Лицей пушкина, друзья пушкина в лицее

Доклад на тему Лицейские друзья Пушкина сообщение

Годы проведенные в лицее были самыми насыщенными и беспечными в жизни русского поэта и прозаика Александра Пушкина. Писать стихотворения он стал в тринадцатилетнем возрасте уже учась в лицее.

Лицейские товарищи Пушкина имели уникальную возможность первыми оценивать задатки будущего классика отечественной литературы. Настоящими друзьями для юного Александра являлись Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин и Антон Дельвиг. В завершении учебы он общался с широким кругом лиц, но близкими друзьями стали именно эти трое.

Пущин Иван был для Пушкина самым лучшим другом. Они доверяли друг другу и помогали в трудных ситуациях. Дружба между Александром и Иваном завязалась еще при поступлении в лицей, а в общежитии они оказались соседями по комнате. Пущину удалось пронести дружескую преданность до последнего дня поэта.

Возможно, своими совершенно разными чертами в характерах они дополняли друг друга. Александр по натуре был раздражительным и деятельным, а Иван наоборот предпочитал все спокойно обдумывать, был рациональным и добродушным.

В конце учебного дня Пушкин делился с Пущиным своими проблемами и Иван всегда поддерживал друга, давая совет.

Друзья также поддерживали Пушкина и в творческом плане. Единство поэтического характера сплотило дружбу Пушкина с Дельвигом. Всегда очень ленивый барон Антон Дельвиг любил писать стихи и делал это исключительно для себя. Тогда Пушкин подвигнул друга продемонстрировать стихи на широкую публику.

Не единожды лицейским друзьям Пушкина приходилось терпеть и издевательства с его стороны. Чаще всего под насмешки попадал Вильгельм Кюхельбекер, его, очень добродушного человека Пушкин часто всячески задевал при этом обидно называя Кюхлей.

За лицейские годы Пушкину удалось укрепить свой творческий потенциал благодаря поддержке этих настоящих друзей.

Вариант №2

Годы учебы в Лицее были самыми великолепными для будущего поэта Александра Пушкина. Данное учебное заведение на многие годы заменило ему дом и семью.

Как вспоминает Александр Сергеевич, все лицеисты быстро сдружились, и образовалась товарищеская семья, в каждой из которой создавались кружки, где обозначались некоторые личности.

И хотя юный гений не был в рядах лидеров никогда, все-таки активно принимал участие в культурных мероприятиях Лицея.

Пушкин дружил со всеми, однако самыми близкими товарищами были Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер и Антон Дельвиг. С  Пущиным поэт сблизился раньше всех, и он был ему ближе.

Ванина  комната находилась рядом, и мальчики часто ночью вели задушевные разговоры. Обладая рассудительностью,  Пущин благотворно оказывал влияние на Пушкина, вследствие чего поэт посвятил несколько стихов своему другу.

В 1825 году он даже приезжал в Михайловское к Пушкину, пока тот был в ссылке.

Кюхельбекер отличался от остальных приятелей  своей порядочностью.  Он любил писать стихи, но они получались не совсем удачные Пушкин же,  на его произведения составлял эпиграммы. Кюхля, как называли лицеисты, не был оскорблен на подобного рода критику, но один раз некоторые строчки настолько разозлили его, что он вызвал Александра на дуэль.

Поэт не смог выстрелить в друга и предложил ему пойти на примирение. Кюхельбекер,  как и Пущин приняли участие в декабрьском восстании 1825 года, и по милости князя Михаила Павловича, в которого стрелял Вильгельм был заточен в крепость. Встреча двух товарищей произошла в 1827 году, в тот момент, когда Кюхельбекера перевозили в другое место.

С Антоном Дельвигом у Александра Сергеевича тоже была близкая дружба. Его приятель позже напишет воспоминания, где будет тепло  отзываться о Пушкине. После окончания Лицея их дружеские отношения не прекращались.

Они входили в одно из обществ   дворянской молодежи «Зеленая лампа».  Когда Пушкин был в ссылке, то часто переписывался со своим бывшим одноклассником. Дельвиг  даже посещал Александра Сергеевича в Михайловском.

Ранняя кончина друга поразила поэта, и в одном из писем Плетневу он признался, что Дельвиг был одним из лучших товарищей.

В своем творчестве Пушкин часто предавался воспоминаниям о лучших годах,  проведенных в Лицее со своими друзьями, и был благодарен за то, что судьба свела их вместе.

Для 6 класса кратко

Популярные доклады

  • Доклад-сообщение на тему Медузы 2, 3, 5, 7 класс, окружающий мир по биологияМедуз можно назвать одними из самых загадочных существ морей и океанов. Их относят к классу многоклеточных беспозвоночных. Они отлично охотятся и даже захватывают своих жертв, благодаря своим щупальцам. Медузы могут нормально существовать только
  • Доклад-сообщение Арктические пустыни 3, 4, 6 классВ суровых климатических условиях, удивительным образом смогла образоваться арктическая зона. С одной стороны это территория, с тяжелыми условиями выживания, с другой стороны, это своеобразное место, которому есть что рассказать.
  • Доклад-сообщение на тему ПесецПесец относится к семейству хищных млекопитающих, да еще и псовых. Он является единственным представителем своего рода. Многим он может напомнить лисицу. Тело его составляет всего семьдесят пять сантиметров, но лапы у него очень короткие.

Источник: https://more-dokladov.ru/doklad-soobshchenie/ludi/liczejskie-druzya-pushkina

11 друзей Пушкина

Как говорится, скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты. 6 мая, в день рождения великого русского поэта Александра Пушкина, предлагаем вам вспомнить о тех, кого он называл своими друзьями по музе, лицею, и просто близких по духу людей.

В июне 1817 года, ровно 200 лет назад, из Царскосельского лицея выпустилась первая плеяда учеников.

Пушкинский выпуск впоследствии был назван самым блистательным — наряду с «солнцем русской поэзии», его закончили «звезды» под стать Пушкину, такие как Горчаков, Кюхельбекер, Корф, Матюшкин, Дельвиг, Яковлев, Пущин, Малиновский.

Из лицея Пушкин был выпущен в чине коллежского секретаря 10-класса согласно табели о рангах (стандартный чин, который присваивался выпускникам высших учебных заведений) и поступил на службу в Коллегию иностранных дел в Петербурге.

С этого момента Пушкин становится активным участником общественно-политической и культурной жизни того времени.

Он принимает участие в заседаниях литературного общества «Арзамас», вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа», которым руководит «Союз благоденствия» (тайная револю­ционная организация декабристов, действовавшая в 1818–1821 годах).

На протяжении всех этих лет он общался и знакомился с новыми людьми, некоторые из которых потом также вошли в круг его близких друзей.

Дружбу со своими лицейскими друзьями Пушкин не переставал поддерживать и после окончания лицея. Иван Пущин был всегда одним из самых близких людей для поэта.

Прямой и открытый характер, рассудительность и спокойная уверенность в себе вкупе с широкой душой и добрым сердцем внушали поэту не только любовь, но и уважение, и делали Пущина первым товарищем Пушкина в юношеских забавах.

Вступив в ряды декабристов, Пущин стал серьёзнее относиться к жизни и порой упрекал повесу-друга за его беспечный образ жизни, но всегда оставался неизменно преданным и понимающим другом. Пущин был первым, кто посетил Пушкина в его ссылке в Михайловском. «Поэта дом опальный / О Пущин мой, ты первый посетил…», — писал он в 1825 году. Картина Николая Ге, посвященная этому событию, иллюстрирует этот текст.

С другим лицейским другом, Иваном Малиновским, Пушкина, как и многих других учеников, связывали особенно тёплые отношения. Его отец, В. Ф.

Малиновский, был директором лицея, когда там учились Пушкин с друзьями, и в одно время, когда отпуски для учащихся были под запретом, он приглашал их к себе домой, принимал в свою семью и заменял ученикам родных и близких.

Умирая, Пушкин говорил: «Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать».

Дельвиг и Пушкин в Михайловском

Другой закадычный друг Пушкина, барон Дельвиг был натурой возвышенной и крайне противоречивой. О его лени ходили легенды, он и сам поддерживал репутацию лежебоки и увальня.

Однако это не мешало ему быть заправским балагуром, насмешником и поэтом, которому отдавал должное сам Пушкин.

Он бесконечно много читал, его воображение не знало границ, и вся душа его по признанию друзей было отдана поэзии и литературе.

Пушкин в своих воспоминаниях о Дельвиге приводит историю, как тот выдумал в лицее, будто бы он участвовал в походах русской армии против французов в 1807 году.

И настолько это было правдоподобно, что в течение нескольких дней весь лицей стекался послушать эти «истории очевидца», включая даже директора Малиновского.

Никто не сомневался в истинности этих рассказов, пока Дельвиг, вконец смущённый, не признался в своей невинной шутке.

Со своими старшими товарищами, Вяземским и Жуковским, которые были вдвое старше его, и к кому Пушкин несмотря на это обращался на «ты», он был дружен со времён «Арзамаса». Пушкин был самым младшим из арзамасцев и был принят в общество будучи ещё лицеистом, с подачи его дяди В. Л.

Пушкина, но уже тогда участвовал в литературной борьбе, поэтому прозвище ему дали Сверчок (из баллады Жуковского «Светлана»). «Арзамас» выступал против рутины и архаики в литературе и активно полемизировал с объединением «Беседа любителей русского слова», отстаивавшим каноны классицизма прошлого века.

На заседаниях арзамасцы читали эпиграммы, шутливые протоколы.

Портрет Жуковского работы Брюллова

Из дошедших до наших дней протоколов сохранился шутливый «Символ веры», высмеивающий сторонников «Беседы» и их заботу о традиционной словесности, которую Пушкин с товарищами считали неуклюжей и не отвечающей современным литературным запросам.

В «Символе веры» предлагалось чтить троицу ревнителей канонического русского языка Шишкова, Шихматова и Шаховского, грядущих «со славою судити живых и мертвых писателей», исповедовать «оставление галлицизмов» и чаять «погибели в будущей жизни всем растлителям языка».

Один из ведущих пушкинистов В. С. Непомнящий высказал однажды предположение о том, что каждый из старших поэтов — Батюшков, Жуковский Вяземский, В. Л. Пушкин и другие — видел в стихах Пушкина себя, свой стиль, свои образы. Но это были идеальные, исправленные «литературные портреты» — какими могли бы быть их стихи, обладай они талантом А. С. Пушкина.

Пожалуй, никто не знал Пушкина так, как его друзья. Воспоминания и переписка поэта с Дельвигом, Пущиным и многими другими сохранилась и издана в книге под названием «Друзья Пушкина». Государственных деятелей, мореплавателей-путешественников, писателей и поэтов объединяла и роднила личность поэта.

Все они по-своему дополняли его многогранную личность, в каждом он находил что-то ценное. На многих из них Пушкин равнялся, для кого-то сам был примером. Но все они составляли неотъемлемую часть его жизни, и эти воспоминания по сей день служат бесценным источником для всех почитателей гения поэта.

Источник: https://weekend.rambler.ru/items/37078714-11-druzey-pushkina/

Александр Пушкин: судьбы лицейских друзей поэта

В 1811 году первыми воспитанниками Царскосельского лицея, одноклассниками юного Александра Пушкина, стали 30 дворянских детей.

После выпуска участники пушкинского кружка и остальные лицеисты ежегодно собирались 19 октября для празднования Дня Лицея, однако с каждым годом на торжество приходило все меньше людей.

О том, как сложились судьбы лучших лицейских друзей Пушкина и кто из них встретил 19 октября последним, — в материале портала «Культура.РФ».

Царскосельский лицей. Изображение: t-l.ru

Николай Ржевский, Николай Корсаков, Сильверий Броглио

Через восемь лет после выпуска, в 1825 году, Александр Пушкин был в ссылке в Михайловском. Оттуда он отправил однокурсникам стихотворение «19 октября». Вспоминая тех, с кем шесть лет делил все радости и горести, поэт с сожалением отметил, что многих лицейских товарищей уже нет в живых.

К этому моменту не стало уже троих из первого выпуска Царскосельского лицея. Первым ушел Николай Ржевский в 1817 году. В лицее молодой человек имел прозвище «Кис», потому что был слабо развит физически.

Николай Ржевский — офицер армии в Изюмском гусарском полку — через несколько месяцев после выпуска из Лицея скончался «от гнилой нервической горячки» — тифа. В 1820 году не стало Николая Корсакова — его унесла чахотка.

А офицер армии и итальянец по происхождению Сильверий Броглио погиб в освободительной войне против турецкого ига между 1822 по 1825 годом.

Антон Дельвиг

На 33 году жизни от «гнилой горячки» скончался и Антон Дельвиг. Пушкина глубоко потрясла ранняя смерть близкого друга. «Грустно, тоска. Вот первая смерть мною оплаканная… никто на свете не был мне ближе Дельвига», — писал Пушкин поэту Петру Плетневу, получив в Москве печальное известие.

Дельвиг начал писать стихи очень рано и первым из лицеистов опубликовался. Ему же принадлежит и первый печатный отзыв о Пушкине, тогда еще неизвестном молодом поэте.

Их дружба продолжалась и после Лицея: Пушкина и Дельвига можно было встретить на заседаниях «Зеленой лампы» — общества дворянской молодежи, на празднованиях Дня Лицея и в литературных салонах столицы.

В годы ссылки Пушкина друзья постоянно переписывались, а в апреле 1825 года Антон Дельвиг даже приезжал в Михайловское с визитом.

Дельвиг не только писал стихи, но и выпускал альманах «Северные цветы», был редактором «Литературной газеты». Оба издания объединяли прогрессивных поэтов пушкинского круга. После его конфликта с шефом жандармов Александром Бенкендорфом «Литературную газету» закрыли. А поэт вскоре заболел и скоропостижно скончался.

Вильгельм Кюхельбекер

Вильгельма Кюхельбекера, или Кюхлю, как его называли, лицейские товарищи любили за добродушие, открытость и порядочность. При этом, по словам его однокашника Модеста Корфа, Кюхельбекер стал «предметом неистощимых наших насмешек в лицее за свои странности, неловкости и смешную оригинальность».

Стихи были страстью Кюхельбекера. На некоторые из них — неудачные с точки зрения лицеистов — Александр Пушкин писал эпиграммы. Обычно Вильгельм Кюхельбекер не обижался, но однажды шпилька Пушкина все-таки попала в цель.

Кюхля взбесился и тут же вызвал Пушкина на дуэль. «Кюхельбекер стрелял первым и дал промах. Пушкин кинул пистолет и хотел обнять своего товарища, но тот неистово кричал: стреляй, стреляй! Пушкин насилу его убедил, что невозможно стрелять, потому что снег набился в ствол. Поединок был отложен, потом они помирились», — вспоминал поединок товарищ дуэлистов Федор Матюшкин.

Спустя шесть лет, в 1825 году, Кюхельбекер примкнул к восстанию декабристов. Он стрелял в великого князя Михаила Павловича на Сенатской площади, но пистолет дважды дал осечку. После подавления восстания Кюхельбекер бежал в Польшу.

Там его поймали и приговорили к смертной казни.

По просьбе великого князя Михаила Павловича — того самого, которого он чуть не застрелил на Сенатской площади, Кюхельбекера помиловали и осудили на каторжные работы, замененные одиночным заключением в крепости.

14 октября 1827 года Пушкин ехал из села Михайловское в Петербург, и в этот же день, в это же время Кюхельбекера перевозили из Шлиссельбургской крепости в другую, расположенную в Латвии.

На глухой почтовой станции Залазы их пути по счастливому стечению обстоятельств пересеклись. Пушкин записал в своем дневнике: «Мы кинулись друг другу в объятия, жандармы нас растащили».

Это была последняя встреча двух товарищей.

В 1835 году Кюхельбекера отправили на поселение в город Баргузин Иркутской области. Годы, проведенные в крепости и ссылке, подорвали его здоровье. Он начал болеть, и в 1845 году ослеп. Умер Вильгельм Кюхельбекер в Тобольске 11 августа 1846 года от чахотки. Он пережил Александра Пушкина на девять лет.

Иван Пущин

Вторым лицейским товарищем Пушкина, который оказался на Сенатской площади в рядах восставших декабристов, был Иван Пущин. В годы учебы он был одним из лучших друзей поэта.

Читайте также:  Архитектура ленинграда: дк им. горького

Благоразумный, рассудительный Пущин положительно влиял на вспыльчивого Пушкина.

Модест Корф писал о нем: «Со светлым умом, с чистой душой, с самыми благородными намерениями, он был в лицее любимцем всех товарищей», а Пушкин посвящал ему стихи — «К Пущину», «Воспоминание», «Вот здесь лежит больной студент», «В альбом Пущину».

Вскоре после окончания учебы в Лицее Пущин вступил в первое тайное общество «Священная артель», основанное гвардейскими офицерами в 1814 году. Позже был членом тайных политических обществ — Союза спасения и Союза благоденствия.

11 января 1825 года Пущин приехал в Михайловское к ссыльному Пушкину. «Он как дитя был рад нашему свиданию», — позже написал Пущин.

В том же году, незадолго до событий 14 декабря, Иван Пущин вернулся в Петербург, чтобы участвовать в восстании.

После его подавления Верховный уголовный суд признал Пущина «виновным в участии в умысле на цареубийство одобрением выбора лица, к тому предназначенного, в участии управлением общества, в принятии членов и в отдаче поручений и, наконец, в том, что лично действовал в мятеже и возбуждал нижних чинов», и приговорил к смерти через повешение, которую заменили пожизненной каторгой.

Через год Пушкин, рискуя попасть в опалу, послал Пущину в сибирские рудники стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…»:

Спустя 20 лет, в 1856 году, Пущин получил амнистию, а через год женился на Наталье Апухтиной, вдове декабриста Михаила Фонвизина. Последние годы жизни он провел в имении жены Марьино в Бронницах, где и умер 3 апреля 1859 года.

Иван Малиновский

Портрет Ивана Малиновского. Изображение: newsland.com

Дольше всех из лицеистов, вхожих в пушкинский кружок, прожил Иван Малиновский — старший сын директора Лицея.

В годы учебы Малиновский был способным учеником, а товарищи любили его за живой, веселый и добрый нрав. При этом он был вспыльчивым и задиристым, за что и получил прозвище Казак.

«Приятель задушевный» — так Пушкин называл Малиновского.

Однажды воспитанники, среди которых были Пушкин, Дельвиг, Малиновский и Пущин, решили устроить вечер с алкоголем — приготовить гоголь-моголь.

Для этого смешали ром, сахар и яйца, после чего стали очень веселы (ромом подростков снабдил дядька Фома, которого за это потом с треском выгнали из лицея).

Все шло хорошо, но на одного из участников пирушки гоголь-моголь подействовал особенно сильно — он начал шуметь, веселье вскрылось. Студентов чуть не исключили из Лицея, но обошлось.

Спустя 23 года, уже после роковой дуэли Пушкина с Дантесом, по воспоминаниям секунданта Константина Данзаса, поэт с сожалением произнес: «Как жаль, что нет здесь ни Пущина, ни Малиновского, мне бы легче было умирать».

Малиновский дослужился до чина полковника и в этом звании вышел в отставку. Много лет избирался предводителем уездного дворянства. Скончался 10 февраля 1873 года от воспаления легких.

Источник: https://www.culture.ru/materials/238554/sudby-liceistov

Друзья Пушкина по Лицею

19 октября 1811 года был открыт Царскосельский лицей, уникальное учебное заведение, в котором по замыслу императора Александра I должны были учиться, кроме детей дворян, и его братья, великие князья Николай и Михаил.

Но эта идея Александра I осталась только на уровне идеи, так как вдовствующая императрица Мария Федоровна не решилась на то, чтобы её сыновья грызли гранит науки вместе с другими детьми. Таким образом, лицеист Александр Пушкин, избежал участи учиться вместе с будущим императором Николаем I.

Его соратниками стали не великие князья, а совсем другие люди.

Кто были друзья Пушкина по Лицею?

Вильгельм Кюхельбекер, худой, нескладный, длинный мальчик, довольно вспыльчивый, честолюбивый. В Лицее он часто был объектом насмешек за свои странные стихи и не менее странные манеры. Вили сочинял не только стихи, но и баллады, народные песни. Пушкин писал на него эпиграммы.

Но Вильгельм в полной мере никогда не сердился на Александра. Он относился к нему тепло, с уважением. Пушкин писал отличные стихи, и кроме того, он защищал Вильгельма от излишних нападок лицеистов. Успокаивал его, призывал к миру. Кюхельбекер очень ценил поддержку Пушкина.

Свою дружбу эти два незаурядных человека пронесли через всю жизнь.

Ивана Пущина привез в Лицей адмирал Петр Иванович Пущин. Иван Пущин и Александр Пушкин подружились с первых дней существования Лицея. Пущин был отличным другом. Он был искренний, добрый, прямой. С ним было легко и просто.

Его открытость и неподдельность нравились не только Пушкину, но и другим лицеистам. Пущин хорошо учился, природа не обделила его талантами. Отзывы учителей о Пущине были самые лестные.

Учителя арифметики, логики, географии, истории, российского, французского, немецкого языков давали ему самые лучшие характеристики. Пушкин уважал Пущина, они сообщали друг другу свои мысли, делились впечатлениями, обсуждали проблемы.

Несмотря на то, что в определенный момент времени их пути разошлись, Пушкин никогда не забывал своего друга, вспоминал о нем в последние минуты жизни.

К Антону Дельвигу у Пушкина было особое отношение – сердечное, доброе. Дельвиг был бледным, пухлым мальчиком, с сонным лицом, передвигающийся неохотно и неуверенно. Но именно Дельвиг с присущей ему проницательностью первым угадал в Пушкине гения, за что будущий великий поэт был ему благодарен.

Но не только благодарность соединила этих двух лицеистов. Их связывала настоящая, истинная дружба, братство, основанное на взаимном понимании и уважении. Дельвиг был свой по поэтическим делам, по мировосприятию. Пушкин не раз упоминал имя Дельвига в своих произведениях. Он по-настоящему ценил литературное дарование друга.

По воспоминаниям друзей, Пушкин любил Дельвига искреннее всех.

Иван Малиновский — сын первого директора Царскосельского лицея Василия Федоровича Малиновского. Василий Федорович был русским просветителем, дипломатом, педагогом. Он стоял у истоков Лицея. Его старший сын, Иван, был способным и старательным учеником.

Он имел нрав живой, добродушный. Был хороших правил. Любил природу. Умел признавать свои ошибки, отличался склонностью к размышлениям. Пушкин называл его «приятелем задушевным», с ним никогда не было скучно, он был задорным и искренним юношей. Иван был старше Александра на три года.

Малиновский всегда был верен Пушкину.

Миша Яковлев, Мишель, черненький, вертлявый мальчишка, который вечно гримасничал, шутил, был у всех на виду. Лицеисты поражались его дару перевоплощения. Ученики покатывались со смеху, глядя на его пародии. Мишель передразнивал лицеистов Кюхельбекера, Есакова, Дельвига, преподавателей Куницына, Будри.

Миша Яковлев довел шутовство до совершенства. Но шутовские проказы не мешали Михаилу к учебе относиться ответственно, прилежно. Мальчики называли Яковлева «лицейским старостой». Миша Яковлев рано полюбил русскую словесность, он вошел в лицейский литературный кружок, возглавляемый Пушкиным.

Литературное дело здорово сблизило двух однокашников.

Длительные дружеские отношения связывали Пушкина с будущим полярным исследователем Федором Матюшкиным. Они зародились в Лицее, но не ограничились его рамками. Перед отправкой в 1817 г. в первое кругосветное плавание Матюшкин принял от Пушкина серьезные наставления о том, как вести журнал путешествия. Именно ему, Федору Федоровичу Матюшкину, Пушкин посвятил следующие строки:

Счастливый путь!.. С лицейского порога Ты на корабль перешагнул шутя, И с той поры в морях твоя дорога, О, волн и бурь любимое дитя!

Из стихотворения «19 октября»

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/pushkin/druzya_pushkina_po_litseyu/

Лицейские друзья А.С. Пушкина (список и краткая характеристика)

Царскосельский лицей может по праву гордиться своим первым выпуском. Он оказал огромное влияние на становление Пушкина как поэта и гражданина России. Этому способствовали не только талантливые педагоги, но и сами лицеисты, в числе которых были одаренные, умные, ответственные молодые люди. Пушкин посвятил немало добрых, а порою и шутливых строк своим друзьям – однокашникам.

Иван Пущин

«Мой первый друг, мой друг бесценный» – это, конечно же, Иван Иванович Пущин. Он был на год старше Пушкина. Познакомились они 12 августа 1811 года во время поступления в лицей. Во время учебы их комнаты находились рядом. Дружба, завязавшаяся между молодыми людьми в лицее, сохранялась на протяжении всей жизни.

По окончании лицея Иван Пущин решил стать военным и поступил в Конную артиллерию. Здесь он познакомился с членами тайных обществ и вступил в одно из них. Он был активным участником «Священной артели», в которую входили братья Муравьевы, Иван Бурцов, из товарищей по лицею – Владимир Вальховский, Вильгельм Кюхельбеккер (Кюхля).

Возникшие разногласия с Великим князем Михаилом Павловичем вынудили Пущина оставить военной службу в январе 1823 года. Он перешел служить в Петербургскую уголовную палату.

11 января 1825 года Иван Пущин первым из друзей и близких посетил Михайловское, где в это время жил Пушкин, чтобы морально поддержать друга, сосланного за вольнодумство. Иван Иванович привез ему комедию Грибоедова «Горе от ума» и рассказал о существовании тайных обществ. Но он ничего не сказал о готовящемся покушении на жизнь самодержца.

Иван Пущин всегда был в центе событий, связанных с подготовкой и проведением декабрьского восстания, за что и был сослан в Сибирь, в Читинский острог.

Это стихотворение Пушкин посвятил своему другу, когда узнал о печальной судьбе своего товарища по лицею. Получив это стихотворение в ссылке, Иван Пущин в своем дневнике записал: «Отрадою отозвался во мне голос Пушкина».

Александр Сергеевич даже пытался ходатайствовать перед Николаем I о смягчении наказания Пущину, но получил отказ.

Дельвиг

Антон Антонович Дельвиг был ленив, учился неохотно, за что был порицаем учителями и попадал в пушкинские эпиграммы. Но в нем рано проснулся интерес к литературному творчеству. По окончании лицея он был направлен в Министерство внутренних дел, где и прослужил до конца своих дней. Но это совсем не мешало ему заниматься литературной и издательской деятельностью.

Дельвигу Пушкин посвятил не одно стихотворное послание.

Лицейскую дружбу Пушкин и Дельвиг пронесли до конца их недолгой жизни. Он был одним из трех друзей Пушкина, посетивших его в ссылке. Есть сведения, что Пушкин и Дельвиг встречались на Кавказе. Дельвиг умер рано, в 32 года.

«Смерть Дельвига нагоняет на меня тоску. Помимо прекрасного таланта, то была отлично устроенная голова и душа незаурядного закала. Он был лучшим из нас. Наши ряды начинают редеть», — написал Пушкин Плетневу, узнав о смерти друга.

Кюхля

Так лицеисты прозвали долговязого, худощавого Вильгельма Кюхельбеккера. На первых курсах товарищи по лицею были безжалостны к нелепому, глуховатому Кюхле. Пушкин тоже не щадил его, донимал эпиграммами и шутками, на которые был большой мастер.

Эта эпиграмма стоила Пушкину дуэли, которая закончилась благополучно для обоих. Позволив Кюхельбеккеру выстрелить, Пушкин отказался стрелять под предлогом, что пистолет забился снегом. Потом друзья помирились.
Несмотря на насмешки, в глубине души все любили этого странного длинного паренька. Несмотря на свою неуклюжесть, он был способным к учебе, талантливым поэтом.

В своем посвящении на день Лицея Пушкин посвятил несколько строк и Кюхельбеккеру:

Вильгельм Кюхельбеккер с отличием окончил лицей в чине титулярного советника. Его, как и Пушкина, зачислили в коллегию иностранных дел.

Кюхельбеккер тоже присутствовал на Сенатской площади во время декабрьского восстания, и даже пытался стрелять в генералов, однако его пистолет дал осечку.

Вильгельм Кюхельбеккер пережил Пушкина всего на 7 лет. Он умер в Тобольске от чахотки в 1846 году.

Иван Малиновский

Еще один из близких друзей Александра по лицею. Дружбу к Ивану поэт пронес через всю жизнь, а после роковой дуэли с Дантесом говорил:  «Отчего нет около меня Пущина и Малиновского. Мне было бы легче умирать».

Иван отличался  большой вспыльчивостью и получил прозвище «Казак». Он был сыном первого директора лицея, который умер в 1814 году. На похоронах присутствовали пять лицеистов, в том числе Пушкин. После окончания лицея Малиновский стал военным, дослужился до полковника и в 1825 году вышел в отставку. В 1834 году он женился на сестре Пущина.

Источник: https://PoetPushkin.ru/zhizn-i-tvorchestvo/litsejskie-druzya-pushkina.html

Обучение А.С. Пушкина в лицее

Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет…

А. С. Пушкин

В 1811 году Пушкину исполнилось 12 лет. Родителям пора было задуматься об образовании их сына. Знакомый семьи Пушкиных Александр Иванович Тургенев сообщил, что в Санкт- Петербурге открывается новое учебное заведение — Императорский Царскосельский лицей.

Александр I учредил Лицей благодаря хлопотам видного деятеля той эпохи М. М. Сперанского, который задумал его в качестве привилегированного учебного заведения, предназначенного для обучения и воспитания «юношества благородного происхождения», т. е.

дворян, с тем чтобы по окончании Лицея выпускники могли быть причастны к «важным частям службы государственной».

Название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, главного города Древней Греции. В античные времена там стоял храм Аполлона — бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии.

В саду храма находился знаменитый «гимнасий», где его основатель, великий древнегреческий философ Аристотель, учил юношей мудрости и наукам.

Императорский лицей в Санкт-Петербурге, по замыслу его учредителей, был символическим продолжателем славных традиций античного Лицея (Ликея).

В это новое учебное заведение родители и решили отдать сына. Во второй половине июля 1811 года дядя Пушкина, известный в то время поэт Василий Львович Пушкин, вместе с племянником выехали из Москвы в новую, Северную столицу.

12 августа 1811 года Александр Пушкин выдержал экзамен и был принят в Лицей в числе 30 воспитанников (окончили Лицей при первом выпуске 29 юношей). 19 октября состоялось открытие Лицея. Этот день стал священным для Пушкина, который впоследствии придал ему значение огромного исторического события в жизни России и в своей судьбе, воспев его в стихах.

Обстановка открытия нового учебного заведения была торжественной: воспитанники, преподаватели и именитые гости, приглашённые в актовый зал, увидели большой, покрытый красным сукном с золотой бахромой стол, помещённый между колоннами, а на нём роскошно убранную грамоту об основании Лицея. Значительность совершаемого действия подчёркивалась присутствием государя императора и высших сановников государства. Это чувствовали и лицеисты, и их профессора и наставники.

Читайте также:  Самый страшный пожар или как горели театры и храмы

Сначала слово было дано директору Лицея В. Ф. Малиновскому, сыну которого, как и Александру Пушкину, предстояло обучаться в Лицее. Профессор Н. Ф. Кошанский представил лицеистов Александру I. Горячую речь произнёс профессор А. П. Куницын.

После открытия гостей пригласили осмотреть помещения Лицея.

На первом этаже находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором — столовая, буфетная, больница, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на третьем — актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека с ломберными столиками и стульями с кожаными сиденьями, газетная комната, на четвёртом — комнаты воспитанников, обставленные весьма скромно: стол с необходимыми принадлежностями (чернильницей, свечой и щипцами для снятия нагара со свечи), конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, зеркало, умывальник.

По принятии в Лицей воспитанникам объявили правила поведения и распорядок пребывания.

Воспитанников облачили в синие двубортные сюртуки с красными стоячими воротниками, с красным кантом на манжетах; каждый носил синий суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинные панталоны синего сукна; ноги обули в полусапожки.

Лицеистам объявили, что до окончания шестилетнего срока обучения никто не должен покидать Лицея или выезжать из него. Родственникам разрешалось посещать воспитанников только по праздничным дням.

День лицеистов начинался в шесть часов утра. После утренних процедур лицеисты шли на молитву. С семи до девяти — занятия («классы»). В девять часов утра — чай. С десяти до двенадцати — снова занятия. От двенадцати до часу — прогулка. В час — обед. От двух до трёх дня — чистописание или рисование.

От трёх до пяти — другие уроки. В пять — чай и затем (до шести) прогулка. Далее до половины девятого вечера — «вспомогательный класс» (повторение уроков). В половине девятого — ужин. После ужина до десяти — отдых. В десять лицеисты шли на вечернюю молитву и потом отходили ко сну.

Утреннюю и вечернюю молитву читали по очереди.

Пушкин занимал комнату с 14-м номером. По соседству с ним была комната Пущина.

Лицей по уровню даваемых знаний приравнивался к университетам.

Обучение в нём было рассчитано на шесть лет — первые три года воспитанники изучали предметы старших классов гимназии, последующие три года — предметы трёх факультетов университета: словесного, нравственно-политического и физико- математического.

Лицей соединял образование и воспитание, цель которого заключалась в лицейском девизе — учиться и жить «Для общей пользы». Программа занятий была весьма насыщенной. Преподаватели и воспитатели соблюдали главное правило, гласившее о том, чтобы воспитанники «никогда не были праздны».

Программа Лицея включала разнообразные предметы.

Первые три года Пушкин изучал русский, латинский, немецкий и французский языки, математику, словесность, историю, географию, нравственные науки, статистику, изящные искусства, занимался рисованием, пением, танцами, плаванием, фехтованием, верховой ездой.

Особенно строгими были занятия на первых трёх курсах, следующие три курса включали выборочное изучение наук. Занятия продолжались с 1 августа по 1 июля. Каникулы устраивались раз в году (с 1 июля по 1 августа).

В Лицее создалась благоприятная атмосфера для развития творческих, художественных и иных способностей лицеистов. Профессора благосклонно относились к сочинению стихов, к занятиям искусством и всячески поощряли воспитанников.

Здесь почти все лицеисты писали стихи, и у Пушкина было много соперников. Учителя были молоды, энергичны, проявляли исключительное внимание к воспитанникам и уважали их личное достоинство.

Они утвердили в Лицее дух чести, товарищества, лицейского братства, воспитывали в лицеистах независимость суждений и поведения, прививали ненависть и презрение к холопству, лизоблюдству, ябедничеству, чинопочитанию и требовали от лицеистов ответственного отношения к словам и поступкам.

В Лицее царил культ дружбы, и Пушкин пронёс его через всю свою жизнь. Его любимым другом стал Дельвиг, он сохранил дружеские связи с Кюхельбекером, Пущиным, Малиновским и другими лицеистами.

Лицей был основан в ту пору, когда Россия переживала национально-патриотический подъём. В стране возникли идеи отмены крепостного права, ограничения власти царя, мысли о главенстве законов и строгом их соблюдении.

Крупнейшим историческим событием стала Отечественная война 1812 года, всколыхнувшая всю нацию, вставшую на защиту Отечества и жаждавшую поражения захватчиков. Лицеисты вместе со всеми радостно, восторженно праздновали победу русского оружия, изгнание Наполеона с родной земли и взятие Парижа.

Об этих событиях Пушкин написал в стихотворении «Воспоминания в Царском Селе».

Пушкин навсегда остался верен свободолюбивому духу Лицея, лицейской дружбе. Он считал Лицей родным домом своей юности, а Царское Село — колыбелью своей музы. «Отечество нам Царское Село», — скажет он спустя годы.

Первый выпуск Лицея состоялся 9 июня 1817 года. После окончания семнадцать человек зачислили в гражданскую, двенадцать — в военную службу. Пушкин был направлен в Коллегию иностранных дел.

После выпуска все собрались у директора Лицея Энгельгардта, чтобы провести вместе последний лицейский день.

Лицейские годовщины у Пушкина

День основания Лицея— 19 октября 1811 года — ежегодно отмечался лицеистами первого выпуска. Пушкин бывал на лицейских сходках в 1817—1819 годах, в 1820—1826 годах отмечал «Лицея день заветный» в одиночестве, вспоминая своих друзей и посылая им приветы в стихотворениях, посвящённых лицейским годовщинам.

В 1827 году, возвратившись из ссылки, он празднует «серебряную» годовщину Лицея — 10 лет со дня его окончания. День Лицея поэт отмечал вместе с другими лицеистами в 1832, 1834 и 1836 годах.

Лицейским годовщинам Пушкин посвятил несколько стихотворений: «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «19 октября 1827 года» («Бог помочь вам, друзья мои…»), «Чем чаще празднует Лицей…», «Была пора: наш праздник молодой…».

Лицейские профессора у Пушкина

Воспитание лицеистов возлагалось на шестерых профессоров, священнослужителя, преподававшего Закон Божий, двух адъюнктов и шестерых учителей для изящных искусств и гимнастических упражнений.

Пушкину особенно запомнились А. П. Куницын, читавший нравственные и политические науки; И. Ф. Кошанский, преподававший латинскую и русскую словесность; А. И. Галич (он заменил заболевшего Кошанского), знаток древнего и нового искусства; Д. И.

де Будри, знакомивший лицеистов с французской словесностью; Ф. М. Гауеншильд, профессор немецкой словесности; И. К. Кайданов, профессор исторических наук, лекции которого были интереснее его учебников.

В числе преподавателей был и профессор математических и физических наук Я. И. Карцов.

В рукописной редакции стихотворения «19 октября» (1825) Пушкин писал:

Наставникам, хранившим юность нашу, Всем честию — и мёртвым и живым, К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

Лицейская лирика Пушкина

В лицейской лирике Пушкина преобладает поэзия, славящая наслаждение жизнью с её радостями и весельем. Поэт следует лирике Державина, Жуковского, Батюшкова. Подлинный поэт, по его мнению, творит по вдохновению.

Пушкин-лицеист пробует перо в различных жанрах: от оды до романса, элегии и сказки.

Любимым жанром раннего лицейского периода становится дружеское послание («К Наталье» — первое стихотворение поэта, «К другу стихотворцу» — первое печатное произведение).

В обращениях к друзьям («Товарищам», «В альбом Пущину», «Кюхельбекеру») возникает тема Лицея, которая будет жить и в поздних стихотворениях поэта.

Ответы на вопросы о периоде обучения Пушкина в лицее

2. Расскажите о Лицее (откуда он получил такое название; какие задачи ставил русский государь перед этим учебным заведением; чем интересно было его открытие; каковы были внутренние покои, одежда лицеистов, режим в Лицее; к чему приравнивался Лицей по уровню знаний; чего добивались профессора от воспитанников и др.).

Своё название Лицей получил по аналогии с местом на окраине Афин, где в древние времена находился храм Аполлона (бога Солнца, покровителя искусств, музыки, поэзии), в саду которого размещался известный «гимнасий» Аристотеля. Императорский лицей в Санкт- Петербурге, по плану его учредителей, был символическим продолжением славных традиций древнего Лицея.

Александр I организовал Лицей благодаря хлопотам М. М. Сперанского, который замыслил его в качестве привилегированного учебного заведения, созданного для обучения и воспитания дворянских деток, с тем, чтоб по окончании Лицея его выпускники были бы причастны к «важным частям службы государственной».

Открытие Лицея состоялось 12 октября 1811 года, на обучение в нём было принято 30 мальчишек. Обстановка открытия нового учебного заведения была праздничной, тут находился сам правитель и высшие сановники страны. Перед гостями с праздничными речами выступили директор Лицея В. Ф. Малиновский, доктора Лицея Н. Ф. Кошанский и Куницын.

Вот каковы были помещёния Лицея.

«На нижнем этаже находились квартиры инспектора и гувернёров, на втором — столовая, буфетная, поликлиника, аптека, малый конференц-зал, канцелярия, на 3-ем — актовый зал, классы, физический кабинет, библиотека , газетная комната, на четвёртом — комнаты воспитанников, обставленные очень робко: стол с необходимыми принадлежностями, конторка для занятий, стул, комод, кровать с матрацем, бумазейное одеяло, полупуховая подушка, умывальник».

Форма воспитанников Лицея смотрелась так: голубые двубортные сюртуки с красноватыми стоячими воротничками, с красноватым кантом на манжетах, голубий суконный жилет с блестящими гладкими пуговицами, длинноватые штаны голубого сукна, полусапожки.

Источник: http://interesting-information.ru/2017/09/obuchenie-a-s-pushkina-v-licee

Лучшие друзья Пушкина Помощь по литературе

Лицейские годы — это самый радостный и беззаботный период в жизни великого русского поэта и прозаика XIX столетия Александра Пушкина. Именно в лицее он раскрыл свой уникальный талант, потому как сочинять стихотворения начал в 13 лет.

Явным лидером Александр Сергеевич не был никогда, это место было закреплено за Илличевским, но все же молодое дарование активно участвовало в культурной жизни учебного заведения, поэт всячески доказывал свою состоятельность, хоть мнение сверстников и не очень сильно его интересовало.

Друзья Пушкина в лицее не только могли первыми оценить талант будущего классика русской литературы, но и испытать на себе все его колкости и издевки.

Близкими товарищами Александр Сергеевич мог назвать лишь трех людей — Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Пущина и Антона Дельвига.

В последние годы учебы писатель сошелся со многими ровесниками и старшими юношами, но больше всего времени в учебном заведении он провел именно с этими тремя сокурсниками.

Иван Иванович Пущин — это лучший друг Пушкина в Лицее, именно с ним он делил все тяготы и печали. Александр и Иван сошлись еще на вступительных экзаменах, жили в соседних комнатах.

Пущин оставался верным и преданным товарищем до самой смерти Пушкина. Мальчики имели совершенно разные характеры, возможно, это их и притягивало друг к другу.

Александр был слишком вспыльчивым, ранимым, активным, а вот Иван покорял рассудительностью, спокойствием, скромностью и добродушием.

Друзья Пушкина в лицее были его поддержкой и опорой. Например, по…окончании каждого учебного дня Александр Сергеевич через перегородку в комнате рассказывал Пущину о своих проблемах и заботах, а тот его всегда понимал, помогал советом. Много веселых дней вместе они прожили, были участниками и зачинщиками разных затей. Поэт всегда с теплотой и радостью вспоминал о своих лицейских годах.

Друзья Пушкина в лицее также разделяли его творческие порывы. В поэтических стремлениях Александр сошелся с Антоном Дельвигом. Этот флегматичный, ленивый и малоподвижный барон любил писать стихи, но они были больше для себя, чем для публики.

Именно Александр Сергеевич заставил молчаливого юношу продемонстрировать свое творчество перед всеми. Пушкин оценивал произведения Дельвига, а тот в свою очередь первым удостаивался чести услышать новые творения молодого гения.

Именно единство интересов связывало этих двух таких непохожих друг на друга людей.

Неоднократно подвергались обстрелу издевательствами и остротами поэта друзья Пушкина по лицею. Фото товарищей великого русского классика сохранились до наших дней.

Учебное заведение свело Александра Сергеевича с добродушным и бескорыстным Вильгельмом Кюхельбекером. Этот человек чаще всего подвергался нападкам поэта, который оттачивал на нем свое остроумие.

Однажды бестолковый, потешный и бездарный «Кюхля», как называл его Александр, не стерпел и вызвал его на дуэль, но все закончилось миром.

Друзья Пушкина в лицее тоже в какой-то мере сделали вклад в развитие творческого потенциала будущей гордости России. Александр Сергеевич нуждался в поддержке, одобрении, восхищении, критике, и в конце концов он все это получил сполна.

Источник: http://pomosh-po-literatyre.imysite.ru/4243_luchshie_druzya_pushkina.htm

Лицеисты- друзья Пушкина

Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,      При милых ли брегах родимого ручья,      Святому братству верен я.

А.С.Пушкин

ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ, О КОТОРОМ  ПУШКИН  НА ВСЮ ЖИЗНЬ СОХРАНИЛ САМЫЕ СВЕТЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ

ЛИЦЕЙ

ЛИЦЕЙСКИЕ ВОЛЬНОДУМЦЫ

Пушкин -ребёнок. 1800—1802., Квасье де Местр

САША ПУШКИН, ЛИЦЕИСТ. ХУДОЖНИК Ю.В.ИВАНОВ

Пушкин, не менее Кюхельбекера или Малиновского вспыльчивый, к тому же склонный к злой насмешке, внешностью напоминающий обезьяну, за что и имел соответствующие прозвища “обезьяна”, “помесь обезьяны с тигром”, отражавшие его внешность и несдержанный темперамент.

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО

ЛИЦЕЙСКАЯ КОМНАТА

Пушкин и Пущин жили в Лицее рядом: справа комната, над дверью которой была чёрная дощечка с надписью  “№ 13. Иван Пущин”, а слева — “№ 14. Александр Пушкин”. Пущин — тоже москвич, он на год постарше Пушкина. Вместе посмеялись над несчастливым номером комнаты Пущина. Позже всю жизнь подписывали письма друг другу лицейскими номерами.

КОМНАТА ПУШКИНА

ЛИЦЕЙСКИЕ УЧИТЕЛЯ

Лицейское братство

ВОТ ОНИ, ЛИЦЕЙСКИЕ ВОЛЬНОДУМЦЫ: КЮХЕЛЬБЕКЕР, ПУЩИН, ПУШКИН, ДЕЛЬВИГ ..

КЛАССНАЯ КОМНАТА

Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе. Картина И. Репина

Именно в Лицее он впервые почувствовал себя поэтом. Его лицейская поэзия развивалась под влиянием Батюшкова и Жуковского, но творения предшественников были для Пушкина лишь исходной точкой. Даже в ранних вещах его оригинальное своеобразие сразу бросалось в глаза и потому было по достоинству оценено современниками.

Читайте также:  Дуэли александра якубовича

ДЕЛЬВИГ АНТОН АНТОНОВИЧ

Лишённый очков, близорукий Дельвиг, для которого весь свет был как в тумане, а все женщины казались ему красавицами — то-то была потеха для остальных лицеистов.

Антон Антонович Дельвиг родился в Москве, в семье генерал-майора, происходившего из обедневшего рода прибалтийских немецких баронов. Семья была настолько обрусевшей, что Дельвиг даже не знал немецкого языка

В 1811 ГОДУ ДЕЛЬВИГ ПОСТУПИЛ В ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ; РАНО НАЧАЛ ПИСАТЬ СТИХИ, И УЖЕ В 1814 ГОДУ ОНИ ПОЯВИЛИСЬ В ПЕЧАТИ, В «ВЕСТНИКЕ ЕВРОПЫ» («НА ВЗЯТИЕ ПАРИЖА» — ЗА ПОДПИСЬЮ РУССКИЙ).

ВИЛЬГЕЛЬМ КАРЛОВИЧ КЮХЕЛЬБЕКЕР

Кюхельбекер, с необузданной вспыльчивостью и с комической внешностью, вызывавшей постоянные шутки, решил топиться — его вытащили из пруда и обсмеяли ещё сильнее, мол, даже утопиться не можешь

ОБРАЗОВАНИЕ

Рано проявил интерес к поэзии и начал печататься в 1815 году в журналах «Амфион» и «Сын Отечества». Окончил лицей в 1817 году с чином IX класса. На выпускном акте 9 июня 1817 года удостоен серебряной медали за успехи и ученость.

В. Кюхельбекер.  Рисунок А.Пушкина в черновике V главы «Евгения Онегина», 1826

Иван Иванович Пущин

У Пущина были прекрасные отношения со всеми, его никто не обижал, он ни с кем не ссорился. Происходил из родовитой дворянской семьи, его отец — генерал-интендант флота. Но в семье двенадцать детей

,

В годы, проведенные в Лицее с Пушкиным, им был создан рисунок.

ЛИЦЕЙСКИЕ РИСУНКИ

ДРУЖБА ЛИЦЕЙСКИХ ДРУЗЕЙ ДЛИЛАСЬ ДО КОНЦА ЖИЗНИ

РИСУНКИ, СДЕЛАННЫЕ В ГОДЫ УЧЕБЫ В ЛИЦЕЕ

В этом альмонахе печатались многие друзья А.С.Пушкина

Источник: https://multiurok.ru/files/litsieisty-druz-ia-pushkina.html

Лицейские друзья Пушкина

В 1811 году правительство решило открыть для детей элиты специальное учебное заведение с целью подготовки высшей чиновничьей аристократии, как это делалось в Англии и Франции. Идея Лицея от названия до содержания, была позаимствована из подобных институций, давно существовавших на Западе.

Даже слово «лицей» было новым в русском лексиконе, и Пушкин обсуждал, как его писать: лицей, ликея или ликей?

Один из современников так охарактеризовал это учебное заведение: «Лицей был заведение совершенно на западный лад; здесь получались иностранные журналы для воспитанников…».

Преподавателями были русские и иностранцы. Но и русские преподаватели получили образование за границей за казенный счет. Император Александр Павлович подарил Лицею свою юношескую библиотеку, в основном состоявшую из иностранных книг.

Лицей разместили в императорском дворце в Царском Селе, и он выглядел частью семейных покоев царской фамилии.<\p>

Такое размещение соответствовало планам графа Михаила Сперанского, который предлагал в Лицее обучать членов высочайшей фамилии, готовя из них просвещенных государственных мужей.

Если бы это случилось, Пушкин мог бы оказаться с великими князьями Николаем и Михаилом Павловичами на одной скамье, то есть стать школьным приятелем Николая I, который был всего на три года старше.<\p>

Попасть в Лицей было не просто. Семья задействовала все свои связи.

Когда стало ясно, что в Лицее не будут учиться члены императорской семьи, критерии отбора кандидатов снизились.

Поэт со связями, дядя Пушкина Василий Львович повез племянника в Петербург.

Для Пушкина при его хорошем французском и наличии у мальчика покровительства экзамены оказались пустой формальностью.

Французский язык лицейского Пушкина звучал лучше, чем у его сверстников.

Сам Лицей представлял собой смесь монастыря с военным училищем, в котором читались некоторые европейские предметы.

Барон Модест Корф вспоминал, что в Лицее не было никакой свободы передвижения, комнаты воспитанников назывались камерами, за провинности наказывали стоянием на коленях.

Пушкин так стоял однажды две недели – за утренними и вечерними молитвами.

Учение Пушкин назвал «заточением» и жизнью «взаперти». Говорили, что лишь двух воспитанников за шесть лет учения выпустили в Петербург по случаю тяжелой болезни родителей. Первые три или четыре года даже в сад не пускали порознь. При посещениях родители могли находиться с воспитанниками только в общей зале или на общей прогулке. У лицеистов отобрали сразу свои книги.

Также было запрещено сочинять: писали украдкой. Правда, потом, разрешили держать книги и даже издавать самодельные журналы, разумеется, под контролем.<\p>

Однако, в самом Лицее постарались соединить все удобства домашнего быта с требованиями общественного учебного заведения. Домашняя жизнь у многих лицеистов, и прежде всего у Пушкина, была гораздо теснее, беспорядочнее, скученнее.

А тут был светлый, просторный дворцовый флигель, где при Екатерине помещались великие княжны, её внучки. В Лицее были огромная столовая, рекреационная, конференц-зал, классы, библиотека, читальня, физический кабинет, больница. На верхнем этаже находились спальни. В каждой стояла железная кровать, конторка с чернильницей, комод, умывальник.

Каждая спальня имела свой номер, и лицеисты часто звали друг друга по номерам. Пушкин был № 14, рядом с ним был Пущин, № 15. Общие комнаты освещались масляными лампами, по тогдашнему времени роскошь такая же редкая, как и железные кровати. Россия тогда еще жила при сальных свечах и при лучинах. Только во дворцах да у немногих богатых людей горели лампы.<\p>

Кормили лицеистов отлично.

Бородатый Мальгин, государев портной, сначала сшил им франтоватые синие мундирчики, с галунными воротниками и белые панталоны в обтяжку; к этому полагались треуголки и ботфорты. Это была праздничная форма. Сюртуки попроще, с красными воротниками были для будней.

Когда война 1812 года разорила казну, началась экономия, лицеистов переодели в серые брюки, в серые штатские сюртуки и фуражки, чем они очень были недовольны, так как у маленьких придворных певчих была такая же форма.

В Лицее изучались разнообразнейшие предметы, программа была насыщенной:

языки, древние и новые, закон Божий и священная история, иностранные литературы, общая история с пристрастным вниманием к трем последним векам, логика, физика и география, нравственная философия, статистика иностранная и отечественная, право естественное (то есть права человека), право частное и публичное, право гражданское и уголовное, чистая математика и прикладная, политическая экономия и финансы, полевая фортификация и артиллерия, фехтование.

Одноклассник Пушкина, барон М. А. Корф писал:

«Основательного, глубокого в наших познаниях, конечно, было не много, но поверхностно мы имели идею обо всем и были очень богаты блестящим всезнанием. Мы мало учились в классе, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов…»

Знаниями лицейский Пушкин не блещет. Ему было трудно конкурировать с серьезными сверстниками, и французского тут оказалось недостаточно, хотя по этому языку он был на втором месте.

Пушкин овладел латынью, но античную литературу знал далеко не лучше других: многие оказались эрудированней его. Через год занятий он занимает лишь 28-е место (начав с четырнадцатого).

У него есть более удачливые соперники даже в стихах (часть он пишет по-французски).

Директор Лицея Егор Энгельгардт отмечал у Пушкина в качестве недостатков французский ум и страсть к сатире.

В лицейском журнале, куда преподаватели записывали свои наблюдения о каждом из воспитанников, есть ряд любопытных записей о поведении и характере Пушкина:

1812 г. 15 марта: «Александр Пушкин больше имеет понятливости, нежели памяти, более имеет вкуса, нежели прилежания; почему малое затруднение может остановить его; но не удержит: ибо он, побуждаемый соревнованием и чувством собственной пользы, желает сравниться с первыми питомцами. Успехи его в Латинском хороши; в Русском не столько тверды, сколько блистательны» (Кошанский).

19 ноября: «Пушкин весьма понятен, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен: он способен только по таким предметам, которые требуют малого напряжения, а потому успехи его очень невелики, особенно по части логики» (Куницын). 20 ноября: «Больше вкуса к изящному, нежели прилежания к основательному» (Кошанский).

Однако была и бесспорная положительная сторона в лицейских занятиях: это был тот «лицейский дух», который на всю жизнь запомнился лицеистам первого — «пушкинского» — выпуска и который сделался очень скоро темой многочисленных доносов. Позже именно этот «дух» старательно выбивал из Лицея Николай I.

Но в этом, первом, выпуске всё создавало особую атмосферу: немногочисленность учащихся, отсутствие в Лицее в отличие от других учебных заведений телесных наказаний, молодость ряда профессоров, гуманный характер у их лучшей части педагогических идей, ориентированных на внимание и уважение к личности учеников, то, что среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск – предмет любви и внимания.

Среди лицеистов культивировался дух независимости, уважения к собственному достоинству. Кроме передовых идей они усваивали независимость суждений и поступков, а также определенный тип поведения: отвращение к холопству и раболепному чинопочитанию.

В жизни Пушкина основное, чем был отмечен Лицей, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя Поэтом. Пушкин в 1830 году писал: «…начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».

В те дни — во мгле дубровных сводов

Близ вод, текущих в тишине,

В углах Лицейских переходов,

Являться Муза стала мне.

Моя студенческая келья,

Доселе чуждая веселья,

Вдруг озарилась — Муза в ней

Открыла пир своих затей;

Простите, хладные науки!

Простите, игры первых лет!

Я изменился, я поэт…<\p>

В Лицее процветал культ дружбы. Однако лицеисты в реальности – и это вполне естественно – распадались на группы, между которыми отношения порой были весьма конфликтными. Пушкин к нескольким примыкал, но не был безоговорочно ни в одну принят.

Так, в Лицее ощущалась сильная тяга к литературным занятиям, которая поощрялась всем стилем преподавания. Выходили рукописные журналы: «Неопытное перо», «Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы» и др. По крайней мере в первые годы, поэтическим лидером Лицея, был Илличевский.

Можно предположить, что Пушкин в лицейском кругу ревниво боролся за признание своего поэтического первенства.

Наиболее тесными были дружеские связи Пушкина с Пущиным, Дельвигом, Малиновским и Кюхельбекером. Это была дружба на всю жизнь, оставившая в душе Пушкина глубокий след.

В сознании Пушкина Лицей становился идеальным царством дружбы, а лицейские друзья — идеальной аудиторией его поэзии.

Отношения Пушкина с товарищами складывались не просто. В дальнейшем даже самые доброжелательные из них не могли не упомянуть его глубокой ранимости, легко переходившей в вызывающее и дерзкое поведение. И. И.

Пущин вспоминал: «Пушкин, с самого начала, был раздражительнее многих и потому не возбуждал общей симпатии: это удел эксцентрического существа среди людей.

Не то чтобы он разыгрывал какую-нибудь роль между нами или поражал какими-нибудь особенными странностями, как это было в иных; но иногда неуместными шутками, неловкими колкостями сам ставил себя в затруднительное положение, не умея потом из него выйти. Это вело его к новым промахам, которые никогда не ускальзывают в школьных сношениях.

Я, как сосед (с другой стороны его нумера была глухая стена), часто, когда все уже засыпали, толковал с ним вполголоса через перегородку о каком-нибудь вздорном случае того дня; тут я видел ясно, что он по щекотливости всякому вздору приписывал какую-то важность и это его волновало.

Вместе мы, как умели, сглаживали некоторые шероховатости, хотя не всегда это удавалось. В нем была смесь излишней смелости с застенчивостью, и то и другое невпопад, что тем самым ему вредило. Бывало, вместе промахнемся, сам вывернешься, а он никак не сумеет этого уладить. Главное, ему недоставало того, что называется тактом…» «Все это вместе было причиной, — заключает Пущин, — что вообще не вдруг отозвались ему на его привязанность к лицейскому кружку…»

Пущин был проницательным наблюдателем.

Непрерывное шестилетнее общение с лицейским Пушкиным позволило ему сделать исключительно точное наблюдение над характером своего друга:<\p>

«Чтоб полюбить его настоящим образом, нужно было взглянуть на него с тем полным благорасположением, которое знает и видит все неровности характера и другие недостатки, мирится с ними и кончает тем, что полюбит даже и их в друге-товарище».

В родной семье нелюбимый ребенок, Пушкин-юноша, неравномерно развивающийся, он видимо, был глубоко неуверен в себе. Это вызывало молодечество, браваду, стремление первенствовать.

Дома его считали увальнем – он выше всего начал ставить физическую ловкость, силу, умение постоять за себя.

Тот же Пущин с недоумением, не ослабевшим почти за полвека, отделявшие время написания записок от первой встречи с Пушкиным, вспоминал, что Пушкин, который по начитанности и знаниям значительно опередил своих одноклассников, менее всего был склонен этим тщеславиться и даже ценить:

«Все научное он считал ни во что и как будто желал только доказать, что мастер бегать, прыгать через стулья, бросать мячик и пр. В этом даже участвовало его самолюбие — бывали столкновения, очень неловкие». По свидетельству Пушкина, «появлению Музы» в его «студенческой келье» предшествовало время,

… как я поэме редкой

Не предпочел бы мячик меткой,

Считал схоластику за вздор

И прыгал в сад через забор.

Когда порой бывал прилежен,

Порой ленив, порой упрям,

Порой лукав, порою прям,

Порой смирен, порой мятежен,

Порой печален, молчалив,

Порой сердечно говорлив .

Пушкину было шестнадцать лет, когда Державин рукоположил его в поэты, а Дельвиг приветствовал его в сентябрьском номере «Российского музеума» за 1815 год, его – автора всего лишь нескольких опубликованных стихотворений – стихами:

Пушкин! Он и в лесах не укроется;

Лира выдаст его громким пением,

И от смертных восхитит бессмертного

Аполлон на Олимп торжествующий.

Источник: http://www.smirnova-tatjana.ru/pusin-jizn-i-tvortestvo/623-lizeiskie-druzja.html

Ссылка на основную публикацию