парфена Рогожина. Гороховая, 28.

Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого.

Некоторые, очень, впрочем, немногие дома в этом роде, выстроенные в конце прошлого столетия, уцелели именно в этих улицах Петербурга (в котором всё так скоро меняется) почти без перемены.

Строены они прочно, с толстыми стенами и с чрезвычайно редкими окнами; в нижнем этаже окна иногда с решетками. Большею частью внизу меняльная лавка…

В этих домах проживают почти исключительно одни торговые. Подойдя к воротам и взглянув на надпись, князь прочел: «Дом потомственного почетного гражданина Рогожина».

У дома Рогожина на Гороховой.

Гороховая, 28. Здесь жил Парфен Рогожин.

На третьем этаже этого дома (тогда – последнем) Соня Мармеладова снимала низкую комнату, «походившую на сарай» у портного Капернаумова. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое.» На этом же этаже поселился позже и Свидригайлов.

На канале Грибоедова. У дома Сони Мармеладовой. Набережная канала Грибоедова, 73.

Набережная канала Грибоедова, 73. Дом, где жила Соня Мармеладова.

Проходя здесь, можно попытаться почувствовать и  оценить всю бездну человеческой души, которая придумывает такое: «Или право имею??»

В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту. (Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание). Столярный переулок и Кокушкин мост.

У дома Раскольникова. На углу Столярного переулка и Гражданской улицы.

«На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь! — подумал он с странною улыбкой. — Гм… да… всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости… это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся…

А впрочем, я слишком много болтаю. Оттого и ничего не делаю, что болтаю. Пожалуй, впрочем, и так: оттого болтаю, что ничего не делаю.

Это я в этот последний месяц выучился болтать, лежа по целым суткам в углу и думая… о царе Горохе. Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьезно? Совсем не серьезно.

Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки! Да, пожалуй что и игрушки!» (Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание).

У «Дома Раскольникова» на углу Столярного переулка и Гражданской улицы.

«Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру.

Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу.

И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.»

У «Дома Раскольникова». В память о Достоевском.

Вот она бездна — и даже на каторге:

Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? — говорил он себе. — Тем, что он — злодеяние? Что значит слово «злодеяние»? Совесть моя спокойна.

Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову… и довольно! Конечно, в таком случае даже многие благодетели человечества, не наследовавшие власти, а сами ее захватившие, должны бы были быть казнены при самых первых своих шагах. Но те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг».

Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною.   (Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание).

Там, где бродил Раскольников. Гражданская улица.

— Где вы меня давеча утром видели? — с беспокойством спросил Раскольников.

— Случайно-с… Мне всё кажется, что в вас есть что-то к моему подходящее… Да не беспокойтесь, я не надоедлив; и с шулерами уживался, и князю Свирбею, моему дальнему родственнику и вельможе, не надоел, и об Рафаэлевой Мадонне госпоже Прилуковой в альбом сумел написать, и с Марфой Петровной семь лет безвыездно проживал, и в доме Вяземского на Сенной в старину ночевывал, и на шаре с Бергом, может быть, полечу.

(Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание).

Вяземская лавра. Московский пр., 2

В этом районе  (в настоящее время на Сенной площади у станций метро «Сенная площадь» и  «Садовая») располагались доходные дома князей Вяземских. Проживание в них стоило недорого и в «Вяземской лавре» находило приют самое бедное, а зачастую и криминальное, население столицы.

«Раскольников преимущественно любил эти места, равно как и все близлежащие переулки, когда выходил без цели на улицу. Тут лохмотья его не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализируя».

Но главное — впереди. 730 шагов насчитал Родион Раскольников до дома старухи-процентщицы.

Идти ему было немного; он даже знал, сколько шагов от ворот его дома: ровно семьсот тридцать. Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался. В то время он и сам еще не верил этим мечтам своим и только раздражал себя их безобразною, но соблазнительною дерзостью.

Теперь же, месяц спустя, он уже начинал смотреть иначе и, несмотря на все поддразнивающие монологи о собственном бессилии и нерешимости, «безобразную» мечту как-то даже поневоле привык считать уже предприятием, хотя всё еще сам себе не верил.

Он даже шел теперь делать пробу своему предприятию, и с каждым шагом волнение его возрастало всё сильнее и сильнее. С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в — ю улицу.

Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч. 

(Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание).

Дом старухи-процентщицы. Набережная канала Грибоедова, 104.

Большой дом-утюг на набережной канала Грибоедова (в те времена Екатерининского канала). Здесь жила «ничтожная» жертва «высшего существа» процентщица Алена Ивановна с сестрой Лизаветой. Вернее, их сюда поселил Достоевский,  прекрасно знавший  в каких домах и кто живет в этом районе.

Да и что такое эти все, все муки прошлого! Всё, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь, в первом порыве, каким-то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом.

Он, впрочем, не мог в этот вечер долго и постоянно о чем-нибудь думать, сосредоточиться на чем-нибудь мыслью; да он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал.

Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое.

Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря.

В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия.

Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал.

Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере…

(Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Эпилог).

Пожарная часть на Садовой, 58.

У пожарной части на Садовой, 58.

Бывшее полицейское управление на Садовой. Сюда пришел с повинной Раскольников.

Нынешнее полицейское управление и дежурная часть. Садовая, 58. Где-то там современный следователь-психолог Порфирий Петрович?

Питер Достоевского не очень радостный. Хотя даже на канале Грибоедова и в районе Сенной площади можно найти что-то свое. Задушевное. Не связанное с Достоевским.

По Петербургу Достоевского: у Сенной площади.

Источник: http://st-roll.ru/?p=11015

Описание квартиры родиона раскольникова

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Его раздражает общение с людьми. Любая помощь со стороны близкого друга Дмитрия Разумихина или пожилой матери кажется ему унизительной.

Непомерная гордыня, больное самолюбие и нищенское состояние порождают в голове Раскольникова некую идею.

Суть которой состоит, в подразделении людей на два разряда: обычных и право имеющих. Думая о своём великом предназначении, «тварь ли я дрожащая или право имею?», герой готовится к преступлению. Он считает, что совершив убийство старухи, проверит свои идеи, сможет начать новую жизнь и осчастливить человечество.

В реальной жизни всё получается иначе. Вместе с жадной процентщицей гибнет убогая Лизовета, никому не причинившая зла.

Ограбление не удалось. Раскольников не смог заставить себя воспользоваться краденным. Ему противно, тошно и страшно. Он понимает, что зря рассчитывал на роль Наполеона.

В каком доме мог жить родион раскольников?

Именно здесь он и работал над «Преступлением и наказанием». И есть версия, что он поселил своего героя в доме напротив.

Точного адреса Достоевский не указал. Хотя в тексте встречаем:

.

Именно здесь сегодня можно видеть горельеф «Дом Раскольникова», открытый в 1999году.

Надпись на плите гласит:

.

Родион Раскольников

У Пьера-Франсуа Ласенера Достоевский позаимствовал «высокие идеалы», лежащие в основе преступлений.

Мужчина ничего предосудительного в своих убийствах не видел, мало того, оправдывал их, называя себя «жертвой общества».

А главный стержень романа появился после выхода книги «Жизнь Юлия Цезаря», в которой император высказывает мысль о том, что сильные мира сего, в отличии от «серой массы обычных людей», наделены правом попирать нравственные ценности и даже убивать, если считают это нужным. Вот откуда взялась теория Раскольникова о «сверхчеловеке».

Семья Раскольниковых в романе «Преступление и наказание» и ее история

Главный герой романа вырос в семье бедного мещанина.Писатель отмечает, что Раскольников всегда был плохо одет, и любой другой человек предпочёл бы в таких «лохмотьях» и вовсе не выходить на улицу.

Читайте также:  Водная экскурсия по рекам и каналам санкт-петербурга

Отец главного героя умер, и его семья оказалась в очень трудном положении.

Сестра Раскольникова была вынуждена устроиться гувернанткой, чтобы спасти нелёгкое материальное положение, а Родиону пришлось жить на деньги, присылаемые матерью.

Однако средств всё равно не хватало, и молодой человек стал давать частные уроки. Такое тяжёлое вынудило Родиона оставить учёбу в университете.История семьи Раскольниковых сыграла в жизни Родиона огромную роль.

Стоит сказать, что бедность стала причиной множества несчастий, которые произошли в жизни главного героя. Однако, несмотря ни на что, Родион очень любил свою семью и был готов отдать за неё жизнь.Пульхерия Александровна – мать Родиона, которая любила своего сына всем сердцем.

Родион Раскольников: образ в романе «Преступление и наказание»

Девушка помогает герою осознать свою вину. Под ее влиянием Родион сдается полиции и отправляется на каторгу.

В те годы в России популярностью пользовался труд «Жизнь Юлия Цезаря», написанный Наполеоном III.

Образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Он забрал с собой деньги и драгоценности, но не смог пользоваться украденными вещами.

Ему было плохо. Отняв у человека жизнь, Родион стал сторониться общения с другими людьми. Раскольников был на грани сумасшествия.

Его единственный друг хотел понять и помочь ему. Раскольников отказался от помощи.

После преступления Родион стал помогать чужим людям.

Девушка была вынуждена жить и работать по желтой карточке.

Заработанные деньги она отдавала семье. Несмотря на свою работу, Соня была доброй и миролюбивой.

Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Комната Сони так же уродлива и невесела, напоминая сарай. Стены помещения украшены желтоватыми, отстающими обоями, чернеющими от сырости по углам. Но она огромна по размерам, что совсем не вяжется с хрупкой и маленькой фигурой его обитательницы.

Писатель тем самым подчеркивает, насколько несоответствующими являются обстановка и положение беспомощной в своем положении героини. Комната этой девушки напоминает неправильный четырехугольник, что очень символично.

Подчеркивается нарушение основательности и прочности. Здесь нет места стабильности и гармонии.

А ведь жизнь Сони и вправду уже разрушена.

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Характер и личность Раскольникова таковы: молодой человек достаточно умный, образованный, но при этом гордый и старается быть независимым. То, что он оказался в таком унизительном материальном положении, влияет на его настроение, он ходит угрюмым и смотрит на всех исподлобья.

Общаться с окружающими Раскольников не желает, а принять помощь даже от близких людей, таких как Дмитрий Разумихин (его друг) или пожилая мать, он считает за позор и унижение.

Гордый собой, с больным самолюбием, и при этом нищий, главный герой Раскольников, характеристику которого мы изучаем, вынашивает идею. Она заключается в том, что люди все делятся на две группы: обычные и право имеющие. Раскольников размышляет о том, каково его предназначение и готовит преступление.

Убив старуху, герой поймет, верна ли его идея и начнется ли новая жизнь, а он неким образом осчастливит общество.

Квартира Раскольникова

По правде говоря, всё-таки это и не квартира, а комната. Если немного покопаться в тексте, можно узнать примерные размеры жилища Родиона. Итак, в длину комната шесть шагов, а значит при среднем росте 4.2 метра.

Всё-таки 4 метра для дивана многовато, но поскольку софа была огромна, предположим, что она в длину 3 метра. Диван в ширину половины комнаты, обычные диваны примерно 1.1 метр в ширину, а значит ширина 2.2 метра.

Получается, что комната 4.2 на 2.2 – это 9.24 метра квадратных. Достоевский называет такую комнату шкафом, а между прочим в трехкомнатной хрущевке есть комнаты и по 8 метров, так что для нашего взгляда это, конечно, маленькая комната, но ненамного меньше помещений в которых мы с вами живем.

Потолок низкий и скорей всего 1.7 метра, но тут очень сложно судить как оно на самом деле. Также в комнате имеется три стула, стол и, разумеется, кровать. Ещё есть окно с видом на улицу.

Обои обшарпаны и в каких-то места отклеились, образуя своеобразные карманы.

Это объясняется отчасти плохим клеем и климатом Петербурга, отчасти протеканием крыши (Родион жил на последнем этаже). В комнате по всей видимости было ещё и грязно, но крыс и других паразитов в тексте произведения не замечено.

На этом сухое описание комнаты окончено, перейдем к описанию «духа» комнаты: что представляло из себя, какими мыслями была наполнена.

Пока раскольников был студентом, легко предположить, что он вовремя оплачивал аренду, а значит, его комнату убирали, белье стирали.

Комната не была столь мрачна, как после ухода из университета. Обдумывая свою теорию и целый месяц готовясь к ДЕЛУ, Раскольников ничего не получал, не платил за жилье, и очень мало ел.

Его жилище постепенно зарастало грязью, желтые обои чернели, окно получается тоже не мыли, а значит оно практически не пропускало солнечные лучи, и без света (Родион не покупал свечи) комната становилась еще более темной и страшной. Справедливо заключила Пульхерия Александровна, что комната точно гроб, Раскольникову даже понравилось такое сравнение, уж очень оно точное.

Источник: http://jurist-sochi.ru/opisanie-kvartiry-rodiona-raskolnikova-53871/

Интерьер и его значение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Портреты героев, пейзажи, интерьеры — все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его. Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе «Преступление и наказание» соответствуют мрачные, уродливые интерьеры.

В этом плане можно говорить об определенной условности, «заданности» (здесь мы ни в коей мере не хотим приуменьшить реалистическую конкретность описаний) интерьеров в романе Достоевского. Подобную условность, «заданность» в описаниях обстановки мы находим в поэме Гоголя «Мертвые души».

Обстановка жилища у Гоголя полностью соответствует характеру героя, как бы «продолжает» его. У Достоевского в описании обстановки прослеживается соответствие не характеру, а жизненному положению, обстоятельствам, состоянию.Кроме того, как отмечает Н. М.

Чирков, интерьер у Достоевского не сливается с образом героя: обстановка часто у него контрастна по отношению к человеку. Так, Раскольникова, который «замечательно хорош собою», «с прекрасными темными глазами», «тонок и строен», писатель помещает в ужасную, нищенскую каморку. Каморка его похожа более на шкаф, нежели на комнату.

Это крошечная клетушка, «шагов в шесть длиной», «с желтенькими, пыльными, отставшими от стены обоями». Мебель в ней старая и уродливая — три старых, не совсем исправных стула, крашеный стол в углу, неуклюжая ободранная софа, маленький столик.В описании комнаты Раскольникова явственно чувствуется мотив запустения, безжизненности, мертвенности.

Потолки в этой каморке до того низки, что высокому человеку становится в ней жутко. Большой стол с книгами и тетрадями покрыт толстым слоем пыли. Пульхерии Александровне комната сына кажется похожей на гроб .И действительно, жизнь как будто остановилась в этой «желтой каморке».

Раскольников задавлен нищетой, мысль о собственном безвыходном положении угнетает его, и он избегает людей, перестав заниматься своими насущными делами. Оставив учебу в университете, Раскольников бездействует, он целыми днями лежит неподвижно, уединившись в своей каморке.

Так, уже в описаниях обстановки прослеживается мотив смерти, который затем многократно реализуется в сюжете.Описания обстановки у Достоевского отмечены тонким налетом психологизма. Так, в комнате старухи-процентщицы «было очень чисто», «и мебель, и полы были оттерты под лоск». «Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире».

Раскольников замечает, что такая чистота бывает «только у злых и старых вдовиц».Обстановка практически всех жилищ в «Преступлении и наказании» говорит не только о крайней бедности, нищете их обитателей, но и об их жизненной неустроенности, бесприютности. Дом не является для героев крепостью, не укрывает их от жизненных невзгод. Маленькие, уродливые комнатушки неуютны и неприветливы к своим обитателям, они как будто стремятся изгнать героев на улицу.

Пульхерия Александровна облегченно вздыхает, выйдя из каморки Родиона. Очень уродлива, мрачна и комната Сони, похожая на сарай. В ней почти нет мебели, «желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам», всюду — видимая нищета, В этом описании Н. М.

Чирков отмечает резкий контраст: комната Сони огромна — сама же она маленькая и худенькая (Раскольников отмечает это, будучи в комнате Сони).

Этот контраст портрета и интерьера, по замечанию исследователя, символизирует несоответствие че-го-то огромно-нелепого и детски-слабого, беспомощного в поведении и в образе героини.

Комната эта имеет вид неправильного четырехугольника, что само по себе символично. Цифра «четыре» в цифровой символике имеет значение основательности, прочности, незыблемости. Комната Сони в виде неправильно четырехугольника как будто разрушает основу основ, что-то вечное и незыблемое, как сама жизнь. Вековые устои жизни здесь как будто подорваны.

И жизнь Сони, действительно, фактически разрушена. Спасая семью от гибели, каждый вечер она выходит на улицу. На то, насколько тяжело для нее это занятие, Достоевский намекает уже в пьяной исповеди Мармеладова.

Описывая Раскольникову историю своего семейства, он замечает, что, когда Соня первый раз принесла домой тридцать целковых, то «ни словечка при этом не вымолвила, а, укрывшись платком, молча легла на диван и долго плакала». Мир Петербурга — жестокий, бездушный мир, в котором нет места доброте и милосердию, составляющих, по Достоевскому, основу жизни, ее незыблемость.

Картину ужасающей нищеты являет собой и жилище Мармеладова. В комнате его везде разбросано детское тряпье, через задний угол протянута дырявая простыня, из мебели — лишь ободранный диван, два стула и старый кухонный стол, некрашеный и ничем не накрытый. Характерно, что комнату Мармеладова освещает маленький огарок свечи. Деталь эта символизирует собой постепенное угасание жизни в этой семье.

И действительно, сначала умирает Мармеладов, раздавленный богатым экипажем, потом — Катерина Ивановна. Соня уезжает с Раскольниковым, поместив детей в сиротские заведения.Из комнат персонажей мы попадаем на темные, грязные, узкие лестницы. Как писал М. М. Бахтин, вся жизнь героев фактически проходит на лестнице, на виду у окружающих.

На пороге, у дверей, происходит разговор Раскольникова с Соней, который подслушивает Свидригайлов. Соседи Мармеладова, собравшись на лестнице, с любопытством наблюдают за его предсмертной исповедью. Приезд доктора и священника, муки умирающего Мармеладова, отчаяние Катерины Ивановны — для окружающих все это не более чем интересный спектакль.

На лестнице же, по дороге от Мармеладовых, Родион встречает священника.Последняя сцена эта глубоко символична. Раскольников привозит домой умирающего Мармеладова и помогает его несчастному семейству, оставив Катерине Ивановне деньги на похороны мужа. В первый раз после убийства Раскольникова заполняет «новое, необъятное ощущение вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни».

В этот момент, спускаясь по лестнице, он встречается со священником. Священник в этой сцене — символ добра, милосердия, того лучшего, что живет в душе героя. На лестнице Раскольникова догоняет Поленька, младшая сестра Сони, чистое, невинное дитя. В порыве благодарности и детского восторга, Поленька горячо обнимает Родиона.

Этой сценой Достоевский как будто открывает для своего героя возможность раскаяния, обретения единства с людьми.Символична в романе и обстановка гостиницы Свидригайлова, где он проводит последнюю ночь перед самоубийством. Номер его представляет собой очень маленькую «клетушку», «даже почти не под рост» герою, стены имеют вид «как бы сколоченных из досок с обшарканными обоями».

Маленькая комната, сколоченные из досок стены — все это напоминает нам гроб. Таким образом, в данном случае интерьер у Достоевского предваряет будущие события — смерть Свидригайлова.Стоит отметить, что во всех описаниях обстановки в романе преобладает желтый тон. Желтенькие пыльные обои в каморке Раскольникова, в комнате Сони, в квартире Алены Ивановны, в гостинице, где остановился Свидригайлов. Кроме того, в доме старухи-процентщицы мебель из желтого дерева, картинки в желтых рамках.

Сам по себе желтый цвет — цвет солнца, жизни, общения и открытости. Однако у Достоевского символическое значение цвета перевернуто: в романе он подчеркивает не полноту жизни, а безжизненность.

Характерно, что в описаниях обстановки мы нигде не встречаем яркого, чистого желтого цвета. В интерьерах у Достоевского всегда присутствует грязно-желтый, уныло-желтый.

Тем самым жизненный тонус персонажей в романе как бы автоматически снижается.

Таким образом, описания обстановки в романе — это не только фон, на котором происходит действие, не только элемент композиции. Это и символ жизненной, человеческой бесприютности героев. Это и символ Петербурга, города «неправильных четырехугольников». Кроме того, детали интерьера нередко предваряют будущие события в романе.

Источник: http://lit-helper.com/p_Inter-er_i_ego_znachenie_v_romane_F_M__Dostoevskogo_Prestuplenie_i_nakazanie

Описание квартиры родиона раскольникова

Квартира Раскольникова

Также в комнате имеется три стула, стол и, разумеется, кровать. Ещё есть окно с видом на улицу.

На этом сухое описание комнаты окончено, перейдем к описанию «духа» комнаты: что представляло из себя, какими мыслями была наполнена. Пока раскольников был студентом, легко предположить, что он вовремя оплачивал аренду, а значит, его комнату убирали, белье стирали.

Читайте также:  Город колпино в санкт-петербурге: есть, что посмотреть

Комната не была столь мрачна, как после ухода из университета.

Обдумывая свою теорию и целый месяц готовясь к ДЕЛУ, Раскольников ничего не получал, не платил за жилье, и очень мало ел.

Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Хозяин ее добровольно отказался от действий, от общества, он неподвижно лежит в ней и думает о безвыходности своего положения. Достоевский – тонкий психолог в описании обстановки.

Так, комната старухи- процентщицы очень опрятна, предметы мебели и пол в ней блестят, свидетельствуя о чистоплотности, которая характерна для «злых и старых вдовиц». Почти во всех жилищах персонажей романа интерьер свидетельствует о крайней нищете их хозяев, а, кроме того, о неустроенности в жизни, отсутствии уюта и душевного тепла.

Герои не защищены в своих домах, не могут укрыться в них от проблем и несчастий. Кажется, что даже по отношению к своим жильцам, эти комнатушки выявляют неприветливость и отчужденность, гонят их на улицу.

Мать Родиона Раскольникова с облегчением выходит из его коморки. Комната Сони так же уродлива и невесела, напоминая сарай.

Дом Раскольникова

Тем не менее, принято считать, что это дом № 19. На гранитной плите выбит соответствующий текст, сочиненный почетными гражданами Санкт-Петербурга Дмитрием Лихачевым и Даниилом Граниным: «. Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».

Этой проповедью, пронизанной глубокой болью за человека и не потерявшей актуальность сегодня, стал бессмертный роман писателя «Преступление и наказание». Родион Раскольников — один из героев писателя, жизнь которого сломана петербургской действительностью XIX века.

13 ступенек, ведущих в квартиру бывшего студента Родиона Раскольникова

Роман начинается как раз с упоминания этого печального обстоятельства: «В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К-ну мосту».

В этих шестнадцати домах помещается восемнадцать питейных заведений, так что желающие насладиться подкрепляющей и увеселяющей влагой, придя в Столярный переулок, не имеют никакой необходимости смотреть на вывески: входи себе в любой дом, даже на любое крыльцо, – везде найдешь вино, лучшее в Петербурге».

Раскольников. Образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Он написал статью об избранных, которым позволено все, и пытается проверить, принадлежит ли он к последним.Как мы убедимся позже, даже каторга не изменила то, что мыслил о себе Раскольников. Старуха–процентщица стала для него всего лишь принципом, через который он переступил.

Таким образом, в романе Федора Михайловича Достоевского сквозь призму страданий бывшего студента раскрываются многие философские и морально-этические вопросы.Прелесть произведения заключается в том, что автор показывает их не с точки зрения монологов главного героя, а в столкновении с другими персонажами, выступающими как двойниками, так и антиподами Родиона Раскольникова.

Родион Раскольников, образ которого потрясающе описан Федором Михайловичем Достоевским, был бедным студентом.

Жизнь в Санкт-Петербурге никогда не была дешевой.

Родион Раскольников

Все сердце мое с кровью положится в этот роман.

Я задумал его, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения».Каторжный опыт в корне изменил убеждения писателя. Здесь он встретился с личностями, которые покорили Достоевского силой духа, – этот духовный опыт и должен был лечь в основу нового романа.

Однако его рождение отложилось на шесть лет, и только столкнувшись с полным безденежьем, «родитель» взялся за перо.

Образ ключевого персонажа подсказала сама жизнь.

В начале 1865 года газеты пестрили ужасающей новостью о том, что молодой москвич по имени Герасим Чистов убил топором прачку и кухарку, служивших у одной мещанки. Из сундуков женщин пропали золотые и серебряные вещи, а также все деньги.

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Вместе с автором мы видим скудную обстановку комнаты, где проживает молодой человек: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длинной, имевшая самый жалкий вид».

.

Затем начинаем разбираться в его характере. Юноша умён и образован, горд и независим.

Унизительное материальное положение, в котором он оказался, делают его угрюмым и замкнутым. Его раздражает общение с людьми.

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Кроме того, он убивает ее сестру Лизавету.

Уже в первой главе читатель знакомится с главным героем. Это молодой человек, его общее состояние можно назвать болезненным и смешанным. Он мрачный, все время о чем-то думает и замкнутый в себе.

Родион Раскольников забросил учебу в университете, где он учился на юриста, и теперь живет в скудной обстановке, в маленькой комнатке жалкого вида.

Одежда его уже износилась, и средств на покупку новых вещей, впрочем, как и на оплату долгов за квартиру и учебы, у него нет.

Мы видим, как яснее раскрывается характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание», когда изучаем его портрет.

У героя недурная совсем внешность, прекрасные темные глаза, темно-русые волосы, он обладает стройным телосложением, а рост его средний, или чуть выше.

Характер и личность Раскольникова таковы: молодой человек достаточно умный, образованный, но при этом гордый и старается быть независимым.

В каком доме мог жить родион раскольников?

С самого первого своего абзаца книга дает точные топографические привязки.

Автор сокращает названия, но они легко угадываются читателями. Имеем мы подтверждения догадкам и от Анны Григорьевны Достоевской – жены писателя, которая утверждала, что К-н мост — Кокушкин, переулок C-й — Столярный, а В-кий проспект — Вознесенский. Несмотря на конкретику в топонимике произведения, сегодня нет однозначного ответа на вопрос: в каком именно доме жил Родион Раскольников?

Существуют разные мнения. А.Г.

Достоевская отмечала, что Федор Михайлович поселил Раскольникова в дом, подобный тому, где проживал сам с 1864 по 1867 год. Квартира писателя находилась в угловом здании, известном еще как дом Алонкина, на пересечении Столярного переулка и улицы Малой Мещанской (сейчас — Казначейская, дом 7).

Источник: http://buh-consultation.ru/opisanie-kvartiry-rodiona-raskolnikova-95405/

Описание квартиры родиона раскольникова

Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Комната похожа на клетку, стены напоминают сколоченные доски, что наводит читателей на мысль о гробе, намекая на предстоящие события. В обстановке большинства помещений преобладающим тоном становится желтый.

Этот жизнеутверждающий, солнечный цвет превращается в романе в цвет безжизненности, отсутствия энергии и позитива, цвет болезни и дисгармонии.

Яркий сочный цвет Достоевский заменяет тусклым, грязным, размытым, унылым желтым цветом, свидетельствуя о безжизненности героев.

Интерьеры в романе «Преступление и наказание» играют важную роль, становятся не только фоном событий, но и элементом композиции, идейного звучания романа.

Образ и характеристика Родиона Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского сочинение

Раскольников делит людей на разные группы.

Наказанием для Раскольникова считается не заключение под стражу, а муки его совести.

Убив старуху, Раскольников как можно быстрее прячет то, что украл у старухи. Достоевский показывает читателю, что Раскольников сильно ошибся в своих действиях и не был убийцей, который хладнокровно убил старуху и продолжил спокойно свою жизнь.

Родиона начала мучать совесть он стал нервным и нелюдимым. Хоть он рассчитал все до мелочей, после убийства в нем осталось что-то человеческое.

Родион Раскольников: образ в романе «Преступление и наказание»

Будучи высоконравственным человеком, Родион Романович так и не смог приспособиться к такой жизни. В результате – оказался на ее обочине: больным и без денег.

В этот момент чувствительная юношеская душа, неспособная принять окружающую действительность, начала искать отраду, которой и стала для нее идея избранности, высказанная Наполеоном III.

С одной стороны, эта вера помогла Раскольникову принять окружающую его действительность и не С другой – стала ядом для его души. Ведь желая проверить себя, герой решился на убийство.

Рассмотрев предпосылки для совершения преступления главным героем романа, стоит перейти к самому убийству, которое стало переломным событием, повлиявшим на образ Родиона Раскольникова.«Преступление и наказание» изначально описывает мотив для убийства не только как попытку героя проверить себя, но и как его желание покарать хоть одну кровопийцу, паразитирующую на людских бедах.

Дом Раскольникова

Писатель, как никто другой, прекрасно знал, что значит жить в подобной клетушке: сам он долгие месяцы ожидания приговора провел в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, находясь под следствием по делу петрашевцев.

Город был интересен Достоевскому как подстрекатель и соучастник многих трагических событий. Условия жизни в нем подавляют личность, подталкивают Раскольникова и других героев на преступления. В том же доме № 19 Раскольников находит орудие преступления.

В романе читаем: «На цыпочках подошел он к дворницкой, сошел вниз по двум ступенькам.

бросился стремглав на топор (это был топор) и вытащил его из-под лавки.». И это важное совпадение: до капитального ремонта сразу при выходе со двора, направо, под воротами, была дворницкая. Сейчас о ней напоминает зацементированный кусок стены.

Родион Раскольников

Чтобы свести концы с концами, сестру Дуню собираются выдать замуж за расчетливого и уже немолодого надворного советника Лужина. Другими словами – девушку продадут, а на вырученные деньги у Родиона появится возможность продолжить учебу в университете. Цель убить и обокрасть процентщицу, родившаяся еще до знакомства с Мармеладовым и вестей из дома, укрепилась.

В душе Родион переживает борьбу между отвращением к кровавому поступку и высокой идеей о спасении ни в чем не повинных девушек, которые по воле судьбы играют роли жертв.

Раскольников все же убил старуху, а заодно ее кроткую младшую сестру Лизавету, пришедшую не вовремя в квартиру. Награбленное добро юноша спрятал в дыру под обоями, даже не выясняя, насколько теперь богат. Позже предусмотрительно перепрятал деньги и вещи в одном из питерских дворов.

«Интерьер и его значение в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Этот контраст портрета и интерьера, по замечанию исследователя, символизирует несоответствие че-го-то огромно-нелепого и детски-слабого, беспомощного в поведении и в образе героини.

Вековые устои жизни здесь как будто подорваны. И жизнь Сони, действительно, фактически разрушена.

Спасая семью от гибели, каждый вечер она выходит на улицу. На то, насколько тяжело для нее это занятие, Достоевский намекает уже в пьяной исповеди Мармеладова. Описывая Раскольникову историю своего семейства, он замечает, что, когда Соня первый раз принесла домой тридцать целковых, то

.

Характеристика Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Это видно на примере Мармеладовых. Однако благородство приводит к раздражению, досаде и тоске. Хотя мы вкратце рассмотрели характеристику Раскольникова в романе «Преступление и наказание», возникает вопрос, какую же главную мысль хотел донести автор романа до читателей?

Герой получает наказание моментально, сразу после того как совершает убийство. Он мучительно терзается сомнениями, совестью и другими гнетущими чувствами.

После разрыва с родными и друзьями он на грани безумия, и это во сто крат хуже, чем долгие годы, проведенные на каторге.

старается дать предостережение читателям, чтобы они не заблуждались и не поступали безрассудно.

Главное, что должно быть в жизни человека — это высокая нравственность, неподдельная вера в Бога и проявление любви к окружающим.

В каком доме мог жить родион раскольников?

Петербург в то время, когда происходит действие романа «Преступление и наказание», можно условно поделить на два города.

Здесь существовало большое количество доходных домов, в одном из которых снимал квартиру сам . В Столярном переулке он поселил и своего героя — студента Родиона Раскольникова.

Действие произведения происходит в конкретном районе Петербурга и предельно сжато по времени: с начала романа до признания Раскольниковым в убийстве проходит около двух недель. С самого первого своего абзаца книга дает точные топографические привязки.

Автор сокращает названия, но они легко угадываются читателями. Имеем мы подтверждения догадкам и от Анны Григорьевны Достоевской – жены писателя, которая утверждала, что К-н мост — Кокушкин, переулок C-й — Столярный, а В-кий проспект — Вознесенский.

Несмотря на конкретику в топонимике произведения, сегодня нет однозначного ответа на вопрос: в каком именно доме жил Родион Раскольников? Существуют разные мнения. А.Г. Достоевская отмечала, что Федор Михайлович поселил Раскольникова в дом, подобный тому, где проживал сам с 1864 по 1867 год.

Квартира писателя находилась в угловом здании, известном еще как дом Алонкина, на пересечении Столярного переулка и улицы Малой Мещанской (сейчас — Казначейская, дом 7).

Именно здесь он и работал над «Преступлением и наказанием». И есть версия, что он поселил своего героя в доме напротив.

Читайте также:  Стрелка васильевского острова и здание биржы в санкт-петербурге

Точного адреса Достоевский не указал. Хотя в тексте встречаем:

.

Упоминаемому Шилю принадлежало несколько домов, в их числе и дом под номером 9 в Столярном переулке.

Некоторые исследователи творчества Достоевского считают, что Раскольников жил в доме, расположившемся на углу Столярного переулка и Средней Мещанской улицы (пересечение улиц Гражданской и Пржевальского, 19/5). Именно здесь сегодня можно видеть горельеф «Дом Раскольникова», открытый в 1999году.

Надпись на плите гласит:

.

Заметьте некую обобщенность в словах «этой местности». Общество скорее договорилось условно считать это угловое здание местом, где мог жить Раскольников. Главное для писателя было создать образ дома, подчеркнуть его типичность.

Город у Достоевского не копия реального Петербурга, несмотря на легко угадываемые названия. Иногда при описании жилищ своих героев он путает этажи (как с Сониной комнатой, которая располагается то на третьем, то на втором этаже).

Автор может даже переносить здания с одной улицы на другую.

Но это к лучшему! Каждому пытливому читателю предоставляется возможность самому разгадывать эти загадки, снова перечитывать страницы, написанные классиком русской литературы, и в поисках истины отсчитывать 13 ступеней, ведущих на чердак, или мерить шагами расстояние от предполагаемого дома Раскольникова до квартиры старухи процентщицы.

Раскольников. Образ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Образ этого человека можно проследить как в сообщениях прессы того времени, в литературных произведениях, так и в биографиях знаменитых людей.Таким образом, получается, что своим появлением главный герой обязан различным людям и сообщениям, которые были известны Федору Достоевскому.

Сейчас мы осветим преступные прообразы Родиона Раскольникова.В прессе девятнадцатого века известны три случая, которые могли повлиять на формирования сюжетной линии главного героя «Преступления и наказания».Первым было описанное в сентябре 1865 года в газете «Голос» преступление молодого двадцатисемилетнего приказчика.

Источник: http://ros-trud.ru/opisanie-kvartiry-rodiona-raskolnikova-67493/

Родион Раскольников: образ в романе «Преступление и наказание» :

Литературный персонаж Родион Раскольников – образ непростой. Многие считают его самым противоречивым персонажем русской литературы XIX в. Что же это за герой, в чем суть его душевных метаний и какое преступление он совершил? Давайте разберемся в этом.

Кто таков Родион Раскольников

Прежде чем рассмотреть образ Родиона Раскольникова в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание», стоит узнать о его биографии.

Родион Романович Раскольников – студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета, возраста 23 лет. Он красив, умен и образован. Будучи выходцем из небогатой мещанской семьи, Раскольников в возрасте 21 года приехал в Северную столицу России.

Поскольку его отец умер несколькими годами ранее, а мать и сестра живут весьма скромно, юноше приходилось рассчитывать только на свои силы.

Жизнь и учеба в Петербурге была довольно дорогой, и, чтобы заработать, молодой провинциал давал частные уроки дворянским детям. Однако усталость и истощение организма привели к тому, что юноша серьезно заболел и впал в глубокую депрессию.

Перестав преподавать, Родион лишился единственного источника дохода и вынужден был бросить учебу. Находясь в тяжелом моральном состоянии, он спланировал и осуществил убийство и ограбление старухи-процентщицы. Однако из-за появления нежелательной свидетельницы юноше пришлось убить и ее.

Большую часть романа Раскольников анализирует свой поступок с разных сторон и пытается найти себе как оправдание, так и наказание. В это время он спасает сестру от навязанного ей замужества и находит для нее достойного и любящего супруга.

Кроме того, он помогает семье проститутки по имени Соня Мармеладова и влюбляется в нее. Девушка помогает герою осознать свою вину. Под ее влиянием Родион сдается полиции и отправляется на каторгу. Девушка едет за ним и помогает Раскольникову найти силы для будущих свершений.

Кто был прототипом главного героя романа «Преступление и наказание»

Образ Раскольникова Ф. Достоевским был взят из реальной жизни. Так, в 1865 г. некий Герасим Чистов в процессе ограбления убил топором двух женщин-служанок. Именно он стал прототипом Родиона Раскольникова. Ведь Чистов был старообрядцем, то есть «раскольником» — отсюда и фамилия героя романа.

Теория о собственной избранности как защитная реакция на несправедливость мира

Анализируя образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание», в первую очередь стоит обратить внимание на то, как же добродушный юноша из приличной семьи решил стать убийцей.

В те годы в России популярностью пользовался труд «Жизнь Юлия Цезаря», написанный Наполеоном III. Автор утверждал, что люди делятся на обычных и личностей, творящих историю. Этим избранным можно игнорировать законы и идти к своей цели, не останавливаясь перед убийствами, воровством и другими преступлениями.

Эта книга в годы написания «Преступления и наказания» была весьма популярной в Российской империи, и поэтому многие интеллектуалы мнили себя именно этими «избранными».

Таким был и Раскольников. Однако его увлечение идеями Наполеона III имело другую подоплеку. Как было указано выше – герой был провинциалом, совсем недавно прибывшим в столицу.

Судя по его доброму нраву, который он (вопреки собственным желаниям) часто демонстрирует в романе (помог Соне с похоронами, спас незнакомую девушку от негодяя), изначально юноша был полон самых светлых надежд и планов.

Но, прожив в столице несколько лет, убедился в безнравственности и продажности ее жителей. Будучи высоконравственным человеком, Родион Романович так и не смог приспособиться к такой жизни. В результате – оказался на ее обочине: больным и без денег.

В этот момент чувствительная юношеская душа, неспособная принять окружающую действительность, начала искать отраду, которой и стала для нее идея избранности, высказанная Наполеоном III.

С одной стороны, эта вера помогла Раскольникову принять окружающую его действительность и не сойти с ума. С другой – стала ядом для его души. Ведь желая проверить себя, герой решился на убийство.

Убийство как проверка себя

Рассмотрев предпосылки для совершения преступления главным героем романа, стоит перейти к самому убийству, которое стало переломным событием, повлиявшим на образ Родиона Раскольникова.

«Преступление и наказание» изначально описывает мотив для убийства не только как попытку героя проверить себя, но и как его желание покарать хоть одну кровопийцу, паразитирующую на людских бедах.

Взяв на себя ту миссию, Раскольников мнит, что совершает благое дело, ведь он избавляет униженных и оскорбленных от процентщицы-мучительницы. Однако Высшие силы показывают герою всю ничтожность его поступка. Ведь из-за его рассеянности невменяемая сестра старухи становится свидетельницей убийства. И теперь, чтобы спасти свою шкуру, Родион Раскольников вынужден убить и ее.

В результате, вместо того, чтобы стать борцом с несправедливостью, Раскольников становится банальным трусом, ничем не лучше своей жертвы. Ведь ради своей выгоды он лишает жизни невинную Лизавету.

Преступление и наказание Раскольникова

После совершенного образ Раскольникова в романе приобретает некую раздвоенность, как будто герой находится на перекрестке.

Он пытается понять, сможет ли он дальше жить с таким пятном на совести или ему нужно признаться и искупить вину. Терзаемый муками совести, Родион все больше осознает, что он не таков, как его герои, мирно спящие, послав на смерть тысячи невинных людей. Ведь убив всего двух женщин, он оказывается не способен простить себе это.

Чувствуя свою вину, он отдаляется от людей, но при этом ищет родственную душу. Ею становится Соня Мармеладова – девушка, отправившаяся на панель, дабы спасти от голодной смерти родных.

Родион Раскольников и Сонечка Мармеладова

Именно ее греховность становится тем, что привлекает Раскольникова. Ведь, как и он, девушка согрешила и чувствует свою вину. А значит, испытывая стыд за содеянное, она сможет его понять. Эти доводы становятся причиной того, что признается девушке в убийстве Родион Раскольников.

Образ Сонечки Мармеладовой в этот момент противопоставлен главному герою. С одной стороны, она жалеет и понимает его. Но с другой — призывает Родиона признаться и понести наказание.

На протяжении второй половины романа, а особенно в финале, происходит противопоставление: Раскольников – образ Сонечки. Полюбив Родиона и вынудив его признаться, девушка берет на себя часть его вины.

Она добровольно отправляется в Сибирь, куда сослан ее возлюбленный. И, несмотря на его пренебрежение, продолжает заботиться о нем.

Именно ее самоотверженность и помогает Раскольникову (запутавшемуся в своих мудрствованиях и моральном самобичевании) уверовать в Бога и найти силы жить дальше.

Родион Раскольников и Свидригайлов: две стороны одной медали

Чтобы лучше раскрыть заблуждение главного героя, Достоевский ввел в роман «Преступление и наказание» образ Свидригайлова.

Хотя его идеалы, кажется, отличаются от Родионовых, главный движимый им принцип: можно делать зло, если конечная цель — благо.

В случае с этим персонажем, его злые поступки далеко не единичны: он был шулером, ненамеренно убил слугу и, возможно, «помог» своей супруге отправится на тот свет.

Поначалу кажется, что он не таков, как Раскольников.

Образ его – это полная противоположность Родиону как во внешнем облике (стар, но ухожен и невероятно хорош собой), так и в манере поведения (имеет нужные связи, прекрасно понимает психологию людей и умеет добиваться своего).

Более того, долгое время Свидригайлов успешно убеждает и Раскольникова, и себя в том, что ему чуждо чувство вины, и единственная его слабость — это его неуемные желания. Однако ближе к финалу эта иллюзия рассеивается.

Мучимого виной за гибель супруги героя преследуют галлюцинации с ее образом. Кроме того, персонаж не только хранит тайну Родиона (не требуя взамен ничего), но и помогает деньгами Сонечке, как будто каясь в том, что не смог в свое время принять наказание за свои проступки.

Довольно интересно выглядит и противопоставление любовных линий Раскольникова и Свидригайлова. Так, полюбив Соню, Родион взваливает на нее часть своих мук, рассказав ей правду о своем преступлении. Их отношения можно описать словами Шекспира: «Она меня за муки полюбила, а я ее за состраданье к ним».

Отношения Свидригайлова с Дуней начинаются на похожей ноте. Хорошо разбираясь в женской психологии, мужчина изображает ищущего искупления негодяя. Жалея его и мечтая наставить на путь истинный, Дуня влюбляется в него. Но осознав, что ее обманули, скрывается от возлюбленного.

Во время последней встречи Аркадию Ивановичу удается добиться от девушки своеобразного признания своих чувств.

Однако понимая, что, несмотря на их взаимную любовь, будущего у них нет из-за его прошлого, Свидригайлов отпускает Дуню, решив ответить за свои грехи самостоятельно.

Вот только, в отличие от Родиона, он не особо верит в искупление и возможность начала новой жизни, поэтому кончает с собой.

Каково возможное будущее героев романа

Ф. Достоевский оставил открытым финал своего романа, лишь поведав читателям о том, что главный герой раскаялся в содеянном и уверовал в Бога. Но действительно ли изменился Родион Романович? От своей идеи, избранности для великого подвига, он так и не отказался, лишь адаптировав ее под христианскую веру.

Хватит ли ему сил начать действительно новую жизнь? Ведь в прошлом этот персонаж не раз демонстрировал непрочность своих убеждений и склонность пасовать перед трудностями. К примеру, при финансовых проблемах, вместо того, чтобы искать пути их решения, забросил учебу и перестал работать. Если бы не Соня, возможно, он и не признался бы, а застрелился, на брудершафт со Свидригаловым.

При таком совсем не оптимистическом будущем одна надежда на любовь Сонечки. Ведь именно она в романе демонстрирует настоящую веру и благородство. Борясь с финансовыми трудностями, девушка не впадает в философствование, а продает свою честь. А став проституткой, она изо всех сил пытается сохранить свою душу.

Взяв на себя ответственность за любимого человека, она получает шанс начать жизнь сначала – Свидригайлов обеспечивает деньгами ее родных, да и самой девушке оказывает финансовую помощь, зная о ее намерении ехать за Родионом на каторгу. А оказавшись на каторге, среди отбросов общества, Соня изо всех сил старается помочь каждому из них.

Иными словами, эта героиня не готовит себя к некому великому подвигу на благо человечества, а ежедневно совершает его. Ее «Любовь … деятельная — это работа и выдержка… «, в то время как у Родиона она «мечтательная, жаждет подвига скорого, быстро удовлетворимого, и чтобы все на него глядели».

Научится ли Родион мудрости и смирению у Сони или продолжит мечтать о подвиге? Покажет время.

Артисты, воплотившие образ Родиона Раскольникова на киноэкране

Роман «Преступление и наказание» является одним из самых известных среди наследия Достоевского.Поэтому он не раз был экранизирован, причем не только в России, но и за рубежом.

Наиболее известные исполнители роли Родиона Раскольникова – это Робер Оссейн, Георгий Тараторкин и Владимир Кошевой.

Источник: https://www.syl.ru/article/308730/rodion-raskolnikov-obraz-v-romane-prestuplenie-i-nakazanie

Ссылка на основную публикацию