Набережная мойки санкт-петербурга — маленький поэтический уголок культурной столицы

Звездные квартиры в центре культурной столицы

Центр культурной столицы густо населен известными певцами, легендарными актерами и популярными политиками, но мало кто знает, в каком из многочисленных домов исторической части города живут народные герои. Итак, где же нужно выгуливать собаку, чтобы столкнуться с собакой театральной или эстрадной знаменитости? Для Вас мы собрали список из девяти звездных адресов нашего города.

Михаил Боярский
Набережная Мойки, 31

Наверное, один из самых известных для петербуржцев «звездный дом» — это шикарное шестиэтажное здание на Мойке, так называемый «Дом Боярского».

О нем не слышал только ленивый, а городские гиды во время обзорных экскурсий на речных трамвайчиках всегда сообщают туристам, что, мол, здесь и живет знаменитый петербургский мушкетер.

Кстати, дом славен не только этим: когда-то в нем жил первый мэр города Анатолий Собчак.

Анастасия Волочкова
Итальянская, 4

Дом Жако на пересечении Итальянской и улицы и площади Искусств, построенный в начале 19 века, пережил нескольких именитых владельцев (среди которых — дипломат и тайный советник Яков Дашков), арт-кабаре «Бродячая Собака» и советские коммуналки.

Сейчас в здешних подвалах уже не собирается литературная элита: здание примечательно, во-первых, своей историей, а во-вторых, тем, что здесь живет российская балерина Анастасия Волочкова.

Поговаривают, экс-прима Большого театра сделала себе настолько пафосный ремонт, что сейчас не может продать свою огромную видовую квартиру в центре Петербурга, хотя и нуждается в деньгах.

Анастасия Мельникова
Набережная Мойки д.1

Актриса Анастасия Мельникова живет в самом центре Петербурга, в доме, где когда-то выросла, на одной из набережных Санкт-Петербурга в старом доме с видом на Марсово поле и Храм Спаса-на-Крови. Дом, построенный в 20-х годах XIX века по проекту архитектора Адамини, является памятником архитектуры классицизма.

Людмила Нарусова и Ксения Собчак
Набережная Мойки, 31

Огромная квартира на Мойке, окна в окна с Музеем-квартирой Александра Сергеевича Пушкина — это дом родителей Ксении — Анатолия Собчака и Людмилы Нарусовой. По количеству антикварной мебели жилище Людмилы Нарусовой (мама Ксении) вполне может соперничать с музеем-квартирой А.С. Пушкина.

Борис Гребенщиков
Невский, 88

Здание в стиле классицизма, среди знатоков города известное как Дом помещицы Ольги Кушелевой, сегодня примечательно еще и тем, что здесь живет отец русского рока и лидер группы «Аквариум» Борис Гребенщиков.

Дом был построен в середине 19 века и слегка протюнингован в начале 20го: тогда архитектор Хренов добавил ему огромную арку в стиле модерн. В свое время здание также облюбовали декаденты: здесь находились редакции журналов, печатающих произведения символистов.

Сейчас в этом доме, помимо элитных квартир, находятся мини-отели, японские рестораны и секс-шопы.

Алиса Фрейндлих
Рубинштейна, 11

Улица Рубинштейна всегда славилась множеством одаренных квартирантов: здесь жил Сергей Довлатов, Аркадий Райкин, Антон Рубиншейн и многие другие «звезды».

Сегодня в народе особенно известно большое, но изящное здание под номером 11: там живет великая советская актриса Алиса Бруновна Фрейндлих.

В юбилей народной артистки дом посетил сам Владимир Путин: как говорят жильцы, в честь этого работники жилконтроы даже починили в парадном почтовые ящики и вкрутили лампочки.

Владимир Путин
Басков переулок 12

Здание под номером 12 в небольшом переулке, проходящем от улицы Короленко до Фонтанной — это бывший особняк баронессы Луизы фон Таубе и по совместительству — первый дом нынешнего президента России Владимира Путина.

Именно сюда из роддома привезли будущего главу государства: семья Путиных жила здесь в двадцатиметровой комнате в коммуналке на четвертом этаже. Само здание было сильно потрепано бомбежками, а ванны и горячей воды не было: будущий президент с родителями по выходным ходил мыться в Некрасовские бани.

Кстати, в 2011 году городские общественники даже предлагали губернатору Георгию Полтавченко переименовать переулок в «улицу Путина».

Юрий Шевчук
Моховая, 26

Величественное пятиэтажное здание в стиле эклектики — Дом Мелихова — было построено в начале 20 века и повидало множество известных жильцов. В свое время здесь квартировались музыкальный критик Владимир Стасов, композитор Михаил Глинка и украинский поэт Тарас Шевченко.

Здание также интересно тем, что на его стенах сохранился фамильный герб одного из владельцев царских времен: на фасаде можно увидеть двух казаков, попирающих голову в чалме (символ победы христиан над мусульманами).

Сейчас в этом доме проживает советская и российская рок-звезда: лидер группы ДДТ Юрий Шевчук.

Виталий Милонов
Переулок Антоненко, 3

В нескольких шагах от Садовой, в небольшом переулке Антоненко в доме номер 3 находится квартира одного из самых известных петербургских политиков — Виталия Валентиновича Милонова, которого в СМИ периодически называют «гееборцем» за инициацию закона о защите детей от вредной информации. В позапрошлом году соседи парламентария жаловались городским СМИ на то, что Милонов во время ремонта залил их горячей водой. Сам народный избранник, кстати, категорически отрицал свою причастность к потопу.

http://www.peterburg.ru

Источник: https://evspb.ru/zvezdnye-kvartiry-v-centre-kulturnoj-stolicy/

6.70 «Петербург. Набережная Мойки», кольцо

Главная / Каталог / Материалы / Серебро без золочения / 6.70 «Петербург. Набережная Мойки», кольцо

2500 ₽

Серебряные кольца, повторяющие рисунки решёток рек и каналов северной Столицы.
… отныне ваше сердце будет биться в унисон с сердцем нашего прекрасного города!
Кольцо «Петербург. Река Мойка» артикул 6.70

Мойка протекает в центральном районе города, берет свое начало в реке Фонтанке, возле Летнего сада, и впадает в Неву. . В начале XVIII века она представляла собой тинистую, застойную речку. В 1711 году эту речку (тогда она называлась Мья) соединили с Безымянным ериком (Фонтанкой), а в середине XVIIIвека вычистили, берега обшили тесом, а позже одели камнем.

Название Мойка неоднократно привлекало внимание историков Санкт-Петербурга. Название «Мойка» произошло от старинного наименования — Мья (маленькая речка). Возможно, здесь имело место влияние звукового сходстваслова «мья» с русским «мыть», «мою», «мойка» и другими.

В1960 г. построили гранитную банкету у Михайловского сада, а в 1975 г. — набережную от Английского проспекта до реки Пряжки.

Здесь сказалось звуковое сходство слово «мья» с русскими словами «мыть», «мойка» и т. д. Правда, в некоторых источниках упоминается и другое наименование речки, от которого и могло произойти современное название — Муяйоки (Грязная река).

Благодаря тому, что набережная проходит через исторический центр города, ее берега буквально усыпаны различными историческими достопримечательностями. Красивые пейзажи по обеим сторонам реки и обилие мостов делают ее самым поэтическим местом в Санкт-Петербурге.

***

Воды Мойки холодной, смещаясь от Пушкина к Блоку,
Чьи дома расположены, вроде бы, неподалёку,
Протекают неспешно через Девятнадцатый век,
Мимо Новой Голландии с кладкой петровской старинной,
Мимо окон юсуповской, пахнущей смертью гостиной,
К сумасшедшему дому направив невидимый бег.
А. Городницкий

***

…А на Мойке поэта шаги
Всё звучат сквозь лавину времен
Так быстры , грациозны , легки …,
Словно в «Оперу» выскочил он !
Н. Смирнова

***

Легкий мостик над Мойкой, парит.
Ни за что не поверить, что камень
Так воздушно, так хрупко летит
Над родными тебе берегами.

Нет в нем тяжести, мысли, труда,
Нет насилья над зреньем и слухом;
Скажет путник, пришедший сюда:
«Как взойти мне на мостик из пуха?!»

Наталья Гранцева

  • Выбрать опции
  • Выбрать опции
  • Выбрать опции
  • Добавить в корзину
  • Источник: https://filart.su/shop/kolco-peterburg-naberezhnaya-moyki/

    Открытая книга

    Давно стихами говорит Нева.

    Страницей Гоголя ложится Невский.

    Весь Летний сад — Онегина глава.

    О Блоке вспоминают Острова,

    А по Разъезжей бродит Достоевский.

    С.Я.Маршак

    Герои Н.В. Гоголя 

    Нос Майора Ковалева   Подробнее на странице «Памятники литературным героям»
    Адрес: Санкт-Петербург, пр. Вознесенский, д. 36/11.

    Именно здесь, по Гоголю, жил майор Ковалев, когда нос «сбежал» впервые. «Нос» — повесть, написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1832-1833 годах. Герой повести — Коллежский асессор Ковалёв неожиданно проснулся утром без носа.

    Памятная доска появилась в 1995 году по инициативе писателя, актера и режиссера В. Жука. Архитектор В.Б. Бухаев, скульпторы: Р. Л. Габриадзе, В. Н. Аземша . Памятник изготовлен из розового украинского мрамора.

    Памятник, чей вес превышает 100 кг, в 2002 году был похищен, и обнаружен только летом 2003 года, на лестничной площадке жителями дома № 15 по Средней Подьяческой улице. «Беглеца» водворили на прежнее место.

    На этот раз при установке памятника использовали более прочные крепления.

    Нос Майора Ковалева
    Адрес: Санкт-Петербург, пер. Чернорецкий, д. 2.

    После похищения Носа с Вознесенского проспекта по инициативе руководства Музея городской скульптуры скульптор В. Панфилов сделал авторскую копию памятника.

    Так появилось повторение барельефа, отличающееся от оригинала уменьшенным размером и добавленной на кончик Носа бородавкой.

    Когда новенький Нос уже хотели вывесить на законном месте, нашелся старый и новенький Нос вывесили на фасаде административного здания Музея городской скульптуры.

    Нос
    Адрес: Санкт-Петербург, наб. Университетская, д. 11.

    Еще один памятник Носу, расположился в Парке современной скульптуры во дворе филологического факультета СПбГУ 23 мая 2008 года в традиционный день филолога и востоковеда. Этот Нос — в шинели, с тростью и шляпой. Автор этой скульптуры — Тимур Юсупов. Он сумел соединить в памятнике сразу три гоголевские повести: «Нос», «Шинель» и «Невский проспект», который располагается под ногами Носа.

    На каких улицах города проживали герои повести «Нос»?
    Коллежский асессор Ковалев жил на Садовой улице, а цирюльник Иван Яковлевич на Вознесенском проспекте. Более точного адреса персонажей автор повести не дает. Однако можно предположить, что цирюльня Ивана Яковлевича находилась неподалеку от Садовой, которую пересекал Вознесенский проспект.

    Где жил приятель Хлестакова — героя комедии «Ревизор»?
    Герой комедии «Ревизор» Хлестаков пишет письмо своему приятелю Тряпичкину и выводит на конверте: «Его благородию, милостивому государю Ивану Васильевичу Тряпичкину, в Санкт-Петербурге, в Почтамтскую улицу, в доме под нумером девяносто седьмым, поворотя на двор, в третьем этаже направо».

    Где, скорее всего, был ограблен герой повести «Шинель»?
    Автор не называет ни адреса дома Башмачкина, ни департамента, в котором он столь усердно служит.

    Башмачкин идет из светлого и шумного центра Петербурга, постепенно погружаясь в темноту и запустение окраины города.

    Можно представить, что Башмачкин возвращался к себе домой по длинной Садовой улице и был ограблен на Покровской площади.

    Герои Ф.М. Достоевского 

    Литературные адреса романа «Преступление и наказание» (1866)

    Дом Раскольникова
    Адрес: Санкт-Петербург, ул. Гражданская, д. 19/пер. Столярный , д. 5.

    Родион Романович Раскольников — главный героя романа, «…был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Весь его вид отображал бедность и нищету. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу.

    На голове у Раскольникова была шляпа: высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону».
    Квартира, в которой снимал комнату Раскольников, расположена на последнем этаже четырехэтажного дома, прямо под самой крышей. Как в романе, на чердак ведут знакомые 13 ступенек.

    Угловую часть дома с 1999 года украшает горельеф «Дом Раскольникова».

    Дом старухи-процентщицы
    Адрес: Санкт-Петербург, ул. Средняя Подьяческая, д. 15А.

    Старуха-процентщица — Алена Ивановна, «…сухая старушонка, лет 60-ти, с вострыми и злыми глазками с маленьким вострым носом», которую описал в своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский, обитала в доме № 15 по Средней Подьяческой улице. Квартира располагалась во втором узком дворе. До дома, где жил Раскольников надо пройти 730 шагов.

    Дом Сонечки Мармеладовой
    Адрес: Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, д. 73.

    Софья Семеновна Мармеладова — героиня романа, девушка «малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами».

    Неподалеку от дома Раскольникова и старухи-процентщицы, в доме №73 по набережной канала Грибоедова находится квартира Сонечки Мармеладовой. В романе дом был трехэтажным, а в советские годы зданию надстроили еще один этаж.

    Сонечка обитала именно на третьем этаже, соседствуя с еще одним персонажем романа — Свидригайловым.

    Читайте также:  Санкт-петербург с высоты птичьего полета - фотографии живописных видов петербурга

      
    Литературные адреса романа «Идиот» (1867 – 1869)   

    Варшавский вокзал

    Адрес: Санкт-Петербург, наб. канала Обводного, д.118.Князь Лев Николаевич Мышкин – главный герой романа, «молодой человек , лет двадцати шести или двадцати семи, роста немного повыше среднего, очень белокур, густоволос, со впалыми щеками и с легонькою, востренькою, почти совершенно белою бородкой. Глаза его были большие, голубые и пристальные; во взгляде их было что-то тихое, но тяжелое, что-то полное того странного выражения, по которому некоторые угадывают с первого взгляда в субъекте падучую болезнь. Лицо молодого человека было, впрочем, приятное, тонкое и сухое, но бесцветное, а теперь даже досиня иззябшее». На Варшавский вокзал прибыл поезд с князем Мышкиным и его попутчиками — Рогожиным и Лебедевым. Отсюда князь Мышкин отправился к Вознесенскому проспекту, а дальше, на извозчике, к дому генерала Епанчина.

    « В конце ноября, в оттепель, часов в девять утра, поезд Петербургско-Варшавской железной дороги на всех парах подходил к Петербургу. Скоро шумная ватага удалилась по направлению к Вознесенскому проспекту. Князю надо было повернуть к Литейной. Было сыро и мокро; князь расспросил прохожих, — до конца предстоявшего ему пути выходило версты три, и он решился взять извозчика».

    Дом генерала Епанчина
    Адрес: Санкт-Петербург, пл. Преображенская.

    Иван Фёдорович Епанчин — герой романа, генерал, жена его была дальней родственницей князя Мышкина. «Слыл он человеком с большими деньгами с большими занятиями и с большими связями.

    человек без образования и происходит из солдатских детей; последнее, без сомнения, только к чести его могло относиться, но генерал, хоть и умный был человек, был тоже не без маленьких, весьма простительных слабостей и не любил иных намеков».

    Достоевский не указывает точного адреса дома семейства Епанчина.

    Известно только, что «Генерал Епанчин жил в собственном доме, несколько в стороне от Литейной, к Спасу Преображения», часть дома отдавал внаем, «жил во втором этаже» и занимал «помещение по возможности скромное, хотя и пропорциональное своему значению». Автор статьи «Литейная часть» Р. Азарова (журнал «Нева», № 1 за 1975 год) предполагает, что домом Епанчина может быть дом № 2 по Манежному переулку.

    Дом Рогожина
    Адрес: Санкт-Петербург, ул. Гороховая.

    Парфён Семёнович Рогожин — герой романа, купец, получивший большое отцовское наследство. Он «был небольшого роста, лет двадцати семи, курчавый и почти черноволосый, с серыми, маленькими, но огненными глазами.

    Особенно приметна была в этом лице его мертвая бледность, придававшая всей физиономии молодого человека изможденный вид, несмотря на довольно крепкое сложение, и вместе с тем что-то страстное, до страдания, не гармонировавшее с нахальною и грубою улыбкой и с резким, самодовольным его взглядом».

    Князь Мышкин с ним познакомился в вагоне поезда, возвращаясь из Швейцарии в Россию, и от него услышал впервые о Настасье Филипповне.
    Исследователи творчества Достоевского расходятся во мнениях, о том, где же именно находится дом Рогожина.

    Вот что об этом сказано в романе: «Он знал про дом, что он находится в Гороховой, неподалеку от Садовой…». Таким увидел этот дом князь Мышкин: «Дом этот был большой, мрачный, в три этажа, без всякой архитектуры, цвету грязно-зеленого.

    Подойдя к воротам и взглянув на надпись, князь прочел: «Дом потомственного почетного гражданина Рогожина»». Под описание подходят несколько домов — №37, 41 и 43. Н. А. Синдаловский в книге «Словарь Петербуржца» указывает на дом №38.

    Дом Настасьи Филипповны
    Адрес: Санкт-Петербург, пр. Загородный, д. 20/ул. Разъезжая, д. 1.

    Настасья Филипповна Барашкова — главная героиня, «необыкновенной красоты женщина», вокруг нее развивается сюжет романа. Князь Мышкин впервые видит её в день, когда ей исполнилось 25 лет.

    «Она была сфотографирована в чёрном шёлковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона; волосы, по-видимому, тёмно-русые, были убраны просто, по-домашнему; глаза тёмные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерно.

    Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна…»
    Настасья Филипповна, жила «…в первом этаже близ Владимирской, у Пяти углов». Домом Настасьи Филипповны считается дом на углу Загородного проспекта и Разъезжей улицы.

    В начале 1840-х годов в этом доме жили Панаевы — Иван Иванович Панаев и Авдотья Яковлевна Панаева. Известно, что Достоевский был влюблен в Панаеву, и некоторых своих героинь наделил чертами Панаевой, в том числе Настасью Филипповну и «поселил» ее в доме, где познакомился с Панаевой.
     

    Герои А.С. Пушкина

    Литературные адреса повести «Пиковая дама» (1834)

    Дом «Пиковой дамы»
    Адрес: Санкт-Петербург, ул. Малая Морская, д. 10.

    Графиня Анна Федотовна — героиня повести, восьмидесятилетняя старуха, хранительница тайны «трех карт».

    «Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему».

    В  доме № 10 по Малой Морской улице жила княгиня Наталья Петровна Голицына — прототип главной героини повести А. С. Пушкина «Пиковая дама».

    Обуховская больница
    Адрес: Санкт-Петербург, наб р. Фонтанки, д. 106.

    Германн — главный герой повести «Пиковая дама», военный инженер, вынужденный жить на небольшое жалованье, готов на все, лишь бы овладеть тайной трех карт. Призрак графини открывает ему желанную тайну.

    Начав выигрывать, в конце игры Германн все проигрывает.
    «Германн сошел с ума.

    Он сидит в Обуховской больнице в 17-м нумере, не отвечает ни на какие вопросы и бормочет необыкновенно скоро: «Тройка, семерка, туз! Тройка, семерка, дама!..».

    Мостик Лизы
    Адрес: Санкт-Петербург, наб. Дворцовая, Эрмитажный мост.

    Лизавета Ивановна — героиня повести «Пиковая дама», молодая девушка, бедная воспитанница графини, помогающая главному герою Германну проникнуть в спальню старой графини, чтобы выведать тайну трех карт.
    Эрмитажный мостик через Зимнюю канавку часто называют именем героини «Пиковой дамы».

    Но это название пришло не из повести Пушкина, а из оперы Чайковского «Пиковая дама». В заключение повести читатель узнает, что Лизавета Ивановна вышла замуж «за очень любезного молодого человека». По сюжету оперы, Лиза, не дождавшись свидания с Германном на Эрмитажном мостике, бросается в воду.

     

    Литературные адреса поэмы «Медный всадник» (1833)

    Дом со львами
    Адрес: Санкт-Петербург, пр. Адмиралтейский, д.12.

    Евгений — герой поэмы, бедный молодой служащий, мечтающий о женитьбе на любимой девушке Параше. «Злое бедствие» — страшное петербургское наводнение разрушило его жизнь. А. С. Пушкин описал реальное наводнение 1824 года.

    Евгений спасается от разбушевавшейся стихии на высоком крыльце дома князя Лобанова-Ростовского, где стояли мраморные сторожевые львы. На одном из этих львов Евгений сидел до тех пор, пока вода не спала.

    Тогда, на площади Петровой, Где дом в углу вознесся новый, Где над возвышенным крыльцом С подъятой лапой, как живые, Стоят два льва сторожевые, На звере мраморном верхом, Без шляпы, руки сжав крестом, Сидел недвижный, страшно бледный,

    Евгений…

    Коломна  Евгений живет в Коломне – историческом районе Санкт-Петербурга, в западной части его центра, между реками Большой Невой, Мойкой, Фонтанкой и Крюковым каналом. …Наш герой

    Живет в Коломне; где-то служит…

    Литературный адрес романа в стихах «Евгений Онегин» (1823—1831)

    Ресторан Talon
    Адрес: Санкт-Петербург, пр. Невский, д. 15.

    Евгений Онегин – герой романа, молодой дворянин, родился и вырос в Петербурге, «острижен по последней моде; Как dandy лондонский одет». Онегин ведет богемный образ жизни, разъезжает по балам и праздникам. А. С.

    Пушкин подробно описывает реальные места в Петербурге, которые посещает Онегин. Ресторан Talon действительно существовал по этому адресу до весны 1825 года. Этот ресторан был одним из самых модных и дорогих в Петербурге.

    К Talon помчался: он уверен, Что там уж ждет его Каверин. Вошел: и пробка в потолок,

    Вина кометы брызнул ток 

    Литературный адрес повести «Станционный смотритель» из цикла «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина» (1830)

    Демутов трактир
    Адрес: Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 40.

    Самсон Вырин – герой повести, старик, бедный смотритель почтовой станции, «сущий мученик четырнадцатого класса». Его единственная дочь Дуня, его надежда и опора, тайком уехала с малознакомым гусаром. «…Старик смотритель был безутешен, когда узнал, что его дочь Дуню увёз проезжий гусар. Самсон Вырин слёг.

    Когда стало ему чуть полегче, пустился он на поиски дочери. Ротмистр следовал в Петербург, и Вырин направился в столицу. «Вскоре узнал он, что ротмистр Минский в Петербурге и живёт в Демутовом трактире.

    Смотритель решил к нему явиться…»

    Демутов трактир — популярная гостиница, просуществовавшая более ста лет, в номерах которой часто останавливался А. С. Пушкин.

     

    Источник: http://gramotey.moy.su/publ/peterburg_literaturnyj/adresa_literaturnykh_geroev_v_sankt_peterburge/3-1-0-31

    Читать

    Почему автор взялся за такую книгу? Нет ли в этой затее проявления авторской гордыни, желания поучить окружающих уму-разуму? Кому вообще нужна такая книга, если речь идет о более-менее известных вещах? К тому же все сегодня можно найти в Интернете. Или почти все.

    Достаточным основанием для написания этой книги является любовь автора к городу. Автор не ленинградец и не петербуржец по рождению. Но и не может отнести себя к тем, про кого иногда говорят «понаехали тут».

    В городе на Неве автор появился в возрасте около одного месяца от роду, а «понаехал» в 1967 г., когда поступил в Ленинградский государственный педагогический институт имени Александра Ивановича Герцена.

    С тех пор город сильно изменился.

    Когда-то автор угощал, можно сказать, всех приезжавших родственников и друзей водой прямо из-под крана обычного водопровода. Все пили и нахваливали, так как невская вода была замечательная. Сейчас такое предложение было бы воспринято как покушение на жизнь непрошеного гостя.

    Когда-то автор мог сказать своим гостям: «У нас не заблудитесь. Спросите, и вам любой объяснит, как куда дойти». Ведь ленинградцы считались на весь СССР самыми приветливыми и доброжелательными людьми. Сейчас далеко не каждый знает город.

    Когда-то СССР считался самой читающей страной, ленинградское метро было самым читающим в СССР, а ездившие в подземке жители считались самыми вежливыми и предупредительными. «Вы выходите на следующей остановке?» – такой вопрос миллионы раз звучал на протяжении каждого дня.

    В последние годы автор, ставший по необходимости водить автомобиль, изредка спускаясь в метро, в ответ на упомянутый вопрос встречает реакцию трех видов: 1) «Не повернув головы качан и чувств никаких не изведав…»; 2) убийственный взгляд: «Ты, мужик, типа идиот… Сам не видишь?»; 3) мычание разной тональности. Правда, справедливости ради стоит сказать, что на смену читающим «на бумажном носителе» пришли читающие с планшетами или играющие с мобильниками. Еще больше уставших молодых людей, наблюдающих из-под опущенных век за тем, когда же эта бабка пойдет искать место в другом конце вагона.

    Автор, будучи профессиональным историком, не может не понимать, что все течет, все меняется. Конечно нынешний Санкт-Петербург – это не Ленинград, не Петроград, и не Санкт-Петербург до 1914 г.

    Автор понимает, что самый северный мегаполис мира не случайно дважды достигал численности населения в 5 млн человек: сначала в 1988 г, а совсем недавно – снова.

    Если когда-то аксиомой было утверждение: «Ленинград – промышленный, научный и культурный центр страны», то сегодня это уже теорема, которую еще надо доказать.

    Кому-то очень хотелось сделать современный Петербург криминальной столицей России, но что-то у них там не связалось. В этой сфере у города на Неве очень много конкурентов. К счастью, благодаря не самым глупым людям Санкт-Петербург стал определяться как культурная столица страны. Это красивое определение греет сердце каждого, кто любит наш замечательный город.

    А не является ли горделивое «Санкт-Петербург – культурная столица России» неким самообманом при отсутствии необходимой «амуниции»? Что ответить на такой вопрос?

    Если несколько забежать вперед, можно сказать, что самая весомая часть культурного наследия нашей страны была создана в Петербурге с момента его основания и до 1917 г. Какие-то критерии несколько позже можно обсудить, но именно на петербургский период в истории России приходятся Золотой и Серебряный века русской культуры. Будем считать, что этого пока достаточно.

    Читайте также:  Музей арктики и антарктики в санкт-петербурге: расписание, часы работы, цена билетов, фото и адрес музея

    Более важный вопрос: «Может ли читатель доверять автору и сможет ли автор что-то сказать читателю?»

    Относительно такого понятия, как скромность, автор давно придерживается позиции: скромность хороша, если это не единственное качество человека. Говорят, что даже медведя можно научить играть в футбол. В силу этой логики автору, прожившему в Санкт-Петербурге 45 лет, кое-что удалось почерпнуть. Почему бы не попробовать подвести некоторые итоги?

    Кому адресована эта книга? Большинство людей из поколения автора основную часть материала хорошо знают. Можно даже подчеркнуть, что более старшие поколения приложили немало усилий, чтобы Санкт-Петербург, перестав быть Ленинградом, остался культурной столицей России.

    Люди среднего поколения, что-то утратившие в суматохе перестройки, «радикальных реформ» и «стабилизации», смогут почерпнуть для себя что-то важное и интересное. В данном издании приведен список лучших книг о Петербурге – Петрограде – Ленинграде. Этот перечень неполный, так как изданий о нашем замечательном городе выпускается очень много.

    Петербурговедение, как и краеведение вообще, является хобби автора со студенческих лет.

    Больше всего автор рассчитывает на внимание со стороны молодежи, учащейся и работающей. И думающей. Современным молодым людям давно никто не говорит о том, что они должны знать все.

    Но уже стали говорить, что модернизацию страны могут провести только умные, образованные и культурные люди. В отличие от многих других регионов, территорий, городов, современный Петербург предлагает наилучшие условия для формирования активной, развитой личности.

    Именно такие и нужны городу на Неве, всей России. Личная культура – это мощный ресурс.

    Эта книга представляет собой, как когда-то говорили, полезное развлечение, ваш персональный культпоход. В конце читателей ждет объемный тест.

    Есть шанс подняться в собственных глазах, а может быть, и в глазах тех, чье мнение вам небезразлично. Никогда нелишне повысить свой культурный уровень, нарастить личный культурный потенциал.

    Если автору удастся пробудить у читателя интерес и любознательность, он будет считать свою задачу выполненной.

    Санкт-Петербург – огромный город. Что можно посоветовать тому, кто попадает в мегаполис всего на несколько часов? К концу советского периода Городское бюро экскурсий предлагало более 250 тематических маршрутов. С планами 25 автобусных экскурсий, которые проводились 25 лет назад, можно познакомиться в уникальном справочнике[1].

    Примерно сорок лет назад автор, будучи студентом и аспирантом, для друзей, знакомых, родственников, оказавшихся в Ленинграде проездом, разработал маршрут, производивший убойное, как сейчас говорят, впечатление. По данной туристической «тропе» пройти следует обязательно пешком – тогда эффект будет стопроцентным.

    Начальный пункт – у входа в главное здание Ленинградского государственного педагогического института имени А. И. Герцена, ныне Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Это набережная реки Мойки, 48.

    Экскурсанты узнают, что во дворце и в прилегающем к нему саду молодая супруга наследника российского престола Петра Федоровича, которую по прибытии в Россию крестили и стали именовать Екатериной Алексеевной, скучала от невнимания мужа, обрела немало преданных сторонников. чтобы впоследствии стать российской императрицей Екатериной II.

    Долгое время на Мойке, 48 находился воспитательный дом для детей, которых оставляли в чугунной люльке, стоявшей у ворот заведения. В 1918 г. был основан Третий государственный педагогический институт, в который со временем влились все остальные педагогические вузы города, но в постсоветский период историю РГПУ им. А. И. Герцена стали вести с 1797 г.

    Перед главным зданием университета стоит памятник Константину Дмитриевичу Ушинскому, одному из крупнейших деятелей российской педагогики. В силу различных обстоятельств памятник Александру Ивановичу Герцену так и не был установлен.

    Источник: https://www.litmir.me/br/?b=227585&p=1

    Мемориальный Музей-квартира А. С. Пушкина

    Филиал Всероссийского музея А.С. Пушкина. В последней квартире поэта на набережной реки Мойки воссоздана историческая атмосфера, хранятся его личные вещи.

    Дом на Мойке

    Осенью 1836 года в письме к отцу Пушкин сообщил свой новый петербургский адрес: «…на Мойке близ Конюшенного мосту в доме кн. Волконской».

    Через четыре с половиной месяца Петербург потрясло известие о дуэли и смерти поэта, и адрес поэта стал известен всем.

    «Толпы народа и экипажи с утра до ночи осаждали дом, – вспоминал современник, – извозчиков нанимали, просто говоря: «к Пушкину», и извозчики везли прямо туда».

    Переезжая в дом на Мойке, поэт рассчитывал прожить в новой квартире около двух лет. Здесь он готовил к выпуску очередные тома журнала «Современник» и написал несколько критических заметок и статей: «Последний из свойственников Иоанны д’Арк», «О Мильтоне и переводе «Потерянного рая» Шатобрианом», «Железная маска».

    Одновременно редактировал новое издание романа в стихах «Евгений Онегин», продолжал работу по сбору материалов для составления истории Петра Великого и для комментария к изданию «Слова о полку Игореве». В сентябре 1836 года в доме на Мойке был завершен роман «Капитанская дочка», опубликованный в IV томе «Современника».

    Здесь написано последнее лирическое произведение – стихотворение, посвященное 25-летию Царскосельского лицея: «Была пора: наш праздник молодой…».

    Посещая Александра Сергеевича зимой 1836-37 года, А.И. Тургенев отмечал, что они с поэтом вели «нескончаемые беседы» на самые различные темы, и Пушкин «был полон идей». Вместе с тем это был один из самых драматичных периодов его жизни.

    Анонимные письма, затронувшие честь поэта и его жены, заставили его в ноябре 1836 года вызвать на поединок Жоржа Дантеса, но последний, уклоняясь от дуэли, сделал предложение Екатерине Гончаровой – старшей свояченице Пушкина. Свадьбу сыграли 10 января 1837 года, но 27 января поединок все же состоялся.

    Смертельно раненного Пушкина привезли в дом на Мойке, и здесь прошли последние 46 часов его жизни.

    После кончины поэта его вдова с четырьмя детьми оставила столицу и в дом на Мойке уже никогда не возвращалась. В начале XX века особняк был значительно перестроен. Потребовалось более полувека, чтобы квартира была воссоздана заново. Первые работы по ее реконструкции были начаты в 1925 году, но исторический облик возвращен дому только после капитального ремонта 1982-1986 годов.

    Семья А.С. Пушкина и его свояченицы Екатерина и Александра Гончаровы занимали 11 комнат в нижнем этаже. В подвальном этаже размещались комнаты для прислуги, кухня и прачечная. В настоящее время квартира из 11 комнат воссоздана, согласно воспоминаниям современников, здесь представлены многие подлинные вещи, принадлежавшие Пушкину и членам его семьи.

    Экспозиции музея

    Музейный рассказ начинается в цокольном этаже. Вводная экспозиция посвящена последним месяцам жизни Пушкина и истории его поединка на Черной речке.

    Далее посетители поднимаются по парадной лестнице в бывшую квартиру поэта, где воссозданы передняя комната, столовая, буфетная, гостиная, кабинет жены поэта и ее спальня, а также комнаты, которые занимали ее сестры и дети.

    Практически в каждой комнате представлены подлинные предметы: в столовой – поднос, серебряные ложки, графин и рюмки рубинового стекла, принадлежавшие Пушкину; в гостиной и спальне – иконы из семьи сестры поэта О. С.

    Павлищевой; в будуаре жены поэта – ее коралловый браслет, ножницы, флакончик для духов, кошельки, вышитые бисером и шелком, шкатулка, в которой вдова поэта хранила письма мужа; в детской – портреты четверых детей, крестильная рубашка старшего сына.

    Особое место в квартире занимает кабинет поэта с огромной библиотекой, состоящей из книг пушкинского времени. Как и вся квартира, кабинет восстановлен по рисунку друга Пушкина – поэта В. А. Жуковского. Посреди комнаты стоят подлинные стол и кресло писателя.

    Среди личных вещей: трости, курительная трубка и бронзовая чернильница с фигуркой арапчонка – подарок московского друга поэта Павла Нащокина. Возле полок с книгами стоит диван, на котором поэт провел последние часы жизни.

    Время кончины Пушкина (2 часа 45 минут пополудни) показывают каминные часы, которые также находились в доме на Мойке.

    В передней, где в январе 1837 года Петербург прощался с поэтом, представлены его посмертная маска работы скульптора С. Гальберга, свеча с последней литии, прядь волос, срезанная с головы покойного по просьбе И. С. Тургенева.

    Смерть Пушкина произвела огромное впечатление на современников. «Закатилась звезда светлая. Россия потеряла Пушкина!», – написала в те дни Е. А. Карамзина, вдова историка, и добавила: «Я имела горькую сладость проститься с ним». Сегодня в дом на Мойке, 12, люди приходят не для того, чтобы проститься с великим поэтом, а для того, чтобы снова и снова с ним встретиться.

    Источник: https://www.culture.ru/institutes/10131/memorialnyi-muzei-kvartira-a-s-pushkina

    Почему Санкт-Петербург называют культурной столицей?

    Санкт-Петербург по праву называют уникальной культурной столицей России. Именно в этом великом городе сосредоточено огромное количество парков, музеев, театров и памятников архитектуры разных эпох.

    Богатая трехсотлетняя история города, в которой оставили неизгладимый след европейские мастера искусства и архитекторы, приносит Санкт-Петербургу почет и славу.

    В число известных памятников различных стилей и периодов развития культурной столицы входят: Петропавловская крепость, Кунсткамера, Домик Петра, Исаакиевский собор, Александрийский театр, Зимний дворец, Спас-на-Крови.

    И сегодня город привлекает туристов своим великолепием и роскошью, достигнутые, как известно, непростой ценой. Местность, где воздвигнут Санкт-Петербург, была очень болотистой.

    Влажная и рыхлая почва препятствовала построению больших каменных сооружений, однако желание Петра I построить крупный порт с удобным входом в Балтийское море было сильнее. По приказу императора начались активные и тяжелые работы по осушению болот.

    Множество крестьян были направлены на осуществление непосильной задачи.

    Ныне прекрасный европейский город Санкт-Петербург, называемый часто северной российской столицей, является воплощением богатейшей истории страны. Это настоящий музей под открытым небом, не похожий на другие города России.

    Петербург – герой поэм и популярное место действия литературных произведений.

    Жители города считают свой любимый город культурной столицей, утверждая, что выдающиеся русские писатели жили именно здесь, а петербургский университет много лет входит в десятку лучших европейских вузов.

    Невероятно разнообразен музейный мир города на Неве. Имеется ввиду не только всемирно известные Эрмитаж и Государственный Русский музей с роскошной коллекцией российского искусства, но и малые городские музеи. Например, музей музыкальных инструментов, музей известного русского писателя Ф.М. Достоевского, различные профессиональные музеи и музеи декоративно-прикладного искусства.

    Не менее богата событиями и музыкальная жизнь культурной столицы России. Ежегодно здесь проходят городские карнавалы, всевозможные творческие фестивали культуры и искусств. Особое значение имеют балетные представления.

    Неспроста петербургская школа балета считается одной из самых сильных и лучших в мире. Среди известных театров можно выделить: Мариинский театр, Большой драматический театр имени Г.А.

    Товстоногова, Театр детского балета, Балет на льду Санкт-Петербурга.

    Путешествие по городу невозможно представить без посещения самой известной улицы – Невского проспекта.

    Архитектурный ансамбль проспекта уникален, здесь сосредоточена культурная и общественная жизнь Санкт-Петербурга.

    Внимание туристов привлекает изобилие расположенных на Невском проспекте и поблизости музеев, театров, выставочных залов, кинотеатров, разнообразных ресторанов, кафе и магазинов.

    Посетить культурную столицу России и познакомиться с ее достопримечательностями желает каждый любящий путешествия человек. Это желание вполне оправдано и реально!

    Источник: https://www.why-why.ru/why/pochemu-sankt-peterburg-nazyvayut-kulturnoj-stolicej.html

    Петербург поэтический: 25 вдохновляющих мест известных поэтов в городе

    Дом № 17 в Тучковом переулке. Свою неказистую но в то же время уютную квартиру № 29 Ахматова и Гумилёв называли тучкой. В этом доме они жили с 1912 по 1914 год. Церковь Святой Екатерины, выходящая одним фасадом на Тучков, воспета Ахматовой в стихах.

    «Тучка» занимает особое место и в судьбе Гумилёва — это его первый самостоятельный адрес в Петербурге, до этого он жил с родителями. Это первая его совместная квартира с Анной Ахматовой. Здесь 1 октября 1912 года родился их сын, впоследствии знаменитый историк, Лев Николаевич Гумилёв.

    И именно в этой квартирке зарождалось новое направление в русской поэзии — акмеизм.

    После того как Николая Гумилёва как врага народа расстреляли, Ахматова поселилась со своей подругой — актрисой, художницей, создательницей волшебных кукол Ольгой Афанасьевной Глебовой-Судейкиной — на Фонтанке.

    Чтобы попасть к ним, надо было пройти в четвёртый двор, подняться по чёрной лестнице на самый верхний этаж и сначала открыть дверь на кухню, а через неё пройти в тёмные комнаты со старинной мебелью, увешанные иконами и картинами Сергея Судейкина. Эта квартира — напоминание о любовном увлечении Ахматовой Артуром Лурье — адресатом нескольких её стихов.

    Здесь было написано стихотворение «Страх» из сборника Anno Domini. Состояние страха объяснялось переживаниями смерти самых близких ей людей: Александра Блока, Николая Гумилёва и брата Андрея Горенко.

    Читайте также:  Центральный военно-морской музей санкт-петербурга: расписание, часы работы, цена билетов и адрес музея

    Вот он — Фонтанный дом, где нынче висит памятная доска и работает музей поэтессы. В дворовом флигеле Шереметевского дворца (наб. Фонтанки, 34) располагалась квартира сотрудника Русского музея Николая Пунина, Ахматова жила здесь с 1924 до 1952 года.

    Все заходившие гости должны были получать специальные пропуска в проходной Института Арктики и Антарктики, в то время располагавшемся там же. У самой Ахматовой был постоянный пропуск с печатью «Севморпути», где в графе «должность» было указано «жилец».

    За вдохновением стоит отправиться в Комарово. В 1955 году, когда стихи Ахматовой вновь появились в печати, Литфонд предоставил ей здесь маленький домик, который она сама называла «Будкой».

    Дача быстро стала излюбленным местом творческой интеллигенции. Здесь бывали Дмитрий Лихачёв, Лидия Чуковская, Фаина Раневская, Натан Альтман, Александр Прокофьев, Марк Эрмлер и многие другие.

    Приезжали и молодые поэты, среди них: Анатолий Найман, Евгений Рейн, Дмитрий Бобышев, Иосиф Бродский.

    Начать знакомство с Петербургом Бродского стоит с посещения Дома Мурузи на Литейном проспекте, 24. В одной из коммуналок почти два десятилетия, вплоть до вынужденного отъезда из страны (в 1972-м), в «полутора комнатах» проживал поэт.

    С 1955 года в распоряжении семьи Бродских действительно были полторы комнаты. В ту самую половинчатую комнату вход лежал через шкаф. Там отец Иосифа устроил собственную фотомастерскую, а у будущего нобелевского лауреата был свой уголок со столом и книгами.

    Сегодня на фасаде дома Мурузи в память о Бродском установлена мемориальная доска.

    Затем стоит побывать в Соляном переулке. Будучи ребёнком Бродский не тянулся к знаниям — учился кое-как и как-нибудь, сменил несколько школ (если говорить точно — пять), а в 15 лет так и вовсе бросил занятия.

    До сегодняшнего дня сохранились как минимум две школы, за партами которых сидел будущий нобелевский лауреат и всемирно известный поэт — это «Анненшуле» (школа № 208 на Кирочной, 8б), а также школа № 181 в Соляном переулке, 12. Есть ещё и школа под номером 196.

    Правда, её превратили в детский сад, а образовательное учреждение под таким же номером открыли в Красногвардейском районе. Кстати, в 196-й пятикласснику Бродскому дали весьма занимательную характеристику — «Мальчик упрямый, настойчивый, ленивый».

    Если вам доведётся побывать на каком-нибудь концерте во Дворце культуры имени Горького, то помните, что на сцене этого ДК Иосиф Александрович впервые принял бой на «турнире поэтов», где ему сразу же довелось «сражаться» с членами Союза писателей.

    Этот вечер запомнился настоящим скандалом, когда на своём первом публичном выступлении Бродский прочитал строки стихотворения «Еврейское кладбище». В его адрес полетели обвинения в хулиганстве.

    Однако это ничуть не устрашило поэта, а даже раззадорило на прочтение «Стихов под эпиграфом».

    Следующей остановкой станет Дзержинский районный суд. Дом 38 по улице Восстания — место судьбоносное. Пожалуй, ни для кого не секрет, что в феврале 1964 года судья Савельева вела под крышей этого здания дело, фигурантом которого был Иосиф Александрович.

    Основанием для него являлся закон «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно-полезного труда», а дело сформировалось благодаря заметке «Окололитературный трутень», напечатанной на страницах «Вечернего Ленинграда». По сути эта статья была полнейшей водой, где изредка мелькали исковерканные цитаты.

    Однако и этого хватило, чтобы осудить Бродского, причём «впаять» ему высшую меру наказания — принудительный труд в ссылке в отдалённой местности. Современники говорят, что это был не суд, а настоящий сюр, ведь судья озвучивала уже обдуманное обкомом парии решение. Но поэта действительно сослали в деревню Норенскую, что в Архангельской области.

    Правда, из пяти лет, предписанных судом, в ссылке он провёл полтора года. Дело в том, что за поэта в буквальном смысле вступился весь мир — кампания развернулась похлеще, чем вокруг Pussy Riot или дела фотокорреспондента Дениса Синякова.

    Тем, кто хотел бы узнать, чем вдохновлялся Маяковский, стоит начать своё поэтическое путешествие от Итальянской улицы, посмотрев на арт-кафе «Подвалъ бродячей собаки».

    В этом кабаре молодой Маяковский, недавно прибывший в столицу, проводил вечера за спорами о современной поэзии, чтением стихов и шумными застольями. Это кафе было и является символом наивысшего подъёма артистической и литературной жизни Петербурга Серебряного века, её блистательного расцвета.

    В этих стенах собирался весь цвет артистического Петербурга: Ахматова, Гумилёв, Бальмонт, Северянин, Мандельштам и многие другие.

    Затем все дороги ведут на улицу Рубинштейна. Под крышей дома № 13 разыгрывались наиболее пылкие словесные бои с участием Маяковского.

    Одно время в петербургских газетах этот дом даже дурно прославился: журналисты писали о скандале, учинённом Маяковским и Бурлюком.

    Когда на одном из вечеров Давид Бурлюк сравнил картины Леонардо да Винчи и Рафаэля с цветной фотографией, выразив своё предпочтение последней, а Маяковский «развенчал» Байрона и Пушкина, зрители повалили на сцену и едва не затеяли кровавую драку.

    Поэт гостил в гостинице «Пале-Рояль», отсюда он писал своей матери. Но всё-таки главным местом обитания Маяковского в Северной столице считают дом 52 по улице Маяковского. Ныне на доме установлена мемориальная табличка, надпись гласит: «В этом доме с 1915 по 1918 год жил поэт Владимир Маяковский».

    Он поселился здесь, вернувшись из Репино (тогда — деревня Куоккала). Комнату снял у стенографистки Масленниковой. Живя здесь, Маяковский познакомился с Эльзой Каган, сестрой Лили Брик. Она жила неподалёку, и у них завязался непродолжительный роман. Однако знакомство сыграло в жизни поэта роковую роль.

    Вспоминая роман Маяковского с Брик, нельзя обойти вниманием дом № 7 по улице Жуковского. Считается, что бурный роман Лили Брик и молодого поэта начался с их первой встречи, устроила которую Эльза Каган.

    По свидетельствам, Маяковский фактически перебрался на улицу Жуковского, в квартиру Осипа и Лили Брик, где началась их так называемая «жизнь втроём», о которой долгие годы старались умалчивать советские исследователи.

    Немудрено, что в одной из самых старых школ в России — Петришуле на Невском проспекте, 22/24 — учились многие знаменитые личности Петербурга. Так и Даниил Хармс успел прослушать множество уроков в этом привилегированном учебном заведении. Правда, учился он здесь весьма недолго. Своё образование писатель получил в обычной трудовой школе.

    Чтобы побывать в ещё одном месте, связанном с творчеством Хармса, далеко ходить не придётся. В здании «Дома книги» в прошлом обосновались редакции и издательства крупных петербургских журналов и газет.

    Здесь можно было найти редакции детских журналов «Ёж» и «Чиж», которыми в тот момент руководил не кто иной, как Самуил Маршак. В своё время большая часть материалов Хармса публиковалась на страницах этого издания.

    Таким образом, Даниил Иванович много времени проводил в стенах дома «Зингер» на Невском проспекте, 28.

    Буддийский дацан на Приморском проспекте — место отдохновения Даниила Хармса. Даниил Иванович появлялся и здесь, называя его буддистской пагодой. Время от времени писатель отдыхал в тени деревьев у дацана, а его приятели даже поговаривали, что здесь он заряжался вдохновением.

    Последние годы своей жизни знаменитый писатель и поэт обитал в 11 доме по Надеждинской улице, которая ныне именуется не иначе как Маяковская. В тесной квартирке под номером 8 Хармс работал над многими своими произведениями.

    Конечно, разговор о поэтических местах в Петербурге не может обойтись без упоминания мест великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Есть такой «дом в Коломне».

    Именно здесь, на Фонтанке, 185, в тесной комнатушке с одним окном, выходящим во двор, Пушкин обитал после окончания Лицея вплоть до ссылки на Юг. Конечно, многое с тех времён поменялось.

    Да и дом уже давно успели перестроить, но на стене всё же установили мемориальную доску в память о знаменитом поэте.

    Супруги Лавалей запомнились петербуржцам пышными балами и встречами в своём особняке на Английской набережной, 4. Появлялся здесь и Пушкин. Так, 1 мая 1828 года великий поэт порадовал гостей Лавалей своим чтением трагедии «Борис Годунов».

    На его выступлении присутствовали Вяземский, Грибоедов, Крылов. Также в этот вечер прочитал пару строк своей трагедии «Грузинская ночь» Грибоедов.

    Спустя четыре года, в 1832 году, Вяземский читал гостям особняка неопубликованную восьмую главу «Евгения Онегина».

    В былые времена в доме 40 по набережной реки Мойки располагался «Демутов трактир». То была самая известная гостиница города на Неве. Александр Сергеевич часто останавливался под крышей трактира, открытого французом по фамилии Демут. Между прочим, именно здесь знаменитый поэт написал поэму «Полтава», работал над «Евгением Онегиным» и многими другими известными стихотворениями.

    Место трагическое, место роковое — Коломяжский проспект. Роковая дуэль между Александром Сергеевичем и Дантесом происходила здесь. Поговаривают, что Комендантская дача была выбрана секундантами дуэлянтов с целью отмены дуэли.

    Ведь путь к Комендантской даче вёл через Каменный остров, где всегда было много людей, и встреча с ними могла помешать поединку. К сожалению, это не помогло. Пушкин и Дантес не передумали.

    Сегодня на этом месте можно найти грандиозный обелиск, установленный спустя 100 лет с момента дуэли в 1937 году.

    Как ни странно, первый памятник Сергею Есенину появился в Петербурге только в 1995 году, к 100-летию со дня рождения поэта.

    Скульптор Альберт Чаркин на деньги Благотворительного фонда имени Есенина создал десятки эскизов (на втором фото есть один из них), из которых выбрали тот, где поэт просто сидит на скамейке. В скором времени его установили у западного входа в Таврический сад.

    Теперь к ногам поэта постоянно кладут цветы поклонники его творчества. Впрочем, есть и противники: в 2010 году памятник пришлось восстанавливать после нападения вандалов.

    Памятник Бродскому 

    Один из самых странных памятников писателям в Петербурге, установленный во дворе филфака СПбГУ (Университетская набережная, 11). Вместо постамента — чемодан с биркой на имя поэта, наверху — голова, без туловища. Многие поначалу были удивлены и даже возмущены подобным изображением поэта, но потом привыкли, да и во дворе филфака стоит и не такая дичь. 

    Памятник Блоку 

    Ещё один памятник поэту во дворе филфака. Со скульптурой Евгения Ротанова (автора «Холма славы» на берегу Невы) скандала не вышло, но Блок у него тоже необычный: страшно худой, нервный, слегка грубый и устремлённый ввысь. Памятник открыли рядом с ректорским флигелем, где работал отец поэта, в 2002 году, к 100-летию его первой публикации.

    Памятник Осипу и Надежде Мандельштам 

    Во дворе Санкт-Петербургского университета в 2010 году открылся монумент «Памятник любви». Он представляет собой бронзовую аллегорическую чашу высотой около трёх метров, из которой ввысь тянется дерево.

    Поэт Осип Мандельштам и его супруга, Надежда, с которой они так часто расставались, смогли воссоединиться, словно паря над этой чашей в воздухе: за плечами у них ангельские крылья, в руках поэт держит листы рукописей.

    Постамент для четы Мандельштам выполнил петербургский скульптор Хачатур Белый. 

    Граффити-Хармс

    Дом № 11 по улице Маяковского, где жил знаменитый писатель и поэт, аккурат ко дню, когда ушел из жизни Хармс, петербургские уличные художники украсили гигантскими граффити. Объект уличного искусства представляет собой огромный портрет мастера пера.

    Габариты портрета превосходят высоту двухэтажного дома. Авторами работы выступили петербургские художники Паша Кас и Павел Мокич, а курировал проект Rush X, занимавшийся организацией параллельной программы биеннале современного искусства «Манифеста 10».

    Сейчас активно обсуждается, стоит ли оставить или всё-таки закрасить необычный мемориал.

    Источник: https://www.fiesta.city/spb/live/peterburg-poeticheskiy-25-vdohnovlyayuschih-mest-izvestnyh-poetov-v-gorode/

    Ссылка на основную публикацию