Русский ампир в архитектуре санкт-петербурга — стремление к парадности и монументальности

Стиль ампир в архитектуре. Примеры зданий, фото

В первой четверти девятнадцатого века на смену классицизму пришло новое направление в искусстве и зодчестве — ампир. В архитектуре стала появляться характерная для него атрибутика — монументальная массивность с изысканными декоративными элементами. Стиль ампир возник во время правления Наполеона.

Хотя некоторые считают это направление в искусстве и зодчестве узким и ограниченным, оно, тем не менее, опиралось на художественное наследие греческого архаизма и императорского Рима, черпая оттуда мощь и величие вычурных, но красивых элементов, тогда как его предшественник — классицизм — был ориентирован, в основном, на мягкие и гармоничные элементы.

Происхождение стиля

Ампир в архитектуре — это триумфальные арки, массивные портики с колоннами, многочисленная военная символика — лавровые венки, доспехи, орлы и т. д. Все эти элементы влияли не на чувства, а скорее, на гражданскую позицию людей. Именно это и проявлялось в торжественности и парадности дворцовых интерьеров, созданных Фонтеном и Персье.

После похода Наполеона в Египет в стиль ампир в архитектуре начали вноситься нерасчленённые плоскости стен и пилонов, стилизованные сфинксы.

Для этого времени характерной чертой являлось то, что египетские традиции сочетались достаточно органично с римскими, не переходя до определенных пор в эклектику.

Историзм — другая характерная черта, отличающая стиль ампир в архитектуре, которая подчеркивала связь с величием древних императоров.

Идеология стиля

Жесткая идеологическая направленность ограничивала развитие стиля и стала причиной того, что многие государства не приняли его, поскольку «империализм» насильно стал насаждаться Наполеоном по ходу его завоеваний.

Например, в Германии и Австрии развилось в те времена направление «бидермайер», отчасти использующее мотивы ампира, однако противопоставляющее себя ему.

В Англии возник «стиль Георга IV», иногда называемый «английским имперским».

Имперский стиль в России

Единственной страной, в которой стиль ампир в архитектуре, да и не только в ней, получил развитие, была Россия. Объяснялось это тем, что ей удалось сломить могущество Наполеона, и поэтому здесь он обрел собственные характерные черты. Он был мягче и пластичнее.

Родоначальником стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга являлся К. Росси — русско-итальянский зодчий, сумевший сгладить его холодность и жесткость. Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов.

По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом.

Завершение эпохи классицизма

Источниками для творческого вдохновения зодчих стали искусство Древней Греции в период архаики и Древнего Рима позднего периода империи в сочетании с культурой Этрурии, Древнего Египта и других цивилизаций.

Пластические идеи древнеегипетского зодчества, нерасчленённые большие поверхности стен с массивными колоннами и пилонами, обеспечивающими четкость с геометрической правильностью цельных объемов и т. п. – все это отличало ампир.

Архитектура 19 века стала олицетворением лаконизма, монументальности и строгой уравновешенности и симметрии частей. Это время называют периодом утверждения воинской славы и имперского величия, реализуемого посредством многочисленных символов и знаков.

В декоративном убранстве интерьеров и экстерьеров зданий, в мебели, а также в светильниках и посуде использовались в огромном количестве символы воинской славы и эмблематика, заимствованные из древнеримских декоративных средств в виде трофеев и лавровых венков, дикторских связок и орлов, факелов и часто повторяющейся буквы N.

Такой экзотический декор только усиливал театральность в обстановке интерьера. Примеры ампира в архитектуре, по мнению специалистов, очень ярко характеризуют прямое заимствование некоторых типов и форм из предметного мира древности. К примеру, сооружались и соответствующим образом декорировались триумфальные арки и мемориальные обелиски.

На смену изысканности и тонкости

С наступлением эпохи ампира искусство делается более масштабным и монументальным. При этом на смену изысканной тонкости в стиле Людовика XVI приходит излишняя рассудочность с помпезностью и даже пафосом.

В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного.

В некоторых европейских странах аристократия с крупной буржуазией, для которых французский классицизм времен Людовика XVI еще недавно являлся образцом для подражания, начали откровенно следовать имперскому стилю.

После революции в Париже вновь из разных мест собрались многочисленные художники и зодчие, которые предпочли работать в этой новой стилистике.

Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений, имел достаточно космополитический характер, исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ.

Однако это не помешало спустя некоторое время рождению российской разновидности этого стиля.

Санкт-Петербург

Это направление в 1810-1830 гг. начало проявляться в крупнейших градостроительных ансамблях.

Примеры ампира в архитектуре Санкт-Петербурга — это известные Казанский собор и здание Адмиралтейства, Спасо-Преображенский и Троицкий соборы, площадь Островского и Искусств.

Над ними работали такие выдающиеся зодчие как К. И. Росси и A. Н. Воронихин, Ж. Б. Тома де Томон и А. Д. Захаров, В. П. Стасов и другие.

Внешне русский ампир в архитектуре, примеры зданий которого буквально рассыпаны по всей северной столице, бросается в глаза прежде всего использованием классических ордерных систем, причём не только тосканских или дорических.

Вслед за эпохой александровского классицизма появляется стремление к шику, парадности и монументальности, сочетающееся с мужественностью.

Ампир в архитектуре, фото зданий которой свидетельствует о строгой симметричности и торжественности, наряду с лаконичностью своих форм изобилует и милитаристской символикой.

Завершающий «аккорд» русского ампира

Ампир в архитектуре, примеры зданий которого больше всего в России можно увидеть в Санкт-Петербурге, явно выражает настроения того времени. Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Он был построен в 1858 году по проекту О.

Монферрана. В нем превалируют самые простые формы: куб с квадратом, треугольником, цилиндром и параболическим куполом, что, помимо большого размера, придало храму некую дополнительную монументальность и создало впечатление имперской вековой незыблемости.

При строительстве собора использовались прогрессивные технические решения того времени: плитный сплошной ростверк, сделанный из каменной кладки, чугунные ребра на куполах, колонны из гранитных цельных монолитов.

Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами.

Закат «золотого века»

Источник: http://h-sw-h.com/interer/style/stil-ampir-v-arhitekture-primery-zdanij-foto.html

Стиль ампир

Введение

Ампир (от фр. empire — «империя») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями. Стиль ампир является своеобразным отражением римской классики в сочетании с египетскими мотивами.

Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран.

Примечательно, что ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля.

В Германии и Австрии своеобразной художественной оппозицией наполеоновскому нашествию стал стиль Бидермайер, хотя в нем отчасти и использовались ампирные формы.

И только одна страна-победительница — Россия добровольно приняла «стиль Империи». На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей.

Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже».

Русская аристократия подражала нравам парижских Салонов, как бы заранее капитулируя перед узурпатором. Настолько был силен гипноз французской моды. Сам Наполеон присылал Александру описания своего итальянского и египетского походов с гравюрами.

Эти отношения были прерваны войной. Но уже в 1814 г. в Париже император Александр встретился с П. Фонтеном и, еще до вторичного вступления союзных армий, получил тринадцать альбомов с рисунками пером и акварелью — проектами оформления интерьеров и мебели. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира».

Во Франции они были опубликованы только в 1892 г. Персье и Фонтен, после поражения французской Империи, и сами стремились на русскую службу, но Александр предпочел им О. Монферрана, тогда никому неизвестного, будущего создателя грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге.

Таким образом, в Европе сложились две разновидности ампира: французский ампир и русский ампир. «Русский ампир« был мягче, свободнее, пластичнее французского. Он также делился на две ветви: столичную и провинциальную.

Олицетворением столичного, «петербургского ампира» был К. Росси, он и смягчил своим итальянско-русским вкусом жесткость наполеоновского стиля.

Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием.

Русский ампир

В разной степени ампир отразился на искусстве всей Европы. Его специфический воинственный и мужественный оттенок, сформировавшийся в эпоху наполеоновских войн, проявился в художественной культуре Германии и Австрии, Италии и Скандинавских стран.

Но свое самое совершенное воплощение этот стиль нашел, как ни парадоксально, в стране, которая стала главной причиной гибели наполеоновской армии, — в России, превратившейся к тому времени в могущественную империю.

Великая радость победы окрасила русский ампир в ликующие и праздничные тона с некоторым романтическим оттенком.

Русский ампирявился логическим завершением длительного развития классицизма в архитектуре.

Ампир в начале XIX века был востребован в первую очередь во Франции и отражал бурный период её истории: Великую французскую революцию, имперские амбиции Наполеона, войны, охватившие всю Европу.

В России первой трети XIX века ампир оказался нужен для прославления государственного могущества страны-победительницы.

Ампир как художественный стиль был естественным продолжением классицизма XVIII века. Провести четкую границу между искусством строгого и зрелого классицизма, приходящегося на последние годы правления Екатерины II и недолгое царствование Павла, и ампиром практически невозможно.

В особенности это относится к ранней стадии русского ампира, занимающей отрезок времени от восшествия на престол Александра I в 1801 году и коронации Наполеона в 1804 вплоть до Отечественной войны 1812 года. И архитектурные формы, и почерпнутые из неиссякаемого арсенала античности композиционные схемы, и сюжетные и орнаментальные мотивы были теми же.

Менялись лишь трактовка и понимание самих этих мотивов, которым придавалась иная смысловая окраска. Искавший вдохновения в античности классицизм был далек от археологической скрупулезности. Ампир же, подражавший легко различимым античным стилям, напротив, был предельно точен в передаче деталей орнамента и декоративных мотивов.

Классицизм, как тонко было замечено, искал «простоты, отдыха от излишеств рококо, легких линий, нежных красок, тонкой гармонии», был «мягок и светел», ампир, напротив, — «мужественен, строг и холоден», торжественен и величав.

Внешне архитектура русского ампира использует классические ордерные системы, причём не только тосканские или дорические. Вслед за александровским классицизмом усиливается стремление к монументальности, парадности, мужественности. Композиции зданий строго симметричны, торжественны.

Наряду с лаконичностью форм отмечается проявление милитаристской символики Древнего мира: изображения доспехов, лавровых венков, орлов. Большое значение приобретает синтез архитектуры и монументальной скульптуры, а в храмовых зданиях — монументальной живописи.

Возникают декоративные архитектурные сооружения: триумфальные арки, памятные колонны.

Столичный (петербургский) ампир

Главными мастерами этой эпохи стали К. И. Росси и В. П. Стасов. Росси целиком отошёл от французских источников ампира (Леду,Персье, Фонтена, Виньона) и продолжил петербургские традиции Камерона, Кваренги, Бренны. Творчество К.

Росси отличало сочетание архитектурного и градостроительного подходов, смелое преображение городского пространства, что нашло отражение в великолепных петербургских ансамблях Дворцовой площади со зданием Главного штаба (1819-1829), Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829-1833), Михайловской площади с Михайловским дворцом (1819-1825), Александринской площади со зданием Александринского театра (1827-1832).

Первой постройкой Карла Росси в Санкт-Петербурге стали два павильона, возведенные в саду Аничкова дворца (1816-1818, Невский проспект, 39). Павильоны отличают большие арочные окна, соразмерные ионические колонны, фигуры древнерусских воинов. Несколько тяжеловатый карниз удачно «приземляет» одноэтажные здания.

Здание Главного штаба с комплексом из трех Триумфальных арок было сооружено на Дворцовой площади в 1819-1823 годах (скульпторы В. И. Демут-Малиновский и С. С. Пименов).

Грандиозная дуга фасада Главного штаба придает композиционную законченность главной площади Северной столицы, на которую выходят барочный Зимний дворец и классическое здание Адмиралтейства. Ансамбль площади завершил в 1834 году Огюст Рикар Монферран, воздвигнув в центре площади, триумфальную колонну в честь победы над Наполеоном.

В целом площадь образует торжественный ансамбль, посвящённый воинским победам. К. Росси является также автором проекта застройки Михайловской площади (ныне Площадь искусств).

Читайте также:  Григорий потёмкин - дуэль как «заказное убийство»

В стиле позднего классицизма и русского ампира работали замечательные петербургские мастера XIX века Доменико Адамини(Дом Адамини, 1823-1827, набережная Мойки, 1), В. И. Беретти(Гауптвахта на Сенном рынке, 1818-1820, Садовая улица, 37), А. П.

Брюллов (Михайловский театр, 1831-1833, Площадь искусств, 1, здание штаба Гвардейского корпуса, 1837-1843, Дворцовая площадь, 2-4) Давид Висконти (костёл Святого Станислава,1823-1825, улица Союза Печатников, 22), В. А. Глинка (перестройка особняка графа Н. П.

Румянцева, 1820-е годы, Английская набережная, 44), Поль Жако (здание Дворянского собрания,1834-1839, Михайловская улица, 2), Джовани Лукини (здание портовой таможни, 1829-1832, набережная Макарова, 4), А. И. Мельников (здание единоверческой Никольской церкви,1820-1838, улица Марата, 24), А. А.

Михайлов 2-й (рисовальный корпус Академии художеств, 1819-1821, Университетская набережная, 17, дом А. И. Корсакова, 1826-1828, Владимирский проспект, 12), П. С.

Плавов (женское отделение Обуховской больницы, 1836-1839, Загородный проспект, 47), Антонио Порто(здание Военно-медицинской академии, 1799-1803, улица Академика Лебедева, 6), Луиджи Руска (Дом ордена иезуитов, канал Грибоедова, 8/1), И. И. Шарлемань (Скотопригонный двор, 1823-1826, Московский проспект, 65), Гаспаре Фосатти (перестройка дома З. Н. Юсуповой, 1835, Невский проспект, 86), С. Л. Шустов (Каменноостровский театр, 1827-1835, набережная Крестовки, 10, лит. А) и др.

Выдающийся русский архитектор В. П. Стасов применял различные ордера, строил также без ордерные здания, здания в китайском стиле и др.

Он являлся ярким представителем позднего петербургского ампира: ему принадлежат торжественные, парадные проекты зданий Российской Академии наук на Васильевском острове, Павловских казарм на Марсовом поле (1817-1821), Спасо-Преображенского собора (1827-1829), Троице-Измайловского собора (1828-1835), Нарвских (1827-1834) и Московских триумфальных ворот(1834-1838), а также великолепные дворцы в предместьях Санкт-Петербурга. В. П. Стасов является предтечей неорусского стиля XIX века.

Завершающей вспышкой русского ампира в архитектуре явился кафедральный Исаакиевский собор, построенный в 1819-1858 годах по проекту О. Монферрана. По существу, Монферран переделал проект А. Ринальди, строительство по которому не было закончено.

В осуществлённом проекте превалируют простые формы: куб, квадрат, треугольник, цилиндр, параболический купол. Это, помимо огромного размера, придает храму дополнительную монументальность, создает впечатление вековой имперской незыблемости.

Между тем в действительности здание весом в 300 тысяч тонн покоится на слабых грунтах (водонасыщенных озерно-ледниковых пылеватых суглинках), давление на которые близко к критическому[29].

При этом под восточной частью собора остались старые сваи длиной 8-10,5 м, а под западной частью были забиты просмоленные сваи длиной 6-8 м, что впоследствии привело к разности осадок до полуметра (юго-западный угол оседает сильнее).

Тем не менее при строительстве были использованы прогрессивные по тому времени технические решения: сплошной плитный ростверк из каменной кладки, чугунные ребра купола, полированные колонны из цельных гранитных монолитов.

Силуэт здания собора, завершающий с западной стороны комплекс центральных площадей Петербурга, активно участвует в создании неповторимого архитектурного облика города.

Следует отметить исключительно богатый наружный скульптурный декор храма и красочные интерьеры.

Таким образом, стиль ампир (в ином прочтении поздний классицизм), обрамленный в начале и в конце периода двумя грандиозными храмовыми зданиями — Казанским и Исаакиевским соборами, завершил важнейший этап в развитии города, во время которого были созданы множество уникальных архитектурных произведений. Но если «золотой век» русской литературы, живописи и музыки только начинался, то «золотой век» русской архитектуры близился к закату. Имперская монументальность и строгость входила в противоречие с ещё наивной демократизацией общества, раскачивалась кризисом феодальной крепостной системы. Архитектура отреагировала на это противоречие отходом от классических канонов, смешением стилей, попытками по-иному взглянуть на прошлое; то есть началом новой эпохи, которая впоследствии получила немного обидное, но ёмкое название «эклектика».

Провинциальный (московский) ампир

Московская архитектура, подобно архитектуре Петербурга, переживает в этот период блестящий расцвет, вдохновляется теми же идеалами и создает ряд больших произведений, так называемого «московского ампира».

Величественный стиль петербургской архитектуры, с ее масштабами, величием и холодной гармонией линий, видоизменяется в Москве, приобретая интимную трактовку — теплоту, изящество линий, форм и украшений. Таково московское усадебное строительство, для которого типичен дом Найденова.

Но в официальных зданиях архитектура московского ампира проникнута той же холодной суровостью и мощью (Провиантские склады, Манеж).

Первым крупным мастером московского ампира был вышедший из школы Казакова архитектор О. И. Бове. Лучшая постройка Бове — особняк князя Гагарина (1813) — разрушенная в результате налета фашистской авиации в 1941 году.

В этом здании с широко раскинувшимися крыльями был особенно замечателен центр с его аркой-лоджией, группами колонн по бокам и барельефом летящих «слав» вверху. В архитектуре дома ощущалось сильное влияние казаковского классицизма.

В Манеже (1817) с его мощным и простым объемом, спокойным ритмом дорических полуколонн, опоясывающих все огромное здание, уже ясно выражен новый характер архитектуры. Печать холодной и официальной строгости лежит на архитектуре этого сооружения, подчеркивая его назначение.

Здание Градской больницы (1823) того же мастера, расположенное рядом с казаковской Голицынской больницей, по типу представляет вариант усадьбы с парадным двором, по архитектуре отличается некоторой грузностью форм.

В 1821-1824 годах Бове создал ансамбль Театральной площади (впоследствии перестроенный), включавший Большой театр в центре, Малый театр справа и ряд зданий по всему периметру. Весь ансамбль связывала воедино аркатура, опоясывавшая всю площадь. Следы этой аркатуры сохранились на нижнем этаже Малого театра. Между зданиями она превращалась в соединительные галереи. Центр площади украшала сохранившаяся до настоящих дней фонтанная группа работы скульптора Витали.

Одновременно с Бове работали два больших мастера московского ампира — Д. Джилярди и A. С. Григорьев. Среди огромного количества работ этих зодчих есть ряд первоклассных памятников русской архитектуры.

Сгоревшее в наполеоновское нашествие старое здание Университета, построенное Казаковым, было возобновлено в стиле московского ампира в 1817 году Джилярди с сохранением общей композиции — типа усадьбы, данного Казаковым. Прекрасен полукруглый зал Университета с чудесной ампирной росписью и изящной белой колоннадой, поддерживающей балкон.

Снаружи ему отвечает величественный дорический портик строгих пропорций, подчеркивающий центр здания и спокойную гладь стен фасадов, тронутых местами богатыми пятнами барельефов и розеток, типичных для всего московского ампира.

Усадьба Найденова, построенная Джилярди и Григорьевым в 1821 году, — также одно из лучших произведений этого периода в Москве.

Она состоит из дома с изящным ионическим портиком на улицу, монументальной открытой лестницы, ведущей из сада на второй этаж, и сада с павильонами и беседками, среди которых особенно изящен музыкальный павильон.

Залы главного здания украшены прекрасной ампирной росписью. Весь ансамбль в целом полон прелести и благородства.

Значительным памятником этого периода является здание Опекунского совета (1823-1825) на Солянке. Здание несколько искажено позднейшей застройкой. В первоначальном виде это был ансамбль из трех отдельно стоявших объемов: центрального здания с прекрасным ионическим портиком, напоминающим портик дома Найденова, и двух боковых павильонов.

Монументальная ограда с воротами, украшенными львами, соединяла эти звенья. Позже эти разрывы были застроены в одну высоту с боковыми павильонами. Выделяется по композиции и архитектуре дом бывшего Государственного банка (1819) на Никитском бульваре.

Он также состоит из центрального здания, украшенного прекрасной колоннадой лоджии и двух неодинаковых боковых павильонов, из которых особенно хорош правый в виде небольшой изящной палладианской виллы. Джилярди создал одну из лучших подмосковных усадеб — Кузьминки. Первое место среди построек Кузьминок занимает «Конный двор».

Особенно хороша центральная часть Конного двора. Это простой по форме павильон с огромной аркой-экседрой, в которую вкомпонована изящная колоннада с венчающей ее скульптурной группой. Впечатление от этого контрастного сочетания огромно. Оно усиливается конными группами Клодта, поставленными позже по бокам павильона.

В живописном парке около пруда были разбросаны чудесные творения зодчего — пропилеи, сохранившийся левый флигель дворца, чугунная ограда, служебный павильон в египетском стиле и пристань со львами.

Заключение

ампир классицизм архитектура искусство

Последние выдающиеся памятники стиля ампир были созданы Огюстом Монферраном. Исаакиевский собор, завершивший ансамбль центральных площадей, стал господствующей, самой значительной доминантой в силуэте города.

В трактате его фасадов, и особенно интерьера, проступили черты тяжеловесной помпезности и эклектичности, свидетельствовавшие о закате классицизма и поисках иной, более декоративно насыщенной и стилистически разнообразной архитектурно-художественной системы.

Использованная литература

Аркадий Гайдамак»Русский ампир»

#»justify»>#»justify»>http://mini-spb.ru/guide/historical_information/architectural_styles

Источник: http://diplomba.ru/work/90211

Архитектура Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург — это город, который выделяется на фоне всех остальных городов России. Первая постройка города – Петропавловская крепость – была заложена еще в начале XVIII века.

Изначально Питер задумывался как город, способный конкурировать с европейскими стилями. Идею города вынес Пётр I – известный западник, ровнявшийся на достижения европейской цивилизации. И даже спустя века этот город почти не отступает от своих изначальных идей.

Он сумел опробовать на себе очень много стилей, о которых дальше и пойдёт речь.

Петровское барокко

Этот стиль стал венцом Реформации XVI-XVIII веков и был распространён в большинстве западноевропейских стран. Он получил своё отражение и в русской архитектуре.

По приглашению Петра I в Россию прибывают архитекторы Франции и Италии, начавшие активно выносить проекты, оформленные в стиле барокко. Так и зародилось это направление у нас.

Позднее начинается выделение двух ответвлений – московского и петровского барокко.

Этот стиль существовал примерно между 1703 – 1740 годами. Так же на него оказали огромное влияние голландская и немецкая сдержанная архитектура. Отчасти из-за этого, отчасти из-за того, что шла затяжная Северная война, в России отдавали предпочтение строгим по оформлению зданиям, не имевшим лишнего декора или дополнений.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Ранний (екатерининский) классицизм

Классицизм, пришедший с восточной Европы стал важной частью и без того противоречивого правления Екатерины Великой. Он отличался своей простотой и упорядоченностью, как бы говоря об образованности самой большой европейской страны.

Замечание 1

Одним из первых – в 1766 году — был построен дворец, принадлежавший графу К. Г. Разумовскому (на данный момент это Административный корпус РГПУ). В оформлении строения были использованы элементы ионического и коринфского ордеров, барельефы, аркады, однако можно было отчётливо видеть влияние барокко.

Так же можно выделить и так называемый «строгий классицизм». Его так же можно назвать термином «Екатерининский», так как он подпадал под годы правления Великой императрицы (1762-1796).

Для этого ответвления классицизма характерно беспрекословное следование классическим архитектурным ордерам, прямоугольной компоновке строений, обширное применение аркад, колоннад фронтонов и портиков.

Часто использовались античные скульптуры.

Русский ампир

Русский ампир являлся на тот момент логическим завершением долгого применения классицизма в архитектуре, его так же считают неотчуждаемым витком спирали в истории классицизма в истории Петербурга XVIII-XIX веков.

Начало этого стиля принято обозначать 1812-ым годом, а конец – 1830-ым. Изначально ампир зародился во Франции, дабы подчеркнуть общий дух Великой французской революции, неизмеримые амбиции Наполеона Бонапарта и войны, которые уже успели охватить всю Европу.

В России этот стиль потребовался в конце XIX века, чтобы прославлять могущество страны-победителя.

Следуя примеру александровского классицизма, возрастает тяга к парадности, мужественности и монументальности. Здания становятся строго симметричными, торжественны. Вместе с этим можно было наблюдать и внедрение милитаристской символики Древнего мира: лавровые венки, доспехи, орлы и так далее. В городе активно строятся декоративные сооружения: колонны и триумфальные арки.

Эклектика

Время эклектики (или же эклектизма) условно ограничивают 1830-1900 годами. Выделяются так же и периоды: «ранняя эклектика» (примерно 1830-1870) и «поздняя эклектика» (1870-1900). По своей сути этот стиль не является самостоятельным, а лишь смешивает различные направления.

В ранней эклектике доминировали романтизм и переосмысленные древние стили: византийский, готический, древнерусский. Архитекторы часто подражают античности, барокко и ренессансу.

Модерн

Появление модерна связывают с 1890-ым годом. Его развитие было стремительным по сравнению с другими стилями. Он часто начал проявляться в особняках, являясь отходом от норм, которые диктовались несовершенством строительных конструкций (упрощённые, прямолинейные формы).

Рисунок 1. Модерн. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Зачастую присутствовала свободная планировка и асимметрия здания, а так же приобретает особую популярность мода на криволинейные силуэты, животный и растительный орнаменты. Фасады, двери и оконные проёмы почти всегда украшались сложными скульптурами. На фасадах вместе с этим часто использовались:

  • майолика,
  • витражи,
  • рустика,
  • мозаика,
  • металл.
Читайте также:  Водная экскурсия по рекам и каналам санкт-петербурга

Эти украшения присутствовали и в самом помещении.

Конструктивизм

Изящный модерн не смог выдержать испытания суровой войны и уже после 1914-го года здания в этом стиле в Петербурге не строились.

Вместо него в Голландии и Германии возник (под большим влиянием американской архитектуры) эпатирующий и жёсткий функционализм. Он, конечно, быстро приобретает невероятную популярность в Советском Союзе, известном своей строгостью в архитектуре.

Однако функционализм получает два ответвления: в Москве возникает рационализм, а в Петрограде конструктивизм.

И рационализм, и конструктивизм можно причислить к той группе стилей, которая всячески пытается отойти от устоявшихся во всём мире канонов.

И это как раз подходило молодым нигилистам послереволюционного времени.

Ко всему этому прибавлялся и экономический фактор – городской бюджет, который и без того сводил концы с концами, не мог позволить себе особые изыски устоявшихся стилей (в особенности модерна и классицизма).

Рисунок 2. Конструктивизм. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 2

За основу нового стиля был взят функциональный подход, который провозглшал функциональное содержание зданий выше его формы: всё должно было идти от функциональных задач, которые стояли перед главным лицом любой стройки – архитектором (именно в этом конструктивизм, пускай и неосознанно, был солидарен с модерном).

Так или иначе, именно это привело к ряду интересных пластических архитектурных решений. Проекты в этом стиле отличались друг от друга лаконичностью форм чёткостью, а так же подчёркиванием несущих конструктивных элементов.

Источник: https://spravochnick.ru/onearticle/arhitektura_sankt-peterburga/

Почему в Санкт-Петербурге так красиво

Петербургское барокко можно разделить на петровское и елизаветинское.

Этот стиль выделяли сложные и причудливые формы, пышность. Барокко было популярно на Западе, однако петербургское от западноевропейского отличается. Петровское возникло в итоге совместной работы приглашённых царем архитекторов, в основном из Италии и Франции.

Строились больше простые, прямоугольные дома, не особо затейливые. Фасады часто украшались фронтонами, пилястрами, крыши — шпилями, а комнаты располагались анфиладой.

До наших дней сохранились Петропавловский собор, Летний дворец Петра I, Меншиковский дворец, Кикины палаты, Александро-Невская лавра, Кунсткамера.

В годы правления Елизаветы в столице строили дворцы, храмы, усадьбы, их отличало разнообразие декора, живописность. Внутри были большие залы, парадные лестницы. В интерьерах — причудливость, мотивы из области фантастики, лепнина, резные украшения, большие зеркала. Главным мастером был Растрелли. К зданиям того времени относятся в основном дворцы: Зимний, Аничков, Строгановский.

Классицизм

Классицизм нес идею простоты, строгости и величия. Его архитектуру отличают сдержанность и монументальность, торжественность, наличие колоннад, аркад.

Одним из первых таких зданий был возведен дворец графа Разумовского, с парадным двором, большими воротами, высоким ограждением, сейчас это корпус РГПУ, на набережной реки Мойки, 48.

В интерьерах внутри зданий активно использовались копии античных скульптур, или древние мотивы, декоративные элементы древних цивилизаций. Яркий пример классицизма — Таврический дворец.

В конце 18 века появляются элементы готики, к таким зданиям относится Чесменский дворец треугольной формы с башенками, парапетами и стрельчатыми окнами.

Ампир

Ампир был завершением эпохи классицизма. Этот стиль пришел из Франции, и в Петербурге нес цель прославления могущества государства-победителя.

Стало еще больше парадности и монументальности. Здания торжественны, величественны, и строго симметричны.

Используется много символов Древнего мира: орлы, лавровые листья и доспехи. Появляются декоративные элементы – колонны и триумфальные арки.

Основные памятники этого стиля — Дворцовая, Сенатская, Михайловская площади, Главный штаб, Михайловский дворец, Александринский театр. Павильоны в саду аничкова дворца имеют огромные окна-арки, украшены фигурами воинов, колоннами.

Шедевром этого стиля в городе на Неве стал Исаакиевский собор, в его проекте преобладают простые фигуры – треугольник, цилиндр, квадрат, купол.

Эклектика

Для эклектики характерно смешение различных стилей, сам он не новый. В основном это подражание древним стилям: византийскому, древнерусскому, подражания античности, барокко. Дома этого периода украшали неоготичными башнями или необычными статуями, все ради стремления выделиться.

Самые известные постройки в стиле эклектики — дом Кейбеля, он словно кукольный домик с красной кирпичной башенкой; Дворец Белосельских-Белозерских и Мариинский дворец — в стиле необарокко. Жемчужина неорусского стиля — храм Спаса-на-крови. Мотивы ренессанса явно можно проследить в зданиях некоторых вокзалов Петербурга, например, Московского.

Модерн

Этот стиль появился на рубеже 19-20 веков.  Он стал отходом от прямых, упрощенных форм. Его черты — асимметричные фасады, свободная планировка.

Заметно подражание самой природе, у которой нет строгих форм, поэтому мода в эпоху модерна — на растительный орнамент, живописные элементы, узоры, ажурные конструкции. На фасадах активно используется мозаика, витражи.

Наиболее заметные памятники этой эпохи — магазин купца Елисеева, Дом фирмы «Зингер», Витебский вокзал.

Отдельное течение стиля — северный модерн, его памятники в других российских городах почти не встречаются. Фасады зданий говорят о суровости северной природы: используются крыши с острыми углами, отделка из гранита, шестиугольные окна, скандинавские мотивы. Одним из первых таких зданий стал доходный дом Лидваль.

Конструктивизм

Для него характерен отказ от каноничности, упрощение форм. Преимущество функциональности здания над его формальным воплощением, соответственно — лаконичность, строгость геометрии. В этом стиле строились многоквартирные дома, универмаги, клубы, дома культуры. Познакомиться с этим стилем можно, взглянув на здание школы им. 10-летия Октября или Института народов Севера.

Постконструктивизм — переход уже к советской монументальности. Появляются арки, карнизы, лоджии, колонны. В Петербурге подобные здания встречаются нечасто, но можно привести в качестве памятника постконструктивизму величественное здание Фрунзенского универмага.

Советский монументализм

Отличается крупными формами, богатой отделкой наружной части здания с барельефами, скульптурами, наличниками.

В этом стиле сталинского времени первыми начинают строить жилые дома и общественные здания.

А наиболее точные памятники стиля — Дом Советов и другие здания на Московском проспекте.

Позже здания становятся еще более упрощенными и строгими, в стиле минимализма — появляются типовые проекты домов, школ, магазинов. Строятся и уникальные, например до сегодняшнего дня сохранились, как памятник советскому времени, Дворец спорта Юбилейный.

Постмодернизм

В конце 20 века архитекторы отвергают ведущую роль одного стиля. Возникают различные течения — регионализм, хай-тек, стаканизм, кантри, хаотизм, лофт.  Однако, в исторической части Петербурге такие течения мало выражены и почти не попадаются на глаза, как в других городах. Из-за соседства с великими архитектурными произведениями, до уровня которых современные постройки не поднимаются.

Все это страница уже будущей истории.

В общем, Петербург — это наглядная энциклопедия мировой архитектуры на протяжении трех веков. Приезжайте с ней знакомиться.

Источник: http://xn--80aalf3aen7bxbk.xn--p1ai/pochemu-v-sankt-peterburge-tak-krasivo-8-osobennostej-arhitektury.html

Ампир – имперский стиль

ПодробностиКатегория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенностиОпубликовано 05.03.2015 17:33Просмотров: 2848

Стиль ампир – завершающий этап классицизма.

Он возник во второй половине XVIII в. во Франции эпохи Наполеона Бонапарта. 

Термин

Термин «ампир» – от французского empire («империя»). Перерождение классицизма в ампир произошло в императорской Франции в период правления императора Наполеона I и под его непосредственным влиянием. Ампир отличался торжественностью и парадностью мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном.

Настольные часы в стиле ампир
Стиль ампир получил распространение во многих европейских государствах и развивался на протяжении трёх первых десятилетий XIX в. В Российской империи этот стиль появился при Александре I и господствовал в архитектуре до 1830-1840 гг.

Характерные особенности стиля

Ампир отличается театральностью в оформлении архитектуры и внутренних интерьеров. В архитектуре обязательно присутствуют колонны, пилястры, лепные карнизы.
Пиля́стр – вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель (венчающая часть колонны или пилястры) и тем самым условно изображающий колонну.

Пилястры с капительюАктивно используются античные образцы скульптуры: грифоны, сфинксы, львы и др. с соблюдением равновесия и симметрии. Можно увидеть прямые заимствования художественных форм Римской империи, Древней Греции, Древнего Египта: массивные и монументальные формы, богатый декор, элементы военной символики.

Грифо́ны – мифические крылатые существа, с туловищем льва, головой орла или льва.

Грифоны на мосту в Санкт-Петербурге
Сфинкс – мифическое существо. В древнеегипетском искусстве его изображали в виде животного с телом льва, головой человека или (реже) головой сокола или барана.

В древнегреческой мифологии – с головой женщины, лапами и телом льва, крыльями орла и хвостом быка.

Многочисленными изображениями сфинкса украшен Санкт-Петербург: Египетский мост, набережная Невы перед Академией художеств.

Сфинкс у Египетского моста в Петербурге

Российский ампир

Первый бал Наташи Ростовой

Как мы уже сказали, в Российской империи ампир появился при императоре Александре I. В начале XIX в. в России наблюдалось увлечение французской культурой.

Об этом мы читаем в многочисленных произведениях классиков нашей литературы. Вспомним хотя бы «Горе от ума», в котором А.С. Грибоедов с насмешкой говорит о «смешении французского с нижегородским», а А.С.

Пушкин в 8 главе «Евгения Онегина», характеризуя Татьяну, пишет:

Она была нетороплива,Не холодна, не говорлива,Без взора наглого для всех,Без притязаний на успех,Без этих маленьких ужимок,Без подражательных затей…Всё тихо, просто было в ней,Она казалась верный снимокDu comme il faut… (Шишков, прости:

Не знаю, как перевести.)

Мы прекрасно понимаем, что перевести Пушкин, конечно же, мог. Но он очень точно показал всеобщее преклонение перед французским, на котором, как считалось, можно было выразить всё. В отличие от русского языка.
И как было обойтись без архитекторов-иностранцев в то время?

Исаакиевский собор и Сенатская площадь в Петербурге
Для возведения Исаакиевского собора Александр I пригласил начинающего французского архитектора Анри Луи Огюста Рикар де Монферрана, который впоследствии стал одним из основоположников «русского ампира».

Е.А. Плюшар «Портрет архитектора Монферрана» (1834 г.)
Российский ампир делится на московский и петербургский. Московский ампир был ближе к классицизму. Здесь прежде всего надо назвать Осипа Бове.

О́сип (Иосиф; Джузеппе) Ива́нович Бове́ (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения. Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге.Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву.

Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились; проведена реконструкция Красной площади; снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров; разбит Кремлёвский (Александровский) сад; построен Манеж; создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой. Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы.

Большой театр в Москве
Наиболее известным представителем петербургского ампира стал архитектор Карл Росси. Другие представители этого стиля: Андреян Захаров, Андрей Воронихин, Доменико Жилярди, Василий Стасов, скульпторы Иван Мартос, Феодосий Щедрин.

И. Мартос. Памятник Минину и Пожарскому в Москве (1818)

«Сталинский ампир»

В советское время произошло возрождение ампира в перерождённых формах – это был период времени от середины 1930-х до середины 1950-х гг. Это направление ампира известно как «сталинский ампир».

Гостиница «Россия»«Сталинский ампир» был одним из лидирующих направлений в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР в указанное время.

Символом «сталинского ампира» стали знаменитые сталинские высотки в Москве.

Здание Министерства иностранных дел
В декоре помещений он проявлялся в массивной деревянной мебели, лепнине под высокими потолками, резных шкафах, бронзовых светильниках и статуэтках.

Главное здание МГУ

Ампирная мода

Мода, как и другие проявления стиля ампир, отличалась интересом к античным образцам.

Естественная потребность жить в гармонии с окружающим миром, пропагандируемая эпохой Просвещения, способствовала появлению нового костюма, а ориентация на Древнюю Грецию и Рим – возникновению моды а-ля антик.
Среди прочих законодательниц моды в стиле ампир была и Жозефина Богарне – первая жена Наполеона I.

Пьер Поль Прюдо́н «Жозефина Богарне» (1805)Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. Их шили с высокой талией, под грудью перехватывали поясом, а сзади вставляли валик из конского волоса. Шею и руки оставляли открытыми. Полотнища платьев внизу расшивали золотой и серебряной нитью, зелеными пальмовыми листьями.

Нижний край часто отделывали блестками. Если платье было нарядным, предназначалось для визитов и танцев, то у него часто были короткие рукава с буфами.Но когда Наполеон стал императором, оголяться дамы стали намного меньше, декольте уменьшилось. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает.

Ещё через несколько лет слегка укоротилась юбка.Стали преобладать тяжёлые шелка и бархат, массивные античные орнаменты, золотое шитье на шлейфах платьев: их дизайн был разработан специально к коронации Бонапарта. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт».

Читайте также:  Неорусский стиль в архитектуре санкт-петербурга - возврат к национальному началу

Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной. Для этой цели надевались рединготы – пальто из лёгких шерстяных тканей прилегающего силуэта.

С лёгкими платьями надевали лёгкое на подкладке кружевное манто, которое застегивалось спереди на крючки.

Спенсер – короткий жакет с длинными рукавами на утеплённой ватной или меховой подкладке из чёрного, синего или коричневого бархата на шелковой подкладке с кружевным воротником и застежкой на крючках, также служил верхней одеждой.
Шали с яркими бордюром и кистями или бахромой были необходимым аксессуаром и стоили очень дорого.

Дамские туфли шили из белого, голубого и розового цветов атласа. Обувь была без каблука с острыми, длинными носками в форме лодочки, на утолщенной кожаной подошве. Эти очень открытые туфли, подобно балетным тапочкам, завязывались белыми лентами крест-накрест на манер античных сандалий.

Прически носили гладкие, разделённые посередине пробором в подражание греческим и римским образцам. Волосы собирали высоко, укладывали в сеточку или в косы, завивали, украшали лентами и цветами.

Мужские костюмы в стиле ампир были выполнены в тёмных тонах. Главным элементом являлся шерстяной фрак с большим воротником стойкой. Под фрак мужчины надевали жилет, белые сорочки и светлые панталоны. Также большую популярность приобрели сюртуки, рединготы и высокие шляпы.

Источник: http://ency.info/mirovaya-khudozhestvennaya-kultura/raznoobrazie-stilej-v-iskusstve-i-ikh-osobennosti/403-ampir-imperskij-stil

Ампир начало xix века – часть 1

Опубликовано: Сентябрь 6, 2012

Ампир, являвшийся как бы высшей стадией развития русского классицизма, был востребован на новом историческом этапе развития страны и Петербурга. Он был нужен для прославления государственного могущества России, для выражения патриотических чувств.

Архитектура крупных общественных зданий (а также дворцов, усадеб, домов, павильонов) была подчеркнуто парадной и монументальной. Важной характерной чертой ампира было взаимодействие зодчества с монументальной скульптурой.

Это взаимодействие раскрывало и конкретизировало идейно-образное содержание сооружения. Ампир — по-французски империя.

Собственно, это была все та же классическая ордерная система, но чуть более выразительная по пропорциям и соотношениям элементов, с чуть более напряженно нарисованными профилями архитектурных деталей: полочки, гуськи, каблучки карнизов, эхины и валюты капителей и т. д.

В предыдущий период архитектура зданий часто напоминала своей классической правильностью и чертежной суховатостью Учебник Палладио (в их число не входили, конечно, произведения таких мастеров, как Старов, Баженов, чья архитектура проникнута особой теплотой и человечностью, например Таврический дворец).

В ампире, внешне очень похожем на классицизм конца XVIII века, ощущалась сила индивидуальности, некая акцентированность, мужественность (даже и в тех случаях, когда ордер не был дорическим или тосканским, а именно они считались выражением мужественности).

Но, главное,— классическая ордерная система в ампире была органично совмещена с монументальной скульптурой — и объемной, и барельефной, и фигурной, разнообразно орнаментальной, но всегда парадно-величавой и строгой.

Синтез архитектуры и скульптуры достиг в этот период высокого уровня.

Ранее скульптурные шедевры XVIII века, монументы Петру Великому, созданные Э. Фальконе и Б. Ф. Растрелли, играли самостоятельную роль организующих пространство акцентов.

Ампир продемонстрировал синтез двух видов искусств. Рядом и совместно с плеядой выдающихся зодчих в создании замечательных архитектурных творений участвовали видные скульпторы. В некоторых случаях (храмовые сооружения) можно говорить о синтезе трех искусств.

Замечательным представителем стиля ампир был А. Н. Воронихин (1759-1814). В 1801 году он вместе со скульптором М. Козловским создал монумент Суворову на Марсовом поле (впоследствии монумент был перенесен ближе к Неве).

В 1806—1808 годах по проекту Воронихина было построено монументальное здание Горного института.

Талантливо нарисованный и исполненный автором мощный двенадцатиколонный портик тосканского ордера, поддерживающий могучий тяжелый фронтон, оставляет очень сильное эстетическое впечатление, говорящее и о назначении, и о державном характере эпохи. В содружестве с архитектором работали скульпторы В. Демут-Малиновский и С. Пименов.

Р. П. Костылев Г. Ф. Пересторонина
ПЕТЕРБУРГСКИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ

Источник: http://info-petersburg.ru/2012/09/06/ampir-nachalo-xix-veka-chast-1/

Архитектура и скульптура стиля ампирТворчество Бертеля Торвальдсена

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Во время империи Наполеона, который видел назначение искусства в прославлении своей личности и своих воинских подвигов, искусство вновь, как при Людовике XIV, подвергается строгой регламентации и государственной опеке.

Классицизм перерождается в тяжеловесный и торжественный стиль ампир (поздний классицизм), очень цельный во всех проявлениях.

Художественные особенности стиля ампир в архитектуре проявляются в широком применении ордерной системы, в противопоставлении больших плоскостей стен концентрированным декоративным деталям, в преобладании прямолиней¬ных очертаний, массивных геометрических объемов.

Зданиям самого различного назначения стали придавать античные архитектурные формы. Так, Пьер Виньон (1762–1828) при постройке парижской церкви Мадлен, дополнившей ансамбль площади Согласия, обратился к величавой и компактной форме периптера.

Триумфальная аркаЖ.Ф.Т. Шальгрен1806-1836

Франция, Париж

Церковь Сен-МадленБ. Виньон, Ж.Ж. Бове1807-1842

Франция, Париж

Триумфальная аркана площади КарузелльП.Ф.Л. Фонтен

1803-1833, Париж

Становится излюбленным мотив триумфальной арки. Архитектор Франсуа Шальгрен (1739– 1811) возвел как памятник военной славы императора величественную триумфальную арку(1806–1836) на площади Звезды (Этуаль, теперь пл. генерала де Голля).

Поставленная на возвышении пологого холма, начинающегося у Елисейских полей, она завершает грандиозную панораму города. Арка, решенная в крупных формах с учетом рассмотрения ее на большом расстоянии, несет печать торжественности, парадности.

Гладь стен подчеркнута усложненными тематическими скульптурными композициями.

Шарль Персье (1764–1838) и Франсуа Фонген (1762–1853) в несколько уменьшенных пропорциях воспроизводит античную арку Септимия Севера в триумфальной арке, установленной перед комплексом Лувра (ранее – на площади Карусель, до наших дней не сохранившейся, 1806–1807) в Париже.

Дворцовая площадьКарл Росси1819-1829

Санкт-Петербург

Арка ГенштабаК.И. Росси, С.С. Пименов,В.Н. Демут-Малиновский

1819-1829

Театральная площадь,Большой театрО. Бове, А. Михайлов

1821-1853

Стиль ампир был строго выдержан и в прикладном искусстве, в тяжеловесной мебели с подчеркнуто геометрическими линиями и формами, в изделиях художественной промышленности, массивных, хорошо отделанных.

Цельность и внушительная сила придавали своеобразное обаяние этому «большому стилю» 19 века в Западной Европе, несмотря на то, что военная диктатура Наполеона наложила на него отпечаток сухости и холодности.

Ясон, 1803 – 1828
Венера с яблоком
Ганимед, кормящий орла
Парис, 1811
Геба, 1806

Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen) (1770 – 1844) – один из наиболее талантливых представителей позднего западно-европейского классицизма в скульптуре. В 1781-1793 он учился в Академии художеств в Копенгагене. Спустя годы Торвальдсен был избран ее президентом.

В 1797-1838 скульптор жил и работал в Неаполе, а затем в Риме, и главные его произведения созданы в римский период. Основное внимание он уделял изучению античной скульптуры и произведений Рафаэля. По мнению мастера, античность была тем эталоном, к которому должно было стремиться современное Торвальдсену искусство.

Образы величественных героев древности вдохновляли скульптора на протяжении всего его творческого пути. Подобно мастерам античности Торвальдсен работал в основном в мраморе. В мраморе создана и одна из самых знаменитых его статуй – статуя античного героя Ясона. Мастер представил Ясона в легком движении, словно стремящимся навстречу подвигам и славе.

Его фигура выполнена по античным канонам красоты. Скульптор ставил своей целью воплотить в этом образе идеал человека и гражданина своей эпохи. Все произведения мастера отличаются строгой гармоничной композицией, виртуозной обработкой мрамора, пластической завершенностью.

Другие известные произведения Бертеля Торвальдсена: Ганимед, кормящий Зевсова орла, Венера с яблоком, Геба, все – музей Торвальдсена, Копенгаген; статуя Е.А. Остерман-Толстой, Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В России самым выдающимся архитектором ампира был Карл Иванович Росси. Он буквально преобразил Петербург, создав в нем ансамбли, до сих пор поражающие своим величием и размахом.

Достаточно вспомнить Арку Генерального штаба и ансамбль Дворцовой площади, Площадь искусств и Михайловский дворец (ныне Русский музей), здания Сената и Синода или знаменитую улицу Зодчего Росси. Всего же по его проектам были построены или перестроены 13 площадей и 12 улиц.

Подобного единства решения градостроительных задач мы, пожалуй, не встретим больше нигде.

Росси был принят двором, и по его проектам строились дворцы всем детям Павла I – построен дворец в Твери для Екатерины Павловны, перестроен Аничков дворец в Петербурге для Николая (будущего царя). Для вдовствующей императрицы возведен дворец на Елагином острове.

Для младшего великого князя Михаила Павловича на свободном пространстве возле Михайловского замка, в строительстве которого Росси когда-то принимал участие вместе с В. Бренной, было решено построить роскошный Михайловский дворец.

Его строительство началось в 1819 и закончилось вместе с внутренней отделкой в 1825 году.

Улица Зодчего РоссиК.И. Росси, 1828-1834

Санкт-Петербург

МГУ на МанежнойМ.Ф. Казаков, Д.И. Жилярди

с 1786, Москва

На бывшем пустыре поднялся величественный желто-белый дворец с портиком посередине, двумя ризалитами по бокам и выступающими вперед крыльями флигелей. Главный фасад дворца смотрел не на Неву, как это было заведено еще со времен Петра I, а на спроектированную этим же архитектором великолепную площадь, соединенную с Невским проспектом небольшой, но широкой Михайловской улицей.

Таким образом, с проспекта открывается красивый вид на центральную часть дворца. Позже одинаковые трехэтажные дома по обеим сторонам улицы, выполненные по проекту Росси, были перестроены, что изменило общее ощущение единства ансамбля. Но и сейчас первоначальный замысел архитектора можно себе представить, побывав на улице Зодчего Росси.

На этой короткой прямой улице длиной 220 метров чувствуется его идея фасада улицы, улицы-ширмы, по сторонам которой расположились абсолютно симметричные корпуса, фасады которых организованы рядами сдвоенных дорических колонн, поднимающихся над аркадой первого тяжелого этажа. Их мерный ритм создает ощущение торжественности и монументальности.

На подобный рискованный шаг – выстроить два одинаковых здания такой длины с ничем не перебиваемым ритмом колонн на довольно узкой улице и не вызвать ощущения унылой монотонности, мог решиться только очень талантливый зодчий. Улица упирается в тыльный фасад Александрийского театра, перед которым раскинулась Театральная площадь, выходящая на Невский проспект.

С одной стороны на площадь выходит фасад Публичной библиотеки (1828-32), другой ее фасад обращен на Садовую улицу.

Таким образом, Росси виртуозно застраивает и объединяет общим ритмом целые кварталы и площади. Стиль Росси легко узнаваем. Свои ансамбли он задумывал как огромные театральные декорации, внутри которых должно разворачиваться какое-то действо. Его стихия – это большие открытые пространства и их архитектурная организация.

Как бы продолжая торжественную тональность и масштаб Адмиралтейства, он работает над ансамблем Дворцовой площади. В 1761 году с одной стороны площади Ф.-Б. Растрелли был построен Зимний дворец в стиле барокко. Перед ним раскинулся огромный пустырь. В конце века по краям площади стали строить дома и только в 1829 году Росси ее преобразил.

Выстроив фасад длиной 500 метров, он объединил здания Генштаба на южной стороне площади, вторя ее изгибу. В середине этого здания, напротив Зимнего дворца, Росси возводит знаменитую арку Генштаба высотой 28 и шириной 17 метров, увенчанную колесницей богини Победы, запряженной шестеркой лошадей.

За ней расположилась вторая арка, расположенная под некоторым углом к первой. Это было вызвано необходимостью соединения Дворцовой площади с Большой Морской улицей, направление которой не совпадает с осью площади.

По монументальному размаху и торжественности впечатления, производимого аркой Генштаба, Росси во многом превзошел древнеримских строителей триумфальных арок, посвятив свое творение победе русского оружия над Наполеоном.

В 1834 году Росси построил еще одну необычную арку, перекинутую над улицей и соединившую два здания Сената и Синода на Сенатской площади. Правда, в этой постройке позднего ампира уже чувствуется некоторая казенность, сухость, повторение в который раз привычного мотива. Ампир был живым созидающим стилем ровно столько, сколько живы были в обществе идеи, его питавшие.

Источник: http://smallbay.ru/architec072.html

Ссылка на основную публикацию