Петербург достоевского, музей достоевского в петербурге

Музей достоевского спб

Музей Достоевского, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Музей Достоевского в Санкт-Петербурге был открыт 11 ноября 1971 года в квартире, расположенной в доме на стыке улицы Достоевского и переулка Кузнечный. Это последнее прибежище писателя, отсюда он ушел в мир иной в 1881 году, 28 января. Здесь он писал «Дневник писателя», трудился над завершающим романом «Братья Карамазовы».

Большая доля жизни литератора прошла в Петербурге. Не имея своего жилья, он жил на съемных квартирах. Начиная с 1837 года, он сменил более 20-ти адресов. Последний адрес — дом Р. Клинкстрем, квартира № 10 на 2-ом этаже.

После 1917 года эта квартира оказалась целиком  перестроенной, но в 1968 году здание было поставлено на реконструкцию, а квартира писателя на восстановление. Она была воссоздана по чертежам, найденным в архивах, воспоминаниям его современников.

Гордость музея — кабинет литератора, воссозданный по фотографии, сделанной уже после смерти Достоевского. Здесь можно увидеть родовую икону, книги, ручку, бумажник, коробку под лекарства, резной держатель писем и бумаг, записки жильцов дома. На столике стоят часы Андрея — младшего брата писателя, которые показывают время, когда остановилось сердце Федора Достоевского.

К мемориальной части экспозиции музея относится прихожая, гостиная, умывальная, кабинет, столовая, комната его супруги — А.Г. Достоевской, детская. Здесь можно увидеть много личных вещей, которые предоставили музею потомки литератора.

Анна Григорьевна Достоевская всю свою жизнь посвятила мужу и воспитанию детей. Она занималась вопросами издания его произведений, вела расходы, наблюдала за книжной торговлей, а после смерти занималась сбором материалов, вещей, которых касалась рука ее мужа, издавала книги по его произведениям.

Литературная экспозиция много рассказывает о творчестве Достоевского, показывает его произведения, фотографии с автографами, рукописи, иллюстрации к книгам. В двух выставочных залах проводятся выставки произведений современных талантов. В театральном зале проходят литературные вечера, играют спектакли.

Музей Ф.М. Достоевского

Здесь же проходят интересные  встречи с писателями, поэтами, ценителями русской словесности.

За годы существования музея, было собрано большое количество произведений графики, живописи и театральных афиш. Благодаря стараниям ученых и почитателей таланта, музей пополняется новыми раритетами.

 Дойти пешком до музея Достоевского можно от ст. метро «Достоевская», «Владимирская».

Официальный сайт — www.md.spb.ru/

Фото достопримечательности: Музей Достоевского

 

Музей Достоевского на карте:

В 1971 году, в честь празднования 150 лет Федора Михайловича Достоевского открыли литературно-мемориальный музей. Находится он в одной из квартир, где писатель провел последние годы жизни.

Это время можно назвать самым плодотворным в его жизни.

Музей-квартира Достоевского режим работы. История, адрес

«Братья Карамазовы» также увидели свет в этой квартире.

С приходом советской власти квартиру превратили его в коммуналку.

Первый раз о Достоевском вспомнили в 1956 году, когда на доме, поместили мемориальную доску.

Двенадцать лет спустя, здесь начался капитальный ремонт, а в 1971-ом открыли музей. Экспонаты собирались, буквально, по крупицам. Кабинет воссоздали по фотографиям и воспоминаниям современников.

Обстановку квартиры восстановили по имеющимся архивным сведениям вплоть до мельчайших деталей – коробочкам из-под лекарств на рабочем столе писателя и иконы Божьей Матери в углу кабинета.

Жена писателя, бывшая в свое время, буквально его правой рукой – секретарем и стенографисткой одновременно, составила список книг личной библиотеки Достоевского. По этим записям ее кропотливо воссоздали.

Кроме собранных личных вещей, в квартире представлена экспозиция, посвященная его творчеству и литературной деятельности. Состоит она из двух залов.

В первом можно ознакомиться с биографией Федора Михайловича, а во втором – с его творческой деятельностью и с историей создания самых знаменитых произведений.

Одним из самых интересных экспонатов можно считать карту «Петербург Достоевского».

На ней нанесены адреса и места, куда отправлял своих героев писатель и где в разное время жил он сам.

В разных частях второго зала литературной экспозиции воссоздана атмосфера пяти самых известных романов Достоевского, «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток».

Здесь можно увидеть сами книги, фотографии мест, в которых разворачиваются события романов, предметы, описываемые в произведениях и портреты современников писателя, ставших прототипами героев романов.

Основой для экспозиций послужила коллекция, бережно собранная внуком писателя, Андреем Федоровичем, а также, переданные внучатой племянницей Федора Михайловича, реликвии семьи писателя. Они передали ценные экспонаты музею в дар.

Еще здесь собрана большая коллекция программок и афиш к спектаклям различных театров, созданным по произведениям Достоевского.

Кроме того, по его романам снято множество фильмов, которые также демонстрируют в кинозале музея.

Музей Достоевского любят посещать иностранные туристы. Это немногочисленная группа, которая по-настоящему любит русских писателей и русскую культуру.

Часы работы:

  • Вторник-воскресенье с 11.00 до 18.00
  • касса закрывается на полчаса раньше
  • Выходной день в понедельник
  • В официальные праздничные дни музей не работает

Официальный сайт

Адрес:

  • Санкт-Петербург, Кузнечный переулок, дом 5/2

Как добраться:

Ближайшая станция метро Достоевская (Владимирская).

Из метро повернуть направо, пройти мимо Владимирского собора и Кузнечного рынка пройти по Кузнечному переулку около 120 метров. Сразу за улицей Достоевского угловой дом, в котором находится музей Достоевского.

Источник: https://travel70.ru/muzej-dostoevskogo-spb/

Музей Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге

11.08.2016Как можно было зачитываться Достоевским, по несколько раз перечитывать и переслушивать его произведения и до сих пор не посетить его квартиру в Санкт-Петербурге — не понимаю.

Наконец собрался и с первых шагов почувствовал, что попал в особый мир писателя.В мемориальную квартиру № 10 ведет атмосферная, в духе произведений Достоевского лестница.

Лестничный фонарь помещаю в тридцатую дюжину люстр и паникадил.

Прихожая

Прихожая оформлена гнутой мебелью и начинается с небольшой настенной вешалки оригинальной конструкции с четырьмя сдвоенными гнутыми крючками.Однако внимание на себя перетягивает другой экспонат. Это сохранившиеся фрагменты обоев, которые были наклеены на газеты, вышедшие в 1878 году. А Достоевский жил в этой квартире с октября 1878 года по январь 1881. Улавливаете, к чему клоню?Занимавшаяся «Книжной торговлей для иногородних» чета Достоевских выделила для хранения книг, как они говорили, «громадную» кладовую. Однако ее дверь для нас остается закрытой.

В углу — значительных размеров дорожный сундук. Вольнодумно предположим, что именно этот сундук использовался для поездок, например, в Старую Руссу, где у Достоевского был дом, о котором я уже собрал материал и тоже когда-нибудь напишу. Справа от двери еще один предмет гнутой мебели — не менее оригинальная настенная зонтичница.

Ни настенной вешалки, ни настенной зонтичницы до настоящего момента еще не было в моей мебельной коллекции. Зато третий гнутый предмет — напольная вешалка — уже в ней встречался. Подобную вешалку я показывал в санкт-петербургской квартире Некрасова.

Рядом — высокое трюмо с консолью. Далее, на геридоне, под стеклянным колпаком, экспонируется шляпа Федора Михайловича. В отдельных путеводителях она сфотографирована висящей на напольной вешалке.

Перед нами геридон сложной, «дублированной» конструкции. Дело в том, что чаще встречаются геридоны с треногой, обращенной вниз, как, например, в доме Салтыкова-Щедрина в Вятке. У нашего же экземпляра есть вторая тренога, служащая дополнительной подпоркой для маленькой круглой столешницы, и эта вторая тренога обращена в противоположном направлении, вверх.

[Сравните. Геридон из дома Салтыкова-Щедрина]Сравните. Геридон из дома Салтыкова-Щедрина

Умывальная комната

Проходная и неуютная умывальная комната меблирована пышным фикусом, умывальным столиком на тонких витых ножках и тумбочкой с витыми же стойками.

Детская

В детской представлена разнообразная гнутая мебель Тонета: кресло с локотниками и два стула с сиденьем из тисненой фанеры, а также кресло-качалка со спинкой из венской соломки. Большое количество гнутой мебели в квартире Достоевского подтолкнуло меня к тому, чтобы сделать небольшое отступление, в духе писателя.[Философское отступление о гнутой мебели]Философское отступление о гнутой мебели

Мебель Тонета можно найти не только в усадьбах и городских квартирах (например, у Островского в Щелыкове, у Чайковского в Клину, у Ильи Репина в белорусском Здравнёве, у Грина в Вятке, у Некрасова в Санкт-Петербурге), но и в деревнях (например, у Есенина в Константинове, в крестьянских домах в Семёнкове под Вологдой). Гнутая мебель в дореволюционной России была повсеместно распространена.

На то есть три причины:

  • Технологичность и, как следствие, дешевизна гнутой мебели — способствовали колоссальному росту объема ее производства и потребления, который исчислялся сотнями (!) миллионов единиц.
  • Феноменальная прочность гнутой мебели — была прямым следствием технологии ее изготовления, благодаря чему стулья служили десятилетиями, не расшатывались и благополучно дошли до наших дней.
  • Простота сервисного обслуживания и ремонта — привела к созданию многочисленных специальных мастерских, которые производили подтяжку рассыхающихся с течением времени соединений или замену типовых деталей. Все это продлевало и без того большой срок службы гнутой мебели.

Как ни крути, все сводится к технологичности. Именно в ней причина широчайшего распространения гнутой мебели Тонета.

Но вернемся к обстановке детской.

Стоящая около шкафа лошадка-качалка очень напоминает мне ту, что была у меня в детстве.

Мне кажется, что моя лошадка была выполнена так же реалистично, была примерно такого же размера, только рыже-коричневой масти и стояла не на изогнутых для качания полозьях, а на колесиках.

В спине у нее был спрятан механизм, который, если потянуть за леску с пуговкой на конце, неплохо имитировал ржание.

А что касается Достоевских, то, забегая вперед, скажу, что в доме-музее писателя в Старой Руссе, о котором я уже пообещал рассказать, мы встретим еще одну детскую лошадку.

Письменный стол со вставкой из зеленого сукна. Выбрал такой ракурс, чтобы показать скошенные углы столешницы и красивую настольную лампу. Кто знает, для чего служит длинный стержень с кольцом наверху и почему этот стержень такой длинный?

«Папа, дай гостинца» — записка семилетнего Феди Достоевского.Люстра.

Комната Анны Григорьевны

Хрестоматийная история спасительного появления в жизни писателя стенографистки Анны Григорьевны Сниткиной, большой умницы и великой труженицы, находит свое отражение и в меблировке ее комнаты. Поэтому мы видим целых два рабочих места для рукописных работ.

Первое рабочее место организовано за секретером с откидывающейся крышкой.

Здесь представлены два документа. Первый имеет отношение к ведению «Книжной торговли для иногородних», о которой я упомянул при виде кладовой в прихожей.Второй документ — образец стенографической записи. В юности от нечего делать я изучал стенографию, довольно преуспел в этом деле, благодаря занятиям стенографией выработал каллиграфический почерк, в институте применял кое-какие стенографические приемы и даже подсадил на их использование моих одногруппников, но то, что написано рукой Анны Григорьевны, я прочитать не смог. Отношу это либо на счет неоднократно менявшейся системы стенографического письма (даже у меня есть три учебника, в основе которых лежат три отличающиеся системы), либо на счет высочайшего, недосягаемого для меня уровня профессионализма Анны Григорьевны.Стилизованные под египетские, бронзовые головки, украшающие ребра секретера, подчеркивают принадлежность его к стилю ампир.

Второе рабочее место представлено рококошным письменным столиком, столешница которого крыта экзотическим синим сукном. Вторая экзотическая деталь столика — мягкая, укутанная таким же сукном подставка для ног, находящаяся в перекрестье фигурных проножек.

На этом перечень экзотических черт столика не заканчивается. Третья деталь — небольшой шкафчик в левой части надстройки. Очевидно, что настольная лампа стоит не на месте, так как затрудняет доступ к шкафчику. Под надстройкой прячется мемориальная чернильница А. Г. Достоевской. Как и лампа, чернильница тоже стоит не на месте, так как пользоваться ею в таком расположении непросто.

Лежащие справа дамские счеты, да и в целом весь столик необыкновенно изящны. В третий раз забегая вперед, скажу, что и письменный столик Анны Григорьевны в Старой Руссе едва ли будет отличаться от петербургского бо́льшими размерами и точно будет похож на него выборкой в центре столешницы.

Люстра.

Столовая

Начнем с меморий. В однодверной витрине представлены мемориальные предметы: графинчик, две вазы для фруктов, серебряная чайная ложка с монограммой ФД, серебряный колокольчик.

Зрительно близкое к квадратному помещение столовой организовано вокруг квадратного стола.

Его углы скошены, а массивная центральная нога с крестовидной опорой укреплена четырьмя стойками-балясинами.

Витрина, стоящая по одной стене, уравновешивается полубуфетом, расположенным по другой. Интересно, что на момент написания этого поста в моей коллекции всего один «деревенский» полубуфет и два «городских». Так вот, оба «городских» очень хороши (первый вы видите, а второй найдете в усадьбе Мусоргского в Наумове).

Самоварный столик, стоящий слева, тоже пока еще редкий гость в моей коллекции. К сожалению, нет возможности подойти к нему, чтобы показать форму его каменной столешницы. Кто интересуется, может заглянуть в дом Марка Шагала в Витебске или в музей Мологского края в Рыбинске.

Теперь обратим внимание на стулья. Сиденье полужесткое; ножки, проножки, верхняя перекладина точеные. Особый интерес представляет круглая резная вставка в спинку. Подобный мотив мы скоро увидим в кабинете Достоевского, и он появится там не случайно. Запомните его.

Гостиная

Облик уголка гостиной с диваном и овальным столом был восстановлен по рисункам племянницы Достоевского.

Взглянем поближе на оригинальные парные настенные резные полочки-подсвечники и перейдем к мебели.

Диван, стулья, кресла двух видов собраны из двух разных гарнитуров, но смотрятся достаточно цельно не только благодаря единой обновленной обивке, но и за счет похожих конструктивных и декоративных деталей.

Первый гарнитур составляют диван и кресло справа от него. Обращаем внимание на расширяющуюся кверху форму спинки, на выполненное в едином стиле навершие, на форму фиал, боковых и передних устоев, ножек.

Второе кресло и три стула вокруг стола составляют второй гарнитур. Отмечаем одинаковые овальные мягкие вставки в спинках, обрамленные резными полувенками, форму боковых устоев, наверший и фиал.

На овальном столе, под стеклянным колпаком, хранится коробка из-под табака фирмы «Лаверм». Надпись на ней была сделана рукой дочери в день смерти Достоевского: «28-го января 1881-го г. умир папа, в 3 четверти 9-го» (орфография Любови Достоевской сохранена). В тот скорбный день коробка находилась в кабинете писателя.

Читайте также:  Что поведает союз художников санкт-петербурга

Внимательный читатель, наверное, заметил, что сиденья стульев в гостиной тщательно прикрыты свисающими частями скатертей. Вероятно, так музей защищается от бесноватых желающих присесть на экспонируемую мебель или поставить на нее сумки.Люстра.

Кабинет Достоевского

Признаюсь, в кабинет я пришел плохо подготовленным и поэтому снял его кое-как. Потом, когда мне открылись две тайны, которыми кабинет окутан, я пришел в музей во второй раз, и только для того, чтобы переснять кабинет.Первая тайна. Кабинету в каком-то смысле повезло.

Дело в том, что вскоре после смерти Достоевского Анна Григорьевна пригласила в дом фотографа Владимира Таубе, чтобы запечатлеть интерьеры кабинета такими, какими они были при жизни писателя. Благодаря этим фотографиям была восстановлена современная экспозиция.Вторая тайна.

Над диваном вглубине кабинета висит литография с картины «Сикстинская Мадонна». В первое посещение музея я, конечно, узнал фрагмент знаменитого рафаэлевского произведения, но не придал значения его присутствию в интерьере. В итоге «Мадонна» сначала даже не попала целиком ни на одну из моих фотографий. А зря.

Сейчас объясню почему.Дело в том, что позже, во время посещения Ясной Поляны, в кабинете Л. Н. Толстого я вновь увидел «Сикстинскую Мадонну» и услышал интересную историю. Чтобы не пересказывать ее своими словами, процитирую по книге Ильи Толстого «Свет Ясной Поляны» (Тула, 2014).

Когда в 1947 году Сергей Львович [Толстой]… прощался с домом, он сказал тогда об удивительном… совпадении: и здесь, в Ясной Поляне, и в Петербурге, в доме Достоевского, висят старинные литографии «Сикстинской Мадонны» Рафаэля.

Они были подарены обоим писателям одним и тем же лицом — Александрой Андреевной Толстой, теткой Льва Николаевича. Толстому — в молодости, а Достоевскому, кажется, за год до его смерти. А они так и не познакомились друг с другом» (с. 59).

Таким образом, исторические фотографии Таубе и, в том числе, попавшая на них, но не попавшая на мои фотографии «Сикстинская Мадонна» подтолкнули меня к повторному посещению музея и проведению небольшого эксперимента, о котором скажу чуть позже.

Теперь же, исправив свою недоработку, думаю, почему было не сделать для «Мадонны» такое же симпатичное паспарту, какое было во времена Достоевского? Сравните.

Что касается мебели, то нынешний диван, благодаря резному обрамлению спинки и ритмично-пятнистому рисунку ткани, в целом похож на своего исторического собрата. Не хватает только ковра на полу перед диваном.

Вторая фотография Таубе навела меня на мысль о проведении небольшого фотографического эксперимента. Сравните.Это Таубе.Это не Таубе.Как ни пытался, в точности воспроизвести оригинал не представляется возможным: другая схема освещения, другое фокусное расстояние, другая высота съемки, другие (кривые) руки снимают.

Теперь хочу показать несколько мемориальных предметов. Во-первых, это кашлетр — настенная резная полочка-разделитель для бумаг и писем.

Во-вторых, на углу стола, под стеклом, ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник.

Письменный стол очень близок к оригиналу, но отличается от него меньшей декоративностью: ножки не такие фактурно-выпуклые, ребра тумб оформлены проще.

Этажерка хорошо воспроизводит оригинальную, но отличается от нее размерами верхней полочки.
Справа на небольшом столике с восьмиугольной столешницей еще один мемориальный предмет — часы младшего брата Федора Михайловича, Андрея Михайловича Достоевского.
Часы остановлены в день и час смерти писателя.

Посмотрим повнимательнее на кресло, что оставалось на дальнем плане. Помните круглый резной мотив? Мы его уже видели на спинках стульев в столовой.

В заключение предлагаю задание со звездочкой. Прошу читателя вернуться ко второй фотографии Таубе, самостоятельно сравнить два кресла и найти в них схожие черты и различия.

На этом осмотр мемориальной квартиры завершен. Желающие могут должны пройти в литературную экспозицию.

Литературная экспозиция

Тут все очень современно и мультимедийно. Затягивает.Мы здесь зависли еще на полтора часа, до окончательного погружения в мир Достоевского.Почему я раньше сюда не пришел — никогда не пойму.

Источник: https://a-les-sandro.livejournal.com/47238.html

Дом-музей Достоевского в Санкт-Петербурге: в гости к великому писателю. Что посмотреть и как добраться? Фото квартиры Достоевского

В этот дом семейство переехало после трагического события. В Старой Руссе от эпилептического припадка погиб младший сын Фёдора Михайловича Достоевского —Алёша. Смерть мальчика глубоко поразила писателя. Он очень любил Алёшу; тягостные переживания отразились в романе «Братья Карамазовы», который был написан именно в этой квартире на Кузнечном переулке.

Что можно увидеть в квартире

Музей состоит из нескольких отделений. Во-первых, это мемориальная квартира писателя, во-вторых, литературная экспозиция и, наконец, театр, в котором проводятся спектакли, по преимуществу по произведениям писателя.

Мемориальная квартира воссоздана по воспоминаниям современников и описаниям Анны Григорьевны Достоевской, вся жизнь которой после смерти ее мужа была посвящена изданию его книг и сохранению его наследия. К сожалению, не очень много удалось сохранить, ведь сразу после революции творчество Фёдора Михайловича было не в чести у нового правительства.

Его религиозные искания и отношение к личности человека приходили в глубокое противоречие со взглядами коммунистов. Так что музей Достоевского в Кузнечном переулке был открыт только в 1971 году. Многие экспонаты были к тому времени утрачены. Тем не менее и сейчас в мемориальной квартире можно увидеть многие предметы, прежде принадлежавшие писателю.

Это подарки любителей его творчества, коллекционеров, вещи, сохранившиеся у его родственников.

Мемориальная квартира выглядит частично так, как она выглядела при жизни писателя. После прихожей сразу находилась умывальная комната, а затем детская. У Фёдора Михайловича и Анны Григорьевны Достоевских было четверо детей; но старшая дочь умерла в трехмесячном возрасте; умер и Алёша, когда ему было 3 года. Двое других детей, Люба и Фёдор, прожили довольно долгую жизнь.

Дочь Достоевского Любовь Фёдоровна тоже стала писательницей; сын был специалистом по коневодству, у него было двое сыновей, и внук Достоевского, Андрей Фёдорович, внёс наибольший вклад в создание музея, передав в него ценную коллекцию, посвященную памяти писателя. Правнуки Достоевского живут сейчас в Петербурге.

Из детской можно попасть в комнату Анны Григорьевны, жены Фёдора Михайловича, которая посвятила жизнь своему мужу: она была его секретарем, агентом, вела все денежные дела. Интересно осмотреть столовую и гостиную, где часто собиралась семья Достоевских.

Кабинет Достоевского воссоздан по фотографии, которая была сделана после смерти писателя. Тут есть как мемориальные предметы, так и те, которые были просто воссозданы. В книжных шкафах находится книги, которые найдены в различных коллекциях и собраниях в соответствии со списком, представленным Анной Григорьевной.

В кабинете у Достоевского бывали только самые близкие люди; он не любил, когда кто-то заходил в эту комнату, и особенно его раздражало, если кто-то трогал и перекладывал его вещи. Именно в этом кабинете были написаны роман «Братья Карамазовы», знаменитая Пушкинская речь и другие произведения последних лет, некоторые из которых были изданы уже после смерти Достоевского.

Литературная экспозиция

Литературная экспозиция представляет собой изменяющуюся выставку, в которой постоянно появляются новые экспонаты.

Здесь можно увидеть как предметы, связанные с жизнью Достоевского (фотографии, портреты, рукописи, документы), так и экспонаты, которые связаны с литературным наследием писателя.

В этих залах расположены также мониторы с дополнительной информацией и сенсорные панели, с помощью которых можно получить сведения. Имеются экраны, для того чтобы демонстрировать фильмы. Здесь можно проводить семинары или конференции.

Экскурсии

Можно по предварительному заказу посетить обзорную экскурсию по мемориальной квартире и литературной экспозиции, посвящённую жизни и творчеству писателя.

Экскурсовод расскажет о жизни Фёдора Михайловича, о его семье, о годах, которые были проведены именно в этой квартире.

Можно будет узнать много интересного об особенностях домашний жизни писателя, о чём мы знаем из мемуаров жены и дочери Фёдора Михайловича.

Есть и экскурсии для детей, которые учитывают особенности интересов школьников. Музей организует также три городских экскурсионных маршрута, которые вполне можно посетить при желании. Это экскурсии «По следам героев романа «Преступление и наказание», «Владимирская площадь ее окрестности в жизни и творчества Достоевского» и «Достоевский на Невском».

  • Режим работы: музей открыт по вторникам и с четверга по воскресенье с 11:00 до 18:00; по средам с 13:00 до 20:00. Понедельник — выходной день.
  • Стоимость посещения: билеты в музей для граждан Российской Федерации и Республики Беларусь обойдутся в 150руб., иностранным гражданам придется заплатить по 250.
  • Адрес: Санкт-Петербург, Кузнечный пер., д. 5/2.
  • Тел.: +78125714031, +79219774300.
  • Как добраться: музей Достоевского находятся совсем рядом с метро Владимирская. Нужно выйти из метро, свернуть на Кузнечный переулок, и через несколько минут пешеход увидит вход в музей; чтобы попасть туда, надо спуститься по небольшой лесенке.
  • Сайт: http://www.md.spb.ru/

Источник: http://21vu.ru/russia/spb/37849-dom-muzej-dostoevskogo-v-sankt-peterburge

Музей-квартира Ф. М. Достоевского в Санкт-Петебурге

«Через всю жизнь Достоевский пронес… исступленную любовь к лику Христа»

Н.К. Бердяев

Музей-квартира Ф. М. Достоевского по адресу Кузнечный переулок, 5/2 открылся 11 ноября 1971 г. Здесь великий русский писатель недолго снимал жилье в 1846 г., и тут же провел последние 28 месяцев жизни вплоть до кончины 28 января 1881 года. «Братья Карамазовы» также были написаны именно здесь.

После революции доходный дом перестроили, в нем одно время размещались коммунальные квартиры. Затем здание реконструировали и с 1968 г. началось воссоздание квартиры Достоевского по уцелевшим материалам вдовы и современников писателя. Много ценных экспонатов для музея передал внук писателя А.Ф. Достоевский. 

Музей-квартиру Ф. М. Достоевского составляют:
• мемориальная квартира;
• литературная экспозиция;
• театральный и два выставочных зала.

Мемориальная квартира

Квартира Достоевских состояла из 6 комнат – кабинета Федора Михайловича, комнаты Анны Григорьевны, детской, прихожей, гостиной и столовой.

Убранство кабинета Достоевского воссоздано по сохранившейся фотографии. Экспонируются личные вещи писателя – ручка, бумажник, коробка из-под лекарств. В книжном шкафу – часть личной библиотеки писателя. В углу – икона с образом Богоматери. У окна на столике часы, показывающие час и минуту кончины Достоевского.

Вторая жена писателя Анна Григорьевна целиком посвятила себя мужу. Она стенографировала его книги, была секретарем, вела денежные дела, занималась изданием книг. Это видно по ее комнате, похожей на рабочий кабинет.

В квартиру на Кузнечном супруги Достоевские переехали с двумя детьми – 9-летней Любой и 7-летним Федей. Любовь Федоровна впоследствии написала воспоминания об отце, откуда биографы Достоевского почерпнули много ценных сведений. Федор Федорович стал специалистом-коневодом. По воле матери, он хранил и пополнял архив отца.

Литературная экспозиция

В литературной части выставлены экспонаты, относящиеся к жизни и творчеству Достоевского. Это фотографии писателя, его близких и знакомых, письма, рукописи произведений, документы эпохи. Посетители могут увидеть экранизации книг, фильмы о Достоевском, видеопрограммы музея. Интересна карта с местами проживания петербургских героев произведений писателя.

Стилистика экспозиции отражает особенности духовного склада и творчества русского гения, его глубокую религиозность, духовные поиски. Эпиграф экспозиции – евангельская цитата «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Затемненное помещение с вкрапленными в него освещенными экспонатами, среди которых Иисус в гробу, мерцающие звезды, световые отражения. Через открытое окно виднеется Владимирская церковь, прихожанином которой был Достоевский.

Статья о Владимирском соборе есть на нашем сайте.

Музей-квартира Ф. М. Достоевского производит сильное впечатление. Больше о Петербурге Достоевского и героев его произведений можно почерпнуть из наших экскурсий по городу.

Источник: http://excava.ru/museum-apartment-f-m-dostoevsky/

Музей-квартира Ф.М.Достоевского в Санкт-Петербурге

Вся жизнь Федора Михайловича Достоевского неразрывно связана с темой Петербурга. Здесь он жил, гулял по набережным и каналам. Невзрачные дома из серого кирпича становились по желанию писателя живыми декорациями для сюжетов его произведений. Особую известность приобрел дом, в котором прошли последние годы жизни писателя.

Речь идет о  доме №5, это четырехэтажное здание по Кузнечному переулку, в котором сейчас создан музей имени Ф.М. Достоевского.

По воспоминаниям благодарных потомков, его близких, архивным фотодокументам была точно воссоздана обстановка всех комнат и кабинета, где был написан вошедший в кладезь мировой литературы шедевр «Братья Карамазовы».

Два года потребовалось для этого писателю. Роман был опубликован в ноябре 1880 года, спустя два месяца автора не стало.

Как добраться до дома-музея Достоевского

Ближайшие к дому-музею Достоевского станции метро «Достоевская» и «Владимирская». Кроме подземного, сюда можно доехать и на наземном транспорте — троллейбусы №3, №5 и №8. Календарь событий и график работы можно уточнить на официальном сайте музея Достоевского.

Об истории создания музея-квартиры Ф.М. Достоевского

Дом на Кузнечном связан не только с периодом когда писался роман «Братья Карамазовы» в последние годы жизни.

Здесь писатель жил и в самом начале творческой карьеры, в 1846 году в стенах этого дома создавалась его первая повесть «Двойник».

Позже, Достоевский арендовал жилье в разных местах Петербурга, собственного у него не было. Около 20 адресов связаны с именем Федора Михайловича.

Чтобы глубже понять духовность Санкт-Петербурга, так тонко переданного Достоевским через судьбы своих героев, обязательно нужно однажды посетить музей в Кузнецком переулке.

Если выйти со станции метро «Владимирская», то по правой стороне переулка надо двигаться в сторону Кузнечного рынка и улицы Достоевского, где на пересечении расположен дом, в котором открыт музей им Ф.М. Достоевского. Вход находится на углу этого легендарного дома.

Часы работы музея — с 11 до 18, в понедельник и последнюю среду он закрыт для посещения.

Открытие квартиры-музея состоялось в 1971 году в дату 150-летия со дня рождения Достоевского. Музей с момента открытия постоянно пополняется памятными экспонатами, переданными в дар наследниками и почитателями автора.

Здесь не только сохранились предметы быта, фотографии, памятные элементы гардероба семьи Достоевского, его личные вещи – немые свидетельства творческого процесса, подарившего миру шедевры художественного творчества.

Дом на Кузнечном остаётся источником живого вдохновения, возможностью понять суть Санкт-Петербурга эпохи Достоевского для нашего поколения. Действует театр музея, есть возможность посмотреть видеоматериалы, в которых представлены биографические материалы, раскрываются интересные факты творческого этапа в жизни Федора Михайловича.

Читайте также:  Собор спаса нерукотворного в санкт-петербурге

Будет интересно после знакомства с музеем-квартирой Достоевского продолжить творческую прогулку по памятным местам, связанным с жизнью его литературных героев.

Все вместе позволит с головой окунуться в эпоху Достоевского, иначе понять смыслы, символы и свидетельства Петербурга, которые благодаря мастерству автора приобрели мировую известность и привлекают ежегодно сотни туристов со всего мира.

Исследователи творчества Достоевского не всегда сходятся во мнении в отношении описанных мест и событий в произведениях Достоевского. Однако принято определенные сюжетные линии связывать с реальными питерскими местами, некоторые из них даже обозначены мемориальными досками.

Дом старухи-процентщицы

Бесспорным признается факт, что дом по Грибоедова, дом №104, описан автором в романе как место, где проживала процентщица Алена Ивановна. Здание было возведено в 1800 году и было собственностью фабриканта Ивана Вальха. Этот дом знаменит и тем, что в нем были написаны некоторые сцены из не менее известного произведения «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

Дом Раскольникова

Ныне известный еще и как дом мастера Иоахима, расположенный на пересечении улицы Гражданской и Столярного переулка, как принято считать, был тем самым домом местом, где жил по сюжету романа Раскольников. Герой, воплотивший в себе муки раскаяния за совершенное преступление, послуживший основой для «страстной проповеди добра», о чем написано на мемориальной доске, установленной на углу дома.

Дом Сони Мармеладовой

А вот насчет места проживания Сонечки Мармеладовой мнения различаются. Основанием считать исследователями творчества Достоевского дом №73 на набережной канала Грибоедова тем домом, в котором якобы жила героиня романа «Преступление и наказание» стало его описание в романе, в частности, указание на «безобразно тупой» угол этого дома.

Впрочем, суть не в том, чтобы доказать кто и где жил. Впечатляет другое.

Каким удивительным образом сюжеты Петербургского быта, улицы, дома стали элементами художественного творчества мастера слова, насколько они смогли автору передать трагизм эпохи.

За глубоким пониманием сущности человека стоит, кончено же и собственная трагическая судьба романиста, пережившего каторгу, смертный приговор, потерю двух малолетних детей.

Прогулка по улочкам Санкт-Петербурга, его набережным и скверам помогает погрузиться в атмосферу того времени, почувствовать всю красоту, величие духа человека и контраст борьбы этого величия с бренностью и ограниченностью факта его существования.

Петербург Достоевского

Для иностранных туристов имя Достоевского часто служит ассоциативным образом Северной столицы. Как, впрочем, и для русских людей.

Посвятить свою прогулку памяти Федора Михайловича Достоевского обязательно нужно каждому культурному человеку.

Поскольку та сила, с которой он смог раскрыть духовную сущность и трагизм человеческого бытия – достойна изучения каждого мыслящего современника.

Места, связанные с его именем есть по всему городу. Роман «Белые ночи» он писал, проживая по адресу Вознесенский проспект, 8. В квартире 4 по Малой Мещанской улице, дом 1 были написаны «Записки из Мертвого дома». В доме по адресу 3-я Красноармейская, 5 он писал страницы романа «Униженные и оскорбленные».

Петербург Достоевского – это более чем литературные персонажи и места, с ними связанные. Это еще и культурные памятники, дань человечества заслугам русского писателя Ф.М. Достоевского. Недалеко от метро «Достоевская» установлен памятник писателю, его прах покоится в Александро-Невской Лавре.

Федор Михайлович Достоевский это по праву один из культурных символов Петербурга, всей России. Музей-квартира может стать отправной точкой путешествия к тайнам русского духа, а гидом в этом путешествии послужит все творчество и жизнь гениального писателя.

Источник: https://turisticum.ru/2018/muzey-dostoyevskogo.html

Петербург Достоевского. Музей Ф.М. Достоевского в Кузнечном переулке

Кузнечный переулок, который примыкает к улице Достоевского, — своего рода центр одного из старинных районов Петербурга. В 1740-е годы, во время правления Елизаветы Петровны, по ее высочайшему указу в нем разместилось поселение служащих при Дворе — Дворцовая слобода.

Интересно, Что улицы и переулки района, короткие, по-петербуржски прямые, до сегодняшнего дня сохраняют свои исторические «говорящие» названия: Кузнечный переулок, Свечной переулок, Колокольная улица, Поварской переулок.

Они напоминают о придворных мастерах, заселявших район: кузнецах, поварах, свечных дел мастерах.

Только несколько улиц изменили свои названия, и выделяется среди них улица Достоевского. Ее имя менялось несколько раз: сначала она была Гребецкой, потом Ямской, а после смерти писателя — Достоевской.

Интересное совпадение, можно сказать мистическое, наблюдается в переменах названий этой улицы, частых переездах писателя Достоевского и быстрых изменениях в облике города, которые были характерны для Петербурга еще при жизни Федора Михайловича.

«Удивительные запахи, взрытая мостовая и перестраивающиеся дома» — так он писал о городе второй половины XIX века. Не только центр столицы переживал строительный бум, но и бывшая Дворцовая слобода.

Небольшие, преимущественно деревянные домики этого района на глазах у Достоевского вытеснялись высокими кирпичными. Самый знаменательный из них, где сегодня находится музей-квартира, перед нами.

В этом угловом четырехэтажном доме зимой 1846 года снимал две комнаты Федор Михайлович Достоевский. Весной он съехал с квартиры и только через 32 года вернулся сюда. К этому времени дом был перестроен. Он принадлежал прусской подданной — жене купца Розалии-Анне Густавовне Клинкострем и состоял из 29 квартир.

Прусская педантичность и предприимчивость хозяйки предусмотрели все самое необходимое: в доме находились булочная, погреб, мелочная лавка, при нем были три сарая и две конюшни. Достоевский проживал в квартире № 10 на втором этаже. В этом доме он написал роман «Братья Карамазовы», о чем сообщает мемориальная доска, укрепленная на фасаде.

В четырех кварталах отсюда, на Социалистической улице, с некоторых пор открыт отель под таким же названием — «Братья Карамазовы».

Именно этому дому было суждено стать последним приютом писателя в Петербурге.

Здесь 9 февраля 1881 года Федор Михайлович Достоевский скончался, а 13 ноября 1971 года, к 150-летию со дня его рождения, в квартире и примыкающих к ней помещениях был открыт Литературно-мемориальный музей.

Сегодня его посещают не только поклонники творчества Достоевского, но и активные участники культурной жизни Северной столицы.

В Петербурге многие дома могли бы стать музеями, посвященными Федору Михайловичу Достоевскому. Он часто переезжал, у него никогда не было своей квартиры, дома. Эти переезды писателя — символ его скитальческой души. Даже снимая квартиру, Федор Михайлович значительную часть времени проводил на улице.

Он ходил по Петербургу, разговаривал сам с собою, останавливался, чтобы запечатлеть в памяти образ человека, его эмоции или же не менее выразительные виды города. Чего стоили только дома эпохи Достоевского, получившие от современника точное название «угрюмые пятиэтажные сараи».

В воображении впечатлительного писателя они жили самостоятельной жизнью, оказывали на его героев сильное влияние, подавляя их, толкая на безумные поступки.

Видимо, то же самое переживал и сам Достоевский, и это обуславливало его выбор мест жительства: почти все квартиры писателя в Петербурге располагались в угловых домах. Нетрудно заметить, что и последний дом Достоевского тоже угловой.

Вероятно, ему легче жилось и работалось в здании, где из окон раскрывается более широкая перспектива, где больше света, воздуха. Из угловой квартиры можно наблюдать перекресток, который одновременно и сгусток городской жизни, и крест, как абсолютная точка отсчета.

Тайный смысл «перекрестка» для Достоевского приоткрывается нам в словах Сони Мармеладовой: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил».

Дома, в которых жил писатель, почти всегда находились невдалеке от какого-либо храма. Из Кузнечного переулка, мы можем убедиться сами, виден купол и крест церкви Владимирской иконы Божией Матери. Достоевский был человеком верующим и часто ходил в церковь.

Можно предположить, что видение креста было своеобразным напоминанием о необходимом смирении на нелегком жизненном пути человека, о тех тяготах, которые каждый должен нести безропотно.

Для Достоевского, испытавшего взлеты и падения в жизни и творчестве, прошедшего каторгу, ссылку, смерть близких, нужду, тщетную борьбу с окружавшей его несправедливой действительностью, христианское терпение было необходимым спутником в этом огромном мрачном городе. Вера имела для него большое значение.

Петербургские церкви и соборы, вероятно, пленяли Достоевского и своей величественностью, гармонией линий. Современную архитектуру Петербурга он не любил и писал в дневнике: «…теперь, право, и не знаешь, как определить теперешнюю нашу архитектуру.

Тут какая-то безалаберщина, совершенно, впрочем, соответствующая безалаберщине настоящей минуты…» Удивительно современны слова Достоевского для сегодняшней Владимирской площади.

Направляясь к следующей остановке — дому Пряничникова на углу Графского переулка, мы пройдем мимо этого места и попробуем понять его феномен.

Владимирская площадь появилась в результате перепланировки всего близлежащего пространства во время постройки каменного здания Владимирской церкви. Храм Владимирской иконы Божией Матери, именуемый сегодня собором, был уже в то время и остается до сих пор доминантой района, его украшением.

К построению церкви приступили в 1745 году, тогда же, когда начали строительство в Дворцовой слободе. Сначала возвели деревянную церковь и перенесли в нее главную святыню — список с чудотворной иконы Владимирской Божией Матери московского Сретенского монастыря. Несколько лет спустя императрица Елизавета Петровна разрешила собирать деньги на постройку каменного храма.

Во время правления Елизаветы в Петербурге начали строить пятиглавые храмы, что имело в некотором роде политическое значение.

До этого в столице были распространены одноглавые храмы со шпилями, похожие на лютеранские кирхи. Они напоминали мрачную эпоху Анны Иоанновны, время немецкого-засилья.

Пятиглавые храмы символизировали возвращение к русской традиции православного храма, достойным примером которой стала каменная Владимирская церковь.

Архитектором проекта считают Пьетро Трезини. Иконостас на втором этаже выполнен по рисунку выдающегося зодчего Бартоломео Растрелли. Это единственный в России иконостас работы знаменитого итальянского архитектора.

Еще много интересного можно узнать из истории этой церкви: она, как и большинство петербургских храмов, хранит память о замечательных архитекторах, живописцах, иконописцах, благотворителях и, конечно же, о прихожанах.

С приходом Владимирской церкви связана история семьи Пушкиных. В доме неподалеку от Владимирской площади, в Свечном переулке, жили родители Александра Сергеевича Пушкина — Сергей Львович и Надежда Осиповна. По возвращении из Михайловского у них останавливался их знаменитый сын.

Няню Александра Сергеевича Пушкина, Арину Родионовну, отпевали здесь, и, по мнению биографов Пушкина, он приходил проститься с ней. С большой долей вероятности можно сказать, что под тихими, строгими сводами Владимирской церкви не раз бывал и поэт Александр Блок, и писатель Александр Иванович Куприн.

В 1930-х годах храм был закрыт, здесь разместилась фабрика «Ленмашучет», церковная жизнь вернулась во Владимирский собор лишь в 1989 году.

Но, конечно, самым известным прихожанином величественной пятиглавой церкви был Федор Михайлович Достоевский. Его духовным отцом был служивший здесь отец Николай Вирославский.

Он принял последнюю исповедь писателя, читал над ним отходную молитву, служил панихиды на квартире, куда приходили прощаться с усопшим почитатели его таланта.

Этот храм имел большое значение для Достоевского, впрочем, как и площадь, обозначившая начало творческого и конец жизненного пути писателя.

Владимирская площадь сегодня претерпела значительные перемены. Ее облик — ярчайшая иллюстрация вышеупомянутых слов Достоевского — «какая-то безалаберщина» — удивил бы даже видавшего виды писателя.

Напротив храма Владимирской иконы Божией Матери появился огромный, не вписывающийся в ансамбль площади бизнес-центр.

Среди современных «новоделов» в историческом центре города этот дом вызывает едва ли не самое глубокое возмущение жителей.

Во времена Достоевского на его месте находилось народное училище, названное по церковному приходу «Владимирским».

Дом снесли в 1980-х годах ради строительства метро, а затем перед станцией метро появилось пустое пространство, которое решили заполнить при помощи этого образца современной архитектуры.

Эффект превзошел все ожидания: здание, как монстр, нависло над окружающей его застройкой. Старинный район города с его появлением словно что-то утратил.

Во времена же Достоевского район Владимирской особым лоском не блистал, наоборот, носил отпечаток бедности, здесь находились и соответствующие учреждения.

Только на Владимирском проспекте располагался полный набор таких заведений: дом призрения, петербургский частный ломбард и рядом, на месте бизнес-центра, вышеупомянутое Владимирское училище, где проживали и обучались будущие учителя народных школ.

Именно этому району, где ясно проступал привычный облик города бедных людей, было суждено занять важное место в жизни Федора Михайловича Достоевского с того момента, когда, будучи неизвестным начинающим литератором, Он поселился в доме № 11 по Владимирскому проспекту, напротив Владимирского храма.

Читать далее: Квартира Ф.М. Достоевского в Графском переулке (Владимирский пр. 11)

Источник: https://spbpeterhof.ru/peterburg-dostoevskogo/muzej-dostoevskogo

Музей Достоевского Санкт-Петербург

Музей Достоевского, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Музей Достоевского в Санкт-Петербурге был открыт 11 ноября 1971 года в квартире, расположенной в доме на стыке улицы Достоевского и переулка Кузнечный. Это последнее прибежище писателя, отсюда он ушел в мир иной в 1881 году, 28 января. Здесь он писал «Дневник писателя», трудился над завершающим романом «Братья Карамазовы».

Большая доля жизни литератора прошла в Петербурге. Не имея своего жилья, он жил на съемных квартирах. Начиная с 1837 года, он сменил более 20-ти адресов. Последний адрес — дом Р. Клинкстрем, квартира № 10 на 2-ом этаже.

После 1917 года эта квартира оказалась целиком  перестроенной, но в 1968 году здание было поставлено на реконструкцию, а квартира писателя на восстановление. Она была воссоздана по чертежам, найденным в архивах, воспоминаниям его современников.

Гордость музея — кабинет литератора, воссозданный по фотографии, сделанной уже после смерти Достоевского. Здесь можно увидеть родовую икону, книги, ручку, бумажник, коробку под лекарства, резной держатель писем и бумаг, записки жильцов дома. На столике стоят часы Андрея — младшего брата писателя, которые показывают время, когда остановилось сердце Федора Достоевского.

К мемориальной части экспозиции музея относится прихожая, гостиная, умывальная, кабинет, столовая, комната его супруги — А.Г. Достоевской, детская. Здесь можно увидеть много личных вещей, которые предоставили музею потомки литератора.

Анна Григорьевна Достоевская всю свою жизнь посвятила мужу и воспитанию детей. Она занималась вопросами издания его произведений, вела расходы, наблюдала за книжной торговлей, а после смерти занималась сбором материалов, вещей, которых касалась рука ее мужа, издавала книги по его произведениям.

Читайте также:  Театр «за черной речкой» в санкт-петербурге

Литературная экспозиция много рассказывает о творчестве Достоевского, показывает его произведения, фотографии с автографами, рукописи, иллюстрации к книгам. В двух выставочных залах проводятся выставки произведений современных талантов.

Музей Достоевского, Санкт-Петербург: отзывы

В театральном зале проходят литературные вечера, играют спектакли. Здесь же проходят интересные  встречи с писателями, поэтами, ценителями русской словесности.

За годы существования музея, было собрано большое количество произведений графики, живописи и театральных афиш. Благодаря стараниям ученых и почитателей таланта, музей пополняется новыми раритетами.

 Дойти пешком до музея Достоевского можно от ст. метро «Достоевская», «Владимирская».

Официальный сайт — www.md.spb.ru/

Фото достопримечательности: Музей Достоевского

 

Музей Достоевского на карте:

Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского

Жизнь Федора Михайловича Достоевского была тесно связана с Петербургом. Начиная с 1837 г., он стал петербуржцем, сменил в течение многих лет около 20 адресов. Улицы и дома Петербурга изображены в произведениях писателя.

Однако среди многих петербургских адресов Достоевского особое место занимает дом на углу Кузнечного пер. и ул. Достоевского, неподалеку от старинной церкви Иконы Владимирской Божией Матери.

Здесь писатель поселился с семьей в октябре 1878 г. и прожил до дня своей смерти — 28 января 1881 г. Здесь был написан его последний роман “Братья Карамазовы”, “Пушкинская речь”.

В этом доме Достоевского посещали многие его современники.

Простой, вполне обычный петербургский дом, не отличающийся архитектурными достоинствами, стал одной из наиболее привлекательных достопримечательностей Петербурга, благодаря тому, что здесь жил и умер Достоевский.

Еще в дореволюционной русской печати появлялись заметки, в которых говорилось о необходимости отметить этот дом памятной доской и открыть здесь музей, посвященный жизни и творчеству великого писателя. Однако эта инициатива не была реализована, а в послереволюционные годы это стало практически невозможно. В 1917 г.

Музей Достоевского

вдова писателя Анна Григорьевна Достоевская покинула Петербург, поселилась в своем имении на берегу Черного моря. В 1918 г. она умерла в полном одиночестве, вдали от своих детей и внуков.

Все предметы, находившиеся некогда в доме, где жил Достоевский, были сданы ею при отъезде из Петербурга на один из складов на хранение и впоследствии пропали, а материалы драгоценного архива, за некоторыми исключениями, попали в государственные архивы.

Затем наступили годы, неблагоприятные для памяти Достоевского. Трагический художественный мир писателя, его общественные и религиозные убеждения были несовместимы с официальной советской идеологией.

В эти годы трудно было представить, что возможно создание музея в доме, где он жил.

Однако и тогда известные писатели и ученые напоминали в печати о том, какое значение имеет Достоевский в истории русской культуры, и говорили о необходимости создания музея в городе, где прошли многие годы его жизни.

В 1971 г. во всем мире отмечалось 150-летие со дня рождения великого писателя. К этой дате решено было открыть Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в Ленинграде, в доме на Кузнечном переулке.

По архивным планам дома и по воспоминаниям современников писателя была восстановлена квартира. По фотографии, сделанной после смерти писателя, был реконструирован его кабинет.

Рядом с мемориальной квартирой была открыта большая литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Достоевского.

Большой вклад в дело создания Музея внес внук писателя Андрей Федорович Достоевский (1908 -1968), собравший ценную коллекцию, посвященную памяти его знаменитого деда, — впоследствии она стала основой музея. Семейные pеликвии передала в Музей внучатая племянница Достоевского Мария Владимировна Савостьянова — наиболее ценные материалы этого собрания также находятся в экспозиции.

Среди создателей Музея необходимо назвать его первого директора — Бориса Варфоломеевича Федоренко и проф. Нину Перлину (в настоящее время преподает в университете штата Индиана, США).

Открытие музея Достоевского стало большим событием в жизни Ленинграда. С тех пор этот дом постоянно посещают поклонники творчества писателя из всех стран мира. За годы существования Музея его собрание многократно увеличилось.

В настоящее время он располагает большой коллекцией графики, прикладного искусства, значительным фондом фотографий; библиотека насчитывает около 24000 томов, имеется коллекция театральных афиш, программ — по инсценировкам произведений писателя, собран небольшой рукописный фонд.

Эта коллекция постоянно пополняется — во многом благодаря дарам посетителей, друзей Музея, ученых — исследователей творчества писателя.

Музей располагает кинозалом, где можно посмотреть фильмы и спектакли по его произведениям, побывать на литературных вечерах.

Каждый год, в ноябре, когда отмечается день рождения писателя, в Музее проходят международные научные конференции на тему “Достоевский и мировая культура”.

В выставочных залах постоянно проходят выставки современных художников. Сегодня Музей стал неотъемлемой частью культурной жизни С. -Петербурга.

Музей Достоевского состоит из следующих частей:

  • Мемориальная квартира Ф. М. Достоевского
  • Литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству Ф. М. Достоевского
  • Два выставочных зала для выставок современного искусства
  • Театральный зал 

Мемориальная квартира

В начале октября 1878 г. Федор Михайлович Достоевский с семьей поселился в доме № 5 по Кузнечному переулку (кв. 10) и прожил здесь до дня своей смерти – 28 января 1881 г. В советские годы дом на Кузнечном подвергся серьезной перестройке, в нем появились обычные коммунальные квартиры.

В 1956 году на этом доме была установлена мемориальная доска. В 1968 году дом был поставлен на капитальный ремонт, после которого квартира Достоевского была восстановлена по архивным планам и воспоминаниям современников.

11 ноября 1971 года, в день рождения Достоевского, состоялось торжественное открытие Литературно-мемориального музея писателя.

ПРИХОЖАЯ

Жена Достоевского, Анна Григорьевна, писала: «Квартира наша состояла из шести комнат, громадной кладовой для книг, передней и кухни и находилась во втором этаже. Семь окон выходили на Кузнечный переулок». Гости Федора Михайловича обычно из прихожей проходили налево по коридору в гостиную. Дверь прямо вела в умывальную комнату, а из умывальной – в детскую.

ДЕТСКАЯ

Когда семья Достоевских переехала в дом на Кузнечном, дочери писателя Любе было 9 лет, сыну Феде — 7. Достоевский был женат дважды. В первом браке детей у него не было. Во втором браке у Достоевских родилось четверо детей. Первая дочь Сонечка родилась в 1868 году в Женеве и умерла через три месяца.

В 1869 в Дрездене появилась Люба, в 1871 году в Петербурге родился Федор, в 1875 году в Старой Руссе, где семья Достоевских проводила лето, родился Алеша. Весной 1878 года трехлетний Алеша умер от эпилептического припадка. «Федор Михайлович был страшно поражен этой смертью. Он как-то особенно любил Лешу, почти болезненною любовью, точно предчувствуя, что его скоро лишится».

Личный трагический опыт отразился в романе «Братья Карамазовы», который Достоевский писал в 1878-1880 гг.

«Вернувшись осенью в Петербург , мы не решились остаться на квартире, где все было полно воспоминаниями о нашем умершем мальчике, и поселились в Кузнечном переулке…» — писала в своих воспоминаниях Анна Григорьевна Достоевская.

Достоевский был очень заботливым, любящим отцом, он считал, что без детей нет смысла в жизни. Особым предметом внимания Достоевского было воспитание и образование детей.

Он нередко читал детям вслух произведения русских и европейских писателей, которых сам знал и любил с ранней юности: Пушкина, Жуковского, Карамзина, Гоголя, Диккенса, Гофмана, Шиллера, Гюго, знакомил их с Библией по книге, которую помнил с детства — «Сто четыре истории из Ветхого и Нового Завета».

Любовь Федоровна Достоевская (1869–1926) стала писательницей, автором, рассказов и повестей. Главный интерес для читателей представляет ее книга об отце «Достоевский в изображении его дочери», в которой содержится немало уникальных сведений об образе жизни, привычках, чертах характера Ф. М. Достоевского. С 1913 г. Любовь Федоровна жила за границей. Умерла в северной Италии.

Федор Федорович Достоевский (1871–1921) с детства любил спорт, увлекался лошадьми. Окончив юридический и естественный факультеты Дерптского университета, он стал крупным специалистом по коневодству.

В последние годы жизни сын писателя, выполняя волю своей матери, продолжал собирать и хранить архив Достоевского. Умер и похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (могила не сохранилась).

Федор Федорович был женат дважды, у него были сыновья Федор (1905-1921) и Андрей.

Андрей Федорович Достоевский, внук писателя, (1908–1968) внес большой вклад в дело создания Музея. Он передал музею ценнейшую коллекцию, посвященную памяти его деда, которая стала основой экспозиции Музея. Дети Андрея Федоровича – Татьяна и Дмитрий – живут в Петербурге.

КОМНАТА АННЫ ГРИГОРЬЕВНЫ

Комната Анны Григорьевны представляет собой кабинет деловой женщины. Вся ее жизнь была посвящена мужу. Она была постоянным секретарем и стенографом Достоевского, занималась изданием его произведений, книжной торговлей, вела все денежные дела в доме, воспитывала детей.

Достоевский высоко оценил деятельность Анны Григорьевны: ей он посвятил последний, самый главный свой роман «Братья Карамазовы». После смерти Достоевского Анна Григорьевна всю оставшуюся жизнь (37 лет) собирала материалы о жизни мужа, издавала его сочинения.

На основе этих материалов в 1901 году в московском Историческом музее был открыт «Кабинет Достоевского». В 1928 году эта коллекция стала основой открывшегося Музея Достоевского в Москве.

СТОЛОВАЯ

В столовой вся семья вместе собиралась вечером. Достоевский с молодости привык работать по ночам. Тишина — главное условие его работы — в доме наступала только ночью. Он начинал работу в 11-12 часов ночи, работал до 5-6-ти часов утра.

Потом отдыхал, просыпался в первом часу дня, приходил в столовую и заваривал себе чай. Днем он был занят издательскими делами, а в 6 часов вечера семья собиралась за обедом.

«Обед кончался в 7, и он любил до 8 или половины 9-го просидеть один, а затем одевался и шел гулять…»

ГОСТИНАЯ

В конце 70-х годов Достоевский становится знаменитым писателем не только в России, но и за рубежом. В 1878 году Императорская Академия наук избрала Достоевского в члены-корреспонденты по отделению русского языка и словесности.

К Достоевскому приходили многочисленные посетители с разными вопросами и просьбами, и он старался принимать всех. В конце 70-х годов его часто приглашали на литературные, благотворительные вечера, где он много выступал, читая отрывки из своих произведений.

Современники отмечали, что он обладал особым даром, и совершенно преображался, когда читал.

КАБИНЕТ ДОСТОЕВСКОГО

Кабинет был реконструирован по фотографии, сделанной В. Таубе после смерти писателя.

В нем представлены мемориальные предметы: на столе ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник, над столом – кашлетр для бумаг и писем, в углу – икона в серебряном окладе «Божия Матерь Всех Скорбящих Радость».

В книжных шкафах хранятся книги, входившие в библиотеку Достоевского, которые Музей собирает по спискам, составленным Анной Григорьевной.

В кабинет Достоевского редко попадали случайные гости, здесь он принимал только близких людей. Родные вспоминали, что он не любил, когда в его кабинете что-то нарушалось – перекладывались рукописи, книги, сдвигался стул с того места, где он его оставил.

Это была его творческая мастерская, и никто не должен был разрушать ее особенную атмосферу.

В этом кабинете Достоевский работал над романом «Братья Карамазовы», готовил свою знаменитую Пушкинскую речь, писал статьи для последнего выпуска «Дневника писателя», который вышел уже посмертно.

Здесь, в этом кабинете, Достоевский умер. Часы, принадлежавшие младшему брату писателя, Андрею Михайловичу, на столике у окна остановлены на дне и часе смерти писателя: 28 января 1881 года.

Литературная экспозиция

Музей Достоевского был открыт в 1971 году. Главная его часть – мемориальная квартира писателя – всегда была и останется неизменной.

Но остальные пространства музея меняются постоянно: в выставочных залах музея каждый месяц проводятся новые выставки, в театре музея каждый вечер играются разные спектакли, а 9 февраля 2009 в залах напротив квартиры Достоевского открылась новая, третья со дня основания музея, литературная экспозиция, посвященная его жизни и творчеству.

В решении новой экспозиции использованы музейные технологии, органично соединяющие стилистику эпохи Достоевского и дизайнерские и информационные возможности сегодняшнего времени.

Предпринята попытка представить жизнь и творчество писателя в непосредственной взаимосвязи, что решено созданием трех уровней экспозиции: первый представлен экспонатами, связанными с фактическим материалом – фотографии, портреты Достоевского и его окружения, места, связанные с его жизнью, документы эпохи, письма, рукописи и пр. Второй уровень — экспонаты, связанные с творческим процессом.

Третий уровень – мониторы, включенные в художественное пространство экспозиции, с дополнительной информацией.

В одном из залов установлен сенсорный киоск, в котором посетители смогут получить необходимую информацию.

В другом зале предусмотрена возможность демонстрировать видеопрограммы музея, экранизации произведений Достоевского, документальные фильмы (экран будет опускаться по необходимости).

Одним из важных принципов художественного и конструктивного решения новой экспозиции является ее мобильность: разделы экспозиции можно пополнять новыми экспонатами, вводить дополнительный материал и в мультимедийные «окна», и в статичную развеску. В залах новой экспозиции можно будет проводить семинары, конференции, устраивать просмотры, играть спектакли.

«И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» — эта евангельская цитата неслучайно вынесена в эпиграф экспозиции: черное «двоящееся» пространство с бесконечными отражениями, мерцающий свет, стены с «окнами-объектами» и единственное открытое окно с видом на Владимирскую церковь, по замыслу авторов экспозиции, соответствуют «космосу» Достоевского и атмосфере его петербургских произведений.

Театральный зал

Достоевский любил театр, часто посещал спектакли, концерты, ходил на премьеры, дружил с актерами. В его публицистике встречаются рецензии, герои его романов нередко разыгрывают сцены, представляют театр. Он всю жизнь хотел написать драму, но так и не написал ни одной пьесы. Всем известна формула «театр Достоевского».

Музей и ФМД-Театр реализовали ее буквально. Традиционный «черный кабинет», оснащенный при содействии правительства Королевства Норвегия современным оборудованием, стал замечательным пространством для сценических версий произведений Достоевского, Гоголя, Ибсена, современных авторов.

Здесь представляют свои спектакли разные петербургские театры, привозят спектакли театры из других городов и стран.

Адрес: 191002, Санкт-Петербург, Кузнечный пер., 5/2

http://www.museum.ru/M128

Источник: https://go2dream.ru/muzej-dostoevskogo-sankt-peterburg/

Ссылка на основную публикацию