Литературное общество «арзамас» в санкт-петербурге

Литературное общество «Арзамаз»

В определенные периоды русской истории большую роль в литературе играли писательские кружки и сообщества. В основном имевшие неофициальный характер, они объединяли близких по духу и творческим взглядам людей и помогали становлению и развитию новых литературных школ.

Срок существования таких содружеств мог быть недолгим, а значение для культуры – бесценным: талантливые литераторы, покинув «отеческое гнездо», часто достигали вершин русской поэзии, и шутливые «уставы» этих объединений становились прообразами манифестов целых литературных направлений.

Одним из таких литературных кружков в начале XIX века был «Арзамас» – творческое содружество, из которого вышли многие виднейшие представители Золотого века русской поэзии.

Рождение «Арзамаса»

Это литературное общество возникло в 1815 г. Причиной его рождения стала постановка в Большом театре Петербурга комедии А.А.Шаховского «Липецкие воды, или Урок кокеткам», где в сатирическом образе поэта Фиалкина был выведен В.А.Жуковский. Пьеса вызвала большую полемику.

На Шаховского посыпались обвинения в зависти и клевете. С другой стороны, романист М.Н.Загоскин поддержал автора «Урока кокеткам» в своей пьесе «Комедия против комедии, или Урок волокитам».
Поэт-романтик и друг В.А.Жуковского Д.Н.

Блудов в ответ на пьесу написал уморительно смешную сатиру «Видение в какой-то ограде, изданное обществом учёных людей». Действие в ней происходило вблизи города Арзамаса.

Его название и дало имя группе литераторов, выступивших против Шаховского и возглавляемого им кружка литературных консерваторов – «Беседы любителей русского слова», противившегося обновлению русской поэзии и отстаивавших устаревшие каноны XVIII века . «Арзамас» стало для членов общества словом нарицательным.

Члены литературного кружка:
Светлана, Асмодей, ВОТ-Я-ВАС, Сверчок и другие

Секретарем сообщества был В. А. Жуковский.

Именно в «Арзамасе» произошел литературный дебют А.С.Пушкина. Форме, в которой проходили собрания кружка, создатели общества придавали большое значение. Она должна была пародировать официальность и торжественный пафос собраний Академии наук и «Беседы».

Всем членам общества давались прозвища, взятые из поэм Жуковского:

  • сам Жуковский звался Светланой,
  • Вяземский – Асмодеем,
  • Батюшков – Ахиллом,
  • Тургенев – Эоловой арфой,
  • В.Л.Пушкин – «Вот-я-вас».
  • А.С.Пушкин носил прозвище «Сверчок».

При вступлении в кружок каждый новый участник  приносил присягу.

В случае её нарушения он обязывался принять всяческие наказания, например: «Да буду членом Российской академии и членом-сотрудником «Беседы русского языка».

Надо было также произнести надгробную речь «покойному учителю». В роли «покойников» выступали члены кружка Шаховского, – их «арзамасцы» считали мёртвыми в литературном плане.

На каждом собрании выбирался председатель, на голову которого торжественно водружался красный колпак. После этого зачитывался комический протокол предыдущего заседания. Затем звучали стихи – в основном посвящения и сатиры друг на друга. Всё это исполнялось в максимально комическом духе.

Культ «галиматьи» был, в сущности, проявлением стремления талантливой молодежи к свободе творчества и помогал их духовному раскрепощению, становлению поэтического дара.

Кризис «галиматьи» и распад  кружка

Кризис «Арзамаса» начался после смерти Г.Р.Державина и распада опиравшейся на его авторитет «Беседы». Отсутствие общего врага стало разъединяющим фактором для «арзамасцев». Кроме того, многие из них, – прежде всего представители старшего поколения, – устали от «галиматьи».

Молодые члены кружка, чувствуя взросление, также начинали проявлять интерес к более серьезным формам творчества.
Наметились и политические расхождения среди молодежи: ряд «арзамасцев» по взглядам приближался к декабристам, некоторые, наоборот, тяготели к консервативным ценностям.

– к реакции. Попытка будущих декабристов Н.И.Тургенева и М.Ф.Орлова превратить эту литературную группу в политическое общество встретила сопротивление других членов кружка. Распри внутри общества привели к распаду кружка в 1818 г.

Его участники направились по своим, различным путям в литературе.

Проросли арзамасские зерна !…

Это сообщество сыграло большую роль в истории литературы. Многих крупных поэтов и деятелей начала XIX века можно назвать птенцами гнезда, имя которому – «Арзамас». При этом «птенцы» эти, оперившись, разлетелись по разным лагерям русской культуры.

Так, через этот кружок прошли

«Арзамасская» педагогика Жуковского открыла дорогу в литературу К.Н.Батюшкову, П.А. Вяземскому и другим поэтам «пушкинского круга».
В творческом становлении молодого А.С.Пушкина роль общества сопоставима только с Царскосельским лицеем: здесь окреп и сформировался его свободный, острый, ясный литературный язык, развилось чувство юмора.

В арзамасской «галиматье» зарождался феномен пушкинского стиля –

Без данного кружка возможно были бы немыслимы ни «Повести Белкина», ни «Граф Нулин», ни авторские отступления-беседы из «Евгения Онегина».
Арзамас стал школой русского смеха. Поэты абсурда – вплоть до «чинарей» Д.

Хармса и А.Введенского – ориентировались на на идеи этой группы не только в творчестве, но и в жизни.

В истории веселое слово «Арзамас» осталось символом творческой молодости, смеха, таланта – рядом с «веселым именем» Пушкина.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская литература. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: http://velikayakultura.ru/russkaya-literatura/literaturnoe-obshhestvo-arzamaz

Литературное общество Арзамас

1) Арзамас(1815–1818) — название литературного кружка, объединявшего сторонников нового «карамзинского» направления в литературе.

2) «Арзамас» основали П. А. Вяземский, К. Н. Батюшков, Д. Н. Блудов и т. д. А поводом к созданию «Арзамаса» послужила премьера комедии А. А. Шаховского «Урок кокеткам, или Липецкие воды», состоявшаяся в петербургском Малом театре 23 сентября 1815 года.

Известный своими выпадами против Карамзина и его молодых сторонников, Шаховский на этот раз высмеял балладника Жуковского. Приобретавшего широкую известность в литературно – читательских кругах.

В окружении Жуковского появление «Липецких вод» было воспринято, как объявление открытой войны карамзинистам и вызвало мобилизацию всех «Внутренних резервов» этого лагеря. Для организации отпора «Беседе» было решено создать свое литературное общество, используя мотивы памфлета Л. Н.

Блудова «Видение в кой- то ограде, изданное обществом ученых людей», адресованного Шаховскому и его приверженцам. Под видом тучного проезжего, заночевавшего на постоялом дворе в г. Арзамасе Нижнегородской губ. Блудов изобразил автора «Липецких вод», ополчившегося «на кроткого юношу» (Жуковского), «блистающего талантами и успехами».

Читайте также:  Экскурсия в гатчину из санкт-петербурга

На этом же постоялом дворе памфлетист оказался случайным свидетелем собрания никому не известных молодых людей – любителей словесности. Эти воображаемые арзамасские собрания подали друзьям Жуковского мысль о создании литературного общества «безвестных любителей словесности», названного «Арзамасом».

3) «Арзамас» поставили себе задачей борьбу с устарелыми литературными вкусами и традициями, защитники которых объединялись «Беседой любителей русского слова». Членами «Арзамаса» были как писатели (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, В. Л. Пушкин, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин), так и лица, известные более по своей общественной деятельности (братья А. И. и Н.

И. Тургеневы, С. С. Уваров, Блудов и другие). Большинство членов «Арзамаса» еще до его основания были тесно связаны между собой давними дружескими связями и принадлежали к одному поколению столичного дворянства, европейски образованного и в массе либерально настроенного после войны 1812. баллад Жуковского (Жуковский — Светлана, Пушкин — Сверчок и т. д. ).

4) Шутливые арзамасские послания и протоколы и в особенности речи арзамасцев явились живым стимулом к расцвету юмористических жанров русской литературы.

Несмотря на свою внешнюю «несерьезность», «Арзамас» отнюдь не был чисто развлекательным обществом. Члены его вели смелую и решительную борьбу с рутиной, с общественными и литературным консерватизмом, с устаревшими эстетическими принципами, со всем тем, что мешало утверждению новой литературы.

На арзамасских заседаниях звучали лучшие произведения А. Пушкина, Жуковского, Батюшкова, Вяземского, В. Л. Пушкина и др. «Арзамас», по верному определению П. А. Вяземского, был школой «литературного товарищества», взаимного литературного обучения.

Общество стало центром передовой русской литературы, притягивающим к себе прогрессивно мыслящую молодежь.

5) Творческая биография одного из арзамасцев, его роль в «Арзамасе».

П. А. Вяземский. Годы жизни (1792-1878).

Поэт, критик, мемуарист, переводчик, государственный деятель и просто аристократ, светский человек — он во всём пробовал свои силы, везде оставил глубокий след, ничему не посвятив себя целиком. Первый успех принесли Вяземскому его эпиграммы. «В Москве явилось маленькое чудо,- писал мемуарист Ф. Ф. Вигель.

— Несовершеннолетний мальчик Вяземский вокруг выступил вперед и защитником Карамзина от неприятелей, и грозою пачкунов которые, покрывались именем и знаменем его, бесславили их Карамзин, никогда не любил сатир, эпиграмм и вообще литературных ссор, а никак не мог в воспитаннике своем обуздать бранного духа, любовью же к нему возбуждаемого».

Сатирическое дарование Вяземского расцвело в литературном обществе «Арзамас», созданном в 1815 г. Для борьбы с «Беседой любителей русского слова» — прибежищем литературных «староверов». Всем арзамасцам давались имена героев баллад Жуковского. Вяземского прозвали Асмодеем- бесом из баллад «Громобой». Он разил «беседчиков» эпиграммами и пародиями.

Жуковский говорил, что на эпиграммах Вяземский съел «целую свору собак». Были широко известны его эпиграммы на сенатора и поэта П. И. Голенищева Кутузова, породил на причти графа Д. И. Хворостова и особенно «поэтический венок Шутовского».

Вот эпиграмма, где речь идет о произведениях Шаховского — поэме «Расхищенные шубы» и комедии «Липецкие воды»

«К журнальным благоприятиям» (1830 г. ) Вяземский посетовал, шутя на неблагодарность жертв своего острословия.

Он писал и «легкие» стихи во вкусе французских поэтов 18 века — о наслаждениях жизни, о любовных приключениях.

«Легкие» стихи отличались радостным настроением, изяществом; в именах и названиях присутствовал античный колорит. В России образцом «легкой поэзии» были стихи Батюшкова. Вяземский подрожал ему.

В традициях Батюшкова и Жуковского написаны и ранние элегии Вяземского. Однако неровности его слога, противоречившие правилам «гармонической точности» нес раз вызывали замечания учителей. Ученик же обычно стоял на своём, отстаивая право «писать как Вяземский».

Чаще всего Вяземский обращался к дружеским посланиям в стихах. Этот жанр по природе своей допускал свободные переходы от предметов серьёзных к шутливым, острое слово, неожиданные точные мысли. Последнее Вяземский особенно ценил.

В его посланиях звучат бытовые, обиходные словечки, слышатся отголоски веселой «арзамасской галиматьи» приятельских розыгрышей и артистичных нелепостей.

6) В деятельности «Арзамаса» нашли отражение глубокие внутренние перемены и в самой русской жизни и в общественно – литературной обстановке после Отечественной войны 1812 г. В боевых схватках арзамасцев с «покойниками» «Беседы», в насмешках над мертвой схоластикой их писаний.

В колких выпадах арзамасских пародий и разящей остроте эпиграмм было нечто большее, чем вражда с уходящим в прошлое литературным направлением.

За всем этим скрывались новые понятия о личности, постепенно освобождавшейся из – под власти узкой, сословно – феодальной морали, из — под идейного гнета представлений, выработанных в эпоху абсолютизма. В «Арзамасе» спорили не только о литературе, но и об историческом прошлом и будущих судьбах Росси.

Горячо осуждали все то, что мешало общественному прогрессу. Участники общества любили называть свой союз «арзамасским братством», подчеркивая не только организационную общность, но и свое глубокое духовное родство.

7) Враги «Арзамаса» это — члены «Беседы». Были реакционерами и консерваторами в области политики и литературы.

В противовес бюрократической торжественности заседаний «Беседы» заседания «Арзамаса» имели характер веселых дружеских сборищ.

Название «Арзамас» было взято из пародии Батюшкова; все члены «Арзамаса» наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского (Жуковский — Светлана, Пушкин — Сверчок и т. д. ).

8) В 1817 г. Деятельность «Арзамаса» стала затухать. На то были свои причины. В – первых, в 1816 г. , вскоре после смерти Державина, прекратила свое существование «Беседа любителей русского слова» — главного противника «Арзамаса». Во – вторых, среди его членов обнаружились разногласия.

Если Жуковский и Блудов хотели сохранить прежнюю литературную и преимущественно игровую направленность общества, то новые члены, в первую очередь Н. И. Тургенев и М. Ф. Орлов жаждали серьёзной деятельности. Но серьёзность решительно противоречила комической сущности «Арзамаса», и в начале1818 г.

Читайте также:  Рождество в санкт-петербурге

Он прекратил своё существование.

Источник: http://www.hintfox.com/article/literatyrnoe-obschestvo-arzamas.html

Литературное общество «Арзамас»

Литературное общество «Арзамас»

Венец желаниям. Итак я вижу вас,

О други смелых муз, о дивный Арзамас,

Где славил наш Тиртей кисель и Александра,

Где смерть Захарову пророчила Кассандра…

«Арзама́с» (1815 – 1818) – название литературного кружка, объединявшего сторонников нового «карамзинского» направления в литературе. «Арзамас» поставил себе задачей борьбу с архаическими литературными вкусами и традициями, защитники которых объединялись «Беседой любителей русского слова» (так наз. «архаисты»).

Членами «Арзамаса» были как писатели (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, П.А. Вяземский, А.А. Плещеев, В.Л. Пушкин, А.С. Пушкин, А. А. Перовский, С.П. Жихарев, А.Ф. Воейков, Ф.Ф. Вигель, Д.В. Давыдов, Д.

А. Кавелин), так и лица, известные более по своей общественной деятельности (братья А. И. и Н. И. Тургеневы, С.С. Уваров, Д.Н. Блудов, Д.В. Дашков, М.Ф. Орлов, Д.П. Северин, П.И. Полетика и другие).

Большинство членов «Арзамаса» ещё до его основания были тесно связаны между собой давними дружескими связями и принадлежали к одному поколению столичного дворянства, европейски образованного и в массе либерально настроенного после войны 1812. Их оппоненты – члены «Беседы» – были консерваторами в области политики и литературы.

В противовес бюрократической торжественности заседаний «Беседы» заседания «Арзамаса» имели характер весёлых дружеских сборищ. Название «Арзамас» было взято из пародии Батюшкова; все члены «Арзамаса» наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского (Жуковский – Светлана, Вяземский – Асмодей, Пушкин – Сверчок и т.д.).

На гербе общества изображался гусь, так как «Арзамас славился своими жирными гусями»[1].

На заседаниях «Арзамаса» читались шутливые протоколы, эпиграммы и пародии, высмеивающие членов «Беседы». С закрытием «Беседы» в 1816 году полемический характер деятельности «Арзамаса» потерял смысл. Арзамасцы попытались сделать работу кружка более серьёзной и задумали издание журнала, который должен был теснее сблизить членов кружка. Однако далее составления плана журнала дело не пошло.

В 1818 «Арзамас» распался. Внешней причиной был разъезд многих его членов из Санкт-Петербурга. По времени распад «Арзамаса» совпал также с избранием в Российскую академию Н.М. Карамзина и В.А. Жуковского, куда они были предложены своим оппонентом А.С. Шишковым. Со временем многие участники «Арзамаса» стали членами Российской академии с подачи всё того же А. С. Шишкова.

Вяземский даёт следующую ценную характеристику значения «Арзамаса»:

Это было новое скрепление литературных и дружеских связей, уже существовавших прежде между приятелями. Далее это была школа взаимного литературного обучения, литературного товарищества.

А главное, заседания «Арзамаса» были сборным местом, куда люди разных возрастов, иногда даже и разных воззрений и мнений по другим посторонним вопросам, сходились потолковать о литературе, сообщить друг другу свои труды и опыты и остроумно повеселиться и подурачиться.

Возможно, что встречи общества проходили в доме Д.Н. Блудова на Невском проспекте, где с 1817 года поселился В.А. Жуковский.

Источник: http://www.arz.unn.ru/2016-05-16-10-34-33/1111-2016-05-17-07-05-47

«АРЗАМАС»

0 комментариев

Неформальный литературный кружок, существовал в 1815-1818 годах и объединил сторонников «карамзинского» направления в литературе.

Общество возникло 14(26) октября 1815 года по инициативе С.С. Уварова в ходе полемики о развитии русского языка с членами основанной министром народного просвещения, президентом Российской академии А.С. Шишковым «Беседы любителей русского слова».

Члены «Беседы» отстаивали консервативный путь развития языка, основанный на сохранении его архаичных форм и исключении заимствования иностранных слов. Участники «Арзамаса» следовали за Н.М.

Карамзиным, создавшим вариант разговорного русского языка с органичным заимствованием слов и семантических калек из французского языка.

Название позаимствовано из памфлета Д.Н. Блудова «Видение в арзамасском трактире, изданное обществом ученых людей». Символом общества выбран арзамасский гусь. Заседания проходили в 1815 году еженедельно, далее ежемесячно. В «Арзамас» входило около 20 человек, среди которых были известные литераторы (В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов, В.Л. и А.С. Пушкины, П.А.

Вяземский), государственные деятели (С.С. Уваров, Д.Н. Блудов, Д.В. Дашков, А.И. Тургенев), будущие декабристы (Н.М. Муравьёв, Н.И. Тургенев, М.Ф. Орлов). Участники общества носили шуточные прозвища, взятые из баллад Жуковского (Пушкин – Сверчок, Вяземский – Асмодей, Уваров – Старушка и т.д.). Некоторые видные деятели являлись почётными членами кружка, в т.ч. Н.М. Карамзин, И.И.

Дмитриев, И. Каподистрия.

На заседаниях «Арзамаса», носивших во многом игровой и пародийный характер, участники читали и разбирали собственные сочинения, а также обсуждали вопросы общественно-политического характера. На каждом собрании велись протоколы в нарочито архаичном стиле.

Принятие в общество новых членов сопровождалось шуточным ритуалом чтения «отходной» одному из членов «Беседы» или Российской академии. Нередко читались пародии и эпиграммы, высмеивающие членов «Беседы».

В пародиях «Арзамаса» некоторые учёные склонны видеть не только высмеивание «шишковистов», но и некоторые черты подражания масонским ритуалам и обрядам православной церкви.

После закрытия «Беседы» в 1816 году деятельность «Арзамаса» потеряла полемический смысл. Под влиянием вступивших в общество в 1817 году Н.И. Тургенева, М.Ф. Орлова, Н.М. Муравьёва была сделана попытка придать ей более серьёзный, общественно-политический характер. М.Ф.

Читайте также:  Названия санкт-петербурга: официальные и символические

Орлов выступил с инициативой издания журнала. В августе 1817 года был принят устав «Арзамаса» с прописанными в нём целями и обязанностями, что противоречило первоначальной «шутовской» идее организации. Последнее заседание состоялось 7(19) апреля 1818 года.

«Арзамас» распался не только из-за отъезда из Санкт-Петербурга в конце 1817 года значительной части участников, но и из-за их расхождений по социально-политическим вопросам, которые особенно ярко проявились после восстания декабристов 14 декабря 1825 года, положившего конец существованию «арзамасского братства».

Смежные статьи

Литература

  • Арзамас и арзамасские протоколы / пред. Благого Д., под ред. А. Горелова. Л., 1933.
  • Арзамас: (литературный кружок в Петербурге, 1815-1818 гг.). В 2 кн. М., 1994.
  • Гиллельсон М. И. Молодой Пушкин и арзамасское братство. Л., 1974.
  • Гиллельсон. От арзамасского братства к пушкинскому кругу писателей. Л., 1977.
  • Литературное общество «Арзамас»: история и современность: сб. ст. Арзамас. 2015.
  • Литературное общество «Арзамас»: культурный диалог эпох: мат-лы междунар. науч. конф. Арзамас, 2005.
  • Литературные салоны и кружки. Первая половина XIX в. М.—Л., 1930.
  • Новиков В.И. «Арзамас» и судьбы масонской литературы. В сб. Масонская и русская литература XVIII – нач. XIX вв. М., 2000.
  • Сидоров Е.А. Литературное общество «Арзамас» // Журнал Министерства народного просвещения. 1901. № 6, 7.

Статью разместил(а)

Галимзянова Евгения Александровна

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/arzamas

Общество «Арзамас». «История государства Российского». Санкт-Петербург. Царское Село. Придворная и светская жизнь (1813 – 1825) | Блестящий сын златого века. Н.М. Карамзин и его эпоха. К 250-летию со дня рождения Н.М. Карамзина

Главным трудом Н.М. Карамзина стала 12-томная «История государства Российского».

Еще в молодости, путешествуя по Европе, Николай Михайлович в своих «Письмах русского путешественника» замечал: «Больно, но должно по справедливости сказать, что у нас до сего времени нет хорошей российской истории, то есть писанной с философским умом, с критикою, с благородным красноречием». Став профессиональным историком, он постарался восполнить этот пробел, используя всю силу дарованного природой таланта.

Блестяще сочетая точность исторических фактов с литературностью изложения, Н.М. Карамзин создал произведение, оказавшееся для современников настоящим откровением.

«Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего Отечества, дотоле им неизвестную… Несколько времени ни о чем ином не говорили», свидетельствовал А.С. Пушкин.

«Оказывается, у меня есть Отечество!» восклицал после прочтения карамзинской «Истории» известный в обществе граф Ф.И. Толстой — «Американец».

В знак особого доверия к автору, император Александр I отдал распоряжение печатать «Историю» без цензуры. Первый тираж был распродан за несколько недель, после чего пришлось спешно издавать новый. Столь необычайный общественный резонанс, вызванный профессиональным историческим сочинением, на долгие годы оказался единственным в своем роде примером.

В экспозиции представлены рукописи и правленые рукой Н.М. Карамзина корректурные листы нескольких томов «Истории государства Российского», письмо министра народного просвещения А.Н. Голицына, уведомляющее Н.М.

 Карамзина о высочайшем повелении печатать «Историю» без цензуры (1816 г.), письмо императрицы Елизаветы Алексеевны Н.М. Карамзину с благодарностью за присланное издание «Истории» (1818 г.

), а также ряд документов о переводе «Истории государства Российского» на иностранные языки.

На протяжении жизни Н.М. Карамзин встречался и был дружен со многими выдающимися людьми своей эпохи писателями, поэтами, государственными деятелями.

На выставке демонстрируются письма, прошения, аттестаты, формулярные списки и иные документы, иллюстрирующие страницы жизни и деятельности Г.Р. Державина, Н.И. Новикова, И.И. Дмитриева, А.С. Шишкова, П.А. Вяземского, В.

А. Жуковского и многих других современников историка и литератора.

Источник: http://karamzin.rusarchives.ru/razdely/obshchestvo-arzamas-istoriya-gosudarstva-rossiyskogo-sankt-peterburg-carskoe-selo

Арзамас (литературное общество)

У этого термина существуют и другие значения, см. Арзамас (значения).

Арзама́с (1815–1818) — название литературного кружка, объединявшего сторонников нового «карамзинского» направления в литературе.

«Арзамас» поставил себе задачей борьбу с устарелыми литературными вкусами и традициями, защитники которых объединялись «Беседой любителей русского слова». Членами «Арзамаса» были как писатели (В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, В. Л. Пушкин, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин), так и лица, известные более по своей общественной деятельности (братья А. И. и Н. И.

Тургеневы, С. С. Уваров, Блудов и другие). Большинство членов «Арзамаса» еще до его основания были тесно связаны между собой давними дружескими связями и принадлежали к одному поколению столичного дворянства, европейски образованного и в массе либерально настроенного после войны 1812.

Их враги — члены «Беседы» — были реакционерами и консерваторами в области политики и литературы. В противовес бюрократической торжественности заседаний «Беседы» заседания «Арзамаса» имели характер веселых дружеских сборищ.

Название «Арзамас» было взято из пародии Батюшкова; все члены «Арзамаса» наделялись шутливыми прозвищами, заимствованными из баллад Жуковского (Жуковский — Светлана, Вяземский — Асмодей, Пушкин — Сверчок и т. д.).

На заседаниях «Арзамаса» читались шутливые протоколы, эпиграммы и пародии, высмеивающие членов «Беседы». С закрытием «Беседы» в 1816 полемический характер деятельности «Арзамаса» потерял смысл.

Арзамасцы попытались сделать работу кружка более серьезной и задумали издание журнала, который должен был теснее сблизить членов кружка. Однако далее составления плана журнала дело не пошло. В 1818 «Арзамас» распался.

Внешней причиной был разъезд многих его членов из Петербурга.

Вяземский дает следующую ценную характеристику значения «Арзамаса»: «Это было новое скрепление литературных и дружеских связей, уже существовавших прежде между приятелями. Далее это была школа взаимного литературного обучения, литературного товарищества.

А главное, заседания «Арзамаса» были сборным местом, куда люди разных возрастов, иногда даже и разных воззрений и мнений по другим посторонним вопросам, сходились потолковать о лититературе, сообщить друг другу свои труды и опыты и остроумно повеселиться и подурачиться».

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Категории:

  • Материалы Литературной энциклопедии 1930-х годов
  • Литературные группы России

Источник: http://mediaknowledge.ru/d8573406694184bc.html

Ссылка на основную публикацию