Собор спаса нерукотворного в санкт-петербурге

Собор Спаса Нерукотворного

Закладка храма была произведена 14 октября 1753 года на месте ранее существовавшей придворной церкви. К отделке храма приступили через шесть лет. Его автором стал придворный архитектор Бартоломео Растрелли, которому волей судьбы выпало строить четвертый по счету Зимний дворец. Купола были расписаны итальянцами Карло Цукки и Франческо Мартини, алтарная часть – Джованни Венерони.

С особым вниманием Растрелли сочинял эскизы иконостаса, сеней и кафедры. В работах принимали участие великолепные резчики и художники, такие как Иван Дункер, Иван Иванович Бельский с братьями и Иван Яковлевич Вишняков. Неповторимый по своей красоте плафон написал итальянец Франческо Фонтебассо.

К концу строительства Зимнего дворца храм готов еще не был, поэтому вместе с дворцом, 6 апреля 1762 года была освящена Воскресенская церковь. Собор же был освящен год спустя, 12 июня 1763 года и назван он был в честь образа Спасителя.

Сильных морозов купол не выдерживал и достаточно сильно промерзал. Это стало причиной дополнения внутренней отделки храма потолком, над художественной росписью которого трудились Антонио Перезинотти и Иван Бельский.

Через некоторое время, из московской оружейной палаты, поступили несколько золотых крестов и сосудов 17 века, ранее принадлежавшие русским царям, позолоченные кресты-мощевики, и серебряный крест с частью Ризы Господней, Животворящего Древа и тернового венца Спасителя.

Восстановление

Пожар 1837 года нанес существенный урон строению. Его восстановлением занимался Василий Петрович Стасов. Требования к восстановлению были лаконичны и просты «…возвести в прежнем виде».

На этот раз большую часть убранства выполнили не из дерева, а из папье-маше. Сохранилось много икон, которые были помещены на полагающиеся им места.

25 марта 1839 года митрополит Московский Филарет в присутствии Императорской семьи освятил обновленный однопрестольный собор.

Благодаря царской семье в соборе было собрано немало святынь и ценных художественных произведений: десница св.

Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней, которые осенью на месяц переносили в Гатчинский собор.

Греческий монастырь Влатес, в 1850 поднес в дар Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. В 19 веке соорудили звонницу с пятью колоколами, которые настраивал сам протоирей Аристарх Александрович Израилев.

Этот собор был построен исключительно для членов царской семьи и посторонние люди туда не допускались. Здесь проходили радостные и печальные события: венчания, крестины, панихиды. Исключением являлся престольный праздник. Именно во время этого праздника, из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ.

Среди настоятелей собора выбирались императорские духовники. Их называли протопресвитерами и они возглавляли придворное духовенство. Большую роль в жизни Августейших особ сыграл Иоанн Иоаннович — духовника Екатерины II.

Революция 1917 года привнесла свои коррективы в духовную жизнь собора. Предпоследний настоятель Александр Петрович Васильев был расстрелян большевиками в 1918 году. Последним из настоятелей стал Николай Григорьевич Кедринский.

При штурме Зимнего собор существенно пострадал. В апреле 1918 года храм для богослужений был закрыт большевиками.

На сегодняшний день храм Спаса Нерукотворного образа находится под юрисдикцией музеев Эрмитажа.

Интересные факты истории

Как известно, Петр ІІІ в Зимнем дворце практически не жил. Но сохранились легенды о его непристойном поведении во время церковных служб. Не скрывая, он насмехался над священнослужителями, ходил по церкви и пытался остричь бороды дворцовому духовенству. Также ходили слухи, что он устроил в Зимнем нечто подобное лютеранской церкви.

Собор был названный во имя образа Спасителя, написанного в 1693 Ф.Ф. Ухтомским. По легенде, этот образ принадлежал Петру I. Он находился в молельне при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами. Согласно легенда именно перед этим образом Петр І «испрашивал благословение Божие на новую столицу». С этим образом он никогда не расставался и на смертном одре он стоял у его изголовья.

При Павле І была заведена традиция присутствия военных у церкви при выходах Императорской семьи, а со временем Николай І продолжил эту традицию. При нем опоздание на церковную службу считалось тяжким «придворным грехом».

Екатерина ІІ демонстрировала свою приверженность к православию, однако это не помешало ей устроить свою мыльню прямо под алтарем собора, на первом этаже. Также в ее окружении злословили о фаворитах, сопровождавших ее даже туда.

Источник: http://www.peterburg-center.ru/maps/sobor-spasa-nerukotvornogo

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце 1762г

По стародавнему обычаю при дворах русских Государей всегда имелся храм, украшенный благолепно и богато.

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце 1762г. Сьёмка 25 июня 2011г

Собор Спаса Нерукотворного (Больщая церковь Зимнего дворца) в Санкт-Петербурге — бывший православный дворцовый храм.

Этот обычай сохранился и после переноса столицы в Петербург, поэтому, когда Б. Растрелли разрабатывал проект нового, четвертого по счету Зимнего дворца, он разместил придворную церковь в юго-восточной части второго этажа, на месте существовавшей в третьем дворце, которую 19 октября 1735 освятил архиепископ Феофан (Прокопович).

Закладка увенчанного куполом храма состоялась 14 октября 1753, но к отделке его долго не приступали. Только через шесть лет зодчий подал чертеж «лепному и живописному убранству», выдержанному в барочном стиле.

За роспись купола взялись итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарной части – Д. Венерони, за лепку – Дж. Б. Джани. С тщательностью проектируя все детали отделки, Растрелли с особым вдохновением сочинил эскизы иконостаса, сени и кафедры, по которым работали резчики И. Дункер и Л. Роллан.

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце 1762г. Сьёмка 2 сентября 2006г

Евангелистов в парусах и плафон «Воскресение Христово» в притворе написал незадолго до этого приехавший из Италии Ф. Фонтебассо.

Когда архиепископ Новгородский Димитрий 6 апреля 1762 освящал законченный дворец, собор не был еще готов, и потому вместо него освятили временную Воскресенскую церковь.

Собор Спаса Нерукотворного Образа в Зимнем дворце 1762г. Сьёмка 25 июня 2004г

Только через год, 12 июля 1763, архиепископ Гавриил освятил собор, который свое название получил во имя образа Спасителя, написанного в 1693 Ф. Ф. Ухтомским. Он находился в моленной при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами.

Из-за промерзания купол внутри храма заменили в 1764–1765 плоским потолком, который украсили иллюзорной живописью А. Перезинотти и И. Бельский с «командою».

Вскоре в собор поступили из Оружейной палаты в Москве несколько золотых крестов и сосудов, принадлежавших в XVII веке русским Царям, позолоченные кресты-мощевики (в том числе крест, которым митрополит Филарет благословил на царство боярина Михаила Романова) и серебряный крест с частью Ризы Господней, Животворящего Древа и тернового венца Спасителя.

В 1831 плащаницу «по образу старой» написал акад. А. Е. Егоров.

Так как собор в основном использовался для торжественных служб, то 10 января 1768 архиепископ Новгородский Димитрий для частного обихода освятил в северо-западной части дворца малую придворную церковь Сретения (первая церковь с таким названием появилась еще при Екатерине I). Лепкой ее украсил вышеупомянутый мастер Джани.

После опустошительного пожара 1837 эта церковь была восстановлена В. П. Стасовым на том же месте и освящена 1 февраля 1839 митрополитом Киевским и Галицким Филаретом. Во время восстановления дворца службы шли в походной церкви, установленной в Шепелевском доме.

В двухъярусном иконостасе работы В. Бобкова были поставлены спасенные от огня образа, на стенах повешены новые, исполненные академиком Т. А. Неффом. Золоченый барочный орнамент в малой церкви выполнил И. Дылев, скульптуры – И.

Герман, плафон по рисунку Т. А. Неффа написал Н. А. Майков.

В конце XIX века в ризницу малой церкви поступил золоченый серебряный крест с мощами Трех Святителей и частицей Животворящего Древа, происходивший из афонского монастыря Пантакратор.

Большой собор после пожара восстанавливал тоже В. П. Стасов, которому было велено сделать это «с возможной точностью… в прежнем виде», хотя нужных для этого чертежей оказалось ничтожно мало. Значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из папье-маше скульпторами Д. Аджом и Ю. Штрейхенбергом, кариатиды и статуи – В. И. Демут-Малиновским и П. В. Свинцовым.

Золоченый иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. Кретан. Иконы были в основном взяты прежние, спасенные при пожаре, живопись в плафоне возобновил П. В. Басин, евангелистов на парусах написал Ф. А. Бруни, роспись «под лепку» – П. Медичи.

Посреди храма было повешено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж. Банистером. 25 марта 1839 митрополит Московский Филарет в присутствии Императорской семьи освятил обновленный однопрестольный собор.

В 1850 греческий монастырь Влатес поднес Императрице Александре Феодоровне часть чаши Господней с Тайной вечери, заключенную в серебряную оправу, которую она передала в собор. Здесь же хранилась левая рука мч. Марина, присланная из Грузии, ковчежцы с мощами свт.

Спиридона и вмч. Георгия, с мощами ап. Иоанна Богослова, с мощами киево-печерских угодников, а также ряд замечательных икон начала XVII века из родового имущества Романовых, редкая плащаница 1602 года.

Читайте также:  Федоровский собор в санкт-петербурге

Александр I подарил храму Острожское Евангелие 1580 года издания.

В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил известный знаток колокольного дела прот. А. А. Израилев.

С собором связаны многие события в жизни Императорской семьи: венчания, крестины и панихиды. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем.

Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I.

Такое же богослужение в присутствии Государя и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день.

С 1798 настоятели собора, из коих обычно выбирались императорские духовники, именовались протопресвитерами и возглавляли придворное духовенство.

Среди них надо отметить Иоанна Иоанновича Панфилова (служил в 1777–1794), духовника Екатерины II.

Предпоследним настоятелем был Александр Петрович Васильев, расстрелянный большевиками в 1918, последним – Николай Григорьевич Кедринский.

Собор пострадал при штурме Зимнего большевиками, и богослужения в нем прекратились. В начале 1918 храм был вновь открыт, но в апреле его закрыли окончательно. 29 мая 1918 Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал в ходатайстве Братству приходских советов и утвердил решение о ликвидации храма.

Ныне обе церкви заняты выставками Эрмитажа. Образованная еще в 1991 община тщетно пытается вернуть собор верующим – администрация его не отдает, ссылаясь на музейные правила.

Источник: http://templespiter.ru/view_cercov.php?id=131

Образ Спаса Нерукотворного

Образ Спаса Нерукотворного находится на аналое у правого клироса. Он тесно связан с жизнью Императора Петра Великого и был его любимым образом.

Написанный, предположительно, в 1676 году для Царя Алексея Михайловича известным московским иконописцем Симоном Федоровичем Ушаковым, к Царю Петру образ перешел от матери, Наталии Кирилловны, и всегда сопутствовал ему в походах.

Это тот самый образ, пред которым Царь преклонял колена при основании Петербурга, испрашивая благословение Божие на новую столицу.

Происходило это так. После водосвятного молебна на Заячьем острове 16(27) мая 1703 года, в день Пресвятой Троицы, Государь самолично взял заступ и начал копать ров. Неожиданно — добрый знак — в небе появился орел, диковинная для севера птица.

В выкопанный ров опустили золотой ковчег с мощами апостола Андрея Первозванного, некогда посетившего эти места. Взяв три куска дерна, Петр положил их на крышку ковчега со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь. Основан царствующий град Санкт-Питербурх».

Загрохотали пушки.

Был чудотворный образ Спаса с Петром и во время исторической Полтавской битвы, когда Император чудом остался жив. Три пули достались на долю Царя: одна пробила ему шляпу, другая попала в седло, а третья… несла ему смерть: ударила прямо в грудь; но Бог хранил своего помазанника: пулю удержал крест, бывший на груди Петра.

С родительской святыней Царь не расставался и на смертном одре — икона стояла у него в изголовье. Последние слова Государя пред кончиной были: «Верую, Господи, помоги моему неверию». Образ, по завещанию Государя, находился и при его погребении.

Позже Нерукотворенный Спас был помещен в домике Петра Великого на Петроградской стороне, в столовой, обращенной в часовню Спасителя.

Нескончаемые паломники текли сюда рекой, с верою в чудотворность царского образа. Петербуржцы так и говорили: идти ко Спасителю.

Благодарный народ, православные всех званий, возрастов и состояний, приносил к любимому образу бесчисленные пожертвования — иконы, оклады, кресты.

Светлым чувством благоговения к святыне были проникнуты все цари русские. Набожная Елизавета Петровна собственноручно написала молитву Спасителю «Господи, щедрый и милостивый», которую каждый раз читали на молебне перед иконой.

Она же именньгм указом 1 июля 1842 года повелела: «В день празднества Нерукотворенного Образа, 16 августа, казенных никаких работ не производить».

Этот образ ежегодно, в день Преполовения Господня, обносили крестным ходом вокруг Петропавловской крепости.

В прошлом веке почитатель святыни оставил глубоко проникновенное ее описание:  «Этот древний образ имеет чудный вид. С первого взгляда лик Спасителя кажется строгим, но когда всмотришься в него, в глазах видны необыкновенное смирение и кротость, глубина страданий и божественное величие.

Взор Христа устремлен в какую-то бесконечную даль, но в то же время вы чувствуете, что этот кроткий взор проникает и в вашу душу. В глазах Его заметна глубочайшая задумчивость. На челе, а еще более в глазах отражаются скорбь и сострадание.

Вид Спасителя вообще печальный и страждущий, но вместе с тем в лице Его сияет глубочайшее спокойствие… Щеки впалые, от сильной худобы заметны даже глазные впадины. На челе видны кровавые капли, еще как бы не запекшиеся: они как будто только что скатились из-под тернового венца.

Над бровями выступают страдальческие складки, так что как будто Страждущий не выдержал ужаснейшей боли; содрогнулся от нее, но все-таки удержал спокойствие духа до конца.

Вообще весь лик Спасителя покрыт неизъяснимым совершенством, так что взирая на Него, благоговеешь пред Спасителем, глубже чувствуешь свое ничтожество, яснее сознаешь свою греховность, и, умиляясь всею душой, невольно преклоняешь колена перед сим чудным образом Спаса.»

По преданию, эдесский правитель Авгарь, страдая от неизлечимой болезни — проказы, отправил в Иудею одного из своих слуг, Ананию, известного живописца, вручив ему письмо к Иисусу. До Авгаря дошел слух об удивительном Муже, Который одним лишь словом исцеляет любые болезни.

В своем письме Авгарь с глубокой верой просил Спасителя прийти в Едессу и даровать исцеление ему, ее правителю, в награду же обещал разделить с Ним царство. Правитель поручил Анании втайне от Иисуса написать Его Лик.

Живописец передал Христу письмо своего господина, однако написать образ Господа так и не сумел — ему не удавалось достичь сходства, несмотря на все старания. В утешение всевидящий Господь, зная о желании Авгаря, омыл Лицо Свое водой и утер Его чистым полотном (убрусом).

Когда же Он отнял убрус от Лица, то на полотне запечатлелся Его Божественный образ. Получив святыню, Авгарь поклонился ей и получил облегчение в болезни. После Вознесения Спасителя промыслом Божиим в Едессу пришел апостол Фаддей. Он крестил князя, и дом его, и весь город.

Выйдя из святой купели, Авгарь окончательно исцелился.

Из Едессы 16 (29) августа 944 года чудный образ был перенесен в Константинополь. С тех пор в этот день Церковь совершает празднование иконы.

Спас Нерукотворный прикровенно напоминает каждой кающейся душе об одном из главных событий в Священной истории. Человек, созданный по образу и подобию Божию, после грехопадения осквернил в себе образ Божий.

Но милостив Творец! В спасительных таинствах Матери-Церкви очищается душа грешника, соединяясь с Господом. «Истинный образ Божий всегда нерукотворен, — размышляет духовный писатель XIX века.

— Отсюда следует, что цель всех наших усилий, занятий, наук, должна состоять только в том, чтобы представить Богу наши души как чистый убрус, способный принять Божественное изображение».

После закрытия часовни на Петроградской стороне в январе 1930 года, древний образ перенесли в Свято-Троицкую церковь на Стремянной улице, а когда в 1936 году снесли и ее, — в Спасо-Преображенский собор.

Источник: http://preobragenskiy.cerkov.ru/2014/10/29/obraz-spasa-nerukotvornogo/

Православные соборы Санкт-Петербурга. Часть 9

Цитата сообщения MatrioshkaПрочитать целикомВ свой цитатник или сообщество!

Православные соборы Санкт-Петербурга. Часть 9.

Весь материал по теме здесь

Придворный собор Спаса Нерукотворного

Собор Спаса Нерукотворного (Большая церковь Зимнего дворца) в Санкт-Петербурге — бывший православный дворцовый храм. С 1918 года — один из залов музея Эрмитаж, используемый для выставок. Один из немногих сохранившихся участков первоначального рококо создателя четвёртого Зимнего дворца — Франческо-Бартоломео Растрелли. Подробнее…

Эдуард Петрович Гау (1807–1888) Интерьер Большой церкви (до 1917)

Екатерининский собор (Пушкин)

Екатери́нинский собо́р в Пушкине — воссозданный (2007—2010) после разрушения православный храм на Соборной площади, в центре города.

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Царскосельского благочиннического округа. Подробнее…

Церковь Успения Пресвятой Богородицы при подворье Козельской Введенской Оптиной пустыни

На этом месте ранее находилось подворье Псково-Печерского Успенского монастыря. В конце 1880-х годов оно было куплено Киево-Печерским монастырем, в здании подворья была устроена домовая церковь.

В 1894 году дом был разобран и на его месте в 1895 – 1897 годах по проекту гражданского инженера Василия Косякова при участии инженера Бронислава Правдзика построен нынешний храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя Всех Печерских Преподобных.

Освящение главного алтаря и придела состоялось в декабре 1897 года. Весь комплекс подворья, включающий также и жилой дом, был закончен в 1900 году.

При всей богатой и тщательно выполненной отделке (зодчий применил излюбленный им желтый кирпич, 14 сортов лекального кирпича, изразцы и мозаику), главным для него было достижение «солидности и простоты».

Новаторство автора проявилось в применении пересекающихся арок для поддержки главного барабана, что позволило обойтись без установки пилонов и создать обширное внутреннее пространство. Предполагается, что в создании настенной росписи (ныне на реставрации) участвовал В. М. Васнецов.

Храм славился иконами старинного письма, переданными из Киево-Печерской лавры.

Читайте также:  Становление петербургской культуры празднеств – официальные торжества петровской эпохи

Главный купол храма украшен рельефным орнаментальным узором, облицованным лепными гирляндами. Кокошники фасадов декорированы цветными изразцами. Стройный пятиглавый храм, высоко поднявшийся над соседними домами, играет важную роль в панораме не только Васильевского острова, но и всего устья Невы.

В январе 1935 года храм был закрыт. В 1956 году в нем был оборудован первый в городе крытый каток с искусственным льдом, с которого начался расцвет ленинградской школы фигурного катания. Все фрески в интерьере храма сначала побелили, а потом закрасили масляной краской.

Храм вновь передан Русской Православной церкви в 1991 году. Восстановление здания потребовало огромных затрат. Ныне здесь располагается подворье Свято-Введенской Оптиной пустыни. Художники-реставраторы под руководством Ярослава Штеренберга по сохранившимся кусочкам живописи, используя сложные технологии, восстанавливают росписи.

Успенская церковь (Малая Охта)

Храм Успения Пресвятой Богородицы (также Блокадный храм) — православная церковь в Санкт-Петербурге. Названа в честь Успения Богородицы; построена в память о погибших во время Блокады Ленинграда.

До основания Петербурга на месте находилась деревянная лютеранская церковь Святой Девы Марии. В 1720 была снесена, на её месте построена деревянная православная церковь Святой Равноапостольной Марии Магдалины.

Во второй половине XVIII века перестроена в каменную. В 1848—1857 перестроено ещё раз по проекту архитекторов К. Маевского и В. Небольсина. В 1938 году церковь была закрыта. В годы блокады местность вокруг использовалась для массовых захоронений.

В 1960-е годы здание церкви снесли.

Строительство нового здания началось в 1997 году по проекту А. Романовского и Ю. Груздева, завершено в 2001 в память о героях и жертвах блокады.

Спонсором строительства выступил Валентин Ковалевский, он же является председателем приходского совета (ктитором). Ориентировочная стоимость работ (без внутренней отделки) составила около $1 000 000.

На восточной наружной стороне у алтаря помещены таблички с именами людей и организаций, оплачивавших строительство.

28 августа 2001 г. перед началом работы было произведено освящение храма Успения Пресвятой Богородицы митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром.

11 августа 2004 во время реставрационных работ из-за сильного порыва ветра обрушились леса — 7 человек пострадавших, погиб настоятель церкви — Виктор Ерошенко, 42 года. Похоронен на территории церкви.

28 августа 2007 года на территории церкви был открыт памятник детям, погибшим во время теракта в Беслане. См. Памятники жертвам теракта в Беслане.

Храм Святого Илии Пророка (Санкт-Петербург)

Церковь во имя Святóго Прорóка Или́и, Святого Благоверного Князя Александра Невского и Святой Мученицы Параскевы на Пороховых (1782—1785, арх. Н. А. Львов) — действующий православный храм в Санкт-Петербурге.

В 1715 году вдалеке от города, там, где сейчас стоит эта церковь, были основаны Охтинские пороховые заводы. В 1717 году на их территории была построена деревянная часовня, освящённая во имя святого Илии Пророка.

В 1721 году часовня была разобрана и на её месте началось строительство деревянной церкви Илии Пророка, освящённой в 1722 году. В 1742—1743 годах деревянная церковь была заменена более широкой деревянной, но уже на каменном фундаменте, церковью Илии Пророка.

Её освящение состоялось 18 июля 1743 года. В 1760 году к церкви был пристроен тёплый зимний придел, освящённый во имя Дмитрия Ростовского 27 декабря 1760 года. В церковной ограде было основано небольшое кладбище.

Строительство церкви, стоящей там сейчас, началось в 1782 году, церковь строилась по проекту архитектора Н. А. Львова, предположительно при участии И. Е. Старова. Достроена и освящена в 1785 году.

Ильинская церковь построена в стиле раннего русского классицизма и представляет собой круглую ротонду, окружённую колоннадой из шестнадцати ионических колонн. Стены покрашены в жёлтый цвет.

Между двумя колоннами расположены окна: внизу — арочные, вверху — круглые. По краю крыши проведена круглая балюстрада.

Немного ближе к центру крыши на ней расположен приземистый купол чёрного цвета на низком, почти отсутствующем барабане. Купол венчает фонарик с крестом.

Внутри церковного зала отсутствуют какие либо пилоны, делящие зал на нефы. Весь зал расписан голубым цветом, имитирующим небо. В центре потолка находится большой образ Иисуса Христа.

В 1805—1806 годах по проекту архитектора Ф. И. Демерцова к церкви был пристроен тёплый придел, освящённый во имя Александра Невского. Передний фасад пристройки украсил четырёхколонный ионический портик с треугольным фронтоном. Этот придел и основной объём храма не были объединены в одно целое, но расположены вплотную друг к другу.

Северный и южный фасады пристройки украшают две ионических колонны. Над этой пристройкой возвысилась одноярусная колокольня со шпилем. В 1875—1877 годах Александро-Невский придел объединён с основным зданием церкви за счёт сооружения апсиды в восточной части придела и притвора в западной части храма.

В 1901—1902 годах проведена ещё одна перестройка храма, во время которой колокольня была надстроена на один ярус и несколько изменена форма купола. Малое освящение перестроенной церкви состоялось 8 июля 1911 года. Колокольня декорирована пилястрами, оба яруса с каждой стороны завершает треугольный фронтон. Второй ярус завершает небольшой купол.

Его завершением, в свою очередь, является фонарик, увенчанный шпилем с крестом.

8 мая 1923 года церкви был присвоен статус собора. С этого момента и до 1930 года храм принадлежал к числу обновленцев. 11 июля 1938 года Ильинский собор был закрыт, его здание передано МПВО.

В 1974 году в здании храма произошёл пожар. В 1983 году после пожара начата реставрация храма, в 1988 году он был возвращён епархии. 22 декабря 1988 года освящён не пострадавший от пожара Александро-Невский придел.

В 1989 году освящён главный храм, он действует и поныне.

Икона преп. Серафима Саровского с мощами

Преподобный Нил Столобенский. Икона с частицей мощей

Святитель Николай

Чтимая икона Божией Матери Скоропослушница

Чесменская церковь

Чесменская церковь, или церковь Рождества Иоанна Предтечи, одна из самых необычных в Петербурге. Она была построена в 1777-1780 годах в псевдоготическом стиле по проекту архитектора Ю. М.

Фельтена, автора Старого Эрмитажа и ограды Летнего сада. Церковь декорирована стрельчатыми оконными и дверными проемами, декоративными остроконечными башенками-пинаклями и зубчатым парапетом.

Здание венчают пять миниатюрных куполов, барабаны которых также декорированы пинаклями.

Церковь, заложенная в честь победы русского флота над турками в Чесменской бухте на Эгейском море, строилась при «путевом» дворце Екатерины II.

И. Айвазовский. «Чесменский бой»

Чесменский дворец предназначался для отдыха по дороге из Петербурга в Царское село и первоначально назывался «Кикерики». Кикерикиксен (в переводе с финского — «лягушачье болото») — это название болотистой местности, где в 1774 году началось строительство дворца.

Закладка храма, при которой присутствовала сама Екатерина II и шведский король, состоялась 6 июня 1777 года. Завершение работ пришлось на десятилетнюю годовщину победы русского флота в Чесменском сражении. А 24 июня 1780 года храм был торжественно освящен.

За годы Второй мировой войны храм значительно пострадал. Лишь в конце семидесятых годов двадцатого века он был полностью восстановлен. В 1977 году в здании стал функционировать филиал Военно-Морского музея «Чесменская победа». И только в 1991 году церковь была передана православной общине.

Источник: https://hist-etnol.livejournal.com/1194278.html

Придворный собор Спаса Нерукотворного (Санкт-Петербург) в городе Санкт-Петербург

Собор Спаса Нерукотворного (Больщая церковь Зимнего дворца) в Санкт-Петербурге — бывший православный дворцовый храм. С 1918 года — один из залов музея Эрмитаж, используемый для выставок. Один из немногих сохранившихся участков первоначального рококо создателя четвёртого Зимнего дворца — Б.Ф. Растрелли.

При разработке зодчим Б.Ф. Растрелли проекта нового, четвёртого по счету Зимнего дворца, придворная церковь была размещена в юго-восточной части второго этажа — на месте существовавшей в третьем дворце, которая 19 октября 1735 года была освящена архиепископом Феофаном Прокоповичем.

2009.10.31..12.43.38 — ahvalj @ Flickr

Закладка храма состоялась 14 октября 1753 года; отделка интерьера началась 6 лет спустя: купола расписывали итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарную часть — Д. Венерони; лепка — Дж.Б. Джани.

Эскизы иконостаса, сени и кафедры, по которым работали резчики И. Дункер и Л. Роллан, были сочинены Растрелли. Иконы в трехъярусном иконостасе исполнили И.И. Бельский с братьями и И.Я. Вишняков.

Евангелисты в парусах и плафон «Воскресение Христово» в притворе были написаны приехавшим из Италии Ф. Фонтебассо.

2009.10.30..11.53.15 — ahvalj @ Flickr

6 апреля 1762 года архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов) освящал новое здание дворца, собор не был ещё завершён строительством, ввиду чего вместо него была освящена временная Воскресенская церковь.

12 июля 1763 года архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил (Кременецкий) освятил собор во имя Нерукотворенного образа Спасителя. Образ, написанный в 1693 году Феодотом Ухтомским, был помещён в молённой при алтаре и был украшен золотой ризой с бриллиантами.

Winterpaleis (Hermitage) — Paul Heetebrij @ Flickr

После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался В.П. Стасовым «с возможной точностью в прежнем виде», хотя потребных для того чертежей оказалось мало. Значительная часть убранства была на сей раз выполнена не из дерева, а из Папье-маше скульпторами Д. Аджом и Ю. Штрейхенбергом, кариатиды и статуи — В. И. Демут-Малиновским и П. В. Свинцовым.

Золочёный иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. Кретан. Иконы были в основном взяты прежние, спасенные при пожаре, живопись в плафоне возобновил П.В. Басин, евангелистов на парусах написал Ф.А. Бруни, роспись «под лепку» — П. Медичи. Посреди храма было повешено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж.

Банистером.

Читайте также:  Троице-измайловский собор в санкт-петербурге

P1000382 — ben barker @ Flickr

25 марта 1839 года митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии Императорской семьи освятил обновлённый собор.

В соборе хранился ряд святынь и ценных художественных произведений, в частности святыни, поднесённых Павлу I Мальтийским орденом 12 (25) октября 1799 года в Приоратском дворце в Гатчине: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетинье (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней.

В честь этого обретения реликвий Правительствующий Синод установил в честь «Перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя» новый церковный праздник, отмечаемый, начиная с 1800 года, 12 (25) октября. На время праздника реликвии переносили на месяц из Зимнего дворца в Гатчинский собор.

2009.10.31..12.44.04 — ahvalj @ Flickr

В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил протоиерей А.А. Израилев.

2009.10.31..12.44.27 — ahvalj @ Flickr

Собор был домовым храмом Императорской семьи. Отсюда, после литургии, Император Николай II вышел на балкон к народу в день объявления войны Германии. Члены царской семьи обычно молились в моленной, находившейся за алтарем.

Посторонние в храм, как правило, не допускались; исключением был престольный праздник, когда из часовни Спасителя приносили Его чудотворный образ. 12 (25) октября, в праздник переноса мальтийских святынь, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I.

Такое же богослужение в присутствии императора и кавалеров Георгиевского ордена свершалось 26 ноября, в Юрьев день.

PICT5473-70.jpg — João Caetano Dias @ FlickrDSC01452 — Doublepugman @ FlickrP1000388 — ben barker @ FlickrDSC01448 — Doublepugman @ FlickrDSC01568 — Doublepugman @ FlickrDSC01566 — Doublepugman @ FlickrDSC01494 — Doublepugman @ FlickrAncient Egypt at the Hermitage — sftrajan @ FlickrIMG_1743 — Tati Maria Tati @ FlickrIMG_1744 — Tati Maria Tati @ FlickrDSC01428 — Doublepugman @ FlickrP1000381 — ben barker @ FlickrWinterpaleis (Hermitage) — Paul Heetebrij @ Flickr

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Pridvornyy-sobor-Spasa-Nerukotvornogo-Sankt-Peterburg-132

Спаса Нерукотворного образа (Конюшенная) церковь

В 20-х годах XVIII века на Конюшенной площади у Екатерининского канала (ныне канал Грибоедова) было построено здание Конюшенного ведомства по проекту архитектора Н. Гербеля.

В 1736 году императрица Анна Иоанновна, руководствуясь желанием служащих придворного Конюшенного двора иметь свой храм, распорядилась построить здесь церковь. Деревянная церковь Спаса Нерукотворного предположительно была построена архитектором Доменико Трезини.

Храм был торжественно освящен в 1737 году. В церковь из Константинополя перевезли Образ Спаса Нерукотворного, Плащаницу и икону Знамение. 

В 1746 году уже по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны церковь перестраивают в камне. Через год храм был заново освящен.

В 20-е годы XIX века Конюшенная церковь была перестроена под руководством выдающегося архитектора В.П. Стасова.

Фасад здания был украшен барельефами «Вход Господень в Иерусалим» и «Нанесение Креста», выполненные известным мастером В.И. Демут-Малиновским.

На первом этаже храма в 1826 году установили «печальную колесницу», на которой в Петербург из Таганрога привезли тело Александра I. Позже ее поместили в Конюшенный музей.

В 1837 году состоялась дуэль с участием Александра Сергеевича Пушкина, в результате которой поэт был смертельно ранен. После дуэли тяжелораненого Пушкина привезли в дом Волконских на Мойке и послали за священником из ближайшей церкви. Им оказался придворный протоирей Петр Дмитриевич Песоцкий, настоятель Конюшенной церкви.

Сначала отпевание поэта планировали провести в Исаакиевском соборе. Но на третий день было окончательно решено, что отпевание Пушкина пройдет в Конюшенной церкви, ближайшей к дому, где жил великий поэт. 1 февраля 1837 года в церкви состоялось отпевание Пушкина.

В то время церковь была придворной, но было получено особое разрешение от императора Николая I. 

Ночью 3 февраля гроб с телом поэта был увезен из Конюшенной церкви в Святогорский монастырь, где он и был захоронен. В 1857 году здесь также проходила панихида по М.И. Глинке.

В 60-е годы XIX века здание церкви было перестроено по проекту архитектора П. Садовникова.  Колонны были выполнены полуколоннами, а в промежутках между ними появились окна. 

После октябрьской революции 1917 года храм был разграблен, а в 1919 году – закрыт. В 1923 году в здании разместился Клуб конной милиции, позже – отделение института «Гидропроект».

Конюшенная церковь была возвращена Санкт-Петербургской епархии 12 июля 1991 года. В 90-е годы в храме проведены большие реставрационные работы. Сегодня в церкви каждое 1 февраля проходит торжественная панихида по А.С. Пушкину.

Совсем недавно петербургский «Балтийский завод» изготовил для церкви Спаса нерукотворного образа уникальный колокол. Эта точная копия старинного инструмента, который некогда украшал храм. Он был уничтожен сразу после октябрьской революции.

Бронзовый колокол с добавлением серебра имеет диаметр около полутора метров и вес 1700 кг.  Колокол обладает уникальными акустическими характеристиками – его звук остается неизменным даже при 40-градусном морозе.

В настоящее время он установлен на звоннице храма.

Источник: http://opeterburge.ru/sight/spasa-nerukotvornogo-obraza-konyushennaya-tserkov.html

Собор Спаса Нерукотворного

Собор Спаса Нерукотворного – величайшая памятка русской культуры, больше известен как Большая церковь Зимнего дворца. Члены императорской семьи были очень набожны. Поэтому рядом с покоями, по канонам традиций постройки, необходимо было возвести церковь, не уступающую по величию и красоте придворной.

История постройки

Собор был заложен еще осенью 1753 года, а внутренние работы по отделке помещений начались спустя 6 лет. Закладка была готова, когда еще основные контуры Зимнего дворца не были до конца продуманы.

Знаменитый итальянский архитектор Растрелли тщательно разрабатывал проект, в основе которого находятся три основный части: алтарная, подкупольная и, так называемая, трапезная. Интерьер, созданный по его же проекту, в основном итальянцами, превосходил великолепием все предыдущие помещения.

Лепкой и росписью куполов занимались не менее известные Дж.-Б. Джани, К.Цукки, Ф.Мартини, а иконы, расположенные в трехъярусном иконостасе, выполнили И. Бельский и русский иконописец И.Я. Вишняков. Петр III требовал ускорить сооружение церкви до его приезда в 1762 году.

Даже работа в нечеловеческих темпах не позволила закончить строительство. Архиепископ Димитрий во время освящения Зимнего дворца, вместо незаконченной постройки, освятил временную Воскресенскую церковь, расположенную поблизости.

Окончательное освящение произошло в 1763 году архиепископом Гавриилом, а Храм получил свое название от образа Спасителя. Существует легенда, что этот образ принадлежит Петру I и располагался непосредственно на алтаре, украшен золотом с бриллиантами.

Изменение внешнего вида собора

При различных правителях и с учетом времени, внешность Большой церкви неоднократно менялась. В 1764-65 годах купол, находившийся внутри храма, необходимо было заменить плоским потолком. Учитывая громадные по величине помещения, конструкция просто не выдерживала перепада температур.

При правлении Екатерины II, Собор Спаса Нерукотворного превратился в постоянное место проведения всех церковных ритуалов: свадеб, крестин, церковных обрядов. Все события в жизни семьи перед Богом заключались в этих стенах. Павел I, известный своим характером, внес в религиозную тематику военное направление.

Расставленные при входах и выходах военнослужащие должны были нести караул во время церковных богослужений. Такое же направление организации придворных занятий в церкви поддержал и Николай I.
После разрушающего пожара в 1837 году для воссоздания собора довелось приложить много усилий со стороны русского архитектора В.

Стасова, чтобы повторить прежний интерьер в стиле Растрелли. Резные элементы из позолоченной липы заменили фигурными изделиями из папье-маше. Панихида по погибшим в пожаре проводилась в Шепелевском доме перед образом Христа Спасителя, чудом уцелевшим в огне.

Образ Спаса Нерукотворного был незаменимой семейной реликвией для Романовых, особенно для Петра I, с которым он не расстался и на смертном одре. Перемещение чудотворного образа из Москвы обратно в Зимний дворец стало поводом для повторного освящения.

Большая церковь Зимнего дворца в XX веке и сегодня

В 1918 году при штурме Зимнего дворца большевиками собор пытались закрыть, а в конце весны было принято решение о полной ликвидации. Священные реликвии были уничтожены и украдены, а само помещение превратилось в хранилище мебели.

Через 20 лет демонтировали иконостас, кафедру митрополита, разобрали уединенное место для молитв Екатерины II, сохранив малейшие напоминания о былой величественности. Только в начале XXI века решено было восстановить иконостас, используя сохранившиеся элементы и детали, следуя технологии, предложенной Стасовым для реконструкции храма после пожара.

К сожалению, многие иконы не удалось сохранить до наших дней. Изображения Богоматери и Вседержителя кисти И. Бельского возвышаются по сторонам царских врат. Со времени создания зимнего дворца сохранились торшеры с изумительной росписью плафонов. Из тронного зала переместились на историческое место.

За два столетия роскошный интерьер Большой церкви в Санкт-Петербурге поражал воображение не только верующих и набожных. Созданный по проекту великого архитектора, он занимает почетное место в списке значительных памятников России и всего мира.

Источник: https://biletsofit.ru/blog/sobor-spasa-nerukotvornogo

Ссылка на основную публикацию