Неовизантийский стиль в санкт-петербурге и храмовая архитектура

Нижегородская Митрополия

Всматриваясь в архитектуру храмов, мы привычно восхищаемся: «Ах, как красиво»! И редко задумываемся о том, что же означают его формы и необычные детали декора. Если научиться «читать» храм по оболочке, то можно сделать для себя немало интересных открытий.

В новой рубрике мы будем знакомить читателя с архитектурными стилями, которые нашли воплощение в русском храмовом зодчестве. Начать экскурс предлагаю с русско-византийского (неовизантийского) стиля, и это неслучайно.

Русская культура стала основной преемницей и продолжательницей традиций и духовных канонов Византии. Первые храмы на Руси возводились по византийским канонам и с помощью византийских мастеров.

А окончательно сложился и оформился византийский стиль в России к середине XIX века, когда в архитектуре уже на равных сосуществовали восточные и русские идеи.

Канон в камне

Византийский стиль возникает как результат воспроизведения и улучшения античного греко-римского опыта и сильного восточного влияния, которое нашло отражение в стремлении к роскоши, масштабности, украшательству.

В связи с тем, что в Константинополе обосновалась восточная ветвь христианства, стране понадобились новые храмы. Для новой идеологии был необходим и собственный антураж.

Эти задачи решали лучшие художники мира, которые, стекаясь в Константинополь, создавали уникальные произведения, которые стали новым религиозным, культурным, государственным и архитектурным каноном.

Православный собор должен был производить на зрителя неизгладимое впечатление своим масштабом и великолепием. Храм ассоциировался с Царствием Божиим, поэтому архитекторам требовались новые выразительные средства, поисками которых они и занимались.

За основу планировки византийского храма был взят не греческий собор, а римская базилика. Все храмы Константинополя, как и его главный Софийский, были в плане прямоугольными, как базилики, и разделялись внутри на нефы — отдельные помещения, ограниченные колоннами или столбами.

В отличие же от базилик они, благодаря новаторскому решению архитекторов, получили купольное завершение. Поэтому главной и отличительной чертой византийского храма стала крестово-купольная система конструкции. Зодчим удалось найти простое решение соединения круглого купола и квадратного основания.

Так появились «паруса», которые создавали ощущение гармоничной цельности.

Важная примета византийских построек — суженные окна с округленным верхом, размещаемые по два или три рядом. Внешняя обработка зданий была всегда скромнее, чем внутреннее убранство, — это еще одна особенность византийских строений.

Принципами же оформления интерьеров стали утонченность, богатство и изящество — для них использовались очень дорогие, эффектные материалы: мрамор и золото, — производившие сильное впечатление. Стены соборов возводились из кирпича с большими прослойками скрепляющего раствора.

Это позволило сформировать отличительную черту византийских построек — облицовку зданий кирпичом или камнем темного и светлого цвета. Вокруг фасада нередко размещались аркады из колонн с корзино­образными капителями.

По византийским мотивам

С принятием на Руси христианства, которое пришло к нам из Византии, начинается мощное перенесение традиций, текстов, обрядов на русскую почву. Немаловажным аспектом в этом процессе является храмовое зодчество, которое активно начинает развиваться в новом виде.

Целые бригады мастеров приезжают в Древнюю Русь, чтобы возводить соборы, передавать навыки и формировать новый облик страны. Немало зодчих посещают Константинополь, обучаясь премудростям и хитростям строительства.

Русские мастера начиная с X века не только перенимают византийские традиции, но и обогащают их. Традиционный крестово-купольный византийский храм обрастает дополнительными нефами и галереями для большей вместимости.

Ярким примером такой переработки в духе национального искусства стал собор Софии Премудрости Божией в Киеве, где трехнефная византийская форма была преобразована в пятинефную и обстрое­на галереями, а пять глав дополнены двенадцатью малыми главками.

На новом витке

Новый импульс в освоении византийского стиля в архитектуре России приходится на середину XIX века. До этого русские мастера много веков переосмысляли и перерабатывали идеи зодчих из Константинополя. Поэтому византийский стиль в России, оформившийся к XIX столетию, имея иностранные корни, был уже продуктом развития собственных идей.

Идеологом и пропагандистом этого стиля в России стал архитектор Константин Тон, а яркими образчиками — Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец. Однако ведущим византийский стиль становится в архитектуре Петербурга. Здесь как пример можно назвать храм в честь Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани, греческую церковь Димитрия Солунского.

Современные архитекторы, особенно в храмовом зодчестве, вновь и вновь возвращаются к канонам Константинополя как источнику традиционных решений.

Они, безусловно, переосмысляются, решаются с учетом новых технологий, но дух Византии в них ощущается. Можно смело говорить, что и в современной архитектуре России византийский стиль жив.

Достаточно вспомнить знакомый многим храм в честь Антония Великого в Дзержинске.

Храмы с византийским профилем

В Нижегородском храмовом зодчестве византийский стиль тоже можно встретить. Он нашел воплощение в храмах конца XIX — начала XX века, когда доминирующим направлением в архитектуре была эклектика, которая допускала сочетание элементов разных стилей. Упомянем постройки с преобладанием византийских черт.

Одна из них — храм в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на улице Грузинской при Архиерейском подворье, освященный всего два года назад.

Как и все здание, он выполнен в духе характерной для второй половины XIX века эклектики с преобладанием неовизантийских форм.

От Византии — один приземистый купол, возведенный над массивным объемом здания, и узкие полукруглые окна, увенчанные арками.

Византийские мотивы можно найти и в строгом облике Сергиевской церкви, одной из архитектурных жемчужин Ильинской слободы. Она имеет привлекательные фасады с выразительным рельефным декором, характерным для византийских храмов.

Наиболее яркий образец неовизантийского стиля в церковном зодчестве Нижнего Новгорода — Спасо-Преображенский собор в Сормове. Он демонстрирует сходство и по композиции, и в декорировании барабанов узкими окнами с арочным завершением.

Таких храмов в Российской империи было всего три: собор святого великомученика Пантелеимона в монастыре Новый Афон в Абхазии, кафедральный собор Александра Невского в Волгограде (Царицыне) и главный собор в честь Двенадцати апостолов Иоанновского ставропигиального женского монастыря в Санкт-Петербурге.

Нельзя обойти вниманием и всем хорошо известный главный собор Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители — Троицкий — еще один храм с византийским характером.

Он был построен в русско-византийском стиле по проекту профессора архитектуры Александра Резанова, ученика академика Константина Тона. Именно Резанов завершил строительство Храма Христа Спасителя в Москве.

По воспоминаниям паломников, Троицкий собор всегда производил большое впечатление.

«Здесь, в Дивеевском соборе, стоит человек и невольно чувствует, как все его поднимает, возвышает, он как будто здесь заметно вырастает», — отмечал священник Василий Тигров, оставивший воспоминания о саровских торжествах 1903 года. Подобные ощущения испытали и посланники князя Владимира, когда побывали на богослужении в Константинопольской Софии.

Марина Дружкова

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Источник: http://nne.ru/stil-konstantinopolya/

Неовизантийский стиль

Неовизантийский стиль — один из исторических стилей XIX века, основанный на использовании мотивов архитектуры и декоративно-прикладного искусства раннехристианского Рима и стран христианского Востока (Ви­зан­тии, Гру­зии, Ар­ме­нии и др.).

Сфе­рой при­ме­не­ния неовизантийского стиля яв­ля­лась пре­имущественно куль­то­вая ар­хи­тек­ту­ра и её уб­ран­ст­во. На За­па­де «ви­зан­тий­ские» фор­мы ча­ще все­го со­еди­ня­лись с ба­зи­ли­каль­ным пла­ном и эле­мен­та­ми ро­ман­ско­го сти­ля (т. н.

ро­ма­но-ви­зан­тий­ский стиль — ба­зи­ли­ка Святого Бо­ни­фа­ция в Мюн­хе­не, 1835-1850 годы, архитектор Г. Ф. Циб­ланд; со­бор Сент-Ма­ри-Ма­жор в Мар­се­ле, 1852-1893 годы, ар­хи­тек­то­ры Л. Во­ду­айе, Ж. А.

Эс­пе­ран­дьё; Вест­мин­стер­ский со­бор в Лон­до­не, 1895-1903 годы, архитектор Дж. Бент­ли, и др.).

Наи­выс­ше­го раз­ви­тия неовизантийский стиль дос­тиг в Рос­сии и на Бал­ка­нах (в Бол­гарии, Сер­бии), где имел ста­тус на­цио­наль­но­го и сим­во­ли­зи­ро­вал по­ли­тическое, ре­лигиозное и куль­тур­ное еди­не­ние пра­во­слав­ных на­ро­дов (идеи панс­ла­виз­ма; например, Алек­сан­д­ра Нев­ско­го храм-па­мят­ник в Со­фии, 1904-1912 годы, ар­хи­тек­то­ры И. С. Бо­го­мо­лов, А. Н. По­ме­ран­цев). Клю­че­вым ис­точ­ни­ком об­раз­но­сти хра­мов неовизантийского стиля в Рос­сии стал Свя­той Со­фии храм в Кон­стан­ти­но­по­ле (Стам­бу­ле), фор­мы ко­то­ро­го ас­со­ции­ро­ва­лись с ду­хом пра­во­слав­ной дер­жав­но­сти. Про­грам­ма неовизантийского стиля так­же вклю­ча­ла идею то­го, что ви­зантийское искусство к мо­мен­ту па­де­ния Ви­зан­тии не ис­чер­па­ло ре­сур­сов сво­его раз­ви­тия и что в XIX веке воз­мож­но ис­поль­зо­вать этот по­тен­ци­ал при соз­да­нии еди­но­го сти­ля вос­точ­но­хри­сти­ан­ско­го искусства.

Ху­дожественные прин­ци­пы неовизантийского стиля в ос­нов­ном сфор­ми­ро­ва­лись в цар­ст­во­ва­ние Алек­сан­д­ра II, при ко­то­ром этот стиль имел ста­тус офи­ци­аль­но­го.

В неовизантийском стиле воз­во­ди­лись хра­мы-па­мят­ни­ки, по­свя­щён­ные Кре­ще­нию Ру­си (Вла­ди­мир­ский со­бор в Кие­ве, 1862-1882 годы, ар­хи­тек­то­ры А. В. Бе­рет­ти, П. И. Спар­ро, Р. Берн­гард, В. Н.

Ни­ко­ла­ев; храм-па­мят­ник Святому рав­но­апостольному великому князю Вла­ди­ми­ру в Хер­со­не­се Тав­ри­че­ском, 1861-1879 годы, архитектор Д. И. Гримм).

При им­пе­ра­то­рах Алек­сан­д­ре III и Ни­ко­лае II неовизантийский стиль ос­тал­ся сти­лем «государственного за­ка­за», хо­тя и ус­ту­пил ли­дер­ст­во рус­ско­му сти­лю, а за­тем не­орус­ско­му сти­лю.

В конце XIX — начале XX веков в неовизантийском стиле воз­во­дят­ся пре­имущественно круп­ные со­бо­ры, при­зван­ные во­пло­тить на ок­раи­нах Российской им­пе­рии её мо­гу­ще­ст­во (Воз­не­сен­ский вой­ско­вой ка­фед­раль­ный со­бор в Но­во­чер­кас­ске, 1891-1904 годы, архитектор А. А. Ящен­ко; Мор­ской Ни­коль­ский со­бор в Крон­штад­те, 1902-1913 годы , ар­хи­тек­то­ры В. А. и Г. А. Ко­ся­ко­вы, и др.), а так­же мо­на­стыр­ские хра­мы и ан­самб­ли (Ио­ан­нов­ский монастырь в Санкт-Пе­тер­бур­ге, 1899-1911 годы, архитектор Н. Н. Ни­ко­нов, и др.).

Зна­чи­тель­но мень­шей бы­ла до­ля неовизантийского стиля в уса­деб­ном и при­ход­ском хра­мо­строе­нии [церковь Трои­цы в Щу­ро­ве (ны­не в чер­те Ко­лом­ны), 1880-е годы — 1907 год, инженер И. Вит­шас по про­ек­ту архитектора М. К.

Геп­пе­не­ра; церковь Зна­ме­ния в Кун­це­ве (ны­не в чер­те Мо­ск­вы), 1908-1913 годы, архитектор С. У. Со­ловь­ёв].

На­ря­ду с основным на­прав­ле­ни­ем — «гре­ко-ви­зан­тий­ским», со­вре­мен­ни­ки вы­де­ля­ли внут­ри неовизантийского стиля «ар­мя­но-ви­зан­тий­ское», ори­ен­ти­ро­ван­ное на древ­ние па­мят­ни­ки За­кав­ка­зья и во­пло­тив­шее­ся пре­имущественно в уса­деб­ном хра­мо­строе­нии Юга Российской им­пе­рии (церковь Святого Алек­сан­д­ра Нев­ско­го в Аба­сту­ма­ни в Гру­зии, 1896-1898 годы, архитектор О. И. Си­мон­сон; церковь Трои­цы в име­нии Е. А. Хо­мя­ко­вой близ Наль­чи­ка, 1895-1902 годы, архитектор С. У. Со­ловь­ёв; церк­ви — Пре­об­ра­же­ния и Святой Ни­ны в Ха­рак­се, в Кры­му, 1908-1812 годы, архитектор Н. П. Крас­нов, и др.). По­сле 1917 года тра­ди­ция пра­во­слав­но­го хра­мо­строе­ния в неовизантийском стиле под­дер­жи­ва­лась ар­хи­тек­то­ра­ми русской эмиг­ра­ции, в ча­ст­но­сти в Хар­би­не (церковь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, 1930 год, архитектор Ю. П. Жда­нов).

Смотрите так­же Рус­ско-ви­зан­тий­ский стиль.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Литература

  • Киш­ки­но­ва Е. М. «Ви­зан­тий­ское воз­ро­ж­де­ние» в ар­хи­тек­ту­ре Рос­сии. СПб., 2006
  • Pa­tet­ta L. L’architettura dell’eclettismo. Mil., 2005
  • Са­вель­ев Ю. Р. «Ви­зан­тий­ский стиль» в ар­хи­тек­ту­ре Рос­сии. СПб., 2005; он же. Ис­кус­ст­во ис­то­риз­ма и го­су­дар­ст­вен­ный за­каз. М., 2008
  • Ли­сов­ский В. Г. «На­цио­наль­ный стиль» в ар­хи­тек­ту­ре Рос­сии. М., 2000
Читайте также:  Убийство павла i

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/nieovizantiiskii_stil

Неовизантийский стиль. Культура — Путеводитель по Москве

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Для неовизантийского стиля была характерна ориентация на византийское искусство VI—VIII веков н. э. Особенно ярко проявился в церковном зодчестве. Художественным и идеологическим образцом для строительства храмов служил Софийский собор в Константинополе.

Кафедральный собор Александра Невского в Софие, Болгария. MrPanyGoff, GNU 1.2

Собор Андрея Первозванного в Патрах Собор Александра Невского в Новосибирске

У храмов купола имеют, как правило, приземистую форму и расположены на широких низких барабанах, опоясанных оконной аркадой. Центральный купол больше всех остальных. Часто барабаны малых куполов выступают из здания храма лишь наполовину — либо в виде апсид, либо в виде барабанов, наполовину утопающих в крыше.

Морской Никольский собор в Кронштадте Florstein, GNU 1.2

Малые купола такой формы в византийской архитектуре называются конхами. Внутренний объём храма традиционно не разделяется пилонами или крестовыми сводами, образуя таким образом единый церковный зал, создающий ощущение просторности и способный в некоторых храмах вмещать несколько тысяч человек.

Крестовоздвиженский собор. Николаевский монастырь в Верхотурье   Ahonc, GNU 1.2

Храмы в данном стиле часто строились на окраинах Российской империи, особенно на юге и на Балканах. Известные мастера стиля — Д. И. Гримм, Г. Г. Гагарин, В. А. Косяков и другие.

Примеры неовизантийского стиля

Православные храмы Собор Святого Владимира в Астрахани Собор Святителя Нектария Эгинского на Эгине Свято-Знаменский собор в г. Хасавюрт

  • Свято-Троицкий собор Русской Духовной Миссии в Иерусалиме
  • Вознесенский собор Елеонского монастыря в Иерусалиме
  • Собор Андрея Первозванного в Патрах
  • Морской Никольский собор в Кронштадте
  • Собор Святого Владимира в Херсонесе
  • Собор Святого Саввы в Белграде
  • Церковь Святого Марка в Белграде
  • Новоафонский монастырь в Абхазии
  • Собор Александра Невского в Софии
  • Собор Александра Невского в Новосибирске
  • Вознесенский войсковой кафедральный собор в Новочеркасске
  • Благовещенский собор в Харькове
  • Казанская церковь Воскресенского Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге
  • Церковь Милующей иконы Божией Матери в Санкт-Петербурге
  • Иоанновский монастырь в Санкт-Петербурге
  • Греческая церковь Димитрия Солунского в Санкт-Петербурге (уничтожена)
  • Церковь Александра Невского в Биаррице
  • Собор Рождества Христова в Риге
  • Собор Воскресения Христова в Нарве
  • Владимирский собор в Севастополе
  • Владимирский собор в Киеве
  • Трёх-Анастасиевский кафедральный собор в Глухове
  • Крестовоздвиженский собор Верхотурского Николаевского монастыря
  • Церковь Александра Невского (uk:Церква Олександра Невського (Київ)) в Киеве (уничтожена)
  • Собор Александра Невского в Тбилиси (уничтожен)
  • Спасо-Преображенский собор в Нижнем Новгороде
  • Собор Святого Владимира в Астрахани
  • Собор Святителя Нектария Эгинского на Эгине
  • Пятницкая церковь в Вильнюсе
  • Сербская церковь Святого Спиридона в Триесте
  • Кафедральный собор Казанской иконы Божьей матери в Оренбурге
  • Всехсвятская церковь Ново-Тихвинского монастыря в Екатеринбурге
  • Второе женское училище Екатеринбурга
  • Церковь Михаила Архангела (ныне католическая) в Каунасе
  • Церковь Святой Троицы в Коломне
  • Знаменский собор в Хасавюрте
  • Собор Богоматери в Иоанно-Предтеченском монастыре на острове-граде Свияжск

Католические храмы Интерьер базилики Святого Людовика (Cathedral Basilica of St. Louis) в Сент-Луисе Интерьер лютеранской немецкой церкви Вознесения в больнице Августа Виктория в Иерусалиме.

  • Вестминстерский собор в Лондоне
  • Базилика Сакре-Кёр в Париже
  • Собор Африканской Богоматери в Алжире
  • Церковь Святого Августина (fr:Église Saint-Augustin) в Париже
  • Собор Ла-Мажор (fr:Cathédrale Sainte-Marie-Majeure de Marseille) в Марселе
  • Базилика Нотр-Дам-де-ла-Гард (fr:Basilique Notre-Dame-de-la-Garde) в Марселе
  • Церковь св. Иммануила и св. Бенедикта (es:Iglesia de San Manuel y San Benito) в Мадриде
  • Базилика Пресвятой Девы Аточи (en:Basilica of Nuestra Señora de Atocha) в Мадриде
  • Собор Сен-Венсан-де-Поль (fr:Cathédrale Saint-Vincent-de-Paul) в Тунисе
  • Базилика Непорочного Зачатия (en:Basilica of the National Shrine of the Immaculate Conception) в Вашингтоне
  • Собор Апостола Матфея (en:Cathedral of St. Matthew the Apostle) в Вашингтоне
  • Базилика Святого Людовика (en:Cathedral Basilica of St. Louis) в Сент-Луисе
  • Церковь Франциска Сальского (en:St. Francis de Sales Roman Catholic Church) в Филадельфии

Протестантские храмы

  • Лютеранская немецкая церковь Вознесения в больнице Августа Виктория на Елеонской горе в Иерусалиме

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/culture/6938-neovizantijskij-stil/

Византийский стиль в архитектуре России

Искусство и развлечения 13 мая 2016

Историческое и культурное значение Византии трудно переоценить. В России византийское наследие можно обнаружить как в духовной, так и материальной сферах жизни.

Взаимодействие культур пережило несколько этапов, и даже в современной культуре и архитектуре есть приметы этого влияния.

В глобальном смысле русская культура стала основной преемницей и продолжательницей традиций и духовных канонов Византии.

Истоки византийского стиля

Распад Римской империи в 395 году привел к возникновению новой империи, впоследствии названной Византией. Она по праву считается преемницей античных традиций, культуры и мудрости.

Византийский стиль возникает как результат концентрации существующих архитектурных приемов. Зодчие нового государства сразу поставили себе задачу превзойти римские достижения.

Поэтому, органично впитав все лучшее, что было изобретено римлянами и греками, создают новые шедевры, принимают вызов времени и находят новые конструктивные и планировочные решения.

Формирование византийской культуры происходило не только на воспроизведении и улучшении античного греко-римского опыта, но и связано с сильным восточным влиянием, которое нашло отражение в стремлении к роскоши, масштабности, украшательству.

В связи с тем, что в Константинополе обосновывается восточная ветвь христианства, стране понадобились новые храмы. Для новой идеологии также необходим собственный антураж. Эти задачи решают лучшие художники мира, которые стекаются в Константинополь и создают уникальные произведения, которые и становятся новым религиозным, культурным, государственным и архитектурным каноном.

Черты византийского стиля

Архитекторам Константинополя предстояло решить несколько важных конструктивных задач, которые преимущественно появлялись в храмовом зодчестве.

Собор в православии должен был производить неизгладимое впечатление на зрителя своим масштабом и великолепием, храм ассоциировался с Царствием Божьим и поэтому архитекторам требовались новые выразительные средства, поисками которых они и занимались. За основу планировки византийского храма был взят не греческий собор, а римская базилика.

Стены соборов возводились из кирпича с большими прослойками скрепляющего раствора. Это привело к формированию отличительной черты византийских построек – облицовка зданий кирпичом или камнем темного и светлого цвета. Вокруг фасада нередко размещались аркады из колонн с корзинообразными капителями.

Византийский стиль ассоциируется с крестово-купольным типом собора. Зодчим удалось найти простое решение соединения круглого купола и квадратного основания, так появились «паруса», которые создавали ощущение гармоничной цельности. Суженные окна с округленным верхом, размещаемые по два или три рядом, — также важная примета византийских построек.

Внешняя обработка зданий была всегда скромнее, чем внутреннее убранство, – это еще одна особенность византийских строений. Принципами оформления интерьеров являлись утонченность, богатство и изящество, для них использовались очень дорогие, эффектные материалы, которые производили сильное впечатление на людей.

Видео по теме

Влияние Византии на средневековую архитектуру

В средние века влияние Византии распространилось на все страны Европы, оно было политическим, экономическим и духовным. Византийский стиль в архитектуре средневековья оказался мощным ресурсом обновления.

Италия в большей мере восприняла новшества византийской архитектуры: новый тип храма и технику мозаики. Так, средневековые храмы в Равенне, на острове Торчелло, в Палермо стали знаками этого византийского влияния.

Позже тенденции распространяются и на другие страны. Так, собор в Ахене в Германии является примером византийского влияния через призму итальянских мастеров.

Однако наиболее мощное воздействие Византия оказала на те страны, которые приняли православие: Болгарию, Сербию, Армению и Древнюю Русь.

Здесь происходит настоящий культурный диалог и обмен, который приводит к значительной модернизации существующих архитектурных традиций.

Влияние Византии на зодчество Древней Руси

Всем известна история о том, как русская делегация, посетившая Рим и Константинополь в поисках подходящей религии, была потрясена красотой собора Святой Софии, и это решило исход дела. С этого времени начинается мощное перенесение традиций, текстов, обрядов на русскую землю.

Немаловажным аспектом в этом процессе является храмовое зодчество, которое активно начинает развиваться в новом виде. Византийский стиль в архитектуре храмов появился благодаря тому, что целые бригады мастеров приезжают в Древнюю Русь, чтобы возводить соборы, передавать навыки и формировать новый облик страны.

Также немало зодчих посещают Константинополь, обучаясь премудростям и хитростям строительства.

Русские мастера, начиная с 10-го века, не только перенимают византийские традиции, но и обогащают их, дополняя решениями и деталями, необходимыми местным храмам. Традиционный крестово-купольный византийский храм на Руси обрастает дополнительными нефами и галереями для большей вместимости.

Для создания построек в новом стиле появляются сопутствующие ремесленные направления: изготовление кирпича, литье колоколов, иконопись, — все это имеет византийские корни, но перерабатывается русскими мастерами в духе национального искусства.

Ярчайшим примером такой переработки является Собор Софии Премудрости Божией в Киеве, где трехнефная византийская форма становится пятинефной и еще обстраивается галереями, а пять глав дополняются еще 12 малыми главками.

Византийская модель храма

Византийский стиль в архитектуре, особенности которого мы рассматриваем, базируется на новаторской планировке храма.

Его особенности родились из чисто утилитарных потребностей: увеличение пространства храма, простое соединение купола и основания, достаточная освещенность.

Все это привело к тому, что сформировался особый тип сооружений, который впоследствии поменял всю храмовую архитектуру мира. Традиционный византийский храм имел квадратное или прямоугольное основание, крестово-купольную конструкцию.

К центральной части примыкают апсиды и галереи. Увеличение объема приводило к появлению внутри дополнительных опор в виде колонн, они разделяли собор на три нефа. Чаще всего классический храм имел одну главу, гораздо реже 5. Окна с арочным проемом объединялись по 2-3 под общей аркой.

Черты византийского стиля в русском храмовом зодчестве

Первые постройки храмов новой церкви были по русской традиции, греки не могли повлиять на них, так как свои храмы они возводили из кирпича и камня. Поэтому первое нововведение – это многоглавие, которое активно внедрялось в архитектурные решения.

Первая каменная церковь на Руси появляется в конце 9-го века и имеет крестово-купольную конструкцию. До наших дней храм не дожил, поэтому говорить о его специфике невозможно.

Для храмов на Руси очень важным был объем, поэтому уже первые зодчие были вынуждены решать проблему увеличения внутреннего пространства храма, достраивая дополнительные нефы и галереи.

Сегодня византийский стиль в России, фото построек которого можно увидеть во многих путеводителях, представлен несколькими главными регионами. Это постройки в Киеве и Чернигове, Новгородский район, Печеры, Владимир, Псковщина.

Здесь сохранилось немало храмов, которые имеют явные византийские черты, но являются самостоятельными постройками с уникальными архитектурными решениями.

Читайте также:  История развития поселка осиновая роща в санкт-петербурге

К наиболее известным можно отнести Софийский собор в Новгороде, Спасо-Преображенский собор в Чернигове, церковь Спаса на Нередице, Троицкую церковь в Печерском монастыре.

Византийский стиль в европейской архитектуре

Государство Византия, просуществовавшее более 10 веков, не могло не оставить свой след в мировой истории. В архитектуре Европы и сегодня можно увидеть зримые черты византийского наследия.

Наиболее богат заимствованиями и преемственностью период средневековья, когда зодчие берут на вооружение новаторские идеи коллег и строят храмы, например, в Италии, которая более всего оказалась восприимчивой к византийскому влиянию.

Мощное влияние на Венецианскую республику оказали художники, приехавшие из Византии, и огромное количество артефактов, привезенных сюда после захвата Константинополя. Даже собор Сан-Марко в Венеции включает немало византийских мотивов и предметов.

Не менее важную роль сыграла архитектура Византии и в эпоху Возрождения. Господствующий центрально-купольный тип сооружения, который пришел из этой страны, получает повсеместное распространение.

Черты византийских храмов можно обнаружить не только в культовых зданиях, но и в светских постройках. Зодчие, от Брунеллески до Браманте и А. Палладио.

Отчетливо видны элементы и конструктивные решения византийцев в таких знаменитых постройках, как соборы Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне, Пантеона в Париже.

Византийский стиль в европейской архитектуре как таковой не сложился, если не брать в расчет православные страны, но элементы этой системы зодчества видны до сих пор, они переосмысливаются, модернизируются, но являются той базой, на которой вырастает архитектура Европы. Византия стала местом сохранения античных традиций, которые затем вернулись в Европу и стали восприниматься ею как свои исторические корни.

Формирование русско-византийского стиля

Византийский стиль в русской архитектуре складывается в результате многовекового переосмысления и переработки идей зодчих из Константинополя. Формируется этот стиль, в котором уже на равных сосуществуют восточные и русские идеи, в середине 19-го века.

Именно тогда начинается расцвет архитектуры, в которой достижения византийских зодчих творчески переработаны, дополнены и по-новому применены.

Поэтому Византийский стиль в России 19-го века – это не копирование достижений Константинополя, а создание построек «по мотивам», с большим включением собственно русских идей.

Периодизация византийского стиля в русской архитектуре

То, что именуется в теории архитектуры не иначе как «византийский стиль», формируется в середине 19-го века. Его идеологом и пропагандистом стал архитектор К. А. Тон. Предвестники стиля появляются в 20-х годах 19-го века, они заметны в таких постройках, как Десятинная церковь в Киеве, церковь Александра Невского в Потсдаме.

Но первый период формирования стиля приходится на 40-е и 50-е годы, он особенно заметен в сооружениях А. В. Горностаева и Д. Гримма. Второй период – 60-е годы, когда в духе доминирующей эклектики создаются сооружения смело миксующие византийские и русские черты. В этот период стиль особенно виден в зданиях Г. Г. Гагарина, В. А. Косякова и Е. А. Борисова.

70-90-е годы – это время усложнения стиля, архитекторы стремятся к большему декорированию, внесению разностилевых деталей в свои постройки.

На рубеже 19-го и 20-го веков и в начале 20-го века византийский стиль в России начинает трактоваться все более вольно, объединяясь в духе наступающего модерна с другими стилями.

В 90-е годы 20-го века появляется псевдовизантийский стиль, в котором видны поздние наслоения, но угадываются исконные черты.

Отражение византийского стиля в интерьере

Стиль Константинополя особенно ярко проявлялся в оформлении внутреннего убранства построек. Для интерьеров в византийском стиле характерна богатая декорированность, использование дорогих материалов: золота, бронзы, серебра, дорогого камня, ценных пород дерева. Яркой приметой интерьеров в этом стиле являются мозаики на стенах и на полу.

Отражения византийского стиля в русской архитектуре 19-го века

Самый яркий период в архитектуре, основанной на традициях Константинополя, приходится на середину 19-го века. В это время византийский стиль в архитектуре Петербурга становится ведущим.

Ярчайшими примерами сооружений в этом стиле являются Церковь Милующей иконы Божией Матери в Галерной гавани (Косякова и Пруссака), Греческая церковь Дмитрия Солунского (Р. И. Кузьмина), Торговый дом Штоля и Шмита (В. Шретера).

В Москве это, конечно, постройки Тона: Храм Христа Спасителя, Большой Кремлевский дворец.

Византийские мотивы в архитектуре 20-го века

Постсоветский период с его реставрацией православия привел к тому, что византийский стиль в архитектуре России вновь стал актуальным. Появляются постройки в русско-византийском стиле во многих городах России. Ярким примером является Храм на Крови во имя Всех Святых в Земле Российской Просиявших в Екатеринбурге по проекту К. Ефремова.

На рубеже 20-21-го веков складывается так называемый «второй русско-византийский стиль», который появляется в новых храмовых постройках.

К нему можно отнести такие соборы, как Пантелеймоновский храм в Ижевске, Храм Рождества Христова в Омске, церковь Рождества Христова в Москве и многочисленные постройки во всех уголках страны.

Это свидетельствует о том, что идеи Византии глубоко проникли в русскую культуру и сегодня уже неотделимы от нее.

Современные постройки в византийском стиле

Современные архитекторы, особенно в храмовом зодчестве, вновь и вновь возвращаются к традициям Константинополя как источнику традиционных решений.

Они, безусловно, переосмысливаются, решаются с учетом новых технологий, но дух Византии в них ощущается. Можно смело говорить, что сегодня жив византийский стиль в архитектуре России.

Примеры тому можно найти во многих городах страны: это Храм Святых жен-мироносиц в Санкт-Петербурге, Никольская церковь в Надыме, Серафимовская церковь в Муроме и др.

Источник: fb.ru

Источник: http://monateka.com/article/122211/

«Византийский стиль» в архитектуре России середины XIX — начала XX вв. и его памятники на территории Южного региона тема диссертации и автореферата по ВАК 17.00.04, кандидат искусствоведения Кишкинова, Евгения Михайловна

Византийский стиль», понимаемый в узком смысле как архитектурное течение Нового времени, основанное на заимствовании элементов собственно византийского средневекового зодчества, является «сквозным» для русской архитектуры и играет в ней отнюдь не эпизодическую роль. Достаточно вспомнить, что его элементы появляются впервые в XVIII веке, а последний по времени храм достраивается в Москве в 2002 г. Будучи не в состоянии соперничать с «русским стилем», «византийский», однако, является тем ответвлением, стремящимся к первоистокам, от магистрального пути поиска «национального стиля», которое имеет аналоги за рубежом. Вместе с тем только в России оно получает полноценное развитие, несмотря на то, что, к примеру, в Греции именно с ним была связана идея возрождения национальной архитектуры.

Отметим сразу, что под «византийским стилем» мы имеем в виду современное значение этого термина и оставляем за скобками как опосредованные византийские влияния, связанные с продолжительным господством в храмовом зодчестве крестово-купольной системы и с теологической символикой, т.е. со структурными особенностями храмов, так и то, что, в силу неразработанности проблемы отношения русской и византийской архитектуры, причисляли к «византийскому стилю» в середине и второй половине XIX века — прежде всего «русско-византийский» стиль. Последний, получивший широкое распространение благодаря творчеству К.А.Тона, при всей символической декларативности и условности в нем византийского начала, был принципиально важной вехой не только в становлении «русского стиля», но и в осмыслении истоков национального зодчества.

В современном искусствознании для обозначения исследуемого явления применяются различные определения — «византийский стиль», «ново(нео)византийский стиль», «византизм (византинизм)». Сам термин «византийский стиль» до сих пор используется неоднозначно. Так, Е.И.Кириченко обозначает этим понятием как течение второй половины XIX столетия, опирающееся, начиная с Д.И.

Гримма, на византийские образцы, так и, следуя традиции XIX в., направление второй четверти XIX в., историко-политические и философские корни которого она подробно анализирует и у истоков которого стоят В.П.Стасов и К.А.Тон [79. С.81-89,141].

Нам представляется более целесообразным сохранение для этого последнего термина «русско-византийский стиль», для первого же мы находим предпочтительным определение «византийский стиль», т.к. обозначение «ново(нео)ви-зантийский» автоматически сужает хронологические рамки явления по аналогии с «неорусским стилем», относимым лишь к рубежу XIX и XX веков.

Напротив, определение «византизм (византинизм)» допускает возможность расширительного толкования, ибо оно применимо не только к искусству, но и к философии, политике и т.д.

В литературе второй половины XIX в. определение «византийский стиль» уже использовалось в узком смысле [1, 26, 107].

В своем становлении «византийскому стилю» пришлось столкнуться с объективными трудностями. В отличие от «русского стиля», «рабочий материал» для «византийского» находился не только на значительном территориальном, но и несравнимо большем временном удалении.

Если принадлежащие русской традиции художественно значимые постройки еще продолжали возводиться в начале XVIII века и находились «перед глазами» архитекторов, то на территории страны связанные, пусть и опосредованно, с византийской (впрочем, уже изначально адаптированной к местной почве) — ограничивались гораздо более ранним временем (для территории собственно Руси — XI в.).

Кроме того, внешние формы многих из них были существенно изменены стилистически последующими перестройками, и реконструкция их первоначального вида входила в задачи «художественной археологии» и позднейших научных исследований. Последнее живое и плодотворное соприкосновение с византийской живописью относилось к XIY веку. Знакомство с памятниками на территории бывшей Византийской империи было затруднено по политическим причинам.

И тем не менее обаяние Византии в XIX веке, после длительного перерыва, снова стало мощной притягательной силой.

Было начато движение к признанию за византийским наследием того места, которое ныне оно по праву занимает в мировой культуре. В частности, влияние византийской храмовой архитектуры на православный, католический, мусульманский мир можно сопоставить по глубине, длительности и масштабам только с влиянием архитектуры античной, наследницей которой она в определенной степени являлась.

Развиваясь в период обретения самостоятельности на фоне перехода от позднего романтизма к эклектике, «византийский стиль», естественно, оказался в зависимости от этих крупных фаз эволюции архитектуры. В современной литературе термины «эклектика» и «историзм» часто используются как синонимы.

А.В. Иконников придерживается «расширительного» толкования историзма как тенденции, начинающейся с эпохи Возрождения и определяющейся «обращением к культуре прошлого . для решения проблем настоящего» [60. С. 10]. Напротив, Е.И.

Читайте также:  Русская дуэль – история отечественного предрассудка

Кириченко более широкое значение придает термину «эклектика», а «историзм»рассматривает как ее этап, выделяя следующие периоды: 1800-1810-е гг. — зарождение, конец 1820-х — 1840-е — зрелость романтической фазы эклектики, 1850-1860-е — угасание ее и развитие историзма, 1870-1890-е — полный расцвет историзма.

В рамках историзма Кириченко выделяет эклектизм, понимаемый как смешение разностилевых заимствований, и стилизаторство, предполагающее выдержанность здания в едином стиле [77]. В.Г.

Лисовский предпочитает «историзм» в более широком и «эклектику» в более узком смысле, справедливо подчеркивая принципиальное отличие историзма в рамках классицизма, романтизма и эклектики и разграничивая два варианта метода эклектики — близость к оригиналу на раннем этапе и большую самостоятельность в отношении к нему на позднем [110. С. 109-110]. А.Л.Пунин обозначает метод эклектики середины XIX в. как «ретроспективное стилизаторство» в противоположность последней трети века, когда получает развитие «эклектический стиль» внутри эклектики [140. С.330; 141. С.234.].

В нашу задачу не входит обзор широкого спектра мнений по этой сложной проблеме. Отметим лишь, что ряд этапов развития «византийского стиля» естественно синхронизирован с периодами, объективность существования и самостоятельность которых об-щепризнана, причем мы придерживаемся «узкой» трактовки понятия эклектики и тезиса о двух фазах последней.

С другой стороны, «византийский стиль» соприкасается с эволюцией «русского», периодизация которого, при единстве оценок магистральной линии развития, в деталях отличается у разных авторов.

Последняя по времени периодизация на основе анализа архитектурных форм «русского стиля» от барокко до «национального романтизма» начала XX века изложена в монографии В.Г.Лисовского [110].

Находясь хронологически в тех же рамках, «византийский» вместе с тем на целом ряде этапов отнюдь не «калькирует» развитие «русского».

История изучения «византийского стиля», как и других «неостилей», не так уж длинна. В 1970-х гг. в работе Е.И. Кириченко он был обозначен как самостоятельно существующее с 1860-х гг. одно из направлений поиска «национального стиля», намного уступающее в распространенности «русскому».

Кириченко выделила знакомство архитекторов с подлинными памятниками, политические идеи панславизма и преемственности Константинополя и Москвы как факторы, способствовавшие становлению этого направления, подчеркнула «византийский» характер херсонесского храма Д.И.Гримма и «византийские» черты в постройках Горностаева.

Она справедливо отметила использование «византийского стиля» преимущественно в храмовом зодчестве [78].

В целом направлению, как, впрочем, и остальным «неостилям» эклектики, была дана весьма сдержанная оценка: «По точности воссоздания деталей, а в целом — и по верности восприятия византийской схемы базилики или купольного храма постройки «византийского» стиля не уступали другим.» направлениям в эклектике [78. С. 157].

Почти одновременно Е.А.Борисова также обращается к характеристике «византийского стиля».

Причины появления она дополняет свойственным романтизму интересом к Востоку, частью которого была Византия, признанием роли Византии как предтечи древнерусской архитектуры, желанием воссоздать увиденное во время войн на Балканах в связи со стремлением увековечить успехи в этом регионе.

Автор отмечает и неопределенность понятия «византийский», выражающего идеи государственности и официального православия. Борисова подчеркивает роль Г.Г.Гагарина в исследовании византийского искусства, первыми постройками византийского стиля» называет храмы Р.И.Кузьмина в Петербурге, Д.И.Гримма в Херсонесе и Тифлисе.

«Археологизированное направление» «византийского стиля» от Кузьмина и Гримма до В.А.

Косякова противостоит тоновскому «русско-византийскому стилю», оставаясь, впрочем, столь же официальным, предполагавшим «максимально точное воспроизведение отдельных деталей и форм «византийского стиля» при все более свободном применении композиционных и конструктивных приемов» [16. С. 121].

Автор отмечает распространение храмов «византийского стиля» в пограничных районах и, обозначив первые и последние по времени памятники, относительно остальных замечает: «Анализ отдельных сооружений этого типа даже не представляется необходимым, поскольку все они в той или иной степени придерживались заранее заданной схемы.» [16. С.120-121].

Термин «археологизирован-ный», использованный Борисовой, кажется нам весьма удачным, однако применимым лишь к этапу конца 1850-х — 1860-х гг. Сходных позиций почти двадцать лет спустя придерживается А.В.Иконников, отмечающий, что поздние произведения «византийского стиля» (В.А.Косякова и А.Н.Померанцева) «трактованы несколько более свободно, но формы их дробны» [60. С.286]. Впрочем, и он не склонен высоко оценивать памятники исследуемого направления: «Постройки эти воспроизводят общие схемы и мотивы византийских храмов, но, как и в произведениях Тона, форма их приведена к жесткой, лишенной жизни «правильности» [60. С.284], хотя признает достоинства соборов в Кронштадте и Софии.

Негативное отношение к «византийскому стилю» постепенно преодолевается. В статьях и монографиях 1980-х-1990-х гг., посвященных творчеству отдельных архитекторов, отдавших ему дань в своих работах, или общим проблемам зодчества этого периода, «византийские» памятники получают более взвешенные и объективные оценки. Таковы статьи В.Г.Лисовского [111], А.А.Орлова [127] о Н.Н.Никонове, В.Г.

Исаченко о братьях Кося-ковых [62], Н.С.Кутейниковой о В.А.Косякове [103], В.Г.Лисовского и Т.И.Шевцовой «Русская архитектура за рубежом» [113], книга Т.Н.Николаевой «Виктор Шретер» [124]. Высказывается мнение, что только в России «византийский стиль» оформляется как национальный [103, 127]. В монографии В.С.Горюнова и М.П.

Тубли «Архитектура эпохи модерна» «византийское возрождение» впервые рассматривается в международном аспекте [42]. Материал об изучении русскими коллекционерами, искусствоведами и архитекторами в XIX — начале XX вв. византийских, закавказских и домонгольских русских памятников изложен в сборнике «Византиноведение в Эрмитаже» [27], в монографии И.Л.

Кызла-совой [104], а также в ряде статей и посвященной Академии художеств монографии В.Г.Лисовского [108, 109, 112].

В эти же годы увидел свет ряд статей, исследующих непосредственно «византийский стиль»: «Византинирующее направление в русской архитектуре XIX века» А.Л.

Пунина, в которой раскрывается обособление, в результате углубления научных исследований, «византийского стиля» и направления, базирующегося на воспроизведении мотивов закавказской архитектуры [142], и «Византийское возрождение» в Петербурге» В.С.Горюнова и Е.Г.Бакусовой [41].

В последней работе анализ «византийских» храмов дан в контексте национально-романтического направления модерна и в связи с общеевропейским обращением к Византии, вызванным, в частности, интересом к теологии и архитектуре раннего Средневековья.

Из последних по времени публикаций привлекают особое внимание статьи Ю.Р.Савельева. Так, в работе «Образы «второго

Рима» в храмовом зодчестве России XIX — начала XX века» впервые развернута широкая панорама памятников «византийского стиля» на территории Российской империи [148].

Эта публикация содержит заостренно-положительную оценку направления в целом: «Церковное зодчество византийского стиля в архитектуре России второй половины XIX — начала XX века представляет уникальное явление в мировой художественной культуре, ибо нигде не было достигнуто столь органичного и обширного создания храмов в этой исторической стилистике» [148. С.56].

Статья этого же автора «Византийская стилистика в русской архитектуре XIX — XX вв.» касается проблем накопления научных знаний о средневековом зодчестве в связи с архитектурной практикой [147].

Проблемам монументальной храмовой живописи второй половины XIX — начала XX вв. посвящено не столь значительное число публикаций. Прежде всего следует назвать «Русский стиль» Е.И.

Кириченко, в котором определены основные моменты, отличающие росписи второй половины XIX — начала XX века от предшествующих (сокращение числа росписей, повторение выдающихся композиций, появление копий станковых картин, широкое введение неканонических исторических сюжетов, русских святых и т.д.

) и обозначены такие течения в монументальной живописи, как васнецовско-нестеровское, сочетающее академизм и новые тенденции, затем связанное с древними традициями Палеха, Мстеры и Холуя и, наконец, архаизирующее, представленное работами Н.К.Рериха [79. С.323 и далее]. Н.В.

Удралова в статье «Некоторые направления в русской монументальной храмовой живописи второй половины XIX — начала XX в.» выделяет поздний академизм и подражания ему, васнецовско-нестеровское направление, интерпретации древнерусской живописи в духе модерна и ряд ансамблей, созданных одним художником [163]. Отметим также ряд статей Н.С.

Кутейниковой о религиозной живописи [102] и книгу М.Г.Неклюдовой «Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX — начала XX веков», в которой автор дает обстоятельный стилистический анализ монументальной живописи этого периода во всей сложности питавших ее источников [119].

Вопросы, связанные с историей постройки и стилистикой архитектуры и живописи храмов Южного региона, с разной степенью полноты затронуты в литературе искусствоведческого и ис-торико-краеведческого характера, посвященной местным памятникам.

Среди этих изданий встречаются публикации различного уровня — от фундаментальных работ («Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР» и др.) [3, 4, 22, 121, 132, 168, 177] до содержащих очевидные ошибки — вплоть до отнесения Вознесенских соборов Алагира и Новочеркасска к классицизму [51, 99].

Наряду с этим привлекались и публикации, посвященные памятникам, находящимся вне Южного региона [59, 67, 118, 130, 165, 174].

Обширную информацию содержат исследования, современные изучаемым памятникам.

Это и статьи, посвященные общим проблемам архитектурной теории и практики, отношению к наследию прошлого, затрагивающие, в частности, и вопросы «византийского стиля», широко публиковавшиеся в «Архитектурном вёстнике», «Зодчем», «Неделе строителя», «Строителе», и представленные в этих же изданиях статьи и заметки, характеризующие конкретные проекты и ход строительства целого ряда храмов [1, 6, 18, 26, 43, 52, 172]. В ряде публикаций выявляются, с одной стороны, устремления авторов проектов, с другой — отношение к постройкам, весьма различное по тональности — от всеобщего признания, каким были встречены собор в Херсонесе и другие проекты Д.И.Гримма [1, 43], до уничтожающей критики, которой подверг А.Н.Бенуа киевский Владимирский собор [13.С.194-199]. Ценный материал о «византийских» храмах дает «Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века» Г.В.Барановского [10]. Упоминания о ряде памятников содержатся в подготовленном им же «Юбилейном сборнике сведений о деятельности бывших воспитанников института гражданских инженеров» [11] и в издании «Россия в ее прошлом и настоящем», приуроченном к 300-летию дома Романовых [144].

Отдельный и представляющий большой интерес «пласт» дореволюционной литературы — книги, повествующие об истории строительства, архитектуре и убранстве отдельных наиболее известных храмов региона.

Целый массив изданий посвящен киевскому Владимирскому собору [14, 47, 101, 156, 157], имеются также иллюстрированные подробные описания новочеркасских собора [107] и церкви [134, 135], астраханского [131], краснодарского [48] соборов, материалы об убранстве Никольского, храма на кладбище в Севастополе [2], издания, посвященные истории севастопольского, херсонесского, новоафонского соборов [117, 163, 65]. Использована также местная периодика [21, 49, 54, 96, 97].

Источник: http://www.dissercat.com/content/vizantiiskii-stil-v-arkhitekture-rossii-serediny-xix-nachala-xx-vv-i-ego-pamyatniki-na-terri

Ссылка на основную публикацию