Первая женская гимназия в петербурге

Открытие первой женской гимназии

19 апреля 1858 года в доме на углу Невского проспекта и Троицкой улицы (современная улица Рубинштейна) открылась первая женская гимназия.

До этого времени девушки из семей, которые не принадлежали к высшим слоям общества, практически не имели возможности получить хорошее образование.

Существовали закрытые учебные заведения, подобные Смольному институту, куда принимали только дворянок и где упор в преподавании делали на французский язык, правила светского поведения, музыку, танцы, девушки в таких учебных заведениях были изолированы от семьи и внешнего мира.

Существовали также частные женские пансионы, которые давали более серьезное образование, но обучение в них стоило очень дорого. Поэтому к середине 19 века назрела необходимость в таком учебном заведении, где могли бы учиться девочки всех сословий, имея при этом возможность жить в семье.

Над осуществлением проекта по созданию женской гимназии работал талантливый педагог, профессор Николай Алексеевич Вышнеградский. В 1857 году Вышнеградский составил проект учебного заведения «для приходящих девиц» и обратился с ним к принцу Петру Ольденбургскому.

Идея доступного женского образования понравилась известному благотворителю, и уже через несколько месяцев при его содействии Вышнеградский, назначенный начальником новой гимназии, стал готовить ее к открытию — покупал мебель, учебные пособия, подбирал учителей. В конце марта 1858 года был подписал «высочайший» указ об открытии учебного заведения, а еще через месяц гимназия торжественно распахнула свои двери. Новое учебное заведение получило название «Мариинская женская гимназия» в честь императрицы Марии Александровны, покровительницы женского образования.

  Императрица Мария Александровна,   
жена императора Александра II

Учебное заведение содержалось за счет небольшой платы, которую вносили родители девочек, и средств Ведомства учреждений императрицы Марии. Учебная программа в гимназии была достаточно серьезной.

Все предметы делились на обязательные и необязательные, к обязательным относились закон Божий, русский язык, литература, история, география, естественные науки, основы математики, рисование, рукоделие. Желающие изучать дополнительные предметы должны были доплачивать по пять рублей в год за иностранный язык и за танцы, и по одному рублю за уроки музыки.

В первый год существования гимназии в ней учились 162 девочки в возрасте от 9 до 13 лет — дочери чиновников, мещан, священнослужителей, офицеров. Вышнеградский пригласил работать в гимназии лучших учителей Петербурга, и благодаря их усилиям здесь сложилась простая и свободная атмосфера. Ученицы не имели специальной формы, их просили лишь одеваться опрятно и без роскоши.

В гимназии не было наказаний, и при этом все восхищались высокой успеваемостью девочек. Гимназистки вспоминали впоследствии, что душой школы был, конечно же, сам Николай Вышнеградский, который по-настоящему умел любить и понимать детей.

Многие отмечали, что гимназистки в сравнении с девочками из закрытых институтов учатся добросовестнее, «с убеждением в видимой пользе образования». Однако находились и такие, кому не нравилось нововведение, ведь в одном классе могли учиться дочери генерала и портного, сенатора и купца, шли и разговоры о том, что низкая плата за обучение «порождает образованных женщин-пролетариев».

С 1864 года при Мариинской гимназии открылись двухгодичные женские педагогические курсы, В их программу впервые были включены анатомия и физиология — предметы, которые до этого в женских учебных заведениях никогда не изучались. Девушки, окончившие курсы, получали звание «домашней наставницы» и могли работать учительницами. На базе курсов позже был создан Женский педагогический институт.

Вслед за Мариинской гимназией в Петербурге, а затем и в других городах открылись еще несколько подобных женских учебных заведений, дав, таким образом, начало распространению женского образования в стране.

Источник: http://opeterburge.ru/history/otkrytie-pervoj-zhenskoj-gimnazii.html

Дата в истории: в Петербурге открылась Мариинская гимназия | сайт компании НРФ «МИР

28 марта 1857 года  был подписан указ о создании в Петербурге первой в России женской гимназии.

История учебных учреждений в России не только интересна, но и поучительна. Сегодня, когда на наших глазах происходит реформа образования, можно увидеть некоторые отзвуки опытов, через которые государство проходило еще на заре своего становления.

В допетровское время, в конце XVII века, при Алексее Михайловиче, на Руси существовало всего три учебных заведения, где наряду с духовным образованием и богословием решались проблемы грамотности и владения иностранными языками – Славяно-греко-латинская академия в Москве, Киево-Могилянская академия в Киеве и коллегиум в Чернигове.

Первая гражданская государственная система обучения детей обязана своим происхождением именно петровскому Петербургу, где по воле императора возникли Адмиралтейская и Литейная профессиональные школы, Морская академия и Академическая гимназия, различные школы грамотности и даже учебные заведения на иностранных языках.

Как пример можно привести немецкую школу при кирхе апостола Петра. Позже к ним добавились кадетские корпуса для юношей, Воспитательные дома для сирот и даже – государственные институты для девушек (Екатерининский, Смольный).

Можно сказать, что начиная с XVIII века Санкт-Петербург по праву считается первопроходцем достижений отечественной педагогики.

До середины XIX века девушки из семей, которые не принадлежали к высшим слоям общества, практически не имели возможности получить хорошее образование. Существовали закрытые учебные заведения, подобные Смольному институту благородных девиц, куда принимали только дворянок.

Девушки в таких заведениях были изолированы от семьи и внешнего мира. Существовали также частные женские пансионы, которые давали более серьезное образование, но обучение в них стоило очень дорого.

Назрела необходимость в таком учебном заведении, где могли бы учиться девочки всех сословий, имея при этом возможность жить в семье.

 Идею доступного женского образования осуществил Николай Алексеевич Вышнеградский, писавший впоследствии, что он начал «дело совершенно новое в России, не имея перед собой ни предшественников, ни образцов, ни опытов». С этим предложением в конце 1857 года Николай Алексеевич обратился к двоюродному брату императора принцу Ольденбургскому.

Идея известному петербургскому благотворителю и меценату Петру Ольденбургскому понравилась, и 28 (15) марта 1858 года в Санкт-Петербурге вышел подписанный императором высочайший указ об учреждении первого в России женского училища для приходящих девиц.

Новое учебное заведение получило название «Мариинское» в честь императрицы Марии Федоровны, покровительницы женского образования. Попечителем училища стал управляющий Ведомством учреждений императрицы Марии, принц П.Г.Ольденбургский. Первое всесословное училище было открыто 19 апреля 1858 года.

Первоначально оно располагалось на углу Невского проспекта и улицы Рубинштейна. Сейчас это здание нельзя увидеть в первозданном виде, т.к. с момента открытия в нем гимназии оно дважды перестраивалось. (Невский пр., 45).

В 1862 году Мариинское училище было переименовано в Мариинскую женскую гимназию, которая положила начало всесословному женскому  образованию в России и к концу XIX века стала одной из самых больших столичных гимназий (более 600 учащихся и около 60 преподавателей).

Первая Мариинская гимназия была рассчитана на семилетний курс. В нее принимались девочки в возрасте от 9 до 13 лет. Учебное учреждение содержалось за счет небольшой платы, которую вносили родители девочек, и средств Ведомства учреждений императрицы Марии. Учебная программа в гимназии была достаточно серьезной.

Все предметы делились на обязательные и необязательные. К обязательным относились Закон Божий, русский язык, литература, история, география, естественные науки, основы математики, рисование, рукоделие. Ученицы не имели специальной формы, их просили лишь опрятно одеваться. Не было в гимназии и наказаний.

В первый год существования в ней учились 162 девочки – дочери чиновников, мещан, священнослужителей, офицеров.

В 1864 году гимназия переехала на Стремянную улицу, в дом Пеля (№ 16). Там же открылись двухгодичные женские педагогические курсы с изучением физиологии и анатомии человека. По окончании учебы девушки получали квалификацию «домашняя наставница» и могли работать учительницами. Позже на базе этих курсов был создан Женский педагогический институт.

Среди первых учениц гимназии, которые пришли еще в здание на Невском пр., 45, были Мария Текменёва (затем Стюнина) и Анна Григорьевна Сниткина (Достоевская).

После окончания гимназии лучшие выпускницы были рекомендованы на женские педагогические курсы.

Мария Текменёва основала одну из лучших частных гимназий в России, а Анна Григорьевна посвятила себя стенографии, что, как известно, пригодилось впоследствии.

В 1872 году гимназия вновь переместилась. Она обосновалась во флигеле доходного дома Петербургского Коммерческого училища в Чернышевом переулке у Пяти углов (ул. Ломоносова, 13).  Тогда это был трехэтажный дом, построенный еще в 1830-х годах. Но и тут гимназии было тесно: число воспитанниц приближалось к 700, а желающих учиться было гораздо больше.

Интересна история этого углового (одного из пяти углов) участка. Угловой дом по Загородному проспекту 13/13 был когда-то украшен башенкой и бельведером и изначально принадлежал полковнику Логинову.

В 1798 году этот дом приобрело училище святой Екатерины, которое со временем стали называть Екатерининским институтом благородных девиц. Это училище первоначально в течение года после основания располагалось в Таврическом дворце, а в 1799 году переехало на Загородный пр., 13.

Уже в 1800 году училище обрело свой постоянный адрес на Фонтанке, 36 (залы Публичной библиотеки). В освободившееся здание на Загородном проспекте въехало новое учебное заведение –  Коммерческое училище. Чаще его называли по фамилии его основателя – Демидовское коммерческое училище.

Интересно, что до 1772 года в России не было системы воспитания профессиональных купцов. Все знания и навыки передавались «из рук в руки». Прокофий Акинфиевич Демидов решил, что нужно создать профессиональное коммерческое училище.

Это было восьмилетнее образовательное учреждение, при поступлении в которое учащийся должен был уметь читать, писать и считать. Но главное, в училище изучались дисциплины, которых раньше не было – бухгалтерия, история торговли, история коммерции.

Училище быстро завоевало популярность, и многие купцы отдавали сюда на учебу своих сыновей. Со временем училище расширяется, количество воспитанников растет и помещение на углу Загородного проспекта становится тесным. Переезжает оно в построенное по проекту архитектора М.А.Макарова здание по ул.Ломоносова, 9 (в 1930-е годы здесь обосновался Институт холодильной промышленности).

Старое здание на Загородном проспекте 13/13 Коммерческое училище превратило в доходный дом. Кроме уже имеющегося на Загородном проспекте 13 доходного дома, училище построило еще один доходный дом (сейчас ул.Ломоносова, 11).

Ранее Коммерческое училище сдавало это место извозчичьему двору, т.к. тут жило много ямщиков и извозчиков (об этом напоминает название улицы Разъезжая, по которой извозчики выезжали на Лиговский тракт). Но впоследствии арендаторам было отказано.

Был построен современный доходный дом для преподавателей Коммерческого училища и Мариинской гимназии.

В 1839 году к угловому зданию по Загородному проспекту 13/13 по проекту архитектора П.С.Плавова был пристроен  двухэтажный корпус.

Сегодня его можно определить в комплексе построек по сохранившемуся первоначальному рисунку полуциркульных окон (в заложенные проемы вставлены обычные прямоугольные оконные заполнения).  Кроме того, был построен тянущийся во двор трехэтажный флигель.

И вот в этот флигель переезжает Мариинская женская гимназия. Для приспособления помещений под нужды гимназии в 1872-1874 годах флигель внутри был перестроен по проекту архитектора Ф.Л.Миллера. Тогда же был надстроен четвертый этаж.

Несколько слов об известном зодчем Санкт-Петербурга Петре Сергеевиче Плавове, одном из немногих архитекторов, сохранивших приверженность классицизму в годы эклектики. Родился будущий зодчий в Парголове в 1794 году.

Завершив обучение в Академии художеств, в 1818 году архитектор был причислен в Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны, а с мая 1853 года в этом Ведомстве он назначается главным архитектором. Петр Сергеевич много построил в Санкт-Петербурге, на некоторых зданиях его имя увековечено в текстах памятных досок.

Признанными шедеврами архитектуры являются Училище глухонемых (Гороховая ул., 18), Обуховская больница (Загородный пр., 47). Умер С.П.Плавов 31 июля 1864 года и похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Читайте также:  Свадьбы и венчания в санкт-петербурге

Сегодня, когда слово «гимназия» произносится чаще, чем слово «школа», сложно представить, что современники воспринимали появление Мариинской женской гимназии как совершенно неслыханное заведение для девушек.

Атмосфера, царившая тогда в женских институтах, могла соревноваться с атмосферой кадетских корпусов для мальчиков. Вся жизнь протекала по звонку и под неусыпным контролем классных дам и под их окрики. Многие из нас в отрочестве читали книгу Е.Н..

Водовозовой, выпускницы Смольного института благородных девиц, «История одного детства», где подробнейшим образом описана будничная жизнь девочек-смолянок.

Отношение к женской гимназии в обществе было неоднозначным. Отмечали, что в сравнении с институтками гимназистки выглядят «более живыми, ловкими, непринужденными в общении».

Педагогами Мариинской гимназии были  единомышленники и последователи К.Д.Ушинского. Николай Алексеевич Вышнеградский – первый директор гимназии. Словесность преподавал Стюнин, за которого позже вышла замуж Мария Текменёва. Математику и физику преподавал Александр Николаевич Чернышевский, сын известного демократа. Географию преподавал Д.Д.Семенов, а естественные науки – П.И.Степанов.

Вслед за Мариинской и по ее образцу было создано еще несколько женских гимназий в Петербурге, а затем и в других городах России. Все новые гимназии были подчинены Ведомству учреждений императрицы Марии. Впервые при организации других учебных заведений педагоги из Европы приезжали в Петербург для ознакомления с новым типом женской школы.

С течением времени в гимназии был расширен курс математики, введены новые предметы – гимнастика, гигиена, а изучение иностранных языков стало обязательным.

После революции Мариинская гимназия перешла в ведение Народного комиссариата государственного призрения, возглавляемого А.М.Коллонтай. Несмотря на жуткие условия зимы 1917-1918 года, занятия продолжались.

Весной 1918 года состоялся последний выпуск «мариинок». После этого гимназия как тип учебного заведения была ликвидирована, да и разделение на мужское и женское образовательное учреждение было упразднено.

Но само здание по-прежнему использовалось как учебное заведение. Да и преподаватели остались те же, что и до революции. Именно в этом здании впоследствии разместилась первая в СССР школа № 213 с углубленным изучением английского языка. Не в Москве, а в Ленинграде, в здании первой в России женской Мариинской гимназии.

Эта школа размещалась на улице Ломоносова до лета 1975 года.  Она и сегодня является средней общеобразовательной школой № 213 с углубленным изучением английского языка, только располагается она во Фрунзенском районе на Белградской улице. В здании бывшей Мариинской гимназии на ул.

Ломоносова располагается Институт развития образования.

 Искусствовед НРФ «МИР» Р.А.Миропольская

Источник: https://www.nrfmir.ru/ru/content/data-v-istorii-v-peterburge-otkrylas-mariinskaya-gimnaziya

Женское дело: как Мариинские гимназии повлияли на развитие образования в России

160 лет назад в Санкт-Петербурге было открыто первое женское училище без пансиона — Мариинская гимназия. Сюда могла поступить практически любая девушка, независимо от происхождения и достатка.

Возглавил учреждение известный педагог Николай Вышнеградский. Гимназия стала первым в России общедоступным учебным заведением для девочек. С 1860-х годов подобные заведения стали появляться по всей стране.

Об истории развития женского образования в России — в материале RT.

Старт массовому женскому образованию в России дал ещё Пётр I. Царь издал указ, согласно которому запрещалось венчать «неграмотных дворянских девушек, которые не могут написать хотя бы свою фамилию».

Со второй четверти XVIII века в моду постепенно стало входить домашнее образование для женщин дворянского сословия. А в 1764 году в Петербурге начало работать Императорское воспитательное общество благородных девиц — знаменитый Смольный институт. В нём на полном пансионе жили и учились представительницы самых знатных фамилий России. Лучшие выпускницы часто становились фрейлинами при дворе.

Закрытые учебные заведения императорской России действовали по принципу, который в наши дни сохранился в английских привилегированных публичных школах: ученик должен постоянно жить там, где проходит обучение. Однако такая форма образования, созданная для дворян, чьи поместья были разбросаны по стране, была неудобна для городского населения, численность которого неуклонно росла на протяжении всего XIX века.

Также по теме

В российских школах предлагают ввести уроки робототехники

Молодёжный парламент при Госдуме предлагает ввести в российских школах уроки робототехники. Инициативу озвучат во вторник, 20 марта,…

К тому же закрытые дворянские пансионы отрезали от образования детей буржуа и мещан, чьё влияние в обществе нарастало.

При этом обычное гимназическое образование для приходящих учеников оставалось привилегией мужской части общества — первое такое заведение появилось в 1803 году.

Домашнего образования для девочек было недостаточно, да и позволить себе нанимать надомных педагогов могли единицы. В то же время в русском обществе середины XIX века постоянно росли требования к культурному уровню женщин, да и сами представительницы различных сословий массово стремились к просвещению.

Поэтому общедоступное женское учебное заведение было актуальным требованием. В итоге 28 марта 1858 года император Александр II издал указ об учреждении в Санкт-Петербурге первого женского училища без пансиона. А уже 19 апреля открылась Мариинская гимназия, куда могла поступить практически любая девушка, вне зависимости от происхождения и достатка.

Как отметила в интервью RT историк Наталья Ушакова, в середине XIX века первые места по уровню грамотности занимали Санкт-Петербургская и Московская губернии. За ними следовали губернии с населением, работающим на местных фабриках и отхожих промыслах, — Ярославская, Владимирская, Костромская.

«Неслучайно первая частная женская гимназия была создана в 1857 году в Костроме. А уже в следующем году дело женского образования было передано в надёжные руки Мариинского общества, после чего появилось Петербургское училище», — рассказала Ушакова.

Первые шаги

Создание гимназии инициировало Ведомство учреждений императрицы Марии Александровны — Мариинское общество, в честь которого и была названа гимназия. Это было государственное учреждение, занимавшееся благотворительностью. Помимо воспитания сирот и помощи больным, Мариинскому обществу было поручено женское образование.

  • Портрет Марии Александровны кисти К. Робертсон. 1849—1851 гг., Эрмитаж

Организатором и идеологом женского образования стал известный педагог Николай Вышнеградский. Он начал свою карьеру как преподаватель гимназии, затем защитил диссертацию, обучал философии студентов педагогического института.

В 1857 году Вышнеградский занялся делом всей своей жизни — развитием женского образования в России. Он задался целью сделать этот вопрос предметом широкого общественного обсуждения, составить планы реформ системы образования.

Чтобы реализовать свои идеи, он начал издавать «Русский педагогический журнал».

Сам Вышнеградский заработал достаточный авторитет для того, чтобы обратиться к герцогу Петру Ольденбургскому — председателю Главного совета по развитию женского образования.

Герцог, известный поборник просвещения, поддержал инициативу Вышнеградского и совместно с императрицей Марией Александровной выступил руководителем проекта по созданию первого Мариинского женского училища и дальнейшему развитию гимназического образования для девушек.

  • Портрет принца П.Г. Ольденбургского работы Ж. Кура, Эрмитаж

«Вышнеградский неслучайно занялся изданием журнала. Период начала правления Александра II можно описать как время, когда вопросы образования больше всего волновали общество, ведь образованные люди были инициаторами и исполнителями целой серии реформ, изменивших Россию», — подчеркнула Ушакова.

Она добавила, что, кроме «Русского педагогического журнала», проблемами образования занимались «Правительственный вестник», «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русское богатство». По словам Ушаковой, в прессе были представлены все направления — от консервативного до весьма либерального. 

Образовательные инновации

Ещё дореволюционные исследователи отмечали, что пансионное образование оказывало излишнее давление на учащихся.

Так, историк педагогики Пётр Каптерев в 1898 году писал: «Когда мальчик от мягкого домашнего строя жизни, из тёплой семейной атмосферы переходит в официальную казённую школу, устроенную на казарменный лад, то его бывает жаль; но когда тот же переход совершается с девочкой, тогда её бывает ещё больше жаль, тяжелее, грустнее смотреть на неё».

Став директором, Вышнеградский разработал для гимназии передовую по меркам того времени систему обучения.

Если в женских пансионах поддерживалась самая суровая дисциплина, то в училище Вышнеградского требовалось лишь соблюдать приличия — здесь была почти домашняя, весьма непринуждённая обстановка.

В пансионах воспитанницы носили специальную форму, это регламентировалось строжайшим образом. В гимназии же первоначально формы не было вовсе, чтобы не стеснять учениц.

В образовательном процессе Вышнеградский руководствовался принципом «не принуждать, а развивать». Директор категорически запретил любые наказания. В ответ ученицы проявляли гораздо больший интерес к учёбе, чем воспитанницы пансионов.

  • Здание Мариинской женской гимназии
  • © cgiahmatova.ru

На первый курс поступили 162 девочки в возрасте от девяти до 13 лет, три из них — крестьянки по происхождению. Плата за обучение была очень низкой: Вышнеградский выступал за доступность образования и настаивал, чтобы основные расходы взяло на себя Мариинское общество. Петербургский эксперимент был признан удачным, и с 1860-х годов по всей России стали появляться Мариинские гимназии.

От среднего к высшему

В 1871 году началась масштабная реформа образования — как считают историки, одна из наиболее актуальных для правительства Александра II. Новый устав гимназий и прогимназий обрёл статус закона.

Вот как описывает этот период историк Алексей Любжин: «Вопреки мнению большинства Государственного совета, император Александр II утвердил устав 1871 г. В соответствии с ним право поступления в университеты было предоставлено лишь выпускникам классических гимназий либо сдавшим экзамены по их курсу».

Это ещё больше повысило роль женских гимназий, ведь с 1878 года в России начала формироваться система высшего образования для женщин. Однако без гимназического образования поступить на высшие женские курсы было нельзя.

Также по теме

В России предлагают создать базу достижений школьников для приёма в вузы

Молодёжный парламент при Госдуме предлагает создать в России базу достижений школьников в виде портфолио, при помощи которого вузы…

Вскоре стало ясно, что возможности Мариинского общества слишком малы, чтобы удовлетворить потребность страны в женских учебных заведениях. И с 1860-х годов Министерство народного просвещения стало открывать собственные женские училища, которые после принятия в 1870 году Положения о женских гимназиях и прогимназиях окончательно сравнялись в правах с мужскими гимназиями.

Однако «министерские» учебные заведения отличались от Мариинских гимназий тем, что были ориентированы на подготовку женских педагогических кадров: окончившим семь классов выдавался аттестат учительницы начальной школы, после восьми классов — аттестат домашней учительницы. В этих образовательных учреждениях больше внимания обращали на иностранные языки, так как считалось, что владеть ими должна каждая учительница.

Перед революцией 1917 года число женских гимназий Министерства народного просвещения достигло 958. Эти учебные заведения открылись даже в небольших уездных городах. Кроме того, в России работали 35 женских гимназий Мариинского общества. В них обучалось более 16 тыс. девочек. Но Октябрьская революция уничтожила существующую систему.

Следующие полтора десятка лет стали временем экспериментов в сфере образования — в частности, большевики упразднили раздельное обучение. Однако в 1943 году его ненадолго восстановили. Окончательно женские школы ушли в историю в 1954 году.

Источник: https://russian.rt.com/science/article/504897-mariinskie-gimnazii-zhenskoe-obrazovanie

CRM Простой бизнес

Продукт > Управление организацией > День в истории управления и развития бизнеса > Март в истории управления > 28 Марта 1857 года: Открылось первое женское учебное заведение в России

Читайте также:  Дом адамини в санкт-петербурге

28 Марта 1857 года: Открылось первое женское учебное заведение в России

28 марта 1857 года в Петербурге открылась «Мариинская женская гимназия» — первое женское учебное заведение в России.

Открытие женской гимназии позволило девушкам всех сословий, получить хорошее образование. Для обучения гимназисток были приглашены лучшие преподаватели Петербурга.

Плата за обучение в гимназии была невысокой, в основном средства на ее содержание выделялись из Ведомства учреждений императрицы Марии, в честь которой она и была названа. Благодаря этому женское образование стало доступным. В одном классе могли обучаться дочь сапожника и купца, портного и сенатора.

Вскоре после открытия Мариинской женской гимназии в Петербурге и в других городах стали открываться подобные учебные заведения, положив начало распространению женского образования в России.

Издавна на Руси считали, что удел женщины — муж, семья и дети, а образование ей совершенно ни к чему. Однако времена, когда каждую женщину ожидало примерно такое будущее, давно прошли. Сегодня женщины успешно получают образование, работают на производстве, занимаются управлением организации, открывают свой бизнес и при этом совмещают работу с семьей.

По данным проведенных исследований Россия стала второй страной в мире по количеству женщин, занимающих управленческие должности в организациях, и это количество продолжает стремительно расти. Женщин руководителей становится все больше.

Мы можем их увидеть во главе отделов, подразделений, организаций и даже государств. Это происходит потому, что женщинам легче управлять бизнес-процессами, совершенствовать их, они больше внимания уделяют мелочам и лучше справляются с рутинной работой.

В управлении персоналом женщина чаще использует демократические методы руководства, она пытается убедить, мотивировать персонал на эффективную коллективную работу, а не заставляет выполнять поставленные задачи.

В ходе деловых переговоров или межличностных коммуникаций с коллегами женщина ищет компромиссные варианты, стремится избежать конфликта, она реже идет на неоправданный риск и избегает необдуманных решений.

Поэтому многие работодатели при подборе персонала и формировании управленческого состава уже давно не делят соискателей на женщин и мужчин в плане профессионализма. Если менеджер талантлив и его команда в ходе коллективной работы показывает хорошие результаты, не важно, какого он пола.

Сегодня в бизнесе преуспевают женщины, которые умеют использовать свои преимущества и хорошо развили качества хорошего руководителя.

Система управления организацией «Простой Бизнес» поможет руководителям облегчить процесс управления организацией и ее ресурсами, за счет автоматизации всех бизнес-процессов, внедрения системы электронного документооборота. С помощью современных информационных технологий портала «Простой

Источник: https://www.prostoy.ru/1090.html

Учебные заведения Мариинская женская гимназия Первая

Учебные заведения

Мариинская женская гимназия

Первая Мариинская женская гимназия открылась 19 апреля 1858 года в Петербурге. Вначале царскосельская гимназия размещалась в деревянном здании бывшего женского пансиона, но помещение было тесным и не отвечало требованиям, предъявляемым к гимназии. Ø В 1865 г.

в связи с упразднением Канцелярии Главноуправляющего дворцовыми правлениями здание на Леонтьевской улице (д. 17 — совр. адрес) передается Царскосельской городовой ратуше для размещения Мариинской женской гимназии. В то время открытие женской гимназии было прогрессивным шагом. Правда. в Мариинскую гимназию дочери низших чинов, крестьян и т. п.

, как правило, не допускались. Барьером являлась, в первую очередь, высокая плата за обучение. Ø

Высшие женские (Бестужевские)курсы Ø Ø Ø Группа первых деятелей по организации Бестужевских курсов: О. А. Мордвинова, А. Н. Бекетов, А. П. Философова, П. С. Стасова; Н. А. Белозерская, В. П. Терновская, Н. В. Стасова, М. А. Менжинская В 1870 году в Санкт-Петербурге были учреждены общие (то есть как для мужчин, так и для женщин) публичные лекции.

Они открылись 2 января 1870 года, проходили сначала в здании министерства внутренних дел, а затем в здании Владимирского уездного училища, и получили название «Владимирские курсы» . Однако в 1875 году курсы приостановили свою деятельность. В 1873 году была создана правительственная комиссия под председательством статссекретаря И. Д.

Делянова, которая выработала проект высшего педагогического учебного заведения для женщин. 9 апреля 1876 года последовало повеление разрешать министру открывать высшие женские курсы в университетских городах. Воспользовавшись этим, учредители Владимирских женских курсов (Н. В. Стасова, М. В. Трубникова, А. П. Философова) во главе с А. Н.

Бекетовым в 1878 году добились разрешения открыть в Санкт-Петербурге высшие женские курсы с систематическим, университетским характером преподавания. Неофициально курсы получили название «бестужевских» , а их слушательниц называли «бестужевками» — по фамилии учредителя и первого директора, профессора. К. Н. Бестужева-Рюмина.

Торжественное открытие курсов состоялось 20 сентября 1878 года в здании Александровской женской гимназии на Гороховой улице, 20. При открытии курсов на них поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц.

Ø В толковом словаре начала XX века указано два значения слова «бестужевка» : 1) слушательница курсов, открытых Бестужевым; 2) идеалистка .

Народные дома Народный дом — в дореволюционной России общедоступное культурнопросветительское учреждение. Большинство народных домов до 1914 г.

были государственными (например, земские и муниципальные дома попечительства о народной трезвости), однако встречались и негосударственные народные дома, построенные и финансируемые частными благотворителями. Создавались начиная с конца 1880 -x гг, особенно широко — после революции 1905 года.

Ø Народные дома России XIX — начала XX века старались объединить все Ø формы образовательной и досуговой деятельности Ø Санкт-Петербург: l Народный дом Николая II (1900, в основе здания — конструкции арх. А. Н. Померанцева, не сохранился) l Опера Народного дома (1912, арх. Г. И. Люцедарский).

C 1950 -x гг — Ленинградский мюзик-холл l Народный дом-читальня им. Нобеля на Лесном проспекте (1901, арх. Р. Ф. Мельцер) [1] l Лиговский народный дом им. С. В. Паниной (1903) — ДК железнодорожников Ø После революции 1917 народные дома сохранили свои функции под контролем новой власти — став рабочими клубами

Лиговский народный дом графини Паниной Ø Ø 20 апреля 1903 Ø Открыт Лиговский народный дом графини С. В. Паниной (ныне — ДК железнодорожников). В нем разместились учебные классы, обсерватория, юридическая консультация, сберегательная касса. С осени 1903 года здесь выступил Общедоступный театр П. П. Гайдебурова и Н. Ф. Скарской.

Основной корпус Народного дома на Тамбовской улице открылся в 1903 году. В нем находились театральный зал, читальня, классы для занятий, бесплатная столовая, чайная для неимущих и дешевая – для тех, кто в состоянии заплатить за обед 5– 10 копеек.

В цокольном этаже были оборудованы мастерские: слесарные для мальчиков, а для девочек – по обучению шитью и переплетному искусству. В башне располагалась обсерватория.

2 декабря 1900 г. произошло торжественное освящение здания Народного дома, названого «Заведением для народных развлечений императора Николая II» .

Источник: http://present5.com/uchebnye-zavedeniya-mariinskaya-zhenskaya-gimnaziya-pervaya/

Гимназистки румяные, или ретро портреты русских институток и гимназисток

Благородные воспитанницы российских гимназий.

Ещё не так давно велись споры о том, нужна ли школьная форма. Мнения педагогов, родителей и психологов были весьма противоречивыми. Но достаточно посмотреть на фотографии из 1900 года, на которых запечатлены воспитанницы российских гимназий, чтобы развеять все сомнения. Эти строгие, благородные девушки — само очарование.

1. Ученица Харьковской 2-ой гимназии

Гимназистка в школьной форме.

2. Учащаяся Московской гимназии

На пути к новым знаниям.

3. Елена Антипова

Лена — дочка профессора Николая Егоровича Жуковского.

4. Гимназистка Наденька Забаева

Надя закончила церковно-приходскую школу и женскую гимназию в Иваново.

5. Воспитанницы гимназий

Девочки получали знания для воспитания своих будущих детей и для того, чтобы могли поддержать беседу в обществе.

6. Благовоспитанная девица

Девушка из Санкт-Петербургской гимназии в нарядной форме.

7. Гимназистки начала 20 века

Ученицы класса одеты в темные платье с черным фартуком.

8. Гимназистки 1-ой женской гимназии

Школьную форму девочки носили как во время учебы так и в повседневной жизни.

9. Портрет гимназисток с классной учительницей

Учительница в окружении своих учениц из Севастопольской женской гимназии. 1912 год.

 10. Княжна Зинаида Юсупова

Княжна с великолепным образованием и воспитанием.

11. Девочка за вышиванием

Девочка вышивает платок. Владимирская губерния, 1914 год.

12. Благородные девушки

Александра Николаевна Зипалова стоит около лучшей подруги.

13. Сестры Юсуповы

Юсупова Зинаида Николаевна и Юсупова Татьяна Николаевна на семейном портрете.

14. Выпускница гимназии

Выпускница женской гимназии города Бугуруслана Валя Гущина. 1908 год.

15. Ученица Мариинской женской гимназии

Берман Ксения Густавовна — дочь пастора.

16. София Яковлевна Парнох

Окончила Таганрогскую Мариинскую гимназию с золотой медалью.

17. Выпускница Смольного института благородных девиц

Девушек готовили для светской и придворной жизни.

18. Гимназистка выпускница

Ученица старшего класса одета в белое платье, которое символизует возрастающую образованность и аккуратность.

19. Особые форменные платья

Ученицы в шерстяном платье кофейного цвета, в дополнении к нему одевался чёрный фартук и белый воротничок.

20. Элизабет Кологривова

Женщина гуляет в саду в белом платье. 1900-е года.

21. Ученица Смольного института

Девушки получали образование до 18 лет.

22. Выпускница Александровского института

Выпускница в белой форме, получившая образование.

Женские институты — в России женские закрытые средние учебные заведения. Один из первых Женских институтов — Общество воспитания благородных девиц (Смольный институт), основан в 1764 по проекту И.И. Бецкого с отделением для девиц мещанского звания (с 1765 Александровский институт). 

Воспитанницы Смольного института благородных девиц на уроке танцев (1889)

Женские институты создавались как сословные (дворянские и мещанские) учебные заведения преимущественно для детей-сирот и девочек из малообеспеченных семей и относились к Ведомству учреждений императрицы Марии.

В них дети были изолированы от окружающей жизни, родители подписывали обязательства не видеть детей до окончания курса. В 19 веке сословный критерий потерял своё значение, претерпели изменения и правила строгой изоляции. С 1864 узаконено проведение дома каникул и праздников.

В начале 20 века имелся 31 Женских институтов (7500 воспитанниц).

В учебные заведения зачислялись девочки 10- 13 лет на бесплатные вакансии и с 10- 16 лет на своекоштные. При поступлении требовалось знание молитв, умение читать, писать и считать. Заведения обеспечивали общее, религиозное и светское воспитание.

В отличие от гимназий в Женских институтах наибольшее внимание уделялось изучению новых языков, искусству и домоводству. Девочки также получали педагогическую профессию (подготовка осуществлялась в пепиньерских классах, педагогических курсах, в музыкальных, рисовальных и чертёжных классах). Лучшие ученицы зачислялись в придворную службу.

За воспитание учениц  несли ответственность начальница и классные дамы (две на класс).

Женские гимназии — средние общеобразовательные учебные заведения в России, делились на гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии (Мариинские), гимназии министерства народного просвещения и частные гимназии.

Читайте также:  Гидроэнергетик генрих графтио

Женские гимназии Ведомства учреждений императрицы Марии (Мариинские). В 1862 Мариинское женское училище  для приходящих девиц было переименовано в Женские гимназии. До 1866 было открыто в Петербурге 7 гимназий (с 7-летним сроком обучения). По их образцу были созданы гимназии в других городах. Открывались они на средства Ведомства учреждений императрицы Марии. 

В них принимались девочки всех сословий и вероисповеданий, достигшие 8 лет. Утвержденный в 1862 Устав женских училищ для приходящих девиц действовал до закрытия Мариинских гимназий (1918).

Принятая в 1905 «Нормальная учебная табель» окончательно уравняла учебный курс гимназий с институтскими курсами. Гимназии были платными учебными заведениями.

К 1911 в России было 35 Мариинских Женских гимназий с 16 тыс. учащихся.

Урок домоводства в женской гимназии. Город Кыштым, Российская империя. 1917 год.

Женские гимназии министерства народного просвещения. В 1870 женские училища были переименованы в гимназии и прогимназии. Женские гимназии предназначались для девочек всех сословий и вероисповеданий и состояли из приготовительного, семи основных классов, 8-го педагогического.

Курс обучения в Женской гимназии министерства народного просвещения был несколько выше, чем в Мариинских, но ниже, чем в мужских гимназиях.

Окончившим 7 классов выдавали аттестат на звание учительницы начальной школы, окончившим 8 классов — домашней учительницы, а получившим при этом медаль — домашней наставницы .

Окончание 8-го класса открывало доступ на Высшие женские курсы без экзамена. Все Женские гимназии министерства народного просвещения были платными.

В 1880 в России было 79 гимназий и 164 прогимназии; к 1909 число Женских гимназий и прогимназий составило 958.

Частные женские гимназии придерживались правил и программ, установленных министерством народного просвещения, и подчинялись местному учебного округу. В 70-х гг. были открыты 23 такие гимназии, в том числе 7 в Петербурге, 5 в Харькове и 4 в Москве. В связи с высокой платой за обучение учиться в них могли только дочери состоятельных родителей.

В лучших частных Женских гимназиях курс обучения соответствовал курсу мужских гимназий (например,  гимназия Стоюниной в Царском Селе, классическая гимназия С. Н. Фишер в Москве). Некоторые частные гимназии носили сословный характер, например Женская гимназия аристократического типа княжны Оболенской в Петербурге. В 80-х гг.

некоторые частные Женские гимназии были преобразованы в министерские.

 I фото гимназисток по материалам vintag.es

II

Опубликовал: Василий Смирнов

Источник: https://hystory.mediasole.ru/gimnazistki_rumyanye_ili_retro_portrety_russkih_institutok_i_gimnazistok

Храм святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутово (Москва): официальный сайт

До 1858 года девушки из семей, не принадлежащих к высшим слоям общества, практически не имели возможности получить хорошее образование.

Существовали закрытые учебные заведения, подобные Смольному институту, куда принимали только дворянок и где упор в преподавании делали на французский язык, правила светского поведения, музыку, танцы.

Девушки в таких учебных заведениях были изолированы от семьи и внешнего мира. Также были и частные женские пансионы, которые давали более серьёзное образование, но обучение в них стоило очень дорого.

К середине XIX-го века назрела необходимость в учебном заведении, где могли бы учиться девочки всех сословий, продолжая при этом жить в своей семье. Над осуществлением проекта такого образовательного учреждения работал талантливый педагог, профессор Николай Алексеевич Вышнеградский.

В 1857 Вышнеградский составил проект учебного заведения «для приходящих девиц» и обратился с ним к принцу Петру Ольденбургскому.

Идея доступного женского образования понравилась известному благотворителю, и уже через несколько месяцев при его содействии Вышнеградский, назначенный начальником новой гимназии, стал готовить её к открытию – покупал мебель, учебные пособия, подбирал учителей.

29 марта 1858 был подписал «высочайший» указ об учреждении гимназии, а через месяц гимназия торжественно распахнула свои двери перед ученицами. Новое учебное заведение получило название «Мариинская женская гимназия» в честь императрицы Марии Александровны, покровительницы женского образования.

Учебное заведение содержалось за счёт небольшой платы, которую вносили родители девочек, и средств Ведомства учреждений императрицы Марии Александровны. Все предметы делились на обязательные и необязательные.

К обязательным относились Закон Божий, русский язык, литература, история, география, естественные науки, основы математики, рисование, рукоделие.

Желающие изучать дополнительные предметы должны были доплачивать по пять рублей в год за иностранный язык и за танцы и по одному рублю за уроки музыки.

В первый год существования гимназии в ней учились 162 девочки в возрасте от 9 до 13 лет – дочери чиновников, мещан, священнослужителей, офицеров.

Ученицы не имели специальной формы, их просили лишь одеваться опрятно и без роскоши.

Вышнеградский пригласил в гимназию лучших учителей Петербурга, здесь сложилась простая и свободная атмосфера, не было наказаний, при этом гимназистки показывали очень высокие учебные результаты.

Источник: http://www.dmdonskoy.ru/node/2575

Школа прошлого: один день из жизни гимназистки xix века

В преддверии дня лицеиста «Летидор» рассказывает про уклад женской Арсеньевской гимназии — в свое время не менее популярной в Москве, чем Царскосельский лицей в Санкт-Петербурге.

«Летидор» рассказывает, чем жили, какие предметы изучали, что за форму носили и сколько денег отдавали за образование ученицы Арсеньевской гимназии в конце XIX века в Москве.

О гимназии

В конце 1860-х годов в Москве открылось сразу несколько частных учебных заведений. Одним из самых заметных стала женская гимназия, которой руководила Софья Арсеньева — дочь известного российского архитектора Александра Витберга.

Гимназия находилась в самом центре Москвы, в бывшем особняке Дениса Давыдова (по современному адресу — улица Пречистенка, 17).

О программе

Девочек принимали в гимназию в возрасте 8-9 лет. Обязательным условием для поступающих к началу учебного года в подготовительный класс были требования:

  • по «Закону Божьему»: молитва Господня, молитва перед учением и после учения;
  • по «Русскому языку»: умение читать без большого затруднения и списывать с книг по двум линейкам;
  • по «Французскому языку»: знание всей азбуки — печатной и письменной, а также умение написать её;
  • по «Арифметике»: умение писать цифры.

От тех, кто хотел присоединиться к классу в середине учебного года, требовалось знание материала, на данный день уже изученного в этом классе. Девочки, которые посещали занятия, принадлежали к дворянскому сословию. К поступлению в школу их готовил целый состав преподавателей.

После семилетнего образования каждая ученица знала:

  • «Закон Божий»: молитвы. Священная история Ветхого и Нового Завета. История христианской церкви. Катехизис. Учение о богослужении христианской православной церкви. Чтение Священного писания;
  • «Русский язык и литература»: чтение и рассказ. Выразительное произношение наизусть. Орфографические упражнения. Грамматика: русская и церковно-славянская этимология, русский синтаксис. Стилистика. Упражнения в изложениях и сочинениях в связи с элементарной логикой. Изящные переводы с иностранных языков. Изучение русских прозаиков и поэтов. История русской литературы;
  • «Французский, немецкий, английский» (от обучения английскому языку освобождались те воспитанницы, для которых изучение трёх иностранных языков было признано затруднительным): чтение, рассказ, выразительное произношение наизусть, орфографические упражнения, грамматика и стилистика, изучение прозаиков и поэтов, история литературы; умение владеть языками устно и письменно;
  • «Математика»: арифметика, алгебра до логарифмов включительно, геометрия со стереометрией; приложение алгебры к геометрии; тригонометрия;
  • «История», «География», «Физика»: в объёме курса мужской гимназии;
  • «Естественные науки»: в низших 4-х классах — как предмет наглядного обучения, в 7-м классе — подробнее;
  • «Из искусств»: рисование, хоровое пение, гимнастика, танцы, музыка; а в первых 3-х классах и чистописание.

Сколько стоило образование

Цены на обучение в 1878 году были следующие: плата за приходящую ученицу (в год) — 150 руб.; за полупансионерку — 400 руб., за пансионерку — 500 руб. За ученицу подготовительного класса: приходящую — 100 руб.; полупансионерку — 350 руб.; пансионерку – 450 руб. Кроме того, единовременно вносилось за каждую пансионерку 30 рублей.

Для сравнения: в те годы килограмм картофеля стоил 2 рубля, килограмм говядины — 27 рублей, килограмм сливочного масла — 61 рубль.

Что носили гимназистки

В гимназии были строгие порядки в отношении внешнего вида девочек. Правильной одеждой считалось коричневое шерстяное платье и черный шерстяной передник.

В те времена пренебрежение к внешнему виду каралось строже, чем незнание предмета. Ученица, явившаяся на занятия в растрепанном виде, получала выговор, представление родителям. Также девочку отчитывала классная дама или больше — сам директор гимназии Софья Арсеньева, чей осуждающий взгляд, по воспоминаниям школьниц, был худшим наказанием для каждой из них.

О быте учениц

Благодаря сохранившимся мемуарам выпускниц гимназии, известно не только формальное устройство школы, но и особенности её быта. Занятия начинались ровно в 9. Одна из гимназисток, Татьяна Аксакова-Сиверс, вспоминает:

«В низкой просторной передней [усадьбы] меня встречал швейцар Александр, маленький толстый старичок, топтавшийся на месте, как медвежонок, и его жена, дельная, быстрая старушка Наталья, ведавшая более 30 лет и вешалками, и кипячёной водой, и подаванием звонков.

Мой класс насчитывал около 40 человек, учился хорошо, но был какой-то разношёрстный. Менее блестящий, чем предыдущий…

Учение мне давалось без всякого труда и никогда не составляло предмета забот моих родителей. Начиная со 2-го класса и до самого конца я шла на круглых пятёрках, но должна признать, что пятёрки по физике и математике доставались только за счёт хорошей памяти, тогда как гуманитарные науки проникали несколько глубже.

В 4 классе мы сдавали экзамены по естествоведению, причём отметка, полученная на этом экзамене, входила в окончательный аттестат. Так как я уже метила на золотую медаль, четвёрка по естественной истории могла мне испортить всё дело, и я, снедаемая честолюбием, твердила наизусть «лютиковые» и «крестоцветные», которые могли меня подвести.

Учительницей по этому предмету у нас была Анна Николаевна Шереметевская, родная сестра знаменитой актрисы Марии Николаевны Ермоловой, женщина очень нервная, от которой можно было ждать всяких сюрпризов. Однако всё обошлось благополучно, и полученная отметка не закрыла мне путей «к славе».

Возвращаюсь к описанию своего школьного дня. После трёх утренних уроков и завтрака мы отправлялись парами гулять по улицам (это называлось «крокодилом»). Маршрут был всегда один и тот же: по Пречистенке до Зубовского бульвара и обратно, мимо Лицея, по Остоженке.

Если в кармане лежала плитка шоколада, купленного за 5 копеек в мелочной лавке гимназического поставщика Капустина, то гулять было не так скучно. Кроме того, с годами я стала обладать унаследованной от матери способностью извлекать интерес из всех жизненных положений.

В три часа, к концу занятий, за мной заходила мама».

Также на протяжении школьного дня у девочек был обед, который они приносили с собой в школу и оставляли на специальной лавке в столовой. В гимназии было обязательное место для священника, хранения икон и место исповедания.

Как и в современной школе, после уроков желающие оставались на дополнительные платные занятия: по музыке, хоровому пению, танцам и гимнастике.

Быт гимназисток XIX столетия удивительным образом напоминает рутину нынешних школьников. И хотя с момента открытия гимназии прошло уже больше века, но убрав особенности времени из воспоминаний школьницы, мы вряд ли заподозрим, что их писала девушка, жившая полтора века назад.

Все фотографии —  из личного архива автора статьи.

Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/shkola-proshlogo-odin-den-iz.htm

Ссылка на основную публикацию