Первый мост через неву

Сооружение первого постоянного моста через Неву

Известно, что в петровское время  мостов через Неву не строили, ведь река была настолько важной судоходной артерией, что любой мост стал бы препятствием для прохождения  судов.

  Летом  на Неве работали переправы, а зимой  реку переходили и переезжали по льду.

Существовала даже целая церемония открытия  сезонных переправ после ледохода летом и  ледостава зимой: барабанный бой и три пушечных выстрела из крепости, а затем  сам Петр, если был в этот момент в Петербурге, переправлялся первым.

Однако с каждым годом надежная постоянная связь между берегами Невы, особенно между ее Адмиралтейской частью и Васильевским островом,  требовалась все больше. Техника того времени  не давала возможности построить такой мост, который бы не мешал проходить по Неве достаточно большим кораблям.

Кроме того, и сама Нева  — очень сложная река: она имеет быстрое течение, и мощный весенний ледоход  мог бы повредить опоры моста, да и  дно реки состоит из  слабых грунтов, а ее глубина в некоторых местах достигает 15-20 метров.

Поэтому первой относительно постоянной переправой через Неву стал  наплавной мост.

Наплавные мосты строились в России и раньше. Плавучими опорами для них служили баржи, плашкоуты (несамоходные грузовые суда), понтоны, лодки, на которые клали пролеты моста. Для устойчивости опор  использовались якоря или оттяжки, закрепленные на берегу.

В случае необходимости такой мост достаточно быстро разбирался, можно было также «раздвинуть»  какую-то часть моста для прохождения судов, что было особенно важно для Петербурга. Для  обслуживания моста  нужна была постоянная команда из 20 — 30 человек.

   Наплавной мост через Неву   

Первый наплавной мост был наведен в 1727 году, он соединил Васильевский остров  и Адмиралтейскую часть Петербурга.  Мост назвали Исаакиевским, потому что находился  напротив  церкви Исаакия Далматского (у нынешней пл. Декабристов). Мост построил бомбардир — лейтенант Филипп Пальчиков.  Однако простоял этот мост только одно лето, к зиме его разобрали и в следующем году наводить не стали.

Только через пять лет, в 1732 году,   тому же Пальчикову было снова поручено без «всякого замедления»  соорудить на прежнем месте новый  наплавной Исаакиевский мост.

Для того, чтобы ускоритьстроительство,  распорядились даже использовать частные  барки.

  Мост был сооружен достаточно быстро, но оказалось, что  опоры, сделанные  из купеческих барок, очень  ненадежны,  и  уже в следующем году  мост был разрушен сильным штормом.

В 1733 году   корабельный мастер Г. Соловьев  построил на этом же месте новый наплавной мост. Для него изготовили специальные надежные  плашкоуты. Этот мост  и стал надежной переправой через Неву  на  многие  десятилетия.

Осенью его разбирали, а весной, после ледохода, снова наводили.

  После 1779 года  мост стали наводить и зимой,  для этого   во льду прорубали канал, чтобы установить плашкоуты, и хоть это  было трудоемко и неудобно,  со всеми трудностями приходилось мириться, чтобы и зимой иметь надежную переправу.

Поскольку уход за мостом требовал больших средств, за  проход и проезд по нему брали плату: с прохожего — по одной копейке,  с лошади —  по две копейки,  с владельца кареты —  по пять копеек. Лишь в 1754 году  императрица Елизавета отменила  плату «мостовых денег».

Надежность моста постоянно проверяли,   совершенствовали его конструкцию. В 20-х годах 19 века, когда реконструировали Сенатскую площадь, перестроили и мост.

Он стал  более надежным и  красивым, были  построены специальные береговые  устои  со  спусками, огражденными перилами.  Ширина моста в это время была  18 метров, от проезжей части отделили тротуары  шириной  по 1,8 метра.

  Была предусмотрена  также специальная конструкция для пропуска судов.  Мост освещали керосиновые фонари.

В 1850 году закончили строительство постоянного металлического Николаевского моста  (на месте нынешнего моста Лейтенанта Шмидта),  наплавной мост  передвинули  выше по Неве, к Стрелке Васильевского острова и переименовали в Дворцовый.

  Однако, когда в 1912 году начали сооружать металлический Дворцовый мост, наплавной мост вернулся на прежнее место и снова стал Исаакиевским. В таком виде он просуществовал еще четыре года. А в 1916 году произошла трагедия.

  Исаакиевский мост, который   по-прежнему освещался  керосиновыми фонарями, имел в одном из плашкоутов запас керосина. Жарким  днем 11  июня 1916 года от искры проходящего  парохода бак с керосином загорелся, и пламя быстро охватило весь мост.

Прибывшие пожарные не смогли его потушить.  Куски горящего моста поплыли вниз, к Николаевскому мосту и там еще долго догорали.

Восстанавливать мост не стали. Так закончилась история первого петербургского моста через Неву.

 Благовещенский мост (ранее также Николаевский мост и мост Лейтенанта Шмидта) 

Если мы сегодня  внимательно посмотрим  с Васильевского острова на противоположный берег Невы, туда, где  стоит знаменитый  Медный всадник, то увидим старые каменные устои наплавного Исаакиевского моста. 

Текст подготовила Галина ДрегулясДля тех, кто хочет узнать больше:1. Бунин М.С. Мосты Ленинграда. Л., 1986

2. Пунин А.Л. Повесть о ленинградских мостах. Л., 1971

Источник: http://opeterburge.ru/history/sooruzhenie-pervogo-postoyannogo-mosta-cherez-nevu.html

Первые мосты в Петербурге

Вид на Исаакиевский мост

Петербург рассекает широкая, стремительная Нева. Почти вся его территория состоит из множества островов-лоскутов, сшитых с помощью более чем пятисот мостов. Петр I любил воду и поощрял мореплавание. Он полагал, что мосты вредят развитию судоходства, а их отсутствие должно вызвать в петербуржцах потребность к передвижению по воде.

Одной из первых в городе царь заложил Партикулярную верфь, где строились главным образом небольшие суда для частных лиц. Он видел верфь из окон Летнего дворца и ревностно контролировал все, что там происходило. Действия царя зримых результатов не давали, но добиться от него разрешения на строительство моста через Большую Неву не удалось.

Плавать научились, но не вдоль, а поперек.

Первые наплавные мосты через Неву

Лишь после смерти основателя города на Большой Неве появился первый мост. Он соединил Сенатскую площадь с Университетской набережной близ Меншиковского дворца. Официально, по документам, мост значился как Невский.

Современники и последующие поколения называли его Исаакиевским (по церкви Исаакия Далматского, подле которой он подходил к Адмиралтейскому острову). Вплоть до середины XIX столетия мосты через Большую Неву сооружались только наплавные.

Такой мост удерживали на плаву понтоны, лодки или плашкоуты — небольшие плоскодонные несамоходные суда грубой работы. Настил для передвижения людей и грузов покоился на понтонах или лодках, способных выдержать на плаву всю передаваемую от него тяжесть. Мосты стелились по невской воде.

Образное выражение А. С. Пушкина: «Мосты повисли над водами» — пророчество, осуществленное потомками современников поэта.



Первый Исаакиевский плашкоутный мост

В первый раз Исаакиевский мост соорудили весной 1727 года по распоряжению генерал-губернатора светлейшего князя А. Д. Меншикова. В сентябре того же года Меншикова арестовали и выслали из столицы. Поздней осенью перед ледоставом мост разобрали. В феврале 1728 года царский двор во главе с императором Петром II переехал в Москву.

Весной мост собирать не стали: без Меншикова и императора никто не распорядился о его наведении, а если бы и распорядился, то «ныне в Канцелярии от строений, — читаем мы в отчете за 1727 год, — денежные казны налицо ничего не имеетца». В Москве юный Петр II скончался, там же на русский трон избрали Анну Иоанновну.

По её именному указу «О делании через Неву на Васильевском острову моста на барках» весной 1732 года на прежнем месте восстановили плашкоутный мост. В 1819–1821 годах его реконструировали, превратив в понтонный с подкосной системой пролетных строений.

Исаакиевский наплавной мост ежегодно наводился после ледохода и убирался перед ледоставом.

С 1779 года только на время ледостава и ледохода все секции моста демонтировались и на пять-семь дней укладывались на берегу. На это время связь между левым и правым берегами прерывалась.

Зимой во льду прорубали каналы. К ним с берега подтаскивали секции моста, по воде доставляли на свои места и монтировали. По Исаакиевскому наплавному мосту из своего дома М. В. Ломоносов спешил на Васильевский остров в Химическую лабораторию или на заседание Академии наук.

Мостом пользовались все, кто жил на Адмиралтейском острове, а работал на Васильевском или Петербургском острове, и наоборот. На Выборгскую сторону приходилось добираться, преодолевая многие водные преграды.

Из-за трудностей перемещения по городу, расположенному на островах, и пошлин за пользование мостами столичные жители стремились селиться возможно ближе к месту службы или учебы.

На Васильевском острове жили художники, ученые, студенты, на Адмиралтейском — аристократы, офицеры, чиновники, артисты, музыканты, на Петербургском — мастеровые.

Единственный мост через Большую Неву постепенно переставал справляться с быстро растущими потребностями города.

Первые мосты на Выборгскую сторону: Воскресенский (затем Петербургский), Суворовский (затем Троицкий)

В 1786 году в створе Воскресенского проспекта соорудили наплавной мост, соединивший левый берег с Выборгской стороной, и назвали Воскресенским. Однако вскоре петербуржцам и двух мостов перестало хватать.

В 1803 году Воскресенский мост переместили к Летнему саду и переименовали в Петербургский. В 1824–1827 годах конструкции моста заменили почти полностью и смонтировали в створе продольной оси Марсова поля.

Названный сначала Суворовским, а затем Троицким, он действовал до 1903 года, до завершения строительства постоянного пролетного Троицкого моста. На месте прежнего Воскресенского моста был сооружен новый, эксплуатировавшийся до 1851 года.

После разборки комплекса построек Литейного двора и продления Литейного проспекта к Неве этот мост навели в створе Литейного проспекта, он эксплуатировался до 1875 года.



Первые разводные мосты через Неву

В XVIII и XIX веках Большая Нева — первая и главнейшая улица столицы, грузовая и пассажирская магистраль. Суда ходили по ней вдоль и поперек. Маленькие кораблики свободно проплывали под настилом моста, большие дожидались наступления ночи.

В назначенное для пропуска кораблей время несколько плашкоутов с закрепленными на них секциями мостового настила оттягивали в сторону, освобождая путь для кораблей. Позже у мостов устраивались подъемные участки настила, как на современных постоянных мостах.

За проход судна с разводом моста в первой половине XVIII века взимали 1 рубль.

Пошлина назначалась и за передвижение по мосту: «С карет и колясок, парами, по 5 копеек, с одноколок и екипажей в одну лошадь по 3 копейки, с воза по 2 копейки, с кучеров и лакеев, как и с пеших, по 1 копейке, с 10 мелких скотин по 2 копейки». Эти довольно высокие пошлины приведены по документам, датированным 1736 годом.



В 1754 году императрица Елизавета Петровна на радостях по случаю рождения наследника престола цесаревича Павла Петровича, будущего императора Павла I, отменила плату за пользование мостом; позже её восстановили.

Наплавные мосты страдали от наводнений, резких колебаний уровня воды, ледоходов и ветра. Их конструкции разрушались от влаги и часто требовали ремонта. Для обеспечения надежной эксплуатации мостов при каждом из них содержалась команда, состоявшая из трех морских обер-офицеров, двух унтер-офицеров и по три рабочих на каждые два плашкоута; один мост обслуживали до сорока человек.

Кроме затрат на ремонт и повседневную эксплуатацию значительные суммы уходили на демонтаж и наводку, производимые два раза в год. Город нуждался в мостах иной конструкции, более надежной.

До середины XIX века сооружение постоянного пролетного моста с опорами пролетов на дно столь глубоководной и широкой реки не могло быть осуществлено из-за непреодолимых технических трудностей.

Строительство первого постоянного моста через Неву (Благовещенский мост)

В 1850–1855 годах через Большую Неву навели первый для нее постоянный пролетный мост. Он соединил Адмиралтейский остров у Благовещенской площади с Николаевской набережной Васильевского острова близ 7-й линии. Новый пролетный мост назвали Благовещенским, затем переименовали в Николаевский, ныне это мост Лейтенанта Шмидта (теперь опять Благовещенский – ред.).

Несущие конструкции моста служили до 1936 года, когда их сняли и заменили новыми. Старые пролетные конструкции после их усиления в 1953–1956 годах использовали в Твери при строительстве моста через Волгу.



После пуска Николаевского моста Исаакиевский наплавной мост временно перенесли на место близ нынешнего постоянного Дворцового моста и назвали Дворцовым; его эксплуатировали с 1856 по 1912 год.

Дворцовый, Троицкий и Биржевой мосты

Перед началом строительства постоянного Дворцового моста наплавной перенесли на прежнее место. В 1916 году последний наплавной, Исаакиевский, мост сгорел — причиной пожара послужила искра от проходившего вблизи буксира.

Лишь после этого для Большой Невы стало справедливым выражение: «Мосты повисли над водами».

Сегодня на невских набережных можно обнаружить следы, оставленные Исаакиевским наплавным мостом: у Сенатской площади — перестроенный въезд на мост и спуск к Неве, по нему зимой пешеходы попадали на дорожку, протоптанную в снегу параллельно мосту, и на Университетской набережной близ Меншиковского дворца — въезд на мост. Число наплавных мостов в Петербурге не превышало четырнадцати.

На одном из первых планов молодой столицы — «Генеральном чертеже Санктпетербурха» Ж.-Б.-А. Леблона, датированном 8 января 1717 года, нанесены не существовавшие тогда мосты через Неву. Три из них Леблон расположил именно там, где много лет спустя появились Дворцовый, Троицкий и Биржевой пролетные мосты.

Постепенно невские мосты превратились в главные атрибуты города. Их разводные пролеты — гигантские крылья — украсили великую реку. Без них теперь уж не представить панораму города. Белые ночи, набережные, мосты…
Можно ли где-нибудь ещё увидеть такое?

Читайте также:  Укрепление дружеских связей санкт-петербурга и финляндии

Материал предоставлен историком Ф. М. Лурье.

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/pervye-mosty-v-peterburge

Благовещенский мост Санкт-Петербурга

Благовещенский мост, он же Невский мост, он же Николаевский мост, он же мост лейтенанта Шмидта…

Это один из самых знаменитых мостов Петербурга — когда-то это был самый длинный (постоянный) мост Европы, а возможно и мира! Это первый постоянный мост через Большую Неву. Он соединяет Васильевский остров с центральной частью города (2-й Адмиралтейский остров).

Мост расположен между площадью Трезини на Университетской набережной на правом берегу и площадью Труда на Английской набережной. Именно на этом мосту заканчивается река Нева и начинается Финский залив — Невская губа.Изначально он должен был называться «Невский мост».

Но открытый 12 ноября 1850 года мост был назван Благовещенским по находившейся на левом берегу Благовещенской площади и Благовещенской церкви (снесённой в 1929 г.).До строительства постоянного моста с 1727 года существовал наплавной Исаакиевский мост, который был расположен выше по течению в створе современной Сенатской площади.П.А.Александров.

Исаакиевский мост и новая церковь. Литография. 1825 г. Такое впечатление, что Александров Исаакий рисовал по памяти или его башенки сильно болели и усохли…Проект однопролетного, деревянного моста через Неву предлагал и механик Кулибин. Но увы, его идею и проект отвергли.Василий Садовников.

Вид Благовещенского моста с набережной Васильевского острова.Строительство моста началось в 1843 году под руководством С. В. Кербедза. В сооружении моста принимал участие американский инженер Дж. Уистлер.Численность занятых рабочих приближалась к полутора тысячам. Чугунные конструкции пролетного строения моста были изготовлены на заводе Берда.

Сборка арок велась на передвижных деревянных фермах Гау. Петербургская газета «Северная пчела» писала 16 сентября 1844 года:

Самая постройка моста – дело гигантское.

Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте.

Массивные и одновременно ажурные перила, спроектированные архитектором А. П. Брюлловым, изображают символы водной стихии: трезубец Нептуна, раковина и два гиппокампа.В процессе строительства моста возник замысел украсить его устои аллегорическими скульптурами. В 1846 году П. Клодту и Н. Пименову поручается составить проект украшения моста.

Клодт предложил поставить на мосту фигуру всадника на вздыбленном коне, с кинжалом защищающегося от напавшего на него тигра.Скульптор Н. С.

Пименов в течение 4 лет создал 7 проектов аллегорических скульптур: «Торжество над водой», «Торжество христианства или ниспровержение идолов», «Александр Невский вкладывает меч в ножны, благодаря Бога за победу», «Аллегория Москвы, устоявшей от трех нашествий: татар, поляков и французов», «Аллегория Санкт-Петербурга как приемника европейского просвещения в России» (из четырех фигур), «Аллегория Казани», «Аллегория Сибири» (из четырех фигур).Судя по надписям на чертежах, статуи, символизирующие «Торжество над водой», «С.-Петербург» и «Москву», предполагалось установить на первом правобережном быке; другим аллегорическим скульптурным группам и статуям отводились места на береговых устоях. Однако деньги на изготовление этих скульптур для постановки на мосту Министерство финансов не отпустило.В 70-х годах XIX века скульптор Антокольский предложил установить на мосту 4 конные статуи деятелей Русского государства: Владимира Святославича – просветителя, Ярослава Мудрого – законодателя, Ивана III – собирателя и Петра I –преобразователя России. Но и в этот раз из-за финансовых трудностей скульптуры не были установлены на мосту.Мост был восьмипролётным, пролёт у правого берега был разводным; впервые в России была использована поворотная система разводного пролёта.По легенде Николай I обещал Кербедзу повышать звание за каждый пролёт, отчего якобы инженер быстро пересмотрел проект в сторону увеличения числа пролётов. Кербедз действительно получил генеральский чин после завершения строительства моста, однако начиная строить мост, инженер уже получил звание подполковника.На фото император НиколайI и С. В. Кербедз.На быке у разводного пролёта по проекту А. И. Штакеншнейдера была возведена часовня, освящённая 9 (21) мая 1854 года в честь св. Николая Чудотворца. Ниже на фото 1013 года она хорошо видна.Старый мост с часовней и поворотным механизмом развода можно увидеть в фильме Эйзенштейна «Октябрь». В честь постройки моста была выпущена серебряная памятная медаль.На аверсе изображена Афина Паллада переводящая Геракла через водный поток по положенной поперек его дубинке, вверху написано «БЫСТЪ», на реверсе изображен внешний вид моста с летящим над ним двуглавым орлом.После кончины императора в 1855 году мост стал называться Николаевским.17 ноября 1918 года мост был переименован в мост Лейтенанта Шмидта, в память П. П. Шмидта – руководителя восстания на крейсере «Очаков» в 1905 г.В 1938 году мост перестал выполнять свою функцию и не мог пропускать суда, поэтому его разобрали и построили заново на старых опорах, переместив разводную часть в центр моста, в связи с изменениями условий и требований судоходства.Реконструкция моста проведена по проекту инженеров Г. П. Передерия и В. И. Крыжановского.Суда у моста. Выше ледокол «Санкт-Петербург», ниже круизный лайнер.Здесь стояла и Аврора во время своего памятного выстрела в сторону Зимнего дворца.Чугунные арки старого моста разобрали и отправили на склад. Их блоки оказались в прекрасном состоянии и было решено использовать эти конструкции вновь. Всю войну и блокаду блоки пролежали в Ленинграде. И только после войны чугунные арки Благовещенского моста применили для перекрытия пролетов нового моста через Волгу в Твери.

Мост был построен в 1953-1956 годах. Предполагалось дать ему имя М.И.Калинина, но это так и не было воплощено в жизнь, хотя на быках даже были укреплены картуши с вензелем «МК».

В народе мост прозвали «Новым», так он неофициально и называется до сих пор.В истории мостостроения это уникальный случай «переезда» металлического моста с одной реки на другую.Фонари и перила Благовещенского моста тоже обрели вторую жизнь. Фонари перенесли в центр Марсова поля, а перила, созданные по проекту А.П.

Брюллова, установили на реконструированном мосту.Новый стальной мост Лейтенанта Шмидта был построен в 1936-1938 годах по проекту инженера Г.П.Передерия при участии архитектора К.М.Дмитриева.

Со временем и новый мост стал тесен для потоков транспорта, которые пошли по нему на рубеже XX и XXI веков и в 2005-2007 была осуществлена новая реконструкция моста по проекту института «Стройпроект». После реконструкции мост получил свое прежнее историческое название-Благовещенский и фрагменты перил, созданных А.П.Брюлловым.

Таким образом, с момента открытия моста в 1850 году его длина увеличилась от 300 м. до 331 м., а ширина от 24 м. до 37м.В XXI веке мост опять подвергся реконструкции. В 2006 году начата реконструкция моста. Генеральным проектировщиком выступил Институт «Стройпроект».

Для этого с сентября 2005 рядом с мостом Лейтенанта Шмидта начато возведение временного моста, который был введён в эксплуатацию 9 мая 2006.Народ его сразу окрестил «сын лейтенанта Шмидта».В период реконструкции по этому временному мосту осуществлялось движение транспорта и пешеходов. Жалко что его не оставили…

Одновременно с этим движение по мосту Лейтенанта Шмидта было перекрыто, и начался демонтаж пролётов, а затем и опор моста.Мосту вернули облик арочного Николаевского (Благовещенского) моста, изменённый в ходе реконструкции 1938 года. На мосту снято трамвайное движение, установлены барьеры, разделяющие встречные полосы.

14 августа 2007 года мосту было возвращено название Благовещенский.Проход Авроры через разведенный мост 16 июля 2016 года.Мост зимой. Фото февраля 2016 года.

Современные фото мои, старые (С) разные места интернета. Основа инфы (С) «Мосты Петербурга», «Легенды Питера», Википедия и др. инет.

Источник: https://pantv.livejournal.com/423449.html

Первые мосты Петербурга

Петербург основан 16 (27) мая 1703 рода: в этот день на Заячьем острове заложили крепость, позднее названную Петропавловской. Одновременно на правом берегу Невы, на Городовом острове (ныне Петроградская сторона), началось строительство деревянных жилых домов.

Устои бывшего Исаакиевского моста через Неву

Очевидно тогда же, между крепостью и островом был сооружен деревянный наплавной мост — первый в молодом городе. Его настил поддерживали бревна, уложенные на деревянные барки — плашкоуты.

В 1706 году началось строительство новых, кирпичных бастионов Петропавловской крепости, и мост решили заменить более прочным, тоже деревянным, но опирающимся на сваи.

Немецкий путешественник, побывавший в Петербурге в 1710-1711 годах, писал о нем, что это «прекрасный в двух местах подъемный мост, имеющий около 300 шагов длины».

В 1738 году его снова перестроили: средняя часть по-прежнему оставалась деревянной, а у берегов соорудили каменные арки, которые можно увидеть и сейчас.

Эти старые каменные конструкции стали прибрежными устоями современного Иоанновского моста, который ведет от Петроградской стороны к восточным, Иоанновским, воротам Петропавловской крепости. Нынешний Иоанновский мост — прямой «потомок» того первого, который был сооружен еще при Петре I. Но с тех пор облик его стал иным: на новых деревянных опорах теперь покоятся стальные балки. В 1950-х годах на нем установлены изящные металлические фонари и перила, выполненные по образцам первой четверти XIX века.

В 1713 году через леса и болота на левом берегу Невы проложили «Большую прешпективую дорогу», направленную к зданию Адмиралтейства. Позднее она превратилась в главную магистраль города — Невский проспект. В том месте, где дорога пересекала Фонтанку, в 1715 году построили деревянный мост.

Граница города тогда проходила по Фонтанке, и здесь находилась застава. Мост этот построили солдаты, которыми командовал подполковник М. О. Аничков, и с тех пор, несмотря на неоднократные капитальные перестройки, он по-прежнему называется Аничковым.

Берега Фонтанки вблизи «Большой прешпективы» тогда были низкими и болотистыми, и старый деревянный Аничков мост был почти в четыре раза длиннее ныне существующего.

Вскоре на «Большой прешпективе», там; где она пересекала Мойку, построили еще один деревянный мост. Одно время он был покрашен в зеленый цвет, и поэтому его называли Зеленым мостом. Позднее, когда в 70-х годах около моста появился дом петербургского генерал-полицмейстера, возникло и второе название — Полицейский.

Устои бывшего Исаакиевского моста через Неву

К 1749 году в городе насчитывалось уже около сорока деревянных мостов. Примерно половина из них имела разводные подъемные пролеты.

Многие из этих мостов построил инженер Харман ван Более — тот самый, который в конце 1710-х годов соорудил высокие деревянные шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора.

Интересно отметить, что уже в то время деревянные мосты часто строились по «образцовым», то есть, выражаясь современным языком, типовым, стандартным проектам.

В первые десятилетия XVIII века сообщение между берегами Невы поддерживалось только на лодках, а зимой — по льду. Строительство моста через главное русло Невы было сопряжено с большими техническими трудностями, а кроме того, и сам Петр I полагал, что он будет мешать судоходству.

Однако по мере роста города необходимость его постройки через Неву стала ощущаться все более остро. Наконец, в 1727 году соорудили первый наплавной деревянный мост на плашкоутах, соединивший берега Невы напротив Исаакиевской площади, — примерно в том месте, где теперь стоит «Медный всадник».

Этот мост простоял только одно лето; в течение следующих пяти лет его не наводили. Только в 1732 году «бомбардир-лейтенант» Ф. Пальчиков снова построил наплавной мост на прежнем месте.

Времени на заготовку специальных плашкоутов не хватило, поэтому решили использовать в качестве опор моста частные баржи, а на следующий год соорудили наплавной мост уже по всем правилам строительного искусства.

С тех пор, вплоть до середины XIX века, Исаакиевский наплавной мост наводился каждый год: сначала только на теплое время года, а затем, с 1779 года, и зимой, по специальным каналам, прорубленным во льду. Но на время ледохода и ледостава мост приходилось все же убирать, так как мощный невский лед легко мог его повредить.

В 1820 году при реконструкции Исаакиевского моста, осуществленной инженерами О. Бетанкуром и Г. Третером, у обоих въездов были сделаны каменные устои, облицованные гранитом и украшенные красивыми закругленными лестницами. Их можно видеть и сейчас- это два выступа набережной: один — против «Медного всадника», другой — на противоположном берегу, у здания бывшего манежа.

Читайте также:  Убийство павла i

Сам мост уже давно не существует: 11 июня 1916 года он сгорел от искр проходившего по Неве парохода. В XVIII-XIX веках главное русло Невы и ее северные рукава: Малую Неву, Большую, Малую и Среднюю Невки — пересекало несколько наплавных деревянных мостов.

В 1758 году был построен Тучков мост между Васильевским островом и Петербургской (ныне Петроградской) стороной; в 1786-м — Воскресенский, соединивший левый берег Невы с Выборгской стороной примерно против места, где теперь находится площадь Ленина.

В 1760 году навели Каменноостровский мост через Малую Невку, в 1786-м — Строгановский через Большую Невку у Каменного острова. В 1825 году против Марсова поля появился наплавной Троицкий мост, связавший центр города с Петербургской стороной.

Все они позднее постепенно были заменены мостами постоянного типа: сначала деревянными, затем-металлическими.

Теперь в Санкт-Петербурге нет ни одного наплавного моста, а деревянные свайные еще остались: у Петропавловской крепости, на Кировских островах и на Обводном канале. Но с каждым годом их число сокращается: на смену им приходят современные, более долговечные мосты из металла и железобетона.

Источник информации: «And bridges spanned the waters width / Мосты повисли над водами» Е. В. Плюхин, А. Л. Пунин.

Источник: http://www.petersburg-bridges.ru/spb/bridges/pervye-mosty-peterburga.html

Благовещенский мост

Благовещенский мост (ранее – Николаевский, Лейтенанта Шмидта) расположен на Английской набережной в створе площади Труда, на Васильевском острове – на стыке набережных Лейтенанта Шмидта и Университетской. Стал первым постоянным мостом на реке Неве.

До строительства постоянного моста существовал наплавной Исаакиевский мост, который был расположен выше по течению в створе площади Декабристов (бывшей Сенатской) и Университетской набережной на Васильевском острове. Он был наведён в 1727 году и стал первым наплавным мостом на реке Неве.

До этого момента сообщение велось на судах. Своё название получил от церкви Исаакия Далматского. Наплавной мост был сооружён из деревянных барж, обустроенных деревянными прогонами и настилами. В двух местах мост имел подъёмные части для пропуска судов.

Наплавной мост неоднократно ремонтировался, а в 1816 году баржи были заменены на понтоны и сделаны по проекту инженеров А.А. Бетанкура и Г. Треттера. Они сохранились до наших дней.

В связи с постройкой постоянного моста Лейтенанта Шмидта, наплавной мост в 1850 году был переведён вверх по течению и установлен в створе Дворцового проезда и Пушкинской площади (бывшей Биржевой) и получил название Дворцового.

С началом строительства постоянного Дворцового моста, в 1912 году его вернули на старое место – к площади Декабристов, после чего он вновь стал называться Исаакиевским. В 1916 году наплавной мост сгорел от искры проходящего буксира. Исаакиевский наплавной мост был первым и последним мостом, который прослужил 189 лет.

Постройке постоянного моста через реку Неву предшествовала огромная творческая деятельность мостостроителей. Предметом дискуссий была и трасса моста. Инженером Корпуса путей сообщения генерал-лейтенантом М.Г. Дестрема была предложена трасса моста, проходившая от истока Крюкова канала.

Автор предложил заключить в подземную трубу часть Крюкова канала от его истока до пересечения с Адмиралтейским каналом и создать на этом месте предмостовую площадь с церковью посередине. Это сказалось на планировке района, прилегающего к площади Труда.

Был засыпан Адмиралтейский канал (заключён в трубу) на участке от площади Декабристов до Крюкова канала, а на его месте разбит бульвар Профсоюзов.

С 1750 года до начала строительства моста было разработано более 40 проектов постоянного моста через реку Неву. Проблема разработки стояла перед городом долгие годы. Среди авторов проекта были такие изобретатели-самоучки, как И.П. Кулибин, крепостной крестьянин М. Калашников, ржевский мещанин М.И.

Немилов и другие, а также иностранцы по происхождению инженеры П.П. Базен, И.К. Герард, европейские инженеры А.С. Лудон, И.Х. Брюнель, Б.П. Клайперон, Ж.-Р. Перроне, Дефонтен, А.Л. Витберг, В.И. Гесте и другие. Победителями в этом длительном соревновании стали инженер С.В. Кербедз и архитектор А.П.

Брюллов.

В 1842 году проект постоянного моста был утверждён царем, после чего началось строительство, которое было закончено через 8 лет – в 1850 году. В день открытия мост получил название Благовещенского по имени находившейся на предмостовой площади церкви лейб-гвардии конного полка, а в 1855 году переименован в Николаевский. После революции мост был назван именем лейтенанта Шмидта.

Новый мост представлял сооружение, состоящее из восьми пролётов, из них – семь постоянных пролётов разных размеров были перекрыты 2-х шарнирными чугунными арками. В каждом пролёте было по 13 арок.

Разводной пролёт располагался у правого берега и был перекрыт однорукавным несимметричным поворотным металлическим пролётным строением, состоящим из 2-х частей: низовой и верховой с пролётом в свету 21.33 метра. Длина моста составляла в те годы 298.2 метра, ширина – 20.

3 метра, в том числе проезжая часть – 13.87 метра и два тротуара по 3.2 метра.

Устой левого берега представлял собой сплошной массив из бутовой кладки на свайном основании. Устой правого берега был выдвинут на 15.0 метров в русло реки, его длина составляла 90.0 метров и была равна длине 2-х частей разводного пролёта, располагавшихся при разводке вдоль берега. Устои облицованы гранитом.

Промежуточные опоры располагались на свайном основании и были ограждены 2-х рядными шпунтовыми перемычками с каменной засыпкой, что весьма ограничивало подмостовой габарит. Тело опор состояло из каменной кладки на гидравлическом известняковом растворе. Опоры облицованы гранитом.

Опора разводного пролёта была широкой и для принятия давления арок имела центральное ядро с рядами, наклонёнными соответственно ходу кривой давления, распёртой обратным каменным сводом, уложенным по дну разводного пролёта.

Покрытие на постоянных пролётах представляло собой торцовую мостовую, на разводном – дощатый настил. На мосту было установлено уникальное чугунное перильное ограждение художественного литья. Основным мотивом рисунка стали «морские коньки» (тритоны). Авторство рисунка приписывают архитектору А.П.

Брюллову, но его подписи на чертежах нет. На одном из чертежей есть надпись С.В. Кербедза о том, что рисовал и чертил перила поручик Бельмеринг. Однако, знаток Петербургской старины В.Я. Курбатов считал, что рисунок принадлежит Огюсту Монферрану. Строительство моста осуществлялось под руководством инженера С.В. Кербедза.

В таком виде мост просуществовал 85 лет.

Основной причиной переустройства моста послужило состояние его разводного пролёта, не удовлетворявшего условиям судоходства по реке Неве. Кроме того, разводной пролёт находился не на середине реки, а у правобережного устоя, где глубина и отверстие разводного пролёта были недостаточны для пропуска судов с глубокой осадкой.

Вопрос о реконструкции разводного пролёта возник ещё в 1885 году, когда был проложен Морской канал из Финского залива на Гутуевский остров, а глубоководные океанские суда не могли войти в Неву.

В 1936-1938 годах по проекту инженеров Г.П. Передерия и В.И. Крыжановского, архитекторов К.М. Дмитриева и Л.А. Носкова, мост был полностью перестроен. Количество пролётов сохранилось прежним – 8.

  Старый разводной пролёт был перекрыт железобетонным пролётным строением 2-х шарнирной арочной системы.

Чугунные арочные пролётные строения заменены 3-х пролётными цельносварными металлическими пролётными строениями балочно-неразрезной системы.

Разводной пролёт расположен в середине моста. Пролётное строение металлическое цельносварное двукрылое, раскрывающейся системы с жёстко прикреплёнными противовесами, с электромеханическим приводом, с неподвижной осью вращения. В наведённом состоянии разводное пролётное строение превращается в балочно-консольную систему. Отверстие в свету – 42.0 метра.

При реконструкции часть опор была использована без изменений.  Опоры разводного пролёта расширены для размещения в них механизмов развода, противовесов и пульта управления с использованием существующих свайных фундаментов.

Покрытие на постоянных пролётах асфальтобетонное по железобетонным плитам, а на разводном пролёте – деревянное. В трамвайной полосе осталась торцевая мостовая.

Перильное ограждение было восстановлено прежнее. Длина моста составляла 328.7 метров, ширина – 24.0 метра, в том числе проезжая часть – 11.8 метра, трамвайная полоса – 6.2 метра и два тротуара по 3.0 метра. На мосту были установлены новые столбы с шестигранными фонарями.

Мост Лейтенанта Шмидта является одним из первых цельносварных мостов. В процессе перестройки моста был использован способ подводного бетонирования, а также новый способ испытания пролётных строений водяной статической нагрузкой.

Снятые чугунные арки были перевезены в город Калинин и установлены на одном из мостов через реку Волгу. Старые фонари были установлены на Марсовом поле вокруг памятника борцам революции.

Работы по переустройству моста Лейтенанта Шмидта осуществлялись под руководством профессора Г.П. Передерия и В.И. Крыжановского.

В 1975-1976 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта Б.Б. Левина и Б.Н. Брудно был произведён капитальный ремонт разводного пролёта. Также в рамках проекта была произведена замена деревянного настила на эпосланбетонное по ортотропной плите, уложена новая гидроизоляция, деформационные швы и водоотводные трубки, установлено металлическое силовое ограждение.

Работы по капитальному ремонту разводного пролёта осуществлялись под руководством главного инженера СУ-1 Ленмостостроя Е.В. Лейкина, главного инженера РСУ Ленмосттреста Г. Киселева и прорабов Б.П. Романова, и Н.И. Тарасенко. Технический надзор вёл инспектор Дирекции В.А. Кононов и инженер ТО А. Мумрин.

В мае 2006 года мост был передан в реконструкцию. Работы по реконструкции выполнялись организацией ОАО «Мостоотряд 19» по проекту, разработанному ЗАО «Институт Стройпроект». Автор проекта реконструкции – Кузнецова Т.Ю., архитектор – Горюнов А.Е., главный инженер ЗАО «Мостоотряд 19» – Тарбаев Н.А., ответственный производитель работ – Кан И.Е.

Технический надзор осуществляла СПб ГУ «Дирекция Транспортного строительства», главный инженер надзора – Зырянов О.В., инспектор надзора – Минагулов О.Т. Технические решения проекта были разработаны на основе анализа результатов историко-архивных исследований и детального обследования конструкций.

Перильное ограждение, опоры освещения и павильоны моста являются памятниками истории и культуры и находятся под охраной КГИОП.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 14.08.2007 года № 920, подписанного губернатором В.И. Матвиенко, мосту через реку Неву у площади Труда и площади Трезини возвращено историческое название –Благовещенский мост.

Источник: http://krti.gov.spb.ru/mosty-sankt-peterburga/blagoveshenskij-most/

Благовещенский мост в Санкт-Петербурге (мост Лейтенанта Шмидта) — Мостотрест

Благовещенский мост перекинут через реку Большую Неву. Он сединяет Адмиралтейский район с Васильевским островом. По оси моста проходит водораздел между Финским заливом и Большой Невой. Это первая постоянная переправа через реку Неву: как по времени постройки, так и по месту расположения. 

Длина переправы – 349,8 метров, ширина – 38,07 метров. Мост восьмипролетный с разводным пролетом посередине. Пролётное строение металлическое двукрылое раскрывающейся системы.

Масса крыльев разводного пролета составляет 597 тонн каждое. В ходе реконструкции Благовещенского моста 2005-2007 гг. крылья были оперты на концы ферм постоянных пролётов.

Это уникальное решение позволило снять часть веса с разводного пролета, в результате отпала необходимость в перестройке его опор.

Также впервые в истории мостостроения противовесы изготовлены с использованием свинцовых блоков.

Разводка осуществляется с помощью новейшей гидравлической системы. Павильоны для механиков расположены прямо на поверхности моста.

На мосту установлены уникальные чугунные перила по рисунку архитектора Александра Брюллова, старшего брата художника Карла Брюллова. Основной мотив рисунка — гиппокампы, мифологические морские лошади с рыбьими хвостами.

История моста

Проекты постоянных мостов через Неву стали появляться в Петербурге уже в середине XVIII века, но в то время их возведение было слишком дорогим и непростым удовольствием. Нева — достаточно глубокая река с мощным течением. К тому же из залива в Неву входили суда с высокими мачтами, а значит, требовались разводные мосты.

В результате Санкт-Петербург долгое время обходился наплавными или плашкоутными мостами — это были временные конструкции, сделанные из деревянных барок-плашкоутов. К середине XIX века и в мире, и в нашей стране накопился опыт возведения постоянных металлических мостов.

В 1842 году российский инженер Станислав Кербедз составил проект переправы через Большую Неву на Васильевский остров. Проект предусматривал создание в этом месте конструкции с чугунными арками. 15 октября того же года проект был утвержден императором Николаем I. 1 января 1843 года состоялась закладка нового моста.

Все работы предполагалось завершить за четыре года. Однако на практике срок оказался вдвое большим.

Впервые в истории российского мостостроения при возведении Благовещенского моста пришлось забивать сваи в дно такой быстрой и полноводной реки. Работы под водой велись с помощью воздушных колоколов. Подводную часть береговых устоев выложили из финляндского гранита, надводную — из сердобольского. Их углубили в русло Невы на десять метров.

Читайте также:  Санкт-петербург в кинематографе

Пролетов у моста было 8, из них 7 постоянных пролетов разных размеров были перекрыты двухшарнирными чугунными арками. Разводной пролет находился у правого берега Невы, со стороны Васильевского острова.

При помощи механизма два крыла раздвигались в горизонтальной плоскости, параллельно поверхности воды. Разводка занимала около 40 минут. Впервые в мире крылья моста были сделаны в виде раскосных ферм.

Все металлические конструкции изготовили в Петербурге на заводе Чарльза Берда.

При строительстве моста была реконструирована прилегающая территория. На левом берегу появилась Благовещенская площадь. Часть Крюкова канала была заведена в трубу. Со стороны Васильевского острова значительно расширили набережную.

Новый мост получил имя Благовещенский по церкви Конногвардейского полка и Благовещенской площади.

Открытие состоялось 21 ноября 1850 года. На торжество прибыл император с семьей и свитой. Николай I с сыновьями прошел пешком на Васильевский остров, а назад проехал в открытой коляске с наследником.
На тот момент, в середине XIX века, новый Благовещенский мост был самым длинным в Европе. Его протяженность составляла около 300 метров.

В 1854 году у разводного пролета была построена небольшая часовня, освященная во имя святого Николая Чудотворца. После кончины императора в 1855 году мост переименовали в Николаевский.
В 1918 году мосту дали новое имя в честь лейтенанта Петра Шмидта, руководившего восстанием на крейсере «Очаков» в первую русскую революцию.

Уже в XIX веке разводной пролет моста стал узок для больших океанских судов. В начале двадцатого века инженеры разработали несколько проектов реконструкции. Предлагалось перенести разводной пролет в центр моста. Но воплощению в жизнь этой идеи помешали Первая мировая война и революция.

В 1936–1938 годах мост был перестроен. Проект разработал инженер Григорий Передерий. Количество пролетов сохранилось прежним — 8, но разводным стал средний пролет.

Цельносварное металлическое пролетное строение — двукрылое раскрывающейся системы с жестко прикрепленными противовесами и неподвижной осью вращения.

Старый разводной пролет был перекрыт железобетонным пролетным строением двухшарнирной арочной системы. Мост разводился с помощью электромеханического привода.

Мост Лейтенанта Шмидта — один из первых цельносварных мостов в нашей стране. При его строительстве был применен передовой на то время метод — электросварка. В процессе перестройки использована технология подводного бетонирования, а также новый способ испытания пролетных строений водяной статической нагрузкой.

Новые механизмы сделали на Кировском заводе в Ленинграде. Чугунные конструкции старого моста перевезли в Тверь, их использовали для строительства переправы через Волгу. Фонари со старого моста установили на Марсовом поле. Часовню восстанавливать не стали. От старого сооружения остались деревянные сваи и литые перила.

В 1975–1976 годах по проекту инженеров Ленгипроинжпроекта был произведен капитальный ремонт. Деревянный настил разводного пролета заменили металлическим.

В 2004 году встал вопрос о реконструкции моста Лейтенанта Шмидта. Принято решение максимально приблизить архитектурный облик нового моста к тому виду, который он носил в XIX веке. Работы стартовали в сентябре 2005 года.

Реконструкция проходила в 2005–2007 годах. Старые фундаменты опор за полтора века сохранились в рабочем состоянии, а стальные конструкции пришлось полностью заменить. Значительно увеличен разводной пролет. Мост стал гораздо шире, с него убрали трамвайные пути. Гидравлическая система разводки сделала подъем крыльев моста быстрым и плавным.

15 августа 2007 года переправу торжественно открыли и вернули ей историческое название — Благовещенский мост.

Дополнительная информация

Петербургская газета «Северная пчела» в сентябре 1844 года так прокомментировала сооружение Благовещенского моста: «Самая постройка моста — дело гигантское.

Едва ли в новые времена проводились работы по такому огромному плану, с такою удивительной точностью, изяществом, вкусом и из такого драгоценного материала! Горы гранита переброшены сюда из Финляндии и, как нежный воск, повинуются гениальной мысли человека! Паровые машины бьют сваи посреди быстрой и глубокой Невы, между тем как под водою устраивают прочные каменные фундаменты на укрепленном сваями грунте».

В 1917 году за Николаевским мостом стоял крейсер «Аврора». Именно оттуда был совершен холостой выстрел, который стал сигналом к штурму Зимнего дворца.

На время капитального ремонта 2005-2007 годов для автомобильного и пешеходного движения между Центральным районом и Васильевским островом был сооружен мост-дублер выше по течению Невы, который получил в народе название «сын Лейтенанта Шмидта».

Благовещенский мост — Видео

Источник: https://Mostotrest-spb.ru/bridges/blagoveshhenskij

Мосты Петербурга: история и современность

Санкт-Петербург, основанный на Заячьем острове в окружении рек и островов, часто называют Северной Венецией. Город находится в разветвленной дельте реки Невы. Сейчас в Санкт-Петербурге 342 моста, в том числе  21 разводной.

Санкт-Петербург, основанный на Заячьем острове в окружении рек и островов, часто называют Северной Венецией. Город находится в разветвленной дельте реки Невы, в том месте, где расположены 49 рек, протоков и каналов. Сейчас в Санкт-Петербурге 342 моста, в том числе  21 разводной, из них 8 мостов – через Неву.

Первые мосты в Санкт-Петербурге

Петр Первый хотел приучить народ передвигаться на лодках и паромах и мосты разрешал строить только для перемещения важных грузов.

Так, в 1703 году появился первый мост в Петербурге – Петровский, соединивший Березовой остров с Заячьим, где строилась Петропавловская крепость.

В это же время появляется Аничков мост через Безымянный Ерик (сейчас Фонтанка), сделанный из нескольких досок и ограждений.

Мосты через Неву

Петр Первый считал, что мосты помешают судоходству и поэтому только после его смерти в 1727 году был построен первый мост — Исаакиевский.

Это был наплавной мост, состоящий из нескольких лодок, стоящих бок о бок и перекинутых через них досок, соединявший Адмиралтейский остров с Васильевским и наводился с весны до осени 1916 года. По легенде Екатерина I приказала соорудить его после того, как волна захлестнула ее в лодке.

Наплавные мосты были непрочными и часто разрушались во время наводнений. В период правления Екатерины II было построено много каменных мостов и украшенных гранитными башнями и фонарями.

Первые разводные мосты

Настоящим прорывом в строительстве стало создание с 1843 по 1850 годы постоянного моста через Неву выпускником института путей сообщения С.В. Кербедзом. Крайний пролет у правого берега был разводным. В честь Благовещенского собора, расположенного рядом, он получил название Благовещенский.

После смерти Николая I его переименовали в Николаевский, а в 1917 году он был назван в честь  Лейтенанта Шмидта. В ходе реконструкции 1936 – 1938 гг. разводным стал центральный пролет, а чугунные арки заменили на стальные.

Интересно то, что старые чугунные конструкции использовали при строительстве моста через Волгу в Твери, а фонари установили на Марсовом поле. Длина сооружения увеличилась с 300 метров до 331, а ширина с 24 м до 37 м и название он получил прежнее – Благовещенский.

В 1879 году был построен второй постоянный мост через Неву, на котором  впервые были установлены электрические светильники, а разводной пролет которого был также сбоку. Назван он был в честь Александра II и соединял Литейный проспект с Выборгской стороной и поэтому позже стал называться Литейным.

Мосты в Санкт-Петербурге в настоящее время

К 1863 году в Санкт-Петербурге был 181 мост. К 200-летию города в 1903 году был открыт один из самых красивых мостов через Неву – Троицкий, который соединил Каменноостровский проспект и площадь Суворова.

В настоящее время развод мостов в Санкт-Петербурге осуществляется с апреля по ноябрь месяц. С одной стороны это одно из самых желаных зрелищ у туристов, с другой — проблемы для жителей города, поскольку добраться на другой берег после 2 часов ночи и до утра весьма затруднительно.

К 2011 году в северной столице 9 мостов через Неву. Один из них — Большой Обуховский, который не разводится. Его первая очередь была построена в 2004 году, а вторая – в 2007 году. Он соединяет Невский район с Всеволожским районом Ленинградской области.

Источник: http://fotochki.com/mosty-pjetjerburga-istorija-i-sovrjemjennost/

Благовещенский мост в Петербурге

Благовещенский мост — первый постоянный мост через Неву в Санкт-Петербурге. Открылся после масштабной реконструкции два года назад в августе.

Благовещенский мост соединяет Василеостровский район с центральной частью города.

Мост расположен между площадью Трезини на Университетской набережной на правом берегу и площадью Труда на Английской набережной.

Мост является границей между Невой и началом Финского залива — Невской губой.

В 1727 году от современной Исаакиевской площади на Васильевский остров был переброшен плашкоутный мост. Место переправы вблизи нынешнего моста Лейтенанта Шмидта было выбрано Меншиковым, чей дворец расположен на противоположном берегу. Мост, получивший название “Исаакиевский”, просуществовал до строительства моста, после чего был перемещён на место современного Дворцового моста.

Чугунный арочный мост сооружён в 1843—1850 годах по проекту инженера С. В. Кербедза, проектировал металлоконструкции американский инженер Дж. Уистлер. В оформлении моста принимал участие архитектор А. П. Брюллов. Массивные и одновременно ажурные перила, спроектированые архитектором А. П.

Брюлловым, изображают символы водной стихии: трезубец Нептуна, раковина и два гиппокампа. На тот момент времени это был самый длинный мост в Европе (300 метров). Мост был восьмипролётным, пролёт у правого берега был разводным; впервые в России была использована поворотная система разводного пролёта.

По легенде Николай I обещал Кербедзу повышать звание за каждый пролёт, отчего якобы инженер быстро пересмотрел проект в сторону увеличения числа пролётов. Кербедз действительно получил генеральский чин после завершения строительства моста, однако начиная строить мост, инженер уже получил звание подполковника.

Открытый 12 ноября 1850 года мост получил имя Благовещенский от церкви Конногвардейского полка и Благовещенской площади, располагавшихся на левом берегу. На быке у разводного пролёта в 1854 году по проекту А. И. Штакеншнейдера была возведена часовня, освещённая в честь св. Николая Чудотворца.

После кончины императора в 1855 году мост переименован в Николаевский.

В революционные дни на правом берегу вблизи Благовещенского моста находился крейсер “Аврора”, откуда и произвёл исторический выстрел. В память об этом событии на набережной установлен мемориальный знак; в 1918 году мост получил имя лейтенанта Шмидта.

Старый мост с часовней и поворотным механизмом развода можно увидеть в фильме Эйзенштейна “Октябрь”.

В 1930-е годы мост, хотя и доказал добротность строительства, потребовал модернизации в плане как пропуска наземного транспорта, так и крупнотоннажных судов, начавших двигаться по Беломоро-Балтийскому и Волго-Балтийскому водному пути. Кроме того, прогрессирующая деформация правобережного устоя вызывала заклинивание разводных механизмов.

Реконструкция моста проведена по проекту архитекторов К. М. Дмитриева, Л. А. Носкова, инженеров Г. П. Передерия и В. И. Крыжановский в 1936—1939 годах. В результате реконструкции центральный пролёт моста стал разводным, проезжая часть была расширена, при этом сохранены старые опоры.

Одним из аспектов реконструкции было использование фонарей моста в создании композиции на Марсовом поле, где их можно видеть и по сей день.

Градостроительный проект реконструкции моста Лейтенанта Шмидта был представлен на общественные слушания в конце апреля 2005 года. Генеральным проектировщиком выступил Институт “Стройпроект”. В 2006 году начата реконструкция моста.

Для этого с сентября 2005 рядом с мостом Лейтенанта Шмидта начато возведение временного моста, который был введён в эксплуатацию 9 мая 2006. В народе его тут же окрестили “сын лейтенанта Шмидта”. В период реконструкции по этому временному мосту осуществлялось движение транспорта и пешеходов.

Одновременно с этим движение по мосту Лейтенанта Шмидта было перекрыто, и начался демонтаж пролётов, а затем и опор моста.

К ремонту моста приступили в октябре 2005 года, немного позже намеченного срока. Обновление Благовещенского моста обошлось городу в 3 млрд 977 млн рублей. Реконструкция моста проводилась организацией Мостоотряд №19 и была застрахована компанией “Гефест” на сумму более 2,47 млрд рублей.

В планах строителей на начало июля было сдать мост в постоянную эксплуатацию 11 августа 2007 года, ко дню строителя (12 августа). В середине июля на мосту завершились отделочные работы и строители приступили к укладке верхнего слоя асфальта.
25 июля мост прошёл испытание на прочность грузовым транспортом.

15 августа 2007 года в 10 часов утра состоялась торжественная церемония открытия реконструированного моста — уже под названием “Благовещенский”. Мосту вернули облик арочного Николаевского (Благовещенского) моста, изменённый в ходе реконструкции 1938 года.

В связи с этим сооружению было решено вернуть его историческое название — Благовещенский мост.

Источник: http://lifeglobe.net/blogs/details?id=493

Ссылка на основную публикацию