Литературно-музыкальный салон а.г. лаваль в санкт-петербурге

Пушкинские места Санкт-Петербурга: 13 адресов, связанных с именем поэта | сайт компании НРФ «МИР

Своим творчеством Александр Сергеевич действительно «памятник себе воздвиг нерукотворный»,  а память о нем хранят  не только собрания сочинений, но и  множество  зданий.

Вспоминая  великого поэта, жители и гости Северной столицы могут посетить «пушкинские места  Петербурга» – дома, где он жил или бывал, церковь, где он венчался, «Литературное кафе» (в пушкинскую эпоху кондитерская «Вольф и Беранже»), улицы, скверы, станцию метрополитена и  даже город  его имени.

Порой, гуляя по Невскому проспекту, представляешь, как  поэт ходил  здесь  в цилиндре и крылатке, смотрел на эти же здания, общался  с друзьями и издателями,  – и закладывал вещи в ломбард, чтобы расплатиться с долгами… В кратком обзоре вспоминаем наиболее известные адреса на карте города, связанные с именем поэта.

 Царскосельский Лицей

Прежде всего стоит упомянуть Царскосельский лицей. В те годы, когда юный Александр Пушкин был лицеистом, привилегированное учебное заведение располагалось в Царском селе (ныне г.

Пушкин), рядом с величественным Екатерининским дворцом, в тиши пригорода имперской столицы.

Сегодня наследник  Царскосельского – «Колледж «Императорский Александровский лицей» –  располагается в доме 21  на Каменноостровском проспекте.

Дом в Коломне

Набережная р. Фонтанки, 185

Часть города между Мойкой и Фонтанкой в то время называлась Коломной и считалась окраиной Петербурга. После окончания лицея, с 1817 по 1820 годы, Пушкин с родителями жил в доме № 185 по Фонтанке. Выпускник  занимал в съемной квартире родителей небольшую комнату с окном во двор. Единственными достопримечательностями деревянной Коломны тех лет  были Церковь Покрова и подъемный Калинкин мост…

Коллегия иностранных дел

Английская набережная, 32

После окончания лицея молодого Пушкина вместе с Горчаковым и  Кюхельбекером (его товарищами по учебе) определили на службу в здание на Английской набережной. Дипломатическая деятельность не привлекала будущего поэта,  вследствие чего в учреждении Пушкин появлялся нечасто, облаченный  в несоответствующие случаю фрак  и широкополую шляпу.

Квартира  А.И. Тургенева

Набережная Фонтанки, 20

В этом доме А. И. Тургенев занимал квартиру на третьем этаже. Здесь часто проходили собрания литературного общества «Арзамас», членами которого  были  Карамзин, Жуковский, Батюшков, Вяземский, братья Тургеневы. Частым гостем этого дома бывал   молодой Пушкин. Из окон кабинета, в котором собирались гости, открывается вид на Михайловский замок.

«Зеленая лампа»

Театральная пл., 8/наб.кан. Грибоедова 109. Квартира Н.В.Всеволожского

В этом доме зимой 1818/19 гг. собиралось литературно-политическое общество, в которое был вхож и Александр Пушкин. Его участники сидели вокруг стола, над которым висела лампа с темно-зеленым абажуром. Каждый член общества, девизом которого были слова «Свет и надежда», давал клятву хранить в тайне все, что происходило на собраниях.

Дом Лаваль

Английская набережная, 4

Дошедший до наших дней  знаменитый особняк принадлежал супругам Лаваль. В этом особняке, одним из  культурных центров Санкт-Петербурга первой половины XIX века, устраивались блестящие литературные и музыкальные  вечера с множеством гостей. Здесь Пушкин читал  оду «Вольность» и трагедию «Борис Годунов».

Литературный салон Авдотьи Голицыной

Миллионная улица, 30

Одна из красивейших женщин своего времени, Авдотья Голицына не принимала в своем салоне раньше 10 вечера, за что ее  и прозвали «Княгиня ночи». Молодой Пушкин часто бывал в ее доме и, говорят,  был в нее пылко влюблен. Известны 3 стихотворения поэта, обращенные к  знаменитой красавице.

Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина

Набережная реки Мойки, 12

Просторную квартиру в доме княгини Волконской Пушкин  нанял  за несколько месяцев до своей гибели. Именно в квартиру на Мойке принесли раненного на дуэли Александра Сергеевича 29 января 1837 года, и здесь он умер,  простившись с женой, детьми  и друзьями. Музей рассказывает о последних месяцах жизни поэта, в рабочем кабинете собраны его личные вещи, в квартире воссоздана обстановка тех лет.

Место дуэли

В небольшом сквере напротив дома № 10 по Коломяжскому проспекту  в 1937 году на предполагаемом месте дуэли Пушкина с Дантесом был установлен монумент. К нему ведет небольшая аллея, в начале которой две гранитные стелы –  одна с памятной надписью о дуэли, другая со строчками из стихотворения Лермонтова «Смерть поэта».

Церковь Спаса Нерукотворного образа (Конюшенная)

Конюшенная пл., 1

В этой небольшой придворной церкви отпевали  Пушкина. Гроб с телом поэта ночью тайно увезли к месту упокоения, в Святогорский монастырь Псковской губернии  – во избежание народных прощаний. Сопровождал тело А.И. Тургенев, и всю дорогу стоял на погребальной повозке старый слуга Александра Сергеевича –  Никита Тимофеевич Козлов.

Институт русской литературы РАН (Пушкинский дом)

Набережная Макарова, 4

Пушкинский дом – и научное учреждение в структуре Академии наук, и  старейший литературный музей в России, основанный в декабре 1905 г. Идея создания Пушкинского дома  родилась в процессе подготовки к празднованию 100-летней годовщины со дня рождения А.С. Пушкина. С 1927 г. Пушкинский дом размещается в здании бывшей Морской таможни. Архитектор здания –   И.Ф. Лукини (1832 г.)

Пушкинская улица

В 1870-х годах  Павел Сюзор, мастер петербургской эклектики и модерна, автор одного из самых известных зданий на Невском проспекте – Дома Зингера –  построил десять зданий на Пушкинской улице (дома №2, 6, 12-16, 1-7, 13), определивших её архитектурный облик.

Авторству Сюзора принадлежат два угловых дома, выходящих на Невский проспект, создание площади со сквером в центре улицы и прокладка Лиговского переулка, соединяющего Пушкинскую улицу с Лиговским проспектом.  Сквер украшает памятник А.С.

Пушкину, у которого часто собираются молодые петербургские поэты.

Памятник Пушкину на площади Искусств

Памятник Александру Сергеевичу Пушкину скульптора М. К. Аникушина и архитектора В. А. Петрова был установлен 19 июня 1957 года в Ленинграде на площади Искусств перед зданием Государственного Русского музея. Открытие памятника было приурочено к празднованию 250-летия  города на Неве. Памятник  поэту является объектом культурного наследия и охраняется государством.

Источник: https://www.nrfmir.ru/ru/2016/06/06/pushkinskie-mesta-sankt-peterburga-13-adresov-svyazannykh-s-imenem-poehta

Английская набережная. Ее величественные и парадные здания

Английская набережная

Набережная на Левом берегу Невы получила нынешнее свое название лишь к началу XIX столетия, поскольку в XVIII веке здесь селились преимущественно иностранцы — купцы, врачи и ремесленники из Англии.

Постепенно они создали здесь своеобразную британскую колонию — со своей церковью, посольским домом, клубом
трактиром и магазином. Английская набережная была застроена жилыми домами в первой трети XVIII века. В XIX веке на берегу набережной обосновалась русская титулованная аристократия.

Однако первое название, которое получила набережная со времен Петра вплоть до 2-Й половины XVIII века звучало иначе — Береговая Нижняя набережная улица; со 2-й половины XVIII века набережная несколько раз меняла свое название — Исаакиевская, Галерная; в период c 1918 по 1994 год набережная именовалась -набережной Красного Флота). В постсоветское время набережной вновь вернули красивое название Английской. Особенностью набережной является отсутствие въездов во дворы со стороны воды. Въезды устраивались с Галерной улицы. На эту улицу выходили служебные флигеля, сараи, конюшни и т. п. Впоследствии, преимущественно во второй половине XIX века, на их месте сооружались многоэтажные жилые корпуса, обращенные фасадами на улицу, и дворовые флигеля.

Дворец бракосочетания №1.
Дворец бракосочетания №1 на Английской набережной – это первый в стране Дворец бракосочетания. Он выполнен во флорентийском стиле и богато украшен лепным декором. Внутреннее богатство особняка не уступает великолепию его внешнего вида.

К богато отделанным парадным комнатам на втором этаже ведёт беломраморная лестница, которая создаёт праздничное настроение. Дворец словно создан для торжеств! Здание Дворца было построено в конце 19 века архитектором А.Ф. Красовским по желанию известной в Петербурге благотворительницы Веры Николаевны фон Дервиз. В 1903 г.

дом купил великий князь Андрей Владимирович, которому он принадлежал до 1917 г. В 1918 г. особняк был национализирован, в нём располагались различные государственные учреждения. В 1958 г. по инициативе комсомольской молодёжи было принято решение отмечать рождение новой семьи в торжественной обстановке. 1 ноября 1959 г.

впервые в стране здесь был открыт Дворец бракосочетания. Это положило начало созданию новой традиции – торжественной регистрации брака. Свой 50-й день рождения Дворец бракосочетания №1 отметил 2 ноября 2009 г.

За 50 лет истории существования Дворца было зарегистрировано более 447 тысяч браков, проведено более тысячи семьсот юбилеев и праздников. И даже зарегистрировано 11 000 новорожденных!

Сейчас во Дворце бракосочетания создают семью не только петербуржцы, но и гости города со всех концов России и всего мира. Здесь соединили свои судьбы и многочисленные «звёздные» пары.

Дом Лаваля
С этим домом, расположенным по адресу Английская набережная, дом 4, связанны очень интересные исторические факты и события.

 Участок, где стоит дом, в 1720-х годах принадлежал первому петербургскому губернатору А. Д. Меньшикову. Тогда для него здесь были выстроены каменные «палаты». После падения Меньшикова имущество его было конфисковано.

Этот участок со всеми строениями императрица Анна Ивановна «пожаловала» дипломату, вице-канцлеру графу А. И. Остерману. Граф решил построить здесь новый дом, пригласив для этого русского зодчего, руководителя «Комиссии о Санкт-Петербургском строении» П. М. Еропкина, автора знаменитой трехлучевой системы главных магистралей города, направленных к Адмиралтейству.



Еропкин возвел на месте меньшиковских палат каменный двухэтажный дом на высоком цоколе, обращенный фасадом к Неве, по протяженности равный выступающей части главного корпуса ныне существующего дома. Сиятельные владельцы особняка Центральный ризалит его в три оконных проема выделялся сплошной горизонтальной рустовкой и завершался фронтоном. Главный корпус имел 24 «покоя».

Чертеж этого дома хранится в коллекции шведского Национального музея в Стокгольме, которая экспонировалась у нас в Эрмитаже в 1963 году. 

В 1741 году после дворцового переворота А. И. Остерман был арестован и сослан в Сибирь в г. Березов. Его дом Елизавета Петровна в 1743 году подарила петербургскому генерал-полицмейстеру В. Ф.

Салтыкову, от которого он переходил к другим вельможным владельцам. В последней четверти XVIII века этим домом владел граф А. Н. Строганов, а с 1789 года его сын Г. А. Строганов. Последний был высокообразованным человеком, много путешествовал, был послом России в Швеции, Испании, Турции, увлекался искусством и собирал художественные произведения.

Особую известность приобрела его библиотека, состоявшая из чрезвычайно редких изданий, которую впоследствии он подарил Томскому университету. 

Общественное положение Г. А. Строганова, а также женитьба на княжне А. С. Трубецкой, потребовали расширения старого дома, постройки его в духе времени и моды. Разработку проекта Строганов поручил молодому тогда архитектору А. Н. Воронихину.



Использовав фундамент и стены дома, возведенного Еропкиным, Воронихин в 1791–1793 годах перестроил здание, сделав его трехэтажным. Центральная его часть, выступающая вперед, была украшена четырьмя пилястрами, парадный подъезд представлял собой четырехколонный портик, поддерживающий балкон. Значительно увеличилась протяженность здания по фасаду, в нем уже было не 24, а 50 помещений.



 В 1800-м году Строганов продал дом Александре Григорьевне Лаваль, дочери статс-секретаря Екатерины II — Г. В. Козицкого, вышедшей замуж за французского эмигранта Ивана Степановича Лаваля.

Стремясь занять блестящее положение в высшем обществе, заставить заговорить о своем литературно-музыкальном салоне, Лавали решили перестроить особняк Строганова, показавшийся им слишком скромным и не соответствующим их богатству и вкусам. Сделать это был приглашен модный и получивший уже широкую известность Тома де Томон.

По его проекту в 1806- 1809 годах и была осуществлена третья перестройка особняка.

 Томон с уважением отнесся к творениям своего предшественника, коллеги и друга Андрея Воронихина и во многом сохранил его планировку внутренних интерьеров. Вместе с тем он обогатил их лепкой и декоративной живописью, придав отделке особую парадность и выразительность.

Читайте также:  Экскурсия в гатчину из санкт-петербурга

Совершенно по-иному Томон решил фасад здания, обращенный на набережную. Сильно выступающий вперед мощный ризалит на всю ширину он декорировал колоннадой из десяти трехчетвертных ионических колонн, которые поддерживают тяжелый ступенчатый аттик.



В оформлении узких боковых крыльев архитектор использовал мотив трехчастных окон с двумя полуколоннами посередине и двумя пилястрами по краям, несущими треугольный сандрик. Над сандриком в верхнем этаже он заложил старые окна и в образованные на их месте неглубокие ниши поместил скульптурные панно на мифологические темы. Остальные окна третьего этажа превратились в ложные.

Весь заниженный третий этаж использован для устройства сводов и световых фонарей над внутренними помещениями, а в середине здания над главной лестницей находится большой сферический купол.

 Перед парадным подъездом, отмеченным двумя ступенями, по сторонам располагаются гранитные львы.

По-видимому, они исполнены по рисунку Воронихина, так как подобные же львы, но изваянные из пудостского камня, украшают воронихинский фонтан на Пулковой горе.

 Таким дом дошел до наших дней, выделяясь своей архитектурой среди бывших особняков знати на набережной Невы. Светская жизнь дома Лавалей прекратилась со смертью его хозяйки в 1850 году. Особняк перешёл средней дочери Лавалей Софии.

После отмены крепостного права дела её семьи резко ухудшились. Софья, со своим мужем тайным советников Александром Михайловичем Борхом, пытались исправить положение постройкой со стороны Галерной улицы доходного дома. Но это не помогло и весь участок в 1880-х годах был продан миллионеру «железнодорожнику» Самуилу Соломоновичу Полякову.

Новый хозяин старался ничего не менять в великолепном убранстве. Была изменена отделка лишь некоторых помещений. Эти работы проводил Г. Э. Боссе. После отъезда из Петербурга в Париж Поляков заложил дом Московскому земельному банку за 450 000 рублей сроком на 31 год, а затем продал его. В 1909 году дом Лавалей был приобретён в казну для расширения соседнего здания Сената.

Из-за значительной художественной и исторической ценности особняка для его приспособления под новые нужны была создана специальная комиссия, возглавляемая архитектором В. А. Пруссаковым. Проект реконструкции разработал К. К. Шмидт. При реконструкции здания вся отделка помещений была сохранена.

Все изменения проводились лишь для освещения тёмных помещений, устройства удобных переходов для посетителей, увеличения количества служебных помещений. Также была переделана и парадная лестница, где соорудили обходную галерею. Все эти работы начались в 1912 году с создания светового фонаря, а закончились в марте 1914 года. В 1917 году дом Лавалей был передан Комиссариату юстиции, от которого особняк перешёл Главному архивному управлению. Во время блокады Ленинграда дом был значительно повреждён. Реставрационные работы проводились в 1945-1947 годах под руководством архитектора А. Л. Ротача. Во время размещения здесь Российского государственного исторического архива в помещениях дома Лавалей располагались читальный зал, библиотека, дирекция, кабинеты сотрудников и другие служебные помещения. После переезда архива на другую площадку дом Лавалей был отреставрирован, и в 2008 году вместе со зданием Сената передан Конституционному суду РФ.

Дом Румянцева

Адрес: Английская наб., 44

Среди жилых домов, расположенных на Английской набережной близ Благовещенского моста, выделяется своим мощным двенадцатиколонным портиком здание Музея истории города, в прошлом — дом Н. П.

Румянцева.

Сын фельдмаршала П. А. Румянцева, Н. П. Румянцев, купил дом на набережной у английского купца Вара в 1802 году. Румянцев, умерший в 1826 году, завещал свой дом для устройства в нем «Публичного музеума».

Особняк Потемкина Я.А. (Струкова) Адрес: Английская наб., 50 Участок, занимаемый домом Струкова, в XVIII веке принадлежал одному из деятелей петровского времени — А. М. Головину. В начале XIX века дом Головина подвергся перестройке и приобрел черты, характерные для архитектуры русского классицизма.

Главный фасад дома украсили пилястры и фронтон. Нижний этаж, трактованный как цоколь, получил обработку рустами.

В результате многократных перестроек первоначальная внутренняя отделка дома оказалась полностью утраченной. В художественном отношении интересны и ценны некоторые интерьеры, относящиеся к началу XIX века.

Среди них выделяется бывшая спальня во втором этаже с экседрой и свободно стоящими дорическими колоннами, отделанными искусственным мрамором. В вестибюле первого этажа, переделанном в конце XIX века, сохранились колонны более раннего времени.

В некоторых помещениях имеются наборные паркеты и лепные карнизы начала XIX века.



На месте старых дворовых корпусов дома Головина в 1830 году был сооружен многоквартирный жилой дом, выходящий на Галерную улицу. Здесь, в одной из квартир, в 1831–1832 годах жил А. С. Пушкин.

Дом Демидова Гауша Адрес: Английская наб., 72/2

Дом Гауша на Английской набережной, названный так по имени его последнего владельца — художника А. Ф. Гауша, расположен на угловом участке, замыкающем застройку набережной и Ново-Адмиралтейского канала. Построен в 1737-38 для заводчика Н. А. Демидова по типу образцовых домов «для именитых», отличаясь от них несколько большими размерами.

Строительство велось под наблюдением архитектора М. Г. Земцова. Не позднее 1809 владельцем дома стал президент МХА академик Я. В. Виллие. Между 1826-31 здание перестроено и приобрело классический облик с безордерным решением фасада, центральная часть которого отмечена слегка выступающим ризалитом и фронтоном.

От первоначальной внутренней отделки дома сохранились своды над помещениями 1-го и 2-го этажей. В 1830-х гг. у Виллие снимал квартиру штаб-лекарь А. Д. Бланк, у которого здесь 22 февраля (6 марта) 1835 родилась дочь Мария, будущая М. А. Ульянова, — мать В. И. Ленина. В начале XX в. дом принадлежал художнику А. Ф.

Гаушу, одному из основателей музея «Старый Петербург».

Дом Капниста Адрес: Английская наб., 50 Дом Капниста, как и большинство зданий на Английской набережной, построен в начале XVIII века.

В существующем здании можно легко проследить его связь с известным проектом образцового жилого дома «для именитых людей», разработанным в 1717 году.

Двухэтажными, в семь окон по фасаду, жилыми домами «для именитых» предполагалось застроить набережную на всем ее протяжении.

В 1830-х годах особняк Капниста был перестроен. Внешний облик дома, за исключением некоторых деталей, сохранился до нашего времени.

Главный фасад решен без применения ордерных элементов — колонн или пилястр. Этим он отличается от наиболее распространенного в русской архитектуре начала XIX века типа жилого дома, украшенного портиком и фронтоном.



Основные членения внутренней планировки четко выявлены в объеме здания.

Так, наиболее парадные помещения — зал, в котором сохранилась роспись плафона, выполненная в первой половине XIX века, и примыкающая к нему лестница — подчеркнуты центральным ризалитом главного и дворового фасадов.



Жилые флигеля, выходящие во внутренние дворы и на Галерную улицу, построены во второй половине XIX века.

Здание Иностранной коллегии Адрес: Английская наб., 32 В начале XVIII века участок, занятый зданием Иностранной коллегии, принадлежал двум владельцам. В 1750-х годах оба участка перешли в собственность князя Б. А. Куракина. Тогда же архитектор М. А.

Башмаков построил для Куракина большой двухэтажный дом, обращенный своим главным фасадом на набережную Невы, и двухэтажный флигель по Галерной улице. Дошедшие до нашего времени изображения дают ясное представление об архитектурном облике дома в 1760- 1770 годах.

Фасады отличались пышностью и великолепием декоративного оформления. Многочисленные статуи и скульптурные группы трофеев венчали парапет и фронтоны главного фасада. Въезд во двор со стороны Галерной улицы был оформлен в виде монументального портала, обработанного колоннами.



После смерти Куракина дом перешел в казну, и в нем была размещена Иностранная коллегия. В 1782–1783 годах его перестроил архитектор Д. Кваренги.

При этом барочная обработка фасадов и интерьеров была уничтожена.

Фигурные наличники окон, скульптурные и лепные детали фасадов срублены, и стены здания гладко оштукатурены. Центр значительного по протяженности фасада Кваренги украсил колоннадой из восьми ионических колонн, поддерживающих фронтон.


В XIX веке здание переделывалось внутри. Во второй половине XIX века был надстроен флигель, выходящий на Галерную улицу. Сохранившаяся внутренняя отделка. относится ко второй половине XIX века. С этим зданием связаны имена А. С. Пушкина и А. С. Грибоедова, служивших в Иностранной коллегии.

Источник: http://petersburglike.ru/2014-08-23/dvorcovaya-naberezhnaya-i-ee-dvorcy/

История и культура санкт-петербурга xix век начало

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА (XIX ВЕК – НАЧАЛО XX ВЕКА)

ГРУППА В ВК https: //vk. com/club 15206 5128

1. КАРТА И ОБЛИК СП-Б ПЕРВОЙ ПОЛ. XIX В.

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ НАБ. (К. ТОН)

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ (НИКОЛАЕВСКИЙ МОСТ) • Первый постоянный металлическ ий разводной мост через Неву (инженер С. Кербедз)

АНИЧКОВ МОСТ • Через Фонтанку, трехпролетный. Украшен скульптурными группами, символизирую щими покорение Человеком Природы (ск. П. Клодт)

БАНКОВСКИЙ МОСТ • Через канал Грибоедова. Висячий пешеходный мост. Фигуры грифоновопоры моста и символы охраны Ассигнацио нного банка.

ИНЖЕНЕРНЫЙ МОСТ • металли ческий, через Мойку около Михайло вского (Инжене рного) замка

ЛЕТНИЙ САД

САД НА ЕЛАГИНОМ ОСТРОВЕ

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ ПАРК

2. ИМПЕРАТОРСКИЙ ГОРОД

АЛЕКСАНДР I (1777 -1825) *1801 -1825 1) Родители; кто занимался воспитанием. 2) Семья (жена, дети, фаворитка). 3) В результате чего взошел на престол.

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА

НИКОЛАЙ I (1796 – 1855) *1825 — 1855 1)Родители. 2)Семья (жена, дети). 3) В результате чего взошел на престол. Сколько лет был на престоле. 4) «Рыцарь самодержавия» . 5)Нововведения.

ПАМЯТНИК НИКОЛАЮ I

АНИЧКОВ ДВОРЕЦ

ЗДАНИЕ КАБИНЕТА ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА

МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ

МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ

ЕЛАГИН ДВОРЕЦ

МАРИИНСКИЙ ДВОРЕЦ

ИСТОРИЯ, ЗАПЕЧАТЛЕННАЯ В ПАМЯТНИКАХ

ТРИУМФАЛЬНЫЕ НАРВСКИЕ ВОРОТА

ТРИУМФАЛЬНЫЕ НАРВСКИЕ ВОРОТА

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА

АРКА ГЛАВНОГО ШТАБА

АРКА ГЛАВНОГО ШТАБА

КАЗАНСКИЙ СОБОР

ПАМЯТНИК М. И. КУТУЗОВУ

ПАМЯТНИК М. Б. БАРКЛАЮ-ДЕ-ТОЛЛИ

ВОЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ 1812 ГОДА

КОЛОННЫ СЛАВЫ НА КОННОГВАРДЕЙСКОМ БУЛЬВАРЕ

МОСКОВСКИЕ ВОРОТА

СЕНАТСКАЯ ПЛОЩАДЬ

ОБЕЛИСК НА МЕСТЕ КАЗНИ ДЕКАБРИСТОВ

ПИОНЕРСКАЯ ПЛОЩАДЬ

«ЛЕТОПИСЬ» НАВОДНЕНИЙ

А. С. ПУШКИН «МЕДНЫЙ ВСАДНИК» Рвалася к морю против бури, Не одолев их буйной дури… И спорить стало ей невмочь… Поутру над ее брегами Теснился кучами народ, Любуясь брызгами, горами И пеной разъяренных вод. Но силой ветров от залива Перегражденная Нева Обратно шла, гневна, бурлива И затопляла острова.

АМПИР

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АМПИРА • Использование тосканского и дорического ордеров

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АМПИРА • Наличие портиков, колоннад, лоджий, галерей

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АМПИРА • Строгая симметрия планов и композиций • Декор с изображением воинских атрибутов • Синтез архитектуры и монументальной Скульптуры • Ансамблевость

К. И. РОССИ

КАРЛО ДИ ДЖОВАННИ РОССИ 1775 -1849

ПОСТРОЙКИ • Реконструкция Аничкова дворца (1816) • Елагин дворец с оранжереей и павильонами (1816— 1818) • Ансамбль Михайловского дворца с прилегающими к нему садом и площадью (1819— 1825) • Ансамбль Дворцовой площади со зданием Главного штаба и триумфальной аркой (1819— 1829)

ПОСТРОЙКИ • Ансамбль Сенатской площади со зданиями Сената и Синода (1829— 1834) • Ансамбль Александринской площади со зданиями Александринского театра, нового корпуса Императорской публичной библиотеки и двумя однородными протяжёнными корпусами Театральной улицы (ныне улица Зодчего Росси) (1827— 1832)

Читайте также:  Литературное общество «арзамас» в санкт-петербурге

АНИЧКОВ ДВОРЕЦ

ЕЛАГИН ДВОРЕЦ

МИХАЙЛОВСКИЙ ДВОРЕЦ

ЗДАНИЕ И АРКА ГЛАВНОГО ШТАБА

ЗДАНИЕ СЕНАТА И СИНОДА

ЗДАНИЕ СЕНАТА И СИНОДА

АЛЕКСАНДРИНСКИЙ ТЕАТР

РОССИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. М. Е. САЛТЫКОВАЩЕДРИНА

УЛИЦА ЗОДЧЕГО РОССИ

ПАМЯТНИК К. И. РОССИ НА МАНЕЖНОЙ ПЛОЩАДИ

МОГИЛА К. И. РОССИ НА ЛАЗАРЕВСКОМ КЛАДБИЩЕ

ПАМЯТНИК АРХИТЕКТОРАМ СПБ

ПАМЯТНИК АРХИТЕКТОРАМ СПБ

О. МОНФЕРРАН

АНРИ ЛУИ ОГЮ СТ РИКА Р ДЕ МОНФЕРРА Н 1786 -1858

АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР

БЮСТ О. МОНФЕРРАНА В ИСААКИВСКОМ СОБОРЕ созданный из облицовочны х камней, использовавши хся при строительс тве собора

ДОМ МОНФЕРРАНА НА НАБЕРЕЖНОЙ РЕКИ МОЙКИ, 86 -88

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕТЕРБУРГ

В. А. ЖУКОВСКИЙ • Бюст в Александровском саду • Улица • Мемориальная доска

БЮСТ В. А. ЖУКОВСКОГО СК. В. КРЕЙТАН

А. С. ПУШКИН • Мемориальные доски • Памятники • Музей-квартира • Лицей в Царском селе • Станция метро

ПЛ. ИСКУССТВ СК. М. АНИКУШИН 1957

НАБ. МОЙКИ Д. 12 СК. Н. ДЫДЫКИН 1952

ПУШКИНСКАЯ УЛИЦА СК. А. ОПЕКУШИН 1889

И. А. КРЫЛОВ • Памятник в летнем Саду • Переулок, недалеко • от его дома (ул. Садовая 20)

ПАМЯТНИК В ЛЕТНЕМ САДУ СК. П. КЛОДТ 1855

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ • Памятник • Проспект • бюст

ПАМЯТНИК НА ЛЕРМОНТОВСКОМ ПР. СК. МИКЕШИН

БЮСТ В АЛЕКСАНДРОВСКОМ САДУ СК. В. КРЕЙТАН

Н. В. ГОГОЛЬ • Бюст • Памятник

БЮСТ В АЛЕКСАНДРОВСКОМ САДУ СК. В. КРЕЙТАН

ПАМЯТНИК НА МАЛОЙ КОНЮШЕННОЙ УЛ. СК. М. БЕЛОВ

ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 1. Салон Е. М. Хитрово и Д. Ф. Фикельнон 2. Салон княгини Голицыной 3. Салон Смирновой-Россет 4. Салон А. Н. Оленина 5. Салон В. А. Жуковского 6. Салон С. Д. Пономаревой

ЛИТЕРАТУРНЫЕ САЛОНЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 7. Салон Е. А. Карамзиной 8. Салон Е. П. Растопчиной 9. Салон князя Одоевского 10. Литературно-музыкальный салон А. Г. Лаваль 11. Салон Г. Р. Державина 12. салон Н. А. Львова

Источник: http://present5.com/istoriya-i-kultura-sankt-peterburga-xix-vek-nachalo/

Самые знаменитые литературно-музыкальные салоны России

Салоны, франц. salon ( от итальян. salone — большая зала ). Первоначальное значение: комната, служащая для приема гостей. Затем салон становится обозначением способа светского общения.

В России расцвет салонов приходится на первые десятилетия XIX века, они являются неотъемлемой чертой быта пушкинской эпохи.

Салон — это, прежде всего, его хозяйка — женщина, вокруг которой собирается круг ее друзей и поклонников.

Хозяйки известных салонов, такие как, маркиза Рамбулье, мадам Бурдоне, мадам Граммон или мадам Рекамье — по праву оставили в истории свои имена. В России — это З.Н.Волконская и А.О. Смирнова-Россет, Е.М.Хитрово и А.П.Елагина и др.

Существовали, впрочем, и такие салоны, душой которых был хозяин дома: А.Н.Оленин, В.Ф.Одоевский, М.Ю.Вильегорский, В.А.Соллогуб.

Салоны имели обычно твердо фиксированные дни и часы; у Карамзиной принимали каждый вечер, у Елагиной по воскресеньям, у Одоевских по субботам и т.д. Человек, однажды принятый в салоне, мог уже приезжать без приглашения. В разные дни в салоне могло собираться от восьми — десяти до нескольких десятков человек.

В салонах никогда не танцевали (для этого существовали балы) и, как правило, ограничивались очень скромным угощением (кулинарному искусству отдавали должное на званых обедах и ужинах). Чем же занимались в салонах? Слушали музыку, пение, стихи — когда среди гостей присутствовали поэты, певцы или музыканты. Но главное: гости беседовали.

Итак, знакомьтесь:

Княгиня Евдокия (Авдотья) Ивановна Голицына, урожденная Измайлова (1780-1850 гг.).

Она родилась в весьма почтенной и богатой семье: мать ее была сестрой знаменитого князя Юсупова. Наверное, от татарских предков получила Авдотья Измайлова черные волнистые волосы, огненные черные глаза и смуглую упругую кожу, а также совершенно восточную ленивую негу движений. В семье отца она получила также блестящее для женщины того времени образование.

В 1816 году в Петербурге она открывает салон. И какой салон! Ее дом на Большой Миллионной превращается в некий храм искусств, расписанный лучшими художниками эпохи. Ничего от быстротекущей моды, — все просто, величаво и оригинально до невозможности.

Хозяйка принимает гостей в одеяниях, которые заставляют вспоминать не журналы парижских мод, а картины из жизни Древнего Рима (разумеются сцены с весталками, а не с гетерами). Беседы длятся всю ночь, ибо княгиня как раз и боится… ночи. Цыганка нагадала ей смерть ночью во сне.

За эти бдения Голицыну прозвали «ночной княгиней» («la Princesse Nocturne»).

Именно ей посвятил свои стихи юный Пушкин, страстно в неё влюбленный

Не спрашивай, зачем унылой думой Среди любви я часто омрачен, Зачем на все подъемлю взор угрюмый,

Зачем не мил мне сладкой жизни сон.

Княгиня Зинаида Александровна Волконская (1792-1862)

Таланты, красота, искусство и политика увенчали героиню чуть ли не с колыбели.

В её салоне бывали корифеи русской словесности и культуры того времени: П. Вяземский, Д. Давыдов, Е. Баратынский, П. Чаадаев, В. Одоевский, М. Загоскин, М. Погодин, С. Шевырев, А. Хомяков, братья Киреевские… Но, конечно, звездами самой большой величины здесь были Пушкин и А. Мицкевич.

Пушкин явился сюда после ссылки, в пору своих самых шумных триумфов. З. Волконская встретила его исполнением романса на стихи «Погасло дневное светило…» Этот прием артистического кокетства тронул поэта. Он не влюбился, но дружеским расположением проникся вполне. А заодно посвятил З. Волконской и вот эти стихи:

Среди рассеянной Москвы, При толках виста и бостона, Ты любишь игры Аполлона. Царица муз и красоты, Рукою нежной держишь ты Волшебный скипетр вдохновений, И над задумчивым челом, Двойным увенчанным венком,

И вьется и пылает гений…

Был среди петербургских салонов совершенно особенный. Его можно было бы назвать «семейным приютом муз».

Не в том смысле, что его хозяйка (точнее, хозяйки) были художественно одарены, а в том смысле, что нигде литераторы и художники (но особенно все-таки литераторы) не чувствовали себя так по-домашнему уютно и непринужденно. Гостей здесь ждали ежевечерне.

В красной гостиной с простыми соломенными креслами царили самовар и… русский язык! Это была единственная гостиная в Питере, где в то время предпочитали родную речь и НИКОГДА не играли в карты.

Поэты в скромных сюртуках и заехавшие мимоездом одетые по бальному первые красавицы, дипломаты и провинциальные родственники, – все находили для себя интерес и душевное отдохновение в салоне, который вели жена (а потом вдова) историка Карамзина Екатерина Андреевна и ее дочери Софья и Екатерина.
Вот картина салона Карамзиных из черновых набросков к «Евгению Онегину»:

В гостиной истинно дворянской Чуждались щегольства речей И щекотливости мещанской Журнальных чопорных судей. Хозяйкой светской и свободной Был принят слог простонародный… И новичка-провинциала Хозяйка спесью не смущала: Равно для всех она была

Непринужденна и мила…

В 40-е годы салон Карамзиных занял первое место среди русских литературных салонов. Молодой тогда И.И. Панаев не без иронии пишет: «Чтобы получить литературную известность в великосветском кругу, необходимо было попасть в салон г-жи Карамзиной – вдовы историографа. Там выдавались дипломы на литературные таланты. Это был уже настоящий великосветский литературный салон с строгим выбором.

Салон Алексея Николаевича Оленина.

Салон Президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки Алексея Николаевича Оленина не мог не быть одним из главных очагов (точнее – камельков) культуры Северной Пальмиры в начале 19-го столетия.

Рыженький и горбатенький, но необычайно легкий в общении, остроумный и любезный Оленин удивительно сочетал в себе сердечность, ум, глубокую образованность с потрясающей способностью к «искательству», то есть, был ловчайшим и тончайшим чинодралом и бюрократом.

И если выбирать ему приходилось между музами и карьерой, он всегда бестрепетно предпочитал второе.

Оленин оставался в общем-то литературным старовером, примыкал к «Обществу любителей российской словесности», отчего в его доме бывали И.А. Крылов (он сделался здесь своим, совершенно домашним человеком) и Г.Р. Державин.

Но «новые времена – новые песни», и в салоне появляются В.А. Жуковский, П.А. Вяземский, К.Н. Батюшков. Со временем здесь зазвучит голос М.И.

Глинки, а лучшие художники украсят оленинский дом и его дачу в Приютино весьма изящно…

В столичном доме и усадьбе Приютино Алексея Николаевича Оленина начинающие художники и писатели всегда находили поддержку и протекцию своим дарованиям. Об этом с благодарностью вспоминали многие, в том числе С. С. Уваров, Ф. Ф. Вигель, М. Ф. Каменская, Ф. П. Толстой.

Основатель и первый директор Публичной библиотеки, президент Академии художеств, человек творческий и увлекающийся, А. Н. Оленин имел притязания на звание литератора, историка, археолога, палеографа, знатока, ценителя и коллекционера древнерусских рукописей, оружия.

Сам император Александр I называл его Tausendkünstler, тысячеискусником.

В дневнике дочери Анны, сочинившей музыку к думе К. Ф. Рылеева «Смерть Ермака», отмечается благородная миссия отца в духовном сближении творческих людей разных поколений: «Батюшке я сама во многом обязана, от его истинного глубокого знания и мне кое-что перепало.

В его разговорах, выборе для меня книг и в кругу незабвенных наших великих современников: Карамзина, Блудова, Крылова, Гнедича, Пушкина, Брюллова, Батюшкова, Глинки, Мицкевича, Уткина, Щед-рина и проч., почерпала я все, что было в то время лучшего». Салон также посещали В. А. Жуковский, П. А.

Вяземский, Д. И. Языков, П. А. Катенин, М. Ю. Виельгорский, Ф. П. Толстой, В. Л. Боровиковский, А. Г. Венецианов, О. А. Кипренский, С. И. Гальберг, А. М. и Н. М. Муравьевы. В салоне А. Н. Оленина познакомились М. П. Бестужев-Рюмин и А. С. Пушкин.

Здесь актеры столичных театров слушали новые пьесы, распределяли роли.

Жюли Рекамье, тогда ещё Бернар, родилась в семье нотариуса в Лионе. В 1786 году после продвижения её отца по карьерной лестнице семья переехала в Париж.

В 1793 году, когда девушке ещё не исполнилось 16, она вышла замуж за банкира Жака Рекамье, который был старше ее на 26 лет. Отношения между супругами были скорее дружескими, нежели любовными.

В качестве свадебного подарка банкир купил Рекамье особняк бывшего королевского министра финансов Неккера в Париже, где она впервые стала принимать гостей, и эти визиты вскоре превратились в знаменитый салон.

Обаяние Жюли, её ум и политические взгляды привлекали к ней в салон людей различных возрастов и положений. В списках имен гостей дома Рекамье завсегдатаями были знаменитый писатель Рене де Шатобриан, горячо любивший мадам Рекамье, писатель и критик Огюстен Сент-Бев, лучшая подруга Жюли писательница мадам де Сталь, Камилл Жордан и многие другие.

Удивительная красота Жюли привлекала к ней многих поклонников, среди которых были маршал Жан-Батист Бернадот, герцог Матьё де Монморанси-Лаваль, принц Август Прусский, Бенжамен Констан, брат Наполеона Люсьен Бонапарт и даже сын её подруги мадам де Сталь. Однако Рекамье предпочитала, держа дистанцию, сохранять дружбу, а не временных поклонников.

Мадам Рекамье не скрывала своего недовольства новой государственной политикой. Её салон привлекал противников перемен и постепенно превратился в оппозиционный к Наполеону политический центр. Императорская полиция несколько раз закрывала её салон.

После высылки Жермены де Сталь она продолжала поддерживать с ней связи, а позже был подписан приказ и о её удалении из столицы. Она переехала во французскую провинцию, путешествовала по Италии и вернулась в Париж после реставрации.

Читайте также:  Население города растет: не за горами пятимиллионный новорожденный

В 1819 году она переехала в монастырь Аббе-о-Буа, где продолжала устраивать приёмы; её близкий друг Рене де Шатобриан оставался с ней до самой смерти.

Жюли писала мемуары, но перед смертью приказала их уничтожить. Она оставила большое количество писем, часть из которых впоследствии была напечатана.

Её имя стало символом, олицетворявшим хороший вкус и образованность. Она была «звездой» европейского масштаба, о которой говорили в России и Англии, в Италии и Германии. Все, что ассоциировалось со знаменитым салоном, стали называть обобщающим термином «рекамье».

Социальные кнопки для Joomla

Источник: https://www.uicbs.ru/index.php/bibl-2/2011-01-13-17-16-39-69?id=1010catid=22

Английская набережная

Сегодня мы предлагаем вам совершить небольшую прогулку по самым красивым местам российской Северной столицы. Это Английская набережная и Площадь труда. Начнем с последней.

В прежние времена на Площади Труда стоял Благовещенский собор, и вся площадь была названа его именем, но, к большому сожалению, собор не сохранился, так как он был снесен для прокладки трамвайной линии (как вы понимаете, это могло произойти лишь при атеистической советской власти).

Не в пример больше повезло другому зданию, Николаевскому дворцу, построенному в 19-м веке для великого князя Николая Николаевича, который был сыном императора Николая I .

Может быть потому, что у него не было культового значения, дворец был достаточно удачно переделан под Дворец Труда. И название площади было изменено с точки зрения советсткой идеологии на более правильное.

В наше время в Дворце труда периодически проходят различные фольклорно-исторические шоу, предназначенные для зарубежных туристов. От первоначального убранства дворца мало что осталось (про остальные дворцы вы можете прочесть в статье «Дворцы Петербурга»).

Набережная, на которой площадь Труда находится, носит название Английской набережной. Название относится к далекому 18-му веку, тогда селившиеся там английские купцы образовали в этом месте некую британскую колонию.

В те времена здесь была возведена Английская церковь, магазины и клуб. Позже, уже в 19-м веке это место было облюбовано русскими аристократами.

Конечно, на Английской набережной можно арендовать квартиры посуточно в Санкт-Петербурге, но квартиры в этом районе в основном элитные и не будут недорогими.

На что в первую очередь стоит обратить внимание, когда прогуливаетесь по Английской набережной? Конечно, прежде всего, на Благовещенский мост, построенный в 1850-м году архитектором Кербедза. Интересно, что именно от этого моста свой исторический выстрел был сделан крейсером «Аврора».

После этого мост два раза был перестроен – в первый раз в 1939-м году, а во второй — в 2007-м году.

При последней реконструкции постарались внешний облик моста, а также его конструкцию, по максимуму приблизить к его первоначальному варианту, который в 1939-м году был подвергнут масштабным изменениям (об остальных мостах Северной столицы вы сможете прочесть в материале «Мосты Санкт-Петербурга»). 

Кроме этого, заслуживают самого пристального внимания и здания расположенные на набережной. К примеру, Дом Румянцева (адрес — Английская набережная, д. 44). Невозможно пройти мимо этого чудесного здания с колонным портиком.

Когда-то дом был собственностью графа Николая Румянцева, видного государственного деятеля, библиографа и коллекционера. После то, как он умер, на базе собранных им коллекций был основан общедоступный музей.

Впоследствии этот музей был переведен в Москву и на основе его коллекций были основаны Музей изобразительных искусств им. Пушкина, а также Российская государственная библиотека.

Что же в Доме Румянцева находится сейчас? На сегодняшний день там находится экспозиция, которая посвящена блокаде Ленинграда. Она организована Музеем истории города (об остальных городских музеях можете прочесть в статье «Музеи Санкт-Петербурга»).

Напротив особняка Румянцева в честь залпа «Авроры» была возведена гранитная Стела. Эта стела установлена рядом с тем местом, где находился легендарный крейсер в день, памятный для российской истории — 7 ноября 1917-го года. Именно отсюда и прогремел знаменитый залп, который послужил сигналом для начала атаки на Зимней дворец.

А теперь немного прогуляемся вдоль Английской набережной — налево от Благовещенского моста. На этой набережной можно без всякого преувеличения с восхищением рассматривать любое здание. К примеру, дом Иностранной коллегии (адрес — Английская набережная, д.

32), в нем в свое время работали такие знаменитые люди как Грибоедов, Фонвизин и Пушкин. А рядом с ним расположен дом Нарышкина (адрес — Английская набережная, д.10), по одной версии именно в этом доме проходил первый бал Наташи Ростовой.

Очень много туристов хотят арендовать квартиры посуточно в Санкт-Петербурге, особенно в историческом центре города.

Самым известным домом на этой набережной является Дом Лавалей (адрес- Английская набережная, д.4). В прежние времена здесь был один из самых популярных литературных и музыкальных салонов. Свой дом Лавалями был превращен в подобие музея – там было собраны уникальные античные скульптуры, этрусские вазы, египетские редкости и картины.

Вся эта роскошь привлекала огромное число гостей. Среди них были знаменитые художники и писатели, дипломаты и музыканты. Дочь Лавалей стала женой князя Трубецкого и было одной из первых жен декабристов, которые последовали в Сибирь за своим супругом. Украшением главного входа в дом стали фигуры лежащих львов.

В доме Лавалей случилась роковая ссора Лермонтова и де Брандта, которая закончилась дуэлью и последующей ссылкой поэта на Кавказ. 

За Домом Лавалей расположены здания Синода и Сената, которые были возведены Карлом Росси. Строительство этих зданий закончилось в 1834-м году. Арка, объединяющая эти здания, является символом единства церковной и светской власти.

Сегодня Дом Лавалей, а также здания Синода и Сената принадлежат российскому Государственному архиву. Перед тем как поехать в Питер заранее задумайтесь где Вы будете снимать квартиры посуточно в Санкт-Петербурге и постарайтесь заранее их забронировать.

Источник: http://www.9824005.ru/Angliyaskaya_naberegnaya/

Литература

Пушкинский Петербург: Демутов трактир, Дом в Коломне, Коллегия иностранных дел, Квартира Тургенева, дом Зеленая лампа, Дом Лавалей, Литературный салон Авдотьи Голицыной, Мемориальный музей-квартира А. С. Пушкина, Место дуэли Пушкина, Церковь Спаса Нерукотворного образа.


Красуйся, град Петров, и стойНеколебимо, как Россия,Да умирится же с тобой

И побежденная стихия…

А. С. Пушкин «Медный всадник»

Маленького Сашу Пушкина впервые привезли в Санкт-Петербург в возрасте двух лет. В 1811 году Саша поступил в Царcкосельский лицей и провел в нем шесть лет. После окончания учебы юный поэт окончательно поселился в Петербурге и прожил здесь 15 лет, исключая годы, проведенные в ссылке.

Здесь же состоялась роковая дуэль, в январе 1837-го оборвавшая жизнь великого русского поэта. В своем творчестве Пушкин не раз обращался к образу города. Петербург — место действия поэмы «Домик в Коломне», романа в стихах «Евгений Онегин», повести «Пиковая дама» и поэмы «Медный всадник».

Мойка, 40

В то время, когда Саша приехал поступать в Царскосельский лицей, по этому адресу находилась одна из лучших гостиниц в городе, где и остановились дядя поэта и сам юный Пушкин. Номера в гостинице сдавались на любой вкус и кошелек. В разное время здесь останавливались Чаадаев, Грибоедов, Александр Тургенев.

Набережная р. Фонтанки, 185

Часть города между Мойкой и Фонтанкой в то время называлась Коломной и считалась окраиной Петербурга. В доме № 185 жил Пушкин с родителями после окончания лицея с 1817 по 1820 годы. Пушкин занимал в съемной квартире родителей небольшую комнатку с одним окном во двор. Церковь Покрова и подъемный Калинкин мост были единственными достопримечательностями деревянной Коломны.

…Я живуТеперь не там, но верною мечтоюЛюблю летать, заснувши наяву,В Коломну, к Покрову — и в воскресенье

Там слушать русское богослуженье.

А. С. Пушкин «Домик в Коломне»

Английская набережная, 32

Сюда молодого Пушкина вместе с Кюхельбекером и Горчаковым определили на службу после окончания лицея. Дипломатическая деятельность не привлекала Пушкина, и поэтому в учреждении Пушкин появлялся нечасто и в несоответствующих случаю широкополой шляпе и широком фраке, привлекая к себе всеобщее внимание.

Набережная Фонтанки, 20

А. И. Тургенев занимал квартиру на третьем этаже, здесь часто проходили собрания литературного общества «Арзамас», в которое входили Карамзин, братья Тургеневы, Жуковский, Батюшков, Вяземский.

Частым гостем был в доме и Пушкин. Из окон кабинета, в котором собирались гости, открывается вид на Михайловский замок, в котором был убит Павел I.

Здесь поэт напишет строки, вошедшие в оду «Вольность»:

Когда на мрачную НевуЗвезда полуночи сверкаетИ беззаботную главуСпокойный сон отягощает,Глядит задумчивый певецНа грозно спящий средь туманаПустынный памятник тирана,

Забвенью брошенный дворец…

А. И. Тургенев «Вольность»

Проспект Римского-Корсакова, 35

В этом доме зимой 1818/19 гг. собиралось литературно-политическое общество, в которое был вхож и Пушкин. Его участники сидели вокруг стола, над которым висела лампа с темно-зеленым абажуром. Каждый член общества, девизом которого были слова «Свет и надежда», давал клятву хранить в тайне все, что происходило на собраниях.

Английская набережная, 4

Дошедший до наших дней особняк, принадлежал супругам Лавалям, устраивавшим вечера с множеством гостей. Здесь Пушкин читал оду «Вольность» и трагедию «Борис Годунов».

Миллионная улица, 30

Одна из красивейших женщин своего времени Авдотья Голицына не принимала в своем салоне раньше 10 вечера, за что ее прозвали «Ночная княгиня». Молодой Пушкин часто бывал в ее доме и был в нее пылко влюблен. Известны 3 стихотворения поэта, обращенные к Голицыной.

Набережная реки Мойки, 12

Входит в музейный комплекс Всероссийского музея А. С. Пушкина.

Квартиру в доме княгини Волконской Пушкин снимает за несколько месяцев до своей гибели, сюда приносят раненного на дуэли Александра Сергеевича 29 января 1837 года, и здесь он умирает, простившись с женой и детьми.

Музей рассказывает о последних месяцах жизни поэта, в рабочем кабинете собраны его личные вещи, в квартире воссоздана обстановка тех лет.

Над квартирой поэта расположена литературная экспозиция «Жизнь и творчество А. С. Пушкина». В 17 залах собраны предметы пушкинского времени: изображения поэта и его друзей, виды Петербурга, рукописи поэта, сочинения современников, предметы быта.

Напротив дома № 10 по Коломяжскому проспекту есть небольшой сквер, в котором на предполагаемом месте дуэли Пушкина с Дантесом установлен монумент (1937); к нему ведет небольшая аллея, в начале которой две гранитные стелы — одна с памятной надписью о дуэли, другая со строчками из стихотворения Лермонтова «Смерть поэта».

Конюшенная пл., 1

В этой небольшой придворной церкви состоялось отпевание Пушкина, в церковь пускали по билетам и только высшее общество.

Гроб с телом поэта увезли к месту упокоения в Святогорский монастырь Псковской губернии тайно, ночью, дабы избежать народных прощаний.

Сопровождал тело один только Тургенев, и всю дорогу стоял на погребальной повозке старый слуга Александра Сергеевича — Никита Тимофеевич Козлов.

Источник: http://kofanova-and-literatura.blogspot.com/2016/06/blog-post_18.html

Ссылка на основную публикацию