Становление петербургской культуры празднеств – официальные торжества петровской эпохи

История России: Эпоха Петра I Великого | Cтрановедение России (Reálie Ruska)

„Петровская “ эпоха в истории России сложна и неоднозначна. Во всяком случае, она имеет для развития, формирования и понимания России решающее значение.

По мнению некоторых историков, Петр расколол историю России надвое – на Россию допетровскую и постпетровскую.

С другой стороны, особенно в начале 21 в., можно прийти к выводу, что реформы Петра I не обозначали радикального разрыва с прошлым, что кардинальные преобразования российского государства зародились уже раньше, при Иване IV, и Петр I их только расширил и укрепил, дал толчок к ускоренному развитию страны.

Уже в Московском государстве проходил процесс централизации страны, были заложены первые органы государственного управления.
Петр I, продолжив эту традицию, основал Сенат и Коллегии , правил при помощи указов .
Петр I развил мечту Ивана IV о „воссоединении исконно русских земель“ и вел империалистические войны.

Разницы

Московская Русь воплощала идеал „Святой Руси“: все в жизни было выражением христианского смысла. Петр I не был религиозным человеком. Он подчинил церковь государству, а ее главой назначил светское лицо. В Московском государстве и вообще в Древней Руси люди уважали старину и негативно относились ко всему новому (в средневековом народном мышлении все новое происходит от дьявола).

Петр I произвел сдвиг государства и общества от средневековья к новому времени. Произошла европеизация практически во всех областях жизни. Царь заставлял население менять образ жизни часто в принудительном порядке.

Петр I, третий царь династии Романовых, родился в 1672 г. в Москве. Его путь на российский престол был не совсем прост. Петр Алексеевич был 14-м ребенком и третьим сыном царя Алексея Михайловича и княгини Нарышкиной, его второй жены. Он был самым здоровым из сыновей; предполагалось, что Петр станет царем и поэтому его в детстве баловали.

Однако в возрасте 4 лет Петр лишился отца; возник конфликт между Нарышкиными и Милославскими (род первой жены Алексея Михайловича) по поводу престолонаследия. В 1682 году на царство были венчаны вдвоем Иван от Милославских и Петр от Нарышкиных.

Алексей Михайлович Романов испытывал серьезные проблемы с наследником престола. У него, как правило, родилсь крепкие и здоровые дочки, но по мужской линии соновья часто умирали еще в младенческом возрасте или были больными, слабыми, слабоумными.

Эта проблема касалась не только Алексея Михаиловича, но и других русских правителей. Поэтому их браки розводилсь, жены были ссыланы в монастыри.

В случае, когда царь скончался слишком рано не остававав взрослого наследника престола, на царство венчали маленьких детей (сынов), но вместо них фактически првили регенты.

При дворе в таких условиях шла постоянная борьба за престол разных родов дворян, жен царя.

Правительницей при малолетних царях провозгласили Софью, сестру Ивана. Она сослала Петра с его матерью прочь из Москвы, в село Преображенское.

Преображенское и «потешные полки»

В селе Преображенском об образовании Петра долго никто не заботился. Воспитание будущего царя проходило бессистемно.
Петр здесь увлекался в основном обучением солдат и разыгрыванием „потешных сражений“ с „потешными полками“ (игрой в солдаты с живыми людьми). Многие солдаты в действительности при этом погибали. Здесь формировались основы будущей петровской регулярной армии.

В Москву Петра привозили редко, только для участия в церемониях. Он не любил Москву и Кремль.

Здесь он страдал от своей болезни – агарофобии — боялся больших пространств (например, в Грановитой палате в присутствии Петра снижали потолки при помощи тканей).
В остальное время Петр был свободен.

Занимался многими областями знания – кроме военного дела, его очень интересовали, например, плотницкое дело и судостроение.

Немецкая слобода

В юности царь часто бывал в Немецкой слободе, которая представляла собой возможность первого контакта будущего царя с европейской культурой.

Немецкая слобода была поселением в Москве, на острове реки Яуза, где жили европейцы, в основном, представители тех профессий, которых в России не хватало (врачи, аптекари, инженеры, офицеры, купцы). Часто здесь люди скрывались от уголовных, религиозных и политических преследований.

Нравы здесь были намного свободнее, чем в православной Москве – иностранцы курили табак, что было в России запрещено; распространено было пьянство.

Великое посольство

Вторая встреча Петра с Европой — создание Великого посольства. В 1697-98 гг. Петр со своей свитой отправился в Англию, Голландию и Германию, чтобы лично ознакомиться с жизнью Европы.

Он работал на верфях и в порту, изучал корабельное и артиллерийское дела. Известно, что он посетил английский парламент. Многие европейские обычаи Петр решил перенести в Россию.

Петр I был вообще первым русским монархом, появившимся за границей России.

Бунт стрельцов

Два раза Софья-регентка поднимала против Петра бунты. Впервые это произошло в 1689 г. Петр I тогда испытал панический страх и в одной рубашке бежал в Сергиев Посад, забыв о своей матери и беременной жене.

Однако сторонники Нарышкиных взяли верх, и Софью сослали в монастырь. Когда Петр I с Великим посольством был за границей, Софья вновь подняла стрелецкий бунт.

На этот раз Петр с противниками справился жестоко – всех их казнил перед окнами монастырской кельи, где была заточена Софья. После подавления восстания царь решил ослабить власть бояр.

В 1696 г., когда брат Иван скончался, 24-летний Петр стал единственным самодержцем России. Позже он провозгласил себя императором (титул связан прежде всего с неограниченной военной властью).

С помощью реформ император заставлял российское общество перейти к западному стилю жизни и труда. Реформы проходили очень быстро, буквально на глазах одного поколения. Некоторые затронули всех обитателей России, некоторые — только верхушку общества, аристократию.

Петровские реформы касались всех сфер жизни и проходили по личной инициативе царя. Новые правила придумывал сам Петр; он же лично контролировал, как к ним люди привыкают и как их соблюдают.

  • Царь повелел всем подданным, кроме крестьян и священничества, обрить бороды (иногда он резал их боярам сам).
  • Запретил носить длинные русские платья, все придворные должны были одеваться на немецкий или французский манер (чтобы двигаться быстрее).
  • Были введены светские развлечения (танцы, игры, встречи) и курение трубки.
  • Петр создавал многочисленные мастерские, вводил новые ремесла – следствием был подъем экономики.
  • Сам Петр I изложил правила надлежащего поведения для дворян в книге Юности честное зеркало.
  • Царь приглашал иностранных инженеров (около 900 специалистов прибыли с Петром из Европы), немало молодых россиян отправились за границу изучать науки и ремесла.
  • В больших городах возникли больницы, в Москве — первый приют для младенцев.

Область культуры и образования

  • Создается система государственных светских школ (высшим учебным заведением до тех пор в России была лишь Славяно-греко-латинская академия). Возникают светские (даже начальные) школы, гимназии, Морская академия. В конце правления Петра во всех более-менее крупных городах были созданы минимум две школы – светская и духовная.
  • В 1724 г. была основана Академия наук.
  • В России появляются первые музеи, например, кунсткамера в Санкт-Петербурге, где до сих пор хранятся личные коллекции Петра I.
  • Бурное развитие получило издательское дело. В начале 17 в. действовала в Москве лишь одна типография, выпускающая главным образом церковные книги. К концу властвования Петра их работали десятки. Петр I хотел, чтобы люди „смотрели и учились“.
  • Петр I стал выпускать первую периодически издаваемую газету „Ведомости“ (1702), в которой лично разъяснял и пропагандировал реформы, нес в народ новые знания, знакомил русских не только с отечественными событиями, но и с зарубежной жизнью.
  • Развивается театр. Раньше художественный театр был предназначен лишь для царской семьи и узкого круга избранного общества, теперь он обращался к широким массам зрителей.
  • Реформа правописания — была введена „гражданка“(„гражданское письмо“ – упрощенная форма азбуки) и арабские цифры.

Реформа календаря и летосчисления

  • В 1700 г. было введено новое летосчисление. Счет лет от сотворения мира (7208 г.) был заменен счетом от рождения Христа (1700 г.).
  • Начало года было перенесено с 1-го сентября на 1-ое января.
  • Время в петровской России как будто бы ускорило свой бег – новым шрифтом возможно было быстрее писать, в новых типах платьев — быстрее ходить.

Административные реформы

  • В 1711 г. был образован Сенат (просуществовал 200 лет), куда вошли 9 ближайших сотрудников Петра. Сенат занимался в основном вопросами государственного бюджета.
  • Было учреждено 9 коллегий („министерств“).
  • Был разработан „Тaбель о рангах“– система чинов государственной службы (14 рангов), которая стратифицировала общество. Чин мог получить и человек недворянского происхождения за службу государю. Царь диктовал образ жизни согласно этой стратификации. Было строго определено, кто какие дома должен строить, кто какое количество водки может выпить, как кто должен одеваться и т.п.
  • Произошла реформа административно-территориального устройства. Страна была разделена на 8 губерний. Во главу каждой губернии был поставлен губернатор, подчиняющийся царю.
  • Быстро и эффективно вымогались средства от граждан (небывалый налоговый гнет).

Церковные реформы

  • Церковь была подчинена государству, во главу церкви царь поставил Святейший Синод (орган, управлявшийся светским лицом).
  • Было ограничено число монахов. Петр закрывал монастыри, присваивал церковное имущество. Над церковными обрядами он издевался. Староверы-раскольники, а также многие крестьяне считали Петра Антихристом и думали, что наступили «последние времена».

Военные реформы

  • Была создана огромная регулярная армия, происходили постоянные наборы рекрутов (15-20-летних холостых юношей — крепостных крестьян, дворян и монахов) на неопределенное время – военная служба была фактически пожизненной.
  • Был создан знаменитый морской флот.
  • Были произведены огромные военные расходы (множество церковных колоколов было перелито на пушки); появились талантливые полководцы; во многих сражениях и войнах Россия победила.

Целью Петра I было открыть выход к морю и, таким образом, „прорубить окно в Европу“.

Читайте также:  Самый страшный пожар или как горели театры и храмы

Азовские походы

Выход к Черному морю царь хотел завоевать в войне с Турцией (1695–1700). Это был первый боевой опыт войск Петра. Хотя царь захватил крепость Азов в устье Дона, выхода к морю ему добиться не удалось.

Северная война

После заключения мира с Турцией Петр рассудил, что Балтийское море для выхода на Запад важнее, чем Черное, и начал войну со Швецией. Северная война (1700–1721) с решающей Полтавской битвой была для Петра долгой, изнурительной, дорогостоящей, но удачной. Уже в процессе войны была на берегах Невы в 1703 г. основана новая столица страны, Санкт-Петербург.

Царь был ростом в два метра и очень широко шагал, его сотрудники едва поспевали за ним бегом. В своей личной жизни был Пётр I довольно скромен, не любил носить официальную нарядную одежду, постоянно одевал одно платье.

Он никогда не избегал физического труда (работал плотником, строил корабли, шил сапоги). Занимался медициной: например, лечил зубы и выполнял хирургические операции.

С детства он интересовался математикой, историей, хотел многое узнать.

Личная жизнь царя складывалась сложно и неоднозначно. Многих людей в своем окружении он сделал несчастными, многие проблемы нравственного характера никогда не разрешил.

Семья

16-летнего Петра женили на Евдокии Лопухиной, но он прожил с ней едва неделю. Она родила ему сына Алексея, наследника престола. Свою жену сослал Петр в монастырь, и его сын остался сиротой при живой матери. Молодого царевича Алексея потом обвинили в заговоре против государя; он стал первым узником, заточенным в Петропавловскую крепость. Алексея признали виновным и умертвили.

В 1712 царь объявил о своем разводе и венчался с Екатериной (до православного крещения — ливонской пленницей Мартой Скавронской), которая с 1703 была его фактической женой.

Друзья Петра I

А. Д. Меньшиков

Будучи недворянского происхождения, самый близкий друг царя, тем не менее, занимал высокие должности (первый губернатор Санкт-Петербурга). Но он никогда не забывал о своих личных интересах и принимал взятки („первый вор России“). Наконец, только смерть Петра спасла Меньшикова от гнева царя и от смертной казни.

  • Период, когда Россия глубоко преобразовалась, повернулась с Востока на Запад, открыла „окно в Европу“, стала европейской державой, активно вмешивающейся в европейскую политику.
  • Россия былa провозглашена империей; вырос ее международный престиж.
  • Сложилась система абсолютной монархии. Во главе государства стал монарх, который ни перед кем на свете за свои поступки ответственности не нес.
  • Сухопутная страна сделалась морской державой.
  • Множество людей погибло на войне, при строительстве новых городов, каналов, флота.
  • Осуществление грандиозных планов Петра I, при котором, между прочим, были исчерпаны все финансовые резервы государства, можно считать первым комплексным утопическим экспериментом в России.

На склоне своих лет царь о себе слышал много плохих отзывов, критики в том смысле, что бритье бород не делает из русского человека европейца, а только оскорбляет его религиозные чувства. Он знал о том, что его считают тираном.

После смерти Петра I (по преданию на смертном одре сказал: „Отдайте все…“ и скончался) возвели на трон его вторую жену Екатерину I.
Несколько последующих десятилетий продолжалась борьба за трон. Часто правили регенты вместо молодых или неспособных царей. Эта эпоха называется „эпохой дворцовых переворотов“.

  • Аксенова. М.: Энциклопедия для детей. История России от древних времен до Петра Великого. Аванта +, Москва 2000.
  • Кононенко, Б.И.: Культура. Цивилизация. Россия. Издательство „Щит-М“, Москва 2003.
  • Некипелов, А. Д.: Новая российская энциклопедия. Том I. Россия. Издательство «Эмциклопедия», Москва 2004.
  • Синдаловский, Н.А.: От дома к дому, от легенды к легенде. „Норинт“, Санкт-Петербург 2001.
  • Fozikoš, A., Reiterová, T.: Reálie rusky mluvících zemí. Nakladatelství Fraus, Plzeň, 1998.
  • Pipes, R.: Rusko za starého režimu. Argo, Praha 2004.
  • Švankmajer, M., Veber, V., Sládek, Z., Moulis, V.: Dějiny Ruska. Nakladatelství Lidové noviny, Praha, 2004.
  • Хронос. История России. http://www.hrono.ru/index.sema
  • Путь Петра Великого: http://www.lfond.spb.ru/programs/peters_way/

Источник: https://ruskerealie.zcu.cz/r2-3A.php

Культура петровской эпохи

Реформаторская деятельность Петра Великого распространилась на быт, нравы и культуру российского общества. Первые преобразования в этой области произошли сразу же после возвращения Великого посольства в Россию. В 1698-1700 гг. были изданы указы о бритье бород и упразднении старого русского платья.

Вводилась европейская одежда, обязательное ношение мундиров для военных и гражданских чиновников. Разрешалось курение, которое при Алексее Михайловиче расценивалось как уголовное преступление. В 1718 г. Петр I издал указ о проведении ассамблей. Ассамблеи – это собраний людей царского окружения с обязательным присутствием женщин.

Они стали школой этикета и начала эмансипации женщин в России. Поощрялось употребление иностранных слов.

В пособии по этикету и правилам хорошего тона «Юности честное зерцало» говорилось: «Младые отроки должны всегда между собою говорить иностранными языки, дабы тем навыкнуть могли; а особливо когда им что тайное говорить случиться, чтобы слуги и служанки дознаться не могли, и чтоб можно их от других незнающих болванов распознать…»[25].

С 1 января 1700 г. Россия перешла на новое летоисчисление — от Рождества Христова. До этого счет годам велся от сотворения мира, которое по летоисчислению православной церкви произошло за 5508 лет до рождения Христа. Новый год в России со времен Ивана III начинался 1 сентября и ничем не отличался от обычных дней.

Петр I предписал встречать Новый год торжественно.

По большим улицам Москвы перед воротами знатных людей надлежало « учинить некоторые украшения из от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, даже людям скудным каждому хотя по деревцу, или ветке на вороты, или над храминою своей поставить, на Красной площади огненные потехи учинить и стрельбу чинить»[26].

Петровские преобразования в сфере быта и нравов должны были подчеркнуть европейский характер российского государства.

Для бурно развивающейся промышленности, армии и флота требовалось подготовить квалифицированных специалистов. Церковная школа не могла решить эту задачу. В первой четверти XVIII в.

была создана система светских школ: начальные «цифирные» школы (для подготовки местных мелких чиновников), постепенно преобразованные в солдатские, и специализированные учебные заведения. В 1701 г. в Москве открыта Школа математических и навигационных наук, послужившая основой для Морской академии в Петербурге (1715 г.).

Появились инженерные, медицинские, горные, кораблестроительные, штурманские, ремесленные школы. В 1703-1715 гг. в Москве работала общеобразовательная школа – гимназия пастора Э. Глюка, в которой обучали в основном иностранным языкам.

Большое значение имело появление новых учебников. В 1703 г. вышла в свет «Арифметика, сиречь наука числительная», ставшая основным учебником по всем разделам математики. Ее автором был учитель Навигационной школы Л.Ф. Магницкий.

Магницкий совместно с английским математиком и астрономом А. Фарварсоном составили «Таблицы логарифмов и синусов». Ф.П. Поликарпов — «Историю славянской греко-латинской московской академии».

Он же был автором «Букваря», «Грамматики славянской», славяно-греко-латинского «Лексикона».

В первой четверти XVIII в. бурно развивалось книгопечатание. Выросло количество типографий.

Большая часть книг была светского содержания, начиная от азбук, учебников, календарей и кончая историческими сочинениями и политическими трактатами. Печаталось немало переводных книг. С 1708 г.

по указанию Петра книги светского содержания стали печатать не славянским, а упрощенным, гражданским шрифтом.

Рост книгопечатания способствовал возникновению и развитию книготорговли. Аристократия начала обзаводиться личными библиотеками. В 1714 г. в Петербурге была открыта государственная библиотека.
С декабря 1702 г.

стало выходить первое в России печатное периодическое изданиегазета «Ведомости». Если первая рукописная газета «Куранты», первый номер которой появился в 1621 г., предназначалась только для царя и его ближайшего окружения, то тираж «Ведомостей» составлял от 100 до 2500 экземпляров.

«Ведомости» информировали читателей о важнейших событиях внутренней и международной жизни.

При Петре I было положено начало музейному делу в России. Первым русским музеем стала Кунсткамера в Петербурге.

Развитие науки и техники определялось практическими потребностями государства. Талантливые изобретатели М. Сидоров и С. Шапашников построили в Туле завод с вододействующими машинами. Артиллерист Корчмин усовершенствовал конструкцию пушек. А.К. Нартов создал первые в мире станки с механическими держателями режущего инструмента.

С именем Нартова связаны также крупные изобретения в военной технике. Для изучения и освоения огромной территории страны было организовано несколько крупных экспедиций. Наиболее известна экспедиция Витуса Беринга.

Известно, что незадолго до своей смерти Петр лично составил инструкцию этому отважному мореплавателю «Об открытии соединения Азии с Америкой»[27].

В 1717 г. Петр I побывал в Париже и был избран почетным членом Парижской Академии наук. Ему понравилось устройство Академии. Зародилась мысль открыть в Петербурге нечто подобное.

Представление Петра об Академии было достаточно специфичным – она представлялась ему «как место, где иностранные ученые могли совершать научные открытия. Иными словами, стоит завести в Россию ученых – будет и российская наука»[28]. Именным указом императора 22 января 1724 г.

был одобрен проект Академии наук в Петербурге, которая открылась уже после смерти Петра в 1725 г. В состав Академии пригласили одних иностранцев.

Петровская эпоха ознаменовалась переходом от древнерусского к новому русскому искусству. Начала активно развиваться светская живопись, особенно такой ее жанр, как портрет. Выдающимися русскими портретистами того времени были И.Н. Никитин, А.М. Матвеев. К лучшим работам И.

Никитина принадлежит портрет Петра I на смертном ложе. Крупные работы А. Матвеева (росписи дворцов, церквей, декоративное убранство ряда сооружений) не сохранились. Из нескольких известных сейчас портретов наиболее выразительным с точки зрения искусствоведов считается автопортрет с женой.

Новым явлением в искусстве стало распространение скульптурных композиций, что особенно ярко проявилось при создании дворцово-парковых ансамблей. Например, Летнего сада в Петербурге.

Первая четверть XVIII в. оказалась благоприятным временем для развития архитектуры, господствующим стилем которой был барокко (в переводе с итальянского – вычурный).

Для барокко характерна монументальность, сочетавшаяся с пышностью, блеском, великолепием.

Читайте также:  Из санкт-петербурга в испанию мавританскую: дворец альгамбра и сады хенералифе

Здания, построенные в этом стиле, имели изогнутые линии фасадов и общего плана, обилие колонн, декоративных лепных украшений и скульптур.

Ярким воплощением новых тенденций в архитектуре и градостроительстве являлся Петербург, ставший с 1712 г. столицей. Разработка первого плана Петербурга принадлежала русскому архитектору П.М. Еропкину. В Россию были приглашены и выдающиеся иностранные архитекторы барокко Ж. Леблон, Д. Трезини.

Трезини возвел комплекс зданий и сооружений Петропавловской крепости, летний дворец Петра I, при участии М.Г. Земцова – здание Двенадцати коллегий. Проект Д. Трезини был положен в основу Александро-Невского монастыря, строительство которого началось в 1710 г.

В Москве построены Сухарева и Меньшикова башни (архитектор И.П. Зарудный).

Говоря о достижениях в культуре, надо отметить, что просвещение и культура светского характера во времена Петра I охватила очень узкий круг людей, аристократическую верхушку, — 0,5% населения[29]. Подавляющее большинство продолжало пребывать в рамках старых традиций и представлений.

Суммируя все вышесказанное о преобразованиях петровской эпохи, можно сделать следующие выводы: Россия стала не только могущественной морской, но и ведущей европейской державой; экономические преобразования способствовали развитию производительных сил, но так как они производились на крепостнической основе, имели противоречивые последствия, тормозившие развитие капитализма в России; государственно-административные реформы привели к утверждению абсолютизма – последней политической системы феодализма.

Многое из созданного Петром продемонстрировало свою пригодность и в иных исторических условиях, что свидетельствовало о своевременности этих преобразований. Так, последний рекрутский набор состоялся в 1874 г., Сенат просуществовал до декабря 1917 г., синодальное устройство церкви оставалось неизменным до 1918 г., подушная подать была отменена в 1887 г.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/29758.html

Музыка «викториальных» торжеств эпохи Петра I (о путях становления русской светской культуры)

На правах рукописи

Демина Вера Николаевна

Музыка «викториальных» торжеств эпохи Петра I

(о путях становления русской светской культуры)

Специальность 17.00.02 – музыкальное искусство

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Ростов-на-Дону

2009

Работа выполнена в Ростовской государственной консерватории (академии)

им. С. В. Рахманинова

Научный руководитель доктор искусствоведения,

профессор Рудиченко Татьяна Семеновна

Официальные оппоненты: доктор искусствоведения,

Пашина Ольга Алексеевна

кандидат искусствоведения,

Хватова Светлана Ивановна

Ведущая организация Российский институт истории искусств

Защита состоится 23 декабря 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д.210.016.01 по присуждению ученой степени доктора искусствоведения в Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова по адресу:

344002, г. Ростов-на-Дону, Буденновский пр. 23, ауд. 314.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова.

Автореферат разослан 21 ноября 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

кандидат искусствоведения Дабаева И. П.

Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. Отечественная наука никогда не была едина в оценке перелома, произошедшего в русской культуре второй половины XVII, и реформаторской деятельности Петра I в первой четверти XVIII столетия.

Сторонники особого «русского пути» видели в петровских реформах лишь насильственное, искусственное насаждение европейских новаций, разрыв с предшествовавшей традицией, приведший к ломке мировоззрения.

Такая историческая концепция является исходной для многих современных исследований, в том числе и в области музыкальной культуры.

Между тем, возникновение светских форм искусства по европейскому образцу и ослабление церковного влияния в художественном творчестве самими реформаторами воспринималось, по мысли Ю. М. Лотмана, с позиций религиозного миропонимания, в связи с чем ученым поставлен вопрос о конструктивной роли христианства в секуляризации культуры1.

Анализ художественных явлений интересующего нас исторического периода неизменно приводит в дискуссионное поле проблем национального своеобразия искусства, традиций и новаций, наложения и совмещения различных типов культур и их языковых систем.

К таким, актуализирующим названные и многие другие проблемные ракурсы, в петровской эпохе принадлежат официальные (государственные) праздники, инициированные волей монарха и призванные создать образ новой России.

К концу XVII – началу XVIII века как особая форма они еще не сложились.

Их становление началось с викториальных торжеств, которые были довольно многочисленны, регулярны и динамично развивались от празднования первой победы под Азовом (1696) до чествования взятия Дербента (1722). Они объединяли практически все существовавшие в то время жанры и формы музыкального искусства: от богослужебных песнопений и концертов до инструментальной музыки, панегирического канта и вивата.

Перспективным представляется исследование процесса обновления под воздействием западноевропейских влияний музыки церковного певческого канона и «вызревания» светской сферы в музыкальном оформлении празднества, что позволило бы, на наш взгляд, ответить на некоторые из вопросов искусствознания, обозначенных выше и остающихся спорными.

Викториальные торжества обстоятельно изучены специалистами разных областей гуманитарного знания, но анализу подвергались, как правило, отдельные компоненты и комплексы синтеза искусств.

В то же время, не созданы еще исследования, рассматривающие их в целостности, в аспекте преемственности отечественных традиций.

Неизученной, в основном, остается и музыка празднеств, ее инновационная и объединяющая роль в синтезе искусств.

Все вышеизложенное позволяет обосновать актуальность избранной темы.

Объектом исследования стали викториальные торжества как форма государственного праздника петровской эпохи, синтезирующая все характерные для своего времени искусства.

Предметом изучения является процесс интеграции в рамках викториального торжества богослужебного и внебогослужебного музыкально-поэтического компонентов и рождения на этой основе новых музыкальных жанров панегирической направленности.

Цель работы состоит в изучении формирования в рамках викториальных торжеств праздничной ветви светской музыкальной культуры.

В связи с обозначенной целью необходимо решить следующие задачи:

– изучить русские викториальные торжества в генетическом и структурном аспектах;

– исследовать богослужебные и внебогослужебные жанры в контексте их бытования;

– проследить становление «Службы благодарственной» как нового вида викториального служения;

– обозначить пути формирования новых светских жанров и жанровых циклов;

– рассмотреть музыкальный компонент петровского празднества в развитии.

Научная новизна. В настоящем диссертационном исследовании впервые изучен музыкальный компонент (певческая его часть) петровских викториальных торжеств в многообразии составляющих форм и жанров.

В работе посредством анализа поэтики гимнографии и панегирической литературы, канонических песнопений и музыкальных панегирических жанров (кантов, виватов, концертов) показан механизм взаимодействия традиций и новаций.

Музыкально-поэтические жанры, включая богослужебные, рассмотрены в контексте их бытования, непосредственно в континууме викториальных торжеств, что позволило обозначить пути обновления канона и создания нового вида служения – викториального.

В научный обиход вводится новый фактический материал, связанный с историей музыкальной культуры России: обобщена литература по проблеме формирования светских жанров русской музыки, выявлены и описаны источники, в том числе нотные рукописи памятников «Стихов победительных», «Стихов благодарственных Богу за взятие Слюссенбурха» и «Стихир торжественных о победе над Левенгауптом под Лесным», до этого не привлекавших должного внимания ученых. В диссертации систематизированы разрозненные сведения о порядке проведения празднеств и месте в них музыки, приуроченности к различным викториальным празднествам большинства изданных панегирических кантов.

Источник: https://refdb.ru/look/1849133.html

Музыка «викториальных» торжеств эпохи Петра I (о путях становления русской светской культуры)

На правах рукописи

Демина Вера Николаевна

Музыка «викториальных» торжеств эпохи Петра I

(о путях становления русской светской культуры)

Специальность 17.00.02 – музыкальное искусство

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения

Ростов-на-Дону

2009

Работа выполнена в Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В.

РахманиноваНаучный руководитель доктор искусствоведения, профессор Рудиченко Татьяна Семеновна Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, Пашина Ольга Алексеевна кандидат искусствоведения, Хватова Светлана Ивановна Ведущая организация Российский институт истории искусствЗащита состоится 23 декабря 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д.210.016.01 по присуждению ученой степени доктора искусствоведения в Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, Буденновский пр. 23, ауд. 314. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова. Автореферат разослан 21 ноября 2009 г.Ученый секретарь диссертационного совета, кандидат искусствоведения Дабаева И. П.

^

Актуальность темы исследования. Отечественная наука никогда не была едина в оценке перелома, произошедшего в русской культуре второй половины XVII, и реформаторской деятельности Петра I в первой четверти XVIII столетия.

Сторонники особого «русского пути» видели в петровских реформах лишь насильственное, искусственное насаждение европейских новаций, разрыв с предшествовавшей традицией, приведший к ломке мировоззрения.

Такая историческая концепция является исходной для многих современных исследований, в том числе и в области музыкальной культуры.

Между тем, возникновение светских форм искусства по европейскому образцу и ослабление церковного влияния в художественном творчестве самими реформаторами воспринималось, по мысли Ю. М. Лотмана, с позиций религиозного миропонимания, в связи с чем ученым поставлен вопрос о конструктивной роли христианства в секуляризации культуры1.

Анализ художественных явлений интересующего нас исторического периода неизменно приводит в дискуссионное поле проблем национального своеобразия искусства, традиций и новаций, наложения и совмещения различных типов культур и их языковых систем.

К таким, актуализирующим названные и многие другие проблемные ракурсы, в петровской эпохе принадлежат официальные (государственные) праздники, инициированные волей монарха и призванные создать образ новой России. К концу XVII – началу XVIII века как особая форма они еще не сложились.

Их становление началось с викториальных торжеств, которые были довольно многочисленны, регулярны и динамично развивались от празднования первой победы под Азовом (1696) до чествования взятия Дербента (1722).

Они объединяли практически все существовавшие в то время жанры и формы музыкального искусства: от богослужебных песнопений и концертов до инструментальной музыки, панегирического канта и вивата.

Перспективным представляется исследование процесса обновления под воздействием западноевропейских влияний музыки церковного певческого канона и «вызревания» светской сферы в музыкальном оформлении празднества, что позволило бы, на наш взгляд, ответить на некоторые из вопросов искусствознания, обозначенных выше и остающихся спорными.

Читайте также:  Из петербурга в латвию - назад в будущее: путешествие по двум столицам латвии

Викториальные торжества обстоятельно изучены специалистами разных областей гуманитарного знания, но анализу подвергались, как правило, отдельные компоненты и комплексы синтеза искусств. В то же время, не созданы еще исследования, рассматривающие их в целостности, в аспекте преемственности отечественных традиций. Неизученной, в основном, остается и музыка празднеств, ее инновационная и объединяющая роль в синтезе искусств. Все вышеизложенное позволяет обосновать актуальность избранной темы.

Объектом исследования стали викториальные торжества как форма государственного праздника петровской эпохи, синтезирующая все характерные для своего времени искусства.

Предметом изучения является процесс интеграции в рамках викториального торжества богослужебного и внебогослужебного музыкально-поэтического компонентов и рождения на этой основе новых музыкальных жанров панегирической направленности.

^ состоит в изучении формирования в рамках викториальных торжеств праздничной ветви светской музыкальной культуры.

В связи с обозначенной целью необходимо решить следующие задачи:

– изучить русские викториальные торжества в генетическом и структурном аспектах; – исследовать богослужебные и внебогослужебные жанры в контексте их бытования; – проследить становление «Службы благодарственной» как нового вида викториального служения; – обозначить пути формирования новых светских жанров и жанровых циклов; – рассмотреть музыкальный компонент петровского празднества в развитии.

^ В настоящем диссертационном исследовании впервые изучен музыкальный компонент (певческая его часть) петровских викториальных торжеств в многообразии составляющих форм и жанров.

Источник: http://do.gendocs.ru/docs/index-248088.html

Культура после петровской эпохи



2.       Реформы Петра и их влияние на русскую культуру.

Петровские реформы положили начало переходу от древнерусской культуры к культуре нового времени.

Главное содержание петровских реформ составили секуляризация и европеизация русской культуры, что разрушило ее целостность и породило в ней сложные неоднозначные процессы.

Петровские реформы расчленили некогда единую синкретичную «культуру – веру» на культуру и на веру, то есть на две культуры: культуру светскую и религиозную (духовную).

При этом религиозная часть культуры уходила на периферию, а новообразовавшаяся светская культура укоренилась в центре. Реформы изменили основные установки в концепции мира русского человека. На место красоты была поставлена польза, приоритета слова – приоритет вещи, церковной книжности – светская книжность, плетению словес (литературный стиль) – деловое письмо.

        Петровские реформы принесли немыслимые для традиционной русской культуры явления: библиотеки, общедоступный театр, кунсткамеру, академии наук, парки, парковую скульптуру, дворцовую архитектуру.

Преодолевая статичность русская культура начала проникаться принципом историзма: история отныне не стала восприниматься как застывшая вечность, как предопределение, а стала рассматриваться как результат деятельности людей, итог их сознательных поступков, как поступательное движение мира от прошлого к будущему.

Петровские реформы носили противоречивый характер, это было обусловлено тем, что одна часть страны еще находилась в средневековье, а другая шагнула в новое время.

Посланные на обучение за границу молодые дворяне (прообраз будущей интеллигенции) составляли очень тонкий слой европейско-образованных реформаторов во многом оторванных не только от большинства населения, но и от жизни своего класса.

Помимо социо-культурного раскола, порожденного секуляризацией, петровские реформы заложили еще две конфронтации в русском обществе:

—          между просвещенным меньшинством и непросвещенным большинством;

—          между прозападнически настроенными реформаторами и их противниками.

Петровские реформы были противоречивы не только по своим последствиям, но и противоречивы внутренне, парадоксально, европеизируя Россию Петр довел до крайности именно те элементы государственности и культуры, которые сближали Россию именно со странами восточной деспотии.

Внешняя демократизация жизни на самом деле служила укреплению абсолютизма восточно-демократического типа, особенно ярко это проявилось в политике по отношению к дворянству, которую можно характеризовать как зарегламентированную и бюрократизированную.

Русский дворянин был не более свободен, чем его крепостной крестьянин. Это явление получило название демократизации несвободы: речь идет о том, что русское дворянство испытывало на себе прессинг государства не в меньшей, а может быть даже в большей степени, чем остальное население страны.

А поскольку русское дворянство стремилось к освобождению, то на определенном историческом этапе понятие дворянства и свободы совпадало (князь Болконский в «Войне и мире», Суворов и Кутузов, И.А. Крылов).

Таким образом благодаря петровской политике в отечественной культуре наметилась еще одна тенденция конфронтации: центростремительная (русское самодержавие во всех направлениях) и центробежная (деятели русской культуры, выражавшие тенденцию освобождения).

1.       Культура XVIII века. Русское Просвещение.

Русская культура XVIII века развивалась в атмосфере нестабильности: это дворцовые перевороты, реформы и контрреформы, интриги, фаворитизм и т.д. Лишь с началом царствования Екатерины II наступил период консолидации сил просвещенного дворянства (правящая + духовная элита). Это особенно ярко отразилось в Русском Просвещении.

В России получают распространение идеи Вальтера, Руссо, деизм, масонство, но Русское Просвещение отличалось от западноевропейского тем, что в основном среди русских просветителей (Дмитрий Фонвизин, Николай Новиков, Александр Радищев) не получили распространение материалистические и атеистические идеи.

Гораздо больше их занимали вопросы нравственно-религиозные, социальные, эстетические: красота природы, правомерность элитарного положения дворянства, вопросы нравственного совершенствования человека, творческая деятельность.

Вопросы социального равенства в несословной ценности человека и другие идеи просвещения вступали в России в неразрешимое противоречие с крепостнической системой, поэтому одновременно в русской культуре XVIII века сосуществовали две взаимоисключающие художественные системы: классицизм и сентиментализм (государство – личность, разум – чувство, общественная польза – частное право, национальная гордость – космополитизм), которые тем не менее обе пропагандировали просветительские идеалы.

Крестьянская война под предводительством Пугачева положила конец официальному развитию либерализма и начало консервативно-охранительной политики, которая прежде всего началась в сфере культуры: с борьбы с инакомыслием (запрещены масонские организации, Радищев сначала приговорен к смертной казни, а потом сослан, Новиков за свои идеи заключен). Таким образом наметившаяся цельность дворянской культуры к концу XVIII века распалась на два крыла:  консервативно-хранительное и либеральное.

2.       Классическая русская культура XIX века.

Классическая культура XIX века характеризуется зрелостью и наибольшим числом достижений, которые и определяют «лицо» русской культуры в масштабе мировой.

В отличие от Западной Европы, где становление классики пришлось на возрождение, либо просвещение, в России классическая культура начала формироваться поздно, на рубеже XVIII и XIX веков – с процессом пробуждения русского самосознания. Первыми русскими классиками были Карамзин и А.С.

Пушкин. Карамзин решил очень важную для русской культуры задачу – проблему национального самоопределения (сделал историю современной России специальным предметом художественного и национального сознания).

Пушкин решил принципиально иную проблему (по Достоевскому всемирная отзывчивость) способность национальной культуры отображать идеи и образы других культур. Таким образом были заложены еще две тенденции в русской культуре:

—          ориентация на сохранение национального своеобразия;

—          направленность на размывание национальной специфики.

Эти две тенденции лежали в основе размежевания русской интеллигенции, которая оформилась в виде западничества и славянофильства. Их бинарность – ведущая роль русской культуры XIX века. Другая бинарная структура XIX века – это противостояние консерваторов – прогрессистам любого толка (либералам, демократам, позже социалистам).

В XIX веке ярким проявлением этой бинарности стало восстание декабристов, которое показало неподготовленность российского общества к серьезным преобразованиям на пути сближения с Западом.

Дилема Запад-Восток не была разрешена ни при Александре I, ни при Николае I, а к середине XIX века уже хроническое противостояние приобрело характер противостояния дворянской и разночинской культур.

При этом необходимо отметить, что разночинская интеллигенция была не социальной, не экономической и не профессиональной группой, а была объединена исключительно социальными идеямиÞ в русской культуре развиваются идеи нетерпимости, крайности и радикализма + значительная роль русской литературы в культуре, которая брала на себя функцию тех сфер, которые не могли развиваться свободно и открыто (политика, философия, общественная мысль). В результате все культурные процессы XIX века в России резко политизируются. В противовес официальной культуре, стоявшей на трех китах «православие – самодержавие – народность», зарождается контркультура, пронизанная революционными идеями, материализмом, нигелизмом, экстремизмом, атеизмом. Характерный лозунг контркультуры – «Никакого примирения!». Существование в русской культуре XIX века двух крайних течений: реакции и радикализма обусловили неудачу в России третьей силы – либерализма, который по своей сути пытался найти компромиссную позицию. Либерализм, как и любые формы серединной культуры, изживался и дискредитировался как справа, так и слева (Салтыков-Щедрин о либерализме: применительно к подлости). Отсюда особая роль насилия в русской культуре, культурное оправдание, насилие, как неизбежное и необходимое средство наведения общественного порядкаÞ идейная подготовка русских революций. Еще один феномен русской культуры: смешение любви и ненависти, которые перестали быть взаимоисключающими понятиями и стали взаимодополняющими. Ненависть признавалась условием и средством достижения всеобщей любви; деспотизм, путем достижения свободы. Особенно ярко это выразилось в гражданской лирике Некрасова: «то сердце не научится любить, которое устало ненавидеть». Любовь и ненависть характерна героям Достоевского, Салтыкова-Щедрина. Все крупные фигуры XIX века избежали либеральной середины, их воззрение – это смесь реакции и радикализма, демократии и консерватизма, такая позиция становилась специфической национальной чертой. Другая бинарность русской культуры: противостояние национальной самобытности и размывание национальной специфики, особенно проявилось в творчестве двух величайших философов второй половины XIX века – Леонтьева и Соловьева. Леонтьев отстаивает идею «цветущей сложности» русской культуры, полагая, что все противоречия российской действительности неразрешимы. В противовес ему Соловьев развивает идею всеединства русской культуры и ищет в своей философии средство предотвращения, расколотости, раздвоенности русской культуры, абсолютизируя способность русской культуры соединять народы, религии, идеалы, добро. Все эти обозначившиеся тенденции русской культуры в XVIII-XIX веках получат новое звучание и трагический смысл в XX веке. Два идеала – «цветущей сложности» и «всеединства», которые представляли неразрешимое противоречие русской культуры, получили противоречивое разрешение в XX веке, который парадоксально соединит два этих идеала.



Вернуться на предыдущую страницу

Источник: http://gumfak.ru/kult_html/konspekt/kon13.shtml

Ссылка на основную публикацию