Скульпторы санкт-петербурга

Скульпторы Санкт-Петербурга, работы, имена и фамилии

Представлен список самых известных скульпторов Санкт-Петербурга. Указаны годы жизни мастеров оставивших яркий след в культурном, а точнее в «скульптурном» наследии нашего города.

Список скульпторов Петербурга

1. Аникушин М. К. 2. Антокольский М. М. 3. Бах Р. Р. 4. Бернштам Л. А. 5. Витали И. П. 6. Горевой В. Э. 7. Демут-Малиновский В. И. 8. Забелло П. П. 9. Клодт П. К. 10. Козловский М. И. 11. Лишев В. В. 12. Манизер М. Г. 13. Микешин М. О.

14. Орловский Б. И.

15. Пименов С. С. 16. Растрелли Б.-К.

17. Свешников В. Д.

18. Соколов П. П. 19. Теребенёв А. И. 20. Трубецкой П. П. 21. Фальконе Э. М. 22. Церетели З. К. 23. Чаркин А. С. 24. Чижов М. А. 25. Шемякин М. М. 26. Шервуд Л. В.

27. Шредер И. Н.

Скульпторы Петербурга и их основные работы

Здесь представлены только самые яркие скульпторы Петербурга. Сайт не является энциклопедией и не передаёт полной информации, представлено авторское видение о самых интересных памятниках, монументах и скульптурах нашего города.

Практически не затронута тема Октябрьской революции и Великой Отечественной войны и, соответственно мастеров скульптуры работавших в этом направлении.

Представлены работы скульпторов только на улицах, площадях и скверах Санкт-Петербурга (произведения находящиеся в музеях не указаны, за одним исключением — Растрелли).

1. Аникушин, Михаил Константинович

Работы:  Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда»,  Памятник Пушкину на пл. Искусств,  Памятник Пушкину на ст. метро «Чёрная речка»,  Памятник Пушкину на ст. метро «Пушкинская».

2. Антокольский, Марк Матвеевич

Работы:  Памятник Петру I у Сампсониевского собора,  Памятник Петру I в Петергофе,   Памятник Александру II, Памятник Петру I Шлисельбурге (уст. в 1957 году).

3. Бах, Роберт Романович

Работы:  Памятник Пушкину в Лицейском саду г. Пушкин,  Памятник Глинке на Театральной площади

4. Бернштам, Леопольд Адольфович

Работы:  Царь-плотник,  Памятник Петру I в г. Выборг,  Памятник Пётр I с Людовиком на руках в Петергофе,  Памятник Пушкину рядом с Египетскими воротами в г. Пушкин.

5. Витали, Иван Петрович

Работы:  Памятник Павлу I в Павловске,  Памятник Павлу I в Гатчине

6. Горевой, Владимир Эмильевич 

Работы:  Памятник Павлу I в Инженерном замке,  Памятник скульптору Клодту,  4-м архитекторам на Манежной площади,  Памятник адмиралу Ушакову в Кронштадте,  Бюст Айвазовскому в Кронштадте.

7. Демут-Малиновский, Василий Иванович

Работы:  Египетские ворота в Пушкине,  Нарвские ворота,  Здания Адмиралтейства,  Арка Главного штаба,  Казанский собор,  Михайловский дворец,  Готическая капелла в Петергофе,  Арка Сената и Синода.

8. Забелло, Пармен Петрович

Работы:  Бюст царя перед домиком Петра I,  Бюст Ломоносова на площади Ломоносова

9. Клодт, Пётр Карлович

Работы:  Аничков мост,  Нарвские ворота,  Памятник Крылову,  Памятник Николаю I,  Памятник Петру I в Кронштадте

10. Козловский, Михаил Иванович

Работы:  Монумент Суворову,  Скульптура «Самсон, разрывающий пасть льву» (Петергоф)

11. Лишев, Всевлод Всевлодович

Работы:  Памятник Чернышевскому,  Памятник Грибоедову

12. Манизер, Матвей Генрихович

Работы:  Бюст Репину в Румянцевском саду,  Бюст Репину в пос. Репино,  Бюст Сурикову в Румянцевском саду,  Памятник Пушкину на месте дуэли.

13. Микешин, Михаил Осипович

Это единственное исключение, указана работа скульптора не в Санкт-Петербурге, но зато какая.

Работы:  Памятник Екатерине II,  Памятник Тысячелетия России в Великом Новгороде.

14. Орловский, Борис Иванович

Работы:  Памятник Кутузову,  Памятник Барклаю-де-Толли,  Ангел на Александровской колонне

15. Пименов, Степан Степанович

Работы:  Арка Главного штаба,  Арка Сената и Синода,  Нарвские ворота,  Главное Адмиралтейство.

16. Растрелли, Бартоломео Карло

Отец знаменитого архитектора Санкт-Петербурга — Франческо Бартоломео Растрелли. Эту фамилию можно без преувеличения назвать самой знаменитой «архитектурно-скульптурной» династией нашего города.

Работы:  Первый памятник Петру I,  «Восковая персона» — фигура Петра I (Эрмитаж),  Скульптурная группа «Анна Иоанновна с арапчонком» (Русский музей),  Фонтан «Нептун» (Петергоф),  Фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва» (Петергоф),  Фонтаны в верхнем и нижнем парках Петергофа.

17. Свешников, Валентин Дмитриевич

Работы:  Памятник Ломоносову на Университетской набережной,  Памятник Тургеневу на Манежной площади

18. Соколов, Павел Петрович

Работы:  Львы Львиного моста, Крылатые львы Банковского моста, Сфинксы Египетского моста

19. Теребенёв, Александр Иванович

Работы:  Атланты у Эрмитажа

20. Трубецкой, Павел Петрович

Работы: Памятник Александру III

21. Фальконе, Этьен Морис

Работы: Медный всадник

22. Церетели, Зураб константинович

Работы:  Памятник Петру I у гостиницы Прибалтийская,  Памятник Шувалову во дворе Академии художеств

23. Чаркин, Альберт Серафимович

Работы:  Памятник Остапу Бендеру,  Бюст Петру I на Московском вокзале,  Памятник Есенину в Таврическом саду,  Памятник Есенину на Северном проспекте.

24. Чижов, Матвей Афанасьевич

Работы:  Бюст Александру II,  Памятник Екатерине II (в соавторстве с Микешиным)

25. Шемякин, Михаил михайлович

Работы:  Петру I в Петропавловской крепости,  Царская прогулка (Стрельна),  Первостроителям Петербурга,  Памятник жертвам политических репрессий.

26. Шервуд, Леонид Владимирович

Работы:  Памятник адмиралу Макарову в Кронштадте

27. Шредер, Иван Николаевич

Работы:  Памятник Беллинсгаузену в Кронштадте,  Памятник Крузенштерну,  Памятник Пржевальскому,  Бюст Пушкину у Пушкинского дома.

Фотографии самых ярких работ скульпторов в Петербурге

Медный всадник — ФальконеАлександровская Колонна — ОрловскийАтланты у Эрмитажа — Теребенёв
Памятник Николаю I — КлодтПамятник Екатерине II — МикешинПамятник Петру I — Растрелли

Раздел:  Памятники Санкт-Петербурга

Источник: https://1703piter.ru/skulptory-peterburga/

30 самых необычных скульптур в Петербурге

В Измайловском саду есть необычный памятник — «Петербургский ангел». Он собрал в себя образ пожилых людей Ленинграда, которые обладали особенной душевной культурой и интеллигентностью.

Скульптура появилась в Измайловском саду 12 октября. В этот день состоялось знакомство со скульпторами, играла скрипка и устроили праздничный фейерверк.

Автор памятника — известный мастер-кукольник города Роман Шустров.

В апреле 2018-го в соответствии с духом времени у скульптуры появился собственный Telegram-канал. В нём «Петербургский ангел» ведёт прямую трансляцию и рассказывает горожанам о своей жизни.

Например, из его сообщений можно узнать, когда скульптура уходит в отпуск и ненадолго перестаёт исполнять желания своих гостей, а также стоит ждать рассказов о жизни и закулисье Молодёжного театра на Фонтанке.

Подписаться на канал можно по ссылке. 

  • АдресИзмайловский сад, наб. реки Фонтанки

Один из самых необычных памятников Петербурга. Посвящен антагонисту главного героя гоголевского «Носа». Примечательно, что расположен он просто на одном из городских перекрестков. Большинство событий, с которыми связана повесть, происходили в другой части центра города. Придумал его Ризо Габриадзе в 1995 году, незадолго до того установивший около Цирка знаменитого «Чижика-пыжика».

  • Адреспроспект Римского-Корсакова, 11

Единственный на территории Петербурга памятник зарубежному литературному персонажу был открыт 11 апреля 2003 года на Балканской площади в день 120-летия создателя персонажа, чешского писателя Ярослава Гашека.

Швейка сделал тот же Альберт Чаркин, который сотворил и Остапа Бендера. Выполнена скульптура в натуральную величину (рост Швейка был около 160 сантиметров).

Сперва памятник стоял у входа в метро «Купчино», а затем был перенесен в арку торгового центра на Балканской площади.

Мы уже рассказывали о дворе филфака СПбГУ в связи со скульптурами Бродского (того, что с головой на чемодане) и Блока (того, что худой и долговязый).

Но открытый в 2002 году скульптурой Аветисяна «Размышления о маленьком принце» двор филфака со скульптурами знаменит не только монументами знаменитых литераторов, здесь есть немало и деперсонифицированных памятников вроде Бегемота Тони, которую гладят студенты перед экзаменами.

Один из самых необычных памятников двора филфака — «Размышление». Его подарило в 2009 году правительство Неаполя. Скульптуру сделала Лидия Коттоне из застывшей лавы Везувия.

  • АдресУниверситетская набережная, 11
Читайте также:  Иван мартос - мастер мемориальной пластики

Ещё одна замечательная скульптура двора филфака СПбГУ. Мало того что она очень яркая, так ещё и состоит из вкраплений металлических предметов. Кажется, в ход пошло всё, что было под рукой: гаечные ключи, банки, батарейки, велосипедные шестерёнки и даже рамы. На то, чтобы как следует рассмотреть композицию, может уйди далеко не один час: прекрасный повод прогулять пары.

  • АдресУниверситетская набережная, 11

Скульптор этого монумента точно неизвестен, единственная зацепка — выполнена работа по проекту Ф. Броуэра. Этот архитектор работал в Петербурге в конце XVII — начале XVII века.

По его замыслу, голова должна была изображать русского воина в православном шеломе.

Доказательством служит отверстие на носу — скорее всего, оно осталось от крепежа вертикальной защитной пластинки, типичной для доспехов воинов-русичей.

Называют «Камень-голову» по-разному: «Старик», «Русич», «Воин», «Голова Самсона», а в студенческих кругах этой скульптуре дали имя Адам.

О памятнике ходит много легенд. Одна из них говорит о том, что это и вовсе голова Петра I. Другое предание рассказывает о роднике, который когда-то находился под головой. После того как он иссяк, «воин» начал врастать в землю. Если врастёт полностью — настанет конец света.

  • АдресПетродворец, парк «Сергиевка», неподалеку от дворца Лейхтенбергских

Один из самых трогательных «литературных» памятников Петербурга. Установленный в 2006 году у кафе «Два му» скульптором Арамом Аревикяном, он изображает грустную собаку, видимо, ждущую своего хозяина (его сапоги и пальто тоже были отлиты). А тот, видимо, как раз решает её судьбу, сидя в харчевне.

  • Адресперекресток улиц Тургенева и Садовой

Проект сооружения памятнику пожарному рядом с метро «Рыбацкое» разработала скульптор Кардабовская, а установили его 25 июня 2004 года. В этот же день в Рыбацком прошёл массовый праздник, посвящённый пожарным: парад техники, награждения.

Это не единственный памятник огнеборцам в Петербурге. Второй стоит на Большом проспекте Васильевского острова. Поставили его в 1985 году. Сперва хотели установить возле пожарной части, но получалось, что пожарные на скульптуре «бегут» с топорами прямо по направлению к памятнику Ленину неподалёку. В итоге монумент убрали во двор и вернули на старое место только в 1990-е.

Инженер Лодыгин изобрёл лампу накаливания в 1872 году, а первый уличный фонарь был установлен прямо около его дома в 1873 году.

Как писали очевидцы того примечательного события, «…из газет узнал, что… где-то на Песках будут показаны публике опыты электрического освещения лампами Лодыгина.

Я страстно желал увидеть этот новый электрический свет… Вместе с нами шло много народу с той же целью… Из темноты мы попали в какую-то улицу с ярким освещением. В двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет».

В 1996 году в честь Лодыгина тут начали устанавливать старинные фонари: постепенно формировался небольшой и бесплатный уличный музей буквально в двух шагах от Смольного.

В Петербурге есть два «кошачьих» памятника — коту Елисею и кошке Василисе. Елисей разместился на фасаде Елисеевского магазина. А Василиса «живёт» напротив — на фасаде дома № 3 на улице Малой Садовой. Их установили в память о животных, спасших Ленинград от болезней во время блокады.

Дело в том, что с началом осады города котов стало нечем кормить, кого-то просто съели (на рынке за кошку предлагали десять месячных зарплат). Поэтому в 1943 году, после прорыва блокады, руководство Ленинграда приняло решение «заказать» в Ярославле четыре вагона дымчатых кошек. Их тут же распределили по основным точкам инфраструктуры.

Кошки охотились на грызунов и таким образом спасали городское продовольствие.

Один из самых старых памятников литературным героям. Открыт в Приозерске ещё в 1969 году. Скульптор Карагот изобразил довольно схематично юношу в повязке и сидящую рядом с ним пуму Багиру. Памятник — одна из главных достопримечательностей приозерского парка — совсем недавно пострадал от действий хулиганов и стал рассыпаться. 

  • АдресПриозерск, Ленинградская область

Яркая топиарная скульптура украсила дворик на Фонтанке близ усадьбы купца Глебова и стала новой городской достопримечательностью, которую облюбовали все без исключения петербуржцы.

Зеленую влюбленную парочку установили практически год назад по заказу МО «Семеновский», а создали ее дизайнеры из творческой мастерской TOPiART, вдохновившись подобными памятниками в Англии и Франции.

Любопытно то, что девушка и парень выглядят сотканными из травы и веток, но на самом деле созданы из проволоки и искусственного газона, отчего остаются вечнозелеными даже в непогоду. 

  • Адреснабережная реки Фонтанки, 90

Во дворе Санкт-Петербургского университета в 2010 году открылся монумент «Памятник любви». Он представляет собой бронзовую аллегорическую чашу высотой около трёх метров, из которой ввысь тянется дерево.

Поэт Осип Мандельштам и его супруга, Надежда, с которой они так часто расставались, смогли воссоединиться, словно паря над этой чашей в воздухе: за плечами у них ангельские крылья, в руках поэт держит листы рукописей.

Постамент для четы Мандельштам выполнил петербургский скульптор Хачатур Белый: металлическая тумба украшена плодами граната, которые в Древней Греции считались символом супружеской верности, и первой строфой стихотворения «О, как же я хочу», написанного поэтом в воронежской ссылке. Там же с Мандельштамом находилась и Надежда Яковлевна, которая не захотела покинуть супруга и разделила с ним все тяготы жизни на поселении.

  • АдресУниверситетская набережная, 11, аллея между главным зданием и Филологическим факультетом

Новый поющий фонтан «Мир детям» установили в «Гранд Каньоне». Он представляет собой скульптурную композицию из бронзовых детей, кружащихся в хороводе.

Струи воды и монументы «танцуют» под популярную детскую музыку из десятков стран мира. Автором «поющего источника» выступил скульптор Константин Гарапач.

По задумке, этот фонтан символизирует дружбу всех детей планеты, а открытие приурочено к Международному дню мира.

Эта история началась несколько лет назад. На открытии временной выставки во дворе Мраморного дворца, аккурат напротив памятника русскому императору, установили шестиметровую скульптуру «Первый всадник», представляющую собой китайскую девочку верхом на рептилии. Выставка завершилась, а необычный монумент остался.

Правда, смотрители музея скрыли его от посторонних взглядов массивным забором. Но весной 2015-го руководство Русского музея приняло волевое решение освободить девочку от деревянных оков. Таким образом, спустя несколько лет Александр III вновь вступил в схватку с причудливой китаянкой и её домашним тираннозавром.

  • АдресМиллионная ул., 5/1 (двор Мраморного дворца)

Необычный памятник герою повести Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» расположился на Университетской набережной во дворе филологического факультета СПбГУ. Удивительный объект установили во дворе в ноябре 2007 года.

Памятник литературному персонажу — некое воплощение бесконечности и относительности.

Бесконечная череда бронзовых Гулливеров, уменьшающихся в размере, каждый из которых в несколько раз меньше предыдущего, — творение скульптора Тимура Юсуфова.

  • АдресУниверситетская наб., 11

Рядом с автосервисом стоит скромный, но душевный мемориал рок-музыке, выполненный в виде знаменитой жёлтой подводной лодки, придуманной легендарной ливерпульской четвёркой и ставшей центром одноимённого мультипликационного мюзикла.

  • Адресг. Пушкин, на ул. Новодеревенская, 16а

Эта необычная достопримечательность — плод фантазии петербуржцев. Пустой постамент с надписью находится на набережной реки Фонтанки, напротив входа в психбольницу. Говорят, что раньше на пьедестале стоял памятник покровителю больницы Александру II. После революции памятник убрали, а пустой постамент оставили.

Пожалуй, самый необычный образ сфинкса в Петербурге. Одна сторона лица у сфинксов обычная, а другая сторона, обращённая к Неве и «Крестам», — изъеденная до черепа.

  • Адреснаб. Робеспьера, напротив тюрьмы «Кресты»

Обычно скульптуры этих мифических животных размещают перед воротами императорских усыпальниц, храмов и кладбищ. В Петербурге на набережной стоят два таких льва. Фигуры были привезены в 1907 году из Маньчжурии.

Читайте также:  Рождество в санкт-петербурге

Одной из главных достопримечательностей Итальянской улицы является памятник Остапу Бендеру. Говорят, известная личность и бронзовый сын турецкоподданного обязательно поможет во всех начинаниях. Для того чтобы набраться храбрости и реализовать задуманное, достаточно всего лишь потереть нос герою творчества Ильфа и Петрова. Кстати, под мышкой он, предположительно, держит папку с компроматом.

Говорят, что остров, на котором впоследствии выросла Петропавловская крепость, в петровские времена наводнения заливали чуть ли не полностью. И вот однажды, когда Нева в очередной раз вышла из берегов, Петру Великому случилось проплывать мимо острова в своем ботике.

В этот момент, спасаясь от водной стихии, с суши прямо царю на руки (по другой версии — на ботфорт) прыгнул испуганный заяц. В честь этого происшествия государь повелел называть остров Заячьим.

А в наши дни памятник обаятельному зайчику установлен на одной из свай возле Иоанновского моста, который соединяет Петропавловку с Петроградской стороной.

  • АдресЗаячий остров, свая у Иоанновского моста

Необычный памятник установлен на Шпалерной улице у водонапорной башни, в которой сегодня располагается музей «Мир воды Санкт-Петербурга». Обиженный водовоз везёт на себе бочку с водой, получив заслуженное наказание за недобросовестность — попытку продажи грязной воды по цене питьевой. 

Памятник фотографу установили в январе 2001 года. Прообразом для памятника стал знаменитый фотограф Карл Карлович Булла, но статуя не является портретом, а представляет собой собирательный образ петербургских фотографов. Кроме того, на Малой Садовой с начала ХХ века и до 1930-х годов располагалось фотоателье мастеров Булла.

На смену работникам сельского хозяйства идут не менее трудолюбивые, стрессоустойчивые, амбициозные работники интеллектуального труда. В Петербурге можно лицезреть памятник офисному работнику, созданный Денисом Прасоловым.

На скамейке сидит менеджер с ноутбуком и, очевидно, работает. Хоть памятнику немного лет, но он уже обзавёлся своими приметами, как и любой памятник Петербурга. Например, если потереть обручальное кольцо на руке менеджера, то очень скоро выйдешь замуж.

Странная примета для этого памятника, но раз она появилась, значит, имеет место быть. 

  • АдресАптекарская наб., 20

Скульптура, установленная на стене одного из петербургских домов, появилась в 2006 году и посвящена одной из самых уникальных профессий — профессии трубочиста.

Композиция представляет собой собирательный образ весёлого человека в цилиндре, обвешанного гирляндой верёвок, метёлкой и лестницей — профессиональными орудиями труда.

Трубочист смотрит на город со своего высокого «постамента» и по сосредоточенному выражению на его лице нужно думать, что он вот-вот примется за дело: отправится чистить дымоходы, венчающие крыши домов. 

  • Адресул. Большая Московская, 1-3

По одной из легенд происхождения Васильевского острова, пока строилась Петропавловская крепость, для защиты входа в Неву от шведов была устроена артиллерийская батарея, которой командовал бомбардирский поручик Василий Корчмин. По словам историка Богданова, Петр I посылал ему приказы и распоряжения с лаконичной надписью: «Василию на остров». А после его смерти, как гласит легенда, остров был именован в память Корчмина Васильевским. 

Конка была первым общественным транспортом Санкт-Петербурга. В среднем вагончики вмещали 22 человека, а на втором этаже (империале) было еще 24 места только для мужчин. В 2004 году установили модель конки образца 1872–1878 годов, через год к ней добавили скульптуры двух лошадей, выполненные из пластика и бетона, а в 2009 году — скульптуру вагоновожатого. 

Памятник стоит в «Измайловском Гостином дворе», где каждый желающий может придти полюбоваться этим замечательным творением и попросить у дождя хорошей погоды. 

  • Адресул.1-я Красноармейская, 15

Источник: https://www.fiesta.city/spb/places/neobichnie-pamztniki-peterburga/

Скульптуры львов Санкт-Петербурга

У подъезда одного из старинных особняков на набережной Красного Флота в Санкт-Петербурге уже около двух столетий спокойно лежат, скрестив передние лапы, гранитные львы. Повернув головы в сторону лестницы, они невозмутимо наблюдают за входящими в дом.

Многое видели они на своем веку. Менялись хозяева богатого особняка, который им суждено было охранять. В 1780-х годах дом был куплен бароном А. Н. Строгановым, в 1790-х годах его перестраивал выдающийся русский зодчий А. Н. Воронихин, затем владельцем особняка стал граф И. С.

Лаваль, и здание перестраивалось по проекту Тома де Томона. Накануне восстания на Сенатской площади в этом доме собирались декабристы. Дочь хозяина Е. И. Трубецкая, жена декабриста С. П.

Трубецкого, последовала за мужем в Сибирь, где и умерла; ее подвиг воспел в своей поэме «Русские женщины» Николай Алексеевич Некрасов.

Мимо каменных львов в здание по невысокой лестнице проходили Пушкин, Жуковский, Мицкевич, Грибоедов, Крылов, Лермонтов. Сейчас в этом доме размещается Центральный государственный исторический архив.

В начале девятнадцатого века у дороги, соединявшей Санкт-Петербург с летней императорской резиденцией — Царским Селом, были установлены фонтаны. Над родником на северном склоне Пулковской горы в 1807 году построили грот, у входа в который поставили две статуи лежащих львов, подобных тем, которые сторожили в Петербурге лавалевский особняк.

Львы из непрочного пудостского камня (известняка, добывавшегося под Санкт-Петербургом, возле Гатчины у реки Пудость) со временем разрушились настолько, что сходство пулковских с гранитными львами возле особняка на набережной теперь не сразу можно обнаружить.

 Аналогичная пара львов лежит у старинного усадебного дома, который был построен в начале девятнадцатого века в Марьине (Тосненский район).

Огромное здание, построенное в 1817—1820 годах создателем Исаакиевского собора архитектором Огюстом Монферраном для князя А. Я. Лобанова — Ростовского, занимает целый квартал Адмиралтейского проспекта.

Парадный подъезд этого похожего на дворец дома («Дом со львами») стерегут большие львы из мрамора.

Это их видел в страшные дни наводнения 1825 года несчастный Евгений — герой пушкинской поэмы «Медный всадник»:

Где дом в углу вознесся новый,Где над возвышенным крыльцомС подъятой лапой, как живые,Стоят два льва сторожевые,На звере мраморном верхом,Без шляпы, руки сжав крестом,Сидел недвижный, страшно бледный

Судя по подписи на скульптуре львов, эту пару из мрамора исполнил в 1810 году в итальянском городе Карраре скульптор Паоло Трискорни — один из членов большой семьи мраморных дел мастеров и скульпторов.

В 1794—1796 годах в Новой Деревне по проекту Андрея Никифоровича Воронихина для графа А. С. Строганова строилась загородная дача. У одного из ее фасадов были поставлены две каменные скульптуры львов. Дача неоднократно перестраивалась в девятнадцатом веке, и в начале двадцатого века ее разобрали.

Изваяния львов, украшавшие некогда Строгановскую дачу, были реставрированы в 1925 году ленинградским скульптором Леопольдом Августовичем Дитрихом, а затем использованы для декорирования новой гранитной пристани на западной стрелке Елагина острова, благоустроенной в 1926—1927 годах по проекту архитектора Льва Александровича Ильина.

По проекту Андрея Никифоровича Воронихина в Нижнем парке Петергофа в 1801 году украсили фонтанный каскад золочеными бронзовыми статуями львов, который поэтому стал именоваться Львиным каскадом. Эти петергофские львы были копиями античных скульптур.

Во время Великой Отечественной войны фашистские оккупанты увезли из разрушенного Петергофа эти статуи. Однако сохранились их двойники: копиями скульптур Львиного каскада являются чугунные львы, стоящие поныне у Михайловского и Елагина дворцов.

 Львы у Елагина дворца, возведенного в 1818— 1822 годах по проекту Карла Ивановича Росси, отлиты в 1822 году, на Санкт- Петербургском казенном литейном заводе, как свидетельствует надпись на плинтах.

Михайловский дворец (ныне здание Государственного Русского музея) строился одновременно с Елагиным в 1819—1825 годах.

Чугунные львы, стоящие у его входа, отлиты там же, на Санкт-Петербургском литейном заводе, на 2 года позже.

Кроме этих львиных пар так же на заводе были изготовлены статуи львов из меди для Дворцовой пристани (они украшают набережную Невы с осени 1832 года) и львы из чугуна, находящиеся сейчас на проспекте Обуховской обороны.

Но раньше, в 1821 году, на Санкт-Петербургском литейном заводе были выполнены львы для павильона в Екатерингофе. На спинах лежащих львов помещались восьмигранные столбы. Со временем разрушился павильон, исчезли столбы, но металлические львы сохранились. Сейчас они находятся на Арсенальной набережной, во дворе дома 13/1.

На Свердловской набережной Невы у б. дачи А. А. Безбородко стоит оригинальная ограда, связывающая боковые флигели здания. Роль столбов здесь играют двадцать девять чугунных статуй — сидящие львы держат в пастях цепи.

Читайте также:  Из санкт-петербурга в испанию мавританскую: дворец альгамбра и сады хенералифе

Немало бронзовых, чугунных, гранитных, мраморных львов и в пригородах Санкт-Петербурга: в Павловске на Итальянской лестнице, на пристани у Мариентальского пруда, в Петродворце у Воронихинских колоннад, в городе Пушкине у так называемого Западного дворца и т. д.

Есть ли в мире другое место, где было бы столько львиных изваяний? Величавые, прекрасные в своей силе, они как вечные стражи стерегут город на Неве.

Компания Stone2Art Group предлагает большой выбор высококачественных мраморных львов, которые идеально подходят для различных интерьеров и разных стилей.

Источник: https://www.stone2art.ru/sculptura/skulptura-lvov/skulptury-lvov-sankt-peterburga

Статьи

Скульптура — это вид изобразительного искусства, выполняемый из твердых материалов   и имеющий объёмную форму. Основными ее объектами являются человек и представители животного мира. Скульптура, как и любой другой вид искусства, разделяется по жанрам: портрет, бытовые, исторические, тематические, аллегорические, мифические изображения и т.д.

Выделяют два типа скульптуры:

К круглой скульптуре относятся произведения, осматриваемые со всех сторон и не соприкасающиеся с плоскостью. Их можно (и, порой, нужно) обойти, чтобы оценить произведение со всех сторон.  А рельефная скульптура  располагается на плоскости. Рассматривается она обычно фронтально.

Круглая скульптура была особенно популярна в Древней Греции и Риме. В средние века интерес к ней несколько угас, но она обрела «вторую жизнь» в эпоху Возрождения. Одним из первых произведений, вернувших ее к жизни, была статуя Давида (Донателло, 1408-1409 гг.).

Круглая скульптура по своему назначению делится на:

  • Монументальную
  • Монументально-декоративную
  • Станковую
  • Скульптуру малых форм

Рассмотрим каждый из типов на примерах произведений, представленных в Санкт-Петербурге.

Монументальная скульптура

Монументальные скульптуры, как правило, посвящены значительным историческим событиям или имеют культовое мемориальное значение. Их характерными являются крупные масштабы, гармония с архитектурно-пространственным окружением.  К ней мы можно отнести памятники, мемориальные ансамбли.

Наверно, одним из самых известных произведений искусства в Санкт-Петербурге, которое относится к монументальной скульптуре, является «Медный всадник»— памятник Петру I. Это работа французского скульптора Этьена Мориса Фальконе, выполненная в 1768-1770 гг.

Голову Петра лепила его ученица, французская портретистка Мари-Анна Колло. Змею вылепил русский скульптор Федор Гордеевич Гордеев. В 1778 году Фальконе пришлось покинуть Россию, а работы по завершению памятника были поручены известному архитектору Юрию Матвеевичу Фельтену.

Памятник был открыт 7 августа 1782 года.

В первую очередь Фальконе хотел показать Петра I не как полководца-победителя, а как сильную личность. Император изображен в подчёркнуто динамическом состоянии. Постамент в виде громадной скалы — символ преодоленных Петром I трудностей, а введённая в композицию змея  — «враждебные силы», которые он с легкостью побеждает.

Монументально-декоративная скульптура

Монументально-декоративная скульптура используется в оформлении фасадов и интерьеров зданий, мостов, триумфальных арок, фонтанов, малых архитектурных форм, создает целостность восприятия садово-паркового ансамбля. Скульптура может служить опорой в архитектурной конструкции (атланты, кариатиды) или украшать здания (фронтоны, порталы, лепные плафоны, панно).

Одним из ярчайших образцов монументально-декоративной скульптуры являются фигуры и рельефы на здании Адмирал­тейства в Санкт-Петербурге (1806- 1823 гг., архитектор А.Д.Захаров). Рельефы во фронтонах боковых портиков изображают греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников.

У Центральной арки выстроен фланг из стоящих на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы. На углах первого яруса мы видим фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра.

Над колоннадой установлены 28 скульптурных символов: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх стран света и др.

Станковая скульптура

Станковая скульптура включает различные виды скульптурной композиции— голова, бюст, фигура, группа; различные жанры — портрет, сюжетный, символический, аллегорический или анималистический.

Произведения станковой скульптуры рассчитаны на то, что их будут рассматривать с близкого расстояния. Именно поэтому считается, что эти произведения как бы «ведут диалог» со зрителем. Они порой даже более интимны.

Каждый отдельный человек может увидеть, например, в бюсте что-то свое, то, что поймет именно он.

Примеров данного вида скульптуры в Санкт-Петербурге бесчисленное множество. Гуляя по Эрмитажу и рассматривая будь то бюст Апостола Павла (А.Альгарди, 1640-е гг.) или Портрет Вольтера в тоге (Ж.А.Гудон, 1778 г.), Портрет императора Петра I (Б.К.Растрелли,1723-1729 гг.) или статую Стреляющего Амура (Ф.Ж.Бозио, 1808 г.), вы неизменно прикасаетесь к произведениям станковой скульптуры.

Скульптура купить спб в нашей компании.

Рельефная скульптура подразделяется на следующие виды:

  • Барельеф
  • Горельеф
  • Контррельеф

Барельеф

Барельеф — это вид скульптурных произведений, в которых выпуклое изображение выступает над плоскостью не более, чем на половину своего объема. В переводе с французского термин «барельеф» означает «низкий рельеф».

Этот вид скульптуры был распространен в древнем мире и часто применялся для украшения фронтонов храмов. Барельефы выполнялись из различных материалов, таких как гипс, камень, глина. Иногда их отливают из бронзы.

В Санкт-Петербурге можно увидеть множестве примеров рельефной скульптуры. Например, Летний дворец Петра I украшают 29 барельефных произведений, прославляющих в аллегорической форме деяния императора, победу в Северной войне и обретение Россией выхода к морям.

Основная часть барельефов выполнена по эскизам или самим берлинским архитектором Андреасом Шлютером, руководившим строительством дворца.

Среди наиболее известных композиций: «Амур на дельфине», «Амур на морском льве», «Аполлон и Дафна», «Минерва, окруженная военными трофеями», «Персей и Андромеда» и др.

Горельеф

Горельеф — это скульптурное произведение, в котором изображение выступает над плоскостью на половину и более от своего объема. Некоторые элементы могут быть совершенно отделены от плоскости.

В переводе с французского «горельеф» означает «высокий рельеф».

Этот вид скульптуры довольно часто использовался в архитектуре для изображения пейзажей или многофигурных сцен (например, битв или мифологических сюжетов).

Одним из самых ярких образцов использования горельефов в декоре является Исаакиевский собор (1819-1858 гг., архитектор О.Монферран). Четыре фронтона украшены скульптурными композициями: северный портик — горельефом «Воскресение Христа» (1839-1843 гг., скульптор Ф.

Лемер), южный — «Поклонение волхвов» (1839-1844 гг., скульптор И.П.Витали), западный — «Исаакий благословляет императора Феодосия» (1842-1845 гг., скульптор И.П.Витали), восточный — «Исаакий Далматский, останавливающий императора Валента» (1841-1845 гг., скульптор Ф.Лемер).

Не менее известен памятник Николаю I (1856-1859 гг., скульптор П.К.Клодт, архитектор О.

Монферран), пьедестал которого увенчан горельефами в честь знаковых событий периода царствования императора (восстание декабристов в 1825 году, холерный бунт на Сенной площади в 1831 году, награждение Сперанского за первый свод законов в 1832 году, открытие Веребьинского моста в 1851 году).

Контррельеф

Контррельеф является видом углубленного рельефа, который часто используется как матрица для создания барельефа. Он представляет собой некое подобие негатива барельефа. В переводе с французского «сontra» — против. Контррельефы часто использовались в античном искусстве, в частности в зодчестве Древнего Египта.

Контррельефы менее распространены в зодчестве северной столицы, однако до сих пор являются востребованным приемом оформления. Например, памятник А.А.Ахматовой с углубленным рельефом-тенью поэтессы, открытый в 2006 году в садике Шереметьевского дворца (скульпторы А.В.Иванов, М.Ш.Цхададзе, архитектор В.Б.Бухаев).

Читать статьи о лепнине

Источник: http://lepkagips.ru/articles/82-skulptura-na-primere-zodchestva-sankt-peterburga

Ссылка на основную публикацию