Площадь восстания в санкт-петербурге

Площадь Восстания

Посмотреть: на Яндекс.Картах | на Гугл.КартахНаверное, каждый второй, приезжающий в Петербург, выходит с Московского вокзала на площадь Восстания.

Первое, что видит гость — вечно стоящий в пробках Лиговский проспект, на самой площади — обелиск победы и здание гостиницы «Октябрьская» с надписью на фасаде «Город-герой Ленинград».
Площадь Восстания, н.в.

У площади очень интересная история.

Также здесь можно заметить визуальный обман обелиска, и Лиговский проспект имеет свою, не менее интересную, историю.

В 1765 году императрица Елизавета Петровна распорядилась построить на пересечении Невского проспекта и Лиговского канала церковь. В те времена это была граница того, первого Санкт-Петербурга.

На месте Смольного собора располагалась деревня, вместо Лиговского проспекта был водный канал, берущий своё начало в реке Лиге.

В 1794 году вместо церкви был заложен каменный храм, а в 1804 году строительство было закончено.

Знаменской церковь названа по пристроенному приделу. Главный придел был освящён во имя входа Господня в Иерусалим, боковые — во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери.Знаменская церковь была разобрана в начале 1941 года. (Дата 1936 год ошибочна — церковь ещё действовала в первой половине 1937 года).

Знаменская площадь, между 1890 и 1905 годами
Знаменская площадь, вид со стороны Лиговского канала (ныне — проспект), 1860-еСаму же площадь образовали в 1840-х годах в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург — Москва. Чуть позже было построено здание Николаевского (ныне Московского) вокзала.

Здание вокзала Петербург-Московской железной дороги, между 1855-1862 годами
Площадь Восстания, съёмка с летательного аппарата, 1931 год.

В середине 19 века была построена гостиница «Знаменская». Гостиница потом называлась «Северной», «Большой Северной», а после революции стала «Октябрьской».

  В 1920-х годах в гостинице было организовано городское общежитие пролетариата, куда свозили всех Петроградских беспризорников. Сокращенно общежитие называли ГОП, а его малолетних обитателей — гопниками.

В 1909 году в центре площади был установлен памятник Александру III. В октябре 1937 года памятник был демонтирован и его перевезли во двор Русского музея. В 1994 году монумент установлен во дворе Мраморного дворца.

Открытие памятника Александру III 23 мая 1909 года
Площадь Восстания, памятник Александру III17 ноября 1918 года площадь, на которой в 1917 году разворачивались масштабные события и манифестации Февральской революции, была переименована в площадь Восстания.

В конце 1930-х годов начались работы по строительству метрополитена, которые были заморожены в начале Великой Отечественной войны и блокады города.Во время войны площадь Восстания была активным действующим пунктом — работал вокзал (эвакуация жителей блокадного города), были размещены ДОТы.

ДОТ (долговременная огневая точка) на площади Восстания, 1944 год
Сквер на месте Знаменской церкви, 1948 годВ послевоенное время, в 1952 году, проведена реконструкция площади, разбит парадный сквер, в центре которого в дальнейшем намечалось установить монумент в память об исторических событиях города.

Вид на площадь Восстания от Гончарной улицы, сквер по центру, 1970-е г.г.В 1955 году была открыта станция метро «Площадь Восстания».
Открытие ст. м. «Площадь Восстания», 15 ноября 1955 года
Вид на Невский проспект и вестибюль ст. м. «Площадь Восстания», между 1960-1970 годамиОбелиск «Городу-герою Ленинграду» был установлен в 1985 году.

Обелиск «Городу-герою Ленинграду», вид с Лиговского проспекта, 2000-е г.г.

Обелиск «Городу-герою Ленинграду», вид с Невского проспекта, 2000-е г.г.

Что интересно: на Невском проспекте в Санкт-Петербурге две высотных доминанты — Башня Городской Думы и Обелиск «Городу-герою Ленинграду» являются в плане правильными пятиугольниками.

Это создаёт благоприятный эффект со всех точек обзора и хорошо вписывается в городской ландшафт, поэтому многие горожане традиционно считают, что оба эти сооружения — в своём плане квадратные.

Источник: https://piter-places.livejournal.com/366.html

Площадь Восстания в Санкт-Петербурге

Площадь Восстания, Маяковскаястанция метро «Площадь Восстания» выходит на одноименную площадь

Площадь Восстания занимает одну из лидирующих позиций среди площадей Северной столицы.

Она находится на пересечении проспектов — Лиговского и Невского. Ее основали в 40-х годах девятнадцатого столетия по проекту русского архитектора Николая Ефимовича Ефимова.

Хотя ее биография начинается еще с 18-го века.

Предыстория

В 1765-м на месте современной площади был пустырь, на котором выстроили Знаменскую церковь из дерева. Сорок лет спустя ее сменила каменная. Классический храм с пятью куполами-луковками задал важный тон будущему архитектурному ансамблю.

В 1840-х обширные пустоты вокруг храма решили обустроить в площадь. Поэтому она и получила его имя и стала Знаменской.

В 1851 году на ней возвели великолепное здание Николаевского железнодорожного вокзала (одного из первых в России), в 1857-м — красивую гостиницу в четыре этажа, в 1870-м — причтовый дом при церкви, ставший значимым элементом архитектуры площади. В 1909-м ее центральное место занимал памятник Александру Третьему, восседающему на коне.

Сейчас можно увидеть на площади здания вокзала, переименованного в “Московский” и являющийся точной копией Ленинградского в Москве, и гостиницы “Октябрьской”, признанной одной из самых старых в городе, а также причтовый дом (Лиговский, 39). Судьба царя и церкви оказалась сложнее.

Советские метаморфозы

В череде революций XX века Знаменская площадь попала в центр массовых выступлений, манифестаций. Храм выдержал. Но в 1918 году площадь переименовали созвучно времени – Восстания.

Православный приход работал до 1938 года благодаря знаменитому академику Ивану Павлову. Ученый-физиолог был его почетным старостой. Со смертью Павлова хлопотать о культовом сооружении стало некому.

К 1941 году храм разобрали под предлогом строительства метрополитена. Судьба камней неизвестна.

Монумент конному императору служил центром площади вплоть до 1937 года. Потомки не уничтожили реликвию. Но дополнили надписью на постаменте: “Торчу здесь пугалом чугунным для страны”… Соответствующие строки нашлись у “левого” поэта Бедного. Затем памятник переехал в пространство Русского музея, потом Мраморного, где, наконец, нашел покой.

Дальнейшая судьба

В Великую Отечественную площадь служила городу как могла. Подготовительные работы по прокладке метро под ней прекратились. Вольное пространство заняли долгосрочные огневые укрепления. Вокзал без отдыха отправлял составы с детьми, реликвиями, заводами. И затих только с блокадой. Едва ее сняли, доты стали разбирать, площадь восстанавливать, не дожидаясь конца мировой войны.

В 1953 году, к 250-летию Северной столицы, площадь Восстания реконструировали и дополнили парковой зоной. Здесь был заложен камень с клятвой — установить памятник Ленину. Не получилось. В 1985 году сердцем территории стал обелиск городу-герою Ленинграду.

Сейчас место Знаменской церкви занимает вестибюль станции метро “Площадь Восстания”. Об этом информирует установленная в 2007 году памятная надпись на стене.

Зеленые насаждения рядом

На Невском и Лиговском проспектах – череда купеческих особняков, доходных домов, культовых сооружений. В 15 минутах ходьбы:

  • Сад Прудки, или Некрасовский, или Греческий. Появился в конце XIX века на средства горожан. В 2007-м реконструирован по лекалам начала прошлого века.
  • Овсянниковский сквер, или сад Чернышевского. Место гражданской казни писателя Николая Чернышевского. Разбит в 1864 году на личные деньги купца Овсянникова, особняк которого сохранился рядом.
  • Сквер Галины Старовойтовой. Зеленый уголок с монументом известной правозащитнице, погибшей в 1998 году от рук киллеров.

На площади Восстания всегда людно, так как на ней находится много памятных и инфраструктурно важных достопримечательностей:

  • Обелиск «Городу-герою Ленинграду»;
  • Московский вокзал; 
  • Станция метро “Площадь Восстания”;
  • ТК «Невский центр» и ТРЦ «Галерея»;
  • Гостиницы “Park Inn by Radisson” и “Октябрьская”, в ней, кстати, размещается один из книжных магазинов сети “Буквоед”, где показывают бесплатно кино, проводят встречи-обсуждения с известными писателями и другими творческими деятелями, а также мастер-классы, лекции, семинары.

На площади часто и шумно проходят праздничные события, для которых она преображается и выглядит весьма эффектно и колоритно, что приятно лицезреть не только жителям, но и гостям Санкт-Петербурга.

Источник: http://Peterburg.center/maps/ploshchad-vosstaniya-v-sankt-peterburge.html

Площадь Восстания (бывшая Знаменская). Прошлое и будущее..

Предыдущий пост | Следующий пост

Знаментская площадь одна из самых знаменитых в Петербурге.

Сейчас в центре площади стоит стелла в виде штыка, но так было не всегда. Площадь сильно изменила свой внешний вид по сравнению с императорскими временами (причем единственная на Невском проспекте) и поменялась по сравнению с советскими.

В народе площадь получила название Знаменской по освящённому в 1765 году приделу церкви Знамения Пресвятой Богородицы. В 1794 — 1804 годах по проекту архитектора Ф. И. Демерцова церковь перестроили в камне. В 1809 году появилась чугунная ограда и две часовни (и то, и другое было перестроено П. А.

Чепыжниковым при ремонте 1863-1865 годов). По имени церкви («Знаменская») получили свое названия Знаменская площадь и Знаменская улица (ныне площадь и улица Восстания). Знаменским назывался и мост через Лиговский канал, расположенный по Невскому проспекту.

Ранее и Московский вокзал  был Николаевским.

Подробно о вокзале здесь — Московский вокзал Санкт — Петербурга

Церковь жалко. В нее ходили многноие великие люди, в том числе и академик Павлов.В этой снесенной церкви венчалась моя прабабушка по материнской линии……это документ а ниже она сама… Хотя печать не очень похожа на оригинал.

Может быть была другая Знаменская?Раньше на площади стоял памятник Транссибу в виде конного императора Александра III.В советское время памятник стоял с надписью «ПУГАЛО». А затем его снесли и теперь он стоит за задворках во внутреннем дворике Мраморного дворца) потом и саму Знаменскую церковь.

По поводу памятника есть занятные народные стихи.

«Стоит комод, на комоде бегемот, на бегемоте шапочка, какого дурака это папочка?!»

Подробный пост о памятнике здесь — памятник Александру III

На площади должен был появиться Ильич. Ленины  и Санкт-Петербург связаны крепко. Не зря ведь город был Ленинградом. Наваяли памятников столько, что политкультурной птице и нагадить было некуда.С приходом народной власти, площадь получила имя «Площадь Восстания».

И Ленин по центру, был бы ее классическим социалистическим завершением. Название обязывало, где еще как не там…

На площади даже был заложен камень с надписью: (Прямо пойдешь…) «Здесь будет сооружен памятник Ленину. Заложен в день празднования 250-летия Ленинграда».

Но, к счастью, не сложилось.

Тот факт, что 250-летие Ленинграда праздновали на четыре года позже, современников до сих пор удивляет. Но энТого причина банальна и уважительна — в 53-м умер Сталин, было не до празднований. Четыре года оплакивали. Кроме того не любил Хрущев Ленинград (этим все советские руководители отличались).

Не ждали ничего хорошего от интеллигенции и культуры. Но это не главная причина почему памятник вождю так и не был поставлен.По некоторым прикидкам в то время (1957-м) в Ленинграде было всего семь памятников и бюстов Ленину на свежем воздухе, в основном, на территории заводов и фабрик.

Но затем, в нашем городе появлялся примерно, как минимум, один Ильич в год.Этот остатки Знаменской церкви. Теперь тут вестибюль метро. Можно заходить и молиться…Конечно, площадь Восстания место серьезное, не задворки у заводского склада, тут с кандачка памятник не поставишь.Существует легенда, что был конкурс.

И на нем победила работа скульптора Аникушина — главного и самого «звездного» ленинградского скульптора того времени. Но власти никак не могли памятник правильно установить. Не вставал он по всем канонам социалистического фен-шуя. Всё время он к чему-то задом получался… или боком к какой-нибудь городской доминанте.

Как Ленина не поставь, задница в коммунизм не ведет и перспективы радужные не рисует, а дело ведь политическое. Расположишь вытянутой рукой в сторону Невского, а как же пассажиры выходящие из Московского вокзала? Иностранные гости будут выходить в город мировой революции и первое что видеть — зад Ильича.

Неполиткорректно!Дотянули до 1965-го, а тут подоспел приказ об установке монумента городу-герою Ленинграду в связи с двадцатилетием со дня Победы, и на площади Восстания решено было соорудить обелиск, который бы одинаково смотрелся со всех сторон.

«Правда, и этот обелиск «Городу-герою Ленинграду» дожали только через двадцать лет, уже в самостийной России. Как написал Розембаум — воткнули штык в сердце города… как говорится, фраза красивая, но если всерьез и об архитектурном решении, то на вкус и цвет. Мне например нравится. Вертикального в нашем городе маловато.

Сейчас власти размышляют о возвращении памятника Александру III на прежнее место, с созданием под площадью подземного торгового комплекса и паркинга. Хотя я против, штык там смотрится хорошо, Александра нужно в какой-то парк рядышком или на площадь.

Будет, как в Москве, а может даже еще хуже ))) но это уже другая история…Основа инфы и фото (С) интернет

Метки блога:

Источник: https://pantv.livejournal.com/10136.html

Площадь Восстания

Площадь Восстания.

Если взглянуть на карту центрального района Санкт-Петербурга — несложно заметить, что Невский проспект прочерчен двумя практически прямыми линиями, пересекающимися под небольшим углом. В месте единственного изгиба находится одна из значимых городских площадей – площадь Восстания.

Это историческое место всегда служило городу главными въездными воротами, и сегодня здесь расположен Московский вокзал со всей необходимой инфраструктурой: гостиница «Октябрьская» — для размещения приезжих, станция метро «Площадь Восстания» — для дальнейшего их следования и Обелиск «Городу-герою Ленинграду» — как визитная карточка города, подчеркивающая его высокий статус.

Читайте также:  Население города растет: не за горами пятимиллионный новорожденный

История и общая информация

В первом десятилетии XVIII века к Новгородскому тракту, проходившему здесь еще до основания Петербурга, прорубили две просеки. Одна шла от Адмиралтейства, другая – от Александро-Невского монастыря. Из-за ошибки в расчетах второй участок подошел к тракту немного севернее, траектория просеки дала изгиб.

На этом месте образовался обширный перекресток новой Большой перспективы (Невский проспект) и старой Новгородской дороги (Лиговский проспект).

Постройка деревянной церкви Знамения пресвятой Богородицы преобразовала перекресток в Знаменскую площадь.

Возведенное по указанию императрицы Елизаветы в 1765-1767 годах деревянное здание храма, затем было перестроено в камне архитектором Ф. И. Демерцовым.

До середины XIX века здесь был пустырь, в распутицу, превращавшийся в болото. Из описания известного адвоката А. Ф. Кони, сделанного в 1840 году: «Знаменская площадь обширна и пустынна… Двухэтажные и одноэтажные дома обрамляют её, а мимо… протекает речка, по крутым берегам которой растёт трава. Вода в ней мутна и грязна, а по берегу тянутся грубые деревянные перила…».

Все изменилось со строительством железной дороги между Москвой и Петербургом (1843-1851 годы), когда на южной окраине площади решено было построить конечную станцию.

Московский вокзал

Светлое здание вокзала, спроектированное архитектором К. А. Тоном, увенчанное двухъярусной башней с часами, больше похожее на дворец, чем на пассажирский терминал, преобразило площадь.

До 1924 года вокзал назывался Николаевским, как и железнодорожная ветка. Здание, построенное в 1844-1851 годах, неоднократно перестраивалось, и сейчас от его первоначальной конструкции сохранился только фасад – близнец Ленинградского вокзала в Москве.

Гостиница Октябрьская

В соответствии с планом преобразования Знаменской площади, разработанным архитектором Н. Е. Ефимовым, напротив великолепного здания вокзала предусматривалось здание гостиницы, с номерами, зимним садом, концертным залом и рестораном. Построенная в 1857 году Знаменская гостиница несколько раз меняла облик и названия: «Знаменский вокзал», «Северная», «Большая Северная».

В XX веке она получила имя, сохранившееся до наших дней, — «Октябрьская». Сейчас глядя на солидное здание гостиницы трудно поверить, что в 1920-х годах в нем располагалось городское общежитие пролетариата (ГОП), сюда свозили беспризорников со всего Петрограда, откуда и появилось слово «гопники» — непрезентабельные обитатели Лиговки…

Памятник Александру III

В 1907 году первая трамвайная линия, проложенная по Невскому проспекту, связала вокзал с Адмиралтейством. Через два года в центре привокзальной площади был установлен памятник Александру III, как основателю Сибирской железной дороги.

Конная статуя, выполненная скульптором П. П. Трубецким, вызвала противоречивые отзывы, многие посчитали ее карикатурной, требовали убрать.

Тем не менее, монумент оставался на площади до 1937 года и стал свидетелем и невольным участником исторических революционных событий.

Знаменская площадь оказалась в центре массовых народных волнений, кровопролитных стычек с полицией, здесь проходили митинги и строились баррикады. В память о Февральской революции в 1918 году площадь получила современное название.

Большевики оставили памятник самодержцу и, весьма своеобразно, использовали его в целях пропаганды. В 1919 году на пьедестале были высечены строки Д. Бедного:

«Мой сын и мой отец при жизни казнены,
А я пожал удел посмертного бесславья:
Торчу здесь пугалом чугунным для страны,
Навеки сбросившей ярмо самодержавья.»

К десятилетию Октябрьской революции в 1927 году бронзовая статуя монарха была задействована в праздничном оформлении площади. Ее заключили в железную клетку, с мачтами, колесом и надписью «СССР».

Через 10 лет памятник все же убрали в запасники Русского музея. Теперь скульптура выставлена на всеобщее обозрение во дворе Мраморного дворца.

Обелиск и станция метро

Современный облик площади Восстания сформировался в середине прошлого века.
В центре площади Восстания в память о Великой Отечественной войне и мужестве защитников города, победивших фашизм, к 40-летию Победы был установлен Обелиск «Городу-герою Ленинграду», выполненный из 360-тонного гранитного монолита в виде пятигранной стелы по проекту архитекторов В. С. Лукьянова и А. И. Алымова.

Знаменскую церковь снесли в 1940 году, а на ее месте построили павильон станции «Площадь Восстания», открытой в 1955 году в составе первой очереди метрополитена. Это пилонная станция глубокого заложения (58 метров), оформление ее подземного зала посвящено Октябрьскому вооруженному восстанию.

Круглое классическое здание станции с ризалитами и ротондой со шпилем, который изначально был украшен звездой в лавровом венке, принадлежит к объектам культурного наследия и является символом Петербургского метро. Перед открытием Обелиска, увенчанного золотой звездой героя, звезду на шпиле станции метро заменила буква «М», затем утраченная.

Площадь Восстания всегда многолюдная и шумная, в праздничные дни преображается и выглядит особенно эффектно и колоритно. И первое, что видит каждый приезжий при выходе из здания вокзала – «Город-герой Ленинград». Так героическое прошлое города, с которым тесно связана история площади, напоминает о себе неоновой надписью на гостинице «Октябрьская».

Где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/ploshhad-vosstaniya/

Площадь Восстания

Площадь Восстания (до 1918 года она называлась Знаменская площадь) располагается на пересечении Невского и Лиговского проспектов. Еще до основания Петербурга здесь проходил Новгородский тракт.

В 1718 – 1721 годах от реки Лиги был сооружен Лиговский канал, вода из которого поступала по трубам к фонтанам Летнего сада. Этот канал пересек Невскую першпективу, и в месте его пересечения возвели деревянный мост.

В 40-е годы XVIII века в районе будущей площади находился Слоновый двор. После того, как он переехал в Царское Село, его место заняли каретные сараи.

В 1765 году на углу нынешней площади Восстания заложили деревянную церковь Знамения пресвятой Богородицы. В начале XIX века она была заменена каменной с торжественным портиком и пятью куполами.

Церковь вскоре дала название площади, соседней улице и мосту через Лиговский канал. В связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург – Москва архитектором Н.Е.

Ефимовым в 1844 году был разработан план застройки площади.

В плане имелся вокзал и каменное здание напротив него, на другой стороне площади. Это четырехэтажное здание было построено архитектором А.М. Гемилианом для графа Стенбок-Фермора. Здесь были гостиничные номера, зимний сад, проходили балы и концерты. Здание называли «Знаменским вокзалом», а позже – гостиницей «Знаменской», «Северной» и др.

В начале XX века архитектор А.С. Хренов для купца В.И. Соловьева (именно ему тогда принадлежало здание) перестроил гостиницу.

Оно стало шестиэтажным, с купольным покрытием в центре, при этом количество номеров выросло до 150, и появился ресторан на 500 мест. Гостиница поменяла название на «Большую Северную».

В XX веке гостиница была перестроена еще несколько раз. Ныне она называется гостиница «Октябрьская».

Что касается вокзала, то он был построен в 1844 – 1851 годах по проекту архитектора К.А. Тона. Непосредственно строительными работами руководил инженер Р.А. Желязевич. Вокзал был назван Николаевским.

Он имеет П-образную в плане форму и состоит из главного двухэтажного корпуса и двух боковых помещений. Центральный корпус увенчан двухъярусной башней с часами.

В XX веке здание вокзала несколько раз перестраивалось, однако архитектурный облик его главного фасада остался без изменений.

С 1924 года он называется Московским вокзалом. Сегодня Московский вокзал – главный вокзал Санкт-Петербурга. В конце XIX века Лиговский канал был засыпан (деревянный Знаменский мост также разобрали), и на его месте появилась широкая Лиговская улица.

В начале XX века рядом с площадью были расположены несколько доходных домов, гостиниц и ресторанов. Так, например, в угловом доме по Невскому проспекту находились гостиница «Эрмитаж», гастроном, хлебопекарня, магазин «Фрукты», «Торговый дом Гер. Брахман и К» и др.

А в доме напротив располагались чайный и фруктовый магазины, аптека, красильня, гастроном и магазин «Часы, запонки, серебро. Николай Линден».

В 1907 году появилась постоянная трамвайная линия от вокзала по Невскому проспекту к Адмиралтейству. А спустя два года на Знаменской площади был установлен бронзовый конный памятник императору Александру III работы скульптора П.П. Трубецкого.

Автор работал над монументом в течение восьми лет и подготовил 14 различных вариантов, причем два из них – в натуральную величину. На постаменте памятника по распоряжению Николая II сделали надпись – «Любящий сын – возлюбленному отцу».

В 1937 году монумент был перенесен с площади во двор Государственного русского музея (ныне он находится у входа в Мраморный дворец). В 1940 году была снесена Знаменская церковь, и на ее месте в 1955 году построили наземный павильон станции «Площадь Восстания».

К 40-летию Победы над фашистской Германией в 1985 году в центре площади установили обелиск «Городу-герою Ленинграду».

Источник: http://opeterburge.ru/ploshchadi-sankt-peterburga/ploshchad-vosstaniya.html

Площадь Восстания, Санкт-Петербург — История

Московский вокзал (бывший Николаевский) и площадь Восстания (Знаменская) всегда были главными воротами в Санкт-Петербург. И серию своих исторических фото-рассказов я хочу начать именно с повествования о площади Восстания.

В начале XVIII века место, называющееся сейчас площадью Восстания, было перекрёстком Большой перспективы (будущего Невского проспекта) и старой Новгородской дороги по линии которой для питания водой фонтанов Летнего сада в 1718-1725 годах был прорыт Лиговский канал.

С 1744 по 1778 г. за Лиговским каналом на месте современной гостиницы «Октябрьская» расположился царский птичий, егерский и слоновый двор. Рядом с площадью шла улица, по которой водили экзотических обитателей питомника на купание к Неве, носившей название Слоновой более 150 лет, пока не вошла в состав Суворовского проспекта. К сожалени изображений слонового двора мне так найти и не удалось.

Первой постройкой на месте современной площади стала деревянная Знаменская церковь, построенная по повелению Елизаветы Петровны в 1765-1767 годах.

С 1794 по 1804 год по проекту архитектора Ф.И. Демерцова был возведён новый каменный храм. Главный придел был освящён во имя входа Господня в Иерусалим, боковые — во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери.

В 1840-х годах архитектором Н.Е. Ефимовым был разработан план планировки Знаменской площади. Этот проект реализовывался в рамках строительства в 1847–1851 годах Николаевского (ныне Московского) вокзала по проекту К.А. Тона.

Противоположную сторону площади в 1845–1851 годах оформило здание Знаменской гостиницы, которая потом называлась «Северной», «Большой Северной», а после революции стала «Октябрьской».

На снимке выше, помимо гостиницы и вокзала, так же можно видеть ограду и часовню знаменской церкви возведённые в 1809 г. и каланчу съезжего дома Каретной части построенную по проекту архитектора Краснопевкова в 1846-1850 годах.

С 1863 года вдоль Лиговского канала начинает действовать пассажирская конная-железная дорога.

А в 1882-1884 в Петербурге начинают действовать первые паровые трамваи, в том числе и по набережной Лиговского канала.

В 1908 (В Санкт-Петербурге с 1907) появляется первый электрический трамвай (маршрут №6) от Знаменской церкви по Суворовскому до Перевоза на Неве.

 Так же на приведённых снимках видно купол на крыше гостиницы возведённый в 1900 г. архитектором А.С. Хреновым.

23 мая 1909 года в центре площади был открыт конный памятник императору Александру III (скульптор П.П. Трубецкой, архитектор Ф.О. Шехтель). Место установки памятника связано с заслугами Александра III как основателя Сибирского железнодорожного пути от Петербурга до Владивостока.

Сразу после открытия памятник вызвал самые противоречивые отзывы, от восторженных до резко критических. Говорили, что это насмешка над самодержавием, что изваять царя в виде толстого болвана с тупым взглядом из-под насупленных бровей, сидящим на такой же толстой упирающейся лошади, недопустимо. По городу немедленно пошли гулять стихи, которые живы и сегодня:

Стоит на площади комод,

На комоде — бегемот,

На бегемоте — обормот,

На обормоте — шапка.

17 ноября 1918 года площадь, на которой в 1917 году разворачивались масштабные события и манифестации Февральской революции, была переименована в площадь Восстания.

29 декабря 1918 года напротив Николаевского вокзала был открыт памятник Софье Перовской. Футурист Гризелли изваял террористку в виде могучей львицы. Как писали современники, на монументе Перовская была изображена «… с громадной прической, с мощными формами лица и шеи». Это так поразило и оскорбило присутствующих, что уже в апреле 1919 года по постановлению Петросовета памятник был снят.

Не остался без внимания после революции 1917 года и памятник Александру III. Как его только не ругали: и пугало, и скотина, и обормот… В 1919 году на гранитном пьедестале было высечено четверостишие Демьяна Бедного:

Мой сын и мой отец при жизни казнены,

А я пожал удел посмертного бесславья:

Торчу здесь пугалом чугунным для страны,

Навеки сбросившей ярмо самодержавья.

В 1927 году, к десятилетию Октября, памятник был использован для праздничного оформления площади: он был заключен в металлическую клетку, а рядом была пристроена винтообразная башня, колесо, и две мачты, на которых были подвешены серп и молот и надпись «СССР».

В 1937 году под предлогом реконструкции площади Восстания и прокладки трамвайных путей по Невскому проспекту памятник был убран в запасники.

Революционные события не обошли стороной «Большую Северную гостиницу». В 1920-х годах в гостинице было организовано городское общежитие пролетариата, куда свозили всех Петроградских беспризорников. В среде жителей города появилось слово «гопники», которым называли жителей ГОПа с Лиговки.

В годы НЭПа жизнь в Ленинграде начала налаживаться, гостиниц стало катастрофически не хватать и в 1930 году, но уже под новым названием «Октябрьская», отреставрированная в конструктивистском стиле (архитектор А.И. Гегелло) гостиница открылась вновь.

Читайте также:  Музей-дача пушкина в царском селе

На Лиговском проспекте, сразу за зданием гостиницы находился трамвайный павильон совмещённый с общественной уборной.

В годы Великой Отечественной войны павильон был переделан под ДОТ.

Так же укрепление было возведено на углу улицы Восстания и Невского Проспекта.

Но уже в 1944 г., укрепления были разобраны.

После войны на месте разобранной в 1941 г. Знаменской церкви на недолгое время был разбит сквер, куда был перенесён с Пулковского шоссе один из томоновских фонтанов (тот который позже находился в Парке Победы, а ныне на Сенной площади).

Следует отметить, что существовал проект частичного сохранения церкви с последующей перестройкой его под здание Ленинградского Промстройпроекта.

С 1949 года на месте сквера начались работы по возведению наземного вестибюля станции метро «Площадь Восстания».

15 ноября 1955 года в составе первой очереди метрополитена была открыта станция метро «Площадь Восстания» выполненная в виде круглого здания с пристроенными ризалитами и увенчанного ротондой со шпилем.

В 1952 году на площади Восстания был разбит сквер. А в 1957 г. в нём был установлен закладной камень, на месте которого планировалось поставить памятник В.И. Ленину. (памятник так и не был установлен).

В 1970-х годах к 60-й годовщине Великой Октябрьской Социалистической революции была проведена новая реконструкция гостиницы. Зданию был частично возвращён исторический облик (архитектор А.М. Родионов).

В 1985 году к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне по проекту архитекторов В.С. Лукьянова и А.И. Алымова в центре площади был установлен гранитный 360-ти тонный Обелиск «Городу-герою Ленинграду».

На переднем плане архитектор Лукьянов

История Площади Восстания тесно связана с историей Санкт-Петербурга, и в следующий раз приезжая в город на Московский вокзал или просто прогуливаясь на пересечении Невского и Лиговского проспектов, остановитесь на минутку и попробуйте посмотреть на город сквозь призму исторических изменений и возможно вы сможете увидеть что-то новое.

Источник: https://salik.biz/articles/45212-ploschad-vosstanija-sankt-peterburg-istorija.html

Площадь Восстания (Санкт-Петербург)

Площадь Восстания

Площадь Восстания (до 1918 года — Знаменская) — одна из центральных площадей Санкт-Петербурга. Расположена на пересечении Невского и Лиговского проспектов.

На площади расположены Московский вокзал, гостиница «Октябрьская», наземный павильон станции метро «Площадь Восстания». В центре установлен Обелиск «Городу-герою Ленинграду»[1].

Название

До 1918 года площадь носила название «Знаменской», что было связано с бывшей здесь до конца 1930-х годов Знаменской церковью; к 1845 году название закрепилось и за площадью, когда здесь стали возводить Николаевский вокзал.

17 ноября 1918 года площадь, на которой в 1917 году разворачивались масштабные события и манифестации Февральской революции, была переименована в площадь Восстания.

В 1955 году на площади был открыт наземный вестибюль станции метро, которая тоже была названа «Площадь Восстания». Во внутреннем убранстве сооружения, на бронзовых барельефах изображены драматические события февраля и октября 1917 года.

История

Площадь в 1860-е годыЗнаменская площадь,конец XIX — начало XX в.

Первой постройкой на месте современной площади стала деревянная Знаменская церковь, построенная по повелению Елизаветы Петровны в 1765 году на месте пересечения Невского проспекта и Лиговского канала. В 1794 году по проекту архитектора Ф. И.

Демерцова был заложен новый каменный храм. В 1804 году вновь построенная трёхпридельная Знаменская церковь была закончена.

Главный придел был освящён во имя входа Господня в Иерусалим, боковые — во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери.

Сама площадь была образована в 1840-х годах по проекту архитектора Н. Е. Ефимова в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург — Москва[2]; с этого времени началось формирование площади. В 1844—1851 годах здесь по проекту К. А. Тона было построено здание Николаевского железнодорожного вокзала (ныне — Московский вокзал).

В 1845—1857 годах по проекту архитектора А. П. Гемилиана была построена четырёхэтажная «Знаменская гостиница», которая потом называлась «Северной», «Большой Северной», а после революции стала «Октябрьской». Здание неоднократно перестраивалось.

В 1870-х годах рядом со Знаменской церковью по проекту архитектора и инженера Д. Д. Соколова был построен причтовый дом (Лиговский проспект, дом 39).

Открытие памятника Александру III в Санкт-Петербурге на Знаменской площади 23 мая 1909 года

23 мая 1909 года в центре площади был открыт конный памятник императору Александру III (скульптор П. П. Трубецкой, архитектор Ф. О. Шехтель). В 1922 году на гранитном постаменте была высечена надпись со стихами популярного в то время поэта Демьяна Бедного: «Торчу здесь пугалом чугунным для страны».

В октябре 1937 года памятник был демонтирован и его перевезли во двор Русского музея. В 1994 году монумент установлен во дворе Мраморного дворца.

В эти же годы под площадью Восстания начались строительные работы по сооружению первой очереди Ленинградского метрополитена. Церковь и прилегающие постройки были разобраны. Но из-за начавшейся в июне 1941 года Великой Отечественной войны строительство метрополитена было временно приостановлено.В августе 1941 года на площади были сооружены мощные долговременные огневые укрепления.

Началась 900-дневная героическая оборона Ленинграда. С вокзала на восток уходили поезда с эвакуированными детьми, эшелоны с музейными ценностями, заводским оборудованием. Последний поезд дальнего следования отошёл от перрона Московского вокзала 29 августа 1941 года.

Несмотря на блокаду вокзал продолжал работать, боевую технику отправляли на передовую линию обороны, которая проходила у самой границы города. Площадь Восстания превратилась в боевой плацдарм.

10 ноября 1943 года движение пассажирских поездов возобновили, на площади начались восстановительные работы, в 1944 году разобрали ДОТы. В 1945 году на Московском вокзале ленинградцы встречали воинов победителей.

Павильон станции метро «Площадь Восстания»

В 1952 году была проведена реконструкция площади, разбит парадный сквер, в центре которого в дальнейшем намечалось установить монумент в память об исторических событиях города.

В 1955 году был открыт парадно-монументальный павильон первой очереди Ленинградского метрополитена.

Станция получила название «Площадь Восстания» (архитекторы Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич).

Обелиск «Городу-герою Ленинграду», 1985 год

8 мая 1965 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому во всех Городах-героях страны должны быть установлены обелиски подтверждающие это высокое звание[3]. Ленинграду это звание было присвоено в 1945 году. В 1983 году творческий коллектив авторов приступил к разработке композиционных вариантов и окончательного проекта.

В 1985 году к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне по проекту архитекторов В. С. Лукьянова и А. И. Алымова в центре площади был установлен гранитный Обелиск «Городу-герою Ленинграду»[4].

При сооружении монумента специалисты ленинградского проектного института М. В. Иванов и Б. Н. Брудно провели расчёты, которые позволили, впервые после Александровской колонны, установить монолитный блок такого размера. Масса обелиска — 360 тонн[5].

Основание пятигранного ствола украшает Бронзовый венок Славы и горельефы, на которых изображены события военных лет.

Золотая звезда, установленная на высоте 35 м, перекликается с золотым корабликом на шпиле Адмиралтейства, символизируя связь героических событий[1].

8 мая 1985 года состоялась торжественная церемония открытия монумента. Перед обелиском парадным маршем прошли солдаты всех родов войск, рота почётного караула пронесла знамёна воинских частей, отличившихся в боях Великой Отечественной войны[6].

Перспективы

На выставке инвестиционных проектов, которая проходила в Ленэкспо вместе с Экономическим Форумом в 2007 году, был представлен проект реконструкции площади Восстания. Строительство комплекса должно было начаться в середине 2009 года, когда будет готова вся проектная документация, и завершиться ориентировочно к 2012—2013 годам.

Площадь Восстания, вид на гостиницу «Октябрьская»

Архитектурную часть по заказу компании «Адитум» разрабатывают Сергей Чобан и Евгений Герасимов. В 2008 г. правительство города вело переговоры с возможным инвестором, имя которого не разглашалось. Стоимость работ предварительно оценивалась в 500—1000 млн $[7][8]. Под площадью предполагается построить трёхуровневый торговый комплекс площадью около 82 тыс. кв.

м: два верхних уровня займут пешеходные переходы и торговые объекты, на нижнем уровне расположится подземная парковка на 632 машиноместа. Таким образом, глубина комплекса составит около 23 метров, но, возможно, его углубят ещё на два уровня, чтобы увеличить вместимость паркинга до 1200 автомобилей.

Комплекс займёт подземное пространство не только собственно под самой площадью, но также захватит территорию под Лиговским проспектом вплоть до 2-й Советской улицы. Кроме того, правительство города в лице вице-губернатора Александра Вахмистрова предложило инвестору рассмотреть вариант строительства тоннеля для автомобилей, следующих по Лиговскому проспекту[9]. Для 200 тыс.

человек, ежедневно пересекающих площадь, планируется построить два подземных пешеходных перехода от гостиницы «Октябрьская», один от Московского вокзала, два от выходов станций метро «Площадь Восстания» и «Лиговский проспект», а также один от станции метро «Знаменская», которую планируют открыть к 2020 году.

Таким образом, «спустив пешеходов под землю», планируется увеличить пропускную способность перекрёстка на 20 %, что увеличит транспортную нагрузку на мостах и потребует новых проектных предложений.

Площадь Восстания, май 2010 года.Праздничное украшение к Дню Победы

Если проект будет реализован, то снятие трамвайных путей с площади Восстания в ходе реконструкции Лиговского проспекта в 2007 году можно рассматривать в качестве одного из подготовительных этапов к реконструкции площади.

Однако, как обнаружилось позднее, это помешало полноценной реализации проекта «Надземный экспресс»[10].

Вероятно, что в случае реализации проекта изменится и вид площади, который сформировался четверть века тому назад[11][12]. В этом вопросе проектировщики должны проявить особую тактичность по отношению ко всем, кто дорожит героическим прошлым Ленинграда/ Петрограда/ Санкт-Петербурга[13].

Источник: http://vv-travel.ru/warticle/ploshchad-vosstaniya-sankt-peterburg

Площадь Восстания

Площадь Восстания всегда была главными воротами города. Еще до основания Петербурга по этому месту проходил старинный Новгородский тракт, по которому можно было добраться с берегов Волхова к переправе через Неву в районе Охты. Дорога шла по намытой доисторическим Литориновым морем песчаной гряде, что защищало ее от наводнений.

В начале 1710-х годов, к Новгородской дороге подошли две просеки – от Адмиралтейства, и от Александро-Невского монастыря. Эти дороги стали впоследствии Невским проспектом. Просеку от монастыря строили сами монахи, строители участка от Адмиралтейства нам неизвестны.

Легенда гласит, что Петр хотел создать идеально прямую перспективу, завершенную с одной стороны шпилем Адмиралтейства, а с другой стороны шпилем Троицкого собора Александро-Невской лавры. Но строители ошиблись в расчетах, из-за чего две части дороги не сошлись.

Участок от монастыря вышел к Новгородскому тракту чуть севернее отрезка пути от Адмиралтейства. Разгневанный Петр приказал выпороть нерадивых строителей прямо на месте поворота.

Несмотря на то, что эта история является мифом, она имеет под собою реальные факты, о которых мы напишем чуть позднее.

В 1718-1725 годах через будущую площадь пролегла еще одна магистраль – Лиговский канал, который просуществовал до 1892 года.

Он шел параллельно Новгородскому тракту, вода из него скапливалась в водоемах в районе нынешней улицы Некрасова (Бассейной улицы), а затем направлялась по акведуку к фонтанам Летнего сада.

Через канал был переброшен мост, который в конце XVIII века получил название Знаменский. Он просуществовал до последнего десятилетия XIX века.

В 1730-хх годах, при императрице Анне Иоанновне действительно была сделана попытка вывести Большую першпективу (Невский проспект) на купол Троицкого собора. Это привело к появлению современных Гончарной и Тележной улиц, но в конечном итоге власти оставили эту затею, а Невский проспект так и остался искривленным под углом.

Несмотря на все эти интенсивные работы, территория будущей площади Восстания, оставалась пригородом Северной столицы, огромным пустырем.

Единственной монументальной постройкой около этого места, была деревянная Знаменская церковь, возведенная в 1765 году на левом углу Невского проспекта. В 1794-1804 гг.

ее сменил каменный храм, который был разобран только в 1940-х годах при строительстве метро. По имени церкви, площадь перед ней до революции называлась Знаменской.

Менее известен тот факт, что на описываемой нами территории, в XVIII веке, существовал настоящий «живой уголок», можно сказать, первый в России зоопарк. Между нынешними улицами Восстания и Маяковской помещался царский птичник, а напротив него, через дорогу были устроены конюшни и псовый двор.

В 1744-1778 года к северу от пустыря был устроен Слоновий двор, переведенный сюда с Манежной площади. Двор был обнесен оградой, а у ворот была повешена табличка – «Слоновая её величества охота». Не случайно, нынешний проспект Суворова долгое время назывался «Слоновой улицей».

Рядом со Слоновьем двором крестьяне устроили импровизированный рынок, где с возов торговали всякой снедью.

После ликвидации Слоновьего двора на его месте возникли каретные сараи (предшественники нынешних гаражей!) и деревянные жилые дома. Впрочем, и те и другие не выходили на описываемую нами территорию фасадами, а по-деревенски прятались за заборами.

Еще в начале XIX века петербуржцы описывали Знаменскую площадь как дикое место, которое в плохую погоду превращалось в болото. Для проезда по нему сперва устраивали бревенчатые колесопроводы, потом (в 1772 году) появились временные тротуары для прохода к Александро-Невскому монастырю, и лишь в конце XVIII возникло кое-какое булыжное мощение площади.

Читайте также:  Первый мост через неву

Знаменитый адвокат А.Ф. Кони так описывал это место в 1840-х годах: «Знаменская площадь обширна и пустынна… Двухэтажные и одноэтажные дома обрамляют её, а мимо… протекает речка, по крутым берегам которой растёт трава. Вода в ней мутна и грязна, а по берегу тянутся грубые деревянные перила…».

Но это были еще цветочки. В 1830-хх годах по свидетельству историка П.Н. Столпянского на Знаменской площади «в 9-м часу вечера появился… волк, набежал на пожарного смотрителя, осматривающего фонари, сбил его с ног и. разорвав зубами левую его щеку, бросился бежать…»

Теоретически, с волками должен был сражаться вооруженный алебардой будочник, чья будка находилась у Знаменского моста. Петербургский обер-полицмейстер требовал, чтобы стража на протяжении ночи обходила всю Знаменскую площадь, но это предписание исполнялось редко.

Переломным моментом в истории Знаменской площади стало строительство железной дороги Петербург-Москва. Архитектор Н.Е. Ефимцев распланировал трапециевидную привокзальную площадь, а в 1844-1851 гг. К.А. Тона воздвиг здание Московского вокзала.

Напротив него, в то же самое время (1845-1851 гг.) была построена и гостиница, которую называли «Знаменской», «Северной» и «Октябрьской».

Знаменская площадь стала оживленным транспортным узлом, со второй половины XIX века ее окрестности быстро застраивались отелями, привокзальными строениями и доходными домами.

Поскольку о грядущем строительстве на этом месте вокзала заинтересованные лица узнали заранее, стоимость земли в окрестности Знаменской площади взлетела до небес. В 1892 году Лиговский канал был заключен в трубу и на его месте возник Лиговский проспект. Некогда существовавший Знаменский мост был разобран за ненадобностью.

Через площадь проходили почти все первые линии наземного общественного транспорта. Сначала купец Синебрюхов пустул там омнибусы. Потом, в 1863 году по площади пролег маршрут конки. От Знаменской площади в 1907 году пошли и первые такси.

Вот как об этом событии писал «Петербургский листок»: «Вчера… члены товарищества совершили… пробный рейс пока на единственном в Петербурге омнибусе-моторе.

Весь рейс от Николаевского вокзала и до Александровского сада омнибус прошёл в 9 минут, обогнав 5 вагонов конки».

Позднее, в 1936 году, через площадь Восстания пролегла и линия первого троллейбуса.

В 1909 году на площади был поставлен памятник Александру III работы Паоло Трубецкого. Массивный монумент на приземистом постаменте воспринимался многими как монументальная карикатура на самодержца.

 Знаменская площадь в начале XX века. Открытка

 В 1917 году, в дни Февральской революции Знаменская площадь стала ареной многолюдных демонстраций и митингов, перераставших в столкновения с полицией и войсками. По этой причине в 1918 году площадь получила новое название – площадь Восстания. Как вспоминал журналист Ефим Зозуля:

«Здесь, недалеко от Лиговки, убили полную дородную даму. Она увидела вооруженных матросов с красными бантами, всплеснула руками и закричала:-Ах, и матросы – изменники!

Молодой матрос выстрелил в нее из винтовки. Нельзя называть революционных матросов изменниками. Нельзя».

Источник: http://www.iPetersburg.ru/ploshchad-vosstaniya

Площадь Восстания

Одна из центральных площадей Санкт-Петербурга. Расположена на пересечении Невского и Лиговского проспектов

Первой на месте нынешней площади была в 1765 году возведена деревянная Знаменская церковь. В 1794-1804 годах она перестроена в камне по проекту Ф. И. Демерцова. Именно по этой церкви площадь, образованная в 1840-х годах, была названа Знаменской.

Причиной создания площади стало строительство Николаевского (ныне Московского) железнодорожного вокзала – необходимо было оформить пространство перед ним, чтобы оно было приветливым по отношению к приезжающим.

Это было сделано архитектором Н. Е. Ефимовым. Здание Московского вокзала было построено в 1844-1851 годах архитектором К. А. Тоном. Напротив вокзала в 1845-1857 годах архитектор А. П.

Гемилиан построил первое здание Знаменской гостиницы (сейчас – гостиница Октябрьская).

В мае 1909 году в центре площади был установлен конный памятник императору Александру III (скульптор П. П. Трубецкой, архитектор Ф. О. Шехтель). В 1922 году на гранитном постаменте была высечена надпись со стихами популярного в то время поэта Демьяна Бедного: «Торчу здесь пугалом чугунным для страны».

Про этот памятник ходил стишок-загадка: Стоит комод, На комоде бегемот, На бегемоте обормот, На обормоте шапка, На шапке крест, Кто угадает,

Того под арест.

В октябре 1937 года памятник был  перевезен в Русский музей, а в 1994 году – установлен во дворе Мраморного дворца.

В феврале 1918 года на площади проходили многочисленные сходки и митинги революционных масс. Поэтому 17 ноября 1918 года площадь была переименована в «Площадь Восстания».

В 1941 году церковь была уничтожена, так как на этом месте предполагался наземный вестибюль станции Ленинградского метрополитена. Но из-за Великой Отечественной войны он был открыт только в 1955 года. Станция, как и площадь, носила название «Площадь Восстания» (архитекторы Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич).

В годы Великой Отечественной войны на площади были расположены долговременные огневые укрепления, Московский вокзал продолжал свою работу, отсюда на передовую уезжала боевая техника, созданная на ленинградских предприятиях.

По указу Президиума Верховного Совета СССР во всех городах-героях страны должны были быть установлены обелиски со звездами героя.

В Ленинграде такой обелиск был установлен в 1985 году (через 20 лет после публикации указа) в центре площади Восстания (архитекторы В. С. Лукьянов, А. И. Алымов).

  Впервые после Александровской колонны Монферана обелиск был возведен как монолитный блок (вес 360 тонн). Его венчает Золотая звезда Героя Советского союза, присвоенная Ленинграду в 1945 году.

Санкт-Петербург считается самым туристическим городом России, однако путешествие сюда не может считаться полноценным, если Вы не решились на гастрономическое приключение.

Что посмотреть за три часа до матча 

Что посмотреть за три часа до матча 

Маршрут рассказывает о событиях февраля 1917 года – начале революционных потрясений в Петрограде. Объекты подобраны таким образом, чтобы познакомить со всеми аспектами политической жизни города того времени. 

Маршрут по улицам революционного Петрограда с 23 февраля по 3 марта 1917 на основе воспоминаний современников

Источник: http://www.visit-petersburg.ru/ru/showplace/198034/

Площадь Восстания Санкт-Петербург

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Введение

Площадь Восстания (до 1918 года — Знаменская) — одна из центральных площадей Санкт-Петербурга. Расположена на пересечении Невского и Лиговского проспектов.

На площади расположены Московский вокзал, гостиница «Октябрьская», наземный павильон станции метро «Площадь Восстания». В центре установлен Обелиск «Городу-герою Ленинграду», подчёркивающий композиционную ось этого большого пространства.

1. Название

До 1918 года площадь носила название «Знаменской», что было связано с бывшей здесь до конца 1930-х Знаменской церковью; к 1845 году название закрепилось и за площадью, когда здесь стали возводить, первый в стране, железнодорожный вокзал.

17 ноября 1918 года площадь, на которой в 1917 году разворачивались масштабные события и манифестации Февральской революции, была переименована в площадь Восстания.

В 1955 году на площади был открыт наземный вестибюль станции метро, которая тоже была названа «Площадь Восстания». Во внутреннем убранстве сооружения, на бронзовых барельефах изображены драматические события февраля и октября 1917 года.

2. История

Первой постройкой на месте современной площади стала деревянная Знаменская церковь, построенная по повелению Елизаветы Петровны в 1765 году на месте пересечения Невского проспекта и Лиговского канала. В 1794 году по проекту архитектора Ф. И.

 Демерцова был заложен новый каменный храм. В 1804 году вновь построенная трёхпридельная Знаменская церковь была закончена.

Главный придел был освящён во имя входа Господня в Иерусалим, боковые — во имя святителя Николая Чудотворца и Знамения Божией Матери.

Сама площадь была образована в 1840-х годах по проекту архитектора Н. Е. Ефимова в связи со строительством железной дороги Санкт-Петербург — Москва[1]; с этого времени началось формирование площади. В 1844—1851 годах здесь по проекту К. А. Тона было построено здание Николаевского железнодорожного вокзала (ныне — Московский вокзал).

В 1845—1857 годах по проекту архитектора А. П. Гемилиана была построена четырёхэтажная «Знаменская гостиница», которая потом называлась «Северной», «Большой Северной», а после революции стала «Октябрьской». Здание неоднократно перестраивалось.

В 1870-х годах рядом со Знаменской церковью по проекту архитектора и инженера Д.  Д.Соколова был построен причтовый дом (Лиговский проспект, дом 39).

23 мая 1909 года в центре площади был открыт конный памятник императору Александру III (скульптор П.П. Трубецкой, архитектор Ф.О. Шехтель). В 1922 году на гранитном постаменте была высечена надпись со стихами популярного в то время поэта Демьяна Бедного: «Торчу здесь пугалом чугунным для страны».

В октябре 1937 года памятник был демонтирован и его перевезли во двор Русского музея. В 1994 году монумент установлен во дворе Мраморного дворца.

В эти же годы под площадью Восстания начались строительные работы по сооружению первой очереди Ленинградского метрополитена. Церковь и прилегающие постройки были разобраны. Но из-за начавшейся в июне 1941 года Великой Отечественной войны строительство метрополитена было временно приостановлено.
В августе 1941 года на площади были сооружены мощные долговременные огневые укрепления.

Началась 900-дневная героическая оборона Ленинграда. С вокзала на восток уходили поезда с эвакуированными детьми, эшелоны с музейными ценностями, заводским оборудованием. Последний поезд дальнего следования отошёл от перрона Московского вокзала 29 августа 1941 года.

Несмотря на блокаду вокзал продолжал работать, боевую технику отправляли на передовую линию обороны, которая проходила у самой границы города. Площадь Восстания превратилась в боевой плацдарм.

10 ноября 1943 года движение пассажирских поездов возобновили, на площади начались восстановительные работы, в 1944 разобрали ДОТы. В 1945 году на Московском вокзале ленинградцы встречали воинов победителей.

В 1952 году была проведена реконструкция площади, разбит парадный сквер, в центре которого в дальнейшем намечалось установить монумент в память об исторических событиях города.

В 1955 году был открыт парадно-монументальный павильон первой очереди Ленинградского метрополитена.

Станция получила название «Площадь Восстания» (архитекторы Б. Н. Журавлёв, И. И. Фомин, В. В. Ганкевич).

8 мая 1965 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР, по которому во всех Городах-героях страны должны быть установлены обелиски подтверждающие это высокое звание.[2] Ленинграду это звание было присвоено в 1945 году. В 1983 году творческий коллектив авторов приступил к разработке композиционных вариантов и окончательного проекта.

В 1985 году к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне по проекту архитекторов В. С. Лукьянова и А. И. Алымова в центре площади был установлен гранитный Обелиск «Городу-герою Ленинграду».[3]

При сооружении монумента специалисты ленинградского проектного института М. В. Иванов и Б. Н. Брудно провели расчёты, которые позволили, впервые после Александровской колонны, установить монолитный блок такого размера. Вес обелиска — 360 тонн.

[4] Основание пятигранного ствола украшает Бронзовый венок Славы и горельефы, на которых изображены события военных лет.

Золотая звезда, установленная на высоте 35 м, перекликается с золотым корабликом на шпиле Адмиралтейства, символизируя связь героических событий.

8 мая 1985 года состоялась торжественная церемония открытия монумента. Перед обелиском парадным маршем прошли солдаты всех родов войск, рота почётного караула пронесла знамёна воинских частей, отличившихся в боях Великой Отечественной войны.

3. Перспективы

На выставке инвестиционных проектов, которая проходила в Ленэкспо вместе с Экономическим Форумом в 2007 году, был представлен проект реконструкции площади Восстания. Строительство комплекса должно было начаться в середине 2009 года, когда будет готова вся проектная документация, и завершиться ориентировочно к 2012—2013 годам.

Архитектурную часть по заказу компании «Адитум» разрабатывают Сергей Чобан и Евгений Герасимов. В 2008 г. правительство города вело переговоры с возможным инвестором, имя которого не разглашалось. Стоимость работ предварительно оценивалась в 500—1000 млн $[5][6]. Под площадью предполагается построить трёхуровневый торговый комплекс площадью около 82 тыс. кв.

м: два верхних уровня займут пешеходные переходы и торговые объекты, на нижнем уровне расположится подземная парковка на 632 машиноместа. Таким образом, глубина комплекса составит около 23 метров, но, возможно, его углубят ещё на два уровня, чтобы увеличить вместимость паркинга до 1200 автомобилей.

Комплекс займёт подземное пространство не только собственно под самой площадью, но также захватит территорию под Лиговским проспектом вплоть до 2-й Советской улицы. Кроме того, правительство города в лице вице-губернатора Александра Вахмистрова предложило инвестору рассмотреть вариант строительства тоннеля для автомобилей, следующих по Лиговскому проспекту[7]. Для 200 тыс.

человек, ежедневно пересекающих площадь, планируется построить два подземных пешеходных перехода от гостиницы «Октябрьская», один от Москов­ского вокзала, два от выходов станций метро «Площадь Восстания» и «Лиговский проспект», а также один от станции метро «Знаменская», которую планируют открыть к 2020 году.

Таким образом, «спустив пешеходов под землю», планируется увеличить пропускную способность перекрёстка на 20 %, что увеличит транспортную нагрузку на мостах и потребует новых проектных предложений.

Если проект будет реализован, то снятие трамвайных путей с площади Восстания в ходе реконструкции Лиговского проспекта в 2007 году можно рассматривать в качестве одного из подготовительных этапов к реконструкции площади.

Однако, как обнаружилось позднее, это помешало полноценной реализации проекта «Надземный экспресс»[8].

Вероятно, что в случае реализации проекта изменится и вид площади, который сформировался четверть века тому назад. В этом вопросе проектировщики должны проявить особую тактичность по отношению ко всем, кто дорожит героическим прошлым Ленинграда/ Петрограда/ Санкт-Петербурга.[9][10]

Литература

  • Севастьянов С.Ф. Площадь Восстания. — Л.: Лениздат, 1987. — 94 с.

  • Лисовский И.Г. Санкт-Петербург:в 2т. Т.2,От классики к современности.. — СПб: Коло, 2009. — 584 с. — ISBN 978-5-901-841-58-7

  • Исаченко В.Г. Памятники Санкт-Петербурга. Справочник. — СПб.: «Паритет», 2004. — 298 с. — ISBN 5-93437-188-6

  • Кириков Б.М., Кирикова Л.А., Петрова О.В.

Источник: https://works.doklad.ru/view/jUedG_jaF7A.html

Ссылка на основную публикацию